Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей (старшая группа). Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Конспект блока совместной деятельности воспитателя со старшими дошкольниками поисково-исследовательского характера "Странное письмо"

Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

Задачи:
1.Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
2.Помочь детям выявить возможность использования различных веществ вместо чернил и способы их проявления: нагревание, йодная настойка.
3.Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
4.Развить у детей самостоятельность, умение осуществлять поисковую деятельность.

Материалы:
Проектор,фрагмент мультфильма «Маша и Медведь», сумка «Тысяча мелочей», книги «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедия», инструкция по изготовлению йодного раствора, клеенки для столов, чаша под раствор, рабочие листы на каждого ребенка, кисти на каждого ребенка, акварельные краски, фен, яблоко, лимон, молоко, йод, миски, фартуки, бандероль, ручки-невидимки на каждого ребенка, блокноты на каждого ребенка.

Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна. Скажите, вы любите мультфильмы? А у вас есть самые любимые? Ответы детей. У меня любимый это «Маша и Медведь».
Я тоже очень люблю эту непоседу Машу, которая все время ищет приключения.
А вы знаете, что такое электронная почта?
Сегодня мне на электронную почту пришло письмо от Маши и видеоролик ее приключения. Я вам сейчас его покажу.
Воспитатель показывает фрагмент мультфильма «Маша и Медведь» под названием «Фокус» (фрагмент, где у Маши вырастает длинный нос ), потом электронное письмо с просьбой о помощи (скриншот страницы с электронной почты: "Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Помогите вернуть на место мой нос. Высылаю записку, которую написал мне Мишка. Я не могу ее прочитать". и инструкцию от Мишки (инструкция – чистый белый лист бумаги, на котором невидимыми чернилами написаны волшебные слова ).
Воспитатель распечатывает письмо и пытается его прочитать.
Воспитатель: Ребята, я ничего здесь не вижу. Может быть, вы сможете прочитать?
Дети пытаются понять, что же там написано.

Воспитатель : Что же делать? Как нам прочитать инструкцию? Ответы детей.
Может быть, нам поискать в какой-нибудь книге? Ответы детей. А что же это за книга должна быть? Ответы детей.
Сейчас мы посмотрим в моей сумке «Тысяча мелочей», может быть там мы найдем нужную книгу, в которой будет ответ.
Воспитатель ищет в сумке книгу и достает «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедию». Дети делают вывод о том, что им необходима книга «Юный исследователь». Они начинают её листать и находят в книге «Юный исследователь» вложенную страницу, где показано, как и из чего надо сделать раствор для проявления текста (на листе бумаги нарисован стакан, наполненный наполовину водой, шприц и йод)
Воспитатель : В какой книге мы нашли инструкцию? (Книга «Юный исследователь») Сегодня мы сами превратимся в исследователей. Вы знаете кто это такие? Ответы детей. Наша группа сегодня будет лабораторией, где мы будем проводить наши исследования. Но прежде чем приступим к работе, давайте наденем передники, чтобы не испачкаться я напомню вам правила поведения в лаборатории.
Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

А теперь давайте все вместе возьмемся за руки и пожелаем друг другу удачи. Скажем дружно: Удачи!»
Воспитатель: Вот теперь мы готовы приступить к работе. Приступаем к приготовлению проявляющего раствора? Посмотрите в инструкцию, что нам понадобится? Дети смотрят инструкцию по приготовлению раствора.
Дети : Нам нужна вода, йод и шприц. Надо смешать воду и йод для получения нужного раствора.
Воспитатель : Что такое раствор? Ответы детей.
Конечно же в моей сумке найдется йод и шприц. Вы пользуетесь йодом? Ответы детей.
Воспитатель достает йод и шприц. Дети делают раствор согласно инструкции.
Воспитатель: Теперь посмотрим, что у нас получилось? Давайте я попробую проявить текст.
Воспитатель проявляет записку.
Текст записки:
«Фокус – покус – тру-ля-ля
Нос, вернись на место!»

Воспитатель : Ребята, мы смогли прочитать записку, но секрет чернил нам не известен. Давайте попробуем узнать секрет Мишкиных чернил.
Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила? Ответы детей. Давайте подумаем, что же Мишка мог использовать? Давайте порассуждаем: живет он в лесу. У него есть фруктовый сад. Что получают из фруктов? (Сок). Еще Мишка часто варит для Маши кашу. Что нужно для каши? (Молоко). Давайте еще возьмем белую краску, как вы предлагали и посмотрим, что получится.
Я сейчас поищу всё это в своей большой сумке.
Воспитатель достает бутылочки с яблочным и лимонным соком, молоко и акварель.
Воспитатель : Ребята, я нашла яблочный и лимонный сок, молоко и акварель.
Сейчас проведем исследования и узнаем, какой жидкостью Медведь написал секретное письмо. Приглашаю вас за столы.
Послушайте внимательно, что вы сейчас будете делать.
У вас на столах стоят стаканчики с картинками (рассмотреть и разлить жидкости), синяя мисочка для йодного раствора, салфетки для промокания кисточки, тряпочка, чтобы протереть стол, если вдруг что-нибудь прольется и рабочий лист. Давайте его внимательно рассмотрим. Лист разделен на 4 части. В каждой части есть своя картинка, которая обозначает, каким веществом вы должны сделать запись. А напишете вы первую букву своего имени. Там, где нарисованы краски, чем вы будете писать букву? Где нарисовано яблоко, чем будете писать? Что вы будете писать? Каждый раз, после написания буквы кисточку нужно промыть в чистой воде и промокнуть сухой салфеткой. Это очень важно, чтобы наш эксперимент получился!
Когда напишите во всех 4-х частях, вы подойдете ко мне, и я феном высушу ваши буквы.
После этого вы снова вернетесь за столы и кисточкой нанесете наш волшебный проявляющий йодный раствор на все буквы по очереди. Посмотрим, что получится, может, узнаем Мишкин секрет. Вам понятно задание?
Самостоятельная работа детей. Дети выполняют задание .
Воспитатель : Итак, чем Миша написал свою записку?
Дети : Лимонным соком.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вот мы и узнали секрет Мишкиных чернил. Вы знаете, что такое СМС? Давайте отправим Маше СМС с разгадкой, чтобы в следующий раз она смогла сама прочитать или написать такую записку.
Воспитатель отправляет СМС от детей и получает ответ от Маши.
Электронное письмо от Маши: видеоролик, где у Маши снова прежний облик + электронное письмо (скриншот страницы с электронной почты: "Спасибо, ребята, за помощь! Без вас я не смогла бы расфокусироваться!Отправляю вам бандероль с подарками."
Воспитатель: Кто знает, что такое «бандероль»? Ответы детей.
Воспитатель : Мне на телефон пришла СМС, что бандероль нам уже доставили. Пойду, посмотрю.
Воспитатель из-за двери выносит бандероль, в которой находятся ручки-шпионы.
Воспитатель : Но прежде чем мы узнаем, что же прислала Маша хочу у вас спросить. Вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Спасибо ребята за помощь, без вас Маша бы не расфокусировалась и не вернула бы на место свой нос. Вы не бросили Машу в беде и помогли ей.
Воспитатель раздает ручки-невидимки и блокнотики. Дети пробуют ими что-нибудь написать или нарисовать, и приходят к выводу, что ничего не видно.

Любовь Пучкова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности , которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Задачи познавательно - исследовательская деятельность дошкольников

***Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

***Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

***Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.

***Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

*** О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.

*** О материалах : бумага, ткань, дерево, пластмасса.

*** О природных явлениях : времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

Детская любознательность,

постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес

У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность походит как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.

«Такая разная ткань» .

Цель : узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства.

Понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Формировать понятие о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду.

Дети рассматривают разные виды тканей, обращают внимание на общую характеристику материала : (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж) . Сравнивают ткани по их свойствам; учатся понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

«Рассматривание песка через микроскоп» .

Цель : Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса , развивать наблюдательность, мыслительную деятельность .

Вывод : Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Потребность растений в воде» .

Цель : Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод : вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов) .

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Вывод : не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

«Мир бумаги»

Цель : Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная) . Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Вывод : Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.

«Измерение размеров изображения с помощью линз» .

Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод : при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

«Мир насекомых» .

Цель : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.

Вывод : внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.

«Что мы знаем о времени»

Цель : рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время» .

«Измерили глубину снега» . Цель : формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) .

Вывод : глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.

«Следы на снегу» . Цель : учить сравнивать и сопоставлять следы : человека и животных.

Вывод : следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.

«Волшебный шарик» . Цель : установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.

Вывод : В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Способствовать умению детей в воссоздание указанных размерных отношений между предметами по длине и ширине, совершенствовать умение.

Самый лучший способ, чтобы объяснить дошкольнику какие-либо явления - это наглядно-действенный. Так быстрее доходит до детского сознания.

Познавательно – исследовательская деятельность в средней группе Тема: «Чудо пузыри». Осваиваемые образовательные области: познавательное.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Лук от семи недуг» ТМБ ДОУ «ЦРР»- д/с «Белоснежка» Воспитатель: Бойко Лариса Ивановна Проект исследовательской деятельности «Лук от семи недуг» Возраст:.

Для реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников рекомендуется пополнить развивающую предметно-пространственную среду следующими пособиями:
— макетами и модулями планет солнечной системы,
— коллекциями минералов, часов, календарей,
— дорожными, математическими знаками,
географической картой мира для детей, картой местности, где живут дети, глобусами,
— микролабораториями,
дидактическим материалом для моделирования по разделам: «Портрет Земли», «Дом», «Мой город», «Солнечная система», «Земной шар».

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы:
— систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;
— формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
— развивать самостоятельное мышление, доказательную речь.

Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской работы
с детьми старшей группы

1. Наш участок.
Задачи и содержание: Закрепить знания детей об особенностях осеннего участка. Провести наблюдение за деревьями и кустарниками, растущими на участке. Рассмотреть листья деревьев: найти самый узорчатый, самый маленький. Выкладывание узоров на песке из осенних листочков.
2. Сюрпризы нашего участка. Кто спрятался под листочком.
Задачи и содержание: Рассмотреть дождевого червяка. Понаблюдать за передвижением дождевого червяка. Провести опыт: залить ход червяка в земле водой. Выяснить, почему он вылез из-под земли (нечем дышать).
3. Чудеса нашего участка. Наши гости — животные.
Задачи и содержание: Выяснить, есть ли органы обоняния у кошки или собаки. Предложить животным различное угощение. Какую пищу можно кушать, а какую — нет, — животное определит с помощью органов обоняния.
4. Наш участок. Деревья нашего участка.
Задачи и содержание: Закрепить название деревьев. Проверить, какие из них имеют плоды.
Исследование: проверить есть ли плоды у берёзы. Ветку берёзы принести в группу и провести наблюдение — как из почек появится лист.
5. Ягоды нашего леса.
Задачи и содержание: Выяснить совместно с детьми — есть ли у ягод цвет, вкус, форма. Закрепить название ягод. Предложить детям рассказать, какие ягоды растут в ближайших лесах. Провести обследование ягод на цвет, форму, вкус.
6. Гости нашего участка. Птицы.
Задачи и содержание: Познакомить с воробьем, голубем, вороной. Выяснить характерные особенности каждой птицы.
7. Воздух.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами воздуха. Провести беседу о том, что воздух везде вокруг нас, мы его не видим. При помощи воздуха мы дышим. Провести исследовательские действия: есть ли воздух в пластиковой бутылочке (сжать). А в коробочке из-под сока или молока (сжать их). Проверить, есть ли воздух в воздушном шарике (проколоть его). Что можно услышать при прокалывании?
8. Наша планета – Земля.
Задачи и содержание: Познакомить с глобусом, рассказать, что Земля вращается. Внести глобус. Провести игру «Путешествие по глобусу»: найти север, юг. Россию, Америку, Китай.
9. Наша планета – Земля. Горы.
Задачи и содержание: Продолжить знакомство с глобусом, показать, как на нём отмечены горы. Найти самые высокие горы, они находятся на юге, в далёкой стране Индии. Рассказать о природе страны, людях, животных. Опыт: сделать из песка горку. Обследовать песчинки с помощью лупы.
10. Лёд. Вода.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами льда. Провести опыты: положить лёд в горячую воду, в холодную воду. Что произойдёт, если его посыпать солью? Солёный лёд тает быстро. А если на лёд нажать пальцем? А если нажать ручкой от ложки?
11. Вода. Снег.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойством снега. Доказать детям, что снег – это вода. Провести беседу о том, как много на Земле воды: морей, рек, озёр, болот. На глобусе они голубого цвета. Без воды нет жизни, она нужна людям, животным, птицам. Опыт: таяние снега от пламени свечи.
12. Вода. Снег. Значение снежного покрова.
Задачи и содержание: Продолжить знакомство со свойствами снега: плотный, скрипит, рыхлый, липкий. Рассказать о роли снежного покрова для растений.
13. Обследование бумаги.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами бумаги: картон, калька, писчая. Обследование: гладим ладошкой, мнём, сгибаем, дуем на неё. Что произойдёт, если опустить бумагу в воду?
14. Обследование тканей.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами ткани: ситца, фланели, шерсти. Внести лупу и рассмотреть строение ткани из нитей. Обследование ткани и сравнение её с ватой: что быстрее впитает воду? Почему?
15. Обследование металлических и стеклянных предметов. Знакомство с магнитом.
Задачи и содержание: Познакомить с металлами: алюминием, свинцом, железом. Познакомить со свойствами стекла. Определить с детьми, какая посуда может разбиться? Можно ли её склеить? Внести магнит. Что может сделать магнит? Провести опыт с магнитом и металлическими предметами.
16. Такие разные камни.
Задачи и содержание: Познакомить детей с природными богатствами недр Земли. Знакомить со свойствами камня. Внести различные минералы: уголь, нефрит, мрамор, гранит. Рассказать детям, что это всё природные богатства гор. Опыт: Проверить камни на вес, найти самый тяжёлый. А можно ли разрезать камень? Показать шлифовальные камни, камни в ювелирном изделии.
17. Звёзды в небе.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей с Полярной звездой и созвездием Большой и Малой медведиц. Провести наблюдение с детьми за звёздным небом. Найти самые яркие — Полярную звезду, созвездие Большой и Малой медведиц. Побеседовать о космосе, о далёких мирах.
18. Космос. Луна и Солнце.
Задачи и содержание: Познакомить с планетами Солнечной системы. Наблюдать за Луной, её видоизменением, сделать зарисовки. Чем отличается Луна от Солнца?
19. День тепла и света: Мамин день. Готовимся к празднику.
Задачи и содержание: Провести беседу об изменениях в природе с приходом весны. Отметить значение тепла в жизни людей. Предложить испечь в весенний праздник пирог. Обследование свойств теста: влажное, вязкое, хорошо приобретает нужную форму.
20. Весна. Ветер. Дождь.
Задачи и содержание: Рассказать детям о силе ветра. Научить определять его направление с помощью ленточек, флажка или по дереву (оно наклоняется в ту сторону, куда дует ветер). Исследование направления ветра при помощи пальца: намочить палец, поднять его вверх. Пальцу станет холодно с той стороны, откуда дует ветер.
21. Звук и воздух. Музыкальные бутылочки.
Задачи и содержание: Научить детей получать звук и слышать его. Подуть над горлышком пустой бутылки. Послушать звук, который получится (свист). Исследование: налить в каждую бутылочку разное количество воды, снова подуть над горлышком бутылки. Звук изменится: чем больше воды, тем выше звук.
22. Вода. Болото.
Задачи и содержание: Познакомить с правилами поведения на болоте. Выяснить, чем отличается озеро от лужи? Кто живет на болоте, что растет на нем? Каковы положительные и отрицательные стороны существования болот?
23. Вода. Воздух. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Обратить внимание детей на пузырьки воздуха на водорослях, камнях, стенках аквариума. Для чего рыбкам нужен воздух? Провести наблюдение, как дышит рыбка. А что ещё дышит в аквариуме? (Водоросли).
24. Вода. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за развитием лягушки. Объяснить детям, что головастик – маленькая лягушка. С помощью лупы рассмотреть внешний вид, отмечать как будет видоизменяться головастик со временем.
25. Наш огород. Свет и вода.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение воды для роста растений. На ветке дерева рассмотреть почки. Поставить ветку в вазу с чистой водой и наблюдать, как распустятся листья. Опыт: Одну из веток поставить в сосуд без воды, в тёмное место. Провести наблюдение, что произойдёт с ней?
26. Наш огород. Вода. Свет. Проращивание луковиц.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света для жизни растений. Опыт: Поместить луковицы в стеклянный сосуд, налить в него воды. Вторую луковицу оставить в банке без воды и поставить в темноте. Пронаблюдать, когда появятся побеги. Сделать вывод о том, что в темноте побеги жёлтые, бледные. А на свету – ярко-зелёные. Отметить, что в банке с водой быстрее появятся корни, без света – корней нет.
27. Наш огород. Вода и свет.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света и воды для жизни растений. Опыт: Поместить верхушки свеклы и моркови в тарелку с водой. Свеклу расположить на свету, а морковь – в темное место. Провести наблюдение: побеги листьев у свеклы – большие, яркие. Объяснить, что за счёт света в них образуются питательные вещества, которые необходимы для роста. В темноте они не образуются, поэтому зелень моркови — очень бледная.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Широкий выбор готовых конспектов занятий и НОД для проведения экспериментов и волшебных превращений с обычными предметами, вещами, веществами природного и искусственного происхождения. Секреты занимательных фокусов, которые не только вызовут радость и интерес детей, но и поспособствуют усвоению ими новых знаний об окружающем мире.

Чёткие пошаговые описания опытов, которые можно поставить, не прибегая к значительным материальным и техническим затратам. Исследовательские занятия, которые помогут формированию представлений детей о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений; которые поддержат и усилят их познавательного интерес.

Добро пожаловать в МААМовский «Клуб юных исследователей»!

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1582 .
Все разделы | Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД

В подготовительной группе тема «Волшебный магнит» Сенють Наталья Владимировна Воспитатель МБДОУ «Приреченский детский сад» Цель : сформировать у детей представление о магните и его свойствах. Задачи образовательные :...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Конспект познавательно- исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Тема : «Вода - бесценный дар природы» . Цель : актуализация знаний детей о воде, значении воды; активизация воспитанников на решение проблемы загрязнения водоёмов, влияния этого на окружающую...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почему нельзя есть снег»

Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей...» Тема: «Почему нельзя есть снег» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Почему нельзя есть снег» Задачи: создать условия для ознакомления детей со способом очистки талой воды; создать условия для побуждения детей к...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельностью в подготовительной группе «Юные защитники природы» «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельностью в подготовительной группе Цель: формирование начал экологической культуры. Задачи: закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды; расширить знания детей о воде: познакомить со...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию «В гостях у трех медведей» во второй группе раннего возраста Программное содержание: 1. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой, маленький. 2. Вызвать интерес к предметам ближайшего окружения: мебель, животные. 3. Учить основам взаимодействия с природой. 4. Знакомить с доступными...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наши любимые игрушки» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Наши любимые игрушки» Цель: Создать условие для положительного отношения детей к игрушкам. Задачи: - Уточнять представления детей об игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида; -...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Формы организации занятий по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования следующий критерий: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется...


Цель: Развивать познавательно - исследовательскую активность детей в игровой ситуации. Задачи: - Создать условия для получения знаний по проводимым экспериментам; - дать возможность детям при помощи взрослого узнать о физических явлениях во время опыта; - развивать внимание,...

По доминирующей деятельности: исследовательский
По количеству участников: групповой
Характер контактов: (среди детей одной группы)
По продолжительности: — среднесрочный 1 месяц
Заявитель: дети старшей « А» группы
Авторы проекта: воспитатели: Тохтиева В. О. и Козлова Н.В
2016 год

Структура проекта.

Проблема :

В ходе бесед о воде выяснилось, что у детей имеется разное мнение о свойствах и качествах льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о льде.

Актуальность
Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему обобщить результаты, полученные действенным путем: сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Исследовательская, познавательная деятельность способствует расширению кругозора детей, расширяет активный словарь, формирует представление об окружающем мире. Это имеет важное значение в развитии общего умственного развития ребенка.

Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах льда.

Задачи проекта:
Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, прозрачный, в тепле тает, принимает форму емкости, в которой находится, окрашивается, растворяет различные вещества);

Подвести детей к пониманию, что лед может приносить людям пользу и радость. Лед может быть и опасен. С ним надо быть осторожными.
Совершенствовать умения сравнивать вещества и делать умозаключения.
Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность.
Познакомить детей со способами обследования.
Формировать правила безопасности со льдом.

Этапы проекта
1. Организационный.

Педагог раскрывает детям проблемные вопросы проекта.

Проблемные вопросы:
Почему лед бывает разной формы?
Что быстрее тает снег или лед?
Как определить прозрачность льда?
Что можно носить в сите?
Как сделать лед не скользким?
Можно ли лед согнуть, разделить на куски?
Можно ли прозрачный лед, сделать цветным?
Как можно сделать ледяной вулкан?
Как сделать азбуку Снежной королевы?

