Этапы развития ребенка. Раннее развитие. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

В детской колясочке рядом с ребенком лежат газеты.
- О, какой удивительный малыш! - восторгается прохожая старушка. - Он уже читает газеты?
- Что вы! Он ведь не вундеркинд, - возражает мать ребенка. - Он пока только решает кроссворды.

Из семейных историй

Бытует мнение, что если у ребенка низкий коэффициент интеллекта (IQ - начальные буквы словосочетания intelligence quotient, что буквально переводится как «коэффициент интеллекта»), то он бездарен и ограничен. Но так ли это? Попробуем разобраться.

Впервые коэффициент IQ, соотношение «умственного» и фактического возраста, был применен в 1916 г. Считается, что IQ нормально развивающегося ребенка - 100. Если IQ достигает 120-135, ребенок считается одаренным. Если же коэффициент превышает 160, то это уже вундеркинд.

В двадцатые годы американские ученые начали эксперимент. Они выявили почти полторы тысячи высокоодаренных (по данным тестов на IQ) детей. Наблюдали за ними всю жизнь, до глубокой старости. Оказалось, что с годами вундеркинды все меньше выделялись среди своих сверстников. Вывод отсюда был сделан следующий: надежность подобных тестов весьма сомнительна, на их основе нельзя строить долгосрочные прогнозы и делать окончательный вывод об одаренности ребенка.

Психолог-консультант Марина Юрьевна Медведева отмечает: «...тесты на IQ не показывают объективно ни степени одаренности, ни возможностей интеллектуального развития личности. Это набор усредненных задач для определенного возраста. Но подбор их во многом зависит от личности самого составителя теста, а результат связан со всем предыдущим жизненным опытом ребенка, его социальным окружением, с тем, в какой семье он вырос и с кем общался до сего дня. Подобные тесты критикуются именно потому, что дети из «простых» семей, как правило, имеют коэффициент меньше - но не из-за отсутствия интеллектуального потенциала, а потому что уровень информированности в их семьях заведомо ниже.

Задачи теста, как правило, выявляют способность ребенка к вербально-логическому, абстрактному мышлению, но у некоторых детей лучше развит практический интеллект. Не учитывают тесты IQ и того, что неординарно мыслящий ребенок может дать ответ, который с традиционной точки зрения будет считаться неправильным. Наконец, совершенно сбрасывается со счетов эмоциональное напряжение, которое во время тестирования разные дети испытывают по-разному.

Поэтому ставить какую-то «черную метку» на основании подобного тестирования просто непродуктивно. Недостаток его в том и состоит, что тест проводится всего несколько минут. А вот последующего глубокого анализа, почему ребенок не ответил на тот или иной вопрос, не происходит. С точки зрения психологов, давать такие тесты в обычных школах в середине года вообще неправильно. Более правильно делать это в лицеях, гимназиях на вступительных собеседованиях, так как там сознательно ставится цель путем тестирования отобрать детей примерно одного социального уровня и информированности».

Впрочем, насчет оправданности тестирования при поступлении детей в школу у многих специалистов также есть сомнения. Так, профессор Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент РАО, автор десятков книг об образовании и воспитании, относится к ним отрицательно, считая, что: «Достоверных тестов немного. Чаще используются методики экспертной оценки, а один специалист почти всегда субъективен. Если смотреть правде в глаза, такое тестирование - это способ отобрать «удобных» учеников. А школа должна учить всех».

Но вернемся к теме одаренности детей. На мой взгляд, не одаренных детей просто не существует в природе, а то, насколько одаренность ребенка раскрывается, зависит в первую очередь от воспитания.

Быть вундеркиндом вовсе не так уж приятно, как об этом некоторые думают. Опережая «средних» детей по многим параметрам, «одаренные» развиваются очень неравномерно. Часто умственное развитие (особенно речевое) гораздо превышает эмоционально-личностное.

