Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков. Современные проблемы науки и образования

Физическое развитие ребенка представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем. Основными показателями физического развития являются длина и масса тела, окружность грудной клетки. Однако, оценивая физическое развитие ребенка, руководствуются не только этими соматическими величинами (греч. soma - тело), а используют также результаты физиометрических измерений (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук, становая сила, кровяное давление и т.д.) и соматоскопические данные (развитие костномышечной системы, жироотложение, половое развитие, различные отклонения в телосложении). Только по совокупности этих показателей можно установить уровень физического развития. Поэтому под физическим развитием понимают комплекс морфофункциональных показателей индивидуума в данное время. Физическое развитие человека обусловлено генетическими и социальными факторами.

В настоящее время на основании обследования большого числа детей и подростков разработаны оценочные таблицы, содержащие антропометрические показатели физического развития здоровых детей и подростков (стандарты, нормативы). Стандарты физического развития имеют региональный, этнический характер и требуют постоянного обновления. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.

Выделяют несколько групп физического развития по соотношению основных трех показателей - длины и массы тела, окружности грудной клетки, где основополагающим является длина тела:

  • пропорциональное развитые - масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела: от М - I о до М + 2 о;
  • хорошее развитие - масса тела и окружность грудной клетки могут превышать должные показатели за счет мускулатуры, но не более чем на 2а;
  • ухудшенное развитие - масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных показателей больше чем на 2а;
  • дети с избыточной массой тела - масса тела и окружность грудной клетки больше чем на 2о превышают должные показатели за счет жироотложения.

Отклонения антропометрических признаков от среднеарифметического значения (М) в пределах 1 о рассматривают как варианты нормы для данного признака. Дети последних двух групп физического развития нуждаются в соответствующем наблюдении и обследовании, в тщательном изучении сведений об условиях их предыдущей жизни. С самого раннего возраста необходим контроль количества жировой ткани в организме. Нерациональное, несбалансированное питание и другие причины могут привести к ожирению. Чрезмерное снижение количества жира в организме приводит к нарушениям в эндокринной системе. В частности, недостаток жира приводит к дисфункции половых желез, расстройству менструального цикла у девочек - подростков и у взрослых женщин, импотенции у мужчин.

Если масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту (т.е. колебания этих признаков не выходят за пределы 1 о), то физическое развитие надо считать гармоничным, если нет - дисгармоничным. Дисгармоничность иногда возникает при ранней спортивной специализации, в результате некоторых видов спортивных тренировок. Такие формы дисгармоничности могут оказывать отрицательное влияние на динамику роста и развития в дальнейшем.

Выделяют также несколько групп физического развития отдельно по длине тела:

  • низкий - от М - 2о и ниже;
  • ниже среднего - от М - 1о до М - 2о;
  • средний - от М - 1о до М + 1 о;
  • выше среднего - от М + 1 о до М + 2о;
  • высокий - от М + 2о и выше.

Уровень физического развития является одним из ведущих признаков здоровья детей и подростков, основным показателем, отображающим совокупность морфологических и физиологических признаков, с которыми связаны показатели физической и половой зрелости, физической силы и гармоничность развитии. Необходимо помнить, что физическое развитие примерно на 70% определяется наследственностью и на 30% факторами внешней среды.

Низкий уровень физического развития может быть следствием несбалансированного, нерационального питания, наличия ряда хронических заболеваний, чрезмерной или недостаточной физической нагрузки. Высокий уровень физического развития, сопряженный с

избыточной массой тела, может сочетаться с ожирением, что свидетельствует о нарушениях в эндокринной системе. Отставание и опережение в темпах физического развития могут быть следствием отклонений в функциях центральной нервной системы.

Каждый учитель и воспитатель, ежедневно сталкиваясь со своими маленькими питомцами, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение оценить степень физического развития ребенка. Это важно не только с гигиенических позиций, но и для правильной организации индивидуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания.

На каждом этапе онтогенеза детский организм готов к восприятию определенного объема требований, предъявляемых жизнью. В силу этого большое значение приобретает изучение не средних параметров, а индивидуально-типологических особенностей физического развития детей и подростков (конституциональных типов). В настоящее время преобладает понятие о конституции как совокупности функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств и определяющих его дееспособность и реактивность (характер реагирования на различные воздействия).

В этой статье:

Чтобы оценить физическое развитие детей и подростков, необходимо понимать, какие показатели являются основополагающими. В каждом возрасте развитие ребенка имеет свои особенности и нормы, знать о которых необходимо для своевременного выявления отклонений. Ниже рассмотрим основные показатели развития как детей в первые годы жизни, так и подростков.

Для изучения физического развития детей и подростков применяются современные антропометрические методы, с помощью которых можно определить показатели развития и выделить основные стандарты на каждом этапе взросления ребенка, с учетом его пола и условий среды проживания. Исследованию подлежат следующие данные:

  • соматометрические (рост, окружности головы и грудной клетки, масса);
  • соматоскопические (особенности развития скелета, мышечной массы, жировой клетчатки, зубов и т.д.)
  • физиометрические (особенности развития внутренних органов, показатели артериального давления, силы кистей рук и пр.)

Учитывая эти показатели, можно определить, на каком уровне находится физическое развитие ребенка или подростка в тот или иной период жизни.

Как протекает развитие в первый год жизни

В первый год ребенок особенно активно набирает в весе и растет. За это время масса его тела увеличивается больше чем в пять раз, поэтому организм вынужден справляться с колоссальными нагрузками, налаживая процессы жизнедеятельности.

В течение первого года педиатры обследуют детей каждый
месяц, оценивая развитие их органов и систем, отслеживая питание, корректируя режим отдыха и сна. В этот период основными ориентирами выступают антропометрические данные наряду с показателями двигательной активности, а также формирование основных навыков и созревание мышления.

Каждый месяц врачи снимают показатели роста и веса ребенка, фиксируя изменения окружностей груди и головы. За год длина тела малыша увеличивается на 20-25 см.

Масса - не менее важный показатель физического развития ребенка. Если после рождения масса колеблется от 2700 до 4000 кг (мальчики обычно весят больше девочек), то уже за первый месяц она увеличивается в среднем на 1-1,5 кг. Чтобы понимать, что ребенок в первые полгода развивается гармонично, нужно уяснить для себя нормальные показатели
прибавки в весе. В первые 6 месяцев норма - это не менее 500г в месяц, тогда как после 6 месяцев ребенок начинает прибавлять в весе не так активно и нормой становятся 200-400 г.

В результате к годовалому возрасту вес ребенка приближается к 9-12,5 кг с допустимыми отклонениями от нормы не более чем на 20%.

Важные показатели физического развития до года - это окружности груди и головы. У новорожденного голова - самая крупная часть тела. За год объемы ее продолжают увеличиваться в первый месяц на 2-3 см, далее - по 1 см в месяц. К трем-четырем месяцам показатели окружностей головы и груди у детей сравниваются, и со временем грудь станет больше головы.

Изменения в развитии малышей после года

В год дети достаточно активны, практически все свободное время от сна и приема пищи посвящают знакомству с окружающим миром. Естественно, что к этому времени изменяются и показатели физического развития малыша. Он уже не настолько интенсивно набирает массу, так как более подвижен, к тому же продолжает расти.

После года малыш каждый месяц прибавляет в весе не более 250 г, причем зависят эти показатели от его активности и аппетита. К двум годам малыш весит от 11 до 14 кг, рост его в среднем находится в пределах от 83 до 92 см.

В этот период происходят некоторые изменения в режиме дня детей, возрастает их физическая активность. Малыши проводят больше времени на прогулках и за играми, меньше спят днем, переходят на общий со взрослыми стол, становятся более подвижными и начинают посещать первые детские секции.

Как развиваются дети в период с двух до трех лет

В период с двух до трех лет главные функции организма уже сформированы, хотя иммунная и нервная система все еще несовершенны. Ребенок достаточно адаптирован к жизни в
окружающем мире, продолжает совершенствовать познавательные и двигательные навыки. Изменяются внешние пропорции тела ребенка - его конечности становятся более длинными, визуально малыш выглядит стройнее и мощнее, налаживается координация движений.

В этот период дети прибавляют около 2-3 кг в год и вырастают на 7-9 см. Детей 2-3 лет в зависимости от комплекции разделяют на три категории: крупные, средние и мелкие.

В этот период нужно обращать внимание на показатели роста и массы. Если вес и рост ребенка будут отставать от нормы более чем на 25%, то причины могут быть связаны с неправильным питанием, отсутствием соответствующих возрасту физических нагрузок, проблемами со здоровьем и так далее.

Физические изменения трех- и четырехлетних детей

В возрасте от трех до четырех лет о планомерности физического развития можно продолжать судить по тому, как изменяются показатели роста и веса детей. В среднем дошкольники в этот период достигают роста 112 см, весят примерно от 15 до 20 кг. Необходимо обратить внимание на особенно низких и худых детей в этом возрасте. Если рост и вес не соответствуют нормам более чем на 20%, есть повод обратиться к детскому врачу для обследования: возможно, у ребенка есть проблемы со здоровьем.

Развитие детей с 4 до 7 лет

Четырехлетние малыши визуально выглядят крупнее и сильнее трехлеток. Они вырастают еще на 5-6 см и достигают метра в росте. Масса тела по сравнению с прошлым годом увеличивается не более чем на несколько килограммов. На протяжении года, до пяти лет,
ребенок вырастет еще на 5-8 см, станет более крепким, порадует родителей отличным аппетитом и крепким сном.

Особенно укрепляются в этом возрасте мышцы ног, поэтому в 4-5 лет самое время придумать для ребенка какое-то занятие, определив его в спортивную секцию.

В 6-7 лет дети продолжают крепнуть и расти, их рост увеличивается в среднем на 5-6 см.

Как развиваются дети в подростковом возрасте

Подростками принято считать мальчиков и девочек в разном возрасте. Так, если у девочек переходный возраст может начаться уже в 9 лет, то мальчики в этом возрасте еще совсем дети и половое созревание у них начнется не ранее 12 лет, а то и позже.

Переходный возраст у детей сопровождается изменениями в организме, связанными с половым созреванием. У юношей этот процесс может затянуться до 19 лет, тогда как у девушек, как правило, завершается к 17 годам. В это время дети имеют максимум сходства со взрослыми, скелет больше не растет, его окостенение входит в стадию завершения.

В период полового созревания подростки сильно меняются внешне и внутренне, интенсивное физическое развитие сопровождается активным ростом и набором массы. В среднем дети в этот период могут вырасти до 35 см за несколько лет при увеличении массы до 34 кг!

Естественно, что такие колоссальные перемены повлекут за собой определенные изменения в функционировании внутренних органов. Эндокринная и нервная система в этот период продолжают развиваться.

В подростковом возрасте физическое развитие связано с созреванием организма, которое не всегда проходит так, как хотелось бы. Именно поэтому важно контролировать этот процесс, в случае необходимости обращаясь за врачебной помощью.

К 10 годам физическое развитие у девочек и мальчиков мало отличается, но уже спустя год девочки начинают опережать мальчиков в основных показателях. Опережение продолжается до 13 лет. В 14 лет показатели роста и веса становятся выше уже у мальчиков. Связано это с более ранним вступлением в переходный возраст девочек, которые переживают «скачок» роста на несколько лет раньше.

Активное физическое развитие в подростковом возрасте с увеличением роста и веса сопровождается половым созреванием, которое у мальчиков наступает не ранее 14 лет, а у девочек в 12,5-13 лет.

В подростковом возрасте у детей заканчивается формирование нервной системы, двигательного анализатора, что положительным образом сказывается на развитии таких важных качеств, как ловкость и выносливость.

Значительный прогресс можно отметить и в развитии скелетной мускулатуры, вызванном эндокринной стимуляцией. Если десятилетние мальчики способны сжать кистевой динамометр с силой до 16 кг, до к 15 годам эти показатели приблизятся уже к 35 кг. У девочек пик развития мышечной силы фиксируется к 15 годам. Что касается исчезновения таких характерных для подростков качеств, как неуклюжесть, нарушение координации, угловатость, то от них не останется и следа к 15 годам у юношей и к 14 годам у девушек.

Развитие сердечно-сосудистой системы у подростков

Сердце в подростковом возрасте продолжает активно расти. И именно в этом возрасте особенно тщательно анализируются показатели развития сердечно-сосудистой системы. В среднем масса сердца подростка в период с 10 до 16 лет увеличивается почти в 2,5 раза, более мощным становится миокард, увеличивается количество крови, выбрасываемое сердцем в течение одного сокращения.

А вот частота сокращений
заметно падает. У 15-летних мальчиков пульс равняется 70 ударам в минуту, тогда как к 18 годам это количество снижается до 62 ударов в минуту. У девочек - это 72 удара в минуту в 15 лет и до 70 ударов в минуту к 18 годам. Важно понимать, что уменьшение частоты сердцебиения происходит скачками и напрямую зависит от темпов полового созревания подростка.

Так, в возрасте 15 лет у одних девочек работа сердечно-сосудистой системы может быть аналогична ей у взрослых женщин, а у других она все еще будет как у школьниц младшей или средней школы. Примерно такая же картина наблюдается и среди мальчиков. Все зависит от особенностей развития сердечно-сосудистой системы каждого отдельно взятого подростка и от темпов полового созревания.

Физическое развитие подростков: основные проблемы

В интенсивно развивающемся организме подростка сердечно-сосудистая система не всегда справляется с жизненным ритмом. Сердце увеличивается в массе, но не настолько быстро, чтобы не отставать от увеличения общей массы тела. Именно с этим можно связывать такие проблемы подростков, как:

Родителям нужно понимать, что такие проявления нормальны для переходного возраста и не являются симптомами болезни и сигналом к тому, чтобы ограничить физическую активность подростка. В этом возрасте детям необходимы умеренные физические нагрузки и трудовая деятельность.

Еще одной особенностью функционирования сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте являются периодические сбои ее нервной регуляции. Основной причиной являются изменения нервной и эндокринной системы, что выливается в расстройства сердечных ритмов, изменением частоты сердцебиений.

Нужно понимать, что эти сбои в работе организма временны и пройдут самостоятельно, не требуя лечения. Тем не менее, если отклонения в работе сердца появляются, то нужно
предположить, что проблему может вызывать ослабленный хроническими болезнями организм подростка, нуждающийся в укреплении. Однако если подросток в целом здоров, а проблемы с сердечно-сосудистой системой сохраняются и мешают нормальной жизни, то необходимо обратиться к врачу и настоять на обследовании и подходящем лечении.

Как в детском, так и в подростковом возрасте, когда физическое развитие связано с половым созреванием, малоподвижный образ жизни в сочетании с повышенной умственной нагрузкой могут стать причиной нарушения регуляции кровеносных сосудов и, как следствие, развития гипертонии или гипотонии.

Предотвратить такие проблемы можно созданием комфортных условий для жизни, отдыха и учебы ребенка, соблюдением распорядка дня, режима питания, умеренными и систематическими физическими нагрузками.

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели.

  • 1. Морфологические (соматометрия) - измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.).
  • 2. Функциональные (физиомстрия) - измерения функций организма (мышечная сила кистей рук, спины (становая тяга), кровяное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.).
  • 3. Соматоскопические (описательные) - оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых, характер жировых отложений, мышечный тонус, соответствие полового развития возрасту и др.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития.

Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводятся массовые исследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Каждые 5-10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамический процесс. Возрастные стандарты позволяют своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями и воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.

Оценивают физическое развитие детей на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных и соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.

Оценка антропометрических показателей. Существует четыре основных способа оценки антропометрических показателей:

  • 1) метод ориентировочных расчетов (оценка но формулам);
  • 2) параметрический метод (сигнальный);
  • 3) непараметрический метод (по центильным таблицам);
  • 4) оценка по «критериальным» таблицам (процент от среднего значения).

Метод ориентировочных расчетов. Средняя длина тела доношенного новорожденного равна 48-52 см. Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. За первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, или на 9 см за квартал. Во втором квартале - на 2,5 см ежемесячно, а в третьем квартале - на 1,5-2,0 см и в четвертом квартале длина тела ребенка увеличивается на 1 см в месяц. Общая прибавка длины тела за первый год - 25 см.

К первому году рост ребенка достигает 75-77 см. В течение второго и третьего года прибавки в длине тела составляют соответственно 12-13 и 7-8 см. Дальше рост становится относительно равномерным - прибавки по 5-6 см в год.

С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле

К четырем годам длина тела новорожденного удваивается, к 12 годам - утраивается.

В динамике роста в длину нормально развивающегося ребенка можно выделить несколько фаз.

В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем, после некоторой стабилизации, возникает первое ускорение роста в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет п у девочек в 8,5 лет.

С 11 - 12 лет у мальчиков и с 9- 10 лет у девочек начинается новое ускорение роста. У мальчиков в возрасте 13,5- 15,5 лет оно составляет в среднем по 8-10 см и более в год.

У девочек в возрасте 10-11,5 лет достигается максимум роста тела, однако могут быть индивидуальные различия, связанные с типом конституции.

Вытягивание мальчиков 11 - 12 лет идет исключительно за счет нижних конечностей. Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, и наступает пик скорости роста для туловища. У девочек эти особенности относятся соответственно к 9 и 11 - 12 годам. Прекращение роста в длину происходит у юношей в 18-19 лет, у девушек в 16-17 лет.

Не всегда показатели массы тела и длины тела нарастают параллельно. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом в ширину.

Так называемый период первой полноты наступает

в возрасте 3-4 лет. Период первого вытягивания наступает от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лег у девочек.

Период второй полноты (преимущественный рост в ширину) - 8-10 лет. Период второго вытягивания - 11-12 лет у мальчиков и 9-10 лет у девочек.

Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32-34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы. Окружность головы при рождении в среднем равна 34-36 см.

В 3-4 месяца окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

На первом году жизни размеры окружности грудной клетки ребенка увеличиваются на 13-15 см, за второй год - на 2,5-3 см, за третий год - на 1,5-2 см.

Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек до 11 лет преимущественно равны, затем девочки обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 16 лет, после чего мальчики по этому показателю обгоняют девочек.

Оценка основных антропометрических данных параметрическим методом (сигмальный метод). Параметрический метод оценки антропометрических данных был предложен в 1925 г. немецким антропологом Робином Мартином.

Его сущность заключается в сравнении фаз развития ребенка со средним уровнем физического развития той группы, к которой он относится.

Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака.

Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднее квадратическое отклонение (s), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно- половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле

где V - варианта того или иного признака; М - средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы; s - среднее квадратическое отклонение.

Данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть представлены в виде антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц 1 .

В зависимости от степени отклонений различают среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего и низкое физическое развитие.

Оценка основных антропометрических данных непараметрическим методом (центильный метод). Появление этого метода относится к 30-м гг. XX столетия и связано с именами американских исследователей Тайпитта и Стюарт. Он основан на сравнении антропометрических показателей ребенка со среднестатистическими данными соответствующей возрастно-половой группы с учетом географической зоны проживания. К настоящему времени нспараметричес- кий метод оценки физического развития детей считают наиболее объективным, а исключительная простота и удобство в использовании способствуют широкому и повсеместному его распространению.

Приводим пример центилыюй таблицы (табл. 2).

Оценку антропометрических показателей проводят по таблицам центилыюго типа. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определен-

Таблица 2

Цент ильная таблица 2 массы тела мальчиков

Масса тела мальчиков, кг

ной доли или процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы между дентальными колонками (зоны, коридоры) отражают тот диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона до 3-го или от 97-го центиля), или 7% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до 97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го или от 75-го до 90-го центиля), или 50% (зона от 25-го до 75-го центиля) всех здоровых детей возрастно-половой группы. Границы дентальных групп и номера дентальных интервалов (зоны) представлены в верхних строках каждой таблицы.

Задача врача - найти, в какой центильный интервал (зону) попадает полученная величина измерения, и записать как саму величину, так и центильный интервал в медицинский документ ребенка. В зависимости от этого формулируют оценочное суждение:

  • зона 1 (до 3-го центиля) - очень низкий уровень;
  • зона 2 (от 3-го до 10-го центиля) - низкий уровень;
  • зона 3 (от 10-го до 25-го центиля) - уровень ниже среднего;
  • зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) - средний уровень;
  • зона 5 (от 75-го до 90-го центиля) - уровень выше среднего;
  • зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) - высокий уровень;
  • зона 7 (от 97-го центиля) - очень высокий уровень.

Оценка массы тела и окружности груди с использованием возрастных центильных таблиц даст ориентировочное представление о степени упитанности или развитии грудной клетки и служит, главным образом, для суждения об особенностях физического состояния ребенка в ряду его сверстников.

Оценка массы тела и окружности груди по длине тела без учета возраста ребенка (вневозрастные центильные таблицы) позволяет дать более точное определение состоянию питания и степени развития грудной клетки. Применение таких таблиц обязательно, если по возрастной таблице оцениваемые признаки попадают в крайние зоны (первую или седьмую).

Вневозрастные центильные таблицы представляют собой ряды центильных распределений показателей но отношению к определенному росту.

По аналогии с центильной оценкой по возрастным таблицам, при попадании искомой величины в область 1-й зоны (до 3-го центиля) можно говорить об очень низком питании или об очень узкой степени развития грудной клетки; 2-й зоны (от 3-го до 10-го центиля) - о низком питании или об узкой грудной клетке; 3-й зоны (от 10-го до 25-го центиля) - о питании или развитии грудной клетки ниже среднего; 4-й зоны (от 25-го до 75-го центиля) - о среднем питании или средних размерах грудной клетки; 5-й зоны (от 75-го до 90-го центиля) - о питании или развитии грудной клетки выше среднего; 6-й зоны (от 90-го до 97-го центиля) - о высоком питании или широкой грудной клетке; 7-й зоны (выше 97-го центиля) - об очень высоком питании или очень широкой грудной клетке.

Оценка состояния питания. Для суждения о физическом развитии ребенка достаточно наблюдения за динамикой четырех антропометрических показателей: длины и массы тела, окружности головы (особенно у детей раннего возраста) и окружности груди. Вместе с тем особое значение в педиатрической практике имеет оценка состояния питания. Достаточное питание является одним из критериев здоровья ребенка.

Изменения с возрастом только массы тела, являющейся суммой различных составляющих (скелет, внутренние органы, мышечная и жировая ткань, внеклеточная жидкость) в различные возрастные периоды, не всегда дает объективное представление о состоянии питания, поскольку распределение массы как по возрасту, так и по длине тела существенно асимметрично. В этом заключаются методические сложности подходов к оценке питания детей.

Из известных на сегодняшний день методов оценки состояния питания детей можно отметить клинический, антропометрический, биохимический, диетологический. Два последних метода в повседневной практической работе широко не используют, а применяют в специальных исследованиях, направленных на выявление алиментарных причин нарушения вскармливания, количественной и качественной адекватности питания, достаточности поступления основных ингредиентов в организм с определением тех или иных показателей в крови ребенка.

Клиническая оценка упитанности ребенка в первую очередь предусматривает выраженность и распределение подкожной жировой клетчатки, характеристику тургора мягких тканей, а также состояние кожных покровов.

Оценка толщины подкожно-жирового слоя, четко коррелирующей с показателями массы тела ребенка, является простым и объективным критерием адекватности пищевого обеспечения и ассимиляции пищи. Определение толщины кожной складки (в миллиметрах) проводят с помощью специального измерительного прибора - калипера. Упрощенные практические заключения можно получить при исследовании нескольких локализаций подкожного жира. Исследователями разработаны таблицы центильных распределений для таких оценок по толщине кожной складки над трицепсом, под лопаткой и т.д.

Наиболее широкое распространение получил метод оценки питания по соответствию массы тела ребенка его длине тела. Примером тому может служить массоростовой индекс Кетле-I, который в нашей стране используется в периоде новорожденное™ и отражает пренатальное состояние питания (при нормотрофии величина индекса составляет 60-70). Снижение массоростового индекса свидетельство пренатальной гипотрофии (недостаточного веса плода).

В настоящее время на основании обследования большого количества детей и подростков разработаны усредненные таблицы. Они содержат антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка. Часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.

Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Для повседневной оценки физического развития детей и подростков в процессе педагогической работы вовсе необязательно использовать весь комплекс антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность грудной клетки. Данные показатели на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физического развития детей и подростков.

Физическое развитие среднее - если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту.

Физическое развитие ниже среднего - если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.

Физическое развитие выше среднего - если эти показатели увеличены более чем на 10%.

Гармоничным развитие считается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены не более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.

  • Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений.URL: http://diplomarket.ru/sb04993.html

Физическое развитие ребенка - совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его развития в каждый возрастной период.
К морфологическим показателям относятся длина тела (рост) и масса его, окружность грудной клетки, рост сидя, к функциональным - жизненная емкость легких, мышечная сила кистей, степень отложения жира, состояние органов опоры и движения (форма грудной клетки, позвоночного столба, нижних конечностей, стоп, развитие мышечной ткани, осанка), а также развитие движений и речи у детей. На физическое развитие оказывают влияние наследственность, болезни, климат и условия жизни.
Показатели физического развития заметно снижаются, если развитие ребенка проходит в плохих бытовых условиях, связанных с недостаточным количеством свежего воздуха, солнца, при неполноценном питании, недосыпании, малоподвижном образе жизни, сопровождается острыми и хроническими заболеваниями.

Физическое развитие имеет свои закономерности, согласно которым оно изменяется в течение жизни ребенка. У здорового ребенка эти изменения укладываются в определенные возрастные нормы. Для получения возрастно-по-ловых норм обследуют одномоментно большой контингент детей, однородный по возрасту, полу, национальности и т. д. Статистическая обработка данных о состоянии здоровья и физическом развитии детей позволяет определить средние показатели (нормы) физического развития каждой возрастной группы. Физическое развитие каждого ребенка в отдельности оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей со стандартными. Индивидуальная оценка физического развития проводится для определения соответствия между биологическим и календарным возрастом ребенка, особенностей динамики развития.

2. Оценка физического развития

Физическое развитие является одним из важных показателей здоровья ребенка. Исследование физического развития осуществляют одновременно с изучением состояния здоровья во время медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. При этом определяют соотношение хронологического и соматического возраста детей, степень гармоничности развития различных физических признаков, что дает врачу возможность прогнозировать развитие заболеваний и своевременно корректировать выявленные отклонения. На сегодняшний день существует два метода сбора антропометрического материала.

1. Индивидуализирующий метод - обследование конкретного ребенка, однократное или в динамике нескольких лет, с последующей оценкой биологического уровня его развития и гармоничности морфофункционального состояния с использованием соответствующих оценочных таблиц.


2. Генерализирующий метод - одномоментное обследование больших групп детей с целью получения региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, питанием, условиями жизни и т. д.

Антропометрические данные, собранные генерализирующим методом, используют в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для детей, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода. При проведении антропометрических исследований необходимы методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами, сравнимыми между собой и позволяет широко использовать полученные данные. В исследованиях физического развития используют показатели соматометрии, соматоскопии и физиометрии. При проведении изучения физического развития необходимо соблюдать следующие требования:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков

– измерения проводятся на раздетом ребенке, который стоит по «стойкесмирно»;

медицинский работник находится справа или спереди от ребенка

– все измерения проводятся между антропометрическими точками

– исследования проводят в первую половину дня в теплом, светлом помещении;

– антропометрический и медицинский инструментарий должен быть стандартизованным, метрологически проверенным, легко подвергаться обработке дезсредствами.

Для измерения используют ростомер или антропометр, медицинские весы, прорезиненную сантиметровую ленту, динамометр, спирометр, плантограф, калипер.

3 .Показатели и методы оценки физического развития .

Одним из важнейших показателей здоровья растущего организма является физическое развитие. Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физических сил, а с другой стороны, являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка в каждом конкретном возрасте. Физическое развитие подчиняется общебиологическим законам, а также действию социально-экономических, медико-биологических и экологических факторов.

Детский организм является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, что проявляется в виде нарушений физиологического течения процессов роста и развития. При этом установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфо-функционального состояния, как правило, сочетаются с изменениями в состоянии здоровья детей, и чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем более вероятность заболевания. В связи с этим оценка физического развития детей включается в качестве важного показателя в любую программу изучения состояния здоровья, от массовых профилактических осмотров детей и подростков до анализа отдельных патологических состояний. Существует балльная оценка состояния здоровья детей, в которой учтены группа здоровья и физическое развитие.

Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: соматометрическим, соматоскопическим и физиометрическим.

Оценка физического развития может осуществляться методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития; по шкалам регрессии; центильным методом; с помощью скрининг-тестов.

В последние годы широкое распространение в практике получил метод комплексной оценки физического развития, который предполагает не только определение морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития), но и установления уровня биологического развития детей.

Показателями биологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость») и др. В старшем школьном возрасте (пубертатном периоде), помимо указанных, определяют степень выражение вторичных половых признаков, сроки наступления первой менструации у девочек.

Достоверно установлено, что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний - у крайних вариантов развития обычно выявляются значимые различия по ряду нозологических форм.

При ускоренном темпе развития у детей часто наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции.Отставание биологического возраста у детей обычно сочетается со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.Морфо-функциональное состояние определяют по показателям тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок. Путем сравнения полученных данных со стандартными (шкалы регрессии по длине тела, возрастно-половые стандарты функциональных показателей, таблицы средних показателей толщины кожно-жировых складок и др.) определяют морфо-функциональное состояние как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное. Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме заключение должно содержать вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.Предложена схема индивидуальной оценки физического развития позволяющая выделить так называемые «группы риска» возникновения заболеваний на основании выявленных нарушений темпов развития и гармоничности морфо-функционального статуса.Дети, биологический возраст которых соответствует календарному, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении здоровья.Дети с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие дефицит массы тела, составляют группу первой степени риска возникновения заболеваний.Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с любой дисгармоничностью морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие избыток массы тела, составляют группу второй степени риска.Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу третьей степени риска.Выделенные группы нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях:

1-я группа - углубленное обследование;

2-я группа - углубленное обследование и диспансерное наблюдение;

3-я группа - обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение.

Физическое развитие детей и подростков

Признаки, определяющие здоровье: 1. отсутствие в момент обследования болезней; 2. отсутствие наклонности к каким-либо заболеваниям; 3. гармоническое и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие; 4. нормальный уровень функций, которые определяют резистентность организма к неблагоприятным воздействиям. Физическое здоровье характеризует процесс формирования, созревания организма и соответствие его биологическому возрасту. Чем моложе ребенок, тем интенсивней он развивается и растет. Физическое развитие зависит от социальных условий. Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Это закономерно протекающий, необратимый процесс последовательного изменения форм и функций организма под влиянием наследственности, деятельности и условий жизни. Программа исследования физического развития включает обязательный минимум: измерение длины тела (рост), массы, окружности грудной клетки (это морфологические признаки), определение жизненной емкости легких (спирометрия), мышечную силу кисти рук (динамометрия) (это функциональные признаки). Для определения биологического развития у детей и подростков определяют степень развития зубной системы и стадии полового созревания. При сборе антропометрических данных строго следуют указаниям. Для измерения роста используется ростомер деревянный вертикальный, взвешивание производится на медицинских рычажных весах. Окружность грудной клетки измеряется мягкой полотняной прорезиненной сантиметровой лентой. Для измерения силы сжатия кисти используют ручной динамометр. Сила левой и правой рук измеряется трехкратно и записывается лучший результат. Для определения жизненной емкости легких используется спортивный спирометр. Рост – генетически детерминированный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ребенок становится на площадку ростометра и касается вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Руки опущены вдоль тела, носки врозь. Подвижную пластину ростомера опускают до плотного соприкосновения с верхушечной точкой головы. Точность измерения ±0,5 см. Масса тела отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов и подкожно-жировой клетчатки. Масса тела лабильна, она может изменяться под влиянием заболеваний, нарушения питания и режима дня. После приема пищи ребенка не взвешивают. Точность взвешивания ±50 г. Окружность грудной клетки – показатель физического развития, характеризующий объем грудной клетки, развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние органов грудной полости. Три параметра (вдох, выдох, пауза) измеряются одномоментно при свободно опущенных руках. Разность между величинами вдоха и выдоха называется экскурсией и характеризует размах грудной клетки. Биологическое развитие определяется по срокам прорезывания постоянных зубов, которые имеют желтовато-белый цвет по сравнению с белыми молочными зубами и зазубренную вершину (у молочных зубов она ровная). Половое созревание определяется на основании развития вторичных половых признаков.Возраст определяют путем сопоставления даты рождения с датой обследования. Наиболее простой и эффективный метод оценки физического развития с помощью шкал регрессии по росту и центильные таблицы . Для сравнения со стандартами используется только два показателя: длина тела и масса ребенка. Длина и масса тела хорошо коррелируют друг с другом. При изменении длины тела на единицу приводится соответствующее изменение сопряженной с ним массы. При использовании центильных таблиц или графиков исключаются расчеты. Центильные таблицы позволяют судить об уровне физического развития и производить распределение детей и подростка по группам здоровья. Полученные данные помогают врачу-педиатру и педагогу по физической культуре и спорту. Они позволяют решать вопросы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.