План родительского собрания. Решение важных вопросов на родительском собрании. Нюансы подготовки к собранию

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.

Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.

Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.

Родительские собрания нужны:

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
  • для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
  • как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
  • как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  • творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
  • собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Подготовка собрания:

  • определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
  • уточнить регламент, продумать ход собрания;
  • разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собрание;
  • продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
  • продумать выставочный или информационный материал;
  • определить, каких специалистов можно пригласить;
  • продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

Примерный план проведения родительского собрания.

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.

    Вступительное слово классного руководителя (5 мин).

    Анализ анкет родителей; проводится, чтобы ярче обнажить проблему встречи (5–7 мин).

    Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным и доступным (10–20 мин).

    Обсуждение проблемы (20 мин).

    Анализ успеваемости класса. Никогда не называйте фамилий отстающих, недисциплинированных детей, не “клеймите позором”. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

    Недопустимо проведение родительского собрания “по классному журналу”. Родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей.

    Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

    Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

    Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

    Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

    Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Приемы успешного проведения родительского собрания:

  • можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга;
  • подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга;
  • называть родителей по имени-отчеству, а не “Танина мама”, “Витин папа” и т. д.;
  • использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-го класса;
  • использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы;
  • опираться на опыт, мнения авторитетных родителей;
  • умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и др.);
  • жестко определить регламент собрания, беречь время родителей;
  • необходимо закончить собрание принятием конкретного решения.

Полезные советы родителям.

    Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: “Я счастлив!”.

    Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

    Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

    Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

    Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

    Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

    Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.

    Чаще говорите ребёнку главные слова: “Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!”.

    Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков – один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

    Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

    Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен... сломаться. Хотя бы на 2–3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.

    Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

    Джон Стейнбек говорил: “Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине”. Хотите вырастить мужчину – создавайте такую необходимость в доме.

    Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: “Ничего, давай убирать вместе”.

    Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легко”. Не бойтесь повторять это.

    Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: “Ты уже большой!”, ни полом: “А ещё мальчик!”, ни куском хлеба: “Мы тебя кормим, поим”.

    Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

    Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.

    Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

    Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

    Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: “Ты всегда”, “Ты вообще”, “Вечно ты”... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

    Есть дети, которых не возьмёшь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.

    Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.

    Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: “Не торопись, будь осторожен”. Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.

    Говорят: “Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год”. Хвалите ребёнка с утра до вечера!

    Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.

    Скажите ребёнку: “Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным”.

    Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: “Тебя вызывали? А какую отметку получил?”. Лучше спросите его: “Что сегодня было интересного?”

Памятка родителям от ребёнка:

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану “плаксой” и “ нытиком”.
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетными мои попытки сравняться с вами.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

И самое главное, Я Вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же…

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Подготовила:

Руководитель ШМО

учителей начальных классов

Сигарева И. В.

Август 2016 г.

ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ…………………………………………………………..4

ПРИЕМЫ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ…………………5

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ………………………………………6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ…………………………………….6

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ......7

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ……………………..8

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ………………………………………………………………………………………...8

ТЕМЫ БЕСЕД И РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ:…………………………………………….9 - 1- 4 классы………………………………………………………………………..........................9 - 5 – 6 классы……………………………………………………………………............................9 - 7 – 9 классы ……………………………………………………………………..........................10 -10 – 11 классы……………………………………………………………………………………10

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ……………………………………..........................10

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ ДЛЯ ХОРОШИХ РОДИТЕЛЕЙ………………………...........................11

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ……………………………………………12

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ…………………………………………………………………...14

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ от Дэвида Льюиса……………………………...........................14

Примерные темы ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ………………….........................15

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ ………………………………………15

ПРАВИЛА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДНЕВНИКАМИ УЧАЩИХСЯ..16

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………………………………….17

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………19

ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ..20

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.

Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.

Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.

Родительские собрания нужны:

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
  • для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
  • как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
  • как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  • творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
  • собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Организационные: -составление и утверждение планов работы; -избрание родительского комитета; -распределение общественных поручений; -разработка мероприятий с участием родителей

2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.