Оборудование
Лед разной формы: из замерзшей бутылки, из разных ёмкостей для льда, сосулька, глыба льда со снегом; вода комнатной температуры, вода теплая, емкости для воды разной формы, молоточки, деревянные палочки, пилочки-ножевки, гвозди, соль, краски, снег, песок, карандаши, фломастеры, пластмассовые буквы, пуговицы, сито, сода;

Задачи этапа с детьми:
Повышать интерес к исследовательской деятельности, вызвать желание высказывать свое мнение на поставленные вопросы;

Задачи этапа с родителями:
Вызвать положительный отклик родителей, через индивидуальные беседы, на существующую проблему. Вызвать желание организовать исследования в кругу семьи.

2. Планирование деятельности.
Продумывание экспериментальной деятельности
Подбор репродукций художников
Подбор стихов и рассказов о красоте зимы и о льде
Художественная деятельность с детьми
Экскурсия в снежный городок
Изготовление презентации «В царстве Снежной королевы»
Подбор музыки « Звуки природы»
Разработка анкеты для родителей
Составление кроссворда «Секреты Снежной Королевы»

Деятельность с детьми: разучивание стихов о зимних явлениях
участие в экспериментальной деятельности.

Деятельность с родителями: – предложить найти в интернет ресурсах интересные опыты со льдом ([email protected])
Показ интересных опытов со льдом детям в детском саду.
Выставка консультаций: «Давайте поиграем!» (занимательные опыты с водой);
«Как сделать прогулку зимой интересной».
Оформление фотовыставки «В царстве Снежной королевы» (семейные фото на фоне снежных и ледяных скульптур)
Анкета «Поисково-исследовательская деятельность, как средство развития познавательных интересов у детей».

Реализация проекта
Социализация
Дидактические игры: «Когда это бывает? », «Зимние забавы », «Из чего мы сделаны?»
Загадки о зимних видах спорта
Размышление: «Как лед человеку помогает?»
Познание
Наблюдение за: состоянием погоды, за снегом и льдом, за явлениями природы: иней, снег, гололед, наст, метель.

Исследовательская деятельность
Надавливают, сжимают, сгибают лед
Стучат по льду и распиливают его
Держат, греют лед в руках
Сравнение что быстрее тает в помещении и в воде (снег или лед)
Сравнивают на вес (снег и лед)
Сравнивают на твердость (снег и лед)
Сравнивают на прозрачность с помощью пуговицы (снег, лед, вода)
Определяют, что можно носить в сите
Сравнивают на плавучесть (снег, лед, деревянная пластина)
Окрашивают воду для замораживания
Окрашивают лед красками
Украшают деревья и кусты цветными льдинками
Определяют, дружат ли соль и лед?
Определяют, как сделать азбуку для Снежной королевы
Как действует ледяной вулкан?

Проведение детьми опытов и их фиксация:
Алгоритм:
1. Рассматривают лед различной формы и прозрачности (отмечают: вода замораживаясь, принимает форму, того предмета в котором находилась)
2. Держат и греют лед в руках, кладут лед на батарею, льют на лед холодную воду, льют на лед теплую воду. Отмечают: лед твердый, холодный, прозрачный, принимает различную форму, тает в теплой воде быстрее, чем в холодной. На батарее лед тает еще быстрей.
3. Стучат по льду молоточками и деревянными палочками, пробуют распилить, согнуть лед, процарапывают гвоздем. Отмечают: лед твердый и хрупкий, его можно расколоть и распилить.
4. Насыпают на лед соль. Отмечают: соль «плавит» лед. Места, где лед треснул, обозначаем краской.
5. Наносят на лед краски для рисования. Отмечают: краска не попадает внутрь льда, а покрывает лед только сверху.
6. Просеивают и пытаются носить в сите: снег, лед, воду. Делают вывод: лед в сите носить можно, а воду и снег нет.
7. Определяют, как сделать азбуку Снежной королевы. Рисуют буквы карандашом, фломастером, красками. Опускают в форму для льда пластмассовую букву. Делают вывод: карандаш и фломастер на льду не пишут. Краски растекаются. Пластмассовая буква во льду не растворилась. Азбука Снежной королевы готова. Выкладываем слово «ВЕЧНОСТЬ» и другие слова.
8. Бросают в воду пуговицу, кладут пуговицу под снег и лед. Делают вывод: лед и вода прозрачные, а снег нет.
9.Разводят краски для рисования в воде. Разливают по формочкам. Прикрепляют ниточки-петли. Развешивают цветные льдинки на дерево. Делают вывод: (отсроченный результат) цветной лед принимает форму того предмета, в котором находилась вода в жидком состоянии.
10.Взвешивают ком снега и кусок льда в руках и на весах. Делают вывод: лед тяжелее снега.
11. Опускают в воду: снег, лед, деревянную пластину. Делают вывод: лед и деревянная пластина держатся на поверхности воды, а снег утонул.
12. Определяют твердость снега и льда, протыкая их палочкой. Делают вывод: снег палочкой протыкается, а лед нет.
13. Растворяют в воде соду и краски. Замораживают. На кусок льда педагог капает разведенную уксусную кислоту. На поверхности появляется пена. Она течет везде, где капали уксусную кислоту. Очень похоже на вытекающую лаву. Чем не вулкан?
14. Располагают снег и лед в группе. Засекают время таяния снега и льда. Делают вывод — снег тает быстрее, чем лед. Опускают снег и лед в воду. Результат видно сразу. Снег тает в воде.
15.Находят на участке скользкие дорожки. Посыпают их песком. Определяют изменения льда. Делают вывод: если лед посыпать песком он не будет скользким.

