через экологическое развитие
Замятина Валентина Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №72 «Акварель» г.Старый Оскол Белгородской обл.
Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Моя задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим» – животным, относиться к другому, как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Опыт работы показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств ».
В последнее время очень остро стоит вопрос экологии . На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.
Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.
В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды (Указ от 10.08.2012г №1157). В течение всего 2013 года было проведено множество мероприятий, направленных на консолидацию и вовлечение широких кругов населения по решению вопросов окружающей среды и экологической культуры.
Сегодня ребенок получает экологические знания, в основном, из двух источников: из СМИ и в детском саду. Но этого недостаточно, чтобы понять природу, любить и ценить её. Любовь к природе не приходит сама собой. В ходе многих своих наблюдений я заметила, что дети старшего дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, а в других случаях их поведение безразличное и нередко отрицательное.
ФГОС определяет целевые ориентиры, как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».
Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.
Главной целью моей работы по этому направлению стало создание условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей.
В своей работе я опиралась на программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» , направленную на становление начал экологической культуры и экологического сознания. В программе представлено семь разделов и рекомендации к распределению материала по возрастам, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач, учитывала следующие принципы содержания: научность, доступность, системность, целостность, регионализм, преемственность и интеграцию.
Хочется остановиться на одном принципе – научность. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», так как уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать достоверную информацию. Опыт показывает, что большинство детей с большим интересом относятся к знаниям о природе, но зачастую, знания черпают из рекламы, мультфильмов, а они бывают неверными. Многие дети считают, что крот любит клубнику, еж питается яблоками, грибами и т.д. Ложных представлений у детей предостаточно: паук и червяк – это насекомые; грибы – это растения; белые медведи и пингвины живут в Арктике и т. д. Итак, неверная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире.
Следует отметить, что одним из важных элементов при создании предметно-развивающей среды является ее правильная организация и экологизация с учетом возрастных особенностей детей. Прежде всего отмечу, что природы в детском саду должно быть много, очень много! Эколого – развивающая среда должна быть обогащенной:
1. цветники (находятся на территории всего детского сада, где посажены разнообразные виды растений и цветов);
2. мини-лаборатория (база для исследовательской деятельности: оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов);
3. уголок природы , где сосредоточен видовой состав комнатных растений с учетом целей обучения и воспитания;
4. мини-огород (используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями; знакомства с культурными и дикими растениями; для наблюдений за условиями произрастания и ухаживают за посаженными цветами на клумбах);
5. уголок нетронутой природы (должен находиться за пределами детского участка, там произрастают различные дикорастущие травы и кустарники);
6. фруктовый сад;
7. птичий дом (скворечники);
8. экологическая тропа: это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты и другое.
Каждое созданное в саду экологическое пространство имеет широкое значение для экологического образования воспитанников.
Работая над реализацией поставленных задач, я использовала различные формы работы: проектные методики, интегрированные занятия, экскурсии, индивидуальную работу, работу с родителями, занимательные досуги, развлечения, труд на участке.
Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, экскурсии и т. д.) и практическую деятельность. Все эти формы сопровождались речью (беседы, чтение, обсуждения, рассказ), т. е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализовывалась образовательная область «Речевое развитие». Выращивая и ухаживая за растениями, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд.
Работу по экологическому воспитанию дошкольников проводила, начиная с младшего возраста. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного – двух условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагалось им для обследования. Дети брали в руки натуральные овощи, фрукты, гладили и осматривали их, жмали, нюхали, пробовали на вкус, слушали, как они скрипят или шуршат, т.е. обследовали их всеми сенсорными способами.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Я просила детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
В этом возрасте детей знакомила с простыми и хорошо знакомыми образами сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
– разнообразные циклы наблюдений
в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами;
– участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;
-проращивание лука-репки
в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
– совместная деятельность воспитателя
с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом – дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
– рассказывание и обыгрывание
народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
– проведение экологических занятий
один раз в две недели;
– проведение экологических досугов
.
Со старшими дошкольниками были проведены разные социально значимые мероприятия: «Панорама добрых дел», в которую с декабря по апрель в индивидуальные строчки с фотографией ребенка вносятся все его добрые и хорошие дела, акция «Зеленая елочка – живая иголочка» , День Земли и другие. Все эти мероприятия формируют у детей начала экологической культуры, позволяют им правильно ориентироваться и взаимодействовать с ближайшим природным окружением.
Следует отметить, что красота живой природы – это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они себя хорошо чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Поэтому очень важно художественно-эстетическое развитие дошкольников. Все яркие моменты и впечатления от общения с природой дети отображали в своих рисунках.
Таким образом, формирование нравственных чувств осуществлялось через экологическое воспитание, которое было интегрировано во все образовательные области. Развивая познавательную активность, я старалась не давать готовых знаний, а стимулировать ребенка на их поиск путем создания различных проблемных ситуаций с использованием нравственного выбора.
Например, такая ситуация: до сих пор у родителей и детей сформированы понятия: чем меньше хищников, тем лучше. Волки опасны, их надо убивать; укус змеи смертелен, а зайцы безобидны, пусть живут. С экологической точки зрения целесообразно создать проблемную ситуацию на занятии: волков всех истребили, в лесу резко увеличилось количество зайцев. Почему-то стали гибнуть деревья. Как спасти лес? Здесь я использовала прием алгоритма пищевой цепочки: лесу необходимы волки, чтобы спастись от зайцев; волкам нужны зайцы, как пища, а для зайцев пищей служит лес. Вывод: в природе все взаимосвязано, необходимо биологическое равновесие. Важно, что в каждом случае велось обсуждение правил безопасности. С точки зрения безопасности, конечно, правильно говорить, что медуз трогать нельзя – они жгутся, но, при этом, нужно обязательно объяснить, что медуза так приспособилась к своей среде и имеет право защищаться.
При знакомстве с царством грибов педагоги ограничиваются изучением съедобных и ядовитых, что, конечно, важно с точки зрения, опять же, безопасности, но не отражают роли грибов в круговороте веществ (грибы участвуют в превращении старых пней, веток, листьев в перегной, в почву), их значении для животных.
Для формирования внимательности у детей старшего дошкольного возраста немалое значение имеет исследовательская или поисковая деятельность. Чтобы познать ребенку окружающий мир, ему необходимо его исследовать. В ходе поиска он уточняет, проясняет свои представления о нём. В качестве основного вида поисковой деятельности я организовывала особую детскую деятельность – экспериментирование, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок становится своеобразным исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Например, на занятии «Свойства воды» у каждого ребенка на столе по три баночки с водой. Ребенок самостоятельно может исследовать объект неживой природы и обнаружить его свойства: цвет, вкус, запах, растворимость, прозрачность; сделать вывод, почему воду называют «волшебницей» и «путешественницей», наблюдая за превращением на морозе воды в лед, при нагревании – в пар. Наблюдая за опытом «Путешествие капельки воды» или «Мы сейчас сделаем дождь» , дети приходили к выводу, что вода совершает круговое путешествие.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Со старшими дошкольниками были проведены опыты по испарению воды при высокой и низкой температуре; превращение воды в лед, в пар; знакомство со свойствами воды, воздуха, почвы, глины, песка, металла, дерева, стекла; рост и развитие семян садовых цветов, отростков комнатных растений; семян овощей и клубней картофеля и т.д.
Основными составляющими процесса исследования являются выявление проблемы, формулировка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
Еще одна важная, на мой взгляд, форма работы – проектная поисковая деятельность, которая подводит детей к самостоятельным выводам о хозяйственной деятельности человека, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Особенно был интересен детям проводимый мною проект «Мусор» , который заключался в том, что осенью дети под руководством педагога закапывают разные виды отходов в почву и отмечают их место ориентирами. Через год дети этой же группы проверяют, что из отходов превратилось в перегной, а что осталось в прежнем виде. Таким образом, дети делали выводы о круговороте веществ в природе и о природоохранном аспекте, который заключается в использовании вторично пластиковых коробочек, стаканчиков, трубочек, мензурок на опытах в лаборатории детского сада.
При организации познавательная и практическая деятельности я использовала наглядные методы, которые способствовали развитию внимательности, сосредоточенности. Одним из наглядных методов, который я использовала чаще всего были сравнительные наблюдения, представляющие особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Такие наблюдения давали ребенку возможность найти в объекте отличия, сходства, сделать соответствующие выводы, установить причинно-следственные связи. Например, сравнение строения березы и одуванчика, или внешнего вида вороны и воробья; планеты и звезды и т. д. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдения, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной, чувственной основы. Наиболее яркие наблюдения проводились в живом уголке, на экскурсиях.
Чтобы повысить эффективность организованной образовательной деятельности, я использовала игры и игровые приемы, такие, как «Путешествие на космическом корабле на Луну» или «Полет на ковре–самолете в Африку» , а при помощи цветика – семицветика мгновенно попадали в Антарктиду или в горы. Такие приемы дают возможность в игровой обстановке познать природу разных поясов Земли.
