Выход на пенсию в России: полезная информация для будущих пенсионеров. Выход на пенсию мужчин в россии

Право на пенсионное обеспечение всех граждан страны закреплено в Конституции РФ (ст.39), а процедура назначения и оплаты денег устанавливается рядом Федеральных законов. Условия по назначению трудовой пенсии для женщин и мужчин имеют некоторые отличия, главным из которых является законодательно определенный возрастной предел для получения пособия.

Возрастные ограничения для получения пенсии у мужчин

Федеральный закон «О страховых пенсиях» (№ 400, 28.12.2013) определил возрастной критерий для получения страховой пенсии (по возрасту) для мужчин в 65 лет. После наступления указанного возраста и при соблюдении ряда условий, касающихся продолжительности трудовой деятельности и количества пенсионных баллов, выход на пенсию мужчин в России оформляется после обращения с соответствующим заявлением в подразделение Пенсионного Фонда РФ.

Законом предусмотрены дополнительные льготы, предоставляющие гражданину возможность выйти на отдых раньше установленного ограничения в 65 лет.

Мужчины, чья профессиональная деятельность указана в Перечне профессий, производств с опасными и вредными условиями для труда, могут оформить пенсию на несколько лет раньше. Указанный Перечень (ПП СССР № 10, 26.01.1991), включающий свыше 1700 видов работ и поделенный на 2 списка, применяется в соответствии с ФЗ № 400 (ст.30) и Постановлением КМ РФ (№ 665). .По Списку № 1, мужчине можно выйти на пенсию в 50 лет, при стаже на соответствующих видах работы не менее 10 лет и страховом стаже 20 лет. По Списку № 2, можно выйти в 55 лет, стаж на соответствующих видах работ не менее 12, 5 лет и страховом стаже 25 лет.

Возможность досрочного выхода на пенсию (ст.32 ФЗ № 400) предусмотрена для:

  1. Граждан, получивших инвалидность из-за травмы при прохождении воинской службы. Выплаты назначаются с 55 лет, если у претендента наработан страховой стаж в размере не меньше 25 лет.
  2. Инвалидов 1 группы по заболеваниям, связанным с органами зрения, с 50 лет при стаже не менее 15 лет в указанных районах и продолжительности страхового стажа не менее 25 лет .
  3. Работавших в районах Крайнего Севера и достигших 55-летнего возраста при стаже от 15 лет.
  4. Мужчин, которые работали в районах Крайнего Севера не менее 7,5 лет или работали в местностях приравненных к районам Крайнего Севера при переводе стажа выходит 7,5 лет (1 год работы в местностях = 9 месяцев Крайнего севера).Страховой стаж должен составлять не менее 25 лет. Пенсия назначается с уменьшением общеустановленного возраста - за 1 год работы будет снижен на 4 месяца.
  5. Проживающих на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавших в качестве оленеводов,рыбаков, охотников-промысловиков. Право выхода на пенсию возникает после наступления 50 лет при наработанном страховом стаже в размере от 25 лет.
  6. Мужчинам, больным гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики старше 45 лет, имеющих стаж больше 20 лет.
  7. Отца ребенка-инвалида или инвалида с детства, воспитавшего его до достижения возраста 8 лет (При условии, что супруга не пошла на пенсию по тому же основанию). Право выхода на пенсию возникает в 55 лет, при страховом стаже не менее 25 лет.
  8. Опекуна инвалидов с детства, воспитавшего до достижения 8 летнего возраста. В данном случае возраст выхода на пенсию будет снижен на 1 год за каждые 1,5 года опеки, но не более 5 лет. Страховой стаж должен составлять не менее 20 лет.
Важно: Мужчины, имеющие страховой стаж не менее 42 лет, имеют право оформить пенсию на 2 года раньше.

Пенсионная реформа также коснулась граждан, чья профессия связана с творчеством, медициной, педагогической деятельностью и государственной службой.

Для медицинских, педагогических работников и лиц творческой деятельности предусмотрено следующее:

Для мужчин-государственных служащих:

Скачать для просмотра и печати:

Общие условия для назначения пенсии

С 2015 года в результате реформирования пенсионной системы в стране действуют 2 вида выплат - страховая (трудовая) и накопительная. Трудовая разделяется на виды: по старости (по возрасту), при утере кормильца, по инвалидности.

Для получения выплаты по старости мужчина должен соответствовать законодательным требованиям (ст. 8 ФЗ № 400):

  • гражданин должен достигнуть установленного законом возраста;
  • у него должен быть необходимый размер страхового стажа (продолжительность поступления перечисления взносов в ПФ страны);
  • ему должно быть начислено определенное количество пенсионных баллов (персональный коэффициент).

Показатель стажа, необходимого для назначения пособия, ежегодно возрастает на 1 год:

  • в 2019 году он составил 10 лет;
  • к 2024 году возрастет до 15 лет.

Текущее значение суммы необходимых баллов (ИПК)составляет от 16,2 единиц.

Расчет продолжительности трудовой деятельности производится по отчислениям средств в ПФ работодателями, что представляется возможным только при оформлении гражданина по месту занятости в официальном порядке и регистрации в системе пенсионного страхования (ОПС).

Пособие при отсутствии стажа

Гражданин, не имеющий официального подтверждения трудовой занятости и осуществляющий деятельность без оформления договоров или иной официальной регистрации, может уплачивать страховые взносы самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в отделение ПФ с заявлением о желании самостоятельной уплаты платежей для накопления страхового стажа.

В противном случае мужчине будет доступна только социальная пенсия по старости. Данный вид бюджетного пособия не связан с наличием стажа и назначается с 70 лет.

Расчет величины страховой выплаты

Величина пенсии по возрасту по новому порядку расчета подсчитывается в баллах, исходя из величины страховых взносов по ОПС. Далее баллы при назначении конкретной суммы субсидии переводятся в рубли.

На официальном сайте ПФ страны можно выяснить количество баллов, имеющихся у работника (на момент запроса сведений) и прогноз годового размера (исходя из получаемой заработной платы).

Через Единый портал государственных услуг доступно получение данных о состоянии собственного лицевого счета , остатке средств на нем и периодичности и размерах перечислений.

П = ИПК х СИПК +ФВ, где

ИПК - пенсионный коэффициент персональный,

СИПК - стоимость балла (одного пенсионного коэффициента),

ФВ- выплата фиксированная

Пример

К 2019 году Иванов, планирующий уход на отдых по возрасту, накопил 97 баллов. Премиальные коэффициенты отсутствуют, дальнейшая трудовая деятельность Ивановым продолжаться не будет.

ВФ в 2019 году составляет 5334,19 руб.

ПК равен 87,24 руб.

Величина пособия составит 13796,47 руб. (97*87,24+5334,19).

Внимание! Размер пособия увеличится, если оформить его не сразу по достижении предельного возраста. Если после наступления 65 лет мужчина отработает еще 5 лет, то значение выплаты фиксированной увеличится на 36%.

Порядок назначения пенсии


Для оформления страхового обеспечения мужчина должен подать соответствующее заявление в отделение ПФ, многофункциональный центр (МФЦ) или в кадровую структуру по месту работы.

Документ может предоставляться:

  • лично самим претендентом на пособие;
  • направляться письмом через Почту России;
  • в электронном варианте через персональный кабинет на сайте ПФ РФ.

Обратиться по указанному вопросу следует не позже чем за 30 дней до планируемого выхода на отдых. Также можно обратиться в ПФР за полгода до выхода на пенсию на предварительную сверку, чтобы иметь возможность подготовить необходимый пакет документов.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Документы, предъявляемые для оформления


В перечень документов, обязательных при выходе на пенсию мужчин в России для обращения в Пенсионный Фонд РФ (Приказ Минтруда РФ № 958, 28.11.2014), включены:

  • удостоверение личности заявителя (паспорт);
  • подтверждение регистрации (места жительства);
  • документ о регистрации в системе страхования (СНИЛС);
  • документы для подтверждения трудовой занятости (трудовая книжка, договоры, справки);
  • военный билет;
  • свидетельство о браке (при наличии смены фамилии ).

Если обратившийся мужчина имеет право на увеличенный размер пособия, то должны быть предоставлены подтверждающие документы (о проживании на территории Крайнего Севера, о занятости в сельском хозяйстве).

Внимание! Сотрудники ПФ могут требовать уточнения некоторых обстоятельств по полученным документам или предоставления дополнительных сведений. Скачать для просмотра и печати:

Выплата средств


Назначение суммы производится в течение 10 рабочих дней после передачи в ПФ заявления и необходимых документов.
Подтверждением факта назначения выплаты служит выдаваемая гражданину справка установленного образца.

Если в ПФ возникли вопросы по документам или же предоставлен неполный набор сведений, то заявителю отводится 3 месяца на устранение замечаний. В таком случае оформление выплаты начнется по факту предоставления полного (дополненного) пакета документов, а не с момента поступления заявления.

Платеж производится за текущий месяц. По выбору самого заявителя устанавливается способ доставки субсидии:

  • на счет в банке;
  • в почтовое отделение;
  • на дом.

По желанию пенсионера деньги могут быть получены уполномоченным лицом, на которого должным образом оформлена доверенность.

Совет! Чтобы избежать недоразумений и иных неприятных моментов при назначении выплаты важно интересоваться формированием собственной пенсии еще в период активной трудовой деятельности. Следует контролировать полноту и своевременность уплаты взносов со стороны работодателей и быть в курсе изменений соответствующего законодательства, чтобы знать свои права и возможности.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Навигация по статье

Пенсия является компенсацией заработка или иных получаемых выплат, которые были утрачены человеком в связи с наступлением старости.

  • женщины с двумя и более детьми, проработавшие на Крайнем Севере от 12 лет или в приравненных к ним местах от 17 лет;
  • лица, которые отработали необходимый стаж на Крайнем Севере или в приравненных к нему районах;
  • граждане, постоянно проживающие на Крайнем Севере и работавшие оленеводами, рыбаками, охотниками на промыслах.

Пенсионное обеспечение безработных граждан

Гражданам, которые потеряли работу в связи с их сокращением или ликвидацией работодателя и встали на учет в службу занятости, пенсионное пособие может быть оформлено досрочно на период достижения ими возраста, дающего право на назначение . Такое назначение происходит:

  • по предложению службы занятости и с согласия безработного;
  • в случае невозможности устроиться на новое место работы;
  • не раньше, чем за два года до наступления пенсионного возраста, включая досрочное назначение пенсии;
  • при наличии требуемого для назначения пенсии по старости страхового стажа и величины индивидуального коэффициента, и наличии необходимого размера льготного стажа для досрочной пенсии.

Досрочное пенсионное пособие безработным назначается и выплачивается в соответствии с статьей 32 закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» .

Назначение досрочной пенсии таким гражданам имеет некоторые нюансы :

  • в случае трудоустройства или получения дохода от иной деятельности, выплата пенсионного пособия безработным прекращается;
  • при увольнении или прекращении деятельности, приносящей доход, пенсионное обеспечение может быть восстановлено;
  • если безработный был государственным служащим, то к назначаемому ему пенсионному пособию может быть установлена предусмотренная законом о пенсионном обеспечении госслужащих пенсия за выслугу лет.

По достижению установленного законодательством пенсионного возраста получатели пенсионного пособия могут перейти на страховую пенсию по старости, для этого им заранее необходимо обратиться в орган Пенсионного фонда.

Повышение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Результатом последнего решения правительства по сокращению расходов на пенсионное обеспечение стало принятие закона о повышении возраста выхода на пенсию госслужащим. Действие закона распространяется на служащих государственных, муниципальных органов власти, а также на лиц, занимающих политические должности. Согласно принятому закону у этой категории граждан право на назначение пенсионного пособия по выслуге лет будет возникать :

  • у мужчин при достижении возраста 65 лет , у женщин в 63 года ;
  • при наличии минимального стажа работы в госорганах 20 лет .

Повышение возраста и минимального трудового стажа будет происходить постепенно , с 2017 года они будут увеличиваться ежегодно на 6 месяцев .

Повысят ли возраст выхода на пенсию по старости?

Возраст выхода на пенсию в России ниже среднего уровня по сравнению с другими странами, при этом пенсионеры составляют около 30% населения нашей страны.

Денег у нашего государства на выплату пенсионных пособий не хватает, поэтому в правительстве уже неоднократно обсуждался вопрос о повышении пенсионного возраста . Еще в 2016 году Министерство финансов разработало план постепенного увеличения возраста выхода на пенсию для и до достижения ими в итоге 65 лет . Но, поскольку это очень серьезный шаг, который может иметь негативные последствия, к нему нужно тщательно подготовиться.

На данный момент увеличение возраста выхода на пенсию по старости для остальных граждан законодательно не предусмотрено, однако оно неизбежно и рано или поздно это произойдет.

Обращение за пенсией позже установленного срока

В целях экономии средств на пенсионное обеспечение, государство стимулирует граждан перенести оформление выплаты пенсионного пособия на более поздний срок .

В соответствии с законодательством при обращении за назначением пенсии позже наступления на нее права (после 55 лет женщинам или 60 лет мужчинам) к выплате устанавливаются специальные премиальные коэффициенты , увеличивающие размер пенсионного пособия.

В зависимости от отсрочки установления пенсионных выплат, может применяться повышающие коэффициенты к страховой пенсии (СП), представленные в таблице ниже:

Коэффициент повышения к СП *
По возрасту Досрочная
1 1,07 1,046
2 1,15 1,1
3 1,24 1,16
4 1,34 1,22
5 1,45 1,29
6 1,59 1,37
7 1,74 1,45
8 1,9 1,52
9 2,09 1,6
10 2,32 1,68

Помимо страховой пенсии повышающие коэффициенты применяются и к фиксированной выплате (ФВ) к ней:

Число лет, истекших со дня наступления права на назначение пенсии по старости Коэффициент повышения к ФВ *
По возрасту Досрочная
1 1,056 1,036
2 1,12 1,07
3 1,19 1,12
4 1,27 1,16
5 1,36 1,21
6 1,46 1,26
7 1,58 1,32
8 1,73 1,38
9 1,9 1,45
10 2,11 1,53

Заключение

Возраст выхода на пенсию российских граждан, установленный законом пока составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, кроме , у которых с 2017 года возрастные требования постепенно на полгода в год увеличиваются . Законодательством охвачен большой круг граждан, имеющих право при достижении определенных условий оформить пенсионное пособие раньше установленного возраста .

С учетом количества граждан, продолжающих трудиться после назначения пенсионного обеспечения, в целях экономии пенсионных средств, существует вероятность того, что правительство в ближайшие годы примет решение о повышении пенсионного возраста для всех категорий граждан, а также пересмотрит условия назначения пенсий досрочно. Агитируя и стимулируя граждан на оформление пенсионного пособия позже установленного срока, государство тем самым уже отодвигает в сторону увеличения возраст выхода на пенсию. Однако в 2018 году такая мера граждан не коснется.

Выход на пенсию обычно связан с наступлением определенного возраста, который, кстати, в России один из самых низких. Сегодня для женщин эта планка находится на уровне 55 лет, а для мужчин - 60 лет.

Но некоторые категории работников могут уйти на отдых на 5-15 лет раньше срока ухода на пенсию, установленного на законодательном уровне. Условий для этого несколько - опасные условия работы или службы, особые заслуги, состояние здоровья и так далее.

Стандартная пенсия

Закон №173-ФЗ устанавливает для выхода на пенсию работников следующие возрастные планки:

  • 55 лет - для женщин;
  • 60 - для мужчин.

Также обязательным пунктом при оформлении выплаты является наличие стажа: претендент должен иметь минимум 5 лет страхового (в течение которого производились взносы в ПФ) стажа.

Выйти на пенсию можно только при соблюдении норм законодательства:

  • гражданство РФ, а для иностранцев - работа в пределах России и постоянное проживание на ее территории;
  • претендент на выплату должен быть застрахованным по закону №167-ФЗ;
  • обязательно в течение рабочего стажа должны осуществляться взносы, то есть, стажем считается только такие периоды работы, когда эти взносы производились;
  • достижение возраста, необходимого для выхода на пенсию по старости (55-60 лет).

