Презентация по развитию речи на тему: Типовые приемы фантазирования (ТПФ)


Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач 1 тип: Задачи с недостатком данных Основное средство - ДИХОТОМИЯ. Форма: Игра Да-Нет (проводится индивидуально или с группой детей) 2 тип: Изобретательские задачи Основное средство: формулировка и решение противоречия. Форма: групповое обсуждение. 3 тип: Исследовательская задача Основное средство: Методика маленьких человечков (ММЧ). Форма работы: групповое наблюдение и эксперименты. 4 тип: Творческая задача прогнозного характера Основное средство: системный оператор. Форма: групповое обсуждение. 5 тип: Фантастическое преобразование объекта Основное средство: типовые приемы фантазирования (ТПФ). Форма: групповое или индивидуальное обсуждение.


Типовые приемы фантазирования (далее ТПФ) – приёмы, основе которых лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основной механизм ТПФ - доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение. Общая цель ТПФ - научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку. Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками: Прием "Увеличение - уменьшение", Прием "Деление - объединение", Прием "Преобразование признаков времени" Прием "Оживление - окаменение", Прием "Специализация – универсализация", Прием "Наоборот". Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.




Приём «Увеличение-уменьшение» Описание приёма: Изменение по убывающей или возрастающей любого признака объекта. Используются Волшебники: Волшебник Увеличения Волшебник Уменьшения Технологическая цепочка: 1. Предложить детям выбрать объект (Берёза). 2. Перечислить признаки выбранного объекта. 3. Пригласить в группу Волшебника Увеличения Размера (Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объекта в сторону увеличения или уменьшения. 4. Провести преобразование части объекта по размеру. 5. Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру. 6. Провести преобразование признака объекта или его значения по степени выраженности цвета. 7. Организовать продуктивную деятельность различных вариантов и разнообразными средствами: сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем; решение проблемных ситуаций и их моделирование; рисования, аппликация, лепка по теме занятия.


Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста 2,5 - 3 лет 4 года 5 лет 6-7 лет Знакомство с действием Волшебника Большого Размера (Маленького Размера) на основе игр «Что стало большим? Что стало маленьким?» Дети самостоятельно производят преобразование объекта, его частей и мест действия по размеру и описывают ситуации, возникающие при этом. Дети самостоятельно определяют степень выраженности какого – либо признака объекта. Используя приемы увеличения – уменьшения, производят фантастические преобразования этого признака. Разрешают проблемные ситуации на основе анализа взаимодействия измененного объекта с окружающим миром. Дети самостоятельно используют прием увеличения – уменьшения для сочинения сказки или решения проблемной ситуации. Ожидаемые результаты: Самостоятельное использование ребенком приемов увеличения или уменьшения признаков объекта при решении творческих задач и создании текстов сказок или в изобразительной деятельности.


Прием "Деление- объединение" Описание приёма: Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей. Используются Волшебники: Волшебник Деления Волшебник Объединения Технологическая цепочка: 1. Предложить выбрать объект окружающего мира, определить его составляющие и место обитания. 2. Пригласить Волшебника Деления, который делит объект на составляющие. 3. Ввести Волшебника Объединения, который объединяет все в произвольной последовательности. 4. Обсудить практическое применение полученного объекта. 5. Организовывать продуктивную деятельность по итогам обсуждения.


Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста с 3 лет с 4 лет с 5 лет с 5,5 лет 6 лет 7 лет Волшебник Деления воздействует на хорошо знакомые детям объекты и делит их на составляющие. В конце 2 младшей группы вводится Волшебник Объединения, с помощью которого происходит составление новых объектов. Задания по созданию нового объекта из каких – либо однородных геометрических форм (по типу лошарика - лошадка из шариков). Аналитическая работа на основе внешнего вида сказочных героев. Выбираются герои сказок и проводится анализ их облика Задания по созданию образов на основе однородных объектов какой- либо классификационной группы. Анализирование необычных свойств сказочных героев. Установление признаков, которые были получены в результате фантастического объединения. Тренинги, которые обобщают знания детей по волшебным преобразования м, основанным на приеме деления - объединения. Ожидаемые результаты: Умение производить фантастические преобразования объектов с помощью приема деления- объединения и его использование в продуктивной деятельности.


Прием "Преобразование признаков времени" Описание приёма: Основан на изменении признаков времени. Многофункциональный приём. Волшебник Быстрых Минут Волшебник Замедления Волшебник Перепутывания Времени Волшебник Обратного Времени Машина Времени Зеркало Времени Волшебник, остановивший Время Волшебник Времени может: Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте (Волшебник Быстрых Минут), замедлить процессы (Волшебник Замедления). Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник Перепутывания Времени). Заставить протекать события в обратной последовательности (Волшебник Обратного Времени). Переместить объекты на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние - относительно жизни данного объекта (Зеркало Времени). Остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник, остановивший Время).


Технологическая цепочка: Технологическая цепочка: С «Волшебником Быстрых (Медленных) минут»: 1. Обсуждение эпизода из жизни детей. 2. Введение проблемной ситуации с приглашением Волшебника Быстрых Минут. 3. Обсуждение получившейся ситуации. 4. Организация продуктивной деятельности. С «Волшебником Перепутывания Времени»: 1. Продумывание реальной временной последовательности событий по отношению к чему-либо. Определение назначения каждого временного этапа и обозначение его схемами. 2. Введение проблемной ситуации, в которой меняются местами события, нарушается последовательность во времени. 3. Обсуждение проблемы, возникшей с нарушением временной последовательности жизни человека. Использование приема перестановки схем. С «Волшебником Обратного Времени»: 1. Восстановление цепочки знакомых детям событий. Выявление причинно-следственных связей. Моделирование действиями одного из данных событий. 2. Приглашение Волшебника Обратного Времени. Восстановление последовательности действий в обратном порядке. Моделирование последовательности действий какого-либо процесса в обратном порядке. 3. Организация продуктивной деятельности детей. Рисование по мотивам нового произведения, Лепка героя с новым качеством, Схематизация нового произведения или обратной последовательности какого-либо эпизода в знакомом произведении.


С «Волшебником Перемещения во времени (Зеркало Времени, Машина Времени)»: 1. Беседа о разных временных периодах жизни объекта. 2. Путешествие с Зеркалом Времени, показывающим конкретные моменты из жизни объекта. 3. Путешествие в прошлое или будущее объекта с помощью Машины Времени. Коллективное перемещение и обсуждение представляемого. 4. Организация продуктивной деятельности по результатам фантазирования. С «Волшебником Остановки Времени»: 1. Обсуждение временной цепочки развития животного мира. 2. Приглашение Волшебника, умеющего останавливать время. Обсуждение происходящего с объектом, его частью, местом обитания. 3. Организация продуктивной деятельности. Придумывание сюжетов фантастического содержания с приемом остановки времени. Схематизация получившихся сюжетов.


Методические рекомендации построения системы тренингов по преобразованию признаков времени 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Игры по моделированию действий из 3-5 последовательно собранных этапов. Выстраиваются временные цепочки жизни человека, домашних птиц, растений (семя – росток - взрослое растение). Ознакомление с возможностями приема Зеркало Времени (ребенок "видит" себя в раннем детстве, в зрелом возрасте и составляет об этом рассказ). Повторяются и усложняются игры, проводимые ранее. Вводятся новые Волшебники: Быстрых и Медленных минут. Осуществляется перемещение с помощью приема "Машина Времени" (во времена древнего человека, в далекое будущее). Знакомство с остальными Волшебниками Времени. Самостоятельное использование приема того или иного временного преобразования при изменении знакомых литературных произведений, создании сказок на основе бытовых ситуаций, при решении творческих задач, в различных видах изобразительной деятельности. Ожидаемые результаты: знание принципов действия каждого Волшебника Времени, самостоятельное использование известных приемов для создания творческого продукта.


Прием "Оживление-окаменение" Описание приема При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными. При воздействии Технологическая цепочка: 1. Беседа с детьми о делении мира на динамичные и статичные системы. 2. Приглашение Волшебника Оживления, который может неподвижное заставить двигаться, у подвижного - увеличить скорость движения. Преобразование объекта, его части или места нахождения. 3. Приглашение Волшебника Окаменения, который подвижное превращает в неподвижное, а неподвижное навсегда оставляет на месте. Преобразование объекта, его части или места нахождения. 4. Решение ситуативных задач, возникших в процессе действий этих двух волшебников. 5. Схематизация проблемных ситуаций и вариантов выхода из нее. Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным. Использование приемов оживления-окаменения позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.


Методические рекомендации построения системы тренингов для детей разного возраста Младший возраст Средний возраст Старший возраст Упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения. Педагог вместе с малышами показывает действиями получающиеся при этом преобразования. Усложнение игр по статике-динамике. Производятся преобразования части и места нахождения объекта. Игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики. В течение всего дошкольного периода следует вычленять прием оживления - окаменения при знакомстве с новыми сказками, легендами, мифами. Ожидаемые результаты умение различать динамичные и статичные системы, изменять их в зависимости от поставленной задачи, производить описание преобразованного (на основе приема оживления-окаменения) объекта, его части или места нахождения; использование приема для создания образа или ситуации фантастического плана.


Прием "Специализация-универсализация" Описание приема: Прием представлен двумя волшебниками: Волшебник Всемогу (универсализация) и Волшебник Могутолько (специализация). Технологическая цепочка: 1. Обсуждение с детьми знакомых объектов, выполняющих ограниченное число функций или многофункциональных. 2. Приглашение Волшебника Всемогу и преобразование объекта: расширение имеющейся функции; наделение объекта новыми функциями. Описание преобразованного объекта, его устройства, практического использования с новой функцией. 3. Приглашение Волшебника Могутолько, выделение функции объекта и ее преобразование: введение временного ограничения; введение пространственного ограничения, введение ограничения на внутреннее устройство объекта; введение функционального ограничения. Описание нового объекта, его устройства, практического использования с новой функцией. 4. Организация продуктивной деятельности. Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных. Прием Специализации позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции.


Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста 3,5-4,5 лет 4,5-5,5 лет Старший возраст Упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения. Педагог вместе с малышами показывает действиями получающиеся при этом преобразования. Усложнение игр по статике-динамике. Производятся преобразования части и места нахождения объекта. Игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики. Ожидаемые результаты: Выделение основной и дополнительной функций. Объяснение изменения объекта при ограничении, расширении или появлении новых функций. Умение самостоятельно вводить расширение или ограничение функций произвольно выбранного объекта для создания творческого продукта.


Прием "Наоборот" Описание приема Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные. Технологическая цепочка: 1. Выбираются объекты, выявляются их признаки и значения этих признаков. 2. Приглашается Волшебник Наоборот, который заменяет выделенные признаки или их значения на противоположные. 3. Обсуждение проблемных ситуаций и поиски способов их решения. 4. Организация продуктивной деятельности.


Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста 4-5 лет 5-6 лет с 5,5 лет 6-7 лет Игры по типу Хорошо-плохо, Замена, Наоборот и др., суть которых в поиске свойств, противоположных по значению. Занятия с приглашением Волшебника Наоборот. Игры по типу: Я вам называю действия, а вы делайте наоборот. Покажите, как вы раздеваетесь и ложитесь в кроватки (дети показывают, как они одеваются, поднявшись после дневного сна). Работа со сказочным материалом. У знакомых сказочных героев выделяются свойства, действия или функции и заменяются на противоположные по значению. Необходимо побуждать ребенка к составлению сказки на новый лад. Представляются, обсуждаются, решаются проблемы, возникшие у объекта при условии воздействия Волшебника Наоборот. Ожидаемые результаты: Умение заменять признаки и значения признаков объектов на противоположные и рассказывать о практическом использовании объекта. Умение самостоятельно использовать прием наоборот при создании творческого продукта.


Дидактическое пособие «Тайны природы» Основные задачи: 1. Развитие экологических представлений. 2. Знакомство с природными зонами. 3. Освоение действий использования модели, отображающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни (в природных зонах). 4. Развитие творческого мышления, воображения. 5. Освоение мыслительных операций представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы.


Примерные действия Волшебников с объектами природы Увеличение – уменьшение. Увеличение объектов растительного мира и уменьшение объектов животного мира и наоборот. Что будет происходить? (+ и – этого). Оживление – окаменение. Оживают объекты растительного мира, а объекты животного мира становятся неподвижными. Что будет происходить? (+ и – этого). Преобразование во времени. Отсутствие какого-либо этапа в развитии объектов животного и растительного мира. Что будет происходить? (+ и – этого). Дробление – слияние. Объекты животного и растительного мира делятся на части и соединяются в произвольном порядке. Что будет происходить с ними? (+ и – этого). Наоборот. Объекты животного и растительного мира попадают из одной природной зоны в другую. Что произойдёт? (+ и – этого). Могу всё – могу только. Происходят ограничения какого-либо действия у объектов животного и растительного мира или добавление объектам не свойственных им действий.






Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Консультация для педагогов на тему: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка» Типовые приемы фантазирования (ТПФ). Выступление: воспитателя высшей квалификационной категории Михайлиной Л.В.

Типовое фантазирование Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов

Сразу ребенку сложно сочинить свои сказки, придумывать начало или фантастические истории. Нужна предварительная работа: - Познакомить со сказкой в рамках возраста, причем лучше не читая, а рассказывая - Развивать диалогическую речь, т.е. умение отвечать на вопросы взрослых по содержанию сказки. Причем необходимо чередования вопросов констатации и поиска, что будет помогать ребенку думать, делать свои первые выводы относительно морали добра и зла.

Методы и приемы. 1 . Составление сказок совместно с помощью взрослых, с опорой на иллюстрации, картинки, т.е сочинять по предметной модели. 2. Метод Д.Родари «А, что потом?» предложить знакомый текст сказки, но необходимо изменить конец. 3. «Совместное решение проблемного вопроса к сказке» Задавать и решать вопросы нужно к сказкам хорошо знакомым.

4. « Изменение ситуации в знакомых сказках». 5. « Придумывание кратких историй» /истории про камешки, носовой платок…/ . 6. Обучение дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. 7. «Сказка про самого себя» 8. Перевирание сказки. Это воспитывает юмор, лукавство, понимание иронии. 9. « Сказка, но по - новому» За основу берется старая сказка, но предлагают детям наделить героев новыми качествами.

10. «Сказка – калька» Это такие условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. 11. Составление сказочных историй, отталкиваясь, например от одного слова «Привет»

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). - Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ « СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ» « УВЕЛИЧЕНИЕ-УМЕНЬШЕНИЕ» «ДРОБЛЕНИЕ» « УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ» «ОБЪЕДИНЕНИЕ» «ОЖИВЛЕНИЕ» «ВНЕСЕНИЕ» «ВЫНЕСЕНИЕ» «ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ» «КОПИРОВАНИЕ ИЛИ СТИЛИЗАЦИЯ»

«Сделать наоборот ») Некоторые задания (игры): Два джигита соревнуются,- чей конь последним придёт к финишу. Но дело не идёт, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу… После этого они поскакали во весь опор. Что мудрец посоветовал джигитам? наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

Можно рекомендовать любую форму подвижной игры. Например, использование посредника (мяч, этикетка, игрушка) для передачи эстафеты от одного ребёнка к другому. Тот, у кого находится посредник, должен быстро назвать антоним для слова, названного взрослым. Зарядка «Наоборот»: педагог (родитель) предлагает сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть - привстать, повернуться направо - повернуться налево и т.д.).

«Увеличение-уменьшение» Некоторые задания (игры): Что бывает сначала большим, а потом маленьким? Ответ: помидор, свеча, мороженое, воздушный шарик. А что бывает сначала маленьким, а потом большим? Ответ: человек, растения, животные, снежный ком. Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы: - достать до Луны; - покататься на кошке; - сдвинуть звёзды и т. д. - выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку

«Универсализация» Некоторые задания (игры): Обучаемым раздаются рисунки, сделанные по принципу Роршаха (кляксы-отпечатки) или двойственные изображения. Необходимо детям как можно больше найти в картинках различные впечатления: «Что бы это значило? На что ещё похоже? Что напоминает ещё?». Пример стихотворения-эпиграфа: На свете всё на всё похоже: Змея на ремешок похожа. Луна на круглый глаз огромный. Журавль на тощий кран подъёмный. Кот полосатый на пижаму, Я - на тебя, а ты - на маму. Каждому участнику раздаются рисунки-объекты, например, лисицы, зайцы, цветы. Педагог предлагает из этих изображений сконструировать на столе (полу, ковре, зеркале) новый образ, например, колобка (облака, солнца, дерева). замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве

«Объединение» Фукс и капитан Врунгель после кораблекрушения попали на Гавайские острова. Было жарко, и они развесили одежду посушиться, а сами заснули. Проснулись - одежды нет! Только у Врунгеля осталась фуражка, которую он никогда не снимал, а в ней немного денег. Решили они с островов на самолёте лететь. Только вот беда, денег мало. Всего и есть на один билет, на самолёт и на один костюм. Что делать морякам? Лететь надо вдвоём, а голым никого на борт не пустят.

Каждому игроку педагог выдаёт карточки с изображением машины, дерева, мяча, куклы, гриба, гитары, рыбы, пера, зайца, зонта, крокодила, паутины, часов, звезды, шара, самолёта, радио, дома, девочки и т. д. Потом просит участников объединяться по определённым признакам в определённых местах: - Кто живой; - Кто издаёт звуки; - Выше стола; - Сам передвигается; - Не живой; - Молчит; - Не двигается сам; - Ниже стола; - Живёт в воде; - Живёт в воздухе; - Живёт в городе; - Съедобный. Игра позволяет увидеть ПФ «Объединение» в действии, обучает умению классифицировать.

«ДРОБЛЕНИЕ» Некоторые задания (игры): - кар-низ, - па–роль, - кар-тина, - до–клад, - пат-руль, - до–нос, - папа-зол, - вой–на, - сто-рож, - фа–соль, - тюль-пан, - семь–я, - вор-он, - Я–пони–я и т. д., Педагог может предложить задание детям: изобразить части слов. Слова типа: Коллективно-творческое дело следует организовывать в зависимости от количества участников игры. Например, 1-й игрок рисует первую часть слова, 2-ой - вторую часть слова, 3-й - всё слово. Остальные отгадывают. Затем можно игроков объединять в команды с теми же правилами.

«ВНЕСЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Дядя Фёдор выписал себе с завода трактор. Вначале все были рады, трактор оказался маленьким, удобным и симпатичным. Но скоро начались неприятности. Трактор нужно было заправлять не бензином, а продуктами. Молока в хозяйстве было достаточно, заправляли трактор регулярно, но тому всё было мало. Только выедут в деревню, трактор сразу учует, где блины пекут или борщ варят,- остановится и стоит, пока не покормишь. Дядя Фёдор возмущался: - Так и будем возле каждого дома останавливаться?! И у столовых тоже. Это не трактор, а бегемот какой-то! Как же сделать, чтобы трактор ездил куда нужно не останавливаясь?

«ВЫНЕСЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Поймал боярин бедного воришку, который у него на поле морковку таскал. Решил казнить. Взмолился бедняга: - Не вели казнить, боярин, богатым подарком откуплюсь! Согласился боярин, дал день сроку, а чтобы воришка не сбежал - приставил к нему двух солдат. Что воришке делать? Нет у него ни денег, ни драгоценностей. Поэтому-то и польстился он на боярское добро. Решил воришка подарить такое, чем нельзя воспользоваться, а отказаться жалко. Что же можно подарить боярину?

«ОЖИВЛЕНИЕ» Игра «Живой цвет». Педагог (родитель) предлагает одному из участников покинуть комнату. Остальным ребятам ведущий показывает объект какого-либо цвета, например, зелёного. Команда приглашает вышедшего игрока, которому по очереди с помощью жестов и мимики, телодвижения изображает загаданный цвет. Отгадавший должен предложить решение - назвать цвет. Если не отгадал, то идёт опять за дверь, чтобы вновь отгадывать и т.д. Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

«ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ» Некоторые задания (игры): Молодой человек хотел сделать девушке подарок. Он купил в комиссионном магазине битую вазу за мизерную цену. Решил уронить свёрток с вазой в момент вручения подарка. Так и сделал: когда она открыла дверь,- он уронил вазу… Девушка стала собирать осколки и вдруг… дала ему пощёчину. Что произошло?

«КОПИРОВАНИЕ ИЛИ СТИЛИЗАЦИЯ» Жил-был художник. Как-то раз нарисовал он прекрасный портрет красивой девушки. Картину повесил на выставке. Все женщины, которые видели этот портрет, все захотели такой же, но только свой. Художник получил много заказов. Только вот беда! Дамы не хотели быть похожими на себя. Все хотели, чтобы на портретах волосы у них были длинные, глаза большие, а губы яркие. Что делать художнику? Каждый портрет рисовать долго, но ведь дамы все желают выглядеть одинаково.

«ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА» Некоторые задания (игры): Каждый участник получает заготовку (контур) фантастических животных, деревьев, насекомых, рыб и т. д., затем педагог предлагает ввести цвет и придумать нестандартные названия им, рассказать о местах обитания, питании, пользе и др.

Трудная задача муравья Тащил муравей домой нужное брёвнышко (честно говоря, это был кусочек коры). Устал. Видит - лужица блестит. Напился и думает: как же домой водички принести? Можно водичку в какой-нибудь лепесток набрать, но брёвнышко выкидывать жалко... И на помощь никого не позовёшь: муравейник-то далеко. Подсказка: А ведь можно и водичку принести, и брёвнышко сохранить. Потряскин: Что-то мне вспомнилась задача про то, как дети Змею Горынычу живую воду принесли.

В книге «От трех до семи» 1996г. Л.Б.Фесюкока. Раздел: « Воспитание интереса к художественной литературе» / сказка но по - новому/. Сразу ребенку сложно сочинить свои сказки, придумывать начало или фантастические истории. Нужна предварительная работа: - Познакомить со сказкой в рамках возраста, причем лучше не читая, а рассказывая - Развивать диалогическую речь, т.е. умение отвечать на вопросы взрослых по содержанию сказки. Причем необходимо чередования вопросов констатации и поиска, что будет помогать ребенку думать, делать свои первые выводы относительно морали добра и зла.

1 . Составление сказок совместно с помощью взрослых, с опорой на иллюстрации, картинки, т.е сочинять по предметной модели. 2. Метод Д.Родари « А, что потом?» предложить знакомый текст сказки, но необходимо изменить конец. 3. «Совместное решение проблемного вопроса к сказке» Задавать и решать вопросы нужно к сказкам хорошо знакомым. 4. « Изменение ситуации в знакомых сказках». 5. « Придумывание кратких историй» /истории про камешки, носовой платок…/ . 6. Обучение дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. 7. «Сказка про самого себя» 8. Перевирание сказки. Это воспитывает юмор, лукавство, понимание иронии. 9. « Сказка, но по - новому» За основу берется старая сказка, но предлагают детям наделить героев новыми качествами. 10. «Сказка – калька» Это такие условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. 11. Составление сказочных историй, отталкиваясь, например от одного слова «Привет» Методы и приемы.

Что бывает сначала большим, а потом маленьким? Ответ: свеча, мороженое, воздушный шарик. А что бывает сначала маленьким, а потом большим? Ответ: человек, растения, животные, снежный ком. Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы: - достаь до Луны; - покататься на кошке; - сдвинуть звёзды и т. д. Некоторые задания (игры):

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь? Такие занятия проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов

Спасибо за внимание! Творческих ВАМ успехов!


Транскрипт

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД 40 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» К О Н С УЛ ЬТ А Ц И Я Д Л Я П Е Д А Г О Г О В Н А Т Е М У: Типовые приемы фантазирования (ТПФ). Выступление: воспитателя высшей квалификационной категории Михайлиной Л.В.

2 ТИПОВОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов

3 Сразу ребенку сложно сочинить свои сказки, придумывать начало или фантастические истории. Нужна предварительная работа: - Познакомить со сказкой в рамках возраста, причем лучше не читая, а рассказывая - Развивать диалогическую речь, т.е. умение отвечать на вопросы взрослых по содержанию сказки. Причем необходимо чередования вопросов констатации и поиска, что будет помогать ребенку думать, делать свои первые выводы относительно морали добра и зла.

4 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ. 1. Составление сказок совместно с помощью взрослых, с опорой на иллюстрации, картинки, т.е сочинять по предметной модели. 2. Метод Д.Родари «А, что потом?» предложить знакомый текст сказки, но необходимо изменить конец. 3. «Совместное решение проблемного вопроса к сказке» Задавать и решать вопросы нужно к сказкам хорошо знакомым.

5 4. «Изменение ситуации в знакомых сказках». 5. «Придумывание кратких историй» /истории про камешки, носовой платок /. 6. Обучение дошкольников составлению сказки по предметно схематической модели. 7. «Сказка про самого себя» 8. Перевирание сказки. Это воспитывает юмор, лукавство, понимание иронии. 9. «Сказка, но по - новому» За основу берется старая сказка, но предлагают детям наделить героев новыми качествами.

6 10. «Сказка калька» Это такие условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. 11. Составление сказочных историй, отталкиваясь, например от одного слова «Привет»

7 ТРУДНАЯ ЗАДАЧА МУРАВЬЯ Тащил муравей домой нужное брёвнышко (честно говоря, это был кусочек коры). Устал. Видит лужица блестит. Напился и думает: как же домой водички принести? Можно водичку в какой-нибудь лепесток набрать, но брёвнышко выкидывать жалко... И на помощь никого не позовёшь: муравейник-то далеко. Подсказка: А ведь можно и водичку принести, и брёвнышко сохранить.

8 ТИПОВЫЕ ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ (ТПФ). - Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, делениеобъединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

9 ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ «СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ» «УВЕЛИЧЕНИЕ- УМЕНЬШЕНИЕ» «УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ» «ДРОБЛЕНИЕ» «ОБЪЕДИНЕНИЕ» «ВНЕСЕНИЕ» «КОПИРОВАНИЕ ИЛИ СТИЛИЗАЦИЯ» «ВЫНЕСЕНИЕ» «ОЖИВЛЕНИЕ» «ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ»

10 «СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ») Некоторые задания (игры): Два джигита соревнуются,- чей конь последним придёт к финишу. Но дело не идёт, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу После этого они поскакали во весь опор. Что мудрец посоветовал джигитам? наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

11 Можно рекомендовать любую форму подвижной игры. Например, использование посредника (мяч, этикетка, игрушка) для передачи эстафеты от одного ребёнка к другому. Тот, у кого находится посредник, должен быстро назвать антоним для слова, названного взрослым. Зарядка «Наоборот»: педагог (родитель) предлагает сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть привстать, повернуться направо повернуться налево и т.д.).

12 «УВЕЛИЧЕНИЕ-УМЕНЬШЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Что бывает сначала большим, а потом маленьким? Ответ: помидор, свеча, мороженое, воздушный шарик. А что бывает сначала маленьким, а потом большим? Ответ: человек, растения, животные, снежный ком. Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы: достать до Луны; покататься на кошке; сдвинуть звёзды и т. д. - выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку

13 «УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ» Некоторые задания (игры): Обучаемым раздаются рисунки, сделанные по принципу Роршаха (кляксы-отпечатки) или двойственные изображения. Необходимо детям как можно больше найти в картинках различные впечатления: «Что бы это значило? На что ещё похоже? Что напоминает ещё?». Пример стихотворения-эпиграфа: На свете всё на всё похоже: Змея на ремешок похожа. Луна на круглый глаз огромный. Журавль на тощий кран подъёмный. Кот полосатый на пижаму, Я на тебя, а ты на маму. Каждому участнику раздаются рисунки-объекты, например, лисицы, зайцы, цветы. Педагог предлагает из этих изображений сконструировать на столе (полу, ковре, зеркале) новый образ, например, колобка (облака, солнца, дерева). замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве

14 «ОБЪЕДИНЕНИЕ» Фукс и капитан Врунгель после кораблекрушения попали на Гавайские острова. Было жарко, и они развесили одежду посушиться, а сами заснули. Проснулись одежды нет! Только у Врунгеля осталась фуражка, которую он никогда не снимал, а в ней немного денег. Решили они с островов на самолёте лететь. Только вот беда, денег мало. Всего и есть на один билет, на самолёт и на один костюм. Что делать морякам? Лететь надо вдвоём, а голым никого на борт не пустят.

15 Каждому игроку педагог выдаёт карточки с изображением машины, дерева, мяча, куклы, гриба, гитары, рыбы, пера, зайца, зонта, крокодила, паутины, часов, звезды, шара, самолёта, радио, дома, девочки и т. д. Потом просит участников объединяться по определённым признакам в определённых местах: Кто живой; Кто издаёт звуки; Выше стола; Сам передвигается; Не живой; Молчит; Не двигается сам; Ниже стола; Живёт в воде; Живёт в воздухе; Живёт в городе; Съедобный. Игра позволяет увидеть ПФ «Объединение» в действии, обучает умению классифицировать.

16 «ДРОБЛЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Педагог может предложить задание детям: изобразить части слов. Слова типа: кар-низ, па роль, кар-тина, до клад, пат-руль, до нос, папа-зол, вой на, сто-рож, фа соль, тюль-пан, семь я, вор-он, Я пони я и т. д., Коллективно-творческое дело следует организовывать в зависимости от количества участников игры. Например, 1-й игрок рисует первую часть слова, 2-ой вторую часть слова, 3-й всё слово. Остальные отгадывают. Затем можно игроков объединять в команды с теми же правилами.

17 «ВНЕСЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Дядя Фёдор выписал себе с завода трактор. Вначале все были рады, трактор оказался маленьким, удобным и симпатичным. Но скоро начались неприятности. Трактор нужно было заправлять не бензином, а продуктами. Молока в хозяйстве было достаточно, заправляли трактор регулярно, но тому всё было мало. Только выедут в деревню, трактор сразу учует, где блины пекут или борщ варят,- остановится и стоит, пока не покормишь. Дядя Фёдор возмущался: Так и будем возле каждого дома останавливаться?! И у столовых тоже. Это не трактор, а бегемот какой-то! Как же сделать, чтобы трактор ездил куда нужно не останавливаясь?

18 «ВЫНЕСЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Поймал боярин бедного воришку, который у него на поле морковку таскал. Решил казнить. Взмолился бедняга: Не вели казнить, боярин, богатым подарком откуплюсь! Согласился боярин, дал день сроку, а чтобы воришка не сбежал приставил к нему двух солдат. Что воришке делать? Нет у него ни денег, ни драгоценностей. Поэтому-то и польстился он на боярское добро. Решил воришка подарить такое, чем нельзя воспользоваться, а отказаться жалко. Что же можно подарить боярину?

19 «ОЖИВЛЕНИЕ» Игра «Живой цвет». Педагог (родитель) предлагает одному из участников покинуть комнату. Остальным ребятам ведущий показывает объект какого-либо цвета, например, зелёного. Команда приглашает вышедшего игрока, которому по очереди с помощью жестов и мимики, телодвижения изображает загаданный цвет. Отгадавший должен предложить решение назвать цвет. Если не отгадал, то идёт опять за дверь, чтобы вновь отгадывать и т.д. Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

20 «ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ» Некоторые задания (игры): Молодой человек хотел сделать девушке подарок. Он купил в комиссионном магазине битую вазу за мизерную цену. Решил уронить свёрток с вазой в момент вручения подарка. Так и сделал: когда она открыла дверь,- он уронил вазу Девушка стала собирать осколки и вдруг дала ему пощёчину. Что произошло?

21 «КОПИРОВАНИЕ ИЛИ СТИЛИЗАЦИЯ» Жил-был художник. Как-то раз нарисовал он прекрасный портрет красивой девушки. Картину повесил на выставке. Все женщины, которые видели этот портрет, все захотели такой же, но только свой. Художник получил много заказов. Только вот беда! Дамы не хотели быть похожими на себя. Все хотели, чтобы на портретах волосы у них были длинные, глаза большие, а губы яркие. Что делать художнику? Каждый портрет рисовать долго, но ведь дамы все желают выглядеть одинаково.

22 «ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА» Некоторые задания (игры): Каждый участник получает заготовку (контур) фантастических животных, деревьев, насекомых, рыб и т. д., затем педагог предлагает ввести цвет и придумать нестандартные названия им, рассказать о местах обитания, питании, пользе и др.


«ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ? ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН ДОШКОЛЬНИКУ?» Составила: педагог высшей квалификационной категории МАДОУ 11 «Улыбка» города Краснокаменска Тимофеева Светлана Ивановна «ТРИЗ ЭТО УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 113» г. Магнитогорска Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе «Дикие и домашние животные»

Занятия по развитию речи. Тема. Игрушки. Закрепление. Программное содержание. Закрепить словарный запас по теме, расширение и уточнение словарного запаса путем подбора качественных и относительных прилагательных

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет тема «Путешествие в мир мебели» образовательная область «Познание» Иванкова В.В., воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 307 Красноармейского района Волгограда Конспект занятия по формированию толерантности у детей подготовительной группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 35 комбинированного вида» «Необыкновенное путешествие в сказку» конспект занятия в старшей группе Составитель: О.Б.Воронова, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка детский сад 25 «Семицветик» Технология развития связной речи дошкольников на основе методов и

КВН по сказкам в средней группе Тема: «Путешествие по сказкам» Автор: Коробова В.С., воспитатель НДОУ (ЧУ) Детский сад «Золушка» Цель: Закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать

У нас растёт зелёный лук и огурцы зелёные, Ведущий. Начинаем наш праздник. Как он называется? Давайте скажем все вместе: мы встречаем Дети (хором): праздник красок! 1 ученик. И в десять лет, и в семь,

Цель: формирование умения самостоятельно сочинять сказку с опорой на мнемосхему Задачи: Обучающие: Актуализировать представления о сказке, ее особенностях Способствовать развитию умения конструирования

Сказка о веселом язычке по книге В.Н.Костыгиной «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ», Артикуляционная гимнастика. М.:2000 ОКОШКО Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. Вниз посмотрел.

Комплекс тренинговых упражнений «Общение в круге» для детей шести семи лет. Сочи 2016 г. Комплекс разработан педагогом психологом высшей квалификационной категории Габдракиповой Валентиной Ивановной Сопровождение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Конспект Развлечения для детей средней группы на тему: «Путешествие в страну сказок» Выполнила: воспитатель первой квалификационной

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 79 общеразвивиающего вида» г. Сыктывкара Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: Составление сказки (подготовительная

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по сюжету русской народной сказки «Колобок». Программное содержание. 1. Продолжать учить детей словоизменению. 2. Совершенствовать навык чтения. 3. Продолжать

Игры и упражнения, способствующие развитию познавательных процессов Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия «Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры). «Построй

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 314» Конспект познавательного занятия в старшей группе 7 «Волшебный цветок» Выполнила воспитатель: Переяславская В.А. Омск, 2014 Конспект познавательного

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для развития ТВОРЧЕСКОГО воображения у дошкольников 5 7 лет» 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить

МДОУ «Детский сад 32 комбинированного вида» Конспект совместной деятельности в старшей группе «Портрет Перы-богатыря» Воспитатель: Ермолина А.Н. пгт. Ярега, 2016 г. Цель Задачи Атрибуты Предварительная

КОНСПЕКТ Открытого просмотра специально-организованной деятельности по экологическому воспитанию в рамках проекта: «Я маленькийписатель и поэт о природе» (1 подготовительная группа). Тема занятия: «Играем

Муниципальное автономного дошкольное образовательное учреждении «Детский сад комбинированного вида 25 «Рябинка» Николаевна Составитель: Чистякова Наталья Сычева Ирина Николаевна Г. Бердск Словесно-дидактическая

Праздник «Путешествие в страну Рисовандию». Старшая группа. Дети под музыку входят в зал. Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить Вас в волшебную страну Рисовандию. Вы знаете, что это за страна? Ответы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 62 Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Раз, два, три сказка к нам приди!» Составила

Чекшина Жанна Александровна Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вытегорского муниципального района "Белоручейский детский сад" Вологодская область, Вытегорский район, п. Депо КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЙ

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие с любимыми героями» в старшей группе. Воспитатель: Иванова С.Е. 16Декабря 2014 Интеграция образовательных областей: Познание. Речевое развитие. Образовательные

Конспект образовательной ситуации в средней группе Воспитатель: Можарина Наталья Федоровна, воспитатель высшая квалификационная категория. Тема: Заучивание отрывка из стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Цель:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование развивающих

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста Рыбка червячок Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных

Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Гимназия 1538 (дошкольное отделение) Конспект занятия по развития речи в подготовительной к школе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 22 - Центр развития ребенка» Конспект Непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе 2. Направление:

Комбинированное занятие для первой младшей группы сюжетно ролевая игра и изобразительная деятельность на тему: «В продуктовом магазине». Воспитатель первой младшей группы: Маркелова Евгения Николаевна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 23 КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) Подготовила

Игра "Волшебная шляпа" Старший дошкольный возраст. Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Перед началом этой подвижной музыкальной игры для детей нужно приготовить

Муниципальное образование город Муравленко Управление образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Оленёнок» Конспект педагогического мероприятия «Волк и козлята»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Малыш» комбинированного вида Конспект занятия по развитию речи «День Рождение Колобка» (Старшая группа) Воспитатель МДОУ 9 «Малыш» Ольга

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 126г. Борзи» Конспект занятия по развитию речи «Мамы разные нужны» Выполнила: Муратова В. В. Воспитатель 1 квалификационной категории 2014

Игра «Веселый аквариум» Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «р» (или «рь») в словах на слух, автоматизировать звук «р» в словах в произношении. Оборудование: картинка «Аквариум», карточки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «В гости к Биму и Бому». МБДОУ д/с 63 Воспитатель Иминова П.М. Махачкала 2016 Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному

Благотворительная акция «Новогодняя сказка» 24 декабря в Образовательном центре встречали гостей из школы-интерната 73. На новогоднюю сказку «Новогодний переполох» приехали ученики младших классов, педагоги

Технологическая карта ООД. Группа: старшая Образовательная область: «Речевое развитие». Раздел: «Развитие речи» Тема: «Ларец сказок» Цель: Обобщить представления детей о сказках. Задачи: Образовательные.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе. Тема: ««Маша идет домой». Воспитатель:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Ласточка» «Фиолетовая сказка» (конспект НОД в старшей группе с использованием игровой технологии) подготовила воспитатель 1 квалификационной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 60» г. Рязани Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «Мы солнышко будили» во второй младшей группе Г. А. Моткова МБДОУ

Воспитатели Сычева И.Н. На кого я похож Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.

К О Н С П Е К Т ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ» ПРОГРАММЫЕ ЗАДАЧИ: - активизировать словарь на основе знаний о ближайшем окружении; удовлетворять потребность

7 Предисловие А у тебя так бывает: сидишь перед чистым листком бумаги и хочешь что-то нарисовать? Может быть, дом, рядом сад, а вокруг большие старые деревья. А перед домом машину. В твоём воображении

Игры для развития эмоционально-волевой сферы Попугай (для детей с 4 лет) Цель: учить передавать эмоциональное состояние с помощь речи и мимики Взрослый говорит любое короткое предложение, например «Я иду

МАДОУ 57 комбинированного вида Конспект НОД «Дикие животные наших лесов» Средняя группа Подготовила: Ескина Т. В. 2015г. Задачи: учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 20 «ЗОЛУШКА» Проект «Сказки всегда с нами!» 2 младшая «А» группа 2016г. Педагог: Домченко М.Р. Тип проекта: художественно- эстетический

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей 5 образовательная область

Какая бывает вода! Программное содержание. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Киселева Ирина Николаевна воспитатель ГБДОУ 87 г. Санкт-Петербург МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ Аннотация: в статье рассматриваются способы развития воображения и речи детей дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 172» общеразвивающего вида Образовательная область «Речевое развитие» «Волшебная книга сказок» Составила: Тишкова И.А г. Барнаул

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 19 «Хрусталик» комбинированного вида» Диагностический инструментарий по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Администрация Городского округа Подольска Комитет по образованию Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 15 «Медвежонок» Конспект образовательной деятельности

Математика средняя группа 1. Рассмотрите картинку. а) Найдите два предмета и раскрасьте в зеленый цвет. Найдите один предмет и раскрасьте в синий цвет. б) Соедините два предмета с цифрой два. Соедините

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Конспект мероприятия-развлечения «Раскрасим мир разноцветными мелками» Подготовила: педагог дополнительного образования

Варенцова Ульяна Андреевна Воспитатель МБДОУ д/с 4 Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с часами «Такие разные часы». Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад 165» Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе «Свойства воды» Составила:

1 Цель проекта организация различных видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме. Задачи проекта: 1. Уточнять представления о взаимоотношениях между членами семьи (мама и ребенок). 2. Создавать

Консультация для родителей: «Дидактические игры для ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями» Составители: воспитатели подготовительной «Б» группы: Спиридонова С.А. Лукьянова Е.Ю. 1.Кто

Конспект комбинированного занятия для средней группы. Воспитатель: Пастухова Ольга Петровна, 1-ая категория, ДОУ «Детский сад 44» Министерства обороны Российской Федерации, в/ч 58661, Свердловская область,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Цель: Конспект интегрированного занятия «Рисунки из ладошки» для детей средней группы развитие креативных способностей детей среднего возраста путем ознакомления их с нетрадиционными способами рисования

С. Батяева Мои первые рассказы. Альбом для развития речи Серия «Вы и ваш ребёнок» Заведующая редакцией Ведущий редактор Художники Корректор Вёрстка Т. Шапошникова Т. Фишер А. Дремова, Е. Рубцова Г. Шкатова

Конспект занятия по теме «Родной край» «С чего начинается Родина» (для детей старшего дошкольного возраста) Составила: Воспитатель Литвиненко Е.В. Тема занятия: С чего начинается Родина. Программное содержание:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Из истории часов» Воспитатель Алимжанова Р.Р. Цель: учить детей определять причинно-следственные связи. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД «Снегурушка и лиса» с детьми второй младшей группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Неделя детской книги», Бондяева Елизавета Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 397»

Образовательный сценарий учебной ситуации в младшей группе Тема учебной ситуации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» Какая технология используется: технология развития способности понимания Предмет

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Программное

Зачем учить фантазированию? У дошкольников воображение само по себе зашкаливает, такую историю расскажут, что только держись…

Вынуждена не согласиться.

Во-первых, в наш век готовой, «разжеванной» визуальной информации (не надо ничего додумывать, все увидишь на экране) далеко не у всех воображение развивается так, как положено, без отставания (но дети молодцы, сопротивляются потокам навязанных образов).

Кто забыл, напоминаю, что воображение – это фундамент творческой личности

Во-вторых, знать приемы фантазирования – это осознанно их использовать для придумывания преобразований и усовершенствований. Такое умение называется управляемая фантазия .

Level up от простого сочинения небылиц, как говорится

А еще, уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывая фантастические сюжеты для игр и рассказов.

Базовые приемы фантазирования можно пересчитать по пальцам руки: увеличение, уменьшение, дробление, объединение, наоборот . Именно эти простые приемы легли в основу многих сказок и фантастических произведений. Поэтому сегодня именно художественная литература поможет мне проиллюстрировать прием увеличения-уменьшения.

Суть очень простая: представим себе, что какой-то объект стал огромным-преогромным. Или наоборот, очень-очень маленьким. Что из этого получится?

Вот появился Гулливер: каково ему будет среди маленьких человечков, какие трудности у него возникнут?

Или, наоборот, уменьшились Карик и Валя, стали меньше букашки. Как им перемещаться, как добыть еду, спастись от опасности?

Аналогично можно увеличивать и уменьшать любой объект. Например, возьмем водопроводную трубу. Увеличим – получится тоннель, уменьшим – соломинка для сока.

А если увеличить зонтик, карандаш, плюшевого медведя, шезлонг или книгу? При этом не менять всего остального в окружении. Как по-новому можно использовать этот огромный предмет? Что будет хорошего, а что плохого в таком новом качестве?

Вот картинки для примера, и, конечно, можно придумать еще множество вариантов.

Теперь уменьшаем предметы и задаем такие же вопросы.

Еще можно увеличивать не весь объект целиком, а только его часть. Таким нехитрым способом был придуман Чебурашка.

Фатимет Такахо
Приемы развития фантазии и воображения

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка – горят). Этих знаний вполне достаточно для развития фантазии и воображения ребенка .

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы.

1. Увеличение - уменьшение.

Этот самый простой прием , он широко используется в сказках, былинах, в фантастике . Например, Золушка, Спящая красавица, Гулливер, гномы.

Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям.

o Выбирают несколько произвольных объектов живой и неживой природы.

o Формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы» .

o Сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.

3. Оживший рисунок.

Вы получили замечательный дар, всё, что вы нарисуете – оживает! Что бы вы нарисовали? Вымирающих животных? Новых животных и растений?

4. Исключение некоторых качеств человека.

Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.

Человек не спит.

Человек не чувствует боли.

Человек потерял вес, обоняние.

5. Превращение человека в любой объект.

Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб, в растения (в дуб, розу, баобаб, в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш) . Это богатейший материал для новых сказок.

Но самое главное в этом приёме – это воспитание эмпатии (умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами) .

6. Антропоморфизм.

Антропоморфизм – это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов – одушевлённых и неодушевленных : животных, растений, небесных тел, мифических существ.

7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

А именно : способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.

Например, камень. Он светится, всегда тёплый (никогда не остывает, можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.

Камень впитывает болезни. Камень даёт бессмертие.

9. Изменение привычных отношений между героями сказок.

Напомним такие ситуации : щука поёт колыбельную («Открывает щука рот» , «Серый волк ей верно служит» , храбрый заяц, трусливый лев.

10. Новое название картине.

Ребёнку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше : ребёнок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.

11. Фантастическое объединение .

Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.

12. «Как мне повезло!»

«Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце» .

«Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей» .

«Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники» .

13. Склеивание.

Путём мысленного «склеивания» рождено множество героев легенд и мифов (дракон, русалка, кентавр, химера и др.) . Тем же путём созданы такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и др.

Детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.

14. Аналогии.

Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создаёт определённые соотношения и связи.

Например, ребёнку нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблём по каким – то существенным признакам. При решении этой задачи более результативен тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.

15. Акцентирование.

Умение подметить и выделить главное (рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги и т. д.).

16. Типизация.

Один из самых сложных приёмов творческого воображения , который используется в художественном творчестве (из цветной бумаги вырезать несколько снежинок и посмотреть, какая из них больше других похожа на настоящую).

17. Превращение незнакомого в знакомое.

Этот приём включает в себя четыре операции :

1) личное уподобление – отождествление себя самого с каким-либо элементом проблемной ситуации (колесо от машины, веточка дерева и т. д.) ;

3) символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задач;

4) фантастическая аналогия , при которой проблема решается «как в волшебной сказке» .