Одно из эффективных средств – познавательные задачи. Они помогают формировать такие нравственные качества личности ребенка: милосердие, доброту, чуткость, внимательность. Поставленные задачи на занятиях не только стимулировали детскую любознательность, но и способствовали проявлению беспокойства о состоянии природы, давали основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. Например, при изучении темы «Мир птиц» детям давалась задача: «Что произойдет в природе, если разорить гнезда птиц?» и другие.
Другой тип экологических задач – это загадки о растениях, животных, явлениях природы. Загадки становятся задачей, если задавать вопросы: зачем ежу иголки, зачем стрекозе огромные глаза, для чего зайцу быть зимой белым, почему медведь зимой спит.
Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы, например: произведения таких популярных писателей, как В. Снегирев, И. Сладков, В. Бианки и экологических сказок Н. Рыжовой.
Ничто так не обогащает эмоционально-чувственную сферу ребенка и способствует формированию бережного отношение к животным, заботу, как его деятельность в живом уголке. Здесь воспитывается гуманное отношение ко всему живому, милосердие, умение сопереживать, находить неблагополучие в среде живых объектов и найти способ устранять это неблагополучие, как у животных, так и у растений. Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние. Например, знакомя детей с необходимыми условиями для жизни растений, дети имели возможность наблюдать за растением в малоосвещённом месте. Естественно, на вопрос, нравится ли им растение, ответ был отрицательным. Дети, рассмотрев его внешний вид, заметили бледность и вялость листьев, сухую землю и смогли сделать самостоятельный вывод: растению здесь не хватает света, его срочно нужно полить. Следующий этап – ежедневный уход за растением, следствием чего был положительный результат: растение расцвело. В данном случае дети получили удовлетворение от оказанной помощи растению, прониклись к нему, как к живому существу, закрепили знания о необходимых условиях для жизни растений.
Еще одно значительное средство для реализации поставленных задач – это проведение экскурсий. Экскурсии – это, прежде всего, предварительная работа по какой – либо проблеме, это колоссальный материал для познания окружающего мира и воспитания доброты, милосердия и внимательности. Именно на экскурсиях развиваются нравственные качества ребенка, познавательный интерес, логическое мышление, расширяется кругозор, активизируется внимание. Например, осенью в сентябре проводились экскурсии в лес вместе с родителями, к водоему, на огород, по экологической тропинке. Любая изученная нами тема обобщалась и заканчивалась занимательным досугом, викториной, выставкой рисунков.
Реализация поставленных мною задач осуществлялась с помощью родителей. Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы, совместные экологические акции, праздники.
Таким образом, в результате осуществления экологизации различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды, интегрированной организованной образовательной деятельности, экологического просвещения родителей была проведена работа, направленная на становление осознанно-правильного отношения детей к природе, развитие речи, а также их индивидуальных качеств:доброты, милосердия и заботы; умениевидеть неблагополучие в природе, сопереживать слабым существам.
Список использованной литературы:
1. А.И Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений-М; ТЦ СФЕРА,2004-с.5-8.
2. С.Н. Николаева «Значение эколого – развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта», Дошкольное воспитание №5;2014г.
3. С.Н Николаева «Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» \\Дошкольное воспитание, №6, 2014г.
4. В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания)». Педагогическое наследие.
5. К.Д. Ушинский «Полное собрание сочинений».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Основные направления экологического воспитания детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа Ознакомление с живой и неживой природой Эмоционально- эстетическое развитие Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Загадочные объявления Речевые логические задачи Загадочные объявления Речевые логические задачи Культурно- досуговая деятельность Образовательны е проекты Игровая деятельность Художественно- творческая деятельность Воспитатель Коптенко Т.А
ПОРТФОЛИО воспитателя содержит: 1. Информационные и технологические карточки; 2. Дидактический и иллюстративный материал; 3. Календарно-перспективное планирование работы с детьми; 4. Практический материал для работы с детьми по ознакомлению с миром природы: Речевые игры Загадки Модели и схемы объектов живой и неживой природы Игры экологического содержания, игровые обучающие ситуации, игры-путешествия, экологические игры с правилами Описание объектов экологической тропы
26 .
В результате проделанной работы отмечаются положительные результаты: -сформированы начала экологической культуры у детей; -сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; -дети учатся практическим действиям по охране природы; -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. ПЕРСПЕКТИВА РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЭКОЛОГИИ На уч.г. Реализация долгосрочного образовательного проекта «Люби и знай Коми край » Викторина с детьми и их родителями «Хочу всё знать» Организация и проведение акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка»
Cлайд 1
Формирование экологической культуры дошкольников Автор Набережнева Светлана Михайловна воспитатель 2 квалификационной категорииCлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27477/389/img12.jpg)
Слайд 2
Тема: «Технология проектной деятельности в системе экологического воспитания дошкольников»
РЫБАЛКО Ю. В., воспитатель МДОАУ №1 «Звездочка» г. Новокубанск
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Цель данной технологии – развитие свободной творческой личности ребенка.
Слайд 11
Положительные моменты технологии проектной деятельности:
Изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников; изменяется психологический климат в группе; - знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, т. е. значит нужны детям и поэтому интересны; - приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия; - развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивать целостность развития личности ребенка.
Слайд 12
Проект « О чем поют воробышки?»
проблема: недостаточные знания детей о птицах (зимующих и перелетных), их особенностях, предназначении в экосистеме. Несоблюдение правил экологической культуры. Идея проекта: воспитание любви и бережного отношения к птицам. Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание заботливого отношения к птицам.
Слайд 13
Задачи проекта:
Воспитывать бережное отношение к птицам, понимание необходимости охраны не только птиц, но их «дома», местообитаний. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к птицам и заботливого отношения к ним. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Развивать творческие способности, мышление и речь. Приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели. Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Приучать ответственно относиться к серьезному и ответственному делу- изготовлению кормушек и скворечников. Дать почувствовать удовлетворение от сознания важности выполненной работы. Знакомить с некоторыми представителями птиц. Пополнить развивающую среду (экологические знаки, кормушки, скворечники).
Слайд 14
Вид проекта:исследовательско - творческий. Продолжительность проекта:средней продолжительности (декабрь - март 2014 года) Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Слайд 15
На начальном этапе реализации проекта
были сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Все ли птицы улетают на юг?», «Как вы думаете, о чем поют воробышки в начале зимы?», «Чем питаются птицы зимой?» « Как мы им можем помочь выжить в суровых условиях?», «Почему в холода птичкам нужно больше пищи?», «Что страшнее для птиц зимой: холод или голод?». Каждый ребенок высказывал свое мнение. Детям было предложено рассмотреть картинки, иллюстрации к художественным произведениям, видеоматериал, обсудить проблемные вопросы совместно с родителями. В результате данной поисковой деятельности мы с детьми пришли к выводу, что нужно сделать кормушки для птичек, развешать их и подкармливать в течение холодного времени года.
Слайд 16
Технологический этапРабота с детьми:
Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие
Слайд 17
Познавательное развитие
расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах Краснодарского края, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.
Слайд 18
1. Конструирование «Воробей» (оригами, из конуса) . 2. Д/и: «Зимующие и перелетные птицы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружат птицы?», «Птицы Кубани», « Загадки о птицах», « Не сорока, не ворона…» 3. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями зимующих птиц в парке и на территории детского сада. 4. Ежедневное кормление птиц и наблюдение за ними. 5. Разгадывание кроссвордов. 6. Исследование на тему « Какой корм охотнее клюют птички?» 7. «Веселые задачки» о птичках. 8.Строительная игра « Скворечник» 9. Занятия: « Природа и здоровье», « Зимующие птицы в нашем городе», «Кто охраняет окружающую среду»
Слайд 19
Художественно – эстетическое развитие
развивать творчество, учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей; закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, полученные ранее; развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы; развивать способность к эстетическому восприятию действительности и явлениям окружающего мира.
Слайд 20
1. Лепка: «Птицы у кормушки», «Воробей»; 2. Рисование: «Птичьи дома»» (использование различных техник), «Снегирь на ветке»(рисование гуашью), « Серая Шейка» (по сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка); 3. Аппликация «Сказочная птица », « Скворечник»; 4. А.Н. Толстой «Сорока», С.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», Н.Сладков «Вежливая галка», Е. Трутнева «Воробей», «Ворона», В. Зотов «Ворона», «Снегирь», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел»; 5. Чтение стихотворений: В.Берестов « О чем поют воробышки…», В. Стоянов «Воробей», Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги», Г. Ходырев» Скворец», Н. Асеев «Снегири», Я. Яшин « Покормите птиц зимой»; 6. Чтение русских прибауток и песенок о птицах; 7. Рассматривание картин русских художников с изображением птиц.
Слайд 21
Физическое развитие
1.Подвижные игры: «Десять птичек - стайка» «Сороки и галки» « Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются. « Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями. « Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши». « Летал, летал воробей » - народная игра. развивать двигательную активность, координацию движений; умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции; упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.
Слайд 22
Речевое развитие
формировать у детей навыки культуры слушателя; развивать диалогическую речь; побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы; составлять творческие рассказы; строить развернутое суждение, умозаключение; активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц. 1. Беседы на тему: «Зимующие птицы нашего города». 2. Составление творческих рассказов « Как я помогал птичкам». 3.Конкурс«Отгадай загадку, скажи скороговорку, реши задачу». 4. Конкурс « Читаем стихи о птицах». 5. Д/и: «Считалки про птиц» 6. Составление сюжетного рассказа по серии картинок «Ворона и Воробей».
Слайд 23
Социально-коммуникативное развитие
уметь оказывать необходимую помощь; осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса; воспитывать бережное отношение к природе, живым существам; расширять представление о птицах родного края; развивать инициативу, организаторские способности. 1.Конкурс «Кормушки и скворечники для птиц» 2.Знакомство с народными приметами «Пернатые барометры» 3.Инсценировка «Берегите птиц. друзья!» 4.Драматизация сказки Л. Н. Толстого « Чиж». 5.С/р игры: «Птичья столовая», «Экологи», «В гостях у лесных зверей».
Слайд 24
Слайд 25
Работа с родителями
1.Изготовление буклетов «Как научить ребенка любви к природе» 2.Консультации на темы: «Как выбрать место для совместного отдыха и прогулок с детьми»; «Научите детей беречь природу» «Изготовление кормушек и скворечников» 3.Помощь в подготовке конкурса «Читаем стихи о птицах» 4. Помощь в организации экскурсии в городской парк. 5. Изготовление совместно с детьми подготовительной группы кормушек и скворечников для птиц.
Слайд 26
Слайд 28
Подведение итогов:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько важно помогать птицам зимой. По итогам работы было отмечено: 1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей. 2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к птицам. 3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Мы -друзья птиц». (Дети в результате наблюдений пришли к выводу, какой корм нельзя давать птицам, а какой они предпочитают; если каждый день подсыпать немного корма в одни и те же кормушки, птички привыкают и уже ждут нас.) 4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом. 5. Пополнена развивающая среде по экологическому воспитанию детей.
Слайд 29
Слайд 30
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
2
слайд
Описание слайда:
Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин. Федор Достоевский
3
слайд
Описание слайда:
Актуальность темы: «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! » Актуальность введения экологического воспитания именно в таком возрасте (с 3 до 6 лет) заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.
4
слайд
Описание слайда:
Цель проекта: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. Задачи проекта: Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. Охранять и укреплять здоровье детей.
5
слайд
Описание слайда:
Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
6
слайд
Описание слайда:
Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
7
слайд
Описание слайда:
Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
8
слайд
Описание слайда:
Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;
9
слайд
Описание слайда:
Модель «Экологическое воспитание дошкольников» Ознакомление детей с природой Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов Трудовая деятельность в природе Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы -целевые прогулки -экскурсии -работа с календарями природы, зарисовки Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей Связь с воспитательно – образовательным процессом, экологические досуги, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала Экологическое воспитание дошкольников
10
слайд
Описание слайда:
Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей» Диагностика экологической воспитанности детей Сюжетно-ролевые и д/игры Целевые прогулки в природу Наблюдение в уголке природы Работа с моделями Изобразительная деятельность по экологической тематике Просмотр фильмов о природе Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Создание книг-самоделок Чтение детской художественной литературы Экологические досуги и праздники Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Труд в мини-центре природы и на участке Беседы с детьми на экологические темы Работа с календарем природы Сбор коллекций семян, камней, ракушек Совместная деятельность воспитателя и детей
11
слайд
Описание слайда:
12
слайд
Описание слайда:
Модель «Экологическое просвещение родителей» Познавательный блок Окружающая среда и здоровье ребенка Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный блок Участие в природоохранных акциях совместно с детьми Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах Выращивание растений Чтение совместно с детьми литературы Нормативный блок Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуациях Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач Ценностный блок Природа как универсальная ценность для человека Значение природы в жизни человека Здоровье ребенка и природа Человек – часть природы Формирование разумных потребностей
13
слайд
Описание слайда:
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Я, как педагог: Стараюсь ответственно подходить к организации природной среды в группе, внедряю в практику новые технологии, знаю методику экологического воспитания, веду экспериментальную работу с детьми, разрабатываю интегрированные занятия, занимаюсь экологическим просвещением родителей. Дошкольники: радуются встрече с природой по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами видят разнообразие природного мира признают ценность жизни имеют представления о правилах поведения в природе сформировано начало экологической культуры Родители: участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы