Как помочь агрессивному ребенку? «агрессия

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как радость или грусть. Злость во многих ситуациях помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Она может понадобиться для самозащиты, отстаивания своих прав. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как помочь агрессивному ребенку» .

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как радость или грусть. Злость во многих ситуациях помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Она может понадобиться для самозащиты, отстаивания своих прав. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом.

Запрещая ребенку злиться вообще, наложив на это чувство «табу», родители могут сослужить детям плохую службу. Злость никуда не испаряется, а остается неосознаваемой, подавленной, что чревато неадекватными вспышками гнева в ситуациях, когда самоконтроль человека ослаблен, например, при болезни.

Виды агрессии:

  1. Физическая агрессия (причинение физической боли);
  2. Вербальная агрессия (бранные слова, оскорбления окружающих).

Чтобы научить ребенка контролировать свою злость и управлять ею, стоит

Разделить чувство злости и совершаемые ребенком агрессивные действия. Осуждая агрессивные действия ребенка, вы не осуждаете при этом за его чувства. «Ты имеешь право злиться, быть недовольным, заявлять о своем несогласии, - сообщаете вы ему. – Но ты не должен причинять боль людям и всем живым существам. Так вы накладываете запрет на агрессивные действия, а не на чувства. При этом надо указать ребенку «разрешенное» действие, которое позволит ему избавиться от накопленного напряжения. На первых порах учить детей заменять свои агрессивные действия словами. Это будет первым шагом на пути совладения со своей агрессией.

Факторы, влияющие на появление агрессии:

1. Стиль воспитания в семье (эмоциональные отношения между членами семьи, широта границ дозволенного, характер наказаний ребенка: снисходительность или строгость);

2. Неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников;

3. Способ привлечения внимания – неудовлетворенная потребность в общении и любви;

4. Протест против ограничения к-н естественных желаний и потребностей (потребность в движении, активной деятельности);

5. Способствуют возникновению некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Агрессивный ребенок, какой он:

Часто ощущает себя отверженным, никому не нужным;

Любит перекладывать вину за ссору на других;

Поведенческий репертуар у него скуден;

Имеет низкий уровень эмпатии;

Отличается большей вспыльчивостью, непокорностью, мстительностью;

Бывает очень обидчив;

Нередко наделен лидерскими чертами, не умеет проигрывать;

Может испытывать подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, мнительность.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая в свою очередь, усиливает детскую агрессивность. Применение наказания для отучения от агрессии также приводит к усилению детской агрессивности. Кроме того, наказания могут стать причиной повышения у ребенка общего уровня агрессивности.

Критерии агрессивности:

  1. Часто теряет контроль над собой;
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми;
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей;
  5. Часто винит других в своих ошибках;
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
  7. Чувствителен, быстро реагирует на различные действия окружающих

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявились хотя бы 4 перечисленных признака.

Стратегия действий окружающих людей по отношению к агрессивному ребенку :

Сдерживать агрессивные порывы перед их проявлением;

Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения (невыгодность);

Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия с другими детьми;

Обучать конструктивным способам выражения гнева;

Чаще хвалить за хорошие поступки;

Быть последовательным в своих действиях;

Требования к детям должны быть разумны.

Направления работы с агрессивными детьми:

  1. Работа с гневом (обучение детей приемлемым способам выражения гнева);
  2. Обучение навыкам контроля (умение владеть собой в различных ситуациях);
  3. Формирование эмпатии, сопереживания.
  1. Работа с гневом.

Самое главное, научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».

Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создавать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении (спортивные секции, длительные прогулки). Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно проявлять свои чувства.

Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить руками специальную подушку, рвать газету, пинать мяч, бегать… Можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее. Поощряйте ребенка говорить о том, что его волнует, говорить о своих чувствах.

Необходимо оборудовать каждую группу детского сада легкими мячами, которые ребенок может швырять в мишень; мягкими подушками, которые разгневанный ребенок может колотить; резиновыми молотками, газетами, которые можно комкать и швырять – все это может способствовать снижению эмоционального мышечного напряжения. Хорошо использовать игры с песком, водой и глиной.

  1. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения. Можно использовать пальчиковую гимнастику. Необходимо научить ребенка понимать себя и ощущения своего тела. Пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Назвать, в каком настроении находятся человечки. Использовать в работе игры на развитие навыка регуляции поведения.

  1. Формирование эмпатии, сочувствия, сопереживания.

Дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события. Использовать обсуждение проблемных ситуаций. Считается, что, если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. В ролевой игре ребенок получает возможность поставить себя на место других.

От агрессивности страдает и сам ребенок. Он ссорится с родителями, теряет друзей, живет в постоянном раздражении из-за мучительного гнета злобы и чувства вины. Совершив проступок, ребенок должен получить возможность загладить свою вину и заслужить прощение. Нужно объяснить ребенку, почему окружающие не одобряют то или иное его действие. Кроме того, надо как можно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки. Научиться управлять отрицательными эмоциями не значит никогда их не испытывать.

Больше всего ребенок нуждается в любви и внимании тогда, когда его поведение заслуживает этого меньше всего .

Предварительный просмотр:

Как играть с агрессивными детьми.

«Обзывалки» . Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

«Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, мебели… Каждое обращение должно начинаться со слов: « А ты …морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: « А ты… солнышко!»

Следует проводить игру в быстром темпе.

«Доброе животное» .Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад.

«Ласковые лапки» . Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; психолог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет.

«Рубка дров» . Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

«Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Мы будем рубить дрова. Поставьте бревно на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его». (можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Маленькое привидение» . Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Сейчас мы будем играть роль маленьких, добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если громко, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».

« Воздушный шарик». Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Сосулька ». Цель: расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит,

Солнце взойдет, гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Давайте я вам буду читать эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на 3 и 4 – уроните расслабленные руки вниз».

«Шалтай – Болтай» . Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Шалтай – Болтай сидел на стене.

Шалтай – Болтай свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.

«Кенгуру» . Цель: развитие координации движений.

Нарушение: агрессивность, застенчивость, тревожность, РДА, ЗПР.

Играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Игра подходит для детей любого возраста, достаточно трудна и требует тренировки.

«Тропинка» . Цель: развитие умения действовать сообща.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость, тревожность (6-7 лет).

Дети берутся за руки, образуя круг, и идут вправо. По команде дети выполняют задание:

«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впередистоящему.

«Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга.

«Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке. Игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, согласовывать свои действия в соответствии с правилами.

«Раздувайся, пузырь» . Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость, тревожность, РДА, ЗПР.

Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся).

Взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия – на каждый вдох делали один шаг. Такие игры любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

« Слушай хлопки ». Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, застенчивость, тревожность, ЗПР (4-5 лет).

Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны, на 2 хлопка – превратиться в лягушку (присесть, пятки вместе носки врозь, между носками руки). 3 хлопка – двигаться свободно.

« Говори! » Цель: развивать умение контролировать импульсивные действия.

Скажите детям: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года? (пауза) «Говори!»; «Какого цвета потолок?» … «Говори!»; «Какой сегодня день недели?» … «Говори!»; «Сколько будет 2+3?» и т.д.

« Волшебные шарики ». Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик – «болик» - и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла. Откройте глаза. Теперь по очереди расскажите о своих чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

« Цветик - семицветик ». Цель: помогает оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции.

Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.

« Липучка ». Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Все дети двигаются под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

« Змейка» . Цель: развивать умение действовать согласованно.

Выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Взрослый может занять позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

« Две игрушки – поменяемся местами ». Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движения.

Дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность.

« Менялки ». Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула – ведущий. Он должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого… (одежда с длинными рукавами, короткая стрижка…) Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

« Радость и грусть ». Цель: развитие эмоциональной сферы, умение дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Дети рассматривают картинки и раскладывают их в 2 ряда – радость и грусть – в зависимости от цветовой гаммы. Объяснить, почему одну картинку они считают веселой, а другую – грустной.

« Улитка ». Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним. Чтобы выполнить правила этой игры, детям требуется приложить немало усилий, т.к. они активны и подвижны.

« Горячий мяч ». Цель: развитие внимания, моторной ловкости.

Дети становятся в круг близко друг к другу. Они передают мяч быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка

Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо наклонившись, через ноги.

« Четыре стихии ». Цель: развитие внимания.

При слове «земля» - опустить руки вниз;

При слове «вода» - вытянуть вперед;

При слове «воздух» - поднять вверх;

При слове «огонь» - вращать кистями.

Ошибившийся выходит из игры. Взрослый специально допускает ошибки, путая детей.

« Закончи слово ». Цель: развитие умения работать в коллективе.

Ребенок, стоящий крайним, называет первый слог, а другой ребенок должен произнести следующий слог и закончить слово. Игру можно усложнить, если предложить детям придумать слова на последний слог предыдущего слова.

« Бумажные мячики ». Цель: дать детям возможность снизить беспокойство и напряжение.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу».

« Дракон» Цель: помочь детям почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».


Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 10 г. Пласта .

Консультация на тему:

«Как работать с агрессивным ребенком?»

Выполнила старший воспитатель: Ильясова З.М.

Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он

неуспокаивается” до тех пор, пока взрослые не взорвутся,

а дети невступят в драку”.

Н.Л. Кряжева

Как работать с агрессивными детьми?

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только вобществе, но и

наблюдаем пропаганду агрессии и насилия сэкранов телевизоров и

компьютеров. В последнее времяизучение проблемы агрессивного

поведения ребенка стало едвали не самым популярным направлением

исследовательскойдеятельности психологов всего мира. С чем это связано,

как бороться с проявлениями детской агрессивности? Попробуемобсудить

эти вопросы.

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, чтоозначает

нападение”, “приступ”. В психологическом словареприведено следующее определение данного термина:

Агрессия- это мотивированное деструктивное поведение,противоречащее нормам и

правилам существования людей вобществе, наносящее вред объектам

нападения (одушевленными неодушевленным), приносящее физический и

моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический

дискомфорт (отрицательные переживания, состояниенапряженности, страха, подавленности и т.п.)”.

Портрет агрессивного ребенка

Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы одинребенок с

признаками агрессивного поведения. Он нападает наостальных детей,

обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки,намеренно употребляет

грубые выражения, одним словом,становится “грозой” всего детского

коллектива, источникомогорчений воспитателей и родителей. Этого

ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким,

какойон есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается власке и

помощи взрослых, потому что его агрессия - это, преждевсего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватнореагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никомуне нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит кнарушению детско-родительских отношений и вселяет в душуребенка уверенность, что его не

любят. “Как стать любимым и нужным” - неразрешимая проблема, стоящая перед маленькимчеловечком. Вот он и

ищет способы привлечения вниманиявзрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегдазаканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но

как сделатьлучше - он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добиваетсяребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что состороны детей может получить

отпор, а со стороны взрослых - наказание.

Существуют критерии, позволяющие говорить о наличии агрессивности у ребенка в той или иной степени.

Диагностические критерии агрессивности для детей дошкольного возраста:

Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой;

Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми;

Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых;

Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках;

Завистливы и мнительны;

Часто сердятся и прибегают к дракам.

Ребенка, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно называть агрессивным.

Выделяют ряд характерологических особенностей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты агрессивных детей

Характерологические особенности агрессивных детей

Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним;

Чувствуют себя отверженными;

Имеют высокий уровень личностной тревожности;

Сверхчувствительны к негативному отношению к себе;

Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;

Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;

Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;

Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;

В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо;

Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;

Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию;

В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;

Слабо развит контроль над своими эмоциями;

Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева;

Боятся непредсказуемости в поведении взрослых;

Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;

Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации);

Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях

В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии .

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

Полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

Выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

Переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, собрать карандаши");

Позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2 . Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

Констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");

Констатирующий вопрос ("ты злишься?");

Раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");

Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");

Апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

Демонстрация власти ("Воспитатель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

Крик, негодование;

Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

Использование физической силы;

Втягивание в конфликт посторонних людей;

Непреклонное настаивание на своей правоте;

Нотации, проповеди, "чтение морали",

Наказания или угрозы наказания;

Обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

Сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

Команды, жесткие требования, давление;

Оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка .

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

Публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

Не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

Предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения .

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

Нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

Внушение спокойствия невербальными средствами;

Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

Использование юмора;

Признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.

Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, помимо игры, имеется система неспецифических методов.

Неспецифические методы можноразделить на две группы:

    методы изменения деятельности детей;

    методы изменения отношения к ребенку .

К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование,библиотерапия,

куклотерапия.

Музыкотерапия (музыкальное сочинительство, импровизации,слушание

музыки, ритмические движения) эффективное средстворазвития личности

ребенка, коррекции его поведения. Подбормузыкальных произведений

осуществляется на основе темпа илада. Оттенки гнева, волнения, тревоги

передаются быстройминорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создаетмедленная мажорная мелодия; а радость, веселье, торжество -быстрая мажорная музыка. Целесообразно использовать записьзвуков

природы.

Библиотерапия (литература) имеет свои возможности длястановления

произвольного поведения, профилактики икоррекции уже закрепившихся

недостатков. Литературныепроизведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.)воспринимаются ребенком не как вымысел, а как особаяреальность.

В процессе чтения, слушания произведения детиучатся понимать не только

чувства, поведение, поступки героев,но и свои собственные, получают

представления об иныхвозможных способах поведения; имеют возможность проявитьличные эмоции и сравнить их с эмоциями других детей. То есть

усиливается способность ребенка анализировать иконтролировать свои

эмоциональные реакции, поведение. Напримере работы со сказкой детям

можно предложитьиндивидуальное или коллективное придумывание

продолженияизвестной сказки; рисование по мотивам сказки;

разыгрывание сказки, ее эпизодов с помощью кукол (куклотерапия).

В сказочнойкуклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как ребеноксовершенствует взаимодействие с куклой, меняется и егоповедение. В сказке, как правило, представлено множествомоделей поведения в различных

ситуациях, которые ребенокимеет возможность «прожить», эмоционально

переработать,«присвоить» и перенести в реальную жизнь.

Рисование. В работе с агрессивными детьми дошкольноговозраста показывает высокую эффективность использованиеэлементов арт-терапии.

Детям нравится играть с водой, с глиной. Необходимоиспользовать

различные способы рисования: пальцами,ладошками, ступнями. Участие

ребенка в изобразительнойдеятельности в рамках коррекционной работы

направлено нестолько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то,

чтобыпомочь ему преодолеть недостатки в поведении, научитьсяуправлять им. Поэтому интересны особенности поведенияребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка;принятие задачи, сохранение или

трансформация ее напротяжении рисования; последовательность выполненияотдельных частей рисунка, собственная оценка; спонтанныеречевые

высказывания ребенка, характер эмоциональныхреакций, особенности

поведением поначалу, какправило, преобладает «кровожадная» тематика. Постепенносодержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло».

Закрашенный зеленой краской лист вызовет, возможно, уребенка иные

ассоциации (созидательные, умиротворенные), чтопозволит изменить его

первоначальные намерения. Эффективно,например, совместное рисование,

когда агрессивные детисоздаютобщий рисунок. Развивается единый сюжет,

состоящий изотдельных историй: у каждого ребенка она своя. Переживание

совместного творчества, полноты эмоционального общения,дружеского

участия и понимания могут вызвать ряд измененийво внутренней жизни

ребенка, его поведении. Помимо рисованияцелесообразно использовать игры и упражнения с красками,бумагой, пластилином, мелом, глиной.

Ко второй группе - методам изменения отношения к ребенку -относятся: личный пример взрослого и сверстника,игнорирование поведения ребенка, «разрешение» на поведение,изменение статуса ребенка в коллективе.

Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово лишькарлик, а

пример - великан, взрослые должны реализоватьпроизвольное, социально одобряемое поведение как в общениис детьми, так и друг с другом.

Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способпрекратить

нежелательное поведение - перестать на нихреагировать.

Разрешение на поведение. Этот прием противоположенпредыдущему.

Эффект заключается в том, что неконструктивноеповедение, став

разрешенными доступным детям, утрачиваетсвою былую привлекательность, ценность и ребенокотказывается от него.

Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается

действительно ответственное поручение. Оно может бытьразовое - помочь воспитателю подготовить пособия к занятию,или постоянное - проводить физминутки.

Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носитькомплексный,

системный характер, сочетать в себе элементыприемов и упражнений из

разных направлений коррекционнойработы.

Различайте наказание и дисциплину

Одна из значимых задач педагогов – научить детей тому, какое

Поведение приемлемо в вашей группе, а какое недопустимо. Если нашей целью является заставить детей вести себя хорошо, то задача это решается

довольно просто. Взрослые старше, чем дети, и могутзаставить детей вести себя хорошо. Но дети, которых принуждаютк правильному поведению,

стыдят иди ругают, скорее всего будутдумать о себе:

«Я плохой(ая)»

«Мне нужно остерегаться взрослых»

«Мне лучше бы не попасться »

Эти дети ведут себя хорошо только тогда, когда за ними следят, потому что они не хотят быть наказанными. Они не учатся тому,какое

поведение приемлемо, и почему поведение нетерпимо.Наказание может

временно приостановить определённое негативное поведение детей, но оно

не поможет развить у них навыки самодисциплины.

Вместо этого наказание может усилить их негативные чувства осебе.

Хотя слова «дисциплина» и «наказание» часто используются водном

контексте, но они имеют очень большое различие.«Дисциплина» означает

направление детей в русло приемлемогоповедения. Самая важная цель установления дисциплины –помочь детям развить самоконтроль. Педагоги, стремясьустановить

дисциплину, помогают детям понять и усвоитьпоследствия их действий,

поступков и поведения.

Что могут сделать педагоги

Чтобы научить детей контролировать своё поведение,воспитатели должны

предлагать детям выбор и возможно стипринимать самостоятельные

решения, зная о логическихпоследствиях того или иного их действия.

Педагоги должны заранее предложить детям выбор, чтобы дети подумали

и о егопоследствиях. Например, они могут сказать:

«Саша! Если ты будешь разрушать Светину постройку из кубиков,то ты покинешь Центр Строительства. Ты можешь построитьсвою башню и ломать её, если хочешь. Или делать что-либо ещё ».

Этот тип сообщения поможет детей в развитии самоконтроля,потому что он устанавливает ограничения и предлагает выбор. Вотличие от наказания, в

этом случае меньше борьбы за власть иагрессии, гнева.

Педагоги могут использовать разные подходы и способы,направляя

Поведение детей. Ни один из способов не срабатывает на 100 процентов

Во всех ситуациях и со всеми детьми. Всё зависит от конкретногоребёнка и

конкретной ситуации. Педагоги должны знать детей иих проблемы.

