Что нужно ребенку в 2 года. Питание и уход. Заучиваем стихи наизусть

С точки зрения моторики малютка 2-х лет проявляет невероятно высокую физическую активность. Нельзя подавлять это стремление и пытаться удержать его в «жёстких рамках» – ведь для нормального развития двухлетнему ребёнку нужно много и часто двигаться. Умение ходить совершенствуется и малыш уже неплохо держит равновесие. Умеет бегать и, если на более раннем этапе своего развития он уже пытался бежать, то сейчас у него должно получаться гораздо лучше.

Что умеет ребёнок в 2 года?

  • Хорошо ходит, умеет бегать, но ещё иногда падает.
  • Поднимается и опускается по ступенькам, ступая ногой на каждую ступеньку.
  • Многие дети в 2 года самостоятельно ходят на горшок или просят родителей посадить их.
  • Активно разговаривает, может строить простые предложения, состоящие из 2–3 слов. Использует прилагательные и местоимения.
  • Можно заметить, что ребёнок в 2 года начинает отдавать преимущество доминирующей руке: правша – правой, левша – левой.
  • Двухлетний карапуз вполне осознанно стремится добиться родительского одобрения, ради чего готов выполнить посильную просьбу. Очень огорчается, если не получает заслуженной похвалы.

Одно из главных умений малыша в 2 года – понимание абстрактных вещей. В этом возрасте он начинает строить простые предложения, использует прилагательные. Понимает смысл слов «потом», «завтра», «больше», «меньше». Отличает живых животных от игрушек, их изображающих. Например, понимает, что игрушка в виде кошки – предмет, а сама кошка – это живое существо. Любит слушать истории, произошедшие в прошлом, сознаёт, что это такое. Ребёнок и раньше любил слушать читаемые мамой вслух детские рассказы, сейчас же он стал достаточно взрослым, чтобы понимать их содержание и, увлёкшись рассказом, будет ждать, когда услышит продолжение.

Развитие в 2 года

Если несколькими месяцами ранее ребёнок был беспомощным, то теперь вы сами можете почувствовать беспомощность, пытаясь угнаться за ним. Детки в 2 года подвижны и очень активны, отдавая предпочтение самому быстрому способу передвижения – бегу. Координация движений довольно хорошая, однако иногда случаются падения и даже травмы, чаще всего несущественные. Кроха с удовольствием лазает по дивану, креслам, стульям, перебегает от стены к стене, путешествует по всей доступной ему площади квартиры или дома. Малыш в 2 года уже научился отодвигать отделения в шкафу, подставлять стулья, чтобы залезть повыше, открывать и зарывать за собой двери. Поэтому, если вы хотите, чтобы он не проник в комнату, где можно пораниться или что-нибудь повредить – лучше закрыть ведущую туда дверь на замок.

В 2 года ребёнок начинает отдавать предпочтение доминирующей руке, поэтому внимательные мамы могут определить, правша он или левша. Так называемая мелкая моторика становится более развитой, кроха умеет составлять пирамидки, сооружать «замки» из кубиков, брать карандаш и рисовать линии на бумаге. Большая моторика ребёнка проявляется в виде улучшившейся координации при беге, умении перешагивать через препятствия, залазить на большие предметы. Согласованность движений стала намного лучше, что можно увидеть в перешагивании через небольшие препятствия во время ходьбы.

Двухлетние детки помогают взрослому одевать себя: поднимают ножки, чтобы обуться, подставляют руки или даже стараются просунуть их в рукава. Могут самостоятельно надеть шапку или носочек. В состоянии частично раздеться без посторонней помощи. Контролируют физиологические потребности организма, знают, для чего нужен горшок, просят посадить их на него или даже садятся сами.

Уход в 2 года

Питание уже почти не отличается от меню взрослого. К 2 годам постепенно уменьшалась доля материнского молока и теперь можно полностью отказаться от его употребления. А чтобы малыш продолжал хорошо расти и успешно развиваться, его меню должно быть разнообразным, содержащими все необходимые продукты. Несмотря на то, что ребёнок 2-х лет ещё довольно мал, в сутки его организм должен получать около 1 500 ккал за четыре приёма пищи. Блюда, которые будет кушать кроха, теперь не нужно подвергать тщательной механической обработке, превращая в однородную кашеобразную массу – приучайте его пережёвывать пищу самостоятельно.

Продолжайте следить за гигиеной . Умывайтесь по утрам, регулярно чистите с ним зубы специальной детской пастой, мойте ручки перед каждым приёмом пищи. Учите его самостоятельно следить за собой. Объясните, что грязные руки – это плохо, а если не чистить зубы – они со временем могут испортиться.

Не забывайте и гулять свежий воздух очень полезен для растущего организма, поэтому не пропускайте ни одного дня. Одевайтесь всегда по погоде, не переохлаждайте детский организм и не допускайте перегрева.

Сон

Многие мамы задаются вопросом: сколько спит ребёнок в 2 года ? Сон в этом возрасте составляет примерно 12 часов в сутки. На ночной сон приходится 10 часов, дневной сон всего один, обычно во второй половине дня, длительностью примерно 2 часа. Старайтесь соблюдать одинаковый режим дня: кормить малыша, гулять с ним, купать и укладывать в одно и то же время.

Занятия и игры для двухлеток

Рисуем. Благодаря рисованию развивается мелкая моторика, что способствует умственному и творческому развитию, восприятию формы и цвета. Вначале у малыша будут появляться только каракули, но сам процесс увлекает детей и со временем из линий и чёрточек начинают складываться осмысленные рисунки.

Заучиваем цвета. Ваш двухлетний карапуз наверняка уже знает названия 1–2 цветов. Игра увеличивает словарный запас и способствует умственному развитию. Возьмите различные предметы одного цвета: кубики, мячики, листы бумаги. Покажите ребёнку, например, жёлтую игрушку, назовите её цвет, дайте потрогать, подержать в ручках. Потом повторите то же самое со следующим жёлтым предметом. Когда вы проделаете эту процедуру 4–5 раз, скажите: «а теперь поищем жёлтый цвет. Где жёлтый цвет?» Вместе ищите жёлтый цвет в комнате. Когда ребёнок покажет вам 2–3 жёлтых вещи, попробуйте игру с другим цветом.

Немного усложните игру. Теперь предлагайте взять жёлтый кубик и поставить на него красный. Выложите в ряд жёлтые кубики, затем красные, сверху можно использовать, к примеру, зелёные.

Активные игры на свежем воздухе. Какой малыш не любит прогулок! Но бегать по аллеям в парке одному не так весело, как играть с мамой или папой! А если ещё найти компанию сверстников, будет вообще здорово! Можно поиграть в догонялки, летом игры на свежем воздухе с ребёнком великолепно разнообразят водяные пистолеты, зимой же можно вылепить снежную бабу.

Игры в песочнице подарят крохе нескрываемое удовольствие, а заодно потренируют мелкую моторику, разовьют внимание и подключат детское воображение!

Вашему ребенку исполнилось 2 года, и с трудом верится, что еще год назад он неуверенно ходил и почти ничего не говорил. Второй день рождения – очередной серьезный рубеж взросления малыша. Вы можете отметить ряд важных достижений вашего двухлетки: он вытянулся, стал активным и ловким, «подружился» с горшком и активно общается с взрослыми с помощью речи (пусть пока и не совершенной).

Физическое развитие ребенка в 2 года

Рост и вес ребенка в 2 года согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 2 лет по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Многих мам беспокоит вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 2 года. Это и понятно, ведь некоторые педиатры и литературные источники утверждают, что к 2 годам у малыша должны прорезаться все 20 молочных зубов. Это не совсем так. Некоторые дети действительно могут похвастаться полным рядом зубов уже к двум годам, но есть и такие (и их довольно много), кто имеет пока всего 12, а то и меньше зубиков. Это не является патологией, развитие каждого ребенка, в том числе и относительно прорезывания зубов, индивидуально. Согласно стандартам ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), в среднем дети в 2 года имеют 16 зубов. Полный «комплект» должен появиться у малыша к 3 годам.

Режим дня, сна и питания ребенка в 2 года

Режим дня для двухлетнего малыша – важная часть его жизни, создающая психологический комфорт и уверенность в стабильности окружающего мира.

Общая продолжительность сна ребенка в 2 года составляет 12-13 часов, из них на дневной сон приходится 2-3 часа. Некоторые детки в этом возрасте перестают спать днем, и это не очень хорошо для их нервной системы. Поэтому необходимо постараться сохранить дневной сон, или хотя бы дневной отдых.

Питание двухлетнего малыша – четырехразовое, с промежутками между приемами пищи около 4 часов. Рацион становится всё более разнообразным, ребенок уже «на общем столе». Если вы не придерживаетесь здорового питания, не забывайте, что жареные, соленые, обильно приправленные блюда, колбасные изделия и сладости – минимальный перечень того, чего не должно быть на тарелке вашего малыша.

Психология и психическое развитие ребенка 2 лет

Двухлетний ребенок – очень деятельный и активный человечек. Он очень любит играть сам, гордится своими успехами, но при этом радуется, когда взрослые хвалят и интересуются его игрой. Если что-то не получилось – огорчается и отказывается от действия. Малышу нравятся звуки собственной речи, поэтому часто у двухлеток наблюдается резкий скачок в ее развитии.

Интерес и положительную эмоциональную реакцию вызывают также новые игры, развлечения, места, другие дети. При этом взрослый остается для ребенка главным авторитетом, именно для привлечения его внимания малыш может улыбаться, жестикулировать, гримасничать, произносить разные слова и звуки, а если ничего из этого «арсенала» не срабатывает – начинаются капризы и даже истерики. Обида или испуг могут его надолго «вывести из колеи».

Малыш учится сопереживать : он внимательно вглядывается в лицо ребенка, плачущего рядом с ним, может тоже расстроиться или попробовать его утешить. Он заинтересованно и бережно относится к растениям и животным (конечно, родители должны показывать в этом собственный пример).

Привязанность к маме в 2 года по-прежнему очень сильна, при ее уходе малыш может долго плакать. Поэтому не стоит форсировать события, отдавая ребенка в детские ясли или даже оставляя надолго с бабушкой и дедушкой. Примерно до 3 лет малыши чувствуют психологический комфорт, лишь ощущая присутствие мамы рядом, или хотя бы неподалеку. Незнакомец может напугать ребенка своим интересом и вызвать протест попытками «заигрывания». Обычно двухлетки прячутся в таких случаях за маму.

Многие дети в возрасте двух лет становятся необыкновенно упрямыми и капризными , в связи с чем появился даже термин «кризис 2 лет ». Под кризисом в отношении ребенка подразумевается некий этап, связанный с его взрослением и подстройкой поведения под новый уровень интеллектуального развития. Поэтому пугаться этого не следует, ваш малыш просто растет и умнеет. Он начинает ощущать свою самостоятельность, и теперь может отрицать запреты, упрямиться и проявлять настойчивость в попытках получить желаемое. Ребенка возмущает грубый тон в свой адрес и попытки физически ограничить его действия.

При этом сознательность малыша в этом возрасте уже позволяет ему понять мамины объяснения о том, что можно, а что нельзя; что делать хорошо, а что – плохо. Будучи в хорошем настроении, он может выполнить вашу просьбу и немного подождать, если это необходимо.

Умения и навыки ребенка в 2 года

Интеллектуальное развитие ребенка в 2 года можно охарактеризовать следующими умениями:

  • Ориентируется в размерах – может собрать матрешку из 3 частей;
  • Правильно собирает пирамидку из 4-5 колец;
  • Ориентируется в цветах, может подобрать подобный тому, что на картинке;
  • Выбирает правильное отверстие для деталей сортера;
  • Дает словесную характеристику предметам (холодный-теплый, легкий-тяжелый, мягкий-твердый);
  • Рисует на бумаге вертикальные и горизонтальные, округлые и прямые, длинные и короткие линии. Фантазирует, описывает то, что нарисовал.

Двухлетний ребенок очень сообразителен , и больше всего это проявляется в процессе игры. Увидев знакомые предметы, он тут же найдет, как применить их в деле: накормит куклу из игрушечной посуды, построит для нее дом из деталей конструктора, соорудит гараж для машины из кубиков. Играет двухлетка уже довольно самостоятельно, придумывая на ходу сюжеты для игры.

Главным бытовым навыком , который приобретает малыш в 2 года, является освоение горшка. Конечно, промахи еще могут случаться, но ребенок уже понимает, куда ему нужно делать свои маленькие и большие «дела», он просится или сам отправляется к горшку. Некоторые малыши даже сами могут снимать штанишки. Кроме того, в 2 года дети уже умеют довольно аккуратно есть, умываться, потирая ладошки друг об друга, самостоятельно одеваться (носки, шапку, обувь) и частично – раздеваться. Двухлетний ребенок знает, где лежит его одежда, где стоит обувь, куда нужно складывать игрушки.

Речь ребенка в 2 года

Двухлетний возраст – «пиковое» время для развития речи. Психологи называют это период сенситивным, т.е. наиболее восприимчивым. Ваш ребенок в 2 года ускоренными темпами овладевает речью одновременно в нескольких направлениях: улучшается произношение отдельных звуков, совершенствуется понимание речи взрослого, увеличивается количество слов активного словаря, осваиваются основные грамматические принципы построения предложений.

Двухлетний малыш уже понимает, когда взрослый рассказывает ему о знакомых событиях, может ответить на простые вопросы о них. Он запоминает и выполняет до 3 просьб – «возьми, отнеси, положи».

Ребенок знает уже до 200 слов. Фразовая речь пока несовершенна, но малыш употребляет простые предложения из 2-3 слов, общаясь с взрослым или другим ребенком. Начинается употребление прилагательных, местоимений, предлогов и наречий.

В этом возрасте дети еще не осознают себя полностью как отдельную личность, поэтому часто говорят о себе в третьем лице (Маша хочет спать, Ваня пошел туда). Также в 2 года появляется оценка себя («большой», «красивая»).

Активное развитие речи ребенка в 2 года проявляется в договаривании стишков, подпевании знакомым песенкам, множестве вопросов и попытках рассказать обо всем, что его окружает в нескольких предложениях. Также двухлетние малыши любят комментировать картинки в книгах.

Нормы касательно развития речи очень приблизительны, но если вы замечаете, что ребенок говорит очень мало и преимущественно лепетными, упрощенными словами – стоит уделить вопросу речи повышенное внимание. Важно не упустить «восприимчивый» возраст, не откладывая общение с малышом и исправление возможных нарушений на потом.

Фото из фотобанка Лори

Не успели оглянуться, а Вашему малышу уже два года. За это время он многому научился, подрос и окреп. Теперь это уже не беспомощный карапуз, а маленький помощник и самостоятельная (ну, почти самостоятельная) личность.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

79-94 см.
10,3-15,7 кг.
47,0-52,3 см.
47,6-56,4 см.
79,4-92,7 см.
10,5-14,9 кг.
46,0-55,1 см.
47,8-55,6 см.

Физическое развитие ребенка в два года

В два года движения ребенка становятся более координированными,

Показатели физического развития ребенка в этом возрасте весьма индивидуальны, так как они зависят от многих факторов (наследственность, расовая принадлежность, тип конституции, наличия или отсутствия сопутствующей патологии, характера питания и других).

В возрасте до 10 лет показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,

Где n – фактический возраст ребенка (в годах).

В среднем масса тела ребенка в два года составляет:

для мальчиков - 12 - 14,5 кг;

для девочек - 11,5 - 13,5 кг.

Рост к 2 годам в среднем составляет:

для мальчиков - 83 - 88,5 см;

для девочек - 82,5 - 87,5 см.

В два года у ребенка должно быть 20 молочный зубов.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2 года

Малышу уже 2 года, что же он должен уметь делать и какими навыками должен обладать?

В 2 года ребенок смело перешагивает через препятствия, удерживает равновесие при ходьбе по узкой доске. Самостоятельно есть и пьет.

Двигательные навыки ребенка в 2 года

Малыш хорошо бегает, прыгает, приседает поднимается и спускается по лестнице, перешагивает через препятствия. Очень подвижен и активен.

Может держать карандаш, разминать и отщипывать пластилин.

Может совершать движения по просьбе взрослого.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Ваш малыш уже должен уметь отличать предметы по форме, величине и цвету. Так, малыш 2-х лет может соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением. Хорошо ориентируется как минимум в трех контрастных величинах. Может собрать матрешку, пирамидку, колпачки после показа.

Ориентируется в 3-4 цветах, находит их по просьбе, некоторые может назвать.

Совершенствуется навык рисования - ребенок может в рамках листа проводить горизонтальные, вертикальные линии разной длины (короткие, длинные). Может рассказать, что он нарисовал.

Малыш становится всё сообразительнее, подставляет стул, если нужно что-то достать, может выловить из воды сачком понравившуюся игрушку. Может производить несколько последовательных игровых действий, в игре используйте предметы-заместители.

В два годика малыши очень любят подражать действия и поведению близкого взрослого. Чаще всего это обычные бытовые ситуации.

Во время игры ребенок может сооружать из кубиков знакомые постройки (дом, забор, гараж, стул, стол и другие).

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

  • В течение дня у малышей обычно активное, деятельное состояние.
  • Ребенку нравится (он радуется) когда у него получается задуманное действие, также когда его хвалят взрослые.
  • Многие малыши в два года становятся упрямыми, энергично настаивают на своем.
  • При не удачных попытках отказываются от действия, могут выражать недовольство.
  • Для привлечения внимания может жестикулировать, капризничать и даже кричать.
  • С неохотой общается с незнакомыми людьми, может вообще отказаться от общения с ними.
  • При уходе мамы может долго плакать.
  • Умеет обижаться, любит похвалу.
  • Активно проявляет эмоции при общении с близкими людьми.
  • При общении с детьми улыбается, жестикулирует, выражает эмоции мимикой и речью.
  • Интересуется музыкой, пением, подвижными играми, танцами.
  • Нравиться смотреть мультфильмы, детские передачи.
  • В два года малыш становиться несколько эмоционально сдержан. Так, ребенок может немного подождать, после объяснения взрослого.
  • Малыш уже способен понимать такие понятия как «хорошо», «плохо». Спокойно относиться к указаниям и просьбам взрослого: «собери игрушки», «иди ко мне», «это нельзя» и так далее.

Речевое развитие ребенка 2-х лет

Малыши в два года понимают короткий рассказ о знакомых событиях. Могут ответить на вопросы об этих событиях (например, что ребенок делал в гостях или на прогулке).

Может выполнять до трех простых поручений, жалеет, помогает по просьбе взрослого. Хорошо знает названия частей тела, может показать по просьбе.

Значительно расширяется словарный запас (в арсенале малыша от 100 до 300 слов). В речи присутствуют предложения из 2-3 слов. Начинает употреблять местоимения и прилагательные, предлоги.

Может говорить о себе в третьем лице.

Называет и показывает предметы на картинке.

Начинает задавать вопросы.

Облегченные слова постепенно заменяются правильными.

Бытовые навыки ребенка в 2 года

  • Малыш кушает всё аккуратнее, не пачкаясь и не обливаясь.
  • Может умываться и мыть руки. Вытирается пока с помощью взрослого.
  • Может самостоятельно одеть несложные предметы гардероба (носочки, шапку, обувь, шарф). Частично раздевается.
  • Знает что и где должно лежать.
  • Умеет пользоваться носовым платком.
  • Контролирует свои физиологические потребности, проситься на горшок.

Уход за ребенком 2-х лет

Чтобы малыш хорошо себя чувствовал и был настроение у него было хорошее старайтесь соблюдать режим дня.

Так, лучше если питание и сон у малыша будет всегда в одно и то же время. В два года малышу уже вполне достаточно одно дневного сна длительность 2-2,5 часа.

Приучайте ребенка к личной гигиене. Малыш должен ежедневно умываться (утром и вечером), чистить зубы, причесываться, мыть руки перед едой. Если ребенка содержать в чистоте, то у него подсознательно вырабатывается потребность в ней.

Малышу необходимо перед ночным сном ополаскивать ноги, летом это следует делать ежедневно, а зимой можно через день.

Купать ребенка следует не реже 1 раза в неделю в теплой воде с мылом.

Для гармоничного развития малышу необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, гимнастика, закаливающие процедуры.

К двум годам многие малыши завершают освоение горшка. Дети могут проситься как словами, так и знаками (жестами).

Питание ребенка в 2 года

Питание малыша 2-х лет отличается от рациона годовалого малыша, но и до взрослого рациона ему еще далеко.

Режим кормления в этом возрасте может быть четырех или пяти разовым (в зависимости от личностных предпочтений и семейных устоев). Желательно чтобы примем пищи был регулярно в одно и то же время и между приемами пищи проходили примерно равные промежутки времени.

У двухгодовалого малыша уже должно быть 20 зубов, поэтому старайтесь приучать его к самостоятельному пережёвыванию пищи. В два года ребенок вполне способен справиться с небольшими и не сильно жесткими кусочками пищи.

В рацион можно добавить различные запеканки (твороженные, крупяные, мясные).

Обязательно в рационе ребенка должны присутствовать свежие фрукты, овощи, так как они являются источником витаминов, минералов, клетчатки.

Можно постепенно вводить простые специи и переправы (укроп, петрушка, сельдерей).

Суп должен присутствовать в рационе ребенка как минимум 3 раза в неделю. Самым полезным считается борщ, правда готовить его рекомендуется без томатной пасты и перца. Томатную пасту лучше заменить свежими помидорами.

Хлеб должен входить в рацион ребенка каждый день.

Из сладкого малышам можно давать печенье, ванильные сухари, зефир, мармелад, пастилу. Шоколад не рекомендуется, так как является сильным аллергеном.

Не обойтись в рационе 2-х летнего малыша без каши, молочных и кисломолочных продуктов. Так как они необходимы для формирования и роста костей ребенка.

В меню ребенка также должны быть мясные блюда. Для ребенка двух лет подходят нежирная говядина, баранина, телятина, кролик, курица, печень, рыба.

В два года ребенку для аппетита можно давать немного солений (соленые огурцы, помидоры, квашенная капуста).

Также в два года можно расширить ассортимент напитков, предложите малышу какао, чай с молоком, кисель.

Во время еды приучайте ребенка к аккуратности, следите чтобы малыш правильно пользовался столовыми приборами.

Необходимые обследования в 2 года

В 2 года необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли возрасту нервно-психическое развитие малыша. Даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию.

В два года следует посетить стоматолога. Также назначают контрольные анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца гельминтов.

Как играть с ребенком двух лет?

Главное помните, что двухгодовалый ребенок еще не способен воспринимать долгие монотонные занятия. Все обучающие процессы, развивающие занятие должны проходит в игровой форме и не должны быть долгими. При этом рекомендуется постоянная смена деятельности.

В два года ребенку интересно рисовать и лепить, отлично! Приобретите для него набор хороших карандашей (можно восковых), безопасный пластилин, пальчиковые краски, альбом и ватман. Пусть малыш развивает свои творческие способности.

Изучайте с малышом новые цвета и формы.

