Касается каждого трудящегося: из каких частей состоит пенсия в России. Замена трудовой пенсии на страховую и накопительную

Страховая часть трудовой пенсии по старости

Страховая часть формируется за счет двух элементов: поступивших в Пенсионный фонд страховых взносов после 1 января 2002 г. и путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданином до 2002 г. Страховая часть трудовой пенсии включает базовую (солидарную 0 и дифференцированную (индивидуальную ) части. Базовая часть именуется фиксированным базовым размером (ФБР). Она обеспечивается солидарными взносами всех работодателей в едином размере – 6% фонда оплаты труда застрахованных работников. Эти средства не отражаются на их индивидуальных лицевых счетах. Пенсионный фонд, аккумулируя их, выплачивает гарантированную пенсию (ФБР) нынешним пенсионерам, составляющую на 1 апреля 2013 г. 3610 руб. 31 коп.

Вторая часть взносов на страховую часть трудовой пенсии отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина в Пенсионном фонде РФ. Она является индивидуальной и дифференцируется в зависимости от заработка конкретного человека, т.е. от суммы страховых взносов и пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. (расчетного пенсионного капитала).

Пример

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б,

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (228 месяцев); Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (она постоянно индексируется; на 1 апреля 2013 г. составляет 3610 руб. 31 коп.).

Расчет пенсионного капитала (ПК )

ПК = ПК1 + СВ + ПК2,

где ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г. ; СВ – сумма валоризации (дооценки пенсионных прав); ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 г.

Некоторую специфику имеет исчисление страховой части трудовой пенсии по старости военнослужащим в силу распространенности их активной трудовой деятельности после выхода на пенсию в 40–50 лет. Новый работодатель производит за него отчисления на страховую и накопительную части трудовой пенсии по старости. Накопленный пенсионный капитал выплачивается ему в качестве страховой части трудовой пенсии по старости, за исключением ее фиксированного базового размера. Условия выплаты страховой части пенсии – наличие военной пенсии, достижение стандартного пенсионного возраста, наличие страхового стажа (минимум 5 лет), не учтенного при назначении военной пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости

Вторая часть трудовой пенсии по старости – накопительная. Она образуется в обязательном порядке только у граждан 1967 г. рождения и моложе. Накопительная часть зависит от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии, в размере 6% фонда оплаты труда, но не более 568 тыс. руб. в год.

Пример

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле НЧ = ПН/Т,

где НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии; ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

Пенсионные накопления ежегодно индексируются и капитализируются, т.е. прирастают на величину инвестиционного дохода от управления накопительной частью пенсии управляющими компаниями.

Помимо образования накопительной части по линии обязательного пенсионного страхования возможен и добровольный выбор, сделанный участниками Программы государственного софинансирования пенсии. Эта программа действует с 2009 г.

Сейчас в ней участвуют 15,8 млн чел., или 21% экономически активного населения России. В Программу, если она будет продлена, могут вступить все граждане, даже те, у кого нет накопительной части пенсии по обязательному пенсионному страхованию (мужчины старше 1953 г.р. и женщины старше 1957 г.р.).

Ресурсами Программы являются поступления по трем каналам:

  • 1) добровольные страховые взносы граждан – не менее 2000 руб. в течение года в течение 10 лет. Все взносы включаются в состав средств пенсионных накоплений гражданина и зачисляются на персональный счет гражданина;
  • 2) средства государственного софинансирования, удваивающие взнос гражданина, но в пределах 12 тыс. руб. в год;
  • 3) взносы работодателей, если они являются третьей стороной Программы. Сумма взносов работодателя не ограничена и не зависит от суммы уплаченных дополнительных взносов работниками.

Таким образом, при условии взносов гражданина в сумме 12 тыс. руб. в год общая сумма накоплений гражданина составит 24 тыс. руб., не считая дохода от инвестирования.

Выгоды от участия в этой программе таковы. Программа софинансирования увеличивает будущие выплаты за счет уменьшения расчетного срока до 10 лет. Обычная пожизненная накопительная пенсия рассчитывается путем деления обязательных страховых накоплений на 228 месяцев (19 лет). А для участников программы софинансирования срок получения накопительной пенсии будет не 19, а 10 лет, следовательно, размер пенсии будет относительно выше.

Мотивом вступления в Программу софинансирования является и то, что по ней можно получить и социальный налоговый вычет до 120 тыс. руб.

Обобщим сведения о механизме формирования трудовой пенсии по старости. Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. По общему правилу, т.е. если не применяются пониженные тарифы, с 2013 г. они уплачиваются в размере 22% фонда оплаты труда каждого застрахованного работника.

Тарифы страховых взносов для лиц 1967 г.р. и моложе составляют 22%, в том числе 16% – на страховую часть трудовой пенсии (6% – солидарная и 10% – индивидуальная часть) и 6% – на накопительную часть трудовой пенсии. Однако следует учитывать, что с 2014 г. накопительный тариф 6% применяется только для тех, кто распорядился своими пенсионными накоплениями, т.е. до конца 2013 г. подал заявление о переходе в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и о выборе управляющей компании . Для не определившихся с режимом своих пенсионных накоплений работников тариф на накопительную часть пенсии составляет 2%. За счет этого возрастает страховая часть тарифа .

Для лиц 1966 г.р. и старше уплаченные работодателями в их пользу страховые взносы по тарифу 22% в полном объеме формируют страховую часть трудовой пенсии и делятся в пропорции: 6% – солидарная часть тарифа и 16% – индивидуальная часть.

Схематично структура страховых тарифов на обязательное пенсионное страхование (если страхователь не имеет право на применение пониженных тарифов) в 2014 и 2015 гг. представлена на рис. 6.4.

Рис. 6.4.

Пример

Годовой фонд оплаты труда 43-летнего работника в 2013 г. составил 600 тыс. руб. Его работодатель начислял и уплачивал страховые взносы только с части фонда оплаты труда данного работника – с 568 тыс. руб. в объеме 22%, т.е. в ПФР перечислено 124,96 тыс. руб. Пенсионный фонд отразил на индивидуальном лицевом счете работника 16% страховой базы, т.е. 90,88 тыс. руб., а 6%, т.е. 34,08 тыс. руб. направил на финансирование фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии.

С заработка свыше 568 тыс. руб., т.е. с 32 тыс. руб., уплачено страховых взносов 10%, т.е. 3,2 тыс. руб. Они также направлены на фиксированные базовые пенсии. Итого на солидарную часть страховой части трудовой пенсии перечислено 37,28 тыс. руб.

Так как данный работник моложе 1967 г.р., то на его лицевом счете формируются пенсионные накопления в размере 6%, т.е. 34,08 тыс. руб. Таким образом, из 90,88 тыс. руб. пенсионные накопления составили 34,08 тыс. руб., а индивидуальная страховая часть – 56,80 тыс. руб.

Если бы данный работник был старше 1967 г.р., то все 90,88 тыс. руб. зафиксировались в страховой части его индивидуального лицевого счета.

Важным вопросом при проведении пенсионной реформы стало сохранение старых пенсионных прав. С этой целью была проведена валоризация пенсионных прав. Это денежная переоценка пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. в соответствии со стажем и заработком. Для сохранения старых пенсионных прав граждан их следовало конвертировать, т.е. учесть и соединить с новыми правами страхового характера, дабы они вошли в расчетный пенсионный капитал. В итоге пенсии граждан старшего поколения увеличатся и примут современный вид.

Валоризация была проведена в 2010 г. в беззаявительном порядке в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 1 января 2002 г. При валоризации был учтен весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин). За каждый год стажа до 1991 г. страховая часть пенсии увеличилась на 1%, за стаж 1991–2001 гг. – на 10%. Например, если трудовой стаж человека до 1991 г. был 25 лет, то в целом расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 г. увеличится на 35% (10% +25%).

Помимо трудовых пенсий по старости, в России назначаются также трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потерю кормильца. Не следует путать их с одноименными социальными пенсиями.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается инвалидам I, II и III группы (при наличии хотя бы одного дня трудового стажа), в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам. Структура пенсии включает только фиксированный базовый размер и страховую часть. Накопительный элемент отсутствует.

Пример

Размер трудовой пенсии по инвалидности = ПК/(Т × К) + Б, где ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 2013 г. он составляет 228 месяцев; К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности. Он зависит от группы инвалидности, места проживания, наличия иждивенцев.

Предусматривается продление срока выбора тарифа до конца 2014 г.

  • Право выбора тарифа регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №243-ФЗ3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
  • От 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

    Материал, размещенный ниже, утратил актуальность!

    Понятие трудовой пенсии по старости

    Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств .

    Трудовая пенсия по старости - один из видов трудовой пенсии (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно.

    Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

    1. страховой части;
    2. накопительной части.

    Условия назначения трудовой пенсии по старости

    Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

    При переезде на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства, за исключением проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

    Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

    НЧ = ПН / Т, где

    НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;
    ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
    Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (пункт 1 настоящей статьи).

    Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

    П = СЧ + НЧ, где

    П - размер трудовой пенсии по старости;
    СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
    НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.

    При отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, либо сокращением численности или штата работников, с их согласия может назначаться пенсия на период до достижения нормального пенсионного возраста, но не ранее чем за два года. Это правило распространяется и на досрочные пенсии (

    С начала 2015 года в России стартовала новая пенсионная реформа. Теперь гражданам, обратившимся за назначением выплаты, оформляется страховая пенсия ; такое понятие, как трудовая пенсия, в новом законодательстве теперь отсутствует.

    Одним из обстоятельств, влияющих на право получения и размер выплаты , является стаж застрахованного лица . Ранее при назначении трудовой пенсии учитывался общий стаж . Он включает в себя итоговую продолжительность всех периодов трудовой и другой общеполезной деятельности до 2002 года.

    Всем гражданам, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования , была произведена конвертация их пенсионных прав на 1 января 2002 года . Таким образом, были преобразованы их права в расчетный пенсионный капитал.

    • Подсчет стажа за данный период осуществляется в календарном порядке, учитывая фактическую продолжительность.
    • Исключение составляют лишь некоторые периоды льготной работы, засчитываемой в увеличенном размере в соответствии с законодательством РФ.

    Теперь при назначении страховой пенсии учитывается страховой стаж . Он включает в себя периоды трудовой деятельности, в течение которой начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР , а также некоторые нестраховые периоды (служба по призыву, уход за ребенком до полутора лет, за инвалидом I группы , ребенком-инвалидом). Такие общественнозначимые периоды входят в состав страхового стажа при условии, если до них или после присутствует непосредственно время работы.

    С 2015 года пенсионные права учитываются в пенсионных баллах , а при назначении выплаты они переводятся в рубли.

    Условия назначения страховых пенсий по старости

    Пенсионное обеспечение в нашей стране базируется на страховых принципах, поэтому большинство наших граждан получают именно страховую выплату в связи с преклонным возрастом. Тем не менее, для назначения такого обеспечения существует ряд условий , описанных в статье 8 закона «О страховых пенсиях» :

    • Для некоторых категорий граждан (инвалиды I группы, граждане, достигшие 80 лет или имеющие на своем обеспечении иждивенцев) значение ФВ устанавливается в повышенном размере.
    • Для граждан, работавших или проживающих на Севере, к данной величине применяются «северные» коэффициенты.

    Кроме того, государство предусмотрело возможность дополнительного увеличения размера выплаты за счет премиальных коэффициентов в случае принятия гражданином решения выйти на пенсию в более поздние сроки. В таком случае значения ИПК и ФВ будут увеличены в зависимости от срока, на который граждане перенесли оформление своего пенсионного обеспечения.

    Новая формула расчета

    Исходя из вышесказанного, можно преобразовать все значимые факторы в формулу для подсчета пенсии.

    Выглядит она следующим образом:

    СП = ИПК х СПК + ФВ,

    • СП - размер страховой выплаты;
    • ИПК - накопленные пенсионные баллы;
    • СПК - стоимость одного балла на день установления пенсии;
    • ФВ - базовая сумма.

    Данная формула в полной мере относится к тем гражданам, кто начал свою трудовую деятельность в 2015 году. Для те же, кому до выхода на заслуженный отдых остался немного времени, все накопленные права будут конвертированы (переведены) в коэффициенты, а далее расчет будет осуществляться по-новому.

    Такие показатели, как фиксированная сумма и стоимость пенсионного балла ежегодно увеличивается Правительством РФ на уровень инфляции.

    Размер фиксированной выплаты к пенсии в 2017 году

    Ранее (с 1 февраля 2016 года) величина базовой суммы была увеличена на 4% и составила 4558,93 рублей. Ежегодная индексация данного показателя, утверждаемая государством, проходит на уровне не ниже инфляции за предыдущий год.

    Важным новшеством с 2016 г. стала отмена индексации данного показателя для работающих пенсионеров. Факт осуществления трудовой деятельности определяется на основании данных, представляемых страхователями в ежемесячном упрощенном отчете. После прекращения работы выплата пенсии возобновляется с учетом индексации. Причем при устройстве на работу вновь размер страховой суммы уменьшен не будет .

    В 2017 году дважды был увеличен размер страхового пенсионного обеспечения: по инфляции 2016 года - 5,4% и дополнительно до указанного у законе значения 5,8%. Таким образом, с 1 апреля 2017 года размер фиксированной выплаты будет составлять 4823,37 рублей .

    Минимальный размер пенсии по старости в 2017 году

    В соответствии с введенной по новому закону формулой для возникновения права на страховую пенсию достаточно иметь в 2017 году 8 лет стажа и 11,4 пенсионных балла. При наличии таких минимальных значений данных показателей страховая выплата будет назначена соответственно в минимальном размере .

    При этом стоит отметить, что для получателей пенсионных выплат, размер которых окажется ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания гражданина, будет установлена федеральная социальная доплата (ФСД).

    Исходя из приведенных выше показателей можно рассчитать размер страховой выплаты при минимальных требованиях .

    Известно, минимальное требование к пенсионным баллам в 2017 составляет 11,4 пенсионных коэффициента. Страховой стаж при расчете пенсии по формуле не учитывается.

    Имея данные о стоимости пенсионного балла в 2017 г. и размере фиксированной суммы, равным 78,58 рублей и 4823,37 рублей соответственно, рассчитаем размер минимальной пенсионной выплаты в 2017 году:

    11,4 х 78,58 руб. + 4823,37 руб. = 5719,18 руб.

    Данная сумма значительно ниже прожиточного минимума по стране (8540 рублей), вследствие чего при назначении пенсии с минимальными требованиями можно рассчитывать на федеральную социальную доплату к пенсии.

    Назначение пенсионного обеспечения

    В данном случае гражданин должен обратиться в территориальный орган ПФР или в многофункциональный центр (МФЦ), заключивший соответствующее соглашение с фондом.

    • Страховая пенсия устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права. Днем обращения считается дата принятия соответствующего заявления, либо число, указанное на почтовом штемпеле при передаче такового документа по почте, либо время его отправки с помощью сети интернет при использовании портала государственных услуг.
    • Исключительным случаем из данного правила является обращение за выплатой по старости в течение месяца со дня увольнения с предприятия. Тогда пенсия будет назначена со следующего после увольнения дня.

    Заявление об установлении выплаты по возрасту рассматривается специалистами управления ПФР в течение 10 рабочих дней со дня приема такового, после чего выносится решение о назначении или об отказе. В последнем случае ПФР информирует гражданина в течение пяти рабочих дней о принятом решении с указанием причины и срока его обжалования. Период рассмотрения документов может быть и продлен свыше 10 дней, но только в случае необходимости представления дополнительных справок. В любом случае он не может быть дольше трех месяцев .

    Назначение страховой пенсии по старости осуществляется без указания срока его окончания, то есть бессрочно .

    Какие нужны документы для оформления пенсии по возрасту

    При обращении за назначением выплаты по старости необходимо в обязательном порядке предъявить следующие документы :

    1. паспорт застрахованного лица, являющегося гражданином РФ, или вид на жительство для иностранцев;
    2. свидетельство , подтверждающее регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
    3. трудовая книжка и справки, подтверждающие факт работы гражданина, при отсутствии записи в основном документе о трудовом стаже;
    4. справка о заработной плате за 60 месяцев в течение периодов работы, следующих подряд в трудовой книжке.

    Последний документ будет рассматриваться в сравнении с полученным результатом о зарплате гражданина за 2000 - 2001 г.г., имеющемся в распоряжении органов ПФР. Для расчета итоговой суммы будет выбран наиболее выгодный вариант.

    Для назначения пенсии могут быть представлены и другие документы , о необходимости которых сообщит специалист ПФР после детального изучения всех представленных справок. Документы из других ведомств государства и подведомственных ему органов запрашиваются без участия гражданина в рамках предоставления госуслуг.

    Выплата страховой пенсии по старости

    Начисление и доставка выплаты по возрасту осуществляется за текущий месяц . Получать пенсию граждане могут самостоятельно или оформив доверенность на другое лицо. Если срок действия данного документа превышает один год, то выплата по ней будет продолжаться при условии подтверждения пенсионером факта регистрации по месту получения выплаты.

    При подаче заявления о назначении гражданин обязан указать удобный для него способ доставки пенсии . Таких вариантов существует несколько:

    • через учреждения почтамта (на дому или в кассе организации);
    • через банк;
    • через организацию, занимающуюся доставкой выплаты (на дому или непосредственно в таком учреждении, выбрав его из списка предприятий, заключивших соответствующее соглашение с ПФР).

    Впоследствии способ доставки может быть изменен , если гражданин представит свое волеизъявление в виде письменного обращения в ПФР.

    В соответствии с действующим законодательством получатель страховой выплаты по возрасту обязан уведомить ПФР обо всех моментах, влекущих изменение размера пенсии, ее прекращение или продление, а также об изменении места жительства на следующий рабочий день после наступления таких обстоятельств.

    Очень многие задумываются о том, как они будут жить в старости. Причем существует тенденция, что информацию о подобном в первую очередь ищет молодежь, старающаяся понять, достаточно ли будет получаемых сумм для жизни или необходимо предпринимать какие-либо шаги для увеличения собственного благосостояния уже сейчас. Естественно, что первое, о чем люди начинают искать информацию - это страховая часть пенсии. Что это за часть, почему именно страховая? Подразумевается, что люди на пенсии застрахованы от потери трудоспособности, так как больше не могут обеспечивать себя сами.

    Всю жизнь до этого они как бы вносят страховые платежи (отчисления в Пенсионный фонд), за счет которых и живут по достижении определенного возраста. Такая система успешно работает в большинстве цивилизованных стран, при этом никто не запрещает людям самостоятельно копить на безбедную старость любыми другими законными способами.

    Страховая часть пенсии: что это такое?

    Если углубиться более подробно в данный вопрос, то выяснится, что с начала текущего года отчисления больше не разделяются на две части, как это было ранее, и все платежи (если не указано иное) отправляются именно на страховой счет. То есть в процессе трудовой деятельности часть (определенный процент) от заработной платы отправляется в Пенсионный фонд, который начисляет определенное количество баллов (в зависимости от полученной суммы).

    После наступления пенсионного возраста данные баллы конвертируются в определенную сумму (опять же, зависящую от общего числа баллов), и исходя из нее уже высчитываются средства, которые будет получать пенсионер ежемесячно. Данная система намного удобней существовавшей ранее, так как теперь большое значение имеет как сумма отчислений в ПФ, так и общий страховой стаж. А значит, чем больше человек работал в своей жизни, тем больше он будет получать в старости.

