Страхователями пенсионеров проживающих в муниципальном образовании являются. Муниципальные служащие выход на пенсию. Условия назначения пенсий должностным лицам органов местного самоуправления

Чем отличается пенсия муниципальным служащим от обычной? Как рассчитывается её размер? Кто и на каких условиях может получать? Такие или подобные вопросы интересуют как граждан, которые состоят на службе в местных органах самоуправления, так и обычных людей, работающих в других сферах. В статье будут рассмотрены данные вопросы в свете последних изменений в законодательстве.

Кто относится к муниципальным служащим

Госслужащие и работники муниципалитетов принадлежат разным структурам и имеют несколько отличающиеся функции, вместе с тем всё сказанное в статье о критериях формирования пенсии в равной степени относится к обеим категориям.

Муниципальными служащими являются люди, трудовая деятельность которых соответствует критериям:

  • Зарплата формируется из местного бюджета.
  • Занимают различные должности в органах самоуправления и местных муниципальных образованиях.
  • Это их основная профессия.

Исключением являются сотрудники, которые работают в вышеперечисленных органах в штате служб материально-технического обеспечения (электрики, завхозы и др.).

Изменения согласно 143-ФЗ (2016)

Согласно Федеральному Закону №143, с 01.01.2017 были изменены условия и критерии выхода на заслуженный отдых чиновников федерального и местного уровней.

Муниципальные служащие, выход которых на пенсию ещё не состоялся, в текущем и последующие годы попадают под действие данного закона.

Введены следующие изменения:

  • Увеличение возраста выхода на заслуженный отдых . Назначение муниципальной пенсии муниципальному служащему теперь будет происходить при достижении:
  1. лицами мужского пола – 65 лет;
  2. лицами женского пола – 63 лет.

Однако это не произойдёт одномоментно – введено поэтапное увеличение возраста для возможности получения «государственного» пособия. Каждый год будет прибавляться по 6 месяцев. То есть если в 2017 г. возраст выхода на пенсию составлял 60 ½ и 55 ½ соответственно, то в 2018 году – 61 и 56. Завершится рост этих цифр в 2027 г. для мужчин, в 2032 г. для женщин.

  • Увеличили требуемый период деятельности в структуре для возможности начисления полагающихся чиновникам выплат – с 15 до 20 лет. При этом, аналогично п.1, добавка будет происходить постепенно, по 6 месяцев ежегодно. В 2017 г. требовался стаж 15 ½, в текущем – 16 лет.
  • Выросли цифры предельного возраста, до которого допускается трудиться в госорганах – с 60 до 65, а для руководящих должностей – до 70 лет.

Все произошедшие перемены направлены на повышение качества работы чиновников, что обусловлено продлением срока службы сотрудников с большим стажем и передачей ими своего уникального опыта молодым кадрам. Также предполагается, что благодаря этим мероприятиям будет сэкономлен бюджет, что позволит повысить размеры пенсий по старости остальным гражданам.

Вышеперечисленные изменения комплексно представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Назначение выплат муниципальным служащим в 2018 г. в связи с выходом на заслуженный отдых

Принципы расчёта пенсии

Основная

Формирование размеров выплат по выходу на заслуженный отдых чиновников местного и федерального уровней происходит по другой схеме, нежели обычным гражданам.

Возможны следующие их виды:

  1. Пенсия, назначенная за выслугу лет муниципальным служащим .
  2. Страховая по старости (на общих основаниях с гражданами РФ).

Основная часть – это выплаты за выслугу лет, которые могут быть применены только в случае наличия стажа в структуре муниципальных органов не менее установленного минимума (в 2018 г. 16 лет, в 2026 г. – 20 лет). Размер их составляет 45% от среднемесячной зарплаты работника. Изменения, установленные законодательством, не коснулись расчёта данных сумм, и в дальнейшем они останутся прежними. Однако, в разных регионах местные органы власти могут утвердить более высокий процент.

При назначении пенсии чиновник может выбрать более выгодный вариант. Вместе с тем, если у него был стаж, не связанный с этой структурой, будет назначена надбавка в виде страховой части по старости. Общая сумма не должна превышать 75% от среднемесячной ЗП.

Не могут быть назначены одновременно основная часть и выплаты по инвалидности.

Доплаты, льготы, преференции

Может быть назначена доплата к пенсии муниципальным служащим за:

  • особые условия, в которых они трудились;
  • определённые должности;
  • значимые для общества достижения, за учёную степень;
  • каждый год переработки относительно минимально установленного (в 2018 г. 16 лет).

Процент надбавок по последнему пункту остался прежним – сумма будет увеличиваться на 3% от среднемесячной ЗП за данный период (максимальное значение не более 75%) (см. Табл. 1).

Изменён список причин, по которым может уволиться чиновник с правом назначения ему «государственного» пособия за выслугу лет:

  1. В случае ликвидации органа.
  2. При сокращении штатной численности.
  3. Достижение максимального возраста (для должности).
  4. Получение инвалидности.

Льготы:

  • предоставляется бесплатное медицинское обслуживание;
  • освобождаются от налога на недвижимость;
  • компенсация расходов на ритуальные услуги.

Муниципальные служащие имеют право на получение пенсии по выслуге лет, отработав в местном муниципалитете на соответствующих должностях не менее 16 лет. До 2026 г. этот критерий будет увеличен до 20 лет. Повышение льготных пенсионных выплат предусмотрено только при пересчете зарплат чиновникам, что было осуществлено в январе 2018 г.

Особенности муниципальной пенсии

Назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим предусмотрено как поощрение за повышенную интенсивность труда и отличную от других видов деятельности занятость. Но претендовать на такое обеспечение могут только те чиновники, которые соответствуют определенным требованиям.

Законодательная база

Правовой статус муниципальных пенсий регламентируется не только федеральными, но и местными законодательными актами. Причем местные нормы могут уточнять и расширять, но не противоречить основным законам.

Таблица 1. Нормативные акты

Название закона Суть документа
Ст. 30 ФЗ-№400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» Основной документ, регламентирующий назначение страховых выплат
ФЗ-№166 от 15.12.2001 г. (в редакции 07.03.2018 г.) Обозначает условия и порядок назначения обеспечения по выслуге лет
ФЗ-№ 25 от 02.03.2007 г. Раскрывает понятие и особенности муниципальной службы
Приказ Минздравсоцразвития №1648н от 26. 12. 2011 г. Условия расчета стажа служащих
Приказ Минтруда №958 от 28.11.2004 г.

На местном уровне может регулироваться процесс назначения и оформления пенсионного обеспечения муниципальных чиновников. Местные образования имеют право изменять условия и даже размер выплат, так как они осуществляются непосредственно из местного бюджета.

Кому назначается

Служащие муниципальных образований выполняют обязанности и наделены полномочиями органов местного самоуправления. При этом этот вид деятельности является основным и оплачивается из местного бюджета.

Должности чиновников обозначены в реестрах, которые утверждены законодательными актами субъекта РФ. При этом предусмотрено несколько классификаций по следующим критериям:

  • наделенные полномочия;
  • уровень навыков, наличие профильного образования;
  • присвоенный квалификационный разряд.

В соответствии с реестрами формируется штатное расписание муниципалитета, и назначаются на замещение должностей служащие путем подписания трудовых договоров.

Именно соответствие названия должности, указанной в трудовой книжке чиновника, перечисленным в реестре наименованиям является основанием для включения трудового стажа в выслугу, дающую право на назначение муниципального пенсионного обеспечения при определенных условиях.

Сколько нужно отработать

Муниципальная пенсия за выслугу лет в 2018 назначается местным чиновникам при наличии 16-летнего профильного стажа. Основной причиной выхода на заслуженный отдых является достижение пенсионного возраста.

Примечание! Если чиновник, достигший пенсионного возраста, продолжает трудовую деятельность в муниципалитете, он теряет право на получение льготной пенсии до увольнения.

Кроме этого, муниципальная пенсия назначается (при наличии выслуги) в случаях увольнения по причине:

  • сокращения штатов;
  • ликвидации муниципального органа;
  • ухудшения здоровья, что мешает выполнению обязанностей;
  • достижения предельного возраста для определенных должностей;
  • окончания полномочий на выборных должностях местного органа власти.

Так как пенсионное обеспечение, выплачиваемое из местного бюджета госслужащим, все же является разновидностью страховой пенсии, к чиновникам также выдвигаются требования, указанные в федеральном пенсионном законодательстве.

Претендовать на страховые выплаты могут гражданские служащие:

  1. Достигшие пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин в 2018 году.
  2. Имеющие страховой стаж минимум 9 лет, который в дальнейшем будет увеличиваться до 15 лет.
  3. У которых накоплено более 13,8 пенсионных баллов – требуемый индивидуальный коэффициент ежегодно будет расти на 2,4 балла. В 2025 г. для получения страхового обеспечения понадобится минимум 30 баллов.

До достижения пенсионного возраста, установленного законом, рассчитывать на получение муниципальной пенсии могут чиновники, которые отдали государственной службе более 25 лет, из которых 7 последних лет проработали в муниципалитете.

Расчет выплат

Муниципальный служащий может претендовать на выплату:

Поэтому при начислении льготы учитываются все параметры. За основу расчета пенсии по выслуге лет берется 45% средней заработной платы, из которой отнимаются все страховые и социальные выплаты, а также надбавки, установленные положением о начислении пенсионного обеспечения.

Справка! При расчете размера муниципальной пенсии за выслугу лет учитывается зарплата за последние 12 месяцев.

Следует учитывать, что некоторые муниципальные образования могут устанавливать свой минимальный порог для расчета платежей по выслуге. Например, в Московской области за базу берется 55% среднего заработка.

Размер пенсионного обеспечения

Муниципальный служащий имеет право выбрать наиболее выгодный вариант обеспечения: по выслуге или страховой.

Однако при начислении по выбранному варианту предусмотрена надбавка из части второго.

Непосредственно на размер пенсии влияют такие факторы:

  • количество отработанных лет, в том числе в муниципалитете;
  • размер страховых отчислений.

Увеличиваются расчетные значения также в случаях, когда служащий продолжает трудовую деятельность при наличии муниципальной выслуги. Если служащий отказывается от получения льготы и продолжает работать, за каждый последующий год службы ему насчитывается надбавка в размере 3% от заработка.

В любом случае размер пенсионного обеспечения муниципального служащего не может превышать 75% средней зарплаты и 2,8 должностного оклада.

По решению местных образований к пенсии по выслуге могут выплачиваться дополнительные надбавки. Чаще всего это единоразовые финансовые поощрения, которые начисляются непосредственно при выходе на заслуженный отдых и зависят от размера дохода за последний месяц работы. Но могут быть предусмотрены и другие поощрения, которые закреплены на уровне законодательных актов субъекта РФ.

Конкр етный размер платежей определяется в индивидуальном порядке.

Озвучивать среднюю пенсию будет некорректно, так как невозможно на одну планку ставить должностные оклады, например, секретарей и глав администраций. К тому же доходы могут отличаться в разных регионах.

Оформление муниципальной пенсии

Чтобы оформить пенсию по выслуге, необходимо обращаться непосредственно в ту муниципальную службу, где претендент работал перед увольнением. Заявление подается в отдел кадров. Пенсионное обеспечение назначается со дня подачи документов, если наступило право на получение такого типа платежей.

Для получения страхового пенсионного обеспечения документы подаются в отделение ПФР по месту жительства.

Потенциальный пенсионер совместно с заявлением предоставляет пакет документации, состоящей из:

  • паспорта;
  • страхового свидетельства;
  • трудовой книжки;
  • справок, которые подтверждают наличие льготного стажа;
  • справки о зарплате за 12 месяцев.

Для расчета муниципальной пенсии понадобится справка о назначении страховых или социальных выплат.

Документы рассматриваются в течение 10 дней, после чего пенсионеру назначаются платежи за выслугу или принимается решение об отказе.

Изменение муниципальной пенсии по выслуге в 2018 году

Самый актуальный вопрос 2018 года в свете проводимой – что будет с пенсиями, а именно выслугой лет, возрастными критериями, перерасчетами и индексацией.

Изменение выслуги

Рост выслуги для получения льготной пенсии начался задолго до старта реформ. Фактически перемены начались именно с пенсий чиновников.

До 2016 г. включительно этот показатель составлял 15 лет, после чего планомерно увеличивался ежегодно на полгода. Так, в 2017 г. это было уже 15,5 лет, в 2018 г. – 16, а к 2026 г. необходимый стаж увеличится до 20 лет.

Затронет местных чиновников и увеличение пенсионного возраста. Они, как и другие пенсионеры, будут вынуждены работать дольше, чтобы выйти на заслуженный отдых.

Подробно в видеоматериале:

Но больше взволновало работников муниципалитетов заявление о полной отмене . Действительно, Андрей Турчак, как сообщает РБК, вынес на обсуждение предложение лишить всех парламентариев пенсионных льгот. После чего было некоторыми депутатами предложено распространить новацию не только на государственных, но и муниципальных служащих.

Будет ли это новшество внедрено в жизнь, пока не ясно. Ведь муниципальные чиновники свою надбавку получают из местного бюджета, и она никак не влияет на формирование дефицита ПФР. В любом случае без пенсионного обеспечения муниципальных служащих не оставят.

Повышение, индексация в 2018 г.

Выплаты муниципальным пенсионерам могут увеличиваться в случае:

Повышение зарплаты служащих в 2018 г. проходило по решению местных муниципалитетов вслед за ростом МРОТ. В среднем оклады были увеличены от 1,5 до 4%. Аналогичное изменение произошло и с пенсиями бывших служащих.

Что касается страховых пенсионных выплат, они индексировались в январе 2018 г. – рост составил 3,7%. Повторного пересчета на этот год не запланировано. Ближайшая состоится в начале 2019 г. Согласно прогнозам, платежи будут увеличены на 7%. В среднем выплаты вырастут на 1 000 руб.

Образование: Высшее экономическое, специализация – менеджмент в производственной сфере (Краматорский экономико-гуманитарный институт).
29 августа 2018 .

Граждане, занятые на муниципальной службе и получающие зарплату за осуществляемую деятельность из средств местного бюджета, вправе уйти на заслуженный отдых по старости или при выслуге лет.

Пенсия муниципального служащего

Величина пенсионных выплат складывается из фактического трудового стажа гражданина, среднемесячного дохода за предыдущий год службы, соответствующих надбавок (в случае их наличия).

Кроме этого, требуется набрать достаточное количество индивидуальных баллов (коэффициентов).

В прошлом году правительством Российской Федерации , касающаяся порядка ухода на заслуженный отдых муниципальных работников. Так, начиная с 2017 года пенсионный возраст должен был увеличиваться поэтапно каждый год на шесть месяцев.

Конечная цель реформы – повышение возраста для выхода на муниципальную пенсию до 63 лет у женщин-служащих и до 65 лет включительно у мужчин.

Переходный период будет продолжаться вплоть до 2032 года. Увеличение возрастной планки осуществляется поэтапно.

Так, для выхода на пенсию требуется учитывать имеющийся у сотрудника стаж работы и дату появления права на получение соответствующих пенсионных выплат. Например, если вы должны были уйти на заслуженный отдых в 2018 году, данная возможность у вас появится лишь через год.

Особенности реформы пенсии муниципальных служащих

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года, уйти на заслуженный отдых по старости муниципальные сотрудники ранее могли:

  • после 55 лет (для женской половины населения);
  • после 60 лет (для мужской половины населения).

В связи с принятыми изменениями к российскому законодательству, с прошлого года данный возраст стал повышаться ежегодно на полгода. При этом служащие сохранили за собой право выйти на пенсию досрочно, если имеют соответствующий стаж.

Ниже представлена таблица, демонстрирующая поэтапное повышение пенсионного возраста данной категории работников.

Год, в котором возникает право ухода на отдых

Возраст, при достижении которого гражданин получает пенсионные выплаты

для мужчин

для женщин

60 лет + полгода

55 лет + полгода

60 лет + 1 год

55 лет + 1 год

60 лет + 1,5 года

55 лет + 1,5 года

60 лет + 2 года

55 лет + 2 года

60 лет + 2,5 года

55 лет + 2,5 года

60 лет + 3 года

55 лет + 3 года

60 лет + 3,5 года

55 лет + 3,5 года

60 лет + 4 года

55 лет + 4 года

60 лет + 4,5 года

55 лет + 4,5 года

60 лет + 5 лет

55 лет + 5 лет

55 лет + 5,5 лет

55 лет + 6 лет

55 лет + 6,5 лет

55 лет + 7 лет

55 лет + 7,5 лет

55 лет + 8 лет

Кроме этого, служащий обязан иметь индивидуальный пенсионный коэффициент в размере как минимум 30 баллов.

При этом важно учитывать, что для назначения пенсии стаж муниципальной службы должен составлять не меньше 15 лет.

Окончательное повышение возрастной планки для ухода на заслуженный отдых мужчин, занятых на муниципальной службе, будет завершено к 2026 году, тогда как для женщин – не раньше 2032 года.

Согласно положениям Федерального закона № 166 от 15.12.2001 года, изменения коснутся и трудового стажа, при наличии которого гражданин сможет получить муниципальную пенсию по выслуге лет.

Ранее достаточно было отслужить на своей должности 15 лет, теперь же данный срок будет ежегодно увеличиваться на шесть месяцев вплоть до 2026 года.

Так, если у муниципального служащего право на досрочный уход на отдых возникло в 2020 году, фактически начать получать выплаты он сможет лишь при наличии трудового стажа величиной 17 лет. В общей сложности планируется увеличение стажа на 5 лет.

Рассматриваемый в настоящий момент законопроект, касающийся повышения пенсионного возраста для всех граждан Российской Федерации, фактически не коснётся муниципальных сотрудников.

Лицам, уже являющимся пенсионерами, также не стоит переживать о пересмотре порядка предоставления выплат.

Порядок выплаты муниципальной пенсии


Размер пенсионной выплаты формируется на основании трудового стажа гражданина, индивидуального пенсионного коэффициента и среднемесячного заработка, получаемого перед выходом на заслуженный отдых в течение календарного года.

В последнем случае учитывается не только оклад служащего, но и другие выплаты:

В среднем размер пенсионной выплаты муниципального сотрудника составляет от 45 до 75% от получаемого им ранее ежемесячного дохода. Немаловажное значение имеет трудовой стаж в соответствующей должности.

Например, если ранее парламентариям достаточно было отработать один год для получения выплаты в размере 55% от прежней зарплаты, то в настоящий момент за данную надбавку придётся трудиться в должности не меньше 5 лет.

В случае преждевременного увольнения служащего расчёт величины пенсионных выплат и порядок ухода на заслуженный отдых осуществляется по общепринятым правилам.

Несмотря на изменения в законодательстве, планируемые в связи с принятием пенсионной реформы и уже реализованные правительством, льготы, предоставляемые сотрудникам муниципальных служб, не будут отменены.

За расчётом и назначением пенсионных выплат требуется обратиться в МФЦ либо территориальное отделение ПФР.

При себе нужно будет иметь паспорт, трудовую книжку, справку о получаемой заработной плате за последний год, СНИЛС. В отдельных случаях запрашиваются иные бумаги (например, мужчины-служащие должны предоставить специалисту военный билет).

Рассмотрение заявки занимает не больше 10 дней. Будущий пенсионер самостоятельно выбирает способ получения выплат – через отделения Почты России или путём перечисления денег на карточку.

Причины увеличения стажа для льготной пенсии и самого пенсионного возраста


Изменения, внесённые в законодательство РФ, коснулись муниципальных чиновников и государственных гражданских служащих.

Согласно подсчётам экспертов, отсрочка выхода данной категории работников на заслуженный отдых позволит привлечь в государственную казну существенную сумму денег.

С помощью налоговых отчислений, получаемых с дохода продолжающих работу служащих, планируется закрытие имеющихся в настоящий момент «дыр» в бюджете ПФР.

С учётом повышения пенсионного возраста практически для всех категорий работников ожидается увеличение размера пенсионной выплаты до 12 000 рублей в год.

Экономия средств на выплату пенсии служащим, готовым уйти на покой, и привлечение налоговых отчислений в бюджет – не единственные причины принятых нововведений.

Согласно заверениям правительства, данная реформа позволит удержать на рабочих местах квалифицированных специалистов с многолетним опытом.

На практике же высок риск повышения уровня безработицы в стране. Молодому поколению уже сейчас не хватает рабочих мест.

В настоящий момент имеется проблема «утечки мозгов». Молодые кадры уезжают в соседние страны, чтобы занять хорошую должность, получать достойную заработную плату и реализовать свой потенциал.

Не преждевременно ли повышение пенсионного возраста?

Согласно данным на конец прошлого года, средняя ожидаемая продолжительность жизни населения страны составляла всего 72,2 года (при этом показатели для женщин достигли 77,6 лет, а для мужской половины населения – 67,5 лет). При этом отдельные регионы и вовсе не отличаются долголетием.

К примеру, мужчины в Республике Тыва, Чукотском АО и Еврейской АО в настоящий момент не доживают до выхода на заслуженный отдых.

С учётом повышения пенсионного возраста до 65 лет другие регионы тоже пополнят список по низкой продолжительности жизни.

Речь идёт об Амурской области, Ненецком АО, Забайкальском крае, Республике Алтай и других районах, где в среднем мужская половина населения доживает до 60–62 лет.

Несмотря на заверения экспертов об увеличении продолжительности и качества жизни, на практике правительству требуется разработать схему мероприятий для достижения долголетия среди жителей России.

В настоящий момент данные меры не были приняты, однако Президент РФ сообщил о намерении реализовать эту цель.