3.Тематические.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5.Собрания-практикумы.

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.

1. Вступительное слово классного руководителя (5 мин).

2. Анализ анкет родителей; проводится, чтобы ярче обнажить проблему встречи (5–7 мин).

3. Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным и доступным (10–20 мин).

4. Обсуждение проблемы (20 мин).

5. Анализ успеваемости класса. Никогда не называйте фамилий отстающих, недисциплинированных детей, не “клеймите позором”. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.

Классы.

1.Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. 2.Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию). 3.Младший школьный возраст и его особенности. 4.Хочу и должен (по профилактике правонарушений). 5.Как выявлять и развивать способности детей. 6.Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье. 7.Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. 8.Воспитание характера ребенка в семье. 9.Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья. 10.Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье). 11.Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников). 12.Новое в системе национального воспитания. 13.Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе. 14.Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей. 15.Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

Классы.

1.Новое в системе национального воспитания. 2.Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда. 3.Содержание морально-эстетического воспитания подростков в семье. 4.Организация летнего труда и отдыха детей в семье. 5.Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа. 6.Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся 7.Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании. 8.Вред алкоголя и курения.

Классы.

1.Пример родителей в воспитании детей. 2.Особенности воспитания подростков в семье. 3.Половое развитие и методы полового воспитания. 4.Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов. 5.Активные формы отдыха в вашей семье. 6.Методы профессиональной ориентации школьников в семье. 7.Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании. 8.Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье. 9.Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду. 10.Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье. 11.Изучения корней семейного рода. 12.Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

Классы.

1.Основные направления воспитания в семье.

2.Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

3.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то ________________________________________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ____________________

____________________________________________________________________

3.О здоровье можно сказать следующее _________________________________

____________________________________________________________________

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы _______________________

____________________________________________________________________

5.Его отношение к школе было _________________________________________

____________________________________________________________________

6.Трудности воспитания связаны с _____________________________________

____________________________________________________________________

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ____________________

___________________________________________________________________

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).

Ищи истину вместе с ребенком,

Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.

Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.

Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.

Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ

от Дэвида Льюиса - Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. -Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения. -Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. -Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас. -Приучайте ребенка мыслить самостоятельно. -Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно. -Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. -Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста. -Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. -Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.

Примерные темы

ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

1.Ребёнок не хочет учиться.

2.Как развить плохую память ребёнка.

3.Единственный ребёнок в семье.

4.К чему может привести тревожность детей.

5.Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ в начальной школе

Срок проведения Тема собрания, вопросы для обсуждения Ответственные
Подготовительный период
май 1.Знакомство со школой. 2.Правила приёма детей в первый класс. 3. Готовимся к школе. Администрация школы, психолог, логопед
август Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса. Учитель
Первый класс
сентябрь 1. Особенности адаптационного периода. 2. О задачах на учебный год (утверждение плана работы на год). 3. Выборы родительского комитета класса. Учитель, психолог
октябрь 1. Младший школьник: особенности развития. 2.Оценка результатов обучения и развития личности ребёнка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося. Учитель, психолог
ноябрь 1. Итоги адаптационного периода. 2. Дети и телевидение (диспут).
январь Итоги первого полугодия
март Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра). Родительский комитет, учитель
май 1. Об итогах учебного года. 2. Организация летнего отдыха детей. Родительский комитет, учитель
Второй класс
сентябрь 1.О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся. Учитель
ноябрь Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению. Родительский комитет, учитель, библиотекарь
декабрь Роль семейных традиций в воспитании школьника. Учитель, психолог
январь 1.Итоги первого полугодия. 2. О детской дружбе (совместно с учащимися). Родительский комитет, учитель, психолог
март Что значит: любить своего ребёнка (диспут). Учитель, научный консультант
апрель Воспитание сознательной дисциплины. Родительский комитет, учитель, психолог
май Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми). Родительский комитет, учитель
Третий класс
сентябрь 1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в третьем классе. Учитель
октябрь Речь младших школьников и пути её развития. Учитель, логопед
ноябрь Как преодолеть школьные трудности. Родительский комитет, учитель, психолог
январь Семейные традиции (организационно-деятельностная игра). Родительский комитет, учитель
март О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников. Родительский комитет, учитель
апрель Дети и компьютеры (мастерская общения). Учитель, психолог
май Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися). Родительский комитет, учитель
Четвёртый класс
сентябрь 1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников. Учитель
октябрь Эмоциональное благополучие детей в семье. Родительский комитет, учитель, психолог, социальный педагог
январь 1. Итоги первого полугодия. 2. Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися). Родительский комитет, учитель
март Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании. Учитель, медицинский работник, психолог
апрель Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения. Родительский комитет, учитель, будущий классный руководитель 5-го класса
май Прощай, начальная школа (торжественное собрание – праздник совместно с детьми). Родительский комитет, учитель

