Конспект комплексно образовательной деятельности в средней группе «Хочу все знать

Педагогический проект на тему «Хотим всё знать!»

Тип проекта : исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта : дети средней группы «Пчелка», родители, педагоги.

Срок реализации проекта : 1 год.

Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Цель проекта: Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

Задачи:

1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.

2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.

3. Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.

4. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение».

5. Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.

8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.

10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Предполагаемый результат:

1.Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов.

2. Дети классифицируют камни по указанным признакам.

3. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется тень, солнечные зайчики.

4. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.

5. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.

6. У детей пополнился словарный запас.

7. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.

8. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.

9. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.

Подготовка к реализации проекта:

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2.Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.

3.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.

4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.

5. Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов .

6. Составить перспективный план проведения экспериментов.

Работа с родителями

1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

2. Консультация для родителей «Волшебная водичка».

3. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками».

4. Буклеты для родителей «Водные процедуры».

5. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».

6. Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями».

7. Оказание помощи в создании детской лаборатории.

8. Подбор материалов, предметов для коллекций.

9. Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».

10. Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»

Детская лаборатория

Основное оборудование и материалы

1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

5. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.

6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.

7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки, плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз.

8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.

Методическая литература

  1. Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
  2. Лагутенко О.И. Проведение занятий по теме: «Вода» для групп дошкольного и младшего школьного возраста / О.И. Лагутенко // Дошкольная педагогика. – 2002 (ноябрь, декабрь).
  3. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром / Е.В. Марудова // Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  4. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова // тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Издательство «Учитель», 2015.
  5. Рыжкова Н.А. Волшебница-вода / Н.А. Рыжкова. – М: Линка-Пресс, 1997.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».).
  7. Шапиро А. Научные забавы / А. Шапиро // Детский сад со всех сторон. – 2001. - № 41-42 (ноябрь).

Перспективный план проведения экспериментов

Дата

Направления экспериментальной деятельности

Темы занятий

сентябрь

Экспериментирование с песком, глиной

1.Качества и свойства песка и глины.

2. Посадим дерево.

3. Где вода?

4. Волшебный материал.

октябрь

Экспериментирование с воздухом

1.Танец горошин.

2. Поиск воздуха.

3. Веселая полоска

4. Делаем облако.

ноябрь

Экспериментирование с водой

1.Окрашивание воды.

2. Играем с красками.

3. Друзья.

4. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

декабрь

Экспериментирование.

Изучаем органы чувств человека

1.Наши помощники – органы чувств.

2. Вкусовые зоны языка.

4. Тайный похититель варенья («отпечатки пальцев»)

январь

1.Мыло – фокусник.

2. Секрет сосновой шишки.

3. Как замесить тесто?

4. Стеклянный город.

февраль

Экспериментирование с предметами

1.Естественная лупа.

2. Волшебные зеркала.

3. Мир бумаги.

4. Угадай-ка.

март

1.Что любят растения.

2. Где живут зернышки?

3. Соревнование (почва).

4. Где прячутся детки?

апрель

Наблюдения за жизнью растений

1.Хитрые семена.

2. В тепле и в холоде.

3. Что есть в почве?

4. Где лучше расти?

май

Экспериментирование с солнечным светом

1.Черное и белое.

2. Солнечные зайчики.

3. Радуга.


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края

рабочая программа «Хочу всё знать»

развитие познавательных способностей детей в экспериментальной и исследовательской деятельности

г. Алейск

Пояснительная записка..............................................................................3

Цель Программы.......................................................................................4

Задачи Программы....................................................................................4

Принципы и подходы к формированию программы................................4

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.............5

Показатели целевого ориентира в развитии познавательных

способностей...............................................................................................8

Комплексно-тематическое планирование..................................................9

Календарно-тематическое планирование...................................................15

Уровни овладения детьми навыками экспериментирования (5-6 лет)......15

Взаимодействие с родителями.......................................................................17

Методическое обеспечение............................................................................17

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии сЗаконом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг., ФГОС ДО, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (2013), с учётом примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программой ДОУ и направлена на развитие познавательного интереса детей к объектам живой и неживой природы.

Исследования современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Подьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребность в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. Ребёнок по своей сути – пытливый исследователь мира (Н.Н. Подьяков). На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и, главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем полноценнее и быстрее он развивается. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Поэтому эксперимент является одним из методов ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Работа по развитию поисково-исследовательской деятельности ведётся по трём взаимосвязанным направлениям (живая природа, неживая природа, человек), каждое из которых представляется несколькими темами.

Цель программы: развитие познавательных способностей детей в экспериментальной и исследовательской деятельности.

Задачи:

    Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

    Расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

    Способствовать развитию связной речи детей: побуждать, рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.

    Воспитывать желание самостоятельно объединятся для совместной деятельности, оказывать друг другу помощь.

Принципы и подходы к формированию Программы

Актуальность Программы находит отражение в современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петров ский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства, где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Программа:

    соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

    соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

    обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

    строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

    допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.

Реализация задач программы осуществляется в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные

цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но

и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность

речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче

становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Показатели целевого ориентира в развитии познавательных способностей

    Знание основных физических свойств предметов и явлений;

    Умение объяснить причинно-следственные связи;

    Повышение самостоятельности, организованности, активности, любознательности.

Комплексно-тематическое планирование

Сентябрь

Тема: «Делаем фигурки»

Задачи: познакомить детей со свойствами песка; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: песок, разные формочки.

Тема: «Чудесный мешочек»

Задачи: способствовать развитию у детей спосбности сравнивать различные овощи, отмечая их особенности; совершенствовать тактильные ощущения, сенсорное восприятие; воспитывать внимательность.

Материл: мешочек, различные овощи.

Тема: «Воздушные затеи»

Задачи: познакомить детей с физическим свойствами воздуха; способствовать развитию любознательности; воспитывать самостоятельность.

Материал: воздушные шары, полиэтиленовые мешочки, футбольный мяч, палочка.

Октябрь

Тема: «Почему осенью бывает грязно»

Задачи: познакомить детей со свойствами почвы; способствовать развитию у детей логического мышления; воспитывать интерес к явлениям природы.

Материл: пульверизатор с водой, чашка с землёй.

Тема: « Ах, вода, вода, водица»

Задачи: познакомить детей со свойствами и качествами воды; способствовать развитию наблюдательности; воспитывать умение действовать сообща.

Материл: стакан с водой, стекло, ложка, соль, сахар, спиртовка, монеты, камешки.

Тема: «Вот так пена!»

Задачи: познакомить детей со свойствами мыла, способствовать развитию самостоятельности; воспитывать желание соблюдать гигиену.

Материал: таз с водой, мыло или мыльный раствор.

Тема: «Секреты мыльных пузырей»

Задачи: познакомить с основными свойствами жидких веществ; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: мыльный раствор, вода, глицерин, проволочное кольцо, трубочка.

Ноябрь

Тема: «Куда дует ветер»

Задачи: познакомить детей с определением направления ветра; развивать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать интерес к явлениям природы.

Тема: «Игры с тенью»

Задачи: познакомить детей со свойствами света и тени; развивать творческое воображение; воспитывать желание заниматься деятельностью.

Материал: лампа, белая скатерть или экран.

Тема: «Разноцветные комочки»

Задачи: познакомить детей с различными видами бумаги; развивать тактильные ощущения; способствовать становлению дружеских взаимоотношений.

Материал: бумага разной текстуры.

Тема: «Защитные свойства снега»

Задачи: познакомить детей со свойствами снега; развивать логическое мышление; воспитывать выдержку и умение доводить начатое дело до конца.

Материал: три бутылочки с водой.

Декабрь

Тема: «Сундучок самоцветов»

Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами воды; закрепить название цветов; воспитывать эстетический вкус.

Материла: вода, гуашь, формы разных размеров.

Тема: «Ах, снег, снежок»

Задачи: познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: снег, разные формы.

Тема: «Ателье»

Задачи: познакомить детей с разными видами ткани и её свойствами; развивать сенсорное и тактильное восприятие; воспитывать аккуратность.

Материал: ткань разной фактуры.

Тема: «Из чего едим и пьём – всё посудою зовём»

Задачи: познакомить детей с материалами, из которых изготавливают посуду; развивать логическое мышление; воспитывать аккуратность.

Материал: глиняная, стеклянная, деревянная, железная посуда.

Январь

Тема: «Верёвочный человек»

Задачи: познакомить детей с опорно-двигательной системой человека – скелетом; воспитывать желание каждый день выполнять физические упражнения.

Материал: верёвочки.

Тема: «Для чего человеку кожа?»

