Как подготовить малыша к детскому саду. Проблемы адаптации ребенка в детском саду. Что же может происходить с малышом во время привыкания к садику

Практически для каждого ребенка начало посещения детского сада – большой стресс. Даже для того, кто, казалось бы, ходит в детский сад с удовольствием. Ведь как бы хорош ни был сад, пребывание в нем в корне меняет привычную жизнь малыша. Здесь все иначе: другие люди, другие требования, обстановка, занятия, еда, распорядок дня… И главное, мамы или другого близкого человека целый день нет рядом. Даже мы, такие уверенные в себе взрослые, порой теряемся и испытываем психологический дискомфорт, когда приходим на новую работу, в новый коллектив, куда нам предстоит влиться. Представляете, как непросто будет маленькому человечку! Ведь речь идет о его самой первой в жизни «работе» и самом первом коллективе.

Но если уже принято решение отдавать ребенка в детский сад, то задача взрослых – как следует подготовить кроху к новым условиям жизни, помочь ему как можно мягче и безболезненнее адаптироваться. Это работа не одного дня. Она потребует от родителей терпения, выдержки, понимания, внимания к сыну или дочке. Оптимально начать подготовку к детскому саду за несколько месяцев до планируемого начала посещения. Этого времени будет достаточно, чтобы малыш приобрел необходимые навыки, знания и умения, которые потребуются для нового этапа его жизни. Но даже месяц подготовки не пройдет для него даром и поможет значительно уменьшить психологическую перегрузку.

Малыш должен быть готов к детскому саду физически, психологически и эмоционально. Как правило, такая готовность наступает в возрасте около 3 лет. Но все малыши очень разные, у каждого свой график роста и развития. Кроме того, многое зависит от стиля воспитания: приучали ли родители малыша к самостоятельности или же предпочитали все делать за него, помогали ли крохе научиться общению со сверстниками, устраивая совместные игры, или обычно гуляли в стороне от детей… А ведь нельзя сбрасывать со счетов и кризис 3-летнего возраста! Кто-то из малышей уже благополучно через него перешагнул, а кому-то еще только-только предстоит испытать на прочность родительские нервы. Кризисный период – не лучшее время для новых начинаний…

Так что если ваш малыш отпраздновал свой третий день рождения, это не означает его автоматическую готовность к детскому саду. Постарайтесь оценить степень готовности заранее, чтобы вы смогли уделить внимание «слабым звеньям» и восполнить возможные пробелы в развитии и воспитании. А может, и вовсе повременить с детским садом.

Давайте разберемся, по каким критериям можно определить, готов ли ребенок к детскому саду.

Умение ребенка говорить

Прежде всего, ребенок должен уметь разговаривать. С одной стороны, это облегчит его общение с воспитателями, с другой, он сумеет рассказать вам о возможных проблемах, страхах, неуверенности, дискомфорте, которые может испытывать в первые дни и недели пребывания в детском коллективе . Такие сведения для мамы очень важны. Понимая, что именно тревожит малыша, гораздо легче рассеять его страхи и сомнения.

Еще малыш должен понимать слова «можно», «нужно», «нельзя». Как бы мы ни хотели вырастить своего ребенка свободной личностью, есть некие рамки и ограничения, которых, живя в обществе, необходимо придерживаться. Если ребенок не признает никаких запретов, если отказывается подчиняться разумным требованиям взрослых – проблем не избежать.

Как ребенок переживает разлуку с мамой

Следующий важный момент – это . Без этого навыка привыкание к детскому саду превратится и для малыша, и для вас в сплошной кошмар. Не стоит рассчитывать, что, поплакав первую неделю, кроха быстро адаптируется к разлуке и станет провожать маму, радостно махая ей рукой вслед. Да, есть небольшой процент очень общительных и «легких» ребятишек, с которыми именно так все и произойдет. Но, скорее всего, кроха будет негативно воспринимать даже самый замечательный садик, из-за которого ему приходится на целый день расставаться с любимой мамой. Поэтому к моменту поступления в детский сад вы должны приучить малыша какое-то время обходиться без вас. Для этого можно походить на какие-нибудь развивающие занятия, где ребятишки занимаются без родителей, периодически оставлять малыша с бабушкой, няней, кем-то из родственников. Если кроха уже не раз сталкивался с тем, что после ухода мама обязательно возвращается, если он спокойно ее отпускает, вероятнее всего, серьезных проблем с моментом расставания с мамой в детском саду у вас не будет.

Навыки самообслуживания у ребенка

И конечно, малыш должен обладать хотя бы минимальными навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться ложкой и вилкой, уметь без помощи взрослого вымыть руки. Но, пожалуй, важнее всего прочего – это умение ребенка . К моменту поступления вдетский сад кроха должен научиться обходиться без одноразовых подгузников, суметь самостоятельно снять штанишки, сесть на горшок или унитаз, знать, как пользоваться туалетной бумагой. Без этого крохе в детском саду будет очень нелегко.

Обратите внимание на то, как малыш реагирует на рассказы о садике. Хочет ли он туда идти, положительно ли настроен? Это тоже один из важных показателей зрелости. Кроме того, малыш должен испытывать желание играть с другими детьми, тянуться к ним, уметь сотрудничать, пусть и на довольно примитивном уровне. Обычно подобный уровень социализации наступает как раз в возрасте около 3 лет.

Распорядок дня для ребенка

В каждой семье свои устои, свой распорядок дня. И, скорее всего, этот распорядок будет отличаться от того, который принят в детском саду. Перестроиться мгновенно малыш не сможет. И чтобы облегчить период адаптации, начните приучать ребенка к новому режиму заранее и очень постепенно.

Прежде всего узнайте точныйраспорядок дня в выбранном детском саду: когда начинается завтрак, обед и полдник, во сколько малышей выводят на прогулку и укладывают спать. А затем начинайте планомерно приучать к нему сына или дочурку. Обратите внимание на то, когда малыш укладывается спать вечером и во сколько поднимается утром. Если раньше вы могли позволить крохе отправиться в постель достаточно поздно, а утром спать сколько вздумается, то теперь привычки придется менять. Но делать это необходимо постепенно, сдвигая время отхода ко сну каждый день всего на несколько минут. Ведь для того, чтобы кроха смог без проблем подняться рано утром в сад и при этом достаточно отдохнуть за ночь, ему нужно будет ложиться спать гораздо раньше.

Старайтесь кормить малыша всякий раз в одно и то же время, которое должно совпадать с расписанием детского сада. Обедают дети в саду, как правило, достаточно рано, в 12 часов дня. И если малыш привык дома обедать, скажем, в 2 часа, то в 12 он может еще недостаточно проголодаться, а потому станет отказываться от еды. Конечно, сдвигать время приема пищи нужно тоже постепенно.

Если раньше вы не укладывали малыша днем спать, желательно приучить его к дневному отдыху. Сначала просто ложитесь вместе с ним после обеда. Не говорите ему, что спать – укладывайте «просто полежать». Почитайте книжку, спойте колыбельную – глядишь, кроха и заснет. Если вы не приучите малыша спокойно полежать часик после обеда, ему будет достаточно сложно выдерживать тихий час в садике.

Питание ребенка в детском саду не должно сильно отличаться от домашнего

Еще один важный момент – питание. Конечно, дома вы можете готовить любую пищу в угоду малышу, но в детском саду никто этим заниматься не будет. Дело не в том, что в саду готовят невкусно. Возможно, даже очень вкусно! Просто новые блюда и другая рецептура могут быть для ребенка непривычны. Многие дети очень консервативны и ко всему новому могут относиться негативно. Перепишите себе недельное меню детского сада, узнайте у воспитательницы, какие блюда здесь подают чаще других и, по возможности, старайтесь время от времени их готовить. Не беда, если ваша свекольная икра будет немного отличаться от «садиковой». Все равно малыш познакомится с этим блюдом, привыкнет к нему в вашем исполнении, и уже за обедом в саду оно не вызовет недовольства.


Что должен уметь ребенок перед детским садом?

Для того чтобы маленький человечек чувствовал себя комфортно в детском саду , чтобы адаптация прошла быстро и безболезненно, очень важно сформировать у ребенка важные навыки, которые будут ему необходимы там, где поблизости не будет мамы. И если ваш кроха по каким-то параметрам не дотягивает, постарайтесь в период подготовки к детскому саду уделить особое внимание «хромающим» умениям.

Итак, самое главное – это обученность определенным навыкам самообслуживания. Может ли ваш малыш без посторонней помощи вымыть руки с мылом и умыться? Умеет ли он самостоятельно одеваться? Сможет ли без труда сходить в туалет, сняв, а затем подтянув штанишки? Справляется ли с ложкой и вилкой за обедом? Если на все вопросы вы честно ответили «да», волноваться не стоит. Если кроха не всегда справляется с застежками на одежде или не слишком аккуратно ест – это не беда.

Воспитательница или нянечка ему обязательно помогут, а чуть позже, глядя на других ребят, он непременно всему этому научится. Главное, чтобы ребенок хоть как-то это делал! И делал сам. Если же малыш пока чего-то не умеет, самый простой способ его научить – это позволить все делать самому. И обязательно хвалить за успехи! Пусть сам натягивает носки и просовывает ручки в непослушные рукава, пусть старательно пытается донести ложку до рта, пусть воюет с выскальзывающим мылом. Конечно, это будет слишком долго, слишком медленно, слишком неумело и неаккуратно. Но в любом новом деле по-другому не бывает! Просто наберитесь терпения…

Приучайте ребенка убирать после себя игрушки, ставить книги на полку. Пусть складывает на стул вещи перед сном и помогает вам накрывать на стол и убирать посуду после ужина. Научите кроху пользоваться салфетками. Покажите, как правильно сложить кофточку и штанишки, чтобы получилось красиво и аккуратно, как повесить куртку на вешалку. Ребятишки этого возраста так часто повторяют: «Я сам!» Предоставьте им эту самостоятельность! Вот увидите, как быстро кроха всему научится!

Обязательно учите ребенка . И лучше делать это на собственном примере. Если мама, выходя из подъезда, будет здороваться с соседями, ребенок тоже будет ей подражать. Если в магазине вы всякий раз станете говорить продавцу «спасибо», кроха тоже будет легко произносить это доброе слово. Пусть в лексиконе вашего малыша обоснуются слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините».

Выходя на прогулку, проводите как можно больше времени среди детей на детской площадке , пусть малыш изучает здесь непростую науку общения, без которой ему будет очень трудно адаптироваться к детскому коллективу. Внимательно наблюдайте за тем, как ваш сын или дочурка строят отношения со сверстниками. И непременно обсуждайте с малышом возникающие споры и конфликты. Объясняйте ребенку, что нельзя толкаться, кусаться, обсыпаться песком. Рассказывайте, что необходимо помогать другим ребятам, что драка – не способ решения конфликта. Учите малыша решать споры мирным путем, договариваться, уметь объяснить свои чувства и эмоции. Кроха должен знать, что если он кого-то обидел, необходимо извиниться, попросить прощения. Объясняйте малышу, что нельзя брать без спроса чужие вещи… Все эти правила могут показаться вам простыми и понятными, но для маленького человечка многие привычные эталоны поведения – настоящее открытие! Может, он силой отобрал игрушку у мальчугана просто потому, что никто до сих пор не научил его делать это иначе? И если мы станем внимательно наблюдать за тем, как ведет себя малыш на детской площадке, то сможем легко заметить свои пробелы в воспитании и без труда их восполнить…


Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Светлые, радостные рассказы мамы о прелестях детского сада, пожалуй, самый лучший способ подготовить к нему малыша. Говорите об этом много, часто, буквально каждый день! Наполняйте рассказ интересными подробностями, описаниями игр и увлекательных занятий. Но, конечно, не обманывайте кроху, не обещайте того, что заведомо невыполнимо. Очень важно, чтобы мама говорила искренне, чтобы в ее голосе малыш не чувствовал сомнения, неуверенности. Просто сами настройтесь на лучшее и убедите в этом ребенка! А вот если мама будет переживать, нервничать и даже плакать, представляя себе ужасы разлуки с малышом, вряд ли она сможет убедить кроху в том, что детский сад – хорошее место.

Рассказывайте малышу о том, какие интересные праздники и веселые утренники проходят в детском саду. Пусть кроха узнает, что на утреннике дети поют и танцуют для мам и пап, а мамы и папы смотрят на них и хлопают в ладоши. Может, у кого-то из ваших друзей и близких отыщутся записи таких мероприятий? Посмотрите их вместе с малышом: какие красивые у ребят костюмы, как весело танцевать и играть с Дедом Морозом, какие замечательные подарки получают ребята! Если у вас сохранились фотографии с ваших собственных утренников, посмотрите их вместе с малышом, расскажите ему о своих детсадовских воспоминаниях. Понятно, что все истории должны быть только позитивными!

Обязательно расскажите крохе о распорядке дня в детском саду. Попадая первый раз в незнакомую обстановку, малыши теряются еще и оттого, что не знают, что нужно делать. Расскажите, что утром в садике завтрак, затем интересные занятия, потом ребятишки идут на прогулку, после нее моют ручки и обедают. Расскажите, что такое тихий час и как нужно себя вести. Поговорите о том, что такое музыкальные и спортивные занятия. И конечно, сообщите, когда именно вы придете за малышом. Этот пункт непременно должен присутствовать в его распорядке дня! Например: «Я заберу тебя сразу после обеда». Или: «Только ты проснешься, а я уже буду тебя ждать!» Почаще разговаривайте с крохой на тему распорядка дня, просите его повторять за вами, задавайте вопросы: «А что бывает в садике после тихого часа? Куда детки вешают свои вещи? Что делают детки после полдника?»

Сейчас в продаже можно отыскать книги для самых маленьких, направленные на подготовку к детскому саду. Обычно в таких книгах описываются разные ситуации, связанные с детским садом, даны яркие, понятные малышу картинки. Иногда в них действуют не дети, а зверята. Если отыщете подобную книгу, непременно приобретите. Она поможет доходчиво объяснить малышу, что же такое детский сад, научит правильно вести себя в разных ситуациях и, конечно, будет формировать у ребенка позитивный настрой.

Не забывайте и о мультиках на «садиковую» тему! Может, Петя Пяточкин из мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» и не лучший пример для подражания, но зато, посмотрев мультик, кроха сможет сделать полезный вывод: ничего себе, как, оказывается, в садике весело! Можно и книги почитать. Например, «Про Веру и Анфису» Э. Успенского. Там тоже затрагивается тема детского сада .


На прогулку в детский сад

Узнайте, не проводится ли в выбранном детском саду день открытых дверей. Некоторые садики такие дни устраивают. Но можно и без этого организовать для малыша экскурсию в детский сад, предварительно договорившись с воспитателем. Походите вместе с ребенком по группам, побывайте на занятиях. Покажите малышу кроватки, в которых спят ребятишки, шкафчики, куда они складывают одежду, обратите его внимание на то, какие здесь удобные маленькие столики и стульчики, сколько интересных игрушек и игр. Загляните в спортивный зал, бассейн (если есть), зал для музыкальных занятий. Постарайтесь сформировать у ребенка положительный образ того места, где скоро ему предстоит проводить достаточно много времени. Пусть сам убедится: здесь совсем не страшно, а, напротив, хорошо, уютно и интересно.

Во время прогулок, если есть такая возможность, почаще проходите с крохой мимодетского сада. И не обязательно того, в который вы собираетесь идти. Останавливайтесь и наблюдайте за играющими детьми. Обязательно комментируйте происходящее: «Вот дети гуляют в детском саду. Посмотри, какая здесь интересная площадка: есть песочницы, качели, скамеечки, лесенки… Дети играют (делают зарядку, бегают), смеются, им весело! Они берут с собой игрушки для песка, строят гаражи для машинок. Ты пойдешь в садик, подружишься с ребятами, станешь с ними играть. Интересно будет, весело! А вечером мама придет за тобой и заберет домой!» Последняя фраза очень желательна, чтобы малыш не сомневался: хоть в садике и весело, но мама его ни за что не оставит здесь насовсем! Одним словом, побольше позитива.

Обязательно поговорите с воспитателем на тему необходимых навыков, которыми должен обладать ребенок. Опытный воспитатель обязательно даст вам несколько полезных советов, которые помогут эффективнее подготовить малыша к детскому саду и избежать возможных ошибок.

