Как юридически правильно оформить сбор денег с родителей в детском саду? Все про договор пожертвования. День милосердия и доброты в детском саду в подготовительной группе совместно с родителями. Сценарий

по социально - личностному воспитанию

в подготовительной к школе группе.

Тема: « Сострадание, доброта,милосердие»

Воспитатель: Стратиенко Л.И.

г. Рязань 2016г.

Тема: «Сострадание, доброта, милосердие...»

Цель: помочь ребенку задуматься о доброте и милосердии, дать толчок к самостоятельной осознанной деятельности.

Задачи:

Материал. Шарфы (платки), не пропускающие свет. Фрукты и овощи. Две кастрюли, две корзинки. Соль, сахар, перец, лавровый лист. Пластмассовые бутылки с водой. Денежные купюры разного достоинства. Трость и очки с затемненными стёклами. Два «облачка», два дерева на подставках, вырезанные из картона, камни - для инсценировки. Карточки с изображением органов чувств (глаз, руки, нос, ухо, губы). Знак «Слепой».

Лист ватмана с изображением дерева, травы, облаков, солнца. Длинная веревка. Маленькие игрушки, кубики - «препятствия». Таблица Ротта. Вырезанные из картона и раскрашенные лист дерева, цветок или бабочка; лист А4 с азбукой для глухих - на каждого ребенка.

Предварительная работа. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», беседа по её содержанию. Заучивание пословиц и поговорок о доброте Беседа о значении слов: «сочувствие», «сострадание», «доброта», «милосердие».

Ход занятия:

I . Организационный момент

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о чувствах. Органы чувств помогают нам жить, воспринимать то, что нас окружает.

Расскажите, пожалуйста, что вы считаете своим главным помощником.

II . Беседа о зрении

Воспитатель: Мой главный помощник, вернее, мои главные помощники просыпаются вместе со мной. Они помогают мне увидеть все вокруг: и время, и погоду, и новости по телевизору. Вы догадались, о каком важном органе чувств я говорила?

Дети: Это глаза.

Воспитатель: Правильно, глаза - орган зрения, а зрение - одно из чувств. Миша, покажи, пожалуйста, рисунок, который соответствует этому органу чувств.

{Ребенок показывает карточку с изображением глаза.)

Воспитатель: Как вы думаете, зрение у всех одинаковое?

{Ответы детей?)

Воспитатель: И кто носит очки. Для чего они вам?

Дети: Очкарики.

Воспитатель: Это прозвище. А вообще их называют слабовидящими. Вы встречали таких людей? {Ответы детей.)

Воспитатель: Чтобы определить, какое у человека зрение, нужна специальная таблица {показывает таблицу Ротта)

Вы видели когда-нибудь такую таблицу? {ответы детей)

Слепые - очень мужественные люди. Им трудно жить одним. Часто за ними приходится ухаживать, а гулять им помогают специально обученные собаки.

VI . Игра «Слепой и поводырь»

Воспитатель 2: Необходимо провести по разложенной на полу веревке «слепого» человека, подсказывая ему, когда нужно поднять ногу и переступить через «препятствия» (маленькие игрушки или кубики, положенные на веревку на некотором расстоянии один от другого).

Когда у слепых людей нет поводыря, им приходится рассчитывать только на себя.

VII. Игровая ситуация: «Автобус»

Воспитатель: Сядьте на стулья, представьте себя в роли пассажиров автобуса.

Воспитатель играет роль кондуктора (объявляет остановки, спрашивает у вошедшего в автобус «слепого», какая тому нужна остановка), а Воспитатель 2 — роль слепого человека с тростью и в очках с затемненными стеклами. (Никто из детей не встал и не уступил «слепому» место.)

На дорогах есть специальный знак, который помогает слепым. Кирилл, покажи нам этот знак. (Показывает.)

И даже на деньгах есть отметки для людей, которые лишены зрения полностью или частично. (Воспитатели предлагают ощупать денежные купюры достоинством 10, 50, 100 рублей, обращают внимание на специальные знаки для слепых людей.)

VIII . Беседа об органах слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Воспитатель: Закройте уши ладонями так, чтобы ничего не слышать. Только по-честному. (Воспитатели разговаривают о том, что нужно предупредить всех об отключении воды в детском саду на сегодняшний день. Дети этого не слышат. Взрослые делают знак детям, чтобы они открыли уши.)>

Что мы сейчас делали?

Дети: Разговаривали друг с другом.

Воспитатель : Как вы об этом узнали?

Дети: Увидели.

Воспитатель: О чем мы говорили?

Дети: Мы ничего не слышали.

Воспитатель: Мы говорили об очень важных вещах, о том, что сегодня должны отключить воду и надо срочно набрать воды. А вы не услышали, потому что другой ваш орган чувств был закрыт.

Как он называется? (Ответы детей.) Верно, это уши -орган слуха. Миша, покажи нам рисунок, на котором изображен этот орган. {Ребенок показывает карточку с изображением уха.) Если человек лишен слуха, как его называют?

Дети: Глухой.

Воспитатель 2: Некоторые глухие люди лишены и речи. Их называют глухонемыми.

Соня: Мы с мамой видели, как люди разговаривали руками.

Воспитатель: Правильно, такие люди общаются-при помощи жестов, мимики. Есть даже специальная азбука и книги для глухонемых. Я смогла выучить одно слово с помощью такой азбуки. Это слово «любовь». (Показывает на пальцах.)

Хотите научиться показывать первую букву вашего имени? (Воспитатели раздают детям листы с азбукой для глухих. Дети показывают буквы на пальцах.)

Сколько желания и труда надо приложить, чтобы научиться так «разговаривать»! Но для простоты разговора глухие люди пользуются специальными жестами, обозначающими целое слово («показывает» слова «вода», «птица».)

Глаза, уши - органы зрения и слуха. А где они находятся?

Дети: На голове.

Воспитатель: Правильно. Там еще расположены другие органы чувств: обоняния и вкуса. Орган обоняния - нос, а орган вкуса?

Соня: Рот.

Воспитатель: Покажи, пожалуйста, их изображения. (Ребенок показывает карточки с изображением носа и губ.)

Верно. Теперь проведите, пожалуйста, ладонью по своей руке. Что вы почувствовали? (Ответы детей.)

Вам помогла почувствовать это кожа рук. Что ещё можно определить кожей рук?

Дети: Гладкая поверхность или шершавая. Холодный предмет или горячий. Круглый предмет или острый. Большой предмет или маленький.

Воспитатель: Такая способность чувствовать, воспринимать окружающие предметы кожей называется осязанием. Кожа - один из органов чувств человека.

С помощью пяти органов чувств, о которых мы говорили, человек воспринимает различные предметы окружающего мира. Воспринимать и понимать другого человека, живой объект помогает сочувствие, то есть способность понимать чувства, боль, радость другого человека. Слово «чувство» родственно слову «сочувствие».

Инсценировка сказки М. А. Андрианова «Два облачка»

Воспитатель: Сейчас мы расскажем вам сказку «Два облачка»

(Воспитатели инсценируют сказку.)

«Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.

Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, - сказало белое облачко, - а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.

Мне его тоже жаль, - сказало серое облачко и тут же предложило белому:

А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоём как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить.

Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.

Вот еще, - бнедовольно ответило белое облачко. - Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.

Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.

Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает ему пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, -сказало белое облачко и улетело.

Оставшись одно, серое облачко решило найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но нигде не было воды, много дней стояла жаркая погода, и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воду, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкие и сочные плоды они получили благодаря милосердному поступку серого облачка».

X. Беседа по содержанию

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Дети: Очень.

Воспитатель : Что вам больше понравилось: сострадание, жалость белого облачка или милосердный поступок серого облачка?

Олеся: Конечно, милосердный поступок серого облачка.

Воспитатель : Что труднее: жалеть, сострадать или помогать и поступать милосердно?

Дети: Милосердно поступать.

Воспитатель: Сострадание, жалость - хорошие или плохие качества?

Полина: Капельку хорошие и капельку плохие.

Воспитатель : В чем же капелька плохого?

Полина: Потому что это не помощь.

Воспитатель: Я с тобой согласна. Сострадание, жалость - хорошие качества, но их часто бывает недостаточно для того, чтобы помочь человеку. Но из жалости и сострадания вырастает милосердие.

Прислушайтесь, как красиво звучат эти два слова: со-стра-да-ние, ми-ло-сердие. «Со-страда-ние» - страдаешь, переживаешь вместе с кем-то. «Мило-сердие» - как будто ты делишься своим сердечным теплом, даришь другому человеку милость - дар в виде поступка от чистого сердца.

Кто-нибудь из вас совершал милосердный поступок? (Ответы детей.)

Как вы думаете, сколько поступков нужно совершить человеку, чтобы его назвали милосердным?

Миша: Много поступков.

Кирилл: Тысячу или даже больше.

Воспитатель 1: А может быть, стоит совершить один милосердный поступок и потом все время им хвастаться?

Миша: Нет, хвастаться вообще нехорошо.

Воспитатель 1: Да. Сострадание и сочувствие - отзывчивость на переживания других людей. И это необходимо доказать на деле.

Вам приходилось сочувствовать кому-нибудь? Я когда вижу впереди себя человека на костылях, невольно замедляю шаг. Я ему сочувствую, понимаю, как ему трудно. И, когда подхожу к нему, готова оказать ему помощь.

Наташа: А я, когда увидела слепого, уступила ему дорогу.

Воспитатель: Вы очень добрые. Прежде всего в милосердии нуждаются инвалиды - люди, лишенные зрения, речи, слуха, или люди, не имеющие рук, ног. Каждый из них хотел бы ходить в детский сад, школу, на работу. Каждый из них хочет быть любимым.

Эти люди богаты талантами, обладают душевной силой, как и мы с вами. Но инвалидам труднее жить, их подстерегает гораздо больше опасностей, чем нас с вами, и они их стараются преодолевать.

Эти люди нуждаются в нашей помощи, в уважении, в понимании их трудностей и радостей, в сочувствии не на словах, а на деле.

Вспомните сценку, когда вы изображали пассажиров автобуса, а я - слепого человека. Почему никто из вас не уступил мне место? (Ответы детей.) Я уверена, что вы совершите множество добрых поступков.

XI. Чтение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Воспитатель: В доме

Добрыми делами занята Тихо

Ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас, Добрый день

И добрый час, Добрый вечер,

Ночь добра,

Доброе вчера.

И откуда,

Спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты Приживаются цветы, Рыбки,

Отвечу прямо:

Мама, мама, мама!

Итог

Воспитатель: Вспомните сказку «Цветик-семицветик» В.Катаева. Женя использовала все лепестки. Принесли ли кому-нибудь пользу её исполненные желания?

Какой же? Может быть, он был главным? (Ответы детей)

Мы приготовили картину. (Выставляет лист ватмана с изображением дерева, травы, облаков, солнца.) В моей корзинке есть листья, цветы и бабочки (показывает). Каждый из вас расскажет о своём добром поступке и наклеит на картину лист, цветок или бабочку. Эта картина останется в группе, и с каждым днем будет ярче и красивее от ваших добрых дел.

Дети рассказывают о своих добрых делах и наклеивают на лист ватмана листья, цветы или бабочек.

Продолжить учить детей пониманию и распознаванию чувств и эмоциональных состояний людей, которые их окружают.

Развить координацию движений, мелкую моторику, психические процессы: воображение, внимание, память и мышление.

Способствовать становлению положительных эмоциональных взаимоотношений, развитию навыков эмпатического общения.

Воспитать доброжелательность, стремление к благотворительности, готовности к гуманным поступкам.

Преодолеть, тревожность; активизировать сенсорно-моторные функции жизненно важных функций организма;

Предоставить ребенку возможности пережить радость творчества от собственных достижений.

Оборудование:

Набор пиктограмм (5 основных эмоций) и силуэтов;

Перечень ситуаций в стихотворной форме

Фланелеграф;

- «Пуговицы с отверстиями;

Бутылка с водой;

- «Пуговичный бассейн 1» (для массажа ног);

-«Пуговичный бассейн 2» (для массажа кончиков пальцев рук и ладоней);

Дидактическая игра «Солнышко на листиках» (осязательные ощущения);

Ткань голубого цвета (озеро с целебной водой);

5 пустых стаканов;

5 стаканов с разноцветными пуговицами, заполненные водой;

2 подноса;

Замок из песка, построенный в аквариуме;

Салфетки;

4 тарелки для пуговиц;

Музыкальное сопровождение: запись звуков грома; спокойная мелодия для релаксации.

Ход занятия психолога в детском саду.

1. Приветствие.

Дети заходят в зал вместе с и здороваются с гостями. Психолог спрашивает у детей, любят ли они подарки и предлагает подарить друг другу и гостям самую светлую, теплую, нежную улыбку.

2. Организационный момент.

Психолог сообщает детям, что приготовил для них сюрприз и сейчас его покажет. Это необычный, особый цветок, который называется - Цветок Доброты. А обаяние его в том, что когда люди смотрят на него, то их сердца наполняются добротой и любовью, а на лице появляется улыбка.

Звучит запись грома. Дети вместе с психологом прячутся, так и не увидев цветок, а когда снова возвращаются к нему, его на месте не находят, он исчез. (Дети рассуждают, куда делся цветок Доброты).

Психолог помогает детям в их догадках и рассказывает, что большинство людей, которые нас окружают - это кроткие, добрые, любящие люди. Но, несмотря на это, в нашем мире существует царство зла, хозяйкой которого является колдунья Злюка. Ей не нравятся веселые добрые, хорошие люди и она пытается их поссорить, сделать злыми, страшными, отвратительными, сея зерна страха, зла, равнодушия, из которых вырастут деревья ненависти, злобы, превратятся в дремучие леса и навсегда останутся в нашем мире, делая людей злыми и страшными. Вот и сейчас, чтобы нам навредить она украла цветок Доброты.

Но всегда найдутся люди, способные победить чары колдуньи Злюки. Сегодня это можем сделать мы с вами. Для нас сложилась возможность показать Злюке, что нас ей не запугать и наша доброта, смелость, находчивость помогут нам в поисках и освобождении цветка Доброты.

3. Разминка.

Упражнение «Разное настроение».

Психолог приглашает детей встать у фланелеграфа, и с помощью пиктограмм настроения показать, каким может быть наше настроение в определенной ситуации. Он начинает зачитывать стихотворные строки, а дети у фланелеграфа показывают значок.

Когда все друзья в доме, дети - веселы...

Когда нет игрушек, дети - печальны...

Когда на лбах у детей шишки набиты, дети - сердиты...

Если дети чего-то пугаются, то прячутся в кусты...

И только когда отдыхают, то спокойными бывают...

Затем к определенной пиктограмме подбирают соответствующий силуэт настроения.

4.Основная часть

Звучит аудиозапись грома.

Мне кажется, что эти звуки извещают нас о начале неприятных сюрпризов.

Задание 1. Дидактическая игра «Один лишний».

Дети садятся на ковер и выполняют упражнения по определению лишней пуговицы в определенной последовательности (пуговицы с отверстиями).

Задание 2. Массаж ног и дидактическая игра «Солнышко на листике».

Психолог подводит детей к «пуговичному бассейну 1».

Психолог: Перед нами «ручей с целебной водой». Его надо перейти, помогая друг другу и помочь солнышку найти свои листочки, которые спрятала Злюка под мусором (пустые стаканы и бутылка с водой)

Дети снимают обувь, взяв ее в одну руку. Другой рукой они держат друг друга. Таким образом, создав цепочку, дети переходят ручей и обуваются. На ощупь находят каждому Солнышку его листик, убирают мусор и отправляются дальше.

Звучит аудиозапись грома.

Психолог: Неприятные сюрпризы продолжаются. А это что такое? (Подводит детей к «пуговичному бассейну 2»). И это новый сюрприз от Злюки. Видимо она, что-то здесь спрятала.

Задание 3 . Массаж ладоней и пальцев рук.

Дети погружают руки в емкость с пуговицами, пытаясь что-то найти, но ничего не находят.

Психолог: Я поняла. Какая хитрая Злюка. Она превратила зерна добра и зла в пуговицы. Разноцветные пуговицы - это зерна добра, а черные - зла. Что вырастет из зерен зла, если их посадить?

Дети: Вырастут деревья ненависти, злости, безразличия, превратятся в дремучие леса и навсегда останутся в нашем мире, делая людей злыми, ненавистными, равнодушными.

Психолог: Что же нам делать? Кажется придумала: давайте отберем по несколько зерен зла в стаканчики, находящихся рядом, и зальем их водой, которую взяли из «целебного» ручья. Возможно, они превратятся в зерна добра.

Дети соглашаются с предложением Психолога.

Задание 4. «Поднимаем пуговицы пальцами». С помощью пальцев рук происходит перекладывание пуговиц из «пуговичного бассейна» в пустые стаканы.

Психолог наполняет стаканы водой, ставит их на поднос и дает им время для преобразования в зерна добра. А детей приглашает отдохнуть

Релаксационное упражнение «Солнечный лучик».

Дети ложатся на ковер, делают 3 глубоких вдоха и медленные выдохи и закрывают глаза. (Звучит спокойная музыка).

Психолог. Светит яркое солнышко. Своими лучиками солнышко обогревает наше тело и оно становится легким, мягким. Солнечные лучики касаются нашего лица, рук, ног. От этого нам приятно, уютно. Мы отдыхаем, мы спокойны. Но вдруг подул ветерок, он сообщает, что время двигаться дальше.

(Пока дети отдыхают помощник психолога меняет стаканы с черными пуговицами на стаканы с разноцветными пуговицами и открывает замок Злюки, скрытый под черной тканью).

Звучит аудиозапись грома.

Дети встают с ковра и видят перед собой замок Злюки (построен в аквариуме замок из песка, в котором скрыт цветок).

Психолог: А вот и замок Злюки. Как же нам его уничтожить? Дети предлагают различные варианты и вспоминают о зернах в стаканчиках, которые должны были превратиться в зерна добра. Затем замечают, что превращение произошло (пуговицы стали разноцветными), выливают из стаканов воду на замок, оставляя пуговицы в стаканах. От воды замок разрушается, а на его месте остается цветок.

Психолог: Замок Злюки разрушен - мы спасли цветок, который будет снова дарить людям добро и любовь. Теперь зла на земле станет меньше, потому что мы победили злую колдунью. А зерна добра остались в стаканчиках и я предлагаю создать цветочки, которые будут нам напоминать, что добро побеждает зло.

5. Завершение и рефлексия занятия.

Задача 5. Творческая работа «Цветочек доброты».

Дети садятся за столы, на которых находятся дощечки с липкой лентой. Высыпают пуговицы на салфетки, и перекладывают их в тарелочки. Каждый создает собственный цветок на липкой дощечке.

После выполнения задания психолог обращает внимание детей, что звуков грома уже не слышно и еще раз подчеркивает, что доброта детей, их дружелюбие и взаимопомощь помогли спасти и вернуть Цветок Доброты.

Психолог предлагает детям вернуться в группу и рассказать всем детям о Цветке Доброты. В зал входит воспитатель.

Воспитатель: Дети, где вы так долго были? Я вас искала и не могла найти.

Дети рассказывают воспитателю, где они были, вспоминая все игровые моменты и показывают, что принесли с собой из царства Злюки.

Акция благотворительности и милосердия "Белый цветок". Сценарий для ДОУ

Автор: Карязова Наталия Владимировна, инструктор по физической культуре МКДОУ Аннинский д/с ОРВ " Росток".
Данная работа будет полезна для воспитателей детских садов, для психологов,в целях нравственного воспитания дошкольников.