Срок ухода на пенсию женщин в России традиционно ниже возрастного ограничения для мужчин - слабый пол имеет право покинуть работу на 5 лет раньше. Хотя в целом в мире возраст этот одинаков для обоих полов.

Более того, уже не первый десяток лет ведутся споры на самом высоком уровне о необходимости сократить возраст именно для мужчин - средняя продолжительность их жизни по стране в общем составляет всего 60 лет, в то время как женщин - 75 лет.

Уже неоднократно в Правительстве поднимался вопрос об увеличении возрастной планки ухода на пенсию, но пока он остается прежним. Вместо этого предлагаются и уже даже применяются стимулирующие меры, которые бы сделали уход на отдых более поздним. Например, повышенная ставка к пенсии уже сегодня дала результаты.

Льготная пенсия

Свыше трети всех пенсионеров в РФ сегодня считаются льготниками. Они получили право на заслуженный отдых раньше достижения установленной планки в 55/60 лет. Существуют категории сотрудников, которые получают право на пенсию раньше срока:

  • работники производств с вредными условиями;
  • сотрудники горячих цехов, лица, занятые на подземных работах;
  • женщины, отработавшие 20 и более лет в текстильной отрасли, а также на работах повышенной вредности либо интенсивности;
  • работники сферы лесозаготовки, участники походов и экспедиций;
  • работники флота, морского и речного, механизаторы в портах;
  • работники в сфере городского транспорта;
  • авиаторы;
  • сотрудники МЧС;
  • педагоги при наличии 25 лет соответствующего стажа.

Также досрочная пенсия полагается и социально незащищенным категориям пенсионеров: многодетным матерям, инвалидам и лицам, осуществляющим за ними уход и так далее. В некоторых случаях стаж увеличивается при подсчете для пенсии. Например, для участника афганских событий срок выхода на пенсию может быть сокращен, поскольку за один год службы в расчет берется три года «обычного» гражданского стажа.

В остальных случаях в общий стаж включается не только профессиональная деятельность, но и период ухода за инвалидом или детьми, посещение семинаров, прохождение обучения или военной службы, а в специальный - только полные рабочие дни, отработанные по специальности.

Сроки ухода на льготную пенсию в системе МВД наступают после «набора» сотрудником минимум 20 лет специального стажа. Однако данное правило касается не только пенсии по выслуге лет. Другие два варианта - по инвалидности либо потере кормильца-сотрудника МВД (эти категории получателей имеют право на дополнительную пенсию) - также оформляются по такому принципу. С 2019 года планируется добавить 5 лет к необходимому стажу военнослужащих, и им придется уходить на пенсию только после отработки 25 лет в органах МВД.

Уход на пенсию раньше срока возможен и для безработных граждан, если до оформления выплаты осталось менее 2 лет, у претендента есть необходимый минимум стажа, а работа в службе занятости (будущий пенсионер обязательно должен состоять в ней на учете) для заявителя не найдена. По ходатайству инспектора службы занятости такому лицу пенсия может быть назначена в досрочном порядке.

Новые положения

С инициативой об увеличении пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин до 63 лет выступил РСПП (союз предприниматели и промышленников). Повышение планируется сделать поэтапным. Так, пенсионеры начнут уходить на пенсию с 2015 года на 3 месяца позже обычного.

Через 15 лет все «новые» пенсионеры будут оформлять выплату в 63 года при отсутствии прав на льготный уход. В остальном же порядок и условия назначения и выплаты пенсий останется прежним за исключение добавления возраста: льготы для работников вредных производств, педагогов и прочих категорий сохраняются.

Новые сроки ухода на пенсию можно считать вынужденной мерой: при таком, как сейчас, возрасте для пенсии в скором времени количество пенсионеров и трудоспособных работников станет идентичным. А если учитывать серые зарплаты без отчислений в ПФ, различные схемы ухода от взносов, то наполняемость Пенсионного фонда будет сокращаться с каждым годом все больше. Поэтому иного решения, кроме как повышения пенсионного возраста, на сегодняшний момент просто не существует.

В России активно ищут эффективные рычаги управления пенсионной системой. Принципы, заложенные в СССР, из-за демографического кризиса перестают работать, а новации 2000-х годов оказались малорезультативными. Чиновники уповают на повышение возраста выхода на пенсию, а экономисты с расчетами доказывают, что этот радикальный и болезненный для общества шаг не принесет ощутимых плодов.

Принцип солидарности

Основанная на принципах солидарности поколений пенсионная система (ПС) советского государства, где пенсионный возраст выхода на пенсию был самым низким в мире, в силу ряда объективных причин исчерпала свои возможности. Необходимость реформирования этой сложной структуры была продиктована также процессом перехода РФ к рыночной экономике.

Первый шаг «новой России» к современному видению пенсионного обеспечения был сделан в 1995 году: тогдашнее правительство утвердило обновленную концепцию ПС (№ 790) для будущих поколений. Прерогативы остались благородными:

  • гарантированное конституционное право на получение пенсий;
  • финансовая стабильность ПС;
  • устойчивое развитие системы на фундаменте бюджетного финансирования и страхования;
  • возраст выхода на пенсию оставался неизменным: мужчины 60 лет, женщины – 55.

Также сохранился принцип солидарности поколений.

Система уровней

В Концепции было предусмотрено будущее построение ПС, которое устанавливало три уровня системы государственных пенсий:

  • Первый уровень – базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную.
  • Второй – трудовая (страховая), размер которой пропорционально зависел от продолжительности страхования, величины взносов каждого конкретного лица и его заработка.
  • Третий уровень системы ПО – негосударственные пенсии.

Концепция предусматривала два вида негосударственных пенсий: дополнительные профессиональные пенсионные системы конкретных организаций, территорий и отраслей экономики, а также личное пенсионное страхование граждан, накопивших средства в пенсионных фондах либо страховых компаниях.

Новейшая реформа 2013-2015 годов

Перед утверждением очередной пенсионной реформы все понимали, что уменьшение возраста выхода на пенсию произойдет еще не скоро. Напротив, стоит вопрос о поэтапном его увеличении. В целом базовые постулаты системы остались прежними. Документ отличается новой формулой расчетов пенсий, где приоритетными являются:

  • стаж работника;
  • размер заработка;
  • возраст выхода на пенсию.

Гражданам 1967 года рождения и младше дано право самим определиться, накапливать ли пенсионные средства дальше, либо возвратить в страховую часть. Самозанятым лицам придется увеличивать страховые платежи до общего уровня пенсионных выплат. Ожидаются изменения в порядке досрочных пенсий. Скорее всего, почувствуют изменения в ПС работающие пенсионеры. Минимальный трудовой стаж, оцениваемый по количеству лет оплаты страховых взносов, поэтапно будет повышен до 15 лет.

Ожидать ли повышения

Заявления профильных министров, президента В. В. Путина и депутатов предполагают, что выход на пенсию, возраст которой у нас самый щадящий, будет увеличен. Процесс проходить будет поэтапно, но не безболезненно.

Минфин утверждает, что пенсионный возраст можно и не повышать, однако для этого придется заметно снизить уровень жизни стариков (за счет низких пенсий) и увеличить налоги, причем ощутимо. Первый вариант неприемлем и негуманен для страны, претендующей на роль мировой державы, второй не одобряет президент. Владимир Владимирович категорически против повышения налоговой нагрузки для несырьевого бизнеса (что логично на фоне эмбарго и общемирового кризиса). Большинство стран этот «Гордиев узел» разрубили увеличением сроков выхода на покой, и России, похоже, не избежать подобного.

Решит ли проблему более поздний выход на пенсию

Возраст, при котором пожилые люди смогут отдохнуть от производственно-организационных проблем, планируется увеличить, однако четкого сигнала и исчерпывающей информации нет. Предположительно, он постепенно повысится до 65 лет для обоих полов.

Только в 2016 году, согласно теоретическим выкладкам, общероссийский бюджет сэкономит 70 миллиардов рублей (более миллиарда долларов), если увеличится возраст выхода на пенсию мужчин и женщин на 1 год. В рамках страны – сумма несерьезная.

Об этом говорит и Оксана Дмитриева, зампред Комитета по бюджету Госдумы. По расчетам сэкономленных ресурсов для покрытия дефицита Пенсионного фонда РФ (ПФР) не хватит. Если новые инициативы пройдут все чиновничьи инстанции, то в 2016 году на год сместится выход на пенсию: возраст женщины для права получения пенсии составит 56 лет, мужчины – 61 год.

Экономия на этой возрастной группе за год составит 60-70 млрд рублей. Более существенная экономия ожидается только через 10 лет, когда возраст женщин для пенсионного обеспечения составит 65 лет. В 2015 году ожидаемый дефицит средств ПФР будет на уровне 623 миллиардов рублей, соответственно, сэкономленные ресурсы теоретически покроют лишь 10-12% бюджетного дефицита. На практике же эти суммы могут снизиться вдвое: одни люди уйдут по инвалидности на пенсию, другие не смогут в таком возрасте удержаться на рабочих местах, а тем более подыскать новую работу, соответственно, им придется выплачивать пособия по безработице. В итоге, приводит доводы Оксана Дмитриева, из теоретических 70 миллиардов останется около 30 млрд рублей экономии, что несущественно ни для федерального бюджета, ни для ПФР.

Разумная альтернатива

По мнению специалистов Комитета Госдумы, более продуктивной будет отмена накопительных пенсий. Данный шаг даст прибавку в ПФР от 300 до 400 миллиардов ежегодно. А если перевести в страховую пенсию средства, направляющиеся на ее накопительную часть и аккумулирующиеся в негосударственном ПФ и ВЭБ (Внешэкономбанке), сумма увеличится до 2 триллионов рублей! То есть проблема пенсионных обеспечений вообще исчезнет.

Не ускользнул от депутатов статистический факт, что для Российской Федерации характерна печальная тенденция уменьшения разницы между средней продолжительностью жизни мужчин и их выходом на заслуженный отдых. К сожалению, такая статистика неутешительна. Поэтому увеличение возраста выхода на пенсию демографически не оправдано. К слову, для женщин эта разница, наоборот, большая – 20,89 лет. Дискуссии по этим вопросам продолжаются.

Кстати, недавно россиянам предоставили право определять самим, когда выходить на заслуженный отдых: чем позже – тем большая пенсия будет предоставляться. Со временем эта альтернативная и продуманная инициатива частично покроет дефицит ПФР.

Пенсионный возраст у соседей

В Беларуси пенсионные сроки аналогичны российским: 55 и 60 лет (для женщин и, соответственно, мужчин). В связи с ближайшими выборами, разговоры об изменении сроков открыто не ведутся, но предполагаются. Возможно, власти желают унифицировать этот вопрос с Россией, соответственно ждут завершения пенсионной реформы. Возраст выхода на пенсию военнослужащих, силовиков с 45 лет планируется довести до 50 (то есть выслугу лет повысить с 20 до 25 лет) либо не засчитывать время, проведенное в учебных заведениях.

В других государствах СНГ и Балтии он давно повышен. Так, на 2 года увеличен возраст выхода на пенсию для всех в Молдове и Азербайджане, на 3 года – в Казахстане и Таджикистане. В Латвии он для обоих полов составляет 62 года. В Армении и Эстонии возраст, при достижении которого может устанавливаться пенсия по старости для мужчин, составляет 63 года. К 2016 году в Эстонии такой же критерий будет установлен и для женщин (в Армении уже принято аналогичное решение).

Объективная реальность

Зарубежные коллеги и чиновники непрестанно указывают, что в РФ и соседней Беларуси наблюдается самый минимальный возраст выхода на пенсию в мире. Однако авторитетные ученые на основе расчетов и исследований обоснованно доказывают, что для каждой нации (государства) есть свой пенсионный порог, обусловленный генетическими особенностями народов и условиями проживания.

На протяжении длительного времени органами власти и управления предлагается повысить пенсионный возраст с тем, чтобы оптимизировать экономическую нагрузку пенсионной системы. Однако ни биологические особенности, ни состояние здоровья лиц старших возрастных групп, ни социально-экономические факторы не дают оснований для повышения пенсионного возраста.

