Почему так важен первый год в жизни ребенка? Первый год жизни ребенка — как пережить трудные времена

Родился человек!
Пришел в мир «наследник человечества».
А. М. Горький

Итак, в семье родился ребенок. Первый вопрос матери: «Здоров ли, нормальный ли?» Ведь здоровье малыша закладывается еще до рождения, затем в первые дни или даже часы жизни.

До возвращения матери из родильного дома все домашние озабочены созданием наилучшей для здоровья ребенка обстановки: его сна, бодрствования, развития. Основными условиями для этого являются соблюдение научно разработанного режима, хороший уход, благоприятная окружающая обстановка.

Для младенца, его кроватки надо выделить наиболее светлую, солнечную комнату или часть ее, помещение хорошо проветривать. Температура воздуха не должна превышать 20°, но и не снижаться до 17°. Во избежание перегрева, появления опрелостей матрац и подушку ни в коем случае не следует набивать пухом, пером. Одежда ребенка должна обеспечивать свободу движений.

Новейшими исследованиями ученых в лабораториях медицинских наук установлено, что движение является необходимым условием не только физического, но и умственного развития. В педиатрии уже осуществляются методы обследования новорожденного на определение его зрелости. И немалое значение при этом имеют двигательные рефлексы или реакции. Этими методами могут воспользоваться и родители.

Рефлекс Робинсона. Вложить в ладошку палец. Ребенок должен так сильно ухватиться за него, что можно даже, отводя руку, поднять ребенка.

Раздражение подошвы. Если немного пощекотать подошву, ребенок сгибает ножки.

Рефлекс Аршавского. Надавить на пяточную кость - младенец напрягается, вскидывает руки, а на личике появляется гримаса плача, ничего общего не имеющая с настоящим плачем.

У ослабленного ребенка эти рефлексы плохо выражены или вообще отсутствуют.

Итак, принцип развития младенца - движение. Ребенок в первые часы жизни начинает приспосабливаться к окружающей обстановке именно через движение. Даже во время сна половину всего времени младенец проводит в движении. Это обстоятельство должно помочь родителям понять вред пеленания: стянутый пеленками ребенок не может двигаться и хуже развивается. А раз движение - основной принцип развития новорожденного, необходимо предоставлять ему эту возможность. Постепенно учите малыша держать вертикально головку, ползать, сидеть, стоять и, наконец, ходить. Если малыш овладевает всем этим с опозданием, то растет малоподвижным, вялым.

Дальнейшее обучение движениям происходит в игре. Потребность играть так же естественна и необходима ребенку, как еда, воздух, сон. Игра ценна и тем, что не только дает нагрузку мышцам, но и способствует познанию мира.

Во время игры нагрузка на мышцы меняется: одни отдыхают, другие работают - это и есть активный отдых, радующий и развивающий ребенка. И. М. Сеченов говорил: «Значение движений - не только в формировании ориентировки в пространстве и времени, но и мышлении. Движения стимулируют развитие мысли».

Каждая мать должна обеспечить ребенку условия для подвижности. Наблюдения за детьми ясельного возраста показывают, что более подвижные дети владеют большим запасом слов и употребляют их более осмысленно. Игра, движение являются для детей естественной физкультурой, гимнастикой. Пусть ваш ребенок будет беспокойным, активным, хуже, когда он будет малоподвижным, ожиревшим. За этим должны следить и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки.

Непременным условием развития малыша и его здоровья является строгое соблюдение режима, в котором должно быть предусмотрено все: длительность сна и распределение его в течение суток, кормление, бодрствование. Режим вносит ритм в работу нервной системы, приучает ребенка в одно и то же время получать пищу, а значит, обеспечивает нормальную работу желудка. А нормальное засыпание, крепкий сон и хороший аппетит являются необходимым условием для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым.

По мере взросления возрастает работоспособность нервной системы малыша и с учетом этого соответственно меняется режим: укорачивается продолжительность сна, увеличивается бодрствование. В это время можно начинать воспитание культурно-гигиенических умений и привычек. Оно начинается с конкретизации: помоем ручки, вытрем салфеточкой ротик. Ласково разговаривая, вы пробуждаете у малыша эмоциональное отношение к процедурам, и он сам начинает принимать в них участие, как в игре.

Хочется еще раз напомнить родителям: не думайте, что сон, еда, прогулки - это все, что нужно малышу до года. Необходимо воздействовать на его зрительное, слуховое, осязательное развитие, учить слушать речь, следить за игрушкой, реагировать на близких людей. Любовь и внутреннее чутье подскажут вам, в чем именно нуждается ваш ребенок.

Уже в начале второго месяца ребенок выделяет из всего окружающего в первую очередь мать. Ей он дарит первую улыбку, она вызывает радостное его оживление. Такая реакция на мать объясняется тем, что именно она осуществляет уход за младенцем.

Мать (отец, бабушка) терпеливо устраняет неприятные ощущения, ласково разговаривает, напевает, баюкает. Через мать ребенок учится радоваться общению с взрослыми. Это общение становится затем его потребностью, оно развивает его умственно и психически.

Любовное эмоциональное общение делает младенца восприимчивым, учит рассматривать, всматриваться, прислушиваться, следить за действиями взрослых, подражать им. А в дальнейшем поступки взрослых (положительные!) становятся примером, формирующим личность ребенка. С двух-трехнедельного возраста обеспечивайте развитие зрительных, слуховых и осязательных ощущений.

Ребенок играет со своими ручками, ножками, захватывает их, рассматривает. Он бодрствует мало, но уже в эти короткие промежутки надо подвешивать на высоте 50-70 см игрушки, чтобы ему удобно было смотреть, следить за ними. С этой целью надо постукивать погремушкой и передвигать ее то вправо, то влево. Яркие, красочные игрушки привлекают внимание. Малыш прислушивается к звукам, напевам матери, звучанию погремушки. Так он обучается воспринимать предметы, учится сосредоточивать взгляд на чем-то определенном. Рекомендуются игрушки крупные, яркие.

От четырех недель до пяти месяцев младенец уже дольше рассматривает игрушки, подвешивать их можно по нескольку штук. При этом обратите внимание на то, что игрушка интересует малыша только два-три дня, поэтому их надо менять. Новые игрушки вызывают оживление. Через несколько дней можно снова повесить старую игрушку, ей он радуется, как новой.

Игрушки лучше помещать так, чтобы они висели над грудью на высоте вытянутых рук. Случайно задев их руками, младенец самостоятельно занимается ими: ощупывает, захватывает, действуя глазами и руками одновременно.

К трем месяцам ребенок уже должен уметь лежать на животике и несколько минут хорошо удерживать головку. В поле его зрения надо положить игрушки, чтобы он рассматривал их. Постепенно передвигая игрушки, взрослый упражняет малыша в умении следить взглядом за перемещением предметов. Таким методом следует пользоваться не только, когда он лежит на животе, на спинке, на боку, но и когда сидит на руках у взрослого.

Первый этап обучения - научить следить за движущейся перед глазами игрушкой - длится 2-3 недели при ежедневной демонстрации. Затем малыш уже рассматривает не только игрушки, но и различные предметы в комнате. Взрослые стимулируют это, обращая его внимание на лампу, книги.

К четырем месяцам надо научить малыша брать погремушку из рук взрослого и удерживать ее. Рекомендуется для этого следующий прием: нужно коснуться погремушкой кисти ребенка, он раскроет ладонь и захватит погремушку, ее можно тихонько потянуть, чтобы малыш учился удерживать и ощущать ее в своей руке.

К пяти-шести месяцам нужно приучать его дольше рассматривать игрушки, а также перекладывать их из руки в руку. Подвешивать их уже не надо. Ребенок сам должен их брать. Для этого он стремится сесть и так постепенно переходит из лежачего положения в сидячее.

В это время малыш открывает свойства предметов, игрушек неосознанно, но различает их цвет, величину, тянется к какой- то определенной, чем-то ему понравившейся из нескольких игрушке.

Полугодовалый малыш различает уже среди взрослых своих и чужих: своим он улыбается, на чужого хмурит бровки. Если в первые месяцы мы обучали его вслушиваться в звуки и реагировать на них, то сейчас мы начнем ласково требовать от него общения, то есть будем учить его «гулить».

Разговаривая с малышом, повторяем несколько раз слоги (агу, ма-ма, гу-гу) до тех пор, пока он, сложив губки, не попытается «заговорить» с нами. Причем произносимые самостоятельно звуки доставляют ребенку огромную радость.

С семи-восьми месяцев целесообразно помещать малыша в манеж. Там он двигается, ползает, пытается встать, то есть развивается.

Многие родители ошибочно считают, что к шести-семи месяцам надо начать учить ребенка сидеть, и для этого сажают его в подушки, за столик.

Сажать ребенка до восьми месяцев не рекомендуется. Это может привести к искривлению позвоночника. Исследования и опыт показали, что ребенок, научившись ползать, садится сам. Ползание должно предшествовать сидению. Оно содействует укреплению мускулатуры всего тела, координации движений. Когда ребенок начинает садиться, надо следить, чтобы он подолгу не стоял и не сидел.

Ласково поощряя усилия ребенка ползать, вы можете удалять от него игрушку. Для этого, положив игрушку на некотором расстоянии, обратите на нее внимание малыша, пусть он захочет взять ее. Очень важно развивать эти подготовительные к ползанию движения. Положив мяч или шарик, взрослый показывает, как он от его прикосновения катится. Малыш, подражая, сам прикасается к мячу. Самостоятельно садиться и сидеть ребенок может уже к концу седьмого-восьмого месяца.

Во втором полугодии формируется умение стоять. Для этого лежащего на спине малыша можно брать за ручки и подтягивать к себе. Чтобы побудить его вставать самостоятельно, укрепите яркие игрушки на барьере. Когда малыш, привлеченный яркой игрушкой, научится вставать, его учат переступать.

К восьми месяцам ребенок умеет заражаться настроением взрослого и реагирует то радостным смехом, то плачем. В это время он проявляет интерес не только к игрушкам, но и любит наблюдать за птицами, движущимся транспортом. Очень важно во время прогулки общаться с малышом - жестом, мимикой, словом, обращая его внимание на окружающее.

Так ребенок многое узнает: как мяукает кошка, как прыгает птичка. Все эти знания, постепенно накапливаясь, в конечном итоге развивают его.

Восьмимесячному малышу уже необходимы игрушки разных форм, различной окраски, разнообразных материалов: мягкие, деревянные, резиновые, пластмассовые. Их разнообразные свойства развивают ощущения (чувствительность), восприятие.

С девяти-десяти месяцев до одного года совершенствуются движения рук, усложняются игры. Ребенок собирает пирамиды, нанизывает кольца на стержень, заворачивает куклу, убаюкивает ее. Всему этому обучает взрослый в совместной игре с малышом.

Годовалый малыш умеет удивляться. Чувство удивления новому, необычному, яркому - это начало познавательного интереса. Специальные исследования эмоциональных состояний детей показали, что на все неблагоприятные воздействия младенец первого года реагирует плачем, криком. На протяжении года эти эмоциональные проявления усиливаются.

Самая ранняя форма эмоционального общения с взрослыми постепенно переходит в деловую, то есть ребенку нужен предмет и показ, как действовать с ним. Так у него возникает потребность в более выразительных средствах: мимике, жесте и, наконец, в слове. К этому периоду малыш начинает овладевать речью. Ему уже мало такого общения, когда мать, сидя возле него, читает, вяжет. Ребенок хочет участия ее в играх.

Подражая действиям взрослого, ребенок учится перекладывать шарики из красненькой мисочки в синюю. Уточняется восприятие ребенка. Он учится сосредоточиваться, нанизывая пирамиды. При этом мама обводит пальчиком малыша: «Вот кружочек, а это дырочка - дырочку на стержень». Малыш запоминает слова, учится обозначать ими свои действия, учится произносить их. Очень важно, чтобы мать вовремя заметила выросшую потребность в деловом общении и не ограничивалась только ласками.

Умение соучаствовать в игре особенно необходимо тем детям, которые идут затем в ясли. Если малыш не подготовлен к совместной игре и рядом нет матери, то в яслях ему тяжело привыкнуть к обществу: ребенок плачет, не хочет и не может играть с другими детьми. Взрослые должны начать развивать элементарную самостоятельность ребенка, чтобы подготовить его к требованиям в яслях и активизировать его.

К концу первого года жизни можно начать формировать культурно-гигиенические навыки. Годовалый малыш должен уметь самостоятельно пить, удерживая чашку, пользоваться салфеткой. Надо упражнять его в желании и умении действовать по словесному указанию взрослого. Так, например, день начинается с утреннего туалета: «Будем умываться, Олечка откроет кран,- говорит мать и берет ручку ребенка в свою руку и открывает кран.- Вот и льется водичка, мы умеем сами мыться,- и подставляет ручки под струю, намыливает и продолжает подставлять ручки под струю.- А теперь вытрем ручки. Вот полотенце. Вот какие чистые ручки стали! Умница, Оленька!» Ребенок рад действовать активно и повторять эти действия по нескольку раз в день. Он запоминает их название.

Так же и при одевании. Мать предлагает ребенку: «Дай ножку - колготки наденем, дай другую». Слово сопровождает действие, и малыш активно познает окружающее, накапливает опыт. Активная деятельность доставляет ему радость так же, как ползание и ходьба. Расширяется его познание окружающего мира. Повышается интерес к окружающему, ко всему, что двигается, что ярко, что звучит.

Он останавливает свое внимание, начинает наблюдать более активно и длительно. Надо всячески поощрять это, так как наблюдательность - ценное качество ума. В это время уже надо давать поручения ребенку, но так, чтобы он понимал, что от него требуют, показать жестом, действием, объяснить словом: «Принеси туфли бабушке»,- и мать показывает на туфли, берет их ручками ребенка и говорит: «Неси, неси их бабушке. Умница, молодец»,- поощряет она.

За первый год жизни ребенок очень меняется внешне: вес утроился, окрепла костная система (не мог головку держать - начал ходить), удвоился вес головного мозга. Возрастает работоспособность центральной нервной системы, ребенок развивается психически: он научился воспринимать предметы и выполнять с ними более усложненные действия. Игры доставляют ему удовольствие и являются формой деятельности, в которой он развивается. К концу первого года ребенок научился различать цвета (красный, желтый, зеленый), общаться с близкими людьми. Возросло понимание речи, и в запасе уже несколько активных слов.

Развитие детей по возрасту. Развитие ребенка в первые 12 месяцев жизни (от рождения до 1 года). Описание хронологии физического развития, рост и вес ребенка в соответствующем возрасте, умения, рефлексы и приобретенные навыки.Ребенок в первый месяц своей жизни. Особенности развития.

Развитие ребенка на первом месяце жизни.

За первый месяц жизни новорожденному предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. За этот месяц он станет уже не новорожденным человечком, а грудным ребенком. За этот короткий первый месяц он незаметно многому научится, уже многое будет уметь.

Читаем в статье: 1-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на втором месяце жизни.

Малыш окреп и готов познавать мир. Как ему в этом помочь? Несколько советов для родителей.

Читаем в статье: 2-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на третьем месяце жизни.

Ваш малыш стал более крепким и сознательным, он заметно подрос за первый месяц жизни и научился новым навыкам. В два месяца любой малыш привыкает к своему дому и начинает чувствовать себя в нем свободно. Развитие новорожденного ребенка в 2 месяца испытывает особый скачок: его уже сложно назвать новорожденным, так как организм полностью приспособился к вне утробному образу жизни и вошел в наиболее активную фазу своего роста.

Читаем в статье: 3-ий месяц жизни.

Развитие ребенка на четвертом месяце жизни.

Развитие ребенка в 3 месяца – результат всего того, чему малыш научился за прошедшее время. После того, как закончилась адаптация к новым условиям и способу существования, ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Его физическое, психическое, эмоциональное и социальное развитие входит в активную фазу.

Читаем в статье: 4-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на пятом месяце жизни.

Пятый месяц жизни малыша – это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Большинство детей к этому возрасту пережили уже болезненные моменты, связанные с коликами. Работа желудочно-кишечного тракта стала стабильной и теперь малыш все больше погружается в окружающий его мир, учится реагировать на него и познавать.

Читаем в статье: 5-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на шестом месяце жизни.

Ребенок на 6-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы.

Читаем в статье: 6-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на седьмом месяце жизни.

Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе - реакция "на новизну".

Читаем в статье: 7-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на восьмом месяце жизни.

Восьмой месяц жизни ребенка знаменует окончание второй четверти младенчества. Ребенок динамически развивается во всех сферах деятельности: познавательной, социальной, речевой, моторной. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста и развития.

Читаем в статье: 8-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на девятом месяце жизни.

Все новые и новые успехи - 8 месяцев уже позади...

Читаем в статье: 9-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на десятом месяце жизни.

Наступил последний триместр периода младенчества! Что может наш кроха на 10-ом месяце?

Читаем в статье: 10-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на одиннадцатом месяце жизни.

Только на первый взгляд, кажется, что за такое короткое время – с 10-го по 11-ый месяц – не стоит рассчитывать на существенные изменения в развитии ребенка. Тем не менее это время для малыша также имеет свои неповторимые особенности.

Читаем в статье:

В этой статье:

От рождения и до первого дня рождения пройдет всего 12 месяцев. Для маленького ребенка это огромный скачок в развитии. Все для него меняется, причем очень быстро. Из грудничка он превращается в человечка, который уже может ходить, произносит отдельные слова. Меняются даже его игры и рацион питания . Правильное развитие во всем сейчас зависит от родителей.

Это время, когда дети совсем маленькие, одновременно нервное и счастливое. Сейчас изменения видны каждый день . Малыш учится сам, а к одному годику уже многое умеет. Пройти весь этот путь вместе с ним – это огромная радость для родителей.Вы обязательно будете посещать педиатра, который следит за развитием малыша . Хотя многие вещи родители могут отслеживать самостоятельно.

Прогресс за 12 месяцев

Представьте себе самый обычный год. Хотя год из жизни взрослого человека не может сравниться со стремительным развитием малыша от 0 до 1 года. Конечно, потом случится еще много всего интересного, но этот первый год самый важный в жизни каждого ребенка. Рождаясь на свет, он готов к жизни, но с одним большим условием. Рядом обязательно должны быть люди, которые смогут обеспечить ему защиту, уход, направить его в первых попытках исследовать мир.

Родителям стоит приготовиться
заранее, ведь все меняется стремительно. Первые 30-40 дней новорожденный требует особого внимания и ухода. Буквально за месяц его иммунитет набирает силу и уже становится способен защитить его от простых болезней. Пройдет немного времени, и на смену жидкой пище и молоку мамы придет твердая пища. У малыша начинают резаться зубки, а значит, организм дает сигнал: «к твердой пище готов» . Развитие ребенка за первые 12 месяцев просто поражает.

Конечно, малыш все еще абсолютно беззащитен перед окружающим миром. Пройдет еще очень много времени до его самостоятельности. Пока он сам не может пожаловаться, родителям нужно прислушиваться к состоянию его здоровья . Многие дефекты развития проще всего вылечить, если обнаружить их рано.

Рождение ребенка

Итак, малыш появился на свет. Следующие 3 дня они с мамой проведут в роддоме. А после этого начинается ваша новая жизнь. Теперь 24 часа в сутки мама и папа будут заботиться о ребенке. Он кушает каждые 2-3 часа, все остальное время спит. Более того, иногда даже спит, когда кушает – есть у
младенцев такая «суперспособность». Конечно, он много плачет. Родители учатся понимать каждый его звук. Все же это счастливое время заботы о своей крохе.

Тут родителям важно помнить: все дети разные . Существует примерный план развития. Если ваш малыш опаздывает на 1 месяц, отставая от этого плана, то это еще не повод волноваться и собирать консилиум педиатров. Очень часто дети немного опаздывают или, наоборот, куда-то спешат. Обычно к первому году жизни все стабилизируется, выравнивается. Если ребенок соседей уже сказал свое первое слово, а ваш еще нет, это еще ничего не значит . Но, конечно, в случае серьезного отставания в развитии стоит срочно обратиться к врачу.

0-3 месяцев

Дети все время крутятся, вертятся, перебирают ножками и ручками. Это значит, что карапуз вполне доволен жизнью. Он так пытается исследовать мир, свое тело. Сейчас движения ему необходимы. Активно развивается нервная система, мозг . Кстати, мозг продолжает активное развитие даже после рождения, настолько это сложный орган. Например, желудок и кишечник уже готовы работать с первого же дня жизни, а мозг еще «дремлет», выполняя только часть своих функций. Развитие малыша продолжается.

Будет полезно
менять его позу – конечно, когда малыш не спит. Так вы стимулируете его развитие, заставляя переворачиваться, менять положение головы. Ребенок учится держать головку. Уже сейчас, на 1-2 месяце, он может приподнять ее на несколько секунд.

Уже ко 2-му месяцу дети становятся вполне активными. Малышу все интересно, он с радостью рассматривает яркие предметы. Очень важно для его психического развития каждый день видеть что-то новое, интересное. Показывайте яркие картинки, игрушки, разные предметы . Малыш изучает мир вокруг себя. Особенно активно он пытается все попробовать: трогает, облизывает. Сейчас он уже различает голоса родителей, узнает маму по запаху . Когда мама рядом, ребенок улыбается, тянет к ней ручки. Сейчас это самый важный человек в жизни ребенка и, возможно, единственный, которого он научился узнавать сразу.

4-6 месяцев

Первая половина года прошла. Чему же научился малыш? Он уже узнает людей, радуется их появлению. Сам себе тоже очень рад! Чаще подносите ребенка к зеркалу – он будет с интересом разглядывать отражение. В 3-5 месяцев он первый раз начинает смеяться. Дети с радостью будут смотреть одно и то же «представление» десятки раз. Попробуйте жонглировать перед малышом предметами - каждый раз он будет с удивлением и радостью следить за яркими шариками у вас в руках.

Развивается координация движений. Теперь уже неинтересно все время лежать. Ребенок просится на руки, рассматривает все, что попадает в поле зрения. Малышам до года полезна простая физкультура: переворачивайте его на животик или на спинку, делайте простой массаж. Он уже пытается встать на четвереньки. Это подготовка к ползанью.

Все больше интереса к самому себе. Дети рассматривают свои ручки, ножки. Сейчас их позвоночник очень гибкий - кроха с легкостью может взять в рот палец ноги. Ничего плохого или опасного тут нет – не стоит запрещать это ребенку, ругать его за интерес к себе. Пока еще хватать и брать в руки предметы кроха просто не умеет. Но задевать, ронять игрушки он может, с радостью играя таким образом.

6-12 месяцев

У вашего крохи уже, скорее всего, появились первые несколько зубов. Это был сложный период, но вы справились. Хотя иногда дети вообще не замечают, как режутся зубки. Теперь он сам сообщил вам, что готов поменять свой рацион. В 6-7 месяцев малыши активные , и молока им не всегда достаточно. Считается, что сейчас уже можно вводить прикорм. Ребенок уже научился ползать, сидеть, может играть на полу. Теперь ему не нужно спать так много и часто, как раньше.

Развитие идет своим чередом. Первую половину своего первого года малыш провел, изучая себя. Кстати, вы обратили внимание? Малыш стал очень общительным! Теперь ему нужна компания почти постоянно. Играть с мамой, общаться с папой, перекрикиваться и смеяться – все это он умеет делать. А также научился обращать на себя внимание родителей. Сейчас важно, чтобы взрослые чаще с ним говорили. Неважно о чем – просто ему необходимо слушать правильную речь.

В возрасте 7-9 месяцев кроха уже может играть сам. Он улавливает связь между названием предмета и самим предметом. До первого года жизни он уже запомнил множество слов и понятий. Конечно, говорить он еще не может, но уже может приносить вещи, указывать на них пальчиком. Обязательно дайте ему место для движения, ведь сидеть в кроватке малыш уже не хочет.

Ребенку 1 годик

Вот и настал тот самый момент, когда вашему крохе исполнился 1 год. До этого момента пролетело 12 месяцев, а многим кажется, что родился он только вчера. Уровень развития малыша многих поражает. Из крошечного комочка, укутанного в одеяло, он превратился в активного человечка. Уже теперь проявляется характер ребенка, он показывает вам, что нравится, а что не нравится.

В это время многие мамы начинают отлучать детей от груди. И правда, молоко все еще необходимо, но теперь добрую половину рациона составляют пюре, овощи и фрукты, молочные продукты. Дети уже умеют кушать с ложечки, проявляют интерес к процессу. Также они могут пить из бутылочки самостоятельно.

Начинаются первые попытки разговаривать. Конечно, это пока лишь звуки и отдельные слова. Не волнуйтесь: еще немного тренировки, и ребенок выдаст свое первое осмысленное предложение. До 1 года малыш предпочитал все время проводить с мамой, теперь же он интересуется другими людьми и детьми. Многие родители пробуют оставлять ребенка на 1-2 дня с бабушкой. Пришло время ему становиться немного самостоятельнее.

Что уже умеет ребенок?

Теперь посмотрим, чему научился малыш. До первого дня рождения у него было 12 месяцев постоянных тренировок. Теперь же кроха готов поразить вас набором своих самых разных умений:

  • он ползает, ходит, даже бегает;
  • стоит на месте , не держась;
  • берет в руки предмет, перекладывает его из ручки в ручку;
  • танцует под музыку;
  • листает книжки , рассматривает картинки;
  • у него уже есть любимые игрушки;
  • с радостью играет со сверстниками.

Конечно же, это еще не все. Стоит обратить внимание на психическое развитие ребенка.

Как видите, идет активно развитие личностных качеств ребенка. Начинают проявляться черты характера, отношение к миру. Конечно, уже стоит обратить внимание на психическое развитие малыша. Творчество, игры, песенки и сказки помогут ему развиваться правильно. А больше всего ему нужна любовь родителей.

Виктория Загородних, руководитель департамента корпоративных и правовых стандартов Deutsche Bank, поделилась своими мыслями о том, на каких четыре айсберга может натолкнуться семейная лодка в первый год жизни ребенка, и как их обогнуть.

Однажды за обеденным перерывом в офисе моя беременная коллега радостно поделилась, сколько книг и статей она читает, изучая происходящее с её организмом в период беременности. Мой коллега, отец двоих дочерей, похрустывая огурцом, со смешком произнёс: «Бросай ты эту ерунду и читай, что будет происходить после родов!»

Вспоминая эту историю, могу подтвердить: прав, тысячу раз прав! При любой женской консультации и роддоме найдётся масса школ для будущих родителей. Они подготовят к дыханию в схватках, совместным родам и уходу за пупком новорожденного. Другими словами – к родам и первым дням после них. Но о том, что ждёт молодую семью как минимум в первый год после рождения первенца, все как один деликатно умалчивают. Как поменяется жизнь в паре, какие подводные камни ждут в декрете в вопросах быта, самосознания и самооценки мамы, в какие крайности мы впадаем, к чему стоит подготовиться, а с чем можно побороться?

Посмотрим, какие коварные айсберги поджидают семейную лодку в первый год после рождения ребенка.

Айсберг первый: Все будет так, как было раньше

Все, даже вы сами изменитесь. Без вариантов. Теперь вы родители и это навсегда. Что это значит?

Значит, что стратегия и тактика вашей жизни в корне претерпевают изменения, чтобы сбалансировать появление в ней нового человека. Бюджеты, режимы, рационы, гардеробы – всё- всё меняется одним махом. Пожалуй, это тот редкий случай, когда вы можете «подстелить немного соломки» ещё до рождения ребенка: начать правильно питаться, мудро распоряжаться доходами и успеть съездить в романическое путешествие для двоих. Потому что следующая возможность пожить для себя появится… непонятно когда. А пока что, как бы молоды вы не были, сколько бы энергии не вырабатывал ваш крепкий организм, приоритетным в вашей жизни будет ночной сон, дабы накопленная энергия помогла в охоте на пресловутого мамонта и уходе за малышом.

Как бы ни было обидно, но той супер-легкости и супер-свободы, которая присутствовала в разных аспектах вашей жизни до появления малыша, не будет как минимум, пока ребенок не станет самостоятельным. В идеале – не переедет в своё отдельное жилье.

Помню, как мы с мужем впервые оставили сына с родителями и съездили в город за новогодними подарками. Я плохо помню, где мы были и что купили, но отлично помню, как мы смеялись, что можем пройти к торговому центру дворами, где не прошла бы наша коляска, что можем громко смеяться, не боясь разбудить малого, и свободно идти рядом, держась за руки, а не за ручку коляски. Налицо были все те возможности, которые вроде незаметны и некритичны, но было так приятно, когда они у нас на время появились.

Сходить на девичник, сорваться в спонтанную поездку, отправиться на последний сеанс в кино будет если не невозможно, то уж точно не так элементарно, как раньше. Хотя бы, потому что нужно будет принимать во внимание режим питания и сна малыша, возможность добраться до места назначения с коляской или без неё.

Напомню, мы говорим не об «ужасах семейной жизни», а о новых вещах, с которыми придётся считаться. Это не конец света, к этому просто нужно быть морально готовым. Многие пары, сталкиваясь с новыми правилами жизни, просто не в силах принять их, раздражаясь на неудобства и, порой, сбегая от решения появившихся вопросов.

Здесь крайне важно, чтобы родители действовали в одной связке.

Врач, принимавшая у меня роды, напутствовала нас при выписке примерно так: «Ребята, просто делайте всё вместе, делите заботы и держитесь рядом. Один – в магазин, другой – у плиты, один моет, второй меняет подгузник. Так будет удобнее и легче». На поверку эти слова оказались истинной правдой.

Ещё вспоминаю, как мы с мужем договаривались, что рождение ребенка не повлияет на наше общение с друзьями и прочую социальную жизнь. Сейчас даже смешно предположить, что о таких вещах можно «договориться» и искренне верить в их исполнение. Никто не знает, каким будет ваш малыш: соней или вечным двигателем. Сможет он развлекать себя сам, или не отойдет от мамы ни на шаг. Поэтому максимум, о котором вы можете договориться – что ребенок будет участвовать в вашей социальной жизни, а вы — поровну делить заботы о нем.

Подытоживая, приведу в пример пожелание моей коллеги, мамы двухлетнего малыша, перед моим уходом в декрет: «Используй ближайшие месяцы для себя: спи, читай, отдыхай, делай, что душа пожелает. Потому, что такого времени, как есть сейчас, у тебя больше не будет ни-ког-да!» От себя добавляю: «А потом наслаждайся новым статусом!»

Айсберг второй: Крайности

Выйдя в декрет, многие будущие мамы обнаруживают, что у них уйма свободного времени до родов, и начинают если не капитальный ремонт квартиры, то масштабную закупку детских вещей, готовку сложных блюд три раза в день и ежедневную влажную уборку. И верят, что так ладно и складно у них теперь будет всегда.

Правда. Некоторое время после родов природа даёт маме мощный поток сил для ухода за малышом, который многие барышни с прежним энтузиазмом направляют на борщи-пироги, мытье окон, складывание носков по цветам и прочие трудоемкие занятия. А потом внезапно сваливаются со слабостью, высокой температурой и полным отрешением от всего происходящего.

Налицо – банальное выгорание и физическое истощение, усугублённое ночным недосыпом и требующим все большего внимания малышом.

При этом домашние, привыкшие к разносолам и идеальной чистоте, искренне недоумевают по поводу резких перемен. А у вымотанной мамы элементарно нет сил на поддержание прежнего темпа уборок, готовок высшего пилотажа и рейдов по магазинам. Далее есть риск скатиться в другую крайность: махнуть рукой на порядок в доме, кормить мужа пельменями и весь день ходить в пижаме, наступая на разбросанные игрушки, ругая себя и заедая стресс печеньками, со всеми вытекающими последствиями для внешности, фигуры и мира в семье.

Другой вариант развития событий: активная мама, волнуясь за свою востребованность на рынке труда, спешит поскорее вернуться к рабочим делам, либо трудиться на фрилансе, проводя время с малышом лишь во время кормления, да и то зачастую в компании с телефоном или планшетом. Первое время гордость за себя распирает: «Вот я какая, все успеваю!» Восхищение друзей возносит самолюбие до небес. Однако со временем многие признаются, что во время работы они всеми мыслями о ребенке, а будучи с ребенком – волнуются за работу. В итоге страдают оба фронта.

Одна моя приятельница призналась, что порой так увлекалась своим рабочим занятием, что просто не замечала, что дочь уже довольно продолжительное время привлекает к себе внимание. За собой я также замечала подобные вещи.

Мы обе осознали, что в данный конкретный период времени уделить время малышу важнее любой работы.

Именно мамин взгляд, объятия, поцелуи, восхищение, ободрение, помощь в познании мира – все это бесценные вещи, которые мы ни за что не хотим упустить. С тех пор лично я стараюсь проще относиться к вопросам быта и откладывать телефон, едва только сынуля подползает с радостным гулением.

Айсберг третий: Понять и простить

Ловушка, в которую попадают многие мамы – уверенность, что все окружающие с ней на одной волне. И речь не о восторженном обсуждении детских тем с каждым встречным.

Представим, что вчерашняя бизнес-леди весь день провела дома, три раза помыла посуду, пять раз подмела пол, пятнадцать раз поменяла подгузник, сто раз сделала «ладушки». Она устала от однообразия, она хочет вечером отвлечься, «выйти в люди» или выйти в ванную J. Она хочет ПОГОВОРИТЬ! И она верит, что муж тоже это понимает и хочет того же. А муж поле калейдоскопа дневных событий, встреч и звонков хочет побыть дома и ПОМОЛЧАТЬ!

Неконструктивный выход в сложившейся ситуации: ругаться, обижаться, дуться. Конструктивный – спокойно объяснить мужу, что творится в вашем сознании и чего вам хочется.

Мой муж однажды вечером просто с порога «обменял» коляску с малышом, оставив взамен в гостях нашу дорогую подругу и крестную. Пока папа и сын дышали свежим воздухом, девочки почирикали о своем за чашкой чая. Безгранично благодарна любимому за его мудрое решение и находчивость!

Продолжая тему «а сам что, не можешь догадаться», не могу умолчать про новый стиль одежды мамы. Из гардероба на время пропадают облегающие вещи, в которых неудобно кормить, каблуки, на которых неудобно ходить с коляской. Из образа исчезают висящие серьги и распущенные длинные волосы – излюбленные объекты юных открывателей мира. И многие девушки снова уверены, что папы прекрасно все понимают и без проблем принимают новую, порой невзрачную «мамскую» экипировку и дома, и на улице. Полагаю, что какое-то время молодой папа, переваривающий появление в семье любимого чуда, не особо обращает на это внимание. При этом наверняка каждый пожелает, чтобы красивые наряды, прически и украшения вернулись в образ его любимой как можно скорее. А пока этому не пришло время, даже дома можно и нужно надевать красивую одежду. Оказывается, что и белье для кормления может быть не только удобным, но и восхитительно красивым!

Еще одна опасность в плане понимания и принятия – смещение интересов. Понятно, когда у одного в голове целыми днями графики, а у другого – пирамидки, есть риск растерять интересные темы для разговоров.

Что бы ни говорили бизнес-вумен в декрете, как минимум первые месяцы после рождения любую маму больше заинтересует статья о том, как помочь малышу при коликах, чем новости о биржевых сводках и рейтингах компаний. И не потому, что ее мозг резко перестал интересоваться происходящим в мире. А потому, что в данный момент и на ближайшие месяцы беспомощное существо, за которое она в ответе, важнее любых мировых событий. И что с ним делать, как ему помочь и будет приоритетом в ее новостной ленте. Ведь мамой нужно еще научиться быть. Кто-то даже свой первый борщ сварил, лишь став мамой.

Важно помнить, что всему есть свой разумный предел и «точка невозврата». Для меня тревожным звоночком стала ситуация, когда муж однажды перебил мои соловьиные трели спокойным признанием, мол, любимая, мне неинтересно обсуждать с тобой это средство для мытья пола. Он чистый и ладно. Моему изумлению не было предела: я всерьез (!) решила, что мужу будет увлекательна подобная беседа!

С тех пор мы читаем книги, статьи по воспитанию и общению с детьми, обсуждаем прочитанное, наблюдаем, как новые знания срабатывают с нашим малышом. В том, что эта тема взаимно интересна и полезна, мы уверены оба, и здесь уж мы точно на «одной волне».

Айсберг четвёртый: Страхи и переживания

Любой специалист в области психологии может рассказать о «ресурсных» и «нересурсных» состояниях. В двух словах первое – это когда все в руках спорится, а душевные волнения человек мастерски трансформирует в мотивацию сделать или достичь. Второе – это когда те же переживания пущены на самотек. Очень скоро они понижают самооценку и восприятие себя, свою ценность в обществе и в семье. Ведь, глядя на свежеиспеченную маму глазами бездетного человека порой так и подмывает сказать, что она деградирует и ничем не обременена. Подумаешь: покормить, помыть, переодеть.

У какой женщины, сидящей в декрете, не начнет при этом зарождаться мысль о собственной незначительности по сравнению с додекретным прошлым. Но когда у наблюдателя закрадываются подобные мысли и острые словечки готовы уже соскочить с его языка, рекомендую напроситься в гости к такой маме и просто понаблюдать за ее днем. Еще лучше, если такое наблюдение проделает другая мама, всей душой волнующаяся за ценность своего ежедневного труда. Недавно именно так я и сделала, посетив свою одноклассницу, маму двух милых девчонок. Я восхищалась тем, как виртуозно она готовила нам обед, параллельно мудро реагируя на баловство старшей и терпеливо на хныканье младшей, успевая поддерживать со мной беседу и при этом вдохновляюще женственно выглядеть.

Подытоживая вышеизложенное, считаю нужным напомнить мамочкам известное изречение:

«Миром правит рука, качающая колыбель». Значит, ваша роль мамы – бесценна.

А касательно вопросов быта, все мы знаем, что любой монотонный домашний труд, тем более с малышом на руках – сложнейшая работа. Главное не погружаться по уши в бытовуху, как область самореализации, и помнить: декрет рано или поздно пройдет, вы вернетесь в рабочую колею, а ваш ребенок наверняка запомнит не чистый кафель в ванной, а увлекательную игру или веселую совместную прогулку. Поэтому стоит сделать выводы и выстроить правильные приоритеты.


И напоследок.

Практически каждая девушка подтверждает, что после рождения ребенка становится более дисциплинированной, начинает успевать еще больше, чем раньше, и для дома, и для себя. В первые дни и недели после роддома это кажется невероятным. Однако со временем, когда баланс жизни восстановится, каждая наверняка сможет сказать о себе что-то, подобное вот этим мыслям моей подруги:

«Я даже не представляю, какая должна быть зарплата или моральная мотивация, чтобы за год работы научиться делать столько нового, как за год в декрете. За это время я изучила основы неонатологии, педиатрии, детской психологии и диетологии. Умею быстро и беспроблемно планировать свой день даже при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Усовершенствовала свои скилы по тайм-менеджменту. Научилась необыкновенной терпеливости и усердности. При этом не потеряла свои интересы к жизни, мужу, семье и хобби.

Так что, если на меня повесят бизнес-проект с критическими дедлайнами, трудными клиентами и прочими неувязками, и для этого у меня будет 8 часов в день и две свободные руки, «пф» — легко!

Если за год мой лучший «проект» из маленького патиссона превратился в «человечище», я с лёгкостью справлюсь с любой задачей!»

Подводя итоги своего первого года с малышом, я понимаю, скольким вещам я научилась за это время, сколько новых знаний о мире получила и нового открыла в себе и муже. Глядя на то, как растет и ведет себя мой сын, чем интересуется, как общается с окружающими, я с удовольствием ставлю плюсики родителю в себе. Пусть даже на время в ущерб своей свободе, пусть ошибаясь и подходя близко к пресловутым айсбергам, я бесконечно счастлива плыть на этом корабле материнства. Чего от всей души желаю всем будущим мамочкам.

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.





  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.

  • Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

    Уход

    Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

    Режим дня

    К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


    Сон

    Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

    Бодрствование

    В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


    Прогулки

    Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

    Питание

    Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

    Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


    Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

    В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма