Играть с 3 месячным малышом. Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост

Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев проходит интенсивно и стремительно, его органы и системы совершенствуются бурными темпами.

Физическое развитие

В три месяца малыша обязательно нужно показать педиатру. Специалист зафиксирует и оценит прибавки в весе и росте ребенка, наличие необходимых рефлексов, назначит комплекс прививок.

С трех до четырех месяцев кроха должен набрать порядка 880 граммов и вырасти на 3 сантиметра. В этот период окружность головы малыша сравнивается с окружностью грудной клетки.

В трехмесячном возрасте малыш, лежа на животе, удерживает голову в течение 10-15 секунд. Он может поворачивать ее, реагируя на звуки, и рассматривать лица окружающих людей. Кроме человеческих лиц внимание крохи привлекают и яркие предметы. Но теперь он способен не только следить взглядом за интересующей его вещью, но и пытается ухватить ее. Координация движений карапуза заметно улучшается. Более того, все, что попадает в руки, он не только разглядывает, но и пытается засунуть в рот.

Ребенок в 3 месяца способен переворачиваться со спины на бочок, приподниматься на локтях. Последний навык очень важен в переоценке отношения к пространству и для формирования самосознания маленького человека. Кроха, частично отрываясь от поверхности, начинает чувствовать границы своего тела и уясняет, что кроватка или пеленальный столик – не его продолжение.

Психическое развитие

Центральная нервная система трехмесячного малыша поражает скоростью своего эволюционирования, от чего напрямую зависят особенности психического развития.

В возрасте трех месяцев младенческий плач отходит на второй план, а улыбка больше не носит рефлекторный характер.

Она уже вполне осмысленная и превращается в универсальный способ общения. Причем улыбается кроха по-разному, в зависимости от ситуации.

В три месяца карапуз осчастливливает родителей первым настоящим звонким смехом. Поддержите его в этих начинаниях – почаще улыбайтесь своему чаду и смейтесь вместе с ним. Таким образом налаживается контакт с малышом, родители и ребенок учатся понимать друг друга. Подобное взаимодействие – залог успеха в дальнейшем развитии крохи.

По окончании третьего месяца малыш уже умеет капризничать, что чаще всего связано с тем, что он заскучал. Хнычущий плач капризули легко отличить от настоящего плача, вызванного реальной проблемой – физическим или моральным дискомфортом.

Характер плача ребенка в этом возрасте поможет взрослым разобраться в том, что же на самом деле беспокоит малыша:

  • Голодный плач начинается со всхлипываний, резко усиливается, становится пронзительным. Покормите своего карапуза – и он успокоится.
  • Плач от усталости зачастую сопровождается потиранием глазок и прикладыванием головки к кроватке или маминой груди. Создайте условия для малыша, чтобы помочь ему заснуть.
  • Плач от боли, громкий и раздраженный, как правило, начинается внезапно. Если вы не можете понять, что болит у вашего чада, стоит обратиться к врачу.
  • Повышенное внутричерепное давление (нередкое явление у младенцев) может заставить кроху плакать. Обычно это происходит в одно и то же время.

Карапуз в три месяца уже может проявлять характер и пытаться настоять на своем. Как только родители подходят к кроватке младенца, он тут же начинает активничать – двигаться и улыбаться. Если раньше малыш подобным поведением просто копировал ваши действия, то сейчас он сопоставляет ваш образ с заботой и лаской.

Когда ребенок бодрствует, он нуждается в вашем присутствии, ему хочется видеть родные и близкие лица. Если родители надолго исчезают из его поля зрения, кроха начинает проявлять тревогу и беспокойство. В такие моменты нарушается «обратная связь», которая очень важна в обеспечении нормального интеллектуального и психического развития малыша.

Развивающие занятия с трехмесячным ребенком

Если вы еще не занимались с малышом гимнастическими упражнениями – самое время начать это делать.

Физические упражнения и массаж

Ежедневная зарядка благотворно влияет на детский организм, способствуют укреплению сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и дыхательной систем крохи. Физические упражнения не только помогают развивать двигательные навыки, но и способствуют регуляции нервных процессов.

К концу третьего-началу четвертого месяца карапуз ведет уже достаточно активный образ жизни и способен бодрствовать несколько часов подряд. Для занятий гимнастикой лучше выбрать время, когда у ребенка отличное настроение.

Если кроха уже уверенно держит головку, его как можно чаще следует выкладывать на живот. Это простейшее упражнение поможет укрепить мышечную систему малыша. После лежания на животе переверните его на спинку и по несколько раз согните и разогните ножки и скрещивайте ручки.

Для занятий гимнастикой можно использовать большой надувной мяч (фитбол). Карапуза необходимо положить животом на мяч и развести коленки в разные стороны. Затем, аккуратно придерживая малыша за спинку, покачайте на фитболе из одной стороны в другую. Следите, чтобы мяч не был слишком холодным, иначе у крохи может возникнуть неприязнь к подобному время провождению.

В этом возрасте физическими упражнениями можно заниматься и в ванне. Если малыш не боится «большой» воды и он здоров, продолжительность пребывания в ванне увеличивают до 20-25 минут. Поддерживая малыша под спинку или под животик, держите его на поверхности воды, чтобы он свободно двигал ручками и ножками.

Ежедневный массаж тоже благоприятно сказывается на развитии карапуза. Чтобы ребенок не переутомился, на массаж отводится не более десяти минут. Массажные движения должны быть энергичными и размеренными, а закончить процедуру следует нежными поглаживаниями. Техника массажа такова:

  1. Массаж спины. Тыльной стороной руки погладьте спинку снизу вверх, а ладонью – сверху вниз;
  2. Массаж косых и поперечных мышц живота. Подложите под поясницу крохи ладони обеих рук и продвигайте их до тех пор, пока они не соединятся на уровне пупочка ребенка;
  3. Массаж живота. Одной рукой легкими круговыми движениями по направлению часовой стрелки проведите по животику крохи, а другой – придерживайте его ножки;
  4. Стопы и ладошки малыша можно разминать, приговаривая веселые потешки.

Кроме очевидной пользы здоровью, подобные мероприятия доставят вам и малышу массу удовольствия и помогут наладить эмоциональный контакт.

Совершенствование координации и мелкой моторики

Совершенствование целенаправленных движений рук (система глаза-руки) – это важный этап в общем развитии малыша. Для этого натяните над кроваткой тесемку с разноцветными предметами различной формы или смастерите мобиль – подвеску-карусель. В качестве привлекающих детское внимание предметов можно использовать кусочки ткани, пуговицы на леске, металлические ключики, погремушки, вязаные игрушки.

Пусть кроха хватает, трогает и ощупывает – ему наверняка придется по душе новое занятие. Чтобы интерес малыша к самодельной композиции не пропадал – периодически обновляйте ее новыми вещицами. Главное, не забывайте про безопасность: малыш не должен иметь возможность оторвать что-либо.

Воспитание слуха и обоняния

Ваше трехмесячное чадо уже локализирует звук в пространстве. Если ему невидим источник звука, кроха поворачивается и пытается найти его взглядом. Чтобы развивать слух ребенка, чаще включайте музыкальные композиции, причем самые разные – от спокойных и тихих до ритмичных и громких. Заметьте, колыбельную он будет слушать безмятежно, а вот слыша танцевальную мелодию, он оживится и задвигает ручками и ножками. Подобные музыкальные занятия воспитают слух и чувство ритма малыша. Только не переусердствуйте: если вы заметили, что ребенок устал и перевозбудился, выключите музыку, возьмите свое чадо на руки, приласкайте и успокойте его.

Чтобы помочь развитию у ребенка одного из главных человеческих чувств – обоняния – можно сшить небольшие мешочки из полотняной ткани и наполнить их разными ароматическими травами (мятой, мелиссой, валерианой, лимонником, можжевельником, душицей). Если трав под рукой нет, но есть ароматические масла, пропитайте ими бумагу и используйте в качестве наполнителя. Пусть малыш нюхает и ощупывает эти мешочки. Главное, чтобы у него не было аллергии на выбранные ароматы.

Стимуляция первой речи

Ваше чадо все больше нуждается в общении, он реагирует на обращение к нему взрослого, ждет ответа. Заметив папу или маму, малыш радостно гулит, а его «словарный запас» пополнился слогами «агу», «ага», «бу», «гу». Карапуз полноценно общается, используя разнообразные интонации и жестикулируя руками и ногами.

Беседуйте с малышом, побуждайте его к разговору, предоставляйте ему возможность ответить на ваш вопрос. Если кроха гулением или улыбкой предлагает пообщаться – откликайтесь, ведь тем самым вы поощряете его к развитию навыков общения.

По возможности занимайтесь домашними делами, находясь в поле зрения карапуза. Тогда он сможет наблюдать за вашими действиями. Комментируйте все, что вы делаете, описывайте ему окружающие предметы, рассказывайте о минувших событиях и замыслах на будущее. Разговаривайте с малышом спокойно, нараспев, чтобы ему легче было улавливать отдельные слова. С каждым днем ребенок все лучше будет понимать речь, обращенную к нему.

Игры для развития мышления

Даже для такого маленького человечка, которому едва исполнилось три месяца, существуют игры, помогающие развивать мышление. Например:

  • Погремушка. Дайте малышу в руку погремушку и немного встряхните ее. Понаблюдайте за крохой: поднимет ли он руку, чтобы узнать, откуда доносится звук.
  • Мячик. Положите карапуза на живот и покатайте яркий мячик на расстоянии полуметра от его лица. Посмотрите, как малыш следит за движущимся предметом. Еще немного, и он научится координировать движения, пытаясь приблизиться к мячу.
  • Звоночек. Позвоните в звоночек на глазах у малыша. После уберите звоночек из его поля зрения и опять позвоните. Понаблюдайте, как ребенок ищет глазами потерянный предмет.
  • Карусель. Привяжите шнурок к яркому пластиковому кольцу и медленно вращайте им вокруг карапуза. Уберите кольцо и посмотрите, как кроха начнет искать его взглядом.

В заключение

Перечень основных навыков, присущих трехмесячному возрасту, не стоит воспринимать как обязательные нормативы. Какие-либо задержки в развитии указывают на серьезную проблему лишь в редких случаях. А в основном это просто индивидуальная особенность малыша. Так что если ваше чадо не во всем соответствует каким-то показателям, паниковать не нужно. Карапуза должна окружать эмоционально положительная обстановка. А своими способностями и достижениями он еще не раз вас удивит.

На любом этапе жизни малыша самым главным условием игр является проявление ласки, любви и заботы со стороны мамы. Поэтому на время развивающих занятий следует забывать о плохом настроении, домашних делах и еще 1001 житейской проблеме, и полностью включаться с ребенком в самое интересное и увлекательное дело - познание окружающего мира.

Игра «Близко-далеко»

Трехмесячный младенец только начинает учиться поднимать головку, опираясь на предплечья. Тренируйте это умение, поднимая и опуская перед личиком чада какую-нибудь яркую привлекательную игрушку. Идеальный вариант - неваляшка, которая обязательно привлечет внимание своей улыбкой и интересными звуками. Следите за тем, чтобы ребенок опирался на оба локотка симметрично. Длительность такой игры не должна превышать 1-2 минуты, поскольку шейные мышцы у крохи еще довольно слабые.

Пальчиковые игры-потешки

Педиатры говорят, что развитие младенца находится на кончиках пальцев, поэтому такие игры, как «Сорока-ворона», «Мальчик-с-пальчик» и другие потешки и детские стихотворения, в которых задействуются пальчики.


Игра «Слышу звон»

Возьмите колокольчик и позвоните в него так, чтобы малыш это увидел. Теперь спрячьте колокольчик за спину и вновь позвоните. Понаблюдайте, начнет ли кроха искать источник звука глазками. Эта игра направлена на развитие мышления. Колокольчик при желании замените погремушой или пищащей игрушкой.

Игра «Ветерок»

Слегка подуйте на ладошки малыша, приговаривая или напевая при этом: «Вот наши ручки». Затем подуйте на пяточки, животик, щеки, носик, шею, локти. Это занятие помогает ребенку осознать наличие у него разных частей тела.

Игра «Что я делаю?»

Во что поиграть с 3-месячным ребенком? В саму себя! Малыши этого возраста очень любят наблюдать за лицами и мимикой знакомых им людей. Меняйте выражение лица, издавая всевозможные звуки. Широко раскрывайте рот, высовывайте язык, надувайте щеки, шлепайте губами, звучно зевайте, покашливайте, имитируйте чихание. В скором времени кроха тоже научится воспроизводить эти действия, которые важны в деле формирования речевой активности.


Игра «Прятки»

Закрывайте ладонями лицо, приговаривая: «Ку-ку! Где мама? Нет ее». Открыв лицо, произнесите: «Вот мама!» Скоро кроха включится в затею и станет сам с удовольствием от вас прятаться.

Еще один вариант игры в прятки. Накиньте себе на голову легкий платок и скажите: «Где мама? Куда она спряталась?» Если у ребенка не получится самостоятельно ухватиться за ваш платок и скинуть его, откройтесь сами. Непременно похвалите малыша. Накиньте платок на голову сына или дочки и спросите: «Где мой ребенок (имя)? Нет нигде! Куда он спрятался?» Сняв платок, радостно воскликнете: «А! Вот где мой малыш!» Кроха обязательно полюбит эту игру.

Игра «Тик-так»

Поставьте рядом с ребенком механические часы, чтобы он смог услышать их тиканье. Это занятие познакомит кроху с чувством ритма. А некоторым детям ходики помогают уснуть.


Игра «Велосипед»

В 3 месяца у малыша движения конечностей еще несовершенны - его мышцы только-только начинают освобождаться от гипертонуса, поэтому легкие физические нагрузки пойдут на пользу. Положите ребенка на спину и двигайте его ножками, как в известном упражнении «Велосипед», проговаривая или напевая при этом какой-нибудь веселый стишок (к примеру, «Мы едем, едем, едем в далекие края…»). Эта игра также благоприятно сказывается на работе кишечника, способствуя отхождению газиков.

Игра «Перчатка»

Возьмите старую перчатку и нашейте на каждый палец изделия лоскутки из разных видов ткани. Используйте, к примеру, искусственный мех, атлас, бархат, замшу, кожу, вельвет. Надевая перчатку на руку, давайте малышу прикоснуться к каждому материалу. Такая игра направлена на развитие тактильных ощущений и одинаково полезна для работы как с детскими ручками, так и с ножками.

Игра «Колобок»

Кроха трех месяцев может и хочет двигаться. Поощряйте это желание. Положите свои руки под плечи младенца и слегка покачайте его из одной стороны в другую. Разместите справа или слева от малыша яркий мяч или красивую игрушку так, чтобы он увидел предмет и заинтересовался им. Помогите ребенку дотянуться до нее, осторожно переворачивая его со спины сначала на бок, а затем на животик.


Игра «Язык животных»

Детки вообще любят наблюдать за животными. Если дома вы пока опасаетесь заводить четвероногих питомцев, подготовьте красочные картинки, где крупным планом изображены наши братья меньшие. Показывая поочередно изображения, проговаривайте звуки, издаваемые теми или иными животными - пищите как мышка, мяукайте как кошка, лайте как собака и т.д. Ребенок начнет прислушиваться к незнакомым ему звукам, будет улыбаться, гулить и смеяться.

Игры с мячиком

Положите младенца на животик на твердую поверхность. На расстоянии 60-70 сантиметровот его личика положите мячик и начните катать из одной стороны в другую. После нескольких тренировок ребенок научится координировать движение глаз и ручек и будет делать попытки приблизиться к интересному предмету.

Во время купания бросьте в ванночку с водой несколько разноцветных мячиков. Когда малыш будет внимательно рассматривать их и пытаться ухватить, он откроет для себя то, как выглядят плавающие предметы, какие они на ощупь, когда скользкие и мокрые.


Игра «Моя первая песочница»

Наполните небольшой тазик или миску фасолью, горошком, чечевицей или овсяными хлопьями. Сядьте на пол и, держа кроху у себя на коленях, окуните его ручки в «песочницу». Покажите, как «мука» просеивается сквозь пальчики. Это занятие познакомит кроху с новыми радостными ощущениями. Только помните, что с некоторого момента (когда режутся первые зубки и после) дети начинают тащить в рот все, что попадается на глаза. Но в 3 месяца игра в этом плане является «безопасной».

Игра «Мыльные пузыри»

Это занятие используется в качестве занимательной и полезной переменки между развивающими играми. Познакомьте ребенка с мыльными пузырями. Ваше чадо будет с удовольствием наблюдать за медленным и плавным полетом пузырей.

В любых развивающих играх для 3-месячного ребенка очень важно внимательно следить за признаками усталости малыша. Изучать окружающую обстановку - занятие хоть и интересное, но утомительное. Пусть кроха немного отдохнет, подкрепится или поспит.

Малышу исполнилось 3 месяца. Он еще такой кроха, но уже большой молодец: и маму встречает радостной улыбкой, и внимательно рассматривает погремушки, и головку держит с упорством первооткрывателя - в общем, каждый день создает родителям повод для новой радости и новых забот. Во главу угла встает вопрос: как правильно заботиться и развивать ребенка в 3 месяца?

И это неслучайно - развитие ребенка в 3 месяца резко ускоряется. Малыш начинает вести себя более осознанно. Он уже понимает, что может видеть, слышать и осязать окружающее пространство. Инстинкты отходят на второй план. Поэтому так важно знать, как развивать ребенка в этот период.

Физиологический тонус понемногу отпускает конечности, и движения малыша становятся более плавными. Ребенок учится выражать свое настроение: расслабленный и мягкий - когда устал; резкий, активный и энергичный - если что-то не нравится. В период с 2 месяцев до 3 малыш стремительно набирает вес (плюс 700 граммов) и вырастает в среднем на 2 см.

Маленький исследователь

Трехмесячный малыш как никто умеет радоваться жизни - он узнает знакомые лица и не забывает отмечать это улыбкой, способен отдавать предпочтение любимым игрушкам (разглядывает их более внимательно), осознает движение своих ручек и ножек (пытается поймать их в поле своего зрения). Ребенка интересует, прежде всего, он сам. Кроха предпринимает всевозможные попытки исследовать свое тело. Он ощупывает себя, похлопывает, иногда щипает, может нечаянно поцарапать.

И в то же время развитие имеет скачкообразный характер. На пике он активно пытается взаимодействовать с миром, при спаде способен взять паузу на какое-то время - оставаться безучастным к игрушкам и маминым объятиям. Но не стоит беспокоиться, спады необходимы для достижения новых высот.

Психологический аспект развития

Трехмесячные малыши много времени посвящают рассматриванию собственных ручек. Они сжимают и разжимают пальчики, следят за движением, поднимают руки над головой и опускают, располагая вдоль тела. Ребенок начинает понимать, что эти пухленькие ладошки принадлежат именно ему, и он может не только любоваться чудесными складочками, но и получать желаемое. Кроха сконцентрирован на осязании - старается дотронуться до всего в области досягаемости. Детские развивающие игрушки становятся его верными спутниками - он трогает, подолгу удерживает погремушки, мячики и колечки, предпринимает попытки отправить найденное в рот.

Многие трехмесячные малыши способны установить связь между тем, что они видят и слышат. Если провести эксперимент и позвенеть в колокольчик за спиной у крохи, он попробует повернуться, чтобы увидеть, откуда идет звук.

Ребенок различает знакомые звуки и чужеродные. Услышав незнакомый звук, он затихает и на время перестает двигаться. Если ничего страшного не происходит, в малыше просыпается интерес, и он ищет источник новых ощущений. Кроха запоминает мелодии телефонного звонка, звук маминых шагов и даже скрежет ключа в замочной скважине.

Малыш не только щупает, но и гладит окружающие предметы. Он изучает поверхности: гладкая - шероховатая, твердая - мягкая, пушистая - колючая. Нетрудно заметить, что ему нравится все приятное на ощупь, но интересно все.

Эти простые движения позволяют концентрироваться на предметах, развивают координацию, укрепляют мышцы пальчиков и ручки в целом. Таким образом, кроха накапливает необходимые знания о мире вокруг него.

Физиологический аспект развития

Сосательный рефлекс максимально активизирован. Ребенок сосет все, что попадает в рот, будь то игрушка, пеленка или пальчик. При этом кроха уже отличает интерес от голода. Так, сытый он с удовольствием занимается пустышкой, но, ощутив признаки пустого животика, тотчас выплевывает ее.

Малыш меняет свое поведение у маминой груди. Почувствовав себя голодным, он начинает вертеть головой, пытается найти взглядом сосок, а затем самостоятельно ухватить его губами.

В 3 месяца дети могут полностью контролировать движение головы. Находясь на руках у взрослых, они хорошо держат и немного поворачивают ее из стороны в сторону. В положении лежа дети предпринимают попытки сгибать колени - первые признаки нового умения - ползания. Малыши неуверенно переворачиваются со спины на животик и обратно.

Особенности ухода

Первым и основным уходом является гигиена.

  1. Ежедневное умывание при помощи ватного диска, смоченного в теплой кипяченой воде, позволяет предотвратить конъюнктивит и различные формы дерматита. Глазки рекомендуется промывать отдельными тампонами от внешнего уголка глаза к внутреннему.
  2. Для гигиены носовой полости надо использовать тоненькие ватные жгутики, смоченные в детском масле или в кипяченой воде. Для ушек следует использовать специальные ватные палочки с ограничителем.
  3. Необходимо ежедневное купание в теплой воде, по температуре близкой к 37 градусам. В детскую ванну желательно добавлять травяные отвары из цветков ромашки и череды. Последние оказывают обеззараживающее действие на кожу и сокращают проявления дерматита.

Полноценное развитие ребенка в 3 месяца невозможно без ежедневного массажа, но не обязательно профессионального.

Питание

Если малыш потребляет исключительно грудное молоко, то, достаточно ли съеденного, возможно определить только при помощи взвешивания. Суточная норма потребляемого молока составляет примерно 800 грамм (это расчетная величина может меняться в зависимости от веса ребенка). Формула для расчета: численное значение веса крохи, деленное на 6. Превышение нормы при грудном вскармливании не является тревожным показателем, тогда как недоедание, наоборот, повод обратиться к специалисту.

Докорм и прикорм

При недостатке грудного молока педиатр может рекомендовать сухую смесь в качестве докорма. Если малыш нуждается в этом, ни в коем случае нельзя давать молочные продукты (молоко, кефир, творог), предназначенные для питания детей от 3 лет. Они содержат бифидокультуры и элементы, которые младенец попросту еще не может усвоить. Приобретайте продукты, руководствуясь рекомендациями специалистов в соответствии с маркировкой о возрасте на упаковке.

Ребенок с рождения имеет право на получение бесплатного питания на молочной кухне в соответствии с возрастом. Для того чтобы брать там продукты бесплатно, нужно получить рецепт у участкового педиатра.

Если ребенок находится на полном искусственном вскармливании, по достижении им трехмесячного возраста можно вводить прикорм - по чайной ложке овощного (как рекомендуют специалисты) пюре.

Необходимо и обязательно включить в питание витамин D. Его назначают как превентивную меру для профилактики рахита.

Режим дня

Для правильного развития малыша нужно соблюдать режим. В среднем трехмесячный ребенок спит почти треть суток с небольшими перерывами на кормление и игры. Всего за день получается 6-7 кормлений, в исключительных случаях больше. Желательно организовать длительные прогулки на свежем воздухе.

Прогулка

Важно понимать, что здоровье и полноценное развитие во многом зависят от того, сколько вы гуляете с ребенком. Если малыш находится на грудном вскармливании, лучше планировать прогулку на часы сна. В холодное время года специалисты рекомендуют гулять не более часа-полутора за подход. Нельзя выходить с малышом на улицу, если температура за окном опустилась ниже 10 градусов. В противном случае есть риск получить переохлаждение дыхательных путей.

Летом ребенок должен находиться на свежем воздухе как можно дольше. Педиатры советуют летние месяцы проводить за городом: и маме удобнее, и малышу полезнее. Так вы не будете задумываться о том, сколько гулять с ребенком.

Одевать кроху необходимо по погоде, но беречь от сквозняков. Младенцы, так же как и взрослые люди, чувствуют жару и потеют, если слишком тепло одеты. Вспотевшего ребенка рискованно доставать из кроватки или коляски.

Как развивать ребенка в 3 месяца во время прогулки? Вариантов много. Можно прицепить на коляску различные развивающие игрушки для детей: подвесные погремушки, музыкальную игрушку. Когда малыш проснется, ему будет нескучно и полезно полежать в коляске, а у мамы появится время для того, чтобы добежать до дома, пока ребенок не начал плакать.

Ребенок в 3 месяца чрезвычайно любознателен. Ему хочется все потрогать и попробовать, но его возможности пока ограничены. Поэтому основная задача мамы - предоставить малышу максимальный спектр ощущений.

  1. Желательно приобрести развивающие игрушки до года, музыкальные мобили, развивающие коврики, раму и остальные приспособления. Он будет следить за игрушечными карусельками, слушать мелодию и стараться дотянуться до интересующих его деталей.
  2. Понадобятся всевозможные подручные материалы. Под чутким присмотром мамы малышу можно предложить не только игрушки, но и предметы домашней утвари: различные лоскутки ткани, прищепки, пуговицы, шнурки, ложки и т. д.
  3. Манжеты, носочки, пинетки. Казалось бы, это самые обычные предметы гардероба, а сколько они могут подарить минут пристального разглядывания! Можно надеть манжеты на обе ручки или только на одну. Можно надеть разные или поменять местами. И каждый раз ребенок будет с интересом изучать необычную вещицу на знакомой уже ручке или ножке.
  4. Занятия на развитие слухового восприятия. Песенки, прибаутки, стихи и, главное, подражание звукам самого младенца. Конечно, кроха еще толком не поймет ни слов, ни смысла. Зато уловит интонацию и порадуется звучанию маминого голоса.
  5. Простейшая физкультура. Ножки велосипедиком, обхватывающие махи руками - все это помогает укрепить мышцы малыша.

Игры для малыша в возрасте 3 месяцев

Как развивать ребенка в 3 месяца при помощи игр? С удовольствием! Трехмесячный ребенок способен концентрироваться на предмете в течение 3-5 минут. Этого небольшого промежутка времени достаточно для того, чтобы спеть крохе песенку, прочитать потешку или сыграть в пальчиковую игру. Во время игры необходимо стимулировать к развитию не только слух, но и тактильные, зрительные ощущения: массировать пальчики на манер "сороки-белобоки", играть в ладушки, поддерживать зрительный контакт, на прогулке обращать внимание на яркие детали.

Хороши для развития карточки и книжки с большими красочными картинками. Каждая карточка или картинка - целый рассказ: "Мишка одет в синие штаны, у утенка на голове красная шляпа". Покажутся малышу интересными и книги со звуковым сопровождением.

И хотя ребенок еще не понимает смысла слов, произнесенных мамой, он внимательно слушает голос и всматривается в картинку. Постепенно изображенные на ней герои станут для малыша добрыми знакомыми.

Развивающие игрушки необходимо подбирать разные по форме и звучанию. Хорошо, если одна игрушка сочетает в себе несколько различных по форме и тактильным ощущениям элементов.

Развитие интереса к книгам

Важно прививать любовь к книгам с самого раннего детства. Малышу нужно не только рассказывать сказки, но и показывать персонажей на картинках. Таким образом формируется ассоциативная привязанность к изображенному персонажу, а неведомый сказочный мир будет связан с книгой.

Детские книги, предназначенные для чтения малышу в возрасте до года, отличаются от прочих тем, что имеют скругленные страницы, выполненные из плотного картона. Всего несколько страничек, зато на каждом развороте крупная, яркая и четкая иллюстрация.

Итак, что читать детям до года? Хорошо начинать знакомство с классических детских сказок, таких как "Репка", "Колобок", "Теремок", "Зайкина избушка", "Курочка Ряба". Во-первых, основные герои переходят из книги в книгу, во-вторых, тексты перечисленных книг содержат множество повторений одного и того же действия. Впоследствии малышу будет легко запомнить сюжет и самому показывать на картинках тех или иных персонажей.

Развивающие карточки

Специалисты сходятся во мнении, что развивать малыша можно с первых дней жизни, главное, правильно выбирать вспомогательные материалы.

Так как развивать ребенка в 3 месяца при помощи карточек? Развивающие карточки подходят для игр с трехмесячным малышом и старше. Несколько наборов на различную тематику (желательно легко узнаваемую в окружающей обстановке - игрушки, еда, транспорт, животные) станут верными спутниками и помощниками в развитии ребенка до года.

Развивающие карточки для детей можно купить или изготовить самостоятельно. Существуют как наборы карточек по конкретной тематике, так и целые сборники, представленные в книжном переплете. Хорошо, если карточки выполнены из твердого картона или заламинированы. Важно, чтобы края были закруглены и не могли травмировать малыша.

Трехмесячный малыш еще не может полноценно пользоваться музыкальными развивающими игрушками и книжками, но с удовольствием послушает мелодии и сказки из уст мягкого медвежонка или с книжных страниц.

Необходимо уделять особое внимание звуковому сопровождению и техническому оснащению игрушек. Не слишком ли громко и резко звучит музыка? Не испугается ли ребенок, если случайно нажмет на кнопку? Безопасна ли электронная часть устройства? Насколько надежно спрятаны батарейки?

Многие музыкальные развивающие игрушки для детей имеют на своем корпусе рычаг для регулировки громкости звука. Отсек для батареек имеет крышку, плотно примыкающую к корпусу. В целях безопасности крышка крепится на винт.

В целом, развитие ребенка - это кропотливая работа, которая может и должна приносить радость родителям. Огромное количество всевозможных аксессуаров, игрушек и дидактических пособий на тему того, как развивать ребенка, помогают и знакомят с окружающим миром не только малыша, но и открывают новые горизонты для понимания своего чада родителям. Сколько счастья доставляют даже малюсенькие успехи совсем еще несмышленого крохи! А сколько счастья испытывает мать, чувствуя, что ее ребенок не только нуждается в заботе, но и охотно общается, играет и развивается не по дням, а по часам!

Возраст трех месяцев заставляет маму по-новому взглянуть на своего кроху. Он становится социально активным! Более того, вдруг проснувшись утром, вы обнаруживаете, что ребенок изменился буквально за одну ночь. Его личико стало другим, а все семейство разбудил заливистый смех. Прекрасный период трех месяцев начался!

Особенности физиологического развития

Практически у всех деток к этому возрасту проходит гипертонус мышц, ранее сжимавший ладошки в кулачки. Ручки и ножки становятся более подвижными и послушными. Если тонус у ребенка 3 месяца сохраняется, вам следует проконсультироваться с участковым педиатром на ближайшем плановом осмотре. Скорее всего, вам порекомендуют пройти курс массажа, который за неделю или 10 дней полностью устранит мышечное напряжение.

Кстати, массаж полезен каждому малышу в этом периоде. Дело в том, что мышцы крохи начинают активно набирать силу. Ребенок может уверенно упираться ступнями в бортики кроватки и дольше стоит на ножках, если расположить его вертикально. Мышцы шеи хорошо держат головку в любом положении, хоть вертикальном, хоть горизонтальном. Поэтому мамина или папина помощь уже не нужна, когда кроха находится на руках. И можно без волнений усаживать его в слинг, если ожидается пешая прогулка.

Сон ребенка в 3 месяца становится менее продолжительным. Общее его время составляет до 15 часов в сутки, хотя многие крохи спят меньше. Чаще всего малыш уже определяется со своим суточным режимом и спит ночью, не просыпаясь, до 8 часов. Дневной сон делится на 3 периода, один из которых наиболее продолжительный (лучше, если он приходится на время прогулки в коляске). А два - краткие, не более часа-полутора.

Радует и стул ребенка в 3 месяца, который становится периодичным и не столь частым, как раньше. Малыши-груднички какают до 5 раз в день, причем нередко это происходит прямо во время еды, и мама заранее знает, в какое кормление случится «событие». Искусственники опорожняют кишечник реже, до 3 раз в день.

Вес ребенка в 3 месяца увеличивается не столь значительно, как в первый месяц после рождения. А вот рост может и «скакнуть». Примерные параметры веса, объема головы и роста ребенка в 3 месяца представлены в таблице.

Навыки трехмесячного малыша

Развитие грудничка в три месяца позволяет ему освоить много навыков. Итак, что должен уметь делать ребенок в 3 месяца? Немало:

Игры и гимнастика

Развитие 3 месячного ребенка позволяет ему принимать участие в интересных играх! Для мамы не составит труда их придумывать, ведь зачастую крохам нравится абсолютно все. Но чтобы игры с ребенком 3 месяца были полезными, выбирайте:

Для зарядки для детей 3 месяца используйте:

  • фитбол - гимнастический мяч. Укладывайте кроху на него спинкой и животиком и, удерживая за ножки, катайте. Это становится прекрасным массажем, стимулирует развитие вестибулярного аппарата и устраняет риск запоров (актуально для искусственников);
  • шершавый коврик - ненадолго ставьте малыша на него босыми ножками. После чего коврик можно потрогать и ручками, сравнивая с гладкими предметами.

Очень важно всегда поощрять и хвалить ребенка за любое достижение. А их в этом возрасте будет немало! Чего стоит только схваченная ладошкой игрушка или целая минутка катания на мяче. Поэтому не скупитесь на похвалу и старайтесь всегда находиться рядом с малышом.

Снова подошла любимая пятница, которая для многих работающих мамочек служит своего рода предвкушением сладких выходных, а для декретников – наиболее полному общению с мужем и папой в составе всей семьи.

Ну а для нас пятница – это продолжение интересной темыИгры с рождения до года ”. В прошлый раз мы остановились на , а сегодня мы поговорим, какие развивающие игры хорошо подойдут трехмесячному малышу .

3 месяца – это уже немало:-). Ваш ребенок постепенно приобретает “опыт” игр с руками. Он учится захватывать предметы , удерживать их в ручке , “не отдавать ” их маме, бросать их, целенаправленно тянуться к игрушке .

Таким образом развивается важный вид игры – сенсомоторная . Помимо тактильного восприятия (ощупывание, удержание игрушек и т.д.) мощное развитие получают зрение, слух, осязание. Малыш пробует предметы губами , пытается “погрызть”, потрогать язычком. Рот у него становится нечто вроде дополнительной руки, с помощью которого ребенок лучше узнает свойства предметов. Благодаря слуховому восприятию и зрению он учится различать различные звуки плюс мамин голос, интонацию, улавливать ее настроение, видеть и интерпретировать мимику лица, отвечать на ее улыбку – а это способствует более тесному эмоциональному контакту .

Молодой мамочке нужно внимательней следить за своим карапузиком в момент бодрствования и не оставлять его наедине с опасными предметами (слишком мелкими или пушистыми игрушками, книжками, журналами и т.д.).

Предлагайте ребенку для исследования пластмассовые игрушки, достаточно большие и легкие, чтобы он никак не смог бы их проглотить, и в то же время удержал бы их в одной ручке. Не забывайте регулярно мыть игрушки, особенно, если они упали на пол. Хорошая профилактика от инфекций – обдать пластмассовые погремушки и др. обычным кипятком.

Играя с малышом, слишком не увлекайтесь, чтобы не перегрузить его большим количеством впечатлений. Если малыш капризничает, отвлекается или плачет – верный признак того, что он просто устал и даже любимая игра не пойдет. В этом случае не настаивайте, дайте ему отдохнуть.

Теперь перейдем к развивающим играм

Кто здесь сидит?

Положите перед крохой, лежащим на диване, две игрушки на расстоянии около метра — собачку и поросенка. Подвиньте поближе собачку и скажите: “Я собачка! Ав-ав!!!”. Дождитесь, пока малыш зафиксирует ее взглядом и как-то проявит любопытство. Вложите ему в ручку эту игрушку и дайте ему поиграть. Когда наиграется, отставьте ее и подвиньте поросенка: “Я – Хрюша! Хрю-хрю!”.

Когда наиграется, игрушки убираем с глаз ребенка.

Через несколько часов возьмите его на ручки и подойдите к полочке, на которую вы заранее поставили эти две игрушки. Проявите радость и воскликните: “Ой, кто здесь сидит?! Это же собачка! Ав-ав! А вот и Хрюша – хрю-хрю! Поиграем?” Проследите за реакцией малыша.

Немного позже ваш ребенок будет радостно вскидывать ручками, узнавая игрушки и тянуться к ним, а может к какой-то одной из них или наоборот, предпочтет нечто иное – лежащую рядом газету, очки и т.д. Предоставляйте ему выбор за исключением того, что может навредить здоровью.

Игра помогает накапливать пассивный словарный запас, развивает память, учит ребенка делать свой выбор .

Слушаем, слушаем и еще раз слушаем!

Вводите малыша в мир разнообразных звуков. В течение дня пусть он слышит дверные звонки, телефоны, звуки телевизора, компьютера, стиральной машины, пылесоса, фена, чайника, звон посуды, столовых приборов и т.д.

Даже во время дневного сна не помещайте кроху в абсолютную тишину (ночью пусть будет полная тишина) – просто немного приглушите громкие звуки, чтобы их резкий звук не напугал кроху. Допускается бульканье супа на кухне, шум чайника, мерное жужжание стиральной машины и т.п.

Обязательно называйте источник звука, и если этот предмет находится в вашей квартире – покажите его малышу. Так он будет лучше ориентироваться в мире звуков.

Включайте детскую музыку, подберите произведения, которые написаны специально для малышей, в частности, отличным примером могут служить музыкальные диски серии “Волшебные голоса природы ”.

Пойте песенки и потешки, танцуйте с ним под музыку в ритме, хлопайте в ладошки – вашему крохе это обязательно понравится!

Эти игры направлены на развитие слухового восприятия, чувства ритма и мышления. Малыш учится видеть связь не только в результате своих действий с предметами, но и в процессе работы различных бытовых приборов и предметов, в том числе и игрушек (Чайник/фен/пылесос включился – зашумел, колокольчик качнулся – зазвенел и т.д.)

“Отдай”

Предложите ребенку деревянную ложку, расписанную яркими красками (хохломская ложка – отличный вариант).

Покажите ее малышу, улыбнитесь и пропойте: “это лож-ка”. Вложите ее в ручку пусть он ее крепко схватит, затем ласково потяните ложку к себе, приговаривая: “Отдай…ну отдай”. Малыш выпустит ее – вы гладите его нежно: “Спасибо” и повторяете игру, располагая ложку все дальше от ребенка, стимулируя его тянуться к игрушке в разные стороны.

Игра учит малыша удерживать некоторое время предмет в своей руке, развивает его силу хватательных движений, а также следить за предметом под разным углом и идти на контакт с взрослым в момент “забирания” игрушки из рук .

Ку-ку!

Если вы помните, мы начали играть с малышом в эту игру (пункт Поиграем в прятки ?). Продолжайте эту веселую забаву и сейчас, вызывая более яркий “комплекс оживления” и лепет у ребенка, а также развивая его эмоции, движения и приучая к предвосхищению в развитии событий.

Кусочки ткани – на ощупь

Эта игра – продолжение предыдущего физического упражнения на развитие (пункт Шершавое, колючее, мягкое, холодное, гладкое, пушистое …). Вы подбираете малышу ткани самых разных на ощупь и даете малышу потрогать ручками. Помимо тканей можно использовать и газету, которую хорошо рвать. Только следите за тем, чтобы он ничего из всего этого не засовывал в рот.

Развитие тактильного ощущения с помощью рук и пальчиков – предпосылка к становлению речи.

А может, погремим?

Возьмите круглую баночку (из-под кофе или какао), желательно пластмассовую или жестяную с завинчивающейся крышкой. Насыпьте ложку фасоли или гороха в предварительно обработанную кипятком и высушенную баночку, плотно закройте крышку. Сверху можно обклеить яркой бумагой (красной, желтой), чтобы она привлекала малыша.

Положите кроху на живот, пусть он лежит на валике, а ручки впереди свисают свободно. Подложите под ручки яркую баночку и покатайте ее с помощью руки малыша. Баночка загремит. Если ребенок заинтересовался и пытается сам толкать ее – пусть толкает. Если баночка откатилась дальше, чем он сможет ее достать – понаблюдайте за его реакцией. Если захочет непременно достать ее – помогите малышу это сделать самому, подставив свою ладонь под его ножки, чтобы тот оттолкнулся и дотянулся до интересной баночки.

Игра развивает координацию движений, помогает устанавливать связь своих действий с звуком, побуждает к активным действиям

Где мамин нос?

Поиграйте с малышом в такую игру. Положите его на коленки лицом к вам, а вы в это время сидите в удобном положении с опорой спины. Возьмите его ручку, погладьте, улыбнитесь, поднесите ее к своему носу: “Это ма-а-мин нос. Нос” отведите назад к носику малыша: “Это Са-а-шин нос, Сашин нос”. Так проделайте, дотрагиваясь до своих и его ушей, глазиков, ротика, щечек, шеи и т.д. Обязательно называйте части тела и их принадлежность.

Позже ваш кроха будет радовать вас своими познаниями: в ответ на ваш вопрос: “Где мамин нос?” “Где Сашин нос?”– он дотронется ручкой до вашего и своего носа

Игра знакомит малыша с частями тела, учит выделять отдельные части и дифференцировать их принадлежность. Ребенок активно накапливает словарь, пытается подражать звукам.

Я двигаюсь и слышу

В последнее время в магазинах развивающих игрушек для малышей можно найти интересные завязочки, матерчатые браслеты на липучках с пришитыми к ним фигурками солнышка, звездочек, и других предметов, которые можно одевать на ручки и ножки.

Внутри фигурок надежно зашиты различные наполнители, которые при движении шуршат, звенят или издают другие негромкие звуки. Вы можете их использовать и для своего крохи.

Если есть возможность – такие развивающие игрушки легко сшить самой и наполнить горошком, гречкой, вшить маленький колокольчик и т.д. Оденьте браслетик сначала на одну ручку малыша, вскоре тот заметит, что при движении руки он слышит характерный звук. Скоро он уловит эту ассоциацию.

Игра помогает развить координацию и согласованность рук при движении .

Плохое настроение? Не беда!

Бывает, у малыша присутствуют перепады настроения и причин может быть много. Тем не менее, если пришло время бодрствования, а он здоров и сыт – понесите его, прижав спинкой к своей груди, сложив его ножки по-турецки и поддерживая их руками.

Походите по квартире, напевая любимую песенку, пройдитесь поближе к всем предметам на уровне вашей груди, покажите к примеру, шкаф с стеклянными дверями, картинку на стене, выключатели, занавески, окна и т.д. Подойдет все, что попало в поле зрения ребенка. Называйте предметы, а если он чем-то заинтересовался (безопасным предметом) дайте ему в ручки.