Социальное обслуживание детей. Социальные службы детей и подростков

Социальное обслуживание детей - самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента, в орбите данного вида обслуживания находятся дети - здоровые, больные и инвалиды. Можно выделить три основных подвида социального обслуживания детей.

Первый подвид - это социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях. Предоставление этого вида обслуживания сужается вследствие сокращения числа таких учреждений и мест в них. Причины все те же: ограниченные финансовые возможности муниципальных органов и организаций, в ведении которых находятся эти детские учреждения.

Различается несколько типов дошкольных учреждений. Наиболее распространенный - дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание.

Предельный размер платы, взыскиваемой с родителей, ребенок которых находится в детском саду, составляет 20%, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10% затрат на содержание ребенка в данном учреждении. Родители детей, у которых (по заключению медицинского учреждения) выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от оплаты за содержание детей .

Второй подвид - это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах; детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении); специальных детских домах, школах-интернатах (создаваемых для детей с отклонениями в развитии).

В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждения могут приниматься временно дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года).

Дети членов одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно.



Третий подвид - это социальное обслуживание детей в приемной семье. Положение о приемной семье утверждено Правительством РФ. Такая семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Граждане (супруги), взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, переданный им на воспитание, - приемным ребенком, а семья, где воспитывается ребенок, - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные и наследственные отношения.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишены судом родительских прав или ограничены в этих правах и некоторые другие.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся дети-сироты, дети, родители которых неизвестны, лишены судом родительских прав либо ограничены в таких правах, признаны судом недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены, не могут по состоянию здоровья лично осуществлять их воспитание и содержание, находятся в лечебно-профилактических и некоторых других учреждениях (социальной защиты и т.д.).

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется «с учетом его мнения», а ребенка, достигшего возраста 10 лет, «только с его согласия» (цитируется по Положению).

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка возмездный. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т.д. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги (учитываются фактически сложившиеся цены в данном регионе). Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов) не позднее 20-го числа предыдущего месяца.

Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Наряду с перечисленными выше наиболее значимыми видами социального обслуживания есть и иные. К ним относится, например, срочное бесплатное социальное обслуживание (оно осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке), предоставление бесплатно временного приюта (он предоставляется в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и некоторым другим гражданам), бесплатная социально-консультативная помощь (ее оказывают муниципальные учреждения и органы социальной защиты населения всем гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации).

Отношения, связанные с предоставлением пожилым гражданам и инвалидам некоторых видов социальных услуг, являются предметом регулирования других отраслей права и правовых институтов, например жилищного права, трудового права (отношения по регулированию труда инвалидов и несовершеннолетних и т.п.).

Контрольные вопросы:

1.Раскройте понятие социального обслуживания как элемента системы социального обеспечения.

2.Дайте характеристику нормативных актов, регулирующих социальное обслуживание нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей.

3.Какие установлены правила обеспечения населения протезными
изделиями и каков порядок выдачи этих изделий?

5.Каков порядок возмещения расходов, связанных с эксплуатацией
выданных инвалидам моторных транспортных средств?

6.Какие основные виды социального обслуживания предусмотрены
для граждан, нуждающихся в посторонней помощи?

7.В чем сущность стационарного и полустационарного социального обслуживания?

8.Каков порядок оплаты социального обслуживания? Каким категориям граждан предоставляется бесплатное социальное обслуживание?

9.Назовите виды социального обслуживания детей и правила оплаты
их социального обслуживания в различных учреждениях для детей.

10. Что такое приемная семья? Каков порядок ее материального обеспечения?


Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения

§ 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания

Льгота в обычном понимании - это преимущество в чем-то, перед кем-то. Социальная льгота - это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки - соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота - правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности. Есть льготы и другого характера, например для судей, депутатов Федерального Собрания, граждан, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д. Льготы для таких граждан назвать социальными вряд ли можно: они не нуждаются в социальной защите. Эти льготы, следовательно, не по системе социального обеспечения, а по роду деятельности, служебному положению.

На первый взгляд кажется, что развитая система социальных льгот в нашей стране свидетельствует о повышенном внимании общества, властных структур, их устанавливающих, к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так. Эта система у нас практически восполняет, правда, далеко не в полной мере, крайне низкий реальный уровень материального обеспечения в денежной форме, т. е. пенсий и различных социальных пособий (на детей, в частности). Предоставить право на бесплатный проезд на городском транспорте всем пенсионерам, например, гораздо дешевле, чем повысить пенсию до уровня, позволяющего пенсионерам без излишних лишений оплачивать такой проезд за счет пенсии (ездят на транспорте не все пенсионеры, да и не так уж часто). В недалеком прошлом льготы по оплате проезда предоставлялись, например, не по признаку бедности, а в связи с физическими затруднениями при оплате (право на бесплатный проезд имели лишь инвалиды с тяжелыми дефектами конечностей или их ампутацией, слепые).

В перспективе система социальных льгот должна сужаться по мере повышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Однако это, видимо, будет не скоро. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.

Анализ контингентов граждан, для которых установлены социальные льготы, позволяет выделить два основания для введения льгот. Первое - низкие доходы, как правило, у большинства таких граждан. К ним относятся практически все категории пенсионеров, многодетные семьи, семьи, где воспитываются инвалиды с детства, и некоторые другие граждане. Второе - особые заслуги. Это Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Объем льгот, устанавливаемых по первому основанию, зачастую определяется с учетом заслуг (инвалиды войны, участники войны и т.д.).

Социальные льготы отличаются от социального обслуживания тем, что их предоставление обычно не связано с деятельностью специальных, особо созданных социальных служб (различных социальных учреждений и организаций); они предоставляются обычными службами - коммунальными, торговыми и иными организациями и органами. Однако этот критерий разграничения условен. Кроме того, для осуществления права на социальные льготы часто не требуется решение обязанной стороны. Другими словами, граждане сами осуществляют свое субъективное право на льготы (бесплатный проезд на городском транспорте, пониженная оплата коммунальных услуг и т.п.).

Льготы обычно имеют определенное материальное содержание - освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер. Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем. Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественным предоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона, преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества, внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, первоочередное помещение в дом-интернат для престарелых и инвалидов и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобные социальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носят архаичный характер.

Надо отметить, что в законодательной практике четко не разграничивается социальное обслуживание и льготы. Так, соответствующее обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения в Законе «О ветеранах» рассматривается как льгота, а в законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» - как один из видов социального обслуживания.

Относительно самостоятельной формой является социальное обслуживание детей. Эта категория лиц, включающая в себя детей - здоровых, больных и инвалидов, предопределяет особенности их социального обслуживания, поэтому в данном случае выделяются три основных вида социального обслуживания:

  • 1) детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях, таких как дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание. Предельный размер суммы, взыскиваемой с родителей, дети которых находятся в дошкольном учреждении, различен. Размер оплаты определяется органами исполнительной власти на местах. Зачастую оплата ставится в зависимость от числа детей и может составлять от 20 до 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком детского дошкольного учреждения. Родители детей, у которых по заключению медицинского учреждения выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от платы за содержание в этих учреждениях детей;
  • 2) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, специально созданных для таких детей, - детских домах; детских домах-школах; школах-интернатах; санаторных детских домах, организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении; в специализированных детских домах и школах-интернатах, создаваемых для детей с отклонениями в умственном или физическом развитии. Содержание и обучение воспитанников во всех таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения. В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено. В такие учреждения могут быть временно приняты дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года). Как правило, дети одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно *;
  • 3) детей в приемной семье. Лица, взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями. Ребенок, переданный им на воспитание, признается приемным ребенком. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. (Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные или наследственные отношения.)

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка является возмездным. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и пр. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов). Их труд оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законодательством РФ.

  • Данные учреждения могут находиться и в ведении местных органов народногообразования.

Социальное обслуживание несовершеннолетних

Дети и подростки в возрасте до 18 лет могут оказаться в трудных жизненных ситуациях, когда им необходимо предоставить социальное обслуживание. К числу таких ситуаций относятся:

1. сиротство

2. безнадзорность

3. беспризорность

4. жестокое обращение в семье

5. инвалидность и т.п.

В зависимости т конкретных ситуаций для детей и подростков предусмотрены различные виды социального обслуживания.

Социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ПП РФ от 1 июля 1995 года №676 утверждено типовое положение об образовательных учреждениях для детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей. Этим положением предусмотрено создание следующих видов образовательных учреждений:

1. детский дом

2. детский дом-школа-интренат

3. специальный коррекционный детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. специальная коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данные учреждения имеют следующие задачи:

1. создание благоприятных условий (приближенных к домашним), способствующих умственному, эмоциональному и физическиму развитию личности.

2. обеспечение социальной защиты медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников

3. освоение образовательных программ обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

4. обеспечение охраны здоровья, его укрепления

5. охрана прав и интересов воспитанников

В учреждения социального обслуживания принимаются дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, дети, родители которых осуждены, дети, родители которых признаны недееспособными, дети, родиели которых находятся на длительном лечении, дети, место нахождения родиелей которых не установлено. Кроме того, временно могут приниматься в учреждения социального обслуживания дети одиноких матерей или одиноких отцов, дети безработных, дети беженцев и вынужденных переселенцев, дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий, дети из семей, не имеющих постоянного места жительства. Для этих детей срок временного пребывания в учреждении социаьного обслуживания не может превышать одного года.

Воспитанники учреждений социального обслуживания имеют следующие права:

1. бесплатное содержание и получение общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

2. защита своих прав и интересов

3. уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации.

4. удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении

5. развитие творческих способностей и интересов

6. получние квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.

7. право на отдых и организованный досуг в выходные, праздничные дни и каникулы.

8. защита от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности.

Социальное обслуживанеи детей-инвалидов

Лицам в возрсте до 18 лет устанавливается категоря ребенок-инвалид. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, образовательные учреждения совместно с органами соц. защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование, в том числе включая профессиональное образование всех уровней. В случае невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях с согласия родителей обучение происходит на дому, но в полном объеме предусмотренной общеобразовательной программы на основании ПП РФ от 18 июля 1996 года № 861. Основанием для обучения ребенка-инвалида на дому является заключение лечебно-профилактического учреждения. В отношении детей-инвалидов образовательные учреждения имеют следующие обязанности:

1. предосталять бесплатно на вемя обучения учебную, справочную и другую литературу

2. обеспечить специалистами из числа педагогических работников оказывать методическую и консультационную помощь.

3. осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию

4. выдавать прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о оответствующем образовании

Негосударственные образовательные учреждения могут обучать и воспитывать детей-инвалидов, если они имеют осударственную аккредитацию и все требуемые законодательством спеиальные условия.

Социальное обслуживание несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабиллитации

В соответствии с ФЗ от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", к несовершеннолетним, нуждающимся в соц. реалибитации относятся: лица в возрасте от 3х до 18 лет, которые являются безнадзорными, беспризорными или назодящиея в социально-опасном положении.

Органы социально защиты населения по отношению к этим лицам имеют следующую компетенцию:

1. осуществлять меры по профилактике безнадзорности, организовывать профилактическую работу с родителями или законными представителями в отношении воспитания, содержания и обращения с детьми.

2. контролируют деятельность спец. учреждений для несовершеннолетних, осуществляют меры по развитию сети подобных учреждений.

3. внедряют в деятельность учреждений и служб современные методики и технологии социальной реабилитации.

4. предоставляют социальные услуги указанными лицам на основании их просьб, родителей или законных прелставителей, а также должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорностей и правонарушений несовершеннолетних.

5. выявляют лиц, находящихся в социально-опасном положении и оказывают им неободимую помощь.

6. оказывают содействие в организации оздаровления и отдыха несовершеннолетних

Для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации, создаютс специализированные учреждения в соответствии с ПП РФ от 27 ноября 2000 года № 896 к таким учреждениям относятся:

1. социально-реабилитационные центры, осуществляющие профиактику безнадзорности и социальную реабиллитацию несовершеннолетних, оставшихся в трудной жизненной ситуации.

2. социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию для несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социально помощи.

3. центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, они предназначены дл временного содержания несовершеннолетних и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В учреждения для несовершенолетних, нуждающихся в социальной реабилитации круклосуточно принимаются лица в возрасте от 3х до 18 лет:

1. заблужившиеся или подкинутые

2. из семей, находящихся в социально-опасном положении

3. самовольно оставившие семью или учреждение социального обслуживания для несовершеннолетних.

4. не имеющие места жительства и средств к существованию

5. оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей

6. оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

При осуществлении социалной вреабилитации несовершеннолетних рекомендуется предусматривать:

1. поэтапное выполение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, обеспечивающих восстановление утраченных контактов в семье

2. оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетнего, восстановление уго социального статуса в коллективе сверстников по месту ычебы или работы, снятие психотравмирующих ситуаций.

3. содействие в профессиональной ориентации и получение специальности, образования.

4. включение несовершеннолетних в различные виды трудовой деятельности с учетом возрастных и физиологических особенностей.

5. оказание комплексной медико-психолого-педагогичской помощи

При реализации индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних, а также по ее завершении сотрудниками органов социального обслуживания осуществлятся патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.

Введение

Резко обострившиеся во всех регионах земного шара социальные и природные условия в последние годы ставят в повестку дня задачу - совершенствовать формы адаптации различных воспитательных институтов, профессионально и более эффективно решать проблемы создания в социуме (общинах, городских кварталах и микрорайонах) досуговых, трудовых и других видов разновозрастных общностей детей, молодежи и взрослых как фактора социализации подрастающего поколения.
Все работники социальной сферы причастны в большей или меньшей степени к решению великой задачи современности - поиску наилучших путей и способов превращения ребенка как биологического существа в полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. Социальные педагоги и социальные работники всех стран хорошо понимают, что несмотря на значительные различия философских подходов и теоретических позиций в различных странах, сущность объекта, на который они воздействуют, одна и та же; едины также механизмы и пути социализации человека. Крайне важно лишь оптимизировать условия его социализации, найти и устранить препятствия на этом пути, раскрыть тайну механизмов социализации.
В данном реферате мы остановились на проблемах деятельности социальных служб по работе с подростками и молодежью в России и странах Европы.

1. Социальные службы для подростков и молодежи в России.

В настоящее время почти во всех субъектах Российской федерации (около 80 территорий) разработаны и реализуются региональные программы, нацеленные на решение конкретных проблем положения подростков и молодежи в регионах (14, С.79-80).
В 1997 - 1999 годах в трети территорий реализовывались комплексные региональные программы по проблемам детства, которые содержали целевые программы, аналогичные целевым федеральным программам, входящим в президентскую программу "Дети России" (в республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Калмыкия, Мордовия, Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Курганской, Курской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Смоленской, Сахалинской, Тамбовской, Томской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской и других областях).
В ряде территорий вместо комплексных программ реализуются целевые программы по отдельным направлениям улучшения положения детей (в Красноярском крае, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Калининградской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Новосибирской, Свердловской, Тверской и других областях). Наиболее распространены региональные целевые программы "Дети-инвалиды" и "Дети сироты", которые действуют в более половине субъектов Российской федерации. В трети территорий осуществляются региональные целевые программы "Планирование семьи", региональные программы "Семья", направленные в том числе и на решение проблем детей.
Нужностъ и эффективность программно-целевого подхода в решении актуальных проблем детства подтверждаются тем, что по мере завершения реализации ранее разработанных региональных программ их действие продлевается и разрабатываются новые мероприятия. В территориях, где ранее отсутствовала такая практика, приступают к разработке специальных региональных программ. Так, в 31 субъекте Российской Федерации в развитие президентской программы "Дети России" и собственных региональных программ разработаны комплексные программы по улучшению положения детей на 1998 - 2000 годах (в республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Коми, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртия, Алтайском, Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской Кемеровской, Костромской, Курганской Московской, Новгородской, Омской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Томской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге), из них в 8 территориях (республиках Бурятия, Коми, Северная Осетия-Алания, Ставропольском крае, Калужской, Костромской, Орловской, Саратовской областях) программы приняты. Еще в 20 территориях разработано 48 целевых региональных программ на период 1998 - 2000 годах.
Кроме программ, осуществляются конкретные меры по разным направлениям в целях социальной защиты подростков и молодежи. Так, в Астраханской области служба занятости проводит работу по оказанию содействия в трудоустройстве, переобучении и профориентации подростков-инвалидов и их родителей. Установлена квота рабочих мест для женщин, воспитывающих инвалидов.
В Москве результатом скоординированных мер явилось формирование городского заказа на создание рабочих мест для подростков-инвалидов. На базе 26 учреждений осуществляется профобразование по 13 специальностям. В 12 учреждениях профобразования открыты группы для детей-инвалидов по 21 специальности.
В Калининградской области созданы условия для профподготовки и образования подростков-инвалидов, из них 230 человек обучаются на дому.
В Курской области постановлением глав администрации городов и районов установлена квота рабочих мест и создан банк вакансий для инвалидов.
В Республике Дагестан, во Владимирской, Саратовской областях, Москве проводится работа по созданию государственной службы медико-социальной экспертизы, вводятся должности специалистов по реабилитации и социальной работе (14, С.92).
В Республике Башкортостан действуют следующие социальные службы молодежи: молодежная биржа труда «Евразия», в структуре которой имеются центр занятости, коммерческий центр, бизнес-центр, информационный центр, общество с ограниченной ответственностью при управлении по делам молодежи Уфимской мэрии; республиканский молодежный социальный фонд «Новое поколение» со службами социально-психологической, юридической, наркологической помощи и молодежная биржа труда «Веста»; пункты помощи по вопросам семейных отношений, службы знакомства «Ты и я», телефоны доверия и т.д.
В Клинском районе Московской области был создан Центр социально-психологической помощи «Доверие». Главной задачей Центра является оказание помощи семьям, отдельным ее членам, которые оказались в кризисной ситуации (13, С. 112).
Одной из задач Центра является помощь в воспитании детей, в положительном влиянии на детей, их психическом и духовном развитии. Помочь детям и подросткам в период их кризиса, помочь разобраться в их возрастных особенностях, предотвратить конфликты в семье.
В Центре функционируют три отделения: 1) психолого-педагогическая помощь, 2) медико-психологическая помощь, 3) служба «Доверие».
Вопросы формирования сексуальной культуры в Клинском районе решает служба «Vita» по программе психосексуального воспитания с детьми и подростками с 7 до 17 лет.
По программе «Vita» подросткам читаются лекции на темы: «Родители и дети», «Ровесники», «Любовь и семья», «О законах совместимости», «Пол и сексуальные знания», «Психология предбрачного ухаживания», «Формирование сексуальной ориентации», «Сексуальное поведение», «Критические ситуации», «Совращение, развращение, насилие». Работа по этой программе охватывает два направления. Первое - это программа по психосексуальному воспитанию: половое воспитание, подготовка к супружеству, формирование супружеских ролей.
Второе направление - это программа для родителей по психосексуальному воспитанию детей. Это полоролевое воспитание, возрастные сексологические особенности, взаимосвязь общей и сексуальной культуры.
Программа «Vita» предусматривает половое воспитание, которое направлено на подготовку юношей и девушек к супружеской жизни. Это психологическая подготовка быть мужчиной и женщиной, формирование мужественности и женственности, подготовка быть родителями, их отношение к детям.
В 14-15 лет подростка знакомят с юридическими основами брака, семьи, развода, с физическим развитием человека, гигиеной тела, психосексуальными проблемами созревания. Отношения мальчиков и девочек: признание и принятие половых особенностей, взаимное уважение, ухаживание. Забота будущих родителей о будущих детях (вред курения, алкоголизма, наркотиков). Сексуальные реакции созревания: поллюции, мастурбации (отдельно для мальчиков и девочек).
Для юношей 16-17 лет программа дополняется за счет разъяснения понятий зрелой сексуальности, сексуальной жизни и ее начала (психологические, нравственные, медицинские аспекты), гетеросексуальные отношения, особенности женской и мужской сексуальности, неожиданной беременности, планирование семьи, психологической и сексуальной совместимости, сексуальных меньшинств, заболевания, ответственность за сексуальные преступления.
Программа предусматривает обучение подростков общению между собой и родителями, умению разбираться в своих чувствах. Уделяется внимание формированию ответственности за свое сексуальное поведение и здоровье, пропаганде положительных результатов воздержания от ранних половых связей, о безопасности секса и контрацепции.
Не первый год в г. Екатеринбурге функционирует муниципальное учреждение – учебно-производственный комбинат «Образование», являющийся автономным подразделением в отделе образования при Администрации Октябрьского района (4, С.29).
Выполняя заказ общества на работу с малоспособными и малоразвитыми подростками, достигшими 14-15 лет, реабилитационный центр УПК «Образование» решает задачи социально-трудовой адаптации, создает условия для приобретения учащимися основ начальной профессиональной подготовки и получения общего образования. Отвергаемые дневной школой, подростки с учетом состояния здоровья по желанию обращаются в УПК. Психолого-педагогическая лаборатория, функционирующая в системе этого учебного заведения, проводит первичную диагностику уровня обученности поступивших ребят. Её выводы позволяют строить индивидуально-групповую работу педагогического коллектива. Специалисты лаборатории определяют зону актуального развития подростка, специфику его когнитивного развития. Главной задачей при этом является воспитание и формирование морально здоровой личности, снятие комплекса неполноценности и неуверенности в своих силах; оказание помощи в выработке позиции самоутверждения и профессионального самоопределения подростка (4, С.24).
Как показал опыт, муниципальное учреждение обладает широкими возможностями для самостоятельного применения методов и форм социальной адаптации трудных подростков, формирования у них общественно значимых целей и интересов, создает условия для интериоризации детьми общечеловеческих ценностей. Наиболее эффективным является использование возможностей дополнительного образования и воспитания, которые всегда играли компенсирующую и развивающую роль.
Кружки, факультативы, секции, малые школы (музыкальные, хореографические, спортивные, художественные и т.д.) создавали неплохую базу формирования и развития способностей у ребенка. Но с переходом к рыночным отношениям дополнительное образование становится все более недоступно для большинства детей – дорогие услуги.
Учитывая современный подход общества к определению возможностей обучения и развития малоодаренных детей, инфраструктура муниципального учреждения предлагает доступ к дополнительному образованию всем без исключения учащимся. УПК позволяет подросткам получить социальную поддержку, принять в досугово-оздоровителной деятельности и, главное, - в трудовой подготовке и обучении, которые являются приоритетными формами дополнительного образования, особенно в структуре УПК (14, С.132).
В опыте работы УПК «Доверие» города Чудово система условий профессионального и общеобразовательного обучения помогает подростку наиболее успешно освоить технологию производства и овладеть научными знаниями. Характер организации трудового обучения и производственного труда учитывает интересы и физические возможности подростка, позволяет регулировать продолжительность занятий, их чередование с общеобразовательными занятиями.
«Большую помощь в самоутверждении и адаптации личности в УПК оказывают высококвалифицированные специалисты: психолог, подростковый врач, психиатр, социальный работник (решающий вопросы правовой защиты). Всех их объединяет общая цель работы с аутсайдерами: определение проблем личностного, социального характера, с которыми приходят подростки в центр реабилитации УПК» (4, С.137). Как правило, это затруднения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, неуверенность в себе и в своих возможностях. Учащимся оказывают экстренную помощь, для более быстрой адаптации проводятся психологические тренинги по формированию навыков коммуникативных отношений среди подростков, подростков и их родителей, подростков и учителей, а также работа по формированию адекватной самооценки.
Развитие познавательных интересов, абстрактного мышления, создание при этом ситуации успеха – ещё ступень адаптации малоспособных учащихся в условиях УПК «Доверие».
Формы адаптации проблемных подростков, прошедших апробацию в условиях центра социально-трудовой реабилитации УПК, дали свои положительные результаты, обеспечили ребят группы риска реальным будущим, как полноценных граждан Отечества.
Успех Центра педагогической реабилитации зависит во многом от его экономической самостоятельности. Эта структура сама может являться источником финансирования, поскольку эта работа окупается, уменьшая процент криминогенности и обеспечивая обществу возврат потерянных личностей.
Профилактика социально отклоняющегося поведения несовершеннолетних может проводиться не только в форме УПК, но и других, не менее эффективных.
Так, в Ярославле принята областная государственная социальная программа «Молодежь», направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации, снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах. В деятельности службы предпочтение отдается таким видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, медико-психологическая помощь и т.д.
Таким образом, к настоящему времени накоплен обширный опыт социальной работы с детьми и молодежью, как в России, так и за рубежом, который постоянно совершенствуется и обновляется.

2. Социальные службы для подростков и молодежи за рубежом.

Ниже рассмотрим основные направления в организации деятельности социальных служб для подростков и молодежи за рубежом.
Так, в Финляндии для защиты прав детей и молодежи существует уже в течение семидесяти лет Маннергеймская Лига защиты детей (14, С.207-215). Лига способствует реформам и занимается проблемами детей и семей. Особое внимание уделяется профилактике различного рода отклонений. Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи стремится убедить общество более серьезно относиться к детям и их нуждам, давая им право быть детьми. Работа лиги основана на долгосрочных исследованиях и экспериментировании.
Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи всегда особое внимание уделяла профилактике правонарушений. Поддержка и советы родителям - один из основных аспектов оказываемой лигой помощи, объектом внимания является вся семья.
Лига представляет прежде всего интересы детей и семей с детьми. Она привлекает внимание людей, ответственных за принятие решений, к нуждам таких семей в области социальной политики, налогообложения и общественного развития.
Примерно в двухстах коммунах страны существуют объединения взрослых добровольцев, подготовленных Маннергеймской Лигой, которые заботятся о детях, временно не посещающих обычные дошкольные учреждения из-за болезни. Лига активно стремится побуждать семьи помогать друг другу. Она организует школы для родителей при детских дошкольных учреждениях (яслях, детских садах) и школах. Матерей и отцов учат правильному подходу к проблемам, так как любая проблемная ситуация, которая касается детей и взрослых, предоставляет определенные возможности для воспитательного воздействия.
В своей деятельности Маннергеймская Лига рассматривает молодых людей скорее как партнеров, нежели как клиентов.
Более пятисот психологов-консультантов работает в средних, высших и профессиональных школах страны. Они делают классные комнаты и школы более удобными и внушающими спокойствие. Психологическая консультация дает также возможность овладевать искусством человеческих отношений.
Проект «Чайка», например, рассчитан на подростков 10 - 17 лет, которые нуждаются в неформальной помощи из-за нежелания многих трудиться, трудностей в семье или склонности к правонарушениям. Цель проекта - помочь молодым людям обрести чувство ответственности за себя и свое окружение.
Главная цель в обучении «искусству жить» в том, чтобы улучшить обстановку в школе и межличностные отношения в среде. Эксперимент по этой проблеме проводился в нескольких коммунах страны в течение ряда лет.
«Больше никаких козлов отпущения!» - такова была ученическая программа с целью заставить школу взять на себя ответственность за возникающие конфликтные ситуации, не обвиняя отдельных учащихся. Ориентация на конструктивное решение проблем и сильнодействующие методы характерны были для школ, участвовавших в этом проекте.
Проект опирался на команды профессиональных психологов-консультантов в школах, на родителей, учеников и учителей, которые стимулировали на борьбу с кризисными ситуациями. В Восточной Финляндии проект и сегодня помогает молодым людям в возрасте от 16 до 24 лет легче найти свое место в трудовой жизни.