Коммуникация развитие речи
Рассматривание картин:
«Льды Карского моря» А. Борисов; «Айсберг» Лукин. Б; «Застывшая Волга» И. Панов; «Ледоход на реке Москва» В. Юцков; «Ледокол Ермак» Д. Голубев; «Сосульки» С. Андрияк;
Чтение и заучивание стихотворений о зиме, льде;
Размышление «Сосульки и лед это хорошо или плохо?».
Презентация «В царстве Снежной королевы» (скульптуры изо льда);

Чтение художественной литературы
Чтение стихов А. С. Пушкин: «Опрятней модного паркета», К.Д. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Ледоход»; Н. Некрасов «Славная осень»; и «Мороз Красный нос»; Т. Бокова «Зимушка зима», А. Барто «Весна идет»;
Чтение рассказов: Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», М. Пришвин «Прозрачный лед», И. Надеждина «Снежные слова», И. Соколов Микитов «Зимняя ночь», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»

Безопасность
Беседы: «Если хочешь быть здоров… » (по материалам дидактической игры «Малыши крепыши »)
«Лед может быть опасным» (по материалам дидактической игры «Как избежать неприятностей?»)

Художественно — эстетическая деятельность
Рисование: «Снежинки», «Замок Снежной королевы», «Морозные узоры», «Ледяные скульптуры нашего города», Выставка рисунков «Волшебница зима»;
Лепка: «Снежная королева», «Северный олень»;
Аппликация: «Зима», «Пингвины на льдине» (коллективная);
Слушание звуков воды (капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега);

Физкультурно — оздоровительная деятельность
Подвижные игры: «Мороз — Красный нос», «Снежная Королева», «Снежки», «Льдинка» Игры народов севера: «Ловля оленей», «Оленьи упряжки», «Льдинки и ветер»
Игровые упражнения: «Зимние забавы», «Поймай снежинку», «По ледяному лабиринту».
Развивающая среда : альбом для рассматривания «Времена года», фотографии: «Зима в нашем городе», «Зимние забавы»;

Заключительный

Ожидаемые результаты
-Расширение представлений о льде.
— Расширение словарного запаса.
— Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
Активное участие детей в проведении опытов и исследований.
-Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Результат: Анкетирование родителей показало, что у детей выросла познавательная активность, расширился активный словарь. Исследовательская деятельность объединила родителей и детей, позволила найти новые формы проведения совместного досуга.

Продукт проекта: Альбом детских рисунков « В царстве Снежной королевы».

Презентация проекта.
Общение с детьми по страницам альбома рисунков «В царстве Снежной королевы».
Предложить родителям кроссворд «Секреты Снежной королевы» для проведения совместного досуга с детьми.

Рефлексия
Дети рассказывают: о том, что они узнали нового
Что их удивило при проведении опытов
Какой опыт понравился больше всего
Какой опыт повторяли дома, или какой хотели бы повторить

Название: Проект исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «В царстве Снежной королевы»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа