Методы и приёмы работы с детьми по формированию коммуникативных навыков у дошкольнико. Какие существуют развивающие методики для работы с детьми в раннем возрасте

Сущность и основные понятия интерактивного обучения

Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно - необходимое условие развития личности. Поэтому задача педагога и воспитателя - специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование педагогом и воспитателем интерактивных методов. Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод – способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем-либо.

Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Они предполагают сообучение, причем, и ребенок, и педагог, и воспитатель являются субъектами учебного процесса. При этом воспитатель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

2. Особенности интерактивного обучения

Каковы же особенности интерактивного обучения?

Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

В-пятых, интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

В-шестых, в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

3 . Методы интерактивного обучения

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:

Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

Интерактивные и ролевые игры:

- «мозговой штурм»;

Дискуссии и дебаты;

Метод проектов;

Метод ассоциаций.

Эти формы/методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Характерными особенностями интерактивных методик являются:

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

3. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов.

Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Характерное отличие ролевой игры – условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт . Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Формирование культуры речевого общения

Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием - их речевая деятельность. Различие данных понятий состоит в том, что речевая деятельность - это осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. Соответственно, для формирования социально активной личности необходимо развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения, а именно: знание языковой системы и владение речью плюс соблюдение социальных норм речевого поведения. Речевая деятельность – это речь как процесс.

Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной, всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. Речевая деятельность имеет социальный характер. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память. Речевая деятельность характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации и контроля. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие. Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследованиями ученых установлено, что воспитание культуры речевого общения определяет:

Формирование у детей знаний норм и правил общения;

Умение общаться с окружающими;

Желание ребенка вступать в контакт;

Предупреждает негуманное проявление эмоций.

Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей.

Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения. Обучение детей предполагает:

Введение в словарь детей достаточного количества этических формул - слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения;

Объяснение их значения;

Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

Особое внимание следует уделять:

Беседам с детьми;

Использованию художественного слова;

Комплиментам, как одному из видов поощрения;

Проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;

Драматизации отдельных произведений.

Содержанием формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста является:

Формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения, сопереживания);

С разными собеседниками: взрослыми и детьми;

В таких видах деятельности, как регламентированная, совместная, самостоятельная деятельность.

Причинами детских капризов являются различные факторы. Но как бороться с капризами детей, не только родителем, но и воспитателю.

Существуют различные методы, которые хороши по своему, и достигаются ни только при участии воспитателя, но и опытных психологов, и различных профессионалов в искусстве, ведь каприз как мы уже выясни - это лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями и двигательным возбуждением.

Воспитатель в работе с капризными детьми использует общепедагогические и специальные методы.

К общепедагогическим методам относятся:

1) Метод беседы

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере, поэтому часто причиной является, простое игнорирование родителями ребенка, и он любыми способами пытается привлечь внимание.

В детском саду можно беседовать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается родителями. Необходимо идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем. Таким образом, можно узнать и понять причины капризности, и наладить взаимодействие ребенка с родителями.

2) Поручение

Порой капризные дети требуют к себе повышенного внимания, и в этом случае самым эффективным методом будет «Поручение». Ребенку дается задание, и он выполняет все по заданной схеме:

а) внимательно выслушать, что ему говорят

в) запомнить сказанное

г) выполнить поручение

д) дать словесный отчет о выполненном поручении

е) в итоге оказать помощь.

Таким образом, ребенок чувствует себя востребованным и нужным данному обществу, желательно, чтоб задание было не однодневное, луче в системе, и имело поощрительную сторону. Причем вовлекать в процесс оценки продуктивности деятельности капризного ребенка можно его родителей. Которые и осуществляли процесс поощрения.

3) Метод наблюдения помогает получить общую картину поведения ребенка и группы детей или зафиксировать их отдельные поведенческие проявления. Наблюдение может быть:

а) скрытым

б) включенным

в) сплошным

г) выборочным

д) одноразовым (срезовым)

е) длительным (пролонгированным).

Метод наблюдения позволяет исследовать ребенка в естественных условиях жизни незаменим он и для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных сведений о ребенке. Наблюдение проводится и научными работниками, и воспитателями детских садов, обобщающими свой опыт. Данные наблюдения тщательно записываются, что впоследствии составляет материал для анализа и обобщающих выводов.

4) Метод видеосъемки в последние годы приобретает все большее распространение. Он дополняет методы наблюдения и изучения документации. С помощью видеосъемки можно получить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Некоторые эпизоды из жизни детей в группе, игровые ситуации, праздники и др. можно демонстрировать самим детям для решения разнообразных педагогических задач, поддержания положительного самоощущения, формирования представления о себе, доброжелательных взаимоотношений в группе, обучения. Видеосъемка служит хорошим способом трансляции педагогического опыта воспитателям и родителям. Для капризных детей видеосъемка служит наглядным примером его поведения в группе.

К специальным методам относятся:

1) Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества.

Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

2) Песочная терапия для детей - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Песочная терапия - как разновидность арт-терапии - ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.

Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определенного характера, которыми не обладают другие материалы. Человек, руки которого прикасаются к песку, инстинктивно пытается придать определенную форму своим чувствам и мысля.

Так песочная терапия становится уникальным способом общения с миром и самим собой; способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен ребенок. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет человеку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром.

3) Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. Сеансы сказкотерапии помогут понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку.

Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает.

Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно.

Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

Игротерапия («Психодрама на столе») - авторская технология работы с игрушками, глубинная личностная психотерапия. Место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками, сказки, психотерапевтические метафоры и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире детей и взрослых детей.

Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, аддитивное или созависимое поведение. Метод Игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной клиентской работе. Метод предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с обширной тематикой, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.

Метод Игротерапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности. Такой метод помогает детям проникнутся в свою жизнь, и дают возможность воспитателям и родителям посмотреть на внутренний мир ребенка.

Таким образом, воспитатель в работе с капризными детьми должен использовать разнообразные методы.

“Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней, -
обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и
подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла
выполнить свою воспитательную и познавательную роль…
Любые же попытки воспитывать и обучать того, кто музыкой
не заинтересовался, не увлёкся, не полюбил её, обречён на неуспех.”
Д.Б. Кабалевский.

На протяжении 38 лет педагогической деятельности в школе искусств №10 (в дальнейшем - гимназии №10) мне как преподавателю специального фортепиано довелось работать с детьми, имеющими разные способности и отношение к предмету. Не все дети – «звездочки», однако все дети тянутся к красоте, хотят быть творческими, увлеченными. В каждом ребенке, независимо от его успеваемости по школьным предметам, заложено желание чему-то научиться, уметь делать что-то лучше других, быть любимыми и оцененными окружающими.

Исходя из этого, все эти годы я старалась раскрыть в каждом ребенке его индивидуальность, подчеркнуть его лучшие качества, привить уважение к самому себе и любовь к музыке.

ЦЕЛЬ педагогической работы: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям жизни.

ЗАДАЧИ:
1. Формирование физически здоровой личности:
- недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;
2. Развитие творческих способностей учащихся:
- создание творческой атмосферы на уроке;
- привлечение учащихся к музыкально-культурной жизни города;
3. Организация учебно-воспитательного процесса:
- продуманное составление индивидуального учебного плана и учебных программ каждого ученика;
На протяжении большого количества лет работы с детьми выработались следующие заповеди:
- Не навреди.
- Будь терпеливым и великодушным, умей прощать.
- Имей чувство юмора.
- Найди ключ к каждому.
- Не используй отметку как средство наказания.
- Не говори: «не способен», говори: «способности не раскрыты».
- Не забывай похвалить.
- Умей признавать свои ошибки, но ошибайся редко.
- Не навязывай ученику свою точку зрения.
- Не добивайся успеха силой.
- Будь автором своей системы методов.
- Не имей любимчиков.
Помни! Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

Почему некоторые дети считаются трудными для учителей? Мешает недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, эмоциональная устойчивость, память) и слабая психолого-педагогическая подготовка к школе.

У младших подростков (4-6 классы) происходит стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении. Школьник способен осознать нарушение норм, глубоко переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий. Поэтому часто в коллективе такой ребенок является изгоем, его открыто не любят учителя, он не находит поддержки среди своих сверстников. И тогда на помощь приходят индивидуальные занятия в маленьком кабинете, где ребенок чувствует себя защищенным, находясь один на один с педагогом и музыкой. Здесь задача учителя по специальности - проявить максимальную открытость и заинтересованность потенциальными возможностями ребенка. Любого человека надо хвалить и давать веру в себя, с верой он может творить чудеса.
В старших классах как итог неблагоприятного развития на предшествующих стадиях в результате промахов педагогического воздействия семьи и школы поступки носят нередко преднамеренный характер. Подростки могут не только понимать их асоциальную направленность, но и оправдывать свои действия.

Однако, при встрече с мудрым наставником, который внушает ребенку доверие, он раскрывается с наилучшей стороны. Оказывается, что ему нравится посещать концерты, участвовать в них. Особенно дети любят играть фортепианные ансамбли друг с другом. При этом они чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего партнера.

Старший школьный возраст – это возраст тревог, этим уже многое сказано.

Современные психологи называют его “вторым рождением”, ибо именно
сейчас предшествующий опыт развития с его способами удобными для ребёнка построения отношений с окружающим миром на какое-то время перестаёт обеспечивать ему гарантированное положение в обществе. Он вынужден входить в новую систему ценностей, где личные достоинства имеют иные точки отсчёта, и ему, если можно так выразиться, приходится начинать своё самоутверждение с нуля. Для хороших детей такой переход не лишён некоторых огорчений, так как отказываться от опоры на прежние успехи и созданный ими авторитет не хочется.

Но они ищут и находят себя сравнительно безболезненно, если имеют взаимопонимание близких. Для педагогически запущенных детей, собственно “трудных подростков”, этот процесс идёт болезненно и неоднозначно. Собственно, казалось бы простой вопрос, как на практике определить, когда именно, во сколько лет, конкретно тот или иной ребёнок переступил эту самую черту, где начинается “второе рождение”? После сопоставления многих определений можно сделать вывод, что ребёнок становится подростком, когда он начинает претендовать на независимость суждений и поведения. Появление именно этого стремления и нужно считать началом подросткового возраста.

Учитель в своей работе очень часто сталкивается с отклонениями в поведении учащихся: недисциплинированностью, проступками, нередко с правонарушениями. Одной из основных причин отклоняющегося поведения является педагогическая запущенность учащихся. Педагоги считают, что педагогически запущенный подросток это тот, кого предали взрослые, то есть это педагогический брак. По определению учёных, педагогическая запущенность - это устойчивое искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных качеств и навыков общественного поведения.

Из нескольких определений понятия “трудного” подростка можно вывести обобщённые характеристики, которые вызывают затруднения у учителей при обучении и воспитании таких подростков:
- трудности в общении, непонимание;
- отторжение, невосприятие требований;
- искажённые нравственные ценности;
- отвержение положительных авторитетов;
- сильное влияние отрицательной микросреды;
- наследственные и семейные проблемы.

И здесь на помощь приходит учитель. Какую же помощь он может оказать?
психологическую;
психолого-педагогическую;
организационную;
эмоциональную;
эстетически художественную;

Реабилитационные мероприятия (виды помощи трудным подросткам).

1. Психологическая помощь.
На уроке:
- создать атмосферу доверия;
- возможность отдохнуть, отвлечься;
- помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;
- помочь разобраться в себе;
- развивать рефлексию;
- вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие
ребёнка;
- “вести за руку” в трудных нравственных ситуациях;

2. Психолого-педагогическая помощь.
На уроке:
- правильно ставить воспитательные цели, которые для таких учащихся
должны быть важнее учебных;
- соизмерить задания с возможностями учащихся (дифференцированный и
индивидуальный подход);
- постоянно держать на негласном контроле;
- контроль должен быть поощряющим;
Внеурочное время:
- вовлекать во все внеклассные мероприятия;
- помогать осваивать новые интересные навыки, умения;
- заинтересовать таких учащихся нужной и полезной деятельностью;
- формировать у них навыки здорового образа жизни;

3. Организационная помощь.
На уроке:
- создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;
- поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;
Внеурочное время:
- предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности,
где они себя увереннее чувствуют, внеклассная работа должна
нацеливать и на успешную деятельность на уроках;

4. Эстетически-художественная помощь.
На уроке и во внеурочное время:
- влияние на эмоциональную сферу;
- создание красоты, привитие чувства прекрасного;

В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, всё возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Ориентир на абстрактного “среднего ученика” утрачивает своё значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую педагогику. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики.

В нашей школе конкретные педагоги занимаются с более сильными детьми, ориентированными на продолжение музыкального специального образования, они готовят их к конкурсам (от районных до международных), занимаются с ними дополнительно и несут большую ответственность за профессиональное будущее этих детей.

Другие педагоги специализируются на обучении детей, которые считаются трудными, слабыми, неперспективными в области специального музыкального образования. Такие педагоги должны обладать особым чувством такта и повышенного внимания к детям, которые недостаточно организованы, не имеют высокого чувства ответственности. Задача такого педагога - суметь заинтересовать ребенка. Для этого предлагается особый педагогический репертуар, уделяется большее внимание свободному музицированию, игре в ансамбле и аккомпанементу. На каждом уроке такой ребенок получает похвалу даже за самый маленький успех. Он не может быть постоянно для всех «мячиком для битья».

Сложным моментом для таких детей являются экзамены и выступления перед большой аудиторией. Чувство неуверенности, подкрепляемое окружающими, приводит к неврозам и стрессам, последствия которых потом приходится решать у врачей и психологов.

Перед каждым публичным выступлением, стараясь успокоить своих «трудных» учеников, я всегда говорю им, что все равно их люблю, верю в то, что все получится, и прошу их играть для меня. К сожалению, обсуждение после экзаменов и выставление оценок является трудным моментом, т.к. ставит комиссию перед дилеммой: можно ли поставить «4» сильному ученику, сыгравшему неудачно, и слабому, сыгравшему хорошо.

Применение различных форм и методов индивидуализации и
дифференциации на уроках музыки способствует достижению цели приобщения учащихся к музыкальной культуре. Отсюда следует, что нельзя обучать музыке, не пробудив в детях интерес к ней. А любовь, интерес к музыке могут возникнуть только тогда, когда дети научатся воспринимать подлинно художественные образы музыкального искусства.

Л.Н. Толстой сказал: “Люди - как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…”

Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи учащемуся в совершенствовании его личности, особенно это актуально для трудных подростков.

На уроках музыки учитель может создавать ситуации успеха именно
для тех учащихся, которых преследуют неудачи на других уроках, воздействуя на чувства, а через них - на поведение трудных подростков. Так как в каждом классе обучаются разные ученики с разными способностями, с разными интересами, с различной профессиональной направленностью, то и учитель должен учитывать и разные запросы наших учеников. Обучение должно быть разноуровневым, не должно быть “прокрустова ложа”. И оно должно быть ориентировано на индивидуальные особенности и познавательные потребности ученика. Поэтому и подход в обучении должен быть индивидуальным и
дифференцированным на всех этапах урока и видах деятельности: слушание, исполнение музыки (пение), игра на музыкальных инструментах, беседа (анализ музыкального произведения).
Важным этапом занятий является анализ музыкального произведения,

В результате анализа должны быть получены такие знания, которые можно будет широко и эффективно использовать в процессе ознакомления детей с данным сочинением.

Если цель учителя не в демонстрации умственного убожества ученика, а в обучении его и в личностном развитии, то он задаст вопрос, на который ученик сможет ответить:

1. Какими музыкальными выразительными средствами передал композитор
состояние человека (природы)?
2. Как прозвучала музыка?

Всё это называется планированием вопросов. Задаётся вопрос, не требующий размышления, суждения, логического заключения, вариативности ответа, а вопрос, дающий лишь воспроизведение ответа. Каким бы ни был ответ, необходимо найти способ похвалить ученика, подчеркнуть достоинства. Тогда между трудным учеником и учителем начнут формироваться те отношения доверия и взаимопонимания, которые помогут ему в дальнейшей его жизни.

Рассказ великого танцора: “Мне ещё 14 лет не было, когда меня выгнали из школы за неуспеваемость. Хорошо ещё, что отец не знал русского языка, он
бы меня убил. А так я ему справку показал об отчислении. Там печать, подпись. Сказал, что школу я уже окончил, теперь посоветовали учиться танцевать. Он справку положил под скатерть и, довольный, пошёл в школу.

Слышит, повторяют на все лады фамилию Калеваев. Подумав, что сына хвалят. Обошлось. Это сейчас я - академик трёх академий, и уже две школы открылись моего имени - одна в Петербурге, другая в Болгарии, где учат танцам народов мира. Жизнь всему научила…” Да, людей нельзя воспитывать по шаблону, но… может быть некоторым стоит во время уйти “танцевать”?
На уроках музыки открывается большая возможность влияния на трудных учащихся, чем на других уроках. Кроме всего арсенала воздействия на поведение и сознание школьников, учитель музыки владеет художественно-эстетическим потенциалом, несёт в себе культурное наследие предшествующих поколений. Музыкальные и художественные образы затрагивают самые тонкие струны человеческой души. Умелая подача учебного материала позволяет не только дать
учащимся новые знания по предмету, но и сформировать отношение к общечеловеческим ценностям: Родине, Семье, Добру, Миру, Знанию, Труду. Эффективным воздействие на подростка будет тогда, когда процесс обучения будет гуманным, построенным на принципе сотрудничества. Воспитание должно идти непроизвольно, естественно и искренне, так как именно в подростковом возрасте дети особенно чувствительны к фальши и насилию в любой форме, они вызывают у подростков очень бурную реакцию сопротивления. Это не значит, что
подростку нельзя делать замечания или наказывать, речь идёт о том, чтобы они были справедливыми и что особенно важно, высказаны в вежливой, тактичной форме. Именно тон, каким ведётся общение с подростком - тот ключик к его сердцу, о котором мечтают многие взрослые и учителя. В этом секрет того, что просьбу одного учителя учащиеся выполняют охотно, а другого - игнорируют.

Значительным резервом для учителя в процессе оказания помощи трудным подросткам служат психологические знания. Помогая ученику стать человеком, приобщая его к музыкальной культуре, учитель музыки помогает школьнику стать личностью, обрести себя, научиться адаптироваться в сложном современном мире.

Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное
воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека.

Особенность обучения и воспитания трудных подростков для учителя в том, что ему приходится, как бы, “плыть против течения”, то есть преодолевать то сопротивление, то напряжение, с которым подросток приходит на урок. И здесь очень важен момент создания взаимного контакта учителя и ученика, умение учителя вызвать доверие, интерес к себе и своему предмету, умение снять напряжённость, настроить учащихся на восприятие того материала, который будет преподноситься на уроке, иначе можно уподобиться человеку, который ломится в закрытую дверь. Часто подросток сам не понимает, отчего он напряжён и нервничает, одновременно он и хочет остаться незаметным, и чтобы его заметили и поговорили. Иногда, если до этого уже налажен контакт учителя с учеником, достаточно положить руку на плечо, иногда надо задать банальный, казалось бы, вопрос: “Как дела?” И подросток успокаивается. Некоторым достаточно упрекающего взгляда, другим словесного удивления его поведением, но никому не помогают окрики, оскорбления или угрозы. В современных педагогических технологиях представлено много разнообразных и эффективных приёмов, помогающих учителю и ученику находить взаимопонимание. Например: авансирование доверием. Учитель как бы не допускает мысли, что именно этот ученик мог поступить так плохо, это его как бы удивляет, а у ученика вызывает чувство стыда, так как развивается рефлексия.

Весь процесс обучения и воспитания в школе и семье должен быть направлен на формирование механизма самовоспитания личности, так как, окончив школу, человек продолжает восхождение к культуре всю свою жизнь.

Лучшие педагоги всех времён и народов стремились создать такую школу, которая позволила бы ребёнку раскрыться во всём его своеобразии, во всей полноте его неповторимых задатков и особенностей.

Вместе с тем массовая школа, сложившаяся в 17-19 веках, заслужила много справедливых нареканий за подавление личности ученика, пренебрежение его индивидуальностью. Даже такой выдающийся педагог, как Ян Амос Коменский, сравнивая школу с типографией, считал, что она призвана тиражировать духовный продукт. А вот какую характеристику массовой школе дал Януш Корчак: “Посредством школы дети втянуты в общую циркуляцию… Здесь обучают их и заботятся об их здоровье и развитии. Здесь их познают, квалифицируют и продумывают место будущей работы для каждого”. По мнению многих педагогов и психологов, господствующая в школе императивная система обучения, для которой характерны однозначные команды и непреложность их исполнения всеми учениками, развивает в детях пассивность, конформизм, формирует “старательного филистера” (Б.Г. Ананьев).

За внешними характеристиками поведения, за успешностью (или неуспешностью) учебной деятельности часто скрываются природные динамические особенности. Нередко они порождают и различия в знаниях - их глубине, прочности, обобщённости, а также в поведении.

Всё проходяще, только музыка вечна… Эта фраза может быть и вызывает у кого-то сомнения или снисходительную улыбку, но если возвести понятие «музыка» на пьедестал общечеловеческих ценностей, то мало кто будет оспаривать утверждение, что там ей и место. Значение музыки в жизни человека столь велико, что абсолютно бесспорно. В ракурсе проблемы трудности подростков, влиянию на них музыки, может быть ещё не достаточно уделяется внимания. Так же, как можно музыкой лечить, музыкой можно попробовать перевоспитывать. Музыка поднимает и наполняет духовностью существование человека. Прекрасные, великолепные музыкальные произведения создаются одарёнными людьми. Как они сами, так и их музыка может стать тем нравственным стержнем, ориентиром в жизни, которого не хватает многим людям. Подростки должны знать, что подобные проблемы переживали в своё время и великие люди, добившиеся впоследствии мирового признания. Те средства, которыми владеет учитель музыки, позволяют не всем детям, но хотя бы тем, кто восприимчив к музыке, создать условия на уроках и вне урока для того, чтобы трудный подросток оценил и выбрал приемлемый для себя нравственный вариант жизни.

Дети учатся создавать и воспринимать художественные образы как выражение пристрастного, неравнодушного отношения к миру, в котором живет человек.

ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.
Москва, 1992.
2. Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся. Екатеринбург, 1993.
3. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
4. Аракелова Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. Москва, 1990.
5. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония.
6. Белкин А.С. Система психолого-педагогических мероприятий по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся различных возрастных групп. Екатеринбург, 1993.
7. Большой толковый социологический словарь.
8. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Москва, 1988.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. Москва, 1991.
10. Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми.
11. Гусев В.Е. Творческий процесс и художественное восприятие. Ленинград, 1978.
12. Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Москва, 1999.
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка.
Москва, 1993.
14. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
15. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. Рязань, 1994.
16. Корчак Я. Как любить ребёнка: книга о воспитании. Москва, 1990.
17. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. Москва, 1972.
18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.
Москва, 1976.
19. Макаренко А.С. О воспитании. Москва, 1988.
20. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков. Журнал “Вопросы психологии” №3, 1988.
21. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.
22. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. Москва, 1986.
23. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Москва, 1998.
24. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Москва, 1996.
25. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.
26. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. Москва, 1985.
27. Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые. Москва, 1991.

Методы и приемы работы с ребенком

Под методами воспитания понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата.Средства воспитания - все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и пр. Приемы воспитания - частные способы (операции) использования методов и средств.

Существует немало методов воспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение. К методам воздействия на сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример. К методам воспитания привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков, приучение, требование, принуждение.

Каждому методу свойственны свои методические приемы. Успех применения методов зависит от условий, авторитетности применяющего их, а также его целеустремленности, педагогической грамотности, а главное - личного примера: личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности, справедливости, поведения, общения, отношения к людям, решения вопросов и др. Убеждая кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший по возрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод, называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительно педагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его: отчетливо осознает воспитательный результат, который должен быть в данной ситуации достигнут. Успех воспитания и обучение во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

1.​ Метод «Режим дня»

Этот метод необходимо вводить с младенческого возраста. Это один из самых простых методов избежать огромного количества проблем:

Во-первых, если в возрасте 2-3 х лет ребенку ввели режим дня, то можно спокойно планировать свою жизнь: работу, отношения и учебу вплоть до средней школы.

Во-вторых, режим дня – это основной способ для достижения необходимого поведения от наших детей. Если вы хотите избавиться от тяжелых утренних подъемов и вечерних истерик ребенка, введите и поддерживайте режим дня на протяжении как можно более длительного времени.

В-третьих, в психике человека есть некоторая особенность: человек в особенности после шести часов вечера настроен на восприятие мира не логически, а чувственно. Если вам удается выработать у ребенка привычку на протяжении длительного времени ложится и вставать в определенное время, то вам будет легче настроить его на восприятие информации логическим способом. И чем раньше он ложится и раньше встает, тем лучше.

Зная эту особенность, Вы сможете выбрать наилучшее время, как для внушительных бесед, так и для разговоров о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях с окружающими.

Очень часто мы начинаем серьезный разговор с ребенком вечером, потому что с утра у нас нет времени на это. Нам нужно собираться на работу, вести ребенка в садик. Это большая ошибка. Ведь так называемый серьезный разговор затрагивает зону логики. Поэтому самое лучшее время для подобных бесед это утро.

Вечернее же время больше подойдет для бесед о внутреннем мире ребенка, об эмоциях, пережитых за день. Можно обсудить вопросы, которые возникают у ребенка по мере взросления.

Безусловно, когда-нибудь наступит момент, когда ребенок скажет: «Не хочу!». Довольно часто такой переходный момент становится камнем преткновения между родителями и детьми. Как выходить из такой ситуации?

Необходимо от режима дня перейти к распорядку дня. Как это сделать? Вам нужно договориться с ребенком, что у него есть некоторый промежуток времени, в пределах которого он может выполнить просьбу родителя.

«Хорошо, ты можешь не спать, а полежать. Но в 10 часов я выключу свет».

2. Метод альтернативы

Метод альтернативы для детей разного возраста должен применяться по-разному.

Чем младше ребенок, тем меньше альтернатив ему нужно предоставлять. Родители маленького ребенка могут поставить вопрос таким образом, что альтернативы на самом деле не будет.

Ребенок не хочет спать. И мама с папой говорят: «Ты можешь выключить

телевизор сейчас или через 15 минут». «Через 15 минут», говорит ребенок.

«Но через 15 минут ты его выключишь, правда?». «Да» отвечает ребенок.

Он просто переключается на то, что ему позволили еще 15 минут посмотреть мультик, и вопрос о том, что он телевизор не выключит, вообще не встает.

С более старшими детьми также можно применять этот прием.

Ты почистишь зубы до того как оденешься или после?

Ребенок переключается на то, что надо одеваться, а не на то, что ему не хочется чистить зубы.

Метод альтернативы можно использовать довольно длительный период времени. Но чем старше ребенок становится, тем больше альтернатив он требует. Подросток уже начинает понимать, что таким образом родители пытаются им манипулировать, и он говорит:«Не буду делать ни того, ни другого».

И в тот момент, когда этот педагогический прием не срабатывает, нужно переходить на другой прием.

3. Прием «Я заметил(а)»

Например, ситуация, мама заходит в комнату к ребенку и видит полный беспорядок, хотя с утра просила убраться. Мама спрашивает, убрался ли он в комнате,

Маленький ребенок, скорее всего, подскочит и начнет убираться, потому что ему хочется порадовать маму.

Подросток может ответить так: «Убрался». Вы видите прежний беспорядок и спрашиваете: «А это что?». И вы начинаете указывать ему на разбросанные вещи, эмоциональное напряжение начинает нарастать. Ребенок тоже реагирует эмоционально: «А мне все это нравится, у меня порядок, меня все устраивает!».

Подросток может ответить и по-другому: «Не убрался, я это сделаю потом». Возникает законный вопрос: «Когда потом?» и тоже начинается борьба-противостояние.

Как выходить из подобной ситуации? Во-первых, необходимо запомнить, что не надо задавать детям вопросы риторического характера. Не надо задавать вопросы, которые не требуют ответа.

Если Вы видите ответ на свой вопрос, что в его комнате не убрано, то не ставьте себя в ситуацию, когда Вам придется, либо доказывать свою правоту, либо оправдываться.

Вместо того чтобы задавать риторический вопрос, достаточно использовать фразу «Я заметила». «Я заметила, что ты до сих пор не убрался. Ты сделаешь это сейчас или после ужина?».

В этой фразе Вы можете объединить оба метода: и альтернативу и фразу «я заметила». Когда вы предъявляете свои требования в альтернативном характере, ребенок понимает, что вы хотите добиться от него определенного действия. Но это не ультиматум. Таким образом, вы показываете готовность

обсуждать. В подростковом возрасте это хорошо срабатывает.

На разных возрастных этапах нам приходится искать различные методы работы с ребенком. Кто-то из Вас скажет, что с его ребенком эти методы не срабатывают, вы пробовали их использовать, а ребенок вас по-прежнему не слушается.

Когда мы говорим, что не срабатывает, чаще всего оказывается, что мы контролируем поведение своего ребенка, чтобы он делал так, как этого хотим мы. То есть фактически мы хотим, чтобы ребенок нас слушался. Таким образом, мы воспитываем в ребенке послушание.

Но задумайтесь, послушание – это именно то, что мы хотим воспитать в своих детях? Не случится ли так, что беспрекословное послушание потом может навредить нашему ребенку? Вот мы с малого возраста учим ребенка слушаться взрослых, говорим ему, что мама с папой знают все лучше него, взрослые более опытные и мудрые. И вдруг ребенок оказывается в ситуации, когда ему, возможно, не следует слушаться взрослого. А он воспитан таким образом, что он обязан слушаться. И эта ситуация бывает достаточно опасна. К Вашему ребенку на улице подходит посторонний человек. Ребенок понимает, что это посторонний человек, но с другой стороны, это же взрослый дядя. А мама с папой сказали, что нужно слушаться взрослых. Вам бы этого хотелось?Думаю, что нет. Так вот, гораздо важнее научить наших детей действовать самостоятельно, соизмеряя возможность опасности, свои собственные возможности, понимая причину, почему это нужно сделать. Это гораздо важнее, чем научить их просто слушаться и подчиняться нам, взрослым людям и родителям.

Конечно, это требует от родителей разъяснений, почему нужно поступить, так или иначе, в данной ситуации, а так же поиска разных подходов. Не все мы в состоянии постоянно вести диалоги со своими детьми, особенно если они характеризуются вызывающим поведением и достигли подросткового возраста.

Ведь так удобно, когда ребенок делает все, что мы просим его сделать. Но наступает такой момент, когда ребенок перестает бездумно подчиняться Вам. Может быть, не ставить себя в такую ситуацию? Может изначально использовать альтернативу, выбор, диалог, беседу. И тогда не будет возникать ситуаций противостояния.

4. Способ взаимодействия с ребенком «Семейные традиции»

Семейные традиции нужно вводить в любой семье. Поскольку, следуя семейным традициям, ребенок не отрывается от своих корней. Также не возникает конфликтных ситуаций, связанных с нежеланием ребенка выполнять какие-то регулярные действия, связанные с жизнью семьи.

Семейные традиции могут быть совершенно разными (поездка к бабушке и дедушке, особое блюдо, новый год всей семьей), маленькими и большими. Семейная традиция должна оставаться прочной и переходить из поколения в

6поколение. Семейная традиция должна быть не в принуждение, а в удовольствие.
Каждую субботу мы всей семьей едем к бабушке с дедушкой. Маленький

ребенок воспримет эту традицию на ура. Бабушка с дедушкой могут его немножко побаловать, дарят подарки, любят, целуют, готовят для него сладости и что-нибудь вкусненькое. Но наступает такой момент, когда ехать к бабушке с дедушкой ребенку совсем не хочется. И родителям приходится использовать другие способы завлечь его туда. Но если это вошло в традицию, то вопрос поездки даже не обсуждается, это уже вошло в хорошую привычку. А сила привычки очень велика.

Таким образом, убедить в необходимости поездки ребенка будет гораздо проще, если ваши визиты к бабушке с дедушкой были регулярными, а не носили спонтанный характер.

В семье принято встречать Новый год вместе всей семьей.У вас даже не возникнет проблем, что ребенок не хочет встречать новый год с вами. Он видит, что так Новый год встречали его родители, что так происходило всегда.

В одной семье было принято всегда встречать Новый год всей семьей под одной елкой. Они покупали каждый год один большой шар. И все члены семьи, которые собирались со всех концов планеты, расписывались на этом шаре. И даже маленькие дети, если они присутствовали, оставляли отпечаток своего пальчика на этом шаре. Эти люди из года в год встречали этот праздник вместе. У них не возникало вопроса, как его встретить. Эта семейная традиция настолько прочно закрепилась, что все новые члены семьи-зятья или невестки, которые там появлялись, просто вписывались в эту традицию и начинали ее соблюдать.

Традиции могут быть совершенно разными. Мама может вводить небольшие традиции.

Вся семья кушает каждое воскресенье сырники по утрам.

Могут быть огромные традиции, затрагивающие связь поколений.

При рождении мальчика сажается клен, при рождении девочки сажается рябина.

И возникает целая роща, и как же не посадить и не ухаживать за этим деревом, когда у тебя рождается ребенок. Это могут быть маленькие или большие традиции, но их поддерживать нужно, чтобы каждое поколение, каждый новый член семьи стремился к продлению. Традиция должна быть интересной, она не должна заставлять человека жертвовать слишком многим. Она скорее должна обогащать мир ребенка и превращать то, что происходит в семье, в нечто интересное. И так, семейные традиции вводить нужно.

5. Активное слушанье

Ситуация, в которую погружается наш собеседник. С ребенком нужно разговаривать, а не сводить общение к отговоркам. Например, когда

7подросток переживает и хочет поделить с родителями, надо переживать

вместе с ним, не надо перекладывать свой собственный опыт, а лучше использовать активное слушание и находиться рядом. Иначе вы услышите: я

это уже знаю, я не хочу этого слушать, диалога и эмоциональной близости не получится, можно разойтись все дальше и дальше со своим ребенком.
Когда Вы встречаете свое чадо из школы, о чем вы с ним разговариваете? Обычно происходит следующее:

Ну как уроки?- Нормально - Ну как оценки?- Ничего - Ну ладно.

Примерно так происходит общение у большинства. И ребенок постепенно приучается к тому, что достаточно сказать, что все нормально.

Наше общение сводится просто к отговоркам. На самом деле беседа и активное слушанье предполагают совершенно другой обмен информацией. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно делился с вами, и вы были участником его жизни, то принимать вот это «нормально» нельзя. И самое главное, нельзя говорить «нормально» о себе и о своей жизни.

Приучите себя к тому, что с ребенком нужно разговаривать. Вы скажете мне: а как ему рассказывать, как он поймет? У него и словарного запаса-то такого нет, чтобы рассказать, что у него происходило в школе. Он не захочет мне рассказывать.

Не захочет, если он не умеет этого делать. А чтобы он умел, вы должны его научить этому. Каким образом? Как часто вы, приходя домой делитесь тем, что у вас произошло сегодня? И что вы ему рассказываете?

Вы ему рассказываете о проблемах с руководством или о том, в чем была одета ваша коллега по работе, что о вас кто-то сказал, свои впечатления за день? Наверное, того же вы будете ожидать и от своих детей. Ребенок будет рассказывать: во что была одета одноклассница, как поступила учительница, что она говорила, все будет абсолютно зеркальным.

Если вы в своих рассказах будете концентрироваться на внешних характеристиках, то и он будет вам отвечать теми же словами. Если вы будете концентрироваться на результате: я сегодня заработал столько-то, мой объем продаж увеличился на столько-то, то и ребенок будет учиться общаться и оперировать теми же характеристиками. Он будет говорить об оценках, которые он получил, об успехах, которые он совершил. Он будет учиться от вас. Но будет ли это эмоциональным общением?

Если мы хотим понимать, чем живет ребенок, и что у него сейчас творится в душе, не думает ли ваш подросток (все подростки об этом думают) о бренности жизни, и ее бессмысленности. Если мы хотим, чтобы он делился с нами этим, необходимо говорить с ребенком на эмоциональном уровне. Как же это сделать?

Рассказывали ли вы ребенку о том, что вас удивило, что обрадовало вас в течение дня, что сильнее всего расстроило? Это на самом деле и является действительно настоящей составляющей нашей жизни. Вы должны сами понимать, что нужно говорить на эмоциональном языке. И говорить об этом можно так: Я сегодня очень сильно удивилась.. и можно описать событие,

оторое сильнее всего удивило, обрадовало, расстроило. Что произошло в отношениях с вашей лучшей подругой, например. Я говорю об эмоциональной составляющей нашей жизни, о том, что составляет красоту

жизни каждого из нас.

Мы работаем не ради цифры и денег, мы работаем ради собственного удовлетворения. Это удовлетворение рождается тем, что нас иногда похвалил начальник, иногда рождается тем, что мы хорошо поговорили со своим другом или подругой, иногда оно рождается в результате достигнутой нами цифры. Мы должны сказать ребенку о том, что это нас обрадовало или огорчило, а не цифру, которой мы достигли.

6. Метод присоединения

На самом деле этот метод неосознанно используют очень многие люди. Метод присоединения заключается в том, что сначала человек пристраивается к тому, что делает партнер, а потом начинает немножко вести его в свою сторону. Мы все очень часто это делаем.

Если мы заходим в компанию, где все молчат, а мы такие эмоциональные и веселые. Мы пытаемся эту кампанию расшевелить.

Мы же не становимся сразу в центр компании, не начинаем махать руками и громко говорить? Мы сначала подстраиваемся под наших партнеров, и постепенно увеличиваем темп разговора, темп движения, речи, усиливаем голос. И это не воспринимается как «вставной зуб», а является составной частью нормальной ситуации.

Если вы видите, что ваши дети дерутся, и вам необходимо их разнять, безусловно, можно это сделать директивным способом, рассадив детей по углам. В результате все сидят на стульях, дуются друг на друга, они наказаны.

С другой стороны, у нас происходила драка между братьями. На самом деле эта ситуация не требует вмешательства родителей, потому что в драке ни когда не бывает невиновных, и в драке всегда участвуют оба. Драться одному невозможно. Значит, каждый из них является участником, и наказывать нужно каждого. Но опять же, это способ наказания.

Ну а если мы родители, которые стремятся не использовать наказания или минимализировать наказания в нашей жизни, и нам не хочется даже за драку детей наказывать. Что делать?

Если это драка между братьями, между близкими людьми, можно к этой драке попросту присоединиться. Они дерутся. Возьмите подушку и давайте вместе с ними драться. Эта драка постепенно перейдет в бой подушками. Вы вместе с ними начнете беситься и смеяться. Вы разрядите ситуацию, не обострив ее, не превратив в ситуацию конфликта между двумя детьми.

Метод присоединения может срабатывать в огромном количестве случаев.

Например: ваш малыш не хочет идти домой из парка. Он сел на траву и

начал реветь. Сядьте рядом с ним и начните реветь. Что он делает? Сначала он недоволен, что вы его передразниваете. А потом от неожиданности он просто замолчит и посмотрит на маму. Один вариант исхода.

Другой вариант. Может произойти примерно следующий диалог:

А почему ты плачешь? Это я плачу. - Я плачу потому, что ты плачешь

А зачем ты плачешь? Не понятно, зачем все плакали, улыбнулись и пошли дальше.

Допустим, малыш лает. Бывают такие ситуации, когда ребенок увлекается игрой. И эта игра переходит в способ взаимодействия с окружающими. Кто-то делает ему замечание, а он в ответ лает. На любую просьбу ребенок отвечает лаем. Присоединитесь к его игре. Это всегда вызывает смех и улыбку. И самое главное, это не рождает конфликта между вами. Метод присоединения срабатывает всегда, а если он не срабатывает, можно использовать метод переключения.

7. Метод переключения

Этот метод достаточно часто используют родители маленьких детей, взрослые в работе. Если ребенок плачет, очень просто переключить его внимание погремушкой. Если ребенок не хочет раздеваться, можно превратить раздевание в игру. Метод переключения это способ переключить внимание ребенка на что-то другое от проблемы.

Например: драка детей, тут используют воду, ведь вода успокаивает, резко переключает, останавливает, дети не понимают что происходит, их отталкивает друг от друга – это срабатывает, когда отношения доходят до пика.
Переключили внимание, создали другую проблему, дали интересную игрушку, нашли третьего «врага». Все это способы переключить внимание ребенка, и чтобы получить результат, достаточно перебрать эти существующие или придумать какой-то другой способ.

К сожалению, мы перестаем использовать метод переключения, когда ребенок становится более взрослым. Но это неправильно, потому что переключение срабатывает всегда и везде.

8. Метод «Тайм-аут»

Метод уменьшения эмоционального накала, который бывает между родителями и детьми. Метод, который нужно использовать с умом, он не срабатывает с маленькими детьми. Маленький ребенок нуждается в постоянном присутствии мамы или папы, в их контроле. Если вы отправите его посидеть подумать, он не поймет, зачем это, и конечно не будет сидеть на месте, а вам придется постоянно быть рядом с ним и контролировать, чтобы он куда-нибудь не ушел. Метод тайм-аут идеален с подростком, ведь он всегда прав, просит объяснений, накаляет обстановку, мы находимся в состоянии кризиса – пика, а мы не в состоянии слушать ответа ребенка и настаиваем на том, что говорим мы. Тогда нужно взять тайм-аут не подумать,

просто успокоиться, чтобы уровень эмоций снизился.
Если вы чувствуете, что еще секунда, и вы дойдете до крика. Или не дай Бог вы уже сошли на крик скажите: «Стоп, так нельзя. В таком ключе разговаривать невозможно, у нас все равно ни чего не получится. Давай расходимся, 5 минут отдохнем, а потом встретимся здесь и поговорим».

Этот метод очень хорошо срабатывает и со взрослыми людьми. Представьте себе такую ситуацию: школа. Ситуация конфликта между детьми. К учителю приходит разгневанный родитель. Практика показывает, что родители, защищая своего ребенка (малыша, подростка) проявляют себя в прямом смысле как тигры, потому что это их ребенок. И они абсолютно правы, кто же кроме них защитит ребенка в ситуации, когда его обижают?

Родители приходят к учителю в расстроенных чувствах, готовые к разборкам, они требуют разрешения ситуации здесь, сейчас и немедленно, потому что они находятся на эмоциональном пике.

Будет ли такой диалог продуктивным? Однозначно нет. Обратите внимание, что в приемных всегда есть диваны. Почему в приемных вам достаточно часто предлагают чай, кофе?

Если мы хорошо подумаем, то вспомним, что существовала раньше такая традиция. Когда приезжают послы, мы встречали их с хлебом, солью. Мы сдвигали с ними чаши, преломляли хлеб с солью. А дело в том, что область обиды находится в области горла. Один из самых простых способов убрать повышенную эмоциональность, это сделать глоток.

Если вы находитесь в состоянии, когда скоро взорветесь, выпейте стакан воды. Или предложите стакан воды человеку, у которого сейчас будет эмоциональный срыв.

Итак, тайм-аут нужен не для того, чтобы разрешить ситуацию, а для того, чтобы уменьшить эмоциональный накал, который бывает между нами и нашим ребенком. Это лучше всего срабатывает с подростком, ведь он пока еще не в состоянии регулировать свои эмоции.

9. Мамино и папино время

Профилактический способ. Мы нигде не вызываем чувства вины, не стремимся показать что ребенок сделал что-то не правильно, пытаемся разными способами регулировать его поведение, при этом не вызывая негативных реакций.Мы ни где не вызываем у ребенка чувства вины, мы не стремимся к тому, чтобы показать, что он что-то сделал неправильно. Мы разными способами стараемся регулировать его поведение, при этом не вызывая негативной реакции в ответ.

«Мамино и папино время» на самом деле это тоже профилактический метод. Есть семьи, в которых папа практически не участвует в воспитании детей. Или мама деловая женщина и не может много времени уделять ребенку, и воспитанием детей занимается папа. Он практически превратился в домохозяйку. В некоторых семьях не существует маминого и папиного

времени не потому, что родители все время заняты, а потому что они все

делают сообща и вместе. Но каждому из детей, даже если их у вас несколько, необходимо проводить время один на один с мамой и один на один с папой.

Если вы действительно хотите, чтобы ребенок был вашим другом, введите это мамино и папино время. Не имеет значения, какое количество времени вы будете с ним проводить. Даже если это будут 3 минуты перед сном, когда вы сидите рядом со своим ребенком 3 минуты ваших и 3 минуты папины. Спросит ребенок, не спросит, задаст свои вопросы, не задаст, не столь важно. Самое главное, что этот контакт состоялся.Оно нужно и обязательно.
Наступит время, когда этот прием сработает. Когда ребенку потребуется задать свои вопросы, у него уже есть такая возможность благодаря маминому и папиному времени. Если же вы его не ввели, то вы упустите возможность. Потому что, ребенок не будет знать, как подойти к папе с вопросами, с которым не было возможности пообщаться один на один.

10. Поддержка

Всем нам нужна поддержка. Не зависимо взрослые ли мы люди или маленькие дети, мы все нуждаемся в том, чтобы кто-то нас поддерживал. Даже если подросток уже самостоятельный, и ему ни кто не нужен, он все равно нуждается в человеке, который бы ему сказал: «Ты молодец. У тебя все получится. Ты все делаешь правильно».

Если иногда похвалить не за что, похвалите просто за то, что человек есть, что он находится рядом с вами, например так: Как я рада тебя видеть, какой ты у меня хороший, какой ты у меня умница. Можно поддержать даже за негативное поведение. Например, ребенок разбивает любимую мамину голубую чашку. Я приведу различные варианты поведения родителей.

Как ты мог! Ты же знал, что это моя любимая чашка! Ее же папа купил! Ты понимаешь, что ты сделал??!! Она у нас передается из поколения в поколение!!!

Он сделал это нечаянно, он не может вернуть эту чашку, так получилось. И мама понимает, что так получилось, что ребенок не специально и не со зла уронил ее на пол. Но у ребенка рождается чувство вины.

Поведение другой мамы: Милый, дорогой, я тебя так люблю! Ну что же ты меня так расстраиваешь. Ты зачем эту чашку разбил? Ты же знаешь, что я ее любила. Ребенок ощущает поддержку. Его только что поддержали. А с другой стороны его поведение порицается, но порицается не как трагедия, а как исключительно этот поступок. В остальном мама дает понять, что он по-прежнему любим. И в таком случае ребенок не ощущает чувства вины, он понимает, что так получилось, так поступать нельзя, но его по-прежнему

любят. Иногда даже негативное поведение, которое могло бы быть порицаемо, дает поддержку. Теперь, чтобы было понятнее, давайте проведем аналогию с нашей взрослой жизнью.

11. Метод правильной критики

Когда любая работа ребенка, начиная, как он убрался, подмел, сделал домашнее задание, оценивается с точки зрения П+К+П.
Что чаще всего вы используете? Вы замечаете, что он сделал хорошо? Благодарите за сделанное домашнее задание самостоятельно? Или…
Здесь надо исправить! Переписать! Все плохо!
В первом классе он еще перепишет вам пару строчек, но чем дальше будет учиться, тем реже он будет исправлять. Постепенно ситуация может привести к тому, что ему не будут задавать домашних заданий. Он придумает какое угодно оправдание или отмазку, но переделывать не будет. Почему? Потому что вы изначально использовали неправильную критику.

Критика на самом деле может превратиться в похвалу, в желание переделать, оценить свою работу и сделать ее много-много лучше. Вы можете испытывать это на работе, если ваш начальник руководствуется правилом ПКП, вам гораздо интереснее работать. Чем с тем начальником, который критикует вашу работу.

Любую работу, которую сделал ваш ребенок, можно сначала похвалить. Он взял веник, махнул им три раза по полу, приходит к вам и спрашивает: «Я молодец?». Он проявил инициативу, но на самом деле, ничего не сделал. Похвалите его за то, что он в принципе взял веник. Похвалите его за то, что у него в принципе возникла такая потребность. Да, в три годика он еще не умеет подметать. Но если вы сейчас раскритикуете его труд, то в 7 лет вы его уже не заставите, ни подметать, ни мыть посуду. Количество критики превысило допустимые и возможные нормы. Похвалите его за то, что он захотел вам помочь. Затем заставьте его доделать работу(хотя бы убрать веник). Понятно, что вам придется это пере подметать, но не убивайте у него желание вам помогать. Можно использовать такие слова: «Ты такой молодец, я прямо чувствую, что растет помощник. Но веник все-таки нужно на место убрать».

Итак, мы рассмотрели 11 методов разрешения конфликтов, с помощью которых можно избежать ссор и противостояния в общении с ребенком. Эти методы проверены в процессе длительной практики и они действительно работают.

От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.Необходимо радоваться успехам ребёнка. Не раздражаться в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушать рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.