    Накопительная часть страховой пенсии

    Ранее пенсия разделялась на страховую и накопительную части. Теперь вся сумма платежа идет именно на страховую. Однако каждый гражданин, если у него есть такое желание, может определенный размер отчисляемых денег переводить на накопительный счет. Его преимущество в том, что данными средствами можно управлять (хотя и нельзя снять до наступления пенсионного возраста).

    То есть вместо того, чтобы просто копиться в Пенсионном фонде, они будут работать на гражданина, постоянно увеличивая его будущий доход, который он получит в старости. У данной системы есть как преимущества, так и недостатки. Следует заметить, что страховая часть трудовой пенсии (собственно, как и любой другой) не может быть ниже определенного уровня. Это значит, что на накопительную часть можно отправлять только строго фиксированную сумму, которая будет меняться каждый год.

    Выплаты

    Накопительная и страховая часть пенсии выплачивается гражданину в некоторых ситуациях, которые могут не иметь ничего общего с достижением определенного возраста (это наиболее распространенный, но не единственный вариант). Выплаты могут происходить в связи с утерей кормильца или инвалидностью застрахованного лица. Чтобы получать эти деньги, человек должен достичь возраста 55 лет (для женщин) или 60 лет (для мужчин), иметь общий страховой стаж более 15 лет и накопить за это время не менее 30 баллов (это не сложно за такой продолжительный период). Данный закон вступит в силу только в 2025 году, а до этого количество требуемых баллов, начавшись с 6,6 будет постепенно увеличиваться с каждым годом, как и необходимый трудовой стаж, который в 2015 году составляет только 6 лет. Подробней об этом написано ниже.

    Размеры и расчет пенсии

    Чтобы определить размер средств, которые ежемесячно будет получать гражданин после выхода на пенсию, используется следующая формула: Страховой платеж = (фиксированная сумма х премиальный коэффициент) + (количество баллов х премиальный коэффициент х установленная сумма на дату выплаты). Данный расчет можно использовать как для определения суммы, которую гарантирует страховая часть пенсии, так и для ее накопительного варианта.

    Премиальный коэффициент представляет собой определенный бонус к платежу, который получает гражданин, продолжающий работать и после того, как достиг возраста, позволяющего выйти на пенсию, без ее оформления. То есть чем больше он работает, тем больше получит в результате. Страховая часть трудовой пенсии, которая и является самой распространенной из всех ее видов, тоже получает подобный «бонус» от государства.

    Отличия между страховой и накопительной пенсиями

    Каждый гражданин может решить отчислять определенную законодательством сумму не на основную (страховую) пенсию, а на накопительную. Это не обязательное требование, а просто возможность желающим управлять своими пенсионными средствами. Граждане, не желающие заниматься подобным, будут получать свои обычные выплаты в старости и ни о чем не беспокоиться. Однако для людей, разбирающихся в финансовых операциях и умеющих получать выгоду от рисковых вложений, государством предусмотрена такая возможность.

    Всю сумму накопительной пенсии гражданин может разместить в любом НПФ по собственному усмотрению и тем самым, возможно, получить больший доход в будущем. Несмотря на то что накопительная и страховая часть пенсии начисляются параллельно, при утере по той или иной причине накопительной части (имеется в виду, если это произойдет по вине владельца средств), она возмещена не будет. Так что все операции с вложенными средствами совершаются гражданином на свой страх и риск.

    Социальные выплаты

    Данный тип пенсии назначается гражданам, не отработавшим положенный срок, и потому не имеющим возможность претендовать на трудовую пенсию. Страховая часть пенсии, как и накопительная, в данном варианте не учитывается, так как социальная выплата носит фиксированный характер, не зависящий ни от чего, кроме законодательных норм. Благодаря тому, что вплоть до 2025 года требования к получению именно трудовой пенсии будут несколько снижены, есть большой шанс для многих слоев населения попытаться все же получать именно ее, а не урезанный социальный вариант. Следует учитывать, что выплачиваться социальные суммы начинают несколько позже обычных (с 65 для мужчин и с 60 для женщин).

    Досрочная пенсия

    Некоторые категории граждан, долгое время отработавшие в тяжелых условиях, имеют возможность выйти на пенсию до наступления пенсионного возраста. На это имеют право рабочие горной отрасли, плавсостав, водители общественного транспорта, работники медицины, люди некоторых творческих профессий и учителя. Размер страховой части пенсии, как и другие расчеты, полностью идентичны стандартным, используемым для большинства населения.

    Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК)

    С начала этого года он замещает собой существовавший ранее взнос на страховую часть пенсии и на накопительную. Теперь вся трудовая деятельность отдельно взятого человека, которая включается в страховой стаж, будет оцениваться в баллах. Каждый балл - выражение фиксированной суммы, которую каждый год определяет правительство. Чтобы выйти на пенсию в текущем году, требуется накопить не менее 6,6 балла и иметь страховой страж более 6 лет. С каждым годом данные требования увеличиваются, и уже в 2025-м минимальное количество баллов должно составлять 30, а страховой стаж – не менее 15 лет.

    По сути, правительство полностью реформировало пенсионную программу, начав ее практически с нуля, что в последующие 10 лет значительно облегчит возможность выхода на пенсию для многих слоев населения. Следует учитывать, что баллы начисляются не только во время работы. Так, год военной службы, ухода за ребенком, инвалидом и т. д. расценивается как 1,8 балла. При этом уход за вторым ребенком уже идет по 3,6 балла, а за третьим – 5,4 балла. Есть и ограничения. Нельзя набрать за год больше указанного правительством количества баллов (данное число будет увеличиваться каждый год в течение следующего десятилетия).

    Что было раньше?

    В предыдущем году (и ранее) платежи в Пенсионный фонд разделялись на две части, и из них состояли накопительная и страховая часть пенсии. Сколько процентов уходило на каждую из них - определить несложно, так как данная информация есть во множестве открытых источников. Если вкратце, то страховая часть составляла 16% из 22% перечисляемых в Пенсионный фонд, а накопительная – оставшиеся 6%.

    Такая система работала довольно успешно, однако в связи с участившимися случаями мошенничества в среде НПФ и из-за того, что большинство населения не спешило воспользоваться имеющимися возможностями, было принято решение в 2015 году частично реформировать сложившуюся систему в сторону ее улучшения. Точно понять, действительно ли улучшилась ситуация, помогли реформы или нет, можно будет не ранее чем через год, а все преимущества мы увидим только через десять лет.

    Что будет теперь?

    Подводя итоги всему написанному выше, можно сделать вывод, что такого понятия, как размер страховой части пенсии, на данный момент просто не существует, так как взносы более не делятся на какие-либо отдельные части и не являются отдельно страховой и отдельно накопительной.

    Несмотря на произошедшие реформы и изменения в пенсионной системе, любой гражданин может по собственному желанию сознательно снизить количество баллов, которые составляет страховая часть пенсии, и перечислить их на накопительную часть с целью получения некоторых доходов. Страховая часть пенсии (или просто - страховая пенсия) при этом будет в любом случае больше, чем накопительная, так что без средств к существованию гражданин остаться не должен даже при самой негативной ситуации.

    Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

    страховая часть пенсии = базовый размер + (расчетный пенсионный капитал/ожидаемый период выплаты (в месяцах))

    Расчетный пенсионный капитал представляет собой общую сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 2002 г., и его пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 2002 г. с учетом индексаций.