Позитивное руководство включает следующиерекомендации для педагогов:

Ожидайте заранее и планируйте то, что может явитьсяпроблемой:

«Эта новая игрушка станет очень востребованной. Все захотят внеё

играть. Прежде чем я её представлю детям, я установлю систему

очередности, чтобы дети могли играть с ней по очереди».

Ищите причины плохого поведения детей. Обсудите ситуации с коллегой:

«Машина мама сейчас в больнице. Возможно, девочка переживаетза неё».

Фокусируйтесь на поведении ребёнка, а не делайтеакцент на личности

ребёнка: «Мне нравится, как ты вытираешьстол, Лена». Это лучше, чем

оценочная похвала «Ты хорошаядевочка, потому что ты вытираешь стол».

Помогите детям понять последствия их действий:

«Анна и Лариса, кукла сломалась, потому что вы обе тянули её заруки.

Теперь вы должны подождать, пока её починят, тогда высможете

играть с неё снова».

Объясните имеющийся выбор детям:

«Если ты хочешь играть с машиной, ты должна возить её поковру, а

не под мольбертами» .

Помогите детям развивать навыки решения проблем:

«Я вижу, Серёжа, что тебе трудно делиться с детьми твоим

медвежонком. Куда ты его положишь до твоего ухода домой?»

Помогите детям обращать внимание на свои ошибки, чтобы они могли

самостоятельно исправлять их:

«Твоя краска в баночке разлилась. Давай найдём губку, чтобывытереть её».

Наблюдайте, нужна ли детям физическая разрядка. Предоставьте детям, которым нужно выплеснуть свою энергию и гнев, место,где они

смогут сделать это:

«Ирина, мне кажется, что ты выглядишь обеспокоено сегодня.

Почему бы тебе и Кириллу не полазить сейчас. А я понаблюдаю, как вы

это делаете».

Очень важно, чтобы высказывания педагогов были ясными,твёрдыми и

позитивными. Разработайте простые, но чёткиеправила и ограничения

для детей и дайте детям возможность самим контролировать их

соблюдение. Не должно быть слишкоммного правил, они обескуражат детей. Дети научатся следоватьправилам, если они понимают, для чего вводятся

эти правила, исами принимают участие в их обсуждении и формулировании.Например, чтобы объяснить детям, что с водой нужно игратьтолько в Центре «Вода и песок», вы можете спросить их: «Чтослучится, если вы забрызгаете пол водой?» Вероятно, что детиответят: «Когда вода прольётся, пол станет

скользким, кто-нибудьупадёт и ударится». Затем можно подумать о правиле

«Водадолжна находиться в Центре «Вода и песок». Дети могут также

предложить вам, что губки и полотенца должны находитьсярядом с водой,

чтобы любой из детей, кто пролил воду, мог бывытереть её за собой.

Формулируйте правило твёрдо и позитивно, чем жёстко и осуждающе.

Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает.

Однако это происходит только при терпеливой и согласованнойработе

педагога и родителей.

Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен преждевсего наладить контакт семьей. Он может либо сам датьрекомендации родителям, либо в

тактичной форме предложитьим обратиться за помощью к психологам.

Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установитьне удается. В таких случаях рекомендуется использоватьнаглядную информацию,

которую можно разместить в уголке для родителей.

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивныедействия ребенка)

Почему ребенок так

поступает

Резкое подавление

агрессивного поведения

ребенка

Прекрати!”

Не смей так говорить”

Родители наказывают ребенка

Агрессивный

Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет

свои отрицательные

эмоции в другoe время и в другом месте)

Ребенок копирует

родителей и учится у

них агрессивным

формам поведения

Игнорирование

агрессивных вспышек

ребенка

Типы агрессии у детей и способы построения отношений.

Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением .

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

Агрессивно-бесчувственный ребенок .

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди, извинись", - "погладь по голове", - "пожми руку", - "предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и т .п.)

Воспитание в семье.

Игры с детьми для снятия агрессии и нервного напряжения.

«Попроси игрушку».

Цель: Обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары. Один участник берет в руки какой-либо предмет (карандаши, книжку, игрушку и т.д.). Установка для этого ребенка: отдать вещь только тогда, когда действительно захочется это сделать. Второй ребенок должен ее попросить, подбирая нужные слова, чтоб первый ребенок отдал ему предмет.

« Маленькое привидение ».

Цель: учить выплескивать гнев в приемлимой форме.

Взрослый:

Ребята, сейчас мы с вами превратимся в добрых привидений. Нам хочется похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать вот такое движение: приподнимаем руки и растопыриваем пальцы, говорим друг другу «У!». При громком хлопке пугаем громко, а при тихом хлопке – тихо.

«Головомяч».

Цель: развивать навыки сотрудничества, учить детей доверять друг другу.

Лечь на спину, (для маленьких детей будет легче встать на четвереньки) парами, головой друг к другу. Между головами поместить мяч. Необходимо встать на ноги, не прикасаясь к мячу руками.

« Два барана ».

Цель: Научить детей снимать агрессию, дать возможность выплеснуть гнев, снять мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Дети встают парами, лицом друг к другу. Взрослый говорит слова: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники, широко расставив ноги и склонив вперед туловище, упираются лбами и ладонями. Между ними натянута ниточка. Задача: противостоять друг другу, не переходя ниточку.

Работа учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Работа с гневом

Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «копилка», пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть». Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному».

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу - беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» . Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего – ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т.д.».

Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в классе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, «пригласив в гости» пару игрушек животных, любых известных детям литературных героев или героев мультфильмов. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в классе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты почему не убрал лишнее с парты?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда беспорядок на парте». Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

А7. Сформулировать правила работы с тревожными детьми

Основными причинами возникновения тревожности у дошкольников являются: гиперопека родителей; частые упреки, вызывающие чувство вины; проекция страхов родителей на детей; завышенные требования со стороны родителей и воспитателей; излишняя строгость родителей; посттравматический стресс.

1. Хвалите ребенка даже за незначительный успех. Способствуйте повышению его самооценки, хвалите, но так, чтобы он знал, за что.

2. Избегайте заданий на время и соревновательных моментов.

3. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Сравнивайте только его собственные результаты (ты делаешь это лучше, чем в прошлый раз).

4 .Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

5.Ребёнок должен чувствовать вашу поддержку. Чаще используйте телесный контакт, обращайтесь к нему по имени.

6. Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

7.Старайтесь не наказывать ребёнка. Наказывая, не унижайте его.

8. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии сверстников.

9. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.

10. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

11. Избегайте длинных нотаций!

12. Обратите внимание на ваш стиль общения с ребёнком (авторитарный стиль может усилить тревожность).

а8. Сформулировать стратегию поведения взрослых в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возрас та.

Младшие подростки- дети от 10-до 15 лет. Ведущая деятельность -интимно- личностное общение.

Для подростка важно, чтобы он общался со сверстниками:

При общении с друзьями, у младших подростков идет активное усвоение норм, целей, средств социального поведения, вырабатываются критерии оценки себя и других(в общении со сверстниками реализуется процесс самовоспитания);

Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации- по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые;

Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой;

Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение;

В подростковом возрасте очень ярко выражен феномен группового давления, т.о. находясь в положительной группе сверстников, подросток копирует поведение других.

Родителям необходимо правильно поощрять желание подростка посещать всевозможные спортивные секции, кружки, клубы по интересам, где подросток будет общаться со сверстниками

Этот возраст основополагающий в развитии правильных достойных отношений между людьми разного пола. В младшем возрасте особенно важно научить мальчиков быть защитниками одноклассниц! Мальчикам нужно объяснять, что уважения достойна не только мама и сестра, но и все представительницы женского пола.

КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЁНКУ?

Что такое агрессия?

Слово "агрессия” произошло от латинского "agressio”, что означает "нападение”, "приступ”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: "Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”.Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим "ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив, развивают в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Критерии агрессивности

Младшие школьники:

часто теряют контроль над собой;

часто спорят и ссорятся с окружающими;

отказываются выполнять просьбы взрослых;

намеренно вызывают у других чувство раздражения;

обвиняют других в своих ошибках;

могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;

часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;

долго помнят обиду, стремясь отомстить;

мнительны и раздражительны.

Средний школьный возраст и подростки:

угрожают другим людям словами, жестами, взглядом;
выступают инициаторами драк;

не испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в содеянном;

не считаются с мнением родителей, их запретами;

прогуливают уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками.

Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности , причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно , то ребенок действительно агрессивен , ему (и семье) необходима помощь специалиста.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми.
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за определённые поступки.
4. Наказания не должны унижать ребёнка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.

Правила работы с агрессивными детьми.

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать заопределённые поступки.

Наказания не должны унижать ребёнка.

Обучать приемлемым способам выражения гнева.

Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустирующего события.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

Развивать способность к эмпатии.

Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Учить брать ответственность на себя.

Упражнения, направленные на обучение ребенка способам разрядки агрессивности и гнева:

1. Комкать и рвать бумагу.

2. Топать ногами

3. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, затем бумагу скомкать и выбросить.

4. В тирать пластилин в бумагу.

5. Бить подушки или боксерскую грушу.

6. Громко кричать, используя «стаканчик» для криков

Наталья Паничева
Агрессивный ребенок и как ему помочь

В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией .

Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер.

Что такое «агрессия » ?

Агрессия – это реакция на конкретную ситуацию, чаще всего на неблагоприятную для ребёнка. Если родители не отнесутся внимательно к таким ситуациям и не смогут адекватно воспринять их, то всплески агрессии могут закрепиться в характере ребёнка, превратившись в устойчивую черту. Агрессия – это не эмоция , не повод и не установка. Агрессия – это модель поведения.

Причины детской агрессии

Неприятие детей родителями

Это одна из базовых причин агрессивности . Статистика подтверждает такой факт : нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно .

Безразличие или враждебность со стороны родителей

Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.

Неуважение к личности ребенка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение , высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Часто родители окружают ребенка чрезмерной опекой . Они предугадывают каждый шаг ребенка , предоставляют по любому вопросу готовое решение, лишая ребенка собственной инициативы, возможности выбора, что он сам хочет. В результате ребенок вырастет совершенно безвольным, не способным справиться с трудностями. Это в худшем случае, а в лучшем - ребенок будет бунтовать , агрессией пытаясь побороть давление.

Недостатки внимания.

Недостаток внимания для ребенка очень болезнен , и чтобы компенсировать его, ребенок готов делать запрещенные вещи - пусть отругают, зато уж точно заметят.

Запрет на физическую активность

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. А что делать с накопившейся за день энергией? Даже у очень послушного ребенка наступает момент , когда он больше сдерживаться не может и становится совершенно не управляемым. Поэтому необходимо организовать ребенку ежедневную зарядку энергии, где он может напрыгаться, набегаться и, желательно, накричаться от души.

Агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками.

В дошкольном возрасте сила имеет особое значение, это своеобразный критерий лидерства. В детской группе сильный - значит главный. Особенно ярко это выражено у мальчиков. Кто самый сильный, тот все может - вот принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением детей в детском саду. Самое главное, чтобы ребенок получил качественно иной опыт общения (без необходимости постоянно проявлять агрессию )

Что делать с агрессивным поведением ?

Реагируйте немедленно

Если ребёнок поступил некрасиво – скажите ему об этом сразу, без промедления. Отведите его в сторону и объясните ему связь между его поведением и последствиями. Расскажите, что если он хулиганит или кусается, то, например, испортит праздник. Даже если сами сердитесь, постарайтесь не повышать голос на ребёнка, не ругать за непослушание и ни в коем случае не бить.

Следуйте плану

Реагируйте на агрессивное поведение всегда одинаково. Ведя себя предсказуемо («Ты снова дерёшься, поэтому поиграй-ка пока один» , маленький хулиган привыкнет к этому быстро. Он поймёт, что плохое поведение не добавит ему радости. А это осознание - первый шаг к самоконтролю.

Учите быть ответственным

Научите ребёнка правилу : разбил, сломал, разбросал – надо всё привести в порядок. Если сломал игрушку – помогите ему её починить . Если накрошил печеньем или рассыпал кубики – объясните, что нужно за собой убрать. Не наказывайте, а просто объясните ребёнку связь между агрессивным поведением и его последствиями.

Всегда обсуждайте

Когда ребёнок угомонится, обсудите произошедший случай. Лучше сделать это через полчаса-час : когда он уже пришёл в себя, но ещё не забыл о происшествии. Пусть малыш пояснит, что стало причиной вспышки гнева («Коля, почему ты поссорился с Костей?» ). Объясните, что иногда сердиться – это совершенно нормально, однако нельзя драться. Можно научить ребёнка ещё одному способу преодоления гнева : просто уйти на какое-то время от ситуации или человека, которые приносят ему недовольство. В это время стоит обдумать своё поведение и найти верный выход из ситуации.

Замечайте хорошее поведение ребёнка

Награждайте ребёнка своим вниманием, одобрением, если он ведёт себя хорошо (особенно, если раньше поведение ребёнка отнюдь не блистало) .

Например, если ребёнок больше не решает с помощью кулаков конфликт на детской площадке или уступает покататься на качелях другому ребёнку. Говорите, что вы гордитесь своим ребёнком и объясняйте, почему : «Ты хорошо поступил – именно так и делают воспитанные дети» .

Фильтруйте, что смотрит по ТВ ваш ребёнок

Не допускайте длительно просмотра ребёнком всех подряд телепередач, мультфильмов и фильмов. Далеко не все из них безобидны : многие из них наполнены драками, криками, сценами жестокости, угрозами. Если вы увидели с ребёнком нечто подобное на экране, обсудите : «Мне кажется, этот персонаж не очень прилично себя ведёт. Ты видел, как он ударил щенка? Так поступать нельзя, верно?».

Следите, в какие компьютерные игры играет ребёнок

Ни маленьким детям, ни подросткам не пойдут на пользу компьютерные игры, наполненные сценами насилия, уродливыми персонажами, мрачным сюжетом. Предложите им другие, более яркие интересные виртуальные разработки.

Если ребенок дерется с родителями или другими членами семьи

Если ребенок на вас замахивается , поймайте его и обнимите. Обнимайте, пока он не успокоится. После этого скажите, что если ему больно или плохо, то он может вам об этом рассказать.

Если же он не просто замахнулся, а стукнул вас (или дерется с вами регулярно, не кричите на него. Вполне возможно, что неосознанно он хочет получить именно такую реакцию и привлекает таким образом ваше внимание. Наоборот, скажите, что вам больно и всем своим видом покажите, что обиделись на него, отстранитесь, отвернитесь, выйдете из комнаты или выведите его. Пусть другой член семьи (если стал свидетель ситуации) подойдет к вам и пожалеет вас в присутствии ребенка , но игнорируя его, погладит вам "больное место", покажет, что вам больно.

Как помочь ребенку справиться с агрессией ?

Часто маленькие дети, когда злятся, сами не понимают, что с ними происходит. Это важно им объяснять. Например, "Ты сейчас злишься на Ваню, так как он взял поиграть твою машинку, не спросив у тебя разрешения" или "Ты злишься на папу, так как он не разрешает тебе играть за компьютером".

Посочувствуйте ему : "Конечно, это неприятно. Я тебя понимаю", "На твоем месте я бы тоже сердилась (была недовольна, если бы мою вещь взяли без спроса".

Чем меньше ребенок , тем меньше он осознает, что он делает в порыве гнева. Как правило, дети не понимают, что делают больно другим, когда дерутся. И это необходимо объяснить ребенку на его языке , учитывая его возраст. К тому же дети еще не умеют контролировать свою злость. Кстати, а вы умеете?

Побуждайте ребенка рассказывать вам о своих чувствах.

Научите его озвучивать свои чувства в "я - сообщениях", например, "я разозлился, так как ты сломал мой телефон", "Мне неприятно, когда мои вещи берут без спроса". Таким образом, вы учите его выражать злость словами, а не действием.

Конечно, сами тоже выражайте свои чувства в "я - сообщениях". "Мне неприятно, что ты раскидал все вещи".

Покажите разные способы выражения злости : потопать, похлопать в ладошки, комкать и рвать бумагу, резать ножницами, кидать мягкие мячики.

Выплеснуть злость можно и в ролевых играх, где есть "агрессор " и "жертва", допустим, "кошка с собакой", "кошки-мышки", "волк (лиса) и заяц". Важно : в таких играх меняться местами, чтобы ребенок побывал и в той , и в другой роли, и любая игра должна заканчиваться хорошо, на перемирии.

Направьте его агрессию в другое русло , допустим, выплеснуть злость он может на занятиях спортом. Можно повесить в доме боксерскую грушу.

Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден , «на грани» , то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко) .

Отреагировать злость можно и во всех играх, где есть возможность для удара, пинка : это все простые игры с мячом, футбол, хоккей, бадминтон, теннис, баскетбол, естественно, все виды борьбы. Даже простейшая зарядка поможет снять напряжение .

Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует , что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» . Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.

Смотрите с ребенком добрые передачи , мультфильмы и фильмы, читайте сказки, в которых добро побеждает зло. Ограждайте от мультфильмов и фильмов, где демонстрируется насилие.

Пойте и слушайте добрые, жизнерадостные песни.

Инсценируйте с помощью игрушек сценки из сказок и мультфильмов, из жизни ребенка (не называя имен, разыграйте разные способы разрешения конфликтов.

Игра "Злая подушка" или "Подушка для битья"

Выбираем отдельную подушку, которую бьем, кусаем, топчем, пинаем, когда злимся. При этом можно и покричать прямо в подушку. Потом на этой подушке ни в коем случае нельзя спать или лежать. Такую подушку нужно хранить в специальном месте.

Игра "Волшебный мешочек"

Сшейте или подберите специальный "волшебный" мешочек, в который можно говорить о своих обидах, боли, злости, досаде и других чувствах. Объясните и покажите ребенку , как им пользоваться.

"Этот мешочек обладает волшебным свойством превращать неприятные чувства в спокойные. Для этого надо раскрыть мешочек и сказать в него все, что чувствуешь. А потом закрыть (завязать, застегнуть на пуговку) . Тогда это чувство попадет в мешочек и останется в нем до тех пор, пока не исчезнет. Этот мешочек сможет растворить плохое чувство. А ты почувствуешь легкость и спокойствие".

Побуждайте ребенка использовать волшебный мешочек всегда, когда он злится, обижается, когда у него плохое настроение, чтобы у него это вошло в привычку.

Уважаемые родители! Помните! Каждый случай уникален, и в каждой ситуации важно разбираться отдельно. Если предыдущие советы вам не помогли , то лучший способ изменить ситуацию - семейные расстановки