Сюжетные игры с ребенком

Ничто так здорово не учит малыша, не помогает решить всевозможные психологические проблемы, как игра! Именно игру используют психологи при работе с детьми, потому что это самый простой и действенный способ достучаться до маленького человечка. Почему бы и нам не воспользоваться игрой для адаптации крохи к детскому саду? Для того чтобы малыш лучше разобрался в устройстве внутреннего распорядка, устройте вместе с ним детский сад для кукол и игрушечных зверят. Пусть в вашем саду будет все, как в настоящем: спальня, игровая и обеденная зоны, зал для спортивных и музыкальных занятий, площадка для прогулок. Начните игру с того, что мамы утром приводят своих детей в сад. Что зверята говорят воспитательнице, что она им отвечает, как малыши прощаются с мамами, куда идут и что делают потом – вот далеко не полный перечень возможных сюжетов для игры.

Проигрывайте разные ситуации. Может, кто-то из ребят не хочет отпускать маму, но потом другие малыши предлагают ему интересную игру, и он соглашается остаться в саду? Или, может, во время тихого часа кто-то из зверят балуется и мешает отдыхать остальным? Проведите музыкальные занятия для игрушек, пусть поют и танцуют. Устройте для них утренник…

Очень важно, чтобы при возникновении каких-то трудностей малыш умел попросить помощи у взрослого. И эту ситуацию можно проигрывать с игрушками. Пусть у лисенка не получается сложить в коробку кубики. Он старается снова и снова, но боится сказать об этом воспитателю. Зато зайка сразу подошел к воспитателю и сказал: «Я не могу сложить кубики, помогите мне, пожалуйста». И кубики с помощью воспитателя быстро были собраны. И, конечно, воспитатель никого не ругал, а зайку даже похвалил. Пусть малыш сыграет роль смелого зайки, проговорит нужные слова. Такая простая игра сослужит крохе хорошую службу. Для многих ребятишек обратиться за помощью ой как непросто!

И напоследок хочется напомнить о том, что в период подготовки к саду – особенно в первые дни и недели в детском коллективе – очень важно окружить малыша повышенной любовью и заботой. Конечно, вы и так очень любите и поддерживаете его. Но сейчас поддержка должна быть особенно ощутимой. Поменьше ругайте, побольше хвалите, относитесь к малышу с терпением и пониманием, чутко реагируйте на возможные страхи и неуверенность. И обязательно настройтесь на хорошее! Тогда период привыкания к детскому саду пройдет и для малыша, и для вас легко и безболезненно.

Возможно, вам будут интересны статьи

Перед каждой семьей, воспитывающей малышей, рано или поздно встает вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду. Многие родители с волнением ждут этого момента и начинают готовиться заранее к непростому периоду в жизни своего чада. Это очень хорошее стремление, однако не всегда оно осуществляется должным образом. Зачастую в семье начинают рассказывать ребенку, который идёт в детсад, "страшилки", призывая его к послушанию: "Вот в детском саду тебя научат, как правильно надо убирать игрушки (одеваться, держать ложку и т. д.)". Или начинают подсказывать, как строить взаимоотношения со сверстниками: "Если тебя обидят, сразу жалуйся воспитательнице!" Получается, что у малыша уже изначально складывается негативное отношение к такому важному моменту, как переход в новые социальные условия. Между тем, педагоги и психологи рекомендуют родителям основательно познакомиться с тем, какой должна быть готовность ребенка к детскому саду. На эту тему написано много статей, но каждому родителю нужно подойти ко всем рекомендациям вдумчиво, принимая во внимание индивидуальные особенности своего чада.

Готовимся к детскому саду заранее!

Специалисты постоянно твердят о необходимости готовить малыша к саду заранее, но уточняют, что лучше будет, если взрослые начнут предварительную подготовку именно с себя. Что это означает?

Трудности адаптационного периода

Главное, на что нужно обратить внимание родителей, адаптационный период (то есть период привыкания к новым условиям), проходит у всех деток по-разному. Это может зависеть от разных условий:

  • уклада семьи , в которой растет ребенок (если родственники постоянно опекают кроху, выполняя за него элементарные действия по самообслуживанию, малыш и в детсадовской группе будет ждать помощи от окружающих, чувствовать себя некомфортно среди сверстников);
  • индивидуальных психологических особенностей (дети обладают различным темпераментом, могут по-разному выражать свои стремления, например, поиграть с игрушкой и уступить ее другому, помочь сверстнику застегнуть туфельки, пригласить в свою игру; или, наоборот, отнять игрушку, вступить в конфликт, не выполнить требования воспитателя);
  • пробелов в воспитании (близкие балуют малыша, потакают всем его капризам; кроха не привык к отказам, ему неизвестно слово "нельзя". А в детсаду нужно выполнять определенные требования, связанные с режимом дня, образовательными процессами, общением с взрослыми и другими детьми).

Такие характерные условия существенно влияют на продолжительность адаптационного периода. По мнению специалистов, можно выделить три степени детского привыкания:

  • , которая характеризуется быстрым и достаточно безболезненным привыканием крохи к новым условиям, как правило, проходит в течение недели. Малыш быстро вливается в коллектив сверстников, привыкает к незнакомым взрослым, не конфликтует с окружающими, принимает все установленные требования.
  • Средняя адаптация проявляется чаще всего в детской среде и характеризуется более длительным привыканием к новым условиям. Ребенок может скучать по маме, негативно переживать разлуку с ней, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Возможны появление частых простудных заболеваний, обострение хронических.
  • Тяжелая степень адаптации наблюдается значительно реже, проявляется бурными эмоциями, угнетенным состоянием крохи, стрессами. Специалисты обращают внимание родителей, что при длительном стрессе у малыша возможны нарушения сна, потеря аппетита, психологические отклонения в поведении (плаксивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, неподчинение взрослым).

Как подготовить ребенка к детскому саду: "подстелим соломки" нашим малышам!

Чтобы дошколенок был максимально готов к переходу на новый социальный этап, взрослым необходимо помочь ему ! Для этого надо знать, что должен уметь ребенок перед детским садом. Педагоги напоминают родителям, что основными составляющими готовности дошколят к саду являются психологическая и физическая подготовка.

Психологическая готовность ребенка

Позитивный настрой. Положительное отношение крохи к детсаду - один из главных аспектов психологической готовности. Такой настрой надо вырабатывать задолго до того, как родители решатся отдать ребенка в детский сад. По мнению специалистов, дошколенок должен быть уверен в том, что посещение детсада - это не желание близких отправить его в чужие руки, а такая же необходимость, как и у родителей, которые ходят на работу. Главное - сформировать у крохи важность его действий (семейный девиз: помогаем друг другу! ). Осознавая, что он помогает маме и папе, малыш будет положительно настроен на посещение детсада, и период адаптации будет идти менее болезненно. При этом он должен знать, что родители обязательно заберут его домой в определенное время, и они все вместе будут обсуждать интересные события, которые произошли в детском саду.

Важно: правильно подобранные слова и позитивные действия близких окажут неоценимую услугу для малыша в подготовке к детскому саду. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору средств, которые подскажут, как правильно подготовить ребенка к детскому саду! Это могут быть совместные сюжетные игры в детсад, чтение детских книжек на соответствующие темы, рассказы старших ребятишек о веселых событиях в детсаду, восхищение всех близких ребенком, какой он стал большой, постоянные воспоминания мамы и папы о своем детстве.

В помощь родителям для наблюдений за своим чадом и определения готовности малыша к посещению детского сада специалисты предлагают простой тест, в котором нужно адекватно ответить на вопросы самому себе:

  1. как часто болеет ребенок?
  2. когда болел в последний раз (месяц, две недели, неделю назад)?
  3. все ли прививки имеются у крохи?
  4. одевается и раздевается самостоятельно?
  5. умеет самостоятельно мыть руки и вытирать их полотенцем?
  6. как пользуется горшком и туалетной бумагой?
  7. имеются навыки самостоятельной игры?
  8. как часто требует к себе повышенного внимания?
  9. может остаться на несколько часов с другими взрослыми?
  10. умеет общаться с другими детьми?

Положительные ответы на восемь вопросов из десяти могут хотя бы частично успокоить родителей в волнующих сомнениях: готов ли ребенок к детскому саду!

Вопросам, которые связаны с подготовкой ребенка к детскому саду, родители обычно уделяют меньше времени, чем перед школой. А зря, ведь детский коллектив в саду – это первый социум, в котором будет находиться ребенок, и к нему тоже нужно адаптироваться.

Чтобы адаптация прошла максимально быстро и успешно, нужно знать, как самостоятельно подготовить ребенка к детскому саду и когда это нужно начинать делать.

Подготовительный этап

После принятия решения об оформлении ребенка в детский сад необходимо заранее начать готовить его к этому – желательно за 2-3 месяца до посещения заведения. Сделать это, к примеру, можно так:

1. Нужно рассказывать малышу о том, что такое детский сад, что его там ждет и какие положительные моменты будут от его посещения:

Веселые утренники и развлечения;

Большая компания детей, с которыми можно играть;

Интересные занятия (рисование, пение, лепка);

Интересный и чуткий воспитатель;

Занятия физкультурой, игры на свежем воздухе и т.д.

2. Если территория детского сада расположена недалеко от дома, можно иногда приводить ребенка туда играть. Так он запомнит его месторасположение и будет воспринимать игровые площадки как знакомое место, где он проводил время с мамой.

3. Сам ребенок тоже должен иметь соответствующий уровень развития: обладать элементарными навыками самообслуживания, уметь общаться с другими детьми, не бояться чужих людей.

4. Выбор конкретного учебного заведения тоже важен – нужно узнать о репутации не только самого детского сада, но и о его педагогах и другом персонале.

Также перед приходом в детский сад необходимо обойти больницу и получить справку с разрешением для малыша посещать детский коллектив. Если у ребенка имеется пищевая аллергия или он плохо переносит определенные продукты, об этом нужно будет обязательно сообщить воспитателю. При необходимости малышу будут давать другие продукты.

Очень важно самостоятельно подготовить малыша к саду – родители должны принимать в воспитании своего ребенка основное участие, не перекладывая эти обязанности полностью на плечи педагогов или нянь.

Сбор информации и выбор детского сада

У каждого детского сада, особенно если он расположен не в очень крупном городе, сложилась своя репутация: в глазах родителей, местных властей и простых жителей. Поэтому первоначальную информацию можно получить именно из таких источников. Для более детального знакомства с детским садом можно:

  • посетить его самостоятельно, без ребенка – оценить игровые площадки, чистоту помещений, группы и мебель в них, а также поведение воспитателей в отношении детей;
  • почерпнуть информацию о детском саде на сайте – при его наличии там часто размещаются фото- и видеоотчеты с развлекательных мероприятий, имеется информация о педагогах и о каждой конкретной группе;
  • определиться в выборе между частным детским садом и государственным – у каждого из них есть как свои преимущества, так и недостатки.

Важный критерий выбора детского сада – его месторасположение. Лучше, чтобы заведение находилось недалеко от дома – ежедневные дальние поездки и необходимость очень рано вставать могут негативно повлиять на желание малыша посещать детский сад.

Оптимальный возраст для детского сада

Лучше всего начинать приучать малыша к детскому саду между двумя и тремя годами. Во-первых, до трех лет дети быстро усваивают любую новую информацию и получают необходимые навыки, поэтому они быстрее приучатся к режиму и дисциплине. Во-вторых – перед выходом из декретного отпуска у мамы должно быть время на то, чтобы приучить ребенка к саду: забирать его пораньше, заниматься развитием навыков общения у малыша и приучать к самостоятельности.

Что должен знать и уметь ребенок перед детским садом?

Чтобы не возникло проблем с посещением детского сада, малыш должен обладать элементарными навыками самообслуживания:

1. Знание горшка и умение им пользоваться – то есть никаких памперсов, от них нужно отучить ребенка еще в раннем возрасте. Горшок лучше всего принести из дома – чтобы малыш уже его видел и знал.

2. Умение держать ложку, а также правильно потреблять еду. Если до этого ребенок кушал пищу, измельченную в блендере, нужно постепенно давать ему целые кусочки – чтобы он учился разжевывать и глотать их.

3. Навыки по одеванию и снятию простой одежды и обуви. Лучше всего, если обувь будет на липучках, а не на шнурках, а одежда – без сложных замков и мелких пуговиц.

Чем быстрее ребенок научится что-то делать сам, тем более самостоятельным он станет в будущем. Не нужно все делать за него – оказывать помощь лучше всего только в том случае, если он сам пока еще не может справиться с каким-то действием.

Лучшее время

Успех адаптации к детскому саду зависит и от поры года. Например, зимой и поздней осенью не рекомендуется приводить малыша в детский сад: в холодное время года, когда в помещениях прохладно и многие дети болеют, возникает повышенная опасность заразиться различными инфекциями. Простудные заболевания – нормальная реакция детского организма на новые условия, но слишком частые болезни ослабевают его и негативно влияют на развитие.

Лучшее время для адаптации к саду – это теплые месяцы года, с мая по июль. В это время в сад ходит меньшее количество детей и ребенку проще привыкнуть к ним. Летом дети много времени проводят на свежем воздухе, играют и закаляются, что постепенно укрепляет их здоровье перед осенними холодами. Еще один плюс – легкая одежда и обувь, научиться справляться с которой легче, чем с теплыми куртками и сапогами.

Готовим ребенка к общению

Развитие коммуникативных навыков – практически самый важный момент в подготовке ребенка к детскому саду. С детьми-экстравертами это будет происходить легче, ведь они от природы более общительные, а вот интроверты все равно не смогут полюбить большие компании, и для них это будет нормально.

Можно выделить несколько приемов, при помощи которых у ребенка развиваются навыки общения:

1. На игровых площадках можно показывать малышу пример, знакомясь и разговаривая с другими людьми. Не имеет значения, взрослые это будут или дети, в скором времени он начнет повторять эти действия и станет проявлять инициативу в общении со сверстниками.

2. Нужно брать ребенка в гости к другим взрослым и даже пробовать оставлять его у них на непродолжительное время. Это важно не только для развития коммуникативных способностей - привыкая оставаться без мамы, малыш быстрее привыкнет и к детскому саду. При этом важно указывать, на какое время он останется один и когда его заберут, и стараться держать слово.

3. Дома, в кругу семьи, стоит приучать малыша к групповым формам активности – например, играть или выполнять какие-то трудовые действия с привлечением нескольких родственников. Это могут быть родители, бабушки и дедушки или друзья семьи.

4. Еще один способ приучения детей к коллективу – посещение различных школ раннего развития. Лучше всего при этом находиться на занятии вместе с ребенком и поощрять его общение с детьми и взрослыми.

Нужно объяснять малышу, как вести себя с другими детьми: не драться, делиться игрушками, вместе играть. Многое зависит и от обстановки в семье: с более общительными родителями и ребенок легче приучается к общению, а при частых ссорах в семье малыш тоже будет конфликтовать с окружающими.

Приучаем ребенка к режиму

Приучение к соблюдению режима – одно из важных требований для быстрого привыкания ребенка к саду. Чтобы это не стало для малыша проблемой, дома стоит заранее выработать несколько правил, которые он должен будет соблюдать:

1. Ранний подъем – обычно детские сады открываются в 7 часов, малышей же приводят к 8. Чтобы успевать и не нарушать режима работы учреждения, нужно приучиться вовремя вставать.

2. После приема детей, в районе 8.30-9.00, все дети завтракают.

3. После завтрака и до обеда проводятся запланированные мероприятия: обучающие занятия, прогулки на улице, развлечения и игры. Конкретный вид деятельности зависит от времени года.

4. В 12 или немного позже дети приходят с прогулки, моют руки и садятся кушать.

5. После обеда и до 15.00 – тихий час. Если ребенок привык спать раньше или позже, нужно постепенно перестроить его на новый режим.

6. После окончания тихого часа следует полдник. Затем дети, до прихода родителей, снова играют в группе или выходят на прогулку на улицу.

Этот режим нужно соблюдать все время, не допуская больших отклонений от него – даже по выходным.

Адаптация ребенка к детскому садику

Конкретная скорость адаптации и легкость этого процесса для ребенка зависят от его индивидуальных особенностей и наличия хорошей подготовки перед детским садом. Исследователи выделяют три фазы адаптации, которые проходит каждый ребенок, начиная посещать детский сад:

1. Острая фаза – характеризуется изменениями в психическом, интеллектуальном и физическом развитии ребенка. У него может снижаться вес, нарушаться сон, участиться количество простудных заболеваний. Продолжительность этой фазы – около одного месяца.

2. Подострая фаза – длится в течение следующих полугода. Все негативные процессы с прошлой фазы выравниваются, могут оставаться лишь некоторые их признаки. Также развитие ребенка продолжает оставаться замедленным – на фоне общепринятых норм.

3. Фаза компенсации – после продолжительной задержки ребенок компенсирует недополученные знания и начинает активно развиваться. К концу учебного года его психическое и умственное состояние выравнивается в соответствии с принятыми возрастными нормами.

В первые дни посещения детского сада ребенка нужно будет составлять на очень непродолжительное время – около 10-15 минут. В зависимости от его реакции и поведения в дальнейшем время можно постепенно увеличивать: оставлять малыша сначала на час, после - на всю прогулку, а потом до обеда и на весь день.

Важно стараться выполнять обещания относительно того, когда ребенка заберут из сада: если он будет знать, что мама держит слово и приходит вовремя, то он проще перенесет временную разлуку с ней.

Частые ошибки: чего не следует делать?

При подготовке к саду и на начальных этапах адаптации к нему родители часто допускают некоторые ошибки:

1. Создание у ребенка негативного образа детского сада. Это относится к ситуациям, когда мама пугает малыша садом и делает его посещение для него чем-то вроде наказания. Естественно, что ребенок боится и не хочет туда ходить.

2. Демонстрация малышу своего волнения и беспокойства, связанного с посещением сада. Ребенок хорошо чувствует эмоции мамы и подхватывает их: если она сильно нервничает и переживает, беспокойство передается и ему.

3. Слишком сильная опека малыша, недопущение проявления им самостоятельности. Такому ребенку будет сложно в детском саду, ведь там вряд ли смогут уделять ему столько времени и внимания, сколько уделяют дома.

При подготовке ребенка к детскому саду нужно учесть множество нюансов: индивидуальные особенности малыша, его самостоятельность, умение общаться и играть с другими детьми. Чем раньше начнется процесс правильного домашнего воспитания, тем легче он привыкнет к детскому коллективу и социуму в целом.

Статья поможет родителям собрать ребенка в сад и подготовить его к этому событию с психологической стороны.

Первый раз в детский сад — это ответственное и волнительное мероприятие для мамы и ребенка. Как подготовить ребенка к детскому саду не только в плане покупки необходимых вещей, но и морально?

Какие документы нужны в детский сад?

В России для приема ребенка в сад потребуются:

  • Документы, удостоверяющие личность родителей
  • Направление (путевка) комиссии об определении ребенка в сад
  • Заявление на имя заведующей детского сада о приеме ребенка в сад
  • Копия страхового обязательного полиса
  • Копия свидетельства о рождении ребенка (оригинал показать)
  • Медицинская карта ребенка форма №026
  • Карта профилактических прививок формы №063
  • Справка от педиатра о том, что ребенок здоров и не контактировал с инфекционными больными. Справка действительна 3 дня
  • Если вы имеете льготы по оплате, то подтверждающие документы
  • Если ребенка требуется специальная логопедическая группа, то медицинская справка о необходимость посещения такой группы
  • Если ребенок страдает аллергией на продукты, которые дают в саду, то медицинская справка от аллерголога о наличии аллергии

Каких нужно пройти врачей для садика?

  • Терапевт. Это первый врач, которого вам с ребенком стоит посетить. Он оценивает общее состояние ребенка, дает направления на следующих врачей и по итогу прохождения комиссии выдает справку нужного образца
  • Отоларинголог. ЛОР выявляет при наличии наиболее распространенные для детей проблемы носоглотки: аденоиды, тонзиллит, искривление носовой перегородки. При обнаружении данных проблем, врач принимает решение о лечении


  • Офтальмолог. Как правило, осмотр направлен на выявление следующих проблем: дально- или близорукость, косоглазие. При выявлении их назначает лечение


  • Невролог. Пытается выяснить на приеме, есть ли неврологические отклонения: бьет молоточком по коленке, проверяет вестибулярный аппарат и координацию


  • Хирург. Смотрит состояние позвоночника, стоп, осанки. При необходимости дает рекомендации или назначает лечение. Также осматривает у мальчиков крайнюю плоть и яички


  • Стоматолог. Выявляет проблемы с зубами ребенка, такие как ранний детский кариес. Обязательно осматривает уздечку и проверяет прикус


  • Логопед. Детям до 3 лет логопед дает лишь рекомендации при наличии некоторых особенностей речи, так как до 3 лет речь еще устанавливается. После 3 лет во избежание более серьезных дефектов речи врач дает направление в логопедическую группу в саду или настоятельно рекомендует пройти курс лечения у логопеда


ВАЖНО: Если вы видите, что доктор осмотрел вашего ребенка довольно поверхностно, потребуйте более внимательного подхода. Особенно это касается тех случаев, когда вы сами подозреваете, что что-то не так

Что нужно купить ребенку в детский сад?

  • Одежда (подробнее читайте ниже)
  • Пакет со сменной одеждой
  • Канцтовары (подробнее читайте ниже)
  • Одежда для бассейна при его наличии (подробнее читайте ниже)
  • Нагрудник для приема пищи
  • Пакет для грязной одежды
  • Расческа для девочек
  • 2 носовых платка
  • Полотенце для рук и ног
  • Туалетная бумага
  • Салфетки


ВАЖНО: Перед тем, как направляться в магазин, обязательно попросите список необходимо в детском саду, чтобы не купить лишнего и, наоборот, ничего не упустить

Одежда для детского сада

ВАЖНО: Одежда должна быть простой, без замысловатых застежек, изготовленной из натуральных материалов, удобной

Одежду выбирайте по сезону для улицы и по температуре воздуха в группе для нахождения в помещении.

Для улицы осенью и весной:

  • Трусы
  • Колготы (2 пары на случай промокания)
  • Носки (2 пары на случай промокания)
  • Майка
  • Кофта
  • Куртка
  • Шапка
  • Перчатки


Для улицы зимой:

  • Трусы
  • Колготы теплые (2 пары на случай промокания)
  • Носки теплые (2 пары на случай промокания)
  • Майка
  • Кофта теплая
  • Комбинезон (штаны + куртка)
  • Шапка
  • Перчатки


Для улицы летом:

  • Трусы
  • Колготы при холодной погоде
  • Носки легкие х/б
  • Юбка, шорты, платье, штаны (по погоде)
  • Майка
  • Кофта (по погоде)
  • Кепка, панама
  • Ветровка (по погоде)


Для группы подбирайте одежду исходя из температуры внутри:

  • Трусы
  • Майка
  • Кофта (при температуре 20 и ниже С)
  • Шорты
  • Платье
  • Колготы (при температуре 22 и ниже С)
  • Штаны вместо колгот
  • Носки

ВАЖНО: В шкафу ребенка всегда должен быть запасной комплект одежды. Ведь если ребенок обольется, у вас может и не быть возможности быстро привезти ему сухую и чистую одежду


Если в саду есть направленность к физической подготовке, то уточните у воспитателя список необходимо для проведения физических занятий.


Общие требования к одежде:

ВАЖНО: При выборе одежды ребенку в сад выбирайте ту, которую ваше чадо сможет надеть на себя самостоятельно

  • Трусы. Только х/б. Они не должны спадать и не должны быть очень плотными. Ребенок должен их легко надевать и не поправлять каждый раз, когда они будут норовить упасть
  • Колготы. Часто колготы после стирок дают усадку. После этого они с трудом налазят на ребенка. Не одевайте малышу такие колготы, иначе он сам не сможет их одеть, а нянечка потратит на это много времени в то время, как в ожидании будут и другие дети. Резинка не должна давить
  • Носки. Только х/б, чтобы ножка не потела

ВАЖНО: Трусы, носки, колготы должны быть по 3-4 запасных пары. Ребенок может не всегда вовремя ходить на горшок. А ножки могут потеть. На эти случаи должны быть всегда сменные комплекты. Майки и другие вещи, в которых ребенок ходит в группе, должны быть по 1 штуке в запасе, так как за обедом ребенок может облиться


  • Юбки. Девочкам можно одевать юбки в саду, но это не совсем удобно, ведь вас не будет рядом, чтобы одернуть ее при необходимости. Если вам хочется надеть юбку, то выберите юбку-шорты — это и красиво и практично


  • Шорты. Должны быть на резинке. Пуговицы и кнопки затруднят процесс одевания вашему ребенку
  • Майки. Обратите внимание на горло. Оно не должно быть настолько узким, чтобы с трудом налазить на ребенка. Но и нежелательно, чтобы оно было на кнопках, так как ребенок вряд ли их застегнет при необходимости. Майки для улицы выбирайте с рукавом, хоть и очень коротким. Нельзя, чтобы плечи находились открытыми на солнце
  • Кофты. Одна кофта на замке или кнопках пусть висит в шкафу всегда. Остальные же должны быть, как и майки, с не узким, но и не с широким горлом. Для похода на улицу весной, осенью и зимой очень хороши кофты без застежек и с высоким горлом (в народе «гольфики»). Ребенок их легко наденет и горло будет закрыто всегда


  • Платья. Очень красивый наряд для девочек, но не очень удобный для сада. Ребенок может сесть на пол, а платье задерется. На улице неудобно играть на детской площадке. Но это ваш выбор. Если вы видите свою кроху только в красивых платьицах, то одевайте платьица
  • Штаны. Лучше, если они будут на резинке. Они не должны быть узкими, чтобы не сковывать движения ребенка в группе или на площадке и не доставить ребенку проблем с натягиванием на себя. На осень и холодную весну хорошо, если штаны будут непродуваемые
  • Куртка/ветровка. Хорошо, когда верхняя одежда с капюшоном. Это защитит ребенка от ветра или неожиданного дождя. Еще лучше, когда на капюшоне установлена резинка, которая затягивается по форме головы. Так защищены будут и уши, и горло. Не покупайте широкие модели, даже если они будут очень модными. Ребенок будет играть с детьми на площадке, а ветер будет задувать под куртку. Если малыш в этот момент будет вспотевшим, то вероятность заболеть вырастает в разы. Очень хорошо, когда внизу куртки также есть затягивающая резинка. Воротник лучше пусть будет стоячим. Расстегнуть его можно в любой момент, зато в плохую погоду он очень выручит. Манжеты тоже предпочтительней выбирать на резинке, дабы ветер не задувал
  • Зимний комбинезон. Слитный комбинезон хорош тем, что его быстро одевать и он никак не продувается ветром. Раздельный комбинезон хорош тем, что куртку можно одеть перед самым выходом, чтобы не вспотеть, пока другие одевают еще только штаны. Хорошо, когда внизу на штанине пришиты резиночки, которые надеваются на ботинок. Так, нога ребенка не оголится при активных движениях. Требования к манжетам, капюшону аналогичны, как и для курток/ветровок (читайте предыдущий подпункт)


  • Шапка. Должна быть на завязках, несмотря на то, что шапки без завязок выглядят более стильно. В группах, как правило, 20 человек. Воспитатель вполне может не заметить, что у вашего ребенка торчит ухо. Хороша для сада будет шапка-шлем. Ребенок легко оденет ее сам, а уши и горло у него всегда будут закрыты. Для лета выберите кепку или панамку


  • Перчатки. Лучше соединить их веревкой, чтобы невнимательный ребенок их не потерял. И лучше, когда они высокие, чтобы исключить попадание песка, снега через рукава
  • Шарф. Нужен, если куртка не имеет стоячего горла. Еще можно одеть шарф, чтобы к лицу прилегало не горло куртки, а приятный теплый шарф

ВАЖНО: Одевайте ребенка по погоде. Если всей группе 20 человек будет тепло, а вашему ребенку холодно, то вряд ли все пойдут в группу. Но и потеть от обилия одежды также ребенку нельзя, так как риск заболевания становится очень большим

Обувь для детского сада

В саду ребенок ходит в обуви всегда. Сменная обувь желательна. С маленькими детками могут случаться разные казусы. Для улицы выбирайте обувь по погоде.

Общие требования:

  • Для группы купите открытые сандалии или босоножки
  • Ноги не должны потеть в выбранной обуви
  • Обувь должна быть удобной, не должна доставлять дискомфорт ребенку
  • Покупайте обувь на липучках хотя бы для деток до 4 лет, ну или пока вы не увидите навык ребенка застегивать обувь без липучек
  • Не покупайте обувь, в которой есть только шнурки. Пусть сбоку будет и замочек, иначе у ребенка будут трудности с обуванием
  • Для осени храните в шкафчике резиновые сапоги

Список канцтоваров

Прежде чем закупать канцтовары, уточните их необходимость в детском саду.

Как правило, нужны:

  • Альбом для рисования
  • Гуашь (6 цветов)
  • Кисточки для рисования: тонкая и толстая
  • Цветная бумага
  • Цветной картон
  • Пластилин
  • Стакан-непроливайка
  • Цветные карандаши
  • Точилка
  • Пенал


Что нужно ребенку в бассейн в сад?

ВАЖНО: Требования к вещам для бассейна могут отличаться в садах, поэтому для начала уточните у воспитателя этот момент.

Список необходимого:

  • Шапочка для бассейна на голову. Это делается в целях гигиены. Резиновая будет более дискомфортна для ребенка, но часто именно ее и требуют в бассейне. Тряпичная хоть и намочит волосы, но зато будет приятнее ребенку находиться в такой шапке
  • Резиновые тапочки. Хорошо зарекомендовали себя кроксы: в ним ножка ребенка не выскользнет

  • Душевые принадлежности: мочалка, мыло
  • Полотенце большое
  • Халат, чтобы дойти от душа до бассейна
  • Купальник/плавки


Что нужно для выпускного в детском саду?

Самое интересное для ребенка, особенно для девочки — одеть красивый наряд на выпускной. Это и есть тот элемент, без которого выпускной не будет выпускным. Все остальное зависит от сценария выпускного: подарки, аксессуары, украшения.


Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Психологическая подготовка ребенка к саду — это очень кропотливый, а порой и очень сложный процесс. Некоторые детки с первого дня в саду чувствуют себя уверенно и спокойно. А некоторые по прошествии месяца не хотят там находиться больше двух часов. Зависит это от характера ребенка, его уверенности и страхов.

Отличия по темпераменту.

  • Меланхолик. Такой ребенок всегда требует исполнять его прихоти, не терпит отказов, не любит новых людей, психует по мелочам, закатывает истерики, замкнутый, не желает общаться ни с кем, кроме домашних, постоянно требует к себе внимания. Конечно, в сад такой ребенок не захочет идти. Вам придется перенести его истерики и крики
  • В саду ребенок может вести себя агрессивно, так как все же вынужден находиться там. У него будут проблемы с дружбой. Такого ребенка сложно уговорить пойти в сад, но пытаться все же стоит. Тактика: не заставляйте и, тем более, не ведите силой
  • С таким ребенком будьте готовы, что адаптация затянется, а выход на работу может оттянуться. Толку от того, что вы такого ребенка силой отправите в сад, не будет: он будет хулиганить или просто грустить в углу
  • Найдите плюсы посещения сада, которые могут заинтересовать вашего ребенка: например, то, что там будут новые игрушки. Или ищите компромисс: ребенок ходит в сад, а вы тогда ему каждые выходные будете покупать новую игрушку. Оптимальный возраст для отправки в сад таких детей — 5 лет


  • Флегматик. Это спокойный ребенок, не доставляющий проблем. Он умеет играть один. Но в саду адаптируется плохо, так как хочет в родной дом к родной маме. В саду такие дети не плачут, но и не веселятся. Они грустно проводят день в ожидании прихода мамы
  • Тактика родителей: подбадривайте ребенка, при возможности дайте ему в сад любимую игрушку, которую он сможет положить в шкаф, или отдайте постельное белье из дома. Так, малыш будет чувствовать себя комфортней и уютней


  • Холерик. Это активные дети, которые любят дурачиться, бегать, прыгать и обращать на себя внимание. Такие дети любят быть в центре внимания, поэтому в саду будут организовывать своеобразные группы шалунов
  • Воспитателям такие дети доставляют много хлопот своей не всегда полезной, но неуемной энергией. Тактика родителей: нет смыла пытаться задавить в ребенке активность, просто ее нужно направить в нужное русло. Лучший возраст для адаптации — 3-4 года

  • Сангвиник. Это активный ребенок, который любит общение и новые впечатления. Он с радостью пойдет в сад, пообщается с детьми, поиграет во все игры. Но, как только игры ему станут скучными, ребенок перестанет хотеть посещать сад
  • Таких детей нужно отдавать в сад раньше остальных, но выбирать такой сад, где дети не предоставлены сами себе, а где их будут развлекать каждый раз новыми занятиями. Тогда вы не увидите проблем с адаптацией вашего ребенка в саду


Что должен уметь ребенок для детского сада?

К моменту отправки ребенка в сад, он должен:

  • Отвыкнуть от соски
  • Научиться кушать ложкой
  • Научиться ходить на горшок
  • Научиться минимально одеваться
  • Научиться засыпать относительно самостоятельно


Чтобы отправка ребенка в сад не стала причиной переживаний для вас и ребенка, подготовьтесь к этому со всей ответственностью.

Видео: Что нужно для детского сада?

Буквально недавно вы радовались первым шажкам и словам своего карапуза, а уже пришло время знакомиться с другими детками и ходить в дошкольное учреждение. Любая мама переживает, как малыш привыкнет к новому режиму и коллективу, как будет долгое время вдали от нее. Нужно ли готовить ребенка к посещению сада и как это сделать правильно?

Плюсы от посещения детского сада

Ребенок в детском саду будет сталкиваться с другими людьми. Их желания, поведение и способы общения будут отличаться от привычных крохе домашних условий. Получить подобный опыт вне сада не получится.

В садике ребенок обучается взаимодействовать и с другими детьми, и взрослыми, общаясь с ними по-другому, чем он привык в семье. В результате ребенок обучается принимать собственные решения, отстаивать свое мнение, узнает, как защищаться или найти компромисс. Если исключить этап посещения детского сада, ребенку придется обучиться этому позже в школе, что, как правило, труднее.


В садике ребенок получает бесценный опыт

К другим плюсам посещения такого детского учреждения, как сад, относят следующие моменты:

  • Пребывание среди сверстников положительно сказывается на развитии ребенка, а также на формировании его личности.
  • Ребенок становится более самостоятельным и учится ухаживать за собой.
  • Четкий режим сна, приема пищи и бодрствования важен для хорошего здоровья и самочувствия малышей.
  • В садике проводят разные занятия, включая физкультуру, а также подготовку к школе в старших группах.
  • Ребенок становится более внимательным к окружающему миру.

О том, на что обратить внимание при выборе детского садика, смотрите в следующей передаче.

Минусы

  • Ребенок долгое время находится вдали от мамы. Это особенно тяжело малышам до 3 лет, которые сильно нуждаются в маме. Разлука может плохо повлиять на психологическое состояние крохи. Ребенок будет грустить и плакать, и даже отказываться ходить в садик. Устранить такую проблему поможет период адаптации, во время которого ребенок будет ходить не на целый день.
  • Ребенок начинает часто болеть. Причиной частых заболеваний может быть и заражение от других деток, и психологический дискомфорт.
  • У ребенка появляются плохие привычки, которые он перенимает от других деток. Малыши часто «приносят» из сада плохие слова, ведь в дошкольном возрасте они словно губки впитывают все подряд.
  • Питание в детском саду не сравнится с блюдами домашнего приготовления. Многие родители жалуются и на само меню, и на качество продуктов.


Если ребенок не посещал детский сад, он начинает часто болеть в школе - период адаптации начинается там

Необходимость подготовки

Многие родители считают, что ребенка, который вскоре будет посещать детский сад, нужно правильно подготовить к таким переменам в жизни. И они мыслят абсолютно верно, поскольку, уделив внимание подготовке и первым неделям в детском саду, результатом станет более быстрое привыкание малыша и посещение дошкольного учреждения с хорошим настроением.

Готовить к посещению детского сада стоит даже общительных, вполне самостоятельных и бойких деток. Неизвестно, как перемены повлияют на состояние психики ребенка, поэтому лучше побеспокоиться о подготовке заранее, чем работать над устранением психологической травмы в будущем.

Роль родителей в формировании отношения ребенка к садику

Очень важно, чтобы родители были настроены позитивно, тогда такое отношение передастся и крохе. Не нужно слишком переживать о том, как ребенок будет в саду, иначе малыш ощутит вашу тревогу и неуверенность, и будет манипулировать этими чувствами. Помните, что легче всего привыкают к саду детки, родители которых твердо уверены в необходимости посещения сада либо у них нет иного выбора, как отдать кроху в садик.

Родителям следует рассказывать малышу о садике задолго до первого визита в дошкольное учреждение. Пусть ребенок узнает о других детках, режиме в детском саду, интересных занятиях. Важно не спешить, а знакомить кроху с садом постепенно. Сходите на прогулку рядом с садом и покажите ребенку здание и гуляющих деток. Обязательно сходите в сад заранее, чтобы разузнать подробнее о режиме дня и других особенностях посещения садика.

Нельзя давить на ребенка и угрожать ему, рассказывая, что в саду строгие воспитатели, которые научат его правилам и послушанию. Делайте акцент на новых знакомствах и новых игрушках.


Рассказывайте ребенку о том, что он узнает в садике, что у него будут друзья, с которыми можно поиграть

Если у ребенка есть старшие братья или друзья, посещающие сад, приводите их в пример. Говорите при ребенке родным и друзьям, как гордитесь, что кроха пошел в садик. Рассказывайте малышу, что вы очень рады, что он настолько вырос и стал самостоятельным, что начинает ходить в сад.

Как подготовить ребенка к садику?

Чтобы процесс адаптации происходил легко, и ребенок без проблем ходил в садик, нужно его не только научить делать то, что он, возможно, раньше не умел, но и подготовить его к этому психологически.

Психологическая подготовка

  • В первую очередь маме не нужно нервничать и показывать это ребенку. Рассказывайте о садике хорошее, но при этом постарайтесь не сильно приукрашивать, чтобы у ребенка не сформировались излишне радужные ожидания.
  • Делайте упор на формировании у малыша гордости за то, что он будет ходить в детский сад. Рассказывайте, что попасть в садик не так и просто (что сейчас действительно так из-за длинных очередей) и многие детки лишены такой возможности.
  • Чтобы малыш меньше боялся «пропажи» мамы, часто играйте с крохой в прятки и периодически оставляйте ребенка с другими родственниками, например, пока мама сходит за покупками.

Режим

  • Постарайтесь изменить режим дня ребенка за 2-3 месяца до того, как он начнет ходить в дошкольное учреждение. Перестройте режим так, чтобы ребенку было легко просыпаться к тому времени, когда вы в будущем будете собираться в сад.
  • Если ребенок уже перестал спать днем, научите его отдыхать после обеда просто лежа в постели. Подскажите, какие тихие игры ему доступны во время такого отдыха, например, сочинение историй, игра в слова, игры с пальцами или внимательный осмотр предметов вокруг с запоминанием их деталей.
  • Пищу предлагайте ребенку ежедневно в одно и то же время. Желательно, чтобы оно совпадало со временем завтраков, обедов и полдников в детском саду. Старайтесь не допускать перекусов в неположенное время, а домашние блюда можно сделать похожими на те, которые кроха будет получать в садике. Это снизит вероятность появления капризов, связанных с питанием в дошкольном учреждении.
  • Также уделите внимание посещению ребенком туалета после завтрака. Оптимально, чтобы именно в это время ребенок сходил «по большому». Давайте малышу запас времени для спокойного пребывания в туалете. Если у ребенка проблемы с дефекацией, уделите время их разрешению до начала посещения сада.


Упрощение периода адаптации к садику - в ваших руках!

Новый коллектив

Если малыш пугливый и застенчивый, привыкнуть к детскому коллективу ему будет сложнее, чем общительным карапузам. Постарайтесь расширять круг общения ребенка еще до посещения сада. Ходите в гости, знакомьтесь с детками на площадке, запишитесь на развивающие занятия.

Дисциплина

Поиграйте с ребенком в детский сад, пусть игрушки будут детками, а вы – воспитателями. Такая игра не только поможет ребенку лучше понять, какой у него будет режим в детском саду, но, повторяя ее в будущем, мама узнает, как малыш относится к новому месту и что происходит в садовских стенах.

Обучение

  • Учите ребенка раздеваться, кушать ложкой, а также просить о помощи, если у него что-либо не получается. Уделите внимание отучению крохи от памперсов, если ребенок еще носит подгузник.
  • Больше читайте ребенку, приучая его слушать вас внимательно. При этом увеличивайте время чтения постепенно.
  • Играйте с малышом в игры, в которых нужно подражать, например, ходить, как медведи или прыгать, словно зайчик. Это пригодится крохе и во время подвижных игр на прогулке, и на музыкальных занятиях, и для уроков физкультуры.


Обязательно приучайте ребенка к самостоятельности

Врачебный осмотр

Каждый ребенок, который собирается ходить в сад, за 2-3 месяца до начала посещения дошкольного учреждения проходит диспансеризацию. Так называют осмотр малышей участковым врачом и специалистами, на основе которого детей при необходимости лечат или оздоровляют. Врач может порекомендовать выполнять дыхательную гимнастику, закалять ребенка, а также пропить курс лекарств для улучшения иммунитета (например, сироп шиповника или мультивитаминов).

Ребенка осматривают такие специалисты:

  • Окулист. Он проверяет зрение и определяет, не требуется ли коррекция.
  • Невропатолог. Он анализирует состояние нервной системы ребенка и возможный риск появления невротических реакций.
  • Дерматолог. Он осматривает кожу ребенка и уделяет особое внимание деткам с аллергией.
  • Ортопед. Он ищет у ребенка сколиоз, плоскостопие, нарушения осанки, а при обнаружении подобных проблем назначает лечение. Здоровым деткам такой специалист дает рекомендации, как предотвратить такие заболевания.
  • Хирург. Он определяет возможные патологии развития, которые лечат хирургическим путем.
  • Педиатр. Он направляет ребенка на анализы, необходимые дополнительные исследования и осмотр других специалистов, если это требуется.
  • Психолог. Он обсуждает с родителями психическое состояние ребенка и дает индивидуальные советы в отношении привыкания к детскому саду.

Если у ребенка есть пороки развития или хронические болезни, разрешение посещать детский сад ему выдает комиссия врачей-специалистов. Такая комиссия определяет необходимость направления болеющих детей в специализированные сады.


Врачебный осмотр проходят все дети - он является обязательным для поступления в детский сад

Закаливание

Процедуры с целью закаливания ребенка рекомендуются всем деткам, собирающимся в детский сад. Они укрепят иммунную систему и подготовят кроху к атаке вирусов и бактерий в детском коллективе. Основными принципами всех закаляющих процедур является их регулярность, а также постепенность. Начать закалять кроху можно в теплое время года лишь при условии, что ребенок полностью здоров.

Ребенку можно проводить такие процедуры:

  • Гулять дважды в день на свежем воздухе.
  • Спать на свежем воздухе.
  • Принимать воздушные ванны.
  • Ходить босиком дома, а позже – и на улице.
  • Умываться с постепенным снижением температуры воды до +16 +18°С.
  • Пребывать в летний период под прямыми солнечными лучами дважды-трижды в день до 10 минут.
  • Установить температуру в помещении, где пребывает ребенок, на уровне +16 +18°С.
  • Обливать ноги перед сном водой с постепенным понижением температуры от +28°С до +18°С.
  • Дважды в неделю купать перед сном при температуре +36°С, обливая после процедуры водой температурой на 1-2°С ниже.

О том, как правильно подготовить кроху к детскому саду, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Адаптация ребенка к садику: ребенок пошел в детский сад

Как правило, в первые дни детки приходят в сад на несколько часов. Зачастую это время прогулки со своей группой, на которой кроха знакомится с другими детьми и воспитателями.

Неплохой идеей будет приводить малыша и на вечернюю прогулку, чтобы ребенок видел, как за детками приходят их родители и забирают их домой. Покажите ребенку, что вечером сад закрывается и все уходят по домам.

Далее постепенно пребывание ребенка в саду становится более долгим. Сначала малыш остается на завтрак и прогулку, затем добавляется обед, чуть позже - дневной сон, и лишь после этого – пребывание весь день. Даже если ребенок привыкает очень хорошо, спешить оставлять малыша на полный день не стоит.

Способы мотивации

Чтобы исключить проблемы с утренним просыпанием, нежеланием ребенка собираться в садик и опозданиями, постарайтесь придумать, зачем ребенку ходить в сад. К примеру, малыш может здороваться с рыбками, плавающими в аквариуме в группе, показывать куклу подружкам или поиграть с машинкой, которая есть в саду.


Придумайте стимул, подходящий именно вашему ребенку

Участие в психологическом настрое ребенка

Первые несколько недель ребенка в сад должны водить родители, не поручая эту задачу дальним родственникам или няне. Если мама слишком переживает из-за слез малыша во время расставания, пусть ребенка водит папа. Хорошим выходом будет придумывания особого ритуала прощания, который будет повторяться каждый день. Например, вы можете целовать малыша в щечку или жать ему руку.

Забирайте малыша с улыбкой и хорошим настроением. Не следует в присутствии ребенка спрашивать у воспитателя, плакал ли малыш. Это лучше сделать наедине, чтобы кроха не видел вашу обеспокоенность.

Обязательно хвалите ребенка за все старания в детском саду. Рассматривайте и сохраняйте рисунки и поделки. Подробно расспрашивайте о занятиях. Пусть ребенок видит, что вы поддерживаете его и интересуетесь каждой деталью его жизни вне дома.

Ни в коем случае при непослушании нельзя угрожать ребенку оставить его в садике. Кроме того, если вам что-то не понравилось в самом учреждении или воспитателях, не следует обсуждать это в присутствии ребенка, чтобы не сформировать негативную оценку сада.


Запомните: угрозы никогда не должны быть связаны с садиком или кружками, которые посещает ребенок

Решение возможных проблем

Первое время детки болезненно реагируют на расставание с мамой в раздевалке. Не нужно расстраиваться, если при расставании малыш плачет – такая реакция абсолютно нормальна. Не стоит уходить из группы неожиданно, пока ребенок отвлекся, ведь после того, как кроха заметит ваше отсутствие, он сильно расстроится. Но и не следует надолго затягивать прощание, это лишь ухудшит состояние ребенка. Можете давать ребенку с собой какую-либо вещь, напоминающую о маме, например, небольшое фото, ключ или платок. Также стоит рассказывать малышу, когда вы за ним придете, например «ты поешь, поспишь и я тебя заберу».

У некоторых малышей проблемы адаптации появляются спустя несколько недель или месяцев после начала посещения сада. Это часто проявляется регрессом в развитии - малыш начинает мочить штанишки, отказывается самостоятельно одеваться или есть. Родителям в это время нужно постараться снять психическое напряжение с помощью частого телесного контакта (больше обнимайте ребенка и чаще целуйте), общения, спокойных игр, совместного чтения. Нельзя ругать ребенка за «впадание в детство», отнеситесь к нему с пониманием.


Относитесь с пониманием к ребенку и не ругайтесь, если адаптация идет тяжело

Если же уже прошло несколько месяцев, а малыш по-прежнему тяжело переживает разлуку с мамой, постоянно плачет и не хочет играть с детками, обратитесь к психологу. Также проблемой может быть отсутствие контакта между вашим ребенком и воспитателем. В этом случае ситуацию исправит смена группы или садика.

О том, почему вы можете столкнуться с подобными проблемами и как их решать, смотрите в видео канала "Teledetki", где опытный психолог Анна Абаринова рассказывает о многих важных нюансах.

  • Помните, что на адаптацию к саду уходит в среднем 2-3 месяца, и в этот период родители должны уделять малышу достаточно внимания дома. Постарайтесь организовать совместные ужины в будни, а в выходные приготовьте ребенку его любимые блюда.
  • Забирая малыша из сада, расспрашивайте о событиях за день и внимательно слушайте ребенка, задавая вопросы. Это не только покажет сыну или дочке, что вам интересны его дела, но и будет способствовать развитию речи.
  • Не забывайте об обратной связи с садом. Периодически разговаривайте с воспитателем о том, как ведет себя ребенок в саду. Вам будет полезна эта информация, так как многие малыши ведут себя в коллективе иначе. А рассказав воспитателю о поведении ребенка дома и его характере, вы сможете помочь найти правильный подход к малышу. Если у ребенка есть трудности с дневным сном, поговорите с воспитателем, чтобы крохе разрешили брать с собой в постель любимую игрушку.
  • Уделите внимание одежде, в которой ребенок будет в детском саду. Вещи с мелкими пуговицами и крючками, а также шнурками, являются плохим выбором, так как малышу будет сложно снимать их и надевать обратно. Не одевайте ребенка в слишком тесную одежду. Избегайте синтетических тканей, лучше подобрать для сада хлопковую или шерстяную одежду. Хорошим выбором будет одежда с разным видом передней части и спинки.

Ценные советы дает психолог Светлана Алексеева в видео канала "ЯрМАМА - семейный портал".