Влияние средств массовой информации на социализацию детей и подростков. Позитивная и негативная социализация индивидов

Влияющие на ее процесс, она несколько напоминает выстрел по движущейся мишени, который всегда попадает в цель. Однако одни случаи неудавшейся социализации могут быть более серьезными, чем другие.

Некоторые социологи считают, что существует зависимость между неудачной социализацией и психическими заболеваниями. Леннард и его коллеги выявили связь между способами коммуникации, сложившимися в семье, и шизофренией. Они исследовали два различных способа коммуникаций: внешний и внутренний. Внешняя коммуникация подразумевает отношения с посторонними людьми, а также между родителями и ребенком. Беседу о звезде телеэкрана или семье, проживающей по соседству, следует считать примером внешней коммуникации, внутренние коммуникации касаются чувств, мыслей и душевных переживаний родителей и ребенка.

Внутренние коммуникации состоят из высказываний и вопросов. Например, один из родителей говорит ребенку: «Ты только тогда бываешь хорошим, когда тебе это выгодно» или: «Ты не заболеешь. Не внушай себе, что ты болен». Леннард показал, что в семьях, где дети больны шизофренией, преобладает тенденция к внутренней, а не к внешней коммуникации. Он утверждает, что такой тип воспитания сопровождается вторжением родителей в личную жизнь их детей, что препятствует развитию их самосознания и способности контролировать свои чувства.

Кон (1969) выдвинул иное объяснение связи между шизофренией и социализацией. Отметив, что шизофрения особенно широко распространена среди представителей низшего класса, он предположил, что она обусловлена механизмами социализации , характерными для этого класса. Дети из низшего класса в большей степени приучаются подчиняться другим людям, поэтому у них может сложиться упрощенное представление об авторитете и некоторых других аспектах реальной жизни. И когда в их личной жизни происходит кризис, который нельзя преодолеть с помощью усвоенных правил, они падают духом и оказываются совершенно не способными выдержать стресс. Кон утверждает, что такие симптомы шизофрении, как упрощенное, ригидное представление о реальности, страх и подозрительность, неумение ставить себя на место других, являются гипертрофированными чертами личности, склонной к конформизму.

Смелзер говорил, что «неудача» или «успех» социализации могут зависеть от методов, применяемых для её осуществления. Социологи обнаружили, что методы, используемые в процессе социализации, воздействуют на готовность людей усваивать общепринятые ценности. Например, склонность молодых людей оказывать сопротивление или поддержку истеблишменту зависит от того, как они расценивают помощь или контроль со стороны родителей. Подростки (тинэйджеры), которым родители мало помогают, злоупотребляя при этом своей властью (в первую очередь, это касается отцов), часто становятся нонконформистами в вопросах религии, многие из них стремятся противопоставить свои личностные принципы общепринятым ценностям общества. Тинэйджеры, которые осознают, что родители одновременно поддерживают и контролируют их, в большей мере склонны придерживаться традиционных религиозных убеждений и стремятся к сохранению статус-кво.

Итак, социализация – это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие собственного Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь. Итак, движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания».

Социализация – это процесс передачи знаний о мире от одного человека к другому. Социализация начинается с самого рождения и продолжается в течение всей жизни – по мере взросления, человек примеряет на себя новые социальные роли и вступает в различные социальные взаимодействия. Иногда социализация протекает легко и с удовольствием, но порой является суровым столкновением с действительностью. На самом деле, социализация – термин нейтральный, однако, существует разделение на позитивную и негативную социализацию.

Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. Напротив, негативная социализация связана с получением нового опыта путем наказаний, суровой критики, излишней строгости – то есть, негативных реакций окружающих.

Разумеется, в жизни черное и белое крайне редко существует по-отдельности, поэтому на практике социализация оказывается смешанной. Однако, неудивительно, что чем больше процентное соотношение позитивной социализации, тем более счастливыми мы чувствуем себя, тем лучше мы относимся к окружающим людям, преподающим нам уроки социализации, тем выше становится стрессоустойчивость – способность лучше справляться с трудностями и благополучно переживать даже эпизоды негативной социализации. Перевес в сторону негативной социализации заставляет ребенка чувствовать себя несчастным, а также приводит к тому, что он становится пессимистично настроенным по жизни.

Вид социализации, принятый в конкретной культуре, зависит от ее целей. Есть культуры, проживающие в суровых условиях, соответственно, целью социализации ставится воспитание выносливых, жестоких, безжалостных воинов – разумеется, в этом случае социализация детей с раннего детства включает в себя больший процент негативной социализации (угрозы, запугивания, наказания и т.п.)

Позитивная социализация является базой для развития ребенка, потенциал которого может быть максимально раскрыт только в благоприятных условиях, при помощи механизмов позитивной социализации – а именно, в первую очередь, прочной и безопасной привязанности между ребенком и родителями, которая выступает надежной базой для гармоничного развития и своевременного освоения различных навыков, в том числе, социальных.

Негативная социализация – тоже социализация, это как раз тот случай, когда родственники надеются, что в тяжелых условиях ребенок «столкнется с реальным миром», что так «закалится его характер», он научится «давать отпор», приспосабливаться к различным неблагоприятным ситуациям и т.п. Ведь именно по этой причине многие родители отдают детей в детский сад, рассчитывая на то, что это поможет им вырастить сильную личность.

Увы, негативная социализация не способна помочь воспитать характер. Долгосрочные исследования доказывают прямую связь надежной привязанности к родителям и позитивной социализации в раннем детстве с дальнейшими успехами ребенка в преодолении трудностей, готовностью к сотрудничеству, адекватным поведением и успешным социальным взаимодействием в различных ситуациях

(Grazyna Kochanska, Jarilyn Woodard, Sanghag Kim, Jamie L. Koenig, Jeung Eun Yoon, Robin A. Barry, Positive socialization mechanisms in secure and insecure parent–child dyads: two longitudinal studies).

Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование образа жизни детей и подростков.

В современном мире средства массовой информации играют огромную роль в жизни человека, оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие.

Средства массовой информации держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, утоляя «информационный голод»; средства массовой информации повышают общую, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность .

Благодаря средствам массовой информации формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существуют четко сформированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, так как несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса)

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом .

Средства массовой информации являются также источниками негативной, жестокой информации: в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие.

Воздействие средств массовой информации достаточно существенное. Подростки - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию массовых медиа средств. Всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе. Эту проблему нужно решать, несмотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение. Мы убеждены, что сообщаемая информация должна воспитывать в подрастающем поколении понимание жизни, добрые советы, положительный настрой, а не формировала в воспитанниках негатив и разочарование .

Если говорить о негативных последствиях, то можно отнести к ним формирование у подростков потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала. Массивное воздействие средств массовой информации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.

Самым мощным средством информации по воздействию на сознание людей является телевидение, обеспечивающее возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека.

Телевидение способно моделировать поведение «потребителей» информации. Это важно учитывать, так как количество сцен насилия в самых жестких и извращенных формах превзошло границы восприятия его нормальным человеком. Насилие лавиной обрушивающиеся с экрана, становиться «нормой» досуга не только взрослых, но и детей и подростков.

Также, одним из отрицательных воздействий является - пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент средствам массовой информации “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных средствах массовой информации, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями.

Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование образа жизни детей и подростков. Это влияние распространяется как непосредственно через средства массовой информации на личность ребенка, так и опосредованное - через родителей, учителей, сверстников, на которых средства массовой информации, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы средствами массовой информации. Средства массовой информации создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни ребенка: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у ребенка, с другой - провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта. Телевидение достаточно сильно влияет на жизненные ориентации учащейся молодёжи, задаёт и продвигает стандарты красивой жизни, воздействует на поведение детей и подростков, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки. Мы рассмотрели вопрос влияния средств массовой информации на поведение детей и подростков, и можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Подростки - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа - воздействие на детей и подростков. Всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

В двадцатом веке появились новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди давно установленных медиа средств.

Эти обильные источники - телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей. А телевидение оказывается стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки. Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский педагогический государственный университет"

Факультет педагогики и психологии

Кафедра социальной психологии

Курсовая работа на тему:

Позитивное и негативное влияние сети интернет на социализацию подростков

Научный руководитель:

В.А. Плешаков

Студент III курса

А.Э. Козлова

Москва - 2010

Введение

Глава 1. Глобальное информационное общество как новая социокультурная реальность

1.1 Социально-педагогическая характеристика сети Интернет

1.2 Социализирующий потенциал информационно-коммуникационных технологий

Глава II. Практическое исследование положительного и отрицательного влияние сети Интернет на социализацию подростков

2.1 Методики исследования влияния сети Интернет на развитие подростков

2.2 Отрицательное влияние сети Интернет на развитие подростков

2.3 Положительное влияние сети Интернет на развитие подростков

Заключение

Список источников и литературы

Введение

коммуникационный социокультурный интернет подросток

Многие исследователи отмечают, что потребность в умножении реальностей является основополагающим антропологическим свойством. Люди издавна творили иные миры: в теоретических конструкциях, сновидениях, мечтах, играх, художественных произведениях и т.д. Сегодня у человека появляются совершенно новые возможности сотворения иных реальностей, посредством использования специальных компьютерных технологий. Что несет в себе эта возможность? Что представляют собой эти новые технологии? Какое влияние оказывают они на современное общество и культуру? Эти вопросы являются актуальными и рассматриваются в данном исследовании. Технологии компьютерных виртуальных реальностей используются во многих областях человеческой деятельности, в медицине, криминалистике, в военном деле, в архитектуре, образовании, метеорологии и мн.др.

Существует множество видов виртуальных реальностей, но большинство из них не доступны еще широкому кругу пользователей. Однако виртуальный мир уже стал неотъемлемой частью современной действительности в связи с развитием Интернета (коммуникативных виртуальных реальностей). Именно в пространстве глобальной сети хранится значительное количество информации: научной, художественной, обыденной. Выход в это виртуальное пространство не только облегчил возможности ее использования, сделав доступным сокровища мировой художественной и интеллектуальной культуры, но и облегчил коммуникацию, вследствие чего Интернет становится местом общения и принятия важных решений.

Пространство виртуального мира лишено географических и политических границ, не подвержено временной и сезонной регламентации, а потому стало значительным интегрирующим фактором в развитии современной цивилизации. С другой стороны, Интернет размывает нравственные границы, порождает новую этику и позволяет искусственно формировать и даже навязывать взгляды, несовместимые с традиционными человеческими ценностями.

Виртуальные миры, созданные человеком или группой единомышленников, становятся достоянием всего общества, что позволяет говорить о повышении креативной способности личности и выработке нового типа идентификации. Homo Interneticus приобретает статус Творца и Создателя, однако это не всегда адекватно формированию ответственности и вменяемости. В Сети можно найти рецепт сладкого пирога и способ изготовления атомной бомбы. Виртуальный мир отражает реальный, который и поставляет ему эти знания и умения, однако далеко не всегда воспроизводит систему запретов и регламентаций, которыми сдерживается вседозволенность реальной активности. Именно это заставляет делать виртуальный мир объектом самого пристального изучения и анализа и делает чрезвычайно актуальными такого рода исследования.

Компьютерные виртуальные реальности - сравнительно новая область исследований. Однако уже предприняты первые попытки осмысления компьютерных виртуальных реальностей в рамках гуманитарных дисциплин.

Первыми «культурный потенциал» виртуальных реальностей оценили разработчики ВР1 - Дж. Ланье, М. Крюгер, У. Брикен. В начале 90-х годов прошлого века виртуальной реальностью заинтересовались философы, социологи, психологи, искусствоведы. Дискурс виртуальной реальности обнаруживает свои родственные связи с социальной и когнитивной психологией, идущей от М. Маклюэна традицией исследования социокультурных аспектов средств коммуникации, философией науки и техники.

В России интерес к проблемам компьютерных виртуальных реальностей возник в начале 90-х годов прошлого века. Так, в 1992 году в Институте человека РАН была организована Лаборатория (с 1997 - Центр) виртуалистики под руководством Н.А.Носова, осуществившая регулярный выпуск «Трудов лаборатории виртуалистики» и серии изданий, посвященных данной теме. В 1998 году Центром была организована международная конференция «Виртуальные реальности и гуманитарные науки», которая репрезентировала виртуальное движение в России. У истоков исследования виртуалистики в нашей стране стояли также такие исследователи, как И.Т. Фролов, руководивший в эти годы Институтом человека РАН и способствовавший созданию Центра виртуалистики, О.И. Генисаретский, Ю.М. Забродин, Д.А. Тищенко, Е.А. Федосов, Р.Г. Яновский, Ю.Т. Яценко и многие другие.

Проблема виртуальности активно обсуждалась на I-IV Российских философских конгрессах, Международных конгрессах по логике и методологии науки и множестве специализированных конференциях.

Виртуальная реальность стала темой диссертационных исследований по философии, например, В.А. Емелина, Е.Г. Прилукова, М.Ю. Опенкова и специализированных монографий В.В. Кортунова, Д.В. Иванова, А.И. Соловьева, М.Н. Соколова, Д.В. Репкина, А.В. Васютина и др., в это же время на Западе выходят специализированные исследования Б. Вули, В. Брикена, М. Хейма, Б. Дэнет, Н. Хэйлиса, С. Жижека и др.

При этом, если наначальном этапе это были книги общего плана, посвященные, в основном, идеям, предыстории, возможностям технической реализации систем ВР, то в последние годы стали появляться книги более специального содержания. И что характерно, авторы рассматривают уже не только возможности, но и результаты конкретных применений систем ВР в различных областях человеческой деятельности.

В последние годы проблема виртуальной реальности стала темой десятков международных конференций, проводимых в различных странах, и тысяч публикаций на разных языках. Появились специализированный сайты

в Интернете, посвященные данной проблеме, насчитывающие сотни тысяч ссылок на книги, статьи и электронные публикации. Один из самых репрезентативных - Вашингтонский технологический центр (Washington Technology Center (WTC)) уже в 1999 году признался в невозможности учитывать все публикации по данной теме. В обсуждение проблемы включились не только специалисты-компьютерщики, но психологи, философы, историки, филологи и т.д. Этот сюжет стал точкой схода различных подходов, мнений и оценок. Междисциплинарный характер дискурса и полифункциональный характер самого явления сделали его особенно привлекательным для культурологического анализа, дающего обобщенное и цельное представление о данном феномене. В этом смысле для данного исследования имеют важность работы культурологов, таких как М.С. Каган, Г.К. Щедрина, Л.М. Мосолова, С.Н. Иконникова, Е.Г. Соколов, Т.А. Апинян, Ю.М. Шор и мн. др.

Ряд авторов рассматривают технологию ВР с позиции эстетики и искусствоведения как новую технику экранных искусств, часто наряду с телевидением, компьютерной анимацией, спецэффектами в кино, например А.М. Орлов, А. Прохоров, П. Борсук, Е.С. Штейнер. Часто исследователи рассматривают только Интернет (коммуникативные ВР или текстовые ВР), а не феномен компьютерных виртуальных реальностей в целом. Интернет стал объектом многочисленных исследований, выполненных в рамках, прежде всего таких наук, как психология и социология (работы, Е.П. Белинской, А.Е. Жичкиной, У. Купера, Н. Бэйма и др.) Кроме того, следует отметить два масштабных исследования, посвященных Интернету, переведенных на русский язык в этом году: «Галактика Интернета» М. Кастельса и «NETократия» А. Барда и Я. Зодерквиста.

В виртуальном мире Интернета люди учатся, трудятся и отдыхают, развлекаются, общаются, спорят; торгуют и воюют, одалживают и возвращают деньги, убегают от мира или путешествуют, играют в азартные игры, знакомятся, посредничают в делах, влюбляются, мошенничают и крадут, добиваются признания и славы, находят душевное отдохновение и простор для реализации своих талантов и многое другое.

Объект исследования - социализация подросткового покаления.

Предмет исследования - влияние Интернет среды на социализацию подростков.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить характер влияния сети Интернет на социализацию подростков.

Задачи:

Дать анализ информационно-коммуникационным технологиям как системным элементам современной социокультурной реальности;

Выявить социокультурные особенности Интернет-коммуникаций;

Определить положительное влияние сети Интернет на развитие подростков;

Выявить отрицательное влияние сети Интернет на развитие подростков;

Рассмотреть методики диагностики на предмет исследования влияния сети Интернет на социализацию подростков

Теоретическая значимость - Определено понятие сети Интернет и его возможностей. Определены положительные и отрицательные влияния сети Интернета развитие личности детей и подростков. Обобщили состояние данной проблемы с помощью психологического исследования.

Глава 1. Глобальное информационное общество как новая социо - культурная реальность

1.1 Социально-педагогическая характеристика сети Интернет

Очевидно, что Интернет - это не только информационная среда (по своему происхождению, основным функциям и т.д.), но и коммуникационная.

Интернет не является по своей сути лишь гигантским хранилищем информации, это пространство, населенное людьми, и его невозможно представить в отрыве от людей. Виртуальный мир создан человеком и для человека. Человеческая деятельность в Сети почти всегда неразрывно связана с межличностной коммуникацией.

Далее рассматриваются субкультуры хакеров и геймеров и движение киберпанк, которые представляют интерес в том плане, что являются первыми примерами влияния компьютерных и сетевых технологий на формирование специфических культурных течений. Хакерская деятельность послужила основой для движения киберпанка, в котором наиболее показательно слились культурные, технологические, философские и эстетические аспекты информационной революции.

Безусловно, существование хакерского движения не было бы возможно без развития сетевых технологий, итогом которого явилось создание глобальной сети Интернет. Несмотря на ту особую роль, которую играет фантастическая литература в формировании идеологии киберпанка, последний, все же, нельзя отождествлять с ней. Киберпанк - это не только направление в научной фантастике, его скорее следует рассматривать как стиль жизни, в котором особое место занимает виртуальная реальность. Можно сказать, главная идея киберпанка заключается в том, что в результате развития информационных, электронных и виртуальных технологий границы между человеком и машиной безвозвратно размываются. В то же время данный феномен остается для нас важным как яркий пример организации вокруг коммуникационных сетевых технологий специфического течения, охватывающего как сферу искусства, так и сферу межличностных отношений в современном обществе.

Субкультура геймеров не однородна, подразделяется внутри себя еще на множество субкультурных образований. У субкультуры геймеров есть свои легенды, кумиры и звезды, за турнирами по компьютерным играм можно наблюдать он-лайн, а можно скачивать записи лучших игр, есть свои соревнования, можно даже сказать киберспорт, свои клубы, журналы, на сюжеты популярных компьютерных игр снимаются фильмы (например, «DOOM», «Обитель зла») и т.д. И.И. Бурлаков определяет деятельность игроков как «конструирование миров», а потому любая популярная компьютерная игра имеет собственную физику и свойства пространства, искусственную историю и течение времени, оригинальную философию, этику, мораль. Игры дают возможность игроку активно действовать в сконструированном мире. По Бурлакову, компьютерные игры - это соединение архетипов Юнга и зрительных инвариантов Дж. Гибсона.

Итак, с развитием глобальной сети Интернет все больше пользователей оказываются охваченными ее паутиной и, так или иначе, вовлекаются в специфическое взаимодействие как между человеком и Интернетом, так и между самими людьми, в отношениях которых сеть начинает играть не только роль посредника, но и становится неотъемлемой составляющей, делающей возможным сам факт общения и определяющей его стиль.

Коммуникативные процессы в Интернете имеют специфические особенности, например, возможность полной анонимности. Мир реальный традиционно жестко структурирован, он исходно задает человеку рамки для самоопределения, ограничивая его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, социальной и профессиональной принадлежности и пр.). Виртуальный мир Интернета отличается отсутствием маркеров телесности, к тому же в виртуальном пространстве Интернета повсеместно распространено использование не реальных имен, а ников (nicknames), то 1 И.Бурлаков Психология компьютерных игр.// Наука и жизнь. 1999, № 5. есть появляются широкие возможности для конструирования личной и социальной идентичности.

Кроме того, виртуальной коммуникации присущи такие характеристики как интерактивность, опосредованность, дистантность, кросскультурный характер, отсутствие статусной иерархии, внеинституциональность, неопределенность социальных норм, маргинализация и карнавализация коммуникационных процессов. Следующей особенностью данного рода коммуникации можно назвать стремление к игре, которое доминирует в виртуальном пространстве Интернета. Игра может включать любую манипуляцию с лингвистическим материалом (семантическим, синтаксическим или типографическим), также как и с собственной идентичностью, рамками взаимодействия и многое др.

В контексте данного вопроса нельзя не вспомнить концепцию игровой культуры Й. Хейзинга, который рассматривает игру как культурно- историческую универсалию в своей работе «Homo Ludens». Все культурное творчество по сути есть игра. Й. Хейзинга осмысливает игру как спонтанную, свободную деятельность, которая осуществляется не ради какой-либо утилитарной цели. По Хейзинга, игра характеризуется двусмысленностью, пограничным состоянием между реальностью и нереальностью. Все эти характеристики, данные игре, являются важными при рассмотрении игрового аспекта взаимодействий людей в пространстве Интернета. Можно сказать, что культура электронных коммуникаций тоже во многом развивается в игре и как игра, характеризуется анонимностью, отсутствием телесности, свободой. В коммуникационной среде мировой паутины действуют особые правила поведения, этические принципы, формы общения и т.д., отличные от тех, что наполняют реальную жизнь. Фактически возникает специфическая культура электронных коммуникаций со своими правилами, законами, ритуалами, мифами и т.д.

Однако когда идет речь о киберкультуре в целом, то ее следует понимать не как какой-то универсум, а как коллаж, мозаику, нарезанную из бесчисленного множества различных субкультур, реализующих себя в киберпространстве глобальной сети. Всемирная сеть - это принципиально незаконченная, неиерархическая, динамично развивающаяся система. Паутина Интернета в буквальном смысле слова вовлекает в свою сеть огромное количество пользователей, при этом во многом видоизменяя стереотипы их мировосприятия и образ жизни.

Глобальная сеть создает условия для формирования виртуальных общностей, стирает границы между государствами, изменяет расстояния, разъединяющие людей, и, в конечном счете, выстраивает вокруг себя специфическую форму культуры. С развитием глобальной электронной сети значительно расширится область социального взаимодействия отдельного человека.

Появляется идея освобождения тела от предопределенности - возможности смены идентичностей, похожей на смену одежды в зависимости от ситуации и контекста. Человек окажется в состоянии постоянного становления.

Используя выражение Ж. Делеза, речь идет не об индивидууме, человеке неделимом, а о дивидууме, человеке делимом. У этого дивидуума не одна идентичность, а несколько, да и те бесконечно делимы.

1.2 Социализирующий потенциал информационно-коммуникационных технологий

Ученые, рефлексирующие над проблемами современной культуры, часто размышляют и над тем, как можно определить, обозначить современный этап ее развития. Многие исследователи называют его эпохой или «эрой пост-Гуттенберга», подчеркивая решающее значение способа хранения и передачи информации. Современная культура знаменуется новым значимым этапом: переходом от печатного текста к тексту электронному, написание и чтение которого происходит на компьютере. Необходимость использования прибора-посредника и появления в связи с этим множества принципиально новых возможностей неизбежно изменяет форму повествования и восприятия. В книге Маршала Мак-Люэна «Галактика Гуттенберга» отмечено, что «гуттенберговскому» способу передачи и распространения информации свойственен линейный способ мышления. С начала 1960-х годов прошлого века ситуация меняется. Использование радио, телевидения и, наконец, электронного письма усложняет систему коммуникаций, делает ее более многомерной и глобальной. Но тексты, размещенные в Глобальной сети, отличаются от книжных, печатных текстов. Все это необходимо учесть, анализируя электронные тексты, находящиеся в виртуальном пространстве информационной Сети. Очень редко это просто электронный вариант книжного текста. Постепенно появляется все больше и больше отличий. Электронные тексты продолжаются в кажущейся бесконечности, свойственной Интернету, в гиперпространстве. И текст в этом пространстве становится уже гипертекстом.

Главная характеристика гипертекста это нелинейность, отсутствие изначально заданной структуры. Слово «гипертекст» было введено в употребление в 1965 году программистом, математиком и философом Теодором Нельсоном и обозначало (как, собственно, и обозначает до сих пор) документ, составленный из относительно небольших фрагментов текста и таким образом, что эти фрагменты можно читать не в одном, раз и навсегда определенном порядке, а разными путями. Читатель сам волен прокладывать маршрут по тексту с помощью гиперссылок (линков), то есть указаний на другие фрагменты текста, привязанных ко всему текущему фрагменту или к какому-нибудь его конкретному месту.

Нельсон считал, что главной чертой гипертекста является отсутствие непрерывности, прыжок: неожиданное перемещение позиции пользователя (читателя). В отличие от печатного текста с однонаправленным движением вместе с перелистыванием страниц, гипертекст - радикально иная технология, интерактивная и многоголосная, которая утверждает плюрализм дискурса над строго определенной фиксацией текста. Важнейшим структурным элементом гипертекста является гиперссылка, или «прыжок». Навигация в лабиринте текста предельно упрощается. Понятно, что большинство существующих на сегодняшний день гипертекстов не художественные. Но появляются первые попытки их создания, например, «Виртуальный свет» У. Гибсона, «Горе, или память о том, что будет» М. Джойса, его же знаменитый «Полдень», произведения М. Павича. Рассматривается художественный потенциал гипертекстовой технологии, читатель становится соавтором, а художественная гиперлитература является живым примером описанной А. Генисом в «Вавилонской башне» метаморфозы искусства постиндустриального общества - переориентации его с произведения на процесс и с автора на читателя.

Необыкновенно интересно появление художественных гипертекстов не с одним, а с множеством авторов. Один из самых удачных проектов - «Сад расходящихся хокку». «Сад расходящихся хокку» - полноценный художественный гипертекст, произведение искусства. Другие примеры попыток создать коллективный гипертекст - «Сонетник», «Буриме», «Ренгуру», «РОМАН». У всех этих проектов есть нечто общее помимо литературно-игровой направленности, компьютерного носителя и сетевого способа существования - это принципиальное отсутствие авторства в классическом смысле слова.

Как уже отмечалось, художественная гиперлитература еще только зарождается. Важным и, несомненно, представляющим интерес является вопрос - а каково ее будущее? Итак, появление гиперлитературы вызвало дискуссии о перспективах традиционной книги и типа чтения. Умберто Эко предлагает свой вариант ответа на этот вопрос. Он подразделяет тексты (книги) на две категории: книги для справок и консультаций и книги для чтения. И У. Эко полагает, что справочная литература уступит место глобальным гипертекстам, но природа художественной литературы останется неизменной. Гипертекстуальный диск вытеснит книгу-справочник. Но не вытеснит книгу для чтения. Важно также отметить, что У. Эко - один из немногих, кто оспаривает наличие той впечатляющей свободы, которой обладает читатель художественной гиперлитературы, по мнению большинства исследователей этого нового феномена современной культуры. Он подчеркивает, что абсолютная творческая свобода интерактивного читателя гиперлитературы иллюзорна. Итак, не сам по себе персональный компьютер породил нелинейность, гипертекстуальность и мультимедийность. Элементы гипертекстуальности мы нашли в истории литературы. Но только во второй половине 20 века они оказались востребованы и смогли перейти на качественно иной уровень.

Почему же это произошло? Мы не только осознаем, но и ощущаем мир совершенно по-другому, чем скажем, сто или даже пятьдесят лет назад. С середины восьмидесятых годов культурологи, социологи, философы и литературоведы активно говорят, каждый со своей точки зрения, о «смене культурной парадигмы».

Изменилась реальность - вокруг нас и внутри нас. Замена жестких бинарных оппозиций «реальность/вымысел» и «реальность/текст» целым набором реальностей и иерархией текстов, конфликт, при этой замене возникающий, и его преодоление составляют стержень развития человеческой цивилизации в 20 веке и, как следствие, его искусства.

Гипертекст, разрушающий детерменированность и однозначность сообщения, уравнивающий в правах передающего и принимающего, оказался чрезвычайно созвучным наступающей эпохе и наиболее адекватно описывающим новые взаимоотношения с реальностью

Глава II. Практическое исследование положительного и отрицательного влияние сети Интернет на социализацию подростков

2.1 Методики исследования влияния сети Интернет на развитие подростков

Объект: студенты Кировского Областного Колледжа Культуры групп 1 ИМ (инструментальное творчество, звукооформительское творчество в количестве 18 человек), 1 СБ (отделение академического и народного хора, фото-видео творчество в количестве 17 человек).

Метод исследования: открытое анкетирование, так как на вопрос предлагается индивидуальный ответ респондента.

Вопросы анкеты

положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?

какие сайты вы чаще всего посещаете?

Виртуальные энциклопедии и книги;

Чаты и форумы;

Виртуальные музеи;

Поисковые системы;

игровые сайты;

сайты виртуальных знакомств;

сайты СМИ;

сайты с готовыми докладами и рефератами;

В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ, на котором были построены данные диаграммы.

Диаграмм № 1.

Всего в опросе принимало участие 18 человек.

По данным диаграммы 50% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 11% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 39% группы затрудняется ответить на данный вопрос. То есть большая часть студентов группы 1 СБ, не понимает положительных и, более всего, отрицательных влияний Интернета.

Диаграмм № 2.

Вопрос 1: "положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?"

Всего в опросе принимало участие 17 человек.

Общая таблица и диаграмма результатов опроса:

По данным диаграммы 88% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 6% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 6% группы затрудняется ответить на данный вопрос. Можно сказать, что как студенты группы 1 СБ, группа 1 ИМ также не понимает опасности психического вреда от Интернета.

Диаграмм № 3.

Всего в опросе принимало участие 18 человек

Виртуальные энциклопедии и книги 11

Чаты и форумы 9

Виртуальные музеи 2

Поисковые системы 6

игровые сайты 15

сайты виртуальных знакомств 7

сайты СМИ 9

сайты с готовыми докладами и рефератами 17

Диаграмм № 4.

Вопрос 2: "какие сайты вы чаще всего посещаете?"

Всего в опросе принимало участие 17 человек

1. Виртуальные энциклопедии и книги 10

2. Чаты и форумы 7

3. Виртуальные музеи 1

4. Поисковые системы 7

6. игровые сайты 11

8. сайты виртуальных знакомств 5

9. сайты СМИ 3

10. сайты с готовыми докладами и рефератами 17

По данным диаграммы можно установить, какой направленности сайты посещают студенты группы 1 СБ, для проведения лекции или беседы, по поводу положительного или отрицательного воздействия Интернета на подростков, зная какие сайты более интересны среди молодежи.

2.2 Отрицательное влияние сети Интернет на развитие подростков

Широкое распространение Интернет, влечет за собой и некоторые негативные моменты, такие как:

* огромный ущерб от компьютерных преступлений;

* реальная угроза такого понятия как «информационная война», которая возникла благодаря возможности осуществлять в глобальных масштабах информационное психологическое воздействие на людей;

* кризис нравственных устоев общества, обусловленный свободой выбора и самореализации в виртуальном пространстве;

* Интернет - зависимость, как новая социальная проблема. По мнению исследователей, уже можно говорить о синдроме привязанности к Всемирной сети как о новой болезни, аналогичной пристрастиям к наркотикам или алкоголю. Психологи отмечают, что все больше подростков и молодых взрослых, выросших играя в компьютерные игры и обмениваясь сообщениями, у которых имеются серьезные проблемы развития - дефицит внимания и отсутствие социальных навыков.

Учитывая тот факт, что Интернет становится все более доступным, актуализируется фактор влияния его на воспитание подростков. Им предоставляется возможность пользоваться Сетью дома, в различных клубах, в Интернет-кафе, учащиеся пользуются Сетью на уроках в школе, под наблюдением учителей, и самостоятельно, на переменах и после уроков. Это и понятно. Ведь именно данная возрастная категория живо откликается на все новое и неизведанное.

Наблюдения за подростками показывают, что вначале их работа носит в основном информационно-коммуникативный характер. Сначала мотив - желание получить новую, не слишком полную и полезную информацию. Затем - потребность в общении со сверстниками. Интернет привлекает их богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативным поиском интересующей информации о знаменитостях, любимых музыкантах, футбольных командах, различных городах и странах, о новых молодежных течениях, о жизни других подростков. Учащиеся с удовольствием просматривают школьные странички, ведь жизнь сверстников их интересует больше, чем жизнь взрослых. Кроме всего прочего, школьники не только ищут интересующую их информацию, но стремятся предоставить в Интернет информацию о себе и о своих школах, друзьях и т. д.

Глобальная Сеть уже давно стала привычным элементом жизни современников. Между тем, ученые, психологи, педагоги и медики до сих пор спорят относительно полезности Интернета. Время от времени в Сети публикуются довольно противоречивые сведения относительно того, как влияет на человека, например, длительное интернет-общение или поиск информации в Сети.

Об Интернет зависимости говорить модно, но можно ли сравнивать Интернет с наркотиком? Не лучше ли использовать термин "привыкание" к Интернету? Привыкание означает, что то, с чем вы соприкасаетесь, лишено явно выраженных кодирующих, зомбирующих или программирующих свойств, оно нейтрально по отношению к вам. Привыкнуть можно к чему угодно: к кофе, к теплому дождю, к мексиканским телесериалам. Можно привыкнуть и к интернету.

2% ребят всё же зависят от интернета. Эта зависимость сродни зависимости игрока от казино. Для некоторых людей та или иная азартная игра становится смыслом жизни, лейтмотивом их существования. А ведь десятки миллионов людей по всему миру ежедневно проводят в игровых залах все свое свободное время. Это не значит, что они зависимы, они так отдыхают, а вот среди них встречаются уже и патологические случаи. С интернетом то же самое. Но об интернет-зависимости можно говорить только тогда, когда человек использует Интернет не меньше 1 года. Можно выделить следующие симптомы сетевой зависимости:

ты выходишь в Интернет тогда, когда у тебя плохое настроение;

чувствуешь себя подавленно, когда проводишь в Интернете меньше времени, чем обычно;

чувствуешь, что предполагаемая интернет-зависимость мешает работе (учебе) или отношениям с людьми вне Интернета;

скрываешь от родных и знакомых, сколько времени на самом деле проводишь в Интернете и что там делаешь;

пытаешься проводить в Интернете меньше времени, но безуспешно;

находясь в оффлайне, часто думаешь о том, что сейчас происходит в Интернете;

предпочитаешь общаться с людьми или искать информацию через Интернет.

Однако Интернет - это не только область общения и поиска информации. Это еще и огромное количество интерактивных компьютерных игр. Просиживая за экранами компьютеров, подростки зачастую впадают в настоящую зависимость от этих развлечений. Об этом можно судить хотя бы по количеству игровых компьютерных клубов и их постоянной наполненностью, они никогда не пустуют, ни днем, ни ночью. Зависимость достигает такой силы что, ради того, чтобы найти деньги на клуб, некоторые подростки идут на разбой, кражи, продажу собственного имущества, имущества родителей. А руководит их действиями непреодолимое желание вновь оказаться в виртуальном пространстве. Это происходит потому, что уровень современных игр настолько высок, что подросток, играя, попадает в другую реальность. Компьютерная графика способна на время игры полностью заменить реальность. Большинство современных игр являются сетевыми или оснащены подобием "искусственного интеллекта", что в совокупности с реалистической графикой позволяет вызвать в процессе игры увлеченность, выброс адреналина, состояние виртуала, получить острые, яркие впечатления. Известно, что при создании компьютерных игр, разработки сюжетов и графики, работают не столько программисты, сколько психологи, которые отлично знают, как заинтересовать и привлечь пользователя. В итоге компьютерная игра - это результат синтеза новейших информационных технологий и достижений в психологии, что позволяет вызывать у человека зависимость. Таким образом, игры становятся новым наркотиком. Наибольшей популярностью пользуются компьютерные игры, основанные на насилии и убийстве: что наказуемо в реальном мире, то с лихвой доступно в виртуальном.

Зачастую игры учат насилию, массовым убийствам, безнаказанности, вседозволенности. Существует мнение, что пусть уж лучше подростки убивают виртуальных монстров и друг друга в виртуальном пространстве, избавляясь от ненависти и агрессивности, проявляя эти качества в виртуальном мире, а не в реальном. Но с другой стороны, психологи считают, что ситуация здесь диаметрально противоположная: попадая в зависимость от компьютерных игр с их привлекательностью, вседозволенностью, ненаказуемостью, подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь. В правоохранительных органах уже появилась формулировка "Убийство на основе компьютерной игры" (был прецедент, подросток зарубил топором мать, на основе игры Quake, и продолжал более недели играть на компьютере, как ни в чем, ни бывало). И это страшно, это доказывает, что компьютерные игры влияют на хрупкую подростковую психику, вызывая ее нарушения, асоциальное поведение.

Другая проблема, связанная с зависимостью подростков от Сети, это потребность в виртуальном общении.

Дело в том, что постепенно пользователи начинают предпочитать виртуальное общение реальному, этому способствую чаты, ICQ, Mail.ru Агент, форумы… Подвержены этому, как правило, замкнутые, необщительные люди, к сожалению, не думающие о том, что виртуальное общение не в силах заменить реального, - оно не должно его заменять, а только лишь дополнять.

К сожалению, всемирная информационная сеть дает доступ не только к полезной и интересной информации, но и к такой, которой следовало бы быть закрытой. Это информация порнографического содержания. В Интернете легко найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с разной порнографией. К сожалению, вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти «специалисты» регистрируют сайты на подставных лиц. Кроме того, очень часто, забивая в поисковую строку вопрос самого невинного содержания, можно получить ссылку на страничку, переполненную изображениями, предназначенными, мягко говоря, не для детских глаз.

Наиболее очевидными являются проблемы со здоровьем, прежде всего, нарушения осанки и зрения. Часто возникают боль и онемение пальцев и правой руки. Появилось даже название симптома - "рука, держащая мышь". При работе за компьютером руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти в напряжении висят над клавиатурой. Когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается, и снабжение тканей кислородом замедляется. Происходит отек, сжимается нерв. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение.

Тенденция засиживаться в Интернете по ночам приводит к развитию синдрома хронической усталости, появлению "букета" разных болезней.

2.3 Положительное влияние Интернета

Интернет - это великое достижение современности. Ведь благодаря ему, можно найти работу, старых, давно потерянных друзей, пообщаться со знакомыми людьми. Интернет является одним из средств массовой информации. С его помощью всегда можно узнать последние новости, интересующие факты. Масса информации в Интернете становится главным источником для формирования общественного мнения. Всемирная компьютерная сеть предоставляет множество разнообразных услуг.

Возможности Интернет практически безграничны, единственное, что глобальная сеть никогда не сможет заменить, - это прелести живого общения, прелести писем, написанных рукой друга или любимого человека, сидя перед мерцающим экраном, никогда нельзя будет сходить погулять с друзьями в «реале». Это, конечно, большой недостаток сети, но вместе с тем и большое достоинство, потому что нельзя навечно переселяться в виртуальную реальность, всё-таки мы живые люди, а не машины.

Также миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями. В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в первую очередь ценна научная литература. Интернет дает возможность многому научиться, получить профессию либо поднять свои навыки на иной уровень.

Благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все, некоторое время назад интересовавшие его вопросы. На базе разрешенных вопросов возникнут новые. Давая возможность ребенку познавать информационный мир подобным образом, родители подтолкнут его к самостоятельному получению дополнительного, внеклассного образования.

Интернет - это обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. В некоторых отношениях она лучше, чем большинство библиотек, по крайней мере, с точки зрения подростка. Сколько информации может содержаться в общественной библиотеке о рок-группах или телевизионных звездах? С одной стороны, подобная информация бесполезна и лишена всякого практического значения. С другой - Интернет предоставляет подросткам самим решить для себя, какая информация полезна, а какая - нет.

Положительное влияние Интернета прослеживается не только в том, что он помогает в учебе. Так, многие психологи полагают, что общение подростков друг с другом в Интернете положительно влияет на развитие их коммуникационных навыков и вырабатывает правильные модели поведения. Например, формат блога помогает им понять принципы построения пересказа, развивать навыки общения, а также учиться правильно и интересно излагать свои мысли.

Сейчас, по данным исследований, каждый пятый подросток ведёт собственный блог. Специалисты уверены, что в онлайновых подростковых сообществах участники выбирают так называемых «эмпатических» лидеров, тех, кто им сопереживает, а не тех, кто закидывает их всевозможными советами.

Центром цифровых технологий будущего (Center for the Digital Future ) Великобритании проведено исследование по использованию Интернета подростками. В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 14 лет из 13 стран мира. Исследование показало, что популярность Интернета и пребывание в Сети, онлайн-игры и онлайновое общение с другими людьми положительно влияют на развитие подростков и школьников. Эти результаты отчасти противоречат устоявшемуся мнению относительно того, что длительное пребывание в Интернете является исключительно негативным фактором в жизни молодых людей. "Юные интернет-пользователи осваивают азы новых технологий и повышают уровень своей грамотности, - считает автор исследования Мими Ито (Mimi Ito). - Они общаются, создают собственные страницы, обмениваются ссылками". А главное - Сеть является способом самовыражения и развития творческих способностей. Ученые отметили, что подростки, которые много времени проводят онлайн, являются более технически подкованными и опытными пользователями по сравнению со своими сверстниками.

Помимо возможности более быстрого постижения нового, необходимо отметить и спектр доступной при обучении информации. Уже в детстве осознав, что интернет - это неограниченный источник данных, ребенок или подросток начинают его исследовать. Процесс поиска в этом случае тоже является частью самообразования ребенка. Будучи завтрашним основным потребителем информации, он должен уметь в ней ориентироваться, ее находить и структурировать. Чтобы всего этого достичь, ему необходимо научится пользоваться поисковыми системами, разобраться в булевой логике, понять тонкости формулировки ключевых слов для поиска и т.д.

Также именно благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все некоторое время назад интересовавшие его вопросы. На базе разрешенных вопросов возникнут новые. Давая возможность ребенку познавать информационный мир подобным образом, родители подтолкнут его к самостоятельному получению дополнительного, внеклассного образования. Фактом также является и то что, общаясь в сети, иногда подростки начинают вести себя так, словно на другом конце провода робот, что порой выплескивается в банальную пошлую грубость. Возможность не открывать себя делает их абсолютно защищенными и позволяет безнаказанно оскорблять и говорить непристойности. Но даже в этом негативном моменте присутствует позитив. Подобные выходки - это всего лишь способ уйти от подростковых стрессов, неприятностей с родителями и учителями, это способ расслабиться.

Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции отделения от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Интернет в этом плане особенно заманчив: он удовлетворяет потребности в лидерстве и стимулирует предприимчивость. Известно, что подростковый период - время стрессов. Подросток испытывает стресс везде: в школе, в семье, с друзьями. Что делать с этим чувством неудовлетворенности, особенно когда оно связано с сексуальностью и агрессией? Подростку необходимо дать выход своим эмоциям. Анонимный мир киберпространства подходит для этого как нельзя лучше.

Выводы

Исследования Internet-коммуникации концентрируются преимущественно вокруг психологических проблем: влияние информатизации на психику; особенности самопрезентации и идентичности в Internet; феномен Internet-зависимости. И для зарубежных и для отечественных исследований характерен дефицит социологической линии анализа.

В условиях реальной доступности информации из любой страны мира и на любом языке с помощью таких глобальных систем коммуникации как Internet, для каждого человека становится необходимым умение самостоятельно осуществлять поиск нужной ему информации.

На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Судьба каждого человека всё более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей повседневной жизни (в трудовой деятельности, в учебной деятельности, на досуге, в быту). Погруженность в компьютерные технологии преобразует образ жизни. Чем глубже погружение в виртуальную реальность, тем глубже изменения образа жизни.

Интернет стал одним из основных средств доставки всех видов информации до индивидуального сознания. Поэтому, например, родители уже не могут исключить влияние глобальной компьютерной сети на социализацию своего ребенка. Это такой же мощный источник влияния на него, как телевидение, одноклассники или дворовая компания. При этом станет интернет положительным или отрицательным "агентом влияния", во многом зависит от родителей. Интернет аккумулирует опыт, является огромной живой энциклопедией, являясь еще и глобальным летописцем времени.

Заключение

Компьютерные виртуальные реальности занимают важное место в пространстве современной культуры. Изучение феномена компьютерных виртуальных реальностей обнаруживает связь одновременно с традиционными и самыми новыми проблемами философии, антропологии, психологии, социологии и т.д. ВР заставляют нас по-новому подойти к проблеме конкретно-чувственного и абстрактно-рассудочного познания, знаменует относительность опыта и суждений, множественность, децентрацию, потерю реального, культ искусственного. Виртуальные миры обладают собственной темпоральностью, характеризуются обратимостью, что может изменять аксиологические и даже этические доминанты. Виртуальные реальности формируют новые телесные практики, становятся средой общения и социализации современников, создают новый тип виртуальной идентичности личности.

Виртуальные реальности открывают перед людьми множество новых возможностей. Кроме того, они могут оказывать действительное, актуальное влияние на реальность константную, реальность данного нам мира. В виртуальной реальности можно столкнуться с новыми ситуациями, событиями и явлениями, она может расширить границы восприятия нами мира, вооружив людей особенными способностями видеть, слышать и т.д. По мере распространения и совершенствования технологии можно наблюдать прогрессирующее влияние свойств ВР на культурные процессы, повседневные практики и ценностные установки современников.

Компьютерные виртуальные реальности меняют традиционные представления о некоторых понятиях и явлениях, в частности, представление о пространстве. Глобальная сеть уничтожает границы между государствами, элиминирует расстояния, создает условия для формирования виртуальных общностей. Появляется множество новых субкультур, специфических культурных течений, порожденных влиянием технологий виртуальных реальностей. В коммуникационной среде мировой паутины действуют особые правила поведения, формы общения, этические принципы, фактически возникает специфическая культура электронных коммуникаций со своими правилами и законами, ритуалами и мифами и т.д.

Исследуя феномен компьютерных виртуальных реальностей, мы лучше понимаем современную культуру, дальнейшее направление ее развития.

Список источников и литературы

Борухов Б.Л. Культура зеркал и зеркала культуры // Человек и мир. - Саратов: Изд-во СИМСХ. - 1992. - с.79-32.;

Браун С. "Мозаика" и "Всемирная паутина" для доступа к Internet: Пер. с англ. -М.: Мир: Малип: СК Пресс, 1996. - 167с.

Баловсяк Н.. Интернет подросткам полезен, британцы это понимают. [Электронный ресурс] http://telnews.ru/Nadezhda_Balovsyak/c78553

Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов // Социс. 2002. - 8. С.120-128.

Войскунский А.Е. Психологический журнал, 2004, том 25,№1 с.90.

Войскунский А. Е. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация… кандидата психологических наук. М., 1990.

Волович А. С. Особенности социализации выпускников средней школы. /Диссертация… кандидата психологических наук. М., 1990.

Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. -Киев: Диалектика, 1996.

Грушин Б.А. “Мнение о мире и мир мнений. М: Политиздат, 1967, с.64

Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России: рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. - М: ГУ ВШЭ, 2001.260 с.

Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. - Киев: Диалектика, 1996.

Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова; Пер. c англ. - М.: БИНОМ, 1996. - 313 c.

Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Document HTML. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2. shtml

Игнатьев А.. Подросток в Интернете. Что он там делает? [Электронный ресурс] http://www.eti-deti.ru/teens/123.html

Кент П. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. - 267 c.

Компьютерная газета, № 18. - Киев, 2002. - С.3

Колесников О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма “Яуза”, 1996. - 281 c.

Крол Эд. Все об Internet: Руководство и каталог / Пер. c англ. С.М. Тимачева. - Киев: BNV, 1995. 591 c.

Левин В.К. Защита информации в информационно-вычислительных cистемах и сетях // Программирование. - 1994. - N5. - C. 5-16.

Луман Н. Реальность массмедиа // Отечественные записки. - 4.2000. С.431.

Лейбов Р. Язык рисует Интернет. http://inter.net.ru

Нольден М. Ваш первый выход в Internet: Для начинающих пльзователей Internet и широкого круга пользователей PC / Гл. ред. Е.В. Кондукова; Пер с нем. К.А. Шиндер. - Спб.: ИКС, 1996. - 238 с.

Продукты года // LAN - русское издание. - апрель 1995. - том 1. - номер 1.

Паравозов И. Разговорчики в сетях http://inter.net.ru

Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, Санкт - Петербург, 2003.

Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследования опыта Запада. - М.: МГИМО, 2000.314 с.

Фоссато Ф. Медиаландшафт: 1991-2003 // Отечественные записки. 2003. - 4.

Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для Windiws Sockets. - Диалог - МИФИ, 1996. - 283 c.

Хоникат Д. Internet Windows 95: Руководство пользователя / Пер. с англ. В. Неклюдова. - М.: БИНОМ, 1996. - 334 с.

Центр цифровых технологий будущего [Электронный ресурс] http://net.compulenta.ru/253817

Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: ИД Социальные отношения, 2003.378 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Информация как основная составляющая жизненной среды современного человека. Влияние новых информационных технологий на социальные процессы общества. Изучение возможностей Интернет в формировании положительного или отрицательного отношения к наркотикам.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Влияние массовой коммуникации на сознание и жизненные установки молодежи, ее роль в конструировании событийной линии социальной реальности. Концептуальная схема анализа научных коммуникаций. Развитие Интернет-коммуникации. Социальные игры в сети Интернет.

    реферат , добавлен 21.11.2009

    Интернет как социокультурный феномен. Виртуальные социальные сети, современные практики пользования ими. Социализация молодежи посредством Интернета. Результаты социологического исследования влияния виртуальных социальных сетей на данный процесс.

    дипломная работа , добавлен 02.12.2014

    Представление об Интернете как о виртуальной реальности. Типология респондентов в исследовании: "активные пользователи", "пассивные пользователи", "non-пользователи Интернета". Открытый контент в сети Интернет. Интернет: новые возможности ведения бизнеса.

    реферат , добавлен 23.11.2009

    Теоретико-методологические подходы к анализу факторов влияния на социальную адаптацию молодежи. Элементы Интернет-среды. Профессиональный мониторинг и коммуникативные стратегии как механизмы эффективной адаптации российской молодежи. Интернет-сообщества.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2017

    Специфика формирования процесса социализации студентов в информационном обществе. Анализ базовых характеристик влияния информационных технологий на социализацию студенческой молодежи. Мотивы сетевого поведения, структура потребностей в среде Интернет.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2014

    Изучение основных аспектов влияния современных средств массовой информации на сознание молодежи. Характеристика типологии современных СМИ. Социологическое исследование особенностей их влияния на сознание личности, в частности, на социализацию подростков.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2013

    Понятие и принципы организации досуговой деятельности, ее содержание и разновидности, значение в современном обществе. Интернет и оценка его социально-досуговых возможностей. Особенности и направления деятельности молодежи на просторах Всемирной Сети.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2015

    Понятие виртуальной реальности, ее рефлексивная основа. Изучение взаимосвязи действительной реальности и Интернета методом семантического дифференциала. Исследование актуальности вхождения в сетевые сообщества. Формирования новых коммуникационных связей.

    реферат , добавлен 21.11.2009

    На сегодняшний день на острая проблема занятости населения, так как она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Поиск работы в современных условиях предполагает как традиционные способы, так и поиска работы в сети Интернет.

Агенты социализации.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения.

3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:

Изменение роли агентов социализации

Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей

Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих

Несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

Противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Как показали исследования, проведенные Леннардом на процесс социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье: внутренняя и внешняя. Внешняя - направлена на развитие контактов и интересов к внешнему миру. Ориентация на обсуждение собственных проблем и ощущений - пример внутренней коммуникации. Леннард утверждал, что такой способ коммуникации сопровождается вторжением родителей и личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания.

3. Факторы социализации

Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на его развитие. Эти условия принято называть факторами. Выделяют 4 группы факторов социализации :

- мегафакторы , к которым относят космос, планету, мир, и котрые в той или иной мере влияют на человека через другие группы факторов;

- макрофакторы – страна, этнос, общество, которые влияют на людей через две другие группы факторов;

- мезофакторы , условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ, по принадлежности к тем или иным субкультурам. Влияют на социализацию как прямо, так и опосредовано, через четвертую группу факторов;

- микрофакторы – семья, соседи, микросоциум, группы сверстников, воспитательные, государственные, религиозные и общественные организации.

Факторы среды - это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллек­тив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в ко­торые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр.

И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, вли­яющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда - это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема - складывающиеся вза­имоотношения между различными жизненными областями, опреде­ляющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые вхо­дят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема - это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема - это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес­кие позиции, господствующие в обществе (она выступает норматив­ным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнеде­ятельности).

А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа­цию человека. К ним относятся: макрофакторы - космос, планета, мир; мезофакторы - этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы - ин­ституты социализации" (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Десоциализация - приставка, означающая уничтоже­ние, удаление чего-либо и социализация) - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, от­пуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дис­комфортные для этого человека условия самопроявления и др.) соци­ального опыта, отражающаяся на его самореализаций в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловле­ны различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни­ем человека, сдерживающими проявление его активности в естествен­ной для него среде, самоограничениями либо сменой характера при­вычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального социального опыта. Состояние организма создает настроение, жела­ние и способность проявлять себя в определенной деятельности. Не­гативное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность.

Средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус­ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив­ность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной лич­ности.

Воспитательные факторы характеризуют результат или осо­бенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую воз­можностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц.

Десоциализация может играть положительную или отрицатель­ную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от не­гативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним.

Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной де­ятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.

Ресоциализация (от лат. ге... - приставка, обозначающая повтор­ное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие и социализация) - восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жиз­недеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также сущест­венно оказывают влияние различные факторы, в том числе личност­ные, средовые и воспитательные.

Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией суще­ствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор оказывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный че­ловечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос­ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со­циальные роли.

Роль - это жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции. Социальная роль - поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией пр.

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус­еиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, уж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль - исполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным но­шением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляется на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая роль - это социальная роль, которую он усвоил и которая своеобразно проявля-ется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился, каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума, Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окружу-жения, возраста, профессиональной деятельности ипр.

Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации он проходит определенные стадии, э тапы и ступени.

Существуют различные подходы к выделению этапов социализации, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый.

Основные ступени социализации человека: идентификация, инди­видуализация, персонализация.

Каждый человек в отдельности - индивид - это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида. Он - носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856-1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:

а) первичная идентификация в младенчестве - примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;

б) вторичная идентификация - проявление защитного механиз­ма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо­бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю­бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым завидует;

в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в положении объекта психологически вживается в его состояние, болезненно переживая его.

В процессе социализации происходит развитие особенностей кон­кретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобра­зие, уникальность, обретает неповторимую самобытность.

Индивиду­альность означает особенное, самобытное, свойственное данному ин- дивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов. Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация - утрата самосознания ибоязнь оценки со стороны социального окружения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном ин- дивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах. Подобное явление возникает при жесткой регла­ментации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.

В процессе социализации происходит персонализация (от лат.- личность) - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский).

Имеет место и деперсонализация - как следствие отчуждения про­дукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому.

Личность - это конкретный человек, наделенный сознанием, ин­дивидуальностью, стожившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность, обладающая системным качеством, опреде­ляется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.

На социализацию человека значительное влияние оказывают на­следственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объ­екту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци­ального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, кото­рая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль лич­ности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, обще­нии, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обу­словливающие самопроявление личности на различных возрастных эта­пах, - это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Смелзер определяет образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации. В этом аспекте образовательный учреждения способствуют развитию конформизма.

Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.

Образование имеет практическое и символическое значение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое - в общественном престиже образования, его влиянии на процессы восходящей мобильности.

Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности, еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом, осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи. Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре.

Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников.