Как развивается память у детей. Развиваем память и внимание ребенка. Индивидуальность в процессе восприятия

Итак, давайте разберемся, какие методы развития памяти детей предлагает современная психология...

Буквально каждый родитель убежден, что развитие памяти у детей является неотъемлемой частью дошкольного обучения, которое происходит, как правило, либо дома, либо в детском учреждении. Поэтому одной из основных задач, которой уделяется особое внимание заботливыми мамами и папами, является развитие памяти у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день существует немало литературы, посвященной данной теме; но, как показывает практика, не все методы развития памяти у детей одинаково применимы к одним и тем же деткам: одни хорошо запоминают прочитанное, другие для запоминания обязательно должны услышать, ну, а третьим - повторяй-не повторяй, - в одно ухо влетело, в другое вылетело. В таком случае родители настороженно задаются вопросом: “что делать, если у ребенка плохая память?”

Итак, давайте разберемся, какие методы развития памяти детей предлагает современная психология.

Современные методы развития памяти у ребенка

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, люди, в зависимости от того, каким набором свойств психики (называемых векторами) они обладают, на такие же свойства памяти могут и рассчитывать. Итак, как развить память у детей с разными векторами?

Корректор: Анна Сорокина

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Развитие памяти и внимания — это одновременно цель и средство обучения дошкольников, которое требует поиска хороших пособий и программ, учитывающих особенности детского возраста. Чтобы облегчить эту непростую задачу, методисты Индигос подготовили специальный набор программ , который поможет , разовьет внимание и усидчивость, а также научит ребенка мыслить логически.

«Самое важное время для развития памяти — это время до школы», — утверждает профессор Д.Б. Эльконин, доктор психологических наук. Как же использовать это время с наибольшей пользой?

Проще всего подать информацию в привлекательной для ребенка форме при помощи компьютера, ведь электронные уроки вызывают интерес у детей. Дошкольники с большим удовольствием осваивают развивающие и обучающие программы.

Как развивать память?

Как мы уже упомянули, с помощью компьютера информацию можно представить в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Развитие зрительной памяти является одной из важнейших составляющих тренировки. Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения полезных упражнений, которые предлагает программа Учимся быть внимательными : например, ребенку показывают картинку с раскрашенными шариками, через несколько секунд цвета пропадают, а юному ученику при помощи красок предлагается сделать шарики такими, какими они были несколько секунд назад. Или такой вариант игры: на экране фигурки расставлены в определенном порядке. Спустя несколько секунд они меняются местами и ребенка просят вернуть их на свои первоначальные позиции. Это тренирует не только память, но и внимание, развивает усидчивость.

Несмотря на то, что знаменитая русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной, чем зрительная. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные видеоуроки. Особенность слуховой памяти заключается в том, что, в отличие от зрительных впечатлений, мозг как правило лучше воспринимает слуховые впечатления. Для ее развития прекрасно подойдет программа Скоро в школу. Тренируем память : например, на экране несколько птичек, которые по очереди насвистывают разные мелодии. Через несколько секунд они меняются местами, а ребенка просят вспомнить, в какой последовательности пернатые исполняли свои трели.

Конечно, методов развития памяти и внимания очень много — электронные пособия помогут гармонично сочетать разные приемы для достижения результата. Например, электронное пособие Улучшаем память поможет освоить самые действенные приемы запоминания и научиться систематизировать большие объемы информации, а программа Развиваем внимание поможет контролировать улучшение внимательности.

Итак, память и внимание — одни из ключевых навыков, помогающих детям успешно учиться. Но не менее важным является умение мыслить логически, рассуждать и анализировать. И тут на помощь придут электронные пособия. Например, Учимся логическому мышлению научит малыша корректно отстаивать свою точку зрения, находить причинно-следственные связи и многое другое и все это в увлекательной форме.

Вместе с такими помощниками родителям не придется придумывать каждый день новые задания. Ребенок, играя, будет развивать важнейшие навыки, а затем с легкостью сможет освоить школьную программу и поразить одноклассников своими познаниями!

Успехов в занятиях, и не забывайте, что главное в образовании — это не упустить время!

Обсуждение

Все не читала, но точно уверенна в том, что "не нужно изобретать велосипед". Учите стихи и память будет отличная.

Комментировать статью "Как развить память и внимание у ребенка"

В плане общего развития (внимание, память + моторика, форма, цвет, размер, логика и т.д. и т.п.) я бы поставила на Еще я бы предпочла, чтобы ребенка чуть-чуть активизировали и можно было лопнуть (красиво) либо только красные шарики, либо только шарики с треугольниками.

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно...

В последнее время обратила внимание на проблемку: ребенок затрудняется с выполнием инструкций длиннее 1 действия. Просто надо развивать и тренировать. Вам выше верно всё написали про тренировку памяти и внимательности, я бы добавила игру: повтори.

Обсуждение

работаю с детьми, среди очень приличных и образованных пяти-шестилеток, в которых родители вкладываются и развивают- примерно у 30% детей есть то, про что вы пишете.
Просто надо развивать и тренировать. Вам выше верно всё написали про тренировку памяти и внимательности, я бы добавила игру: повтори.
Вы ей даёте задание "возьми красный карандаш и раскрась правый цветок", прежде чем приступить, она должна вам повторить о чём вы её попросили. Для этого она предварительно будет настраиваться не просто слышать вас, но и слушать(вслушиваться). Перед тем, как вы произнесёте задание, привлеките её внимание: ты готова? Тогда я начинаю(это точка фиксации момента, с которого ребёнок должен особенно внимательно вас слушать). И после этого произносите задание. Задание произносится 2 раза с небольшой паузой.(предупредите ребёнка, что задание прозвучит 2 раза). Потом постепенно перейдёте на один повтор задания. Потом позднее замените слова "ты готова? тогда я начинаю" на одно слово "внимание!" после которого и будет следовать задание.
Всё это можно проделывать, как игру. Смысл повтора в том, что мозгу проще "снять копию " и прокрутить вперёд-назад фразу со своего проговоренного, чем с услышанного, хотя когда мы слушаем, тоже работают гол. связки.

PS Если у вас всё очень запущено, то задание про красный цвет и правый цветок может оказаться сложноватым. Начните с более простого: возьми красный цвет и раскрась цветок(а на листе и цветы, и бабочки, и деревья итд)

И ещё облегчает жизнь правило: всё, что вспомнила зафиксировать руками или глазами. Вспомнила, что правый цеток- сразу положи на него палец или найди его глазами. Вспомнила, что красный цвет- сразу возьми карандаш соответствующий, потом подумаешь что им надо раскрасить. Пусть не пытается всё собрать в кучу и потом начать выполнять, пусть поступенчато делает.

Нужна работа с логопедом не только над фонематическим слухом и грамматическим строем речи, но и над связной речью. Начинать с простых русских сказок и 3х картинок - раскладывать после разового прочтения в последовательности действий. Затем 5 картинок... Длительная наглядная работа. А уже потом просить пересказать в последовательности. Стихи попробуйте учить с опорой на вспомогательные схематические рисунки. Память прокачивается, но количество повторений, конечно утомляет... Используйте игры мемо. Затем сами, как с малышкой - ставите ряд игрушек. Сначала обговариваете - кто первый, кто четвертый, кто за мишкой, кто между... Затем просите закрыть глаза и либо меняете порядок, либо 1 игрушку убираете. Постепенно усложнять игру, увеличивая ряд и количество рядов. Есть множество пособий, вроде Земцовой.

Мы все занятые родители. Времени всегда не хватает. Но ребёнка развивать нужно! Ребёнка развивать необходимо! Как это сделать, если вы, например, куда – то идёте или куда – то едите или, может быть, вынуждены где – то сидеть и ждать своей очереди. И под рукой у вас нет ни книг, ни карандашей, ни бумаги. А давайте превратим знакомую ребёнку сказку в развивающую! Сделать это очень просто. Нужно только умело задать провокационные вопросы по содержанию сказки. Такие вопросы развивают речь...

Внимательность важна как для взрослых, так и для детей. Увы, бывает так, что малыш невнимателен и рассеян. Как быть? Оставить все так или начать тренировать его внимание и память? Конечно же, любящий родитель сделает все, что в его силах, чтобы облегчить жизнь своему чаду. Давайте рассмотрим те аспекты, которые так или иначе влияют на концентрацию внимания, а также пройдем тест и узнаем насколько внимателен наш малыш.

К врачам часто обращаются родители учеников с вопросом: можно ли развить память и что для этого нужно делать? Прежде всего запомните: память поддается тренировке и развитию. Вначале следует выявить слабые и сильные стороны памяти. Одни, лучше запоминают материал, который видят своими глазами (зрительный тип памяти), другие лучше усваивают услышанное (слуховой тип памяти), третьи хорошо заучивают материал, если делают при этом записи (двигательный тип памяти), у четвертых - отдельные типы...

Конференция " Ребенок от 7 до 10". Раздел: Воспитание (как развить собранность у ребенка). Не перегружена, учится хорошо, даже отлично. Последнее время стала обращать внимание, что она жутко несобранная! Витает в облаках.

Обсуждение

Не перегружена, а чего ей напрягаться. В секции какие нибудь ходит? Спорт очень дисциплинирует

Есть конрктные советы, можно поискать, например, на рабочем месте ничего лишнего, меньше раздражителей. Помогает порядок, расписание. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам. Немного на дрессировку похоже. С уроками: можно встать и сделать перерыв, когда сделаешь русский/м-ку и пр., пока не сделала - не вставать или "занимаешься 20 минут", таймер ставить, но это сложнее. Больше автоматизма, все на своих местах. Приучить вести дневник и планировать день.

Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени. Именно с ее помощью малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти вы научите детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр.


Особенности

Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.


В первый год жизни малыша развивается моторная память, которая выражена в условных рефлексах.

Кроха способен запоминать движения и действия. Особенно хорошо это получается, если они сопровождены эмоциями (или если он понимает результат этих действий). Малыш учится сидеть, стоять, ползать, брать какие-либо предметы руками и многое другое.



Образная память развивается до двух лет. Карапуз узнает родственников и знакомых, запахи, вкусы, голоса. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы малыша, увеличиваются объемы информации. В возрасте до 3 лет активно развивается логическое мышление, расширяется словарный запас. Уже можно говорить о появлении словесно-логической памяти.



Приблизительно до 4 лет идет развитие механической памяти. Она характеризуется запоминанием того, с чем ребенок осуществляет какие-либо действия. Если родители хотят, чтобы ребенок в этом возрасте лучше запомнил какую-то информацию, нужно его увлечь, заинтересовать. Результат в этом случае будет намного лучше.

С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации.


Виды памяти

В зависимости от того, на какой срок запоминается информация, от объекта запоминания, от степени волевой регуляции память классифицируется по-разному.

По срокам запоминания выделяют следующие виды:

  • Кратковременная – в этом случае информация запоминается с легкостью, однако потом забывается.
  • Долговременная – материал может быть воспроизведен даже через продолжительное время.

По объекту запоминания выделяют:

  • Зрительную – когда запоминается картинка (лица, обстановка вокруг и прочее).


  • Слуховую – происходит запоминание услышанного.


  • Двигательная (моторная). Она характеризуется запоминанием различных движений – в зависимости от обстоятельств: танец, ползание грудничка, работа рук со столовыми приборами.


  • Эмоциональная. Если ребенок обжег руку утюгом, то он больше не будет к нему подходить, эти эмоции намного лучше всяких запретов родителей помогут усвоить правило.


  • Вкусовая – запоминание вкусов.


  • Обонятельная – память на различные запахи.


  • Осязательная (тактильная) – кроха запоминает ощущения при прикосновениях к различным предметам.


Все эти виды памяти можно объединить в один – образная память .

Словесно-логическая – способность запоминать слова, появляется параллельно с развитием речи.

По приемам заучивания различают:

  • Механическую – при этом виде смысл запоминаемого материала теряется, заучивается только что-то конкретное. Если это слова – то в такой последовательности, в которой они были предложены. Если это действия – то именно в такой последовательности, в которой они повторялись. Такой вид памяти очень востребован при заучивании иностранных слов, их записи и произношении, разучивании танца.
  • Логическую – отличается запоминанием смысла заучиваемого. Тот материал, который необходимо запомнить, подвергается тщательному анализу, делится на смысловые части. Определяется главная мысль каждой из них и взаимосвязь между ними. С помощью всех этих приемов выделяется и запоминается самое важное в тексте, его суть.

По степени волевой регуляции выделяют:

  • произвольную память – для запоминания необходимого материала нужно приложить усилия;
  • непроизвольную – никаких усилий не требуется, все запоминается само по себе.

Можно выделить несколько особенно эффективных, но простых упражнений.

«Что не так?»

На столе перед малышом раскладывают 5-6 предметов, и ему предлагается время для их запоминания. После этого кроха должен отвернуться от стола, а ведущий в это время меняет местами пару игрушек или убирает 1-2. Задача ребенка в игре – восстановить правильную последовательность или рассказать о том, что исчезло со стола. Точно такую же игру можно провести с предметными картинками.


«Вспомни, что было»

Упражнение прекрасно справляется с тренировкой долговременной памяти. Попросите ребенка вспомнить и рассказать о том, что было вчера. Пусть он постарается рассказать вам все максимально подробно.



Игра «Имена»

В эту игру можно поиграть, когда вы находитесь в очереди, по дороге в магазин, в любой момент – если есть необходимость чем-то занять ребенка, чтобы он вел себя тихо. Попросите его назвать 5 имен мальчиков, затем пять имен девочек, далее игра продолжается в этом же порядке. Поначалу малыш будет называть имена самых близких ему людей, потом друзей и знакомых, а вот после уже начнет вспоминать те имена, которые он когда-либо слышал.


Скороговорки

Их разучивание помогает не только развивать речь дошкольника, но и тренировать память. Обратите внимание на то, что это должно быть «между прочим» – в игре, при свободных минутках. Можно предложить ребенку устроить соревнование, кто лучше справится с заданием. При этом победителю обязательно должна достаться похвала или какой-нибудь незначительный приз. Попросите кроху повторить скороговорку за вами, а на следующий день пусть он ее вспомнит.



Игра «Слова»

Вариантов игры два.

  1. Пусть ребенок назовет вам какую-либо букву алфавита . А теперь начинайте по очереди называть слова на эту букву.
  2. Попросите малыша назвать какое-либо слово . Затем вам нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего. Игра очень похожа на известную многим игру «Города».


«Дорога к дому»

Когда во время прогулки с крохой вы ушли достаточно далеко от вашего дома, можно предложить ему это упражнение – пусть он покажет вам дорогу домой. Естественно, вы строго контролируете этот процесс. Во время пути обращайте внимание малыша на мелочи, которые могут быть очень полезными при поиске дороги: вывески магазинов, необычные деревья, заметные дома. Тогда в следующий раз он уже будет стараться делать все самостоятельно.

Гербарий

Выйдя на улицу с малышом, можно насобирать разные листья и цветы, проговаривая при этом название каждого растения. Дома сложите эти листья в альбом и засушите. Через некоторое время вы можете рассмотреть их и попросить ребенка вспомнить, как назывались эти растения. Позже вы сможете использовать их в поделках.

«Назови пару»

Это упражнение помогает в тренировке ассоциативной (смысловой) памяти. Называйте ребенку пары слов, которые связаны между собой по смыслу: жара и лето, суп и обед. Начинайте с 5-6 пар. Проговаривайте их четко. Затем попросите кроху повторить второе слово в паре, называя ему первое. Постепенно задание можно усложнять, предлагая большее количество пар.

Мозг человека имеет удивительную способность адаптироваться к окружающей среде и изменяться. Это называется нейропластичностью. У детей такая способность развита особенно хорошо. Так воспользуйтесь этим! Чтобы улучшить память, нужно постоянно учиться чему-то новому. Поэтому обучение вашего чада только одному «ремеслу» (например, только музыке или только рисованию) не всегда оправдано. Пусть хобби и увлечения ребенка сменяют друг друга. И важно: выбирайте деятельность для ребенка по принципу: «это ново - это сложно - это интересно»!

Еда для хорошей памяти: рыба (лосось, тунец, форель, скумбрия, сельдь); грецкие орехи; тыква; фасоль; листовые зеленые овощи (шпинат, брокколи); бананы; абрикосы; дыня; зеленый чай.

Не экономим на физкультуре и сне

Ежедневные тренировки тела повышают способность мозга обрабатывать и воспроизводить информацию. Секрет прост: физические упражнения увеличивают поступление кислорода в мозг, клетки «серого вещества» начинают работать активнее. И при этом уменьшается риск заболеваний, приводящих к ослаблению работы мозга.

Важность соблюдения режима для детей - неоспорима. Ведь кроме всего прочего после полноценного сна восстанавливаются навыки критического мышления и процессы памяти.

Обнимаем и целуем

Многочисленные исследования показывают, что ребенок, который растет в крепкой, дружной семье, лучше усваивает школьные знания. Почему? Да просто поддержка и крепкие эмоциональные связи важны не только для душевного здоровья, но и для здоровья мозга! Поэтому дарите любовь, обнимайте ребенка, заботьтесь о нем и занимайтесь с ним. Это станет залогом его успешной учебы.

Смеемся от души

В отличие от эмоциональных реакций, ограниченных определенными областями мозга, смех активизирует различные зоны. Когда ребенок шутит, смеется и слушает веселые рассказы, у него быстрее начинают работать области, отвечающие за процессы обучения и за творчество. Не зря говорят, что смех помогает мыслить шире и свободней. Научите ребенка самоиронии - вместо того чтобы грустить над неудачей, можно и посмеяться над собой. Научите видеть во всем только положительную сторону. Чаще смешите его и провоцируйте на шутки.

Учим приемы

Существует целый ряд приемов запоминания, которые легко и удобно использовать в учебе и повседневной жизни. Вот некоторые из них.

Визуальный образ. Посоветуйте связать слово, которое нужно запомнить, с приятным знакомым предметом, явлением, человеком. Изображение лучше представить ярким, красочным и трехмерным. Это может быть любимый персонаж, герой из мультика.

Акростих. Научите ребенка запоминать предложения следующим образом: «держим в голове» первые буквы каждого слова в этом предложении. Получается аббревиатура. Кстати, для примера - существуют книги со стихами и загадками-акростихами для детей. Отличная тренировка!

Акроним. А это обычная аббревиатура. Например, чтобы по географии запомнить названия озер или рек, выучим в определенной последовательности первые буквы их наименований. И когда придет время воспроизводить - аббревиатура всплывет! А за ней и реки подтянутся.

Метод локусов. Прекрасный способ запомнить информацию (например, исторические даты и сражения) - это «расположить» ее в своем воображении в хорошо известном месте. Например, в детской. На кровати - Крещение Руси, за столом - Ледовое побоище и так далее.

Рифмы и аллитерации. Повторяющиеся звуки и слоги помогают легко запомнить сложные факты и цифры.

Попробуйте сделать из таблицы умножения веселую считалочку.

Кстати

Мы не можем вспомнить что-то, если не уделяли этому знанию должного внимания. Любая «кодировка» информации занимает около 8 секунд.

При запоминании надо привлекать все свои органы чувств - слух, зрение, осязание, обоняние и вкус.

Можно попробовать связать информацию, которую нужно запомнить, с той, которую ребенок уже знает.

Для запоминания сложного материала нужно суметь сосредоточиться на понимании основных идей - и легко, доступно объяснить их для себя.

Посоветуйте ребенку отрепетировать перед зеркалом то, что он пытается запомнить. Может, он расскажет это с выражением или представит, что выступает перед классом.