Закон рф "о защите животных от жестокого обращения". Федеральный закон о защите животных от жестокого обращения

Домашние и дикие животные — являются частью человеческого мира и требуют к себе особого внимания. Для урегулирования отношений, связанных с приобритением и содержанием зверей был принят, но не одобрен законопроект «О защите животных от жестокого обращения». Благодаря принятому законодательному акту человек будет знать, что за жестокое обращение с животным он будет наказан по всей строгости ФЗ. Подробнее о внедренном законопроекте и размерах штрафа читайте в статье.

Из-за особой категории населения, обижающих и издевающихся над животными, депутаты Государственной Думы хотят принять специальный законопроект. Принят закон был в 1999 году, но через год был отклонен Президентом В.В. Путиным. Причина отклонения — отсутствие предмета правового регулирования.

Настоящий Федеральный Закон создан для укрепления нравственности и гуманности общества, а также на избавление страданий живых существ и на предотвращение гибели зверей. Главной целью закона является предотвращение жесткого обращения с животными.

Основные положения не принятого Федерального Закона о защите животных:

  • Общие положения — используемые понятия в настоящем законе, основные принципы создания документа, сфера применения и так далее;
  • Полномочия субъектов России;
  • Права населения Российской Федерации по защите животных;
  • Правила обращения с животными;
  • Информация о международных договорах по защите зверей от жестокого обращения;
  • Заключительные положения — порядок введения в действие настоящего закона.

Рассматриваемый закон регламентирует деятельность человека и распространяется на:

  • животноводство;
  • рыбоводство;
  • обращение с животными на территориях заповедников;
  • охотничье хозяйство;
  • служебное собаководство;
  • содержание домашних зверей;
  • использование зверей в цирке, зоопарке, на выставках;
  • использование зверей в развлекательных целях;
  • использование зверей в процессе производства препаратов;
  • другие виды деятельности, где задействованы звери.

По настоящему не принятому закону, во всех вышеуказанных сферах деятельности человека со зверями, связанных с использованием животных, необходимо соблюдать принципы обращения со ними. В качестве принципов выступают:

  • жестокое и плохое обращение со зверями не является нравственным и гуманным поведением для представителя человеческого рода;
  • предоставлять зверям должный уход и индивидуальные условия для проживания, в зависимости от их вида;
  • население обязано не допускать зверей к страданиям и к гибели;
  • право собственности и владения зверями могут быть прекращены при нарушении норм настоящего закона.

Согласно закону, чтобы оградить животных от жестокого обращения и от гибели, уполномоченные местные органы России вправе:

  • предпринимать политические меры, направленные на защиту зверей;
  • разрабатывать и внедрять федеральные и целевые программы, направленные на защиту зверей;
  • заключать международные договора, способствующие борьбе с жестоким обращением с живыми существами;
  • разрабатывать федеральные стандарты, способствующие воспитанию в людях гуманных и нравственных качеств.

Рассмотреть подробней тест настоящего не принятого закона можно

Какие законы защищают животных от жестокого обращения?

Во всех странах мира существуют законы, созданные для защиты животных от злоумышленных действий людей, и Российская Федерация тому не исключение. Несмотря на то, что закон о защите животных не принят, есть несколько законодательных актов, которые направлены на гуманное отношение людей к зверям. Среди таких законов:

Гражданский Кодекс России. В данном кодексе статьи — 137, 210, 230, 231, 232, 1080, 1082 и 1083 содержат положения о защите животных домашних и бездомных.

Федеральный Закон “О штрафных санкциях за нарушение законодательства РФ в области охраны животных и временных правил содержания собак и кошек в г. Москве”. В настоящем законодательном акте указаны правила поведения хозяев кошек и собак в общественных местах, а также соблюдение тишины в квартирах и домах. При несоблюдении условий законопроекта следует административное наказание. Сумма штрафа указана в положениях документа.

Уголовный Кодекс России. В статьях 226.1, 245, 258.1 данного ФЗ № 63 содержатся обстоятельства, при наступлении которых преступнику грозит наказание.

Федеральный Закон № 52 «О животном мире». Данный ФЗ регламентирует обеспечение охраны животному миру с целью поддержания биологического разнообразия. Одной из важных целей настоящего ФЗ является создание условий для существования животной среды и для сохранения генетического фонда.

Кодекс об административных нарушениях в Российской Федерации. Данный законодательный акт содержит обстоятельства безнравственного отношения к животному миру, также обуславливает наказание за нарушения пунктов КоАП России. Осуществление наказания содержится в статьях — 7.11, 8.29, 8.33, 8.35, 8.36, 8.37, 10.6, 10.7, 10.8, 10.11, 23.26.

Общественные организации и активисты борются за гуманное и ответственное обращение с животными

В последнее время все больше информационных поводов на тему защиты животных. В апреле 2016 года зоозащитники заявили в полицию и прокуратуру о массовой гибели животных на территории приюта «ЭКО-Вешняки» - в ходе проверки там были обнаружены тела нескольких десятков погибших животных. В мае 2016 года в Москве прошел митинг защитников животных. Кроме того, общественные организации и активисты опубликовали петицию на портале Change.org с требованием принять гуманный закон об ответственном обращении с животными и отклонить версию законопроекта «Об ответственном обращении с животными», разработанную Комитетом Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию. Ее уже подписали более 5 тысяч человек. Кроме того, 23 июня возобновлено расследование дела о мошенничестве в отношении президента приюта для животных БАНО «Эко» Веры Петросьян по инициативе столичной прокуратуры.

В интервью «Филантропу» эксперты в области защиты животных рассказали, почему в стране так много бездомных животных, как им можно помочь и как решают эту проблему за границей.

Ирина Новожилова, президент центра защиты прав животных «Вита»

«Насколько я помню, законопроект в том или ином виде обсуждается уже 20 лет. Столько же лет остается неизменной и ситуация с бездомными животными. Почему возникла проблема? Это результат нестыковки между спросом и предложением домашних питомцев. Необходимо на государственном уровне четко контролировать разведение животных.

Существует 4 причины появления бездомных: первая — люди плодят животных по недомыслию, не считая нужным их стерилизовать («не успел», «пусть животное один раз родит — это лучше для его физиологии», «пусть живёт, как в природе», «стерилизация опасна» и прочие мифы), вторая — неконтролируемый в стране бизнес заводчиков и всевозможных «разведенцев» (миллионы объявлений о продаже на различных ресурсах, битком набитые животными квартиры, шевелящиеся пакеты в кустах после окончания работы птичьего рынка, третья — приплод самих бездомных, четвертая – «потеряшки» (небольшой процент от общего числа).

Помимо государственного регулирования должна вестись просветительская работа по двум направлениям: «возьми животное из приюта» и «стерилизация».

Дайте эфирное время на центральных каналах! Зрители должны увидеть ужасающие картинки из жизни бездомных животных.

Также необходимо сделать стерилизацию недорогой, например, организовать пункты льготной стерилизации, для тех хозяев, у кого нет возможности выделить две-три тысячи на эту процедуру.

Во многих странах, помимо социальных программ по информированию людей о путях решения проблемы, существует и экономический рычаг — налог за нестерилизованное животное. Схема проста: берёшь животное из приюта, т.е. помогаешь государству в решении проблемы — освобождаешься от налога, взял животное в дом, но не стерилизовал — платишь налог, занимаешься разведением как бизнесом — платишь огромные налоги. Я наблюдала, как в Лондоне нашей знакомой несколько раз перезвонили из ветеринарной клиники с напоминанием: «Ваша собака достигла половозрелого возраста и вам необходимо ее стерилизовать, иначе будете платить налог».

Полина Шершнева , менеджер по связям с общественностью Международного фонда защиты животных (IFAW) Полина Шершнева .

«В России вопрос регулирования численности бездомных животных единым федеральным законом не регламентируется. Каждый регион действует на свое усмотрение. В итоге в одних субъектах действует запрет на уничтожение бродячих собак и кошек, в других предлагаются методы стерилизации, а есть регионы, в которых допускается уничтожение бездомных
животных, путем усыпления и даже отстрела бродячих собак.

У защитников животных в нашей стране множество вопросов к законодательству, в особенности в части жестокого обращения с животными. В России до сих пор нет федерального закона «О защите животных от жестокого обращения», аналогичного законам, принятым во всех цивилизованных странах мира. Количество бездомных животных – это всегда показатель отношения к проблеме общества.

Чем выше уровень гражданской сознательности, понимание ответственности заводчиков и владельцев по отношению к животным, тем меньше количество бездомных животных. Есть прямая взаимосвязь. Сознательный человек не оставит в конце лета прикормленную кошку или собаку с щенками умирать и мерзнуть на даче.

Регулировать численность бездомных животных можно. И программы вакцинации, стерилизации и размещения животных в приютах – это один из выходов. Но при этом важно обеспечить надлежащий уход за животными. И ответственность за это должны нести люди, которые работают и руководят данными приютами. Опять же есть бездомные животные, которые при этом постоянно обитают на территориях индустриальных площадок, заправках, парковках и т.д. Таким образом, они условно бездомные. И после стерилизации и вакцинации могут быть возвращены на прежнее место обитания.

Вопрос численности бездомных животных, как социальная проблема, должен решаться комплексно: во-первых, это принятие нормативных актов, обеспечивающих гуманное отношение к безнадзорным животным, ориентированное на помощь животному, а не на стремление его уничтожить. Во-вторых, это проведение стерилизации и, обязательно, вакцинации и, желательно, чипирования для возможности дальнейшего учета животного, и в-третьих, это информационная работа с населением, в частности, социальная реклама, призывающая забирать животных из приютов и не выкидывать на улицу домашних питомцев.

Проблема роста численности бездомных животных характерна для крупных городов многих стран. Но в ряде стран, опять же благодаря контролю за содержанием животных со стороны государства, ситуация кардинально отличается в лучшую сторону. Так, относительно редки бездомные бродячие собаки для Бельгии, Дании, Финляндии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Германии. Численность регулируется за счет ветеринарного контроля, учета животных и заводчиков, а также программ обязательного чипирования. При этом для бездомных кошек здесь применяют методы стерилизации.

Численность бездомных собак и кошек – актуальная проблема для Италии. В последние годы в крупных итальянских городах часто можно встретить социальную наружную рекламу, призывающую не бросать домашних животных.

При этом законодательством предусмотрен штраф за подобное отношение к животному в размере 10 тысяч евро или в отдельных случаях уголовная ответственность.

Интересен подход к решению вопроса бездомных собак в Турции. Здесь действует программа по стерилизации и дальнейшей реабилитации животного. Бездомное животное отлавливают, стерилизуют, проводят вакцинацию и дегельминтизацию. После операции собака некоторое время проводит в клинике и проходит реабилитацию и социализацию, важно проверить, что она не агрессивна к людям. После этого животное возвращают на улицы в то место, где его забрали. Животное снабжают биркой на ухо, по которому прохожие могут определить прошла ли такая собака ветеринарный контроль. Опять же, если у собаки нет бирки с номером, то она может быть отловлена. Дважды в год специальная служба проводит дегельминтизацию и ежегодно ревакцинирует собак. Средства на это предусмотрены бюджетом муниципалитетов. По данным отчетов, такой метод, в итоге, обходится Турции дешевле, чем традиционный отлов и уничтожение, которые применялись в стране до 90-х.

Московский закон "О животных", принятый Думой во втором чтении

Данный Закон принят на основании Конституции Российской Федерации и Устава города Москвы, в соответствии с Гражданским, Уголовным кодексами Российской Федерации, Кодексом РСФСР Об административных правонарушениях, законами Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года № 2060-1, "О животном мире" от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ, "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, "О ветеринарии" от 14 мая 1993 года № 4979-1 и направлен на реализацию законных прав и свобод граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического и эпизоотического благополучия, охрану здоровья и жизни людей при содержании, использовании и охране животных, защиту животных от жестокого обращения, обеспечение сохранения животного мира и биологического разнообразия.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия:

  • жестокое обращение с животными – умышленные действие или бездействие, повлекшие увечье или гибель животного, а равно истязание;
  • животное, находящееся в трудном положении или терпящее бедствие – животное находящееся в ситуации, обстоятельства которой угрожают его жизни или здоровью и не могут быть преодолены без стороннего вмешательства;
  • животное, представляющее общественную опасность – животное, представляющее непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей;
  • истязание – причинение страданий путём систематического нанесения побоев, голодом, жаждой, либо иными насильственными действиями или нарушением условий содержания или использования;
  • место обитания – территория (акватория), на которой обитает животное (включая логова, норы, гнёзда, места ночёвок и днёвок, иные виды укрытий и места его кормёжек);
  • ответственное лицо – юридическое или физическое лицо, отвечающее в соответствии с законодательством за содержание, использование или охрану животного, а также несущее ответственность в случае причинения животным вреда третьим лицам;
  • приют для животных – место, специально предназначенное и оборудованное для содержания найденных, отловленных, а также изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных;
  • разведение животных – деятельность по использованию животных, направленная на получение от них потомства;
  • транзитный провоз – провоз животных предусматривающий их пребывание на территории города Москвы менее 24 часов.

Статья 2. Общие положения

Законодательство города Москвы в области содержания, использования и охраны животных состоит из настоящего Закона, а также иных законодательных актов города Москвы.

Областью регулирования настоящего Закона являются правоотношения в области содержания, разведения, использования и охраны позвоночных животных на территории г. Москвы, осуществляемые гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства и организациями независимо организационно-правовых форм и форм собственности, а также иностранными юридическими лицами.

Статья 3. Права собственности на животных

Животные могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, предусмотренных действующим законодательством.

Животные, не являющиеся государственной собственностью Российской Федерации, частной собственностью или собственностью других определённых законом собственников, находятся в государственной собственности города Москвы. От имени города Москвы права собственника, в рамках своей компетенции, осуществляют органы государственной власти г. Москвы.

Документом, подтверждающим право собственности на животное, подлежащее обязательной государственной регистрации, является свидетельство о государственной регистрации.

Все животные на территории города Москвы находятся под охраной государства.

Право собственности на животных защищается и охраняется в установленном законом порядке.

Собственник животного несёт бремя по его содержанию, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 4. Защита животных от жестокого обращения

Администрация города Москвы обязана принимать меры по недопущению жестокого обращения с животными в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Граждане вправе, а уполномоченные на то органы и должностные лица городской администрации обязаны оказать помощь животному, находящемуся в трудном положении или терпящему бедствие.

Граждане, препятствующие жестокому обращению с животными, выполняют общественный долг и находятся под защитой закона.

Образовательные учреждения города Москвы предусматривают в программах обучения изучение гуманного обращения с животными, а также норм и требований настоящего Закона.

Не допускается:

  • проведение зрелищных мероприятий, допускающих жестокое обращение с животными;
  • проведение операций, связанных с нанесением повреждающих воздействий, не являющихся экспериментом, косметическими операциями, стерилизацией (кастрацией) или оказанием ветеринарной помощи животному;
  • проведение боёв с участием животных, приводящих к смерти или травмам животных;
  • пропаганда жестокого обращения с животными, производство, демонстрация (в том числе и в средствах массовой информации) и распространение аудиовизуальной продукции, пропагандирующей жестокое обращение с животными;
  • любые формы сексуального насилия по отношению к животным, а также организация и содержание притонов для совершения насильственных действий сексуального характера по отношению к животным;
  • разведение, содержание и использование собак и кошек для получения продукции и сырья из этих животных, а также торговля такой продукцией.

Изъятые, конфискованные или иным образом отчуждённые животные содержатся в приютах в соответствии с требованиями настоящего Закона. Умерщвление таких животных не допускается, за исключением случаев предусмотренных настоящим Законом.

ГЛАВА II. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ И ИХ МЕСТ ОБИТАНИЯ

Статья 5. Область применения положений Главы II

Действие главы II распространяется на позвоночных животных, находящихся в состоянии естественной свободы и их популяции.

Статья 6. Охрана мест обитания животных

В целях реализации требований федерального законодательства в области охраны и использования животного мира и среды его обитания администрацией города осуществляется разработка и реализация городских целевых программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира, находящихся на территории города Москвы.

Московская городская администрация, на основе проводимых исследований, определяет места обитания животных.

Уполномоченный орган городской администрации, исходя из интересов сохранения животных и мест их обитания и в пределах его компетенции, принимает решение по ограничению антропогенной (вызываемой деятельностью человека) нагрузки на определённой территории (акватории).

При заключении договоров на право владения (аренды, использования) территории города Москвы, являющейся местом обитания животных, предусматривается соблюдение требований по сохранению животных и мест их обитания, как условие заключения такого договора.

Уполномоченный орган городской администрации даёт предписания владельцам (арендаторам, пользователям), касающиеся мест обитания животных, обязательные для исполнения. Мероприятия проводятся за счёт владельцев (арендаторов, пользователей) соответствующей территории, отвечающих за её состояние.

Уполномоченные территориальные органы городской администрации обязаны предоставлять разъяснения относительно возможного влияния планируемых мероприятий на животных и места их обитания гражданам и организациям бесплатно, в пятидневный срок. Разъяснение носит рекомендательный характер и может включать в себя предложение по проведению экологической экспертизы.

При планировании любых мероприятий, в случае возникновения сомнений относительно влияния таковых на животных и места их обитания, организации и граждане обязаны обращаться, в письменной форме, за разъяснением в уполномоченные территориальные органы городской администрации.

Граждане и организации обязаны возместить ущерб, нанесённый ими животным или местам их обитания в установленном законом порядке.

Статья 7. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, обитающих на территории города Москвы

К редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных относятся виды животных, отнесённые к таковым решением уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, включая занесённые в Красную книгу Российской Федерации, Приложения СИТЕС, Красную книгу города Москвы.

Администрация города Москвы:

  • проводит инвентаризацию и мониторинг состояния популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов на территории города Москвы;
  • определяет границы мест обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
  • на основании данных мониторинга разрабатывает и проводит мероприятия, направленные на поддержание или восстановление популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
  • принимает меры по недопущению нанесения вреда популяциям животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов в периоды, важные для жизни животных, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания упомянутых животных.

Органы городской администрации и муниципальных образований на территории города Москвы обязаны создавать необходимые условия для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания указанных животных.

Юридические лица и граждане, являющиеся владельцами (пользователями) территорий (акваторий), являющихся местом обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, обязаны осуществлять меры по их сохранению.

Действия в местах обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, причинившие ущерб их популяции, влекут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законами г. Москвы.

Статья 8. Регулирование численности животных

Регулирование численности животных, находящихся на территории предприятий и организаций, проводится по согласованию с уполномоченным органом городской администрации.

Исключение предоставляется организациям, имеющим государственные лицензии и разрешения органа по охране окружающей среды по городу Москве на регулирование численности или отлов животных.

Решение о регулировании численности того или иного вида животных на определённой территории принимается уполномоченным органом городской администрации.

Методы, применяемые при регулировании численности, должны быть официально разрешены уполномоченным органом городской администрации. Использование методов, не имеющих такого разрешения, запрещено.

При регулировании численности животных организация, проводящая указанные работы, обязана осуществлять также мониторинг численности объекта регулирования, о результатах которого ежеквартально извещать уполномоченный орган городской администрации.

Сокращение численности безнадзорных собак и кошек осуществляется методами предотвращения размножения или иными биологически обоснованными методами, предотвращающими гибель и увечья животных. Отстрел, отравление или иное умерщвление собак и кошек с целью сокращения их численности не допускается.

Отлов животных может проводиться:

  • с целью возвращения потерявшихся животных прежним законным владельцам, либо устройства их новым собственникам, или помещения их в приют, в соответствии с действующим законодательством (при этом организация, осуществившая отлов, обязана в течение 24 часов с момента отлова известить об этом орган, уполномоченный регистрировать животных);
  • с целью сокращения численности принадлежащих городу собак и кошек;
  • с целью возвращения в места обитания диких животных, покинувших места обитания и находящихся на территории жилой или промышленной застройки;
  • в научных целях;
  • в целях эпизоотического надзора за популяциями городских грызунов, являющихся источниками особо опасных заболеваний человека;
  • при проведении дератизационных мероприятий;
  • в целях изоляции животных, представляющих общественную опасность;
  • с целью помощи животным, находящимся в трудном положении или терпящим бедствие.

Отлов с целью уничтожения не допускается, за исключением случаев отлова животных, больных бешенством.

Отлов должен производится способами, исключающими жестокость по отношению к животным.

Запрещается использование самоловных и настороженных устройств, за исключением использования таких устройств против мышевидных грызунов, обеспечивающих мгновенную гибель животного. Исключение представляет использование устройств для отлова живых животных, не причиняющих травм последним и безопасных при использовании (перечень подобных устройств устанавливается уполномоченным органом городской администрации).

На территории города Москвы не допускаются:

  • охота, отлов, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Законе, или добывание животных каким-либо способом;
  • самостоятельное проведение регулирования численности животных гражданами и организациями, не имеющими разрешения на данный вид деятельности.

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья 9. Условия содержания животных

Гражданам и организациям разрешено содержание животных на территории и/или в помещении находящихся в их собственности (владении) без ограничений, в соответствии с требованиями федерального законодательства и законов города Москвы. Содержание животных гражданами и организациями на территории и/или в помещении не принадлежащих им на праве собственности (владения) возможно с согласия собственника (владельца) территории (помещения), в соответствии с законодательством.

  • обеспечить недопущение причинения вреда содержащимися животными людям, другим животным или имуществу;
  • содержать животных в пределах установленных нормативов;
  • в жилых помещениях соблюдать правила и нормы общежития;
  • предотвращать возможность произвольного выхода животных с места содержания.

Необходимо предоставлять животных для осмотра и/или проведения лечебно-профилактических мероприятий уполномоченным на то должностным лицам городской администрации или ветеринарной службы. При этом должностные лица вправе требовать предъявления свидетельства о государственной регистрации животного, подлежащего такой регистрации, и иных установленных законом документов на животное.

Статья 10. Регистрация животных

Обязательной регистрации в уполномоченных органах подлежат животные, условия содержания или использования которых предполагают нахождение их в общественных местах.

Государственная регистрация может быть временной или постоянной. Гражданам, собственникам животных, принадлежит право выбора вида государственной регистрации. Для организаций, собственников животных, обязательной является постоянная государственная регистрация.

Органы, уполномоченные проводить государственную регистрацию, а также порядок проведения государственной регистрации определяются администрацией города Москвы.

Документами, необходимыми для временной государственной регистрации являются: документ удостоверяющий личность собственника (собственников) животного, либо документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы собственника (собственников). Присутствие регистрируемого животного при временной государственной регистрации не является обязательным. Присутствие регистрируемого животного при постоянной государственной регистрации является обязательным.

Перечень сведений и подтверждающих их документов необходимых для постоянной государственной регистрации устанавливается администрацией города Москвы. Должностное лицо, производящее регистрацию, имеет право производить осмотр животного, условий его содержания, проверку знания владельцем основных требований к содержанию животного, а также проверку достоверности информации, указанной в предоставленных документах.

Размер платы, взимаемой за государственную регистрацию, определяется администрацией города Москвы.

При государственной регистрации, в зависимости от вида регистрации, собственнику животного выдаётся соответствующее государственное регистрационное свидетельство установленного образца. Свидетельство о временной государственной регистрации действительно в течение 3 месяцев с момента регистрации.

При постоянной либо временной государственной регистрации животных выдаётся соответствующий жетон. При постоянной государственной регистрации на животное наносится идентификационная метка.

Вид жетона, правила его использования, вид и размеры идентификационной метки определяются уполномоченным органом городской администрации.

При изменении сведений предоставленных для постоянной государственной регистрации животного, собственник животного обязан известить об этом регистрирующий орган.

Статья 11. Появление с животными вне мест постоянного содержания

Граждане и ответственные лица организаций (сопровождающие лица) имеют право появляться с животными вне пределов помещения (территории) постоянного их содержания (сопровождать их).

Сопровождающим лицом может быть гражданин, достигший 14-летнего возраста.

За действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, ответственность несёт собственник животного, если законодательством не установлено иное.

При сопровождении животного сопровождающее лицо:

  • обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда сопровождаемым животным;
  • обеспечивает безопасность сопровождаемого животного;
  • в непосредственной близости от транспортных путей и при пересечении их обеспечивает безопасность движения путём непосредственного контроля над поведением животного;
  • обеспечивает уборку продуктов жизнедеятельности сопровождаемого животного в подъездах, лифтах, на лестничных клетках, а также детских, школьных, спортивных площадках, местах массового отдыха и купания граждан, дорожках, тротуарах и проезжей части;
  • обеспечивает присутствие на животном жетона, выданного регистрирующим органом.

При сопровождении животных не допускается:

  • оставление сопровождаемых животных без присмотра;
  • сопровождение животного лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Появление животных на определённой территории может быть запрещёно только решением уполномоченного органа городской администрации. В этом случае указанная территория обозначается соответствующими надписями.

Статья 12. Ветеринарное обслуживание животных

Оказание ветеринарных услуг на территории города Москвы разрешается организациям и частным лицам, имеющим соответствующие лицензии.
(*С 01 января 2007 года лицензирование ветеринарной деятельности в РФ отменено. В соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием. Специалистыв области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью,обязаны зарегистрироваться в уполномоченным в области ветеринарииоргане исполнительной власти субъекта Российской Федерации.)

В случае возникновения подозрения на наличие у животного заболевания, владелец обязан немедленно принять меры по изоляции заболевших животных и обратиться к ветеринарному врачу.

Государственные организации, оказывающие ветеринарные услуги обязаны оказывать за счёт бюджетных средств защищённый минимум ветеринарных услуг, в частности, оказание экстренной ветеринарной помощи. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.

Собственник животного отвечает за своевременное оказание последнему ветеринарной помощи, а также за своевременное проведение профилактических прививок.

Ветеринарное обслуживание животных находится в ведении города Москвы и регулируется настоящим Законом, изданными в соответствии с ним законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 13. Умерщвление животных

Умерщвление животных или передача для умерщвления другим лицам допускается в случаях:

  • умерщвления нежизнеспособных животных, если их страдания нельзя прекратить иным способом;
  • представляющих общественную опасность, с поведением не поддающимся коррекции, после заключения уполномоченного органа городской администрации;
  • для получения хозяйственно полезной продукции;
  • в экспериментальных целях, если животное после проведения эксперимента нежизнеспособно;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством или настоящим Законом.

При умерщвлении животного обязательно предварительное отключение его сознания.

Умерщвление нежизнеспособных животных в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, может проводиться только ветеринарным специалистом, при наличии ветеринарного заключения, с согласия собственника животного.

Организации осуществляющие умерщвление животных обязаны иметь соответствующую лицензию.

Статья 14. Захоронение или утилизация животных

В случае гибели, потери или иной утраты животного, подлежащего обязательной регистрации, владелец должен сообщить об этом в орган, уполномоченный регистрировать животных.

Граждане и организации имеют право на минимум услуг по захоронению или утилизации принадлежащих им животных, оказываемый за счёт бюджетных средств. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.

Порядок сбора, обезвреживания и утилизации трупов животных устанавливается уполномоченным органом городской администрации.

По требованию уполномоченных должностных лиц собственник животного должен предоставить труп животного для проведения лабораторно-диагностических исследований.

Организация, оказывающая услуги по захоронению или утилизации трупов животных, обязана:

  • сообщить о захоронении (утилизации) животного в орган, уполномоченный регистрировать животных (в случае если животное подлежит регистрации);
  • провести осмотр павшего животного;
  • в случае если при сборе анамнестических данных или после осмотра трупа есть основания полагать, что смерть животного наступила в результате особо опасного инфекционного заболевания или жестокого обращения, немедленно известить местный орган, уполномоченный регистрировать животных, и орган государственного ветеринарного надзора и доставить труп животного для ветеринарного освидетельствования.

В случае если есть основания полагать, что гибель животного явилась следствием инфекционного заболевания, либо в случае отсутствия предусмотренных документов на животное, нарушения сроков захоронения, трупы таких, а также экспериментальных животных утилизируются методами термического или иного обезвреживания.

Организации, занимающиеся захоронением или утилизацией трупов животных, обязаны иметь соответствующую лицензию.

Граждане и организации (за исключением имеющих лицензию) не должны самостоятельно избавляться от трупов животных, перечень видов которых определяется администрацией города Москвы.

Статья 15. Приюты

Приюты могут находится в государственной муниципальной, частной или иной собственности.

Приюты могут быть созданы для содержания собак и/или кошек, а также для содержания животных других видов.

Московская городская администрация разрабатывает и утверждает типовое положение о приюте для животных, иные нормативно-методические документы, регламентирующие их работу.

На деятельность по содержанию приютов необходимо получение разрешения (лицензии) уполномоченного органа городской администрации.

Московская городская администрация, в целях реализации городских мероприятий по регулированию численности животных, содержания потерянных животных, а также содержания изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных, создаёт систему государственных приютов для животных.

Для решения проблем, связанных с наличием животных в городе, администрация города вправе привлекать на конкурсной основе негосударственные приюты для животных.

Приюты для животных осуществляют свою деятельность за счёт средств их собственников, а также любых иных не запрещённых законом источников.

При поступлении животного в приют администрация приюта обязана:

  • произвести ветеринарный осмотр и, при необходимости, карантин поступившего животного;
  • в течение 72-х часов известить о поступившем животном уполномоченный орган городской администрации;
  • осуществить поиск собственника животного, если собственник не известен.
  • обеспечивает условия содержания животных в соответствии с требованиями законодательства и настоящего Закона;
  • предотвращает размножение животных, находящихся в приюте.

Право собственности на животное приобретается собственником приюта в соответствии с законодательством.

При выдаче животного из приюта администрация приюта обязана:

  • провести ветеринарный осмотр выдаваемого животного;
  • в течение 72-х часов известить о выданном животном уполномоченный орган городской администрации;
  • выдать собственнику (владельцу) животного документ (документы), перечень которых устанавливается московской городской администрацией.

В случае возврата животного собственнику, приют имеет право на возмещение собственником животного расходов по содержанию животного в приюте.

Собственник приюта несёт ответственность за жизнь и здоровье животного перед собственником животного.

ГЛАВА IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья 16. Разведение животных

Правоотношения в области разведения животных и племенного животноводства находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Организации и граждане, разводящие животных, занимаются деятельностью, приносящей доход, и подлежат налогообложению на общих основаниях.

Запрещено разведение животных:

  • с врождёнными аномалиями, причиняющими им страдания или создающими угрозу для человека;
  • с превышением нормальной физиологической нагрузки на производителей;
  • при невозможности содержания и дальнейшего устройства потомства в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Статья 17. Требования к сторонам и проведению сделок, предметом которых являются животные

Продавец обязан обеспечить покупателей достоверной информацией о виде, породе, здоровье и других качествах продаваемого животного, а также об условиях содержания животного и, при необходимости, о процедуре регистрации.

У лица (организации), осуществляющего торговлю животными, должно иметься ветеринарное свидетельство здоровья животных установленного образца. При продаже животных, подлежащих обязательной государственной регистрации, должны иметься также государственные регистрационные свидетельства на этих животных.

Не допускается торговля животными в общественных местах, за исключением мест специально отведённых для такой торговли.

Статья 18. Производство пищевых продуктов и товаров из животных

Правоотношения в области производства пищевых продуктов и товаров из животных находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 19. Использование животных в служебных целях, в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных и иных мероприятиях, а также использование животных при производстве аудиовизуальной продукции

На деятельность, по использованию животных в служебных целях (за исключением случаев необходимой обороны), в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных мероприятиях, а также на использование животных при производстве аудиовизуальной продукции необходимо получение разрешения уполномоченного органа городской администрации, в котором пользователем животных указывается предполагаемый режим (кормления, поения, допустимая температура воздуха, влажность, освещённость) использования.

Лица, работающие с животными, должны иметь соответствующую подготовку.

Инструкторы по дрессировке или спортивному тренингу собак обязаны иметь соответствующую профессиональную подготовку и разрешение установленного образца, выданное уполномоченным органом городской администрации.

При демонстрационном содержании животных условия содержания должны соответствовать общим требованиям по содержанию животных настоящего Закона.

При использовании животных для охраны территории по её периметру должны быть сделаны соответствующие предупредительные надписи об опасности.

При использовании животного ответственное лицо:

  • обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда используемым животным;
  • обеспечивает безопасность используемого животного;
  • обеспечивает использование животного в соответствии с режимом, указанным в разрешении.

При использовании животных не допускается:

  • натравливать одно животное на другое, использовать животных в качестве живой приманки;
  • использовать животных с превышением допустимых физиологических нагрузок (указывается в режиме);
  • принуждать животных к травмирующим их действиям;
  • использовать в работе с животными инвентарь или иные приспособления травмирующие животных;
  • применять приёмы или методы дрессировки, травмирующие животных.

Статья 20. Использование животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов

Правоотношения в области использования животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 21. Ввоз, вывоз и перевозка животных

На территории города Москвы, при соблюдении правил провоза, разрешается провозить животных всеми видами городского пассажирского транспорта.

Правила перевозки животных конкретных видов городским пассажирским, железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами либо должностными лицами. При перевозке животных, случаи перевозки которых носят единичный характер, условия их перевозки оговариваются индивидуально.

Решением главного государственного ветеринарного инспектора города Москвы животные, ввозимые с неблагополучных по заразным болезням животных территорий, могут быть подвергнуты карантину.

Не допускается:

  • ввоз животных на территорию города Москвы, за исключением случаев транзитного провоза, при отсутствии возможности их дальнейшего содержания.
  • ввоз на территорию города Москвы животных, больных особо опасными инфекционными заболеваниями. Список заболеваний определяется главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

За жизнь и здоровье животного при транспортировке несёт ответственность собственник, если законом или договором не предусмотрено иное.

Статья 22. Производство и распространение кормов и других товаров для животных

Производство, продажа или распространение (включая бесплатное) кормов, минерально-витаминных подкормок, в том числе и нетрадиционных, атрибутики зооветеринарного назначения, лекарственных средств, инструментария, оборудования, применяемого в ветеринарии, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, инвентаря и оборудования для содержания и использования животных допускается лишь при наличии соответствующих лицензий и сертификатов.

Запрещено распространение (включая бесплатное) товаров, перечисленных в части 1 настоящей статьи, не соответствующих заявленному качеству, с превышенным сроком годности, а также опасных для жизни и здоровья людей или животных.

ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ЖИВОТНЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Статья 23. Организация государственного регулирования отношений, возникающих в сфере содержания использования и охраны животных в городе Москве

Государственное регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных на территории города Москвы осуществляется путём создания в городе Москве единой системы управления.

Структура и компетенция государственных органов по регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных определяется администрацией города Москвы в соответствии с настоящим Законом.

Статья 24. Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных

Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных, находящихся в государственной собственности города Москвы, осуществляется из средств городского бюджета.

Реализация городских программ и мероприятий по содержанию, использованию и охране животных может осуществляться также за счёт любых иных законных источников финансирования.

Финансирование деятельности по регулированию состояния популяций животных на особо охраняемых природных территориях, переданных в пользование юридическим или физическим лицам, осуществляется этими лицами.

ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 25. Государственный контроль

Государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется:

  • Органами внутренних дел, в том числе их специализированными подразделениями по охране окружающей среды (а также по обеспечению безопасности дорожного движения и на транспорте в пределах их компетенции).
  • Органами государственного экологического контроля (включая органы охраны водных и лесных ресурсов в пределах их компетенции).
  • Органами государственного ветеринарного надзора.
  • Органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Органами государственного управления в пределах их компетенции.

При осуществлении полномочий, в пределах своей компетенции, представители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона, имеют право:

  • посещать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения;
  • проверять документы на право ведения деятельности, предусмотренные настоящим Законом;
  • составлять акты проверки, протоколы, иски за причинённый ущерб;
  • посещать места содержания и использования животных;
  • назначать государственную экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением её заключения;
  • требовать устранения выявленных недостатков, давать, в пределах предоставленных прав, указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
  • выдавать предписания и проверять их исполнение;
  • осуществлять доставление в милицию, в соответствии с законодательством, административное задержание подозреваемых лиц, и изъятие животных, незаконной продукции, сырья и средств совершения правонарушения;
  • привлекать, в установленном порядке, виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд.

Статья 26. Общественный контроль

При осуществлении общественного контроля граждане и представители общественных организаций имеют право:

  • требовать прекращение противоправных действий;
  • получать от организаций в установленном законом порядке полную информацию, касающуюся содержания и использования животных;
  • сообщать в органы, уполномоченные привлекать к ответственности за нарушение требований настоящего Закона, о выявленных правонарушения.

Здравствуйте, друзья! Не так давно, возвращаясь в родной город из поездки, я увидел на вокзале стаю бездомных собак. Реакция людей, проходящих мимо, была разной. Одни жалели, что безвозвратный отлов остался в прошлом, а другие утверждали, что четвероногие никому не навредят. Как бы там ни было, в одном соглашались все: вопрос со стаями на улицах надо решать, но без жестокости. Давайте же разберем, что говорит закон о защите животных в России и какие другие нормативные акты действуют в сфере.

Жестокое обращение с животными в России: что говорит закон и какую защиту он гарантирует

Жестокое обращение с животным подразумевает следующее:

  • человек намеренно причиняет ему боль и страдания ;
  • он предпринимает действия, которые приводят к гибели или увечьям .

На практике признаками жестокого обращения считают следующее:

  • отсутствие питания , заведомо некачественное кормление;
  • постоянный перекорм , вредящий здоровью животного;
  • ненадлежащее содержание ;
  • ограничение ухода самки за потомством или чрезмерно раннее его прекращение;
  • причинение боли , если это не связано с медицинскими процедурами или обработками;
  • изменение внешности животного хирургическим путем, если подобная необходимость не вызвана аномалиями или несчастными случаями.

Конечно, защита живых существ от ненужных страданий необходима. Но в связи с перечисленным возникает вопрос: является ли эвтаназия без медицинских показаний жестоким обращением? Пока что закон считает животных имуществом владельца, следовательно, тот вправе распоряжаться им по усмотрению.

Закон о защите животных в России запрещает бои

Собственник может уничтожить свое имущество: сжечь книгу, порвать одежду. Мало кто возмутится, если владелец домашней курицы употребит ее в пищу. Но с животными-компаньонами вопрос сложнее, поскольку люди относятся к ним иначе. Важно помнить, что, несмотря на моральную сторону вопроса, закон не запрещает эвтаназию, если она не производится жестоким способом. Юридически собственник имеет право на подобный шаг, поскольку закон не препятствует уничтожению имущества.

Какие законы России защищают животных от жестокого обращения

В РФ область защиты животных регулируется следующим:

  • Уголовным кодексом (ст. 245);
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ;
  • Гражданским кодексом;
  • Кодексом об административных нарушениях;
  • ФЗ № 52.

Существует и проект об ответственном обращении с домашними питомцами, но он находится на доработке.

Есть ли в России закон о защите животных

Закон о жестоком обращении с животными, в быту его называют ст. 245, был принят не сразу. Первые попытки его продвинуть предпринимались в начале 2000-х. Но текст документа нуждался в доработках, поскольку содержал внутренние противоречия. Например, в одной статье запрещались бои животных, а в другой перечислялись породы собак, выведенные специально для участия в боях. Следующие попытки нововведений не увенчались успехом, и лишь резонансное дело о живодерках из Хабаровска поспособствовало решению вопроса.

В результате в 2017 был принят закон, который предусматривает более серьезную ответственность за жестокость по отношению к животным. Но для того, чтобы действия классифицировались как негуманное отношение, они должны совершаться с одним из следующих умыслов:

  • хулиганским , когда жестокость в обращении связана с желанием демонстративно попрать нормы морали (зачастую преступники снимают процесс на видео и делятся им в Интернете);
  • корыстным , если нарушение закона производится с целью наживы (собственники собак устраивают бои; недобросовестные зоозащитники не обеспечивают надлежащее питание и содержание, используя средства пожертвования нецелевым образом);
  • садистским , когда страдания живого существа приносят преступнику моральное удовлетворение.

Если действия не попадают под перечисленные категории, доказать злой умысел сложно.

Наказание за жестокое обращение с животными: что говорит закон в России

За издевательство над животными, как принадлежащими определенному человеку, так и бездомными, предусмотрено наказание. В зависимости от тяжести преступления можно ожидать следующих последствий:

  1. В деле есть отягощающие обстоятельства или обвиняемый уже не первый раз совершает нарушение? Закон предписывает лишение свободы на срок до 3 лет.
  2. Предусмотрены и штрафы в размере дохода обвиняемого за 6 мес . Есть вариант и с фиксированной суммой - до 80 000 руб .
  3. В некоторых случаях возможно лишение свободы на срок до 5 лет . Строго наказывать будут за садистское обращение с животным, если оно осуществляется по предварительному сговору или на глазах у несовершеннолетнего лица.

Отдельно вводится термин «использование служебного положения». Если преступник - полицейский или другое должностное лицо, то после доказательства вины он заплатит штраф суммой до 2 000 000 руб. Также его ждет лишение права занимать определенные должности в течение 3 лет.

Закон о защите животных: особенности рассматриваемых преступлений

Хотя формально за издевательство над животными предусмотрена статья в законе, на практике процесс далек от совершенства. Ведь у подобных преступлений есть специфика: жертва не может подать заявление или пожаловаться. Доказать вину конкретного человека также проблематично, если нет фото или видео-доказательств.


Проблема бездомных животных в России не решается

Самое же неприятное то, что на владельцах собак до сих пор минимум ответственности. Нередко животное даже не регистрируется, поэтому после нападения на человека владелец может его просто выгнать. Обязательное чипирование или стерилизация питомцев, не представляющих племенной ценности, также не введены.

Негуманное отношение к животным должно наказываться, но закон до сих пор не дал четких определений этого понятия.

Отдельно стоит обратить внимание на работу правоохранительных органов. Конечно, последние корректировки закона внесли конкретику в сферу защиты домашних питомцев. Но со стороны полиции, прокуратуры и других инстанций изменений нет: как и раньше, сотрудники не хотят заниматься подобными делами. Они пускают их на самотек, как и административные правонарушения или преступления с незначительным ущербом.

Чаще всего после обращения в полицию по поводу гибели животного вы услышите, что прямых доказательств вины конкретного человека не найти. Но и при краже преступников редко ловят за руку, что не мешает расследованию дел. Особенно осложняется ситуация, когда речь идет о бездомной собаке или кошке. Ведь собственник пострадавшего животного имеет право жаловаться на пассивность полиции. Когда же речь идет о безнадзорной собаке, то лица, которое понесло бы материальный ущерб, нет. Следовательно, нет и потерпевшего, что дает сотрудникам полиции возможность не рассматривать дело.

Максимальный срок за жестокое обращение с животными по закону

Согласно федеральному закону, принятому Госдумой России, максимальный срок по статье составляет 5 лет. Он предусмотрен в случае, когда преступление записывалось на камеру и впоследствии транслировалось в сети. Оговаривается и массовый характер убийства животных: например, человек неоднократно уничтожал беспризорные стаи и выкладывал снимки результата в Интернет.

Вместе с ужесточением мер в отношении догхантеров Госдума не приняла законов, позволяющих эффективно контролировать численность бродячих собак.

Если в деле есть отягчающие обстоятельства, возможны и следующие виды наказания:

  • штраф в сумме 100 000-300 000 руб. или в размере 1-2-летнего дохода подсудимого ;
  • исправительные работы на срок до 2 лет либо принудительные - до 5 лет .

Отдельно оговаривается ситуация, когда преступник незаконно отлавливает, покупает, перевозит диких животных, занесенных в Красную книгу РФ. В подобных случаях штраф достигнет 2 000 000 руб. или будет равняться доходу обвиняемого за 5 лет.

Несмотря на нововведения, сфера защиты животных требует серьезных доработок. Проблема в том, что законодательство говорит о недопустимости отношения, противоречащего принципам гуманности. Но документа, который дал бы определение жестоких или гуманных действий, не существует.

Из-за размытости формулировок людям, ненадлежащим образом обращающимся с питомцами, удается уйти от наказания. С другой стороны, обвинения в «нечеловеческом» отношении могут исходить от экзальтированной части граждан.

Последние изменения в законе о жестоком обращении с животными: как осуществляется защита на практике

На бумаге прогресс в области защиты домашних питомцев достигнут, но юристы раскритиковали закон. По сути дела не доходят до наказаний, поскольку в МВД нет рекомендаций по расследованию преступлений. Вдобавок необходимо доказать наличие хулиганских или корыстных мотивов, без чего нарушитель останется на свободе.

Не решается и проблема с защитой беспризорных собак: отсутствие инструментов для регулирования их численности становится причиной жестокого обращения или убийств. Сейчас точную цифру назвать невозможно, но зоозащитники говорят, что число безнадзорных псов в мегаполисах достигает десятков тысяч. Их стараются определять в приюты, но и эта мера остается спорной, ведь условия в подобных заведениях оказываются мучительными для животных. Примером стала громкая история об ужасных условиях содержания собак и кошек в «зооприюте» Подмосковья.

Если же обеспечивать безвозвратный отлов с пребыванием в приютах, это означает, что за содержание собак или кошек придется платить десятилетиями. Ни бюджеты регионов, ни граждане к подобным расходам не готовы, поэтому законодательное регулирование сферы необходимо.

Узнать подробности об изменениях в законах о защите животных вы сможете из видео:

Законопроекты, касающиеся защиты животных: что находится в разработке

Несовершенство в сфере защиты домашних питомцев может быть устранено с помощью законопроекта об ответственном обращении с животными. Он находится в стадии разработки с 2010 г., поэтому и в 2019 г. ситуация вряд ли кардинально изменится. Но, если документ примут, животное будет рассматриваться не как собственность, а как существо, испытывающее эмоции и страдания. С учетом этой особенности будут определяться правила выгула, содержания и эвтаназии.

В тексте законопроекта оговаривается и необходимость регистрировать и чипировать домашних питомцев. Что касается ограничения численности популяции, результата предлагается достичь комплексом мер:

  • отловом;
  • вакцинацией;
  • стерилизацией;
  • возвратом на улицы города.

Законопроект подразумевает и запрет на деятельность притравочных станций и передвижных дельфинариев. Что касается контактных зоопарков, они не смогут продолжить работу в торговых центрах. После нововведений зверям в клетках нужно будет обеспечить надлежащие условия содержания и избавить от постоянных стрессов.

Зоозащитники уверяют, что промедления в принятии законопроекта связаны с тем, что он противоречит интересам охотничьего бизнеса. Но сложности обусловлены и материальной стороной вопроса: регистрация, постановка на учет и чипирование требуют расходов. Население не готово ни к «налогу на собак», ни к разовым сборам, поэтому изменений в обозримом будущем можно не ждать.

О защите бездомных животных: что говорит закон

В РФ нет единого федерального закона, который определял бы методы регулирования численности безнадзорных собак и кошек. По этой причине в различных субъектах способы отличаются: в некоторых регионах речь идет о стерилизации, в других - об отстрелах.


Численность бездомных животных в России составляет десятки тысяч

Роль играет и позиция граждан: в 2017 г. Константин Загик, проживающий в Ростове-на-Дону, добился отмены практики, по которой собак выпускали обратно на улицы городов. Но законодательство не определило дальнейшую участь животных. В теории речь может идти о пожизненном содержании в приютах, что связано с материальными расходами. Решение вопроса отложено до принятия закона об ответственном обращении, а пока очевидна необходимость вмешательства на уровне государства.

Заключение

Принятый закон о защите животных ужесточает наказания за жестокое обращение, но не решает существующих проблем. Ситуацию может исправить документ, находящийся в стадии разработки. Но главная сложность в разнице между решениями «на бумаге» и практическим воплощением, не интересующим чиновников. Каким образом и когда решатся проблемы, покажет время.

На каком уровне права животных в России? Действительно ли братья наши меньшие защищены от насилия и жестокости? Об этом, а также о том, как развивалась данная сфера права в России, мы поговорим ниже. Мы узнаем о правах животных и о том, что бывает, если их нарушать.

Идея

Права животных в России - это идея равноценности потребностей животных и людей, которая существует во всем мире. Эта идея возникла уже давно, но официальный статус и поддержку на правовом уровне она получила сравнительно недавно. Люди, защищающие права животных, придерживаются разных философских точек зрения на этот вопрос, но все они сходятся в том, что нельзя считать братьев наших меньших частной собственностью и просто использовать их для человеческих потребностей. Имеется в виду использование в индустрии развлечений и в научных экспериментах. Благодаря стараниям правозащитников, многие права животных в России были закреплены юридически.

История формирования

В XIX веке в Зверинце в Царском селе развивались новые направления развлечений, взятые из жизни Западной Европы. Малышам из аристократических семей пытались с ранних лет привить любовь к животным. В Зверинце можно было увидеть лам, слонов, лебедей, уток, косуль, зайцев и т. д. Животные жили в просторных и удобных условиях. Дети посещали Зверинец, но они не могли брать животных на руки, вмешиваться в их существование. Постепенно такая практика становилась все более популярной. Началось активное строение парков, в которых богатые жители могли содержать своих животных. Стоит понимать, что это было не развлечением, а скорее заботой. Животным предоставляли все необходимые условия. Изучались особенности их естественной среды для создания наиболее комфортных условий. Даже сам император Александр I содержал своих 8 старых лошадей в Петербурге. Они, кстати, были участницами наполеоновских походов. В похоронной процессии императора были задействованы две царские лошади - кобыла Аталанта и мерин Толстой Орловский. Через некоторое время Николай I продолжил обычай заботы о немолодых лошадях.

В 1829 году архитектор по имени Адам Менелас создал «Пенсионерные конюшни». Именно здесь старые царские лошади доживали свой век. Известно, что для лошади по имени Бьюти на камне была высечена надпись, в которой говорилось, что животное 24 года служило Государю. Это положило начало лошадиному кладбищу. Однако неизвестно, что со всем этим случилось после революции.

Откат

В 30-е годы прошлого века общество снова сделало шаг назад в вопросе защиты прав животных. Лошади и борзые собаки уничтожились целенаправленно, так как они напоминали о ненавистном дворянстве. Учение материализма говорило лишь о том, что животные могут рассматриваться в качестве ресурсов и товаров.

Современное положение

Защита прав животных в России - это по-прежнему открытый вопрос. Об этом свидетельствуют многочисленные опросы населения. Примерно 40% граждан искренне полагают, что у животных не должно быть никаких прав. Около 10% населения данная проблема не интересует, а остальные считают, что правам животных быть. Согласно законам РФ, животные подпадают под общие имущественные правила, поскольку иного не предусмотрено. При этом совершенно недопустимо жестокое обращение с животными, которое противоречит принципам гуманности.

Зимой 2016 года на международном сайте появилось предложение ввести должность уполномоченного при Президенте по защите прав животных. Немного позже сам автор петиции, Кристина Акчурина, разметила на российском сайте переведённую версию обращения. Весной того же года данный вопрос стал самым обсуждаемым на сайте программы прямой связи с Президентом. Пресс-секретарь также подтвердил, что в Кремле известно об этой идее. В мае 2016 года более чем 140 тысяч граждан РФ проголосовали в поддержку петиции Акчуриной.

Мнения известных людей

Организации по защите прав животных в России есть, но их деятельность очень ограничена. Региональные организации помогают тем животным, которым они могут помочь. Всероссийские и международные организации делают гораздо больше, но пока нет отдельной статьи о животных, вся эта деятельность недостаточна.

Нельзя оставлять без внимания мнения многих известных людей. Здесь точки зрения тоже расходятся. Известный охотник и член комиссии МГУ по биоэтике, А. Вайсман, считает, что нет никаких оснований для того, чтобы закреплять права животных в России на законодательном уровне. Он активно выступает против этого, считая защитников прав животных людьми, которые безграмотны в биологическом и экологическом вопросах. Известная защитница животных и певица Е. Камбурова при помощи своих друзей и всех неравнодушных в 2007 году смогла осуществить свою мечту: памятник «Сочувствие», который располагается на стации "Менделеевская" московского метро. Посвящен он убийству в метрополитене беспризорной собаки по кличке Мальчик. Его убила 21-летння девушка, хозяйка другого пса. Она была признана невменяемой, отправлена на лечение.

Зимой 2010 года известные деятели культуры (С. Юрский, Е. Камбурова, И. Чурикова, А. Макаревич и В. Гафт) предложили властям ввести пост уполномоченного по правам животных в России. Эта акция, к сожалению, была проведена не просто так. Причиной послужил массовый отстрел собак в столице, что вызвало яркую и разную реакцию общественности. Некоторые деятели, к примеру писатель и публицист Д. Соколов-Митрич, считают, что права могут быть там, где есть обязанности и ответственность за свои поступки. Животные же не могут нести какой-либо ответственности за свои действия. Один из обозревателей «РИА Новости», Николай Троицкий, считает, что данная акция безосновательна и глупа, так как безнадзорные собаки представляют реальную угрозу для людей.

Закон о защите прав животных в России

В разных статьях можно найти упоминания о животных. Защита прав животных в России есть в том случае, если с ними обращаются неподобающе или жестоко. Нельзя также увечить или убивать животных. Закон о правах животных в России карает тех, кто жестоко обращается с ними. Да, пока нет закона, который бы отдельно закреплял права зверей, но по крайне мере обидчика всегда можно наказать законным путем.

Защита прав животных - это дело людей всего мира. По-разному можно относиться к братьям нашим меньшим, можно не любить, не заводить в домашних условиях, но хотя бы не мешать им существовать и не причинять вред мы обязаны.