Занятия рисование для детей 3 года. карандашом и кисточкой. «Кто живёт в лесу»

Как известно, тесная взаимосвязь матери и ребенка сохраняется и после рождения младенца. Одним из проявлений «сознательного материнства» можно считать длительность грудного вскармливания. Чем оно продолжительнее, тем теснее контакт матери и ребенка. Как показывает наш опыт работы с родителями, желание заниматься с детьми в раннем возрасте чаще проявляют те матери, которые вскармливают своих детей до 6 месяцев и более. Если прекращение грудного вскармливания было связано с причинами, не зависящими от матери (например, болезнь ее или ребенка), матери нередко испытывают чувство вины перед ребенком. Совместное творчество помогает в дальнейшем снять это чувство вины. Творческий контакт, который может быть установлен, как показывает практика, очень рано (в 4—6 месяцев), может способствовать созданию положительного эмоционального фона в случае необходимости преждевременного прекращения грудного вскармливания, а также при его естественном прекращении в возрасте ребенка старше 1—1,5 лет.

На практике мы убедились, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Позже — можно, раньше — не имеет смысла.

К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе со взрослым. В этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия жизни отношение к близким и посторонним взрослым качественно различается. После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда как ее присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность ребенка.

Первый год считается доречевым периодом развития ребенка, но в этот период создаются условия и предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого (пассивная речь); развитие предречевых вокализаций (отработка будущей речевой артикуляции). Во втором полугодии происходит дифференциация речевых звуков: в них выделяются тембр и тон. Начинается интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.

Основой для организации совместного творчества является отношение ребенка к взрослому. Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Взрослый (инструктор) выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8—10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен. Методисту необходимо понять ребенка, постараться не вызвать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Целью таких занятий является сохранение контакта матери и ребенка посредством творческой деятельности.

Задачи:

1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Психоэмоциональное развитие.
5. Профилактика девиантных (отклоняющихся) форм поведения в последующие возрастные периоды.

Материалы и оборудование:

— восковые мелки;
— фломастеры (толстые, на водной основе);
— масляная пастель;
— гуашь (отечественного производства, сертифицированная, нетоксичная; акварельные краски на меду не годятся, так как могут вызвать аллергию у ребенка);
— кисти № 10; 22; 24;
— бумага белая, обои, плакаты;
— бумага цветная;
— бумага для рисования (желательно ватман);
— цветной картон;
— обычный тонкий картон;
— ножницы с тупыми концами;
— подстилка (клеенка);
— фартук;
— тряпка;
— крышки из-под баночек с детским питанием (палитра);
— точилка.

Все это нужно положить в коробку и хранить в недоступном для ребенка месте.

1 . Перед началом работы с малышом готовят лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.

2 . Продолжительность занятий — 5—20 минут и более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. Предлагать позаниматься можно только после двух лет, когда малыш уже понимает, что означают слова «давай полепим» или «давай порисуем». (В 2—3 года вопрос «чем ты хочешь позаниматься?» может поставить ребенка в тупик. Он хочет заниматься всем. Да, именно всем, что ему предложат. Если вы с малышом начали лепить, а дело не идет, следует закончить лепку. Захотели вы слепить снеговика, скатали один шарик, а малыш не хочет. Не заставляйте, улыбнитесь: «Посмотри, мячик белый получился!» Предложите ребенку: «Давай нарисуем много мячиков!» И малыш с охотой возьмется рисовать.)

3 . Занятия индивидуальные. Групповые занятия с 2—3 парами «мать — ребенок» возможны только после того, как ребенок привыкнет к методисту и овладеет техникой работы с красками.

4 . Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.

5 . Работа с красками проводится за письменным столом. Недопустимо использовать для работы с красками обеденный стол, так как ребенок с первого должен понимать, что краски есть нельзя.

6 . Водой не пользуемся, поскольку ребенок может разлить ее или выпить.

7 . Перед началом занятия ребенку надевают фартук, предназначенный для занятий рисованием, и объясняют его предназначение.

8 . Мать держит ребенка на руках, методист находится рядом с матерью.

9 . Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.

10 . На первом занятии ребенку показывают 1—2 краски (желтая, оранжевая или зеленая), объясняют, что это краски и их не едят.

11 . Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками.

12 . Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша «оставить след на ней».

13 . После окончания занятия надо похвалить малыша.

14 . Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.

15 . После 3—4 занятий ребенка можно посадить за отдельный столик, при этом мама и методист находятся рядом с ребенком.

16 . В первые месяцы занятия проводятся не чаще одного раза в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть велика.

17 . После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Дети любят работу с красками и просят родителей давать краски. Главное при этом, чтобы ребенок освоил основную последовательность действий: подготовка к рисованию (надевание спецодежды), работа с краской, мытье рук.

Техника рисования

До года при рисовании используются пальцы и ладонь. Ребенок может работать как правой, так и левой рукой. После года ребенку можно дать кисть № 22—24 и через несколько занятий предложить работать за мольбертом. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с кисточкой, погладить ею руку ребенка, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой кисточкой, а затем мокрой.

Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить краску. Красная краска может испугать ребенка. Лучше предложить оранжевую или желтую. Согласно нашим наблюдениям, все дети в первые дни при работе с кистью брали ее за конец, а не у рабочей части (то есть так, как они обычно берут ложку). Через несколько занятий дети, как правило, уже правильно держат кисть.

Вначале мы предлагаем детям лист формата А4 (независимо от возраста), а затем — формата А3. Детям старше года предлагаем для каждой краски отдельную кисть. В работе используем основные цвета и белый цвет. Ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге или на цветном картоне.

Оценка детских работ

Суммарная оценка «рисунков» детей проводилась по 4 показателям (при трехбалльной системе):

— отношение матери к творческой работе ребенка,
— отношение ребенка к данному виду деятельности,
— процент заполнения листа,
— количество используемых красок.

Несомненно, что на первый рисунок ребенка оказывает влияние методист, степень его подготовки. Это отчетливо видно при сравнении суммарных показателей рисунков детей на начальном этапе и при уже отлаженной методике, когда ведущую роль приобрел словесный контакт методиста с ребенком. Первые рисунки четырех детей, начавших рисовать в возрасте 5—6 месяцев, не превышали 8—9 баллов, что было связано прежде всего с несовершенством самой методики (ребенку предлагалась только одна краска; делались попытки научить ребенка оставлять след на бумаге). За прошедшие 2 года с момента начала работы с детьми мы научились прежде всего речевому общению с ребенком (с 6—7 месяцев). При этом большое влияние оказывает контакт методиста с ребенком «глаза в глаза».

Следует отметить, что младенцы до года «рисуют» очень активно, однако 5 из 30 детей включились в процесс «рисования» не с первого, а со второго-третьего занятия. Мы наблюдали шестерых детей, у которых заполнение листа, как правило, не превышало 25—30%, и 11 детей, у которых процент заполнения листа был постоянно выше 75%.

В целом работа детей красками в младенческом возрасте определяется отношением матери к самому процессу «творчества» ребенка, индивидуальными особенностями ребенка, степенью подготовленности методистов, а также творческой обстановкой и умением методиста вступить в контакт с ребенком и матерью.

Внешние факторы оказывают на активность младенцев меньшее влияние по сравнению с детьми старше года. Но у детей до года очень выражен симптом «отмены», когда активные дети (7 из 20), пропустившие 1—2 месяца занятий, при их возобновлении относились к процессу рисования как к новому, неизвестному виду деятельности. Возможно, это связано не только и не столько с перерывом в занятиях, сколько с повзрослением самого ребенка и переходом творческого процесса на новую ступень осознанной деятельности. Ребенка старше года начинает интересовать не только сам процесс работы с красками, но и его результат. Ребенок полутора лет из 2—3 предъявленных ему только что нарисованных рисунков выделяет свой. Процесс рисования вызывает положительные эмоции у ребенка. Среди детей, начавших рисовать после 1—1,5 лет, только у 5 детей это занятие не вызвало интереса.

На процент заполнения листа и количество использованных красок у детей старше 1—1,5 лет оказывают влияние и внешние факторы. Мы отмечали нежелание детей рисовать в новой обстановке (на мольберте); периодический отказ от рисования при недосыпании, прорезывании зубов; снижение активности детей в присутствии посторонних людей и при проведении видеосъемок. Играют роль самочувствие, настроение мамы. При недостаточной активности мамы, ее усталости, вялости, плохом настроении дети отказываются от рисования или рисуют мало. Выбор цвета также зависит от внутреннего состояния ребенка: при плаче ребенок отдает предпочтение красному цвету, при высокой температуре — черному, после нормализации температуры ребенок использует, как правило, желтый и зеленый цвета. Процент заполнения листа зависит от активности матери, ее способности выработать у ребенка интерес к совместному творчеству. При этом у ребенка вырабатывается своеобразный комплекс «оживления», когда он начинает активно работать красками.

За одно занятие ребенок в возрасте 1,5—2,5 лет в период «творческого подъема» может сделать 2—3 рисунка, тогда как младенцы редко рисуют больше чем на одном листе. Мы наблюдали девочку 9,5 месяцев, которая постоянно работала на листе формата А3. Среди 30 младенцев мы выделили 10 детей, постоянно активно рисующих.

В целом младенческие работы (детей до года) отличаются от рисунков более старших детей прежде всего отношением к самому процессу творчества — у них это скорее знакомство с красками как материалом для исследования.

Результат работы с красками зависит от «художественного стажа» ребенка, самочувствия, внешних условий, а возраст влияет на качество изображения. С полутора лет, после овладения техникой рисования (пальцами, кистью, рукой), ребенок пытается создать свою технику рисования (рисование карандашом по краске, размазывание красок с помощью крышек, раскатывание краски по бумаге карандашом). После года, иногда раньше, ребенок начинает «рисовать» кистью (№ 22, 24). С полутора лет ребенок пытается называть то, что он изобразил.

Следует отметить, что процент заполнения листа, как правило, не зависит от продолжительности работы. Чем старше ребенок, тем быстрее он может заполнить лист. Продолжительность работы может исчисляться секундами (15—30) и доходить до 3—40 минут.

В качестве примера можно привести результаты анализа работ Алексея Б. (2,5 года). Мальчик занимается рисованием вместе с мамой и бабушкой с 5,5 месяцев. Первый рисунок был выполнен зеленой краской пальчиками и занимал не более 50% листа. Суммарный балл первого рисунка — 8 баллов из 12 возможных (в основном за счет количества использованных красок и процента заполнения листа). За 2 года ребенок нарисовал более 200 работ. Проведен анализ 125 рисунков (от 5,5 месяцев до 2,5 лет). Ребенок рисовал на индивидуальных занятиях, дома, а с двух лет активно рисовал и при проведении групповых занятий с детьми. Со слов родителей, ребенок любит рисовать дома, особенно при плохом настроении и во время болезни. При высокой температуре, при прорезывании зубов использует, как правило, черный цвет, а при снижении температуры — желтый и зеленый; при возбуждении использует красный цвет. Самый любимый цвет ребенка — зеленый.

Выводы

Уже в младенчестве мальчик активно «рисовал», смешивал краски, процент заполнения листа составлял, как правило, 50% и выше, суммарный балл был постоянен: 10 из 12 баллов. Очень редко ребенок отказывается рисовать, и отказ отмечается, как правило, во время съемок. Мальчику нравится результат деятельности. В полтора года он из нескольких рисунков (трех) находил свой и при этом хлопал себя по груди.

Выводы

1. Активность ребенка в процессе «рисования» зависит от активности матери.

2. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные — как у ребенка, так и у матери.

3. Чем раньше начата работа с красками, тем более совершенна она к 2,5 годам.

4. С возрастом меняется техника «рисования».

5. После овладения основными методами «рисования» ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста). У детей, прошедших этап младенческого рисования, как правило, не бывает боязни испачкать руки.

6. Процент заполнения листа в младенчестве не зависит от продолжительности работы.

7. Существуют любимые цвета, индивидуальные для ребенка.

8. К полутора годам дети, как правило, называют, что хотели изобразить.

9. После года (иногда до года) при рисовании дети охотно используют кисть.

Занятие 1

Цель: знакомство с основными цветами.

1. Игра «Юный художник». Малышам даются карточки с различными предметами. Их задача — определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (цветы — желтые, белые, синие, красные; елка — зеленая и т.д.).

2. Рисунок карандашом на бумаге (малышу предлагают нарисовать, что он хочет).

3. Домашнее задание: рисование цветными карандашами.

Занятие 2

— продолжение знакомства с основными цветами (желтый, красный, синий), а также с зеленым, черным, белым;
— научить ребенка пользоваться красками (гуашь) и кисточками.

Задание:

Раскрасить лист бумаги (1/2 обычного формата) в любой цвет по желанию ребенка. (Гуашь, кисть № 10.)

Занятие 3

Цель: научить ребенка смешивать цвета.

Задания:

1. Взять немного краски (например, желтой) и добавить немного синей, смешать.

2. Ребенок должен определить, какой цвет получился.

3. Предложить малышу поэкспериментировать.

Работа проводится на бумаге обычного формата, краски — гуашь, кисть № 10.

Занятие 4

Цель: смешивание основных цветов с белилами, получение различных оттенков.

Задания:

1. Раскрасить веер.

2. Раскрасить веер переходными тонами (например, от красного, добавляя белила, до белого).

Занятия 5, 6, 7

«Кисточка гуляет по бумаге»

Цель: научить ребенка пользоваться кистью, подбирать фон.

Задания:

Занятие 5 — картинка «Падающий снег».

Занятие 6 — «Цветы на лугу».

Занятие 7 — «Следы невиданных зверей».

Пособия: цветной картон.

Занятие 8

(Заключительное занятие из цикла «Основные цвета»)

Задание:

Нарисовать радугу (с помощью мамы).

Работа на бумаге или картоне белого цвета, краски — гуашь, кисть № 6.

Занятия 9—10

Цель: сравнение предметов по величине (большой — маленький, высокий — низкий, короткий — длинный).

Пособия: стройматериалы, куклы, игрушки различных размеров, ленты различной длины, цветные карандаши.

Задания:

1. Построить дом из стройматериала для большой и маленькой кукол. Определить, какой дом высокий, а какой низкий.

2. Игры: «Мишка большой, зайка маленький» (зайцев и мишек изображают дети); «Скатай ленту» (длинную и короткую).

3. Нарисовать карандашами прямые линии, различные по длине.

Занятие 11

Цель: рисование красками прямых линий, различных по цвету и длине.

Пособия: пакетик, изготовленный из бумаги, краски — гуашь, кисть № 6.

Задание:

Раскрасить пакетик для подарка куклам.

Занятие 12

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличие в размерах, цветах.

Занятие 13

Цель: рисование красками снежинок, звезд на небе.

Пособия: цветной синий или голубой картон, черная тонированная бумага, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Нарисовать снежинки на голубом небе, звезды — на черном.

Во время проведения этих занятий необходимо обращать внимание детей на различные по форме и размерам снежинки, звезды.

После завершения работы дети сравнивают рисунки, определяют, у кого получились самые большие звезды и снежинки, а у кого — самые маленькие.

Занятие 14

Цель: знакомство с понятием формы.

Пособия: предметы различной формы (пакеты из-под молока прямоугольной формы; кубики, пластмассовые шары, брусочки, пирамидки различных цветов и размеров), бумага или картон, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Игра с предметами, формочками различных размеров, цветов, формы. Составление пирамидок.

2. Дорисовать свои рисунки (занятие 13) или нарисовать новые: зимний пейзаж — сугробы, падающий снег.

Занятия 15—16

Цель: рисование предметов круглой формы.

Задания:

Рисование красками картин: «Одуванчик», «Танцующие цветы», «Спящие цветы».

Во время проведения занятий обратить внимание ребенка на цвет, размер, форму изображаемых им предметов, соотношение цвета рисунка и фона.

Занятие 17

— сравнение предметов округлой формы по цвету, величине;
— научить ребенка работать с трафаретами геометрических фигур.

Пособия: бумага писчая, трафареты кругов различных размеров, цветные карандаши, фломастеры.

Занятие 18

Цель: научить ребенка рисовать красками точки.

Пособия: пакетик из бумаги, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Украсить пакетик точками — маленькими кружочками разного цвета.

Занятие 19

Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.

Пособия для занятий 19—21: геометрическое лото, цветная бумага, клеящий карандаш, картон.

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличия в размерах и цветах.

Занятия 20, 21 (продолжение занятия 19)

Задания:

1. Какие предметы бывают в форме треугольника, круга, квадрата, четырехугольника?

2. Аппликации с использованием различных геометрических фигур — составление из частей целого.

Занятие 22

Цель: знакомство с понятиями «вершина», «угол», «сторона».

Пособия: аппликация с геометрическими фигурами (с выделением сторон, вершин, углов), геометрические фигуры различных размеров.

Задание:

На геометрических фигурах уметь определить сторону, вершину, угол.

Занятие 23

Цель: рисование красками различных по форме предметов.

Пособия: бумага для рисования, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Нарисовать яблоки, сливы, помидоры, огурцы и др.

2. Определить, чем отличаются друг от друга данные предметы (по величине, форме, цвету).

Занятие 24

Цель: рисование геометрических фигур по трафаретам.

Задания:

1. Нарисовать геометрические фигуры по трафаретам.

2. Раскрасить их в различные цвета.

Цикл занятий «Пространственное расположение фигур»

Занятие 25

Цель: знакомство с пространственными понятиями «на» и «под», «один» и «много».

Задание:

Нарисовать два дерева: на первом — одно яблоко, под вторым — много яблок. (Контур дерева рисует мама, ребенок раскрашивает.)

Занятие 26

Цель: знакомство с понятиями «в», «рядом», «внутри», «снаружи».

Пособия: коробки, игрушки, матрешки.

Задания:

1. Положить игрушки в коробку, рядом с коробкой.

2. Положить маленьких матрешек внутрь большой, поставить рядом с большой.

Занятие 27

Цель: знакомство с понятиями «справа», «слева», «между», «вверху», «внизу».

Задание:

Выполнить аппликацию (домик, машинка, солнышко на небе, цветы на лужайке).
Аппликация выполняется с помощью мамы (заготовки делаются дома). Ребенок наклеивает заготовки на лист картона.
Во время работы следует обращать внимание ребенка на изучаемые понятия (дерево расположено справа от дома, машина стоит между домом и деревом, цветы посажены слева от домика, вверху на небе — солнышко, внизу на лужайке — цветы).

Занятия 28, 29, 30 (Завершающие занятия по двум циклам)

Задание:

Выполнение различных аппликаций с использованием геометрических фигур (коврик, мордочка; разноцветные квадраты).

Практически не возможно, представить себе ребенка, который бы, не любил рисовать или раскрашивать картинки. Неудивительно, ведь рисование творческое занятие, а в виде игры-занятия, имеет важное значение, для развития ребёнка. Игры онлайн раскраски , детям помогают больше получить информации об окружающем мире, знакомят малышей со всеми разнообразными красками, оттенками, закрепляют новые знания о форме разных предметов и их размерах. Работа над раскрашиванием развивает мелкую моторику и приучает ребенка к усидчивости и аккуратности. Помимо, разнообразных онлайн раскрасок, в данном разделе, вы найдете и другие разнообразные творческие игры для детей , например, бесплатные рисовалки, а так же пазлы . В таких играх ребёнок может полностью проявлять свою фантазию и создать собственный рисунок с помощью простых и понятных инструментов. Наши бесплатные игры раскраски и разукрашки , несомненно, доставят вашему малышу море удовольствия и позитива. Ведь картинки, в них, подобраны специально для детей с учетом возраста: это будут сказочные персонажи, зверята и любимые привычные игрушки. Совместное раскрашивание картинок поможет вам весело и с пользой провести время!

Раскраски для детей Онлайн

Контурные картинки, которые так и просят, чтобы им дали жизнь в цвете, или «Онлайн Раскраски», в простонародье, когда — то прочно вошли в наше детство и войдут в жизнь наших детей. Сколько приятных часов было проведено в детстве, за раскрашиванием «Ну Погоди», героев Кота Леопольда и им подобных мотивов Союз-Мультфильма. В нынешнее время современная мультипликация не дает остыть редакциям Раскрасок. Каждый мультфильм имеет огромное количество юных поклонников, которые с при великой радости воплотят свои фантазии на бумаге и хоть немного, да побудут мультипликаторами. Раскраска - это то, что увлечет ребенка, порой и не на один час. И вы спокойно сможете сделать что - то по быту, не отвлекаясь на ваше чадо, в силу того, что онона воплощает свои детские мечты в реальность. С возрастом ребенку может стать скучно просто раскрашивать контур. И тут появляются более сложные задачи: понятие содержания рисунка станет возможным только после его полного раскрашивания, либо использование различных средств нанесения цвета, от мелков с карандашами и фломастерами до пластилина. Мальчики любят машинки, девочки любят кукол - устоявшееся понимание вещей. В раскрасках кругозор детей будет увеличен, в зависимости от их увлечений. Мальчики узнают, как выглядит Lamborghini, Maybach, либо ТагАз, наконец), а девочки будут развивать свои дизайнерские качества юных модельеров. Полисемичность раскрасок заключается в том, что они могут развивать не только моторику рук, воображение, расширять кругозор, а также и математические наклонности вашего ребенка. Благодаря тому, что современные технологии и интернет очень плотно вошли в нашу жизнь. Бесплатные онлайн Раскраски для детей приобрели новое дыхание. Теперь дети 3-4-5-6-7 лет могут интерактивно создавать целые истории, раскраска превращается в увлекательную игру. Юному школьнику очень скучно познавать азы математики и арифметики, глядя на цифры школьного учебника. Куда интересней пытаться раскрасить животных из зоопарка, на которых написаны простейшие примеры, а правильный ответ только на соответствующем цвете. Ну и, пожалуй, что не малоинтересно, руки вашего ребенка не надо будет отмывать от гуаши либо фломастеров) Мультипликационная индустрия наполнена мультфильмами с достаточно большой амплитудой возрастного «потолка», удивительная тяга к раскраскам остается у детей достаточно долго. Кто то, уже в сознательно возрасте может отложить это увлечение, а кто - то продолжит этот волшебный путь художника еще на долгие - долгие годы. И кто знает, может именно ваш ребенок, благодаря своей первой раскраске - это будущий Войцех Бабски, Николас Сафронов или Коко Шанель, чье имя станет появляться на первых полосах больших тематических журналов и будет произноситься с уважением и признанием.

Рисование - увлекательное творчество для детей. Начинать «живописные работы» можно даже с годовалыми малышами, а дети 3-4 лет активно улучшают полученные навыки.

Польза рисования

Занятия рисованием приносят малышам колоссальную пользу:

  • совершенствуют мелкую моторику рук, учат правильно управлять своим телом – ведь в процессе рисования участвуют не только верхние конечности, но и мышцы спины, груди;
  • помогают выразить свои эмоции, во время занятий можно научиться передавать на бумаге свое настроение, а также получить море удовольствия от результатов собственного труда;
  • развивают способность анализировать, сравнивать и делать выводы – бурная мозговая деятельность происходит, даже если ребенок просто водит карандашом по бумаге;
  • улучшают память, обогащают речь – ребенок узнает названия новых предметов и явлений, ;
  • формируют полезные качества характера: усидчивость, уверенность в своих силах, целеустремленность, внимательность.

Занятия по рисованию с детьми 3-4 лет лучше проводить с использованием карандашей или красок. Фломастеры и шариковую ручку использовать нежелательно, ведь оставленные ими на теле и одежде следы стереть намного сложнее. Применяя самые разные техники и вспомогательные средства, можно комбинировать это увлекательное занятие с другими видами творчества.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Как организовать процесс?

Перед началом работы следует смириться с единственным неприятным последствием занятий: скорее всего, будут испачканы не только руки, но и одежда, стол, стулья и другие предметы. Нанести минимальный урон окружающей обстановке можно, если проводить занятия в ванной комнате или во дворе частного дома. Если ребенок будет рисовать красками, то можно на пол положить коврик, стол накрыть одноразовой полиэтиленовой скатертью. Лучше надеть на юного художника одежду, которую не так жалко испачкать. Обязательно следует запастись влажными салфетками, подготовить различные картинки и трафареты.

Простые приемы

Конечно, малыш не сможет сразу изобразить сложную картинку, сначала нужно научить ребенка рисовать.

  • Чудо-раскраски.

С помощью книжек с трафаретами животных, людей и других изображений ребенок научится менять цвет рисунка, не нарушая границы контура. Карандаши помогут заштриховывать, а краски - закрашивать разные области, используя всю цветовую палитру.

  • Изображение геометрических фигур.

Прямые и прерывистые линии, различные волны, спирали, полукруги помогут ребенку изобразить поверхность земли, солнечные лучи или тучки. Одна из самых любимых детских форм - точки. Они обязательно пригодятся, чтобы нарисовать дождик, падающий снег или веснушки у рыжеволосой девочки.

С помощью треугольника можно получить крылья у бабочки, овал - подходящее туловище для ежика и человека или пасхальное яйцо, а кружок - колесо велосипеда, лицо ребенка, ягодка черешни.

  • Оригинальные помощники

Маленькому ребенку сложно сделать идеальную картинку, но можно значительно улучшить ее качество, если воспользоваться различными дополнительными предметами. Достаточно макнуть в краски не кисточку, а ватную палочку, чтобы затем создать на бумаге красивую гроздь винограда.

Хорошая идея-перед тем как закрасить лист акварельной краской, нарисовать на нем звездочки восковыми мелками (их может изобразить мама или другой взрослый). Малыш синим цветом затушует картинку, на которой проявятся изображения. Получится удивительное ночное звездное небо.

Рисунки можно выполнять не кисточкой, а различными трафаретами. Если взять половину картофелины и нанести на нее краску, а потом приложить к альбомному листу, то получится замечательный мячик, солнце или другой круглый предмет. По такой же технологии с помощью цветной капусты обретем раскидистое дерево, а губка для посуды даст возможность создать море или песок.


Руки тоже можно использовать! Классика жанра - отпечаток маленькой ладони на листе. Кроме этого, достаточно измазать в краске подушечки пальцев, а потом прикоснуться к полотну, чтобы сотворить ромашку или красивые бусы.

Соединить в одной работе аппликацию и рисование также несложно. Сначала приклеивают на альбомный лист основу: собранные и высушенные листья, вырезанные фигурки людей или животных. После этого остается дорисовать картинку. Достаточно изобразить небо, землю и несколько несложных деталей. Такие занятия рисованием придадут малышу уверенности в собственных силах, когда он увидит результат микса аппликации и своего творчества.

  • «Мокрая» техника

На альбомный лист капают краску с большим количеством воды. Можно сделать интересный силуэт дерева или сказочного монстра. Достаточно из трубочки подуть на краску, и она будет растекаться под действием воздуха.

Взрослым не стоит забывать, что во время рисования мы все становимся немного детьми. Важно не только помочь малышу во время процесса, но и получить массу положительных эмоций, стать ближе к своему ребенку. Обязательно нужно творить вместе, рисовать с детьми. А если что-то пойдет не так, например прольется краска или испачкается одежда, то расстраиваться точно не стоит. Ведь главная цель таких занятий - отличное настроение.

Начинать творческое развитие малыша следует с 6 месяцев. В это время кроха еще не способен самостоятельно что-либо придумать, но с удовольствием повторяет движения за мамой, радуется первому успеху. Но особую значимость приобретает рисование для детей 2-3 лет, когда малыши уже понимают, какое действие им следует выполнить, и стараются следовать указаниям взрослого. Вот почему в этом возрасте творческие «уроки» с мамой должны проводиться на регулярной основе.

О пользе занятий

Несомненно, раннее обучение рисованию окажет на малыша исключительно благотворное влияние. Оно делает ребенка более эмоциональным, формирует и развивает чувство прекрасного, стимулирует трудолюбие, настойчивость и воображение. Также такие увлекательные «уроки» способствуют:

  • развитию мышления и памяти;
  • умению преодолевать трудности;
  • общению со взрослым;
  • пониманию поставленной цели;
  • развитию мелкой моторики и сенсомоторной координации, что, в свою очередь, полезно для развития речи.

Ребенок учится правильно держать кисть, что укрепляет его пальцы и ладонь, готовит к постижению навыка письма. Одновременно с занятиями по рисованию дошкольник знакомится с цветами и запоминает их названия. Создаются условия для развития любознательной и творческой личности, которая стремится понимать окружающий мир, создавать нечто новое.

Кроме того, совместное творчество мамы и малыша помогает укрепить их эмоциональную взаимосвязь. Специалисты доказали, что работа с красками помогает избавиться от негативных эмоций как ребенку, так и матери. Вот почему рисованием можно и нужно заниматься.

Правила организации занятия

В своем пособии «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» Дарья Колдина советует ориентироваться на следующие принципы построения занятий.

  • От простого к сложному.
  • Ключевая задача – привить любовь к рисованию, поэтому нельзя строго диктовать малышу, что и как делать. Лучше – помочь, подсказать ему, а не навязывать свою волю.
  • Поддержание интереса малыша посредством различных форм и методов.
  • Постоянное использование новых заданий.
  • Дети любят слушать сказки, с сочувствием относятся к главным героям, что и следует использовать для мотивации. Так, если задание «нарисуй круг» малышу неинтересно, непонятно и будет выполнено, скорее всего, без удовольствия, то формулировка «давай поможем сказочному персонажу, изобразим для него волшебные яблоки» даст конкретную установку. И отзывчивый кроха с большим старанием будет помогать.
  • Сочетать занятия рисованием с чтением ребенку стишков, потешек, небольших сказок, а также с активными и ролевыми играми. Все это поможет создать необходимый настрой.

Занятия лучше проводить один-два раза в неделю не более 10 минут, это позволит научить ребенка рисовать и не утомить его. От родителя требуется проявление терпения, искреннее желание научить ребенка новому, готовность чутко реагировать на изменение состояния крохи. Важно в любом случае поддерживать малыша: хвалить, если что-то у него получается хорошо, подбадривать, если результат пока не радует.

Этапы обучения

Для наилучшего успеха в процессе обучения основным приемам рисования малышей 2-3 лет нужно придерживаться такой последовательности.

  1. Знакомство с красками, кисточками и прочими материалами для творчества.
  2. Подражание. На этом этапе родитель заранее готовит фон и формулирует задание, ребенок же должен повторить его. Это может быть обучение закрашиванию: мама рисует дорогу и движущийся по ней автомобиль, закрашивает коричневым только часть «дороги», давая ребенку установку – очистить путь от снега, чтобы машина смогла проехать. Ребенок учится не выезжать карандашом или кистью за контур, действовать аккуратно.
  3. Большая самостоятельность. Ребенок пробует воплотить на бумаге собственный замысел или же выполнить просьбу взрослого.

Порой малышу бывает трудно совершать необходимые движения, тогда на помощь придет прием «рука в руке»: мама берет руку малыша в свою и управляет ею. Постепенно участие взрослого следует сокращать.

Подготовка материалов

Рисуя с детьми 2-3 лет, мамам предстоит проявить фантазию, использовать самые нестандартные способы и приемы, чтобы малыш не утратил интереса.

Есть множество видов красок, которые помогут превратить каждое занятие в веселье.

  • Пальчиковые краски.
  • Обычная акварель с набором кисточек.
  • Мелки. Ими можно рисовать на асфальте во время прогулки – и весело, и полезно.
  • Восковые карандаши.
  • Фломастеры и маркеры.
  • Штампы-печати, которые погружаются в чернила или краску и оставляют на бумаге фигурный оттиск. Его несложно раскрасить.
  • Обычные губки для мытья посуды. Взрослый предварительно обрезает их до необходимого размера, ребенок будет погружать инструмент в краску и использовать такую необычную «кисть» для закрашивания фона.

При выборе поверхности для будущего рисунка для детей можно также поэкспериментировать.

  • Лист бумаги А4 – самый простой, привычный и потому популярный «холст» для творения юного художника.
  • Грифельная доска, на которой можно рисовать мелками, а затем стирать нарисованное, помогает также скорректировать возможные ошибки.
  • Лист ватмана, расположенный на полу (его с успехом заменит кусок белых обоев), поможет создать большую композицию. Такое «масштабное рисование» очень полезно для развития мышления ребенка.
  • Кусок фанеры.
  • Старая или приобретенная специально для этих целей однотонная футболка.
  • Картон.

Нет пределов для полета фантазии – главное, чтобы сам малыш получал истинное удовольствие от того, что он делает. Очень интересно предложить и коллективное творчество, давая возможность нескольким детям создать масштабное полотно, – это поможет научиться работать в команде.

Как научить азам

Самый простой прием, с которого необходимо начинать обучение, – это рисование тычком. Для этого потребуется крупная кисточка с коротким ворсом, а также густая гуашь. Родитель заранее готовит фон – это может быть зленый луг, на котором малыш будет ставить ярко-желтые тычки – цветы; тучи, из которых будет идти дождь – синие пятна; схематичное изображение домов – на этом фоне ребенок сможет нарисовать разноцветный салют. Можно нарисовать новогоднюю ель, задача ребенка – украсить ее всевозможными шарами.

Далее мама показывает малышу пример, после чего дает ему кисть и краску, подсказывает, помогает словами. Первый тычок лучше сделать вместе, взяв руку ребенка в свою. При помощи пальчиков несложно нарисовать точки – капли дождя.

Далее задача усложняется, ребенку необходимо показать, как рисовать примакиванием. Для этого на кисть набирается краска, после чего на лист бумаги переносятся отпечатки: следы зверей на снегу, листва на деревьях, различные орнаменты. С этим вполне справится ребенок в 2 года.

Рисование штампами – еще более интересное занятие. В качестве штампа используется поролоновая губка, ватная палочка или даже палец ребенка. Также такую забаву можно вырезать из картофеля или моркови, придав необходимую форму. Ребенок погружает штамп в краску, после чего ставит на лист бумаги отпечаток. В такой технике можно нарисовать красивые бусы, звездное небо, снеговика, украсить новогоднее дерево.

Более сложные задания

Когда ребенок постиг азы, можно приступать к обучению рисованию прямых линий и геометрических фигур. Взрослый показывает, как это делается, а малыш повторяет. Чтобы процесс не стал скучным, важно правильно организовать занятие. Для этого на одной стороне листа взрослый рисует животное (или наклеивает картинку), на другой – его любимое лакомство. После этого предлагает малышу «покормить» зверька, проведя линию от животного к корму. Также можно изобразить несколько домиков, в которых живут различные сказочные персонажи, и попросить кроху провести дорожки, по которым герои будут ходить друг к другу в гости.

В 2-3 года дети с удовольствием раскрашивают, поэтому родители могут подготовить специальные картинки, чтобы ребенок сделал их цветными, соблюдая контуры. Наконец, можно смело использовать трафареты, которые малыш будет обводить, а уже потом – раскрашивать. Такие формы работы очень хорошо улучшают мелкую моторику. Большинство детей учатся обводить контуры ближе к 3 годам, но и в 2 можно включать трафареты в творческие занятия. Например, предложить крохе закрасить внутреннее пространство при помощи небольшого валика и краски.

В этом возрасте можно показать малышу, как использовать стирательную резинку, чтобы исправить недочеты в рисунке. Для этого обыгрывается интересный сюжет, например: мы нарисовали дорожку, но наступила зима, выпал снег, и вся тропинка стала белой. Рассказывая историю, взрослый стирает карандашную линию, затем дает ребенку сделать то же самое.

Нестандартное рисование

Любой процесс обучения в младшем дошкольном возрасте должен проходить в игровой манере, поэтому и рисование возможно самое разнообразное.

  • Для улучшение мелкой моторики следует предложить малышу порисовать пальчиком на рассыпанной по столу манке или муке. Положительные эмоции гарантированы!
  • Летом можно рисовать мелками на камнях, улучшая полезный навык даже на прогулке.
  • С удовольствием дети разукрашивают изделия из слоеного теста – это гораздо интереснее, чем работа с привычными книжками-раскрасками.
  • Рисование цветным льдом повеселит и маму, и малыша. Предварительно следует заморозить воду различных цветов, приготовленную с помощью простой акварели, а после – предложить ребенку лист ватмана, на котором он при помощи «красок» сможет изобразить фигурки или линии.

Обучение юного художника подарит радость и ему самому, и родителям, но главное – помнить, что ребенок должен получать удовольствие, развиваться. Поэтому не стоит ругать его за неудачу, а тем более кричать или нервничать. Такое поведение «наставника» только перечеркнет дальнейшее стремление к прекрасному. Гораздо эффективнее помочь малышу, подсказать ему, порадоваться успехам, пусть и незначительным.

Дошкольники обожают рисовать. В возрасте 4-6 лет малыш уже овладел базовыми навыками обращения с карандашом, фломастерами, кисточками и красками. Как научить рисовать ребенка в 4, 5, 6 лет простые, но реалистичные рисунки, какие поэтапные схемы использовать, чем запастись для творческих поисков малыша и как научить его создавать сюжетные картинки?

Мы постараемся ответить на все вопросы.

Польза рисования для детей

О пользе рисования наслышаны многие родители.

Рисование для детей 4, 5, 6 лет помогает:

  • стимулировать мелкую моторику;
  • развивать речь;
  • правильно формулировать мысли, складывать их в предложения;
  • самовыражаться;
  • самоутверждаться;
  • развивать творческий подход;
  • развивать внимательность, усидчивость, трудолюбие.

Кроме прочего, рисование способно:

  • подарить положительные эмоции;
  • укрепить запоминание материала;
  • подать сигнал родителям об имеющихся у ребенка комплексах и проблемах;
  • побороть боязнь начинать работу «с нуля»;
  • заложить основы эстетического восприятия.

Из рисования можно извлечь массу пользы, если проводить занятия правильно. Главное – не переусердствовать и не отбить у ребенка желание вообще что-либо и когда-либо рисовать.

Что купить ребенку для рисования

Залог хороших занятий по рисованию – правильная подготовка процесса. Дети ждать не любят, и если случится творческий порыв, нужно быть готовым на 100%:

  • Бумага. Берите листы формата А3. Дети в 4-6 только развивают свой глазомер и, увлекшись рисованием головы зверя, забывают оставить место для туловища.
  • Простой карандаш. Дети им пользуются для создания базовых контуров. Берите с пометкой НВ, он не крошится и не слишком жирный.
  • Ластик. Это незаменимая вещь для стирания лишних границ и черточек. Можно купить, а можно сделать эксклюзивный, при помощи специального пластилина. За одно вспомните занятия по —лепке из пластилина—, что неплохо для разнообразия деятельности.
  • Цветные карандаши и фломастеры. Чем шире их палитра, тем счастливее ребенок.
  • Точилка. Не экономьте, купите хорошую, профессиональную. Так малыш не будет сердиться, что она не точит, ломает стержень и т. п., а будет с удовольствием рисовать.
  • Восковые мелки. Ими хорошо контуры закрашивать.
  • Краски. Если малышу 4-5 лет – это гуашь. В 6 лет можно дать малышу акварель. Эти краски прозрачные, живые, но требуют определенных навыков.
  • Кисти. Выберите большую (для фона), среднюю (для широких линий) и маленькую (для прорисовки контуров). Диаметр древка подберите такой, как у пишущей ручки – пальцы ребенка начнут готовиться к начертанию букв и цифр.
  • Баночка для воды. Можно использовать обычный стакан или купить специальный.
  • Палитра. Ребенку непременно понадобится смешать цвета.
  • Цветные мелки. Кто знает, вдруг вдохновение посетит ребенка на прогулке?
  • Мыло и полотенце. Каким бы аккуратным не был ребенок, если он работает с красками, в них будут и руки по локоть, и щеки, и нос. Вы уж поверьте.


Когда все куплено, внимательно отнеситесь к творческому уголку ребенка:

  • Освещение. Место для рисования должно хорошо освещаться – проблемы со зрением в столь юном возрасте никому не нужны.
  • Доступность. Все художественные принадлежности ребенок должен доставать, не вставая со стула.
  • Практичность. Позаботьтесь о том, чтоб все поверхности поддавались легкой очистке и чтоб ребенок был в состоянии сам убрать за собой.

Когда все готово, можно приступать к работе!

Как поэтапно научить ребенка рисовать деревья

Дерево – это самый простой рисунок, который можно научить рисовать ребенка даже в 4 года, как основу используя поэтапную схему. С изображением деревьев при помощи прямых линий и геометрических фигур малыш уже знаком. Усложним задачку и добавим дереву реалистичности. Вот как мы нарисуем лиственное дерево:

  1. Начертите бугорок, над ним – круг и соедините два объекта прямыми линиями (это ствол).
  2. Нарисуйте кругу улыбку, которая пройдет через верхние точки прямых линий. Пририсуйте к ней ветки.
  3. Сделайте край кроны неровным, выделите места, в которые входят ветки, прорисуйте ствол и травку на бугорке. Дерево готово!


По такому же принципу – от простых схематических начертаний до нужных контуров – нарисуйте ель и березу, как показано на следующих картинках.



Удобно то, что ствол и ветки можно нарисовать карандашом, а крону ребенок волен создавать по своему желанию. Оттисками пальцев, нажимом кисточки, штрихами карандаша. В любом случае дерево получится живым и настоящим.

Как поэтапно научить ребенка рисовать животных

Для рисования животных с детьми 4-6 лет используйте тот же метод. Нарисуйте каркас при помощи геометрических фигур и придайте ему форму.

Разберем этот момент на примере лучшего друга человека – собаки:

  1. Нарисуйте кружок и неправильный овал – это голова и туловище собаки.
  2. Соедините две округлости плавными линиями – это шея.
  3. Добавьте морду и хвост.
  4. Дорисуйте ушко и лапы.
  5. Закрашиваем ушко, рисуем носик, глазки и язычок, добавляем контур второй пары лап, стираем ненужные границы – собака готова к охране двора!

Двор можно нарисовать вокруг собаки позже. Добавите домик, будку, забор – и сюжетный рисунок готов!

По принципу собаки попробуйте изобразить:

  • котенка;
  • уточку;
  • лошадку;
  • свинку.

Если малыш захочет лошадку на бегу, просто приподнимите при рисовании перед туловища повыше и «согните» передние ноги коня в колене, позвольте гриве и хвосту развеваться на ветру.

Как поэтапно научить ребенка рисовать человека

Одно из первых желаний ребенка – нарисовать маму, папу и себя. Сначала это палочные человечки, но такой вариант малыша в 4 года не устроит, а угловатый человечек перестает казаться хорошим рисунком уже в 5 лет. А еще ребенку хочется, чтоб человек на бумаге что-то делал.

Попробуем нарисовать мальчика, собравшегося играть в шахматы:


Если ребенок всерьез увлекся рисованием людей и то, что вы ему предлагаете, его не устраивает по причине непропорциональности, покажите маленькому художнику следующую схему:



Тут приведены пропорции людей разного возраста, ребенка это может заинтересовать, и он попробует нарисовать настоящего пропорционального человека. Такая информация актуальна для ребят 6 лет.

Осенний пейзаж – поэтапное рисование для детей

Самый простой способ для детей 4-5 лет рисовать красками – создать пейзаж.

Возьмем осенний – он самый красочный:


  1. Не заставляйте малыша 4 лет рисовать. Не хочет – замените рисование . Наскучили? Попробуйте переключить его внимание на . Для него рисование может быть пройденным этапом, и он самореализуется через другие виды деятельности.
  2. Если малыш в 5-6 лет совсем «зарисовался», отвлекайте его от любимого занятия или вносите элементы таких игр в его посиделки за альбомом. Малыш должен развиваться гармонично.
  3. Говорите с ребенком о его рисунках. Простого «ух ты, красота» недостаточно. Спросите, что происходит на рисунке, почему все так, а не иначе – малышу будет приятно ваше внимание.
  4. Не сравнивайте работы малыша с одним образцом. Солнце можно изобразить сотней различных способов. Не прививайте малышу комплекс, что именно так у него не получится, поощряйте индивидуальность его работ.
  5. Храните работы ребенка. И ему приятно, и вам на старости будет, что посмотреть да вспомнить.

Рисование для детей – видео

На этом ролике показано, как рисовать человека. Рассказывают, как рассчитать пропорции человека.

На этом видеоматериале показан подробный урок по рисованию акварелью. Подробно рассказано, как подготовиться к такому мероприятию.

Рисование – полезный вид детской деятельности. Рисуя, ребенок тренирует внимание, память и руку, а рассказывая о нарисованном, упражняется в речи. Для некоторых детей рисование – настоящая отдушина, свой собственный мир, от которого их невозможно оторвать. Не все дети становятся художниками, но все детские рисунки – шедевры для их родителей.

А ваш малыш много рисует? Что ребенок любит рисовать больше всего? Если у вас есть интересные идеи для детских рисунков или опыт, как научить рисовать детей 4-6 лет, поделитесь им с нами в комментариях!