Значение эмоций. Воспитание чувств и эмоций

Развитие эмоций и чувств проходит путь от внешних социально детерминированных форм к внутренним психических процессов. Сложный процесс формирования личности состоит из трех компонентов: влияния с социальной среды, планомерного воспитательного воздействия на личность через социальные институты, сознательного целенаправленного воздействия человека на самого себя, т.е. самовоспитаниея.

Самые ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. К ним относятся проявления удовлетворения или неудовлетворения при удовлетворении или неудовлетворении потребности в пище, сне и т.д.. Наряду с этим п начинают проявляться и такие элементарные чувства, как гнев и страх, которые изначально носят неосознаваемый характеер.

Несколько позже (примерно в 2 года) появляются проявления эмпатии сочувствие и сопереживание. Ребенок может плакать, когда ей показывают изображения человека, плачет, когда ему читают книгу или она смотрит ил льтфильм, где рассказывается о страданиях человека или животн.

Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно в процессе игры и исследовательской поведении. Так, сначала у малыша вызывает удовлетворение момент достижения желаемого результата, что свидетельствует о поощряли ьну роль эмоций. Позже эмоции начинают играть функциональную роль, то есть ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и процесс игры. В старших детей проявляется предсказания удовольствие и эмо ции в этом случае возникают в начале игровой деятельности, и ни результат, ни процесс игры уже не выступают центральными в переживании младенцевини.

Характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния возникают внезапно, бурно протекают так же внезапно исчезают. Только в старшем дошкольном возрасте вместе м с появлением сложных форм эмоциональной жизни у детей возникает способность контролировать собственную эмоциональное поведениеку.

Развитие негативных эмоций в значительной мере обусловлен неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связан с фрустрацией. Привычные способы решения фрустрирующих ситуаций определяют эмоции, которые при этом вы иникають. Состояния фрустрации и способы их преодоления, которые часто повторяются в раннем детстве, закрепляются в одних в виде безразличия, безынициативности, в других-агрессивности, зависти. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не дают ребенку возможности с амий достичь поставленной цели и создают ситуацию фрустрации, что способствует закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности и безразличия - в др.. В таких ситуациях целесообразно использовать. Уват неустойчивость внимания детей и пытаться отвлечь ребенка от возникшейникла.

Взрослым следует помнить, что большое значение при формировании такого эмоционального состояния, как агрессивность, играет наказание ребенка. Исследования показали, что дети, которых дома строго наказывали, проявляли во д время игры большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем полное отсутствие наказаний неблагоприятно влияет на развитие характера личности. Дети, которых за агрессивное поведение во время игры наказывали, были менее агрессивными и вне игры, чем те, которых совсем не наказывалиали.

Одновременно с формированием эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного сознания появляются под влиянием похвалы, поощрения, а также осуждение, когда ребенок слышит от взрослых, что можно, а чего нельзя делать. Сначала ребенок руководствуется собственными интересами, общественное же полезность того или иного поступка начинает определять поведение ребенка несколько позже - в конце дошкольного пер иодду.

В начале школьного обучения дети характеризуются достаточно высоким уровнем контроля за своим поведением, у них появляется чувство стыда за совершенные недостойные поступки

У детей довольно рано проявляются зачатки эстетических чувств. Одним из ранних его проявлений является удовлетворение ребенка от прослушивания музыки. На конец первого года детям нравятся определенные вещи - игрушки и а личные вещи ребенка. Это особенно касается ярких предметов. Большая роль при этом отводится занятиям по рисованию, музыке, посещению картинных галерей, театров, концертов и т.д.. Ребенок в этом е эти еще не может адекватно оценить произведения искусства, а истинное понимание красоты приходит только в старших классаласах.

С началом младшего школьного периода расширяется круг знаний и опыта ребенка, влияет на эмоции и чувства детей. У них появляется умение управлять своим поведением, сдерживать себя, а их услышите уття не имеют того аффективного характера, который характеризовал детей раннего возрастау.

Знакомство с отдельными научными дисциплинами, занятия в кружках, самостоятельное чтение книг способствует формированию интеллектуальных чувств. Ребенка все больше привлекает познавательная деятельность, супроводжует ться положительными эмоциями и чувством удовлетворения от познания новогоо.

У детей школьного возраста меняются жизненные идеалы. Если у детей - дошкольников идеалом зачастую выступает кто-нибудь из родных, то у школьников идеалами начинают выступать другие люди, литературные герои, и исторические лици.

Характеризуя процесс воспитания чувств, следует отметить, что он начинается с раннего детства. Важным условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Ребенок, обделит ена любовью и лаской, сама вырастает холодной. Эмоциональная чувствительность формируется в процессе заботы о слабых (это могут быть меньше братика или сестричку или животногони).

Чувства ребенка не должны ограничиваться только собственными переживаниями, а проявляться в конкретных поступках, действиях и деятельности. В противном случае ребенок вырастет сентиментальной, не способной воплощать свои чувства в жизненноя.

При воспитании советских людей воспитанию чувств уделяется большое внимание. Но при этом не всегда учитывают то, что чувства — это человеческое проявление эмоций, а эмоции неразрывно связаны с активной деятельностью человека. Иногда родители жалуются, что дети их не любят. А ведь это важно не только само по себе.

На основе любви к родителям воспитывается потом и любовь к коллективу, любовь к Родине. Нередко воспитание любви к родителям проводится только путем словесного воздействия. Детям «разъясняют», почему и за что они должны любить родителей. Это, как правило, не дает должного эффекта. Любовь к родителям появится у детей только тогда, когда они будут совершать определенные действия, в которых они проявляют заботу о родителях.

Ведь и сами родители любят детей не только в силу родительского инстинкта, но и потому, что они заботятся о детях. Ребенка надо приучить заботиться о родителях всеми доступными в его возрасте способами. Разумеется, эти заботы должны быть добровольными и радостными. Именно это и укрепит любовь детей к родителям. Любовь к Родине тоже нельзя воспитать одними лекциями.

Эта любовь воспитывается в труде на благо Родины, в заботах об ее благополучии. Любовь к больным также воспитывается в труде на благо больных, в заботах о них. Конечно, интерес к медицине может начаться и умозрительно, но только в практической работе по оказанию помощи больным решится окончательно — полюбит ли человек профессию медика или останется к ней равнодушным. Конечно, чувства — это синтез переживания и понятия, и в воспитании чувств словесному воздействию принадлежит большая роль.

Но первое место принадлежит действиям.
Только при помощи соответствующих действий воспитываются чувства (и моральные, и эстетические, и интеллектуальные). Воспитание эмоций и чувств важно не только для формирования личности человека. Как мы увидим далее, особенности эмоциональной сферы играют большую роль в механизмах заболевания и выздоровления. Поэтому воспитание эмоций и чувств важно для профилактики и терапии.

Патология эмоций может быть связана как с органическими, так и с функциональными поражениями мозга, в особенности его диэнцефальной области. Следует помнить, что изменения настроения могут быть симптомами развивающейся опухоли мозга, сифилиса мозга, предынсультного состояния и т. п. На эмоции также влияют интоксикации, возникающие при различных заболеваниях, изменение потока импульсов от органов при их патологии.

Особенно сильно влияют на эмоции гормоны, и поэтому нередко болезненные изменения эмоций наблюдаются при эндокринных заболеваниях, а также в период полового созревания и в климактерический период.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Моральные чувства возникают при оценке поступков людей, анализе условий жизни и при совершении нравственных поступков. Важнейшим моральным чувством является чувство долга. В основе его лежит переживание общественных потребностей и необходимости их выполнения. К моральным чувствам относится также чувство доброжелательности к людям, сочувствие, негодование по поводу несправедливости, аморального поступка.