Задачи: дать детям элементарные представления о функциях кожи и волосяного покрова; воспитывать желания следить за чистотой своего тела.

Материал: лупа, волос, шерсть животных, чешуя рыб, перья птиц, спиртовка, спички.

Февраль

Тема: «Тайнам нет конца»

Задачи: дать представление об органах дыхания; воспитывать желание заботится о своём организме.

Материал: детская гармошка, воздушные шары.

Тема: «Наши глаза»

Задачи: знакомить детей с особенностями своего организма; развивать желание узнать о себе новое; воспитывать привычку каждый день ухаживать за своими органами.

Материал: разнообразные предметы: различные по форме, цвету и величине.

Тема: «Ушки на макушке»

Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями своего организма; развивать любопытство. Воспитывать желание заботится о своём организме.

Материал: погремушки, бубен, аудиазапись с различными звуками (журчание ручья, громовые раскаты и т.д.)

Тема: «Тает снежок»

Задачи: познакомить детей с превращением снега в воду, развивать логическое мышление; воспитывать желание наблюдать за происходящим.

Материал: прозрачная ёмкость, снег, взятый с разных участков территории детского сада (ближе к котельной, дороге, в центре)

Март

Тема: «Посадили семечко»

Задачи: познакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; развивать любознательность; воспитывать интерес к деятельности.

Материл: прозрачные ёмкости с землёй, семена.

Тема: « Высушим платочек»

Задачи: познакомить детей с температурой, развивать умение детей устанавливать взаимосвязь между температурой и скоростью высыхания; воспитывать желание наблюдать за происходящим.

Материал: мокрые платочки.

Тема: « Тёплый камешек»

Задачи: продолжать экспериментировать с неживой природой; развивать тактильное восприятие; воспитывать самостоятельность.

Материл: гладкие камешки разных размеров.

Тема: «Где живёт ветер»

Задачи: продолжать знакомить детей с природными явлениями; развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между силой ветра и особенностью местности; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: ветродуи.

Апрель

Тема: «Солнечные зайчики»

Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; развивать пространственную ориентацию; воспитывать желание участвовать в деятельности.

Материал: зеркала.

Тема: «Сила ветра»

Задачи: продолжать знакомить детей с силой ветра и со свойствами предметов; развивать логическое мышление; воспитывать желание узнавать что-то новое.

Материал: стол, предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик, фен.

Тема: « Электричество притягивает»

Задачи: познакомить детей с физическим явлением; развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: синтетическая одежда, волосы, расчёска, бумажные фигурки, шерстяная материя.

Тема: « Почва»

Задачи: познакомить детей с составом почвы, её качествами; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: лупа, почва, перегной.

Май

Тема: « Куда исчезла вода?»

Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; развивать логическое мышление; воспитывать желание узнавать что-то новое.

Материал: стакан с водой.

Тема: «Как вырастить кристалл?»

Задачи: дать детям представление о растворе и способе его получения; развивать умение делать простейшие умозаключения; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: посуда, соль, вода. спиртовка.

Тема: « Чудо природы – магнит»

Задачи: познакомить детей со свойствами магнита, его использованием; развивать логическое мышление; способствовать становлению дружеских отношений.

Материал: магнит, металлические предметы, фанерная доска, емкость с водой.

Календарно-тематическое планирование

Образовательная деятельность в режиме дня

Непосредственно образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Формы организации деятельности детей

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Индивидуальные, подгрупповые

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Ситуативные беседы; наблюдения

во время прогулки,

сюжетно-ролевые игры.

Беседы, опыты, эксперименты, исследования,

познавательные занятия,

проектная деятельность,

Создание условий для самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности в группе:

* подбор материала и оборудования для экспериментальной и исследовательской деятельности.

ТСО. Дидактические игры.

*Консультации для родителей;

*Родительские встречи;

*Индивидуальные беседы;

*Совместное проведение праздников и развлечений;

*Открытые просмотры НОД;

*Создание средств наглядно-педагогического просвещения и т.д.

Уровни овладения детьми навыками экспериментирования (5-6 лет)

Высокий уровень :

Дети имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Формулируют задачу исследования самостоятельно, но при поддержке со стороны взрослого.

Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов. Делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции.

Приобретают способность прогнозировать результат опыта.

Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют.

Продолжительность непрерывного наблюдения 4-6 минут.

При фиксировании результатов используют несколько графических способов.

Умеют сравнивать объекты между собой, находят не только различие, но и сходство.

Видят 2-3 звена причинно-следственных связей. Составляют развёрнутый рассказ об увиденном.

Начинают работать под неявным (скрытым) контролем взрослого.

Средний уровень :

Ребята часто задают вопросы, проявляя любознательность.

Формулируют задачу опыта при помощи педагога.

Принимают участие в методике разработки опыта только в том случае, если воспитатель их к тому постоянно побуждает.

Выполняют до 4 поручений одновременно, если при этом они не сложны.

Охотно высказывают предположения о результате опыта, любят отвечать на вопрос: «Угадай, что получится?».

Выполняют предупреждения педагога относительно наиболее опасных моментов опыта, иногда задают вопрос: «Можно ли так сделать?».

Продолжительность наблюдений 3-4 минуты.

При фиксировании результатов самостоятельно выполняют простейшие зарисовки.

При сравнении объектов между собой находят только различия.

Хорошо понимают одночленные причинно-следственные связи.

Составляют короткие рассказы об увиденном.

Работают под непосредственным контролем воспитателя.

Низкий уровень :

Время от времени ребята проявляют любопытство.

Понимают задачу эксперимента. Но не пытаются её сформулировать ни с помощью взрослого, ни самостоятельно.

Не принимают участие в разработке методики опыта.

Выполняют инструкции, содержащие не более двух поручений одновременно.

Предположение о результатах опыта, высказывают, опираясь на подсказывающие и подталкивающие к ответу вопросы взрослого.

При выполнении правил безопасности начинают предвидеть некоторые последствия своих действий.

Продолжительность наблюдений 1-2 минуты.

При фиксировании результатов испытывают затруднения, требуется помощь воспитателя.

Находят и отмечают только ярко выраженные различия между объектами.

При составлении рассказов об увиденном, нуждаются в помощи взрослого.

Работают с помощью воспитателя.

Взаимодействие с родителями

Консультации:

«Познавательная активность и детское экспериментирование».

«Экспериментальная деятельность дошкольника в семье».

Оформление папок передвижек :

«Игрушки и пособия для экспериментирования».

«Проведение экспериментов летом».

Тренинг по овладению методом экспериментирования.

КВН «Маленькие исследователи».

Практикум «Хочу всё знать»

Методическое обеспечение

    Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера»,2001.

    Журнал «Дошкольная педагогика» №3, №4 2011.

    Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника.- М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2008

    Шишкина С.К. Мир, в котором я живу: пособие для педагогов ДОУ по планированию и организации занятий познавательного цикла. Изд. 2-е. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.

Перспективный план работы кружка «Хочу всё знать!»

Кружок «Хочу всё знать!»

Пояснительная записка

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления системно-деятельностного подхода к детскому экспериментированию, актуальной становится проблема разработки системы методической работы по осуществлению системно-деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Представленный материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. В данной программе содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей подобраны с учётом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира. Весь практический материал построен с учётом перехода от традиционной дидактики к личностно – ориентированной, при этом базовой основой является государственный образовательный стандарт.

Работа в кружке построена следующим образом:

Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и т. д.)

Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного необходимо для того, чтобы дети лучше усвоили изученный материал. Не исключено добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность.

Цель программы : Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи:

Познавательные:

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Базовые средства:

Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Этапы организации и проведения опытов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов ироды.

Мотивация детей : Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!

Алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента :

1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения)

2. Определение типа, вида и тематики.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные) .

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.

6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.

7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.

Разделы : вода, песок, почва, воздух, свет, бумага, ткань, железо, стекло, дерево, продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни, шампунь, магнит, лупа.

Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Хочу все знать!» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать!»

месяц

неделя

Тема недели

Задачи

Сентябрь

Вода. «Весёлая капелька»

Песок «Песочный городок»

Почва «Земля матушка»

Мини досуг «Кладоискатели»

1.Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса).

2.Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

3.Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях .

Октябрь.

Свет. «Солнечный блик»

Тень. «Моя тень»

Воздух. «Пляшущие бабочки»

Рисование «Лучики и тень»

1 . Формировать представления о свойствах солнечных лучей (тепло, отражение, свет)

2.Выяснить способы возникновения тени, её свойствах, важности её в жизни живых организмов.

3. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека

Ноябрь.

Ткань. «В магазин ткани»

Бумага. «Для чего? »

Железо. «Магнит»

Оригами.

1.Дать знания о свойствах ткани (плотная, нельзя порвать руками, можно

Разрезать ножницами, намокает в воде)

2.Познакомить с бумагой разной фактуры, выяснить её назначение.

3. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы

Декабрь.

Стекло. «Калейдоскоп»

Дерево. «Тонет не утонет? »

Камень. «Домик черепашке»

Рисунки камешками.

1 .Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупко.

2. Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает

3.Определить качества камней (вес, размер, цвет, форму, применение)

Январь.

Мука. «Колобок – румяный бок»

Краски. «Радуга - дуга»

Соль. «Тает, не тает»

Практическая часть «Тестомес»

1.Дать представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму)

2. Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски

3. Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы)

Февраль.

Шампунь. «Прозрачный пузырь»

Мыло. «Кусает, не кусает»

Пластилин. «Мои руки волшебники»

Игра – развлечение «Мыльные пузыри»

1.Расширить знания о свойствах шампуни (цвет, запах, вязкость, мылкость), о сфере её использования.

2.Аналогично с шампунью.

3.Уточнить знания о свойствах пластилина, подвести к тому, что они схожи с тестом.

Март.

Снег. «Чисто – грязно»

Сосулька. «Кап кап и нету»

Лупа. «Лучики снежинки»

Работа с пиктограммой.

1.Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

2. Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

3.Познакомить с увеличительным стеклом, понятием «линза». Свойствах, назначении, применении в жизни.

Апрель.

Магнит. «Собери игрушки»

Вода. «Кто пьет воду? »

Картон «Бумажный дворец»

Просмотр видеофильма «Цель воды»

1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.

2.Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

3.Обобщить знания о бумаге (изготовление, применение, свойства, назначение).

Май.

Зеркало. «Всё наоборот»

Ветер. «Деревья проснулись»

Почва. «Аквариум»

Работа с коврографом.

1.Расширить представления о свойствах зеркал, дать понятие «зеркальное отражение»

2. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений,

Воспитывать интерес к изучению растений.

3.Расширить знания детей о разновидностях почвы, выяснить специфику почвы в аквариуме (чем покрыто дно аквариума, почему, что ещё может быть на дне)

Июнь, Июль, Август.

Закрепление, повторение, обследование, манипу-ляции пройденного материала на прогулке, в экскурсиях, беседах, развлечениях, досугах.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ.

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта. Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию. Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов. Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности. Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольников.

Диагностический инструментарий

Методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл.

Вопросы к беседе с детьми:

Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?

С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?

Тебе нравится проводить опыты? Почему?

Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.

Расскажи, какие опыты проводят другие дети?

С кем ты любишь вместе исследовать?

Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

Определены критерии уровня знаний детей по познавательной деятельности. Результаты отражены в мониторинге уровня освоения развивающего материала на основе итоговых занятий, наблюдений, бесед с детьми.

Высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности;

Средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;

Низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.

Литература

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.

4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2

14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л. А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.


Марина Ларюкова
Тематическое планирование недели «Хочу всё знать!»

План тематической недели «Хочу всё знать для детей старшего дошкольного возраста

Возрастная группа Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Ответственные

Понедельник - День «В гостях у Почемучки»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

1. Подбор и размещение на полочке «умных книг» энциклопедий, литературы познавательного характера. (беседа о книгах)

2. Обратиться к личному опыту детей : - кто знает, как называется поселок, в котором мы живем? – где вы побывали с родителями в выходные дни? – что нового, интересного увидели, узнали? – Какие места в поселке особенно любимы вами?

Проблемные вопросы : - Как вы думаете, почему именно так назван наш поселок? – Кем и когда он основан? – Каким он был раньше? Предложить вместе с взрослыми найти ответы на эти вопросы.

Прогулка 1.

Целевая прогулка вокруг детского сада.

Цель : уточнить знания детей об окружающих детский сад объектах : школе, пятиэтажных домах, магазинах.

Дидактическая игра «Из чего построен дом?»

Как вы думаете, в каком доме лучше жить? Почему?

Разучивание нанайской народной игры «Ручейки и озера» . Цель : познакомить детей с играми народов Дальнего Востока.

2 пол. дня

Групповая традиция «В этот вечер у нас…

Внести карту поселка. Рассмотреть. Вместе с детьми найти и отметить расположение наиболее значимых, любимых мест : детский сад, Дом культуры, музыкальная школа, библиотека и др.

Обсуждение поговорки «Всякому мила своя сторона» .

Дидактическая игра «Угадай, что это?» Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.

Прогулка 2. Вспомнить с детьми какое сейчас время года, какой месяц? Что происходит в природе? Какие изменения можно увидеть на участке? Активизировать речь детей, развивать наблюдательность, умение высказывать свои впечатления об увиденном.

Загадывание загадок об осени. Предложить детям самим придумать загадки. 1. Анкетирование родителей на тему : «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

2. Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

1. Выставка методической литературы :

Энциклопедии для детей

Методическая литература для педагогов по развитию познавательных интересов детей.

2. Консультация «Использование метода проектов в развитии у дошкольников познавательного интереса»

3. Анкетирование педагогов по проблеме организации и проведении поисково-познавательной деятельности детей.

Вторник - День экспериментирования «Маленькие исследователи»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

Чтение главы из книги Л. Л. Сикорук «Физика для малышей»

Цель : показать детям, что окружающий их мир познаваем, побуждать детей к самостоятельным наблюдениям и экспериментам, к играм, подобным тем, которыми заняты герои книги.

«Всё о музыке» (рассказ про музыку)

Прогулка Наблюдение за солнцем.

Цель : знакомство детей с явлениями неживой природы : изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня» . С помощью проблемных вопросов подвести детей к выводу, что солнышко не так сильно греет, как летом. Предложить отметить, где утром всходит солнце.

2 пол. дня

Работа в исследовательской лаборатории.

«Как сделать звук громче» , «Изготовление спичечного телефона»

Прогулка 2. Продолжить наблюдение за солнцем. Что изменилось? Отметить, когда и где солнце садится. Загадать загадки о солнце.

Индивидуально коррекционная работа с детьми : предложить подобрать прилагательные к слову «солнце» .

2. Консультация «Экспериментируем вместе с папой» 1. Выставка методической литературы по организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ, проектов.

2. Консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

3. Круглый стол (обмен опытом) по теме : «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» Воспитатели, старший воспитатель

Среда - День «Путешествие в прошлое»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро Беседа :

Путешествие по оси времени в прошлое микроскопа. (О. В. Дыбина «Что было до…» , стр. 127).

Прогулка 1. Наблюдение за транспортом.

Подвижная игра «Цветные автомобили» (с усложнением) .

Индивидуальная работа : закрепить знание некоторых понятий и правил дорожного движения : «проезжая часть» , «пешеход» , «пешеходный переход» ; знаки – «поворот» , «пункт общественного питания» , «больница» .

2 пол. дня

Познавательное сообщение «Знаете ли вы, что…»

Рассматривание иллюстраций к книге С. Михалкова «От кареты до ракеты» .

Творческое задание «Изобрази свой вид транспорта

Прогулка 2. Продолжить наблюдение за транспортом.

Загадывание загадок о транспорте.

Дидактическая игра «Угадай, о какой машине я говорю» .

Игра с подгруппой детей : «Летает – не летает»

Дидактическая игра «Скажи наоборот» - развитие восприятия, внимания, памяти. Индивидуальная работа с детьми.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе по реке Амур» 1. Оформление выставки детских энциклопедий.

2. Консультация «Читайте детям!» 1. Конкурс методических разработок :

- план тематической недели «Хочу всё знать

Конспект НОД по познавательному развитию

Познавательная презентация для детей ДОУ

Воспитатели, старший воспитатель

Четверг - День коллекционеров «Пещера сокровищ»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

1. Оформление мини-музея «Волшебный мир камня» в старшей группе,

«Хочу всё знать и измерять » в подготовительной группе.

2. Беседа «Для чего нужны музеи?» , Какими бывают музеи?

3 Просмотр познавательной презентации о музеях.

Музыка «Что такое музыка»

Прогулка П/ и «Не оставайся на земле» - развитие ловкости, действовать по правилам.

Наблюдение

Обратить внимание детей на деревья, кусты, растущие на территории детского сада. Рассказать об изменениях, происходящих с деревьями осенью. Уточнить названия, строение. Объяснить, как отличить дерево от куста. Активизировать в речи детей прилагательные : «гладкий» , «колючий» , «толстый» , «тонкий» , «длинный» , «короткий» и др.