Конспект беседы на тему: "Акция благотворительности и милосердия «Белый цветок».

Цель: познакомить детей с акцией «Белый цветок», рассказать о цели проведения данного мероприятия.
Задачи: воспитывать у детей любовь и сострадание к ближним, желание помочь в трудной ситуации;
познакомить с понятием « Милосердие»;
формировать у детей желание принять участие в акции « Белый цветок»;

Ход занятия:

1 часть беседы.
Ребята, белый цветок- это символ любви, милосердия, доброты. Сегодня я вам расскажу,как скромный маленький белый цветок стал таким символом. Давным- давно, более ста лет назад стали проводиться благотворительные акции, которые поддерживались государством. Одной из таких акций была акция « День цветов», впервые возникла она в Европе. Чтобы справиться с эпидемиями болезни, на улицах города за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболеваний и букеты цветов (букеты ромашек). Данная акция стала очень успешной.

В России при поддержке императора Николая 2 была создана организация по борьбе с чахоткой. А вместе с ней стали проводится многочисленные акции по сбору средств на оказание помощи больным людям. Таким образом акция « Белый цветок пришла в Россию». И в Санкт- Петербурге был проведен первый день « Белого цветка». Добрые люди активно принимали участие в акции: устраивали благотворительные базары, доход от которых, шел на приобретение лекарств для больных людей, приносили больным одежду и продукты.
Акция « Белый цветок» не раз проводился и в нашем поселке. В прошлом году акция проводилась 21 сентября, собирали денежные средства для оказания помощи больным деткам, которые находятся на лечении в больницах.
В нашем поселке организатором акции « Белый цветок» является Христо-Рождественский храм.

Ребята, нам с вами повезло, у нас есть родители, которые о нас заботятся, родственники, друзья. Когда мы заболеем,они всегда приходят на помощь, лечат нас, утешают. А есть детки, у которых нет близких, им никто не помогает. И вот именно для них проводится такая благотворительная акция, акция милосердия. А еще для тех деток, в семьях которых не достаточно денежных средств на их лечение. А что же такое милосердие, как вы понимаете это понятие? (ответы детей). Правильно ребята, быть милосердным значит помогать людям попавшим в трудную ситуацию, делиться с другими, быть добрыми, внимательными к другим.
Ребята, а быть милосердным можно не только к людям, но и к животным.
Если вы покормили бездомного котенка, или например, приютили щенка- значит тоже проявили милосердие, сделали доброе дело по отношению к ним.
Ребята, знаете ли вы сказку Цветик- семицветик? Давайте внимательно посмотрим. (просмотр мультфильма). Итак, у девочки остался один лепесток, давайте посмотрим, что она загадает на сей раз…

После просмотра:
Дети, что же за события произошли в этой сказке? Какое сходство имеет сказка,с теми событиями, которые будут происходить в нашем поселке 21 сентября?
Ребята, сейчас мы вместе с вами изготовим вот такие прекрасные белые цветы, средства от продажи которых, пойдут на лечение больным деткам. (изготовление цветов).
2 часть беседы, проводится во второй половине дня.
Ребята, мы с вами уже познакомились с акцией « Белый цветок», приняли в ней участие. Есть такие люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Их жизнь направлена на служение Богу и другим людям. К ним обращаются в самых тяжелых жизненных ситуациях, в болезнях, бедах, несчастьях. Я сейчас говорю о священниках, которые служат в православных храмах. И сегодня у нас в гостях такие люди. К нам пришли иерей о. Виталий из Христо- Рождественского храма и Мария Александровна преподаватель из воскресной школы, предоставляем им слово. (Выступление гостей).


Ребята, мы надеемся, что вы всегда будете помогать друг другу, будите добрыми и послушными детьми, будите милосердными- не будите обижать животных и птиц.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Родничок» комбинированного вида» г. Северодвинск

МИССИОНЕРСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Уроки добра и милосердия.

Благотворительность в условиях современного детского сада»

,

заместитель заведующего

Время шло формы благотворительности видоизменялись и совершенствовались. В 1857 году в Архангельске образовалось женское попечительское общество, цель которого заключалась в оказании помощи бедным и в которое устраивали старух и сирот. Местный благотворитель в 1859 году пожертвовал для приюта деревянный дом на Петербургском проспекте, а в 1861 году пожертвовал 1500 рублей, на проценты с которых содержались пансионеры в приюте, получившим название «Убежище Святого Петра». Было в Архангельске еще Кузнечевское дневное убежище, открытое в 1872 году женским попечительским обществом. В убежище находили призрение мальчики в возрасте от 8 до 15 лет. Они получали в убежище пищу, одежду и обучались в одном из приходских училищ, а в свободное от занятий время осваивали одно из наиболее употребимых ремесел.

Архиепископ Нафаил 1 обратил отеческое внимание на судьбу бедных и сирот и в 1862 году предложил бесплатное обучение воспитанниками семинарии.

Первая мужская воскресная школа в Архангельске была открыта 17 апреля 1860 года. Цель такой школы – распространение грамотности и «развитие нравственных начал среди ремесленных учеников». Женская воскресная школа была открыта 1 марта 1861 года в доме второго приходского училища и предназначалась для обучения грамоте дочерей горожан бедных сословий.

Перечень о добродетелях Архангельска и области можно было бы продолжить, но давайте спросим себя, имеем ли мы в себе сострадание и милосердие, способность к пожертвованию, любовь к ближнему?

Многое ли изменилось за полторы тысячи лет, которые отделяют нас от этих исторических дат? Меньше ли стало нуждающихся в помощи? В какой степени они нуждаются в помощи сейчас?

Любовь к ближнему основывается на твердом убеждении, что все человечество – есть единая семья. Милосердие -любовь ко всем людям. «Милосердие состоит не только в той милостыне, которую вы подаете, не только в тех словах утешения, которые вами иногда говорятся страждущему человеку, но в полном нераздельном внутреннем доброжелательстве, отнесенным ко всем поступкам его, в теплом участии», писал протоиерей Валентин (Мордасов). Отсюда и сделаем выводы: на земле нет чужих ‑ все родные.

«Главные дела милости телесной, общие для всех следующие, ‑ перечисляет святой праведный Иоанн Кронштадтский-алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, или имеющих недостаток в необходимой и приличной одежде, посетить больного, послужить ему, и помочь его выздоровлению …». Как видим, милость является добродетелью, которая доступна всем людям.

Благотворительность на Руси всегда была чем – то большим, чем простая финансовая помощь. Милосердие зависит от чего угодно, но только не от достатка.

Сегодня возможность помочь другому, есть у каждого из нас. Поделись с ближним своим, если ему гораздо хуже, чем тебе. Это благодатное дело, в котором виден результат.

Будущее России закладывается в дошкольном возрасте и с утратой культурных ценностей своего региона будет потеряно наше наследие. Давайте зададимся таким вопросом: кто завтра будет созидать Россию? Духовно-нравственная нация или опустошенный народ?

Для того, чтобы человек стал добродетелем, его надо воспитать. Но, к сожалению, сегодняшняя атмосфера в нашем обществе строится не на милосердии, а на жестокости. Идет постепенное растление Российской молодежи: телеэкраны тиражируют боевиков, убийц, насильников, живущим по криминальным законам, современные мультфильмы, предназначенные для детей дошкольного возраста, ничего в себе не несут, и имеют искаженную форму о добре, любви и милосердии

Идет открытая пропаганда преступности и беззакония. Все это является формированием у ребенка социальной установки на агрессивные действия в адрес сверстника. Так как в наше время сохранить в ребенке те духовно-нравственные ценности, которые были заложены еще нашими предками? Как воспитать в ребенке милосердие, любовь к ближнему? Что значит жертвовать творчески?

Государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся, а коммерческие организации зачастую не хотят этого делать. Милосердие, говоря современным языком – это социальная работа. И здесь не все так просто. В педагогической практике нет готовых программ, разработок и методик, нет наработанного механизма действия проведения такой работы среди дошкольников.

Видя такую проблему, перед педагогическим коллективом была поставлена задача: разработать проект «Уроки добра и милосердия. Благотворительные акции в условиях современного детского сада». Данный проект содержит в себе основную задачу – сформировать у дошкольников духовно-нравственные чувства по отношению к окружающему миру.

При установлении тесного контакта с Северодвинским домом интернатом для умственно отсталых детей мы разработали план совместных мероприятий и выдвинули основные приоритеты:

1. Создать условия для развития духовно-нравственной личности ребенка, родителей, всех работников детского сада при опоре на совместное сотрудничество дома-интерната.

2. Путем совместных мероприятий формировать толерантное отношение дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья.

3. Сформировать осознанное социально-полезное поведение, которое в дальнейшем позволит быть духовно–нравственной личностью.

Отличительной особенностью представленного проекта является то, что материал, направленный на воспитание духовно–нравственных качеств ребенка-дошкольника не нарушает структуру образовательного содержания программы «Детство», которая является базовой дошкольного учреждения, не нарушает структуру ее разделов, а именно:

¾ дошкольник входит в мир социальных отношений;

¾ в игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Нами доказано, что внедрение инклюзивного образования детей инвалидов в дошкольную среду – доступная ступень для детей-инвалидов.

Это системная и доступная интегрированная модель для образования и воспитания не только здоровых детей, но и детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивная модель образования предоставляет возможность социализации в атмосфере равенства и социальной справедливости.

Пребывание ребенка-инвалида в здоровом детском коллективе поможет «особым» детям полноценно участвовать в жизнедеятельности детского сада, как в игровой, так и в специально организованной деятельности.

Новизна и оригинальность данного проекта состоит:

¾ в детальности и конкретности обучения общению здоровых детей и «особых» детей. Даются темы, позволяющие воспитывать духовно-нравственное отношение ко всему, что окружает ребенка;

¾ в педагогической практике духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников и их родителей практически не используется такой вид деятельности , как сообщество здоровых детей и детей-инвалидов в условиях дошкольного учреждения;

¾ совершенствование себя как нравственную личность;

¾ социальная адаптация детей-инвалидов в условиях дошкольного учреждения.

Значимость данной работы

Наш проект направлен на усиление акцентов социальной политики, а именно: мы и наши дети должны воспринимать любых инвалидов, как равных себе, обществу необходимо прививать понимание, что все люди равны, а проблемы детей инвалидов – это и наши проблемы.

В нашем проекте участвует большое количество людей: сотрудники, родители, дети, которые объединены единой целью:

¾ при помощи акций помочь специализированному учреждению пополнить материальную, игровую, учебную базу;

¾ помочь детям – инвалидам социально адаптироваться, находить новых друзей, умение общаться, взаимодействовать с детьми детского сада, иметь общие интересы;

¾ воспитать у дошкольников человеческие качества, которые базируются на духовности и нравственности;

¾ привлечь родителей в организации благотворительных акций в системе инклюзии;

¾ рост социальной сознательности взрослого населения, изгнание из общественного сознания образа «особого ребенка» как «неполноценного человека».

Проект «Уроки добра и милосердия. Благотворительность в условиях современного детского сада».

1. Постановка проблемы

¾ Дети – инвалиды ограничены в общении со здоровыми детьми, им сложно ориентироваться в социальном мире.

¾ Государство не в силах помочь каждому специальному учреждению, а коммерческие и другие организации зачастую не хотят видеть этой проблемы.

¾ Здоровые дети имеют опасность утраты нравственных ориентиров, а детский сад является базовым звеном, где решается данная проблема.

2. Обоснование проблемы (причины)

3. Цель проекта

Путем взаимодействия двух детских коллективов воспитывать в детях – дошкольниках такие качества как милосердие, терпение, взаимопонимание , доброта.

Объединить все подразделения: сотрудники, дети, родители для единой цели – делать добро безвозмездно.

Введение инклюзивоного образования в дошкольном образовательном учреждении.

4.Задачи

5. Действия

Разработать цикл бесед на духовно – нравственные темы с использованием иллюстраций, картин, художественной литературы .

Введение в учебный процесс тематических занятий направленных на духовно – нравственное воспитание ребенка-дошкольника.

Лекторий для родителей и сотрудников. «Благотворительность в условиях детского сада».

Просмотр видеофильма «Чужого горя не бывает».

Разработать цикл занятий для старшего дошкольного возраста на нравственно – этические темы.

Организация совместных мероприятий с детским домом – интернатом.

Сценарии утренников, экскурсий, совместных игр, праздников, развлечений.

Организация благотворительных акций среди родителей и сотрудников.

Подведение итогов совместной работы

6. Календарное планирование (сроки реализации, ответственный)

Месяц

Действия по разработке и реализации проекта

Ответственный

сентябрь

Совместное составление плана работы на учебный год.

Выборы в родительскую инициативную группу (община) «Милосердие».

Зам. заведующего по воспитательно-методической работе МДОУ № 62,

Зам. директора детского дома – интерната УО детей по психолого-педагогической работе

Изготовление именных приглашений для экскурсии в детский сад детям интерната.

Зам. заведующего по ВМР, воспитатели старших и подготовительных групп.

Встреча гостей. Экскурсия по детскому саду.

Введение детей-инвалидов в детский коллектив.

Заведующий МДОУ, зам. заведующего по ВМР, психолог, специалисты дома-интерната.

Благотворительная акция «Веселое Рождество ‑ каждому ребенку».

Сбор подарков для детей детского дома-интерната.

Зам. заведующего, сотрудники ДОУ, родители.

Встреча гостей. Совместный утренник для детей ДОУ и детей детского дома - интерната «На землю тихо опустилась святая ночь под Рождество».

Зам. заведующего МДОУ, музыкальный руководитель ДОУ, музыкальный

руководитель дома-интерната, воспитатели учреждений, специалисты.

Подготовка к объединенному конкурсу «Радуга стихов».

Конкурс «Радуга стихов».

Оформление грамот и поощрений для детей-конкурсантов.

Зам. заведующего МДОУ, воспитатели, музыкальные руководители;

специалисты дома-интерната: дефектолог , логопед , музыкальный руководитель, педагог – психолог, воспитатели учреждения.

Благотворительная акция «Чужих детей на свете не бывает». Чествование детей - именинников интерната. Изготовление для них поздравительных открыток, поделок, подарков.

Составления сценария утренника «День рожденья, день варенья, день конфет и угощенья».

Заместитель заведующего, сотрудники, родители, дети.

Музыкальные руководители учреждений.

Совместный концерт для детей – именинников детского дома-интерната. Чествование именинников и вручение подарков.

Воспитатели, музыкальные руководители, родители воспитанников МДОУ.

Воспитатели ДДИ, специалисты, музыкальный руководитель.

Анализ работы. Составление плана-проекта на следующий учебный год. Обобщение опыта работы и передача опыта работы по проведению благотворительных акций другим учреждениям «Эстафета благородных дел».

Коллектив ДОУ, родительская община «Милосердие».

7. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы на учебный год

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Нас много и мы все разные.

Рассматривание картины К. Пынеев «По миру».

Расширить у детей представление об окружающей действительности. Развивать восприятие образа ровесника по внешнему виду и индивидуальным особенностям.

Что такое дружба. Встречаем гостей.

Чтение Д. Михаловский «Два друга».

Познакомить детей с правилами гостеприимства, учить детей общаться с незнакомыми людьми. Воспитывать чувство доброжелательности. Дать определение слову дружба. Разобрать стихотворение по смыслу.

Что такое вера? Во что мы верим.

Чтение Л. Толстой «Старик»

Дать детям понять, что человек должен верить в добро, в дружбу, любовь; как и во что мы верим, что помогает человеку совершать добрые поступки.

Что такое хорошо, и что такое плохо?

Чтение произведения

П. Зосимский «Бабочка и дитя»,

Чтение русских народных сказок.

Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений. Уметь соотносить слова и поступки добро-зло, хорошо - плохо. На примере произведений показать детям, как происходит исцеление человеческой души добрыми поступками.

Наши добрые поступки, наши добрые дела

Рассматривание картины

Н. Орлов «Подати»

Закрепить представление у старших дошкольников о добре и зле. На примере доказать, что добро всегда побеждает зло.

Формировать представление о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения при общении с другими людьми.

Воспитывать у детей такие качества, как щедрость, честность.

«Дела милосердные»

Чтение стихотворения К. Петерсон «Сиротка»

Дать детям понять, что такое благотворительность, почему мы помогаем

Нуждающимся в помощи людям.

Дать возможность поразмышлять, чем можно помочь нуждающимся.

Учить детей сопереживать, сочувствовать другим людям.

«Что такое день рожденье? День Ангела?»

Чтение стихотворения

М. Пожарова «Бумажный петушок»

Установить два понятия: день рождение и день Ангела. Учить детей хорошим манерам – дарить подарки. Раскрыть понятие, что такое подарок

(безвозмездное дарение чего-либо другому человеку).

«За добрые дела всегда похвала»

Секрет хороших слов.

Чтение стихотворения Я. Полонский «Нищий»

Раскрыть детям значение вежливых слов, формировать представление и потребность общаться с другими детьми.

Стараться делать хорошие поступки и добрые дела. Совершать поступки милые сердцу людям.

Заключительная беседа

Кто я? Какой я?

Обмен рисунками с детьми дома-интерната «Дарю тебе на память».

Выявить роль памяти ребенка в результате общения с другими детьми. Отразить в своем рисунке отношение к детям – инвалидам. Умение дарить рисунки на память своим друзьям и принимать их от друзей.

Подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию.

8. Бюджет проекта и комментарии к нему

Наименование расходов

Стоимость работ

Источники финансирования

Комментарии

Школьно-письменные принадлежности

Безвозмездно

Сотрудники,
родители

Подарки детям

Безвозмездно

Сотрудники,
родители

9. Персонал проекта

Должность

Функции, выполняемые в проекте

Заведующая МДОУ

Составление договора о сотрудничестве с детским домом-интернатом для умственно-отсталых детей.

Заместитель директора по психолого-педагоги-
ческой работе детского дома - интерната, заместитель заведующей по воспитательно-методи-
ческой работе ДОУ

Планирование совместной работы на учебный год.

Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе МДОУ

Разработка положения об организации проведения благотворительных акций в дошкольном образовательном учреждении. Организация всех проводимых мероприятий.

Музыкальные руководители МДОУ и детского дома-интерната

Разработка сценариев праздников, музыкальных развлечений и проведение их.

Специалисты дома-интерната: дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог,

воспитатели.

Психолого-педагогическая подготовка детей - инвалидов для проведения совместных мероприятий. Сопровождение детей. Участие в разработке и проведении мероприятий.

Воспитатели МДОУ, специалисты, сотрудники.

Участие в разработке конспектов, бесед, занятий, совместных игр и развлечений. Организация лекториев, благотворительных акций среди родителей.

Родители

Участие в лекториях, сборах пожертвования, в проведении акций, тематических дней.

10. Результат.

Высокая заинтересованность сотрудников, родителей в проведении благотворительных дней, осознанность и значимость проводимых мероприятий.

Выход благотворительных мероприятий за рамки дошкольного учреждения.

Дети детского дома интерната легко адаптировались в стенах дошкольного учреждения, чувствуют себя комфортно и непринужденно.

У дошкольников детского сада наблюдается стойкая динамика осознанности и значимости совершать добрые поступки и делать добрые дела.

11. Критерии эффективности.

Цель, поставленная нами в начале своей работы - достигнута.

За три года работы в детский дом – интернат для умственно отсталых детей было передано:

¾ около 10 наименований школьно-письменных принадлежностей в количестве около 700 штук (тетради, ручки, фломастеры, карандаши, линейки, цветная бумага, альбомы для рисования, пластилин, ранцы и т. д.);

¾ дидактические игры и пособия, настольно-печатные игры;

¾ конструктивный материал – напольный и настольный (конструктора различных модификаций);

¾ игровой материал (куклы, машинки, каталки, кукольная посуда, игрушки для сюжетно-ролевых игр);

¾ игры и пособия для ручного труда (бисероплетения, лепки, рисования, вышивания, аппликации , шитья);

¾ сладкие подарки для детей.

Все вышеперечисленное позволило детскому интернату повысить материально-учебную и игровую базу, а остальным свершить благие дела и намерения.

Активность и заинтересованность родителей и сотрудников участвовать в благотворительных акциях в среднем повысилась на 42%. Выросло понимание родителями своей роли в деле формирования гражданской позиции, духовно-нравственного воспитания своего ребенка.

Сравнительная характеристика активности и заинтересованности участников проекта

Участники

Учебный год

Сотрудники

Родители

Динамика роста нравственных ориентиров старших дошкольников по отношению к другим людям

(период год)

Критерии оценки

2008– 2009 уч. год

202009 – 2010 уч. год

22010– 2011- уч. год

Понимает значимость своего Я творить и делать добро: активно включается в работу по изготовлению подарков, вовремя приходит своему новому товарищу на помощь, видит, что другие нуждаются в его поддержке и помощи.

Владеет навыками социального поведения, умения контролировать свое поведение и управлять им при общении с другими детьми (инвалидами).

Осознает и делает правильный выбор в проблемной ситуации по отношению к больным детям, старикам.

12.Перечень рабочей и отчетной документации:

¾ договор о взаимном сотрудничестве дошкольного образовательного учреждения и Северодвинского дома-интерната для умственно-отсталых детей;

¾ положение об организации проведения благотворительных акций на базе дошкольного учреждения;

¾ план совместной работы;

¾ смета расходов для проведения мероприятий;

¾ данные результативности работы с детьми;

¾ данные анкетирования родителей;

¾ реестр передачи благотворительных средств из дошкольного учреждения в дом-интернат;

¾ подбор художественной литературы и иллюстраций на духовно-нравственные темы;

¾ конспекты занятий;

¾ конспекты бесед;

¾ конспекты утренников, тематических занятий, развлечений, конкурсов;

¾ видео и фото материалы;

¾ анализ проделанной работы.

На сегодняшний день наш проект завершен. Но в обществе не стало меньше людей, нуждающихся в нашей помощи.

Дальнейшая работа детского сада заключается:

¾ в совершенствовании работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольника – будущего гражданина;

¾ в пробуждении общественности к нуждам детей-инвалидам;

¾ активное внедрение инклюзивного образования в образовательный процесс.

Учитывая достаточно хороший результат по взаимодействию всех заинтересованных сторон: родители, сотрудники ДОУ, сотрудники детского дома – интерната, дошкольное учреждение планирует расширить границы благотворительности за счет привлечения других структур.

Активно внедрять инклюзивное образование в педагогический процесс ДОУ.

Данный проект может служить примером и руководством в применении опыта работы в других дошкольных и образовательных учреждениях.

Важно понимать, что, решая проблемы детей – инвалидов, надо концентрироваться не только на том, чтобы ребенок был сыт и ухожен, но и на эффективности обучения всех детей, независимо от того, болен он или здоров.

Мероприятия:

1. Знакомимся с детским садом

Цель экскурсии:

Познакомить детей детского дома-интерната с детским садом и с детьми для создания теплых дружеских взаимоотношений .

Познакомить детей детского сада с гостями - детьми из интерната. Напомнить детям правила поведения по приему гостей.

Кто из нас не задавал себе вопрос: зачем я живу и что я есть среди людей? С ответа на него начинается самосознание, самоосмысление, самосовершенствование, самовыражение и еще многое других «само». А, по сути, начинается самостояние.

2. Знакомимся с детьми – нашими новыми друзьями

Цель: Учить детей знакомиться с другими детьми, замечать их индивидуальные особенности. Помочь детям понять особую индивидуальность других людей. Проявлять внимание, уважение и выполнять правила вежливости .

3. Общаемся и играем вместе

В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения детей. Через игру педагог постепенно влияет на духовно-нравственные качества детей, корректирует их поведение по отношению к сверстнику, отмечает те или иные закономерности.

Цель: развивать у детей способность воспринимать реальный мир. Выражать свое мнение по поводу индивидуальных особенностей сверстника. Оценивать в игре свои поступки и поступки окружающих. Побуждать детей совершать добрые дела.

Игра в коллективе с другими детьми, которые научились тебя понимать, дает возможность чувствовать себя комфортно. Но, педагог постоянно напоминает правила этикета и ищет повод одухотворить и осмыслить игру, сделать ее уроком жизни.

4. Проведение совместных мероприятий

Утренник «Веселое Рождество»

Цель: Доставить своим друзьям радость и веселье. Создать положительное эмоциональное настроение, обучать согласовывать свои действия с действиями других детей. Нести ответственность за другого. Общаться с детьми в духе добра и милосердия. Уметь дарить подарки, совершенствовать себя как нравственную личность.


https://pandia.ru/text/78/282/images/image005_131.gif" width="230" height="275"> https://pandia.ru/text/78/282/images/image007_71.jpg" align="left" width="265" height="299">Учить детей понимать язык мимики и жестов. Дать детям понять, что есть неговорящие дети, но они умеют выражать свои мысли, эмоции по-другому.

Доставить детям – инвалидам радость от эмоциональной выразительности чтения юмористических стихов. Проявлять творчество, выразительность движений. Порадовать своими стихами других детей.

Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытия Мира для себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся во взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, неудач или побед.

Радуем детей детского сада своими выступлениями

Дети детского сада в гостях у своих сверстников

https://pandia.ru/text/78/282/images/image009_52.jpg" width="273" height="212">.jpg" width="455 height=283" height="283">

День рожденья, день варенья, пирогов и угощенья …

Цель: Учить детей понимать важность и значимость праздника – доставить другому человеку радость. Умение делать и дарить подарки. Желание оказывать посильную помощь.

Подарок - добровольная и безвозмездная передача части собственности другому человеку. Дар имеет практическую составляющую – оказать помощь, снискать благоволение. Подарок от души, от всего сердца выше денежной стоимости.

Выводы:

В нашей стране для детей с тяжелыми нарушениями в психическом и умственном развитии созданы и успешно функционируют специальные учреждения, в которых они получают полноценную комплексную медико–психолого-педагогическую помощь и поддержку. Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от года № 000 – ФЗ предусматривает реализацию ряда мер социальной защиты инвалидов, направленных на их реабилитацию, а мировое сообщество - ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЭФ и иные международные организации закрепляют новую систему ценностей в нормативных актах , делающего инвалида – человека с ограниченными возможностями здоровья – полноправным гражданином.

В новом политическом контексте специальное образовательное учреждение признается сегрегационным, (находящемся в социальной изоляции). Такая система не удовлетворяет ни правозащитников, ни родителей. Идеалом обучения ребенка-инвалида признается сначала интеграция, а затем инклюзия (включение).

Дети из детского дома интерната – частые гости в нашем детском саду. Дети детского сада и сотрудники хорошо знают наших гостей и всегда им рады.

В стенах детского сада они хорошо и комфортно себя чувствуют и конечно, ждут новых встреч!

Александр Морозов , учитель, соучредитель нескольких благотворительных организаций, отец двоих детей, автор волонтерской программы для школьников «Переменка доброты».

«Занятие благотворительностью, безусловно, воспитывает в ребенке понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Это замечательная возможность развить привычку к доброте, научить думать о тех, кому хуже, чем нам.

Все просто: дети воспитываются примером, и если им с раннего детства показывать, что можно жить так, чтобы другим от тебя была польза, скорее всего, эта картина станет их жизненной моделью. Недаром почти все дети воцерковленных родителей часто или не очень, но ходят в храм: дело не в религиозности или убеждениях, во многом это дань традициям, которыми жила семья.

Поэтому, если родители хотят, чтобы милосердие стало значимым качеством для их ребенка и чтобы в будущем он испытывал внутреннюю необходимость помогать тем, кому сложно, безусловно, они должны учить малыша благотворению. Причем делать это можно и нужно с самого раннего возраста.

Например, уже года в два-два с половиной ребенок в состоянии понять, кто такие детдомовцы. Дети уже знают мультфильм про Мамонтенка, и им вполне можно рассказать о том, что у кого-то нет мамы.

Можно найти слова, которые вызовут в сердце вашего маленького человека сочувствие и сопереживание. После этого попробуйте вместе выбрать игрушки для того, чтобы передать их в детский дом – детям, которым никто не приносит подарков.

Еще один хороший вариант развития эмпатии – забота о животных. В любом городе у нас сейчас есть приюты для бездомных животных, и там всегда нужны руки: убирать вольеры, готовить еду, просто приласкать этих несчастных зверей.

Возьмите детей с собой. Конечно, необязательно заставлять их принимать участие в уборке собачьих отходов, пусть просто бегают и гуляют вокруг, пока вы орудуете метлой. Тогда мероприятия подобного рода станут для них нормой.

И не стоит бояться знакомить ребенка с какими-то неприятными, печальными или даже трагичными сторонами жизни. Жизнь такая, какая она есть. И пусть лучше родитель найдет правильные слова для объяснения сложных вещей, потому что ребенок рано или поздно столкнется с этим миром. Дайте ему заранее ответы на главные вопросы».

Александра Г ., психолог, волонтер, соорганизатор благотворительных мероприятий, мама троих детей.

«Вводить детей в работу по благотворительности надо очень аккуратно, и чем позже, тем лучше. Маленькому человеку совсем необязательно знать о гадостях и мерзостях, которые творятся в мире. Ему не нужно специально показывать трагедии и ужасы: поверьте, он успеет на все это насмотреться и решить, как вести себя в тех или иных ситуациях.

Благотворительность – это не развлечение и не удовольствие. Это очень тяжелая и выматывающая история, и не каждый может и должен этим заниматься. Если человек чужд идее помогать другим – это не значит, что он плохой.

Все устроены по-разному, я знаю очень многих взрослых, которым невыносимо тяжело смотреть и даже думать о больных детях. Они не помогают потому, что им проще делать вид, что такой проблемы не существует. Окружающие должны уважать их выбор. Каждому свое.

Также и родители должны уважать своего ребенка и не настаивать на получении такого душевно тяжелого опыта. Я не могу жить без того, чтобы помогать малышам, которых никто не любит. Это огромная часть моей жизни. Но это моя жизнь, и я ни в коем случае не хочу навязывать свой выбор детям.

Нужно помнить: если ребенок не очень добрый по своей природе (а такое, поверьте мне, встречается), если у него нет внутреннего стремления помогать другим и неоформленной, но острой необходимости чувствовать себя хорошим, не стоит заставлять его заниматься благотворительностью.

Ребенок лет до 12 не может сформулировать причину, по которой он не хочет делать что-то, что его близкие считают очень хорошим и правильным.

А в случае с благотворительностью у детей может сработать банальная система самозащиты психики или элементарная брезгливость. Понимая, что ему не нравится делать что-то безусловно хорошее, ребенок будет страдать, считать себя плохим, отсюда появляется масса комплексов.

Одна моя коллега взяла с собой 5-летнюю дочь на Новый год в детский дом для детей с задержками развития, который мы курируем. Ей объяснили, что у малышей нет родителей, что они очень больны, и сказали, что надо устроить им праздник, чтобы им стало повеселее.

Во время мероприятия было видно, что девочка очень напугана. У нас, к сожалению, так устроено общество: мы не видим инвалидов, мы не привычны к людям на колясках и, тем более, к детям с ДЦП. Девочка так впечатлилась, что рыдала почти двое суток напролет. Но не потому, что ей стало жалко этих несчастных детей, а потому, что она боялась стать дауном. А еще больше она испугалась, что мама ее бросит. Стоило ли вести ее на тот вечер? По-моему, ответ однозначный».

Интересные факты

В США благотворительные акции устраивают даже в детских садах. Традиционно все малыши на все праздники собирают мешки с одеждой и игрушками, которые передают в помощь детям из малоимущих семей. Уже в младших классах школьники ставят спектакли и организуют концерты, а деньги, полученные от продажи билетов, передают в помощь всевозможным благотворительным фондам, в том числе и заграничным.

В большинстве европейских стран детей начинают приучать к благотворительности с самого раннего возраста. В больших городах несколько раз в год устраивают массовые благотворительные марафоны, ярмарки и уличные праздники, во многом ориентированные именно на привлечение детей. Большинство магазинов игрушек устраивают благотворительные акции, призывая малышей приносить свои игрушки в помощь нуждающимся.

В октябре 2012 года школьники одной из московских школ собрали несколько миллионов рублей на операцию своей однокласснице, больной раком.