Игры по правам ребенка в детском саду. Праздник по ознакомлению с правами ребенка. Занятия художественно-творческого цикла

Информационная карта проект а .

Тип проекта: индивидуальный, долгосрочный, практико-ориентированный.

Направление деятельности: нравственно-социальное.

Цель проекта:

Формирование у детей основ социально- правового сознания.

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Краткое описание проекта.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:

использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в...;
дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.

Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 33 родителей моей группы.

% (12 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

20 % (16 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.

15% (5 чел.) – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.

Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок.

Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка

Количество участников проекта: 61 человек (из них 30 детей старшей группы, 1 педагог, 1 помощник воспитателя, 29 родителей).

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни жизни).

Гипотеза:

Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

8. Создать картотеку игр правового содержания.

Актуальность проекта

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Защита прав - это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

План реализации проекта

Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом.

Создание условий для проведения проекта.

Составления плана.

Разработаны программы, перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.

Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.

Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав.

Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

«конвенция о правах ребенка»

«Право на имя»

«Право на жизнь»

«Я имею право жить и воспитываться в семье»,

«Моя семья»,

«Право знать своих родителей и право на их заботу»

К. Чуковский «Доктор Айболит»

К. Чуковский «Федорино горе»

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»

А. Толстой «Золотой ключик»

Сюжетно – ролевые игры.

Игра «Спасатели»

  • Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
  • Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
  • Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки

Игра «Дружная семья»

Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.

Беседы

«Я люблю свою мамочку».

«Беседы об ответственности и правах ребенка».

«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка».

«Беседы о правах ребенка».

«Дети и взрослые. Что такое «право».

«Правила поведения по которым живем».

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!»

Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.

Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка - соблюдение их в семье».

Анкетирование «Какой вы родитель?

Родительское собрание «Повышение правовой культуры родителей»

Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: изготовление «Генеалогического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»).

Конкурс «Что я знаю о своем ребенке»

«День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует (совместно с детьми) - игры, конкурсы, викторины сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых.

Второй этап. Организационно-практический

Занятия художественно-творческого цикла

Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром.

Рисование «Цветочки для любимой мамочки»,

«Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)»

Лепка «Красивый букет милой маме»

Аппликация «Гадкий утенок»,

Тема: «С кем ты живешь»

Тема: «Мое право на имя, отчество и фамилию»

Тема: «Что такое семья?»

Тема: «Чем порадуем»

Сюжетно-дидактические игры.

Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам

«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.

«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь».

Словесные игры:

Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»

«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»

Проблемные ситуации:

Сказка «Репка»

У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

Средства связи

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Дети рисуют

У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.

Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Коммуникация:

Беседы о правовых праздниках: «День прав человека», «День защиты детей» , «День народного единства».

Оформление фотоальбома «Мои самые любимые» с рисунками и рассказами детей о своей семье.

Разучивание стихотворения О. Бундура «Большая семья».

Физическая культура:

Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».

Музыка:

Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок».

Экологические игры:

Цель: Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней.

«Что было бы, если из леса исчезли…».

«Береги природу».

Список использованной литературы:

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
9. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ - М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
11. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
12. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
13. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
14. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
15. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
16. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
17. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
18. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
20. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
21. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
22. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
25. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

Полную версию работы можно .

Игра: «Поступаем правильно»

Цели
Материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по правовому воспитанию в детском саду

Игра: «Поступаем правильно»

Цели : дать детям понятие о плохих и хороших поступках и уметь анализировать их; развивать у детей вежливость и предупредительность.
Материал : парные картинки. Каждая пара картинок посвящена одной теме. Но одна из картинок изображает плохой поступок, а вторая – хороший. Всего используется от 10 до 20 пар.
Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно назвать хорошими, а какие плохими, после чего предлагает привести примеры хороших и плохих поступков. Затем воспитатель раздаёт каждому игроку по две карточки. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого- найти пару к обеим картинкам. Важно проследить, чтобы дети работали аккуратно, обращались друг к другу вежливо.
Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его, жестоко наказывать

Игра: «Позови ласково»

Цели
Дети называют своих сверстников по имени с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: Ванечка, Машенька, Олечка.
Каждый человек имеет право владеть имуществом, и никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи.

Игра: «Попроси вежливо».

Цели : воспитывать вежливость, уважительное, доброе отношение друг к другу.
Учить детей правильно вести себя со сверстниками, вежливо обращаться, если ребёнок хочет поиграть с чужой игрушкой.
«Дай Миша мне, пожалуйста, машину поиграть, а я тебе дам свою машину», и т. п.
У каждого человека есть право иметь собственное мнение и говорить то, что он думает.

Игра: «Сказка по кругу»

Один ребёнок начинает сказку, а остальные по очереди придумывают продолжение.

Игра: «Сказки наизнанку»

Кукольный или настольный театр по известной сказке. Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая, и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
Все люди имеют право собираться вместе и организовывать группы. Никто не может заставить человека вступить в такой союз, если он этого не хочет.

Игра: «Найди себе пару»

Дети двигаются под музыку. На полу лежат обручи, когда музыка заканчивается, дети делятся по два человека и занимают место в обруче. Нужно, чтобы детей было чётное количество, чтобы никто не остался без пары.

Игра «Назови одним словом»

Цель. Р азвитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.

Ход игры. Воспитатель называет несколько слов, а дети классифицируют группу.

Лена, Наташа, Оля. Света – имена девочек.

Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков.

Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии.

Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества.

Мама, папа, брат, сестра – семья.

Игра «Я имею право …»

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и т.д.)

Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право …» (шаблон выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

Игра «Я не должен …»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Развивать коммуникативную

компетентность.

Оборудование: серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен …» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми. Между человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

Игра «Когда я стану взрослым»

Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь.

Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня – Татьяна). В игре можно использовать мяч.

Игра «Назови полным именем»

Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве. Развивать коммуникативную компетентность. Воспитывать уважительное отношение к именам людей.

Ход игры. Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.) В игре можно использовать мяч.

Игра «Назови по-другому»

Цель. Развивать коммуникативную компетентность, мышление. Учить обращаться к сверстникам, по-разному называя его имя.

Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. Например,

Оля – Ольга, Оленька, Олюшка, Лёля.

Екатерина – Катя, Катюша, Катенька.

Елена – Лена, Леночка.

Тема, Темочка – Артем.

Лёша, Лёшенька – Алексей.

Тимошка – Тимофей.

Ваня, Ванечка, Ванюшка – Иван.

Маша, Маня, Марья, Маруся – Мария.


Игра «Назови ласково»

Цель игры: Познакомить детей с ласковыми именами.
Ход игры: Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка, В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.

Игра « Руки вверх»

Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Воспитатель раскручивает водящего на месте и подводит к какому-нибудь ребёнку. Водящий должен догадаться, кто перед ним, ощупывая руками его одежду, волосы, лицо. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.

Игра с мячом «Кому, какой дом»

Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.
Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.

Медведю – берлога
Белке – дупло
Волку – логово
Птице – гнездо
Пчеле – улей
Человеку – дом И т. д.

Игра «Я живу на…»

Цель игры: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».

Игра « На одну букву»

Цель игры: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.
Ход игры: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)

Игра «Назови виды спорта»

Цель игры: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

Игра «Спасатели»

Цель игры: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.
Ход игры: 1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад. 2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад. 3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами. 4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.
Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.

Игра «Я умею»

Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.
Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.

Игра - пантомима «Помогаю взрослым»

Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности.
Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать « их товарищ.

Игра «Моих родителей зовут…»

Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества родителей.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

Игра «Поводырь»

Цель игры: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.

Дидактические игры

«По правовому воспитанию дошкольников»


Цель: дать повод малышам задуматься над тем, что не все дети имеют родителей.

Задачи:

  1. Научить видеть социальную несправедливость в ситуациях со сказочными героями, вносить предложения по улучшению или исправлению ситуации.
  2. Закрепить понятие «сирота».
  3. Развивать чувство сопереживания к детям, у которых нет родителей.

Материал: иллюстрации сказок «Три поросенка», «Золушка», «Дикие лебеди», «Белоснежка» и другие.

Правила игры: игроки должны объяснить детям о правах, какие права детей были нарушены.

Ход игры:

1 вариант.

Могут играть в игру 2 и более детей.

Взрослый читает отрывок сказки, а дети-игроки называют сказку, находят соответствующую иллюстрацию и объясняют другим детям о правах, какие права детей были нарушены.

Игра заканчивается, когда все картинки будут рассмотрены, а также объяснены.

Дидактическая игра «Пусть знает каждый ребенок, что у него есть разные права»

Цель: закрепить знания детей о правах на любовь и заботу, отдых и досуг, полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

Материал: кубик с иллюстрациями изображения правами ребенка.

Правила игры: игроки должны объяснить права ребенка, которые изображены на картинке.

Ход игры:

Дети становятся в круг. По сигналу воспитателя дети начинают передавать кубик в руки друг другу.

Когда звучит сигнал, ребенок, который получает кубик, рассматривает свою картинку и рассказывает о праве ребенка, которое на нем изображено.

Игра продолжается до тех пор, пока все иллюстрации будут рассмотрены.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Цель: закрепить знания детей о больших правах маленького ребенка. Учить детей понимать свои возможности при выполнении отдельных правил, прав.

Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Воспитывать желание стараться быть справедливым.

Материал: красные и зеленые кружочки с изображением лица детей, разноцветные лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на хорошую жизнь или нарушение их.

Правила игры: игроки должны вокруг зеленого кружочка выложить лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного кружочка выложить лепестки с изображением нарушения права ребенка.

Ход игры:

В игре могут принимать участие двое и больше детей.

1 вариант.

На столе посередине кладут 2 кружочка (зеленый и красный), а лепестки на столе выкладывают изображением к столу.

Дети по очереди выбирают лепесток, рассматривают его, объясняют: право ребенка защищается или нарушается.

Если на лепестке изображена картинка с защитой прав ребенка, ее выкладывают вокруг зеленого кружочка, а если права ребенка нарушаются, то вокруг красно кружочка.

Игра заканчивается, когда оба цветка будут составлены.

2 вариант.

Одному ребенку предлагается сложить цветок, на лепестках которого находятся картинки с изображением защиты прав ребенка, второму ребенку – с изображениями нарушения прав ребенка.

Выигрывает тот игрок, который первый составит цветок.

Дидактическая игра «Цепочка прав ребенка»

Цель: закрепить знания детей о правах маленького ребенка. Совершенствовать навыки чтения. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, зрительное восприятие.

Материал: части «цепочки»: на одних – графическое изображение прав ребенка, на других – словесное объяснение графических изображений.

Правила игры: за словесным объяснением прав ребенка, малыши подбирают картинки с графическим изображением, объясняя их содержание, образуя цепочку. И наоборот.

Ход игры:

1 вариант

Воспитатель или ребенок зачитывают словесное объяснение прав ребенка на одной части цепочки. Дети находят соответствующее графическое изображение, соединяют шнурком, и рассказывают о праве ребенка, которое на нем изображено.

2 вариант:

Дети отбирают для себя части с графическим изображением прав ребенка и с или самостоятельно находят соответствующее словесное объяснение. И соединяют шнурком.

Побеждает тот, кто быстрее соединит цепочку.

Дидактическая игра «Мы – будущие первоклассники»

Цель: добиться осознания собственного статуса и места в обществе старших детей в детском саду.

Подвести детей к выводу о том, что они старшие воспитанники в детском саду.

Формировать умение мотивировать свое отношение к роли будущего школьника.

Учить перечислять те действия, которые усвоены хорошо, адекватно оценивать свои умения.

Материал: шесть рисунков, изображающих различные виды мотивации будущего школьника; шесть конвертов с небольшим рассказом, в котором каждый из мотивов выступает как личная позиция одного из персонажей; кубик с изображением кружков от 1 до 6.

Правила игры: игрок должен объяснить свою точку зрения изображения на рисунке.

Ход игры:

В игре могут принимать участие от 2-х до 6-ти детей.

Перед началом игры на столе выкладываются картинки с изображением различных видов мотивации будущего школьника и шесть конвертов с небольшими рассказами.

С помощью считалки определяют, какой ребенок первым начнет игру.

Ребенок бросает кубик с кружочками и называет число, которое соответствует количеству кружочков на кубике, потом находит конверт с такой же цифрой.

Взрослый достает из конверта рассказ и читает его, а перед игроком выкладывается карточка с такой же цифрой. Ребенок рассматривает ее и объясняет свою точку зрения другим детям о правах.

Когда все рисунки-карточки будут рассмотрены, игра заканчивается.

Побеждает тот игрок, который правильно и досконально объяснит свою точку зрения.


ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАРТОТЕКА ИГР

№1 Игра «Наши имена»
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает (катит) мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет свое имя и возвращает мяч воспитателю.
- Очень красиво звучат ваши имена, правда? А ведь они еще могут красиво выглядеть, посмотрите, как вы и ваши родители изобразили имена. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку поделок совместного творчества детей и родителей «МОЕ ИМЯ».)

№2 Игра «Как растет имя?»
(на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).
Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:
- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Иринка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Ирина. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Иринка. Мои дети зовут меня «мама». Друзья зовут Ириной. А в детском саду я для всех Ирина Петровна. Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.
__________________________________________________________________
№3 Словесная игра «Назови полное имя»

(В игре можно использовать имена детей, которые присутствуют на занятии).
Первый вариант: Воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя:
Яшенька, Яша – Яков
Тема, Темочка – Артем
Коля, Николенька, Колечка – Николай
Настенька, Настюша – Анастасия
Леша, Алешенька – Алексей
Леня, Лёнечка – Леонид
Второй вариант: Воспитатель называет полную форму имени, а дети – неполную:
Екатерина – Катя, Катенька, катюша
Людмила – Люда, Людочка, Мила
Елена – Лена, Леночка и т.д.
__________________________________________________________________
№4 «Ласковое имя» (Игра с мячом.)
Цель: учить ласково называть имена сверстников. Формировать положительное отношение к сверстникам. Развивать интонационные стороны речи. Развивать коммуникативную компетентность.
Ход игры. Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково.
__________________________________________________________________
№5 «Когда я стану взрослым»
Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь.
Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня – Татьяна). В игре можно использовать мяч.
_________________________________________________________________
№6 «Назови полным именем»
Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве. Развивать коммуникативную компетентность. Воспитывать уважительное отношение к именам людей.
Ход игры. Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.) В игре можно использовать мяч.
_________________________________________________________________
№7«Назови по-другому»
Цель. Развивать коммуникативную компетентность, мышление. Учить обращаться к сверстникам, по-разному называя его имя.
Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. Например,
Оля – Ольга, Оленька, Олюшка, Лёля.
Екатерина – Катя, Катюша, Катенька.
Людмила – Люда, Людочка, Людмилка, Мила.
Елена – Лена, Леночка.
Сергей – Сережа, Сереженька.
Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка.
Яша, Яшенька – Яков.
Тема, Темочка – Артем.
Коля, Николенька, Коленька – Николай.
Настенька, Настюша – Анастасия.
Лёша, Лёшенька – Алексей.
Лёня, Лёнечка – Леонид.
Емеля – Емельян.
Тимошка – Тимофей.
Егорка – Егор.
Сенька – Семен.
Ваня, Ванечка, Ванюшка – Иван.
Маша, Маня, Марья, Маруся – Мария.
__________________________________________________________________
№8 «Образуй отчество»
Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.
Ход игры. Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.
__________________________________________________________________
№9 «Я знаю …» (Игра со скакалкой).
Цель: Развивать коммуникативную компетентность, мышление.
Ход игры. Ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования.
__________________________________________________________________
№10 «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание. Развивать коммуникативную компетентность.
Ход игры. Воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение.
Настя, Таня, Миша, Люба.
Коля, Толя, Ваня, Оля.
Иван, Анатолий, Петя, Фёдор.
Иванов, Петров, Семён, Соловьёв.
Ивановна, Аркадий, Васильевна, Мироновна.
__________________________________________________________________
№11 «Назови имена сказочных героев»
Цель. Развивать коммуникативную компетентность.
(Незнайка, Чебурашка, Золушка и т.д.) Порассуждать о том, как образовались эти имена.
__________________________________________________________________
№12 «Назови одним словом»Цель. Развитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.
Ход игры. Воспитатель называет несколько слов, а дети классифицируют группу.
Лена, Наташа, Оля. Света – имена девочек.
Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков.
Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии.
Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества.
Мама, папа, брат, сестра – семья.
__________________________________________________________________
№13 «Я имею право …»
Цель: дать правовые знания.
Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и т.д.)
Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право …» (шаблон выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
__________________________________________________________________
№14«Я не должен …»
Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Развивать коммуникативную
компетентность.
Оборудование: серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.
Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен …» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми. Между человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
__________________________________________________________________
«Камуфляж»
Для этой игры необходимо спрятать 20 ниток шерсти трех цветов. Дети делятся на три команды, каждая команда должна найти нить своего цвета. Побеждает команда, нашедшая больше всего ниток. (Вероятно, выиграет команда, которая ищет ярко окрашенную нить, потому что её задача легче).
Воспитатель задаёт детям вопросы:
-Справедливо ли построена эта игра?
- Если мы будем играть снова, в какой команде вы хотели бы играть?
- Можно ли игру сделать справедливой?
- А справедливо ли обижать своих друзей, не принимать их в какую-нибудь игру?

Игра « Кто, где живёт?»

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Америке - американцы, в Англии - англичане).

Просмотр содержимого документа
«Игры по правовому воспитанию в детском саду.»

Игры по правовому воспитанию в детском саду .

Игра « Кто, где живёт?»

Цель игры: закрепляем знания детей о странах, народах, которые живут в них.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Америке – американцы, в Англии – англичане).

Корейская игра «Закройте уши».

Цель игры: познакомить с иргой другого народа, закрепляем знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.

Ход игры: все садятся в круг. Один ребёнок выбирается ведущим и закрывает уши руками. Игрок слева от ведущего закрывает правой рукой свое правое ухо. Игрок справа должен закрыть левой рукой своё левое ухо. (Другими словами, нужно закрывать уши со стороны ведущего.) Ведущий снимает обе руки и указывает на другого игрока в круге. Новый ведущий и игроки, сидящие слева и справа от него, закрывают уши. Затем новый ведущий указывает на другого игрока, и игра стремительно продолжается. Тот, кто допустил ошибку выходит из круга.

Чилийская игра « Кто это?»

Цель игры: познакомить с игрой другого народа, закрепляем знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.

Ход игры: один ребёнок – отгадчик. Другие выстраиваются в цепочку позади него. Отгадчик не должен видеть, кто стоит сзади. Дети спрашивают отгадчика: «Кто стоит за тобой?». Отгадчик может задавать три вопроса. Например: «Это мальчик или девочка? Какие у него/ неё волосы?» и т. д. Если – неправильно, то отгадчиком становится другой ребёнок.

Игра «Вопрос – ответ».

Ход игры: дети по музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, Дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос: «Твоя любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сёстры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?». Воспитателю необходимо игнорировать сложившиеся пары, следить, чтобы все дети поучаствовали в игре.

По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».

Игра «Назови ласково»

Цель игры: Познакомить детей с ласковыми именами.

Ход игры: Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка, В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.

Игра « Руки вверх».

Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Воспитатель раскручивает водящего на месте и подводит к какому-нибудь ребёнку. Водящий должен догадаться, кто перед ним, ощупывая руками его одежду, волосы, лицо. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.

Игра с мячом «Кому, какой дом».

Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.

Медведю – берлога

Белке – дупло

Волку – логово

Птице – гнездо

Пчеле – улей

Человеку – дом

Игра «Я живу на…».

Цель игры: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».

Игра « На одну букву».

Цель игры: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.

Ход игры: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)

Игра «Назови виды спорта».

Цель игры: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

Игра «Прогулка по ручью».

Цель игры: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.

Ход игры: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.

Игра «Спасатели».

Цель игры: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.

Ход игры: 1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.

2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.

3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.

4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.

Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.

Игра «Я умею».

Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.

Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.

Игра «Найди себе пару».

Цель игры: закрепляем знания имён, учимся подбирать рифмующиеся имена.

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а то, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.

Казахская народная игра «Жмурки в кругу».

Цель игры: закрепляем знание права на имя.

Ход игры: для игры начертить на полу круг, водящему завязать глаза. Он старается поймать и узнать кого-нибудь из ребят. Если имя названо правильно, водящим становится узнанный. Выходить из круга нельзя. Если водящий выходит за пределы круга, дети говорят ему об этом.

Игра - пантомима «Помогаю взрослым».

Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности.

Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать « их товарищ.

Игра «Моих родителей зовут…»

Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества родителей.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

Игра «Поводырь».

Цель игры: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.