Принципы осуществляющие социальное обслуживание детей. Организация работы по социальному обслуживанию детей

Относительно самостоятельной формой является социальное обслуживание детей. Эта категория лиц, включающая в себя детей - здоровых, больных и инвалидов, предопределяет особенности их социального обслуживания, поэтому в данном случае выделяются три основных вида социального обслуживания:

  • 1) детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях, таких как дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание. Предельный размер суммы, взыскиваемой с родителей, дети которых находятся в дошкольном учреждении, различен. Размер оплаты определяется органами исполнительной власти на местах. Зачастую оплата ставится в зависимость от числа детей и может составлять от 20 до 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком детского дошкольного учреждения. Родители детей, у которых по заключению медицинского учреждения выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от платы за содержание в этих учреждениях детей;
  • 2) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, специально созданных для таких детей, - детских домах; детских домах-школах; школах-интернатах; санаторных детских домах, организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении; в специализированных детских домах и школах-интернатах, создаваемых для детей с отклонениями в умственном или физическом развитии. Содержание и обучение воспитанников во всех таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения. В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено. В такие учреждения могут быть временно приняты дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года). Как правило, дети одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно *;
  • 3) детей в приемной семье. Лица, взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями. Ребенок, переданный им на воспитание, признается приемным ребенком. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. (Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные или наследственные отношения.)

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка является возмездным. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и пр. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов). Их труд оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законодательством РФ.

  • Данные учреждения могут находиться и в ведении местных органов народногообразования.

Вопросы улучшения социального положения
семей с детьми являются приоритетными для Департамента социальной защиты населения города Москвы.

В целях организации социального обслуживания семей с детьми в городе Москве в настоящее время функционируют 132 отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания (ЦСО).

ЦСО являются многопрофильными учреждениями и осуществляют комплексное обслуживание семей и детей по месту жительства путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Указанные учреждения оказывают социальную помощь следующим категориям семей: малообеспеченным, многодетным, неполным, опекунским, с детьми-инвалидами и т.д.

В 2012 году будет реализован ряд мер, направленных на оказание социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, состоящим на учете в учреждениях социального jбслуживания.

Социальная помощь является адресной, оказывается на основании личного заявления и акта обследования материально-бытового
положения семьи.

Малообеспеченным семьям с детьми могут быть оказаны следующие виды социальной помощи:


  • продуктовая;
  • вещевая;
  • в виде товаров длительного пользования (холодильников, телевизоров,
    стиральных машин);
  • путевки для детей в оздоровительные учреждения;
  • билеты на различные культурно-досуговые мероприятия и пр.

Помимо этого, в данных учреждениях
оказываются следующие виды услуг:

  • социально-медицинские (санитарно-просветительская работа, массаж, занятия лечебной физкультурой и др.);
  • социально-психологические (консультирование психолога, психодиагностика, проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, в том числе по вопросам профилактики вредных привычек и избавления от них, адаптации детей к школе, общения со сверстниками и т.д., привлечение к участию в клубах общения, экстренная
    психологическая помощь по телефону и др.);
  • социально-правовые (консультирование по гражданскому, жилищному, семейному, трудовому праву, помощь в составлении исков, содействие в оформлении льгот,
    пособий, компенсаций, жилищных субсидий, помощь в решении вопросов занятости и др.);
  • социально-педагогические (педагогическая коррекция, оказание
    помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, организация совместного досуга родителей и детей
    и т.д.);
  • социально-бытовые (обеспечение
    талонами в парикмахерские, химчистки, бани, прачечные).

Во многих центрах социального обслуживания работают отделения дневного пребывания несовершеннолетних, в которых дети получают 2-разовое питание (обед и полдник), организуются различные досуговые мероприятия, проводится работа по развитию творческих способностей детей в кружках, клубах по интересам, оказывается помощь в подготовке домашних
заданий, реализуются программы социальной реабилитации детей.

В дни зимних и летних школьных каникул дети и подростки, посещающие отделения
дневного пребывания, получают 3-разовое питание (завтрак, обед и полдник).

Кроме того, в отделениях дневного пребывания проводятся и выездные мероприятия с посещением музеев, выставок, концертов, театров, спортивных мероприятий, экскурсий по сторическим местам и др.

Телефоны горячих линий и экстренных служб

Телефон «Горячей линии» Департамента социальной защиты населения города Москвы (круглосуточно): 8-495-623-10-59.

«Горячая линия по решению проблем беспризорных несовершеннолетних
»: 8-499-201-06-50.
Целью службы является координация движения беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних,
выявленных в городе, для осуществления экстренного устройства детей, оказавшихся в социально опасном положении, а также содействия родителям в розыске пропавших детей на базе Социального приюта «Алтуфьево».

«Горячая линия социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов,
находящихся в трудной жизненной ситуации»: 8-499-201-59-47.
Функционирует на базе Социального приюта для детей и подростков «Алтуфьево».

Городская круглосуточная приемная:
607-17-19.
Работает на базе Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
- «Красносельский», специалисты которого осуществляют практическую помощь обратившимся в формах телефонного консультирования, а также консультативных приемов, семейного консультирования и психотерапии семьи, индивидуальной и групповой коррекции.

В соответствии с Соглашением между
Правительством Москвы и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, телефон Городской круглосуточной приемной для несовершеннолетних
СРЦ «Красносельский» ЦАО города Москвы подключен к Общероссийскому детскому телефону доверия:
8-800-2000-122.

Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной
социальной помощи несовершеннолетним 8-499-975-27-50.
Создана на базе СРЦ «Красносельский» при поддержке
Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ в целях раннего выявления семейного неблагополучия, профилактики детской
безнадзорности, оказания разносторонней помощи несовершеннолетним и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Специалисты ГКМС в любое время суток готовы выехать для оказания экстренной социальной помощи несовершеннолетним вне Центра и принять меры по устранению причин, обусловивших трудную жизненную
ситуацию.

Самостоятельным видом социального обслуживания граждан является содержание детей в детских учреждениях. В современных условиях жизни нашего общества очень остро стоит проблема реального обеспечения прав детей во всех сферах их жизнедеятельности, в связи с чем в последние годы принят целый ряд специальных нормативных актов.

Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. утверждена президентская Программа «Дети России», включающая федеральные целевые программы «Дети-сироты», « Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» и др. Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской

Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей). В них наряду с общими мерами по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей предусматриваются специальные меры по улучшению положения детей, находящихся в особо трудных условиях, к которым относятся прежде всего дети-сироты и бездомные дети, дети-инвалиды, дети-беженцы. Количество детей этих категорий весьма значительно. В целях обеспечения полноценной реабилитации Основные направления определили в качестве первоочередных задач защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах; ослабление негативных последствий сиротства; оказание незамедлительной помощи детям в экстремальных ситуациях. Предусмотрены также меры по развитию сети социальных приютов для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, разукрупнение государственных учреждений для детей-сирот и создание в них условий проживания, приближенных к семейным. Федеральный закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 9 июля 1998 г. в числе основных направлений обеспечения прав ребенка в РФ определяет: содействие ребенку в реализации и защите его прав и денежных интересов со стороны государственных органов, родителей ребенка, педагогических, медицинских социальных работников и специалистов, которые в соответствии с законом несут ответственность по его воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите. Государство устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизнедеятельности, включающие в себя минимальный объем социальных услуг по: образованию и профессиональному обучению, медицинскому обслуживанию профессиональной ориентации, обеспечению питанием (в соответствии с минимальными нормами), социальному обслуживанию, социальной защите, обеспечению прав на жилище, социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Впервые на законодательном уровне определены конкретные органы, призванные обеспечить реализацию защиты прав ребенка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором предусмотрены следующие виды образовательных учреждений для детей:

· детский дом;

· детский дом-школа;

· школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;

· специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

· специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.

В соответствии с Типовым положением в образовательные учреждения принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено. Временно, на срок не более одного года, могут приниматься дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.

Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Характерно, что кроме бесплатного содержания, обеспечения, социального обслуживания такие учреждения обеспечивают детям возможность посещать любые учреждения для дополнительного образования - музыкальные, художественные и спортивные школы, клубы, секции, кружки, студии и т. д.

Для осуществления профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказания помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье, предоставления несовершеннолетним временного проживания до определения наиболее оптимальных форм его жизнеустройства создаются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.).

Примерное положение о таком учреждении утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 10921.

В специальные учреждения принимаются несовершеннолетние лица: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Специальные учреждения оказывают следующие услуги:

· предоставляют временное проживание несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в помощи государства;

· оказывают первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;

· оказывают комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних в интернатное учреждение, семью и т.д.;

· выявляют и анализируют причины, обусловившие социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

· разрабатывают и реализуют программы социальной реабилитации несовершеннолетних, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.

В необходимых случаях несовершеннолетние обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, другими предметами вещевого довольствия и медикаментами. Срок пребывания несовершеннолетних, формы и порядок работы с ними определяются самим учреждением. Государство оказывает всемерную поддержку приемным семьям как одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Статус и материальное попечение таких семей закреплены в Положении « О приемной семье», утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 8292.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей: сироты; дети, родители которых неизвестны; родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их содержание и воспитание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными

родителями определяется органами опеки и попечительства.

Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе, а также производят оплату отопления, освещения, текущего ремонта жилья, приобретения мебели и услуг бытового обслуживания. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами Российской Федерации.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.

Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

Вопросы материального и жилищного обеспечения, не обусловленные Положением, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления.

Существенные льготы предусмотрены законодательством для детей из многодетных семей. Указом Президента РФ « О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. установлены льготы по оплате коммунальных услуг, право на бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся

Социальное обслуживание семьи

Замечание 1

Социальное обслуживание семьи ориентировано на активизацию факторов, способствующих повышению производительности и эффективности труда, и, как следствие, повышению материального и духовного благополучия семьи.

Основные задачи системы социального обслуживания семьи:

  • улучшение материального состояния и условий жизни;
  • повышение конкурентоспособности и качества рабочей силы, обеспечение занятости населения;
  • гарантии соблюдения прав граждан в сфере социальной защиты, охраны здоровья, образования, в области труда, обеспечения жильем;
  • обеспечение социальных гарантий и прав семье, детям и молодежи, женщинам;
  • ориентация социальной политики на семью;
  • снижение смертности, улучшение демографической ситуации;
  • улучшение социальной инфраструктуры;
  • обеспечение условий для реализации семьей воспроизводительной, экономической, воспитательной, культурной и психологической функций;
  • создание благоприятных условий гражданам, имеющим детей, для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
  • улучшение охраны здоровья семьи, обеспечение безопасного материнства;
  • усиление профилактики социального неблагополучия.

Поддержка семьи в социальном обеспечении имеет особое значение и включает: совершенствование организации социальных гарантий государства, направленных на повышение благосостояния семьи; государственное стимулирование среднего и малого бизнеса; развитие новейших технологий поддержки семьи (расширение перечня социальных услуг, учреждений обслуживания молодежи, консультативных мероприятий по социально-психологической адаптации, профилактике социального неблагополучия, преодоления кризисных ситуаций и т.д.).

Механизмы реализации задач социального обеспечения семьи, детей, молодежи, включают:

  1. Повышение целевых расходов на социальную поддержку семей, обеспечение финансирования важнейших социальных мероприятий.
  2. Совершенствование эффективности выделяемых на социальное обслуживание средств (в частности, за счет ранее принятых программ и их объединения), ориентация усилий на наиболее приоритетные направления.
  3. Формирование благоприятных условий для наиболее полного использования негосударственного сектора для решения вопросов, касающихся улучшения положения семьи.
  4. Законодательное закрепление социальных гарантий семьям в актах, регулирующих полномочия органов исполнительной власти.
  5. Повышение активности и роли средств массовой информации как пропагандистов роли семьи в социализации личности.
  6. Совершенствование бытовой инфраструктуры.
  7. Расширение возможностей по уходу за нетрудоспособными членами семьи.

Для достижения целей социального обслуживания необходимо: провести мероприятия по стабилизации уровня жизни граждан, уменьшить его разрыв между различными слоями населения; постепенно сократить уровень бедности населения; повысить защиту социальных и трудовых прав граждан; создать предпосылки для устойчивого экономического роста; обеспечить оптимальный уровень занятости населения и т.д.

Социальное обслуживание детей

Дети всегда были и останутся объектом защиты, помощи и поддержки со стороны общества и государства. Существуют как формальные, так и неформальные правила и нормы, ограждавшие детей от опасных и неблагоприятных воздействий социальной среды и гарантирующие детям некоторые социальные привилегии и преимущества по сравнению иными возрастными группами.

Замечание 2

Такое положение вещей обусловлено: потребностью и объективной заинтересованностью общества в детях как гарантах преемственности и непрерывности существования; характерными детям ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В социальной защите нуждаются такие категории детей, как дезадаптированные, безнадзорные, брошенные дети.

Дезадаптированные дети. У таких детей наблюдается нарушение процессов социального функционирования, социализации, социального развития. Характерно разрушение внутрисемейных отношений и связей, пренебрежительное отношение к ребенку со стороны родителей, педагогическая запущенность.

Безнадзорные дети. Как правило, такие дети включены в систему асоциальных и антисоциальных связей. Социальная помощь направлена на преодоление состояния безнадзорности и отсутствия контроля со стороны взрослых. Работа социальных работников ориентирована на восстановление семейных связей, формирование позитивной среды для общения, возвращение ребенка в систему образования.

Брошенные дети. Социальная помощь включает: оказание необходимой и срочной медицинской помощи, психологическую реабилитацию, помещение в специальное детское учреждение, юридическая помощь, назначение и выплата пособий и т.д.

Методы социального обслуживания детей

К методам социального обслуживания детей относятся:

  1. Социально-педагогические методы: педагогическое консультирование, педагогическая коррекция, методы образования и просвещения). Позволяют повысить интеллектуальный и образовательный уровень ребенка, создать систему представлений и ценностных ориентаций, адекватную его условиям.
  2. Социально-психологические методы: психологическое консультирование, методы психодиагностики и психокоррекции. Ориентированы на внутренний мир ребенка, коррекцию его ценностей, предпочтений и представлений; направлены на совершенствование его психологических возможностей.
  3. Социально-медицинские методы: социально-медицинская адаптация и реабилитация, лечение, организация комфортной среды жизнедеятельности и т.д.
  4. Социально-правовые методы: правовая и юридическая защита интересов ребенка, правовой контроль, правовое просвещение, правовые санкции. Включают операции и процедуры по приведению процесса жизнедеятельности ребенка в соответствие с нормами закона и права.
  5. Социально-экономические методы: совершенствование и расширение системы экономических возможностей и прав ребенка, материальная помощь и поддержка, трудоустройство и т.д. Направлены на решение материальных вопросов благосостояния ребенка, формирование необходимых условий для полноценной жизни.
  6. Социально-групповые методы: семейное консультирование, формирование детских коллективов с позитивной направленностью, коррекция отношений в детском коллективе. Эти методы позволяют проводить работу с социальным окружением ребенка.

Социальное обслуживание детей - самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента, в орбите данного вида обслуживания находятся дети - здоровые, больные и инвалиды. Можно выделить три основных подвида социального обслуживания детей.

Первый подвид - это социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях. Предоставление этого вида обслуживания сужается вследствие сокращения числа таких учреждений и мест в них. Причины все те же: ограниченные финансовые возможности муниципальных органов и организаций, в ведении которых находятся эти детские учреждения.

Различается несколько типов дошкольных учреждений. Наиболее распространенный - дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание.

Предельный размер платы, взыскиваемой с родителей, ребенок которых находится в детском саду, составляет 20%, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10% затрат на содержание ребенка в данном учреждении. Родители детей, у которых (по заключению медицинского учреждения) выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от оплаты за содержание детей .

Второй подвид - это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах; детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении); специальных детских домах, школах-интернатах (создаваемых для детей с отклонениями в развитии).

В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждения могут приниматься временно дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года).

Дети членов одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно.



Третий подвид - это социальное обслуживание детей в приемной семье. Положение о приемной семье утверждено Правительством РФ. Такая семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Граждане (супруги), взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, переданный им на воспитание, - приемным ребенком, а семья, где воспитывается ребенок, - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные и наследственные отношения.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишены судом родительских прав или ограничены в этих правах и некоторые другие.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся дети-сироты, дети, родители которых неизвестны, лишены судом родительских прав либо ограничены в таких правах, признаны судом недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены, не могут по состоянию здоровья лично осуществлять их воспитание и содержание, находятся в лечебно-профилактических и некоторых других учреждениях (социальной защиты и т.д.).

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется «с учетом его мнения», а ребенка, достигшего возраста 10 лет, «только с его согласия» (цитируется по Положению).

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка возмездный. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т.д. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги (учитываются фактически сложившиеся цены в данном регионе). Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов) не позднее 20-го числа предыдущего месяца.

Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Наряду с перечисленными выше наиболее значимыми видами социального обслуживания есть и иные. К ним относится, например, срочное бесплатное социальное обслуживание (оно осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке), предоставление бесплатно временного приюта (он предоставляется в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и некоторым другим гражданам), бесплатная социально-консультативная помощь (ее оказывают муниципальные учреждения и органы социальной защиты населения всем гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации).

Отношения, связанные с предоставлением пожилым гражданам и инвалидам некоторых видов социальных услуг, являются предметом регулирования других отраслей права и правовых институтов, например жилищного права, трудового права (отношения по регулированию труда инвалидов и несовершеннолетних и т.п.).

Контрольные вопросы:

1.Раскройте понятие социального обслуживания как элемента системы социального обеспечения.

2.Дайте характеристику нормативных актов, регулирующих социальное обслуживание нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей.

3.Какие установлены правила обеспечения населения протезными
изделиями и каков порядок выдачи этих изделий?

5.Каков порядок возмещения расходов, связанных с эксплуатацией
выданных инвалидам моторных транспортных средств?

6.Какие основные виды социального обслуживания предусмотрены
для граждан, нуждающихся в посторонней помощи?

7.В чем сущность стационарного и полустационарного социального обслуживания?

8.Каков порядок оплаты социального обслуживания? Каким категориям граждан предоставляется бесплатное социальное обслуживание?

9.Назовите виды социального обслуживания детей и правила оплаты
их социального обслуживания в различных учреждениях для детей.

10. Что такое приемная семья? Каков порядок ее материального обеспечения?


Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения

§ 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания

Льгота в обычном понимании - это преимущество в чем-то, перед кем-то. Социальная льгота - это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки - соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота - правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности. Есть льготы и другого характера, например для судей, депутатов Федерального Собрания, граждан, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д. Льготы для таких граждан назвать социальными вряд ли можно: они не нуждаются в социальной защите. Эти льготы, следовательно, не по системе социального обеспечения, а по роду деятельности, служебному положению.

На первый взгляд кажется, что развитая система социальных льгот в нашей стране свидетельствует о повышенном внимании общества, властных структур, их устанавливающих, к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так. Эта система у нас практически восполняет, правда, далеко не в полной мере, крайне низкий реальный уровень материального обеспечения в денежной форме, т. е. пенсий и различных социальных пособий (на детей, в частности). Предоставить право на бесплатный проезд на городском транспорте всем пенсионерам, например, гораздо дешевле, чем повысить пенсию до уровня, позволяющего пенсионерам без излишних лишений оплачивать такой проезд за счет пенсии (ездят на транспорте не все пенсионеры, да и не так уж часто). В недалеком прошлом льготы по оплате проезда предоставлялись, например, не по признаку бедности, а в связи с физическими затруднениями при оплате (право на бесплатный проезд имели лишь инвалиды с тяжелыми дефектами конечностей или их ампутацией, слепые).

В перспективе система социальных льгот должна сужаться по мере повышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Однако это, видимо, будет не скоро. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.

Анализ контингентов граждан, для которых установлены социальные льготы, позволяет выделить два основания для введения льгот. Первое - низкие доходы, как правило, у большинства таких граждан. К ним относятся практически все категории пенсионеров, многодетные семьи, семьи, где воспитываются инвалиды с детства, и некоторые другие граждане. Второе - особые заслуги. Это Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Объем льгот, устанавливаемых по первому основанию, зачастую определяется с учетом заслуг (инвалиды войны, участники войны и т.д.).

Социальные льготы отличаются от социального обслуживания тем, что их предоставление обычно не связано с деятельностью специальных, особо созданных социальных служб (различных социальных учреждений и организаций); они предоставляются обычными службами - коммунальными, торговыми и иными организациями и органами. Однако этот критерий разграничения условен. Кроме того, для осуществления права на социальные льготы часто не требуется решение обязанной стороны. Другими словами, граждане сами осуществляют свое субъективное право на льготы (бесплатный проезд на городском транспорте, пониженная оплата коммунальных услуг и т.п.).

Льготы обычно имеют определенное материальное содержание - освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер. Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем. Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественным предоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона, преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества, внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, первоочередное помещение в дом-интернат для престарелых и инвалидов и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобные социальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носят архаичный характер.

Надо отметить, что в законодательной практике четко не разграничивается социальное обслуживание и льготы. Так, соответствующее обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения в Законе «О ветеранах» рассматривается как льгота, а в законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» - как один из видов социального обслуживания.