Какая базовая часть пенсии. Конкретные параметры условий. Страховая пенсия - можно сосчитать самому

Цель российской пенсионной реформы, начавшейся в 2002 году, состоит в повышении благосостояния граждан, закончивших трудовую деятельность и не имеющих более источников дохода.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Помимо этого, - уменьшить бюджетные расходы государства за счет развития накопительных методов формирования пенсионного фонда, с тем, чтобы будущие пенсионеры вносили отчисления в свою копилку.

Учитывая международный опыт, была предложена структура пенсионных выплат, состоящая из 3 составляющих частей: базовой, страховой и, в дополнение, накопительной.

Что это такое

Базовая - так назвали разработчики нового закона долю , являющуюся первичным элементом пенсионных выплат. Имелось в виду, что это пособие гарантируется государством даже при наличии минимального стажа работы гражданина.

Первоначально базовая часть была определена в размере 450 рублей. Для ее получения было достаточно, чтобы суммарная продолжительность трудового периода не была меньше 5 лет.

Некоторым категориям пенсионеров (инвалидам, содержащим иждивенцев, имеющим северный стаж) установили повышающие коэффициенты к базе. Ежегодно базовая пенсия индексируется, чтобы компенсировать уровень инфляции, рост коммунальных платежей и цен на продукты.

По крайней мере, так было до 2019-го, когда прибавка оказалась в 3 раза меньше официальной инфляции. В любом случае базовая составляющая пенсии была существенно меньше страховой, которая учитывает величину заработка и продолжительность .

Поначалу были серьезные планы по накопительной системе. Будущим пенсионерам - мужчинам с 1952, женщинам с 1956 года рождения, открыли личные накопительные счета для формирования накопительной пенсии.

Но уже в 2005-м правительство, видимо, испугавшись, что Российский Пенсионный Фонд и независимые пенсионные фонды (НПФ) могут не выполнить своих обязательств, свернуло эту программу.

Сегодня накопительные отчисления идут на счета будущих пенсионеров, год рождения которых позднее 1967-го, если они подтвердили свое согласие остаться в этой программе. Срок подтверждения, кстати, истек в конце 2019 года.

В 2010-м базовая пенсия была включена в страховую часть под названием - фиксированный базовый размер (ФБР). А закон , принятый в 2013-м, еще раз переименовал ее.

Теперь ее название - фиксированные выплаты к страховой пенсии (ФВ). На 2019 год ФВ установлены в размере 4559 рублей. Термина «трудовая» сейчас не существует, пенсия называется по названию основной составляющей части - страховая.

Когда можно ее получать

Если вначале для получения базовой части пособия требовалось соблюдение двух условий: достижение установленного возраста выхода на пенсию и минимальная продолжительность трудовой деятельности 5 лет, то новое законодательство расширяет список предъявляемых требований.

Фиксированные выплаты (базовая пенсия по-старому) выплачиваются вместе со всей страховой пенсией, куда они входят как одна из составных частей.

Страховая пенсия включает в себя: ФВ (фиксированная выплата) × ПК 1 (повышающий коэффициент 1) плюс ИПК (индивидуальный коэффициент пенсионера) × СПК (денежное обеспечение пенсионного балла) × ПК 2 (повышающий коэффициент 2).

Получить ее можно в случае соблюдения следующих требований:

Возраст гражданина соответствует требуемому: мужчины - 60, женщины - 55 лет Для отдельных групп работающих устанавливается льготный возрастной порог: вредные работы (Список № 1), тяжелые работы (Список № 2), работа в условиях Крайнего Севера, железнодорожники и некоторые другие
Минимальный страховой стаж Следует уточнить, что он не обязательно совпадает с трудовым, поскольку не все случаи трудовой деятельности могут быть подтверждены отчислением страховых взносов. На сегодня (2016-й) минимальный стаж равен 7 годам. В последующем он будет возрастать: до 15 лет в 2024-м. Как видно - условия ужесточились
Наличие минимального ИПК Личный пенсионный коэффициент, измеряемый в баллах, напрямую зависит от величины отчислений (а не от зарплаты гражданина). Не секрет, что последняя часто выдается в конвертах. Поэтому имеется опасность не получить страховой пенсии вообще, если не наберется минимального количества баллов. В 2019 году минимум ИПК - 9, с последующим повышением до 30 - в 2025-м (на 2,4 балла в год)

Из каких средств формируется

ФВ формируются за счет отчислений страхователя в пенсионную систему РФ. Конкретнее, от некоторой доли этих взносов.

Вначале на базовую часть пенсии направлялась половина от единого денежного налога (ЕДН), который составлял тогда 28%. С 2005-го эти взносы были уменьшены: 6% от ЕДН, который был также снижен до 20%.

Сейчас вместо единого налога действуют страховые взносы в Обязательную Пенсионную Систему (ОПС), составляющие на 2019 год 22%, 6 из которых поступают в ПФР на формирование фиксированной выплаты (ранее - базовой пенсии).

Эту выплату можно назвать еще солидарной, поскольку она предназначена другим пенсионерам. Остальные 16 идут на финансирование своей страховой или накопительной составляющей, в зависимости от желания работающего, то есть на индивидуальный лицевой счет.

Максимальный фонд зарплаты, который подлежит обложению взносами, после индексации 2019-го установлен в размере 796 тысяч рублей. Сверх этой суммы предприниматель платит 10%. Для работодателей существуют еще дополнительные тарифы.

Вредные и опасные работы подлежат увеличенному налогообложению: по Списку № 1 - на 9, № 2 и остальным - на 6% (если предприниматель не проводит переоценку условий труда). При проведении экспертизы взносы увеличиваются в меньшей степени.

Некоторые страхователи пользуются льготами, смысл которых - содействовать приоритетному развитию некоторых регионов: Крым и Севастополь, как свободные экономические зоны, свободный порт Владивосток, некоторые другие территории опережающего развития.

Поскольку президент и правительство стремятся максимально поддержать жизненный уровень пожилых людей, система ОПС не справляется с возложенными на нее задачами. Фактически государственный бюджет подпитывает нехватку финансирования ПФР.

Размер базовой пенсии

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости (общая - 4383 рубля) по данным на январь 2019 составляет:

Граждане, содержащие иждивенцев 5844–8767
Инвалиды I группы и дожившие до 80 лет 8767
Те же, но содержащие иждивенцев 1022–13150
Отработавшие на Крайнем Севере 15 лет, при наличии страхового стажа не менее 25 лет - для мужчин и 20 - для женщин 6575
Те же, достигшие 80 лет или будучи инвалидами I группы 13150
Отработавшие не менее 15 лет на Крайнем Севере, имеющие страховой стаж 25 лет - мужчины и 20 - женщины, содержащие иждивенцев 8767–13150
80-летним или инвалидам I группы, содержащим иждивенцев 15342–19726
Отработавшим в областях, приравненных к Крайнему Северу 20 лет, заработавшим страховой стаж 25 лет - мужчинам и 20 - женщинам 5698
Этой же категории при достижении 80 лет, а также инвалидам I группы 11397
Отработавшие в условиях, приравниваемых к Крайнему Северу 20 лет, имеющие страховой стаж 25 лет - мужчины и 20 - женщины, содержащие иждивенцев 7598–11397
Им же при достижении 80 лет или инвалидам I группы, в случае содержания иждивенцев 13296–17096

Пенсионерам по инвалидности :

Размер пенсии по инвалидности с надбавками:

Инвалиды I группы 8767
С иждивенцами 10228–13150
II группы 4383
С иждивенцами 5844–8767
III группы с иждивенцами 3653–6575
Инвалидам I группы, имеющим 15 лет трудового стажа на Крайнем Севере, из них страхового: 25 лет - для мужчин и 20 - для женщин 13150
Имеющим иждивенцев 15342–19726
6575
С иждивенцами 8767–13150
3287
С иждивенцами 5479–9863
Инвалидам I группы, 20 лет проработавшим в районах, приравненных к Крайнему Северу, имеющим страховой стаж 25 лет - мужчины и 20 - женщины 11397
Имеющим иждивенцев 13296–17096
II группы, при тех же условиях 5698
С иждивенцами 7598–11397
III группы, при тех же условиях 2849
С иждивенцами 4748–8548

Получающим пособие базовая часть составляет половину от ФВ по старости (4383 рубля) - 2191 рубль на каждого неспособного к труду члена семьи.

Страховая пенсия по старости или возрасту представляет собой денежное пособие, которое выплачивается гражданам каждый месяц в качестве замены зарплаты или другого дохода в момент соблюдения ряда условий. Сюда входит пенсионный возраст (особенно повышается размер выплат для пенсионеров от 80 лет: детали можно найти ) и стаж. Что касается формулы подсчета страховой выплаты по старости, то с 2015 года таковой является личностный коэффициент, помноженный на стоимость ИПК, включая фиксированную ставку по выплате.

Что такое базовая часть и страховая часть пенсии?

Базовая часть пенсионного обеспечения — маленькая составляющая компенсация. С начала 2002 года ее размер составлял всего 450 рублей ежемесячно. Эта сумма предназначена для всех лиц, которые достигли пенсионного возраста и имеют минимальный трудовой стаж в совокупности пять лет.

Если речь идет о нетрудоспособных лицах, пенсионеров после 80 и имеющих на обеспечении людей инвалидов, то текущие базовые ставки несколько повышаются. Базовая часть — это минимальная пенсия, включая доплаты и прежние компенсации. Основная цель — обеспечение стандартной социальной гарантии. Отсюда идет и наименование.

Страховая часть пенсии — является составляющей механизма, предоставляющего возможность урегулировать отношение к выплате и привязать к пенсионеру размер с учетом стажа и заработной платы. То есть размер страховой части компенсации напрямую зависит от количества проработанных дней и размера уплаченных взносов в Пенсионный фонд. Итоговая составляющая считается расчетным пенсионным капиталом. Она формируется благодаря предоставляемым взносам работодателей.

Индексация базовой и страховой части пенсии в 2018 году

С первого февраля 2018 года страховое пенсионное обеспечение для неработающих пенсионеров будут увеличены на 5,4 процента. За основу берется инфляция — повышение цен на потребительские товары за прошлый год.

Постановления под номером 35 от конца 2017 года были приняты Правительством Российской Федерации. Как гласит информация из Росстата, итоговая инфляция за 2017год составила почти 5,5 процента. Пенсионное обеспечение для неработающих пенсионеров повышается ровно на указанную величину. Благодаря индексации компенсации на имеющий уровень инфляции, правительство сохраняет покупательскую способность.

Следует отметить, что с начала 2016 года индексация пенсии производится в соответствии с новыми правилами, согласно фиксированной выплате и посредством индексации индивидуального пенсионного коэффициента.

Порядок начисления базовой пенсии

Основной процент российских жителей получают пенсионное обеспечение в почтовых отделениях. Это не очень удобный способ. В век современных технологий существуют многие иные доступные способы. К примеру, следует обратиться в финансовые учреждения. Пенсионер может открыть счет в банковской организации, обладающий непосредственно договором с Пенсионным Фондом. Банковская организация в автоматическом режиме сможет переводить денежные средства со счета на электронную банковскую карту.

Для подачи заявления о переводе на счет в банковскую организацию, необходимо обратиться в МФЦ или ПФ. Еще один метод подать заявление — зайти на сайт государственных услуг, предварительно зарегистрировав личный кабинет.


Выплата перечисляется или выдается в определенные дни один раз в месяц. Для того чтобы выплату получили иные лица, необходимо оформить доверенность. Процедуру можно осуществить у нотариуса.

Размер базовой пенсии в 2018

Если вы не знаете, какой размер базовой пенсии в 2018 году, то стандартный размер базовой части выплаты в 2018 году составляет 4600 рублей. Размер пенсии по инвалидности немного больше.

  • Достигшим восьмидесятилетнего возраста;
  • Пенсионерам, которые ухаживают за нетрудоспособными людьми;
  • Круглым сиротам;
  • Проработавшим не менее 15 лет на Крайнем Севере людям.

Базовая часть пенсии в районах Крайнего Севера

Если граждане продолжают проживать в местах Крайнего Севера, то для расчета пенсионного обеспечения используется соответствующий коэффициент. Если гражданин переехал в обычную местность, то коэффициент прошлого района не учитывается.

В качестве расчета страховой части пенсии дополнительно используются повышенные коэффициенты. Что касается в целом по стране, то отношение зарплаты пенсионера к средней по стране учитывается с коэффициентом не более 1,2. По сравнению с северной выплатой, в которой коэффициент может доходить до 1,9.

Иными словами, для расчета используется установленный Правительством коэффициент по конкретному району и некоторым отраслям. Особенность подобного повышения состоит в том, что коэффициент не привязывается к конкретному месту проживания. При переезде в иной район, страховая часть выплаты целиком сохраняется.

Гражданам Российской Федерации, осуществлявшим трудовую деятельность официально, гарантируется государством страховая пенсия по старости. Не так давно система назначения и исчисления пенсионных выплат в РФ подверглась реформированию. Разберем, что такое страховое содержание по старости, каков его размер в 2019 году.

Скачать для просмотра и печати:

Понятие

В нормативно-правовой базе дается полное определение описываемой преференции. Страховая пенсия по старости - это ежемесячные отчисления из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) в адрес получателей. Характеризуют такие выплаты, как условно накопительные. Цель их состоит в компенсировании гражданам недополученного по причине утраты трудоспособности дохода.

Внимание: финансирование страховых пенсий проводится на основании принципа распределения солидарного дохода ПФР.

В чем отличие от трудовой


В прежние годы в соответствующем законодательстве пенсия обозначалась как трудовая. После проведения реформирования этот термин заменили страховыми выплатами. Отличие состоит в принципе учета вклада гражданина, дающего право на назначение содержания по старости.

  1. Прежде проводился подсчет общего стажа работы. Его размер влиял на сумму пенсионной выплаты.
  2. Теперь в расчет берутся периоды:
    • страхового стажа - времени, когда за труженика вносились взносы в ПФР;
    • включенные в перечень исключений, а именно:
    • ухода за детьми;
    • присмотра за инвалидами 1 группы; и гражданами, перешагнувшими 80-летний порог;
    • срочной службы;
    • некоторые другие.
Внимание: учет нестраховых периодов в расчете начислений производится только для граждан, которые до их наступления или сразу после были трудоустроены.

Начиная с 2015 года, право на пенсию учитывается в баллах или коэффициентах. Эти показатели переводятся в рубли на основании утвержденной правительством цены одного балла.

Условия получения страховой пенсионной выплаты

Самой распространенной выплатой в пользу граждан из бюджета ПФР на 2019 год является страховая пенсия. Это связано с тем, что накопительная система была заморожена правительством. Центробанку РФ поручено провести мероприятия по проверке и учету негосударственных пенсионных фондов, планирующих работать со вкладами граждан.

Условия оформления страховой пенсии, назначаемой в связи с возрастной нетрудоспособностью, содержатся в восьмой статье закона «О страховых пенсиях». К ним относятся:

  1. Достижение гражданином указанного в тексте документа возраста.
  2. Наличие подтверждения перечислений в бюджет ПФР взносов в течение строго определенного периода или более.
  3. Присутствие в пенсионном деле информации о минимальном количестве индивидуальных коэффициентов.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Конкретные параметры условий

Данные три правила являются обязательными и достаточными для получения бессрочных выплат по старости. Только некоторые граничные показатели в настоящее время подвержены изменениям.

  • Общий возраст пока остается прежним:
    • 55-летие для женщин;
    • 60-летие для мужчин.

Внимание: законом установлен перечень условий, при которых возможно льготное назначение пенсий до установленного возрастного порога. Также существуют случаи, когда возраст выхода на пенсию превышает общий. В частности, у госслужащих.

  • Показатель по стажу в идеале должен составлять 15 лет. Однако такое требование будет установлено только к 2024 году. На 2019 г. он равен 10 годам, так как идет процесс постепенного перехода на новые условия страхового обеспечения.
  • То же касается показателя индивидуальных коэффициентов (баллов). К 2025 году на страховую пенсию сможет претендовать гражданин, накопивший 30 баллов.
Для справки: до 2015 году пенсию начисляли гражданам, чей трудовой стаж превышал 5 лет.

Кому положена льготная по срокам пенсия


Законодательно определены две большие группы граждан, которые могут претендовать на досрочные социальные выплаты из ПФР. Их разделяют по следующим признакам:

  • условия осуществления трудовой деятельности;
  • принадлежность к определенным социальным категориям.

Информация о конкретных льготных условиях содержится в действующем законодательстве:

  1. Так, к первой группе принято относить людей, работавших определенное время во вредных условиях, на опасных производствах, на Крайнем Севере. Профессии перечислены в специальных списках. Однако учтут льготные условия тогда, когда труженик сможет доказать перечисление повышенных сумм в бюджет ПФР. Его должно осуществлять предприятие.
  2. К льготникам по социальным признакам причисляют:
    • многодетных матерей (пять и более детей);
    • родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
    • инвалидов, получивших травмы во время боевых действий;
    • и других.

Важно: использовать право на досрочное назначение содержания по старости можно при условии наличия:

  • страхового стажа, определенного законом;
  • принадлежности к одной из льготных категорий;
  • минимальных показателей баллов: 16,2 в 2019.

Размер страховой выплаты по старости


Принципиально новую методику разрабатывали таким образом, чтобы конечные выплаты по старости зависели от:

  • продолжительности официальных периодов трудоустройства;
  • размеров заработной платы;
  • возраста обращения за пенсией.

Логика процесса формирования солидарного пенсионного бюджета такова:

  1. Когда труженик оформлен официально, за него предприятие вносит вклад в ПФР, равный 22% от зарплаты (за исключением определенных сумм).
  2. Сумма взноса перечисляется в индивидуальные коэффициенты (ИПК) и учитывается в персональном деле.
  3. Количество баллов напрямую зависит от:
    • величины взноса (то есть зарплаты);
    • продолжительности платежей.
Внимание: принцип нового расчета строится на заинтересованности тружеников в повышении пенсионных выплат в старости. Чем больше работает человек, тем выше его содержание.

Структура страховых пенсионных начислений по возрасту


Страховая пенсия состоит из двух частей, рассчитываемых отдельно. В нее входят такие составляющие:

  • базовая;
  • премиальная.

Последняя зависит от накопленных за годы работы коэффициентов. А базовая или фиксированная составляющая (БВ) одинакова для всех граждан. Она является частью пенсии, гарантируемой государством.

Кроме того, для определенных категорий граждан установлено повышение фиксированной составляющей. К ним относятся:

  • инвалиды 1 группы;
  • престарелые граждане, перешагнувшие 80-летний порог;
  • люди, работавшие или проживающие в регионах Крайнего Севера или приравненных (кратно установленным коэффициентам для данных территорий).
Внимание: для стимулирования более позднего обращения за пенсией по старости введены повышающие коэффициенты. Они применяются к обоим составляющим выплат.

Формула для расчета пенсионного обеспечения


Несмотря на запутанность методики, подсчет осуществляется довольно просто.
Так, специалисты ПФР с 2015 года применяют такую формулу:

  • РСП = ИПК х СОБ + БВ, где:
  • РСП - обозначает размер конечной страховой выплаты по старости;
  • ИПК - как обозначено выше, накопленные индивидуальные коэффициенты или баллы;
  • СОБ - эквивалент одного балла в рублях, определенный на дату назначения;
  • БВ - базовая выплата.
Внимание: фиксированные показатели из формулы (БВ и СОБ) устанавливаются правительством РФ и ежегодно подвергаются индексированию.

Стоит отметить, что данная формула касается в равной степени всех граждан. Тем, за кого в ПФР производство перечисляло до 2015 года, произведут конвертацию сумм взносов в баллы.

Размер базовой (фиксированной) выплаты в 2019 году


В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2017 год базовая выплата была увеличена на 5,8%. Ее сумма составляла 4823,37 р. Однако такую составляющую в 2017 году получали не все пенсионеры.

В 2016 году правительство пришло к выводу о том, что денег на индексирование пенсий не хватает. Было принято решение оставить без ежегодного повышения, связанного с инфляционными процессами, работающих получателей содержания по старости.

Внимание: базовый показатель для работающих пенсионеров остался на уровне 2016 года - 4558,93 р. В 2018 г. после проведенной индексации он был равен 4982,9 р. Скачать для просмотра и печати:

Как назначается страховое содержание по старости


При наступлении соответствующих правовых условий претенденту следует написать заявление в ближайшем отделении ПФР. Делать это можно:

  • лично;
  • почтовым отправлением;
  • через представителя;
  • на официальном сайте ПФР (через интернет);
  • в многофункциональном центре (если таковой действует в городе).

Общие правила обработки заявок таковы:

  1. Пенсионные выплаты назначаются с даты обращения, однако не ранее наступления права на них;
    • исключением является случай обращения в течение месяца со дня увольнения (датой исчисления страховой пенсии считается следующий за прекращением трудовой деятельности день);
  2. На обработку документов специалистам ПФР дается десять рабочих дней:
    • исключением являются случаи, когда требуется предоставить дополнительные документы;
    • на такую работу отводится три месяца без изменения даты назначения пенсии;
  3. Обоснованный отказ пересылается на адрес заявителя в течение пяти дней;
    • в письме должны быть указаны сроки и условия обжалования такового.
Важно: назначается страховая пенсия в связи с достижением предельного возраста труда бессрочно, то есть решение не содержит данных об окончании перечислений.

Перечень необходимых документов


Существует ряд документов, которые потребуются в обязательном порядке. Так, с собой рекомендуется иметь оригиналы и копии таких бумаг:

  • паспорта претендента или вида на жительство для иностранцев (им ограничивается срок назначения пенсионных начислений);
  • свидетельства об обязательном пенсионном страховании (СНИЛС);
  • трудовой книжки, справки о работе на предприятиях, если данные не внесены в официальный документ;
  • данные о доходах за 60 месяцев, следующих подряд в трудовой книжке.
Важно: на основании справки о доходах будет исчисляться размер итоговой выплаты. Поэтому претенденту позволено самостоятельно выбрать наиболее выгодный период.

Однако периоды получения больших доходов должны отвечать таким условиям:

  • охватывать полные 60 месяцев, за исключением сроков, когда гражданин не трудился официально;
  • следовать друг за другом в трудовой книжке (исключать какой-либо не допускается).
Внимание: специалисты ПФР самостоятельно изучат данные о зарплате претендента начиная с 2000 года. Выбран будет наиболее выгодный период. Важно: зачастую для назначения выплаты требуются иные бумаги. Об этом претенденту сообщает специалист ПФР. Информацию, хранящуюся в госорганах, последние получают самостоятельно.

Пример расчета минимальной пенсии по старости


Для определения того, какова самая малая сумма страховой выплаты, можно воспользоваться приведенными выше данными на 2018 год:

  • базовая выплата 4 982,9 р.;
  • стоимость одного балла - 81,49 р.;
  • количество минимально необходимых коэффициентов - 13,8.

Подставив все в формулу, получаем:

11,4×78,58 р. + 4823,37 р. = 6106,56 р.

Важно: полученная сумма значительно ниже прожиточного минимума. К таким страховым пенсиям полагаются федеральные надбавки, которые повышают их размеры.

Где получают пенсионные суммы по старости


Способ перечисления содержания определяется заявителем в период написания заявки.
Как правило, используются такие перечисления:

  • через почтовое отделение;
  • на расчетный счет в банке.
Внимание: в заявке должны содержаться точные и достоверные данные о соответствующих реквизитах получателя.

Способ перевода денег может быть изменен получателем в инициативном порядке. Для этого следует написать заявление в отделении ПФР.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

4) инвалидам вследствие военной травмы;

5) инвалидам по зрению;

6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

3.4. Размеры трудовых пенсий по старости

3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)

Порядок определения размеров трудовых пенсий определяется гл. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Как говорилось выше, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной; ее размер определяется путем сложения этих трех частей.

Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

СЧ = ПК/Т

Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

Так рассчитывается страховая часть пенсии.

Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

Пример:

10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

Пример:

15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)

Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 9 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:

НЧ = ПН / Т , где

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из смысла нормы, установленной п. 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии. Указанный порядок расчета должен быть установлен федеральным законом. Но до настоящего времени такой порядок законодательство не определило. Таким образом, один из показателей, необходимых для расчета накопительной части трудовой пенсии, в настоящее время отсутствует.

Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.

3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости

Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формулой расчета:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения трех ее частей: базовой, страховой и накопительной.

Как известно, год назад так называемая базовая пенсия была заменена более хитроумным названием – «фиксированная выплата». Под этими понятиями подразумевается некий размер пенсии, который человек получает независимо от того, какой у него трудовой стаж и, соответственно, какой у него индивидуальный пенсионный коэффициент. Также это не зависит от каких-либо других показателей.

Что касается того, каков конкретно размер этой самой пенсии в 2016 году, то он составляет 5620 рублей. Но таким он станет только после февральской индексации, которая произошла 1 числа этого месяца. На данный же момент она на 515 рублей меньше и составляет, соответственно, 5105 рублей.

Что касается инвалидов

Вышеупомянутый размер фиксированной пенсии касается только тех, кому положены соответствующие выплаты по старости. Но кроме них существуют также и инвалиды, которым также каждый месяц выплачивается определенная пенсия. Для них также существует определенный размер так называемой фиксированной пенсии. Конкретно, этот размер выглядит следующим образом:

  1. Для инвалидов первой и второй групп – 4558,98 рублей.
  2. Для инвалидов третьей группы – 2297,47 рублей.

Кстати, базовая пенсия по случаю потери кормильца тоже составляет 2297,47 рублей. Опять же, такой размер имеет место только с первого февраля 2016 года. До этого все эти выплаты на 175,39 рублей меньше. Но, как говорилось выше, придет индексация и тогда все эти пенсии увеличатся. Чтобы получить повышенные выплаты в 2016 году, не нужно будет ходить куда-либо, в частности, в Пенсионный фонд, заполнять там какие-либо заявление или делать еще что-либо. Государство обо всем позаботится и уже 1 февраля все пенсионеры страны получат увеличенные пенсии.

Почему так мало

Исходя из вышеуказанных цифр, можно заключить, что в 2016 году размер пенсии вырастет всего лишь на 4%.

В бюджете России есть огромная дыра

О таком же показателе заявляют и представители власти. Разумеется, это никак не дотягивает до прошлогоднего уровня инфляции в России. Поэтому возникает вполне логичный вопрос – почему пенсия вырастет на столь маленький показатель? Дело в том, что сейчас в бюджете есть довольно немалая дыра и правительство просто вынуждено искать где-то новые средства на покрытие уже имеющихся расходов. Вышеупомянутая индексация будет стоить государству уже 212,84 млрд. рублей, что на сегодняшний день является просто огромной суммой. Повышенный размер пенсии, по оценкам специалистов, получат 39 млн. граждан Российской Федерации. К тому же, с того момента, пока был составлен бюджет и оговорен уровень индексации, произошел новый скачек инфляции. Поэтому теперь правительству нужно будет найти еще 110,67 млрд. рублей для того, чтобы вообще осуществить февральскую индексацию.

Дело в том, что сейчас в Росси наблюдается очень серьезный финансовый кризис. Причиной его являются напряженные отношения с европейскими и мировыми партнерами в части торговли и дипломатических отношений. Экономика постепенно падает, цены растут, курс национальной валюты падает, и никаких хороших тенденций в этом отношении пока что нет. Но при этом правительство заявляет о том, что возможен и второй этап индексации.

Будет второе повышение

Под конец прошлого, 2015 года депутаты Госдумы приняли законопроект о том, что в конце 2016 года будет проводиться второй этап индексации в части зарплат и пенсий.


В 2016 году ожидается вторая индексация

Пока что точно не сообщается, каким будет ее размер и насколько реально вырастут пенсии в конце 2016 года. На данный момент речь идет об обязательном проведении второй индексации. В любом случае, даже этот факт уже должен радовать пенсионеров и пока еще рабочих граждан по всей России. Ведь учитывая вышеописанные проблемы, это событие было под огромным сомнением. В 2015 году пенсии тоже росли два раза – один раз 1 февраля, а второй раз 1 октября. Вполне возможно, что и в 2016 году правительство решит использовать такой же сценарий. Ведь тогда этот шаг позволил в полной мере покрыть инфляцию и обеспечить всем гражданам достойную жизнь, по крайней мере, на ближайшее время. Конечно, в 2016-ом сделать это будет в разы сложнее. Более того, бывший глава Минфина, А. Кудрин заявил, что вторая индексация на сегодняшний день просто невозможна. Но все-таки действующему правительству виднее и нам стоит надеяться на лучшее. А пока что было бы полезно рассмотреть, кому будет полезна вся эта информация.

Как базовые части влияют на пенсионные выплаты

Дело в том, что именно от того, какими будут эти части, зависит реальный размер пенсионных выплат. Как известно, формула для расчета страховых выплат выглядит следующим образом:

Пенсия = количество накопленных баллов за трудовой стаж * стоимость одного такого балла + фиксированная выплата

Вот последний пункт под названием «фиксированная выплата» и является той самой базовой пенсией, о которой мы сейчас говорим. Получается, что каким бы малым не был стаж работы того или иного гражданина, фиксированная пенсия ему все равно полагается. Как говорилось выше, величина базовой (фиксированной) части в 2016 году составляет 5620 рублей. А стоимость одного пенсионного коэффициента сейчас равна 74,27 рублей. Что же касается части индивидуальных пенсионных коэффициентов, она рассчитывается в зависимости от стажа работы и суммы заработной платы каждый месяц. Учитывая, что минимальная зарплата в 2016 году составляет 6204 рубля, то за каждый год можно заработать минимум 0,94 балла. А сам же расчет будет выглядеть таким образом:

Пенсия = сумма баллов * 74,27 + 5620

Более подробно о страховых взносах можно узнать из видео ниже.

Увеличенная фиксированная пенсия

Есть определенные категории населения, которые могут рассчитывать на увеличенные ежемесячные пенсионные выплаты, то есть для них и фиксированная пенсия будет выше. Если конкретно, то это следующие категории:

  1. Граждане, которым уже исполнилось 80 лет – для них предусмотрена двойная сумма фиксированной части.
  2. Инвалиды первой группы – им тоже положена двойная сумма фиксированной части.
  3. Люди, которые содержат нетрудоспособных граждан, то есть иждивенцев – в данном случае сумма будет зависеть от количества этих самых иждивенцев.
  4. Те, кто отработал как минимум 15 лет на Крайнем Севере (для этого нужен еще и общий трудовой стаж 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) – для них сумма фиксированной части становится больше на 50%, то есть в 1,5 раза.
  5. Те, кто отработал как минимум 20 лет в районах, которые приравниваются к Крайнему Северу (опять же, нужно иметь соответствующий трудовой стаж) – таким людям полагается увеличение на 30%.
  6. Дети, которые потеряли обеих родителей или же одинокую мать – увеличение в два раза.
  7. Граждане, которые только переехали на Крайний Север – здесь все зависит от районного коэффициента, где-то он может достигать 30%, а где-то все 100%.
  8. Люди, которые отработали как минимум 30 лет в сельской местности – выплаты будут больше на 25%.

Как получить увеличенные выплаты

Что касается того, когда происходит перерасчет и когда человеку приходит его увеличенная пенсия, то здесь все строго индивидуально. Для тех, кто старше 80 лет, перерасчет происходит в автоматическом режиме, поэтому самому пенсионеру не нужно подавать каких-либо заявлений или вообще обращаться куда-либо. Дело в том, что в Пенсионном фонде есть своя база, в которой фиксируется вся информация о каждом пенсионере, в том числе и его возраст. Поэтому, как только тому наступает 80 лет, величина его фиксированной части сразу же увеличивается вдвое. От остальных же требуется пойти в ближайшее отделение Пенсионного фонда и написать там соответствующее заявление. После этого повышенные выплаты им будут выдаваться с той даты, когда все соответствующие документы были приняты сотрудниками ПФР и получен положительный ответ на просьбу о назначении увеличенных выплат. Если Вы только переехали в сельскую местность или в районы Крайнего Севера, лучше сразу же обратиться в отделение Пенсионного фонда и получить консультации относительно увеличения пенсионных выплат.

Для работающих пенсионеров

Из последних новостей можно узнать о том, что на работающих пенсионеров не распространяется индексация, то есть им не станут платить больше.


Для работающих пенсионеров не будет повышения пенсии

Так вот, касается это именно рассматриваемой в данный момент фиксированной выплаты. У них есть свои индивидуальные коэффициенты, то есть сумма накопленных баллов, и это у них отобрать никто не может. Кроме того, во время работы, уже находясь на пенсионном обеспечении, они все равно каждый месяц делают определенные взносы в Пенсионный фонд. Эти взносы потом и служат основанием для назначения страховой ежемесячной пенсионной выплаты. Поэтому сумма пенсионного обеспечения у работающих пенсионеров может вырасти только в том случае, когда у них станет больше этот самый индивидуальный коэффициент. Но фиксированная часть больше для них не станет и останется на прошлогоднем уровне. Сегодня правительство решило экономить на тех гражданах, которые, несмотря на свой преклонный возраст, продолжают трудиться на благо страны. Причины такого решения были описаны выше и заключаются в серьезном финансовом кризисе. По мнению руководства государства, если уж человек все еще способен работать, значит, пенсионная помощь ему не нужна.