Приучайте к труду и выполнению домашних дел. Давайте малышу несложные задания: разложить помытые ложки, помыть овощи, сложить кастрюли в шкаф, выбросить мусор в ведро и другие. Не забывайте хвалить малыша.

В этом возрасте дети очень любят играть в прятки. Объясните малышу что нужно делать. Пусть сначала спрячется малыш, а Вы его поищите, потом наоборот. Можно спрятать игрушку и поискать ее вместе с ребенком.

Также полезно играть с ребенком в сюжетные игры, игры с имитацией бытовых ситуаций.

Для речевого развития подходят: чтение сказок, потешек, пение песен.

Какие игрушки подходят для данного возраста

В этом возрасте дети очень любят реалистичные игрушки, которые подходят для сюжетных игр (игрушечная посуда, мебель, инструменты, наборы доктора, парикмахера, магазинчика и другие). Главное чтобы игрушек не было в избытке, лучше время от времени убирать игрушки которые уже надоели малышу, а через какое-то время дать ему их снова.

Для обучения ребенка хорошо подходят наборы фруктов, овощей, животных.

Для развития ребенка необходимы кубики, пирамидки, элементарные конструкторы, пособия по правильному соотношению геометрических форм.

В этом возрасте можно приобрести для малыша динамические игрушки (игрушки-каталки, юлу, неваляшку, лошадку-качалку и другие).

Для подвижных игр могут понадобятся мячи, обруч, гимнастическая палка.

Во время игры учите ребенка учитывать сразу два свойства предмета - например, цвет и форму. Пусть в одну коробку сложит только красные кубики, а в другую зеленые шарики.

В два года у малыша активно развиваются самостоятельность и творческие способности. Помогайте ему, стимулируйте его. В этом возрасте так легко отбить желание у малыша что-либо делать, поэтому не ругайте его за мелкие промахи и ошибки. Пусть у него еще не всё получается, но он очень старается. Чаще хвалите и поощряйте своего малыша.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 1 год 3 месяца

  • Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

  • Развитие ребенка в 6 месяцев

Двухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать?


С ребенком в 2 года можно поиграть во множество игр!

Особенности возраста

  • У ребенка заметно улучшается координация движений, поэтому малыш становится способен играть с конструктором, сортером, мозаикой, пазлами и подобными игрушками.
  • Логическое мышление крохи развивается очень быстро. Ребенок способен находить решение разнообразных задач, выяснять, как работает предмет или как он устроен.
  • Одновременно развивается и чувство пространства. Ребенок пробует направлять мяч ударом ноги, забрасывать его в кольцо. Общая координация во время передвижения становится лучше – у ребенка получается контролировать направление, в котором он двигается, остановки, а также скорость движения.
  • Независимость и самостоятельность ребенка 2 лет также увеличивается. Теперь малыш будет пробовать изучать новое без вашей помощи.


Большинство детей в 2 года проходят через кризис "нет"

Что должен уметь ребенок?

Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:

  • Бегать и подниматься по лестнице.
  • Закрывать и открывать дверь.
  • Перешагивать через препятствия.
  • Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
  • Собирать пирамидку из колечек разной величины.
  • Ловить мячик обеими руками.
  • Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
  • Есть ложкой, а также пить из чашки.
  • Помогать маме по дому.
  • Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Показывать части тела и лица.
  • Произносить около 100-300 слов.
  • Связывать 3-4 слова в предложение.
  • Называть предметы на картинке.
  • Прощаться и здороваться.
  • Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
  • Имитировать звуки животных.
  • Рисовать каракули на бумаге.
  • Различать 3-4 цвета.


Усердно позанимайтесь с ребенком на "слабые" области

Рост и вес

По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:

Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.


Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Виды развития ребенка

Физическое

Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.

Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:

  • Чередуем быстрый бег с медленным.
  • Бегаем на носочках.
  • Учим ребенка прыгать на двух ногах на месте.
  • Игры с мячом – бросаем об стену, ловим, бросаем маме.
  • Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу.
  • Копируем движения животных после показа мамой – прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, ползаем, как гусеница, громко топаем, как слон, машем руками, как птица.
  • Перекатываемся по полу.
  • Прыгаем, как лягушка, из полуприсевшего положения.
  • Тянемся вверх к подвешенным предметам.
  • Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
  • Переносим нетяжелые вещи большого размера.
  • Ходим по неровной поверхности.
  • Ходьба по нарисованной линии – прямой и извилистой.
  • Подлезаем под натянутую веревку.
  • Вместе с другими детками бегаем паровозиком, играем в догонялки, устраиваем хоровод.
  • Висим на кольцах или турнике.
  • Осваиваем лазание по спортивной стенке.
  • Прыгаем по «кочкам» – разложенным на полу подушкам.
  • Пролезаем сквозь туннель.
  • Прыгаем на фитболе.
  • Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
  • Ходим на руках.


Дети двух лет очень любят играть в активные игры

Познавательное

Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:

  • Изучение геометрических фигур.
  • Изучение цветов предметов.
  • Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
  • Найти пару, выбирая из похожих предметов.
  • Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях.
  • Изучение понятий «мало» и «много».
  • Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
  • Сортировка предметов по цвету и величине.
  • Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
  • Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
  • Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто что ест» и подобных.
  • Отгадывание простых загадок – кто ест травку и говорит «му», кто белый и любит морковку.
  • Складывание матрешек и стаканов друг в друга.
  • Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
  • Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
  • Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
  • Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
  • Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
  • Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный».
  • Подобрать предмету тень.
  • Найти недостающую часть картинки.
  • Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось» (добавить картинку или игрушку).
  • Игры в прятки.
  • Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
  • Запоминать сюжет картинки.
  • Игра в «наперсток» с маленькими игрушками.
  • Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот).
  • Изучаем птиц, а также насекомых.
  • Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
  • Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
  • Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
  • Изучение часто встречающихся овощей и ягод, а также фруктов и грибов.
  • Знакомство со временами года.
  • Разговоры на тему транспорта, профессий, поликлиники, частей тела человека, магазина, семьи, аквариума, моря, поездов, материалов, города, электроприборов и другие.
  • Если ребенку вскоре предстоит начать ходить в детский сад, важно уделить внимание обсуждению темы садика.
  • На прогулке можно изучать правила дорожного движения, растительность, транспорт, небо и солнце, природные материалы (камни, листья, ветки), дома.
  • Также во время прогулок можно играть со снегом, с лужами, с солнечными зайчиками, с тенями и с песком.


В первую очередь, игры должны доставлять удовольствие и малышу, и родителям

Сенсорное

Музыкальное

Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.

Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:

  • Прослушивание детских песен.
  • Прослушивание классической музыки.
  • Отличаем разную музыку – медленную от быстрой, грустную от веселой, тихую от громкой.
  • Прислушиваемся к разнообразным звукам на прогулке – шуму автомобилей, пению птиц, шуршанию листвы и другим.
  • Определяем источник звуков, например, отыскиваем на дереве птицу.
  • Играем на разных детских музыкальных инструментах.
  • Слушаем звуки разных инструментов.
  • Слушаем пение мамы.
  • Танцуем с мамой медленно и быстро, прихлопываем и притопываем, делаем «фонарики» ручками, ставим ножку на пятку, а потом на носок, водим хоровод.

Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.

Речевое

Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.

Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:

  • Пополнение пассивного словарного запаса крохи, постоянно общаясь с малышом и рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.
  • Чтение книг (сказок, стихов), а также обсуждение прочитанного.
  • Задавать малышу вопросы об изображении на картинке или происходящем вокруг ребенка.
  • Разыгрывать с крохой простые сказки.
  • Слушать и петь песни.
  • Описывать предметы, которые видит малыш, используя прилагательные.
  • Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других).
  • Учимся дуть на свечу, листья, вату, а также играем с мыльными пузырями. Дуть можно как плавно, так и резко.
  • Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
  • Учимся говорить шепотом и громко.


Задувание свечей, выдувание мыльных пузырей является веселым упражнением для речевого развития крохи

Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Мелкая моторика

Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Занимаемся рисованием, созданием аппликаций и лепкой.
  • Игры с рамками-вкладышами, конструкторами, мозаикой, шнуровками, сортерами, пирамидками.
  • Пересыпаем крупу из одной емкости в другую, используя ложку, воронку, руки, детскую посудку.
  • Переливаем воду из одной емкости в другую, используя детскую посуду, лейку, кувшин, воронку.
  • Игры с наклейками.
  • Застегивание и расстегивание липучек на игрушках, одежде и обуви.
  • Расстегивание молнии, кнопок, пуговиц.
  • Вылавливаем в воде (в тазике, миске, стакане) маленькие плавающие предметы ситом или ложкой.
  • Набираем воду пипеткой либо клизмой, переливаем в другую емкость.
  • Собираем воду с помощью губки.
  • Комкаем и рвем бумагу.
  • Создаем узоры, используя небольшие камешки, крупную фасоль, макароны, палочки.
  • Игры с прищепками.
  • Подбираем крышку к банкам и бутылочкам. Закручиваем и откручиваем их.


Из подручных средств можно придумать множество занятий для развития крохи

Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.

Творческое

Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.

Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:

  • Рисуем круги, линии (они могут быть длинными, короткими, горизонтальными, вертикальными), дорожки.
  • Дорисовываем ниточки к шарикам, стебли цветам, иголки ежику, траву, дождь и другие простые элементы.
  • Рисуем узоры на полотенце либо коврике.
  • Выбираем цвет для рисунка.
  • Рисуем палочкой по снегу, манной крупе или песку.
  • Оставляем на бумаге отпечатки краски, используя губку и штампы.
  • Учимся рисованию красками, используя кисточку.
  • Рисуем пальчиками.
  • Пробуем раскатывать пластилин или тесто, делая колбаски и шарики.
  • Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
  • Раскатанную колбаску соединяем концами.
  • Лепим комочки пластилина на картон, например, чтобы получились украшения на елке, зернышки для курочки.
  • Учимся размазывать пластилин по бумаге.
  • Оставляем отпечатки на пластилине или тесте, используя разные предметы.
  • Режем тесто ножиком из пластмассы и вырезаем формочками для печенья.
  • Делаем аппликации из рваной или скомканной бумаги, а также из ваты.
  • Выполняем аппликацию объекта, состоящего из двух или трех частей, например, гриба, дома.
  • Делаем сюжетные аппликации из двух или трех объектов, например, дом, туча и солнце.
  • Используем в играх блоки Дьенеша, конструктор лего, а также палочки Кюизенера. Строим из них дом, мост, забор, гору.


Творческое развитие крохи - это весело!

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию.

Социальное

Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:

  • Обращаем внимание карапуза на других деток, стараясь пробудить к ним симпатию.
  • Знакомство с другими детьми во время прогулок, предложение поиграть вместе. Так как в данном возрасте детки не умеют еще взаимодействовать в игре, очень важно участие в совместной игре взрослого. Особенно важно учить кроху играть с другими малышами, если вскоре ребенок начнет посещать детский сад.
  • Учим ребенка меняться игрушками.
  • Объясняем, когда нужно жалеть других людей, например, если мальчик упал.
  • Обучаем ребенка мыть руки с использованием мыла, полотенца.
  • Убираем вместе с малышом со стола после еды.
  • Собираем разлитую жидкость губкой.
  • Учим кроху самостоятельно снять одежду, а также надеть ее.
  • Поливаем с ребенком цветы.
  • Вместе убираем игрушки, складывая их на место.


Учите ребенка делиться игрушками, сочувствовать детям

В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.

У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.

Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.

Примерная программа упражнений на неделю

Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:

  1. Не перегружать ребенка занятиями в целом.
  2. Не повторять одинаковые занятия.
  3. Не упустить какой-либо вид развития.
  4. Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.

Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Бег с препятствиями

Ходьба по нарисованной волнистой линии

Занятие с фитболом

Прыжки по «кочкам»

Игра в «улитку»

Ходьба на руках

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Подбираем предмету тень

Изучаем домашних животных

Сортируем предметы по цвету

Изучаем времена года

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное развитие

Щупаем холодные и теплые предметы

Изучаем материалы на ощупь

Изучаем вкус

Трогаем гладкие и шершавые предметы

Мелкая моторика

Играем с крупой

Пальчиковая гимнастика

Игра со шнуровкой

На прогулке создаем узоры из маленьких камешков

Игра с прищепками

Игры с песком

Игра с наклейками

Музыкальное развитие

Поем с мамой

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Слушаем классическую музыку

Слушаем детские песенки

Речевое развитие

Читаем сказку

Читаем стихи

Кривляемся перед зеркалом

Обсуждаем картинки в книге

Разыгрываем сказку

Задуваем свечи

Совместное чтение с обсуждением прочитанного

Творческое развитие

Рисование красками

Лепка с соленым тестом

Аппликация из рваной бумаги

Социальное развитие

Общение с другими детками

Идем в гости

Прогулка в песочнице

Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.

В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.

  • Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным.
  • Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи.
  • Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось.
  • Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку.
  • Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.


    Получайте удовольствие от игр с малышом

    Уход и режим

    Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:

    1. Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
    2. Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
    3. После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
    4. Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
    5. Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.
    Как найти себе психолога "по душе"
    В мире существует множество видов психотерапии. Как же понять, что подходит именно вам?

    Богданова Н.В.,
    детский психолог, психоаналитик

    Кризис двух лет

    Большинство малышей около двух лет проходят через возраст "нет". Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?

    Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику - с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.

    "На очередном "нет" я сломалась, мое терпение лопнуло - рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку".

    С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью "нет" малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство "отдельности". Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности.

    Обойти препятствие

    Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если вы будете постоянно уступать, малыш может "выйти из берегов", превратившись в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности. Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел? Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции: «Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?» Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию, если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться, похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.

    Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте. Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же. Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления, если он знает об этом заранее. "Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать минут мы будем обедать". Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит, что уже полностью одет и готов к выходу.

    Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит «нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить и еще раз объяснить, с чем связан запрет.

    Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет или не хочет, и, принимая его "нет" Вы проявите уважение к его потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там, где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.

    За столом: «Положить тебе цветную капусту
    В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
    Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
    Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный или голубой?»
    Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»