2 пол. дня

1. Взаимопосещение мини-музеев : рассматривание, беседа.

2. Беседа «Какие мини-музеи вы бы хотели ещё создать в своей группе?» 1. Участие родителей в создании мини-музеев.

2. Консультация «Коллекции в вашем доме» 1. Оформление мини-музеев

- «Волшебный мир камня»

- «Хочу всё знать и измерять »

2. Семинар – практикум «Создание и использование мини- музеев в образовательной деятельности с детьми» Воспитатели, старший воспитатель

Пятница - День «Кладовая знаний»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

Рассказ воспитателя о коренных народах Приамурья :

Перечислить виды национальностей Хабаровского края. Отметить, что в нашей группе тоже есть дети другой национальности.

Рассмотреть предметы охоты, рыбной ловли (показ слайдов) .

Чтение : нанайской сказки «Медведь и лиса» . Помочь понять народную мудрость.

НОД по художественному творчеству : лепка «Приамурские узоры»

Прогулка

Обратить внимание детей на тень.

Я стою, она стоит.

Я бегу, она бежит.

Сравнить тень взрослого и ребенка. Как вы думаете, почему она разная?

Подвижная игра «Поймай мою тень» .

2 пол. дня

Чтение ульчской сказки в обработке А. В. Росугбу «Как лягушка зеленой стала»

Игры-драматизации по сказке «Айога» .

Вечер. Викторина «Умники и умницы» совместно с родителями.

Подведение итогов тематической недели : изготовление стенгазеты в группах «Хочу всё знать Развлечение КВН «Умники и умницы»

1. Брейринг по теме : «Организации познавательной деятельности с детьми ДОУ»

2. Подведение итогов недели . Воспитатели, старший воспитатель

Методическая разработка
Паспорт педагогического проекта
Авторы и участники проекта: Педагоги, дети и родители группы.
Название проекта: «Хочу всё знать».
Тип проекта: Информационно- творческий.
Возрастная группа: Подготовительная
Наличие меж предметных связей: Познание, социализация, коммуникация.
Цель работы над проектом:
-Научно- познавательное и исследовательское развитие детей.
-Развитие свободной, творческой личности ребёнка, создание совместного(родителей и детей) проекта.
Задачи:
Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
Развитие познавательной активности.
Развитие умения определять возможные методы решения проблемы самостоятельно.
Формирование умения применять данные методы способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.
Мероприятия:
Формы работы с детьми
Беседа:
«На чём мы ездим по земле?»
«Лесенка моих интересов».
«Без чего не существует математика?».
Общение:
«Я уже могу».
«Я с этим справлюсь».
«Мне нравиться этим заниматься».
« У меня это очень хорошо получается»,
«Я люблю это делать».
«Я готов к школе».
Проблемная ситуация:
«Если бы не было цифр и знаков?»
Чтение художественной литературы:
Б. Заходер «Мохнатая азбука».
Загадывание загадок на тему: « Предметы».
Заучивание стихотворения о машине времени.
Математически- логические игры:
Игры со счётными палочками Кьюзинера, игры с блоками Дьенеша.

Дидактические игры:

«Что выше?».

« Расставь по порядку»;

« Подбирай, называй, запоминай»;

«Четвёртый лишний»;

«Царство геометрических фигур»;

«Я могу уже сейчас»;

«Разложи по памяти»;

«Посчитай-ка»;

«Волшебный мешочек»;

« Смотри в оба»;

«Что лишнее?»;

«Что изменилось?»;

«Найди и раскрась»;

«Засели домики»(игры на развитие внимания, памяти, логического мышления, на закрепление знаний состава числа, порядкового и обратного счёта. На знание свойств предметов по размеру, на сериацию предметов).

Просмотр презентаций:

« Эти замечательные человеческие изобретения».

«Эта великая математика»

Просмотр мультфильма

«Вовка в тридесятом царстве».

Формы работы с родителями:

Предложить родителям придумать название машине времени, которую изготовили дети и педагоги группы.

Предложить родителям вместе с детьми изготовить свою машину времени и дать ей своё название.

Предложить родителям оформит вместе с детьми страничку для выставки « Лесенка моих интересов».

Итоговое событие:

Оформление выставки: « Лесенка моих интересов».

« Моя машина времени»

Форма презентации:

Открытое занятие на тему: « Путешествие на машине времени».