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основные направления деятельности классного руководителя:

Обеспечение нормального физического здоровья школьников;

Решение проблемы общения;

Расширение познавательной сферы ребёнка;

Повышение воспитательного потенциала семьи.

Профессиональные способности классного руководителя:

1.Рефлексивно-аналитические способности:

Способность анализировать свою деятельность;

Способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;

Умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;

Умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьника.

2.Организаторские способности:

Ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;

Планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;

Разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса;

Создать положительную установку на предстоящую деятельность;

Использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;

Координировать усилия семьи, педагогов в воспитании школьников.

3.Коммуникативные способности.

ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(1–4 классы)
1 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания: 1.Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом. 2.Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения*: 1.Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка? 2.По каким законам должно идти воспитание в семье? 3.Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?

План проведения собрания (примерный) 1.Знакомство с директором школы и школьной администрацией. 2.Представление педагога, который будет работать с классом. 3.Экскурсия по школьному зданию. 4.Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?». 5.Анкетирование родителей по теме собрания. 6.Самопредставление – визитная карточка семьи. 7.Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Ход собрания-встречи

Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

I. Вступительное слово директора школы (вариант).
– Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши! Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

II.Выступление заместителя директора по начальной школе.
Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.

III.Самопредставление учителя. Учитель проводит самопредставление:

1.Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

2.Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

IV.Самопредставление семей.
Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
План самопредставления семьи

1.Фамилия, имя, отчество родителей.

2.Возраст родителей, день рождения семьи.

3.Интересы, увлечения семьи.

4.Традиции и обычаи семьи.

5.Девиз семьи.

V.Экскурсия по школьному зданию.
После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

VI.Советы родителям.
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

VII.Анкетирование родителей.
Проводится в конце собрания по обозначенной теме.
Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Второе собрание
Тема: Проблема адаптации первоклассников в школе
Форма проведения: круглый стол.

Задачи собрания: 1.Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения. 2.Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.

Вопросы для обсуждения: 1.Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе. 2Психологические трудности адаптации первоклассников в школе. 3.Система взаимоотношений детей в классе.

Ход собрания

I.Обсуждение первого школьного дня ребенка.
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителями: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.

Родительский практикум-игра «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так.
Слово педагога . Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания. Физиологические условия адаптации ребенка к школе. Обсуждение вопроса. Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Психологические трудности адаптации ребенка к школе. При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка. Взаимоотношения одноклассников. Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

1.Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

2.Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

3.Не дерись без причины.

4.Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

5.Играй честно, не подводи своих товарищей.

6.Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

7.Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

8.Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

9.Старайся быть аккуратным.

10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

11.П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Третье собрание
Тема: Телевизор в жизни семьи и первоклассника

Задачи собрания: 1.Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка. 2.Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Вопросы для обсуждения: 1.Роль телевидения в жизни ребенка. 2.Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.

Вопросы для дискуссии: 1.Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода? 2.Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка? 3.Как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты.

Ход собрания

I.Вступительное слово учителя (вариант).
– Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.
немного статистики:
· Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
· Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
· 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.
· 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.
· 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим в о п р о с а м:

1.Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

2.Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?

3.Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?

4.Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

II.Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы.

1.Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?

2.Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?

Проводится о б с у ж д е н и е проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора дает возможность:
– расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
– понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
– узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
– развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.
К о м м е н т а р и й учителя, о б с у ж д е н и е.
К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я смотрю телевизор».

IV.Рекомендации родителям:
1) Вместе с детьми определять телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2) Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.
3) Выслушивать мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.
4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

V.Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на вопросы:

1.Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?

2.Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?

3.Какие передачи предпочитает?

4.В какой передаче хотел бы сам принять участие?

5.Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.

Родителям на заметку: Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.

Четвертое собрание
Тема: Эмоции положительные и отрицательные
Форма проведения: семейный совет.

Задачи собрания: 1.Ознакомиться с самооценкой учеников класса. 2.Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Ход собрания

БАЯНДАМА

Тақырыбы: « Рухани- адамгершілік білім беру үдерісіндегі отбасы мен мектептің әрекеттестігі»

ДОКЛАД

Тема: « Взаимодействие школы и семьи в процессе духовно- нравственного образования»

«Ребенок -зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский.

Во все века люди ценили нравственность, воспитанность. Социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана и его молодежи.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина способного самостоятельно оценивай ь происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

«Самопознание» является одним из практических ответов на возникшую потребность поиска новых подходов к развитию личности ребенка, к его нравственно-духовному образованию.

Предмет «Самопознания» направлен на обучение детей и молодежи нравственным ценностям, на формирование навыков конструктивного общения, на самораскрытие личностного потенциала, на поиск и обретение каждым себя в многогранном мире человеческих взаимодействий.

И работу эту необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как именно в это время происходит активное накопление нравственного опыта, начинается нравственное самоопределение и становление самосознания.

У себя в школе мы нашли идеальных союзников в лине родителей наших учеников. Ведь именно семья является для ребенка тем миром, где он живет, учится любить и радоваться, сочувствовать и переживать, учится умению жить среди людей, постигает азы добра и зла.

Ребенок, прежде всего, должен осознавать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом, гражданином Казахстана и только потом жителем планеты Земля. Поэтому, безусловно, необходима обратная связь, то есть работа с семьей. Сама проблема сотрудничества школы и родителей не нова, по сегодня она требует творческого подхода. Содержание учебной программы «Самопознание» предлагает тесное сотрудничество с семьей. Эту совместную деятельность мы осуществляем через индивидуальные беседы, праздники, домашние задания, открытые занятия, родительские собрания.

Помня о важности семейного воспитания, мы стараемся привлечь родителей к участию в воспитательном процессе. И очень большую роль в этом направлении нам оказывает учебник «Самопознание», учебно-­методический комплекс к нему, предусмотренные для совместного выполнения с родителями домашние задания.

Несмотря на то, что «Самопознание» применяется в казахстанских школах всего лишь второй год, мы поняли, что для реализации этой программы нам необходима не просто помощь родителей, а их непосредственное, участие в занятиях. Начали мы с общих индивидуальных консультаций с опросников по проблеме. Здесь мы учитывали то, что родители более всех заинтересованы в развитии своего ребенка, и они способны эффективно включаться в учебно-воспитательный процесс, если видят путь практического применения полученных знаний. Тесное сотрудничество с родителями нам нужно было и для того, чтобы получить обратную связь. Во время первых бесед с родителями и в процессе анкетирования мы выяснили, что им не хватает практических знаний в воспитании и общении со своими детьми. Мы начали привлекать родителей к посещению этих занятий, поскольку I? этом случае им было легче выполнять домашнее задания. Учитывая, что современные родители очень заняты, мы внедрили в практику своей работы некоторые формы заочного общения, например, «Рекомендации месяца». Для этого мы подбираем изречения, цитаты о жизни, о воспитании. Подобранные цитаты вывешиваем на специальных информационных стендах для родителей, поэтому они запоминаются, отпечатываются в сознании и в дальнейшем применяются на практике.

Планируя свою работу с родителями, мы стараемся дать им возможность понять, что они сами должны быть такими, какими хотят видеть своих детей, что детей необходимо учить примером своей жизни.

Используя материал из учебно- методического комплекса, мы составляем сценарии семейных праздников. Подобные совместные праздники способствуют духовному обновлению взрослых и детей, превращаясь тем самым в праздники Любви и Добра, солнца и света, радости для всех. Кроме того, любая совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. В результате таких совместных праздников родители учатся понимать и чувствовать душу ребенка. Очень полюбились нашим учителям и родителям проводимые в школе тематические недели декады самопознания, различные конкурсы и выставки, совместные спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья. И сразу становится очевидным результат работы с родителями: они наиболее активные участники всех школьных мероприятий.

Для проведения занятий родительского лектория, встреч с родителями за круглым столом мы так же используем притчи, видеозаписи фрагментов уроков по самопознанию, где дети рассуждают, высказывают свое мнение на вопросы или проблему. В такие моменты родители заново открывают своих детей, видят их с неожиданной стороны. Очень часто им бывает трудно сдерживать слезы, а некоторые вынуждены задуматься над тем или иным высказыванием своего ребенка.

В суждениях детей, по мнению родителей, появились новые, более широкие понятия о добре, любви, радости, уважения, дружбе. При этом 84% родителей отмечают, что их дети значительно изменились к лучшему, особенно в отношениях е близкими, окружающими.

Как показывает опрос детей, уроки самопознания им очень нравятся. Вот какие отзывы мы получаем: «Я взрослею вместе с детьми и учусь быть терпимее и добрее в любых ситуациях». Мы искренне рады такой педагогике сотрудничества семьи и школы. Опытная работа в нашей школе показывает необходимость этого единения. Нели человека учат добру, в результате будет добро. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей.

Мы уверенны, что наши воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научат бережно относиться к труду.

БАЯНДАМА

Тақырыбы: « 12 жылдық білімге көшу жағдайындағы бастауыш сынып оқушыларының білім деңгейіне әсер беруі»

Тема: « Влияние процесса обучения на уровень развития младших школьников на 12 летнее образование»

Влияние процесса обучения на уровень развития младших школьников в условиях перехода на 12 летнее образование.

Современная школа требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться в динамично меняющемся мире, творчески реализовать себя в личной жизни, в будущей профессиональной деятельности.

Переход на 12-летнее образование- это, по существу, реформа всей национальной системы образования, предлагающая "формирование и развитие высокообразованной творческой личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества ("Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан").

Развитие мышления.

К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

Что такое сформированное наглядно- действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где требуется умение работать по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов) для решения поставленной задачи.

Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе.

Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

Наглядно - действенное формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельности, которая должна быть определенным образом организована и протекает под контролем и при специальном участии взрослого. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.

Дети приходят в школу с разным уровнем общего психологического развития, поэтому у них в силу разных причин могут отсутствовать не только зачатки логического или наглядно­образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого в норме должно быть завершено к моменту поступления в школу.

Что же делать, если у ребенка все-таки не сформировано наглядно­действенное мышление? Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и др.)

Развитию наглядно - образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет с самостоятельно воплощает его.

Можно предложить целый ряд развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом.

К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение: соединить несколько точек одной линии, не отрывая руки).

Упражнения со спичками помогут так - же развитию пространственного мышления. С этой целью, кроме перечисленных, можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые "Одним разрезом".

Наряду с этим можно использовать игры - головоломки, позволяющие всесторонне развивать функцию мышления путем усложнения условий задания.

В любом случае все стороны личностных новообразований ребенка не должны оставаться без внимания и родителям необходимо дать полную консультации по тем вопросам, которые возникли в результате обследования.

Младший школьный возраст очень уязвим, ведь именно в этом возрасте формируются основные привычки, правила поведения. Ведь недаром в народе говорят "Посеешь привычку, пожнешь характер".

Примерный план проведения родительского собрания

"Мой ребенок становится старше".

    Мини лекция.

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении.

Долгое время среди специалистов - ученых и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей семья или школа? Наконец, большинство пришли к правильному выводу - не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять семье, т.к. именно здесь закладывается фундамент личности ее нравственные ценности, ориентации и убеждения.

Важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.

Для эффективного воспитания ребенка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики.

По мнению педагогов механизмов в семейной педагогике

прежде всего применяется подкрепление, поощряя ребенка за правильные действия и типично наказывая и порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в сознание ребенка систему норм, правил, понятий. Они должны быть осознаны и восприняты ребенком, стать потребностью его.

Второй механизм - идентификация (отождествление) себя с близкими, который ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хорошим во всем.

Третий механизм - понимание.

Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.

    Родительский ринг.

Цель: изучение точки зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.

    Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.

    Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся.

Ход ринга.

    Объяснение темы ринга и его задач. Охват всех родителей находящихся в зале, и работа с ними.

    Разделить родителей на 3 группы по 6 человек (стол, стулья, листы б.бумаги, маркеры). Родители обсуждают предложенную ситуацию выбирают спикера, который представляет ответ группы.

Ситуация первая. "Что делать, если..." В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит о чем-то думает. Не все вопросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?

Продумать ответ психолога.

Ситуация вторая. В конце учебной четверти вы получили дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора, и там вы узнаете, что ваш сын или дочь исправили оценки в дневнике и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие и ваш ребенок вас обманул?

Продумать ответ психолога.

Ситуация третья. Ребенок вырос, все чаще пытается ускользнуть из дома и все дальше где-то задерживается. Он по прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интересней. Вы страдаете, но не знаете, как поступить...

Продумать ответ психолога.

Ситуация четвертая. "Что делать, если..." Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявление таких качеств вы наблюдаете сами иногда это прорывается даже в ваш адрес.

(Запасной вариант)

Продумать ответ психолога.

В период, когда родители будут заниматься заданием: психолог читает рекомендации .

    Создание благоприятной семейной атмосферы.

    Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

    Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместной общение ненавязчивые советы.

    Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: "Какие оценки ты сегодня получил?"

Лучше задать нейтральный вопрос: "Что было интересно в школе?", "Чем сегодня занимались?", "Как дела в школе?".

    Радуйтесь успехом ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

    Терпеливо с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим.

Как часто вы говорите детям…

    Я сейчас занят (а)...

    Посмотри, что ты натворил!

    Это надо делать не так...

    Неправильно!

    Когда же ты научишься?

    Сколько раз я тебе говорила!

    Нет! Я не могу!

    Ты сведешь меня с ума!

    Что бы ты без меня делал?!

    Вечно ты во всё лезешь!

    Уйди от меня!

    Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если ребёнок отдалится от вас, станет скрытным, ленивым, неуверенным в себе.

Эти слова ласкают душу ребёнка..

    Ты самый любимый!

    Ты очень много можешь!

  • Что бы мы без тебя делали?!

    Иди ко мне!

    Садись с нами!

    Я помогу к тебе...

    Я радуюсь твоим успехам!

    Что бы не случилось, твой дом - твоя крепость.

    Расскажи мне, что с тобой

"Мой ребенок становится взрослым...”

Сколько человеческого счастья разбилось

вдребезги только потому,

что кто-то кому-то не сказал: "Извини”?

И.Д. Вильде.

Задачи собрания:

    Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.

    Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.

    Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми. Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для дискуссии.

Подготовительная работа к собранию:

    Тестирование учащихся.

    Анкета для родителей.

    Подготовка притчи для анализа родителями и рекомендаций по воспитанию трудного ребенка.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, чаще всего употребляют такую фразу: "Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним". Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях? Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Но прежде, попробуем определить, кто он - трудный ребенок?

Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; издевается и дерется с другими детьми; мешает проводить уроки и т. д.

И так, портрет трудности ребенка мы с вами определи.

Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того, чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.

2. Анализ теста.

    Дискуссия.

Причина детской неуправляемости.

    Борьба за внимание родителей.

    Борьба за самоутверждение.

    Жажда мщения окружающему миру, взрослым.

    Неверие в свой успех.

    Анализ притчи.

В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему нужно было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя- милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все поступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один- единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись.

Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

С этим вопросом он пришел к наставнику. "Деньги твои.

Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорого стоит".

Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, учитель сказал: "Эта история - не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывать".

    Итог собрания.

Психолог Г.Досмуханова

Деятельность родительского собрания осуществляется на основании Положения о родительском собрании дошкольного образовательного учреждения.

Основные цели родительского собрания

1. Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Задачи родительского собрания

1. Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.

2. Создавать атмосферу общности интересов.

3. Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.

4. Оказывать помощь родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.

5. Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.

6. Учить понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.

7. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.

8. Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.

9. Способствовать овладению способами выражения своих эмоций - как положительных, так и отрицательны.

10. Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.

11. Активизировать коммуникации в семье и др.

Принципы проведения родительского собрания

1. Собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.

2. Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.

3. Тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.

4. Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.

5. Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения.

6. Решение, к которому приходит родительское собрание, — равноправный договор организаторов и родителей, в котором указывается, как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязательств.

7. Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

8. Большое значение имеет принцип вариативности (образное название - «Павлиний хвост»): «В сложенном состоянии мы замечаем у павлина лишь одно мощное перо черно-серого цвета; когда же павлин распускает свой хвост, он становится очень большим и многочисленные тонкие перья играют всеми цветами радуги»2.

Таким образом, педагогам следует не только проводить классические родительские собрания, но и уметь использовать разные варианты, формы организации, методы и приемы.

Условия успешного проведения родительских собраний

1. Уважать права родителей.

2. Искренне выражать чувства, уметь управлять ими.

3. Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.

4. Активно (по Ю. Гиппенрейтер) слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.

6. Стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Виды родительских собраний

1. Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.

2.Установочные (инструктивные), на которых родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе, нормативно-правовой базе и т. д.

3. Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т. д.

4. Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.

5. Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации.

6. Совместные с воспитанниками и родителями.

7. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.

8. Информационно-просветительские (как система психолого- педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания-конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).

9. Собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.

10. Собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.

11. Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.

12. Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.

Организационные формы проведения родительских собраний

1. Классическое — донесение информации до родителей (вопросы родителей — ответы воспитателя).

2. Конференция.

3. Собрание-консилиум — обсуждение актуальной темы со специалистами.

4. Круглый стол — дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.

5. Диспут.

6. Групповая дискуссия —форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.

7. Мозговой штурм — активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.

8. Встреча.

9. Педагогическая мастерская.

10. Совместное творчество детей и родителей.

11. Собрание-студия — обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.

12. Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.

13. Практикум.

14. Тренинг.

15. Организационно-деятельностная игра.

16. Ролевая игра и др.

В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов форма проведения собрания меняется от встречи к встрече. И каждое собрание-встреча может носить интригующее название, например: «Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Педагогический марафон», «Встречи отцов», «Встречи мам», «Семейная гостиная» и др.

Методы взаимодействия

1. Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.

2. Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.

3. Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.

4. Совместные действия — выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим самоанализом.

5. Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.

6. Вербальная дискуссия, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка.

1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал.

2. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

3. Максимальная продолжительность — 1 — 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).

4. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.

5. Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.

6. Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.

7. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

8. Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т. п.).

9. В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и т. д.

10. Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

Основные этапы подготовки родительского собрания

1. Выбор темы собрания.

2. Определение целей родительского собрания.

3. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

4. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

5. Разработка сценария собрания.

6. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.

7. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

8. Приглашение родителей и других участников собрания.

9. Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.

10. Подготовка конкурсов по теме собрания.

11. Подготовка выставок по теме собрания.

12. Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

13. Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.

14. Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости).

15. Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).

16. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Основные этапы проведения классического родительского собрания

1. Вступительное слово ведущего. Обозначение темы, проблемы.

2. Теоретическая часть:

Анализ результатов микроисследования;

Педагогический всеобуч (выступление по теме собрания);

Обсуждение проблемы родителями;

Анализ воспитателем результатов воспитательно-образовательной работы с детьми по теме собрания.

3. Практическая часть:

Выполнение практических (творческих) заданий всеми родителями;

Совместная работа родителей с детьми (открытый просмотр).

4. Заключительная часть. Рефлексия. Принятие решения.

Примерный план проведения родительского собрания.

  1. Объявление повестки дня. Принятие регламента.
  2. Психолого-педагогическое просвещение.
  3. Выступление родителей (из опыта семейного воспитания). Обмен мнениями по изложенному вопросу.
  4. Анализ учебных достижений обучающихся (общие результаты, частные - при личном общении).
  5. Ознакомление родителей с эмоциональным климатом в классе: поведение на уроках, переменах, в столовой, взаимоотношения детей в коллективе, внешний вид, соблюдение гигиенических навыков и т.д.
  6. Сообщение родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания.
  7. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, праздники). Информирование родителей о предстоящих делах.
  8. Разное.

Важно выявить отношение родителей к собранию (провести анкету - оценку и пожелания). Все родительские собрания протоколируются, протоколы хранятся в дневнике классного руководителя.

При взаимодействии учителя и семьи важное место занимают групповые и индивидуальные формы работы.

Групповые : конференции, встречи, клубы по интересам.

  • Конференция - обмен опытом по воспитанию детей или обмен мнениями по определенной проблеме.
  • Встречи с администрацией, работниками психолого-педагогической службы имеют огромное значение в сотрудничестве семьи и школы.
  • Родительские клубы, клубы по интересам, объединяют родителей и детей с общими увлечениями (спорт, музыка, театр, рукоделие…)

К индивидуальным формам работы относятся: консультации, беседы, посещения на дому.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Эти формы повышают инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания, активизируют в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы.

  • Собрание - презентация. Семьи презентуют традиции, умения, достижения, опыт в вопросах воспитания детей. Данная форма признана побудить родителей проанализировать собственные достижения и неудачи в воспитании ребенка, принять некоторые из приемов, которые эффективно используют другие родители.
  • Родительское собрание - концерт. На таком мероприятии после обсуждения основных вопросов могут представляться подготовленные учащимися и родителями спектакли, программы, игровые номера. Взаимодействие родителей и детей дарит ценный опыт партнерских взаимоотношений.
  • Родительское собрание - конференция. Родители получают заранее задание, выполнение которого обсуждается с разных позиций. Например, одни родители комментируют высказывания по теме родительского собрания, другие - обсуждают ответы, делятся мнениями по этому вопросу. Задача педагога - направить диалог в нужное русло.
  • Собрание - консультация . На такие собрания приглашают родителей учащихся из нескольких классов, которых волнуют общие проблемы: ребенок не хочет учиться, как бороться с вредными привычками, как преодолеть жестокость, ребенок стал воровать.

С такими родителями (группы 5-6 человек) работают специалисты психолого-педагогической службы. Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся опытом воспитания.

  • Родительское собрание - ток- шоу . Такое собрание проводят специалисты, педагоги предметники. На собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну и ту же проблему, обсудить пути ее решения. После собрания - индивидуальные консультации.
  • Выездные родительские собрания. Родители вместе с детьми выезжают на экскурсию или отправляются в поход. В непринужденной обстановке обмениваются мнениями с другими родителями по волнующим их вопросам.