Как научить вашего малыша играть с другими детьми. Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит

Маленький ребенок еще не готов к таким «взрослым» и целенаправленно организованным видам деятельности, как обучение и труд. А с помощью игры, под которой в этих случаях подразумевается несерьезность и шутливость обстановки, забава, постоянное введение новых, ярких и развлекательных элементов, он будет с радостью и учиться, и выполнять свои нехитрые обязанности.

В этом случае игра, действительно, «естественна» для малыша.

А вот игра, которая предполагает цепочку последовательных действий, имеющих сюжет или цель, с игрушками или сверстниками, как раз и требует специального обучения.

Представьте себе, что вам дали некую конструкцию неизвестного назначения, доселе невиданную, и сказали: «Ну вот, иди, занимайся ею!» Что вы станете делать? Кто-то покрутит, рассмотрит и положит. Кто-то попытается понажимать на ее кнопочки, кто-то постарается приспособить для выполнения уже известных дел.

Так же обращается с игрушками и ребенок. Что, к примеру, можно сделать с плюшевой зверушкой? Подергать за уши, потянуть за хвост, повозить ею по полу, постучать по дивану, погладить по шерстке, засунуть лапу в рот, открутить нос, бросить в угол. Именно так малыш и поступает. Неудивительно, что, проделав все эти манипуляции раз-другой-третий, кроха теряет интерес к игрушке безвозвратно. А вот взрослый, присоединившись к нему в нужный момент, может показать и подсказать, куда «двигать игру» дальше...

Как растут игры?

Первые игры малышей недаром именно так и называются - манипулятивные . Благодаря им ребенок учится производить простейшие действия: взять-поднять-положить, покрутить-постучать и т.п. Они являются нормальным этапом развития ребенка до 2-3 лет, а в дальнейшем возникают тогда, когда он встречается с совершенно новым и неизвестным предметом.

Более сложный этап детской игры носит название формальных игр. Если с малышом много общаются и играют взрослые, обращая его внимание на особенности как игрушек, так и тех реальных вещей, которые они «замещают», он начинается с 10-14 месяцев.

В это время ребенок выполняет формальные действия с игрушками: катает автобус, потому что он видел, что машины на улице ездят; пинает мяч, как футболист «в телевизоре»; закрывает тряпочкой мишку, как мама укрывает его одеяльцем и т.п.

Роль взрослого сейчас в том, чтобы подтолкнуть кроху к «обыгрыванию» игрушки. «Давай с тобой покормим кису! А теперь положим ее спать... - предлагает мама. - А кого ты хочешь взять с собой на прогулку? Покажем ослику, как ты печешь пирожки...» Подражая и повторяя эти действия то с одной, то с другой игрушкой, ребенок начинает играть самостоятельно.

Ребенок растет, растут и его игры. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит также к возникновению функциональных игр. В таких играх малыш осваивает свойства предметов и действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком: «клик-клак». Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Функциональные и конструктивные игры все еще относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в дочки-матери, в магазин, в пиратов, беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3-4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6-7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров. Так игры наших детей «растут» и усложняются вместе с ними.

Учимся играть

Как понять - играет ребенок или нет? Играет ли он, когда тянет за веревочку машину? Или сует ложку зайке? Может быть, да, а может, и нет. Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, а ложкой дает зайке попробовать вкусный супчик. Нет, если, выполняя эти действия, просто повторяет увиденное у других детей или подсказанное взрослыми.

Что касается цепочки действий, то она имеется там, где ребенок не просто повторяет в игре одно и то же действие, а выполняет несколько, по смыслу следующих одно за другим (например, раздевает куклу, укладывает в коробку, накрывает лоскутком, поет колыбельную, укачивает, просит остальные игрушки сидеть тихо и т.п.). Или, строя дом из кубиков, не просто прикладывает их друг к другу, как показал папа, но придумал, где крыша, дверь, скамейка, и готов с ними что-то делать.

К году ребенок может научиться открывать и закрывать матрешку, вкладывать кубы друг в друга, водить куклу, катать машины и пр. Освоив действия с этими игрушками, ребенок может непродолжительно играть сам, без взрослого.

Предоставленный сам себе, ребенок действует с игрушками, рассматривает все, что его окружает, наблюдает за взрослыми, воспроизводит игры, в которые играла с ним мама. Однако долго занимать себя он не может, начинает уставать. Маме надо своевременно «переключить» ребенка на другую деятельность или помочь продолжить то, чем он уже занимается, дать задание, поиграть, попеть вместе с крохой.

Начните с простого и привычного малышу действия. Например, «киска умывается», «кормим мишку», «одеваем куклу», «машина везет молоко от коровы ежику» и т.п.

«Смотри, вот машина, - говорите вы ребенку. - Это грузовик, он перевозит грузы. Что же сегодня повезет наш грузовик? Звери-звери (это уже обращение к игрушечному зоопарку), кому-нибудь нужно что-нибудь перевезти? "Му-у-у, - говорит корова. - Мне нужно, чтобы кто-то отвез мое молочко ежику". - "Что ж, я готов, - говорит грузовик. - Давай свое молоко"». Ставите игрушечную чашечку (баночку, пакетик) на грузовик и везете его ежику. Затем можно повторить игру, перевозя таким образом все, что сможет придумать малыш.

Когда кроха освоит эти действия и наиграется в них (торопить события не стоит), расширяйте игру - спросите ежика: что он станет делать с молоком? (Роль ежика вы можете прочно закрепить за чадом.) Кормить ежат? Замечательно, кушайте, ежатки! А что станет делать ежик потом? Пойдет гулять? А может, он поедет на грузовике в гости к корове?

Так, прибавляя по одному новому действию, вы учите ребенка выстраивать длинную сюжетную цепочку. А по ходу действия он сможет узнать, что ест ежик и откуда у коровы берется молоко, кто живет в норе, а кто - в гнезде, вспомнит голоса животных и птиц, вместе с вами придумает, зачем нужны те или иные вещи.

В этих простых играх отведите малышу одну роль, а сами играйте за всех других персонажей. Возможно, на первых порах он будет просто сидеть и смотреть на то, что делаете вы, - не стоит давить и требовать, чтобы он немедленно придумал, ответил и сделал. Дайте ребенку время освоиться с предлагаемым занятием, пусть ваша игра превратится в театр одного актера. Но и не упустите момент: когда он будет готов «подхватить» действие - передавайте ему бразды правления игрой.

Очень частая ошибка родителей в подобных играх состоит в требовании неукоснительно следовать придуманному ими сюжету, образу персонажей и т.п. Постарайтесь не навязывать и не диктовать малышу свою игру, а подхватывайте и стимулируйте его на развитие собственных идей. Пусть для начала это будет выбор персонажа, его имени, цвета его шапочки или выполняемое им действие. Более сложные идеи придут со временем, когда ребенок убедится, что у него «получается», и этот вид игр станет для него интересным и занимательным.

Поиграй со мною, сказка

Из сказок проще всего почерпнуть сложные сюжеты. Сказки можно не только проигрывать, следуя каноническому тексту, но и сделать их просто исходным материалом.

Варианты игры со сказкой:

  • замена «недостающих в хозяйстве» персонажей (нет лягушки - взяли кролика);
  • введение персонажа-помощника или дополнительных противников главного героя;
  • продолжение сказки;
  • придумывание другого окончания;
  • те же персонажи, но с другими характерами (злая Красная Шапочка и добрый Волк);
  • кукольный театр и т.д.

Играя со сказкой, большинство родителей ограничивается вопросами «по сюжету»: куда пошла Красная Шапочка? Кого она встретила в лесу? И так далее. Такие вопросы, безусловно, помогают малышу лучше разобраться в хитросплетениях рассказываемой истории, особенно если он склонен слушать вполуха. Но когда сюжет знаком, вы можете начать придумывать свои варианты. А как бы спаслась Красная Шапочка, если бы не появились охотники? А что стал бы делать Волк, если бы Шапочка не стала с ним разговаривать, а начала громко звать на помощь? А что бы стал делать Колобок, если бы он не внял уговорам Лисы, а сбежал от нее, как и от всех предыдущих зверей? Такие вопросы побуждают малыша к творческому осмыслению ситуации, а заодно он учится тому, что из любой ситуации может быть несколько выходов.

Играя с хорошо знакомым и готовым сюжетом, ребенку проще освоить и еще один важнейший для дальнейших действий навык: границы ролей, персонажей и их действий. Он понадобится малышу позднее, когда тот перейдет к коллективным играм со сверстниками. Играем, например, в «Репку». Помогите крохе придумать, что делал дед, пока внучка ходила за Жучкой? Сидел на скамеечке и отдыхал? Тянул репку? Обкапывал ее лопатой, чтобы было легче вытащить?

Кукольный театр - одно из лучших и в то же время самых простых средств образного воплощения интересных историй. Детей, которым трудно спокойно сидеть и слушать чтение книжки, увлекает движение кукол, причем их фантазия не попадает в зависимость от готовых образов, а творит свои.

Совсем несложно показать ребенку сказку на маленьком столике или табуретке. Установите его так, чтобы за ним мог поместиться один человек, управляющий куклами, а напротив осталось место для зрителей. Накройте столик тканью, цвет которой соответствует календарному времени действия сказки (белый материал для зимы, зеленый для лета и так далее). Декорации для подобного театра изготовляются с большой долей условности, активно используются разноцветные лоскутки, разнообразные кубики, коробочки, природные материалы (шишки, ветки, кусочки мха). Не перегружайте сцену - достаточно намека. Не забудьте о выразительности, которую добавляют сказке источники света. Маленькая свечка может служить и костром, и огнем в печи, и золотым блеском.

Деревяшки, огуречки - сказочные человечки

Замечательная игра - использование замещающих предметов. Те дети, которые научились этому, в будущем не будут изводить родителей тем, что им нужна еще одна, сто пятая кукла или пистолет, а спокойно сделают их сами из любого материала, оказавшегося под рукой. Заодно такие игры прекрасно развивают творческое воображение, недаром они входят во все «взрослые» тренинги повышения креативности.

Игра очень проста: придумайте, как - нетрадиционным способом - можно использовать самую обычную газету. Сделайте из нее - вместе с малышом, конечно же, - ковер-самолет, лодочку, лягушку, шляпу, подзорную трубу, шалаш. А для чего может понадобиться веревка или шнурок? Раз - и поползла, извиваясь и грозно шипя, змея. Два - и готова удочка. Три, четыре, пять - фантазия ваша и ребенка подскажет вам еще много-много удивительных превращений. Кастрюли, миски, стаканчики из-под йогурта - это игровое богатство присутствует в каждом доме и отлично заменяет навороченные, но одноразовые игрушки. Кстати, таким же образом можно изготовить и персонажей для кукольного театра. Пластиковая бутылка, на которую надет платок, станет бабкой, а если прикрепить к ней моток оранжевых ниток - Лисой. Из крышечки получится отличный Колобок, а привинченная розовая проволочка превратит ее в одного из трех поросят. Кусочек голубой ленточки заменит и речку, и океан, а принесенная с улицы веточка - дремучий лес.

Придумать игру могут помочь не только сказки, но и любые книжки с картинками. Возьмите любую сюжетную картинку, рассмотрите ее с малышом и предложите ему выполнить те же действия, которые он увидел на рисунке. Например, нарисован мальчик с мамой на улице города. Может быть, они идут за покупками - тогда придумайте, что и как они будут делать в магазине. А может, в поликлинику - дальше последует игра в доктора. Или они возвращаются домой из гостей? Таким образом, картинка может быть как отправной точкой для вашего сюжета, так и его кульминацией или финалом. А малышу предстоит достроить все необходимые действия «вокруг».

Игра - дело серьезное

Дети, с которыми мало и скучно играли, плохо адаптируются и в детских коллективах, да и вообще в окружающей жизни. Любое изменение привычного хода вещей повергает их в уныние. Они плохо соотносят себя с реалиями окружающего мира, испытывают коммуникативные сложности, не умеют предусматривать и анализировать свои действия и поступки с разных сторон, болезненно застенчивы или, наоборот, излишне развязны.

Дети же, много играющие с родителями или другими взрослыми, быстро научаются и выстраивать свой собственный сюжет, и подхватывать чужой. Соответственно, и сверстникам, когда они попадают в детский коллектив (в саду, в гостях, на прогулке), с ними весело и интересно. Такой ребенок не будет стоять одинокой букой в стороне от резвящейся компании или дергать и теребить родителей, требуя уделить ему побольше внимания. Да и наедине с самим собой скучно ему не будет.

Вам кажется, что ваш ребенок уже достаточно взрослый, чтобы играть самостоятельно, однако, он все время ходит за вами по пятам и просит поиграть с ним. Здесь мы рассмотрим, как научить ребенка играть самостоятельно, в каком возрасте эту самостоятельность развивать и какие усилия для этого приложить, какие игры лучше подойдут для того, чтобы малыш увлекся без участия взрослых.

Возможно, вы слышали о таких детях, которые днями напролет тихо играют в своей комнате, не беспокоя родителей и не требуя к себе внимания. Умение ребенка играть самостоятельно не появляется само по себе на пустом месте. И вы должны именно научить этому свое чадо.

Когда ребенок начинает играть самостоятельно

Некоторые родители удивляются, почему ребенок в год не играет самостоятельно. Да потому, что он не умеет. Это умение приобретается по мере взросления и приобретения навыков игры, и вы должны приложить к этому определенные усилия, также как вы или .

Когда ребенок только начинает играть самостоятельно, он повторяет действия родителей, манипулируя предметами. Именно поэтому любимыми игрушками после года является различная кухонная утварь и предметы домашнего обихода. В этот период привлекайте малыша к присутствию и по возможности участию в своих домашних делах. Это даст ему богатый материал для игр с применением ложек, ковшиков и кастрюлек и позволит ему самостоятельно манипулировать предметами.

Позже ребенок начнет использовать заместители предметов. Т.е. палочка может заменить в воображении ребенка половник, а крышка от банки — тарелку.

После двух лет ребенок учится ролевой игре. И задача родителей на этом этапе познакомить ребенка с возможными персонажами и показать их взаимоотношения в процессе совместной игры. Например, в игре «дочки — матери» роль дочек выполняют куклы, а роль мамы — сам ребенок. Подскажите ребенку, какие диалоги могут происходить между персонажами, как они могут взаимодействовать, примите участие в игре с ребенком, подавая ему пример.

Малыш научится играть сам не сразу. Вам придется еще какое-то время принимать участие в играх ребенка, прежде чем он проникнется своей ролью.

Если вы принимали активное участие в играх ребенка и направляли его в процессе, то к третьему году малыш сможет занимать себя примерно на 40 — 50 минут.

Игры и игрушки для самостоятельных игр

Важным условием является то, что это должны быть игрушки и игры, с которыми ребенок может играть сам, без помощи родителей и которые соответствуют его возрасту. Очевидно, что двухлетний малыш не сможет увлечь себя сложными пазлами, если только не найдет им другое применение.

Какими игрушками может играть ребенок сам:

  • игрушечные наборы различных инструментов для знакомства с профессиями (например, набор доктора);
  • любимая игрушка, с которой ребенок привык спать;
  • машинки и различные каталки;
  • ненужная мелочевка, которую вы бы с радостью выкинули, но бережно хранимая ребенком (детали от машин, камушки, тряпочки, пуговки и т.п.);
  • спортивные игрушки (кегли, мячи, кольца для бросания);
  • самовозведенное убежище в виде стола, накрытого покрывалом, или маленькая туристическая палатка;
  • игры, которые не надоедают ребенку.

Важно: игрушек не должно быть много. Большое количество игрушек не позволяет ребенку развивать свою фантазию, кроме того, он не испытывает ни к одной из них чувства привязанности.

Вспомните свое детство. У вас был любимый мишка или заяц, без которого вы не могли заснуть. А помимо мишки еще пара кукол, кубики и пирамидка. Этого было достаточно, чтобы придумывать целый мир и проживать в нем по несколько часов.

Если у вашего ребенка все же много игрушек, то часть из них следует время от времени убирать с его глаз, чтобы . В следующий раз, когда вы их достанете месяца через 2, они будут восприниматься им как новые, и радости малыша не будет предела.

Когда ребенок получает новую игрушку, взрослые должны продемонстрировать, как с ней можно играть. Возможно, вы удивитесь, но ребенок не рождается с умением играть, поэтому вам следует научить его.

В какие игры может играть ребенок

После двух лет ребенок овладевает сюжетно-ролевой игрой. Можно подсказать ребенку идеи для игр, в которых он будет примерять на себя определенные роли (например, доктор, продавец, водитель).

Примеры ролевых игр для 2 — 3 — летнего ребенка:

  • в магазин;
  • в больницу и доктора;
  • в другие профессии (парикмахера, строителя, полицейского, пожарного, учителя и т.д.);
  • с куклами ребенок может поиграть в семью или детский сад;
  • с помощью машинок можно выучить правила дорожного движения или поиграть в грузоперевозки и такси;
  • со зверушками — зоопарк, цирк;
  • со спортивными игрушками — в спортсмена, тренера;
  • можно придумывать сюжет игр на основе или любимых мультфильмов, используя их персонажей.

Во время ролевой игры родитель может принимать активное участие или подсказывать ребенку какие-то моменты. Главное, в усердном проявлении не навязывать своих правил.

Что делать, если ребенок не играет самостоятельно

Если к 4 — 5 годам ваш ребенок не играет самостоятельно хотя бы 1 час, то в этом случае могут быть две причины:

  1. Ребенок не умеет играть самостоятельно. Потому что вы не научили его играть. В этом случае вам нужно срочно наверстывать упущенное. По своей природе большинство детей стремится к самостоятельности, поэтому когда у него начнет получаться, ваша задача поддержать его стремление похвалой или лакомством.
  2. Ребенок не хочет играть самостоятельно. Он умеет, но предпочитает ходить за вами хвостом. Или же ребенок постоянно просит поиграть с ним. В этом случае малышу просто не хватает родительского внимания. Отложите свои дела и уделите ребенку час своего времени. Покажите, что это ваша общая игра, в которую он может иногда поиграть один.

Также если у ребенка что-то не получается (например, собрать конструктор или паззлы), то у него может пропасть интерес к игре. Нужно ненавязчиво помочь ребенку, и тогда интерес будет возобновлен.

Если же ребенок старше 5 лет не способен самостоятельно играть, следует обратиться к специалистам.

Зачем ребенку самостоятельность в игре

В данном случае речь идет не о том, чтобы дать родителям больше свободного времени. Прежде всего навык самостоятельной игры нужен самому ребенку.

Этот навык определяет развитие воображения, мышления, речи и способствует адаптации ребенка в социуме. Вследствие этого важно обращать внимание не только на время самостоятельной деятельности ребенка, но и на разнообразие и сложность игр.

В процессе самостоятельной игры у ребенка развиваются необходимые качества, такие как терпение, усидчивость, инициатива, настойчивость.

В ходе игры ребенок должен испытывать радость, а не смирение и скуку. Поддерживайте его инициативу и выбор, не оказывайте помощь преждевременно и не навязывайте своих правил.

Бывает так, что ребенок играет самостоятельно, но при этом ему необходимо присутствие взрослого. Стоит только маме уйти из зоны видимости, как ребенок прерывает свою игру и бежит следом. Поэтому необходимо учить ребенка не только играть самому, но и оставаться ненадолго в одиночестве.

Малышам может помочь игра в прятки, в процессе которой ребенок приобретает уверенность, что спрятавшийся взрослый обязательно не исчезнет насовсем, а вскоре вернется.

В ходе ролевой игры, если маме нужно отлучиться на кухню, можно придумать причину, хорошо вписывающуюся в ход игры. Например, если вы играете в магазин, скажите ребенку, что вам необходимо отлучиться, чтобы получить товар.

Главное, перед уходом предупредить ребенка, что вы ненадолго уйдете и обязательно вернетесь. Первое время уходите на минимальный промежуток и старайтесь возвратиться до того, как ребенок успеет потерять вас.

Родитель должен быть всегда доступен для ребенка. Это значит, что он готов его выслушать, дать совет, поддержать и порадоваться за ребенка. Отзывайтесь сразу на зов ребенка, отвечайте на его вопросы, при таком отношении малышу будет спокойнее играть самостоятельно.

Как приучить ребенка играть самостоятельно. Правила

  1. Приучайте ребенка к самостоятельной игре, когда он сыт, здоров и в хорошем настроении.
  2. Место для игр должно быть безопасным и комфортным для ребенка.
  3. Позвольте ребенку нарушать правила игры и устанавливать свои.
  4. Демонстрируйте гордость за успехи ребенка: его самостоятельные творения и работы поставьте на видное место, где бы их могли видеть все члены семьи.
  5. Помните, что ребенок изначально не умеет играть. Его нужно этому научить также, как надевать штаны или есть ложкой.
  6. Чем больше вы проводите времени с ребенком играя, тем больше возрастает его интерес и тем быстрее он вовлекается в игру и начинает играть самостоятельно с радостью и энтузиазмом.
  7. Даже если ребенок уже вполне самостоятельно развлекает себя сам, не забывайте иногда уделить ему время и поиграть вместе. Ведь совместные очень сближают и дарят ребенку чувство нужности и уверенности в родительской любви.

И помните, дорогие родители, в доме, где есть дети, тишина — повод для паники!

«Играющие дети» - словосочетание настолько обыденное, что кажется, будто все люди появляются на свет со встроенной способностью к играм. В этом и заключается ошибка многих родителей. Можно накупить своему ребёнку самых дорогих игрушек. Но не думайте, что тут ваша миссия заканчивается.

Малышу ещё нужно объяснить, что делать с машинками, куклами и конструктором. Особенно актуальным это становится, если ваш ребёнок – первенец в семье. У него нет заботливых старших братьев и сестёр, которые могли бы подсказать ему, как превратить фигурку в могущественного сказочного персонажа, а из странных штуковин построить для него волшебный замок. Вот мальчики и девочки и докучают вечно занятым папам и мамам, канючат у них под ухом: «Поиграй со мной!». А те, кто говорить ещё не умеет – крутят в руках красивые пластмассовые вещицы, затем с досадой кидают их на пол и начинают хныкать, вызывая у родителей искреннее недоумение: «Ну что опять случилось?».

Когда ребёнок играет, он не просто весело проводит время, снимая нагрузку с родителей. В процессе игры он моделирует многие жизненные ситуации, осваивает такие навыки, как:

  • Общение. Управляя игрушечным персонажем (часто не одним), ребёнок учится строить диалог и монолог, вспоминает то, что ему удалось услышать в реальной жизни и старается это использовать. В зависимости от ситуации, которую малыш разыгрывает, он формирует у себя навыки знакомства, общения со старшими, рассказа о себе, и.т.д.
  • Фантазия. К примеру: во что играют дети летом во дворе, где их окружает обычная детская площадка, обычные дома и вполне обычные люди? Правильно, во что угодно. По воле их фантазии банальное окружение превращается то в дикие джунгли, то в сказочное государство, то в уютный дом. Сюжет для игры дети обычно придумывают на ходу, это развивает их способность к импровизации. «А давай представим, что это не просто куча песка, а огромная гора, на которую нам надо забраться», «Пусть эта дощечка будет магическим щитом», «Под этим грибком будет наша неуязвимая крепость», - каждый может привести ещё десятки примеров из собственного детства.
  • Выплеск негативных эмоций в нужное русло. Лучше, если малыш, обиженный на кого-то, выместит своё раздражение не на домашнем животном, а на самостоятельно придуманном плохом персонаже. Наказав «злодея» в игре, ребёнок получит положительных эмоций для живого общения.

Чтобы ввести малыша в мир игры, начните разыгрывать с ним «по ролям» знакомые сюжеты из детских сказок и мультфильмов. Поначалу это будет «театр одного актёра» в вашем лице, затем ребёнок постепенно поймёт суть и втянется в «постановку». Старайтесь быть максимально раскрепощёнными и выразительными, чтобы ребёнок почувствовал азарт и интерес. Если разыгрываете мультфильм, подражайте голосам и интонациям актёров. Потом можно переходить к импровизации: начните со знакомого сценария, но в какой-то момент предложите собственное интересное развитие. Поначалу ребёнок может удивиться и даже воспротивиться неожиданному повороту, но вскоре поймёт, что это сильно расширяет игровые возможности. Когда кроха начнёт предлагать свои сюжетные ходы, не придирайтесь к их возможной нелепости, а попробуйте дополнить его идею. Когда такой процесс войдёт в привычку и начнёт приносить удовольствие ребёнку, можете радоваться – ваш малыш научился играть.

Кто-то спросит: «А что делать с совсем маленькими детьми, которые ещё неспособны «разыгрывать сюжеты»? Моему ребёнку год – во что играть с ним? Отвечаем: подводите детей к таким постановкам постепенно – когда ребёнку исполнится год, начните «оживлять» его игрушки. Плюшевый медведь и любимые куклы должны с вашей помощью начать «говорить» с малышом, рассказывать ему о себе, озвучивать свои «действия», испытывать разные эмоции.

Такая простая игра, как «Повтори за мной», имеет сразу несколько полезных функций. Годовалые дети обычно любят подражать. Когда они повторяют за родителями какое-либо действие и получают за это похвалу, это развивает в них склонность к игровому взаимодействию. Ребёнок осознаёт, что за игрой приятно не только наблюдать, но и участвовать в ней. Действие, которое предлагается повторить малышу, может быть полезным в физическом плане (стояние на одной ноге для улучшения координации, например) или в бытовом (можно незаметно приучить ребёнка к таким полезным делам, как складывание игрушек на свои места).

Чтобы пробудить у ребёнка интерес к игрушкам, можно их необычно «подать». Если сложить все мячики и машинки в большую, красиво оформленную коробку, малышу доставит немало удовольствия изучение и перебирание своих «сокровищ».

Ещё один частый вопрос: «Как научить ребёнка играть во дворе?» Многие дети не знают, как влиться в незнакомую компанию, поэтому либо стесняются и ждут, пока их позовут, либо вторгаются в игру бесцеремонно, чем нередко вызывают отторжение у остальных. Чтобы этого избежать, расскажите ребёнку об основных правилах:

  • Прежде чем вступать в игру, нужно понаблюдать и понять, нравится она или нет. Затем следует дождаться паузы и спросить разрешения. В случае отказа реагировать надо спокойно, не обижаться.
  • Лучше выбирать компанию примерно равных себе по возрасту ребят. Игры для старших могут показаться ребёнку слишком сложными, а игры для младших – недостаточно интересными.
  • Если удалось присоединиться к компании, надо внимательно выслушать и понять правила игры. Бесконечные вопросы «по ходу» могут сбивать и раздражать других детей.
  • Не стоит на первых порах критиковать правила игры и осуждать других участников. Если что-то хочется поменять лучше дождаться паузы и вежливо предложить свой вариант.

Хвалите своего ребёнка, если он ищет себе компанию, соблюдая эти правила. Каким бы ни был результат его попыток. Подготовьте отпрыска: научите вежливым фразам и расскажите, во что играют дети летом и зимой чаще всего.

Вы можете или написать свой.

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя». Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий. Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

В. А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками. Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.


Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку. Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения. И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

” №11/2008 25.03.12

Психологи убеждены: ребенка следует учить играть. Но многие родители считают, что дети от природы обладают этим умением. Кто же прав?

Комментарий эксперта, Мария Мошкова, психолог:

Ребенок познает окружающий мир и себя через игру. Конструируя ситуации и отношения из реальности, он начинает в них разбираться, понимать, как устроен мир. Задача родителей – обогатить его игровое пространство необходимыми и полезными игрушками, а также предоставить себя в качестве внимательного и поддерживающего партнера по играм. Не забывайте также, что играя со своим ребенком, вы сможете больше узнать о его эмоциональных переживаниях, важных для него проблемах. Моделируя в игре тревожащие ребенка ситуации, вы поможете ему справиться с негативными переживаниями.

Ребенок в 1 год еще не может словами объяснить, чего ему хочется, тянет маму за руку к игрушкам. Ребенок постарше время от времени просит: «Поиграй со мной!» Если попробуете отказаться, в лучшем случае он обидится. Но почему же некоторые дети играют в одиночестве? И ваш малыш сможет, только его надо этому научить.

Ребенок играет и познает себя

Почему ребенок любит играть? Потому что это интересно? Или он ничего другого делать не умеет? Вряд ли дело только в этом. Скорее всего, кроха, наблюдая за своими родителями, тоже хочет ощутить себя и сильным, и умелым, и самостоятельным, и свободным. Ведь в глубине души малыш чувствует – он такой и есть: хороший, замечательный, достойный восхищения и любви. И стремится выразить себя - как умеет. И тогда на помощь ему приходит игра. Ведь в ней можно быть всемогущим и смелым, героем и волшебником. Сначала ребенок осваивает игру, потом совершенствует. Он придумывает образы, ситуации. На первый взгляд они мало совместимы с реальностью. А если вникнуть, оказывается, что все списано с жизни, только дополнено фантастическими, вымышленными элементами.

Учить ли ребенка играть?

Многим мамам знакома ситуация: дома дел – невпроворот, а ребенок бродит за вами по пятам, не умолкая ни на минуту: «Ну поиграй со мной... Ну поиграй…» На ковре разбросаны кубики, в ящике ждут своего часа Барби, трансформеры и спайдермены. Ребенок бы и рад занять себя сам, да не умеет.

Хорошо, если в семье есть старший брат или сестра, которые показали малышу, как развлекать самого себя. Но так бывает не всегда. А без подражания кроха играть не научится.

Вы можете возразить: мол, вас в детстве никто не учил играть. Все это так. Но вспомните, сколько времени вы проводили во дворе с другими ребятами. И мама за вами не следила, не ходила по пятам. К счастью ли, к сожалению, но времена «коммунальных» дворов, где все были в безопасности, миновали. И детские площадки не являются альтернативой. Но это не значит, что ребенка некому заинтересовать игрой. Возьмите на себя эту задачу.

Предложение «научить играть» часто вызывает у родителей недоумение: «Как это сделать? Да мы давно все позабыли! И у нас на это нет времени!» Поверьте, мама с папой, способность играть ничуть не менее важна, чем умение читать, решать логические задачи и говорить на трех языках.

В игре ребенок осваивает огромное количество необходимых навыков

Именно тех, что пригодятся ему в жизни. Причем далеко заглядывать не приходится, новые знания пригодятся ему уже сейчас.

  • Навыки общения . Кен пришел к Барби и говорит: «Здравствуй, я очень рад тебя видеть. Ты сегодня прекрасно выглядишь». – «Привет! Заходи в гости, я угощу тебя чаем».
  • Обучение социальным ролям. Мама-белка позаботилась о бельчонке, привела его к доктору Айболиту и просит: «Доктор, помогите, пожалуйста, вылечите моего малыша!» А потом пошла в аптеку покупать лекарства по рецепту.
  • Преимущества сотрудничества. В игре ребенок осознает, как легко что-то делать сообща. Герои сказки Лапоть, Соломинка и Пузырь, объединившись, смогли переправиться на другой берег реки.
  • Развитие фантазии . Обычное кресло превращается в парусник или египетскую пирамиду, поварешка – в инструмент для добычи алмазов, а пушистый ковер – в непроходимые джунгли Африки Ребенок ощущает, как интересно самому развивать сюжет игры, придумывать новых героев, проявлять находчивость в сложных ситуациях.
  • Преодоление страхов. В игре ребенок может спокойно показывать то, чего он боится, преодолевать какие-то ограничения, неумения, ведь это безопасно и вроде бы не о нем. «Как ни страшно было в чистом поле соломенному Страшиле, как ни трудно было ему работать своими соломенными руками, но он справился». Кроме того, кроха может высвободить собственные негативные переживания в безопасной форме – поколотить злого пирата, а не младшего брата, покричать на дракона, а не на бабушку...

Как научить ребенка играть?

Научить ребенка играть – дело не такое уж трудное. Главное, отнеситесь к вашим совместным забавам как к очень нужному для него занятию: вы не капризам потакаете, а поддерживаете маленького человека на пути развития и осознания самого себя.

Вы испытываете неловкость от того, что вынуждены вести себя по-детски? Но ведь вас никто, кроме малыша, не видит – значит, некого смущаться! И даже если сразу вы не можете придумать ничего толкового, не беда. У вас есть замечательные помощники – любимые детские книги и мультфильмы.

Начинайте с проигрывания знакомых сюжетов. Это можно делать, даже не отвлекаясь от повседневных забот. Сегодня утром ребенок исполняет роль Колобка, а вы – и Дед с Бабой, и Лиса, и Волк. Так и покатились: от кровати в ванную, из ванной – завтракать, после завтрака – мыть посуду... Днем он – курочка Ряба, а вы... да, опять Дед с Бабой! Пока вы стираете, курочка утешает вас – снесет она новое яичко...

На самом деле поначалу все роли станете исполнять вы, а кроха будет зачарованно глядеть на вас. Но постепенно он начнет вступать в игру, придумывать текст, свои повороты событий.

Предоставьте ребенку свободу творчества. Даже если вдруг окажется, что Бабушка накинулась на Волка и съела его, ничего не исправляйте! В игре ребенок сам устанавливает правила, а вы их принимаете.

Пусть курочка заберет золотое яичко и спрячет его в укромном месте, а Мышке вовсе хвост оторвет – не стыдите малыша за жадность и драчливость. Возможно, позже он расскажет вам о том, как на детской площадке у него отобрали любимую машину. Ребенок, оказывается, не с Мышкой расправился – он обидчика наказал! Почувствовав, что игра расширяет его возможности действовать и влиять на мир – пусть пока еще в воображении, – он очень скоро научится играть самостоятельно. Ваше участие больше не понадобится, и вы будете спокойно заниматься своими делами, пока кроха занимает сам себя.

Как выбирать игрушки для ребенка?

Приобретая игрушки, сразу же прикидывайте, во что с ней можно играть. В каждом сюжете должно быть не менее двух участников. Скажем, покупая Чебурашку, не забудьте о крокодиле Гене. А выбирая Барби, обратите внимание на ребеночка и Кена: вы ведь будете играть в семью! А еще в ферму, маму-курочку и деток-цыплят, которые ужасно боятся хитрой рыжей лисы...