За уникальные способности детям приходится «дорого заплатить». Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, чаще всего так и не оправдав больших надежд, на них возлагаемых. Нередки случаи, когда нетерпеливые родители, надеясь нажить на талантах своих детей капитал, немилосердно их перегружали, не оставляя времени на простые радости детства, что, естественно, приводило как к телесным, так и к психическим недугам.

Доктор психологических наук, профессор Диана Богоявленская считает: «Работа с талантливыми детьми сегодня напоминает мне спортивные соревнования: чей воспитанник раньше всех окончит школу, получит престижную премию, кто больше всех выдаст таких воспитанников «на-гора»... Не отстают от педагогов и некоторые родители. Иные амбициозные мамы и папы доводят своего ребенка до нервного срыва, искренне считая, что изнурительными многочасовыми занятиями помогут ему и еще больше разовьют его дар.

Заставляя ребенка жить в постоянном режиме повышенных нагрузок и требований, эксплуатируя только одну сторону его возможностей, они часто, сами того не подозревая, выступают в роли великих инквизиторов не только для развития личности ребенка, но и для его дарования». Есть мнение, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Нередко вундеркинды растрачивают отпущенный Богом талант еще в детстве, становясь к двадцати годам заурядными людьми. Исчезновение привычного ореола гениальности у «бывшего вундеркинда» зачастую приводит к тяжелым психическим травмам.

Родителям надо задуматься - стоит лишать ребенка счастливого детства ради предположительной перспективы будущих достижений. Может, лучше любить его таким, какой он есть, и радоваться любым, даже самым маленьким, достижениям?

Предлагаемый ниже тест, составленный психологами для детей 7-13 лет, поможет определить степень таланта вашего ребенка.

Не разочаровывайтесь, если результат тестирования не соответствуют ожиданиям ведь малыш меняется, все еще у него впереди. И тем более не стоит всерьез считать его каким-то особенным, если результаты окажутся превосходными.

Составители теста предупреждают: этот тест - полуигра-полушутка.

Тест «Кто вам рассказывает сны?»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы, затем подсчитайте очки. Каждый ответ «да» - 1 очко.
1.Случается ли ребенку находить необычное примененение какому-либо предмету?
2.Меняет ли он свои наклонности?
3.Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6.Сочиняет ли рассказы или стихи?
7.Любит ли вырезать затейливые фигуры?
8.Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывают ли у него желания что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11 .Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12.Считал ли это слово понятным без объяснений?
13.Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14 .Был ли удачлив этот замысел?
15.Использовал ли когда-либо вещь не по ее назначению?
16.Могли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17.Самостоятелен ли он в выборе одежды, прически?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21.Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
23.Помнит ли и рассказывает свои сны или пережитые впечатления?

Результаты.

От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.

От 15 до 19: ребенок не всегда обнаруживает свои способности. Он находчив и сообразителен только тогда, когда чем-либо заинтересован.

От 9 до 14: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

От 4 до 8: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.

Мазуркевич С.А.

Энциклопедия заблуждений. Дети. - М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2002

Что может быть приятней, чем наблюдать, как растёт ваш малыш? В первые двенадцать месяцев его жизни происходят невероятные события. Ребёнок значительно набирает в весе, учится ползать, а затем и ходить. Вскоре он уже проявляет наблюдательность и обнаруживает причинно-следственные связи происходящего вокруг него. В это же время малыш начинает по-своему общаться. Дети до года удивляют одновременным ростом и развитием во всех областях: физической, сенсорной, поведенческой и речевой.

Аспекты развития ребенка до года

Социальное развитие ребёнка постоянно совершенствуется. Достаточно рано он уже оказывает предпочтение знакомым лицам, голосам и даже прикосновениям. Он улыбается и радостно воркует. Но один лишь вид незнакомого лица вызывает проявление дискомфорта и недовольства. Происходит развитие пассивной речи. Малыш способен понимать слова и связывать их с предметами, а затем постепенно он учится и сам произносить слова. Ребёнок достигает значительных успехов и в развитии моторных навыков. Он учится держать головку, садиться, перекатываться, вставать на ноги и даже ходить. Он демонстрирует зрительную координацию движений рук и начинает хватать предметы, тянуться за ними или даже подбирать их.

Умственное развитие ребёнка от рождения до полугода

Первые шесть месяцев после рождения младенцы лепечут, воркуют и издают другие звуки для общения и выражения своих чувств. Они уже осознают наличие у себя рук и ног. Ребёнок будет отзываться на звук, поворачиваясь в его направлении. Он может сконцентрироваться на движущемся объекте и будет сопровождать его движение взглядом. Он пытается исследовать самые различные вещи, засовывая их в рот и пытаясь облизать. Его плач бывает разным, выражая гнев, голод и боль. Но малыш ещё не в состоянии помнить предметы, которые исчезли из поля его зрения.

Умственное развитие ребёнка от шести месяцев до года

К полугоду ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы реагировать на простые инструкции. На этом этапе он может помахать рукой на прощанье и играть в «ладушки». Малыш уже начинает искать предметы, которые не видит в текущий момент. Объём памяти значительно увеличивается. Он может пытаться произносить элементарные слова, такие как «мама» и «папа». Малыш подражает окружающим. Он произносит звуки, которые обычно понимают самые близкие ему люди.

Достижения в развитии годовалого ребёнка

Ребёнок примерно годовалого возраста очень любит, когда ему читают книжку. Ему нравится рассматривать картинки в книжках, и он будет с интересом листать страницы. Складывать предметы один за другим в ёмкость – тоже простая, но очень интересная в этом возрасте игра. Малыш будет с любопытством крутить в руках разные предметы, чтобы внимательнее рассмотреть их. Он играет с мячом, перекатывая его по полу. Всё новое вызывает у него огромную радость и интерес. А вот ограничения ему не понравятся. К году ребёнок уже научится отрицательно качать головой, если ему что-то не по нраву.

Младенец может попытаться составить башню из двух кубиков, но часто такая попытка заканчивается неудачей. Он уже умеет переворачивать страницы картонной или тряпичной книги. Ребёнок в состоянии проследить взглядом за быстродвижущимся объектом. Дети до года часто способны произносить несколько слогов или слов, а к году их пассивный словарный запас намного больше. Некоторые слова малыши особенно любят повторять опять и опять. Они уже могут определять предметы по их названию. Ребёнок понимает простые инструкции, может выражать своё к ним отношение.

В нашем разделе Вы найдете все подробности развития малыша по месяцам! Здоровья Вашим любознательным деткам!

Развитие интеллекта ребенка начинается с самого рождения. Ребенок уже способен слышать, видеть, испытывать вкусовые, обонятельные ощущения. Таким образом малыш получает информацию до двух месяцев, а позднее учиться чувствовать и различать целостные объекты, в основном людей. Малыш оживляется при виде матери или знакомого человека, услышав знакомый голос.

Развитие интеллекта ребенка с рождения до трех месяцев

Развитие ребенка 4 недель:

Ребенок успокаивается если его возьмут на руки и укачивают;
оживляется при звуке голоса мамы или другого близкого человека (или наоборот замирает);
о своих потребностях сообщает плачем. Когда проголодался или хочет спать;
если общаться с ребенком достаточно близко – внимательно разглядывает лицо человека;
на поставленный перед ним предмет тотчас обращает внимание. Внимательно его разглядывает.

Развитие ребенка в 2 месяца:

Во время кормления грудью может ненадолго остановиться чтобы рассмотреть мамино лица, посмотреть в глаза;
улыбается в ответ на улыбку;
когда с ним разговаривают произносит звуки, гулит;
трясет вложенной в руку погремушкой;
за движением следит глазами;
открывает рот, когда чувствует близость груди матери и при виде бутылочки.

Развитие ребенка в 3 месяца:

Узнает лица знакомых людей;
когда с ребенком разговаривают, оживляется и смеется в ответ;
разглядывает игрушки, свои ручки и пальчики.

Как развивать интеллект ребенка с рождения

Мелкая моторика

В это время развиваются слуховое внимание, кожная чувствительность – умение распознавать разные по фактуре предметы.
Малышам очень нравится, когда их гладят мягкой игрушкой, лучше если эта игрушка издает различные звуки. Погладьте малыша игрушкой и спрячьте её, ребенок начнет искать игрушку, беспокоиться, продолжите игру.

Пройтись по животику малыша указательным пальцем и мизинцем приговаривая:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашку не ел,
Молочка не пил, —
Того забодает, забодает.

Вы увидите какой бурный восторг вызовет эта знаменитая коза у ребенка.

Самый первый объект пристального внимания грудничков - это их собственные ручки. Находясь в кроватке, малыши внимательно изучают их, рассматривают пальчики, пробуют на вкус. Это очень важное занятие, которое помогает лучше чувствовать свои руки, что способствует формированию мелкой моторики что важно для развития участка коры головного мозга ответственного за развитие речи.

Чаще играйте с малышом в пальчиковые игры, Разминайте каждый пальчик, гладьте по ладошкам, потирайте ладошки малыша друг о друга, подуйте на них. При этом говорите ласковые слова или небольшие стишки, например:

Хлоп – Хлоп,
Ты ладошечка!
Хлоп – хлоп,
Моя крошечка!

Развивайте наблюдательность младенца

Для развития наблюдательности необходимо регулярно пополнять предметный мир младенца незнакомыми предметами. Потому как до трех месяцев малыш все свое время проводит в основном в кроватке, обязательно устройте для него традиционное развлечение – подвесные игрушки.

Не обязательно покупать мобиль с игрушками над кроваткой, обычные игрушки на шнуре, шарики и ленточки даже предпочтительней, ежедневно можно менять игрушки. Игрушки должны располагаться так чтобы ребенок не мог до них дотянуться, а только рассматривал их.

Больше всего ребенок любит наблюдать за движущимися объектом, сейчас не сложно найти такой мобиль, но можно соединить ручку или ножку ребенка с игрушками ленточкой, как движущийся объект готов!

Готовьте малыша к овладению речью

Всем нам с детства знакомы произведения, в которых дети, воспитанные в лесу животными в последующем, адаптируются в социуме. Надо сказать, что эти произведение не имеют под собой и толики реальности. Дети, оставшиеся без человеческого общения, в дальнейшем не смогут овладеть человеческой речью и как следствие понятийным мышлением, в своем психическом развитии они так и останутся на уровне животного.

Готовить малыша к овладению ручью необходимо с первых дней жизни. Постоянно разговаривайте, общайтесь с ребенком – когда гуляете, купаете, одеваете ребенка. Говорите с ним, объясняйте свои поступки, обозначайте предметы, которые используете.

Побуждайте младенца подражать вам, произносите звуки, для начала певучие гласные «а», «о», «у» и повторяющиеся слоги «ма-ма», «ля-ля-ля», «да-да-да». Или же делайте наоборот, как только ребенок начнет гулить, повторяйте те же звуки за ним. При этом желательно чтобы ребенок видел ваше лицо, движения ваших губ.

Замечено, что раньше других начинают говорить дети, родители некоторых немедленно реагировали на плачь младенца, приходили тотчас к ребенку что бы ликвидировать источник плача и просто успокоить.

Важнейшие качества – активность и предприимчивость

Подлинные интеллектуалы люди любознательные, способны отлично усваивать чужой опыт, а также генерировать новые идеи. Поэтому нужно всегда поощрять развитие интеллекта, познавательную деятельность младенца.
Младенцу интересно все. А в первую очередь конечно люди, которые его окружают, их лица и голоса. Поиграйте с малышом, стройте гримасы, смешные рожицы. Он может улыбаться в ответ или попробовать повторить вашу гримасу.
Что бы малыш научился сосредотачивать внимание на звуках, можно повесить над кроваткой несколько колокольчиков или популярный по фен-шуй талисман «музыка ветра».
Для развития чувственности кожных покровов предложите малышу кусочки разных материалов – различных тканей, губка, резина, кожа, шерсть. Ими можно поглаживать ручки или тело малыша.
Уже в младенческом возрасте можно начинать заниматься с малышом по методике Николая Зайцева, построенной на принципе «все и сразу». Первоначально можно развесить таблицы, петь склады демонстрируя их малышу.

Клуб Увлеченных Мам

Каждый родитель мечтает, что его ребенок будет самым-самым, и в том числе, интеллектуально. Но мечтать — это одно дело, другое дело — воспитать гения.

Будучи беременной, я целеустремленно читала литературу о развитии детей, пытливо «глотала» разные книги по методикам и искала пути, как все это применить в своей жизни.

Идеями раннего развития детей в наши дни пронизано все, родители, не слышавшие о раннем развитии, являют собой ничтожно малую цифру.

Итак, как с пеленок заниматься интеллектуальным развитием ребенка до года?

Начнем с небольшого отступления и поговорим о том, как происходит развитие мозга.

При рождении у новорожденного мозг сформирован не полностью и составляет примерно одну восьмую часть от массы тела. Дальнейшее развитие мозга увеличивает его объем к 9-10 месяцам в два раза.

Когда-то давно я с удивлением узнала, что рост мозга у новорожденного зависит от его двигательной активности. Мозг развивается, если новорожденный получает разнообразный опыт и имеет возможность вести активную деятельность.

Связь развития мозга и физической активности доказана американским врачом-физиотерапевтом Гленном Доманом.

Гленн Доман и его соратники изучали развитие мозга, поскольку занимались реабилитацией детей с травмами мозга и поражениями нервной системы. Итогом работы стала система, названная «методикой Домана» — о ней вы можете подробнее узнать . Если вам интересно, подробно о развитии мозга вы можете прочитать в книге Гленна Домана «Гармоничное развитие ребенка».

Теперь, когда мы выяснили, что интеллектуальное развитие ребенка до года очень сильно зависит от физического развития, то понимаем, что задача родителей — создать новорожденному условия для двигательной активности. Ниже мы перечислим виды двигательной активности, подходящие малышам до года.

Однако физическая активность — это не единственное, что развивает интеллект ребенка до года.

Стимулирует развитие мозга большое количество поступающих в него сигналов. Чтобы у мозга была «пища», необходимо создать условия для сенсорного развития малыша. Сенсорное развитие включает развитие обоняния, вкуса, слуха, осязания, зрения.

Итак, для интеллекта развиваем:

Обоняние. Давайте вашему малышу нюхать разные запахи. Но сами лучше не используйте парфюм, малыш должен знать ваш особенный запах.

Вкус. Вкусовые эксперименты отложите до начала введения прикорма. Будьте аккуратны с аллергенами.

Слух. Разговаривайте с малышом, пусть он узнает разные интонации, слушайте и пойте песни, играйте на музыкальных инструментах или ходите на концерты. Интересен опыт музыкального развития Сузуки, о нем и его методике вы можете прочитать .

Осязание. Прикасайтесь к коже своего малыша как можно чаще. Контакт матери с ребенком «кожа к коже» считается одним из лучших «лекарств» для младенцев.

Как создать условия физической активности для развития интеллекта ребенка до года

Свобода от пеленок

Тугое пеленание прочь! Меньше пеленайте ребенка, пусть все время бодрствования малыш имеет возможность двигаться.

Недавно стали мамой малыша?

Ползание

Новорожденный умеет ползать! Вы не знали?

Я узнала об этом из книги Гленна Домана и вспомнила, как на третий день своего рождения мой младший сын прополз около полутора метров по покрывалу нашей родительской кровати. Тогда я подумала, что это случайность, и в итоге списала на то, что мне это показалось.

Очень жаль, что узнала я о ползании новорожденных по-пластунски, уже когда моему сынишке было около трех месяцев, и его рефлекс ползания давно угас. Не повторяйте моей ошибки. Знайте, новорожденные ползают! И кладите их на животик почаще, чтобы они могли реализовать этот свой навык!

Живите на животе

Это не предложение выкладывать малыша на живот, а предложение дать новорожденному другую жизнь, отличную от той, на которую обречены малыши, лежащие целый день на спине.

Когда ваш малыш не спит, положите его на живот. Носите на руках в позе «футболиста», это когда голова ребенка находится у вас на сгибе локтя, а его тело располагается на вашей руке от локтя до кисти руки. Попробуйте, так малыши еще и легко успокаиваются.

Такое положение ребенка в пространстве дополнительно стимулирует активное овладение мышцами шеи, и ваш малыш быстро начнет хорошо держать головку.

Фитбол

Очень популярна гимнастика на фитболе для малышей. В этом видео вы можете увидеть несколько полезных упражнений:

Купание, ныряние

Займитесь купанием в большой ванне и обучением нырянию до 3 месяцев. Методику несложно изучить по видеоинструкциям, еще лучше — обратиться для обучения к специалистам. Ранее обучение плаванию позволяет в некоторых случаях исправить даже последствия родовых травм.

Динамическая гимнастика

Надо сказать, что этот вид физического развития вызывает бурные споры в среде родителей, медиков и специалистов, практикующих динамическую гимнастику, поэтому, мы пишем о ней здесь лишь с целью дать вам информацию о том, что такой вид гимнастики для младенцев существует. Решение, заниматься ли вам с вашим малышом этой гимнастикой, принимать вам.

Материнский массаж

Это вид массажа, доступный любому родителю. Материнский массаж помогает выразить любовь к новорожденному телесно и дать своему малышу ощущение защиты.

Прохлада

Не создавайте для вашего малыша «тепличных условий». Воздушные ванны – это первая легкая закалка организма. В прохладных условиях малыш будет находиться в тонусе и совершать больше движений.

К мудрецу пришла женщина и спросила: «Мудрец, как мне воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос мудрым?» Мудрец спросил: «А когда родился твой ребенок?» «Вчера» - ответила женщина. «К сожалению, ты опоздала на 9 месяцев» - огорчился мудрец.

Старая притча.

Современная наука доказала, что старая притча – абсолютная истина. Не даром уже на 13 неделе развития плод приобретает способность слышать и воспринимать информацию из окружающего мира, «знакомится» с ним и формирует своё к нему отношение.

Интеллект – это очень сложное формирование. Его уровень имеет прямую зависимость как от генетических, так и от средовых факторов, т.е. на уровень интеллекта влияет и наследственность и среда, которая окружает ребенка. Путём многочисленных исследований было доказано, что люди с большим количеством общих генов имеют наиболее схожие показатели интеллекта. Выходит, что чем выше интеллект родителей, тем выше он у ребенка? Оказывается, нет. Ребенок рождается с интеллектуальным потенциалом, который обусловлен наследственностью, этот потенциал может быть как повышен, так и снижен, под влиянием внешней среды.

Начиная с момента зачатия и до 3 лет ребенок проделывает 50% пути в развитии своего интеллекта – вот почему так важно начать развитие ребенка как можно раньше. Успешность развития умственных способностей зависит от очень многих факторов – это настроение и здоровье матери во время беременности, влияние вредных факторов на мать и плод, питание, психологический климат, окружающий беременную женщину и ребенка, и конечно же, то внимание, которое уделяют родители развитию своего малыша.

Негативно на развитии интеллекта сказываются следующие факторы:

  • употребление алкоголя во время беременности;
  • неполноценное питание женщины во время беременности, нехватка аминокислот и белков;
  • недостаток йода в организме беременной;
  • стрессы и нервное напряжение беременной;
  • неполноценное питание ребенка, недоедание;
  • воздействие на малыша токсических веществ, таких как свинец (краски, штукатурки).

Теперь следует сказать о развитии умственных способностей у новорожденного. Чем больше привлекается мозг человека к какой-либо деятельности, тем больше создается нервных связей – соединений между нейронами. Каждое новое раздражение мозга оказывает содействие появлению новых связей, мозг снабжается кислородом и начинает работать лучше. Процесс этот очень похож на тренировку мышц .

Новорожденный младенец – существо совершенно особенное. На первый взгляд может показаться, что кроме как есть и спать, он больше ничего не делает, но это только на первый взгляд. Развитие интеллекта грудных детей оценивают по сенсорному развитию и двигательной активности. С первого месяца жизни с ребенком нужно общаться в периоды его бодрствования, поддерживать зрительный контакт, говорить с ним, чтобы он вслушивался в голос и слова. Гимнастика для малышей поможет быстрее снять гипертонус мышц. Малыш может ненадолго сфокусировать взгляд на неподвижном предмете, например, на лице мамы – так развивается бинокулярное зрение. Первой наградой Вам станет улыбка Вашего малыша !

На втором месяце ребенок уже может реагировать на звуки, поэтому нужно приобрести игрушки, издающие звук и тренировать этот навык, погремев то справа, то слева. Ярким шариком или игрушкой, водя ими в поле зрения малыша, можно развивать зрительные навыки. Можно вкладывать в ладошки малыша игрушки, затем осторожно вынимать их. Занятие не должно превышать 10-15 минут, чтобы малыш не переутомился. Малыш уже может поднимать головку на короткое время.

На третьем месяце усложняются эмоциональные реакции в ответ на разговор взрослого. Появляется «комплекс оживления» - при этом ребенок двигает ручками, ножками, длительно (2-3 минуты) лежит на животике, увереннее держит головку. Тонус рук и ног значительно ослабевает. Полезно выполнять следующее упражнение – взять малыша подмышками и осторожно прикоснуться его ножками к горизонтальной поверхности – сначала он одернет ножки, а затем опустит их и упрется в поверхность. Перемещая малыша вперед, можно добиться движений, похожих на хождение. Ребенок уже способен слушать музыку, необходимо чаще вызывать у него чувство радости – это способствует двигательной и речевой активности. Над кроваткой можно повесить кронштейн с игрушками на расстоянии вытянутой руки малыша – он будет их исследовать. Речевая активность проявляется в форме гуления.

К четвертому месяцу малыш без труда следит за движениями взрослых, узнает маму, находит взглядом источник звука, смеется. Он уже может сам захватывать игрушки, рассматривать их. Полезно выкладывать ребенка на живот и выкладывать перед ним яркую интересную игрушку – это побуждает его ползти, дотянуться до неё. Игрушки должны быть разными по цвету, форме и размеру, чтобы они вызывали интерес у малыша .

На пятом месяце продолжается развитие зрительного, слухового сосредоточения, восприятия речи. Малыш отличает родных от чужих людей, распознает интонацию речи, начинает произносить согласные звуки. Ребенок может самостоятельно перевернуться со спины на живот, может стоять при поддержке взрослого. Необходимо чаще разговаривать с ребенком, при этом не коверкая слова, не сюсюкая, а произнося их медленно, внятно и правильно. Полезно включать малышу спокойную детскую музыку, песенки. Для того, чтобы побудить ребенка ползать, можно перевернуть его на живот и дать упрется ножками в руку взрослого – он будет от неё отталкиваться и продвигаться вперед.

К шестому месяцу малыш начинает реагировать на своё имя, радоваться общению и игре с другими детьми, произносить простые слоги, есть из ложки. Полезно звать ребенка по имени, отходя на разные расстояния, а также оставлять ненадолго одного с игрушками. Многие дети в этом возрасте пытаются сесть, но это касается не всех малышей.

Начиная с седьмого месяца особую роль играет развитие понимания речи – нужно разговаривать с ним, называть предметы, действия. Малыш должен уметь ползать, садиться, учиться сидеть, вставать, стоять, пить из чашки. Полезно организовывать игру малыша в манеже с такими игрушками, как мяч, ведерко, мисочки и т.д.

В возрасте восьми месяцев малыш сам садится, ложится, встает, перешагивает, держась за барьер, подолгу может играть сам, с интересом наблюдает за игрой других детей. Любит грызть яблоко или сухарик, может пить из чашки, которую поддерживает взрослый. Ребенка нужно побуждать как можно больше двигаться. Игрушки становятся более сложными – картинки с животными, куклы и т.д. Ребенок должен отличать одну игрушку от другой и по просьбе взрослого подавать ему мяч, куклу и т.д. Соответственно словесное общение тоже должно усложниться – следует называть малышу животных, действия, предметы. С этого возраста нужно приучать ребенка к горшку.

С девяти месяцев поведение ребенка существенно меняется – он начинает понимать речь взрослого и тот получает возможность воздействовать на поведение малыша словами. Он понимает своё имя, слова, касающиеся режима – «будем спать», «будем кушать». Кроме того, малыш пытается повторять слова, сказанные взрослым. Это очень важно для развития речи – побуждайте малыша повторять сначала простые звуки, затем слова. К этому времени ребенок привыкает к горшку, начинает аккуратно есть из ложки, может пить из чашки. Игра с игрушками становится более осознанной, приходит понимание назначения той или иной игрушки; музыка побуждает протанцовывать. Малышу доставляет удовольствие общаться с другими детками. Ходить ребенок может при наличии опоры. Для того, чтобы развивать навыки хождения, малышу необходим простор – кратковременно лишая его поддержки можно добиться самостоятельного передвижения от предмета к предмету. Благодаря хорошо развившимся подражательным реакциям ребенка можно начинать учить более сложным вещам, например творчеству, как это делается в группах раннего развития. Но можно делать это и дома, самостоятельно. Сначала можно показать ему, как обращаться с карандашом, кистью, красками, затем вместе с малышом пробовать чертить отдельные линии – очень скоро с Вашей помощью ребенок сможет закрасить нарисованный контур, нарисовать мячик и т.д.

К возрасту одного года малыш достигает значительного прогресса в своём развитии – он может произносить до 10 простых слов, делает самостоятельные шаги, спокойно сидит на горшке, пытается самостоятельно есть, пользуясь ложкой и пить, держа чашку двумя руками. Он узнает взрослых, знает их по именам, интересуется животными. Малыш способен проявлять различные эмоции – радость, грусть, гнев, жалость; он начинает понимать такие указания взрослых, как «дай», «принеси», «нельзя». В игре малыш начинает копировать известные ему вещи – учите его укладывать кукол спать, кормить, собирать кубики, воспитывайте в нем доброту и заботу, следите, чтобы он не жадничал, давал игрушки другим детям. Очень важно побуждать ребенка больше ходить самостоятельно, позывая его на расстоянии, побольше говорить с ним, называть предметы и действия. Также следует оставлять малышу время для самостоятельной игры.

Первый год жизни малыша чрезвычайно важен, так как закладывает предпосылки дальнейшего развития интеллекта, а развить его можно на 20% от врожденных задатков. Гармоничное развитие ребенка в первый год жизни закладывает в нем психологическое здоровье. Иными словами, чем больше родители потратили времени на малыша в первый год его жизни, тем больший результат будет получен в дальнейшем. Не жалейте времени для своего малыша, но и не перегружайте его .

Литература:

  1. Мозг на 100%. Интеллект.Память. Креатив. Интуиция. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей / О. Н. Кинякина, Т. Захарова, П. Лем и др. – 2-е издание улучш. и доп. – М., Эксмо, 2008. – 848 с.
  2. Как вырастить здорового ребенка (брошюра)