Старение населения

В России, как и в большей части остального мира, население стареет. Доля пожилых людей увеличивается, трудоспособных – сокращается. Если в 1985 году население старше 65 лет составляло 10%, то в 2007-м – около 15%. Кроме того, на пенсию по возрасту уже массово выходят «дети» послевоенного демографического бума. По мнению специалистов, говорить о необходимости сдвигания пенсионного порога следует при соотношении работающих и пенсионеров 1:2, а оно ожидается не раньше, чем через 20-25 лет. Ныне это соотношение составляет 1:1,6, что позволяет работающему населению прокормить пенсионеров.

Низок ли пенсионный возраст?

Объективно – нет! Продолжительность жизни у нас короче, нежели в других развитых странах, в которых пенсионный возраст выше, и обусловлено это не генетическими особенностями людей, а сложившимися условиями. О низком качестве жизни россиян отмечалось в докладе Всеобщей конференции профсоюзов, ООН и других организаций. В частности, в нем указано, что по прогнозам в России покупательская способность пенсий может достигнуть уровня счастливого 1990 года (при благоприятных условиях) к концу 2015 г. Но экономический кризис наверняка сместит эти расчеты.

Вопрос пенсионного возраста тесно связан с вопросом сохранения общей и профессиональной трудоспособности, созданием новых рабочих мест на рынке труда для лиц предпенсионного возраста, снижением уровня безработицы. Во второй половине XX века министр здравоохранения СССР Е. М. Чазов писал, что в возрасте, дающем право на пенсию, может трудиться 80% людей, но при этом лишь ⅓ – на прежнем рабочем месте, а ⅔ – с неполным рабочим днем либо на дому. Данные выкладки актуальны и сейчас.

В приоритете – повышение трудоспособности

Одним из приоритетов должен стать вопрос о том, как сохранить трудоспособность. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД) среди стран, население которых продолжает оставаться трудоспособным после достижения пенсионного возраста, лидируют Япония, Исландия, Швейцария и Ирландия. Самые низкие показатели в «рейтинге» трудоспособности населения – у Бельгии, Италии, Германии и Испании.

Даже если не учитывать такое печальное обстоятельство, что некоторые граждане не доживут до пенсионного возраста, ибо даже сейчас в России до этого момента не доживает половина мужчин, то следующей проблемой являются сложности с трудоустройством. Ведь уже сейчас трудно устроиться на работу в предпенсионном возрасте, так как некоторые работодатели оценивают лиц, принимаемых на работу, в первую очередь по возрастному цензу, хотя это не всегда соответствует реальной оценке их профессионализма.

Зарубежный опыт

Естественным образом возникает вопрос об источнике доходов этой категории граждан. Поднимая пенсионный возраст, государство должно принять меры на обеспечение занятости лиц предпенсионного возраста. По этому вопросу может быть использован опыт Новой Зеландии. Взвешенная экономическая политика этого государства позволила за 9 лет поднять уровень занятости населения, достигшего 60 лет, с 33% до 64% для мужчин, и с 16% до 42% для женщин, а в итоге – относительно безболезненно поднять пенсионный возраст до 65 лет.

В РБ и РФ пенсионный возраст дифференцирован по признаку пола. Для женщин он установлен на 5 лет ниже, нежели для мужчин. В большинстве развитых стран этот показатель одинаков. Политики и специалисты в области права соцобеспечения все чаще предлагают устанавливать одинаковый пенсионный возраст. Свои предложения они аргументируют тем, что в Японии, Германии, США, Канаде, Латвии, Эстонии и некоторых других странах пенсионный возраст не дифференцирован по признаку пола, а также тем, что продолжительность жизни дам в большинстве стран на 6-12 лет больше, чем у джентльменов, и они находятся на пенсии больший срок, нежели мужчины, то есть их заслуженный отдых более длительный.

Различий в возрасте не должно быть, если исходить из принципа равенства прав застрахованных в пенсионном страховании. Но, учитывая, что на женщин падает основная нагрузка по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, по мнению геронтологов, целесообразно сохранить для них пониженный возраст выхода на пенсию.