Как завлечь ребенка. Бесценные советы «Как удержать внимание детей на занятиях

Одним из страхов молодого педагога может быть волнение по поводу: "Смогу ли я удерживать внимание детей", "Смогу ли я "собрать" детей?". На одном из курсов по подготовке педагогов одна из участниц высказалась "А вдруг они расползутся в разные стороны и не станут обращать на меня внимание...". Часто мы слышим и такие вопросы: "Что делать, если ребёнок увлёкся одной игрой и ни в какую не хочет переключаться на другой вид деятельности?".

Эти и другие подобные вопросы не будут столь страшны, если понимать причины такого возможного поведения детей. А также, вооружившись настоящими "секретами" управления группой, эти страхи улетучатся сами собой.

Итак, какова природа и как формируется детское внимание. И какие приёмы можно использовать для привлечения и удержания внимания детей на занятиях - об этом мы и поговорим сегодня.

В чём отличие детского внимания от взрослого? Взрослый довольно легко может заставить себя удерживать своё внимание на мало интересных ему вещах. Ребёнок не может долго удерживать своё внимание на вещах, которые ему попросту не интересны. Всё очень просто. Внимание ребёнка работает не совершенно, потому что нервная система находится в процессе созревания. Чем младше ребёнок, тем меньше объём его внимания , тем меньше способность концентрироваться на чём-то одном длительное время. И для удержания внимания ему требуются допонительные стимулы , потому что волевые процессы также находятся ещё в процессе становления.

Обычные тревоги родителей: "Долго не может усидеть на месте", "занимается одним делом, тут же бросает и переключается на новое и т.д.". Так и на занятиях в группах раннего развития встречаются такие "егозы", которые не сидят на месте, а бегают в поисках нового объекта исследования.

"...Внимание ребёнка работает не совершенно, потому что

нервная система находится в процессе созревания."

Кроме силы воли, у взрослого человека достаточно хорошо развита мотивация, в то время как мотивация ребёнка оставляет желать лучшего. Ожидать от ребёнка, что он будет делать что-то мало интересное, но то, что позволит узнать что-то новое, чтобы во-время научиться читать, успешно пройти тестирование в школе, быть всесторонне развитым, не стоит. Кроме незрелости познавательных процессов, на уровень развития внимания ребёнка накладывается неумение контролировать своё поведение .

Кроме того, довольно часто мы видим детей, о которых говорят "непоседа", "гиперактивный". Малышам трудно усидеть на месте и, не смотря на то, что мыслительные процессы протекают быстро, они имеют больште трудности с концентрацией и удержанием внимания.

И задачей педагога раннего развития является: привлечение , концентрация и удержание внимания детей в группе.

Прежде чем применять какие-либо методы привлечения и удержания внимания детей, необходимо придерживаться трёх основных УСЛОВИЙ построения урока в группе детей дошкольного возраста:

Сюжет: известно, что ребёнок делает только то, что ему интересно. Поэтому, простое и мало интересное занятие необходимо обыграть любым незатейлевым сюжетом, придумав какую-нибудь интересную историю любому делу.

Похвала: похвала чрезвычайно важна для ребёнка. Выражать похвалу можно вербальным и тактильным способом Стремиться использовать безоценочную похвалу: "Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием"

Цель: обязательна должна быть ориентация на конечную цель деятельности. Необходмо в процессе выполнения любого задания постоянно напоминать детям о цели и результате его деятельности: "Давай нарисуем папе картину. Папа будет очень доволен. Это будет прекрасным подарком для него"

Какие же существуют СЕКРЕТНЫЕ ПРИЁМЫ и МЕТОДЫ удержания детского внимания:

Пожалуй, один из самых ярких инструментов удержание внимания - это ГОЛОС. Следите за громкостью голоса, тихий и монотонный голос не будет привлекать внимания. Равно как и постоянно громкий голос может напугать и оттолкнуть малышей. Идеально придерживаться принципа "то тише, то громче". А вот интонация, эмоциональная окраска и тембр голоса очень важны для детей. От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас слышать дети или нет. Порой они не понимают, что вы им хотите сказать, но по интонации должно быть ясно: либо это запрет, либо предложение помощи, либо побуждение к действию, либо просто похвала, ласковое слово.

Итак, практикуемся:

Принцип "тише - громче"

Выдерживаем паузы и резко меняем темп речи

Ещё пару верных способов удержания внимания:

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных детям данного возраста, с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь

- "провалы в памяти" - "забвание" достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить слова

2. МИМИКА И ПАНТОМИМИКА

Также способом не только привлечения, но и удержания внимания детей является мимика и пантомимика. Живой и яркий интерес можно вызвать у детей благордаря правильной и, в меру эмоциональной мимикой. Главное не переусердствовать, т.к. излишняя жестикуляция может привести к быстрому утомлению и отказу от деятельности.

Итак, практикуемся:

Жесты должны быть широкие и свободные, ладони открыты

Отсутствие агрессивной жестикуляции и мимики

Поднимаем и двигаем руками для привлечения внимания

- "играющие руки" - руки, которые движутся в процессе вашего вытсупления в разном ритме, привлекают внимание, добавляют эмоции

Отличной "фишкой" может служить какой-либо сказочный предмет в руке, например, ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА.

3. ВНЕШНИЙ ВИД (ОДЕЖДА) ПЕДАГОГА

При нахождении с маленькими детьми долгое время, например, в группе кратковременного пребывания желательно использовать одежду приятных пастельных тонов, т.к. яркие, кричащие цвета через некоторое время могут вызывать переутомление и раздражение. Если дети заходят на занятие всего на полчаса - час можно использовать одежду с яркими элементами. Они будут привлекать и удерживать внимание как-раз тот промежуток времени, что необходим для работы в группе. Хорошо использовать яркие небольшие детали в гардеробе, причёске или украшениях - удачно подобранный пояс, шейный платок или бусы привлекают внимание малышей.

4. ДВИГАТЬСЯ

Конечно, занятие с малышами - это сплошное движение. Это вам не урок в классе, где можно посидеть за столом, подиктовать. Здесь и хороводы нужно водить, и петь, и танцевать.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Чем младше ребёнок, тем быстрее наступает усталость. Физкультминутки помогают переключить внимание, снимают напряжение и повшают настроение. Поэтому, настоятельно рекомендуется включать в занятие с малышами 3-4 физкультминутки

6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Очень хорошо использовать что-либо, что может привлечь внимание малышей. Это может быть карандаш или яркая указка, яркие тематические картинки. Игрушки и прочий тематический реквизит, который можно использовать на занятиях, также относятся к специальным предметам, без котороых провести занятие с малышами ох, как тяжело!

"...От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас слышать дети или нет"

Есть ещё множество приёмов, которые можно удачно использовать для удержания внимания малышей. Это может быть ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ - всегда что-то новое и неожиданное, как нельзя лучше привлекает малышей. Чем младше возраст детей, с которым работает педагог, тем чаще нужно придумывать и УДИВЛЯТЬ .

Нельзя забывать и о таких простых вещах, как ЧАСТАЯ СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и обычное проветривание. В душных помещениях внимание детей невозможно удержать никакими хитростями!

На занятиях по подготовке педагогов к работе с маленькими детьми уделяется огромное внимание СКАЗКАМ . Дети любят сказки. И сказка должна присутствовать на каждом уроке.

Ну и, наконец, нельзя забывать про самый обычный СМЕХ и ЮМОР ! Смех - первое средство от плохого настроения. С помощью забавных сюжетов можно не только привлечь и удержать внимание ребёнка, но и "вылечить" его.

Таким образом, чтобы привлечь внимание, удержать его и вызвать желание участвовать в подготовленном вами мероприятии необходимо учитывать все эти приёмы и правила в совокупности.

Удачи и творчества!

Привлекать внимание детей легко, когда знаешь как. Это может быть сложно в первый раз (поверьте, я знаю!), но следуйте советам ниже и вы скоро обнаружите, что увлекать детей и удерживать их внимание совершенно несложно.

Если у вас нет много опыта с детьми, попытаться заставить их заниматься той или иной деятельностью может казаться вам невыполнимой задачей. Но на самом деле вы вполне можете удерживать их внимание в течение более пяти секунд, так что вы можете научить их чему-то. Это нормальные страхи, но лучшее, что вы можете сделать – это расслабиться – если вы испытываете удовольствие – дети развлекаются!

Вот мой первый совет – расслабиться и быть самим собой если вы хотите привлечь внимание детей. И есть еще много советов для привлечения детей…

Работая снова и снова с детьми, можно обнаружить, как важно удерживать их интерес. Не важно, к какой культуре или возрастной группе относятся дети – все принципы по удержанию внимания практически одинаковы. Подключив к своей деятельности то, чем дети любят заниматься, вы легко сможете направить их развитие в нужное русло и научиться удерживать внимание детей.

Разрабатывая принципы удержания детского внимания, важно так же знать, чего ребенок не любит. Можно даже составить такой список и стараться ничего из него не применять. Ниже для вас, дорогие родители, предоставлены советы увлечения детей младшего возраста и наведен примерный список тех самых «нельзя» для родителей. Читайте и учитесь удерживать детское внимание!

Дети просто хотят веселиться!

Это может показаться очевидным – но именно веселье делает любую работу, любое занятие увлекательным и интересным для всей семьи.

Вот как сделать занятие увлекательным и интересным для детей младшего возраста:

1.Поделитесь своим энтузиазмом . Мы, взрослые, живем в циничном мире, где мы забыли, как играть, а дети пребывают в состоянии вечного удивления. Так что не бойтесь показаться дураком или клоуном. Ведите игру: вытяните лицо, показывайте разные движения и гримасы. Пускай дети копируют ваши действия. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самому интересно.

2. Создайте игру сами. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей. Игра просто означает, что вы пытаетесь увидеть, насколько хорошо вы можете сделать что-то, или вы ставите перед собой задачу достичь поставленной цели, или вы показываете, что вы уже умеете, – и затем, видите, что вы можете сделать что-то еще сложнее. Дружеское соревнование без реальных неудачников быстро вовлекает детей. Простая фраза вроде: “давай посмотрим, как быстро мы можем это сделать …” скоро дает всестороннее внимание детей.

3. Дайте детям активную роль . Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Лучший способ узнать это на собственном опыте. Но зато дети очень хорошо умеют использовать возможность узнать что-то новое и интересное. Используйте это! Даже если вы рассказываете историю, вы можете вовлечь их, заставляя их действовать в некоторых частях, или дать возможность предсказать события.

4. Дайте возможность обрести реальный опыт . Ваше взаимодействие с детьми – это шанс вытащить их от виртуального мира компьютеров к реальной жизни чувственного опыта. Дети любят то, к чему могут коснуться, и ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом перепроверять, как они растут. Не говоря уже о приготовлении еды и смаковании блюда в конце!

5. Используйте цвета . Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Вспомните историю книги, которую вы любили, когда вы были ребенком – бьюсь об заклад, в ней были красивые красочные картинки, поэтому рассказ дал вам замечательный красочный образ в вашем уме. Клоуны знают, что они делают со своими костюмами – внимание детей обращается на цвет. Поэтому используйте красочные плакаты, книжки или карточки, чтобы привлечь детей и держать их внимание.

6. Рассказы всегда интересны . Все любят сказки, и дети больше всего. Хорошо сказанная история всегда будет привлекать внимание детей. Лучшими преподавателями являются те, которые узнали, как сделать из какой-либо информации сказку. Новейшие нейро-маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории – лучший способ научить чему угодно!

7. Будьте понятным и последовательным . Дети могут расслабиться и заниматься лучше, если будут знать, чего ожидать от вас. Они должны знать заранее правила, чтобы их придерживаться. Последовательность является ключевым фактором. Дети ненавидят “несправедливость”. Правила есть правила – и это может даже быть весело, когда вы настраиваете систему вознаграждений за каждое достижение. Дети на самом деле очень хотят заниматься рутиной, где они знают, что когда будет, например, суббота – это день мороженого или в пятницу после обеда – свободное время. Структурированная рутина дает им безопасное пространство, в котором легко играть и развиваться.

Список «НЕ» для удержания детского внимания

  • Не повышать голос, не кричать никогда. Потеря самообладания с детьми заставит их быстро отдалиться от вас и может повредить вашим отношениям с ними.
  • Веселитесь вместе , но не забывайте, что вы отвечаете за все.
  • Используйте игры и структурированную информацию , чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, не просто стойте и читайте детям лекции с потока слов.
  • И зменить высоту и тембр вашего голоса, когда вы говорите, подчеркивая важные слова в предложении. Не говорить бессмысленно и монотонно!
  • Делайте вызов детям в играх и для решения повседневных ситуаций, но не устанавливайте им задачи, выходящие за рамки способностей.
  • Не используйте в играх оскорбления для «лузеров». Это вызывает у детей низкую . Лучшая конкуренция не друг против друга, а кто быстрее, шустрее и т.д.

Что еще добавить к этому списку, решайте сами, но не забывайте – внимание детей в ваших руках. Вы для них главный авторитет!

Для вас у нас есть книга о том, как выявить и воспитать сильные стороны ребенка “8 качеств гения”

Получить консультацию >>

Есть “несадовские дети” – это официальный термин для детей, которые совсем не хотят ходить в . Именно такой сын растет Екатерины Бушуевой . Она не просто мама, а творческий человека, работает организатором свадеб в в Москве, в Агентстве Лямур-Тужур .

Но рано или поздно наступает время, когда занятия и общение в коллективе становятся необходимым условием развития ребенка.

Екатерина самостоятельно изобрела 10 фантастически-креативных способов и игр завлечь ребенка в детский сад , без рукоприкладства, без уговоров, без обещаний, без обмана. Оговорка для родителей: цель – не обмануть ребёнка, а превратить процесс привыкания к детсаду в интереснейшую игру.

Сегодня, благодаря выдумщице и супер-маме Екатерине Бушуевой мы публикуем 10 способов уговорить ребёнка пойти в детский сад или предела родительской фантазии не существует. Уверена, эти советы понравятся многим мамочкам. Если воспользуетесь, дайте нам знать!

1. Коридорный квест

Наша группа расположена на третьем этаже, пока поднимаемся, проходим 5 лестничных пролётов. На каждом из них делаем какое-нибудь задание, то на одной ноге постоять, то вокруг кадки с цветами обойти 2 раза, то подпрыгнуть, то похлопать.

В общем, все что угодно, лишь бы перевести накопившуюся для истерики энергию в утреннюю разминку.

2. Пираты, ау?!

Нарисуйте карту сокровищ! Любой взрослый адекватный человек в состоянии ее сделать. Карта подкидывается с утра в карман или в рюкзачок ребенку. Как только слезы проявляются на хороших глазках, сразу переводим внимание на этот сюрприз от пиратов.

Эффект неожиданности и предстоящие приключения способны на большие вещи! Я рисовала карту поиска сокровищ сама, она же была списком продуктов в магазин на вечер. Делала карту засекреченного подарка, после сада дома его искали.

Подарочек минимальный, мы же не покупаем детку, а всего лишь отвлекаем и благодарим за игру.

На фото реальные карты сокровищ, которые рисовала мама Катерина Бушуева для своего сына.


3. Эффект неожиданности (не путать с детской)

Мы искали белых медведей. Да, вот такое странное, на первый взгляд, задание. Март, грязь, резкое потепление; снег и хорошее настроение тают на глазах. Садимся в машину и под скандал спокойно рассуждаю: “Ром, смотри как снег быстро растаял, такими темпами из северных широт к нам медведи белые приплывут”.

Истерика резко оборвалась, звук недовольных белых мишек появился со стороны детского автокресла. А дальше дело техники. Ищем повсюду медведей. Крадёмся ко входу в сад, аккуратно разглядываем охранника, проверяем шкафчик в раздевалке, просматриваем стульчики в группе. Все! До катаклизма дела не дошло, запланированные слезы забыты, ни один белый медведь не пострадал.

Летом можно искать пингвинов. Про осень и весну – придумайте что-нибудь, мне напишите!

4. Иван Сусанин. Начало.

Игру придумал муж, за это ему большое мамино спасибо! Скажите малышу, что вы совсем забыли, как идти в группу. Вот совершенно!

Не помните в каком здании находится детсад, на каком этаже, какой шкафчик у ребенка. Когда ребенок вас самостоятельно поводит до садика, для убедительности, добавьте эмоций, как у них красиво на территории, похвалите за память и внимательность юного проводника.

Детки любят быть главными, а вы – ведомыми.

5. Шиворот-навыворот

В продолжении предыдущего совета, поменяйтесь местами с малышом. Сегодня, он -взрослый, а вы – ребёнок. Пусть проверит правильно ли вы дома застегнули куртку и надели ботинки, “взрослый” должен уточнить у воспитателя, что дают на завтрак.

Когда дело сделано и человек переобулся и переоделся, меняйтесь обратно, а то «взрослый» человек вместо вас на работу пойдет.

6. Для особо подготовленных родителей (и не менее подготовленных детей)

Заранее нарисуйте на желтых стикерах буквы, цифры, машинки, все что, угодно, подходящее по возрасту малышу. Утро, сборы, поход в сад, но не просто так, а в поисках буквы дня (может быть любая из родных 33-х).

Незаметно наклеивайте стикер на любую поверхность, ребенок включится в поиски, уверяю. Или наклеивайте цифры, а малыш пусть их называет или складывает, или вычитает в зависимости от математических умений.

В общем, и овцы подсчитаны, и волки успокоены.

7. Современный дядя Печкин

Не знаю, как ваши детки-конфетки, но мой обожает фотографироваться. В век смартфонов это наипопулярнейшее занятие у любой мамы – делать снимки своего чуда. Чудо фотографироваться любит, а в сад ходить – нет.

А дальше, как в известном фильме «Нам надо объединить бренды». Ведите репортаж для папы или бабушки – фотографируйтесь на каждом углу. Или представьте, что вы не в родном городе, а в волшебном лесу и делаете фотографии-зачески, чтобы не заблудиться.

Даже сэлфи разрешается! Как это ни печально признавать, но гаджеты в данном случае здорово отвлекут. Вечером покажите заснятое своим домашним. С чудесами постарше и безлимитным интернетом можно сразу онлайн отправлять ваши фото и видео.

Или даже вести трансляцию в Periscope!

8. А не посчитать ли нам, достопочтенные кроты! (с)

Если малыш уже считает, то каждое утро проговаривайте вместе считаточку, но не «эники-бэники», а настоящий подсчет чего- или кого-нибудь.

Мы считаем количество припаркованных машин у сада, сколько объявлений висит при входе на доске информации, сколько детей встретили на лестнице. Все что угодно, человек не может одновременно думать и истерить.

9. Спецзадание для творческих детей

Вы часто ходите в театр или на выставку? Поздравляю, теперь будете регулярно! Потому что ваше чадо не в сад идет, а творить. Утром проведите с творческой единицей беседу, что в сад ему нужно по серьезному заданию – вечером у вас дома спектакль, или концерт, или выставка картин.

Все что угодно, лишь бы экспонаты делались в садике. У нас по средам музыка, сын репетирует песню, вечером мы рисуем 2 билета, после ужина садимся смотреть концерт.

Билеты, правда, меняются иногда на конфету, но это уже мелочи. Или показываем папе выставку художественных работ. Если картины из сада не отдают, сфотографируйте их на телефон, далее по п. 7.

Ходить в сад бесцельно и ходить по спецзаданию – два совершенно разных процесса.

Я не психолог и не воспитатель, я – мама, решающая каждый день новые задачи, но одно рекомендую точно! Никогда не покупайте ребенка за игрушки или сладости. В нашем мире, конечно, все продается и покупается, но только не дети. Они все замечательные вне зависимости от отношения к садику, а ваша любовь к ним и фантазия – ключ ко всем сложностям.

Катя, спасибо тебе большое за этот невероятный опыт! Идеи все необычные, нестандартные, такие, что даже я, взрослый человек, захотела пойти в детсад. Хотя, некоторые умные жены ленивых мужей могут использовать эти игры, чтобы завлечь мужчину на нелюбимую работу!)))

Кстати, девочки, если вам интересно, то Катя проделала огромную работу в библиотеке, чтобы написать .

Автор статьи: Екатерина Бушуева , отличная мама и двигатель Свадебного бюро «Лямур-Тужур» (г. Москва)

Один комментарий

    […] Я поняла, креативная работа свадебного организатора дает маме много вдохновения! Сегодня я публикую еще одну статью Екатерины Бушуевой, мамы и свадебного ангела, которая знает 10 отменно работающих способов уговорить сына пойти в д…. […]

Оставить свой комментарий

:o");" src="http://promama.info/wp-content/plugins/qipsmiles/smiles/strong.gif" alt=">:o" title=">:o">.gif" alt="]:->" title="]:->">

Правило №1. Не кричите!
Правило №2. Чем младше, тем короче
Правило №3. Без обиняков
Правило №4. Время на осмысление
Правило №5. «Свободу попугаям»!
Правило №6. Смотрите и трогайте
Правило №7. Чтобы вас слушали, нужно, чтобы вы слышали!

Если ваш ребенок уже вышел из возраста ползунков и подгузников, вы наверняка по нескольку раз на дню сталкиваетесь с тем, что вас игнорируют. Сегодня мы расскажем, как сделать так, чтобы малыш выполнял ваши просьбы с первого раза!


Правило №1. Не кричите!

Правило первое и самое главное: не повышайте голос! И не потому, что кричать на ребенка непедагогично, это просто-напросто неэффективно. Любой крик для ребенка (если, разумеется, вы не говорите так постоянно) - это стоп-сигнал, указание немедленно все прекратить, замереть, не двигаться. И неважно, что именно вы кричите, смысл слов доходит до ребенка с трудом, как указание к началу действия он не воспринимает их совсем.

Оставьте крик до по-настоящему крик-тических ситуаций. «Стой!» - если ребенок бежит к дороге с машинами, «брось!» - если тянет в рот что-то откровенно ядовитое. Крик «ешь кашу!» окажет действие, прямо противоположное желаемому.


Правило №2. Чем младше, тем короче.

Чем младше ребенок, тем сложнее ему осознать сложную фразу. Забудьте о метафорах и аллегориях: обращение к ребенку должно быть максимально простым - подлежащее и сказуемое! Например, «пойдем, помоем руки!» или «давай сложим игрушки на место!» Казалось бы, все очевидно, но сколько раз вчера вы использовали сложносочиненные предложения: «Мы пойдем есть мороженое сразу после того, как сложим книги на полку и помоем руки»?

Если ваш трехлетний малыш в состоянии вычленить последовательность трех действий из одного предложения, определить, что из них - условие, а что - следствие, поздравляем! Вы растите вундеркинда!

Правило №3. Без обиняков.

Возможно, вам кажется, что такой командный стиль общений - не лучшая идея, и вам хочется разговаривать шутливо, игриво. Это замечательно, но не в тот момент, когда нужно добиться от ребенка какого-то действия. Малыш собрался домой, оставив в песочнице любимые игрушки? Бесполезно взывать к нему «А кто у нас Маша-растеряша?». Действительно, кто? - подумает ребенок и подключится к новой незнакомой игре. Может ежик? Может, медвежонок? Ах, я Маша! Но я не Маша, я Федя! Море веселья, а игрушки остались в песочнице.

Так же действуют длинные фразы с придаточными предложениями. Если вы, попутно с просьбой собрать игрушки, напомните, что вчера таким образом уже была утрачена любимая машинка, и новую вы сможете купить только через две недели, - все, воспитательный эффект утерян. Не усилен, а именно утерян:

... несмотря на всю назидательность вашего сообщения, ребенок запутается в потоке информации и временных ориентирах. Смысловую часть сообщения - «собери игрушки» - он так и не вычленит.

Правило №4. Время на осмысление.

Дрессированная собака готова бросить даже вкусную косточку, чтобы лежать, стоять и подавать голос. Но ваш ребенок - не собака, впрочем, как и вы. Сколько раз на просьбы домашних оторваться от компьютера (книги, вышивания, читки картошки) вы отвечали «сейчас, минуточку, только закончу»? Когда мы заняты интересным или важным делом, мы непременно хотим довести его до логического завершения. Для ребенка игра - это его интересное и важное дело. Дайте ему время на завершение игры, четко и понятно обозначив предельный временной интервал.

Помните, что у дошкольников особое отношение со временем: пять минут и, тем более, полчаса или час - абстрактные понятия. Лучше всего дублировать ваш уговор в событийных терминах: «еще три раза раскачиваю тебя на качелях, и мы останавливаемся и идем домой», или «еще один раз напоишь куклу чаем, и мы идем обедать».

Конечно, у этого метода есть недостатки, кукольное чаепитие ребенок может растянуть надолго… но не бесконечно! Вы, возможно, немного задержитесь, но это сущие пустяки по сравнению с тем, насколько легко и безболезненно пройдет процесс смены деятельности в целом!

Правило №5. «Свободу попугаям»!

Допустим, вы воспользовались предыдущими советами, и научились легко и эффективно взаимодействовать с малышом. Возникает серьезный соблазн злоупотребить новым навыком, не правда ли? Действительно, раз вы теперь умеете договариваться, почему бы не убрать разом из вашей жизни все неудобные моменты? И родители начинают строго регламентировать жизнь ребенка: «туда не ходи, убери, закрой, прекрати, рисуй, чисти зубы, ешь кашу, спи…»

В условиях такой тотального диктатуры ребенок очень быстро начинает воспринимать слова родителей как «белый шум». И не потому, что он сознательно бунтует против родительского авторитета, а потому что это противоречит сущности ребенка и вообще - человека. Задавайте ребенку рамки, но в их пределах позволяйте исследовать и экспериментировать!

Правило №6. Смотрите и трогайте.

Если ребенок все-таки воспринимает ваши просьбы так же безразлично, как шум машин за окном и прочие звуки живой и неживой природы, учтите, что для большей эффективности нужно задействовать все органы чувств. Присядьте, чтобы ваше лицо оказалась на одном уровне с лицом ребенка или, по крайней мере, убедитесь, что установили с ребенком зрительный контакт. Прикоснитесь к нему, погладьте, возьмите за руку.

Все действительно важные просьбы сопровождайте тройным привлечением внимания: прикосновение, зрительный контакт, слова.

Правило №7. Чтобы вас слушали, нужно, чтобы вы слышали!

Помните, что ребенок уже в три-четыре года копирует вашу модель поведения. Если он пытается привлечь ваше внимание, а вы откровенно игнорируете его, он подсознательно будет действовать так же.

Вам кажется, что вы никогда не игнорируете малыша? А если вы увлечены беседой с другими взрослыми? Часто мы расставляем приоритеты, даже не осознавая этого. «Иди, поиграй сам, не видишь, я говорю с тетей Машей»! А если в этот момент подойдет еще одна ваша подруга, вы тоже предложите ей подождать своей очереди?

Найти баланс между баловством и дискриминацией ребенка очень просто: каждый раз малышу должно быть уделено внимание - минимальное, но уделено. Итак, действуем по правилам!

6. Прикоснитесь к ребенку, установите зрительный контакт.

5. Установите рамки. Объясните, что сейчас беседуете с подругой, но потом сразу побеседуете с ребенком.

4. Обозначьте время. Пусть он слепит пока пять куличиков, к примеру, а потом позовет вас смотреть на его «гоночную трассу» в песочнице.

3. Не объясняйте, что прерывать взрослых невоспитанно, а дергать вас за юбку - некультурно. Просто не объясняйте!

2. Говорите простыми фразами, делая паузы между предложениями.

1. Говорите спокойным, уверенным дружелюбным тоном.

Мы верим, у вас все получилось! Пусть не с первого раза (хотя… почему бы и не с первого?), но эти семь правил позволят вам наладить эффективный контакт с ребенком!

Источник - https://sibmama.ru/

Галина Волкова

Цель исследования :

Выявить .

Задачи :

Изучить литературу по данной теме;

Основываясь на обобщении и систематизации опыта коллег, а также на собственном практическом опыте выделить методы и приемы привлечения внимания детей ;

Внедрить в педагогическую деятельность изученный материал по данной теме;

Составить фотоотчет о проделанной работе.

Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия . Как молодой педагог, столкнулась с проблемой привлечения и удержания внимания детей на занятии .

Будучи мамой двоих детей , интуитивно я понимала, что без «ярких красок» , сюрпризных моментов, интонационного и тембрального изменения голоса заинтересовать детей сложно . И это только азы для привлечения внимания . Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, я выделила следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду .

К проведению любого занятия подходите творчески , используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею. Начинайте занятие с интриги : например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила) . Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей . Отработайте ритуал приветствия и прощания , что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого.


Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм - это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей . Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда. Ведите игру : вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией.

Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно. Используйте голосовую и эмоциональную модуляции : изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.


Обучайте, играя. Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников .

Игру недаром называют "ведущей : именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей , входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" - отмечал В. А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей . Простая фраза вроде : “давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.


Дайте возможность обрести реальный опыт. Дети любят то, к чему могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом перепроверять, как они растут. Стремитесь строить занятия таким образом , чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать.


Используйте цвета. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей , особенно младшего возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства . И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Примером этого служит веселый детский стишок С . Михалкова :

"Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

И купили синий-синий,

Презеленый, красный шар"!

Цвет - это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.


Сочиняйте сказки. Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие нейро - маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории - это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей , заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания .


Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке , возможно, повысить качество любого занятия , сделать его более привлекательным для ребенка . Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей . Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Включайте музыкальные паузы в повседневную жизнь детского сада : пусть она звучит во время гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.


Вовремя осуществляйте смену видов деятельности. Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием , который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания . У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут.


Дети непременно должны видеть «продукт» своего изучения : рисунок, поделку и обязательно выполненное упражнение. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций и ролей способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые детьми при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата, закрепляет полученные знания.


Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания , а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.