Развитие в 1 год девочка. Навыки в быту. Время сна и отдыха в двенадцать месяцев

При рождении первого малыша родители нередко задаются вопросом: что должны уметь дети в 1 год? Папа с мамой познают нечто новое в воспитании сына или дочери, а также принимают участие в формировании маленькой личности, поэтому первый год жизни малыша очень важен для семьи.

Когда исполняется ребенку годик , он становится самостоятельным и понимающим человеком. Он стремится узнать много нового, всем интересуется, и в этот период очень важно знать, каким должно быть его развитие.

Первый год – это время, когда ребенок может и отставать в развитии, поэтому данный период – самое время для того, чтобы изменить ситуацию и начать развивать малыша.

Развитие ребенка 1 год

В годовалом возрасте можно определить психологическое развитие ребенка: его стремительное исследование всего, что есть вокруг, а также первые психологические кризисы, которые есть почти у каждого малыша.

Малыш в год начинает понимать, что он отделен от мамы, и благодаря этому начинается открытие внутри себя своего собственного «я»; кроме этого, психологически он осознает практически все, притом, что физически недостаточно развит.

Новые занятия не всегда доставляют малышу большую радость и приводят к психологическим сбоям (раздражению, капризам, истерикам и т.п.). Детские психологи считают, что это нормальная реакция годовалого ребенка, его просто нужно успокоить добрыми словами, проявив родительскую любовь и заботу.

В первый год жизни у ребенка появляется около двенадцати зубов (по четыре резца снизу и сверху и четыре коренных зубика). Однако не стоит переживать, если у вашего малыша нет стольких зубов, они могут появиться и на три месяца позже.

Многие родители часто волнуются, если у малыша плоские пяточки. В таком возрасте нельзя утверждать, что это плоскостопие. Такая форма стопы объясняется тем, что под кожей образовалась так называемая жировая подушечка, которая исчезнет, как только ребенок начнет постоянно ходить.

Рост ребенка

В первый год жизни ребенка вес и рост малыша увеличивается неравномерно (в месяц на 1-1.2 см и 100-300 г.). Пропорции тела изменяются постепенно: удлиняются ножки и ручки, животик становится более плоским. Считается нормой, что один малыш весит много, а другой меньше, важнее, чтобы развитие ребенка было стабильным.

Нормы роста и веса годовалого ребенка:

  • мальчик - от 8,9 кг до 11,6 кг;
  • девочка - от 8,5 кг до 10,8 кг;
  • рост обоих полов - от 71,4 см до 79,7 см.

Двигательное развитие ребенка

Малыш в годик свободно чувствует себя в доме или на улице: он может легко забираться на лестницу; брызгается и купается в детской ванночке, плавает, опускает под воду голову; танцует; подражает в каких-либо движениях взрослым. Любимой позой ребенка принято считать наклон вниз с упором головы в пол, когда он смотрит на окружающих и ожидает от них реакции.

Речь малыша

Когда исполняется малышу 1 год, можно сказать, он уже умеет разговаривать. Его речь – это , как правило, десять самых простых слов («дай», «на», «ма», «мама» и т.п.), иногда не совсем четких и сопровождающихся эмоциями. Если у ребенка не получается выразить словами, что ему нужно, он показывает на какой-либо предмет или плачет; способен общаться сам с собой (например, в игре).

В 1 год ребенок способен отличить "можно" и "нельзя", он хорошо понимает, когда его ругают и хвалят. Все слова, которые он слышит от окружающих, он осознает на интуитивном уровне; может подражать звукам и говорить слова с интонацией.

Сон ребенка в 1 год

Продолжительность сна играет огромную роль в развитии малыша. Важно придерживаться режима дневного сна, иначе ребенок будет трудно засыпать и просыпаться по ночам. В год ребенок должен спать: ночью не менее 8-ми часов, днем – дважды по 1.5 часа или один раз 3 – 3.5 часа.

Навыки в быту

В быту малыш приспосабливается постепенно и к году жизни имеет следующие навыки:

Общение с окружающими

Дети в годовалом возрасте неохотно контактируют с малознакомыми людьми, ведь они в полной мере неготовы принимать неизвестность социума. Они могут плакать или не играть с другими детьми. В год у малыша начинает развиваться чувство собственности , он знает свою территорию и может общаться только с близкими людьми, не хочет делить свои игрушки и тревожится, если теряет внимание родителей.

Познавательное развитие

Проследить, как ребенок познает окружающий мир и интересуется незнакомыми предметами и явлениями, можно при помощи нескольких игрушек . В год малыш хорошо мыслит и проявить свой ум может в сборе пирамидки как самостоятельно, так и повторяя за взрослыми.

Если малышу показывать различные действия с предметами или игрушками, он будет запоминать и станет повторять. К примеру, он ставить один кубик на другой, закрывать и открывать крышечки, причесывать куклу или укладывать ее спать.

Капризы и упрямство

Развитие психоэмоционального уровня может быть совершенно разным. Особенно это заметно в отношениях с разными людьми. Прослеживается следующая тенденция : чем меньше малыш знает человека, тем лучше его поведение. С мамой, которая много времени проводит с ним, он может капризничать, топать ногами и т.д. – психологи объясняют такое поведение желанием проверить, любит ли его мама и таким.

Как только он понимает, что его принимают капризным, он быстро успокаивается и ведет себя нормально, если же он видит, что родители его капризы отталкивают, может вести себя подобным образом и всю дальнейшую жизнь.

В год ребенок начинает выражать свою самостоятельность и может проявлять настойчивость , если же ему не удается получить желаемое, способен закатить истерику. В этом случае необходимо помочь справиться ему с негативными эмоциями и ни в коем случае не накалять обстановку.

Кризис первого года

Первый год воспитания ребенка очень ответственный и требует особенного внимания , которое необходимо для развития психики ребенка.

Если ребенок упрямо стучит по столу или в истерике катается по полу, необходимо сдерживать собственные эмоции и попытаться понять его чувства, и спокойно объяснить ему, как правильно себя вести. Важно как можно часто давать ему побыть самостоятельным, пусть сам выберет игрушку в магазине или одежду, которую хочет надеть на прогулку, ему важно чувствовать, что его мнение не последнее.

Приметы кризиса первого года:

Что должен знать ребенок в год?

В большинстве случаев, то, что умеет малыш в год своей жизни, зависит не только от его способностей, но и от усилий родителей. Кроха многого не знает и единственные помощники в этом – это мама и папа.

Хорошо развитый ребенок в год начинает продумывать наперед, что нужно сделать, чтобы получить то, что ему нужно. В основном это желание достать какой-нибудь предмет , который высоко лежит. Малыш будет пытаться подвинуть стул, залезть на него и т.п. Важно поспособствовать ему в этом, например, поставить скамеечку, чтобы он мог достать со стола пульт от телевизора и попытаться включить его.

Необходимо следить за развитием зрения малыша. В год ребенок должен пытаться различать цвета. Для этого специалисты используют метод цветовой стимуляции (разноцветные картинки, игрушки или одежду разных цветов). Интерес к такой игре проявляется и ребенок на подсознательном уровне начинает учить цвета. Также можно использовать игрушки разных размеров, например «матрешки» или коробочки; ребенок заострит внимание и на этом.

Немаловажной составляющей в развитии годовалого малыша является тяга к искусству. Ребенок должен уметь рисовать самые простые образы, поэтому стоит уделить несколько минут рисованию цветными карандашами.

Существует несколько способов , при помощи которых родители могут учить малыша новым действиям и ускорить его развитие при необходимости.

Возьмите разноцветные тесемки и привяжите их к двум самым любимым игрушкам малыша. Положите игрушки на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы он мог их достать, дернув за длинную ленточку. Попросите у малыша дать вам сначала одну игрушку, потом другую.

Чтобы привить желание ходить, дайте возможность походить ему по разной поверхности (например, по ковру или по травке).

Приучая к самостоятельности, не доставайте из пакета все продукты, которые принесли из магазина. Попросите малыша помочь вам, пусть малыш разложит оставшиеся покупки в холодильник сам. Расскажите ему про холодные предметы, дайте потрогать.

Чтобы научить малыша наливать самостоятельно жидкость , дайте ему столовую ложку, миску и чашку. Покажите ему, каким образом нужно погружать ложку в миску и переносить воду в чашку. Чтобы увеличить интерес ребенка к такому занятию, можно положить в миску с водой 5-6 ягод. Несколько таких уроков помогут получить навык самостоятельного кормления.

Прививая интерес к творчеству или рисованию, предлагается следующее занимательное занятие: на гладкой поверхности рассыпьте тонким слоем муку, пальцем поводите по муке, показывая малышу, что можно делать кружочки, палочки и квадратики.

Чтобы развить речь ребенка , можно разговаривать с ним во время игры. Например, разложить на полу парные вещи (носочки, варежки, туфли) и учить его говорить слово «два». Складывать их и раскладывать, надевать на ручки и ножки и приговаривать «два»; можно предложить ребенку помочь вам, он заинтересуется игрой и станет подражать. Для развития речи также хорош способ неожиданности: резкое появление новой игрушки и ее название (к примеру: «А вот и слоник!» обогатит опыт малыша и когда он увидит похожий предмет, попробует повторить сказанное ему ранее.

Махать «пока» или при встрече здороваться за руку, можно научить при помощи жестов. Таким же способом можно научить показывать малыша, сколько ему годиков.

Многие родители не готовы и не знают, как правильно вести себя с маленьким и капризным ребенком, который то и дело плачет и ничего не понимает. Несмотря на то, что ребенку 1 год, у него уже начинает формироваться характер , поэтому важно знать основные правила, которые помогут молодым родителям привить хорошие качества в первые годы жизни малыша и тем самым повлиять на его нормальное развитие:

Поздравляем, ваш карапуз отпраздновал первую «круглую» дату! Эти 12 месяцев были наполнены радостями, переживаниями и непередаваемыми минутами счастья. Все родители гордятся приобретенными крохой знаниями и умениями.

И все же каждая заботливая мамочка, наслушавшись подруг и бабушек, начинает задаваться следующими вопросами: «Не пропускаю ли я что-нибудь в воспитании?», «Правильно ли развивается мой ребенок?» Давайте узнаем, что должны уметь годовалые детки.

Не секрет, что развитие детей раннего возраста проходит очень быстро и в физическом, и в интеллектуальном плане.

По мнению большинства родителей, 12-месячный малыш удивительно любознателен и активен и не желает долго сидеть на одном месте. Он мечтает исследовать окружающую действительность, попутно испытывая на прочность родительские нервы.

Так что, предоставляя ему простор для экспериментов, необходимо запастись терпением и следить за каждым детским шагом.

Что должен уметь ребенок в годик?

Двигательные навыки

В этот возрастной период кроха настойчиво пытается ходить. Причем девочки овладевают этим умением раньше мальчишек.

Некоторые годовалые малышки даже пытаются бегать и, соответственно, часто падают. Поэтому постарайтесь обеспечить детскую безопасность, установив специальные мягкие насадки на острые мебельные углы.

Итак, малыш в год должен уметь:

  1. Твердо стоять без чужой помощи.
  2. Передвигаться с вашей поддержкой
  3. Активно ползать (некоторые детки пропускают этот этап, что не является отклонением).
  4. Шагать по лесенке детской горки приставным шагом, держась за взрослого.
  5. Приседать, вставать на ножки из любой позиции.
  6. Самостоятельно делать до 10 шагов или проходить 3-5 метров.
  7. Залезать на мягкую мебель (кровать, кресло, диван), слезать на пол.

Познавательная деятельность

Крохи в этом возрасте открывают ящики, двигают стулья, пытаются все разломать и проверить. Однако они не балуются, а познают окружающий мир. Помните, что ваше чадо не понимает, какие опасности его могут ждать.

Итак, ребенок в годик должен уметь:

  1. Составлять и разбирать трехсоставную пирамиду с широкими кольцами самостоятельно или с вашей помощью.
  2. Открывать и закрывать крышечки коробок, банок, вкладывать в них небольшие безделушки, доставать обратно (в самостоятельных играх или по подражанию).
  3. Складывать «башенки» из кубиков.
  4. Выполнять разнообразные действия с куклами, мягкими зайцами и медведями: «кормить», «причесывать», «укладывать спать» (по просьбе родных или самостоятельно).
  5. Толкать перед собой игрушку-каталку, прокатывать мячики по ровной поверхности.
  6. Интересоваться шкафчиками – приоткрывать и закрывать дверки, разглядывать одежду, выдвигать и задвигать ящички.
  7. «Обезьянничать», подражая действиям родителей и сверстников (дуть на горячую кашу, копаться в песочнице; девочки красятся маминой помадой).
  8. Интересоваться бытовой техникой – выключать и включать телевизор, звонить по телефону, внимательно смотреть за работающей стиральной машиной.

Эмоционально-социальное развитие

Чувственная сфера вашего отпрыска тоже активно совершенствуется. Он может поплакать, если вы ему в чем-то откажете, пожалеть вас, если вы расстроены. Кроха начинает интересоваться ровесниками и взаимодействием со старшими детьми.

Итак, ребенок в год должен уметь:

  1. Демонстрировать свои эмоции (он целует и обнимает мамочку, папу, любимого плюшевого зайца).
  2. Наслаждаться подвижными играми с взрослыми, радоваться новым игрушкам.
  3. Узнавать домочадцев и радостно улыбаться при встрече.
  4. Узнавать на фотографиях членов семьи, показывать пальчиком маму и папу.
  5. Настораживаться при появлении незнакомого человека. Иногда чужие люди вызывают страх и слезы.
  6. Любить пролистывать книги с крупными яркими иллюстрациями, показывая, где щенок и котенок.
  7. Недовольно реагировать на строгий голос родителей и их запреты. Часто он пускает в ход весь арсенал – крики, плач и хныканье.
  8. Любоваться собой в зеркале, показывать язык, пускать зеркальцем солнечные зайчики.

Речевое развитие

Речь тоже стремительно развивается. Внимательная мамочка может почувствовать при общении с крохой, например, недовольную интонацию и нотки подражания.

Итак, малыш в годик должен уметь:

  1. Разговаривать не «лепетном» наречии, произносить до десяти слов.
  2. Имитировать голоса животных (мычать, гавкать, мяукать).
  3. Повторять за родителями неизвестные ранее слова (чаще всего, их невозможно узнать).
  4. Подражать сверстникам, произнося за ними знакомые слова.
  5. Выполнять поручения – принеси, положи, закрой.
  6. Понимать слова «можно», «нельзя». Правда, он не всегда им подчиняется.
  7. Знать имена родственников (поглядывает на названного человека) и свое имя.
  8. Махать ручками при прощании, играть в «ладушки».

Простейшие бытовые навыки

Годовалые детки, копируя поступки старших, стремятся к большей самостоятельности. Чаще всего это выражается в неловких манипуляциях со столовыми приборами.

Итак, дети в 1 год должны уметь:

  1. Кусать и пережевывать небольшие кусочки хлебцов, мягких фруктов.
  2. Утолять жажду из бутылочки, поильника. Отдельные малыши делают глотки из кружек.
  3. Пробовать кушать ложкой, однако в большинстве случаев они предпочитают брать пищу руками.
  4. Тянуть ручки под струю воды для умывания, небрежно вытираться полотенцем.
  5. По просьбе мамы вставлять ноги в обувь, протягивать руки в рукава. Многие детки отчаянно не любят одеваться, и мамочки обычно прилагают определенные усилия, чтобы выйти на прогулку.
  6. Начинать выражать недовольство из-за мокрых или испачканных штанишек. В годик некоторые детки уже просятся на горшок.

В этом возрасте малыш мечтает быть похожим на маму с папой и тщательно повторяет каждый ваш поступок. Следите за собственными действиями, чтобы случайно не привить своему отпрыску нежелательную модель поведения.

Помните, вы главный учитель, поэтому показывайте новые способы взаимодействия с предметами: как нужно строить куличики, пинать мяч, гладить кошку.

Не расстраивайтесь, если показатели вашего чада не совпадают с вышеприведенным списком на сто процентов. Это усредненные данные, поэтому ребенок может немного отставать от возрастных норм или, напротив, значительно их опережать.

Не забывайте, что дети не обязаны следовать общепринятым нормативам, они развиваются по собственному, индивидуальному графику.

Другая информация по теме


  • 10 лучших игр для преодоления детской агрессии

  • Учимся общаться правильно

  • Учимся общаться правильно! (от 6 до 9 месяцев)

  • Что нужно знать родителю о родничке у новорожденного?

Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.

Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша

  • Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
  • Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
  • Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
  • Зубы . По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки, а также начинают прорезываться первые коренные зубы.

Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.

Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца

Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.

Что умеют дети к этому возрасту

  1. Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
    Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
    В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
    Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут!
  2. Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
    Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу.
  3. Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами. Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
    Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.»
  4. Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
  5. Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов , знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
  6. Совершают с игрушками определенные действия , играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.


Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца : уход и рацион питания ребенка

Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.

В остальном всё, как обычно:

  • утреннее умывание;
  • чистка зубов;
  • вечерние водные процедуры.

В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.

Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.

Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.

Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.

Примерный размер порций на каждый прием пищи

Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.

Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю

Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.

Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.


Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша

В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.

  • Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
  • Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
  • Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
  • Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.

На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:

  • малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
  • пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
  • реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.

Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:

  • удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
  • легко переключают внимание с одного на другой предмет.

Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.

Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка

Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.

Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.

  1. С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
  2. Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
  3. Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
  4. В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.

Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.

  • Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
  • Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.

На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.

В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.

Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.

Вот и случилось в вашей семье приятное и важное событие – впервые отпразднован день рождения вашего малыша. Наверняка прошедший год был полон запоминающихся счастливых эпизодов, волнений и переживаний. Очень увлекательно и приятно наблюдать за развитием новых способностей малыша! Добросовестные родители всегда переживают, как бы не упустить что-нибудь в развитии ребёнка, и задаются вопросом: «».

Дальше мы приведём список основных умений годовалого малыша. Это среднестатистические данные и не стоит переживать, если ваша кроха не впишется в эти критерии досконально. Может быть, ваш ребенок немного отстаёт от возрастных норм, тогда стоит уделить время целенаправленным занятиям с малышом и у него обязательно всё получится в самом ближайшем будущем. Дети, чьи родители с рождения занимались развитием своих отпрысков, как правило, обгоняют среднестатистические показатели, чем неизменно гордятся родители.

Основные навыки годовалого ребенка

Вспоминая календарь развития ребёнка на протяжении первого года жизни, перечислим самые первые двигательные навыки малышей:

— сосредоточение взгляда на источниках света, слежение за ними;
— следит глазами за игрушками, прислушивается к издаваемым ими звукам;
— поднимает и удерживает голову;
— одаривает улыбкой маму;
— осваивает перевороты на живот и обратно (с живота на спинку);
— тянется за игрушками;
— сидит;
— лепечет и агукает.

Двигательное развитие ребёнка в 1 год включает уже гораздо больше разнообразных умений. Малыш может уверенно стоять без опоры и поддержки, активно ползать, в том числе перебираться по ступеням лестницы вверх и вниз. Напомним, что некоторым вполне нормальным малышам свойственно полное отсутствие навыка ползания и соответственно более раннее развитие умения ходить.

К году большинство малышей топает ножками, держась одной или двумя руками за пальцы взрослого. Некоторые умеют в этом возрасте ходить самостоятельно. С поддержкой взрослых ребёнок может переступать по лестницам приставными шажками.

В возрасте 12 месяцев развитие ребенка позволяет ему из любого положения вставать на ноги, наклониться и выпрямиться, присесть на корточки, взбираться на стулья и другие предметы мебели, спускаться с них обратно.

Познавательное развитие в возрасте 1 год

К 12 месяцам от роду малыши осваивают различные действия, повторяя их за родителями или самостоятельно.

В норме годовалые дети могут собрать и разобрать игрушечную пирамиду, построить башенку из кубиков, увлечённо играют с разными баночками и коробочками, открывая и закрывая на них крышки, помещая внутрь и извлекая наружу разные мелочи.

Развивается мелкая моторика, малыш вполне способен ухватить двумя пальцами — указательным и большим — различные мелкие вещицы типа монет или пуговиц.

Внимание ребёнка всё чаще приковывается к домашней утвари и одежде, которые также становятся частью игры. Немало времени ваш годовалый малыш проводит рядом со шкафами, открывая и закрывая дверцы, выдвигая ящики, извлекая различные вещи и складывая их обратно.

Очень нравится в этом возрасте перекатывать мяч, катить впереди себя каталку на колесиках, везти за собой машинку.

Ребёнок подражает и перенимает действия всех вокруг. Как взрослые «причёсывается», «дует на горячее», «выбрасывает мусор», «как мама наносит макияж», «говорит по телефону», в песочнице копирует действия ровесников – пересыпает и перекапывает песок, стучит, хлопает и повторяет разные другие занятия.

Малыш образно переносит освоенные умения на игрушки, в созданной взрослыми игре или самостоятельно «кормит и поит», «наказывает», «укладывает спать» плюшевых мишек или кукол.

Эмоционально-социальное развитие годовалого ребенка

В возрасте 1 года малыши эмоционально реагируют на многие вещи и события. Ребёнок ярко выражает свои чувства, обнимая и целуя родителей, знакомых, любимые игрушки. Узнаёт всех своих близких, радуется их появлению. Способен узнать хорошо знакомых людей на фото, может показать маму и папу пальчиком. В то же время присутствие незнакомого человека способно насторожить кроху и даже расстроить до слёз. Точно так же может напугать и новая игрушка, любые незнакомые предметы.

Листая книги, ребёнок с живым интересом разглядывает картинки, показывая на них пальчиком. По просьбе может указать знакомые изображения – кошечку, собачку, птичку.

Немало эмоций начинает вызывать музыка, малыши с удовольствием «танцуют» и «подпевают».

Ребёнок активно перенимает мимику взрослых, узнаёт себя в зеркале, радуется собственному отражению, играет с ним и строит ему рожицы.

На строгие замечания взрослых и запреты малыш реагирует недовольным выражением личика или плачем, криком и писком.

Развитие речи малыша в годовалом возрасте

Уровень речевого развития ребёнка оценивается специалистами по двум критериям:

активная речь ребёнка;
— понимание малышом обращённой к нему речи.

Речевые умения годовалого малыша включают способность произнести по- своему с десяток слов, односложно ответить на вопросы типа «Что это?», изобразить голоса животных. Ребёнок старается повторить слова за ровесниками и взрослыми, копируя интонации.

Кроме этого малыш уже многое понимает. Знает своё имя и реагирует на обращение по имени, понимает что такое «нельзя», безошибочно выполняет простые односложные указания («дай», «возьми», «принеси», «не трогай» и тому подобные). На вопросы вроде «Как Танечка поет (прыгает, бегает)? » отвечает попытками изобразить соответствующее действие. Так же по просьбе старших малыш способен показывать определённые предметы обстановки, указать на конкретно названную картинку или игрушку, выделив одну из нескольких.

Большинство деток в год играют в «ладушки» и в «ку-ку», пряча личико в ладошки, провожают гостей, размахивая ручкой «пока-пока».

Бытовые умения и навыки детей в возрасте 1 года

В годовалом возрасте малыши с каждым днем становятся все более самостоятельными в быту. Уверенно откусывают и пережевывают хлеб, печенье, сушки, сухари, самостоятельно пьют из бутылочек или поильников. Иногда к году детки уже способны пить из кружки, удерживая ее без помощи взрослых.

Предпринимаются первые попытки самостоятельно держать ложку. Некоторое годовалые малыши вполне успешно справляются с накалыванием мягких кусочков еды на вилку, но большинство всё же едят руками, иногда помогая себе ложкой.

В ванной малыши «умываются», подставляют руки под струю воды, затем вытирают ручки и личико полотенцем.

К году детки часто помогают себя одевать и раздевать – вставляют или вытаскивают ручки из рукавов, просовывают ножки в штанины, пытаются натягивать или снимать шапки. Многие дети не любят долго одеваться и громко выражают свой протест, если процедура затягивается.

Если малыш не носит подгузник круглосуточно, то к году он начинает извещать родителей о мокрых штанишках характерными возгласами, иногда в этом возрасте малыши уже пытаются освоить горшок.

Итак, вы ознакомились с примерным перечнем навыков, по которому можно оценить развитие ребенка в возрасте 1 года . В очередной раз задаваясь вопросом, что должен уметь ребенок в 1 год , обязательно помните, что каждый малыш индивидуален и имеет полное право не вписываться в среднестатистические шаблоны.

Родителям в записную книжку (краткий конспект)
Ребенок переступил рубеж первого года своей жизни. Познавательная способность и стремление к новому возникают с молниеносной быстротой. Порой родители удивлены и поражены, что ребенок дает ответы и рассуждает о самых сложных и неожиданных вопросах. Многие суждения не лишены здравого смысла, а порой отличаются точностью и оригинальностью. Цель родителей остается прежней - адаптация малыша к окружающей действительности. Игра остается особым способом освоения мира, который позволяет понять и принять окружающее. Игра делает мир тем местом, где интересно жить, который хочется исследовать и понять.
Для того чтобы процесс исследования и понимания проходил более эффективно, родителям необходимо «вооружиться «волшебными словами» (Гилфорд и Блум), направленными на развитие познания и стимуляцию исследовательской деятельности ребенка. Как пользоваться «волшебными словами»? При разговоре и в игре с ребенком стройте свои предложения, вопросы, используя «волшебные слова». Для малыша выбирайте простые и понятные слова.
«Волшебные слова» для активизации процесса познания: расскажи, опиши, назови, сформулируй, перечисли, установи.
«Волшебные слова» для активизации понимания : объясни, расскажи своими словами, покажи взаимосвязь, суммируй.
«Волшебные слова» для активизации применения навыков и полученных знаний : объясни, для чего это применяют..., воспользуйся, чтобы решить..., продемонстрируй (покажи), как это работает, как это можно применить...
«Волшебные слова» для активизации анализа событий и явлений: сравни, объясни причины, разложи по порядку, объясни, как и почему, разложи на составляющие, разложи на части.
«Волшебные слова» для активизации процесса синтеза: создай, придумай другой вариант, что произойдет, если..., есть ли другой способ...
«Волшебные слова» для активизации оценки ситуации: отбери, выбери, выскажи свое мнение, выбери то, что тебе больше нравится, что ты думаешь о...
Пользуйтесь «волшебными словами», и вы увидите, как ваш малыш будет более активным, преодолевающим препятствия и решающим многие поставленные перед ним задачи. Для наиболее продуктивной деятельности научите ребенка ставить перед собой задачу и собирать необходимую информацию для ее решения, рассматривать задачу с различных точек зрения, доводить начатое дело до логического конца.
Развивающие игры для ребёнка после 1 года:
1) игры, развивающие физические данные ребенка (общую моторику, координацию, силу и ловкость);
2) игры, направленные на развитие мелкой моторики рук;
3) игры, активирующие познавательные и творческие способности;
4) игры, способствующие улучшению артикуляции и речи;
5) игры при неправильном прикусе;
6) игры, Направленные на развитие психологической устойчивости ребенка, эмоционального контакта с окружающими.
Следует отметить, что, кроме указанных основных задач (например, развития моторики рук), в игре будут решаться и другие задачи, о чем дополнительно будет указано в «целях игры».
Существуют «волшебные слова» при изучении классических предметов и при приобретении навыков эмоционального контакта и общения.
Математика: попытайся объединить, разбить на группы предметы, попытайся назвать предметы, которые существуют парами, систематизируй и классифицируй ит. д.
Музыка: попробуй извлечь самые разнообразные звуки из имеющегося музыкального инструмента, попробуй при помощи звука передать свое настроение и т. д.
Чтение и устная речь: дай описание внешнего вида жителя далекой галактики, расскажи о его жизни и привычках и т. д.
Творчество: изготовь один и тот же предмет в различных условиях, с помощью различных материалов и т. д.
Социальная адаптация: назови всех тех, кто помогает нам путешествовать, предохраняет от заболеваний, обеспечивает всем необходимым для жизни. Назови возможные пути использования пустых коробок, бумажных пакетов и т. д.