Гендерные различия в подростковом возрасте. Гендерная специфика отношений

Вопрос о гендерных различиях при социализации широко обсуждают в кросс-культурной литературе о тендерных различиях в поведении. Манро и Манро пришли к выводу, что существуют модальные тендерные различия поведения в каждом обществе, и что в каждом обществе происходит определенное разделение труда по тендерному признаку. Эти два феномена, помимо того, что они универсальны, по-видимому, также взаимосвязаны функционально.

Соответствие между тендерными различиями в процессе социализации увеличивается, и они становятся более заметными и сильнее проявляются. Тот факт, что мужчины и женщины поступают по-разному, неудивителен, но все же вызывает интересные вопросы. Например, наблюдались ли во всех обществах различные врожденные тенденции поведения мужчин и женщин, а также - формировались ли в обществах особые практики социализации, чтобы усилить эти биологически обусловленные тенденции? Или же на общественные практики социализации просто влияют определенные физические различия между мужчинами и женщинами, наряду с теми практиками, которые отвечают за различия их поведения? (см. обсуждение этих возможностей в гл. 3.)

Рискуя все чрезмерно упростить, мы можем подвести итог по тендерным различиям в поведении, как они представлены в исследованиях, которые базируются на HRAF. Данные показывают, что мужчины более самоуверенны, более ориентированы на достижение цели и доминирование, а женщины социально более ответственны, пассивны и покорны. Объяснить это можно тем, что различия поведения являются всего лишь итогом, пусть он почти универсален и практически никогда не обратим. Он варьирует в диапазоне от весьма больших величин фактически до нуля. Удовлетворительные аргументы объясняют как универсальность направленности различий, так и вариации величины различий.

При таком объяснении учтены экономические факты, включая разделение труда и практики социализации. Аргументация восходит к ранним антропологическим исследованиям которые показывают, что разделение труда по полу универсально или почти универсально и весьма последовательно по содержанию. Например, почти во всех обществах пищу готовят преимущественно женщины. За заботу о детях, как правило, тоже отвечают они. Иногда эту обязанность выполняют совместно, но ни в одном обществе основная ответственность за этот процесс не является модальной практикой для мужчин. Эти различия часто рассматривают как те, что проистекают из биологически обусловленных, физических (а не поведенческих) различий, особенно из-за меньшей общей физической силы женщин и, более всего, из-за ее функций деторождения и заботы о ребенке. Отличные экономические роли мужчин и женщин, где последним отводится, главным образом, работа по дому, являются функциональным откликом. Вторым аргументом было предположение, что дифференцированная социализация развивалась как средство подготовки детей к принятию на себя обусловленных полом взрослых ролей. Следовательно, различия в поведении лучше всего рассматривать как продукт различных акцентов социализации, наряду с теми из них, которые, в свою очередь, отражают различные виды взрослой деятельности и надлежащим образом обучают ей.

Расширение экологической модели Барри (1976а) Ван Левеном дополняет его доказательство таким образом, что оно может согласовывать другие аспекты способов добывания пропитания и вариации уровня половых различий в поведении. Так, в оседлых обществах с высоким уровнем накопления продовольствия женщины не только должны больше обучаться заботе о младших и уступчивости, но и их обучение значительно отличается от обучения мужчин. В обществах с низким уровнем накопления продовольствия, например, собирателей и охотников, разделение труда по половому признаку меньше проявляется и меньше потребность в том, чтобы обучать какой-либо из полов быть уступчивым. Часто в таких обществах (по крайней мере, в обществах собирателей, если не в обществах, охотников, как мы увидим ниже) вклад женщин в основную деятельность по добыче пропитания является ее неотъемлемой частью. Следовательно, работа женщин ценится мужчинами, которые в этом случае не склонны умалять заслуги женщин или настаивать на их подчинении.

Разделение труда различается в разных культурах, в том числе, и по уровню занятости женщин в добыче пропитания. Их участие в такой деятельности может быть относительно низким или высоким, в зависимости от вида деятельности. Например, если продовольствие добывают собирательством, уровень женского участия обычно высок. В одиннадцати из четырнадцати (79%) обществ собирателей, о которых сообщалось в этнографических докладах, вклад женщин был велик. Напротив, только в двух из шестнадцати (13%) обществ охотников женщины вносили большой вклад. Женщины более склонны вносить относительно большой вклад в добычу пропитания там, где основной деятельностью является либо собирательство, либо земледелие (но не интенсивное земледелие), и он менее велик там, где необходимо заниматься растениеводством, интенсивным земледелием, ловлей рыбы или охотой.

Каковы последствия изменения роли женщины в добыче пропитания? Шлегель и Барри пришли к выводу, что два набора культурных особенностей, адаптивных и установочных, ассоциировались с вкладом женщин в добычу пропитания. Там, где женщины играли относительно большую роль в добыче пропитания, превалировали такие характерные особенности, как многоженство, экзогамия, выкуп невесты, контроль над рождаемостью и ориентированное на трудовую деятельность обучение девочек. При этих условиях женщин ценили достаточно высоко, предоставляли им большую свободу и, в целом, с меньшей долей вероятности воспринимали их только как объекты для удовлетворения сексуальных потребностей мужчины и для рождения детей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что женщины действительно ведут себя иначе, чем мужчины; эти различия мы исследуем более подробно в следующей главе. Очевидно, на эти тендерные различия сильно влияют культурные факторы, которые действуют через практики социализации и отражают экологические факторы. Как последовательность кросс-культурных данных, так и изменения от общества к обществу, помогают нам понять, как различаются культурные практики для обоих полов, и как люди стараются вести себя в соответствии с ними.

«Мужчины с Марса, женщины с Венеры» - австралийский нейропсихолог Корделия Файн категорически не согласна с этим популярным высказыванием. Она много лет изучает влияние пола на структуру мозга. В книге «Тестостерон Рекс» Файн на основе целого ряда научных экспериментов остроумно мифы о так называемом «гендерном сознании». В сентябре 2017 года книга получила самую престижную премию для научно-популярной литературы - «Научный Букер».

Миф № 1. Мужчины более склонны к беспорядочным половым связям

В середине XX века британский биолог Ангус Бейтмен провел серию экспериментов на плодовых мушках. Результаты и стали основой для заявления о различиях в процессе эволюции между мужчинами и женщинами.

Бейтмен, подхватив теорию Дарвина о половом отборе, пытался понять механизмы, которые заставляют самцов состязаться, а самок - выбирать между ними. Исследователь провел шесть серий экспериментов, в которых самцы и самки плодовых мушек были заперты вместе в стеклянных контейнерах на 3-4 дня.

Бейтмен пришел к выводу: репродуктивный успех мужских особей возрастает благодаря промискуитету (беспорядочным половым связям), а женский - нет.

Позже эту теорию развил биолог Роберт Трайверс, который указал на неравные затраты женщин и мужчин на воспроизводство потомства. Согласно этой идее, женский пол посвящает этой цели больше сил, поэтому выбирает лучшего самца из возможных. Самцы, соответственно, на производство потомства тратят меньше энергии, поэтому могут чаще отправляться на поиски нового партнера.

Эти теории считались универсальными принципами, пока современные эволюционные биологи Брайан Снайдер и Патриша Говэти не решили перепроверить эксперимент с мушками.

Благодаря компьютерным технологиям и современным статистическим методам исследователи обнаружили ряд проблем. Во-первых, Бейтмен подсчитывал лишь выжившее потомство, оставив без внимания большое количество особей. Во-вторых, Бейтмен сделал вывод о том, что самцы более подвержены промискуитету, основываясь лишь на двух последних сериях эксперимента. Оказывается, что в первых четырех сериях именно самки показали больший репродуктивный успех, причем с большим числом партнеров.

Однако Бейтмен почему-то предпочел не замечать, что и самки, и самцы мушек ведут одинаково беспорядочную половую жизнь.

Более того, в 2012 году в академическом журнале поведенческой экологии опубликовали список из 39 видов животного царства (в том числе и приматов), «у которых женский промискуитет приводит к большему репродуктивному успеху». То есть самки не ждут самцов. Они действуют активно, конкурируют с другими самками за самцов. В животном мире нет единых половых ролей и, соответственно, утверждение, что «мужчины активны, женщины пассивны», полная чепуха.

Миф № 2. Мужчины более плодовиты

Согласно статистическим данным, женщина в «оптимальных» условиях может родить около 15 детей за всю свою жизнь. В среднем женщина в состоянии родить 10-11 детей за всю свою жизнь. Это внушительный уровень рождаемости, который установили женщины из религиозной секты гуттеритов в начале XX века. Однако в отношении мужчин часто замечают: они способны на гораздо большее. Вот что пишет психолог Дэвид Шмитт из университета Брэдли: «Представьте, что за один год один мужчина может произвести на свет ни много ни мало сотню детей, спариваясь с сотней женщин». Так ли это или где-то здесь подвох?

У здоровых пар беременность в результате единственного полового акта возникает примерно в 3% случаев.

Несложно подсчитать, что шанс производить сотни младенцев в год для одного мужчины равен 0,000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 748. Чтобы было понятнее: шанс погибнуть в течение жизни от метеорита равняется 0,000 004.

Чтобы мужчина мог соревноваться с женщиной в производстве детей и зачать более одного ребенка в год, ему придется заниматься сексом не менее чем с 113 женщинами в течение 365 дней. Довольно трудозатратная задача.

Миф № 3. Мужчины полигамны, а женщины моногамны

Эволюционные психологи опровергают, что мужчин интересует лишь секс без обязательств, а женщины предпочитают моногамию. Делая выводы о сексуальной активности женщин и мужчин, люди чаще всего полагаются на их высказывания. . Мужчины и женщины склонны приукрашивать информацию о количестве половых контактов, чтобы вписываться в общественные нормы. Мужчины обычно преувеличивают, женщины, наоборот, занижают цифры.

Согласно Британскому опросу об отношении к сексу со случайной выборкой в 12 тысяч человек, мужчины 16–17 лет в среднем сообщают о большем числе сексуальных партнерш, чем женщины того же возраста. На самом деле на протяжении жизни среднее число партнеров составляет 6 у мужчин и 4 у женщин.

По тем же данным, большинство мужчин и женщин предпочитают отношения сексуальной исключительности (то есть жить с постоянным партнером и дать обещание не заниматься сексом с другими). Согласно статистике, так поступают 80% мужчин и 89% женщин. В старшей подвыборке (35-44 года) разрыв между ними сокращается - 86% мужчин и 92% женщин.

Миф № 4. Женщины меньше хотят секса

Существует исследования, поддерживающие миф о существенных различиях в сексуальных потребностях мужчин и женщин. В одном из них Рассел Кларк и Элейн Хэтфилд использовали привлекательных актеров. Эти актеры (девушки и юноши) гуляли по университетскому городку, подходили к людям противоположного пола, делали им комплимент и задавали один из трех вопросов: «Может, вместе поужинаем?», «Заглянешь ко мне вечером?» или «Хочешь провести со мной ночь?».

Мужчины и женщины в равной степени соглашались на свидания (около 50%). 69% мужчин согласились посетить квартиру женщины и еще больше - провести с ней ночь. Однако очень мало женщин согласились отправиться в квартиру мужчины и ни одна - провести ночь с незнакомцем.

Похожие опросы проводились в Дании и Франции, - со схожими результатами. Однако исследования такого рода нельзя считать корректными. Это всего лишь ролевая игра, и мы не можем знать, сколько женщин согласилось бы на секс после первого свидания. Кроме того, мужчины могли не принять всерьез неправдоподобное сексуальное приглашение со стороны женщины и ответить «Да» просто так или, возможно, решив, что где-то спрятана скрытая камера и это розыгрыш.

Когда подобное исследование проводилось в письменной форме, мужчины гораздо чаще отвечали на предложение секса отказом. Некоторые говорили о том, что это слишком прямолинейно и вызывает подозрения.

Объяснить же женское недоверие к предложению секса довольно просто. Женщины небезосновательно опасаются за свою безопасность или не хотят поощрять навязчивого ухажера. Получается, что в рамках одного исследования мужчины и женщины как бы участвовали в разных экспериментах. Кроме того, в дело вмешивались двойные стандарты современного общества. Первый из них: женщин в соответствии с их сексуальными желаниями делят на «хороших» и «развратных». Мужчин - нет. Еще один двойной стандарт: случайный секс чаще не оправдывает ожидания женщин, чем мужчин: женщины лишь в 11% случаев испытывают оргазм при «случайной встрече».

Если бы была возможность исключить фактор общественного давления, то при обсуждении сексуального контакта гендерный фактор, вероятнее всего, не играл бы существенной роли.

Миф № 5. Мужчины обращают больше внимания на физические параметры сексуального партнера

С репродуктивной точки зрения и мужчины, и женщины в равной степени рассматривают красоту и юность как притягательные качества. Не только мужчины обращают внимание на внешность партнера. Некоторые эволюционные психологи полагают, что женщины ищут случайных сексуальных встреч с мужчинами с хорошей генетикой, а привлекательные лицо и тело являются наглядной рекламой их превосходных генов.

Мужчина, в свою очередь, выбирает женщину не только благодаря ее внешности, но и исходя из ее социального статуса и заработка.

Между 1938 и 2008 годами социальный баланс в человеческом сообществе изменился, традиционные роли мужа-кормильца и жены-домохозяйки стали менее выраженными. Для мужчин теперь важны финансовые перспективы партнерши и ее образование. Кулинарным и хозяйственным способностям они уделяют все меньше внимания.

Согласно данным сайтов интернет-знакомств, женщины могут использовать высокий финансовый доход или хорошее образование как способ завлечь красавца или более молодого партнера. Так что этими уловками сегодня пользуются не только мужчины.

Миф № 6. Мозг мужчин и женщин отличается

Категория пола влияет на наше восприятие мира. Первое, что мы узнаем о ребенке при его рождении, - это пол. Мы указываем пол практически в каждой анкете. В большинстве стран по закону человек может быть либо мужчиной, либо женщиной. Пол встроен в языки мира с помощью местоимений, имен, форм обращения. Есть и социальные маркеры, например, мода. Классический научный взгляд предполагает, что пол диктует не только внешние физические различия, но и влияет на мозг.

Однако формирование мозга - сложный процесс, в котором играют роль множество факторов. Ученые из Тель-Авивского университета, Общества Макса Планка и Цюрихского университета вместе проанализировали 1400 визуализаций человеческого мозга. Сначала они определили около десяти крупнейших гендерных различий. Однако эти различия не были существенными.

Более того, выяснилось, что примерно у одной женщины из пяти мозг больше похож на «мужской», чем у среднестатистического мужчины.

Соответственно, различия в мозге определяются не только полом, но и возрастом, средой и генами. Согласно этому исследованию, от 23% до 53% индивидов обладают мозгом, в котором сочетаются мужские и женские черты (в зависимости от выборок, типов измерений и методов анализа данных). Процент людей, чей мозг был однозначно «женским» или «мужским», очень мал: от 0% до 8%. Получается, что пол - недостаточно сильный фактор, по которому можно судить о мышлении и тем более - о структуре мозга.

Миф № 7. Мужчины более склонны к риску

Рискованное поведение потенциально позволяет достичь желаемой цели, но может привести и к неудаче. Чаще всего склонность к риску приписывают мужчинам (они дерутся, играют в азартные игры, гоняют на машинах). Однако в последнее десятилетие появились факты, указывающие на то, что склонность к риску - это личностная черта, она не зависит от пола.

Элке Вебер, исследователь из Колумбийского университета, опросил несколько сотен американских студентов и выявил, насколько они склонны рисковать в шести разных сферах: азартных играх, финансах, здоровье, отдыхе, общении и этике.

«Склонность к риску не была однозначна, - рассказывал ученый о результатах. - Человек, который с радостью просаживал недельный заработок на скачках, не был более склонен прыгнуть с моста на тарзанке, вкладываться в спекулятивные акции или воровать кабельные каналы, чем человек, который, скорее, спустит долларовые купюры в туалет, чем поставит их на лошадь».

Вебер обнаружил, что люди рискуют ради выгоды, причем как мужчины, так и женщины. Различия в рискованном поведении объясняется прежде всего тем, как люди оценивают свою выгоду в данном конкретном случае. Склонность к риску меняется и в зависимости от возраста.

Кроме того, обычно упускают из вида такие области женского риска, как чирлидерство или способность бросить работу после рождения ребенка (это высокий экономический риск, ведь число разводов приближается к 50% от числа браков). Несколько исследований также обнаружили, что женщины чаще рискуют, когда есть малый шанс выгоды при малых затратах (например, попытаться отдать готовый сценарий в голливудскую студию или позвонить на радио во время рекламной акции).

Миф № 8. Тестостерон - мужской гормон

Нейробиолог Джо Герберт, автор книги «Тестостерон: секс, власть и воля к победе» пишет: «Тестостерон отвечает за очень многое. Его задача - влиять на тело и мозг, развивать сексуальность. Но гормон также заставляет мужчин радоваться риску, состязаться и прибегать к агрессии, чтобы получить желаемое, стремиться к превосходству над другими мужчинами и гневно отражать набеги на свою территорию».

Эндокринолог Ричард Фрэнсис ввел термин «Тестостерон Рекс», чтобы высмеять ошибочное восприятие этого гормона как «суперактиватора», который решает все проблемы.

Тем не менее многие ученые по-прежнему считают, что именно тестостерон влияет на поведение (в частности, на агрессивность) и отличает мужчин и женщин друг от друга.

Он может помочь приспособиться к обстоятельствам: физическим, социальным и возрастным. Гормон влияет на тело и определяет его как мужское или женское. Уровень тестостерона в крови мужчин выше, чем у женщин, всего на 10-15%.

В течение жизни количество тестостерона в крови может быть различным. У одного из шести ведущих спортсменов после международных соревнований уровень гормона ниже нормы. Поэтому количество тестостерона никак не влияет на способность состязаться.

Суть в том, что не гормоны провоцируют поведение человека, а ситуация, в которую он попал, провоцирует их выработку. «Тестостерон свергнут с трона: он становится всего лишь посредником между социальным миром и мозгом. Измените мир, и вы сможете изменить тестостерон - и мозг», - утверждает эндокринолог.

Результаты исследования отставных военных летчиков показали, что тестостерон повышается в годы развода и снижается в годы брака. Уровень тестостерона также зависит от проявления заботы. Ли Геттлер, антрополог из Университета Нотр-Дам, обнаружил, что отцовство снижает уровень тестостерона только у тех мужчин, которые больше проводят времени со своим ребенком. Иными словами, не пониженный тестостерон заставляет мужчин становиться заботливыми отцами, а их забота понижает уровень гормона в крови.

В другом эксперименте было показано, что обладание властью не влияет на тестостерон мужчин, а вот у женщин во властной позиции уровень этого гормона значительно повышается.

На жизненную позицию человека, его мировоззрение, ценностные ориентации, в том числе в области семейных отношений, влияет ряд некоторых особенностей и различий: личностных, возрастных, гендерных. Для нас наиболее интересны последние.

Само понятие “гендер” стало использоваться относительно недавно, оно определяется как “социально-психологический пол” и используется для описания социально-психологических характеристик пола в отличие от биологических .

Гендер (gender)

1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу.

2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.

В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин "нормативное давление" описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем, таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип

поведения, когда человек полностью согласен с нормами - одобрение, интернализация. Третьим типом является - идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Гендер устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Считается, что впервые термин "гендер" был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд "Пол и гендер": про развитие мужественности и женственности. По мнению Р. Столлера, гендер – это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях, достаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол .

Различия между мужчиной и женщиной привлекают большее внимание исследователей. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных.

Рассмотрим различия между мужчиной и женщиной.

Психологические различия

Психологические различия между полами ученые исследуют уже давно, пытаясь найти им объяснение издревле сложившихся стереотипов поведения. Казалось бы, самой природой предназначено мужчине охотиться, ради пропитания и сражаться с врагами, а женщине – баюкать дитя и поддерживать огонь в очаге. А. Гезель обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая. Сравнение интеллекта и способностей показало различия: женщины по сравнению с мужчинами, обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи, однако общий показатель интеллекта у мужчин несколько выше. Восприятие и внимание к изменению деталей обычно лучше развиты у женской части популяции, однако при этом они чаще ошибаются в оценке пространственных отношений. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. В. М. Русалов обнаружил различия в исследовании темпераментных особенностей. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, а у мужчин – показатели энергичности, пластичности и индивидуального темпа .

Проявления эмоциональности можно представить в виде таблицы в сравнении :


По сравнению с женщиной мужчина По сравнению с мужчиной женщина
1. Рационален 1. Чувствительная
2.тверд 2. Гибкая
3. Решителен, склонен к риску 3. Эмоциональная
4. Уверен в себе 4. Отзывчивая
5. Сдержан 5. Тревожная
6. Агрессивен 6. Осторожная
7. Предприимчив 7. Сострадательна
8. Активен 8. Исполнительна
9. Индивидуалист 9. Старательна
10. Замкнут 10. Коллективистка
11. Молчалив 11.общительна

Мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышлении, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, а женщины – легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, эмпатичностью, заботливостью.

Гендерная вариативность речевого поведения

Женщины чаще говорят от первого лица, а мужчины в безличной форме. Женщины реже перебивают собеседника, говорят на более правильном, литературном языке. Их язык избегает фривольностей, резкости, подшучивания, обзываний, слэнга и т.д. женщины предпочитаю общаться инвертированным порядком слов, в их речи имеется больше незаконченных предложений, имеющий свой выразительный подтекст. Женский язык более точен. Как правило, фемининные индивиды бывают лучше ориентированны в названиях цветовой гаммы, в случае использования их в своей работе, а мускулинные личности по этой же причине пользуются терминами, связанными с различным техническим инструментарием. С целью демонстрации своей принадлежности к фемининной субкультуре люди довольно часто перенасыщают речь прилагательными. Обнаружено, что мужской речи свойственны: настойчивость, требовательность, авторитарность, стремление захватить инициативу в разговоре, агрессивность. Мускулинные индивиды, обозначая свою субкультуру, склоны к использованию грубой, ненормативной лексики. Однако в использовании ненормативной лексики мужчины и женщины могут демонстрировать гораздо больше сходства, чем различия, то есть это- вопрос гендерной идентификации, а не половой принадлежности .

Гендер и невербальные средства общения

Межличностное общение в значительной степени осуществляется через невербальные средства коммуникации, которые усиливают или ослабляют речевые воздействия, способствуют определению гендерной идентичности партнеров по общению. В невербальном общении личности ее гендерная идентичность выражается через экспрессивность, невербальную чувствительность, пространственное и тактильное поведение. Во многих исследованиях принято считать женщин склонными к улыбке, чем мужчин, психологи пришли к выводу о том, что это невербальное проявление поведения также связано с гендерной идентичностью. Другой элемент невербального поведения – контакт глаз - также взаимосвязан с гендерными характеристиками. Женщины чаще и дольше смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, а у мужчин не наблюдается значимых различий в частоте смотрения в периоды слушания и говорения. При изучении тактильного поведения отмечено, что мужчины чаще используют прикосновения к другим, а женщины чаще прикасаются друг к другу, их прикосновения более интимны .

Взаимопонимание и гендер

Возникновение и успешное развитие отношений, как и процесса межличностного общения, возможно лишь в том случае, если между его участниками установлено взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают характеристики, чувства, намерение друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые складываются между ними, и способы, с помощью которых будет осуществляться совместная работа. Основными источниками формирования представлений о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. Внешность, прежде всего очертания прически, позволяет нам конструировать образ гендерной идентичности партнера. На интерпретацию внешнего облика партнера по общению влияет маскулинность- фемининность партнеров общения, проявляющиеся в их гендерной интерпретационной схеме, позволяющей наделять их определенными гендерными характеристиками и вписывать их в определенные модели гендерных отношений .

Особенности морального сознания у мужчин и женщин

В своих исследованиях моральных отношений людей Л. Колберг выделил основу – личную честность и уважение прав других. Проявления "мужской и женской" морали отмечались многие исследования. Так, ранжируя по значимости 15 терминальных ценностей М. Рокича, российские женщины ответили " честности" 7-е место, а "правдивости"- 11-е. Мужчины "честность" поставили на 6-е место, а "правдивость" на 9-е. В США мужчины, и женщины отводят указанным ценностям 1-е и 2-е места.

У мужчин ложь и обман, как правило, бывают ситуативными: они точнее женщин могут описать ситуацию, в которых лгут, и отчетливо осознают, зачем, с какой целью они это делают. А поскольку они знают обстоятельства, в которых нарушают известную им моральную норму, то критичнее женщин относятся к собственной честности. Описывая сущность лжи и обмана, мужчины обычно дают когнитивную и моральную оценку суждений, не соответствующих объективной реальности. Женщины подчеркивают, что в общении наиболее сильное эмоциональное впечатление у них вызывает не искажение фактов, а ложь и обман (иногда свои, иногда чужие) с целью сокрытия или представлении в неверном свете подлинных мыслей и чувств .

Сравним личностные качества, которые более развиты у мужчин и женщин, и представим в виде таблицы .

У мужчин У женщин
1. Логика 1. Интуиция
2. Обобщение 2. Анализ
3. Восприятие в целом 3. Внимание к детям
4. Склонность к абстракциям 4. Конкретика
5. Романтизм 5. Практицизм
6. Ориентация в пространстве и времени 6. Ловкость и чуткость рук
7. Техническая направленность 7.гуманитарная направленность
8. Мотив достижения успеха 8. Мотив отношения с окружающими
9. Стремление к лидерству 9. Умение подчиняться
10. Склонность к новаторству 10. Следовать правилам
11. Желание быть первым у женщин 11. Желание быть единственной

На основании таблицы мы можем сделать вывод, что личностные качества представляют собой специфическую конструкцию психологических черт, поведенческих моделей которые раскрываются в мужских и женских сферах деятельности.

Гендерные характеристики влияния

В процессе общения люди сознательно или неосознанно воздействуют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Целью влияния является реализация человеком своих личностных потребностей, которые сопряжены с гендерными характеристиками человека.

Спектр воздействия достаточно широк. Женщины с выраженной способностью личного влияния (впрочем, как и мужчины) отличаются от среднестатистической выборки своего пола и являются нетипичными женщинами. По отдельным своим свойствам они приближаются к среднестатистическим мужчинам. Исследователи данного феномена дают этому следующее объяснение: чтобы влиять на других людей, мужчинам и женщинам необходимо более широкий спектр свойств, включающий как мускулинные, так и фемининные черты. По мнению В. М. Погольши, именно андрогинность способствует более полному развитию и реализации социально- психологического потенциала личного влияния, позволяет наилучшим образом адаптироваться к окружающей обстановке, к конкретному человеку или ситуации и параллельно изменять их. Влиятельные женщины способны приобретать черты, свойственные противоположному полу. Так, женщины к своим женским чертам – пониманию, мотивации помощи, эмпатии, невротичности, общительности, добавляют черты, свойственные в целом мужской выборке в виде агрессивности, уверенности, мотива достижения .

Таким образом, различия между мужчиной и женщиной – интеллектуальные, эмоциональные – существуют, но они скорее носят качественный характер. Мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающую действительность, по-разному ее оценивают. Существуют различия в успешности деятельности, в способностях к созданию нового, имеющие причинами как социокультурную действительность, так и биологическую природу. Генетически мужчина и женщина приспособлены в процессе развития для выполнения различных функций: мужчины создают новое, женщины сохраняют. Эта общая закономерность находит свое выражение в интеллектуальных различиях, в частности, в креативности.

Женщины ищут постоянства и определенности, при этом постоянно меняются, приспосабливаясь к обстоятельствам. Мужчины стремятся к новизне, но их основные личностные характеристики не меняются, и они приспосабливают обстановку к себе, насколько это возможно.

Гендерная идентичность

Одним из основных вопросов гендерной психологии был вопрос о половой самоидентификации индивида (гендерной идентичности). Социальные психологи находят, что ребенок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом . Ими было обнаружено, что маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

Соответственно, согласно этой теории, девочки психологически становятся фемининными, а в мальчиках социум развивает традиционно маскулинные качества личности. В реальности же каждый человек сочетает в себе как маскулинные, так и фемининные качества, и общество представляет собой характерологический континуум личностей, причем мужчина или женщина может соответствовать любой точке этой характерологической шкалы, и можно встретить как маскулинизированную женщину, так и феминизированного мужчину. Сложно оказалось однозначно определить и свойства характера, которые следует относить к типично мужским или типично женским, так как зачастую в одних этносах они считаются свойственными одному полу, а в другом - другому.

Эта концепция послужила основой для теоретического обоснования операций по конверсии (изменению) пола у младенцев с невыраженными половыми органами или поврежденными при рождении или неудачных хирургических операциях.

Однако это встречало активное сопротивление со стороны представителей нейронаук . Споры вокруг конвертирующих операций достигли внимания общественности в 1997 году, когда был опубликован рассказ о жизни человека по имени «John/Joan», получивший Национальную премию по журналистике. «John/Joan», известный в настоящее время как Дэвид Реймер (David Reimer), родился в 1965 г. вместе с другим братом-близнецом и был назван Брюсом. Но предпринятое в 8 месяцев обрезание привело к несчастью - потере пениса, после чего ребенок был кастрирован в 22 месяца и переименован в Бренду. Случай был оценен в литературе как потрясающий успех Хопкинсовского психолога Джона Мани (John Money), который был автором самого термина «гендер», он послужил прецедентом для многих других. В действительности же дело обстояло вовсе не так благополучно.

Бренда, которая всегда чувствовала себя неуютно в своем разодетом в платья теле, пережила ужасное детство, полное замешательства и безжалостных насмешек, и в сущности не воспринимала себя как девочку. Она была склонна к мальчишеским занятиям, увлечениям и поведению. Когда в 14 лет ей наконец рассказали правду, она немедленно с чувством глубокой удовлетворенности и облегчением стала Дэвидом. В итоге Дэвид женился, принял детей жены и сегодня он уже дедушка.

Медицинское сообщество также узнало правду о случае Дэвида и пришло в неизбежное замешательство: возможно тысячи проделанных хирургических конверсий привели к страданию людей. В своем докладе профессор анатомии и репродуктивной биологии Гавайского университета Milton Diamond, и психиатр Keith Sigmundson поведали миру об ужасающем прошлом Дэвида. Оба исследователя не случайно занялись данной проблемой: Даймонд был одним из команды ученых Канзасского университета, выявивших в 1959 г. маскулинизирующий эффект тестостерона на внутриутробное развитие морских свинок, а Сигмундсон был психиатром несчастного Реймера в его родном городе Уиннипег.

Данный случай послужил импульсом для начала широких ретроспективных исследований случаев конверсии пола у младенцев, которые выявили множество аналогичных историй и тем самым нанесли серьезнейший удар по социальной теории половой самоидентификации у детей. К сожалению, даже в современных учебных пособиях эти клинические данные не всегда находят отражения (например, Шон Берн. Гендерная психология; Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006).

Также объектом острых дискуссий, нередко принимающих политический характер, становится предметная область деятельности человека в зависимости от пола. Многими профессиями, ранее считавшимися исключительно мужскими, стали овладевать и женщины. Большой материал принесли и кросс-культурные исследования (например, Маргарет Мид), из которых следовало, что деятельность по признаку пола определяется культурными установками, могущими быть разными в разных этносах. Соответственно, и деятельность не может однозначно определяться как природно предопределенная для какого-то одного из полов.

Однако все же существуют определенные корреляции между мужскими и женскими традициями в различных культурах относительно предметных занятий, что может косвенно свидетельствовать в пользу существования каких-то биологических детерминант. Это прежде всего - разница в физических возможностях, поскольку мужчины в своем большинстве намного сильнее женщин, а потому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание ею потомства и ведение домашнего хозяйства. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

И опять серьезнейшие факты преподнесли клиническая эндокринология и этология. Случаи пациентов с эндокринными нарушениями говорят о том, что в период раннего развития человека чрезвычайно влиятельны биологические факторы (например, уровни андрогенов - мужских половых гормонов - у матери в период вынашивания плода, оказывающих маскулинизирующее влияние на половую дифференцировку мозга у ребенка).

Эксперимент с приматами

Хотя большинство фактов указывают на роль социализации, нельзя сбрасывать со счетов и значение врожденной предрасположенности к выбору видов деятельности, игр, игрушек (с учетом хотя бы большей агрессивности лиц мужского пола, которая определяется не только воспитанием, но и связью с генетически предопределенной концентрацией в организме мужских половых гормонов). Уникальная возможность получения доказательств в пользу последней точки зрения имеется при изучении детей с таким генетическим нарушением, как врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН). Из-за ферментативного дефекта у индивидов с САН обнаруживается высокий уровень андрогенов в надпочечниках начиная с утробного периода. Вследствие этого у девочек с ВГН наблюдается поведение, характерное для мальчиков: интенсивный расход энергии, склонность к шумным уличным играм и традиционно маскулинным игрушкам и занятиям (Ehrhard, Baker, 1974; Ehrhard, Epstein, Money, 1968; S. Berenbaum, M. Hines, 1992). Они лучше ориентируются в пространстве (что характерно для мальчиков), чем девочки без ВГН (Resnick et al., 1986). Поэтому существует точка зрения, что не родители навязывают ребенку те или иные игрушки и игры, а ребенок, проявляя склонность к тем или иным играм и игрушкам, заставляет реагировать родителей на его склонность (S. Scarr, K. McCartney, 1983). Авторы рассматривают эту зависимость как вызывающий генотип - реакция среды. В пользу этого свидетельствует и наблюдение М. Сноу и его коллег (M. Snow et al., 1983), что мальчики, получившие от отца куклу, играют с ней меньше, чем девочки. На биологическую основу различий в играх мальчиков и девочек указывают и наблюдения над юными макаками-резус: самцы играют в борьбу, а самки ухаживают за более молодыми детенышами. Вряд ли эти различия можно приписать социальному фактору или подражанию родителям. Скорее борьба юных самцов отражает их большую склонность к проявлению агрессии, обусловленную большой концентрацией мужского полового гормона. (цитата по Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины, 2003)

Значительный в данном спорном вопросе вклад внес эксперимент с приматами - обезъянами vervet из семейства негоминид (Gerianne M Alexander and Melissa Hines. Evolution and Human Behavior (official Journal) - см. ссылки). Оказалось, что самцы из всех предложенных им игрушек предпочитали машинки и мячи, а самки - куклы и горшки, то есть те же самые, которые обычно соответственно предпочитают мальчики и девочки. Игрушками же, которые одинаково свойственны мальчикам и девочкам (иллюстрированная книга или матерчатая собака), самцы и самки интересовались в одинаковой степени. Это подразумевает, что данные предпочтения сформировались в процессе эволюции и основаны на различных поведенческих ролях самцов и самок. По-видимому, в выборе типа игрушек играли ассоциативную роль свойства этих предметов, привлекательные в контексте типичного для самцов и самок полоролевого поведения. Таким образом, и в этом отношении мнение социальных психологов было опровергнуто.

Математические способности

Считается, что мужчины больше способны к абстрактному мышлению и математике. В школьном возрасте большинство девочек усидчивее мальчиков. Проведение стандартных математических тестов у школьников выявило отличия, зависящие от возраста. Превосходство девочек наблюдается в заданиях на нумерацию и вычисление: это относительно легкие стереотипные задачи, и не удивительно, что девочки, которые опережают мальчиков в развитии, выполняют их либо лучше мальчиков, либо, по крайней мере, не уступают им. Но гораздо чаще обнаруживалось превосходство мальчиков и мужчин. Оно проявляется начиная с 12 лет и вплоть до 21 года (более поздних исследований не было), в разнообразных параметрах (рассуждениях, вычислительных способностях, математических достижениях и при прямом определении математических способностей по специальным тестам), сохраняется и на выборке одаренных (когда одаренные девочки сравниваются с одаренными мальчиками), а их развитие совпадает с развитием невербального интеллекта в целом. Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям (цитата по Бендас. Т. В. Гендерная психология, 2006). Это подтверждается и результатами проведения математических олимпиад. Кроме того мальчики гораздо чаще предлагали нетривиальное решение нестандартных задач. Социальные психологи склонны объяснять это тем, что девочек традиционно не стараются развивать в математическом отношении, однако мальчиков также никто не побуждает заниматься математикой, и если эта склонность обнаруживается у девочки или у мальчика, то совершенно самопроизвольно, причем у мальчиков обычно в пубертатный период.

Различия в речевых способностях

Превосходство женского пола в речевых способностях начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, то есть при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Причина явного превосходства девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006). Однако этология продемонстрировала, что самки приматов (макаки резус) издают в 13 раз больше «коммуникационных» звуков по сравнению с самцами. При этом они в основном предпочитают общаться с другими самками. Самцы же примерно равное количество времени проводили в «беседах» с макаками обоего пола («Sex differences in vocal communication among adult rhesus macaques» - Evolution and Human Behavior). Таким образом превосходство женщин в речевой способности также обусловлено эволюционно - общение с «соседками» необходимо самкам макак для выживания. Всю свою жизнь они обычно проводят в одной группе и часто помогают друг другу ухаживать за потомством. Самцы, наоборот, часто мигрируют между разными группами макак. (см. ссылки).

Эмоциональные отличия

«Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков уже была прослежена в других экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям. Поэтому и в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можно назвать „исследовательским“, а девочек - „коммуникативным“ (эти условные термины придуманы мною. - Т. Б.). Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте». (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология)

Различия во внимании

Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин - на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин - со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера).(цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология)

Качественные показатели интеллекта

Учет деятельности испытуемых обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован. (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология) Исследование интеллектуальных способностей по тестам не дает достоверной и адекватной оценки и противоречивы, а кроме того зависимы от возраста. Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8- 11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов») - в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39-44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта за 38 лет. Последний результат может объясняться тем, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками.

Другие различия

Сегодня нейробиология информирует о врожденной разнице в поведенческих реакциях у мужчин и женщин, таких как способ ориентации на местности (навигации), стилях принятия решений, реакциях на болевые раздражители и т. д. (см. ссылки ниже).

Это, однако не обесценивает роли участия среды и воспитания в развитии индивида, а лишь обусловливает потенциал развития в том или ином аспекте. Нейробиология лишь напоминает, что существующие границы обусловлены нормой реакции генов, а то, в какой степени будут реализованы природные потенциалы человеком, во многом зависит от самого человека и его целенаправленных усилий и организации жизни общества.

Смотри также

Ссылки

  • Кто ты, прелестное дитя? Итоги операций по конверсии пола у младенцев
  • Половые предпочтения в выборе детских игрушек у приматов не-гоминоидов
  • Аллан и Барбара Пиз. Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина)
  • Evolution and Human Behavior: Самки макак оказались в 13 раз разговорчивее самцов
  • Элхонон Голдберг. Стили принятия решений и лобные доли. Нейропсихология индивидуальных различий (у мужчин и женщин)
  • Мужская и женская стратегия ориентирования на местности. Публикация в «Behavioral Neuroscience»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полоролевая идентичность как мужская, так и женская формируется и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации. Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в управлении, исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» и «женских» ролях в управленческой деятельности довлеют среди значительной части населения.

Типично мужской образ, описанный еще в 1960-е годы, сохраняется до сих пор и включает набор черт, связанных с мужской компетенцией, рациональным мышлением и активной жизненной позицией, а типично женский - с социальными и коммуникативными навыками, душевной теплотой и эмоциональной поддержкой.

В последние десятилетия произошли существенные изменения в позитивном направлении по участию женщин в руководстве не только предприятиями, но и в управлении государством. Так на управленческих местах в семидесятые годы 20 столетия в США было 16% женщин, а уже в девяностые их стало до 40%. По мнению психологов в настоящий период происходит снижение половых различий при занятии руководящих должностей женщинами из-за усиления процессов самоактуализации Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

Проблема учёта гендерных различий в управленческом процессе возникает чаще всего в предвыборный период. Различия между мужчинами и женщинами исследователи проводят по пяти основным направлениям.

1. Различия на генетическом уровне. У мужчин доминирует правое полушарие, которое отвечает: за распознавание зрительных и музыкальных образов; за сознательную ориентацию в пространстве; за более развитое абстрактное мышление. Преобладает оперативная память и нестандартность мышления. Мужчины являются носителями изменчивости. У женщин более развито левое полушарие, которое отвечает: за регуляцию речи, письма и счета; за интуитивную ориентацию в пространстве; за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Кроме того, доминирует долговременная память и консервативность мышления. Они являются носителями наследственности.

2. Различия на физическом уровне. У мужчин большая масса тела и большая физическая сила. Мужской тип руки отличатся более короткими и утолщенными пальцами; указательный палец короче безымянного (один из показателей мужской асимметрии). Мужчина быстрее развивает свою моторику в силе и соразмерности движений, но менее осторожен при работе с инструментом (чаще травмируется). У него доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали. Мужчина изучает в первую очередь окружающую среду и объекты, с которыми контактирует. Предпочтение отдается практическим действиям перед вербаликой.

У женщин меньшая масса, но большая грация, гибкость и подвижность. Женский тип руки характеризуется тонкими и удлинёнными пальцами, указательный палец длиннее безымянного (как элемент женской асимметрии). Женщины быстрее развивают точность и координацию движений; аккуратны и осторожны при работе с предметами; у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Визуальное восприятие у женщин происходит по горизонтали. Женщины изучают в первую очередь себя и своё окружение, и у них сильная тяга к вербальной деятельности.

3. Различия на когнитивном уровне. У мужчин доминирует качественный подход к изучению нового материала; они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Им свойственны широкий полёт фантазии и бесшабашность, большая тяга к абстрагированию и философствованию. Преобладает синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе. Наблюдается склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность. Высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.

Женщинам свойственна стройность и чёткость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к алгоритму, шаблону и к исполнительности; им присущи интуиция и предусмотрительность, большая конкретность мышления, аналитический подход, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе. Наблюдается пристрастие к монологу и повествованию, расчётливость. У женщин ниже скорость концентрации внимания, в критических ситуациях они часто теряются. У них более развиты эстетические способности и способности к языкам. Они раньше различают цвета и оттенки, прочнее овладевают трудовыми навыками, учатся более ровно.

4. Различия на психологическом уровне. У мужчин быстрая реакция на взаимодействие окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится с трудом, а иногда и через резкое действие. Они более логичны и склонны к общению. Мужчины чаще впадают в состояние аффекта, а их чувства более драматичны. Мужчина более индивидуален по своей природе. Самохарактеристика его более объективна, так как анализируются реальные события и явления. У многих наблюдается относительно небольшой словарный запас и объём кратковременной памяти, но в то же время они обладают творческим характером мышления.

У женщин адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слёзы). Они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слёзы. Полагаются больше на интуицию, склонны к анализу и чаще находятся во власти настроения. Чувства у них более оптимистичны. Самооценка у них субъективна, так как упор делается в основном на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты. Обладают хорошим объёмом кратковременной памяти и неплохим словарным запасом. У женщин более высокие показатели развития внимания: изобразительность, объём, переключаемость.

5. Различия на уровне общения (коммуникативный компонент). Мужчины воинственны и более агрессивны, чаще проявляют твёрдость и суровость; более постоянны в дружбе и своих привязанностях; более в своих действиях, любят риск, способны к работе с элементами риска, с нестрогой программой действий. Наблюдается резкое чередование активности и пассивности, проявляется больше властности и дерзновения, стремления руководить: они подчиняются с трудом. Мужчинам присущ дух соревнования в силе, ловкости и уме. Наблюдается любовь к силовому спорту и технике; интерес к самоутверждению в своей профессии на личностном уровне. Противоположный пол - цель, а не средство (актуализация на своих проблемах и возможностях). Чаще всего отмечается неустойчивость интересов и склонностей в период полового созревания.

Женщина сострадательна и более человеколюбива, чаще проявляет большую нежность и заботу. Склонна к переменам и разнообразию в общении. Более осторожна и осмотрительна в деятельности, обладает способностью, к тонкой, однообразной работе (сборка часов, вязание и т.п.). Наблюдается способность тела к спокойным, равномерным движениям; большая старательность и послушание, и как следствие - готовность скорее подчиняться, чем руководить. Женщинам присущи соревновательность в овладении вниманием противоположного пола; культ красоты и женственности с детства. У них чаще проявляется любовь к легкой атлетике, танцам и т.п. Высок интерес к самоутверждению среди себе подобных на межличностном уровне. Противоположный пол средства для достижения своих целей. Женщина устойчива и настойчива в своей женской роли и своём предназначении с детства Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

Всё вышеизложенное является доказательством того, что между мужчиной и женщиной существуют реальные различия, но они никак не учитываются при проведении предвыборной компанией кандидатами в органы власти.

Проведенные исследования показывает, что женщина-предприниматель, например, с доминантой по мужскому гендеру легче общается с мужской аудиторией, а мужчина с доминантой по женскому гендеру легче контактирует с женской аудиторией или с женской частью смешанной аудитории. Так, например, до распада СССР мы видели в органах власти женщин, которых можно отнести к мужскому гендеру. Для получения места во властных структурах как мужчинам, так и женщинам было необходимо пройти комсомольские коридоры в которых шёл в основном бессознательный отбор маскулиннх женщин. За тем их назначали третьими секретарями райкомов или горкомов партии.

После распада Союза, в период становления рыночных отношений женщины, имеющие мужской гендер стали заниматься предпринимательством и многие из них получили позитивные результаты, а вот в политической карьере, т.е. в избрании их на выборные должности, совершенно противоположные результаты и до сих пор. Проведённые исследования женских движений в городе Челябинске и их членов показывает, что они в основном имеют мужской гендер, а в период предвыборной и выборной кампании они обращаются к женской аудитории и пытаются провести свои предвыборные программы через женщин, имеющих феминные качества личности, что негативно влияет на результаты выборов.

Кроме того, следует отметить, что женщине труднее пройти во власть не только по вышеперечисленым причинам, но и потому что со времён Гиппократа женский пол ассоциировался с неизвестным, мистическим и опасным. Подобные верования приписывали женщинам иррациональность, неразумность, что приближало их к описанию психически и умственно больных или нестабильных.

В средние века представления о женском сумасшествии проявилось в известной «охоте на ведьм»: христианская церковь преследовала и сжигала на кострах женщин, отличившихся чем-либо или случайным образом отобранных в связи с их «ненормальностью». Достаточно было женщине быть более активной, чем предписывалось в те времена, или защищать какую-либо идею, и тут же её клеймили как еретичку или сумасшедшую Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что женщине труднее пройти во властные структуры, но прохождение в органы власти по нашему мнению может осуществляться по нескольким направлениям. Во-первых, это способность женщины оценить себя по доминантному гендеру и широко использовать свои коммуникативные способности при прохождении во власть.

Во-вторых, необходимы изучение и отработка методов и приёмов при коммуникации с тремя видами коллективов: мужском, женском и гетерогенном. Так при общении в мужских коллективах использовать примеры на рациональную и доказательную сферу, а при выступлениях перед женскими аудиториями оказывать воздействие на эмоциональную сферу слушателей.

В-третьих, важно продумывать содержательную часть выступления, а для этого желательно провести социологические исследования по потребностям и запросам электората, проживающего на территории, где будут проходить выборы.

В-четвёртых, необходимо всестороннее изучение опыта и специфики всех предыдущих избираемых на этом участке представителей власти.

В-пятых, желательно хорошо знать все пять направлений ваших оппонентов (на генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и коммуникативном уровнях). С целью эффективного использования их в предвыборной работе.

В-шестых, для снятия женской «ненормальности» использовать гендерно-ориентированные стороны при выступлениях в СМИ, а также хорошо знать свое поведение перед слушателями.

Указанные выводы необходимо использовать в рамках предвыборной программы партий для привлечения к участиям в выборах женской части населения страны.