Орнамент из геометрических фигур. Стили орнамента. Элементы орнамента. «Первые шаги в науку». Двадцатый век переменить сумел

Тип урока: Интегрированный урок (геометрия и национальная культура)

Цели урока:

Образовательная: ознакомление учащихся с видами геометрических фигур, используемых в национальном орнаменте. Приобщение к народно-прикладному искусству.

Развивающая: развитие интереса к прикладному искусству, формирование умений и навыков по построению геометрических фигур, выработка смекалки, ловкости, глазомера, пространственного воображения, интуиции.

Воспитательная: привитие интереса к народной культуре, любви к родному краю, бережное отношение к наследию предков, воспитание уважения к труду мастериц по пошиву национальной одежды, косторезам и т.д.

Методическое обеспечение урока:

  • выставка методических пособий по национальному искусству;
  • на классной доске – геометрические фигуры с определениями;
  • раздаточные листы с фрагментами национальных узоров (при наличии интерактивной доски слайды с фотографиями национальной одежды).

Ход урока

1) Орг. момент.

Здравствуйте! Тема нашего урока: «Геометрические фигуры в национальном орнаменте». Сегодня мы с вами проведем необычный урок геометрии, который будет связан с нашей национальной культурой, а именно с культурой народов Крайнего Севера. Вначале повторим ранее изученные темы, затем полученные знания объединим с национальной культурой, найдем общее между двумя изучаемыми предметами, в заключении проведем небольшую творческую работу.

2) Повторение ранее изученного материала.

На уроках геометрии мы с вами прошли темы: «Многоугольник», «Четырехугольник», «Параллелограмм», «Трапеция», «Прямоугольник», «Ромб», «Квадрат», «Окружность».

Для начала вспомним определения фигур (сообщение учащихся ):

Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны.

Трапецией называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.

Прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые.

Ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны.

Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны.

Какие важные теоремы, мы прошли с вами на курсах геометрии по этим темам? (фронтальный опрос )

3) Беседа.

Итак, мы с вами повторили наш материал. Теперь интересная часть нашего сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, следующий рисунок («билэ» – украшение зимней обуви). Какие на ваш взгляд здесь использованы геометрические фигуры? Как вы думаете, что они означают? Например, круг – это солнце, треугольник – это жилище (ураса, юрта) и т.д.(просмотр узоров, обсуждение фигур, разбор значений каждой фигуры)

Квадраты – «сундучки» (часто используют в мужском билэ, одежде)

На следующем рисунке использованы такие геометрические фигуры, как окружность, треугольник означает «солнце, свет, добро». Такой орнамент используется при украшении детской национальной одежды.

Или при украшении различных панно, ковриков:

Следующий орнамент с использованием овала, ромба может означать «лодку, озеро, глаза»

«Чум, юрта, горы, ноготки»

4) Творческая работа учащихся.

Теперь каждому из вас дается индивидуальная работа, то есть в течение 10 минут, вы должны используя геометрические фигуры придумать и нарисовать свой орнамент на национальной одежде. Пусть это будет билэ, бастынга, верхняя одежда, шапка, рукавицы и т.д. Помните – главное не количество использованных геометрических фигур, а КАЧЕСТВО.

(Если останется время, желающие могут рассказать о своей работе, какие геометрические фигуры они использовали .)

5) Подведение итогов. Выставление оценок.

Спасибо за работы, итак, к какому главному итогу нашего урока мы можем прийти? Геометрические фигуры широко используются у всех народов. И каждое значение той или иной фигуры различно. Оказывается, не так уж просто взять и нарисовать определенную геометрическую фигуру. А вы знаете, что наши мастерицы и умельцы не только должны нарисовать орнамент, но и подобрать походящий материал (бисер, кость и т.д.), изготовить красивый орнамент. Чтобы правильно и красиво нарисовать узор нужно иметь хорошее трудолюбие, усердие и правильный глазомер.

Спасибо за урок, до свидания!

Вот уже много лет одежда с геометрическими фигурами и просто линиями не выходит из моды.

Ответить на вопрос, кто и когда решил сделать геометрию частью моды, невозможно. Геометрические узоры были частью национальных костюмов уже давно, и не удивительно, что они плавно перешли и в мир современно моды.

Каждый год дизайнеры обращаются к этим геометрическим узором, чтобы сделать свои произведения еще интереснее и моднее. Почему же этот простой узор такой популярный?

Это стильно

Несмотря на явную простоту геометрических узоров на одежде, они выглядят очень стильно и необычно. Платье самого обычного фасона смотрится гораздо эффектнее и привлекательнее, если на нем будут присутствовать геометрические фигуры. Не важно, что это - круги, ромбики или квадраты, обладательница такого наряда не останется незамеченной.

Это лаконично

Одежда с геометрическими фигурами лаконична и вместе с тем именно она придает образу целостность и завершенность. Однотонная юбка и юбка с геометрическими узорами — отличный вариант, если вы хотите заявить о себе ненавязчиво и спокойно.

Это эксцентрично

А вот умелое и удачное совмещение геометрического низа и верха сделает вас яркой и эксцентричное, но здесь самое главное не переборщить, иначе ансамбль может смотреться наляписто и неудачно.

Это свежо

Простые полоски способны вдохнуть свежесть даже в самый простой наряд. К тому же они как ничто другое напоминают нам о лете, море, теплом морском ветерке и шуме прибоя. Летняя одежда с полосками смотрится свежо и действительно по-летнему.

Это нарядно

Те же самые простые полоски, придающие свежесть нарядам, могут с легкостью превратить наряд в еще более элегантный и изысканный.

Это смело

Ну и напоследок, такая одежда - это смело, ведь не каждый решится облачиться в геометрические узоры, привлекая всеобщее внимание.

Однако далеко не все предпочитают носить такую одежду, и все из-за того, что горизонтальные и вертикальные линии, клетки, квадраты и прочие узоры могут полнить.

При выборе такой одежды стоит не забывать о следующих правилах.

Выбирая вертикальные линии, отдавайте предпочтение свободным и струящимся силуэтам. Если ткань с такими линиями плотно прилегает к телу, то они, разумеется, искажаются, и смотрятся весьма не эстетично. Вертикальные линии обычно вытягивают силуэт и делают нас стройнее.

Тем не менее, лучше избегать широких полосок. Если уж вы не можете от них отказаться, то пускай они будут располагаться не на ваших проблемных местах, а наоборот, подчеркивать ваши достоинства. Так, если у вас полные бедра, то юбка с вертикальными полосками только подчеркнет недостаток. А вот блуза с таким узором наоборот будет смотреться выигрышно.

Горизонтальные линии больше подойдут тем обладательницам стройных фигурок, и при умелом сочетании смогут даже укрупнить нужные части тела и обратить на них внимание.

Одежда с квадратами, треугольниками и прочими фигурами в идеале должна быть сделана не из блестящей ткани, так как такая ткань только укрупняет этот узор. Однако, если для вас это не помеха и вы знаете, что можете себе позволить и блестящую ткань, не задумывайтесь, такая одежда смотрится очень выигрышно. Если же вас все-таки волнуют ваши формы, то лучше не располагать крупные фигуры на проблемных местах, тем самым укрупняя их еще больше.

Орнамент как один из видов синкретического искусства уходит своими корнями в древнейшие времена человеческой истории. Тогда декоративные формы несли на себе магическую, защитную, идентифицирующую, декоративную функции. И по сей день орнаментальные мотивы окружают людей повсюду. Их использование можно наблюдать в отделке национальных костюмов, дизайнерских интерьерных решениях и многих других сферах человеческой деятельности.

В национальных костюмах приёмы декорирования, воссоздающие орнамент из геометрических фигур, являются непременным атрибутом отделки рукавов, подолов, горловин рубах и платьев.

В формировании интерьерного ансамбля большинством дизайнеров также используются подобные формы искусства, имеющие своей целью сделать акцент на какой-либо национальной черте.

Классификация орнаментов

У каждого этноса существуют свои стили орнаментов, обусловленные менталитетно-географическими особенностями. Сами мастера тоже нередко комбинируют различные элементы и таким образом создают новые типы декорирования. Поэтому имеет смысл рассмотреть классификацию, построенную на техническом исполнении.

Виды орнамента представлены графическим, живописным и скульптурным. По форме он бывает геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы.

Основными классификационными признаками орнаментального искусства служат его происхождение, назначение и содержание.

Виды орнамента отличаются по построению и называются розеттой, бордюром и раппортом.

  • Розетта - это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. Ее разновидности следующие. Зеркальная, осевая (поворотный вариант) и на основе которой строится узор в круге.
  • Бордюр - это замкнутая композиция, орнамент, схема которого имеет ритмический повтор элементов в две противоположных стороны. Он образует полосу.
  • Раппорт, или статический сетчатый орнамент, представляет собой неограниченную композицию, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом, образуя сетку.

Шумеро-вавилонская форма орнамента

Развитая шумеро-вавилонская культура в лице шумеров, вавилонян, ассирийцев и аккадцев с 4-го тысячелетия нашей эры доносит до современного человека неповторимые формы месопотамского искусства. Оно, в силу религиозных и ментальных особенностей, отличается унифицированностью и рационализмом. Жертвоприношения, травля зверей и прочие моменты повседневной жизни вавилонян ярко отражены в декоративно-прикладном изобразительном искусстве.

Чётко разделяя фон и само изображение, месопотамский орнамент из геометрических фигур имеет предельно простой ритм. Сочетание треугольников, простых кругов, квадратов являлось доминирующим декоративным мотивом, контрастируя с крупными центральными изображениями. Отсутствие кривых линий, преобладание пирамидальных форм делают орнамент, фото которого дано ниже, гармоничным и уравновешенным.

Орнамент Древнего Египта

Древний Египет оставил определённый отпечаток в Религиозные догмы ставят египтянина выше земной. Поэтому орнамент из геометрических фигур, украшающий стены гробниц, саркофаги и предметы быта, которые клали в могилу, имеет магическую функцию. Он как будто стремится заполнить собой основное пространство изображения.

Наиболее любимыми древнеегипетскими рисунками, вписываемыми в состав линейного орнамента, были бутоны лотосов и цветки. Египтяне также использовали различные цвета, структурированные согласно человеческой психологии. Большое количество светлых тонов, тёмная обводка и чёрные контрастные элементы.

Орнамент эгейской культуры

К эгейской цивилизации относились народы, населявшие территорию Малой Азии, Балкан, а также окружающие острова Киклады и Крит. В связи с тем, что эгейская культура представляет собой синтез минойской и микенской, отсутствие религиозного и художественно-канонического давления способствовало расширению площади орнаментов на всю внутреннюю поверхность стен зданий. Без очерченных углов, фризов, поясов, сформировав ритмическую композицию бесконечно развёртывающихся и сходящихся линий. Мотивы ленточных спиралей, обтекающих розетку, волны и гибкие спиралевидные завитки, сердцевидные ленточные фигуры, вписанные в них листья растений и фигуры животных - все эти элементы орнамента представляли собой бесконечную композицию в крито-микенском интерьере. В распоряжении древних мастеров также находились многочисленные цветные природные пигменты, которыми они придавали узору живой динамичный вид.

Очень редки в орнаментальных композициях мотивы зигзага и шашечной сетки. Учёные рассматривают их как древние прообразы изображения воды.

Орнамент Древней Греции

Орнаментальное искусство Древней Греции развивалось и преобладало в двух направлениях. А именно вазопись и архитектура. Через них можно проследить все этапы развития греческого изобразительного искусства. Декор из простейших волнообразных мотивов и концентрических кругов эволюционируют в орнамент из геометрических фигур: картинки слева демонстрируют новый этап художественного осмысления символов.

Происходит разделение композиции орнамента на пояса: верхний "небесный", центральный и морской как отражение жизни людей на море. Здесь появляется линейный меандр - геометрический зигзаг, охватывающий тело сосуда сплошными поясами и воспринимающийся в качестве символа воды.

Новым для древнегреческого искусства было появление пальметты - листообразно раскрывающейся формы, встраивающейся в линейные орнаментальные ряды, венчающей капители колонн с обрамлением завитками валют, которые ставились на памятные плиты.

Таким образом, произошло объединение внутренних интерьерных форм зданий, связывающихся общими элементами в области декорирования архитектурных форм и

Орнамент Древнего Рима

В Древнем Риме было два периода развития художественного искусства. Первый, дореспубликанский, связан с преобладающим влиянием культуры этрусков. Второй, собственно римский, знаменуется победой греческого искусства, которое модифицировало римские стилистические и художественные приёмы декорирования.

Этруски являлись носителями богатейшей культуры форм. Они использовали для декорирования одежды, зданий, надгробий натуралистические изображения растений, животных, грифонов и пальметты. В римском костюме были запечатлены этрусские формы украшения ткани крестиками, вписанными в круги точками.

Римляне расширили декоративную цветовую гамму, начали применять игру размеров элементов для достижения иллюзии внутреннего увеличения здания. Римский орнамент, фото которого представлено слева, имеет натуралистические растительные формы, располагающиеся вертикально, симметричные, ритмичные, прекрасно сочетающиеся с основной художественной композицией росписи и дополняющие её. В нём используются предметы обычной жизни: алтари, факелы, музыкальные инструменты, плоды растений.

Архитектурный римский стиль триумфален и перегружен деталями. Использование коринфской капители и украшение её огромным количеством валют, пальметт и завитков стало визитной карточной римского здания. Цветовая гамма такого орнамента яркая и насыщенная, полна необычных сочетаний.

Арабский орнамент

До принятия ислама арабы не имели собственной культуры. Но, завоевав Палестину, Египет, Сирию и Персию, они в кратчайшие сроки создали свой неповторимый художественный пласт, тесно связанный с религией. Запрет Корана на изображение живых существ вывел художественное воображение древних мастеров на новый уровень. Он сгенерировал роскошный своей бесконечностью и витиеватостью известный человеку, далёкому от ислама. Арабскими художниками используется как орнамент из геометрических фигур, так и стилизованные изображения растений, переплетающиеся друг с другом и создающие роскошное, захватывающее дух сложностью покрытие. Оно располагается на внешних и внутренних архитектурных и интерьерных частях храмов, покрывает ковры и одежды людей, печатается как иллюстрации в книгах и наносится на предметы обихода.

Принципы построения орнаментальной композиции

Орнаментальная композиция может носить как самостоятельный, так и дополняющий характер.

В первом случае каждый элемент подчинен своему теоретическому смыслу и расположен относительно классической композиционной структуры или согласно канонам древних мастеров. Например, детали могут быть размещены как с помощью золотого сечения, так и без него; с реализацией реалистичной передачи объёмов и форм либо с применением приёмов увеличения главных элементов и уменьшения второстепенных и так далее.

Если орнамент используется только как дополняющий картину компонент, его внешний вид и смысл отнюдь не сводятся к простоте. Однако в этом случае габариты самого изображения бывают сильно уменьшены, а для композиционного строя характерна некоторая цикличная повторяемость, призванная не отвлекать внимание зрителя от центра, но дополнять его смысл своей символикой.

Использование орнаментальных мотивов в декорировании предметов

Применение национальных орнаментальных мотивов в украшении вещей и предметов обихода всегда носило повсеместный характер. Для современной жизни характерно употребление таких узоров в процессе создания индивидуального стиля жилища. Орнамент может украшать предметы садово-паркового ансамбля. Декорирование одежды национальными элементами настраивает людей на дружественный лад, стимулирует интерес окружающих к персоне её владельца и просто вносит в образ человека индивидуальную изюминку.

Детский орнамент

Детские орнаменты, относящиеся к народному искусству, не имеют каких-то существенных отличий от остальных узоров. Исключение здесь составляют ритуальные одежды, предназначенные для празднования каких-либо возрастных дат и жизненных этапов человека.

II районн ая конференци я по краеведению

«Первые шаги в науку»

Геометрические основы вологодско го

национальн ого костюм а

секция: «Народная мудрость» (фольклор и этнография)

Работу выполнила:

обучающаяся 6 класса:

Шемякина Татьяна Николаевна

МБОУ «Аргуновская СОШ»

Руководитель: Карачева Людмила Витальевна,

руководитель кружка по внеурочной деятельности

ФГОС ООО «Исследователи»

Семёнка 2017

1. Введение……………………………………………………………………………....3

2. Часть 1. Русский костюм – источник творчества…………………….………….…5

1.2 Элементы русского костюма с выкройками….....………………………………....5

Часть 2. Геометрические узоры и орнаменты Вологодской области…….……….....8

2.1. Символика геометрических фигур………………………………………...8

2.2. Геометрическая основа в орнаменте Вологодской вышивки …………...9

2.3. Особенности кроя и вышивки в нарядах Никольского района...….….11

3. Заключение……………………………………..……………………………………13

4. Терминологический словарь………………….....…………………………….…...14

5. Литература……………………………………………………………………...........15

6. Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие из одного района области в другой и увидеть каким разнообразием отличалась русская народная одежда, в основе которой лежат геометрические фигуры. Ответить на главный вопрос: «Как люди «темные», не умеющие читать и писать, так мастерски владели геометрическими фигурами, при шитье одежды и придавали глубокий смысл геометрического орнамента в вышивке Вологодского национального костюма. Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.

Вологодский орнамент – составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым.

Актуальность: работа касается одного из самых интересных вопросов геометрии – теории геометрических преобразований на примере исследования выкроек одежды Вологодского национального костюма,орнаментов вышивки.

Гипотеза : изучение выкроек одежды вологодского национального костюма, разных районов, рассмотрение геометрических фигур в основе их, символика орнамента вышивок была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры и геометрические основы русского национального костюма остаются в основе выкроек современной одежды и стоят на «службе» человека.

Цель работы: исследовать выкройки одежды вологодского национального костюма с точки зрения геометрических фигур, узоры в вологодском орнаменте вышивки.

Задачи : 1. изучить использование геометрических форм и линий в практической деятельности человека;

2. рассмотреть геометрические преобразования, которые лежат в основе создания вологодских орнаментов.

3. воспитывать чувство гордости за традиции родного края.

Объект исследования: выкройки вологодских национальных костюмов, орнаменты с геометрическими формами.

Предмет исследования: геометрия в выкройках и узорах в вышивке

Методы исследования:

Изучение дополнительной литературы по данному вопросу

Описательный метод с приемами наблюдения.

Сравнительный метод.

Часть 1. Русский костюм – источник творчества

Народный костюм на Руси представлял собой сложившиеся комплексы одежды сочетавшие в себе особые черты, характерные для того или иного сословия. Говоря об общей характеристике костюма надо отметить многослойность одежды и достаточно простой покрой, одинаковый для всех слоев населения. Главным отличим социальных групп служит количество вещей и качество материала из чего одежда изготовлена.

Русский костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

В каждой губернии существовала своя мода. Пересмотрев много информации, делаю вывод, что наряд, его фактура зависели от многих факторов: территориальное расположение, так северяне одевались в более закрытую, тёплую и тёмную по цвету одежду. Различия были в расцветке, орнаменте, в зависимости от вероисповедания менялись украшения, обереги. Но любой костюм состоял из трёх обязательных частей – это головной убор, обувь и сам костюм.(Приложение 1)

1.2 Элементы русского костюма

Рассмотрим элементы женского костюма северорусских губерний. Женщины носили так называемый сарафанный комплекс одежды:

РУБАХА – длинная рубаха шилась из домотканого льняного полотнища и видные ее места (рукава, горловина) украшались узорами, они выполняли роль оберега.

В основе выкройки рубахи лежат преимущественно прямоугольники, только при пошиве рукавов использовалась трапеция и треугольники для выточек, которые используются для расширения рукава. (Приложение 2)

Геометрическим орнаментом, состоящим из ромбов и косых крестов, украшался подол рубахи.

САРАФАН – шился из холста, чаще ткани были набивными из домотканой пестряди, позже из фабричной ткани - шелка или парчи. Во второй половине 19 века в гардеробе зажиточных крестьян появились сарафаны из шерсти.

В выкройке сарафана использовались одни четырехугольники, крой был простой и общедоступный. (Приложение 3)

Сарафан был круглый, с отрезной спинкой, на лямках. Как правило, изготавливался из льняной ткани домашнего ткачества пестрядь. Низ сарафана украшался оборкой.

ПЕРЕДНИК – (фартук) из бязи или льняной ткани. Украшался поперечными складками, кружевами или вышивкой красными и черными нитями.

В основе выкройки лежат одни прямоугольники. (Приложение 2)

Льняной передник оформляли тесьмой и оборкой из цветной хлопчатобумажной ткани, и широкой каймой бранного ткачества.

ПОЯС. Обязательным элементом всех костюмов был пояс. При помощи пояса крепились все элементы одежды. В нашем Никольском районе этот пояс называли-кушак.

Пояс изготавливали вручную из полушерстяных нитей желто-оранжевых и зеленых тонов в технике вязания крючком.

Часть 2. Геометрические у зоры и орнаменты В ологодской области

2.1. Символика геометрических фигур.

Геометрические фигуры в вышивке имели определенный смысл. Каждый народ старался показать в орнаменте основные занятия населения, символику природных явлений и добрых качеств человека.

Так круг символизировал –солнце, которое так нужно земледельцу, также круг-это символ вечной

жизни, долголетия, что люди с радостью желали друг другу и выражали это через

А треугольник имел вообще очень большое символическое значение:

Треугольник, основанием вниз обозначал – огонь, как источник тепла и уюта в доме,

Треугольник, основание вверх обозначал - землю, как источник пропитания.

Вода и воздух - основа жизни.

это символ плодородия, особенно важен был для наших предков, так как основным

способом заработка денег являлось земледелие.

2.2. Геометрическая основа в орнаменте Вологодской вышивки

В вышивке нашей местности преобладают мотивы земли и солнца, как символов богатства, плодородия и счастья. В 19 веке был жив обряд чтения узоров, где геометрическим узорам придавалось особое значение. Для изготовления одежды на Руси использовались в основном домотканые холст и сукно.

Большое место в орнаментальной вышивке Никольского района занимают финно-угорские элементы. Самым распространенным орнаментом являются различные варианты ромбов (перекрещенные, с продленными сторонами).

Несколько крупных фигур строгих очертаний ритмически чередовались на ткани. Обычно такие узоры располагались в шахматном порядке или прямой полосой и встречались в «бранном» ткачестве или в вышивке цветной перевитью. Это особый вид техники шитья, он выполнялся на разреженной ткани, из которой предварительно выдергивались нити по утку и по основе.

Узорчатая вышивка Вологодской области отличается большей орнаментальностью и оригинальностью. Узоры представляют собой бесконечную череду ритмично повторяющихся одинаковых элементов. Узор состоит из многочисленных двойных крючков и «гребенок», он то сгущается, то разреживается, словно мерцает. Бранные изделия из Никольского района тоже отличаются мерцанием и мелкими узорами, которые выстраиваются в крупные ромбические фигуры.


Вологодская вышивка очень богата разнообразием самых разных видов орнаментов. Это геометрические узоры, замысловатые рисунки животных и птиц, а также растительные и сюжетные мотивы. Природы и ее четырех стихий и, по мнению ученых, уходили своими корнями в славянскую языческую мифологию. Такие узоры выполнены красной нитью двусторонним старинным швом.

Особое значение придавалось кресту. Крест являлся одновременно и символом солнца. В древности были широко распространены представления о небесном происхождении земного огня. Огонь считался посланцем небес, даром неба, низведенным на землю. В свою очередь небесные светила считались средоточием небесного огня. Вследствие связи почитания солнца и огня обозначается единым символом - фигурой креста. В то же время крестообразные фигуры заключали в себе и более сложную символику.

2.3. Особенности кроя и вышивки в нарядах Никольского района.

Для каждого уезда Вологодской губернии были характерны свои разновидности вышивки, которую отличали особенности техники и приемов шитья, выбор сюжетов для орнамента, размер узоров и цвет нитей. Например, рубаха Никольского района Зеленцовского сельского поселения вышивалась одним из самых простых швов-«тамбурный». Отличалась своеобразным сочетанием геометрических форм в вышивке.

Еще один интересный костюм, характерный для Никольского района, который можно увидеть и в наше время на бабушках – это парочка. Комплект одежды шился из одинаковой ткани и украшался атласными лентами на подоле сарафана и, передника и рубахи.

Заключение.

По итогам проведенной исследовательской работы можно сделать выводы:

Во-первых, что наши предки, люди, «темные», не умеющие читать и писать так мастерски владели геометрическими фигурами, при шитье одежды. Кроили и шили сами женщины не владевшие математическим смыслом этой работы, но наряды получались ровные, красивые, а самое главное – удобные. В настоящее время одежда значительно усложнилась в плане кроя, стала более элегантной, но в основе выкроек всё равно лежит крой русского национального костюма, из моды никогда не выйдут рубахи, платья-сарафаны, юбки свободного кроя. Математические основы кроя и шитья одежды остаются на службе человека и в настоящее время.

Во-вторых, глубокий смысл геометрического орнамента в вышивке Вологодского национального костюма находит свои корни и в современной одежде.

В-третьих, восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.

В-четвертых, определенный отпечаток на формирование костюма наложило занятие населения определенным видом деятельности, географической положение народа, их быт и самодеятельность.

С годами юбки делались короче

А женский гардероб все богател

Все силуэты как бы, между прочим

Двадцатый век переменить сумел.

Терминологический словарь

БОРДЮР – периодически повторяющийся рисунок

КВАДРАТ – прямоугольник, у которого все стороны равны

ОРНАМЕНТ - узор, построенный чередованием в определенном порядке

рисунков или линий

ПРЯМОУГОЛЬНИК – параллелограмм, у которого все углы прямые

РОЗЕТКА – это круглый орнамент, встречающееся в вышивках, в резьбе по дереву.

РОМБ – параллелограмм, у которого все стороны равны

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

    Бакулина З.К., Веселова Н.А. Традиционный народный костюм Вологодской области. Этнографические очерки. Вологда, 2006.-112 с., ил.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. Авторы З.А. Зорина, И.И. Полетаева; - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000

    Терещенко А.В. История культуры русского народа: одежда. – М.: ЭКСМО, 2007. – 736с.

    Этикет и стиль: большая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010. – 320с.

    http://www.russian-costume.ru/uzoryi-i-ornamenty.html

    http://www.territa.ru

    http://images.yandex.ru

    «Орнамент» - Создание орнамента с помощью осевой симметрии и параллельного переноса. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения. Крестьянские избы украшались резным узором. Русский орнамент очень разнообразен. Примеры русского орнамента. Плоскостной. Параллельный перенос. Как получен орнамент:

    «Костюмы народов Поволжья» - Женская обувь – кожаные галоши (кебис). Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи. Элементы национальных орнаментов. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Татарский костюм.

    «Башкирский народный костюм» - Чайник с башкирским орнаментом. Накосник женский. История костюма. Резьба по дереву. Геометрические орнаменты. Аппликация из кожи и замши, вышитый вручную башкирский орнамент. Ювелирные изделия. Башкирский орнамент. Техника: геральдическая резьба. Тема урока: «Башкирский народный костюм». Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью.

    «Русский народный костюм» - В былые времена вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Зелёный – крапива. По одежде можно узнать о традициях и обычаях своего народа. Если рукава опускали, то сделать какую либо работу было невозможно. Сверху одевали душегрею. А замужние женщины обязательно одевали кокошник или платок.

    «История костюма» - В 20-е года ХХ века впервые появились чулки телесного цвета. Мода 1795 - 1820 становится подражанием античности. Костюм эпохи возрождения. Классицизм, Империя, Ампир (1795 – 1820). Костюм раннего средневековья. Эпоха турнюров. В качестве верхней одежды очень популярны были фигаро, накидки, ротонды. Вторая половина XIX века.

    «Национальные костюмы» - Национальные костюмы. Мы познакомились с киргизскими национальными костюмами. Женский национальный костюм. Национальный мужской костюм. Вывод. Все костюмы красиво украшены орнаментами. Узнали названия женских и мужских головных уборов. В прошлом киргизский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен.