Законы саудовской аравии для женщин. Религия как жизненный уклад. Посещать открытые спортивные мероприятия

Блогер finniken, который вот уже несколько лет работает нефтяником в Саудовской Аравии, пишет: «Чот захотелось мне написать 100 фактов про Саудовскую Аравию, одну из самых закрытых стран в мире. Не претендую на истину в последней инстанции, с чем сталкивался, о том и написал».

1. Во-первых, вы знаете, почему Аравия Саудовская? Название пошло от династии Саудов, которые воевали с династией Рашиди (и если б победили те, то называлась бы Рашидовской Аравией, но в итоге победили Сауды), и с тех пор страна называется Королевство Саудовская Аравия.
2. Ну по названию понятно, что правит в этой стране король. Старый 90-летний король отошел в мир иной и на престол взошел его 79-летний брат.
3. Новый король, кстати, как взошел на престол, раздал деньги саудитам. БезДмозДмезДно. По две зарплаты/пенсии/стипендии получили все госслужащие, пенсионеры и студенты.
4. А вообще, так как у них разрешено иметь по четыре жены официально, вся королевская семья насчитывает около 5 тысяч (!) принцев и принцесс.
5. Саудовская Аравия - единственная страна в мире, где женщинам запрещено ездить за рулем. Местные врачи утверждают, что вождение может отразиться на яичниках и органах таза и вероятность родить ребенка с отклонением велика, а местные ученые говорят, что вождение женщиной автомобиля, цитирую, «приведет к распространению проституции, порнографии, гомосексуализма и разводов». Несмотря на это, женщины активно борются за право водить авто, петиции какие-то пишут и т.п.
6. Вообще, в Саудовской Аравии у женщины очень мало прав. Женщина не имеет права одна выходить на улицу, только в сопровождении мужчины-родственника. До недавнего времени у них и паспортов-то не было, они вписывались сначала в паспорт отца, потом в паспорт мужа. Но старый король дал им возможность иметь свой паспорт.
7. При этом женщина не может одна выехать из Саудовской Аравии, если у нее нет письменного разрешения от отца или мужа.
8. Еще одна местная особенность - женская одежда. Женщина не может выйти на улицу ни в какой одежде, кроме черной абайи. Ну и волосы, естественно, должны быть прикрыты черным платком. Лица в основном тоже закрыты никабом, но не всегда. Мало того, даже европейская женщина не имеет права появляться на людях без абайи. Лицо можно не закрывать, волосы иногда тоже. Девочкам можно ходить без абайи, лет до 12.
9. Мужчины в основном ходят в дишдаше (такой белый балахон) и с красно-белым платком на голове. Дишдаша всегда ослепительно белая и выглажена, а платок на голове араб может полчаса перед зеркалом поправлять, чтоб все сидело красиво.
10. Из пункта 9 можно сделать вывод, что саудиты обычно никуда не торопятся, ибо в таком одеянии не побегаешь, не попрыгаешь и вообще можно только степенно сидеть или медленно перемещаться из одной точки в другую. И это правда, не торопятся.

11. Вообще, саудиты не сильно работящий народ, я бы даже сказал, что совсем не работящий. Говоря по правде, они ленивы. Хорошо отражает их отношение к работе фраза «If someone can do it, let him do it!». Обязательно пообещают все сделать завтра, но… Фраза «иншаала бокра» звучит в арабском языке чаще других, означает «если Аллах разрешит, то завтра». Но похоже, что Аллах частенько не разрешает, поэтому если тебе говорят «завтра», то это как минимум через неделю, но обольщаться не стоит, это может означать также НИКОГДА. К этому нужно просто привыкнуть. Я не говорю за всех саудитов, возможно, есть и работящие и ответственные, но мне чот такие пока не встречались. Хотя нет, одного все-таки можно поставить в пример другим.
12. Саудиты-коллеги очень не любят отвечать на письма. Очень. Лучше все вопросы решать по телефону, а еще лучше - при личной встрече. Глаза в глаза. Сначала поговорить за жизнь, а потом уже к делу. Потому что письмо - это документ, а телефонный разговор - это всего лишь телефонный разговор, можно сказать потом все что угодно, хлопая честными черными глазами.
13. Сами саудиты работают в основном в госучреждениях, а если в какой-то компании, то в HR Department, ну или топ-менеджмент. Все остальные работы выполняются экспатами (неквалифицированный труд - индусы, пакистанцы, филиппинцы, ИТР - американцы, европейцы, другие арабы (Иордан, Йемен, Ирак и т.д.)).
14. Есть такое понятие - саудизация. Каждая компания обязательно должна иметь в штате определенный процент местного населения, а не только гастеров. Чем больше саудитов в компании, тем больше компании дают разрешений взять на работу иностранцев.
15. Арабы очень любят ходить на работе друг к другу в кабинет и разговаривать о жизни. При этом они делают это громко. Этот нескончаемый гыр-гыр-гыр можно услышать отовсюду.
16. Возвращаясь к пункту 5, хотел бы сказать, что я даже немного понимаю, почему женщинам запрещено водить авто. Чтобы водить автомобиль в этой стране, нужно иметь стальные яйца, ибо таких крезанутых водителей я не встречал больше нигде (ну возможно, в Триполи еще и в Каире). Что интересно, саудиты обычно никуда не торопятся по жизни, но на машине ездят обязательно быстро и агрессивно. Нужно быть постоянно начеку, чтобы не попасть в аварию. А аварии я вижу ежедневно по несколько штук. Ездил несколько раз с местными в качестве пассажира, кирпичи откладываются просто на УРА! Обычная картина - ты едешь в крайнем правом с разрешенной скоростью 120 км в час, тебя по обочине обгоняет грузовичок, перевозящий верблюдов.
17. В Саудовской Аравии огромные штрафы при нарушении ПДД. Средний штраф - 500 реалов (1 реал - 16 рублей). Кругом камеры, на трассах стоят автомобили с камерами, но это никого не останавливает.
18. У саудитов не принято пристегиваться. Детское сиденье? Не-е-е-е, не слышал. Обычно грудничок сидит с мамой на переднем сиденье, высунувшись в окно, на заднем куча арабчат скачет по сиденью.
19. Нормально, когда на узкой улице остановились друг напротив друга два саудита на джипах, перегородив улочку, и стоят болтают, не обращая внимания на остальных.
20. Если ты видишь, что в пустыне на обочине стоит пустая машина на домкрате - ты в Сауди. Запаска? Какая нафиг запаска, ты чоу?

21. Если ты стоишь в автоочереди из трех машин и вдруг в нее начинает вклиниваться между первой и второй машиной еще одна - ты в Сауди. Ой, как они не любят очереди. Ой не любят.
22. Про очереди. Встречал в учреждениях несколько очередей. Для местных, для неместных и отдельно для паки/индусов/пилипинас. Прям таблички над очередями висят. Расизм, ага.
23. Белые экспаты обычно по госучреждениям не ходят, все вопросы решают эйчаровцы. В случаях, когда обязательно твое присутствие, эйчаровец придет с тобой, будет водить за ручку из кабинета в кабинет и объяснять все. Тебе нужно только здороваться и улыбаться.
24. Вообще, если ты что-то сам решить где-то не сможешь, типа не положено и все дела, араб с арабом всегда вась-вась между собой решат. Хорошо иметь знакомого саудита.
25. А еще они могут запросто в твоих документах (например, в паспорте) накалякать свои каракули и они прокатят как документ. Даже без печати. Проверено лично.
26. В Сауди есть правило «правой руки» - левой нельзя есть, передавать что-то, ибо левая рука считается нечистой (да-да, они ею подмываются). Друг работает с арабами на месторождении, говорит, что по рукам бьют, когда, забывшись, берет еду левой рукой. В шутку, конечно, но все же. Я тоже стараюсь подавать документы только правой, мне ничего не стоит, им приятно.
27. Не в каждом саудовском туалете найдешь туалетную бумагу, но в каждом, даже самом затрапезном, будет подмывашка. Такой небольшой душ на шланге. Отличное приспособление, я считаю.
28. Очень мало западной музыки. В основном арабская, кругом. Даже молодежь в машине в основном слушает свои родные заунывные мотивы. Из всего множества радиостанций нашел всего три с западной музыкой: одна Radio Bahrain и две от компании «Сауди Арамко» (на одном попса западная, на втором американское ностальжи).
29. «Сауди Арамко» («Сауди-Американ Компани») - крупнейшая в мире добывающая компания. Организована американцами в 30-х годах, сначала они 50 на 50 с саудитами были в доле, потом саудиты отжали все, теперь на 100% компания принадлежит местным. Добывает четвертую часть всей нефти на Земле. Куча народу со всего мира работает в «Арамко». Средняя зарплата специалиста с опытом (а туда неопытных не принимают) составляет $15000.

30. В Саудовской Аравии официально запрещены развлечения. В королевстве нет ни одного кинотеатра (по некоторым данным, в Джедде, в студенческом городке, недавно открыли первый кинотеатр, но не знаю, насколько правда).
31. Обучение в школах раздельное: мальчики отдельно, девочки отдельно.
32. Каждый ресторан имеет две секции: для одиноких мужчин и для семейных. Потому что видеть чужих женщин - нехорошо. Есссно, если ты один, то в семейную секцию тебя не пустят. Но даже если ты пришел с женой, то на чужую тетку ты все равно не посмотришь, ибо даже в семейной секции столики отделяются ширмами, чтобы женщина могла расчехлиться и спокойно поесть.
33. Даже в ресторанах фастфуда («Макдоналдс», например) к кассам будет две очереди: для женщин и для остальных. Фудкорты тоже разделены на зоны, для одиноких и семейных. Там уже тетки не расчехляются, кушают в шторках. Одной рукой шторку подняла, другой вилку в рот. В торговых центрах на кассах тоже разделение. Женщины (или семейные) отдельно, одинокие отдельно.
34. Ладно у чужой тетки лица не увидишь, очень часто родные братья не знают, как выглядят жены братьев. Это нормальное явление.
35. В Саудовской Аравии запрещен алкоголь. Строго запрещен. Карается тюремным заключением и палками. Но местные как-то завозят контрабандой, варят самогон на финиках и прочая. Купить можно, но очень дорого. Виски будет стоить около 300 баксов за пузырь.
36. Палки - это больно. Не каждый выдержит наказание палками. Не знаю, правда или нет, но после 100 ударов человек может умереть. Поэтому всегда рядом врач, если что, остановит наказание. Остальное человек получит, когда подлечится. Если наказание, например, 200 палок, то разделяют на несколько месяцев.
37. Свинина запрещена.
38. За наркотики смертная казнь.
39. За гомосексуализм, кстати, тоже! Но геев тут все равно очень много. Парни с детства отдельно от девчонок, в школе кругом парни, в вузе парни, в кафешках можешь сидеть только в single section, где одни парни. Ну и этого того. Влюбляются друг в друга.
40. Казни обычно по пятницам, на площадях. Отрубают голову. Народ стоит, смотрит. Видел видео, зрелище не из приятных, скажу я вам. Правда, в последнее время все меньше и меньше. В основном за убийства.
41. В Саудовской Аравии цензура. Довольно-таки жесткая. Во всех фильмах вырезаются даже сцены с поцелуями, не говоря уже о постельных сценах. Просто тупо вырезаются, никого не заботит, что сюжет от этого может запутаться. Даже на радио вырезают из песен слова. Помните Psy с его Gangnam Style? Там в припеве «Е-е-е-е-е, sexy lady». Так вот в Саудовской Аравии он поет просто «Е-е-е-е-е, ик lady». Ну ладно секс, понятно, а вот отличная песня Sia - Chandelier, где в припеве «one, two, three, one, two, three, drink», drink тупо вырезан.
42. Но больше всего меня умиляет цензура в магазинах. Там есть специально обученные люди, которые на коробках и упаковках закрашивают открытые части тела не только женщин, но и мужчин. Продаются трусы мужские, например, ноги-руки закрашены. Продается надувной бассейн, на упаковке довольная семья - дети и мужчина оставлены как есть, тетка закрывается черным маркером полностью. В журналах мод девушкам в футболках с короткими рукавами аккуратно пририсовываются длинные рукава. И смех и грех.


43. Из религий разрешается только ислам. Все остальные религии строго запрещены. Я, конечно, ношу крестик, но стараюсь не светить.
44. Кроме обычной полиции в Саудовской Аравии есть и религиозная полиция, которая как раз и следит за исполнением всех вышеперечисленных запретов. Называется «Комиссия по поощрению добродетели», или просто мутава. Могут подойти и сделать замечание, если что-то не так. Могут арестовать за серьезное нарушение. Моего друга как-то остановили в пятницу до обеда (время главной молитвы) и допытывались, почему он не на молитве в это время. То, что он не мусульманин, их не сильно удовлетворило. Посидел в их машине, пока время молитвы не кончилось, потом отпустили.
45. Молятся тут 5 раз в день (в священный месяц Рамадан - 6 раз). Во время молитвы все королевство замирает. Закрываются на полчаса магазины, все учреждения, заправки. Не работает НИЧЕГО. Очень много мечетей. В каждом районе по несколько штук. Каждый торговый центр, каждое учреждение имеет помещение для молитвы. В каждом номере отеля есть молитвенный коврик, Коран и указание, в какой стороне Мекка.
46. В туалетах перед молитвой все залито водой. Так как молиться нужно обязательно чистым, местные намываются очень тщательно, обычная картина - заходишь в туалет, а там ноги в раковинах намывают.
47. Пятница - священный день! Никто не работает. До обеда все закрыто, улицы пусты, все молятся.
48. Священный Коран - самая нужная книга. Она и официальная конституция королевства, она и учит правоверных мусульман, что можно, а что нельзя.
49. Как и во всех арабских странах, тут культ семьи. Каждую пятницу они собираются большими семьями в ресторанах, на пикники и т.д. Очень уважают старших.
50. В Сауди очень дешевый бензин. Литр 91-го стоит 0,45 реала, 95-го - 0,6 (7 и 10 рублей соотвественно).
51. Почему-то у большинства мужчин-саудитов длинные ногти. Не пойму, с чем это связано, но до сих пор не привык, каждый раз передергивает.
52. Летом в Саудовской Аравии очень жарко. Часто температура в тени может достигать +50 °C.
53. Поэтому в выходные летом все моллы (торговые центры) полны арабов и экспатов. В моллах гуляют, общаются, питаются. Лично мне в этих моллах всегда холодно, ибо они врубают кондиционеры на +18 °C, арабам закутанным - самое то, а я мерзну.


54. Вообще, очень многие экспаты живут в компаундах, это такая территория, отделенная от всех высокой стеной, с охраной. Внутри компаундов белые женщины могут не носить черную абайю, ходят в чем угодно.
55. Арабские женщины очень сильно красятся. Брови толщиной в палец, ярко накрашенные глаза, рисунки хной на кистях. Все, что можно показать, все украшается.
56. Несмотря на то что женщинам на улице можно появляться только покрытой, магазины современной женской одежды совсем не испытывают нехватки клиенток. Арабки активно покупают все это, чтобы красоваться дома перед мужем.
57. В саудовских торговых центрах отсутствуют примерочные. Женщины обычно покупают одежду, дома меряют, если не понравилось, принесли обратно. Либо в туалете торгового центра примерят без зеркала и тоже вернут, если не понравится.
58. Преступность есть. Если оставишь в автомобиле лептоп, могут разбить окно и вытащить. Вечером могут отобрать деньги-телефон.
59. Купаются в море саудиты в основном в одежде. Особенно женщины. Мужчины в шортах и футболках, женщина полностью закрыта. Плавать большинство не умеет.
60. Пляжи, кстати, тоже раздельные. Как-то по незнанию приехал искупаться на семейный пляж, долго не понимал, почему на меня осуждающе смотрят. Но никто ничего не сказал. На пляж обычно приезжают большой семьей, от детей до стариков. С едой, мангалами, кальянами.
61. В стране очень грязно. Там, где человек, там грязно. Бумага, пакеты, упаковки. Семья приехала на пикник, поели-попили, весь срач оставили. Обычная картина - едешь за рулем, из окна впереди идущей машины вываливается пакет с мусором. Или встал на светофоре, из соседней машины выбрасываются салфетки, остатки еды.
62. Внутри машин у саудитов обычно тоже очень грязно. Очень. Внутреннюю отделку машины могут уделать за пару месяцев. Уделать вхлам. Поэтому многие годами не снимают полиэтилен с сиденья.
63. Убирают мусор с улиц обычно индусы. Ну как убирают? Делают вид. Идет с мешком, одну бумажку подобрал, десять остались лежать, идет дальше.
64. Почти в каждой компании есть tea boy. Чувак, который разносит чай-кофе по кабинетам. Заглядывает, спрашивает, что желаешь испить сегодня, уходит, приносит.
65. Вообще, в Саудовскую Аравию попасть не так просто, это не туристическая страна. Визу дадут в случае: 1) если ты по работе, 2) если ты едешь к близкому родственнику (дочери, сыну, маме, папе), 3) если ты мусульманин и совершаешь священный хадж в Мекку.
66. Мекка - колыбель ислама - находится на западе королевства. Ежегодно Мекку посещают сотни тысяч паломников со всего мира. Немусульманам въезд в эту святыню запрещен.

67. Когда ты приезжаешь работать в Саудовскую Аравию, обычно HR у тебя забираeт паспорт (не всегда и не у всех, у меня не забирали) и взамен выдается икама (residence permit). Икама считается официальным документом в королевстве. Для того чтобы открыть счет в банке или купить автомобиль, необходима икама. Паспорт никто не спрашивает. Кстати, у всех на икаме уродские фотки. Фотка берется из системы - та, которую сделали при первом прохождении паспортного контроля. Обычно фоткается как-то снизу, и народ задроченный. При выезде из Сауди икама сдается, паспорт получается обратно.
68. После получения икамы нужно получить саудовское водительское удостоверение. Россиянам (и многим другим) просто выдают на основании российских прав, а, например, индонезийцам нужно сдавать экзамены с нуля для получения прав. Номер водудостоверения точно такой же, как и у икамы. Фотка тоже.
69. Дожди в Сауди - большая редкость. Три-четыре раза в год. А поэтому ливневая канализация тут отсутствует как класс. И поэтому, когда дождь все-таки случается, тут объявляется чрезвычайное положение. Города затапливаются, машины плавают.
70. Зимой в пустыне даже снег может выпасть. Но раз в 50 лет. В 2013 году был такой последний раз.
71. Пустыни в Саудовской Аравии красивые. Пески разного цвета, от желтого до красного. Кстати, вдоль дорог в пустыне везде заборы, съехать в пустыню можно только на определенных выездах.
72. Хотя в Королевстве разрешено многоженство, среди моих знакомых нет ни одного, у кого было бы две (не говоря уже о четырех) жены. Потому что по закону, если ты завел вторую жену, будь добр обеспечить ее не хуже, чем первую. В смысле, у первой жены есть дом, значит, второй жене ты тоже должен купить дом не хуже. У первой жены авто с водителем такое-то, у второй должно быть не хуже. И время уделять обеим должен равное. Недешевое удовольствие, так-то.
73. Почти в каждой арабской семье есть няньки-филиппинки или индианки. Детей-то много, за всеми глаз да глаз. И не только няньки. Во многих семьях живут еще и уборщицы. Обычная картина в молле - идет арабская семья, позади 3-4 ребенка с одной-двумя няньками-филиппинками.


74. Так как развлечения запрещены, саудиты пытаются развлечь себя чем только угодно. Одно из развлечений - гонки на авто (поэтому и разбиваются много), езда на двух колесах на боку и прям на ходу меняют колеса. Еще одно из экстремальных развлечений - гонки на тапочках. Это когда на скорости выходишь из машины и едешь на тапочках. На скорости свыше 100 км/ч. Не верите? Забейте в YouTube «saudi crazy driver» и «saudi crazy skaters».

75. Еще одно из развлечений - обкладывать свое авто камнями (между колесами и дно). Не понимаю, в чем смысл этого.

76. В выходные дни соседние Бахрейн и ОАЭ наводняют машины с саудитами. Бахрейн они вообще называют «наш бар». Да-да, с четверга по субботу все бары забиты саудитами. А чо, под крышей Аллах не видит, как шутят они.
77. Во время детских каникул народ выезжает в Бахрейн и ОАЭ еще массовей. На границах дикие пробки. Развлекать детей. Кинотеатры, аквапарки, все дела.
78. Выходные в Саудовской Аравии - пятница-суббота. Еще пару лет назад выходные были в четверг-пятницу, но потом решили сдвинуть на один день для международного бизнеса.
79. Пить в основном не умеют. Налыкиваются вхлам. Учил одного коллегу. Ну как учил, объяснял, почему он быстро пьянеет, говорил, что закуска очень важна. Теперь пьет по-человечьи, даже голова по утрам перестала болеть.
80. Любят расспрашивать про всякое запретное для них (секс, выпивка и т.п.). Иногда они мне напоминают детей.
81. Несмотря на строгие запреты, местные девчонки все-таки умудряются заниматься сексом вне брака. Знакомятся в соцсетях, встречаются тайно. Есть дома для свиданий. Даже экспат может попасть туда, если пройдет «квест» и фейс-контроль.
82. В Саудовской Аравии не отмечают Новый год. Вообще. Даже арабский.
83. Кстати, по местному календарю сейчас 1436 год.
84. В священный месяц Рамадан саудиты держат пост. Нельзя есть и пить в светлое время суток. В последние годы Рамадан приходился на самые жаркие месяцы, тяжеловато было арабам, весь день ни глоточка воды. Экспатам тоже настойчиво рекомендуют не пить и не есть в присутствии постящихся, уважать пост. Во всех конторах во время Рамадана укороченный рабочий день.
85. Зато после Рамадана вся страна гуляет 9 дней. Ну может, и не вся страна, но наша контора в последние годы отдыхает по 9 дней.
86. Вообще, в стране официально всего три праздника. Это Eid al-Fitr, он же Ураза-байрам (после Рамадана), Eid al Adha, он же Курбан-байрам (тоже, кстати, 9 дней отдыхают) и National Day.

87. В Саудовской Аравии заблокировано много сайтов. Например, наш «ВКонтакте», не говоря уже про «сайты для взрослых».
88. Запрещено фотографировать людей (особенно военных, полицейских и женщин). Недавно арестовали одного чувака за то, что у него нашли свадебные фотографии различных пар (у него был фотосалон, и три тетки-фотографа подгоняли ему фотки со свадеб, а он продавал другим мужикам). Фотографии приличные, никакой обнаженки, просто лица.
89. В Саудовской Аравии ни разу не видел общественного транспорта. Только такси. Возможно, он где-то есть, но не уверен.
90. Иногда на перекрестках можно встретить замотанных в абайю женщин, которые ходят от машины к машине и просят милостыню. Это не саудитки. Беженки.
91. В Саудовской Аравии нет детских домов. Если родители умерли/погибли, дети живут с родственниками.
92. Тут спокойно относятся к мелким авариям с царапинами и небольшими вмятинами. Могут спокойно разъехаться после такой аварии, не вызывая полицию и вообще без каких-либо претензий. Мне пару раз въезжали несильно в корму, просто разъезжались.
93. Пробки в пустыне часто объезжают просто по пустыне. По обочине в пять рядов.
94. Саудиты, подъезжая к магазинчику, часто даже не выходят из машины. Специально обученные индусы подбегают, принимают заказ, берут деньги, убегают, приносят заказ и сдачу. За копеечные чаевые.
95. Вообще, индусы тут много что делают за копейки. За 100 риалов в месяц тебе будут намывать твою машину три раза в неделю.
96. Очень вкусная (на мой взгляд) местная еда, особенно гриль. Что-что, а мясо арабы готовить умеют. Подают с лепешками, хумусом и бабагануш. Вкуснятина нереальная. Особенно бараньи ребрышки. И чаще всего самый вкусный гриль в самых непрезентабельных кафешках. Ну и рис. Рис идет автоматом.
97. Верблюды кругом. На обочинах, в пустыне, даже в меню. Пробовал, неплохое мясо.
98. Во многих арабских едаленках вместо скатерти просто настилают полиэтилен. Так как арабы едят все руками (вместо ложки/вилки кусок лепешки), рис с мясом просто вываливают на стол (на полиэтилен), едят руками, а после еды просто собирают полиэтилен с остатками еды и выбрасывают, а стол опять как новенький до следующего клиента.
99. В Саудовской Аравии нет налогов. Можно открывать любой бизнес, зарабатывать деньги и не нужно платить налоги. Правда, экспатам бизнес открыть трудновато, в партнерах обязательно должен быть саудит.
100. На саудовских свадьбах женщины гуляют отдельно, мужчины отдельно. Часто даже в разных концах города. Женщины приезжают на торжество в самых красивых своих платьях и украшениях под абайями, празднуют открытыми, но перед тем, как новоиспеченный муж приедет забирать свою молодую жену, они опять укрываются абайями и никабами.
А все, хватит с вас и соточки.

Королевство Саудовская Аравия - одно из самых консервативных государств в мире. Здесь соблюдается строгая сегрегация женщин главным образом за стенами дома. Женщины Саудовской Аравии обладают сильно ограниченными правами. Это объясняется большим влиянием религиозных лидеров и особенностей законов страны, основанных на исламском праве.

Жизнь женщины в Саудовской Аравии

Каждая взрослая жительница Королевства обязана иметь опекуна - близкого родственника мужского пола. Без согласия опекунов женщины Саудовской Аравии лишены возможности путешествовать, получать лицензии на ведение бизнеса, работать, учиться в колледже или университете. Обучение допускается лишь в женском окружении, мужчины-преподаватели могут общаться с ученицами только по внутреннему телевидению.

Даже в случаях, когда по закону согласие опекуна не требуется, властные структуры обращаются к нему за разрешением. Без разрешения мужа или опекуна женщинам в не оказывается медицинская помощь. В стране отсутствуют законы, запрещающие насилие против женщин, однако законодательных норм, закрепляющих господствующее положение мужчин, существует великое множество. Так, мужчины пользуются правом иметь одновременно несколько жён, разводиться с ними в одностороннем порядке, не выдвигая законных обоснований. Для представительниц слабого пола получение законного развода сопряжено с большими трудностями. Женщина-наследница может претендовать на долю наследства в два раза меньшую, чем наследник мужского пола. Жительницы страны не имеют права управлять автомобилем. Они обязаны закрывать лицо, волосы и носить абайю - скрывающее фигуру длинное чёрное платье.

Мужчины-консерваторы согласились на расширение прав, которыми могут пользоваться женщины Саудовской Аравии

В 2011 г. король Абдалла издал указ о разрешении женщинам участвовать в Более того, жительницам страны предоставлено право заседать в королевском Консультативном Совете, состоявшем ранее исключительно из мужчин.

Несомненный прогресс достигнут и в спорте: летом 2012 г. впервые в истории в Олимпийских играх участвовали две женщины Саудовской Аравии (фото). В апреле 2013 г. мир облетела весть о новой щедрости мужчин Королевства. Они разрешили своим дамам кататься на велосипедах и мотоциклах, но ввели ряд ограничений. Во-первых, саудовки не могут кататься без сопровождения мужа или другой особы мужского пола, состоящей с ней в родстве. Во-вторых, кататься можно лишь по велодорожкам парков и в других специально отведённых местах, находящихся как можно дальше от мест скопления мужчин. Наконец, последнее ограничение: прокатиться на велосипеде или мотоцикле женщины Саудовской Аравии могут лишь укутанными с ног до головы в национальное платье - абайю. Остаётся добавить, что за соблюдением этих правил следит религиозная полиция, пресекающая любые попытки нарушения канонов ислама.

Несмотря на некоторые реформы, в определённой мере улучшающие саудовских продолжает существовать. Устойчивость исламских обычаев и традиций не позволяет надеяться на скорые прогрессивные изменения в положении жительниц Саудовской Аравии, мало соответствующем современным правовым нормам, которые фиксируют статус представительниц прекрасного пола в области международного права.

18 февраля 2016, 21:37

Мне повезло - я ходила в частную школу, одну из лучших в стране, на мой взгляд. Я поступила туда примерно в восемь лет, поэтому всё моё детство, вплоть до выпускного, прошло в окружении почти одних и тех же людей, вроде такого большого комфортного пузыря. В школе было около 48 учениц, до переезда в Англию у меня особо и не было других контактов со сверстниками. Школа, разумеется, была исключительно женская. Что касается предметов, в основном это были религиозные дисциплины и точные науки, гуманитарные направления почти игнорировались, что странно, ведь это была хорошая частная школа. Образование в стране достаточно плохое как для мальчиков, так и для девочек, тут особой разницы нет. Я ходила в частную школу и могла получить какие-то дополнительные знания, пусть и не в официальном порядке, в государственных учреждениях всё в разы хуже. Детей вроде учат биологии, математике и физике, но вот такие предметы, как история или обществознание, практически отсутствуют. Могут, конечно, рассказать какие-то вещи на уроках религии, но это всё ангажированно и является, по сути, правительственной пропагандой. Получается, что подростки выпускаются из школы, не понимая элементарных вещей об окружающем их мире.

Twitter и Facebook очень популярны в Саудовской Аравии, это было видно по моей школе. Девушкам, например, просто больше нечем заняться, кроме как переписываться и сочинять новые твиты. Когда Facebook только появился, женщинам не рекомендовалось выкладывать туда свои фотографии. Я помню, как все девочки в моей школе шептались и называли меня «шлюхой», потому что я постила свои фотки. Сейчас всё изменилось, и эти самые девочки стали самыми невыносимыми спамерами в моём инстаграме.

Так всегда происходит в королевстве: сначала все очень боятся новшеств и сплетничают о тех, кто начал ими активно пользоваться, а потом и сами присоединяются. Я, кстати, почти никогда не носила никаб (накидку, почти полностью закрывающую лицо), но вот абайю (длинное одеяние, закрывающее только тело) надевать приходилось, так как это предписано законом. Когда я была совсем маленькой, абайя должна была быть абсолютно чёрной.

Но вот мне исполнилось 12 лет и женщинам разрешили носить разноцветную одежду. Конечно, сначала это воспринималось обществом негативно, некоторые женщины распускали сплетни о тех, кто посмел надеть цветную абайю. Это модное веяние пришло из элит и постепенно было подхвачено женщинами по всей стране, но потребовалось время. Мне кажется, простое разрешение носить цветную абайю сделало много для общества. Появились дизайнеры, определённые тренды, новые фабрики. Сейчас можно определить, есть ли у женщины чувство стиля, просто посмотрев на неё на улице. Раньше это была нереальная задача.

В Саудовской Аравии принято, что мужская половина семьи несёт ответственность за репутацию своих женщин. Если твой отец или брат узнают, что ты курила или проводила время с парнем, это повлечёт серьёзные последствия. В стране принято защищать дочь или жену от дурных слухов, даже если они правдивы, бывают серьёзные стычки на этой почве. Моя семья со стороны отца очень консервативна, дурная молва очень волнует их, с родственниками мамы всё немного проще. Вообще я до сих пор стараюсь скрывать какие-то вещи от них, несмотря на взрослые годы. Почти из всех девушек родом из Саудовской Аравии вышли бы гениальные преступницы: они умеют скрывать информацию о себе и избегать лишнего внимания лучше всех на свете.

Переезд в Великобританию из Саудовской Аравии до сих пор напоминает мне освобождение из неволи. Словно я 18 лет провела в тюрьме, а потом оказалась на свободе. Для меня долгое время были счастьем даже прогулки до университета или магазина без обязательного сопровождения мужчины. Теперь я могу носить любую одежду и тусоваться с парнями, не думая, что кто-то примет меня за потенциальную проститутку. Раньше я даже не могла высказывать своё мнение на школьных уроках, особенно если оно не вписывалось в религиозные нормы, сейчас всё иначе.

Родственники отца жутко волновались и до последнего пытались отговорить его отправлять меня учиться в Великобританию. Им в принципе в голову не приходило, что женщина может жить одна, да ещё и в другой стране! А вот родные по маминой линии и друзья очень круто меня поддерживали, несмотря на то, что девушки из Саудовской Аравии стали ездить учиться за границу только с 2008 года, насколько я помню. Общество не до конца смирилось с этим фактом. Но мой папа сам окончил университет в другой стране и настоял на том, чтобы я тоже попробовала. Ему, естественно, пришлось подписывать бумаги, что он разрешает мне учиться за границей и всё в этом духе. Для особенно религиозных людей даже существует специальный сервис, который за 600 фунтов стерлингов и оплаты расходов на жильё, позволяет нанять студентке опекуна за границей. Но, по-моему, это довольно абсурдная вещь.

Вообще, исполнение и подчинение законам Саудовской Аравии - это отдельная тема. В стране есть негласное противостояние между ортодоксально религиозными и умеренными семьями. Первые вечно всё усложняют, но почти всегда есть способ обойти предписанные религией официальные законы. Например, пишет тебе папа или брат записку о том, что тебе можно самой передвигаться по городу, и опекун уже не нужен. Надо только эту записку и паспорт с собой всегда брать, подобные бумажки работают иногда даже в отношении выезда за границу. Многое, конечно, зависит от семьи. Если отец - либерал, законы вряд ли сильно отразятся на твоём образе жизни. Но если глава семьи придерживается традиционных взглядов, ты, скорее всего, никогда не выйдешь из дома одна, он имеет полное право запереть тебя в четырёх стенах.

Помимо этого есть куча мест, куда могут ходить только мужчины или только женщины. По моим ощущениям, в один прекрасный день какие-то юристы придумали такую штуку, как повсеместная сегрегация, а потом она почему-то стала частью национальной культуры, что не может не огорчать и не создавать проблем. Вот, допустим, идёт женщина в булочную на своей улице, чтобы купить сэндвич на завтрак, а потом выясняется, что вход в эту булочную разрешён только мужчинам, в итоге она остаётся без перекуса. Большинство каких-то магазинов или ресторанов в стране оккупировано, разумеется, мужчинами. В итоге люди начинают воспринимать это разделение как норму; и женщины, и мужчины начинают вести себя очень странно, попадая в одно помещение, всем дико не комфортно.

Моё возвращение домой - это большая дилемма. С одной стороны, я понимаю, что в Англии сумею реализовать себя по полной; с другой - маленький моралист внутри меня говорит, что я становлюсь частью «утечки мозгов» из родной страны. Я разрываюсь между легко достижимым счастьем и принесением себя в жертву Саудовской Аравии, где всё будет гораздо сложнее. Ведь очень долгое время для женщины в профессиональной среде было уготовлено только два пути: медицина и преподавание. Сейчас ситуация улучшается, в основном из-за нефтяных компаний, ориентированных на Запад и США в частности. Для них не проблема нанять женщин-инженеров - главное, чтобы было образование. Государство тоже приняло ряд реформ, позволяющих женщинам работать в частном секторе, постепенных, но, в принципе, работающих. Но, если честно, женщину-кассира в супермаркете я впервые увидела только в 2012 году.

Вопреки всем реформам на работающую женщину всё ещё давит общество, особенно это заметно в консервативных семьях. В принципе, сейчас даже они стали относиться к идее работающей женщины спокойней, но религиозный отец никогда в жизни не позволит тебе работать в месте, где не соблюдается половая сегрегация: «Окей, ты можешь работать, но будь добра делать это в школе, где идёт чёткое гендерное разделение, или в магазине для женщин». Соответственно, это лишает многих женщин в стране возможностей карьерного роста, так как международные компании ориентированы на западные стандарты общения. Плюс на работающую женщину обычно смотрят как на изгоя какого-то: «О, да вы гляньте, она никому не нужна и умрёт в одиночестве!».

Поэтому в Саудовской Аравии одна из важнейших проблем - это женская безработица, потому что устроиться на работу продавщицей, например, легко, а вот получить должность в крутой компании сложно - предпочтение обычно отдают мужчинам. Что касается моей возрастной группы (20–25 лет), то тут безработица среди обоих полов вообще достигает 40%, но больше отражается на женской половине. У меня есть подозрение, что все либеральные реформы были проведены правительством именно из-за того, что новое поколение молодых мужчин больше не в состоянии обеспечить свою семью.

Обычно девочки, покидая Саудовскую Аравию и начиная жить в другой стране, начинают тусоваться на новом месте с арабами или арабками. Им так легче, ведь не приходится полностью приспосабливаться к особенностям западной культуры, да и подружиться с кем-то из твоей родной страны проще. Но вопреки этому они всё равно понимают, что являются независимыми и значимыми, поэтому даже консервативным девушкам становится тяжело возвращаться на родину после того, как они привыкают к свободе. Некоторые из них возвращаются и начинают заниматься реально крутыми вещами - феминистским активизмом, например.

Про девушек, которые на тачках гоняли, наверное, все уже знают. Это очень смело, потому что в Tumblr посты писать может каждая, а вот сделать такой радикальный для Саудовской Аравии шаг - нет. Но вот общество их не то чтобы не смогло понять - не оказало должной поддержки. Вообще радикальный феминизм практически нелегален, тут такая же ситуация, как с вашим российским законом про ЛГБТ-сообщество. У вас думают, что гомосексуалисты развращают детей, а у нас воспринимают феминисток как женщин, пропагандирующих публичное обнажение, беспорядочный секс, проституцию.

Требование установить равноправие полов вызывает какую-то массовую паранойю и ассоциируется с сексуальной революцией. Правительство и общество скорее готовы прислушаться к женщинам, которые пытаются трактовать правила ислама в своих интересах и не рубить с плеча. Это, наверное, менее честно, но зато более эффективно в реальной борьбе за реальные права.

Заниматься борьбой за права, конечно, очень круто. Но в Саудовской Аравии открыть НКО самостоятельно - задача не из лёгких, очень много бумажной волокиты, поэтому этим обычно занимаются частные корпорации. То есть на базе многих больших компаний существуют некоммерческие организации, занимающиеся каким-то важным общественным делом: проблемой безработицы, женским трудоустройством, образованием для девочек-подростков. Моя подруга работает в одной из таких НКО и это потрясающе - видеть, как её усилия и работа окупаются. Если после окончания магистратуры решу вернуться в Саудовскую Аравию, обязательно попробую поработать в этой сфере.

Чтобы спровоцировать громкий скандал и привлечь к себе внимание всей страны, женщине в Саудовской Аравии достаточно сесть за руль или пройтись по безлюдной улице в мини-юбке - и выложить видеозапись своих "провокационных действий" в интернет.

На этой неделе такой скандал спровоцировало видео с саудовской моделью Хулуд, прогуливающейся по древнему форту Ушайкир в мини-юбке и коротком топе.

Видео быстро разлетелось в Twitter. Мнения разделились: часть пользователей считает, что Хулуд должна быть наказана, другие настаивают на ее праве носить то, что она хочет.

Недовольство консервативно настроенной части общества было столь велико, что Эр-Рияд заявил о начале расследования в связи с публикацией видео.

Для консервативной Саудовской Аравии, где подавляющее большинство женщин выходит из дома исключительно в широкой абае, появление на улице девушки в мини-юбке - вызов устоявшимся нормам.

Ряд известных в Саудовской Аравии женщин считают борьбу за гендерное равноправие в стране одной из своих главных задач. Кто-то из них может позволить себе более "провокационные" действия, кто-то - менее, чтобы не вызвать осуждения со стороны относительно либеральных кругов в Саудовской Аравии.

"Когда вы меняете условия, в которых находится женщина, и даете ей больше возможностей, меняется жизнь всей семьи", - говорит саудовская телеведущая Муна Абу Сулейман, у которой в "Фейсбуке" более 1,2 млн подписчиков.


Будучи публичной фигурой, 44-летняя Муна не позволяет себе неосторожных поступков, которые могли бы вызвать скандал. Тем не менее она постоянно становится объектом для критики.

Муна Абу Сулейман стала первой саудовской женщиной-телеведущей, появившейся на международном телеканале. Уже этого было достаточно, чтобы вызвать осуждение со стороны многих ее соотечественников. Критики указывали на то, что женщина, согласно канонам ислама, не должна быть публичной фигурой и ей стоило бы держаться подальше от телекамер. В адрес ведущей поступали угрозы, так что в какой-то момент ей пришлось "позаботиться о безопасности своих детей".

Она почти никогда не появляется на публике в черной абае, которую носит подавляющее большинство ее соотечественниц. Телеведущая, у которой есть собственная линия модной одежды, предпочитает надевать закрытые, но яркие наряды, которые сильно отличаются по фасону от одежды местных консервативных мусульманок. При этом она говорит, что не нарушает никаких религиозных предписаний и могла бы не носить хиджаб.

Муна Абу Сулейман родилась в Филадельфии, окончила Университет Пенсильвании, а затем училась в Университете Джорджа Мейсона, Международном исламском университете Малайзии и Университете короля Абдулазиза.

В 2007 году она стала первой женщиной из Саудовской Аравии, назначенной послом доброй воли ООН.

"Я хочу, чтобы девочки понимали, что у них почти нет ограничений в выборе", - говорит Муна Абу Сулейман. Она считает, что в Саудовской Аравии, где сейчас работают только 15% женщин, молодые мусульманки тоже должны иметь возможность реализовываться в профессии.

Об этом Муна Абу Сулейман говорит публично, выступая в вузах и по телевидению.

Она считает, что у женщин должна быть возможность работать, создавать семью и оставаться при этом независимой. По ее мнению, в современном мире в интересах женщин не работает ни одна из существующих систем - ни традиционная исламская модель, которая подавляет волю женщин, ни западная модель, которая заставляет женщин соревноваться с мужчинами.

Принцесса Амира ат-Тавиль

33-летняя принцесса Амира ат-Тавиль, выпускница американского Университета Нью-Хейвена, стала публичной фигурой после своего замужества. Она вышла замуж за миллиардера - принца аль-Валида ибн Талала Аль-Сауда, который старше ее на 28 лет (в 2013 году пара развелась), и стала вице-председателем созданного им благотворительного фонда Alwaleed Philanthropies.

На публичных мероприятиях она почти всегда появляется в европейской одежде и с непокрытой головой. Это возмущает саудовскую консервативную общественность куда больше, чем яркие наряды Муны Абу Сулейман, выдержанные в рамках мусульманских традиций.

Принца аль-Валида ибн Талала неоднократно призывали "контролировать жену", чтобы та не подавала "дурной пример" правоверным мусульманкам.

Однако принц обычно одобрительно кивал, в то время как его жена давала интервью западным телеканалам и говорила о правах женщин.

"Все начинается с гражданских прав. Нет никаких закрепленных письменно гражданских прав для женщин, которые тем не менее являются гражданами страны. В министерстве юстиции уверяют, что работают над этим. Тем не менее [женщинам] прав еще никто не дал - напротив, их отобрали", - говорила Амира ат-Тавиль в интервью Си-эн-эн в 2012 году.


Тем, кто критикует ее за немусульманскую одежду, она отвечает так: "Я не представляю всех женщин Саудовской Аравии. Я представляю поколение молодых саудовских женщин".

Принцесса Амира неоднократно публично выступала в ряде американских СМИ в поддержку предоставления женщинам Саудовской Аравии права управлять автомобилем. Она поддерживала активисток, которые решались на "акции неповиновения": садились за руль, а потом выкладывали в социальных сетях видео того, как они ведут автомобиль.

"Я думаю, что это наша задача - бороться за наши гражданские права. Власти движутся в этом направлении и проводят много реформ, но нам самим необходимо развиваться как гражданскому обществу, развивать НКО", - убеждена Амира ат-Тавиль.

Закон не запрещает саудовским женщинам водить напрямую, однако исламское руководство страны де-факто поддерживает это ограничение из-за системы опекунства, законодательно закрепленной в Саудовской Аравии. Женщинам нельзя выходить из дома без сопровождения мужчины - обычно близкого родственника, а кроме того, разрешение от мужчины зачастую требуется для совершения разных дел - например, на открытие счета в банке.

Одна из самых известных саудовских активисток Маналь аль-Шариф шесть лет назад провела девять дней в тюрьме Саудовской Аравии за "вождение автомобиля лицом женского пола".


По ее словам, однажды вечером она безуспешно пыталась найти такси, чтобы добраться до дома. На улице к ней начали приставать мужчины, и она даже начала опасаться, что ее могут похитить.

Ее так возмутила эта ситуация, что позднее она решила сама сесть за руль машины и опубликовать видео на YouTube. Всего за один день его посмотрели 700 тысяч раз. Так она начала кампанию за право вождения автомобиля женщинами в Саудовской Аравии.

"Боже мой, это было потрясающе. Когда я сидела в тюрьме, девушки садились за руль, снимали это на видео, публиковали - это был акт гражданского неповиновения. Размах акции был огромный! Я думала, что, после того как меня посадили, движение умрет. Но когда меня отправили в тюрьму, что-то действительно изменилось. Все больше и больше женщин находили в себе смелость во всеуслышание объявить, что они водят машину", - рассказала активистка в интервью BBC Radio 4.

В июне в свет вышла книга Маналь аль-Шариф "Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men" ("Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин").

"Вождение - это символ гражданского неповиновения, символ перемен в Саудовской Аравии. Мне 38 лет, я мать двоих детей, я инженер компьютерных систем, и я все еще фактически считаюсь несовершеннолетним, недееспособным человеком. Я несовершеннолетняя с рождения и до самой смерти. Я - как собственность, которая передается от моего отца моему мужу или брату, если мужа нет, или даже сыну - моему собственному сыну. Рожать собственного опекуна! Это и есть система опекунства", - заявляет Маналь аль-Шариф.

Еще одна активистка движения за права женщин, 28-летняя Лоуджан Хатлуль, получила широкую известность после своего ареста в декабре 2014 года. Ее задержали после того, как она попыталась въехать в королевство на машине из соседних Объединенных Арабских Эмиратов.

Вскоре после этого была арестована и Майса Амуди - проживающая в ОАЭ саудовская журналистка, которая пересекла границу, чтобы поддержать Хатлуль. У обеих женщин десятки и сотни тысяч подписчиков в Twitter.


Тогда Лоуджан Хатлуль провела в тюрьме около двух месяцев. Правозащитники Amnesty International признали активистку узницей совести. А в 2015 году Хатлуль вошла в ежегодный список 100 самых влиятельных арабских женщин по версии Arabian Business Magazine.

В июне 2017 года ее снова задержала полиция в аэропорту Эд-Даммама. Причина ареста до сих пор не разглашается, власти страны не разрешили женщине обратиться к своему адвокату или связаться с семьей.

"По всей видимости, она была под наблюдением из-за своей правозащитной деятельности, поскольку выступала в поддержку прав женщин, которые постоянно попираются в Саудовской Аравии", - заявила после недавнего задержания представитель Amnesty International Сама Хадид.

Ваджеху аль-Хувайдер, основательницу Ассоциации по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии, часто называют самой радикальной саудовской феминисткой и активисткой страны.

"Саудовские женщины слабы - независимо от того, насколько высок их статус, - потому что нет никакого закона, который бы их защищал. Подавление женщин и размывание их личности - это то, что происходит в большинстве семей в Саудовской Аравии", - говорит активистка.


В 2008 году Ваджеха аль-Хувайдер опубликовала в Сети видео, как она ведет автомобиль в Саудовской Аравии. По словам Хувайдер, публикация этой записи в интернете была приурочена к Международному женскому дню. Сразу после публикации видео посмотрели тысячи пользователей.

Тогда она стала первой активисткой, решившейся на акцию протеста после длительного затишья. До этого последняя акция протеста против запрета на вождение прошла в 1990 году, когда десятки женщин ездили по столице страны Эр-Рияду. Многих из них арестовали на сутки, их паспорта конфисковали, кое-кто из участниц акции лишился работы.

"Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого", - заявила тогда Ваджеха.

Ваджеха аль-Хувайдер, по разным данным, родилась в 1962 или 1963 году. Она работала журналисткой и сотрудничала с ежедневной газетой на арабском языке "Ав-Ватан" и изданием Arab News. Однако в 2003 году из-за участия в правозащитных акциях ей запретили публиковаться.

В 2006 году ее арестовали после акции протеста. Перед тем как Ваджеху аль-Хувайдер освободили, ее заставили подписать обещание, что она больше не будет заниматься правозащитной деятельностью. Ей также было запрещено выезжать за пределы Саудовской Аравии. Однако позже этот запрет был снят.

Саудовская Аравия - одна из самых консервативных стран в мире, где люди живут согласно догматам ваххабизма, требующего жить так, как жили самые первые мусульмане. Потому по равенству полов государство занимает одну из последних строчек в мире. Несмотря на то, что ситуация начала меняться в лучшую строну, в стране всё еще действует ряд запретов.

Хоть Саудовская Аравия и является богатым и современным государством, там слишком велико влияние религии на повседневную жизнь общества, в особенности женской его части. Мы сейчас немного расскажем тебе о действующих запретах и том, что сейчас там происходит.

Во-первых, у каждой женщины есть опекун, им может быть отец, брат, муж и даже сын. Именно он принимает за нее важные решения, включая образование, работу и замужество и даже просто пройти медосмотр.

По поводу обязательных женских нарядов, скорее всего, знают. Выходя на улицу женщина должна быть одета в бесформенную тунику - абайю, а лицо должно быть закрыто хиджабом. Но нужно учесть, что строгость наряда зависит конкретно от региона.

Саудовские женщины не имеют права общаться с незнакомыми мужчинами, потому различные общественные места оборудованы раздельными зонами - для мужчин и женщин. То же самое касается и домов, гостей принимают в мужской части жилья, но жена имеет право приглашать в свою часть подруг.

Забавно, что огромную критику в мире получают крупные сети, такие как Starbucks или McDonalds за то, что их заведения в Саудовской Аравии также оборудованы раздельными зонами. Единственные места, где мужчины и женщины могут быть в одном помещении - это больницы и банки.

В июле 2018 году саудовским женщинам будет разрешено водить авто, а пока Аравия - единственная в мире страна, где женщина не имеет права садиться за руль. Также им запрещено пользоваться общественным транспортом, лишь поездами, если там прикреплен специальный вагон.

С позволения опекуна, женщина может работать, но список профессий крайне мал. В основном, это врачи, медсестры, учителя и воспитатели. Даже с учетом всех реформ, доля женщин на рынке труда составляет 17 %. С июля они смогут стать таксистами, но автомобили с женщиной за рулем будут обозначаться другим цветом.

Если женщине удается добиться разрешения опекуна на образование за границей, то это никак не влияет на будущую профессию. Будущим работодателям придеться строить специальные женские зоны и отдельные входы.

Тем не менее в 2018 году появились еще две возможности. Во-первых, 16 заведений решилось-таки набирать женщин на должность официанта. А немного позднее правительство разрешило им открывать собственный бизнес без разрешения опекуна. Сделано это было исключительно для стимуляции роста частного сектора.

Также до 2012 году у Саудовской Аравии не было собственной олимпийской женской сборной, но даже сейчас занятия спортом не поощряются, а доступ к тренировочным залам для женщин жестко ограничен.

Весь мир возмущен такой ситуацией в Саудовской Аравии, но дело в том, что там не такой высокий процент женщин согласен бороться за собственные права. И дело не только в устоявшихся традициях, согласно Корану, женщине для попадания в рай достаточно родить двоих-троих детей и хранить домашний очаг.

А самым главным двигателем этих реформ является наследный принц Мухаммед ибн Салман, который сейчас опирается на новую саудовскую элиту, которая обучалась в лучших университетах Европы и США. Они считают, что религия не должна главенствовать в державе. Потому сущетвует некоторая вероятность того, что в ближайшие годы Саудовская Аравия начнет уверенное движение к светскому государству.

А как ты относишься к стольким ограничениям саудовских женщин? Делись мнением в комметариях.