«Рыбки».Мастер-класс по аппликации с элементами рисования. Виды аппликации. Нетрадиционные техники аппликации

Мастер-класс для дошкольников «ЦВЕТУЩИЙ КУСТ. Раздувание и аппликация»


Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Создание творческой работы, (открытки)
Задачи:
Знакомство с техникой раздувания
Совершенствование практических навыков работы с фигурными дыроколами, клеем ПВА
Отработка навыков композиционного освоения плоскости листа
Воспитание точности и аккуратности

Материалы:
Бумага (белая и цветная)
Фигурные дыроколы,
Черная тушь, кисть или пипетка
Клей ПВА или клей – карандаш
Зубочистка
Трубочки для раздувания
Салфетка тканевая или бумажная



Чем дерево отличается от куста?
(Высотой и количеством стволов. Дерево выше и у него один ствол. Куст ниже и у него много стволов)
Какие кусты вы знаете?
(Смородина, шиповник, сирень, калина…)



Вот как весной выглядят цветущие кусты:




ВСТУПЛЕНИЕ
При работе с фигурным дыроколом у нас образовалось много красивых полосок с орнаментом из цветочков. Нужно было куда-то их применить. И тут возникла идея – совместить кляксографию и аппликацию.
Работа с тушью требует некоторых практических навыков, поэтому необходимо предварительно дать детям попрактиковаться на маленьких листочках.
Педагог показывает, как получить изогнутый ствол и тоненькие веточки. Для того, чтобы получился ствол, каплю туши помещают кистью или пипеткой на край листа. Затем наклоняют лист от себя и начинают тихонько дуть на нее. Капля медленно ползет по листу в нужном направлении. Когда высота стволика уже достигнута, лист нужно положить на стол, и сделать резкий и сильный выдох, направляя веточки в нужную сторону.
Поскольку мы рисуем куст, стволов требуется несколько. Два или три будет достаточно.
Воспитанникам старших групп помогал педагог, подготовительные группы проявили больше самостоятельности, но и они без помощи не обошлись. Резкий выдох получается не у всех.
Перед началом раздувания мы потренировались. Держа ладошку перед губами, дули на нее сначала слабо и медленно, а потом – сильно и быстро. Получилась своеобразная «дыхательная гимнастика».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


Вертикальное расположение листа – это высокий куст, горизонтальное – низенький кустик. Рассмотрим оба варианта. Раздувать низенький куст немного проще. Капля «пробегает» небольшое расстояние и останавливается. Тоненькие веточки топорщатся вправо, влево, вверх.


После окончательного высыхания туши (это примерно час) можно приступать к дальнейшему творчеству. Полоски с орнаментом обрамляют лист только по вертикалям. (Если обрамлять все четыре стороны, мы закроем растение в клетку, а так – как будто даем ему место для роста и солнышка).
На клей-карандаш или клей ПВА полоски приклеиваются, немного отступая от края. Это тоже дает ощущение жизни. Некоторые непослушные веточки словно выглядывают из-за забора.



Вырезанные фигурным дыроколом цветочки совсем небольшие. Мы разбираем их по цвету, отделяем друг от друга те, что слиплись в процессе работы дыроколом. Рассуждая о колорите будущей картины, выбираем – родственные или контрастные цвета станем использовать. В этот момент дети могут меняться друг с другом крышечками с цветами, составлять палитру оттенков.


Гамма желтых оттенков – три цвета, синих – тоже три


Работать с клеем ПВА нужно быстро. Не задумываясь, не выискивая каждую веточку, «на глаз» определить места для скопления цветов, интуитивно располагая гроздья на плоскости листа. Лучше сразу поставить все точки и закрыть клей, а потом уже выкладывать на них цветы. Если капли получатся большими, можно положить не один, а два цветка рядом.


Выкладывать проще всего руками, хотя можно и пинцетом (тоже полезно для мелкой моторики).


После этого берем обыкновенную зубочистку и прижимаем каждый цветок к бумаге.


Если композиция закончена, можно оставить лист сохнуть. Затем обрезаются выступающие цветные "хвостики". Лист приобретает аккуратный, законченный вид. На обратной стороне потом прекрасно разместится поздравление с днем рождения или другим праздником.

ДЕТИ
старшая группа



ДЕТИ
подготовительная группа



К СВЕДЕНИЮ
(родственные и контрастные цвета)


Это цветовой круг
родственные цвета в спектре располагаются рядом. Контрастные расположены напротив друг друга.

Раздувание (вариант)
С помощью жидкой гуаши мы попробовали изобразить стебельки и листья цветов. Здесь стебель рисовался кистью, а парные листья раздувались то вправо, то влево. Сами цветы рисовали способом примакивания.

ДЕТИ
старшая группа


Конспект занятия «Аппликация с элементами рисования»

Тема: «Дерево под порывом ветра».

Цель. Формировать умение передавать пропорции и строение на примере дерева.

Задачи:

- Закрепление понятий «Рваная аппликация», «Аппликация». Изучение приёмов складывания бумаги. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года.

Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, выдувание трубочкой от сока).

Развивать творческое мышление, речь, коммуникативные навыки, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, к деревьям.

Оборудование: листы А-4, гуашь, кисти, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, цветная бумага, фотографии танцующего леса.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на участке школы-интерната, рассматривание иллюстраций, картин И.И. Левитана «Золотая осень», И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и т.п. , рисование на тему «Лес»; чтение художественной литературы.

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Очень приятно вас видеть у себя на занятии! Сегодня я хочу предложить вам начать его с игры «Осенний листопад». Она поможет нам раскрепоститься и успешно продолжить наше занятие.

Дети становятся в круг и по просьбе воспитателя изображают листопад, кружение листочков, ветер тихий, резкий и т.д.

Воспитатель. Молодцы, вы очень хорошо изображали деревья осенью. Сегодня мы поговорим с вами именно о деревьях. Художники с давних времен любили изображать деревья, точно передавая их пропорции, благодаря самыми разным линиям - и плавным, и резкими, и нежными, и жесткими. «Богатырем леса» называли русского художника Ивана Ивановича Шишкина, который с детства любил лес и ещё мальчиком каждое утро, выпив только молока с медом, бежал в школу дальней дорогой, чтобы в лесу встретиться со своими ненаглядными приятелями - деревьями.

Воспитатель. Ребята, а какие деревья вы знаете?

Дети называют деревья.

Воспитатель. Чем они похожи, чем различаются? (Дети отвечают).

Из каких частей состоит дерево?

Дети. Дерево состоит из корня, ствола, веток, листвы.
Воспитатель. Какого цвета ствол, листья? (Дети отвечают). Воспитатель. Что вы слышите, когда ветер играет листвой дерева?

Дети. Шум, скрежет и т. п.

Воспитатель. Что происходит с деревьями в разные времена года?

Дети. В зависимости от времени года дерево меняет свою одежду. Воспитатель. Скажите, а какое время года у нас сейчас?

Дети. Осень.

Воспитатель. А что осенью происходит с деревьями?

Дети. Осенью деревья сбрасывают свой наряд и остаются так до весны. Только ели да сосны остаются зелёными.

Воспитатель. Верно. А сейчас, ребята посмотрите на полянку. Что вы видите?

Дети. Это осенний лес.

Воспитатель. Ка вы думаете, чего здесь не хватает?

Дети. Здесь не хватает деревьев.

Воспитатель. Давайте заполним эту полянку и тогда у нас вырастет свой осенний лес. Посмотрите на образец и сами попробуем создать свой образ дерева. Но сначала попробуйте описать дерево.

Дети (воспитатель при затруднениях направляет описание детьми дерева). У дерева есть корень, который глубоко уходит в землю, и мы его не видим. Ствол у дерева цилиндрической формы, нижняя часть утолщена (там, где ствол переходит в корни); сверху ствол переходит в ветви крупные и средние, на которых располагаются мелкие веточки. Воспитатель. Природная конструкция придает дереву прочность и устойчивость. Когда порыв ветра ударяет ствол, то не валит его, а «обтекает» вокруг цилиндрического ствола; эта обтекаемость формы и придает устойчивость дереву. Дереву нужно удержать на ветках очень много листьев и самому удержаться в вертикальном положении. Этой цели служит расположение всех веток, веточек и сучьев под углом. Дерево стремится занять в пространстве такой объем, чтобы вынести все веточки с листочками поближе к солнечному свету, поэтому кроны деревьев имеют шарообразную, яйцеобразную, конусную, пирамидальную форму (показать картинки). Дерево заботится, чтобы листочки не загораживали друг другу солнце, поэтому листочки имеют резной край, и чем крупнее листья, тем сильнее они изрезаны. Погодные условия и климат часто влияют на рост дерева, так в природе есть места, в которых встречается «танцующий» лес (показать фото из Казахстана). Это частая перемена климата, резкие ветры и огромные снежные шапки превратили обыкновенные деревья в причудливые создания. Ребята, а за что мы любим деревья?

Дети отвечают.

Воспитатель. Я соглашусь с вами, что они очень красивые, многие из них служат домом для птиц, в их тени мы можем отдохнуть в солнечный день и послушать птичье пение. Деревья радуют нас этим, и мы должны беречь и охранять их, как частичку нашей родной природы. А сейчас встаньте, пожалуйста, и представьте на минутку, что вы стали деревьями, выполним физминутку. Физминутка «Станем мы деревьями». Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч Ноги – это корни, их поставим шире. Чтоб держали дерево Ставят один кулак на другой. Падать не давали, Наклоняются, складывают ладони чашечкой Из глубин подземных воду доставали. Наше тело – прочный ствол, Проводят ладонями вдоль тела вниз Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону И своей верхушкой Складывают ладони шалашиком В небо упирается Поднимают соединенные руки над головой Наши руки – ветки Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны Крону образуют. Смыкают пальцы Вместе им не страшно, Качают головой Если ветры дуют. Качают поднятыми руками. Практическая часть.

Сегодня мы с вами постараемся создать аппликацию с элементами рисования «Дерево под порывом ветра». Показать этапы рисования дерева. Дети проходят к столам, садятся и после пальчиковой гимнастики приступают к выполнению работы.

1.Намечаем ствол дерева, его ширину (утолщение внизу и утончение вверху)

2.Рисование крупных веток дерева под наклоном в одну сторону, идущих от ствола к будущей кроне.

3.Рваная аппликация ствола дерева и средних веток, мелкие веточки дорисовываются в конце.

4.Наметка кроны легкой линией и рисование листочков разными цветами (по выбору: кто-то ватными палочками, кто-то продолжает выполнять крону методом «рваной аппликации, кто-то рисует кисточкой)

После выполнения работы выставляются на полянку, нарисованную на доске.

Воспитатель. Посмотрите-ка украсилась наша полянка. Я думаю, что вам было интересно рисовать дерево, давайте повторим этапы его выполнения.

Дети называют этапы выполнения работы.

Воспитатель. А теперь поднимите руки, кто доволен своей работой.

Дети поднимают руки.

Воспитатель. Лучшие работы привлекают наше внимание. А у кого получились не слишком удачные работы, не надо расстраиваться и отчаиваться. Немного терпения и тренировки - и у вас тоже все получится. А сейчас пришло время прощаться. Я очень довольна вашей работой. Спасибо!

Пальчиковая гимнастика Ветер по лесу гулял Ветер листики считал: Плавные, волнообразные движения ладонями Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый, резной Вот с березки – золотой Загибать по одному пальчику на обеих руках Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку Плавно положить ладони на стол

«РИСУЕМ НЕПОГОДУ. МУЗЫКА ВЕТРА»

«Рисуем непогоду. Музыка ветра». Конспект НОД в старшей группе общеразвивающей направленности с применением ИКТ

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности воспитанников старшей группы с применением ИКТ.

Интеграция образовательных областей.

Познание. Беседы педагога об осени, изменениях в природе, рассматривание репродукций и иллюстраций.

Коммуникация. Беседы о настроении и ощущениях, возникающих во время прогулки в осеннем парке, беседы о деревьях, листопаде.

Музыка. По плану музыкального руководителя. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» (октябрь) .

Физическое развитие. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо». Психологическая гимнастика «Деревья». Игра «Копилка».

Художественная литература и иллюстративный материал. Предметные картинки по теме, репродукции картин великих русских художников. Художественное творчество. Рисование осенних деревьев под ветром и дождем. Изготовление букетов из осенних листьев для мам и бабушек.

Безопасность. Беседы педагога об опасных старых засохших деревьях

Вид. Продуктивная деятельность (рисование осенних деревьев под ветром и дождем, изготовление осенних букетов из листьев, праздничное оформление зала) .

Программное содержание.

Уточнить представления о времени года (осень, температуре воздуха, продолжительности дня, непогоде, листопаде;

Прививать чувство любви к родной русской природе, восхищение ее красотой;

Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений великих русских художников-пейзажистов;

Систематизировать и углубить представления детей об осенних изменениях в природе;

Закреплять умения детей изображать деревья в ветреную погоду со склоненной верхушкой, с прижатыми к стволу ветками, с одной стороны, и отклоненными в сторону, с другой;

Расширять и обогащать словарный запас детей на осеннюю тематику: (ветер, ветрище, листопад, облетают, кружат, шуршат, сильный, задувает, пронизывающий, ветреная, штормовой) ;

Знакомить с исследовательской деятельностью: определить, на каких деревьях листья начинают желтеть быстрее, как наклоняются деревья под порывами ветра, как высыхают лужи при ветре, как стучат капли дождя по разным поверхностям;

Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского «Времена года»;

Методические приемы.

На экране ноутбука рассмотреть репродукции картин великих русских художников:

Иван Константинович Айвазовский «Радуга»;

Виктор Ефимович Попков «Осенние дожди. Пушкин»;

Ефим Ефимович Волков «Октябрь»;

Игорь Эммануилович Грабарь «Рябинка»;

Исаак Ильич Левитан «Бурный день», «Буря», «Осенний день в Сокольниках»;

Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень»;

Федор Александрович Васильев «Гроза»;

Юрий Иванович Пименов «Дождь»;

Андрей Николаевич Шильдер «Овраг»;

Илья Семенович Остроухов «Золотая осень»;

Предварительная работа.

На экскурсии педагог обращает внимание детей на природный пейзажный мотив дворика. Самое лучшее время для экскурсии – октябрь, когда в природе уже наблюдаются признаки осени, желтеют и краснеют листья на деревьях и кустарниках, начинается листопад, летит паутина, улетают птицы в теплые края, часто идет дождь и дует ветер.

На прогулке по детскому саду у педагога «волшебная» корзинка для сбора листьев. Дети наблюдают за листопадом, за работой дворника, помогают ему убирать листья.

Так как НОД проводится в детском саду, где используются слайды и репродукции, материал дополняется фонограммами птичьих голосов, шума леса, музыкальными фрагментами произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Желательно позаботиться и о «сенсорных пробниках» - звукоподражание посредством использования шумовых инструментов.

Просмотр репродукций картин художников, демонстрирующих непогоду, можно насытить двигательными моментами.

Психологическая гимнастика «Деревья».

Дети стоят, ноги вместе, руки подняты вверх.

Подул слабый ветерок (дети сгибают и разгибают кисти рук) ;

Листочки зашевелились, зашуршали (дети сжимают и разжимают пальцы, произносят звук «ш-ш», помощники шуршат бумагой) ;

Ветер подул сильнее (дети наклоняются вперед, в стороны, помощники дудят в бутылку) ;

Физкультминутка.

Чтение художественных произведений на осеннюю тематику.

Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных пород деревьев.

Рисование фона для изображения деревьев с различными состояниями погоды.

Материалы и оборудование.

Декорации зала «Осенний лес»;

Репродукции картин;

Аудиозаписи «Звуки леса»;

Фрагменты произведения П. И. Чайковского «Времена года»;

Ноутбук;

Анимационное сопровождение «Краски осени» (репродукции картин) ;

Детские картинки «Ветер в кронах», «Ветер», «Дождь», «Ива под ветром», «Поваленное дерево», «Ветер», «Розы из листьев»;

Магнитофон;

Мольберт;

Тонированная бумага с изображением земли, неба и дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке;

Кисти мягкие №2, 4, гуашевые краски, стаканчики для воды, салфетки влажные, палитры для смешивания красок;

Декорации осенних деревьев;

Осенние листья (на пол, занавес) ;

Шумовые инструменты (бутылочки, веер, бумага, вентилятор) ;

Тучка (из синтепона) и металлический таз;

Костюм ветра, головные уборы из осенних листьев, шляпка для гриба;

Ход мероприятия.

Под музыку «Звуки леса» дети входят в зал и попадают в «осенний лес».

Педагог. Ребята, мы с вами пришли не просто в музыкальный зал, а попали в лес. Слышите, как он шумит? (Фонограмма «Шум леса», на экране идут репродукции осенних пейзажей) .

А какое же время года в этом лесу? (Осень). А как вы догадались? Расскажите это в стихах.

Дети читают стихи.

Девочки танцуют танец листиков.

Педагог. Ребята, а вы знаете, что у осени есть два верных друга? Отгадайте, кто первый друг.

Хоть без крыльев, а летает, безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, а бывает сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что, он был везде – миг, и нет его нигде.

Кто это? (Ветер). Да, правильно, дети, это ветер. Ребята, кто сегодня хочет быть «Ветром»? Вот ты теперь мой помощник – Ветер. Ты заглядываешь во все щели, окна, двери, вот и к нам сегодня заглянул.

Дети, ветер бывает такой разный, а какой? (Например, ласковый и нежный ветерок) .

Давайте, дети, посмотрим на экран, как художник изобразил ветерок нежный и ласковый.

Педагог. Как вы догадались, что ветерок дует, но не сильный? (Ветви деревьев нагибаются, тучки бегут по небу).

Педагог. Покажи нам, «Ветер», какой ты ласковый и нежный. («Ветер» обмахивает детей и педагога веером). Ох, как нам хорошо и приятно!

Педагог. А еще ветер бывает каким? (Сильным, порывистым, сильным). Посмотрите на экран, вот как художник нарисовал сильный ветер. (На экране идут картинки с изображением ветра). Покажи нам, «Ветер», какой ты бываешь сильный, порывистый, злой. Вот такой! («Ветер» дудит в бутылку, завывает, а девочки - «листики» показывают, как «деревья» гнутся под ветром, наклоняют «ветви», роняют «листву»).

Педагог. А ещё какой ветер вы знаете? (Ветер-ураган, ветер-ветрище) .

Педагог. Буря мчится и летит, ветер воет и свистит.

Буря страшная ревет, буря крышу дома рвет.

Посмотрите на экран и расскажите, что наделал такой злой ветер-ураган. (Повалил деревья, сорвал крыши домов, вызвал шторм на море) .

«Ветер» включает вентилятор, под фонограмму ветра девочки - «листики» роняют листочки, гнутся к земле. На экране идут картинки с изображением бури и последствий ураганного ветра.

Педагог. Вот мы и познакомились с первым другом осени. А теперь отгадайте, кто второй друг осени?

Мочит поле, мочит луг! Мочит дом и все вокруг!

Туч и облаков он – вождь! Кто это? Конечно, ДОЖДЬ!

Правильно, дети, это дождик. Давайте споем про него песенку.

Дети поют песенку про дождик.

Педагог. Дети, хотите услышать голос дождика? (Педагог берет мокрую «тучку» (из синтепона) и выжимает ее содержимое над металлическим тазом). Дети слышат голос дождя.

Педагог. А теперь, дети, давайте посидим немножко на опушке леса!

Педагог предлагает детям сесть на цветные подушечки на полу, присаживается сам и рассказывает детям историю о лесной опушке.

(Включается фонограмма «Звуки леса») .

Педагог. На краю леса жила-была опушка. Грело ее теплое солнышко, поливал дождик, поэтому очень быстро выросло на опушке деревцо, красивое и стройное. Зимой деревцо спало, набиралось сил для весеннего цветения, летом красовалось зеленое-презеленое, а осенью его листочки становились желтыми, оранжевыми, красными. Под деревцем вырос грибок-боровичок, пухленький, в шляпке. И однажды на опушке появился ежик, шуршит ежик по травке (педагог шуршит бумагой). Увидел ежик грибок и решил позавтракать грибочком. Только подошел к нему и – вдруг! – все переменилось!

(Включается фонограмма «Звуки ветра») .

Подул ветер, листва зашумела, деревце согнулось, начался листопад, ежик голодный укатился прочь!

Вот такая история, дети.

Педагог. А давайте оживим эту картинку? Кто хочет быть деревом? Ежиком? Грибочком? Ну, а «Ветер» у нас уже есть. Итак, начинаем!

Педагог повторяет историю еще раз, а дети «оживляют» его рассказ.

Педагог. Стой, ветер! Не шуми! (Сценка останавливается, педагог благодарит своих помощников и предлагает детям присесть на «опушке леса») .

Педагог. Дети, давайте нарисуем ветер! Но как это сделать, ведь ветер – невидимка

Педагог. Оказывается, художники умеют рисовать ветер, но не сам ветер, а то, что ветер делает с предметами: развевает волосы, качает деревья, гонит листву, тучи, валит деревья, вызывает шторм на море.

Педагог. «Ветер», помоги мне, подуй чуть-чуть, а я тебя нарисую.

Педагог подходит к мольберту и рисует облака пальцами, а деревья, кустарники и дождик кистью.

Педагог. Давайте, дети, нарисуем деревья под ветром и дождем.

Педагог просит детей встать и показывать жестами его рассказ (физкультминутка) .

Дети начинают рисовать. Педагог уточняет приемы рисования. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Педагог предлагает по желанию добавить к рисунку изображение ежика, грибка, зонтика, который улетел.

По окончанию рисования (пока сохнут рисунки) .

Игра «Копилка».

В конце занятия дети демонстрируют свои рисунки гостям, соединяя их в одно полотно. Получается изображение целого парка под ветром и дождем.

Педагог. Дорогие гости! Дети приготовили вам подарки – осенние листики, чтобы наша встреча вам запомнилась. (Дети вручают гостям подарки).

Педагог. Ребята, Осень-волшебница и вам оставила подарки на память – розу из осенних листиков и конфетки от Белочки из осеннего леса.

А теперь давайте попрощаемся нашими гостями.

Мастер-класс предназначен для педагогов, родителей и детей от 5-6 лет.

Задачи: Закрепить умение вырезать детали из бумаги, сложенной пополам. Учить создавать выразительный образ рыбки, точно передавая форму и пропорциональное соотношение ее частей. Учить детей при создании композиции понимать и передавать пространственные отношения (над, под, справа, сбоку). Развивать глазомер, чувство формы и пропорций, усидчивость, терпение, внимание и воображение.

Для работы понадобится:

Лист бумаги формата А4 голубого цвета, цветная бумага,

Карандаш, ножницы, клей.

1. Лист бумаги А4 голубого цвета складываем пополам 2 раза.

2. Затем разрезаем лист по линии сгиба на 4 части. Это будущие волны.

3. Одну часть складывает пополам, и загибаем края на 2 - 2,5 см.

4. Рисуем карандашом «волны» до линии сгиба и вырезаем.

5. Получаем вот такую основу для аппликации.

6. Из цветной бумаги (небольшие прямоугольники размером 4х6 см.) вырезаем детали для изготовления рыбок (туловище, хвост и плавники).

7. Рыбки вырезаем по своему желанию, используя прием вырезания деталей из бумаги, сложенной пополам. Детали прорисовываем карандашом или фломастерами.

8. Завершающий этап работы – приклеиваем рыбок на основу (волны). По желанию можно добавить водоросли или др.

Хорошего настроения! Удачи!

«Аппликация и рисование сказочного пейзажа» для дошкольников и школьников младших классов

Средина Ольга Станиславовна воспитатель, руководитель изостудии МДОУ ЦРР д.с.№1 "Медвежонок" г.Юрюзань Челябинской области
Название: «Сказочные, фантастические миры»

Назначение:
Украшение интерьера, подарок, выставочная, конкурсная работа.
Цель:
Создание фантастических пейзажей
Задачи:
Знакомство с творчеством художников - фантастов
Развитие фантазии, воображения
Воспитание любознательности
Совершенствование графических навыков
Закрепление навыков построения линейной композиции
Материалы:
Цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, фломастеры или маркеры
Предварительная работа
1 - Просмотр презентации с работами современных художников – фантастов.




Картины космонавта Алексея Леонова и художника Андрея Соколова




Произведения музыканта Микалоюса Чюрлениса


Обсуждение произведений. Примерные вопросы:
Как пахнет воздух в этом мире? Что за звуки можно услышать в этом лесу? Дружелюбный ли народ населяет эту планету?
2 - Игры: «Что на что похоже»
Полезно играть с детьми в игру «Что на что похоже», рассматривая облака, тени, кляксы, трещины на земле, опавшие листья. Главное – «запустить» этот мотор воображения. Войдя во вкус, дети могут и Вас озадачивать. Они легко принимают условия игры.



Когда воспитанникам подготовительной группы было предложено дорисовать птиц и животных, обитающих в их сказочной стране, один мальчик начал рисовать летающие грибы. Сосед, увидев его рисунок, заметил серьезно: «Что ты рисуешь, грибы ведь зимой не летают?!» А автор возразил «Мои - летают!»
3 – Рисование на песке, на мольбертах или в альбомах с закрытыми глазами и дорисовывание получившихся каракуль. Задача – разглядеть и дополнить рисунок свой или соседа (что даже интереснее).
Такое рисование можно и на улице проводить в любое время года. Зимой на снегу рисовать, летом – на асфальте.

Введение:
Рисовать нечто фантастическое дети (как и взрослые) могут, только отталкиваясь от чего-то известного, используя свой интеллектуальный и визуальный багаж. Но его необходимо переиначивать. Как? Изменять размер, фактуру, порядок расположения элементов, их направление. Можно «скрестить» два, или более, знакомых объекта, не пересекающихся в жизни друг с другом. И получить что-то забавное, несуразное, смешное или страшное.
При рисовании деревьев это может быть сделано так: художник может перевернуть дерево вверх корнями, ветви изобразить в виде зигзагов, спиралей, прямых или веерных линий. На веточках расположить вместо листьев – сосульки, свечки, стрелы, сердечки. Можно «развесить» на них ноты, цифры, буквы... Стволы нарисовать «лесенкой», цветами, змейкой.
Стимулировать воображение можно, взяв один силуэт, и попробовав заполнить его разными способами.


Так дети увидят, что такое стилизация. Хотя с самим термином знакомить их не обязательно.
Что же такое стилизация?
«Стилизация – это процесс декорирования, который можно использовать на заранее подготовленной зарисовке объекта. С ее помощью предметы обретают упрощенные формы. Лучшими стилистами называют детей. Они способны упростить любой сложный рисунок».

Описание работы

1. Работа с готовыми бумажными фрагментами будущей картины предполагает наличие большого количества различных элементов, из которых можно скомпоновать несколько вариантов пейзажей. Они могут быть с архитектурными сооружениями или без них. Все детали вырезает взрослый.
Отбор и наклеивание крон сказочных растений, домов, а так же поверхности земли (воды, болота, облаков…) дети 6-7 лет делают самостоятельно, используя клей-карандаш. Для детей 5-6 лет и более младшего возраста, эту часть работы выполняет воспитатель.
Трафареты:


2. Ограничивая цветовую палитру, воспитатель предлагает детям использовать только темные цвета (синий, фиолетовый, коричневый) или брать черный маркер. Предварительно можно провести эксперимент и проверить, хорошо ли будет виден желтый маркер на желтом, красный на красном фоне?
В зависимости от фантазии, пейзаж рисуется плавными или резкими линиями. Растения, похожие на земные кактусы, колючки, пальмы, встраиваются в зловещие виды. Округлыми, вьющимися, плавными линиями дополнятся спокойный, мирный пейзаж.
Виды линий:


Последовательность создания рисунка:
1 вариант:






2 вариант:







Детские работы с опорой на аппликацию. Ни один лист не похож на другой. Почти все элементы – симметричные. Соблюдался принцип вариативности (разная высота, ширина, цвет заготовок, разные края)






Завершение:
Самостоятельная работа без опоры на аппликацию «Сказочный пейзаж»