Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Прекрасное пробуждает доброе. Анализ музыкального произведения

Я.В. Рачилина

ст.Медведовская

2018г.

Я.В. Рачилина

Ст. Медведовская

2018г.

Рецензент:

Охрименко О.В., методист «ЦРО» управления образования муниципального образования Тимашевский район

Я.В. Рачилина, воспитатель МБДОУ д/с №32

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к организации педагогического процесса, в соответствии с психологическими и физиологическими особенностями развития детей дошкольного возраста. Разработанные игры эффективны в педагогической работе с детьми среднего дошкольного возраста и направлены на формирование нравственных качеств: милосердие, доброжелательность, сострадание, дружелюбие, заботливость, чуткость. Материал рекомендован к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание

Аннотация ……………………………………………………………………...5

Актуальность…………………………………………………………………...6

Цель, задачи……………………………………………......................................7

«Поможем Федоре»…………………………………………………………….8

«Дарим свое тепло»…………………………………………………………….11

«Доброе сердце»………………………………………………………………..11

«Доброе животное»…………………………………………………………….13

«Добрая тучка»…………………………………………………………………14

«Добро – зло»………………………………………………………....................15

«Сотворение чуда»…………………………………………………....................16

«Круг желаний»………………………………………………………………….18

Аннотация

Методическая рекомендация ориентирована на проведение интересных игр по духовно – нравственному воспитанию, которые сформируют осознанное отношение к социальным нормам поведения, закрепят навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни, познакомят со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения, воспитают дружеские взаимоотношения между детьми, заботливое отношение к взрослым людям.

Актуальность темы:

Определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Цель : сформировать у дошкольников нравственный облик и нравственную позицию по отношению к жизненным ситуациям.

Задачи:

Формировать у детей сочувствие по отношению к другому человеку;

Учить товарищескому взаимодействию в игре, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми;

- формировать способность к сопереживанию , умению отзываться на горе и радость других людей;

- развивать чувство единства, учить детей понимать чувства

других, оказывать поддержку и сопереживать;

- воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, побуждать детей в стремлении делать добро другим людям;

Учить детей различать добрые и злые поступки, воспитывать дружелюбие, взаимопомощь и согласие;

- воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игра № 1

«Поможем Федоре».

Цель: формировать сочувствие по отношению к другому человеку, доброжелательное отношение.

Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы было понятно, что и как надо делать.

Ход игры.

Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (из сказки К.Чуковского «Федорино горе») (ростовая кукла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой.

Федора.

От меня сбежали ложки,

От меня сбежали блюдца,

Все знакомые, соседи

Надо мной теперь смеются.

Помогите мне, покуда

Не сбежала вся посуда.

Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может, ей надо помыть посуду?

Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?

Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры? (ответы детей). Вам жалко Федору?(жалко). Почему? Она сама во всем виновата? (ответы детей). А когда вы за нее порадовались? (когда в доме она навела порядок). Какая сначала была Федора? (дети показывают злую, неопрятную Федору). А какая Федора стала потом? (дети показывают ласковую, добрую и опрятную Федору). Посмотри, Федора, как наши дети соблюдают чистоту.

Игра «Кто чем занят?» : дети выполняют движения, а Федора отгадывает (моют посуду, подметают пол, вытирают пыль, выбивают ковер). Федора благодарит ребят, обещает быть аккуратной и начинает убираться в доме (пантомима). После этого к ней возвращается посуда (дети дают ей карточки с изображением посуды).

Игра № 2

Задача: создать условия для актуализации нравственных норм; учить детей товарищескому взаимодействию в игре, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми.

Ход игры.

Воспитатель приносит пса (большую лохматую собаку) и рассказывает историю про то, как этот пес жадничал. Читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Жадина»:

Пес

Шагал

По переулку.

Он жевал

Большую

Булку.

Подошел Щеночек,

Попросил кусочек.

Сел пес,

Стал гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал – погадал,

Пожевал – пожевал…

Не дал!

Подошла

Кошка – Мяушка,

Попросила Кошка

Мяушка.

Встал

Пес,

Стал гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

Не дал!

Подошла курочка.

Попросила Курочка

Корочку!

Сел

Пес,

Стал гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

И сказал:

Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего!

Воспитатель спрашивает у детей, как поступил пес, и просит объяснить псу, что он сделал плохого. Предлагает научить пса быть щедрым и добрым. Ребята объясняют псу, как надо делиться с другими.

Дети берут на себя роли мам и детей и играют в игру «Поделись с товарищем»: ребята играют во дворе; одна мама дает своей дочке совочек и ведро, другая мама дает своей дочке формочки для куличиков и лопатку. Дети обмениваются игрушками и играют вместе.

Затем воспитатель в роли мамы дает сыну игрушечную машину и просит его не быть жадным, научиться играть с товарищами. Ребенок самостоятельно ищет способы взаимодействия с товарищами: предлагает вместе возить на машине грузы; берет на себя роль шофера, а товарищу предлагает быть мастером по её ремонту и т.д. Дети, поставленные в условия общения, ищут способы взаимодействия со сверстниками в игре.

Игра №3

«Дарим своё тепло»

Цель: воспитание внимательного и чуткого отношения к окружающим, развитие интереса к личности другого человека.

Описание игры: дети встают в круг. Одному участнику предлагается положить правую руку в область сердца своего соседа. Задание для детей: почувствовать тепло исходящие от руки и передать следующему.

Игра № 4

«Доброе сердце»

Цель : формировать у ребенка способность к сопереживанию , умение отзываться на горе и радость других людей, воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к детям.

Оборудование: сердце из картона в середине вырезанное окошечко

Х од игры:

Воспитатель рассказывает сказку о добром и злом волшебнике.Давным-давно жили да были на свете Добрый Волшебник и Злой Колдун. Добрый Волшебник творил Добрые Дела, Злой Колдун злые деяния. Люди любили Доброго Волшебника и боялись и ненавидели Злого Колдуна. Добрый Волшебник помогал людям, Злой Колдун вредил. И если Злой Колдун насылал засуху, то Добрый Волшебник вызывал Дождь. В своих молитвах Добрый Волшебник обращался к Светлым Силам, а Злой Колдун к Силам Тьмы. Но люди не знали, что Добрый Волшебник и Злой Колдун приятели. Они частенько собирались либо в Светлой Башне Доброго Волшебника, либо в Черном Замке Злого Колдуна и играли в игру. И тот, кто выигрывал, получал право сделать что-нибудь. Доброе, если побеждал Добрый Волшебник и злое, если побеждал Злой Колдун. А так как играли они примерно на одном уровне, то добра и зла в мире было примерно одинаково. Но вот однажды Добрый Волшебник побеждал чаще, и разозлил злого. И когда злой волшебник победил, он превратил сердце доброго в камень. И чтобы исцелить доброго волшебника люди должны стать добрее внимательнее, без помощи волшебства.

И детям дается задача. Разрушить камень своими добрыми словами, сочувствием, добрыми поступками. Только тогда сердце доброго волшебника оживет.

Игра № 5

«Доброе животное»

Цель : развивать чувство единства, научить детей понимать чувства

других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры:

Воспитатель: «Возьмёмся за руки и представим, что мы одно животное. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперёд. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра № 6

«Добрая тучка»

Цель : формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы. Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

Ход игры:

Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.

Игра №7

«Добро - зло»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Ход игры:

Дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Игра №8

«Сотворение чуда».

Цель: учить понимать чувства другого, посочувствовать ему.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Ирина Рогозина

Представляем Вашему вниманию опыт работы

МБДОУ детского сада №7 города Донецка Ростовской области в виде доклада и презентации.

Каждый человек с рождения живет в мире отношений: с родителями, учителями, друзьями. Для верующего человека все отношения определяются величиной константа - законом Божьим. От того, как он относится к Богу, зависят его отношения к окружающему миру, зависит выбор жизненного пути и, в конечном счете, - плоды жизни.

Как помочь современным детям в обретении правильного «духовного» пути?

И какие константные величины может предложить современная система образования?

В настоящее время, как на региональном, так и на федеральном уровне актуализируются задачи духовно-нравственного воспитания детей.

Дошкольный возраст - основа общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи мы решаем в стенах дошкольного учреждения.

В течение последних лет духовно-нравственное воспитание является приоритетным направлением работы,нашего МДОУ.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят его мир.


Мы учим своих воспитанников видеть красоту Созданного Мира.

Вся воспитательная работа ДОУ строится на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Знакомство с православной культурой строим на основе программы Л. Л. Шевченко «Добрый Мир».


Образовательная деятельность начинается со средней группы, главной целью которой является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.


Одной из форм введения детей в духовную культуру,является знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением. Наша первая экскурсии в Державный Храм.



Посетили библиотеку в храме, где русские культурные традиции свято хранят образы героев - защитников Отечества, православных святых.

Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т. к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей.





Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: совместные мероприятия детей и мам, занятия и праздники, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем. Совместно с родителями в детском саду проходил праздник посвященный «Дню Православной книги».



В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров.

Знакомим детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками - живописцами были изобразители церковной живописи.

У нас очень активно работает «Творческая Мастерская» где и родители и дети являются активными участниками. Идет живое духовное обогащение мира души и красоты.

Главный девиз проводимой работы: «Прекрасное, пробуждает добро е». Творческий дар присущ каждому ребенку. Однако умение видеть красоту окружающего мира не дано каждому от рождения в равной степени.

Поэтому задача развития умения увидеть красоту творения является важной на начальном этапе знакомства с православной культурой.

От умения видеть красоту окружающего мира ребенок подводится к пониманию целесообразности его устроения, взаимосвязи явлений, мудрости законов, на основе которых выстроены отношения всего, что его окружает.

Предлагаем Вашему вниманию наши конкурсные работы на тему:"Дорога в Храм!"-





Конкурсные работы муниципального конкурса:"Красота Божьего мира"-


Экспозиция наших лучших работ:







Детство - это период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие душевно и духовно здорового человека.

Надеемся наш опыт будет интересен в работе.

Публикации по теме:

«Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету) Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного.

«Что такое жертвенность?»(Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы) Задачи: Приобщать детей к общечеловеческой.

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию детей 2–3 х лет с использованием русских народных игр Цели и задачи: приобщение детей к русской культуре, национальным устоям посредством русских народных игр; развитие духовно-нравственных.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» Цели и задачи: воспитывать любовь к ближнему (матери, послушание, непротивление злу; осуществлять знакомство детей с образом Богородицы.

Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» КОНСПЕКТ открытого занятия на тему: «Старание.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Притча для детей о милосердии» Пятая заповедь Блаженства. «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Познакомить детей с притчей монаха Варнавы (Евгения.

Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Введение. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции. Очевидно, что без.

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по духовно нравственному воспитанию детей Тема: «Загляни в свое сердце» Цель: Познакомить детей с понятием «счастье»; побуждать детей к проявлению внимания и заботы о друге, показать.

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей 2–3 лет Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»

Сценарий спектакля по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Соловей» Предлагаю вашему вниманию долгосрочный проект театрализации по мотивам сказки Г. Х. Андерсена "Соловей". Участники проекта - воспитанники.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Первомайская детская школа искусств»

Первомайского района Тамбовской области

Лекция-беседа на тему:

«Прекрасное пробуждает доброе»

Подготовила: преподаватель первой квалификационной категории

Тищенко Г.Ю.

р.п. Первомайский, 2016

«Прекрасное по своему содержанию

Тождественно с добрым»

Н.Чернышевский

Искусство – это часть духовной культуры человека, причем не просто Возможная или даже желательная, но обязательная часть.

В воспитательную силу искусства, в его способность благотворно воздействовать на человека, на его духовный мир, вызывать в нем доброе чувство всегда верили лучшие передовые писатели, музыканты, художники. И не только они. Точно так же смотрели на искусство, точно так же понимали его гуманистическую направленность и крупнейшие ученые, философы, и ученые, и выдающиеся общественные и политические деятели – словом, все те, кто по настоящему задумывался о судьбах человечества.

Люди редко, а пожалуй, и никогда не оюходятся в своей жизни без искусства вообще. Вопрос заключается в том, какую часть искусства человек включает в свою жизнь, а от какой отказывается, какое место занимает взятая им часть ивкусства в его духовном мире. Нередко этот вопрос об отношении к искусству принимает форму спора «о легком и серьезном искусстве».

Если бы весь смысл искусства, все его предназначение сводилось только лишь к бездумному развлечению, не стоило бы оно того, чтобы всю свою жизнь посвящали ему такие титаны, как Шекспир, Микеланджело, Бетховен, Лев Толстой, и те, кто шел и сегодня идет по их пути.

К счастью, дело обстоит не так. Есть искусство «развлекательное», жизненный смысл и назначение которого действительно заключается в том, чтобы развлекать человека, украшать его отдых. Но высшее предназначение всякого большого, истинного искусства не сводится к этому, оно намого шире.Оно состоит в том, чтобы обогащать духовный мир человека, делать его лучше, умнее, сильнее. И, конечно, любое искусство, независимо от его жанра и характера, влияет на человека, на его духовный мир, на его натуру, а не только на его эстетический вкус. И именно потому, что легкая музыка широко распространена в быту, и нельзя забывать, что она обязательно должна быть хорошего качества.

Как правило, люди, любящие и понимающие серьезное искусство, способны оценить так же прелесть искусства легкого, развлекательного, причем безошибочно чувствуют разницу между хорошим и плохим развлекательным искусством.

«Человековедением», «наукой о человеческой душе» часто называют искусство. И это очень верно. Нет таких предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство.

«Прекрасное по своему содержанию тождественно с добрым» - эти слова Чернышевского могли бы стать для нас девизом эстетического воспитания детей, юношества, молодежи.

Воспитательная роль искусства проявляется еще задолго до школы, и мы к этому так привыкли, что даже перестаем замечать это. А ведь любовь к Родине, к своему народу, такие нравственные категории, как героизм и трусость, благородство и ненависть к злу, возникают в сознании совсем еще маленьких детей под влиянием первых услышанных сказок или песен, первых увиденных рисунков, то есть именно под влиянием искусства. И трудно отрицать, что первые встречи с любовью и дружбой, с большими радостями и большими горестями происходят у человека чаще всего сначала на страницах книг, на экране кино, в песне и на сцене театра, а потом уже в жизни. И то, как девушка или юноша обойдутся с этими чувствами, встретившись с ними в действительности, в немалой степени зависит от того, чего они успели к тому времени начитаться, чего наслушаться в музыке, чего насмотреться в театре и в кино.

Мы успокаиваем себя шаткой и вовсе не основательной мыслью: «Подумаешь, посмотрел плохой фильм! Все это забудется!» Да, возможно, что и забудется! Но след в душе остается на всю жизнь. Для человека с хорошим вкусом, с жизненным опытом плохой фильм, бессодержательная книга, пошлая песенка безопасны, потому что он умеет уже сам отличать хорошее от плохого, содержательное от бессодержательного, благородное от пошлого. Но ведь у детей и подростков нет еще ни жизненного опыта, ни выработанного эстетического вкуса. Они стремятся подражать полюбившимся героям книг, фильма, песни. Кого мы должны обвинять прежде всего: девушек и юношей или нас самих, родителей и воспитателей, не сумевших воспитать своих детей и воспитанников?!

Есть в мире прозрачная как утро, песнь Сольвейг, мудрость Баха, печальная прелесть блоковской «Незнакомки» и драматизм Бетховена – та самая красота жизни, без которой не может дышать человек.

Будущее! Как много мы читаем и слышим о нем! Каким оно будет? Одни пытаются определить его контуры, опираясь на объективные законы развития экономики, науки и техники. Другие рисуют это будущее, отдаваясь свободному полету своей творческой фантазии. Третьи просто мечтают о нем и видят его в своих мечтах таким, каким им хочется его увидеть.

А ведь оно, это будущее, рядом с нами, вокруг нас. Посмотрите на наших детей, на наших подростков, на нашу молодежь – вот оно, наше будущее! Какими мы их воспитаем, какими они вырастут – таким и будет наше будущее. Оно в наших руках. И во имя этого будущего мы обязаны в первую очередь активизировать все то, что помогаеи формированию духовногог мира подрастающего поколения. Искусству принадлежит в этом большая и особая роль. Искусство учит нас быть внимательными друг к другу, будит в нас хорошие, добрые, благородные чувства. И согласитесь с тем, что добрые чувства нужны в жизни и строителю, и шоферу – словом, любому человеку, независимо от того, какую профессию он избрал для себя.

Музыкальное воспитание детей – основа музыкальной культуры народа, а крупные недостатки в этом деле неизбежно оказывает прямое влияние на важнейшие стороны музыкальной культуры в целом. Низкий уровень хорового воспитания детей влечет за собой снижение всей хоровой культуры в стране. Хоровое пение а капелла, являющиеся основным показателем уровня хоровой культуры, становится редким явлением и в детских, и во взрослых хорах.

Слабый охват детей всеобщим музыкальным воспитанием чрезвычайно сужает возможности выявления одаренных детей в том возрасте (7-9 лет), когда таким детм следует начинать углубленные занятия музыкой.

Недостатки постановки музыкальной работы с детьми ведут к слабому пополнению рядов настоящих любителей музыки, к распространению дурных музыкальных вкусов.

Детей в известном смысле можно уподобить путешественникам, собирающимся в далекий путь. А какой путь может быть серьезнее и сложнее, чем жизненный путь, к которому готовятся наши дети? И в этот путь им надо взять с собой солидный багаж – багаж знаний, умений и навыков, вкусов и воззрений. Эстетическая культура – важная часть этого духовного багажа, без которого не сможет человек полноценно прожить свою жизнь.

Необходимо поднять эстетический уровень всей нашей жизни: сделать красивыми наши города и села, парки и сады; мы стермимся к развитию хорошего вкуса и изяществу в меблировки квартир, в одежде и обуви, хочется, чтобы «законы красоты» легли в основу деятельности людей. Все чаще смыкаются такие понятия, как хорошее и красивое, умное и прекрасное. А результаты хорошего, умного труда вызывают и эстетическое восхищение.

Обучать детей искусству очень трудно. Далеко не все ребята, пришедшие в школу с целью получить в ней именно общее музыкальное образование, выдерживают строгие профессиональные требования, которые к ним предъявляются. У одних для этого не хватает способностей, у других – времени, у третьих – просто желания. Одним – трудно, другим – скучно. А скука – враг всего живого, в искусстве скука равносильна его убийству.

Постановка руки – дело скучное, и не надо строить на этот счет никаких иллюзий. И первоначальные упражнения – дело скучное. И гаммы, и арпеджио – дело скучное. Скучное до того поворотного дня, когда ученик перешагнет черту, за которой сама работа, само упражнение начинают приносить радость и удовлетворение. Но ведь у большинства детей этот счастливый день наступает не сразу.

В любом предмете общеобразовательной школы ребята, преодолевая трудности, знают, что школа эта для них обязательна. А то, что занятия музыкой для них вовсе необязательны – это они тоже очень хорошо понимают. А преодолевать трудности в том деле, которые необязательны – это для них уже более сложно.

Ничем незаменимо влияние искусства на нравственность. Оно сказывается на детях еще задолго до их поступления в школу. Первая же встреча с искусством ставят перед детьми важнейшие морально-этические проблемы, учат их понимать что такое добро и зло, любовь к друзьям и ненависть к врагам, что такое благородство, а что такое – подлость. Великую роль нравственного воспитания искусство и литература продолжают выполнять на протяжении всей жизни человека. И в этой роли искусства не может быть заменено ни одним школьным научным предметом, ни одним учебником.

Связь эстетического воспитания с воспитанием нравственным была замечена с очень далеких времен, и именно эту связь подчеркивали всегда стоявшие на передовых позициях философы, педагоги – воспитатели, просвятители. «…Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» - утверждал в свое время Аристотель в 4 веке до н. э. А в 1914 году, всемирно известный невропатолог, психолог, глубокий знаток человеческой души, академик В.М. Бехтерев писал «О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его жизни». Он был убежден в том, что от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическая, а следовательно, и нравственное воспитание человеческой личности.

Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: «Ну зачем он тратит время на сочинение стихов – у него ведь нет поэтического дара! Зачем он рисует – все равно художник из него не получится! А для чего он пытается сочинить музыку – ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!...» Какое же заблуждение и как все это неверно. В ребенке обязательно надо поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были бы результаты этих стремлений. Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества. Он, быть может, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но, возможно станет отличным врачом, математиком, учителем. И вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Используемая литература:

    Статьи, доклады, выступления по проблемам эстетического воспитания Д.Кабалевского. с 1957 по 1971 года.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
– Искусство – это прекрасно? – Как искусство воздействует на человека? Работа в группах. Задание группе № 1. Все времена года отражены в искусстве. В живописи природа играет красками, цветами, бликами. Назовите художников, изображавших природу на своих полотнах, составьте художественный ряд Задание группе № 2. Человеческая душа несет в себе глубокое поэтическое видение природы. Назовите поэтов и писателей, посвятивших этой теме свои произведения, составьте литературный ряд. Задание группе № 3. Тема природы издавна привлекала композиторов. Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Назовите композиторов, отразивших в своих произведениях тему природы, составьте музыкальный ряд. Сравните А. Саврасов «Грачи прилетели» И. Левитан«Весна. Большая вода» ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике, жанр, в котором основной предмет изображения - природа Романс в музыке (буквально - «по-романски», то есть «по-испански») - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «романс» возник в Испании в средневековье.Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения, в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. «Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, -это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце» С. В. Рахманинов – Ф. Тютчев Романс «Весенние воды» Домашнее задание Найдите стихотворение о весне, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере стихотворения и изобразите его с помощью рисунка Вывод: Произведения разных видов искусства, каждое своими выразительными средствами, передают красоту весеннего обновления природы и красоту обновления мира и жизни. Анализируя произведения разных видов искусства, созданные на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, искать ряд схожих образов, настроений. Разные виды искусства красивы именно потому, что рассказывают о красоте природы, а следовательно, о красоте жизни. Знакомясь с произведениями искусства, объединенных темой природы, ощущаешь очарование природой, они учат нас любоваться красотой природы, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, чистые, добрые человеческие чувства… – Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека? Итог: Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей. В любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем ее различные грани. Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других, оно хранит память об ушедших временах Рефлексия Состояние души на уроке… Задание: приведи слова – ассоциации, связанные с твоими эмоциями на уроке

Петрова Надежда Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: средняя общеобразовательная школа №2 п. Морки
Населённый пункт: Моркинского района Республики Марий Эл
Наименование материала: конспект
Тема: "Прекрасное пробуждает доброе"
Дата публикации: 30.01.2017
Раздел: среднее образование

«Прекрасное пробуждает доброе» «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Л. Н. Толстой Значимость деятельности классного руководителя в образовательном учреждении сегодня никем не оспаривается, более того, она признана на уровне государства и материально стимулируется. Однако тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что её границы очень широки, а меру сердечности и понимания ребёнка невозможно измерить рублями. Каждый раз, думая о проблемах воспитания, я вспоминаю слова
Л. Н. Толстого:
«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Поэтому в своей работе всегда соблюдаю
«Заповеди классного руководителя»:
- никогда не унижать, не оскорблять детей; - стараться отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отмечать успехи и положительные сдвиги в учёбе, в каком – либо деле; - поощрять детскую самостоятельность с умом, учить их этой самостоятельности; - быть гибкой в отношениях с ребятами, уметь определить, где нужно быть строгой, где можно посмеяться; - не повышать голос никогда, все замечания делать с юмором; - стремиться быть справедливой ко всем и во всём, никогда не доводить ситуацию до конфликта; - стараться как можно больше времени проводить с классом; - работать в тесном сотрудничестве с родителями учащихся. Я учитель истории и географии в школе 20 лет и все эти годы - классный руководитель. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. На своих уроках, прежде всего стараюсь решать проблемы нравственного воспитания подростков. Доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, к родной природе – вот те качества, которые я пытаюсь воспитывать у своих детей. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры. Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает каждому из участников этого процесса самосовершенствоваться. Детский коллектив – это сложный организм. Классный руководитель хочет видеть его здоровым и совершенным. Каждый ребёнок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. И я, как педагог, ставлю перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубины души. Формы творческой деятельности моих учеников различны: это участие в литературных вечерах, спектаклях, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах, тематических программах. Прекрасно понимая, что успешный воспитательный процесс – это совместная деятельность семьи и школы, я стараюсь всегда привлекать к подготовке и проведению разных мероприятий родителей и учеников. Частые беседы, на которых обсуждаются различные проблемы воспитания, совместные экскурсии, походы, участие в общешкольных делах помогают родителям лучше узнать своих детей и научиться правильно воспитывать их, ведь «воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было». (Л.Н. Толстой).
И я убеждена, что хорошим классным руководителем может быть тот педагог, который «помнит своё детство на уровне ощущений. Помнит, что он испытывал, когда ему поставили несправедливую оценку, не взяли в команду КВН или забыли объявить благодарность перед классом. Безусловно, классный руководитель должен много знать, но и многое чувствовать» (Н. Селиванова).