    Размер страховых взносов определяется исходя из величины заработной платы, а также иных выплат и вознаграждений, начисляемых по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

    С 1 января 2012 г. размер страховых взносов варьируется в зависимости от величины базы для начисления страховых взносов: в рамках предельной величины базы отчисления составляют для лиц 1966 года рождения и старше 22% (из них 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов, а 16% - индивидуальная часть), а для 1967 года и моложе - 16% (отчисления на накопительную часть пенсии - 6%,из них 6% - солидарная часть, 10% - индивидуальная часть;), свыше установленной предельной величины базы отчисления составляют 10% для обеих категорий застрахованных лиц (это также солидарная часть). Солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных предусмотренных законом целях, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений. Индивидуальная часть тарифа страховых предназначена для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений..

    Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации. На 1 января 2013 г. она составляет 568 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.

    С 1 января 2014 г. тарифы для лиц 1967 года и моложе изменятся. На финансирование страховой части свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов отчисления составят 10% (это солидарная часть). В рамках предельной величины базы на финансирование страховой части будет перечисляться 20% (из них 6% - солидарная часть, 14% - индивидуальная часть), а на финансирование накопительной части - 2%. Для граждан указанного возраста, которые по состоянию на 31 декабря 2013 года заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, отчисления на финансирование страховой части составят 16% (из них 6% - солидарная часть, 10% - индивидуальная часть), на финансирование накопительной части 6%. С 1 января 2016 г. для указанных лиц применяются следующие тарифы страховых взносов: на финансирование страховой части - 20% (из них 10% - солидарная часть, 10% - индивидуальная часть), а свыше установленной предельной величины базы - 10% (это солидарная часть). На финансирование накопительной части будет перечисляться как и раньше 6%.

    В 2011 г. отчисления на финансирование страховой части пенсии составляли 26% для лиц 1966 года рождения и старше, а для 1967 года и моложе - 20%. Отчисления на накопительную часть пенсии - 6%.

    В 2010 г. применялись следующие тарифы на финансирование страховой части пенсии: для лиц 1966 года рождения и старше - 20%, для лиц 1967 года рождения и моложе - 14%. Для ряда страхователей (крестьянских хозяйств, организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и др.) предусмотрены пониженные тарифы. Отчисления на накопительную часть пенсии (для тех, кто родился в 1967 году и позже) составляли 6%.

    До 2010 г. действовали другие ставки. Для лиц 1966 г. рождения и старше с доходами не выше 280 000 руб. в год в бюджет ПФР перечислялись страховые взносы в размере 14% доходов (6% перечислялись на финансирование базовой части пенсий). Для тех, кто моложе, отчисления на страховую часть составляли 8%, а 6% перечислялись на финансирование накопительной части пенсии (в переходный период 2005-2007 гг. эти цифры составляли соответственно 10% и 4%). Для более высоких доходов тарифные ставки (сумма отчислений на страховую и накопительную части) были установлены в меньшем размере: 39 200 руб. и 5,5% с сумм, превышающих 280 000 руб. в год. Для доходов, превышающих 600 тыс. руб. в год, была установлена фиксированная ставка - 56 800 руб.

    Пенсионные права, приобретенные до 2002 г., учитываются по сложной методике, в которой используется отношение средней заработной платы гражданина за 2000-2001 гг. (или за любые 60 месяцев подряд в течение его трудовой деятельности до 2002 г.) к средней заработной плате в РФ за тот же период. Максимальное отношение, которое учитывается при подсчетах - 1,2. Для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, это отношение может быть выше, но не более 1,9.

    Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости рассчитывается на основе статистических данных. Он составляет 144 месяца для вышедших на пенсию в 2002 г., затем каждый год увеличивается на 6 мес., пока не достигнет 228 месяцев (19 лет) для тех, кто выйдет на пенсию в 2013 г. Ожидаемый период выплат снижается, если производится перерасчет пенсии (см. Перевод на другую пенсию. Перерасчет), который производится раз в год работающим пенсионерам по их заявлению. Перерасчет производится также при полном или частичном отказе пенсионера от получения начисленной ему страховой части пенсии. Не полученные пенсионером суммы зачисляются на его индивидуальный лицевой счет и увеличивают тем самым его пенсионный капитал.

    При перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части, но не может быть менее 14 лет (168 месяцев).