Гигиена по-советски в воспоминаниях современников: хозяйственное мыло, банный день и зубной порошок. Вся неудобная правда о личной гигиене времен ссср

Уже в первые годы своего существования Советское государство поставило вопрос о проведении в стране широких гигиенических мероприятий. В основу всей работы в области гигиенической науки и практики были положены сформулированные еще в 1919 г. на VIII съезде партии задачи, заключающиеся в проведении в жизнь в интересах трудящихся мероприятий по оздоровлению населенных мест (охране почвы, воды и воздуха), постановке на научно-гигиенических основах рационального общественного питания, осуществлении мер предупреждения эпидемических болезней и создании санитарного законодательства. Эти задачи неуклонно выполняются. Индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, плановое народное хозяйство, полное переустройство быта, вызванное значительным улучшением материального положения населения и ростом культуры, вызвали необходимость проведения в жизнь многих санитарных мероприятий. Гигиеническая наука и санитарная практика, руководимые такими выдающимися организаторами здравоохранения и деятелями советской гигиены, как Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, А. Н. Сысин и др., стали ведущим звеном в укреплении здоровья населения, а профилактика стала основной базой советского здравоохранения. Появилось широкое санитарное законодательство, охватившее все стороны жизни, быта и труда советских людей.


Николай Александрович Семашко
(1874-1949).


Зиновий Петрович Соловьев
(1876-1928).

При строительстве новых городов и сельских населенных мест проводится наиболее целесообразная с гигиенической точки зрения их планировка, обеспечиваются необходимые условия для охраны водоисточников от загрязнений, устройства водопровода и канализации, защиты атмосферного воздуха от попадания вредных примесей промышленных выбросов и т. д. Многие существующие города реконструируются и расширяются с учетом всех этих мероприятий, причем это благоустройство охватывает как центральные районы, так и бывшие так называемые «рабочие» окраины. На предприятиях используются многие санитарные мероприятия для создания оптимальных условий труда. Резко возросла сеть предприятий общественного питания, отвечающих всем требованиям пищевой гигиены. Еще в 1922 г. была организована санитарная инспекция, на которую была возложена задача осуществлять надзор за выполнением предусмотренных санитарным законодательством мероприятий, включая предупредительный санитарный надзор. Таким образом, уже в предвоенное время имело место значительное улучшение уровня санитарного состояния страны и санитарной культуры населения, что быстро нашло свое отражение в основных показателях санитарного благополучия страны (снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни и т. д.).

Период Великой Отечественной войны был суровым испытанием медицинской службы нашей страны. Перед советскими медицинскими работниками встало много неотложных задач: обеспечение нужд Советской Армии, развертывание госпиталей, организация медико-санитарной службы МПВО, проведение мероприятий, препятствующих, возникновению инфекционных заболеваний как среди личного состава армии, так и среди населения.

Особенно важной задачей было сохранение эпидемиологического благополучия страны, так как разрушение большого числа жилых, общественных, производственных зданий, коммунальных учреждений, а также передвижение огромной массы людей по территории страны создавали неблагополучные санитарно-гигиенические условия.

Благодаря слаженности, организованности и высокому патриотизму советских медиков 72% раненых солдат и офицеров было возвращено в строй. Не наблюдалось эпидемий ни среди населения, ни в армии. Этому способствовали проведение профилактических прививок, четкая работа медиков профилактического профиля, хорошая работа дезинфекционной службы. Противоэпидемическая работа во время войны по приказу Наркомздрава СССР считалась обязанностью не только эпидемиологов, но и всех медицинских работников, общественности страны.

Советские ученые-гигиенисты разрабатывали санитарно-гигиенические мероприятия по улучшению санитарных условий в армии (полевое водоснабжение войск, гигиена одежды, обуви, гигиена питания в военных условиях и т. д.).

После Великой Отечественной войны значение гигиенической науки и санитарной практики еще больше возросло, что способствовало их дальнейшему развитию. От санитарных органов потребовались огромные усилия для подъема санитарного состояния страны, улучшения условий труда, быта советских людей и ликвидации санитарных последствий войны.

Для возмещения огромного нанесенного войной ущерба были выполнены широкие оздоровительные мероприятия, восстановлено коммунальное благоустройство, проведено улучшение общественного питания, охраны труда и т. д. При этом перечисленные выше мероприятия были осуществлены в исключительно короткий срок небывалыми темпами с использованием современных достижений гигиенической науки и практики. Был издан ряд новых актов санитарного законодательства, в которых предусматривался более высокий, чем до войны, уровень санитарных требований. Возросла сеть медико-профилактических учреждений (санатории, курорты, дома отдыха), способствовавших быстрому восстановлению здоровья пострадавших на войне и укреплению здоровья населения. Увеличилось число научно-исследовательских институтов, занимающихся научной разработкой гигиенических проблем и поднявших на еще более высокую ступень гигиеническую науку.

Как в период создания Советского государства, так и в настоящее время Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание развитию гигиенической науки, профилактическому обслуживанию населения, что способствует созданию наиболее благоприятных условий труда и отдыха советского народа.

В дальнейшем в нашей стране будут осуществлены широкие мероприятия по предупреждению и решительному сокращению заболеваемости, укреплению здоровья населения, дальнейшему увеличению продолжительности жизни.

В июне 1968 г. на сессии Верховного Совета СССР был детально обсужден вопрос «О состоянии медицинской помощи населению и о мерах, по улучшению здравоохранения СССР». В постановлении по этому вопросу определены главные задачи, направленные на предотвращение загрязнений атмосферного воздуха, по усилению охраны водоисточников, почвы и других объектов внешней среды от различных загрязнений, а также по улучшению условий труда, борьбе с шумом и другими вредно действующими на человека факторами. Все эти задачи будут решаться на основе достижений советской гигиенической науки при участии не только медицинских работников, но и всего населения страны.

Текст: Елена Догадина

Тема менструации в медиа по-прежнему остаётся табу - а её обсуждение вуалируется и эвфемизмами вроде «этих» или «критических» дней. Кажется, так было всегда, но на самом деле нет - в СССР много лет открыто писали о менструациях, а статьи сопровождали рисунками матки. Разбираемся в истории отношения к менструации в СССР - с помощью прессы, книг и историка Павла Васильева.

К этому времени, когда яйцо созревает, у женщины появляются крови, или, как их иначе называют, регулы, или менструация. <...> У нас в России обыкновенно это бывает на 13-м или 14-м году. <...> С того возраста, как начинается созревание яиц и регулы, девочка начинает превращаться в девушку. Она начинает сильнее расти, у неё меняется голос, иногда меняется характер. В это время девочки иногда становятся очень раздражительными.

«РАБОТНИЦА», № 6, 1923 ГОД

← В ДВАДЦАТЫЕ И ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ партийная пресса публиковала тексты о менструациях как минимум в каждом втором номере. Доктор исторических наук Алиса Клоц считает, что это можно объяснить раннесоветской гигиенической кампанией - её активно вели до послевоенных лет, когда прошла основная миграция из деревень в города и население усвоило базовые навыки гигиены. В этот период о месячных писали по-медицински сухо и по делу. Кандидат исторических наук, постдокторант Института ван Лир в Иерусалиме Павел Васильев говорит, что в первые годы после революции в стране « были сильны эмансипаторские настроения» .

Во время кровей внутренности матки взбухают, матка становится рыхлой, наливается кровью. Отверстие в шейке матки открывается немного, и кровь выливается наружу. Менструации длятся различно: 3-5-7 дней, - и появляются через каждые 3-4 недели. Если менструации длятся дольше или появляются чаще, то это уже болезнь, и нужно обратиться к врачу.

«Работница», № 6, 1923 год

→ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЭРИК НАЙМАН ПИШЕТ , что Александра Коллонтай относилась к менструациям как к чему-то неприятно-обязательному для женщин, от чего неплохо было бы избавиться. Считалось, что месячные встают на пути женщины к полному равноправию с мужчиной, но при этом не рассматриваются как важный женский опыт. Это просто явление, которому подвержены женщины, поэтому и писали о них, как и о любой другой «медицинской», узкоспециальной информации - необходимый минимум. За дополнительными данными или при отклонениях цикла советовали идти к врачу.

Менструация, таким образом, не есть болезнь; по букве закона, женщина во время менструации освобождению от труда не подлежит. Но есть целый ряд женщин, у которых в силу тех или других условий организма менструация протекает, особенно в первые дни, чрезвычайно тяжело. <...> Врачи предписывают женщине, не работающей на предприятии, полный покой (лежание в постели) в течение одного-двух дней.

«РАБОТНИЦА», № 7, 1924 ГОД

← ДИСКУССИИ О МЕНСТРУАЦИЯХ И РАВНОПРАВИИ велись и на уровне, следует ли брать отгулы в дни месячных. Профессор советской истории Мелани Илич в исследовании «Soviet Women Workers and Menstruation: A Research Note on Labour Protection in the 1920s and 1930s» пишет, что на заводах и производствах, где женщин было больше, чем мужчин, существовал менструальный отпуск. Женщины могли взять выходной несколько дней в месяц - хотя некоторые сознательно им не пользовалась. Павел Васильев считает, что это характерно и для современной ситуации: с одной стороны, менструальные отгулы можно считать прогрессивной законодательной инициативой; с другой - они будто автоматически подразумевают, что женский организм несколько дней в месяц функционирует хуже, чем мужской, а мужской организм принимается за стандарт.

Но не во всех партийных изданиях этого периода сильны феминистские настроения. Например, в «Женском журнале» в 1926 году вышел материал «Химия женских настроений» - в нём описывается, что женщина на несколько дней в месяц становится неуправляемой, а в психиатрии ей уготован диагноз «менструальный психоз»: «Следовательно, вменяемость женской личности в период месячных, безусловно, ограничена. Статистика иллюстрирует эту мысль указанием на повышение наклонности к преступлениям. Оказывается, что около 50 % всех самоубийств среди женщин выпадает на период регул».

Если встречи женской яйцевой клетки со сперматозоидом не происходит, неоплодотворённая яйцевая клетка всё же продвигается в матку и погибает. Поверхностный слой набухшей слизистой оболочки матки суживается; это сопровождается кровотечением; происходит то, что мы называем менструацией.

«Работница», № 7, 1947 год

→ ПОСЛЕ ВОЙНЫ, во второй половине сороковых - начале пятидесятых годов, в журналах медицинские подробности, внимание к здоровью и гигиене сменяет беспокойство исключительно за репродуктивное состояние женщины. Пресса напоминала, что если менструации сбились или появились выделения, женщине немедленно нужно к врачу, пока не возникли осложнения - ей же предстоит стать матерью.

Павел Васильев добавляет, что страна в сталинский период, в контексте милитаризации, была заинтересована в новых гражданах, и прежде всего - в солдатах. Сильнее всего это заметно в послевоенные годы, когда женщина рассматривалась как «инкубатор» по производству людей, причём не только в СССР - другие пострадавшие от войны страны тоже стремились восполнить потери. В этот период медицинская халатность, случаи, когда врач своими действиями нанёс урон репродуктивному здоровью женщины, карались особенно строго, добавляет Васильев. Соответственно, о менструациях самих по себе тогда не говорили - их просто упоминали в статьях о беременности, причинах бесплодия или абортах.

Самая главная забота родителей в этом отношении сводится к тому, чтобы получше подготовить организм девочки к нормальному менструальному циклу. <...> У физически развитых, закалённых, здоровых девочек месячные проходят обычно регулярно, без нарушений; напротив, болезненные девочки зачастую трудно переносят начало месячных, худеют, теряют и без того скромные силы.

«Работница», № 3, 1963 год

← С КОНЦА ПЯТИДЕСЯТЫХ - начала шестидесятых упоминания о менструациях в прессе всплывают только в рамках советов для мамы девочки-подростка. Бабушка, врач и учителя в школе должны быть готовы к менструациям девочек, а мама - заранее снабдить дочь информацией, чтобы она не испугалась крови. А всё окружение школьницы должны быть готово к тому, что её поведение изменится, она начнёт хуже учиться и грубить - считается, что это нормальный этап её жизни, связанный с «превращением в мать». Павел Васильев предполагает, что менструальное знание с конца пятидесятых и до восьмидесятых годов уходит в сферу семьи, причём ответственность за хранение и передачу этой информации лежит только на матери.

Есть и ещё одна теория, объясняющая такое положение дел: в шестидесятые-восьмидесятые годы говорить о менструациях становится сложнее, возможно, в том числе из-за нового, ещё более консервативного взгляда на семью. В книге «The High Title of a Communist: Postwar Party Discipline and the Values of the Soviet Regime» Эдвард Кон приходит к выводу, что хрущёвский период в СССР стал едва ли не более «морализаторским», чем сталинский. Например, если при Сталине становилось известно о любовнице какого-нибудь чиновника, за этим могли последовать простые беседы и выговоры - при Хрущёве санкции за подобные поступки были гораздо строже. Моральный облик строителя коммунизма конструируется как никогда чётко и подробно.

Не менее двух раз в день чистыми руками с коротко остриженными ногтями надо обмывать наружные половые органы чуть тёплой кипячёной водой; засохшая на наружных половых органах кровь ведёт к загрязнению и раздражению кожи, отсюда воспаление может перейти во влагалище и внутренние половые органы. Не следует во время менструации принимать ванну, купаться в море, в реке (нельзя спринцевать влагалище). Мыться следует под душем. Нельзя иметь половых сношений. Надо пользоваться гигиеническими марлевыми прокладками, которые следует подвязывать к поясу и менять по мере загрязнения; следует носить просторные трико и чаще их менять.

«Краткая энциклопедия домашнего хозяйства»,
1966 год

На фото - обложка журнала BURDA moden за 1989 год. Скандальная реклама которую помнит каждый - тампоны Тампакс, американское изобретение. Еще немного, и такие будут выпускать и у нас! С женскими гигиеническими принадлежностями в СССР было плохо. До 90-х годов женщины были вынуждены...


...изготовлять их сами. Подробные пояснения под картинкой - не случайны. Не все понимали, что приспособление безопасно! Вплоть до 2000-х годов к этому предмету женской гигиены относились настороженно - в моей школе ходила легенда, что таким могут пользоваться только падшие женщины.

Именно из-за этого дремучего невежества рупор пропаганды уже тогда заявляет - тампонами можно и нужно пользоваться. Книга "Откуда берутся дети", год издания 1989, расскажет девочкам об их предназначении доступно, в картинках. Вот таких. Кстати, сама книга наверняка была у вас дома в эти годы. Ведь больше ничего, что помогало бы детям узнать правду о половой жизни, собственно, и не было!

Подмышки в районе конца 70-х - начала 80-х уже бреются, как и ноги, я помню, что мама мне рассказывала о своих внутренних страданиях - обманывает она своего мужчину таким косметическим усовершенствованием, или нет? Вот это фото с 1989 года, где видно - растительность полностью удалена. Зато в шкафах еще можно найти специальные подушечки, впитывающие пот, которые пришивались к платьям в районе подмышек, чтобы одежда не пачкалась.

Серия из 18 плакатов фотовыставки Минздрава СССР «Гигиена школьника». Фотографии наклеены на обтянутый тканью картон. Оригинал, 1953 год.

Вопреки распространявшемуся в СССР мифу об игнорировании царизмом проблемы народного здравоохранения, вопросы здорового образа жизни, особенно применительно к детям и будущим матерям, заботили государственные умы России задолго до революции. В середине XIX века бурный рост российских городов дали стране тысячи брошенных новорожденных детей и детей, лишившихся попечения родителей. Еще более злободневной эта проблема стала в ходе последних русско-турецкой и русско-японской войн, приведших к появлению большого количества сирот разного сословия. Сортировать их по имущественному признаку уже нет никакой возможности, и начиная с этих лет почти все вновь открывающиеся российские школы и гимназии практически на равных принимают детей дворянского, купеческого и рабочего происхождения. Российские школы становятся по-настоящему массовыми, и вопросы организации быта и гигиены в них становятся приоритетными для Министерства народного просвещения.
В годы Первой мировой войны тема охраны детства вновь стала весьма актуальна, и в России даже появляются первые десткие ясли, летние лагеря и другие медицинские и воспитательные учреждения для солдатских детей. Их принципиальное отличие от других детских учреждений заключалось в постоянном проживании учеников, многие из которых не могли - в силу происхождения или материального состояния - обеспечить себя предметами гигиены. Тем временем на российском рынке наблюдается бурный рост косметической промышленности. Мыло, шампуни, косметика перестают быть достоянием избранных, и передовые умы того времени всерьез занялись разработкой программ по защите здоровья детей, в том числе «казенных». А защищать было что: даже в относительно спокойные и благополучные годы здоровье многих российских школьников было далеко от совершенства. У многих детей наблюдались резкие ухудшения зрения и осанки, росло число детей c хроническими болезнями. Первые типовые нормы и рекомендации по надзору над школами были введены в России в конце XIX века. Особое значение придавалось воспитанию интереса к физическому развитию детей. В качестве спортивных игр выступали традиционные русские народные игры и забавы: лапта, горелки, борьба и катание с ледяных гор, а также новомодые увлечения: лаун-теннис, футбол, катание на лезвийных и роликовых коньках, езда на велосипеде и бег на лыжах.
В первые месяцы после революции 1917 года охрана материнства и младенчества была провозглашена приоритетным направлением государственной политики. Декретом 1918 года забота о вскармливании младенцев и воспитании детей была возложена на плечи государства. Координацию вопросов поддержки материнства осуществлял отдел Охраны материнства и младенчества Наркомздрава республики.










Отдел с размахом взялся за работу. С 1918 года в стране ежегодно проводилась «Неделя ребенка», а в 1919 году состоялся первый съезд школьных врачей, который определил программу- минимум: надзор за санитарным состоянием школ, выделение детей по состоянию здоровья в особые школы, контроль за детским питанием и главное - пропаганда гигиенических знаний в школе и через школу. Фактически это было начало программы формирования понимания ценности здоровья и здорового образа жизни в школе.
Если в период революции и гражданской войны забота государства о детях носила скорее «идейный» характер, то после гражданской войны органы по работе с детьми получили новую установку - воспитывать подрастающее поколении в духе ленинских идей, чтобы со временем ликвидировать всяческое «инакомыслие» в принципе. Однако для широкой работы с детьми требовалось придать соответствующим институтам и учреждениям больше организации и дисциплины. Ядром нового объединения стала пионерская организация и красный галстук как наиболее яркий отличительный знак детей «нового времени». Очень скоро выяснилось, что новым формам объединения нужны новые методы воспитательной работы и организации быта.
В середине 1920-х годов ведущие российское педагоги и детские врачи разработали программу, в основу которой легли прогрессивные по тому времени методы медицинского и педагогического просвещения населения. Отделом охраны материнства и младенчества Наркомздрава были созданы методический центр и издательство, организован музей и сформированы регулярные передвижные выставки. После создания в городах отрядов самодеятельной организации пионеров (1922), наличие красного галстука у ребенка на плакате однозначно подчеркивало его «правильность» - противопоставляло остальным, неорганизованным детям. Пионерская организация указывала только правильные направления детского развития, в том числе - в выработке социальных ориентиров, организации труда, досуга и отдыха.








Если в конце 20-х годов от пионеров требовалось в основном маршировать со знаменами, участвовать в митингах и субботниках и проявлять классовую ненависть к врагу, то в 1930-е годы требования стали смещаться в сторону учебы. Что неудивительно: тема счастливого детства советского пионера стала одним из ключевых пропагандистских лозунгов, этому посвящаются лучшие десткие произведения («Старик Хоттабыч»), об этом пишутся картины, плакаты и даже создаются скульптуры. Однако счастливый ребенок не мог оставаться необразованным, и в 1932 году Народный комиссариат здравоохранения и Народный комиссариат просвещения разрабатывают детальный план школьных занятий, включающий рекомендацию по распределению учебной нагрузки и соблюдению оптимального режима дня. В 1933 году правительство СССР впервые установило ответственность педагогов за здоровье детей и их гигиеническое воспитание, а также расширило обязанности школьного врача. В 1935 году на законодательном уровне была определена продолжительность учебных занятий в школе в течение учебного дня и недели.




В послевоенные годы внимание к гигиене школьников было вызвано вполне очевидной проблемой: катастрофической нехваткой здорового населения, значительная часть которого (особенно мужчины) была уничтожена в ходе Великой отечественной войны. С середины 50-х годов в стране проводилась школьная реформа. На смену раздельному пришло совместное обучение (1954); была введена единая школьная форма для мальчиков (с осени 1954 все мальчики должны были сами подшивать белые воротнички на гимнастерках и кителях); среднее образование стало всеобщим и была отменена плата за обучение в старших классах средней школы; обязательным стало обучение труду (1957) и домоводству; важную роль приобрели предметы, воспитывающие общую культуру… Тогда же в школьную жизнь впервые централизованно начал внедряться спорт. Сотрудники Института школьной гигиены разработали рекомендации по рациональной организации тренировок, соревнований и отдыха. Именно эти рекомендации легли в основу целой серии агитационных стендов, предназначенных для детских учебных заведений, поликлиник, клубов и пионерских лагерей. Фотовыставка 1953 года должна была стать образцом подхода к пропаганде здорового образа жизни среди школьников.