Роль отца в воспитании детей в семье. Воспитание детей дошкольного возраста: роль отца в патриотическом воспитании ребенка. Роль отца в воспитании сына

История первая: рождение семьи

Я полностью согласна с утверждением, что лучшая инвестиция в развитие и счастье ребенка, это правильно выбранный папа. Конечно, на сегодняшний день полная семья – это для многих непозволительная роскошь. И есть немало удивительных по силе и красоте духа примеров мам одиночек, справляющихся со всеми превратностями судьбы. В том числе, многодетных мам одиночек. И, в том числе, приемных. А есть даже такие геройские папы.

И все же образ полной семьи, где двое стали «единой плотью», лелея, воспитывая и ограждая от бед своих детей, был для меня всегда желанным, был моей целью и мечтой. Об этом я много раз просила Бога. О встрече с «моим» человеком. Главным в моей жизни, главой нашей будущей семьи. И Господь услышал.

После того, как появился блог, мне часто пишут потенциальные усыновители, задают вопросы. Часто звучит вопрос о том, как убедить мужа, «склонить» его к принятию в семью ребенка. И мне всегда дико, даже страшно. Ведь это ОГРОМНАЯ ОШИБКА – думать, что подобное желание можно навязать или привить.

Мне кажется, здесь любое «уговаривание» неуместно. Желание стать приемным родителем, искреннее, подлинное – либо есть в душе изначально, либо нет. Это не подвиг и не геройство. Скорее, это склонность, некоторое свойство личности – наличие ресурса полюбить чужого по крови человека, принять. Оно не всем присуще, и не стоит искусственно вытягивать из себя это. Нет ничего стыдного в том, что человек не хочет усыновлять детей. Это нормально.

Мне повезло. Вернее, я верю, что непросто так Бог соединил нас с мужем именно для того, чтобы наша семья могла родиться. И это самое большое счастье для меня.

С самого начала наших отношений было понятно, что мы хотим детей. Нам обоим был не так уж важен путь, которым дети пришли бы в семью. Муж знал об особенностях моего здоровья и о том, что возможность родить ребенка для меня под большим вопросом. Знал о моем желании усыновить малыша и это желание разделял. Фактически, мы с самого начала готовили почву для того, чтобы скорее этот момент – появление детей – настал.

Определенно, все, что последовало за нашей первой встречей – решение и заслуга моего мужа. Я не говорю о том, чьим было желание этих событий и перемен, появление Жени и Сашеньки в нашей семье. Понятно, что желание это было обоюдным. Я говорю о том, кто принимал решение, что вот теперь – пора, мы готовы и сможем. И о том, кто взял на себя ответственность за всех нас, за семью.

Со стороны могло показаться, что я – вся такая эмоциональная и горячая, живу идеей о детях, а муж мой вынужденно подыгрывает. Разумеется, это не так. Все мои эмоции в купе не выдержали бы первых же испытаний. Только благодаря его твердой воле, крепкому плечу и здравому смыслу, мы дошли до счастливого финала (он же – новый старт), и стали родителями.

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

Это очень отчетливо проявилось, когда мы принимали решение об усыновлении Жени. На тот момент, с ребенком мы еще не были знакомы, только знали некоторую информацию о нем, его здоровье, происхождении.

Меня раздирали сомнения. В период, когда мы проходили обучение в Школе приемных родителей, я умудрилась заочно «влюбиться» в малыша из Базы данных о детях на сайте уныновите.ру. Мало того, что я уже примеряла мысленно на себя роль мамы именно этого ребенка, я еще «познакомила» с ним всю родню, и будущие бабушки, и дедушки, и даже дядя, активно включились в эту заочную любовь и ждали встречи с этим конкретным ребенком.

Муж, всегда склонный к рефлексии, закономерно предполагал, что глупо так привязываться, не имея никаких подтверждений и гарантий, что ты сможешь усыновить этого ребенка, и его не возьмут другие люди до того, как ты получишь разрешение в опеке. Конечно, он оказался прав. В момент, когда мы пришли в министерство образования, тот мальчик уже попал в семью. Это было очень большим разочарованием для меня. По моей же глупости.

Понятно, что в первый момент «переключиться» было очень сложно. Казалось, что усыновить можно непременно «своего» ребенка, чтобы обязательно был какой-то знак, чтобы при одном взгляде на него «ёкнуло». Только что пережив разрушение воздушного замка, я мгновенно «влюбиться» заново не могла. И был страх, что я не смогу полюбить сына.

Мы взяли время подумать. Постепенно, вынырнув из переживаний, я обнаружила, как отдалился от меня муж. В эти несколько дней мы практически не общались. Как оказалось, он даже начал сомневаться в том, что наше решение принять ребенка в семью правильное и что я готова по-настоящему. Когда я была в состоянии спокойно обсуждать ситуацию, у нас состоялся разговор.

Меня пугает твое настроение, – сказал муж. – Ты ведешь себя не как взрослый человек, а будто играешь в игру, тобой же придуманную. Это несерьезно.

Для тебя несерьезно, - запальчиво бросила я. – Ты не понимаешь, я полюбила того мальчика.

Полюбила? - прервал мои излияния муж. – О чем ты говоришь? Какой ты будешь матерью, если ты готова назвать «любовью» свои эмоции и желания, ни на чем не основанные. Любовь – это о другом. Это желание помочь, это забота, это ежедневный труд. А я теперь не уверен, что ты к этому готова.

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

В тот момент я была настолько ошарашена его словами, что не могла ничего ответить. Все, что сказал Сергей, было правдой. И я внезапно увидела себя со стороны. Увидела сквозь пелену переживаний и слез реального мальчика – Женю, чья судьба была в наших руках. Мне стало больно и очень стыдно.

Уже через несколько дней наша встреча с сыном состоялась. Я не могу описать словами весь шквал чувств, нахлынувших на меня, в момент нашего знакомства. Живой, тепленький, маленький, очень нежный и красивый мальчик. До чего ж я была идиотка, когда могла упустить свой шанс? Сергей смотрел на все со спокойной улыбкой. В его сдержанной нежности было куда больше силы и смысла, чем в моих душевных трепыханиях. Теперь я отчетливо видела это.

Двадцать восьмого декабря 2015 года наш сынок приехал домой.

Значение участия отца в воспитании ребенка

Значение отца в воспитании ребенка, его развитии и жизни очень большое. При этом чтобы передать своему сыну или дочке собственные жизненные ценности, общаться с малышом нужно с первых дней его появления на свет. Мужчина должен ежедневно уделять достаточно много времени для малыша, чтобы тот ощущал его присутствие и физически, и эмоционально. Каждый мальчик или девочка должны быть уверены в том, что отец в любую минуту сможет отодвинуть на второй план все свои дела и провести с ними своё время. При таком поведении мужчины в семье дети всегда будут обращаться к нему с любой проблемой. Чувство отцовства приходит гораздо позже, чем ощущение роли материнства. Участие отца в воспитании ребенка во многом зависит от поведения женщины, ее задача – привлечь своего мужа к уходу и воспитанию малыша. Для этого достаточно попросить мужа посидеть с крохой и присмотреть за ним, пока мама будет заниматься домашними делами. Одни мужчины сами проявляют желание помочь своей супруге, других – нужно очень хорошо попросить.

Функции отца в воспитании ребенка

Когда речь идет о полной семье, мужчина должен и обязан активно участвовать в жизни своего ребенка. Психологи выделили самые важные функции отца в воспитании и развитии своих детей:

  • Физическое развитие. Отец участвует в формировании двигательных навыков у детей до года. Мужчина в отличие от женщины не боится заниматься активными играми с таким крохой, причем оба (и отец, и малыш) получают от этого огромное удовольствие. Матери не стоит отбирать малыша у папы во время подкидывания вверх, катании на плечах и других экстремальных забав. Такие игры стимулируют физическое развитие – он быстрее научится ползать и ходить, а также у него с ранних лет будет формироваться и развиваться хороший вестибулярный аппарат.
  • Мышление. Отец при желании может стать основным помощником в обучении ребенка разговаривать. Близкие контакты с папой помогают малышу развивать логическое, абстрактное и конкретное мышление.
  • Сбалансировать отношения ребенка и матери. Ближе к 2 годам ребенку придется отдалиться от матери, которая присутствовала в его жизни практически 24 часа в сутки. Связано это может быть как с отлучением от груди, так и с выходом мамы на работу или оформлением самого ребенка в дошкольное заведение. Папа может помочь малышу перебороть зависимость от матери. Психологи также отмечают, что если мужчина берет на себя роль проводника ребенка в детский сад или становится инициатором переселения крохи в отдельную комнату, то в данном случае процесс отделения от матери проходит гораздо менее болезненно.
  • Социализация. Папа предъявляет малышу определенные требования, которые необходимо четко выполнять в обществе. Он также учит малыша уважительно относиться к окружающим людям и правильно себя вести вне дома. В процессе воспитания именно от отца ребенок узнает, что такое одобрение, порицание и наказание.
  • Половая идентификация. Поведение папы становится эталоном для мальчика. Мужественность, уверенность, уважение к женщинам – это главные черты, которые необходимо с пеленок привить сыну. А вот тесное общение папы с дочерью позволяет ей быстрее понять свою женскую роль в жизни.

Роль и авторитет отца для сына

Пример отца – жизненное знамя для сына. В подсознании мальчика формируется мужская модель поведения в жизни. Отец своим авторитетом подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Мужчине, воспитывающему сына, необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычками. Ведь если он сделает ошибку, то ребенок тут же подхватит плохой пример.

  • Папа как образец для подражания. Папа всегда будет являться ярким примером для сына. Именно папино поведение, характер, его привычки и образ жизни закрепляются в сознании мальчика как основополагающие. Поэтому папам следует всегда обращать внимание на своё поведение и вовремя его корректировать, дабы не стать плохим примером для своего крохи.
  • Полная семья: знакомство с культурой отношений. Сын, наблюдающий за отношениями родителей, постигает культуру общения мужчины и женщины. Этот долговременный процесс формирует у будущего юноши представления о семье, о том, как мужчина должен относиться к женщинам, какова роль мужчины в современном мире. Очень часто происходит так, что модель семейных отношений, увиденная в детстве, воспроизводится в собственной семье.
  • Здоровье сына в папиных руках . Кто, как ни отец, позаботится о физическом развитии сына? В этом направлении у отцов все возможные преимущества. Папа научит сына ловкости, силе, быстроте и выносливости. Именно папа расскажет сыну о важности физической подготовки, потому что для мальчиков очень важна функциональность собственного тела. Папа откроет сыну весь спектр видов спорта и, наряду с этим, будет обучать порядку, организованности, аккуратности, и дисциплине: ведь известно, что физкультура и спорт развивают позитивные качества характера, волю.
  • Папа – лучший друг . Одобрение со стороны отца, похвала, радость успехам собственного сына – очень важны для мальчиков. Отцовская доброта не влияет на сына отрицательно, как многие думают. Поощрение и поддержка – очень важные моменты, которые указывают именно на отцовскую дружбу и на хорошее взаимопонимание, а не на стремление относится к сыну как к девченке. Учёные утверждают, что сильные и успешные мужчины вырастают в тех семьях, где царит любовь, гармония и взаимопонимание.

Роль отца в воспитании дочери

Как для сына, так и для дочери папа является определённым образцом поведения:

  • Отец — как модель будущего спутника жизни. Девочка воспринимает папу как образец мужчины, который может впоследствии служить «лакмусовой бумажкой» при выборе мужа. Часто говорят, что девушка выбирает спутника жизни, который чем-то похож на её отца. Это же самое можно утверждать с точностью наоборот, если отец не блистал прекрасными чертами характера или не заботился о семье. Девочки, которые были воспитаны без участия отца, часто рисуют идеальный образ мужа в собственном воображении, предъявляя в будущем к избранникам специальные требования, которые не основываются на личном опыте.
  • Воспитатель любознательности. Большая заслуга отцов в том, что они открывают мир для дочери, воспитывая в ней любознательность, потребность узнавать новое, познавать окружающую среду. Отец знакомит дочь с тем, что ей ещё не известно, стимулирует развитие её эрудиции. Совместные прогулки превращаются в туристические походы или исследования местности, чтение вслух развивает воображение и способствует изучению явлений природы. Отец даёт глубокие и исчерпывающие ответы на разнообразные вопросы дочери, тем самым развивая и воспитывая её.
  • И главное — не баловать! Отец не должен баловать свою принцессу, даже если очень хочется задаривать подарками и вкусностями. Он может быть добрым по отношению к девочке, но и требовать с нее в зависимости от возраста. Девочке необходимо видеть, как отец общается с матерью, наблюдать их романтические отношения. Эта картинка с детства сформирует образец семейных ценностей и взаимоотношений с мужчинами.

Отцами не рождаются, а становятся. Чувство отцовства проявляется у мужчин гораздо позже, чем чувство материнства у женщин. Отцовству необходимо старательно учиться, чтобы стать хорошим папой. По-настоящему заботливый отец – это тот, кто способен быстро реагировать и всегда откликается на потребности ребёнка. Именно с такими папами дети вырастают целостными, гармонично, интеллектуально, эмоционально и физически развитыми. Любовь отца к детям обеспечивает благополучие, психологическую гармонию в семье, и вследствие этого дети которые воспитывались в такой семье, становятся более жизнерадостными и успешными. Именно любовь отца к детям даёт ребёнку полное представление о том, как мужчина должен заботиться о семье и относится к женщине. Модель поведения любящего отца станет для ребёнка моделью построения собственных семейных отношений в будущем.

Дорогие мамы, старайтесь привлекать папу малыша к решению всех семейных вопросов. Распределите между собой семейные обязанности. Сегодня именно партнёрская модель семейных отношений даёт хорошие результаты при воспитании детей. Вот увидите: ребёнок, с любовью воспитанный обоими родителями, вырастет оптимистичным, уверенным в себе, полным сил. И скажет вам спасибо за хорошее воспитание.

В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей». Для того чтобы понять особенности нынешних отцов, попробуем рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.

Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, за мужчиной – хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец.

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства, в той или иной форме, встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов прошлого столетия, когда резко возросла профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь часто ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины. При этом они все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в первые годы жизни ребенка рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они чаще склонны возлагать на жен.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием?

С точки зрения Э.Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А.Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Как отмечает А.Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

Отцы и дети: с чего начинается понимание
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – он лег на диван и сказал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ругают маму», «наказывают».

И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», – часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей «культуры отцовства».

Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: «Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним? В какие игры?» Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить, а пока пусть мама с бабушкой нянчат».

Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала в раннем детстве первые контакты с малышом. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.

Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Так же, как и для матерей, ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы проявляли большее понимание потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также привязанность мужа к жене, чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

Однако психологи отметили также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках.

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.

Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании, в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.

Готовность к отцовству


Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов, что, впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания. У таких отцов развита эмпатия (способность к сопереживанию – прим. ред .), им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.

Что происходит, когда отцовские чувства или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка?

Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации (т.е. ситуации «лишения отца» – ред .), где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей – строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я».

Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

Известный отечественный психолог А.И. Захаров отцов, чьи дети болеют неврозами, характеризует как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.

Влияние отца на психическое развитие ребенка


Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери – отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство.

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей – ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а, в конечном счете, приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа «Я».

1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.

Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.

5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

Сущность, структура и функции семьи

3. Роль отца и матери в семье

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье.

Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берёт на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически всё чаще семейной жизнью руководит женщина - жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах.

В современных квартирах есть всё и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует. Однако, все равно отец - это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.

Отцовство - также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок - большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие своё общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребёнка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но, не являясь при этом чем-то патологичным.

Можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по - настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Молодые люди из - за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственничества, которые хотят иметь наследников, своё продолжение на земле.

В наше время действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведёт к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.

Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д. - вот первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.

Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребёнку.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и прочее. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям - увеличивается общее количество неврозов, растёт пугливость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребёнка необходим институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым.

Он ответственен перед семьёй за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. это, прежде всего обязанность отца.

Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Кёллер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли "мамы" выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, в роли, матери которых был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20% общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина - мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома.

Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением. Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Взаимоотношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте

Актуальность темы: « Роль матери в жизни девочки-подростка особенно велика». Стираются многие традиции, умирают стереотипы, и роль женщины меняется вместе со временем. Для того...

Влияние национального воспитания в семье на развитие детей дошкольного возраста

Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы...

Гендерная специфика представлений об отцовстве

Отцовская любовь - это обусловленная любовь. Отец это тот, кто учит ребенка тому, как узнать дорогу в большой мир, кроме того, отец обладает и социально - экономической функцией: передача собственности лучшему, заслуживающему отцовскую любовь...

Гендерные стереотипы в семье

гендерный стереотип семейный поведенческий У меня была одноклассница Маша Иванова, ее мама была домохозяйкой. Она всегда была дома, готовила обеды, убирала в доме. На ночь Маша получала интересную сказку из маминых уст...

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно...

Особенности воспитания девочки в семье

Рассмотрим роль отца в воспитании дочери. Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы...

Особенности образа матери у дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях

Материнская любовь возникает и развивается на основе детского опыта взаимодействия ребенка с собственной матерью, на то, какие связи устанавливаются между матерью и ребенком после его рождения, в результате ее заботы и его ответной реакции...

Отношения мать-дитя

В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка. Период сразу после родов -- это время особо повышенной чувствительности, как для матери, так и для ее младенца...

Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Осо-бенно это заметно в семье разведенных супругов...

Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка

У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинзона)...

Роль отца в воспитании мужественности у мальчиков дошкольного возраста

В настоящее время при изучении детско-родительских отношений больше внимания уделяется исследованию материнско-детских отношений, несмотря на то, что роль отца в воспитании ребёнка сильно возросла и имеет всё большее признание в мире...

Роль отца в жизни ребенка

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как: - доступность для ребенка, - включенность в совместную деятельность с ним, - ответственность за материальное обеспечение...

Роль отца нельзя преуменьшать. Отец оказывает огромное влияние на развитие и социализацию ребенка. Вот лишь некоторые социализирующие функции отца: - отец играет большую роль в формировании своего ребенка в таких ситуациях...

Социализация личности в семье

Мать влияет на развитие ребенка задолго до рождения. Важны взаимоотношения в семье, отношение к зародившейся жизни, к отцу ребенка, к самой беременности, настрой матери в период вынашивания… Ребенку необходима любовь, материнская любовь. Дети...

Сущность, структура и функции семьи

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него...

Отец-христианин для ближних - пример служения Богу и праведной жизни.

Подобно священнику в храме

В менталитете российского народа заложено, что у ребёнка должны быть отец и мать. Христианство открывает духовный смысл традиционной семьи: отец в ней подобен священнику в храме, он подаёт пример служения Богу и ведёт ближних к нему. Поэтому важен его безупречный образ- ведь сложно чтить священника, если он нарушает заповеди.

Традиционная семья иерархична. Отец возглавляет её, мать помогает ему, дети почитают родителей и следуют их примеру.

Священник Александр Сирин : «Мы можем сказать, что, уподобляясь Христу, отец являет собой образ Отца Небесного, как Иисус Христос, предав Себя за Церковь, явил миру Отчую любовь к человеку. Более того, каждый отец в определенном смысле представляет в своем лице Бога: не случайно предстоятель Церкви именуется патриархом, или папой (в Римской Церкви), что ближе к нашему восприятию слова «отец». Патриархом в древние времена назывался и праотец рода, отсюда - патриархат».

Образ отца формировался веками - пока на планете шли войны, нации страдали от набегов иноплеменных, и особое значение имела сила мужчины, его готовность защитить семью. В таком мире женщина зависела от своего избранника, тем более, зависели дети.

Развитие науки и техники уменьшили значение физической силы. Появилось много профессий, требующих интеллектуального образования. Возможности женщин достичь успеха в работе сравнялись с мужскими. Поэтому сегодня мужьям требуется больше духовности, ума и других положительных качеств для того, чтобы стать авторитетом в семье.

Иерей Михаил Пышинский о роли отца-христианина:

Отцовский пример

Поначалу ребёнок подражает только матери, но уже в пять-семь лет начинает присматриваться к отцу и перенимать у него навыки, привычки, манеры. Особенно это касается мальчиков. Из домашнего тёплого мира мамы ребёнок вступает в суровый мир отца, где есть место риску, соперничеству, столкновениям. Начинаются первые конфликты с ровесниками, попытки отстоять своё мнение и защитить младшую сестру или брата. Отец более лоялен к решительному поведению наследника и может поддержать его в ситуации, где мама не одобрит. Например, если тот подрался или что-то сделал без разрешения.

Родителям важно найти баланс мнений, чтобы не тянуть ребёнка в разные стороны, когда один запрещает то, что разрешил другой.

Протоиерей Владимир Головин о качествах настоящего мужчины:

Рассказывает моя знакомая учительница математики, чьё детство пришлось на послевоенные годы: «Отец это, прежде всего, защитник. И ребёнок это ощущает. Помню, я была подростком, когда с родителями переехала в другое село. Гуляя по незнакомым улицам, не раз слышала за спиной вопросы местных жителей друг другу: «А это чья?» И ответ: «Это Николая Александровича дочка». И чувствовала себя в безопасности, словно отец шёл рядом со мной. Он был тихим интеллигентным человеком, но воевал и мог постоять за семью.

Ребёнок без отца вырастает менее уверенным в себе, менее решительным. Это относится и к девочкам, и к мальчикам. Отцовская защита - фактор психологический, не только физический.

На мой выбор профессии тоже повлиял отец. Он преподавал математику и, возвращаясь из школы, много рассказывал о своей работе, об учениках, к которым относился с любовью. Знал биографии учёных-математиков, интересные факты из их жизни. Математика - сложный предмет, но благодаря отцу я увлеклась ею, поступила в пединститут и всю жизнь преподаю алгебру и геометрию.

В свободное время я занимаюсь живописью. Этому тоже научилась от отца. Он был не только педагогом, но и художником-любителем. Писал репродукции с картин известных мастеров, украшал ими дом. Рассказывал об их судьбах, покупал книги по истории и технике живописи. Как он, я со временем взяла в руки кисть и стала рисовать картины русской природы».

Но отцовская защита и опека не должны быть чрезмерными. Ребёнок взрослеет и наступает пора, когда он покидает родное гнездо. Не всегда родители смиряются с потерей абсолютной власти над наследниками. Обычно детей балуют матери, но я знаю обратный пример - как отец сделал из сына недоросля, предмет иронии знакомых.

Обеспеченный и достаточно известный человек, издатель, словно не замечая, что сын вырос, продолжал снабжать его деньгами и спускать с рук грешки. А шалости у сына были уже взрослые - алкоголизм, измены жене, дети на стороне. Отец пристроил сына в свою фирму, где за глаза парня звали барчуком, а он инициировал увольнения сотрудников, которые не испытывали перед ним пиетета. Иногда у отца наступали моменты осознания, что к сыну нужно предъявлять серьёзные требования. И тогда старик кричал на весь офис, упрекая и обличая великовозрастное чадо. Но вскоре прощал и тот снова болтался по ресторанам и фуршетам.

Стоит отметить, что профессия, выбранная отцом сыну, парню не особенно подходила. Журналистика, в которой письменно он не мог два слова связать. Статьи ему не давались, порой отец сам надиктовывал их своему Митрофанушке, а тот записывал с ошибками. Возможно, если бы авторитарный старик перестал держать сына при себе, тот выбрал бы другую работу, более подходящую по складу характера. Парень был симпатичен, разговорчив, общителен.

Только в сорок с лишним лет сын смог реализоваться - он стал ведущим телевидения, где его красноречие востребовано. Но время упущено и вряд ли он перерастёт отца, всегда оставаясь в тени его имени. Тем более, что телевидение принадлежит папе…

Дети не обязаны становиться копиями родителей и следовать их выбору не по собственной воле. Счастлив человек, ребёнок которого достойно продолжает его дело. И не менее счастлив человек, ребёнок которого нашёл собственный путь.

Семьянин прежде всего

Сегодня в России много неполных семей и это передаётся из поколения в поколение.

Если мужчина или женщина выросли без отца, они принесут деструктивные настроения в собственный брак. Конечно, не стопроцентная гарантия, но большая вероятность развода грозит таким людям.

Если дети не имеют возможности наблюдать добрые взаимоотношения родителей, взаимную заботу, верность, то откуда они научатся этому? Бессознательно копируем мы ситуации, которым были свидетелями в детстве: вот отец ударил мать; вот вернулся пьяным; вот он ушёл к любовнице и, наконец, мать подаёт на развод, а бабушка злословит о непутёвом зяте.

Мальчики вырастают безответственными, грубыми по отношению к женскому полу. Девочки с презрением и недоверием относятся к мужскому. Негативные чувства прорываются при первых же конфликтах молодой пары.

Психолог Александр Семёнычев рассказывает, как важен пример отца для будущей семейной жизни ребёнка.

Конечно, мать-одиночка может воспитать достойного человека, который построит счастливую семью. И всё же бегство отца отразится на его мировосприятии, обернувшись недобрым чувством к противоположному полу. Ведь такой ребёнок был предан на заре жизни!

Верность отца это широкое понятие - ребёнок должен видеть, что тот верен своей жене, верен своему слову, верен дружбе и стране. Если взрослый человек предал в одном, значит, может предать в другом, подвести в трудную минуту окружающих, отречься от своих принципов и от Бога.

Если отношения мужа и жены в православии сравниваются с отношением Христа и Церкви, то разве дозволена измена?

Справедливый судья

Справедливость - важное качество отца-христианина. Он взвешенно принимает решения и его слово весомо, когда требуется рассудить конфликт между родными детьми; между своим ребёнком и чужим; сделать замечание жене или высказать мнение о ситуации в стране.

Отец-самодур даёт ребёнку пример глупости и жестокости. В таких семьях поднимают руку друг на друга из поколения в поколение. А там, где самое привычное наказание - побои, нередко случаются преступления.

Я знаю семью, где отец с сыном постоянно скандалили, в итоге отец отрубил голову спящему сыну. Со страхом смотрела я на дом убийцы, когда случалось проходить мимо, и всегда представляла трагическую сцену. У отца осталась дочь, и я думала: как она может жить в этом доме и что думает об отце? Разве не сломал он и её судьбу таким поступком?..

Есть немало примеров, когда отцы, злоупотребляя своей силой, обижают жён и детей. Те уходят или терпят, но в любом случае это нездоровые отношения.

Одна семья, где отец был кадровым офицером, трепетала от его строгости. Он, считая себя справедливым, бил до крови сына-подростка. Так офицер проявлял заботу и страх за чадо, поскольку сын имел увлечение - взрывать на пустыре найденные в окрестностях боеприпасы времён ВОВ. Забава опасная, но неужели нельзя было объяснить сыну его ошибки мирно, без ремня и кулаков? Наказанный паренёк убегал из дома и мечтал о настоящем пистолете как панацее от бед: «Мне казалось, что с пистолетом я стану Богом, способным решать чужую судьбу».

Побои дали обратный эффект - сын вырос с ненавистью к отцу и стал преступником. Сегодня ему немало лет. Он простил отца, позже возившего в тюрьму передачи, но считает его воспитателем своей жестокости.

Так есть ли смысл в затрещинах, порке и прочих способах воздействия на чадо?

В детстве меня изредка наказывала мать. Орудием наказания служила кленовая розга. Как правило я успевала убежать из дома, а за его стенами мать стеснялась учить меня уму-разуму. Но в любом случае розга не оказывала эффекта на моё поведение, кроме пятиминутного страха. Другое дело, когда мать вместо наказания уходила в соседнюю комнату и плакала или жаловалась на сердце. Тогда я чувствовала раскаяние, становилась перед иконой и начинала молиться за неё.

Эмоциональное воздействие на ребёнка - сильнее физического.

У христианства на справедливость свой взгляд - она необходима, но лучше уступить ближнему, даже если более прав ты, а не он. Ради мира, чтобы пресечь развитие конфликта. Поэтому добрые родители не усердствуют в наказаниях, а сделав ребёнку словесное внушение, прощают его.

Протоиерей Георгий Бреев рассуждает о справедливости: «Если попытаться понять какой-то основной принцип, который можно применять во многих жизненных ситуациях, то это принцип «пойми другого человека». Войти в его положение и понять его, понять его образ мышления и его идеи. Потому что чаще всего у нас спор возникает из-за того, что я не хочу понимать другого человека».

Святые отцы советовали уступать и проявлять снисхождение в бытовых разногласиях, но настаивать на своём там, где дело касается нравственных христианских понятий.

Но нужно помнить, что высшее правосудие - Божие, и за свой человеческий суд и осуждение получит воздаяние каждый - и отец, и мать, и дети. Поэтому лучше простить, чтобы и тебя простили в лучшем мире.

«Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое», – учит праведный Иоанн Кронштадтский.

Трудовое воспитание

Мужчина, не способный вбить гвоздь - жалкое зрелище. Я работала в преимущественно мужском коллективе, окружённая городскими интеллигентами. Бывало требовалось починить лампу дневного освещения или розетку и тогда в офис вызывали мастера из ЖЭКа, ждали его всем коллективом, пока не приходил и не делал эту элементарную работу. Другой горожанин с двумя высшими образованиями признался мне, что не смог починить утюг, когда попросила жена, и ему было очень стыдно.

Конечно, в этом виновата и школа, где есть такой предмет, как труд, но непонятно, чему там учат - лично мы на таких уроках шили рукавицы, как зеки, или выпиливали лобзиком что-то из фанерок. Поэтому оставалось надеяться, что настоящие трудовые навыки нам дадут родители - кто на что способен.

Для мальчика в этом случае незаменим отец, потому что вряд ли мать умеет чинить машину, электропроводку и бытовую технику. Порой эти навыки перерастают в хобби, а потом помогают при выборе профессии.

В деревне мальчики с детства учатся ремонтировать - сначала велосипеды, позже мотоциклы, затем отцовские машины, комбайны, трактора. Это естественная часть жизни. Поэтому любой, даже склонный к лени парень, способен сделать многое по дому и заработать на семью. А значит, не займётся пьянством или воровством, не останется времени на блуд и хулиганство.

«Телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плоды», – поясняет преподобный Антоний Великий.

Мы, грешные, чаще трактуем труд как наказание, ссылаясь на слова Бога падшему человеку: «Будешь добывать хлеб в поте лица своего». Но игнорируем важное.

Первый во Вселенной пример труда показал Бог, который, как повествует Книга Бытия, 6 дней трудился, а 7-й день отдыхал, наслаждаясь своим творением.

И Сын Божий воспитывался плотником Иосифом, с детства помогая ему.

Отец-кормилец, чей вклад в семейный бюджет самый весомый, по умолчанию вызывает уважение. Ему незачем комплексовать, завидуя зарплате жены. За ним последнее слово в споре, поскольку он делом доказал, что является рачительным хозяином. И это благой пример для сыновей, которые учатся в будущем обеспечивать семью.

Отношение отцов к труду в глобальном смысле влияет на демографию страны. Ведь женщины стремятся рожать от ответственных и способных заработать мужчин.

«Человек, подражай земле, приноси плоды для других, как и земля приносит тебе» , – учит святой Василий Великий.

Церковь - дело всех

Многие пары считают себя верующими, венчаются и украшают дом иконами. Но, как правило, в церковь ходит жена. Супруг считает это не мужским делом. Свободное время он посвящает делам, которые считает важнее собственной души - рыбалке, футболу, машине. На утренней заре я часто вижу, как по направлению к реке проезжают легковые машины с закреплёнными на крыше надувными лодками. Как раз мимо церкви, где толпятся преимущественно прихожанки.

Сегодня бытует мнение, что мужчина сильнее, поэтому сам пытается справиться с несчастьями, а женщина слабей, оттого ищет помощи у высших сил. Но перед Богом слаб любой и никакая земная сила не сможет переломить обстоятельства, если настал час расплачиваться за грехи. На самом деле большинство представителей мужского пола ищет спасение в алкоголе. Я видела немало запойных мужчин. Если валяться в мокрых штанах на полу, по их мнению, означает силу, а стоять на службе - слабость, что творится в их сознании?

Говорят, мужчины живут намного меньше женщин. Но молятся они тоже намного реже.

Забывая о вере, отцы наносят ущерб не только себе, но и детям. Ребёнок, который посещал церковь в младшем школьном возрасте, став подростком, может оставить её, если таков пример папы. Мальчик сделает вывод, что религия вообще не для мужчин, что церковь - клуб для бабушек. Многие возвращаются к вере после тридцати-сорока, но сколько ошибок и грехов уже совершено!

Думаю, в церковь нужно ходить торжественно, всей семьёй, тогда это запоминается и усваивается как позитивный момент. Ребёнок видит духовное единение матери, отца, братьев, сестёр. Слышит слова о высоком, неотмирном. Отрывается от бытовой мышиной возни для Таинства.