Психология развития человека. Интеллектуальная деятельность пожилых людей. Учебник: Социальная психология старения

Закономерные изменения мозга являются частью нормального процесса старения, и, как следствие, должны логически ожидаться соответствующие изменения интеллектуальной активности. Однако, по данным американских исследователей (системных отечественных исследований в этой области очень мало), существуют разногласия по поводу снижения общей интеллектуальной активности при нормальном старении. Дэвид Векслер, применивший свою шкалу интеллекта к представителям разных возрастов, сделал вывод о том, что поздняя зрелость характеризуется снижением общей интеллектуальной деятельности, обусловленным закономерными процессами старения. Однако в своих более поздних исследованиях он обнаружил, что вербальные навыки (объем активного и пассивного словаря) поддерживаются на относительно хорошем уровне в поздних возрастах, в то время как результаты тестов на сообразительность оказались ниже, чем у представителей других возрастов.

Дж.Хорн выдвинул предположение, что этот факт является результатом различного вклада биологических возрастных изменений в выполнение вербальных и невербальных тестов. Развивая эту мысль, Дж.Хорн сформулировал свою теорию текучего и кристаллизованного интеллекта:

· Текучий - подвижный - интеллект -- это широкая область интеллектуального функционирования, ассоциируемая со способностями, с помощью которых мы обретаем новые знания и навыки (к которым относится скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений, способность к абстрактному мышлению). Этот тип интеллекта, по мнению Дж.Хорна, отражающий возрастные особенности состояния нервной системы (ее работоспособность и интегративность), постепенно снижается на протяжении всего периода зрелости, что особенно заметно в поздней зрелости.

· В отличие от текучего, кристаллизованный интеллект ассоциируется со способностями, которые приходят с опытом и образованием, и включает вербальные навыки, осведомленность, а также весь объем знаний, накопленных в течение жизни. Кристаллизованный интеллект включает также способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. В отличие от текучего интеллекта, кристаллизованный интеллект часто улучшается в течение всей жизни, пока люди способны получать и сохранять информацию.

П.Балтес и К.Шайи подвергли критике гипотезу Хорна на том основании, что данные, подтверждающие ее, были получены с помощью метода поперечных срезов. Определенный вклад в полученные этим методом результаты вносит когортный эффект. Как показали широкомасштабные лонгитюдные исследования, у людей с высоким образовательным уровнем многие интеллектуальные способности продолжают нарастать с возрастом по крайней мере до семидесятилетнего возраста (особенно если они подвергаются систематической тренировке). Причем эти способности относятся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту. Анализируя полученные данные, К.Шайи высказал предположение, что изменения в поздних возрастах затрагивают не саму природу интеллекта, а его функцию. С наступлением пожилого возраста изменяется использование знаний: люди возвращаются к собственным ценностям и установкам, их занимают не абстрактные рассуждения, а реальные вопросы, они способны мыслить абстрактно, но, в отличие от молодых людей, не склонны заниматься решением задач ради них самих и могут противиться решению заданий типа тестов IQ.

Отмечается, что хотя оценка интеллекта, определяемая количеством правильных ответов по тесту, в пожилом возраст снижается, однако интеллектуальный коэффициент - IQ - с возрастом почти не изменяется, то есть человек в сравнении с другими членами своей группы на протяжении жизни сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта. Человек, демонстрировавший средний уровень IQ в период ранней взрослости, с наибольшей вероятностью будет иметь средний IQ в старости.

Проблема дифференцированного изменения интеллектуальных функций в старости остается дискуссионной. Так, крупнейший специалист в области возрастных изменений интеллекта Пол Балтес провел границу между теми аспектами интеллекта пожилого человека, которые ухудшаются в старости, и теми, которые обнаруживают некоторое улучшение. Он выделил «когнитивные» и «прагмативные» механизмы интеллекта. «Когнитивные механизмы» интеллекта отражают нейрофизиологическую архитектуру мозга, которая, по мнению П.Балтеса, изменяется на протяжении жизни. На операциональном уровне «когнитивные механизмы» ответственны за скорость и точность психических процессов, включающих восприятие информации, зрительную и моторную память, а также операции классификации, сравнения и категоризации. Ухудшение этих операции, функций и механизмов с возрастом обусловлено сильным влиянием биологических факторов, а также состоянием здоровья.

В свою очередь «прагмативные механизмы» интеллекта представляют собой его культурно обусловленную область. На операциональном уровне «прагмативные механизмы» интеллекта обуславливают навыки чтения и письма, понимание речи, образовательный уровень, профессиональные знания и навыки, знания о себе и жизни вообще, которые помогают человеку справляться с различными жизненными трудностями. По мнению автора теории, именно совершенствование «прагмативных механизмов» интеллекта, их возможности в плане компенсации угасающих функций обеспечивают интеллектуальное развитие в старости на фоне ухудшения отдельных функций.

Анализ теорий общего интеллекта в старости убедительно доказывают действенность явления «витаукта», открытого В.В.Фролькисом: интеллект адаптируется к возрастному адаптогенному фактору, ослабление одних функций способствует формированию приспособительных функциональных систем, что позволяет компенсировать деструктивные явления когнитивного старения.

При этом, как указывает большинство теорий, центральным механизмом когнитивной компенсации и развития в старости является вербальный интеллект. Этот феномен был отмечен Б.Г.Ананьевым, который подчеркивал, что речемыслительные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций; эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором его онтогенетической эволюции.

Таким образом, позитивные адаптационные изменения в старости направлены на актуализацию резервных возможностей, накопленных на более ранних этапах онтогенеза. Существуют отечественные данные , согласно которым в старости происходят сложные перестройки психической организации, характеризующиеся в первую очередь сдвигами во всех звеньях саморегуляции. При этом проявление компенсаторных механизмов, обеспечивающих возможность нормального познавательного функционирования на новых уровнях когнитивной адаптации, обусловлено не только качественным изменением интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенности его структурной организации (обеспечением интеллектуальной сохранности за счет механизмов понятийного мышления, которые компенсируют нарастание дезинтегрированности отдельных познавательных функций, усиление полезависимости, ригидности и замедленности развертывания ориентировочной фазы интеллектуальной деятельности).

Наиболее очевидно проявляют себя механизмы компенсации возрастных интеллектуальных изменений при исследовании тех функций, которые обнаруживают очевидное ухудшение с возрастом. Так, американскими психологами было убедительно показано, что скорость переработки информации, скорость извлечения информации из долговременной памяти, скорость оперирования образами, скорость всех умственных и физических операций однозначно снижается в старости. При этом те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, проявляют спад в старости. Однако у этой тенденции обнаружено много индивидуальных вариаций, обусловленных опытом. Так, в одном эксперименте измерялась скорость работы пожилых и молодых машинисток. Значимых различий в скорости их работы обнаружено не было. При исследовании причин этого примечательного факта было выявлено, что пожилые машинистки, компенсируя закономерное снижение времени реакции, научились заранее просматривать и удерживать в памяти текст, предназначенный для перепечатки. Когда исследователь ограничил количество слов, которое может заранее прочесть машинистка, то скорость работы пожилых машинисток значительно снизилась. Приведенный опыт показал, что пожилые люди в условиях переработки информации способны компенсировать снижение скорости реакции за счет антиципации последующей информации и в целом поддерживать уровень работоспособности, подключая опыт и вербальные навыки, которые практически не ухудшаются по мере старения. Выяснилось, что высокая эффективность работы поддерживается пожилыми людьми в таких видах деятельности, как музыкальное исполнение и композиция, шахматы, бизнес, и это обеспечивается процессами компенсации.

Компенсация снижения скорости реакции со стороны возрастающего опыта представляет собой тот механизм, с помощью которого пожилые люди поддерживают свои когнитивные функции в разных видах умственной деятельности, включая память и принятие решения.

Механизмы компенсации возможного снижения интеллектуальной деятельности в старости

В исследованиях П.Балтеса особое внимание уделялось механизмам компенсации тех структур интеллекта, которые наиболее уязвимы под влиянием возрастного фактора -- скорость и точность интеллектуальных процессов, логические операции и другие. Эти исследования помогли структурно описать то понятие, которое обобщенно именуется «опыт» и разработать модель адаптационного механизма, поддерживающего интеллектуальную активность в старости, которую П.Балтес назвал «селективной оптимизацией с компенсацией».

Эта модель предполагает, что по мере того, как пожилые люди осознают потери своего интеллекта, у них происходит изменение их умственной деятельности в трех направлениях: 1) по линии селекции (отбора) -- снижение объема функционирования с возрастом побуждает пожилых людей отбирать только те виды активности, с которым они справляются наилучшим образом; 2) по линии оптимизации -- она предполагает возможность поддержания уровня выполнения деятельности в некоторых областях в результате увеличения объема практики, более тщательной подготовки к деятельности и использования новых технологий; 3) по линии компенсации -- она становится необходимой, когда задачи, которые возникают в ходе выполнения деятельности, значительно превышают тот актуальный потенциал, которым обладает старый человек, и возникает необходимость переструктурирования ситуации в целом.

Для пояснения своей модели П.Балтес приводит следующий пример с пианистом А.Рубинштейном. Последний не скрывал, что продолжать свою исполнительскую деятельность в возрасте восьмидесяти лет ему помогали следующие приемы: 1) во время концертов он исполнял не весь свой репертуар, а лишь несколько относительно небольших пьес (пример селекции); 2) он проводил большее время за тренировкой исполнения, чем в молодости (пример оптимизации); 3) он использовал особую стратегию исполнения: быстрые фрагменты он предварял медленными так, чтобы игра второго фрагмента казалась более быстрой (пример компенсации).

П.Балтес неоднократно подчеркивал, что процесс селективной оптимизации с компенсацией особенно эффективен тогда, когда человек прекращает участие в производительной жизни общества, что обуславливает потерю важного компонента человеческой жизни. В судьбе каждого старого человека потери неизбежны, хотя существует широкая вариация в природе потерь. Так, все пожилые люди вовлечены в какие-либо формы отбора, компенсации и оптимизации, но специфическая форма адаптации будет зависеть от конкретной истории жизни, интересов и ценностей, здоровья и навыков каждого конкретного человека.

В зарубежных исследованиях интеллектуальной деятельности пожилых людей особое внимание уделяется роли тренировки интеллектуальных функций для поддержания общего уровня когнитивной активности. Практически все исследователи сходятся на том, что когнитивные навыки тренируются. Так, Уиллис исследовал пространственную ориентировку и способность к рассуждению у 4000 людей пожилого возраста и выяснил, что 40 % из них в результате тренировок вернулись к уровню выполнения тестов, которые они имели 14 лет назад.

Очень интересны результаты семилетнего лонгитюдного исследования, в котором старых людей обучали стратегии использования правил и приемов, необходимых для эффективного принятия решения. Эти результаты показали, что семидесятилетние и восьмидесятилетние обнаружили тот же уровень выполнения деятельности, что и десять лет назад. Авторы сделали вывод о том, что полученный результат обусловлен тренировкой (которая моделирует использование правильных стратегий решения задач), постоянной индивидуальной практикой и наличием обратной связи относительно правильности решения практических проблем. К тому же тренировка, по всей вероятности, увеличивает пластичность когнитивных механизмов.

Проведенные западными психологами многочисленные исследования общей интеллектуальной функции в старости обнаружили следующее:

1. Эта функция значительно ослабевает не столько под влиянием собственно возрастного фактора, сколько ввиду нетренированности, незадействованности интеллектуальных способностей в жизни и деятельности, а также под влиянием ухудшения здоровья. Однако на любом временном отрезке старости имеют место индивидуальные различия во времени начала ухудшения интеллектуальных функций и скорости этого процесса.

2. В проводимых исследованиях интеллекта в старости более резкое ухудшение интеллекта было зафиксировано методом возрастных поперечных срезов (лонгитюдные исследования позволяют наблюдать более оптимистичную картину). Задания, которые вызывали наибольшие сложности у пожилых, как правило, включали необычные или незнакомые для опыта пожилых процедуры. Однако более развернутые исследования показали, что некоторые из этих возрастных дефектов могут быть компенсированы тренировкой.

3. Данные, полученные П.Балтесом, показали, что на общую картину динамики познавательных функций в старости большой отпечаток откладывает образование, здоровье, работа и когнитивная тренировка.

Уровень образования пожилых людей положительно коррелирует с уровнем выполнения ими различных интеллектуальных тестов. Причину этого исследователи искали в том, что люди с более высоким образовательным уровнем обнаруживают потребность в продолжении обучения (в самых разных формах) уже после выхода на пенсию. При этом в ходе обучения они стремятся лучше понять природу старости, чтобы эффективнее справиться с новыми социальными требованиями, остаться работоспособными после выхода на пенсию, чтобы в целом лучше приспособиться к статусу пенсионера.

Опыт работы существенно влияет на когнитивную сохранность в старости, но прежде всего в том случае, если профессиональная деятельность в зрелости была когнитивно ориентирована. Этот факт, в частности, повлиял на то, что у нынешнего поколения пожилых людей интеллектуальные функции, исследованные в поздние годы, обнаружили более высокие показатели, чем у предшествующего поколения.

Здоровье непосредственно и напрямую влияет на качество и способность к интеллектуальной деятельности в старости. Речь идет не о старческих психических заболеваниях (таких, как болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.), а о типичных соматических заболеваниях, вероятность которых в старости увеличивается. Так, некоторые медицинские препараты, необходимые для лечения, ослабляют функцию памяти и принятия решений. Глубокое исследование этой проблемы помогло некоторым авторам сделать вывод о том, что снижение интеллектуальных функций в старости больше связано с ухудшением здоровья, чем с возрастом как таковым. Состояние здоровья американские исследователи во многом связывают со способностью человека к физической активности. Так, многочисленные исследования обнаружили взаимосвязь между регулярными физическими упражнениями пожилых людей и их когнитивными способностями в возрасте от 55 до 91 года. Пожилые люди, которые регулярно тренировались физически, лучше выполняли тесты на рассуждение, память, время реакции, чем пожилые люди, которые тренировались мало и нерегулярно. При этом все авторы отмечают, что начинать программу физических упражнений надо с тщательного медицинского обследования и наращивать объемы следует постепенно.

На функциональном уровне возрастные изменения не затрагивают выполнение знакомой деятельности. Компетентность выполнения многих видов сложной интеллектуальной активности, включенной в повседневную жизнь пожилого человека, обнаруживает лишь незначительное снижение с возрастом. Возрастной фактор становится все более очевидным, когда пожилой человек сталкивается с новыми или многочисленными испытаниями, особенно в возрасте старше 75 лет.

Накопленный опыт проявляется в том, что поведение старого человека в большой степени зависит от зрелости его взглядов на жизнь. Насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой путь на предшествующих этапах, насколько он обнаружил и реализовал свой личностный потенциал. Так, французский психиатр С.Пако отметил, что у более одаренных и реализовавших свою одаренность в молодости людей разрушительное влияние старения на интеллектуальные способности выражено меньше, чем у людей, чья одаренность меньше проявила себя в молодости и зрелости.

Компенсаторные механизмы поддержания уровня общей интеллектуальной активности и отдельных высших психических функций получили частичное освещение в работах отечественных нейропсихологов. Так, было показано, что сужение объема психической деятельности, имеющееся при старении, создает когнитивный дефицит, и в качестве компенсаторного механизма выбирается стратегия опосредования как способ саморегуляции. Полученные данные о динамике когнитивных стратегий и о формировании новых способов опосредования психической активности при старении позволяют видеть в нем особую форму онтогенеза.

Нейропсихологи отмечают, что даже при благоприятном протекании старости высшие психические функции характеризуются некоторой дефицитарностью. На этом основании были выделены три типа старения на основе наиболее дефицитарного звена в высших психических функциях в соответствии с теорией А.Р.Лурия о трех блоках мозга.

Первый -- нейродинамический -- тип старения связан с дефицитарностью блока регуляции тонуса и бодрствования.

Второй -- пространственный -- тип старения высших психических функций связан с дефицитарностью блока принятия, переработки и хранения информации, с недостаточностью анализа и синтеза. Отечественные нейропсихологи (Н.А.Загянская, Ю.В.Зуева, Н.К.Корсакова) показали, что переработка пространственных характеристик информации обнаруживает высокую степень сенситивности в старости и даже при благополучном старении с возрастом снижаются возможности пространственной ориентировки, решения пространственных задач в различных модальностях, запоминания локализации объекта, в результате чего страдает целостность, симультанность восприятия пространственного, упорядоченного мира предметов и явлений.

Третий -- регуляторный -- тип старения обусловлен дефицитарностью блока программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Компенсаторный процесс протекает, по предположению нейропсихологов, в направлении возрастных перестроек в перераспределении активности отдельных блоков мозга и, возможно, в перераспределении аспектов активности правого и левого полушарий мозга.

. Плохой слух может корректироваться путем использования слуховых аппаратов, однако их неудобство заключается в том, что происходит усиление не только речь других людей, но и всех внешних шумов

. Эта болезнь лечится хирургическим путем

Старение влияет и на работу нервной системы пожилых людей, которая снижает свою чувствительность, а вследствие этого замедляется реакция организма на действие внешних раздражителей. Сенсорная чувствительность несколько ухудшается, что особенно имеет место в работе слуховых ощущений. Плохой слух пожилого человека может вызвать ее кажущуюся невнимательность, защитную самоуглубленность. В отдельных личностей позднего доро слого возраста на фоне глухоты могут усилиться такие черты, как замкнутость и подозрительностьсть.

Период поздней взрослости характерен также ухудшением зрения у многих его представителей. Так, уменьшается способность фокусировать взгляд на предметах, что обусловлено потерей эластичности хрусталика, а е ого помутнение вызывает катаракту. Ухудшение остроты зрения затрудняет восприятие мелких деталей и требует использования коррекционных очков. Вкусовые ощущения практически не поддаются возрастным изменениям, в то время как обонятельная чувствительность ухудшается. Важно, что степень ухудшения существенно зависит от индивидуальных особенностей человекдини.

Хотя принято считать, что разум стариков слабеет, однако количество экспериментальных данных показали тенденцию сохранения многих когнитивных функций в поздней взрослости. Выявлено, что под влиянием м органических преобразований мозга, связанных со старением, происходят изменения в работе интеллекта пожилого возраста. Наиболее типичные из них - это снижение скорости умственных операций, в частности обработки пер цептивнои информации, механического запоминания и времени реакцииії.

Исследования мнемической деятельности пожилых людей показали несущественное снижение работы кратковременной памяти, практически без

. Старики лучше фиксируют и удерживают в памяти то, что для них важно или может потребоваться в жизни

изменений остаются темпы оперативной памяти и снижается производительность долговременной памяти, особенно такого процесса, как запоминание. Хотя на работу памяти в пожилом возрасте влияет состояние сосудов лю. Иудейские однако существенную роль играет психологический фактор - вовлеченность интеллекта. Логическая память сохраняет высокую производительность и в старости, в отличие от механической. Логическая память опирается на робот в мышление, которое у пожилых людей обычно сохраняет свои активные функцииції.

Экспериментально доказано, что несмотря лучшую работу памяти у молодых людей, они проигрывают представителям поздней взрослости в таком мышления аспекте как мудрость

. Мудрость - экспертная система знаний человека, является ориентированной на практическую сторону жизни и обеспечивает выработку взвешенных суждений и принятие умеренных решений

Начав активно формироваться еще в предыдущем возрастном периоде, в поздний взрослости мудрость достигает своего пика. По мнению американского психолога. ПБалтеса, экспертные знания распределяются на 5 категорию. Орийй:

o фактуально знания о практической стороне жизни

o процедурные знания о практической стороне жизни

o знания контекста общественных изменений

o знания о неопределенности жизни

o знания о относительности жизненных ценностей

В основу жизненной мудрости положен культурно обусловлен кристаллизованный интеллект, который в поздний взрослости достигает наибольшей насыщенности. Мудрость трудно приобретается, однако легко распознается людьми ьмы по ряду типичных признаков:

. Рис 377. Признаки мудрости за. Балтесом

. Ребенок - реалист, юноша - идеалист, мужчина - скептик, старый - мистик

. Г. Гете

Хотя опыт играет важную роль в выработке мудрости стариками, однако ее развитие далеко не является прямым отражением накопления жизненного опыта. Следует учитывать, какие уроки человек нап працьовуе до старости и в течение неї.

Принято считать, что воображение как познавательный процесс наиболее активно работает в детстве, подростковом и юношеском периодах, тогда как поздняя взрослость предусматривает вовлеченность памяти и мышления. Однако человек а пожилого возраста в связи с анализом собственного жизненного пути направляет имажинативни процессы на трансцендентальные аспекты действительности, а перспективы умирания склоняют к религиозности есть воображение в поздние и взрослости приобретает несколько мистического характерру.

Дискуссионным в геронтопсихологии остается вопрос обязательности спада умственной активности и угасание интеллекта стариков. Большинство ученых настаивает, что спад умственной активности не является об бовьязковим, так как обусловлен преимущественно установками человека. Механизм этого явления означает, что в подавлении умственной активности пожилого человека виноваты не старческие инволюционные процессы, а внушение ожидания и интеллектуальная бездействие самой личноститі.

. Человек, ведет продуктивную жизнь, не становится немощным старцем, наоборот, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, хотя физическая сила ослабевает

. ВФранкл

. Рис 378. Механизм снижения умственной активности в пожилом возрасте

Спад интеллекта в пожилом возрасте обусловлено прямыми и опосредованными факторами. К прямым относятся старческие болезни мозга:

o сосудистые поражения мозга (инсульт, инфаркт мозга, атеросклероз)

o старческая деменция (приобретенная слабоумнисть, проявляющийся в дефектах познания, прогрессирующей амнезии и личностных нарушениях)

o болезнь. Альцгеймера (прогрессирующее отмирание клеток головного мозга, что сопровождается постепенным ослаблением памяти и дезориентацией человека)

К типичным опосредованных факторов старческого спада интеллекта относят: неблагополучное физическое и психическое здоровье, пищевую недостаточность (авитаминоз), злоупотребление алкоголем и лекарствами, интеллектуально на бездействие.

Исследованиями доказано, что вербально-логические функции прогрессируют даже тогда, когда инволюция старости уже поразила невербальный интеллект и сенсомоторике человека. При высоком уровне задействованной интеллекта развитых познавательных интересах и системной самообразовательной деятельности спад вербальных функций не происходит до глубокой старости. Довольно часто люди сохраняют свою умственную работоспособность и по дос. Гненный 70-летнего рубежа. Более того, много талантливых людей именно в возрасте создают настоящие шедевры, получает мировое признаниення.

. Примерами поэтому есть следующие деятели:. ПЛамарк,. ИКант,. ИПавлов,. ВГюго,. ЛТолстой,. ЗФройд,. БСкиннер,. ЕЕриксон,. МАмосов и др.

Снижение интеллекта в старости, старческие деменции происходят не у всех людей. Многочисленными исследованиями психологов, врачей, социологов было доказано, что у психически здоровых пожилых людей до 80 лет практически не наблюдается значительного снижения интеллекта, их интеллектуальные способности остаются такими же, как раньше.

Психическое состояние, интеллектуальные способности в старости зависят от двух факторов: образования и уровня профессиональной квалификации. Чем выше уровень образования, полученного человеком в молодости, тем лучше сохраняется интеллект в старости.

Люди с более высоким уровнем профессиональной подготовки, приобретенной в молодые годы, постоянно пополняют свои знания и в зрелом возрасте.

Они на протяжении всей жизни занимаются интеллектуальной тренировкой.

Следовательно, становясь старше они сохраняют интеллектуальные способности, высокий жизненный тонус.

Факты

В ходе исследований обнаружен интересный факт: подвижность психики обусловлена «средой обитания» пожилого человека. Такой вывод был сделан на основании сравнительного анализа результатов двух обследованных групп.

Одна группа состояла из здоровых пожилых людей, живущих в благоприятной среде, которая способствовала повышению их жизненного тонуса.

Другая группа состояла из людей такого же возраста, но живущих в «тепличных условиях», которые вынуждали их к пассивности.

Очевидно, окружающая среда, требующая самостоятельности, независимости, позволяет сохранить высокий уровень интеллекта. Кроме того, чтение специальной и художественной литературы, изучение иностранных языков, различные увлечения - все это требует постоянной работы мозга.

Авторы этих наблюдений делают вывод, что в нормальных условиях умственные способности человека к старости не уменьшаются. Естественно, что между отдельными индивидуумами различия могут быть весьма существенными, но это зависит от условий существования.

Снижение слуха с возрастом

Существует еще одно наблюдение, касающееся интеллекта пожилых людей. Из-за возрастного снижения слуха человек иногда странно реагирует на вопросы или замечания окружающих. А окружающие приписывают ответы невпопад или неверные замечания снижению его умственных способностей.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования в старости. Геронтолог Э.Я. Штернберг делает вывод, что основное, что характеризует старение, - это снижение психической активности, выражающееся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов.

Применительно кблагоприятным формам психического старения существенно, что, несмотря на эти изменения силы и подвижности, сами психические функции остаютсякачественно неизменными и практически сохранными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.

П. Балтес разрабатывал идею о том, что интеллектуальная сфера пожилого человека поддерживается посредством механизма избирательной оптимизации и компенсации. Избирательность проявляется в постепенном сокращении видов деятельности, когда отбираются только самые совершенные и на них сосредоточиваются все ресурсы. Некоторые утраченные качества, например физическая сила, компенсируются за счет новых стратегий выполнения действий.

Память. Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения. Фиксация на нарушениях памяти типична и для самих старых людей.

Общий вывод многочисленных исследований последних лет относительно влияния старения на память состоит в том, что память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объем восприятия, избирательность внимания, снижение мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий.

Указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако тренировка после тщательного инструктирования и небольшой практики существенно улучшает результаты, даже у самых старых (тех, кому около 80 лет). Однако эффективность подобного обучения молодых людей выше, т.е. резервные возможности развития у пожилых людей меньше.

Разные виды памяти - сенсорная, кратковременная, долговременная - страдают в разной степени. «Основной» объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работаетлогическая память. Большой интерес представляют исследованияавтобиографической памяти.

Интеллект. В рамках иерархического подхода к рассмотрению интеллекта при характеристике когнитивных изменений в старости выделяют «кристаллизованный интеллект» и «подвижный интеллект».Кристаллизованный интеллект определяется количеством приобретенных в течение жизни знаний, способностью решать задачи, опираясь на имеющуюся информацию (дать определения понятий, объяснить, почему красть нехорошо).Подвижный интеллектподразумевает способность решать новые проблемы, для которых нет привычных способов. Оценка общего интеллекта (Q-фактор) складывается из совокупности оценок и кристаллизованного, и подвижного интеллекта.


Исследования, проведенные в первой трети XX в., демонстрировали типичную кривую старения: после 30-летнего возраста, на который приходился пик интеллектуального развития, начинался процесс нисхождения, в меньшей степени затрагивавший вербальные характеристики. Позднее, когда были предприняты усилия по преодолению влияния вмешивающихся переменных, было показано, что значительное снижение интеллектуальных показателей можно констатировать только после 65 лет. Например, в масштабном Сиэтлскомлонгитюдном исследовании старения, продолжительностью более 20 лет, при тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, умение делать логические выводы, зрительно-пространственные отношения, вербальное понимание и гибкость.

Отмечается, что хотя оценка интеллекта, определяемая количеством правильных ответов по тесту, в старости снижается, однако интеллектуальный коэффициент (IQ) с возрастом почти не изменяется, т.е. человек в сравнении с другими членами своей возрастной группы на протяжении жизни сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта. Человек, демонстрировавший средний IQ в период ранней взрослости, с наибольшей вероятностью будет иметь средний IQ в старости.

Существуют доказательства того, что кристаллизованный интеллект более устойчив к старению по сравнению с подвижным, снижение которого, как правило, выражается резче и в более ранние сроки. Подчеркивается, что большое значение при оценке интеллекта имеет фактор времени: ограничение времени, отводимого на решение интеллектуальных задач, приводит к заметному различию результатов пожилых и молодых людей даже по тестам на кристаллизованный интеллект. В то же время имеет место возрастное варьирование: снижение даже подвижного интеллекта происходит не у всех. Часть представителей группы пожилых людей (по одним данным - 10-15%, по другим - несколько меньше) сохраняют свой юношеский уровень интеллекта. В группах пожилых людей наблюдается увеличение (по сравнению с более молодыми испытуемыми) вариативности в результатах тестирования по многим когнитивным и мнемическим критериям, что иногда связывают с морфофункциональными изменениями головного мозга.

С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизиологические изменения при нормальном старении:

1. Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.

2. Ухудшение способности к восприятию.

3. Сужение поля внимания.

4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания.

5. Трудности распределения и переключения внимания.

6. Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания.

7. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.

8. Некоторое уменьшение возможностей памяти.

9. Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.

10. Трудности воспроизведения.

Принцип «компенсации дефекта» должен применяться для решения когнитивных проблем старения.

Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте.

В одном из своих интервью известный литературовед Д.С. Лихачев на вопрос, как ему удается, несмотря на преклонный возраст, вести активную научную и общественную жизнь, ответил, что помогает размеренный образ жизни, четкий режим, отсутствие больших перерывов в работе и избирательный подход к выбору тем. Он пояснил: «Основная моя специальность - древнерусская литература, но я то о Пастернаке пишу, то о Мандельштаме, обращаюсь даже к вопросам музыки, архитектуры. Дело в том, что есть такие области науки, которые по возрасту мне уже трудны. Скажем, текстология - изучение текстов: для этого нужна очень хорошая память, а у меня она уже не та, что в молодости».