Значительное место в жизни людей занимает любовь -- моральное чувство, которое облагораживает любящих. Это чувство, связывающее мужчину и женщину, соединяет в себе как сочувствие и переживание, так и долг по отношению друг к другу. Его составными частями являются также радость от существования другого, нежность и тоска друг по другу.

Формирование нравственных качеств личности и особенно ответственности -- центральная проблема воспитания, одна из важных проблем в деле формирования нового человека. Во многих случаях от ответственности личности зависят наши успехи в экономическом строительстве и сфере социальных отношений.

Воспитание нравственных качеств личности на современном этапе развития общества актуализируется. Личность в современном индустриальном обществе поставлена в такие условия, что часто вынуждена полагаться только на собственные нравственные инстанции в ситуации выбора.

В патриархально-общинном мире межличных связей (разложение которых было ускорено промышленной и довершается научно-технической революцией) проблема совести спорадически возникала лишь для индивидов, возвысившихся в своем нравственном развитии над уровнем ближайшей общности. В широком же социальном масштабе конфликта между личной совестью и велением группы почти не существовало -- то и другое по самому своему существу совпадали, отклоняющееся же поведение и было аморальным, порочным, бессовестным. В современных же условиях социальные требования общества, нормы морали уже не, слиты так тесно с совестью личности и могут расходиться с ее нравственным сознанием. Личность, таким образом, не всегда ориентируется на мнение группы, экспектации окружающих и норм морали. Поэтому повышается значимость нравственности самой личности, особенно заостренности ее чувства ответственности, поскольку во многих случаях от деятельности личности зависит благополучие, а иногда и жизнь других людей.

Ответственность свойственна личности, которая находится на высоком уровне нравственного развития. Развитое чувство ответственности определяет отношение личности к себе и другим людям, коллективу, обществу в целом. Ответственность личности предполагает осознание ею своего долга перед обществом, умение оценивать свои поступки и согласовывать их с обязанностями.

К интеллектуальным чувствам относят переживания, которые связаны с умственной деятельностью,-- чувство нового, удивления, уверенности в силу разума, удовольствие от решения проблемы, неуверенность в истинности решения и т. д. В основе названных чувств лежит любовь к знаниям, которая может принимать различные формы и направления.

Высшим уровнем интеллектуального чувства является любовь к истине, которая заставляет человека упорно трудиться, преодолевать трудности в процессе познания, сознательно отказываться от других видов деятельности, для того чтобы больше времени посвятить поиску истины.

Воспитывать интеллектуальные чувства возможно только у развитого человека. Поэтому большое значение для развития интеллектуальных переживаний имеет всеобщее среднее образование молодежи. В процессе обучения в школе учащиеся овладевают основами знаний, которые способствуют развитию интеллектуальных чувств. Важное значение для становления интеллектуальных чувств имеет создание в нашей стране различных научных и технических обществ, издание научных и научно-популярных журналов, поощрение научной деятельности. Однако главнейшая роль в развитии интеллектуальных чувств принадлежит семье. Постоянное приучение детей с раннего возраста к интеллектуальным занятиям способствует как развитию способностей ребенка, так и порождает любовь к истине.

С моральными и интеллектуальными чувствами тесно связаны и эстетические переживания людей. Это чувство красоты, прекрасного. Эстетические чувства возникают в результате восприятия человеком явлений природы, произведений искусства, благородных поступков. Эти чувства имеют ряд градаций -- от легкого волнения, удовольствия, радости или грусти до настоящего эстетического восторга. В последнем случае наши эстетические чувства сливаются с моральными. Эстетические чувства имеют несколько форм своего проявления -- чувство возвышенного, трагического, комического и т. д.

Необходимым условием развития эстетического чувства является осознание молодежью необходимости развития духовного мира человека, культуры поведения, красоты человеческих отношений. Успех эстетического воспитания зависит от совершенствования системы и методов воспитания в средних и высших учебных заведениях, систематического знакомства учащихся с искусством, общение их с природой.

Нравственное, интеллектуальное и эстетическое воспитание способствует развитию активной жизненной позиции личности, т. е. системы ее взглядов и отношений к явлениям общественной жизни, к труду, материальным и духовным ценностям общества, к другим людям и себе самой.

Особенности психологии чувств

3. Воспитание чувств

В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции Дерябин В.С. «Чувства, влечения, эмоции». Л.: Наука, 1974 г. - С. 219. .

Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства - переживания - плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в учебной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению учебных действий (например, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, учитель должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление учебной деятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе учебной работы. С другой стороны, ориентация ученика только на получение положительных эмоций, связанных с успехами или занимательностью уроков, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Как уже говорилось, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать - это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка. Чувства. Если посредством эмоций осуществляется быстрая и непосредственная оценка конкретной ситуации (интересна, опасна, нейтральна и т. д.), то чувства - это эмоциональные процессы более высокого уровня, они выражают целостное отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает в нем, в форме непосредственного переживания.

Счастье. Широко распространенное представление о счастье как о «чистом» наслаждении, как о переживании «сплошного блаженства» неверно. Оно приводит, с одной стороны, к искажению, извращению жизненных целей, когда некоторые люди в погоне за счастьем стремятся уйти от преодоления всяких жизненных трудностей, от тревог и забот. В результате, убивая печали, они убивают и радости. Уделом этих пресыщенных удовольствиями индивидов становится почти постоянное чувство скуки. На такую участь обрекают своих детей чересчур заботливые, но неразумные родители, стремящиеся создать им беззаботное детство. Другие люди приходят к пессимистическим взглядам, понимая, что радости покупаются лишь ценой страданий. В действительности же страдания, т. е. переживание тех или иных отрицательных эмоций, отнюдь не антипод счастья как чувства. Наиболее остро счастье переживается тогда, когда удовлетворяются потребности человека в оптимальном сочетании положительных и отрицательных эмоций. Свободный творческий труд является важнейшим источником человеческого счастья, потому что он, как ничто другое, способен насыщать жизнь самыми разными эмоциями, при этом порождаемое им страдание тут же вознаграждается живой радостью реализации своих возможностей, наслаждением результатами своих усилий.

Счастье есть чувство, посредством которого человек оценивает факты с точки зрения того, насколько ему удается осуществить себя. Настоящее счастье требует от человека такого самоосуществления, при. котором он реализует все свои человеческие потенции.

Человек не может быть абсолютно счастлив. В каждый отдельный момент своей жизни он чувствует себя то умеренно, то безмерно счастливым, то несчастным, то находящимся где-то посредине между крайними состояниями.

Самоуважение. Самоуважение, согласно У. Джемсу, пропорционально успеху и обратно пропорционально величине притязания. Повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи. Человек с пониженным самоуважением будет переживать частную неудачу глубже и тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе.

Любовь. Моральное отношение к человеку - это любовное отношение к нему. Чистейшее выражение любви к человеку заключено в формуле: «Хорошо, что вы существуете в мире». Любовь выступает как утверждение человеческого существования данного человека для другого. Быть любимым - это значит быть самым существующим для другого изо всех. Напротив, акт или чувство ненависти, презрения есть отказ в признании, полное или частичное перечеркивание бытия человека, его значимости. Ненависть есть идеальная форма уничтожения, морального «убийства» человека.

В настоящей любви другой человек существует для меня не как «маска», т.е. носитель определенной функции, который может быть использован соответствующим образом как средство, а как человек в полноте своего бытия. Человека любят не за тот или иной поступок, встретивший одобрение или порицание других людей, который может быть случайным, и не за его заслуги, а за него самого, за его подлинную сущность.

Человек является единственным и неповторимым только для тех, кому он безусловно дорог. Тот, кого никто не любит, так же легко заменим, как вещь или деталь машины. С уходом того, кто любил меня и с кем связана какая-то часть моих значимых переживаний, уходят в прошлое и сами переживания, и этот аспект моего «Я», ибо никто и никогда не увидит меня глазами ушедшего друга.

Чувство комического. Чувство комического возникает в результате внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сначала с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность. Несоответствие или несуразность, обычно заключенные в комическом, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии.

Юмор. Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. С юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным и во всяком случае безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними стоят реальные достоинства. Чистый юмор означает реалистическое приятие мира со всеми его слабостями и недостатками, которых не чуждо в реальной действительности обычно даже самое лучшее, но и со всем тем ценным, значительным и прекрасным, что за этими недостатками и слабостями скрывается Василюк Ф.Е. «Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций». - М: 1984 г. - С. 187. .

Ирония. Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал - действительности, возвышенное - смешному. Смешное, безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его проявления, а только как его противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение.

Насмешка. Истинная ирония всегда направляется на свой объект с каких-то вышестоящих позиций; она отрицает то, во что метит, во имя чего-то лучшего. Она может быть высокомерной, но не мелочной, не злобной. Становясь злобной, она переходит в насмешку, в издевку. И хотя между подлинной иронией и насмешкой как будто едва уловимая грань, в действительности они - противоположности. Злобная насмешка говорит не о превосходстве, а наоборот, выдает скрывающееся за ней чувство озлобления ничтожного и мелкого существа против всего, что выше и лучше его. Если за иронией стоит идеал, в своей возвышенности иногда слишком абстрактно, внешне, может быть, слишком высокомерно противопоставляющий себя действительности, то за насмешкой и издевкой, которые некоторые люди склонны распространять на все, скрывается чаще всего цинизм, не признающий ничего ценного (216, с. 494).

Чувство трагического. Когда зло начинает восприниматься как существенная сторона действительности, как заключающееся в самой основе и закономерном ходе ее, юмористическое чувство неизбежно переходит в чувство трагическое. При этом трагическое чувство, констатируя фактическую взаимосвязь добра и зла, остро переживает их принципиальную несовместимость.

Трагическое чувство тоже, хотя и совсем по-иному, чем ирония, связано с чувством возвышенного. Если в иронии возвышенное внешне противостоит злу, низменной действительности, то для трагического чувства возвышенное вступает в схватку, в борьбу со злом, с тем, что есть в действительности низменного.

Из трагического чувства рождается особое восприятие героического- чувство трагического героя, который, остро- чувствуя роковую силу зла, борется за благо и, борясь за правое дело, чувствует себя вынужденным неумолимой логикой событий иногда идти к добру через зло.

Смятение. Смятение возникает в ситуациях, когда признание факта поступка сопровождается внутренними колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного выбора, возвратом отвергнутого и вновь утверждением своей правоты. Это состояние человека, для которого любой выбор оказывается недостаточно внутренне мотивированным, любой отказ - неоправданным.

Раскаяние. Раскаяние возникает в ситуации, когда человек признает факт совершения поступка, т. е. признает уже свершенный, реальный выбор, но сожалеет о нем. Отвергнутый в поступке собственный мотив (ценность, идеал) вновь возвращается самосознанием в «Я»; при этом личность признает свершившийся поступок, переживает его конфликтный смысл и готова нести ответственность Ольшанникова А.Е. «Эмоции и воспитание». М: Знание, 1983. С. 78. .

Страх. В традиционной психологии принято относить страх к числу эмоций астенических, т. е. понижающих жизнедеятельность. Страх действует угнетающе на психическую деятельность и тем более на интеллектуальную работу. Состояние опасности вызывает эмоцию страха. Люди храбрые, мужественные умеют, однако, побеждать эту эмоцию и владеть собой: это достигается силой разума, чувства долга и т. д.; большое значение имеет привычка. Полная победа над страхом может сама по себе дать в самом лучшем случае только нормальное психическое состояние и отсутствие мучительных переживаний.

Дело обстоит так у многих, но далеко не у всех. Страх вовсе не единственно возможная реакция на опасность. Страх вовсе не является чем-то естественно неизбежным, первичным, с чем можно бороться лишь голосом разума, привычки и т. п. Опасность может совершенно непосредственно вызывать эмоциональное состояние стенического типа, положительно окрашенное, т. е. связанное со своеобразным наслаждением и повышающее психическую деятельность. Это переживание «особенной прелести опасности» и «высочайшего напряжения всех духовных струн».

Стыд. Стыд - сложное, специфически культурное образование, гарантирующее соблюдение определенных групповых норм, обязанностей по отношению к «своим». Его положительный коррелят - честь, слава, признание и одобрение со стороны «своих». Чувство стыда психологически сложнее чувства страха, оно предполагает более высокий уровень осознанности. Однако оно остается частным, ограниченным, действуя только внутри определенной человеческой группы: стыдиться можно лишь «своих». Стыд - механизм общинно-групповой. Хотя это внутреннее переживание, стыд предполагает постоянную оглядку на окружающих: что скажут или сказали бы они? В переживании чувства стыда еще нет разграничения поступка и мотива: стыдиться можно даже случайных, не зависящих от человека обстоятельств, которые ставят его в невыгодное положение в глазах окружающих.

Обида. Чувство обиды возникает у человека, когда он считает, что по отношению к нему совершена какая-то несправедливость, неприятность, нанесено оскорбление, совершен обман, неблагодарность и т. д. В основе этого чувства лежит механизм неподтверждения ожиданий относительно поведения другого человека в отношении переживающего обиду. Обычно обида возникает у человека в результате действий, слов или даже взгляда другого человека по отношению к нему. Но одно и то же действие или слова у одних могут вызвать чувство обиды, а у других это чувство может и не возникнуть в силу того, что у них нет жестких ожиданий относительно поведения окружающих. Недаром говорят об «обидчивых» людях, т. е. таких, которые легко обижаются и даже склонны видеть обиду (оскорбление, несправедливость) там, где ее и нет.

Человек, наносящий обиду другому человеку, может это сделать нарочито, расчетливо, с определенной целью, а может это сделать непроизвольно, не желая этого. Между тем чувство обиды, возникшее у одного из партнеров общения или совместной деятельности, может полностью разрушить это общение или деятельность и уж во всяком случае создать серьезные препятствия для их нормального функционирования. Поэтому учитель должен очень внимательно следить за своими действиями, словами, замечаниями, чтобы невольно не причинить кому-либо из учащихся обиды, а в случае возникновения у кого-либо из них этого чувства, постараться как-то его разрядить (извиниться за невольно причиненную обиду, пошутить по этому поводу и т. д.).

Младший школьный возраст

Чувства можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Так, выделяют следующие виды подобных «ценных» чувств Дерябин В.С. «Чувства, влечения, эмоции». Л.: Наука, 1974 г. - С. 120. . 1...

Особенности психологии чувств

В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых...

Патология чувств

К патологии чувств относятся следующие: Адинамия (др. - греч. ?дхнбмЯб - бессилие) - резкий упадок сил, мышечная слабость, сопровождающаяся значительным уменьшением или полным прекращением двигательной активности. Древняя медицина, которая...

Сравнительный анализ материалистических концепций Демокрита и Эпикура

Чувства рассматривались в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. "Удовольствие... есть состояние...

Характеристика младшего школьного возраста

Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте...

Чувства и эмоции

Несмотря на то, что внутренний мир человека богат и разнообразен, психологи всегда стремились классифицировать чувства. При этом выделялись две категории чувств: чувства положительного порядка...

Чувства и эмоции

Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею рекой... М.Ю. Лермонтов Переживания эмоциональных состояний -- радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха...

Чувства и эмоции

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Ф.И. Тютчев Для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять...

Чувства и эмоции человека

1. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение...

Чувства и эмоции человека

Классификаций базовых эмоций много. В начале века американский психолог Вудвортс предложил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональных проявлений: любовь, веселье, радость; удивление; страх, страдание; гнев...

Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства, их виды. Теории эмоций

Чувства - одна из форм психического отражения мира. В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, образов, представлений, понятий, мнений...