Проектирование и реализация курса «Основы финансовой грамотности для дошкольников» в ДОО (72 ч.). Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с помощью игр и практик (72 часа)

Вероника Григорьева
Занятие для детей по финансовой грамотности, конспект игры «Мы, ребята, деловые»

Цель :

формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений

развитие экономического мышления у дошкольников

воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики

Задачи :

воспитать умение определять и различать потребности человека : жизненно важные, духовные, семейные потребности.

расширить представление детей о труде взрослых

уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара

формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи

Ход игры

Игра состоит из 4 раундов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко. Команда, набравшая большинство очков считается выигравшей. Дети делятся на две команды «Банкиры» и «Кассиры» . Один ребенок определяется воспитателем, как помощник ведущего. В его обязанности входит на магнитный мольберт прикреплять заработанные очки (магниты) за каждый ответ. Каждый раунд начинается и заканчивается звучанием гонга. Команде «Банкиры» раздаются красные сигнальные флажки, команде «Кассиры» - зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал флажок.

Раунд 1 «Потребности»

Ведущий : то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас вы нам поможете в этом разобраться. Первое задание для команды «Банкиры» . Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их.

На экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье) . Команда, давшая неправильный ответ передает право ответа команде - сопернику.

Ведущий : самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Определите потребности семьи.

На экран выводятся по одному слайду с изображением разных предметов для каждой команды. Дети выбирают картинки, где изображены потребности семьи (семейный отдых, совместный просмотр телевизора)

Ведущий : В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята , есть ли такие потребности, в которых человек нуждается, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? Сейчас попробуем в этом разобраться.

На экран для каждой команды выводятся по два слайда с набором разных предметов, среди которых дети выбирают духовные потребности (дружба, общение, семья, любовь)

Раунд 2 «Труд»

Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо трудиться. У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма «Нехочуха» про поведение мальчика-лентяя.

Проводится небольшая беседа :

Ведущий : У мальчика в комнате порядок?

Ответы детей : Нет, у мальчика в комнате бардак, он не бережёт свои вещи.

Ведущий : Как он разговаривает со своей бабушкой?

Ответы детей : Очень грубо и не почтительно разговаривает с бабушкой.

Ведущий : Как называется тот человек, который ничего не хочет делать и не хочет трудиться?

Ответы детей : Лентяй.

Ведущий : Как вы думаете, какое главное лекарство от лени?

Ответы детей : Это труд.

Ведущий : отгадайте какие пословицы о труде зашифрованы в картинках.

На экран выводятся по два задания для каждой команды.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Сделал дело , гуляй смело.

Ведущий : Ребята , как вы думаете, что такое профессия?

Ответы детей : Профессия – это труд.

Ведущий : Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Мы с вами знакомились со многими профессиями. И вот следующий вопрос. Участвуют обе команды. Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие. Вам предстоит перелет в другой город. Вы приезжаете в аэропорт и людей каких же профессий вы можете там встретить?

Ведущий : Кто управляет самолетом? (пилот)

Ведущий : Кто помогает в салоне пассажирам во время полета? (стюардесса)

Ведущий : Работник, который регулирует движение самолетов. (диспетчер)

Ведущий : Кто обеспечивает безопасность в аэропорту? (полицейские)

Ведущий : К кому можно обратиться в случае проблем со здоровьем? (врач)

Ведущий : Если получится так, что долго ждете своего рейса и уже порядком проголодались, кто вам приготовит и вас покормит? (повар)

Ведущий : Кто следит за чистотой? (уборщики)

Ведущий : Вдруг вам захочется какой-нибудь детский журнал, кто вам в это сможет его продать (продавец)

Команды отвечают по очереди, зарабатывая очки. Необходимо назвать не только профессию, но и указать результат труда, (какую потребность пассажира удовлетворяет данная профессия) .

Ведущий : Второй раунд игры закончен , объявляем физкультминутку.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

«Одежда»

Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко все развесим на веревках.

Раунд 3 «Товар»

Ведущий : Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется "Сигнальщики". Команда «Банкиры» поднимают красные флажки, если слышат, что речь идет о товаре, команда «Кассиры» поднимают зеленые флажки, если слышат, что речь идет не о товаре.

Фермер привез на рынок молоко (товар)

Папа починил детям игрушку (не товар)

Мама испекла пирог к празднику (не товар)

Плотник сделал шкаф и продал его (товар)

Маша сварила варенье для Миши (не товар)

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)

Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)

В издательстве напечатали много детских книг (товар)

Подведение итогов.

В следующем задании детям раздаются картинки с этапами производства молока и хлеба. Ребята должны стать по порядку этапов производства хлеба (подготовка почвы к посадке пшеницы (вспашка, посев, уборка урожая, транспортировка зерна, мукомольный завод, пекарня, транспортировка хлеба, хлеб в магазине) и этапов производства молока (телята, коровы пасутся, коровы на ферме доятся, молоко везет молоковоз на завод, упаковка молока, молоко на полке в магазине, молоко в холодильнике)

Ведущий : Цена товара зависит от того сколько труда вложено в его производство. Попробуйте определить, какой товар дороже на картинках, а какой дешевле.

На экран выводятся по 2 задания для каждой команды.

кукла в зимней одежде и кукла в простом платье

летняя и зимняя обувь

машинка простая и на пульте управления

печенье в упаковке и россыпью

Подведение итогов.

Раунд 4 «Семейный бюджет»

Каждой команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов :

Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.

Питание. В секторе – продукты питания. 5 свободных кружков для оплаты.

Одежда. В секторе – одежда и обувь. 4 свободных кружочка для оплаты.

Развлечения. В секторе – аквапарк 2 свободных кружочка для оплаты, зоопарк 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты кинотеатр.

Игрушки. В секторе – игрушки для мальчиков и для девочек по 1 свободному кружку для оплаты.

Сектор сюрприз

Ведущий : Ребята , представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста куда вы израсходуете деньги.

Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую»

Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты.

Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.

Детям предлагается пересмотреть свой бюджет. На выполнение и обсуждение двух заданий отводится по 1 минуте, в это время на экране песочные часы и отсчет времени.

После выполнения задания, выслушиваются ответы детей и подводяться итоги 4 раунда, а затем всей игры . Все участники игры получают поощрителные призы.

Ведущий : В игровой форме мы с вами научились основам финансовой грамотности . Спасибо всем за увлекательную и интересную игру.

Детский сад - идеальное время для начала развития навыков финансовой грамотности, поскольку дети узнают о монетах, потребностях и потребностях и о том, как тратить деньги. Тем не менее, обучение управлению деньгами для детей может быть сложным. Сегодняшние дети не так много подвержены наличным деньгам, как раньше, что может сделать деньги более неосязаемой и сложной концепцией.

Поначалу, говорит Левина Мария, исполнительный директор «Копейки за финансовую грамотность», ваш ребенок должен понять, что такое деньги, и что они имеют ценность. Затем, когда он начинает изучать, что значит тратить и экономить, используйте эти 11 советов для усиления финансовой грамотности.

Основы денег

  1. Ввести монеты и счета. Вводите монеты и банкноты по одному, начиная с копейки. Когда у вас есть мелочь, пусть ваш ребенок сортирует и подсчитывает монеты. Или пусть ребенок наведет порядок в вашем кошельке, складывая бумажки денег в порядке от наименьшего до наибольшего.
  2. Пусть Он заплатит. Когда ваш ребенок научится хоть немного считать и поймет для чего нудны "бумажки", пусть он заплатит за небольшие покупки. Когда вы платите наличными в продуктовом магазине, кафе-мороженое или кафе, пусть он оплачивает кассиру и принимает сдачу.
  3. Посетите Банк. Мария рекомендует брать вашего ребенка в банк почаще. Пока вы делаете снимаете деньги, открываете вклад или решаете другие вопросы, они узнают, кто работает в банке и где «хранятся» деньги.

Зарабатывать деньги

  1. Назначьте денежное пособие. Детский сад - хороший год для детей, чтобы начать получать "пособие" (карманные деньги).

    Установите пособие для детей в зависимости от ваших собственных финансов. Скажем 100 рублей в неделю, или 10 рублей в день. Однако вы не обязаны давать им деньги каждую неделю. Можно выдавать раз в неделю, раз в месяц или использовать другие стандарты;

  2. Запросите их услуги. Используйте интересы вашего ребенка, чтобы «использовать» их. Можете ли вы заплатить им, чтобы вывести собаку на задний двор? Или ваш ребенок любит помогать и хочет заполнить стиральную машинку за определенную плату? Обязательно отделите действия «плата за обслуживание» от общих ожиданий семьи (что делает вашу кровать или уборку), что все должны делать. Только не переборщите. ВСегда надо знать меру и платить не за каждое действие ребенка, а лишь за некоторые из них;
  3. Запустите микробизнес. Будь то лимонный стенд, остановка горячего яблочного сидра (со взрослым наблюдением) или закусочная на вечеринке в районе квартала, имеющей опыт продажи, научит вашего ребенка ценить деньги, которые они получают. Как только у них наличные деньги в кармане, пришло время начать управлять ими.

Управление деньгами: тратить, сохранять, делиться

  1. Сравнение покупок 101. Когда ваш ребенок узнает, как делать покупки в супермаркете или магазине игрушек - идеальное время, чтобы поговорить о ценах. Выберите два предмета, которые хочет ваш ребенок, и сравните цены. Что больше? Какой из них он мог бы купить и почему? Стоит ли дополнительно покупать пакет с персонажами?
  2. Задайте цель сохранения (копить деньги). Первая цель спасения вашего ребенка должна быть для забавной игры или игрушки. Опубликуйте фотографию своей цели на листе бумаги и нарисуйте шашки с денежными суммами, которые составляют ее цель (камни 5 рублей или 10 в зависимости от конечной цели). Затем, когда он экономит эти денежные суммы, цвет в ступеньках. Когда она наполнит все камни, пойдите по магазинам!
  3. Начните «Привычку делиться». Важная часть обмена деньгами. Для вашей семьи это может быть бросить несколько монет в копилку или позволить вашему ребенку пожертвовать на благотворительность. Примите участие в благотворительном мероприятии, чтобы они могли видеть, куда ушли деньги. Если ваш ребенок пожертвовал местному приюту для новорожденных, посетите его в приемный день.

Финансовая ответственность

  1. Учить выбор. По словам Джули Фелшоу (Julie Felshaw), специалиста по финансовому и экономическому образованию в государственном управлении штата Юта, деньги идут на выборы. Начните разговор о выборе, когда проблема не имеет ничего общего с деньгами. Например, что мы делаем, когда у нас есть пять тысяч рублей и шесть детей? Затем, представив ту же идею позже, когда задействуются деньги, у нас есть 10 тысяч рублей и мы хотим купить три вещи, которые в сумме стоят 11 тысяч рублей, что мы делаем?
  2. Будьте честны в своих финансах. Если вам нужно принять трудное финансовое решение, будьте честны с вашим ребенком. Вам не нужно рассказывать ему все, но обсудите, как это повлияет на него. Пока вы обсуждаете это не забудьте подчеркнуть, что, хотя деньги ценны, это не любовь, и это не безопасность. Это то, для чего ты здесь.

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция

Конспект нод по финансовой граммотности в старшей группе.

Цель: раскрыть сущность понятия "деньги" , "монета" , "банкнота", "пластиковая карта" ; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение

Линёвский муниципальный детский сад

№ 2 « Ромашка»

Конспект НОД в старшей группе

По финансовой грамотности

Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Подготовила воспитатель

Военмастер Елена Борисовна

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, просмотр мультфильма.

Оборудование:

Мяч

Копилка с набором разных монет и банкнот;

Изображение пластиковой карты;

Бумага и цветные карандаши.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота

Организация детской деятельности.

– Ребята, наш кот Белобок нашёл интересный предмет и принёс его нам.

Воспитатель демонстрирует копилку.

Что это такое?

Для чего же нужна эта копилка?

Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?) ;

для оплаты услуг (уточнить, каких именно) ;

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью ) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

Если мы едим на автобусе, мы платим?

Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

3. Беседа о монетах.

А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

Как можно назвать эти деньги?

Банкноты. А какие они?

Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

4. – Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется « Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.(пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы.

Просмотр мультфильма.

Что удобнее носить с собой:наличные (монеты,банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)

(Физ.минутка)

5. – Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса, в котором живут Белобок и его друзья. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

6. Заключительная часть.

О чем мы сегодня говорили?

Какие бывают деньги?

Чем отличается монета от банкноты?

Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?

(Наличные деньги).

А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).


Евгения Коркунова
Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист»

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

1) расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

2) развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3) воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии, презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: творчески - познавательный.

Участники проекта: дети подготовительной группы; воспитатели группы; работники детского сада; родители.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

Подготовительный этап

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

1) Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

2) Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями

3) Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

4) Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых.

Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Основной этап

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

Мероприятия по работе с детьми:

чтение художественной литературы,

просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,

экскурсии,

наблюдения,

рисование,

аппликации,

дидактические игры.

1) Мероприятия по работе с педагогами и родителями:

использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,

использование мультимедийной презентации,

изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр

Заключительный этап

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:

1) Изготовление альбома «Магазин», меню для «Кафе», другой материал для сюжетно-ролевых игр.

2) Оформление фото выставки.

3) Привлечение родителей в сюжетно –ролевую игру «Магазин».

Ожидаемые результаты реализации этого проекта:

Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся

устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах

жизнедеятельности;

Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

Дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной

проблемы;

Педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.

1. «В магазине» Цель: Закрепление у детей знаний о продуктовых магазинах.

2. «Все профессии важны» Цель: Закрепление знаний о профессиях – продавец, администратор, кассир, директор и их обязанности.

3. «Деньги» Цель: Продолжать закреплять знания у детей о деньгах.

Консультации для родителей:

1. «Играем вместе с детьми».

2. "Сюжетно-ролевые игры в жизни детей"

3. «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

4. «Взрослые, дети, игра»

Художественная деятельность:

1. Изготовление вывески, чеки, пригласительные на открытие магазина, пластиковые карточки для игры «Магазин»

1. Сюжетно – ролевая игра вместе с родителями «Супермаркет»

НОД «Знакомство с деньгами»

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;

Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;

Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;

Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.

К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?

Д: Здравствуй

В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?

Варианты ответов.

Д: Варианты ответов.

К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Д: Варианты ответов.

К: В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.

К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям. https://www.youtube.com/watch?v=Rw4gcroLNBw&t=138s

В: Ребята, какие были деньги в мультфильме?

Д/и: «Что когда было?»

Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.

Физминутка: «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?

Какие желания были у девочки?

К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

В: Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом. Магазине

В: Что загадывала девочка из сказки?

Д: Куклы, баранки, велосипеды.

К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.

Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.

Кот ученый рассматривает рисунки детей.

«Экскурсия в магазин»

Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями

города их назначением магазин «Продукты»;

профессии людей продавец продуктового магазина,

Ход экскурсии:

В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним как мы можем узнать сколько стоит еда или игрушка?.

ответы детей

В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.

Что могут продать детям?

Ответы детей.

В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.

А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?

Д: Пройти с ним на кассу.

В: Как называется человек, который продает в магазине продукты?

Д: Продавец

В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Виктория», есть продавец и на кассе работает кассир.

В: А что потом мы делаем?

Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.

А откуда мы с вами берем деньги?

Ответы детей

В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем их за работу. Какие профессии вы знаете?

Экскурсия в магазин

В: Ребята, что мы видим в магазине?

Д: еду, продукты, чай и т. д.

В: Правильно, мы с вами видим продукты, значит этот магазин называется продуктовый.

Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?

Д: Пройти на кассу и оплатить.

В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?

В: Ребята, кого мамы уже отправляют в магазин?

Как вы думаете, что поможет купить все, что надо в магазине?

А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?

Ответы детей

В: Надо аккуратно пользоваться деньгами, чтобы они не потерялись.

Сюжетно – ролевая игра «Виктория»

Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;

закреплять знания о деньгах;

продолжать формировать интерес детей к игре;

воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.

Ход игры:

(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)

В: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине?

Можно отходить далеко от родителей в магазине?

Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.

Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).

Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар

Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?

Покупатель: Спасибо сейчас сам.

(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара)

Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит.

Продавец: Вот вам карта скидок.

Все продукты на витрине:

чай, конфеты, колбаса –

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте.

Деньги в кассу отдавайте.

Покупатели расходятся по отделам.

В нашем городе наступил вечер.

Рабочий день закончился.

Закрываются магазины.

В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются.