Домашние игры с ребенком 2 лет. Если вы в пути. Чтение, познание окружающего мира

Двухлетний карапуз не может долго сидеть на месте, поэтому игры должны быть разнообразными. По этой причине любящие родители начинают задумываться, чем занять ребенка дома в 2 года так, чтобы времяпрепровождение стало интересным и познавательным.

1. Находясь в доме либо квартире, ребенок может поиграть в импровизированные сенсорные ящички.

Следует насыпать в различные емкости (в одну большую) крупу, макаронные изделия и погрузить туда маленькие игрушки. Малыши с удовольствием ищут подобные сокровища и очень радуются, когда находят. Еще один вариант занять ребенка– помещать сыпучие материалы в бутылочки, баночки и пересыпать их лопаткой в ведерко.

Не хотите, чтобы вся квартира была в крупе – возьмите большой таз или застелите пол полиэтиленом, тогда уборка не составит труда.

В летнее время и в теплом помещении сыпучие продукты замените водой. Обязательно следите за малышом, он не должен замерзнуть, а игры привести к болезни.

2. Игры с вещами родителей.

Мамина старая сумка со множеством кармашков и замочком станет идеальным вариантом. Спрячьте в отделения картинки, игрушки, детальки и прочие интересности и отдайте ребенку. Пока он открывает все и рассматривает найденные предметы, у вас появится минут 30 свободного времени.

3. Прослушивание сказок и рассматривание картинок.

Усидчивый и спокойный ребенок вполне способен полистать любимую книгу в течение некоторого времени. Если же малыш непоседа, то хорошим решением вопроса о том, чем занять ребенка 2 лет дома станутаудиосказки. Кроха с удовольствием послушает увлекательную историю, а у вас высвободится немного времени.

4. Помимо необычных способов остаются старые добрые кубики, крупный конструктор, альбомы и карандаши.

5. Займите малыша лепкой из пластилина или соленого теста. Последнее, к слову, более безопасно и натурально. Вы можете придать ему определенные цвета с помощью пищевых красителей, оформить уже готовое изделие. Главное — безопасность для малыша.

Игры на улице

Жители частного сектора сталкиваются с тем, что необходимо во дворе заняться делами, но маленький исследователь не должен путаться под ногами.

1. Малыши очень любят наблюдать за жучками, паучками и прочими насекомыми. Если погода достаточно теплая и они уже появились – у ребенка есть возможность следить за насекомыми.

2. В весенние дни, когда тает снег, стоит занять сына или дочь наблюдениями за появившимися ручейками, распусканием почек на деревьях и оживающей вокруг природой.

3. Разрешите маленьким помощникам вместе с вами или самостоятельно поливать цветочки, копаться в грядке, кормить птичек.

4. Дети любят песок – известная истина, поэтому песочница просто необходима. Пока малыши заняты лепкой куличиков, пересыпают песок из одного ведерка в другое – можно успеть справиться со своими делами.

Как организовать игру

Перед тем как решать, чем занять ребенка в 2 года дома следует понимать, каким образом необходимо устроить игру. В возрасте двух лет малышам интересны любые игрушки, напоминающие взрослые вещи. Именно поэтому карапузы с огромным интересом играют баночками из-под кремов, пузырьками от шампуней, коробками с чаем и прочими взрослыми предметами.

Игру следует организовать так, чтобы ребенок получил возможность максимально проявить фантазию и самостоятельность. В таком возрасте малышам стоит давать много свободы, но крохи еще не способны сами сформировать игру. Следует помочь детям и показать, как машинка едет, нагружает песок и везет его на стройку. Там КамАЗ высыпает груз и рабочие (игрушки, маленькие веточки) строят дом. Безусловно, это только пример игровой деятельности, и можно выбрать и придумать совершенно другую.

Важно показать ребенку, каким образом играть и оставить его. Самостоятельные игры развивают фантазию и мышление ребенка. Изучение природы и животных путем наблюдения за ними расширяет кругозор деток, занятие положительно влияет на общее развитие.

Безопасность – прежде всего

Какой бы способ занять ребенка 2 лет дома не был выбран – он должен отвечать требованиям безопасности. Родители и взрослые люди обязаны создать такие условия, в которых малыш себе не навредит. Уберите опасные предметы из зоны доступности.

Самостоятельная игра и свободное время для мамы – здорово, но здоровью детей ничего не должно угрожать.

Если маленький исследователь перебирает крупу и мелкие игрушки – следите, как бы он не проглотил что-то. Детей, гуляющих на улице необходимо изолировать от проезжей части и чужих людей. Малютки всегда должны находиться в поле зрения.

Малыш может играть только там, где нельзя провалиться в яму, воду, убежать, пораниться.

Не стоит забывать, ваши карапузы не станут сидеть долгое время неподвижно, занимаясь одним и тем же, это быстро надоедает. Постарайтесь создать условия, где малыш получит возможность сменить род деятельности. К примеру, когда малыш построил в квартире башенку из кубиков, он сам может взять машину и покатать, сесть на лошадку–качалку и немного побыть маленьким рыцарем.

Не стоит прятать от деток игрушки, иначе вы рискуете вырастить полностью зависимого человека, неспособного принимать решения (во что поиграть, каким карандашом нарисовать домик). Подумайте, надо ли вам это.

Посвящать свою жизнь маленькому счастью здорово, но реальность такова, что это не всегда выполнимо. Маме необходимоготовить обед, убирать и заниматься прочими важными делами. Вот почему важно научить ребенка самостоятельным играм и развить в нем умение найти себе занятие по душе.

Любовь и внимание - самое ценное, что могут подарить своему ребенку родители. Совместные игры с детьми являются залогом хороших взаимоотношений в семье. Однако любая мамочка мечтает, чтобы в доме хотя бы на полчасика воцарились спокойствие и тишина. Конечно, проще всего включить малышу мультики или усадить за компьютер, только это далеко не самый лучший вариант. Чем занять ребенка дома, как сделать это занятие и увлекательным и полезным одновременно?

Почему-то в самый необходимый момент фантазия взрослых как назло исчерпывается. Детки при этом ну никак не желают играть самостоятельно. Даже новые яркие игрушки способны увлечь всего лишь на несколько минут, а уже на следующий день они пылятся в куче прочих игрушек. Все потому, что вашей крохе необходимо общение.

Если вы не хотите, чтобы ваш малыш рисовал на стенах или вместо цветов поливал кресло, придется постоянно придумывать разные интересные игры и задания.

Предложенные игры помогут ребенку развить фантазию, память, логику и мелкую моторику рук, познакомят его с миром взрослых и научат новым навыкам.

20 простых игр для детей дома

1. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. С 2 лет.

2. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. С 2 лет.

3. Играем в прятки. Ребенок прячется в квартире, а вы должны его найти. Потом меняетесь местами. С 2 лет.

4. Игра в бабу-ягу. Требуется больше 2 игроков. Из веревочки выкладываем круг. Это дом ведьмы, в котором один из игроков (баба-яга) подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда баба-яга выходит наружу, все очень быстро удирают. С 2 лет.

5. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Его водят на поводке по всему дому. С 2 лет.

6. Бег с яйцом. Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. С 3 лет.

7. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. С 3 лет.

8. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. С 3 лет.

9. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. С 3 лет.

10. Игра в фанты. Требуется больше 2 игроков. Собираем у игроков фанты. Других спрашиваем: «Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?» С 3 лет.

11. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? С 3 лет.

12. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки или простыни и кружат по дому как привидения с ужасающими звуками. С 4 лет.

13. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшийся в комнату игрок должен отыскать пропажу. С 4 лет.

14. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу - монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. С 4 лет.

15. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. С 4 лет.

16. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, какая ассоциация пришла на ум. Потом меняемся ролями. С 4 лет.

17. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком или йогуртом, замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. С 3 лет.

18. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. С 4 лет.

19. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя. С 5 лет.

20. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. С 5 лет.

Ольга Трубач

В далёкой древности дети росли без игрушек, развивающих книг, мультфильмов и занятий. Образ жизни древнего человека был таков, что абсолютно все делалось руками, и ребенок с рождения был включён в повседневные дела племени. Современная жизнь устроена иначе: не нужно охотиться на мамонтов, плести корзины, мастерить орудия, шить одежду. Стирает стиральная машина, обед варится в мультиварке, одежду и продукты мы покупаем в магазине. Именно поэтому современным родителям не избежать того, чтобы придумывать для своих карапузов занятия и игры. В каких-то занятиях обязательно присутствие взрослого, а какие нужны как раз для того, чтобы взрослый мог выкроить время на свои дела.

Как развлекают младенца

Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.



Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.

Проводим время вместе с малышом возраста 1-2 года

В возрасте 1-2 лет лучшим партнёром по играм является мама. Конечно, компания сверстников ребёнку тоже будет интересна, но развиваются дети именно в процессе совместной деятельности со взрослым. Чем же можно заниматься с ребёнком?

  • Пускаем мыльные пузыри . Обычно все малыши очень любят наблюдать, как летают разноцветные мыльные пузыри и смотреть за «волшебством» превращения воды в разноцветные переливающиеся пузыри. Им будет интересно, откуда берется столько лопающихся шариков, и ребенок обязательно захочет попробовать сам выдувать мыльный пузырь. Это занятие может растянуться, пока не кончится раствор в бутылочке.
  • Художественное творчество. Годовалый малыш с удовольствием порисует пальчиковыми красками, в 2 года ребенок уже вполне справится с жидкой гуашью, акварелью, карандашам и фломастерами. Маме нет смысла активно участвовать в процессе рисования: пусть ребенок сам изучает свойства красок, смешивает цвета и делает собственные открытия. От взрослого в этом процессе требуется лишь правильно организовать «рабочее место» художника и немного направлять его действия.

Творческие занятия с малышами от 1 года — рисование пальчиковыми красками

  • Лепка. Предложите малышу тесто для лепки или обычный мягкий пластилин. Можно показать крохе, как скатать шарик, колбаску, как сделать лепёшку. Не стоит требовать конкретных результатов или учить ребёнка лепить конкретные формы: малышам всегда интересно самим изучать свойства материала. Плюс такого занятия — развитие моторики.

Лепим из теста для лепки

  • Чтение книг. Дети 1-2 лет ещё не способны воспринимать длинную прозу и улавливать сюжетную нить. Как бы мы не любили сказки, 1-2 года – это возраст стихотворений и рифмы. Небольшие стихотворения на понятные и известные ребёнку темы будут в самый раз. Родителям при этом можно не «изобретать велосипед», и отдать предпочтения классике детской литературы. Еще, детки очень сильно любят специальные музыкальные детские книги.
  • Ролевые игры. Примерно в 1,5 года у малышей просыпается интерес к ролевым играм. В такой игре ребенок подражает взрослому, выполняя те действия, которые ежедневно наблюдает сам. Самые популярные сюжеты у малышей – накормить куклу, запеленать ее, покатать в коляске, уложить спать. Правда, многие манипуляции крохе ещё недоступны, поэтому без помощи мамы не обойтись. Чем старше ребенок, тем более «продвинутыми» становятся сюжеты его игр.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Активные игры. Без них не должен обходиться ни один день с ребёнком. Не сидеть же постоянно за столом с кисточками, пластилином и книжками?! Обязательно нужно побегать и попрыгать, размяться. Например, можно развлечь малыша игрой в догонялки. Если ребенок ещё не умеет не то, чтобы бегать, но и уверенно ходить – можно покатать на полу мячик, попрыгать на фитболе.

  • Играем в игрушки. Недостаточно заставить всю детскую разными игрушками. Осваивать их ребенок может только со взрослым, поэтому мамам и папам обязательно нужно включаться в такие игры. Для малышей 1-2 лет идеально подойдут кубики, пирамидки, музыкальные инструменты, рамки с вкладышами, конструкторы с крупными деталями.

Игрушки для ребенка 1-2 года

  • Воздушные шарики. Детки обожают играть с воздушными шариками. На шарике можно рисовать, можно надувать и, не завязывая, отпускать – он будет очень весело и быстро свистеть в процессе сдувания. Ребёнок будет удивлен и заинтересован, как из такого маленького кусочка резины можно сделать легкий и большой шар. (Из личного опыта: небольшой надутый шарик засунули мальчику под футболку (как большой животик). Его радостному удивлению не было предела. Минут 10 он бегал со счастливым лицом обладателя чуда под футболкой! http://club-mam.com/parenting/chem-zanyat-rebyenka-v-1-2-goda.html)

Чем занять ребенка

«Отвлекающие» занятия для малыша (1-2 года)

Иногда маме необходимо занять малыша, чтобы сделать запланированные домашние дела или просто немного передохнуть. Оставлять ребёнка без дела и без присмотра не безопасно, поэтому лучше предложить ему какое-нибудь интересное занятие.

  • Бумажное раздолье. И в 1 год, и в 2 года, малыши проявляются большой интерес к тому, чтобы пошуршать бумагой, порвать или помять ее. Самый безопасный вариант – выдать карапузу рулон туалетной бумаги. Бумага с перфорацией интересно отрывается по листочкам, к тому же, какое удовольствие — размотать рулон и посмотреть, что же в середине. Здорово шуршат газеты и журналы, но их давать малышу не желательно: газеты сильно пачкают краской, а листы глянцевых журналов имеют острые края, о которые легко можно пораниться.
  • Мешок с сюрпризами. В текстильную сумку или подарочный мешочек складываем разные предметы и вручаем малышу. Детям интересно вынимать предметы один за одним, рассматривать их, складывать обратно. Кстати, многие малыши любят пошуршать пакетами из супермаркета. Это не лучшее занятие для ребёнка: малыш может надеть пакет на голову, откусить и вдохнуть кусочек целлофана. Такие игры возможны только под чутким контролем взрослого.
  • Кухонная утварь. Если маме нужно готовить обед – можно взять кроху с собой на кухню. Пластиковые контейнеры, силиконовые лопатки, кастрюли, ложки и поварёшки нравятся всем деткам.
  • Пересыпаем, переливаем. Надолго увлечь малыша может такое медитативное занятие, как переливание воды из ёмкости в ёмкость или пересыпание круп. Для игры нужен большой таз, который мы наполняем либо водой, либо чем-то сыпучим (крупными макаронами, фасолью) и разные баночки, коробочки, бутыльки. Если ребенок играет с макаронами или крупами – выбирайте такой вариант, чтобы частички были крупными.

Игры с КРУПОЙ для самых маленьких

  • Включаем в домашние дела. В некоторых ситуациях можно не пытаться занять ребёнка на время, а сделать домашние дела вместе. Например, дать ему влажную тряпочку и показать, как протирать пыль. В 2 года малыш сможет орудовать детской щёткой для пола и даже мыть посуду. Можно поставить карапуза на устойчивую поставку возле раковины, открыть кран с водой, намылить губку и дать помыть пластиковую посудку.
  • Интерактивные игрушки и мультики. Конечно, даже мультики ребёнку лучше смотреть вместе со взрослыми, но иногда маме нужно хорошенько сосредоточиться и совершенно не отвлекаться на ребенка 15-20 минут. Не стоит злоупотреблять этим способом и «выключать» малыша из повседневной жизни семьи, потому что наблюдение за действиями взрослых людей даёт намного больше для развития, чем самый «развивающий» мультфильм.

Совместные и раздельные занятия лучше чередовать, при этом обязательно нужно давать ребёнку возможность поскучать, побездельничать и самому придумать себе игру. Постоянное подсовывание готовых игр и занятий тормозит творческое развитие малыша и притупляет его познавательную активность.

Подведем небольшой итог.

  • Развлечения с участием взрослого:
    • Мыльные пузыри;
    • Воздушные шарики;
    • Рисование красками (пальчиковыми, акварельными, гуашью);
    • Лепка тестом или мягким пластилином;
    • Книги (можно музыкальные);
    • Ролевые и активные игры;
    • Игры с игрушками;
  • Самостоятельное времяпровождение ребенка:
    • Туалетная бумага / газеты / журналы;
    • Шуршащие пакеты;
    • Переливание воды;
    • Пересыпание круп;
    • Помощь по думу: мытье посуды / уборка;
    • Мультики.
    Мамам на заметку!

    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Досуг двухлетнего малыша существенно отличается от годовалого, что неудивительно. Кроха становится вдвое активнее, любознательнее, сообразительнее. Задача мамочки: не упустить время и максимально полно загрузить чадо упражнениями на развитие мелкой моторики, творческого мышления, речи, слуха, чувства ритма, памяти, наблюдательности, внимания, логики.

В 2 года дети стремятся все делать самостоятельно, из их уст постоянно звучит фраза: «Я сам». Родителям ни в коем случае нельзя отбивать охоту браться за все самому. Важно при этом запастись терпением и неустанно ждать, пока ребенок будет неумело возиться с застежками, пуговичками, шнурками. Рекомендуется постоянно нахваливать его, поощрять, независимо от конечного результата действий.

Психологи настаивают на том, что уже в двухлетнем возрасте следует видеть в ребенке личность, показывать ему, что он уже взрослый, вполне сознательный человек. Для этого чаще нужно садиться на корточки, чтобы глаза находились на одной с ним высоте от пола, а не смотреть свысока, снисходительно раздавая похвалу.

Упражнения по развитию речи, мелкой моторики

Взаимосвязь речевого аппарата и моторики пальчиков давно доказана известными медиками, педагогами. Чем больше ребенок выполняет движений пальчиками рук, тем больше он провоцирует к развитию отделы головного мозга, отвечающие за речь. Для малыша одинаково важно научиться координировать движения рук и проговаривать свои действия вслух. Идеальными занятиями по развитию мелкой моторики и речи считаются:

  1. Основными упражнениями, как и , остаются пальчиковые игры . Разгибая, загибая пальцы, повторяя при этом стишки, присказки, потешки, ребенок учится управлять телом, запоминать фразы.
  2. С помощью массажа мамочка разогревает ручки, учит правильно держать пальчики. Сами прикосновения тоже важны - в них присутствуют элементы нежности, ласки, необходимые для того, чтобы кроха чувствовал себя любимым, защищенным.
  3. сортировкой мелких предметов , увлечь непоседу можно надолго. В два годика он с удовольствием сосредотачивается на перебирании круп, макарон, бусинок, камешков. При этом не стоит оставлять чадо наедине, чтобы он не наелся предметов, с которыми играет. Одно дело, если это будет рис, и совсем другое - если в организм попадут несъедобные предметы.
  4. В 2 года важно дать в руки разные материалы, отличающиеся на ощупь . Малыш должен учиться различать: мех, бархат, шелк, бумагу, фольгу, деревянные палочки (карандаши), резиновые мячики, пластилин. Когда он трогает их, произносите вслух свойства материалов, название для запоминания.
  5. Если вы решили занять лепкой из пластилина, предварительно разогрейте его, подготовьте трафареты. Начинать лепку лучше с простых фигур (треугольник, круг, квадрат), со временем добавляя новые элементы.
  6. Пирамидки, кубики, кольца позволят познакомиться с цветами. Первые конструкции должен складывать с ребенком взрослый. При этом рекомендуется произносить вслух название цвета предмета, который кроха держит в руках. Для малыша в 2 года лучше подобрать насыщенные, яркие тона игрушек.

Во что поиграть?

Важное значение имеет и физическое развитие. Игры с мячом, кеглями, водой смогут занять внимание на некоторое время. Кроме того, дети обожают прятки. Обязательно назовите предмет, покажите его и спрячьте в комнате на видном месте. Затем попросите найти нужную вещь.

Мяч и кегли лучше использовать на улице. Если кеглей нет, можно нарисовать на асфальте ровные или кривые линии и попросить пройти по ним.

Очень полезны игры под музыку, учите ребенка двигаться ритмично, повторять за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, махи руками, ногами, прыжки).

Маленьким детям нравится выполнять «взрослые» дела: вытирать пыль, мыть посуду, подметать, пылесосить, стирать, складывать в стиральную машину вещи (игрушки). Никогда не запрещайте малышу браться за них - пусть он делает это по своему усмотрению. Результат в этом возрасте не важен, куда важнее привить желание брать на себя домашние обязанности.

Уборку игрушек тоже можно организовать в виде игры. Возьмите в руки лукошко и дайте такое же малышу. Попросите помочь вам собрать «урожай» в комнате. Кладите по одной или несколько игрушек в лукошко и относите их на место.

Чтение, познание окружающего мира

Первые книжки должны читать и комментировать взрослые. Если взгляд ребенка привлекла какая-либо картинка, надо подробнее на ней остановиться. Обязательно анализируйте происходящее в сказке, артистично обыгрывайте героев. Малыши хорошо воспринимают кукол, которые надеваются на руку. Они с удовольствием с ними общаются, берутся сами выступать от их имени. После прочтения книжек, показывайте рисунки и просите называть героев, описывать их качества.

Важно: не игнорируйте ребенка и не оставляйте играть самостоятельно.

Это может привести к развитию замкнутости, некоммуникабельности. Старайтесь придумать новые, найти забытые игры, чтобы непоседе никогда не было скучно.

1. Выстраивать дорожку с препятствиями. Если на дороге поставить стол, то под ним можно проползать, хорошо ползти через туннель из стульев для взрослых, накрытых разными тканями, покрывалами (лучше начинать с прозрачных, чтобы малыш легко мог преодолеть страх). Можно положить на путь подушку, через которую нужно перелезть или перепрыгнуть. Если выложить веревочку или ленту, то по ней непросто идти, стараясь не сходить. Фантазируйте, добавляйте хорошую музыку для ваших занятий. Можно усложнять задание со временем - менять препятствия, задавать цель, например, перенести мягкие игрушки от начала дорожки до конца.

Зачем это? Ребенок активно осваивает свое тело и учится с ним работать в этом возрасте. Мы даем ему возможность тренировать мышцы, крупную моторику, ощущать себя в пространстве, развиваем сенсорное восприятие.

2. Сенсорные дорожки. Их можно сшить, можно купить готовые, а можно составлять из различных предметов, которые есть у вас в доме. Например, если выложить кусочки от старой одежды - шерстяной, меховой, шелковой, льняной (чем разнообразнее будут текстуры, тем интереснее) - получится прекрасная сенсорная дорожка. Если не боитесь закаливания, то можно использовать мокрые полотенца, попробуйте сочетать горячие и холодные. Если взять старые наволочки и наполнить их разными природными материалами, макаронными изделиями, синтепоном, лоскутами, крупами, пакетами (в каждую наволочку что-то одно), будет множество впечатлений, ощущений и открытий. Наполнять можно наволочки или специально сшитые мешочки шишками, желудями, горохом, фасолью, макаронами, синтепоном, ватой, крахмалом, семечками, орехами или скорлупой от орехов, камнями, листьями, стружкой дерева, поролоном и другими наполнителями. Можно нашить на текстильные квадраты разные предметы, создавая различные текстуры (пуговицы, палочки, веревки и др) По дорожке можно ползать, ходить, трогать руками, изучать внутренности (продумайте безопасность!).

Дорожки полезны тем, что дают богатые сенсорные ощущения, что в свою очередь развивает каналы восприятия. А развивая органы чувств мы влияем на формирование мозговых структур, которые, как мы знаем, к этому возрасту продолжают активно развиваться. Если малыш часто ходит по мокрым полотенцам, да еще и в хорошо проветренном помещении, то ему не страшны промокающие ботиночки или морозы. Но прежде чем закаливать ребенка, узнайте как можно больше об этом, чтобы сделать все правильно.

3. Рассматриваем и изучаем разные материалы. Можно подготавливать для ребенка поднос или корзиночку с различными природными материалами, которые он сможет изучать. Это могут быть живые цветы, разные шишки, плоды, камни, кора деревьев, перья разных птиц или разные по величине и расцветке, это могут быть лоскутки разных тканей, предметы из разных материалов - пластиковые, железные, деревянные, резиновые, сшитые из ткани и другие, это могут быть предметы разные по весу, температуре, цвету, гладки-шероховатые, предметы или баночки с разными запахами, шумовые коробочки/баночки, баночки с разноцветной водой, баночки с разной по плотности жидкостью, баночки с разными крупами, мешочки с крупами.

Развиваем органы чувств - зрение, тактильное восприятие, обоняние, слух, крупную и мелкую моторику и представления об окружающем мире.


4. Деревянные кубики. Конечно же кубики могут быть из разных материалов, но дерево экологичнее и удобнее других. Кроме того можно приобретать не только кубики, а брусочки из дерева, цилиндры (я видела, как некоторые родители сами делают из разной древесины цилиндры, хорошо обрабатывая края), конструкторы. Эти изделия могут быть натурального вида или окрашены в разные цвета. Здесь я лично против только слишком ярких, неестественных и неприятных для глаза цветов - наблюдайте за своими ощущениями.

Из кубиков можно строить башни, выстраивать их в ряд, если кубики разные по размеру, то можно строить башню или лестницу.

Развиваем координацию движений, моторику, зрительный канал (малышу важно увидеть, как выстраивать башню, ровно совмещая углы кубиков), даем представление о размере, цвете, весе, высоте (строим низкую/высокую башню), длине (выстраиваем дорожку) в зависимости от материала.

5. Полочка с музыкальными инструментами. Это может быть не обязательно отдельная полочка, это может быть корзина или коробка, мешочек с несколькими простыми музыкальными инструментами. Многие инструменты можно сделать самим. Многие можно приобрести за адекватную цену или можно взять их ненадолго у знакомых (в садике, где я работаю одна прекраснейшая мама принесла свои инструменты на время и дети с удовольствием с ними занимаются). Что это за простые музыкальные инструменты? Это деревянные ложки, клавесы (деревянные ритмические палочки), бубен, румба, шейкеры, маракасы, кастаньеты, шум дождя, там-там, свистулька, казу, колокольчики, металлические тарелочки, трещетка, рубель, дарбука, деревянная коробочка и множество других. Важно, чтобы инструментов было немного, они были удобные для малыша, выделите место, где они будут храниться. Как занимаемся - сначала лучше презентовать один инструмент. Например, сделали вы для себя и малыша шейкеры. Покажите шейкер, как его удобно держать и покажите, как извлечь звук. Пусть малыш немного позанимается сам. В следующий раз, а может быть и в этот, включите хорошую музыку, под которую здорово играть на шейкере. Вы можете играть ритмы или аритмично, а малыш может просто наблюдать или подключаться к вам. Пожалуйста, не поправляйте его, пусть он играет так, как это получается, как ему хочется. Можно и даже нужно подвигаться под музыку и поиграть на шейкере. Постепенно презентуйте другие музыкальные инструменты. Позже малыш сможет сам выбирать, на чем он будет играть под музыку и можно будет делать простые оркестровки.

Инструменты ломаются, поэтому, если вам жалко, лучше их не давайте ребенку. Лучше сделать самим что-то - будет дешевле и не жалко.

Что развиваем? Органы слуха, координацию, крупную моторику, чувство ритма, эмоциональность, как это не странно, но речь мы тоже такими занятиями развиваем. Если инструменты парные (маракасы, ложки, клавесы и др), то развиваем связи между левым и правым полушарием, ребенок сам воспроизводит звук, т.е. он становится творцом, еще небольшим, но уже музыкантом. Если малышу давать свободу и гарантировать безоценочность, то ему понравиться импровизировать, что важно для будущего музыканта и просто для жизни.

6. Лепка. Сейчас есть огромное множество материалов для лепки - разные виды пластилина, масс для лепки, песок, глина, пластика, соленое тесто и другие. Здорово, если ребенку постепенно дают возможность познакомиться с разными материалами. Для лепки готовим отдельную корзиночку или подносик, где хранится дощечка, на которой будет работать ребенок, контейнер с массой для лепки, стеки, формочки, скалочки и другие приспособления, которые у вас есть. Я писала уже о лепке из соленного теста, поэтому отправляю вас сюда -

Лепка развивает моторику, сенсорные каналы, дает возможность малышу самому быть творцом и развивать свои творческие способности.

7. Рисование. Рисовать можно на листе, лежащем на столе, а можно на мольберте. Можно использовать различную бумагу, можно использовать различные красящие материалы, а еще разные кисти, предметы и техники. Это дает громаднейшее количество вариантов работы. Как и с лепкой нужно выделить место для хранения всего необходимого для рисования. Это может быть поднос с непроливайкой, кисточками, подставкой для бумаги, красками, например. Или это может быть мольберт с приготовленным листом, возле которого стоят разведенные краски, кисти, передник и губочка, чтобы вытереть краску после работы. Это может быть целая полка с различными материалами, которые разложены по контейнерам или коробочкам. Чем можно рисовать: цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками, мелом на доске, гуашью, акварелью, углем, пальчиковыми красками, распыляя подкрашенную воду, фломастеры. Можно использовать кисти с синтетическими волокнами, можно с щетиной, кисти бывают разной формы и след они оставляют разный, можно использовать печати и штампы, ролики, губки, трубочки, все, что оставляет след. Можно раскрашивать предметы. Малышу важно презентовать новый материал, показать, как с ним работать и давать возможность самостоятельно поэксперементировать. Учим убирать за собой рабочее место, ведь это прекрасная возможность поупражняться. Есть особое направление в рисовании - свободное рисование. Здесь важно организовать пространство, в котором будет не жалко что-либо испачкать, можно обтянуть парниковой пленкой все, что может быть испорчено. Ребенка лучше раздеть или надеть то, что совсем не жалко. Подбираем хорошо смывающуюся краску, разводим в разных контейнерах, подготавливаем кисти и ролики, а можно рисовать руками или какими-нибудь предметами(подошвой старых ботинок, губками, стаканчиками, листьями с деревьев и др), раскладываем бумагу или предметы, которые можно раскрасить, показываем ребенку, что можно делать и даем ему возможность погрузиться в это. Дети часто очень любят рисовать на себе.

Рисование развивает крупную и мелкую моторику, координацию движений, зрительный канал, эмоциональность, дает возможность ребенку творить и развиваться в этом, готовит руку к письму (если обводить шаблоны, учиться рисовать по трафарету, обводить пунктирный рисунок, раскрашивать).

8. Мячики. Мячи можно использовать разные - большие и маленькие, сделанные из разных материалов, массажные и гладкие, легкие и утяжеленные, мягкие и упругие, светящиеся и с разными наполнителями, разных цветов и с разными текстурами. Храним мячи в отведенном для этого месте. Что с ними можно делать? Можно вообще ничего не делать, потому что если ребенок его увидит, он сам покажет вам мастер-класс. Нужно только внимательно наблюдать и присоединяться. Можно покатать и побросать мячики под музыку - тогда музыка ярче ощущается. Можно мячи учиться забрасывать в корзину, переносить с места на место, закатывать в лунку, подбрасывать и ловить, подавать другому человеку и принимать, пинать ногой и вести мяч к цели, можно сесть на него и попружинить, можно постучать по мячу или мячом об пол, можно покататься на мяче или покатать мяч по телу - наблюдайте за ребенком, экспериментируйте сами.

Развиваем множество всего - координацию движений, сенсорное восприятие, даем возможность попробовать различные движения, развиваем чувства ритма и музыкальный слух, если занимаемся с мячами под музыку или под скандирование стихотворения или потешки, под пение, развиваем ловкость, тренируем зоркость. Это профилактика плоскостопия и проблем с осанкой (катаем маленький мячик ногами, пружиним на мяче сидя на попе).

9. Сортеры. Можно приобрести, можно сделать самим. О них много написано, не буду углубляться, ограничусь лишь фото.


10. Чтение книг. Для книг лучше выделить постоянное место - низкая полочка или коробка с книгами. Здорово, если есть и уютное креслице для чтения или столик со стульчиком, хорошее освещение. Книги лучше брать с жесткими не рвущимися страницами, с реалистичными иллюстрациями (машины, деревья, животные, предметы быта, одежда, продукты, цветы и другое). Показываем, как листать страницы, как бережно обращаться с книгой.

Развиваем моторику, пассивный и активный словарный запас, кругозор, любовь к чтению и получению информации.

11. Уход за растениями. Растения, которые находятся в близости ребенка должны быть безопасными (бывают ядовитые, с шипами или колючками, режущие). Горшок с растением лучше поставить в глубокий контейнер на случай заливанием водой. Этот контейнер нужно постоянно опустошать и мыть. Можно выделить отдельную корзиночку или подносик с лейкой, пульверизатором и мисочкой с губкой или пуховкой для очистки листьев от пыли. Проверяйте, насколько все удобно для использования малышом. Лучше, если все будет одного цвета или с одним рисунком (можно наклеить рисунок), тогда ребенку будет легче ориентироваться, куда нужно все убрать и для чего это. Нужна будет швабра, чтобы вытирать пролитую воду и подставка под раковину, чтобы ребенок мог сам налить воды в лейку или пульверизатор. Покажите, как наполнить водой лейку и как ее удобнее нести, как полить цветок, то же самое с пульверизатором. Если у вас губка для протирания растений, то можно показать, как ее намочить и как протереть лист, если пуховка, то покажите, как можно пользоваться ей.

Ухаживая за растениями ребенок встает в новую роль - он созидает окружающий мир. В процессе тренируются крупная моторика, координация движений, сенсорное восприятие, аккуратность и бережное отношение.


12. Кулинария. Даже когда вы готовите что-то сложное, вы можете малышу предложить выполнить какие-то простые операции - очистить вареное яйцо, порезать маленький брусочек картофеля для супа, помочь замешать тесто для блинов, порвать листья салата на кусочки - можно продумывать степень участия ребенка в процессе. Это для него очень важно и полезно, потому что он становиться частью семьи и человечества, он приобщается к культуре. Приготовление пищи - дело очень увлекательное и дети потом с хорошим аппетитом съедают то, что сами помогали приготовить. Для перекусов ребенок может порезать сам банан или яблоко, почистить мандарин или намазать хлеб маслом. Тема кулинарии очень обширна и требует отдельной статьи, я пока что остановлюсь на этом. Для ребенка хорошо бы выделить маленький фартук, дощечку, безопасный нож и другие кухонные принадлежности по необходимости.

13. Уход за домашними питомцами. Если у вас их еще нет, то очень полезно кем-нибудь обзавестись. За рыбкой можно наблюдать, кормить ее, сажать водоросли, менять воду вместе со взрослыми. Хомяку можно готовить продукты - порвать лист капусты на кусочки, а потом кормить, наполнять кормушку, поилку, мыть его вместе со взрослым. С собакой можно всем вместе гулять, ребенку можно доверить вычесывание шерсти, давать корм или витамины, наливать воду, вместе со взрослым купать животное. Выбирайте сами животное, продумывайте степень участия ребенка и безопасность для ребенка и животного (например, если малыш кормит кошку, то отмеряйте нужное количество корма и ставьте баночку, где ее может достать ребенок и пересыпать в миску животного, подбирайте животное с добрым характером, прививайте его и дрессируйте). Нужно учить взаимодействовать ребенка с животным: подержать можно, но не крепко сжимая, погладить можно, а ударять или махать перед мордочкой - нельзя, играть с собакой можно, но потом важно помыть руки.

Ухаживая за животным ребенок становиться в позицию взрослого, который ухаживает за младшим, это развивает его в социальном плане. Взаимодействие с животными очень полезно для эмоционального и социального развития. Все что делает ребенок по уходу за животным дает возможность развивать координацию движений, мелкую и крупную моторику, самостоятельность, сенсорику.

14. Слушание музыки. Музыку для слушания выбирайте хорошо записанную и исполненную, простую и лучше народную (не обязательно русскую народную, можно слушать музыку со всех концов света). Классическую музыку тоже можно включать, но здесь сложнее с подбором. Советую прочитать эту статью . Не нужно учить малыша слушать музыку сидя и не двигаясь. Чтобы воспринимать и слышать музыку, человеку необходимо совершать движения (у взрослых эта особенность контролируется, а ребенку важно выражать себя в движениях). Поэтому двигайтесь под музыку, кружитесь, танцуйте, хлопайте и топайте, играйте на простых музыкальных инструментах.

Музыкальное развитие тесно связано с развитием речи и эмоциональным развитием, под музыку хочется двигаться, а это физически развивает малыша.


15. Прищепки. Выбирайте те, что проще детской ручкой открыть. Прищепки можно прикреплять и снимать, соединять друг с другом, с ними можно придумать множество развивающих игр.


Сидорова Наталья