Рекомндации здорового питания для детей разных возрастов. Питание детей старше одного года

Дети 2 —3-го года жизни могут выполнять более сложные и разнообразные комплексы гимнастических упражнений, но при этом важно помнить, что они еще не способны к большому и длительному мышечному напряжению: они легко утомляются, у них быстро пропадает желание выполнять упражнения. Поэтому родителям необходимо чаще менять упражнения, обязательно сочетать физическое воспитание с играми.

На втором году жизни интерес ребенка к окружающему миру возрастает, поэтому меняется содержание его игр, они производят большее впечатление на ребенка, дают ему много положительных эмоций. Игры нужно организовывать на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Место игр должно быть безопасным для ребенка, но в то же время хорошо, если на нем имеются естественные неровности, подъемы, спуски, предметы для обхода или перелезания. Это помогает развивать у малыша координацию движений, ловкость, смелость, уверенность и настойчивость.

Во время игры ребенок не должен перевозбуждаться, утомляться. От начала и до конца игрой должен руководить взрослый. Родителям нужно привлечь ребенка к активной игре, постоянно следить за тем, чтобы она включала элементы физического воспитания, способствовала совершенствованию основных двигательных навыков, в первую очередь ходьбы, бега, прыжков, лазания, развитию координационных движений. Хорошо, если в игре участвуют несколько детей одного или близкого с ним возраста. Групповые игры вызывают к себе большой интерес и позволяют использовать динамические упражнения, имеющие важное значение для общего развития ребенка.

На втором году жизни дети очень подвижны, много самостоятельно ходят, но походка у них еще несовершенна. Вначале ребенок мало устойчив, часто спотыкается и падает, у него плохо развито чувство равновесия. Во время ходьбы движения его неравномерны и нескоординированы. Ребенок вначале всегда пытается преодолевать участок быстрыми шагами, почти бегом, чтобы не упасть и, как правило, при этом отклоняется от заданного направления в ту или другую сторону. Ребенку, недавно начавшему ходить, родители должны помогать, но это не означает, что его нужно водить за руку и оберегать от возможности падений и неприятностей.

В период обучения ходьбе нужно предоставлять ребенку некоторую самостоятельность таким образом, чтобы он мог опираться руками на какой-нибудь движущийся предмет, например каталку, которую взрослый медленно передвигает в нужном направлении Постепенно ребенок научится самостоятельно возить каталку и ходить за ней. С этой же целью можно использовать гимнастическую палочку, один конец которой удерживает взрослый, другой — ребенок. Вначале длительность этих упражнений не превышает 1 мин. Для того чтобы выработан, у ребенка уверенность при ходьбе, взрослый должен отойти на расстояние не более 3—5 м и звать его к себе, показывая интересную игрушку.

Для совершенствования ходьбы в домашних условиях можно дать ребенку возможность ходить за мячом, перешагивать через лежащую палочку, обруч или переступать через кубики, лежащие на полу, с поддержкой и без нее, а также имитировать ходьбу некоторых животных или птиц, например, «как ходит косолапый мишка» (при этом ребенок должен ступать на внешний свод стопы), «как поднимает лапки аист» (ребенок высоко поднимает ноги) и т. д.

Как только ребенок начал самостоятельно ходить, нужно ввести в комплекс упражнения, способствующие укреплению мышечно-связочного аппарата стопы и предупреждающие развитие плоскостопия,— ходьбу по ребристой доске, в летнее время — ходьбу босиком по теплому песку. Для исключения возможных перегрузок на связочный аппарат стоп и предупреждения их деформации маленьким детям не разрешается прыгать с высоты.

Ребенок начинает бегать с 1,6 года, но развитие этого двигательного навыка тесно связано с индивидуальными характерологическими особенностями ребенка, его темпераментом. Более подвижные и активные дети часто бегают по собственному желанию, причем в быстром темпе, Мало подвижный ребенок, как правило, бегает в среднем или замедленном темпе и в большинстве случаев только по принуждению взрослых во время игры.

Бег имеет важное значение для здоровья ребенка: усиливает кровообращение и дыхание, укрепляет различные группы мышц, суставы и связки, способствует развитию быстроты и выносливости. Поэтому важно, чтобы ребенок, особенно малоподвижный, своевременно овладел разными видами бега; для этого ему нужно создать соответствующие условия, обучать основным элементам техники бега, организовывать игры и упражнения, включающие бег.

Очень важно подавать детям пример, принимая активное участие в физических упражнениях и играх. Например, предлагают: «будем бегать, как лошадка», взрослый берет концы двух палок с одной стороны, а ребенок — с другой (взрослый и ребенок стоят друг за другом) и начинают вдвоем бегать в течение 30 — 40 с.

Для этого можно использовать также игру «догони мяч, обруч»: взрослый отталкивает от себя один из указанных предметов и просит малыша догнать его. Можно это выполнять вместе: «кто быстрее догонит». Дети охотно бегают вокруг предметов; для этого нужно поставить стул или большую игрушку и дать возможность ребенку бегать вокруг них.

Родители должны следить за тем, как ребенок бегает, не опускает ли он низко голову, не наклоняет ли вперед туловище. Движения рук должны сочетаться с движениями ног.

Не менее важное значение для физического развития ребенка имеет овладение такими двигательными навыками, как прыжки, лазание и метание.

Большинство детей на втором году жизни самостоятельно обучаются прыжкам, охотно выполняют их, но у отдельных этот двигательный навык недостаточно развит и с трудом вырабатывается. Родители должны обращать на это внимание, поскольку прыжки способствуют развитию у ребенка ловкости, улучшают координацию движений.

Обучать ребенка прыжкам можно с помощью следующих упражнений.
1. Взрослый держит ребенка за кисти и определенными движениями заставляет его подпрыгивать на месте. Упражнение выполняется без поддержки.
2. Прыжки в длину через палочку или в обруч, лежащие на полу, отталкиваясь обеими ногами.
3. Прыжки двумя ногами вдоль лежащего коврика шириной 40 см и длиной 2 м.
4. Прыжки с невысокого стульчика на мягкую подстилку.

Все эти упражнения ребенок должен выполнять без особого наклона головы и туловища.

На первом году жизни у ребенка рано возникает потребность в ползании. Уже в 6 мес он умеет хорошо ползать. Лазанье способствует уменьшению нагрузки на позвоночный столб, оказывает благоприятное влияние на общее развитие.

Поэтому этот двигательный навык необходимо совершенствовать и в последующий период жизни ребенка с помощью следующих упражнений.


Рис. 80-83. Физические упражнения для детей старше одного года


1. Ползание на четвереньках по узкой дорожке, лежащей на полу.
2. Подползание под протянутую веревку (высота над полом — 25 — 30 см). Для этого взрослый показывает интересную игрушку по другую сторону веревки, и ребенок подползает под нее, выпрямляясь, достает игрушку. 4 — 5 раз.
3. Подползание под предмет — стол, стул (рис. 80).
4. Ползание через стоящий обруч (рис. 81).

5. Залезание на гимнастическую лесенку с помощью
взрослого (рис. 82).
6. Перелезание через бревно, скамейку (рис. 83).
7. Влезание в ящик и вылезание из него (высота ящика — до колена).
8. Лазанье по стремянке.

У ребенка 2— 3-го года жизни важно развивать координацию движений, быстроту и ловкость. Этому способствует метание — бросание предметов вниз или в горизонтально расположенную цель. Для развития этого двигательного навыка ребенок бросает мяч в заданную цель вначале одной рукой, а затем двумя. Можно рекомендовать следующие упражнения с мячом.

1. Бросание мяча. Ребенок держит в каждой руке по маленькому мячу и поочередно бросает их вперед. 4 —
6 раз.

2. Подбрасывание мяча. Ребенок подбрасывает мяч вверх-вперед и поднимает его с пола (рис. 84).

3. Бросание мяча в вертикально расположенную цель.



Рис. 84-85. Физические упражнения для детей старше одного года


4. Взрослый держит обруч, а малыш, находящийся от него на расстоянии вытянутых рук, пытается попасть в него маленьким мячом. Ребенка побуждают бросать мяч в корзинку. 4—6 раз.

5. Бросание и ловля мяча. Ребенок держит в руках средней величины мяч, стоя на расстоянии 100—120 см от взрослого. Подняв мяч вверх-назад, он бросает его взрослому из-за головы. Взрослый, поймав мяч, бросает его обратно. 4—6 раз.
6. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно.

7. Бросание мяча двумя руками в вертикально расположенный обруч на уровне глаз ребенка на расстояние 80—120 см.

8. Бросание маленького мяча левой, а затем правой рукой в обруч, прикрепленный к стенке на высоте 80— 120 см, на расстояние 1 м.

По сравнению с ребенком первого года жизни, у детей раннего возраста значительно возрастает переваривающая способность желудочно-кишечного тракта, совершенствуется функция пищеварительных желез, печени и поджелудочной железы, увеличивается объем желудка, в толстом кишечнике стабилизируется специфическая микрофлора, помогающая разлагать клетчатку, синтезировать витамины группы В. Вкусовые восприятия ребенка становятся более дифференцированными, продолжает развиваться жевательный аппарат.

Ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет продолжает испытывать большую потребность в пластическом, строительном материале, так как он еще достаточно интенсивно растет, увеличиваются его энергетические затраты в связи с возрастающей физической активностью (табл. 20).

Табл. 20. Потребность детей после года в белках, жирах, углеводах и

Энергетических запасах

Дети раннего возраста в связи с особенностями питания могут быть разделены на две возрастные группы: 1-1,5 года и 1,5-3 года, питание которых различается по объему пищи, величине разовых порций и кулинарной обработке.

Объем предлагаемой пищи зависит от возраста ребенка. Для ребенка в возрасте от 1 до 1,5 года общее ежедневное количество пищи составляет 1100-1200 г, от 1,5 года до 3 лет - 1500 г. Необходимо помнить, что превышение объема пищи вредно отражается на здоровье малыша.

Соотношение белков, жиров, углеводов на 1 кг массы тела в ежедневном рационе детей должно составлять 1:1:4.

В питании детей после года незаменимы белки животного (молоко, творог, мясо, птица, рыба, яйца) и растительного (крупы, фасоль, горох) происхождения, причем 75 % белков должны быть животного происхождения.

Для детей от 1 года до 3 лет наиболее целесообразно неравномерное распределение пищи в течение дня по объему и калорийности: обед (35-40 % суточного рациона), почти одинаковое количество калорий распределяется на завтрак и ужин (20-25 % суточного рациона), на полдник приходится 10-15 % общей суточной калорийности. Следует учитывать и правильность распределения продуктов в течение суток. Продукты, богатые белками (мясо, рыбу, бобовые), лучше давать в первую половину дня, так как они, особенно в сочетании с жиром, требуют для переработки много пищеварительных соков и дольше задерживаются в желудке. На ужин рекомендуются молочные, овощные и крупяные блюда. Не следует готовить на ужин пищу, вызывающую жажду. Детям до 1,5 года блюда готовят кашицеобразной консистенции - пищу протирают через дуршлаг или размельчают вилкой, мясо и рыбу пропускают через мясорубку один раз. После 1,5 года, с появлением коренных зубов, ребенок может пережевывать пищу и ее дают нарезанной кусочками. Мясные и рыбные фрикадельки и котлеты к 2-3 годам жизни малыша можно заменить гуляшом, рагу, бефстроганов.

Для правильного развития ребенка питание его должно быть разнообразным (табл. 21).

Детям в возрасте до 1,5 года целесообразно сохранить пятое кормление в виде кефира или молока. Однако, если ребенок сам проявляет желание к кормлению 4 раза в сутки, настаивать на пятом кормлении не следует. Это не касается детей с плохим аппетитом, которых важно кормить 5 раз.

Необходимо знать, что длительные перерывы в приеме пищи приводят к снижению усвояемости белка и к плохому самочувствию ребенка. Более частые приемы пищи снижают аппетит.

В пищевой рацион ребенка после года обязательно нужно включать молоко, мясо, птицу, яйца, рыбу.

Молоко - особенно ценный продукт в питании детей. В состав молока входят высококачественные белки, жиры, углеводы, витамины, соли кальция и фосфора. Суточное количество молока для детей от 1 года до 2 лет должно составлять 700 мл, от 2 до 3 лет - 600 мл с учетом молока, которое содержится в каше и других блюдах.

Блюдо Возраст, лет
1-1,5 1,5-3 3-5 5-7
Завтрак
Каша или овощное блюдо 200 200 250 250
Кофе (суррогат) 100 150 150 200
Обед
Салат - 40 50 50
Суп 100 150 200 250
Мясная котлета, суфле 50 60 70 80
Гарнир 100 100 130 130
Компот 100 100 150 150
Полдник
Кефир 150 150 200 200
Печенье, булочка 15 15/45 25/50 25/60
Ужин
Овощное блюдо или каша 180 200 200 200
Молоко 100 150 150 150
Хлеб на весь день:
пшеничный 10 70 100 110
ржаной 10 30 50 60
В набор питания для детей от 1,5 года до 3 лет должны входить творог, неострые сорта сыра, кисломолочные продукты: сметана, кефир, ацидофильное молоко, йогурты. Из творога можно делать разнообразные блюда в виде ленивых вареников, сырников, сочников.

Из мясных продуктов детям раннего возраста рекомендуется мясо кролика, индейки, молодая говядина, нежирная свинина. Нельзя давать ребенку жирную свинину, сало, баранину, мясо гусей, уток, так как эти продукты содержат трудно перевариваемый жир и при их употреблении может возникнуть резкое расстройство пищеварения. Полезно сочетание мяса и мучных изделий в виде пельменей, пирожков, блинчиков с мясом.

До 2 лет нельзя давать ребенку сосиски, колбасу, сардельки. Их используют в питании детей старше 2 лет. Сосиски и сардельки нужно хорошо проваривать. Из колбас разрешаются вареные сорта без сала. Другие колбасы, а также копчености и маринады детям до 3 лет не рекомендуются.

Особенно полезны для растущего организма субпродукты (печень, мозги, сердце, язык), так как они содержат ценные микроэлементы - железо, фосфор, медь, кальций.

Яйца занимают большое место в питании детей, благодаря высокому содержанию полноценных белков, жиров и витаминов. Они содержат полноценный комплекс незаменимых аминокислот, витамины (А, Вг В2, D, Е), жир, богатый лецитином и полиненасыщенными жирными кислотами.

Детям до 1,5 года разрешается давать один крутосваренный желток, дети более старшего возраста получают по целому яйцу в виде омлета или всмятку. Сырые яйца давать не следует, так как белок плохо усваивается, что может отрицательно сказаться на работе почек.

Морская рыба содержит высококачественные белки, богатый ассортимент микроэлементов (йод, фтор, медь, цинк и др.), полиненасыщенные жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Рыба может быть отварной, в виде котлет, фрикаделек, а также тушенной с луком и морковью. Рыбу включают в меню ребенка 1-2 раза в неделю. Не рекомендуется в питании детей использовать осетровые и лососевые виды рыбы, отличающиеся высоким содержанием трудно перевариваемых и плохо усвояемых жиров с высокой точкой плавления.

В набор продуктов для детей от 1 года до 3 лет должны быть включены всевозможные крупы. До 1,5 года в основном используют гречневую, овсяную, рисовую, кукурузную, манную крупы, после 2 лет дополнительно включают пшено и перловую крупу.

Ребенку старше года готовят вязкие каши, с 3 лет - рассыпчатые каши на молоке, воде, овощном и фруктовом отварах. Каши дают как самостоятельные блюда, а также как гарнир к различным мясным и рыбным блюдам.

К двум годам жизни у малыша появляется достаточное количество зубов, поэтому из крупы уже можно не только варить каши, но и готовить запеканки.

В меню вводят сочетание различных видов каш с молоком - молочные крупяные супы, молочную лапшу.

В рацион ребенка необходимо ежедневно включать различные овощи, из них доля картофеля должна быть не более половины. После 1,5 года овощи дают не только в виде пюре, но и тушеными, нарезанными кусочками.

С учетом неблагоприятной экологической обстановки и после года в питании ребенка необходимо использовать продукты промышленного производства, которые обеспечивают безопасность входящих в них компонентов и строго заданный химический состав, соответствующий потребностям растущего организма в основных пищевых веществах, включая витамины и минеральные вещества. Эти продукты выпускаются многочисленными заводами и компаниями в нашей республике и за рубежом. К ним относятся продукты трех основных групп:

1) разнообразные консервированные фруктовые, овощные и фруктовоовощные соки и пюре;

2) сухие инстантные злаковые и злаково-молочные смеси (каши), обогащенные основными витаминами, железом и кальцием, дополнительное поступление которых с пищей является важным способом профилактики анемии, нарушений баланса кальция и др.;

3) мясные и мясорастительные, рыбные и рыборастительные пюре (пюреобразные и крупноизмельченные).

Овощные пюре промышленного производства могут содержать один вид овощей (зеленый горошек, морковь, тыква, томаты и др.) или большой набор овощей - например, есть консервированные пюре, в состав которых входят морковь, картофель, зеленый горошек, цветная капуста, тыква, лук, свекла в разных сочетаниях.

Детям после 1,5 года перед обедом можно давать закуски в виде винегрета, вареной свеклы, тертой моркови с яблоками, салата из свежей капусты с морковью и репчатым луком, салата из огурцов и помидоров. Заправлять их можно сметаной, растительным маслом. Порция салата - 1-3 столовые ложки.

Детям до 2 лет салаты и винегреты натирают на мелкую терку, для детей старше 2 лет их готовят мелко нарубленными.

В питание детей после года обязательно нужно включать бобовые - фасоль, горох, чечевицу, так как они являются продуктами, наиболее ценными по белковому и минеральному составу.

Ребенку в возрасте 2 лет можно готовить блюда из муки - блины, блинчики, оладьи, клецки. Ежедневно в рацион ребенка нужно включать хлеб различных сортов.

Детям после года необходимо увеличить дозы растительных жиров - подсолнечного, кукурузного, оливкового, соевого масла, которые должны составлять 10-15 % от общего содержания жира в суточном рационе (3 чайные ложки в день). Масло добавляют в уже готовые блюда - винегреты, салаты, овощные блюда (при кипячении масла разрушаются витамины и улетучиваются некоторые жирные кислоты, а ненасыщенные жирные кислоты, обладающие витаминной активностью, превращаются в насыщенные). Свиное сало, говяжий, бараний жир, а также различные гидро- и комбижиры в детском питании употреблять не рекомендуется.

Важно включать в рацион детей огородную зелень - лук, укроп, салат, щавель, шпинат, а также овощи и ягоды, такие, как редис, репа, редька, помидоры, кабачки, огурцы, шиповник, смородина, крыжовник, облепиха, брусника, клюква. Зеленые растения богаты железом, медью, кобальтом, а также витаминами С, группы В, каротином, который в организме превращается в активный витамин А - витамин роста, антиинфекционный, повышающий защитные силы организма.

В промежутках между кормлениями ничего, кроме питья обычной воды, ребенку давать не следует, так как это ухудшает аппетит. Для утоления жажды нельзя предлагать соки, молоко. Фрукты, ягоды, а также соки можно давать только в часы приема пищи. С 2-3 лет ребенку изредка можно давать на десерт сладости: пастилу, зефир, мармелад. Конфеты, шоколад излишне возбуждают нервную систему, а также часто являются причиной аллергических высыпаний на коже.

Ни в коем случае не следует кормить ребенка насильно. Это может вызвать отвращение к еде и сформировать отрицательный рефлекс на любую пищу. Важно, чтобы ребенок в первую очередь съел более питательное, богатое белком блюдо. В некоторых случаях детям в обед можно сначала предложить второе блюдо, а потом дать суп, который они могут съесть не весь.

Слева: Богиня ночи. Вавилон, 1790 год до н.э. Британский музей. Фото автора.

Продолжительность ночного сна. Среднестатистическая продолжительность сна у детей в 3-4 года - 14-16 часов, от 4 до 6 лет- 13-15 часов, от 6 до 9 лет - 12-10 часов, от 9 до 13 лет - 10-8 часов, старше 13 лет - 9-8 часов. Другие ученые считают достаточным и более короткий сон - 12 часов у дошкольников (в том числе у детей второго-третьего года жизни), 9-10 часов для младших школьников. К тому же возможны индивидуальные pазличия. Поэтому не обязательно с секундомеpом замеpять и контpолиpовать продолжительность сна вашего pебенка и строго придерживаться указанных цифр. Эти требования могут реализовываться по-разному в зависимости от условий жизни семьи, привычек ребенка, его характера и темперамента. Если ребенок утром просыпается самостоятельно, активный и бодрый, то это значит, что продолжительность его ночного сна вполне достаточна. Ведь с точки зрения медицины, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется достаточно простым: сон должен создавать условия для адекватного бодрствования после пробуждения. В этом контексте естественно, что человек спит не потому, что спать пора, а потому, что спать хочется. Естественно просыпаться не потому, что так надо, а потому что выспался. Таким образом, если подъем ребенка по утрам в необходимое время (например, когда надо идти в детсад) происходит естественно и без негативных эмоций, то время отхода ко сну и продолжительность сна с чисто медицинской точки зрения значения не имеет. Если ребенок самостоятельно просыпается утром в необходимое время, активный и бодрый – значит, нет необходимости укладывать его в постель раньше того времени, когда он сам ложится спать.

С другой стороны, вреден и навязываемый избыточный сон, а особенно - пассивное лежание в постели после пробуждения. Вpемя пpобуждения в будние дни и по выходным дням не должно pазличаться ни у взpослых, ни у детей более чем на 1 час. Наличие и продолжительность дневного сна еще более индивидуальны по сравнению с продолжительностью ночного сна. Но до четырех лет дневной сон считается обязательным.

РЕЖИМ БОДРСТВОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Правильный режим дня с нормальной активностью в течение дня способствует и нормальному сну. Детей следует приучать к общепринятому для их возраста режиму дня с первых лет жизни. В старшем возрасте рекомендуется чередовать умственные нагрузки с умеренной двигательной активностью. Школьникам на переменах рекомендуется больше двигаться - нельзя на перемене вместо этого читать книги, играть в настольные игры. И детям, и взpослым очень полезны утренняя гимнастика, влажные обтирания (если они не вызывают перевозбуждения нервной системы). Дети, имеющие в течение дня адекватную нагрузку, от которой приходит здоровая усталость к вечеру, обычно засыпают легко и в любых условиях.

Проблемы с засыпанием («не уложишь спать»).

Примерно к двум годам жизни возникает хорошо устоявшийся суточный ритм чередования сна и бодрствования. Вместе с тем, именно в этом возрасте могут появиться или усугубиться проблемы с засыпанием. Это объясняется тем, что удлиняется время засыпания после того, как ребенок оказывается в постели. Ребенку требуется больше времени, чтобы заснуть.

Многие дети к 1,5-2 годам уже могут спать не в маленькой детской, а и в большой «взрослой» кровати. Тем не менее, менять кроватку слишком рано не следует, иначе ребенок лишится ощущения безопасности ночью. Если кроватку собираются менять в ожидании новорожденного, желательно сделать это несколькими неделями раньше или позже, чтобы первенец не чувствовал себя изгнанным или вытесненным новым членом семьи.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ СВОЕВРЕМЕННОЕ ЗАСЫПАНИЕ:

Ужин должен быть не позднее, чем за два часа пеpед сном. Следует знать, что белковая пища дает заряд бодрости, заряжает энергией, обладает стимулирующим действием; богатая углеводами еда, наоборот, расслабляющее действует на организм, снимает нервное напряжение, стресс и вызывает сонливость. Поэтому на завтрак детям лучше давать богатую белками пищу (мясная и рыбная пища, яйца, молочные продукты). А вечером – углеводы: имеются в виду полезные, сложные углеводы, которые содержатся в рисе, бобах, корнеплодах, бананах, цельнозерновом хлебе, кашах и макаронных изделиях. Кроме того, помогает заснуть пища, содержащая аминокислоту триптофан и гормон – мелатонин. Они содержатся в некоторых из вышеупомянутых углеводов, а также в цветной капусте, финиках, курином мясе, молоке. Пищу из этих продуктов (например, молоко с печеньем) можно дать ребенку дополнительно за полчаса до отхода ко сну. Не следует давать ребенку на ночь напитки, содержащие кофеин (какао, колу и др.), другие искусственные напитки и лимонады, шоколадные конфеты.

Перед сном не рекомендуются бурные игры, просмотр страшных фильмов и боевиков по телевизору. Вообще, просмотр телевизора в любом случае раздражает нервную систему. Поэтому, правильным счиается прекращение просмотра телевизора за час до сна. Необходимо ограничение эмоциональных нагрузок по вечерам, – по крайней мере, не желательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое преступление. Если ребенок, несмотря на принимаемые меры, к вечеру становится более возбужденным, чем днем, то можно попробовать ритмические раздражения в виде качания на качелях, ритмическую гимнастику (зарядку) или подпрыгивания под ритмичную, но монотонную, музыку.

Прохладный воздух лучше духоты (оптимальная температура – 18-20° С), лучше теплая пижама, чем самый наилучший обогреватель.

Как правильно укладывать ребенка спать

Правильно – это значит без скандалов, травм и взаимного изнурения детей и родителей от процесса укладывания.

Всегда укладывайте ребенка в определенное время. Отход ко сну должен сопровождаться последовательностью действий, которые напоминали бы о том, что пора спать. При этом их порядок – последовательность должна быть всегда одна и та же, например: туалет, умывание, чистка зубов, одевание ночной пижамы, сказка и т.д.

Желательно, что бы время, предшествующее отходу ко сну, не казалось ребенку значительно лучшим, чем сон, и не представляло собой череду удовольствий. Если ребенок в часы перед отходом ко сну регулярно находится рядом с родителями перед телевизором, наслаждается разнообразными напитками и сладостями, то приказ отправляться в постель будет воспринят с явным неудовольствием.

Кровать следует использовать только для сна. Во время бодрствования маленький ребенок должен находиться в манеже или в безопасной части комнаты, но не в кровати. Кровать нельзя использовать для игры, поэтому не надо держать в ней игрушек даже при отходе ко сну (или тем более при отходе ко сну). Исключением может быть только небольшая любимая кукла или какая-то одна определенная мягкая игрушка. Такой предмет может смягчать временную (на ночь) разлуку с родителями. Такая игрушка дает ребенку ощущение постоянства и стабильности. Эти чувства особенно важны для детей, когда они засыпают или просыпаются в течение ночи. Игрушка должна быть маленькой. На большую игрушку ребенок может стать ногами, перевалиться через ее край и выпасть из кроватки.

Нельзя разрешать «танцы» в постели, «спектакли», сопровождающиеся беготней из кроватки в кроватку или по всему пространству дома, и еду в постели. Даже если у любимого чада аппетит просыпается только в постели, имейте в виду, что это маленькое ухищрение обычно служит для того, чтобы иметь весомый аргумент пригласить к себе взрослого лишний раз. Посидите с ним, но кормить в постели не надо. Тем более, что у детей старше года съеденная пища не расслабляет, а бодрит.

В детской комнате не должно быть полной темноты. Лучше всего подходит тусклое освещение от ночника, при котором ребенок, проснувшись, мог бы увидеть окружающие предметы или найти в кровати любимую игрушку.
Присутствие взрослых в комнате с кроваткой ребенка не обязательно, но не надо настаивать на том, чтобы ребенок непременно засыпал один – очень многие малыши чувствуют страх, когда находятся в одиночестве.

Можно просто приоткрыть дверь в другую комнату, чтобы ребенок ощущал присутствие других рядом, а можно посидеть в той же комнате за книгой или какими-то делами. Многие дети любят, чтобы с ними полежали – это обычно особо чувствительные, эмоциональные малыши, для которых тактильный контакт является важнейшей потребностью. Никаких категорических запретов на это быть не должно.

При нарушениях засыпания необходимо выработать и соблюдать дополнительный (к обычному) ритуал отхода ко сну:

Может помочь теплая ванна перед сном (можно со сбором лекарственных трав - смотрите специальные рекомендации доктора Биттерлиха по приготовлению таких ванн). Во время нахождения в ванне допустима не слишком бурная игра с корабликом или игрушкой. Можно попробовать ванночку для ног продолжи­­­тельностью до 15 мин. В тазик с горячей водой (42 градуса) насыпают 6 столовых ложек морской соли, подливая горячую воду до нужной температуры. Затем ребенок опускает ноги в тазик, и держит их в воде до тех пор, пока вода не начнет остывать. После ванночки надо надеть на ноги ребенка хлопчатобумажные носочки (на полчаса или всю ночь) и уложить ребенка в постель.

Уложите ребенка в постель, приласкайте и поцелуйте ребенка, поправьте одеяло. Маленького ребенка, страдающего повышенной нервностью, можно, перед тем, как положить в постель, сначала подержать на руках и успокоить. Если он начнет протестовать, когда вы со своих рук переложите его в постель, то успокоить его может продолжение вашего телесного контакта с ним - согревайте головку ребенка ладонью в области затылка и за ушками, по задней поверхности шеи. Включите ночник, если ребенок боится оставаться в темноте. Почитайте ребенку знакомую ему или «спокойную» сказку перед сном или включите магнитофон или другую аппаратуру, проигрывающую записанные сказки или колыбельные песни и спокойную музыку, которые будут звучать после того, как вы уйдете из комнаты, успокоят ребенка и помогут ему заснуть. Старшие школьники послушно отправляются в свою кровать, если им разрешить почитать перед сном в постели.

Советы американских психологов. Способы общения с маленьким ребенком для облегчения его засыпания.

Прежде чем выключить свет и уложить ребенка спать, уделите ему немного времени и сделайте так, чтобы вам никто не мешал. Это поможет малышу полнее ощутить вашу любовь и заботу.

К детям, которые обычно засыпают с трудом, нужен особый подход. Укладывайте их спать одним и тем же способом. Например, ласково потирайте ребенку спинку или, слегка касаясь пальцами, поглаживайте личико, при этом повторяйте одно и тоже стихотворение, хотя бы такое:

Дети, звери и игрушки -
Все мечтают о подушке,
Если днем устали очень,
Добрых снов, спокойной ночи!

"Баю-баю". Самый лучший способ помочь ребенку заснуть - тихо напевать какую-нибудь колыбельную песню. Выберите мелодию и напевайте ее каждый вечер перед сном в течение недели. Пусть малыш тихонько, без слов подпевает вам. И когда он начнет засыпать, вы осторожно уходите из спальни, продолжая напевать.

Ваш репертуар может включать в себя традиционные колыбельные, современные песни о любви или народные мелодии. Ребенок может сам предложить песню из тех, которые разучивает в школе или в детском саду
Утомленная парочка. Если день выдался трудный и вы устали, вам обоим необходим именно такой отдых. Выключите свет, лягте рядом с ребенком на кровать, разумеется, если позволяют ее габариты, и скажите: "Папа (или мама) сегодня вечером ужасно устал(а), поэтому не можешь ли ты рассказать мне какую-нибудь хорошую сказку, чтобы мне легче было заснуть. Посмотрим, кто из нас заснет первым". Попытайтесь заснуть рядом с малышом. Если кровать маленькая, возьмите подушку и расположитесь рядом на полу. Не привыкайте! Вполне возможно, что вам понравится иногда вздремнуть рядом с малышом, и вы начнете делать это регулярно. Однако не следует превращать это в привычку, поскольку ребенок тогда сможет засыпать только рядом с вами, что может оказаться не всегда удобно. Лучше делать это изредка, когда вы уверены, что вам ничто не помешает.

Метод «удаляющегося» стула. Если ребенок не может заснуть без вашего присутствия, то находитесь в его комнете на принесенном стуле. Каждый вечер постепенно переставляйте стул подальше к выходу. В конечном итоге, через несколько дней вы окажетесь за дверью его комнаты вместе со стулом.

Разговор о завтрашнем дне. Многие дети любят спрашивать: "А что будет завтра?" Разговоры о том, что их ждет впереди, вырабатывают у детей способность планировать поступки, ставить перед собой цель, а также развивают искусство логической оценки событий. Перед тем как поцеловать ребенка на ночь, постарайтесь обсудить, как прошел у него день и что его ждет завтра. Пусть он сам попытается определить дела на завтра. Например, он может придумать, что будет есть утром; чем займется, когда вы уйдете на работу; или решить, из какого окошка помахать на прощание рукой. Если на следующий день предстоит что-то особенное - гость к обеду, визит к бабушке, покупка новых ботинок, вы получаете прекрасную возможность вспомнить об этом.

Составляя план, помните не только о домашних делах, но и о времени для развлечений. Однако накануне вечером не планируйте каких-либо срочных и обязательных дел, которые непременно надо закончить или начать и которые грозят ребенку неприятностями - например, визит к зубному врачу.

У малышей недостаточно развито чувство времени, поэтому попытки распределить свой день вносят элемент предсказуемости и безопасности их жизни.

Прогони привидение. Беспокоят ли вашего ребенка кошмары? Объясните своему маленькому трусишке, что привидения и чудища живут только в воображении человека. Поэтому ими можно управлять, просто приказав им исчезнуть. Расскажите ему, что это можно сделать даже мысленно. Однако иногда требуется дополнительная помощь.

Предложите малышу какое-нибудь специальное "средство от привидений". Можно взять маленький мешочек с "волшебным" порошком (мука, тальк, сахарная пудра - все подойдет). Нужно посыпать порошком края постели, чтобы убедить его, что он защищен от чудища. Можно распылить его в воздухе, придав туману легкий приятный запах. Или же попрыскайте вокруг кровати "волшебной" водой из бутылочки, предварительно добавив туда несколько капель ванилина или мяты.

Прикосновение к лицу. Некоторые дети особенно любят, когда их перед сном успокаивают таким образом. Закончив вечерний разговор и выключив свет, ласково проведите рукой по лицу малыша- по бровям, вокруг щек, над верхней губой, по подбородку и по лбу, - тихонько приговаривая: "Спи спокойно до утра".

Когда вы желаете детям "спокойной ночи", им становится так тепло и приятно, что часто они не хотят вас отпускать. Мы хорошо знаем, как всякий раз, когда родители собираются выйти из комнаты, ребенок умоляюще повторяет: "Ну еще чуть-чуть…" Вместо того чтобы резко выйти, дайте ему понять, что действительно пора прощаться. Достаточно будет сказать: "Поговорим еще чуть-чуть, и я уйду", или можно спеть прощальную песенку, или произнести несколько слов вместе, или погладить его по спинке. Сказав, что наступило время прощания, обязательно держите свое слово. Пусть ребенок знает, что вы очень серьезно относитесь к этой процедуре и не намерены поддаваться на его уловки. Если вы держитесь твердо, ребенок скоро привыкнет к этому, и вечернее прощание станет для вас обоих приятным моментом, а не постоянной борьбой за ваше право уйти.

Детей легче уложить в постель, если они знают, что у них уже не получится снова начать "бродить по дому". Поэтому, когда укладываете ребенка спать, включите ночной свет и объясните ему, что, пока горит ночник, он должен лежать в постели - спать, размышлять или, если вы позволите, слушать музыку.

Если маленький ребенок сопротивляется укладыванию в кровать

Передвиньте послеобеденный сон на более ранние часы, чтобы ребенок действительно притомился к вечеру. Если он будет отдыхать днем слишком поздно или слишком много, то не сможет рано заснуть вечером.

Дайте ребенку устать. Если вашему малышу немногим больше года и он не видел вас весь день или у него обострился страх одиночества, он может не захотеть разлучиться с вами на ночь и заснуть в положенное время. Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще полон энергии или что он точно не пойдет спать один, а вы сами пока тоже не хотите спать, просто сделайте необходимые приготовления ко сну и займитесь своими взрослыми делами. Спустя какое-то время вы увидите, что ребенок свернулся калачиком посреди гостиной и сладко спит. Позвольте ребенку заснуть там, где он пожелает, затем перенесите в кроватку. Главное, не превращать такой способ засыпания в систему.

Что же делать при хронической проблеме «не уложишь, не поднимешь»

Постепенно, эта проблема может стать хронической. А вставать надо, так как нужно идти в детсад и т.д. Если вы утром вынуждены будить ребенка – значит, времени для сна ему недостаточно и необходимо укладывать его раньше, через его «не хочу спать». В этом случае необходимо установить строго определенное конкретное время для укладывания в постель – для дошкольника и младшего школьника это не позже чем 21.30.

Но в обеих указанных выше ситуациях взрослые имеют право на личную жизнь, свободную от воспитания и присутствия ребенка. Взрослые не обязаны бодрствовать, дожидаясь того, пока ребенок не изволит отправиться в свою кровать. Родители также не обязаны отказываться от любимых вечерних удовольствий, отправляясь спать раньше времени только для того, что бы вовремя усыпить ребенка.

К сожалению, часто нежелание ложиться спать вовремя – это не каприз, а признак того, что ребенок «сова». Хорошо известно деление людей на «жаворонков», которые рано ложатся и рано встают и «сов», которые поздно ложатся и поздно встают. Поэтому, в реальной жизни иногда приходится искать компромисс между необходимостью режима для ребенка и свободой для выбора вечернего времяпровождения для взрослых. Если ребенок вечером не мешает вашей личной жизни, утром может вставать, когда захочет – можно пустить все на самотек. Пусть ребенок ложится спать, когда захочет сам. Возможно, он будет укладываться в постель одновременно с Вами, подражая папе и маме. Тема «пора спать» в этом случае не должна подниматься. Если же Вы будете при этом все таки пытаться уложить его по-раньше, напоминая о необходимости лечь по-раньше, часто смотреть на часы, повторять распоряжение «отправляйся в постель» без решительных действий по его укладыванию - тем больше он будет сопротивляться, тянуть и канючить, и, в результате, заснет еще позднее.

Но если Вы все-таки решили укладывать ребенка спать в одно и тоже положенное для детей время – свою политику Вы должны осуществлять решительно, без повторов и напоминаний. Не может быть тогда компромисса в виде того, чтобы оставлять ребенка вместе с родителями перед телевизором после наступления положенного времени для засыпания. Нельзя этого делать, тем более, в качестве поощрения за что-либо. В таком случае откладывание времени отправки ко сну станет для ребенка еще более привлекательным.

Систему укладывания в одно и то же время можно подкрепить с помощью часов со стрелками. Расположите на видном месте в комнате ребенка такие часы и обучите его пониманию цифр и времени. Напоминайте ему о том положении стрелок, когда он должен ложиться в кровать: когда маленькая стрелка указывает на 9, а большая – на 12. Если вы вынуждены остваться с ребенком в комнате после укладывания, то приучите его к тому, что каждый вечер вы будете уходить из комнаты при определнном положении стрелок: маленькая на 9, а большая на 2.

Еще одна уловка: после того как уложите ребенка в кровать, поставьте в пределах видимости ребенка песочные часы и сообщите ему, что он должен закрыть глаза к тому моменту, когда песок полностью перетечет в нижнюю половину. Наверняка, после некоторого созерцания струящегося песка глаза сами «слипнутся» и ребенок заснет.

Что делать, если, несмотря на вышеуказанные меры, ребенка раннего или дошкольного возраста невозможно уложить в постель? Необходимо сформировать жесткий режим сна и строго его соблюдать. Для этого существует два основных варианта воспитательных приемов:

1.«Жесткий» английский способ:

1)при отказе ложиться в постель прекратить уговоры ребенка и быстро отправить (при необходимости отнести) его в постель, несмотря на его протесты и сопротивление;

2)если ребенок встает с постели - повторить насильственное укладывание - столько раз, сколько понадобится;

3)если при укладывании вечером вел себя хорошо, то утром, сразу же после пробуждения, необходимо «подкрепить» хорошее поведение вознаграждением. Можно подарить очередную игрушку или показать вкусную еду, которую он любит и сможет съесть в конце завтрака или просто похвалить словами за хорошее поведение и т.д.

2. «Мягкий» американский способ:

1) если невозможно уложить ребенка в постель положенное время – например, в 9 часов вечера, то перенесите обязательное время отхода ко сну на более позднее (например, на 10 часов), когда ребенок сможет более быстро и легко заснуть;

2)если при укладывании на час позже ребенок отказывается лежать в кровати или не засыпает в ней в течение 15 минут, то необходимо забрать ребенка из кровати и не пускать в нее в течение еще одного часа;

3)после уточнения времени, когда ребенок укладывается и засыпает без проблем, - постепенно сдвигайте время укладывания в постель на более раннее. Продолжайте делать это до тех пор, пока вы не увидите, что оно является оптимальным в отношении обеспечения необходимой продолжительности сна. В этом случае ребенок станет самостоятельно вставать утром в необходимое вам время (или быстро вставать после первых ваших попыток разбудить его утром);

4)в зависимости от того, когда ребенок просыпается самостоятельно утром или его можно без проблем разбудить, установите, сколько часов сна ему надо, и окончательно определите обязательное время пробуждения и обязательное время вставания;

5)дневной сон в неположенное время крайне нежелателен, а во время описываемой тренировки правильного засыпания должен быть категорически запрещен. Нельзя укладывать ребенка, особенно в 16-17 часов, даже если его качает из стороны в сторону - необходимо тормошить его и не давать заснуть (вечером разрешается его уложить несколько раньше уже для сна до утра). В положенное (строго определенное) время дневной сон обязателен для детей до 4 лет. В более старшем возрасте дневной сон не обязателен. В совокупности с вышеописанными мерами отказ от положенного дневного сна может улучшить своевременный отход ко сну и усилить крепость ночного сна.

Американский вариант используется также для улучшения качества сна при ночных снохождениях, ранних пробуждениях и других нарушениях сна у детей любого возраста.

И самое главное: никакой метод не будет работать, если родители не будут едины в их реализации. Согласуйте свои мнения и позиции не только поповоду воспитания сна, но и по поводу воспитания вообще.

Проблемы с беспокойным сном и частыми пробуждениями ночью.

Если вашему ребенку всего 2-3 года, то почитайте аналогичный раздел в главе «Как наладить сон у ребенка первого года жизни».

Сон должен протекать в спокойной обстановке в тихой комнате без резкого света (особенно у детей с беспокойным сном и ночными приступами).

Если ребенок часто просыпается ночью с чувством жажды, то чаще всего это обусловлено тем, что п ересыхают слизистые оболочки. Чаще всего причиной является сухой, излишне теплый воздух в комнате. При использовании обогревателя такое бывает всегда. Кроме того, причиной сухости кожных покровов может быть пыль с ковров. Поэтому, необходимое условие здорового сна – это чистая прохладная детская комната. Сухость и жажда возникают и тогда, когда нарушено носовое дыхание и ребенок дышит открытым ртом при хронических болезнях носоглотки (типичный пример – аденоиды). Есл и вовремя не изменить физические параметры детской комнаты или не оказать лечебную помощь при болезнях - «ночное питье» закрепляется в виде рефлекса.

Ночные страхи и кошмары могут появляться в возрасте 3-4 лет. С ними можно справиться, утешив ребенка и оставив легкое освещение в комнате. Если же они повторяются часто, надо выяснить, не пугает ли малыша что-нибудь днем. О ночных страхах после пробуждения дети обычно не помнят, так как они происходят в фазе глубокого сна. Зато о кошмарах рассказывают с яркими подробностями, так как они происходят, как и обычные сновидения, в фазе быстрого сна. О фазах сна можно прочесть в начале главы о нарушении сна на первом году жизни. Обсуждение страшного сна поможет успокоиться и ребенку, и родителям.

Если после обычного отхода ко сну здоровый ребенок плачет в кроватке или просыпается среди ночи с плачем не от кошмара, а просто требуя еды или внимания, родители должны постараться успокоить его без внеочередного кормления, не беря на руки (например, стоя в дверях комнаты). Постепенно родители должны все реже и реже заходить ночью в комнату ребенка.

На протяжении ночи не бросайтесь к ребенку при первых всхлипываниях. Если немного потерпеть, то многие дети прекращают плакать и спокойно засыпают. В этой ситуации вмешательство взрослых может только расстроить сон. Я думаю, что вам бы тоже не понравилось, если бы при каждом вашем вздохе или мычании во сне ваш партнер включал бы свет и громко интересовался, что происходит. Если ребенок все же не заснул, то можно к нему подойти и без лишнего шума постараться его успокоить, погладив по голове или животу. Убедитесь, что ему удобно и сухо, но не берите на руки. Детям в возрасте 3-7 лет можно сказать что-нибудь типа: "Мама с тобой рядом. Все хорошо. Спи, мой хороший".

Вместе с тем, ваша тактика в отношении того, подходить или не подходить к беспокойному ребенку на протяжении ночи, должна быть индивидуальной. В качестве примера творческого подхода привожу случаи из рекомендаций американских психологов:

1. Ким и Элен были очень чуткими родителями, но постоянные пробуждения их двухлетнего сына Джереми, ребенка с повышенными запросами, доконали их. Устали и родители, и ребенок. Налицо была необходимость сменить прежний уклад ночной жизни. До этого они придерживались стиля сближения. Они знали ребенка, а он им доверял. Теперь, когда Джереми просыпался, они не бежали к нему в ту же секунду, а давали ему время успокоиться самому. Они не устанавливали никаких твердых правил, сколько ему кричать, и каждую ночь ориентировались в зависимости от ситуации, учитывали характер плача малыша. Если в крике Джереми чувствовалась паника, они считали, что обязаны откликнуться. Каждую следующую ночь они ждали чуть дольше, прежде чем подойти и показать, что все хорошо. При этом они усилили контакт с ним днем. Словом, использовали реакцию ребенка, как барометр, чтобы выяснить, действует ли метод. Если днем Джереми казался расстроенным или начинал чураться их, они откладывали дальнейшее обучение самостоятельности, не позволяя развиться в себе бесчувственности. Через 2 недели Джереми стал спать дольше, как и его родители.

Почему это помогло? Прежде всего, родители и ребенок заложили основы взаимной чуткости и доверия. Во-вторых, родители не ставили себя в строгие рамки, регламентирующие, сколько ребенку кричать. Ребенок стал их партнером в том способе, с помощью которого они приучали его к ночной независимости.

2. БОИТСЯ СПАТЬ ОДИН. "Наш ребенок, которому уже 18 месяцев, просыпается каждые 2 часа. Когда я вхожу в его комнату, он стоит в кроватке и взглядом ищет меня. Когда я стараюсь уложить его обратно, он прижимается ко мне. А до этого он спал так хорошо. Следует ли мне просто дать ему накричаться?"

Нет! Есть лучший выход. В возрасте от 12 до 18 месяцев обычный страх одиночества у ребенка усиливается. Он больше льнет к вам днем и больше тяготится разлукой и одиночеством по ночам. Не бойтесь прислушаться к своему ребенку. Этим вы его не портите и не позволяете ему вертеть собой. В этом возрасте он особо нуждается в вашей заботе, и бездушный, уничтожающий доверие метод "дай накричаться" не подходит.

Ребенок показывает вам, что он не может спать один. Ему не хватает вас. Какой у вас выход? Вы можете продолжать подходить к нему каждый раз, как он просыпается, и заверять его, что все в порядке. Но вы слишком быстро устанете, этот способ приносит много хлопот. Вы можете решить проблему иным образом, составив ему ночью компанию. Кладите матрас или ставьте свою кровать рядом с его и укладывайтесь спать в одно время. Когда он заснет, вы можете уйти. Иногда, чтобы ребенок спал хорошо, достаточно присутствия родителя в момент, когда он засыпает. Можно поступить подругому: передвиньте его кроватку в вашу комнату, попробуйте пристроенную кровать или уложите его спать на матрасе рядом с вашей кроватью.

Когда страх одиночества у ребенка пройдет, постепенно выдворяйте его обратно в детскую комнату, но можно и оставить в вашей, если это помогает. Разгуливание малыша ночью по кровати вполне нормально, и многим родителям приходится проходить через это.

Ребенок должен понимать, что нужно оставаться в постели до самого утра. Нельзя разрешать ему спать вместе с родителями или заходить без разрешения в их спальню . Еще один совет от американских психологов: КАК ПРОДЛИТЬ СОН. "Наш ребенок двух лет встает с восходом солнца и приходит к вам в комнату. Как заставить его спать подольше?": Сквозь щелку в шторах проникает луч солнца и будит вашего малыша. Чтобы выкроить еще час-другой для сна, занавесьте наглухо плотными шторами окна в комнате, где спит ребенок. Для детей постарше установите правило, чтобы они, просыпаясь, не создавали шума. Оставляйте ящик с любимыми игрушками или даже сюрприз у его кровати, чтобы, проснувшись, он оставался в своей комнате и играл сам с собой. Легкая закуска на столе поможет ребенку утолить голод до завтрака.

Диагностика и лечение болезней нервной системы у детей и взрослых

Годовалый малыш может различать отдельные продукты и блюда, запоминать их вкус. В его питании необходимо учитывать все особенности.

Большинство детей после года жизни отказываются от пятиразового питания и переходят на четырехразовое. Но стоит помнить, что детям со сниженным аппетитом, ослабленным, часто болеющим необходимо оставить пятиразовое кормление.

  1. первый раз пищу ребенок должен получить в 8 часов утра и последний – 19 часов вечера, ужинать необходимо за 1,5 – 2 часа до сна;
  2. независимо от числа кормлений, часы приема пищи должны быть постоянными, отклонения от установленного времени кормления не должны превышать 15 - 20 минут;
  3. в промежутках между кормлениями ребенку не следует давать какие-либо блюда или продукты, в том числе и фрукты, соки, молочные продукты, не говоря уже о разных сладостях. Все это приводит к снижению аппетита и в очередной прием пищи малыш может отказаться от более полезных белковых блюд;
  4. в меню малыша должны присутствовать мясо, рыба, овощи и фрукты;
  5. будьте терпеливы при кормлении, дайте малышу почувствовать вкус пищи;
  6. ассортимент блюд должен повторяться не чаще одного раза в 7-10 дней;
  7. основной задачей правильного питания в этом возрасте является постепенное введение пищи, которая требует жевания.
  8. блюда, богатые белком, полезно давать в первой половине дня. Такие продукты требуют для переваривания больше питательных ферментов. Во время вечернего приема пищи можно предложить крохе молочные, крупяные и овощные блюда.
  9. сырые овощи можно давать ребенку после года. Важно помнить, что все овощи следует очищать, в том числе и помидоры.
  10. калорийность суточного рациона ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет в среднем составляет 1540 ккал.
  11. важную роль в питании малыша продолжают занимать молочные продукты. Молоко в натуральном виде лучше всего давать в виде кисломолочных продуктов. Кроме того, он должен получать молоко в составе различных блюд - молочных каш, запеканок и т.д. Общее количество молока и кисломолочных продуктов должно составлять 500-600 мл в сутки.

Однако стоит помнить, при переходе на использование цельного коровьего молока и кисломолочных продуктов возникает риск избыточного потребления белка и жира, возможно появление аллергии и проблем с пищеварением.

Какая детская смесь подойдет малышу?

Состояние кишечной флоры играет большую роль в защите организма крохи. Поэтому очень важно, чтобы его рацион содержал такие компоненты, как пребиотики, которые способствует росту и преобладанию полезной флоры в кишечнике – бифидобактерий и лактобактерий. Для полноценного роста важен качественный животный белок.

Для формирования и укрепления костной ткани ребенка необходим кальций. Но чтобы он эффективно усваивался, организму нужно определенное соотношение кальция, фосфора и витамина D.

Обогащение железом, цинком и йодом помогает профилактике анемии и способствует полноценному интеллектуальному развитию подрастающего крохи. Детское сухое молочко содержит все эти компоненты в правильной пропорции.

Прививаем культуру поведения за столом

Начинать прививать ребенку гигиенические и этические навыки в питании очень важно с самого раннего возраста. Он должен привыкнуть к спокойному поведению во время кормления, аккуратному приему пищи, чистоте за столом. Уже в годовалом возрасте ребенок может понимать, что перед едой надо вымыть руки, не хватать пищу руками, а пользоваться ложкой, вытирать рот салфеткой.

Вы можете, играя с малышом, легко обучить его новым словам, развить навыки распознавания продуктов и запахов. Когда вы кормите кроху пюре из фруктов, положите рядом продукты, из которых оно приготовлено. Повторите несколько раз название каждого из них, медленно проговаривая слово по слогам. Пускай он подержит яблоко или другой фрукт в руках, почувствует его запах. Таким способом вы начинаете развивать слуховую, зрительную и тактильную память.

Будьте внимательны к рациону еды. Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, развитие рахита, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.

Вашему малышу исполнился 1 год. Возникает естественный вопрос: не пора ли приобщить егок общему «взрослому» столу? Можно ли давать ребёнку сосиски, варёную колбасу, творожные сырки, обжаренные котлетки, блинчики, омлет? Это самые распространённые вопросы, которые родители задают врачу-педиатру. Попробуем ответить.

Пища малыша с возрастом все больше приближается к пище взрослых, однако, его еще нельзя сажать за общий семейный стол.

С 1 года до 1,5 лет частота кормлений составляет пять раз в сутки. Пюре, полужидкие блюда постепенно заменяются более плотными. Давать их нужно с ложечки. Пользоваться соской, тщательно измельчать пищу блендером в этом возрасте вредно - может выработаться привычка к приему жидкой пищи.

Главные требования к питанию ребенка после года - разнообразие и сбалансированность по основным элементам питания. Очень полезно комбинировать виды блюд из овощей, плодов, крупяных и мучных изделий с творогом, тертым сыром, молоком, яйцами и мясом. Основу пищевого рациона малыша после года должны составлять продукты с большим содержанием животного белка: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, птица, яйца. Овощи, фрукты, картофель, сахар, хлеб, мясо, молоко ребенок должен получать ежедневно. Сыр, творог, сметану, рыбу, яйца, крупы дают несколько раз в неделю из расчета их недельной нормы.

Суточный объем пищи для детей до полутора лет равен примерно 1200 г, от полутора до двух - 1300 г, на третьем году - около 1500 г, то есть на один прием при пятиразовом кормлении в возрасте до полутора лет - 240-250 г, при четырехразовом кормлении в возрасте от полутора до двух - около 300 г, а на третьем - 350-370 г.

На первом месте в питании ребенка остаются молоко и молочные продукты (300-600 г в сутки с учетом и того количества, которое используется для приготовления различных блюд).

Молоко не должно использоваться для утоления жажды. Излишнее количество молока снижает аппетит, появляются запоры, метеоризм (вздутие животика).

Полезны детям и кисломолочные продукты, особенно кефир , в составе которого легко перевариваемый (ферментированный) белок. Содержащиеся в кефире молочная кислота, углекислый газ, витамины и ферменты благоприятно действуют на аппетит, нервную систему. Ребенок должен ежедневно получать около 200 г кефира.

В питании детей этого возраста обязателен творог , который лучше готовить в домашних условиях. Детям после двух с половиной лет можно давать творог, сырки и творожную массу из магазина. Однако более 70-90 г в день ребенку 1-3 лет его давать не надо.

Неострый и нежирный сыр (по типу немецкого «Ольтерман») детям на втором году жизни используют для бутербродов или посыпают тёртым сыром макаронные изделия. Суточная норма сыра - 3 г. Исходя из недельной нормы (21 г), его включают в меню ребенка два раза в неделю.

Обязательный продукт детского питания - куриные и перепелиныеяйца . Их дают сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, примешивая его к овощному пюре. Все яйцо можно давать ребенку в конце второго года жизни не чаще трех раз в неделю. Сырые яйца детям противопоказаны. Суточная норма - 1/2 яйца. С 1,5 лет в питание детей можно включать паровой омлет из 1 яйца – 2 раза в неделю.

Ежедневно ребенок должен получать мясо . Для детей раннего возраста используют нежирные сорта говядины, телятины, свинины, а также индейку и мясо кролика. Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, так как они перевариваются дольше.

Из мяса (суточная норма до трех лет - 80-100 г) варят бульон, готовят вторые блюда к обеду. Ребенку до двух лет мясные блюда (суфле, фрикадельки, паровые котлеты) делают из фарша. На третьем году можно давать тушеное мясо, нарезанное небольшими кусочками. При тушении оно получается наиболее мягким, сочным, вкусным и, главное, легко переваривается. Очень полезна ребенку печень. Она богата высококачественными и легкоусвояемыми белками, животным крахмалом, веществами, стимулирующими кроветворение и пищеварение, минеральными солями, витаминами. Детям до двух лет лучше давать ее в виде паштета, старшим - тушить. С мясными блюдами хорошо сочетаются неострые густые соусы, подливы.

Колбасные изделия, ветчина любых сортов в меню детей второго года жизни не включаются. На третьем году разрешаются изредка взамен мяса молочные сосиски, сардельки, нежирные сорта вареных колбас («Докторская», «Молочная», «Останкинская», «Прима» и др.), постные сорта вареной ветчины. Однако увлекаться ими не следует. Блюда, приготовленные из мяса в домашних условиях, для детей и полезнее, и вкуснее. Гарниры к мясным блюдам готовятся овощные, так как экстрактивные вещества, содержащиеся в овощах, улучшают пищеварение.

Вместо мяса несколько раз в неделю нужно давать рыбу . Суточная ее норма - 25 г. Для приготовления блюд можно пользоваться недельной нормой (175 г), распределив ее на несколько приемов. Лучше употреблять рыбное филе или рыбу без мелких костей. Лучше использовать морскую белую рыбу: треску, хек, окунь и др. Форель, кету и горбушу детям, склонным к аллергии надо давать с осторожностью.Детям до трех лет рыбу дают в виде фрикаделек, рыбных котлет, отварной или тушеной в собственном соку, политой рыбным бульоном и жиром, а также с морковью и луком. После двух лет можно изредка давать в первой половине дня или перед обедом в качестве закуски вымоченную и обработанную сельдь с гарниром.

Растительное масло ( суточная норма 6 г) желательно использовать в сыром виде, добавляя овощное пюре и салаты. Жиры животного происхождения ребенок получает со сметаной (суточная норма 10 г) и сливочным маслом (суточная норма 17 г), в которых содержится и небольшое количество молочного белка.

Фрукты, ягоды и большинство овощей повышают обмен веществ и помогают избавиться от излишней жидкости. Продукты, богатые крахмалом (крупы, макаронные изделия, мука, отчасти картофель), наоборот несколько замедляют обмен веществ и задерживают жидкость в организме. Поэтому нельзя сводить овощные пюре только к картофельным. Суточная норма картофеля для детей этого возраста 150 г (примерно две картофелины среднего размера), других овощей - 200 г.

Можно готовить или сложные овощные пюре ежедневно, или более простые, но разные по дням недели. В набор овощей включают белокочанную и цветную капусту, морковь, свеклу, репчатый лук. В летнее время добавляют редис, салат, тыкву, кабачки, баклажаны, сладкий перец, помидоры, свежие огурцы, репу, квашеная капуста, соленые огурцы и помидоры неравноценны свежим и могут применяться в зимнее время в ограниченном количестве.

Каши - очень сытное блюдо детского питания, их не стоит давать больше одного раза в день. Крупу для каши разваривают в воде и только после этого добавляют молоко. Масло кладут в уже снятую с огня кашу.

Блюда из макаронных изделий включаются в рацион ребенка 2-3 раза в неделю.

На третьем году жизни детей можно кормить блюдами из муки (блины, блинчики, оладьи), но не чаще 1 раза в неделю, так как это – очень тяжёлая пища для желудка.

В любое время года ребенок обязательно должен есть свежие фрукты . Их суточная норма 150 -200 г.

Обед - наиболее сложное кормление, состоящее из различных блюд. Начинать его лучше с закуски в виде разнообразных овощных салатов, которые хорошо возбуждают аппетит.

Для салатов лучше всего использовать сырую тертую морковь, свежие, очищенные от кожуры огурцы, помидоры, белокочанную капусту, зеленый салат, тыкву и т. д. Для салата сырые или вареные овощи натирают на терке, заправляют растительным маслом или сметаной. В салаты желательно добавлять мелко нарезанную зелень. Майонез не разрешается использовать для детского питания.

Все блюда приготавливают без обычных для взрослых приправ (лавровый лист, перец, жареный лук, томатный соус, другие специи).

Второе блюдо готовят обычно из мяса или рыбы с овощным гарниром, реже - из творога и яиц.

Обед завершается десертом из фруктового или ягодного сока, протертых фруктов или ягод, компота, иногда - киселя с натуральным фруктовым или ягодным соком. В летнее-осенний период детям после двух лет можно предложить кусочек арбуза или дыни.

Хлеба дается 100-150 г в день. В основном это белый хлеб (60 г), лишь в обед можно съесть кусочек черного (30 г). Нужно избегать сдобных хлебобулочных изделий, пирогов, изделий из песочного теста.

Суточная норма кондитерских изделий - 10 г. Это может быть детское печенье, которое лучше дать с соком или кефиром.

Во избежание перекусов, и, как следствия, низкого аппетита, не советую держать в открытом доступе различное печенье, пряники, а тем более, конфеты.