Цель техники нетрадиционного рисования ниткография. Консультация «Ниткография, как вид нетрадиционного рисования в детском саду

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №16»

Семинар-практикум:

«Нетрадиционные формы рисования: Ниткография»

Воспитатель:

Шевацук Н.Ю.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В.А.Сухомлинский.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Показать алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками.

Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения воспитателей.

Актуальность

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Сообщение «Формы нетрадиционного рисования»

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, в детских садах используют нетрадиционное рисование. Наиболее часто применяемые техники – это:

1. рисование руками (ладошками или пальчиками);

2. рисунки штрихом;

3. кляксография;

4. рисунки по сырой бумаге;

5. пластилинография;

6. использование восковых мелков или свечи и акварели;

7. набрызг;

8. рисование с использованием природных материалов (веточки, листики и даже крупа);

9. ниткография;

10. коллаж и многие другие не менее интересные способы.

Такое разнообразие в выборе способов и материалов для творчества развивает детскую фантазию, знакомит с свойствами материалов и с тем, как их можно применить на практике, позволяет перенести свое восприятие окружающего мира в рисунках. Сам творческий процесс является интересной игрой, которая дарит детям множество положительных эмоций. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования. Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

Мастер-класс по технике «ниткография».

Цель мастер-класса: знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который поможет вам впомнить мощный и, где-то, неоправданно забытом инструменте в изобразительных средствах художника – «ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» - «пишу») - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
На этом необычном и очень интересном приёме мы хотим остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью нитей.

Ниткография

Хочу предложить вам шедевры создавать -
Обыкновенной ниткой рисовать.
Вот образ волка, кошки или льва,
А может здесь носатая сова?
Мышата зашуршали из-под нитки:
- А где наши нарядные накидки!
Чудная птица встала на крыло -
Всё завертелось, кубарем пошло…
И мысли вдруг зашевелились,
Чудесной песней на листы полились,
Волшебную нам сказку написали,
Иголочку и нитку прославляли.
А те и рады на бумаге танцевать,
Фантазию лихую нам бы обуять

Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.
Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.
Задачи:
- учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
- развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
- привить художественные навыки и эстетический вкус.
Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.

Ниткография, доступно детям с 3-х летнего возраста. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.

Для занятий потребуется: гуашь, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10), пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования), карандаши или фломастеры для дорисовки.

Ниткография, применяемая в детском саду поэтапно:

Первый способ. «Ниткопись», доступный для маленьких детей метод ниткографии.
Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Длина нити – 40-45 см.

1. Приготовьте обычный лист бумаги формата А4.

2. Опустите нить в краску любого цвета.

3. Положите нить на листок бумаги.

4. Накройте лист с нитью другим бумажным листом. Можно использовать не два, а один лист. В этом случае его нужно сложить пополам и ниточку располагать между двумя половинами листа.

5. Поводите нитью в любом направлении.

6. Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами).

7. Уберите нить с краской.

8. Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.

Второй способ.

1. Возьмите основу для будущей картины. Как правило, в детском саду используется обычная или плотная бумага;

2. Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу (обычно это делает воспитатель, но простые узоры могут нарисовать и сами дети). Можно рисунок сделать простым карандашом, а можно воспользоваться прочными красками. Готовые схемы, найденные в интернете, тоже можно использовать в качестве шаблона для будущей картины. Если вы хотите, чтобы дети сотворили что-то сложное, возьмите фото рисунка и приклейте его к основе. Прямо поверх этого фото дети будут приклеивать нити;

3. Нанесите клей при помощи кисточки по контуру изображения (с этим легко справятся сами дети);

4. Приклейте нити по четко отмеченным границам. Нити нужно начинать приклеивать на не высохший клей, плотно прижимая их к основе;

5. После выполнения контура рисунка, заполните его внутреннюю часть. Нитки можно приклеивать как по спирали, так и в хаотичном порядке. Главное условие – заполнение пространства внутри фигуры без пропусков, без «белых пятен»;

6. Если в рисунке есть мелкие детали, то работу по созданию картины начинайте именно с них;

7. После полного высыхания клея на всей поверхности картины, прогладьте ваш шедевр утюгом, используя марлю или тонкую ткань. Это позволит скрыть возможные неровности, образованные при выкладывании рисунка;

8. Поместите ваше рукодельное творение в рамку. Рамку можно купить в магазине или сделать самим. Очень красиво смотрится оформленная картина с использованием паспарту.

Такая ниткография, сделанная детскими ручками, уникальна, несет в себе неповторимую положительную энергетику.

Третий способ

1.Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу Можно рисунок сделать простым карандашом или взять готовые.

2.Мелко нарежьте толстую пряжу, (дети старшего возраста могут это самостоятельно, а для младших нужно подготовить)

3.Наносим клей частями на рисунок и прикладываем подготовленную нитку.

Четвертый способ

Изонить (рисование нитью).
Изонить – создание картин из нитей без использования клея. Нити по предварительно сделанной схеме выкладываются при помощи их переплетения и закрепляются декоративными гвоздиками или протягиваются в дырочки. Выполнение простых узоров в технике изонити доступно для старших дошкольников.

Применение в рисовании этой нетрадиционной техники в детском саду, позволит сделать занятия детей увлекательными и интересными.

Ниткография в работе с детьми вознаградит Ваш труд сполна! Дети научатся создавать маленькие шедевры изобразительного искусства, станут более усидчивыми, спокойными, будут стремиться к познанию нового.

Список используемых источников

1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8.

2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.

3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000.

6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.

7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.

8.Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986.

9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.

10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 - № 1.

12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.

13. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4.

14. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12

15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.

16. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2.

17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987

18. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

19. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10.

20. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004.

21. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995.

22. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 - №1.

23.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.

24. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7.

25. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4.

26. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - №10.

27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.

28. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11

29. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч.


Шевацук Нуриет Юрьевна

Ниткография – удивительное искусство, которое можно сравнить разве что с рисованием картин с той лишь разницей, что вместо красок здесь используются нитки. В отличие от многих других видов рукоделия, ниткография обрела популярность в нашей стране сравнительно недавно, на протяжении последних десяти лет, но уже успела стать довольно распространенным видом творчества.

И это неудивительно, ведь ниткография представляет собой не только красивое и оригинальное прикладное искусство, но и сравнительно малозатратную технологию, которая к тому же носит педагогический характер. Поэтому ниткографию все чаще можно встретить в кружках, клубах, мастерских, оздоровительных лагерях, дошкольных детских учреждениях, а также в некоторых школах, где детей дополнительно обучают ниточному дизайну.

На фоне обычных контурных изображений рисунки в технике ниткография имеют мягкие формы, и кажутся более объемными и живыми. Ниткография очень проста и привлекательна в исполнении, поэтому такой вид рукоделия будет доступен и интересен даже маленьким детям. Именно поэтому ниткографию часто используют для того, чтобы развить у детей такие качества, как усидчивость, аккуратность, воображение, зрительно-моторная координация, а также для подготовки руку к письму.

Как вид искусства ниткография была перенята у народа Уичоли, проживающего в западной и центральной Мексике и помимо нитяной мозаики занимающегося еще такими видами рукоделия, как ткачество, вышивка, кружевоплетение и бисероплетение. Картины Уичоли в технике ниткография в основном выполняются из шерстяной пряжи, носят этнический характер и имеют весьма своеобразный вид. Традиционно такие картины изготавливают на квадратной или круглой дощечке, в центре которой проделано отверстие. С обеих сторон дощечка покрывается смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую и наклеиваются разноцветные шерстяные нити.


Как сделать картину в технике ниткография своими руками


2.

Для того, чтобы выполнить картину в технике ниткография своими руками, необходимо приобрести толстые нитки (но не толще 2 мм) и бархатную бумагу, однотонный ковролин, толстый картон или ДВП для основы. Для ниткографии подойдут шерстяные и акриловые нитки, а также мулине. Можно использовать нитки, оставшиеся от вязания или после роспуска вещей, но при условии, что на них нет катышков, и перед применением они были выпрямлены.

Для создания плоских картин следует использовать нитки одинаковой толщины, для рельефных работ – разной толщины. Замечательные эффекты могут дать «мохнатые» и «кудрявые» нити, однако начинающим мастерам лучше отказаться от использования ниток с негладкой структурой, так как работать с ними гораздо сложнее.

Также для работы нам понадобятся ножницы , зубочистка и клей. В качестве клея можно использовать любой водостойкий полимерный клей, но лучше выбирать менее пахучий, особенно если с ним будут работать дети.

Перед тем как начать работу с нитками, необходимо нарисовать на основе изображение. Рисунок выполняют красками. Для того чтобы рисунок не осыпался, можно использовать акриловые краски. Также можно найти подходящую картинку в интернете, распечатать ее на принтере и приклеить к основе. Далее необходимо нанести клей по контуру изображения. Для размазывания клея тонким слоем можно использовать зубочистку. Затем берем нитку и начинаем приклеивать ее на еще влажный клей, прижимая и постепенно раскладывая по рисунку. Обрезать нить следует только в том месте, где необходим резкий невозможный поворот или другой цвет нитки.

3.


Когда контур рисунка наклеен, можно приступать к заполнению внутреннего пространства. При выполнении мелких деталей действуем наоборот: сначала заполняем рисунок изнутри и только потом по контуру. Для заполнения внутренней части рисунка нужно сначала нанести на нее клей, а затем приклеить на него нитки. При этом нитки можно закрутить по спирали или уложить их в ряд в любом направлении. Главное, чтобы нитки были уложены как можно плотнее друг к другу, и между ними не оставалось никаких промежутков, - тогда ваша картина в технике ниткография будет не только красивой, но и качественной. Наносить клей в труднодоступные места или между нитками, которые по каким-то причинам плохо приклеились, можно при помощи зубочистки.

Некоторые мастера ниткографии не придерживаются порядка, описанного выше. Они считают, что работу с нитками совсем не обязательно начинать с контура рисунка. Можно выбрать любой приглянувшийся фрагмент и начать с него, но только при условии, что он имеет замкнутый контур. Например, это может быть листок, цветок или глаз. А если на вашей картине присутствует небо или трава, то их можно клеить прямой нитью слева направо или наоборот. Подобные пространства можно выложить овальными и волнистыми линиями – такая работа будет сложнее в исполнении, зато будет иметь более эффектный вид.

Если в качестве основы вы используете многослойный картон, то в этом случае можно при необходимости изменить цвет некоторых фрагментов даже после заполнения рисунка нитками. Для этого нужно аккуратно перерезать нити по контуру той поверхности, цвет которой вы желаете поменять, и оторвать их от изделия вместе с верхним слоем бумаги, а на образовавшееся пустое место наклеить нитки другого цвета. Причем такую операцию можно повторять несколько раз, главное, чтобы картон не «прохудился».

После того, как картина в технике ниткография высохнет, можно прогладить ее утюгом через мокрую марлю или хлопчатобумажную ткань. Такой прием помогает скрыть все зазоры между нитками, сделать работу более ровной и опрятной. Готовую картину можно поместить в рамку, купленную в магазине или сделанную своими руками из дерева, багета, плотного картона и др.
Рисование нитью

Некоторые художники трактуют слово «ниткография» как «рисование нитью». Возможно, именно поэтому к ниткографии сегодня относят такой уникальный и весьма необычный вид искусства, как рисование картин при помощи ниток. Для того чтобы выполнить такую картину, вам не понадобится много материалов и инструментов, достаточно будет иметь под руками пару листов бумаги, нитку, кисть, перо, гуашь или тушь.

4.

5.

Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того, как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец. Хорошо использовать шерстяную толстую нитку – ее ворс оставляет на бумаге самые загадочные и замысловатые силуэты.

6.

7.

Теперь, когда нитка вытянута, у вас есть две зеркальные копии изображения, которые можно доработать так, как вам подсказывает ваша фантазия. Главной задачей художника-ниткографиста является найти в крючках и петлях, оставленных нитью, образы, которые он и будет использовать дальше. Такое занятие, как отмечает Ремонт позитивный, весьма увлекательно и отлично развивает образное мышление и фантазию. Поэтому стоит запастись большим количеством бумаги и в полной мере насладиться процессом.

8.

9.

Светлана Кулагина

Нитеграфия, рисование нитью - простой и доступный способ изображения.

Но его непредсказуемость увлекает и завораживает. Хочется многократно и витиевато выкладывать окрашенную нить , чтобы получить фантастическое изображение. Будто невидимая камера запечатлевает невероятное движение линий и пятен, создавших флёр призрачного силуэта.

Хочу познакомить вас, друзья, с этой техникой рисования , как выполняю её я.

Первым делом приготовьте всё необходимое :

Два листа бумаги;

- Нить (не тонкая) ;

Краски, кисти;

- Ёмкость для воды;

Тяжёлая книга.

Способ рисования : Окрасить нить и разложить её извилисто на листе бумаги так, чтобы концы свисали.


Закрыть вторым листом. Сверху положить что-то жёсткое, например книгу. Слегка прижав, резко выдернуть нити за концы. Аккуратно снять верхний лист, стараясь его не двигать, чтобы не смазать изображение. Получилось два одинаковых рисунка.

Можно рисунок вставить в рамку и повесить на стену, как панно, украсив свой дом. А можно пофантазировать и дорисовать какие-то элементы , получив картину. Ещё вариант : дополнить изображение оттиском нити другого цвета, но когда предыдущее высохнет.

Вот что получилось у меня. Не судите слишком строго, ведь я далеко не художник, но творить люблю.

Публикации по теме:

К юбилею Великой Победы я решила выполнить композицию, которую потом можно сделать вместе с детьми. А еще освоить новую технику - рисование.

В этой работе я выступаю не как воспитатель, а как мама. Задание: сделать пасхальную открытку для детей-инвалидов к Пасхе (акция благотворительного.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования "Рисование мыльными пузырями". Я воспитатель деского сада №2 г. Белореченска и мне очень.

В нашем саду проходил мастер класс и я представила МАСТЕР – КЛАСС «Рисование на камнях» Рисование на камнях является удивительным и интересным.

Одним из важных этапов развития и воспитания личности является дошкольный возраст. Это период, когда ребенок приобщается к познанию окружающего.

Намочить лист водой, лучше всего в тазике это удобнее всего положить его по возможности на стекло закрашиваем фон, любой на ваш выбор,.

Для рисования снежинок мылом нам понадобится: 1. брусок хозяйственного мыла(200гр.); 2. мелкая тёрка; 3.1 стакан холодной воды; 4. глубокая.

Я очень рада видеть здесь неравнодушных, заботливых, любящих своих детей родителей! На прошлой нашей встрече вы заполняли анкеты. И итоги.

Ниткография для детей


Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, где вы сможете познакомиться с мощным и неоправданно забытым инструментом в изобразительных средствах художника – «ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» - «пишу») - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.
Задачи:
- учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
- развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
- привить художественные навыки и эстетический вкус.

Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.

Занятие ориентированно на аудиторию от 5 лет и выше, без ограничения возраста.

Для занятия ниткографией нам потребуется в большом количестве её величество Ваша Фантазия. А что такое фантазия? Нам поможет в этом разобраться щедрый и блестящий рассказчик Виктор Юзефович Драгунский.

Фантазия

Я - небесный верхолаз,
Я по небу лазаю,
А потом оттуда - раз! –
Опускаюсь на землю.
Ты не веришь? Ну и что ж...
Все равно это не ложь,
А моя фантазия.

В моей голове тоже проснулась её Величество Фантазия, и родился маленький стишок, посвящённые этому способу рисования.

Ниткография

Хочу предложить вам шедевры создавать -
Обыкновенной ниткой рисовать.
Вот образ волка, кошки или льва,
А может здесь носатая сова?
Мышата зашуршали из-под нитки:
- А где наши нарядные накидки!
Чудная птица встала на крыло -
Всё завертелось, кубарем пошло…
И мысли вдруг зашевелились,
Чудесной песней на листы полились,
Волшебную нам сказку написали,
Иголочку и нитку прославляли.
А те и рады на бумаге танцевать,
Фантазию лихую нам бы обуять!

Для воплощения её величества Вашей Фантазии вам потребуются следующие материалы и инструменты : бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.


Итак, за дело! Технология выполнения "ниткографии" необычайно проста.


1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску.
2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.


3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец.


Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.


4. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.


5. Для создания более интересных образов добавим иглу, при помощи которой прокалываем верхний лист в нужном месте, и вытягиваем нить через отверстие.


6. После того как нить вытянута, у вас есть две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорабатывать.
Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны...



Это перевёрнутый предыдущий рисунок...


Один и тот же отпечаток даёт новые образы.


Если вы будете наблюдательны, то вскоре сможете ловко управлять ниткой с иголкой.

А теперь я хочу вам поведать сказку, которую с удовольствием сочинила и рассказываю своим воспитанникам на занятиях.

Необыкновенное путешествие Ниточки и Иголочки

Маленькая принцесса Ниточка сидела и скучала в своём потайном уголке. Она изучила все просторы своего королевства, научилась выполнять простые и сложные швы: от смётки деталей до изумительной тонкой вышивки гладью. Ей хотелось чего-то нового, необычного. Мамки-няньки Пальчики никогда не разрешали и шагу ступить без них, а ведь ей так хотелось самостоятельности…
- Ты что делаешь? – нарушила её уединение служанка Иголочка.
- Да вот, вот скучаю, - с грустью сказала принцесса Ниточка.
- Слушай, а давай отправимся в путешествие! – весело и радостно предложила Иголочка.
- Я бы с удовольствием, - вздохнула Ниточка, только вот мамки-няньки нас вряд ли отпустят. Да и куда же мы пойдём, если кроме своего королевства мы никогда ничего не знаем, - ещё печальнее и почти с отчаянием сказала Ниточка.
- Подумаешь, - бойко возразила Иголочка, - путешествия для того и нужны, чтобы изучать различные страны… Помнишь, как старый граф Клубок рассказывал нам сказку о необыкновенной стране Изобразилии.
- Да, помню, но как мы туда попадём, в эту страну Изобразилию?
- Хватит ныть! – оборвала Иголочка. – Идём!
Она схватила Ниточку за руку, и потащила за собой.
- Куда ты меня тащишь? Да отпусти ты мою руку, и скажи, куда мы идём.
- Куда, куда? Конечно же, к дедушке Клубку, - с улыбкой и озорством ответила Иголочка.- Что, ещё не дошло?
- А вдруг он на нас мамкам-нянькам нажалуется? – всё ещё жалобным голосом на ходу говорила Ниточка, едва поспевая за Иголкой.
- Как ты себе это представляешь? – остановилась, как вкопанная, Иголочка. - Чтобы такой заядлый путешественник, как граф Клубок побежал жаловаться? Ну, я тебя умоляю! Ему что, заняться больше нечем?
- Наверно ты права, - уже более весёлым голосом ответила Ниточка. – Да отпусти ты мою руку. К дедушке Клубку я и сама пойду с удовольствием.
Подруги быстро пробежали по улице Пуговичкиной, свернули на улицу Спицыных и оказались на улице Клубочкиных перед самым домом графа.
- Ой, а что же мы скажем дедушке Клубку? – нерешительность опять овладела Ниточкой.
- Подруга, ты такая странная. Конечно, мы ему расскажем всё, как есть. Смелее, за мной!
Иголка громко постучала в дверь графа.
-Кто там, - послышался весёлый, чуть охрипший голос.
- Дедушка граф, это мы, Иголочка и моя подруга Ниточка.
- Иду, иду – ответил дедушка. – Ну, здравствуйте, юные принцессы. Чем могу быть полезен?
Здравствуйте, дедушка Клубочек, - как завороженные, ответили хором девочки. Они впервые были во владениях графа, и им очень понравился сад и его белоснежный замок. Вязаные колонны возвышались над деревьями и цветами. Белая беседка, с кружевной отделкой, утопала в цветущей яблоне, во всех уголках, как разноцветный ковёр, были всевозможные цветы: шикарные пионы, надменные нарциссы, красавицы розы. Всё было выполнено в одном стиле, сразу было видно, что здесь на славу поработали настоящие мастера.
- Ну, так о чём речь – с улыбкой спросил дедушка Клубочек.
- Мы хотели…
- Знаете, что, давайте-ка пройдём в беседку, и там спокойно всё обсудим.
Дедушка Клубок повёл девочек в глубину сада, к сказочно-красивой беседке. Он позвонил в вязаный колокольчик, и тут же появилась тонкая, очень изящная, его помощница Спица.
- Уважаемая Спица, подайте нам, пожалуйста, чаю с мёдом и клубничным вареньем, - отдал распоряжение дедушка Клубок.
- Сию минуту, - ответила Спица, и тот час же появилась с вязаным подносом, уставленным различными яствами. Она накрыла маленький изящный стол, который находился посреди беседки, и незаметно удалилась.
- Угощайтесь, красавицы, - предложил дедушка Клубок.
- Спасибо, - как во сне ответили девочки хором. Они стали пить чай, настоянный на розовых лепестках и перечной мяте вприкуску с клубничным вареньем.
- Как вкусно! – восхищалась Ниточка.
- Вот это угощение! – не скрывала своего восторга Иголочка. – Дедушка Клубочек, а не могли бы Вы проводить нас в страну Изобразилию, о которой вы нам рассказывали на празднике фантазёров.
- В страну Изобразилию? – с хитринкой спросил дедушка Клубочек. - А зачем вам туда нужно?
- Нам надоело сидеть в нашем королевстве, мы уже хорошо изучили все науки и решили отправиться в увлекательное путешествие, чтобы научиться чему-нибудь новенькому, - на одном дыхании выпалила Иголочка.
- Путешествовать? Это здорово! А что скажут по этому поводу матушка Розовая бобина и уважаемая Игольница?
- Нам уже пять лет, и мы сами можем отвечать за свои поступки, - с твёрдостью в голосе сказала до сих пор молчавшая Ниточка.
- Хорошо, раз вы такие взрослые и самостоятельные, то конечно, я провожу вас в страну красок и кисточек. Это же не в тридевятом царстве находиться, и не за семью горами, а здесь, рядом, в соседнем королевстве.
- Ура! – закричали девочки хором. – А когда мы туда отправимся? – с нетерпением спросили они.
- Вы чай допили? – спросил дедушка Клубок.
- Да, большое спасибо! Мы ещё ни разу не пили такой изумительный чай.
- А добавки хотите?
- Нет, - хором ответили Ниточка и Иголочка.
- Ну, что же, тогда можно отправляться прямо сейчас в путь дорожку!
- А что с собой нам надо взять,- не унималась Иголочка.
- Хорошее настроение и немного фантазии, - ответил дедушка Клубок.
- Тогда в путь! – весело и радостно защебетала Ниточка.
Они без каких либо препятствий покинули Швейное королевство и через пять минут стояли на Главной выставочной площади страны Изобразилии. От изящества и красоты выставленных картин у Ниточки с Иголочкой с непривычки закружилась голова, и перехватило дух. Они никогда не видели столько картин, выполненных в различных техниках и жанрах. А как красивы и правдоподобны были запечатлённые мгновения! Девочки, вместе с дедушкой Клубочком, переходили от одной картины к другой, с восхищением рассматривали различные исторические сюжеты, портреты знаменитых людей, живописные пейзажи и анималистические жанры.
- А хотите увидеть одну из мастерских, где создаются такие чудеса, – спросил дедушка Клубок.
- Конечно, - захлопали в ладоши девочки. – Мы с удовольствием посмотрим на рождение картин.
- Тогда нам сюда, - сказал дедушка, и вся компания свернула на улицу Вдохновения. Они зашли в ближайшую мастерскую и стали свидетелями спора двух барышень Кисточек. Одна из них была тонкой, как тростинка, другая полная противоположность: очень упитанная и своенравная дама.
- Интересно, - сказала упитанная Кисточка. - Зачем нам такие худышки, как Вы?
- Мы очень нужны в стране Изобразилии. Ведь нельзя завершить ни один стоящий рисунок без нас, тонких кистей, - парировала Кисточка-тростинка.
- Что-то я сомневаюсь, – не останавливалась упитанная дама. - Смотри, какой насыщенный мазок, получается, из-под моего ворса.
Она быстро опустилась в банку с гуашью и пробежалась по белоснежному листу бумаги.
- Зато я оставляю тонкий, чуть видимый след.
И Кисточка-тростинка оставила тонкий, чуть видимый след на листе.
- А можно и мне попробовать,- не выдержала и перебила их спор Ниточка.
- Может и у меня что-то получится, - неуверенно сказала Иголочка.
Обе Кисточки мгновенно устремили свой взор на странную компанию.
- Это кто тут пищит? Вас не учили не влазить в чужие разговоры? – сказали они хором, как будто и не заметили девочек.
- Глубокоуважаемые дамы! Мы прибыли из Швейного королевства, - заступился за своих подопечных дедушка Клубок. Эти юные дарования решили попробовать свои силы на новом поприще.
- Пусть попробуют, - вступилась за Ниточку и Иголочку тётушка Гуашь. – Я люблю, когда у кого-нибудь что-нибудь получается новенькое, – и она открыла свои владения для Ниточки.
- Ух ты, - обрадовалась Ниточка, и опустила свой хвостик в Жёлтую краску. Но она была такая маленькая и лёгкая, что никак не смогла опуститься даже на три миллиметра в гуашь.
- Давай, давай, - стали злорадствовать Кисточки. – Посмотрим, на что ты способна.
- Я и сама не знаю, на что я способна, - чуть не заплакала Ниточка.
- Дамы, вообще-то не прилично так встречать гостей из соседнего королевства, - вступился за Ниточку белоснежный галантный Лист бумаги и ловко расстелился перед ней.- Давай, девочка, не робей.
- Прости нас девочка, просто, когда мы с сестрой начинаем ссориться, весь мир для нас перестаёт существовать. Я тебе помогу набрать краски, - виновато сказала Кисточка тростинка.
Она заботливо помогла Ниточке окунуться по самые плечи в краску. Мягкая краска ласкала Ниточкино тело, уставшее от путешествия. Ниточка была счастлива. Она вылезла из краски и с удовольствием закрутилась на листе бумаги в необычную форму, но дальше что делать - не знала.
Белоснежному листу стало жалко девочку, и он галантно накрыл её второй свободной своей половинкой.
- Вот ты где! – закричали Мамки-няньки и с силой дёрнули ниточку из-под листа. - Мы с ног сбились, ища тебя, а ты здесь лежишь себе спокойно, прохлаждаешься - не унимались они.