Исторические общности людей: семья, род, племя, народность, нация, расса. Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями. матрилокальная - молодая семья, проживающа

Семья́

  • Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями.

  • Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей.

  • Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова.



    Cоздание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. Признаётся действительным только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижения ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

  • Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, по взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.


  • Основой семьи и благополучия рода являются любовь и верность (преданность).

  • Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

  • Верность - преданность кому-либо, подчинение своего поведения чьим-либо интересам, сохранение в действии ранее принятых договоренностей.

  • Супружеская верность означает недопущение супружеской измены, а в более широком смысле - заботу о супруге, подчинение своего поведения его (её) интересам.


День семьи, любви и верности отмечается в России 8 июля, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии, покровителей православного брака.

  • В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности.


  • Нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Она может быть:

  • элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

  • полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

  • неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

  • Сложная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.


  • малодетные семьи - 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)

  • среднедетные семьи - 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

  • многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)


в зависимости от форм брака:

  • в зависимости от форм брака:

  • моногамная семья - состоящая из двух разнополых партнёров

  • полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров

  • Полигиния- одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх

  • Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами.


  • В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

  • патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

  • неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.


а) репродуктивная

  • а) репродуктивная - в любой семье важнейшей является проблема деторождения

  • б) хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества.

  • в) регенеративная -включает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей.


г)

  • г) образовательно-воспитательная состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

  • д) сфера первоначального социального контроля - регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми.

  • е) рекреативная - связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.


ё) духовного общения

  • ё) духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

  • ж) социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

  • з) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.


Существует множество определений термина «семья » :

1) это группа живущих вместе близких родственников (это понятие не совсем точное);

2) это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружеством, родительством, родством), общностью быта (совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу;

3) это социокультурная система (состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей), связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически;

4) это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью;

5) это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства.

Признак «ведение совместного хозяйства» приближает семью к термину « домохозяйство». Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, наличие родственных отношений между ними не обязательно. До октября 1917 года при переписях населения в России учитывались домохозяйства, после революции было принято понятие «семья» как «первичная ячейка общества». Вновь термин «домохозяйство» в России был использован лишь при микропереписи в 1994 году.

Сравним термины «семья» и «домохозяйство» и определим, что их отличает:

1) «домохозяйство» – более широкое понятие, чем «семья» за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. Такими лицами, например, могут быть няни, воспитатели, домашняя прислуга, служащие, секретари, домашние учителя, гувернеры, наемные работники, если они живут в семьях нанимателей;

2) отдельно живущий человек не считается семьей, но этот же человек и его деятельность по самостоятельному ведению хозяйства представляют собой домохозяйство. В то же время домохозяйство может состоять из одной или нескольких семей;

3) семье свойственно наличие преемственности поколений.

Используя основные черты домохозяйства, можно дать еще одно определение семье. Семья – это домохозяйство (то есть группа совместно проживающих лиц), объединенная родством или свойством и общим бюджетом. Частное домохозяйство, не включающее лиц, не связанных родством, является семейным домохозяйством. Несемейные домохозяйства могут состоять из одного человека, проживающего отдельно, родственников или не родственников, не образующих семью. В настоящее время в большинстве экономически развитых стран категории «домохозяйство» и «семья» совпадают из-за незначительной доли не родственников среди домохозяйств.

Семья представляет собой звено в широкой системе родства . Его можно определить как:

1) самое универсальное из всех человеческих отношений, основанное на кровных узах, супружестве или усыновлении;

2) совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Родство основано на признании и принятии ролей, определенных не в биологических, а в генеалогических терминах. Так, усыновление ребенка родителями, которые не являются его кровными родственниками (матерью или отцом) также считается родством. Родство распространяется и на незаконнорожденных детей. У ряда современных народов родство охватывает многие сотни людей. Например, у некоторых кавказских народов все, кто носит одну и ту же фамилию, считаются родственниками независимо от того, знают они об этом или нет.

Современным родственным отношениям свойственна двойственность определений, или бифуркация. Бифуркация – тип родственных отношений, связывающих семью супругов и их родителей, при котором родственники по женской линии называются иначе, чем родственники по мужской линии. Например:

· тесть – отец жены;

· свекор – отец мужа;

· теща – мать жены;

· свекровь – мать мужа;

· шурин – брат жены;

· деверь – брат мужа;

· золовка – сестра мужа;

· свояченица – сестра жены;

· свояк – муж свояченицы;

· сноха – жена сына;

· зять – муж дочери, муж сестры, муж золовки.

Лишь некоторые родственники по женской и по мужской линии называются одинаково:

· племянник – сын брата, сестры;

· племянница – дочь брата, сестры;

· кузен – сын дяди, тети;

· кузина – дочь дяди, тети.

Выделяют три степени родства: ближайшие; двоюродные; троюродные родственники. Отсчет родства может вестись от отца, от матери или от того и другого одновременно. Первое представляет собой патрилинейный отсчет родства, второе – матрилинейный, третье – билинейный. Соответственно выделяют несколько систем родства.

Матрилинейность – система родства, устанавливающая происхождение по материнской, женской линии, согласно которой наследуются имя, состояние, статус.

Патрилинейность – система родства, устанавливающая происхождение по отцовской, мужской линии, при которой наследуется имя и состояние отца.

Система родственных позиций образует структуру родства . Она сложна и обычно изображается в виде «фамильного дерева». Теоретически на фамильном дереве может быть до 200 веток или позиций. Каждая ветка фамильного дерева называется позицией родства или родственным статусом. Они представляют собой ячейки, которые могут заполнять разное количество индивидов. Например, теща может быть одна, а племянников несколько.

В структуре родства выделяют:

1) ближайших родственников. Их может быть только 7 (мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын);

2) дальних родственников.


Они делятся на двоюродных и троюродных.

Сравним термины «семья» и «родство» и определим, что их отличает. В современном обществе семья выделилась из системы родства и изолировалась от нее. Родство не является такой группой людей, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены по разным семьям и не вступают между собой в постоянное взаимодействие.

Брак это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Он представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии супругов по отношении друг к другу, детям, к обществу в целом. Брак также можно определить как контракт, который заключается между тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством.

Сравним термины «брак» и «семья» и определим, что их отличает:

1) понятие «семья» шире, чем понятие «брак»:

· брак – это лишь ворота в семейную жизнь. Брак является институтом, который допускает мужчин и женщин к семейной жизни;

· брак распространяется лишь на супружеские отношения, семья захватывает и супружеские, и родительские отношения.

2) семья и брак исторически возникли не одновременно. К настоящему времени они пережили длительный период трансформации, который по четырём приведенным в таблице 1.1 характеристикам можно отразить в виде четырём этапов.

Таблица 1.1 Трансформация институтов семьи и брака

Индивидуализм и фамилизм

Рождаемость (число детей)

Отношение

Отношение

к разводу

Нуклеаризация семей

и межпоколенные отношения

Полное преобладание фамилизма над индивидуализмом

Многодетность (5 и более детей)

По воле родителей и под давлением общественного мнения, осуждающего безбрачие

Полная недопустимость развода

Преобладающая неделимость семей

Частичное преобладание фамилизма над индивидуализмом

Среднедетность (3 – 4 детей)

Под давлением общественного мнения, по личному выбору, но с согласия родителей

Допустимость развода только по объективным причинам

Частичная нуклеаризация семей

Частичное преобладание индивидуализма

Малодетность (1 – 2 ребенка)

По личному выбору, без согласия родителей, но под давлением общественного мнения

Развод – крушение по субъективным, но проверяемым причинам

Полная территориальная нуклеаризация с сохранением единой общественной деятельности

Полное пре­обладание индивидуализма

Массовая добровольная бездетность, не осуждаемая общественным мнением

Свобода выбора между браком и безбрачием, не осуждаемая общественным мнением

Развод – подтверждение по немотивированному требованию одного из супругов

Полная функциональная нуклеаризация с прекращением единой общественной деятельности

Исторические общности людей: род, племя, народность и нация . Первой исторической формой общности людей является род - организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д.

Формой более широкой этнической общности, свойственной первобытнообщинному строю, является племя , которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни.

Нация - это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Нации образуются из многих или нескольких народностей

Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Развитие частной собственности, обмена, торговли разрушило былые родоплеменные связи, породило новое разделение труда и классовое расслоение. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен. Для народности как исторически сложившейся общности людей характерны такие признаки, как общность территории, экономические связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельческом и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формируются вплоть до наших дней.

5. Семья в социальной структуре общества. Проблемы семь и брака.

Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя различные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функций. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки.

6. Политика как общественное явление. Власть. Виды Власти

В переводе с греческого политика означает искусство управления государством, определенный способ осуществления целей государства внутри и за пределами его территории. Все философы, начиная с Аристотеля, подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления - ее прямую или опосредованную связь с властью

Таким образом, политика представляет собой особую сферу жизнедеятельности общества, связанную с отношениями между классами и социальными группами по поводу власти.

Понятие "власть" соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности существуют разновидности общественной власти, возникшие задолго до появления государства. В общем плане власть - это способность и возможность осуществлять свою волю классом, группой, партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или какие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобытнообщинном строе власть носила общественный характер, осуществлялась всеми членами рода, которые избирали авторитетного старейшину. Выделяют несколько видов власти - экономическую, политическую, классовую, власть группы или отдельной личности. В истории существовали и семейные виды власти, такие, как матриархат и патриархат. Власть выполняет ряд функций: господства, руководства, управления и организации, контроля, которые присущи любому ее виду.

политическая система представляет собой сложное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три составных части: 1) подсистему политических идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) подсистему политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т.д. по поводу власти; 3) подсистему политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации

Связь личностных особенностей супругов со сруктурой семьи

Семья, по определению Андреевой Т.В это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (Андреева Т.В,2004) . Из этого определения следует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружеские (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.

Структура семьи включает число и состав семьи , а также совокупность взаимоотношений между ее членами.

Д. Леви предлагает следующую структуру:


  1. «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и детей;

  2. «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз (супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений);

  3. «смешанная семья» (образовавшаяся вследствие брака разведенных родителей);

  4. «семья родителя-одиночки» (одна мать или один отец).

Наиболее подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е.А.Личко, его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1) Структурный состав:

Полная семья (есть мать и отец);

Неполная семья (есть только мать или отец);

Искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2) Функциональные особенности:

Гармоничная семья;

Дисгармоничная семья.

Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяются следующие причины дисгармонии:

1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой - только подчиняется);

2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера)(Е.А.Личко,1979).

По мнению Минухина С, семья выполняет свои функции благодаря наличию в ней подсистем.

В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы: супружеская подсистема, функция которой заключается в обеспечении взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба для эмоциональной атмосферы, необходимой для роста и развития двух меняющихся индивидов; родительская подсистема, которая объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей; детская подсистема, основной функцией которой является - научиться общению со сверстниками (С. Минухин, 1967).

Представление о том, кто входит в состав семьи, задаёт границы семьи. Границы системы или подсистемы представляют собой «правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии» (С.Минухин, 1974). Границы семей имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. В некоторых случаях границы чересчур ригидные (негибкие), что затрудняет адаптацию членов семьи к новой ситуации. Иногда семейные границы отличаются высокой проницаемостью, что ведет к избыточному доступу (вмешательству) в семейную систему других членов общества. Границы (или четко определенные трансакционные паттерны) существуют не только вокруг самой семейной системы. Это способы взаимодействия между индивидами и подсистемами.

Н.Аккерман полагал, что необходимо учитывать специфику как отдельных личностей, так и контекста семейных взаимодействий. Он отмечал, что каждый член семьи является одновременно самостоятельной личностью, членом подгрупп семьи и семейной системы в целом (Н.Аккерман, 1982).
У каждой семьи есть жизненный цикл. Жизненный цикл российской семьи по мнению А.Я. Варги, выглядит следующим образом:

1. Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни (по экономическим причинам).

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это кризисный период для всей системы. Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было.

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли (кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка).

4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми (А.Я. Варга, 2000).

Основные особенности российской семьи заключаются в том, что семья, как правило, является не нуклеарной (как правило все американские семьи нуклеарны), а трехпоколенной; материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика; границы семейной системы не адекватны требованиям оптимальной организации; часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Индивидуальность и суверенность практически отсутствуют.
В каждой семье необходимый этап - сепарация детей от родителей. Каждый ребенок должен пройти процесс сепарации для того, чтобы стать взрослым, самостоятельным, ответственным, для того, чтобы быть способным создать собственную семью. Известно, что прохождение стадии сепарации есть одна из самых сложных задач развития семьи. Если это не удается с мамой и с папой, то должно осуществиться с мужем или женой. В этих случаях брак заключается для развода. Возможно это одна из причин отсутствия детей в семьях, живущих вместе более трех лет. Что касается других причин, то в некоторых семья осознано не желают иметь детей и причины, на которые они ссылаются следующие:


  1. Личный комфорт и возможность развития (нежелание перестраивать дом, распорядок дня, возможно рождение ребенка повредит карьере),

  2. Нежелание брать на себя дополнительную ответственность;

  3. Страх потери свободы;

  4. Неимение биологической тяги к родительству, презрение к маленьким детям (30% опрошенных были старшими детьми в многодетных семьях);

  5. Страх беременности, родов;

  6. Воспоминания об отсутствующих или оскорбляющих родителях, страх быть такими же;

  7. Вера в то, что приносить ребенка в этот мир безнравственно;
На мой взгляд, воспитание в дисгармоничных семьях может привести именно к этим результатам.
Семья это некий плацдарм с одной стороны для формирования, а другой стороны для проявления личностных особенностей человека.

«Личностные особенности» это определённые свойства личности, все ее своеобразие, уникальность, индивидуальность, которая проявляется в бытие человека, в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Вот, что по этому поводу писал А.Н.Леонтьев: «...исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакую «структуру личности» установить невозможно; реальное основание личности человека лежит в той системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними».

Кроме того, необходимо отметить наличие во всех вариантах рассматриваемых структур такого понятия как «характер», который определяется (в узком смысле) как «совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагировании . Причем, «черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует» (А.Н.Леонтьев 1999, с. 185-195).

Рассматривая вопрос о соотношении характера и личности, Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает, оценивая характер как индивидное свойство человека, как теорию двух факторов: биологического и социального, (генотипического и средового), отмечая: «..типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности» (Гиппенрейтер Ю.Б.1998, с. 267-269).

А.Ф. Лазурский, считал одной из закономерностей характерообразования переход отношений в черты характера. Для него «...отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка» (Лазурский А.Ф., 1982, с.179-198.).

В русле психоаналитического направления личностные особенности представлены следующим образом:


  1. по Фрейду это результат фиксации на одном из психосоциальных этапов развития и взаимодействия импульсов и людей в окружающей сфере. Он использовал термин «характер» для описания организации личности и выделил некоторые характерные типы:

  2. оральный характер; личности с этим типом характера пассивны и зависимы; они слишком много едят и потребляют различные вещества:

  3. анальный характер; личности, относящиеся к этому типу, пунктуальны, точны, и упрямы;

  4. характеры с навязчивостями, которые ригидны и над которыми доминирует жесткое супер - эго;

  5. нарциссические характеры, агрессивные и думающие только о самих себе.

  6. Карл Юнг воспользовался термином «интроверт», чтобы описать обособленный интроспективный тип личностей, и «экстраверт», чтобы описать направленный вовне, ищущий ощущений тип.
3.трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца опирается на то, что для каждого индивида характерны три межличностные потребности: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расстройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим (Каплан Г.И.,1994).

Классификация, предложенная А.Е.Личко и Е.Г.Эйдемиллер, показывает как стиль воспитания влияет на личностные особенностей подростков:


  1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля.
Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность.

При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводят к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.


  1. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Результат-эмансипация, либо безинициативность, неумение постоять за себя.

  2. Потворствующая гиперпротекция. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат - высокий уровень притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

  3. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Результат-нарушение межличностных отношений, инфантилизм.

  4. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

  5. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких.
Также можно выделить три независимых направления исследований, где рассматриваются влияния на личностные особенности человека в разрезе модели мать-ребенок:

  1. выявление роли материнской депривации - матери нет или она не заботится о ребенке;

  2. выявление типов отношений матери и ребенка в полной семье (в связи с отношением матери и отца, точнее - мужа и жены);

  3. анализ отношений матери и ребенка в неполной семье.
Отсутствие заботы о ребенке наиболее травмирующий фактор. Причины

могут быть разными: смерть матери, раздельное проживание, отказ от ребенка и прочее. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях, характеризуются низким интеллектом, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, «прилипчивостью», а также отсутствием избирательности в контактах со взрослыми (быстро привязываются и быстро отвыкают). Часто они агрессивны по отношению к сверстникам, но лишены социальной инициативности (Кондаков И.М.,Сухарев А.В.,1989).
Типология отношений мать-ребенок, предложенный С.Бреди:


  1. Поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа, к примеру, не стремились приучить ребенка к туалету, а ждали пока он дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство уверенности.

  2. Приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности, чаще доминирует, а не уступает ему.

  3. Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе отношений нет теплоты и эмоциональной спонтанности. Часто матери осуществляют жесткий контроль, особенно - за навыками опрятности.

  4. Непоследовательное поведение. Матери вели себя неадекватно
возрасту и потребностям ребенка, совершали частые ошибки и плохо его

понимали. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности (Bredy S.,1956).
Л. Ковар считает, что отношения «мать-ребенок» влияют на то, как в будущем будет самоутверждаться человек:


  1. ребенок обуза, мешающей социальному продвижению матери. Покинутый ребенок, лишенный материнской ласки, плохо общается с другими людьми, у него поздно формируется речь, он остается инфантильным на всю жизнь с несформированной «я-концепцией».

  2. ребенок как «любовник», мать может полностью посвятить себя ребенку и воспроизвести отношения «хозяин-раб», чтобы избавиться от пустоты и бессмысленности жизни, готова исполнять любое его желание и прихоть, что формирует в ребенке безответственность и беспомощность, поскольку она все делает за ребенка - ребенок зависит от капризов матери, а мать от капризов ребенка.

  3. «Отношения для двоих» создаются материями-одиночками, которые
контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, но мать уходит от него, когда нужно ей, а не ему, это приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков.

  1. «слабовольный» ребенок третируемый «волевой» матерью. Как следствие он недоволен собой и тем, что делает, поскольку судит о себе по критериям матери, чувствителен и пытается компенсировать свою слабость и трусость, занимаясь силовыми видами спорта.

  2. Мать считает ребенка недоразвитым. Она отворачивается от него, выражает лишь отрицательные эмоции или не выражает вообще и уделяет внимание лишь внешним нормам поведения. У ребенка не развивается индивидуальность. Он вырастает с комплексом неполноценности , предается фантазиям.

  3. Мать с «разбитой судьбой» временно посвящает себя ребенку, но может бросить его ради нового мужчины, как и отец - свою «любимицу» дочь. Ребенок бунтует против родительского непостоянства: отсюда побеги, подлоги, кражи, ранние сексуальные связи, разочарования и т.д.
Возможны различные результаты личностного развития ребенка при подобных отношениях матери:

  1. «Социальный неудачник» («социализированный» преступник).
Такой ребенок в детстве признавался как личность родителями, но считался непослушным. Был с ними близок, но очень недолго.

  1. «Несоциализированный преступник» - получает очень скудное воспитание и рано оценивается как неперспективный, для него характерны кражи, драки, наркомания, пьянство.

  2. «Социальная неудачница» - любимица матери, которая была брошена ради очередного мужчины и стремится привлечь к себе внимание плохим поведением, любовные связи для нее заменяют связь с матерью.
Мать может покинуть ребенка рано (до трех лет), и в этом случае у него наблюдаются все признаки материнской депривации: задержка в развитии, принятие навязанных группой ролей и пр.

Л.Ковар считает идеальной для ребенка среду, когда все его непосредственные проявления оцениваются как значимые и приемлемые для взрослого, когда родители развивают у него личностную автономию и чувство защищенности (Л. Ковар, 1979).
Работа Е.Т.Соколовой проделана на базе психологической консультации и также посвящена проблеме стилей отношений «мать-ребенок».

Она выделяет следующие стили воспитания:

1) Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.

2) Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

3) Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

4) Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Е.Т.Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают «психологические выгоды» и рассматривает два варианта отношений «матери и ребенка»: доминирование матери и доминирование ребенка и дает следующие психологические характеристики этим типам отношений.

Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери.

Если доминирует ребенок, мать получает следующие "психологические выгоды": мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию "жертвы" (Е.Т.Соколова, 1989).

Классификация типов неадекватного отношения к ребенку:


  1. Ребенок, «замещающий мужа». Мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка , быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.

  2. Гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения.

  3. Воспитательный контроль, посредством нарочитого лишения любви.
Ребенку говорится, что «мама такого не любит». Ребенка игнорируют, обесценивают его «я».

  1. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом (А.А. Бодалев, В.В. Столин, 1989).
Также есть исследования родительского отношения и поведения связанного с особенностями личности родителя. Так А. Адлер гиперопекающее поведение и жесткий контроль за поведением ребенка, связывает с тревожностью матери. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей, то есть гиперопека, порожденная виной (А. Адлер, 1998).

Шизофреногенная мать - это прежде всего набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.

Некоторые исследователи считают, что разнообразие родительского поведения диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности. Общаясь с ребенком, родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты (Боулби Д., 1979).

Клинико–психологические особенности родителя так же влияют на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г. Депрессивные матери по сравнению с нормальными с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.

На основании клинических наблюдений и экспериментальных психологических исследований А. И. Захаров описывает изменения личности родителей, которые относятся главным образом к сфере «Я». Они не резко выражены и не ведут к грубым нарушениям социальной адаптации, расторможенным и асоциальным формам поведения. У матери и отца есть ряд общих изменений личности, которые можно сгруппировать следующим образом.

«Слабость личности» - повышенная ранимость, затруднения в принятии решений , мнительность, застреваемость на переживаниях.

«Ригидность личности» - болезненно заостренное чувство ответственности, долга, обязанности, негибкость, инертность и консерватизм, трудность принятия и играния ролей.

«Закрытость личности» - недостаточная общительность и эмоциональная отзывчивость, сдержанность в выявлении чувства любви и нежности, подавление внешнего выражения переживаний, преобладание самозащитного типа реакций в ответ на действие фрустрирующих ситуаций.

«Конфликтность личности» - постоянное чувство внутренней неудовлетворенности, обидчивость, недоверчивость, упрямство и негативизм (Захаров А.И.,1998).
Проанализировав литературу в области стиля воспитания и его влияния на личностные особенности ребенка, можно уверенно говорить о том, что родительская семья влияет на личностные особенности человека. Также можно говорить о влияние личностных особенностей родителей на стиль воспитания детей. А также, что совокупность определенных параметров (тип семьи, личностные особенности и стиль воспитания, сепарирование новой семьи) влияет на структуру семьи в целом.
Вывод

Гармоничная семья и семейное благополучие является одним из важнейших условий развития личности ребенка. Нарушение семейного функционирования, дисфункции члена семьи, различные травмирующие ситуации приводят к социально – личностным расстройствам, затрудняют межличностные отношения, установление эмоциональных связей в своей семье. Нарушенное материнское отношение, неадекватная организация общения с ребенком, проявление матерью авторитаризма, отвержение, гиперопека или инфантилизация ребенка способствуют фрустрации его потребностей. Чрезмерная опека порождает инфантилизм и неспособность ребенка к самостоятельности, излишняя требовательность – неуверенность ребенка в себе, эмоциональное отвержение – повышенный уровень тревожности, депрессии, агрессии. Что порождает у ребенка определенные личностные особенности, которые в свою очередь влияют на его сепарацию и формирование структуры своей семьи.

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары – мужа и жены; полигамная – это брак одного с несколькими {полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Родственные связи определяют простой, нуклеарный, тип сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях (урбанизация [от лат. urbanus - городской] – сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; агломерация [от лат. agglomerare - присоединять, накоплять] – скопление) являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.

Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15 – 16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя».