Опыт работы " развитие речи детей посредством театральной деятельности". Проект на тему: «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

МБДОУ «Шухободский детский сад комбинированного вида»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Воспитатель

первой младшей группы

Разумова Валентина Николаевна

2012-2013 уч.год

Актуализация темы.

Постановка задач.

Предполагаемый результат.

Реализация поставленных задач:

Этапы работы;

Индивидуальная работа;

Взаимодействие с социумом.

Результаты работы:

Диагностика развития речи;

Диагностика театрализованной деятельности.

Оценка результативности, перспективы.

1. Актуальность темы

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 3-го года жизни, посещающими группу, отметила для себя, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у большинства детей. Консультация логопеда подтвердила наблюдения. Анализируя современные исследования детской речи пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в раннем возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями. Она объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно - художественное оформление, пластику, движение, и по своей сути, является игрой. А игра - наиболее важная деятельность ребенка. Таким образом, в театрализованной деятельности ребенок развивается всесторонне. Мы можем затронуть все образовательные области, используя театрализацию.

Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Особенность театрализованных игр - занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир.

2. Постановка задач

Изучив литературу по данной теме, я поставила перед собой задачи:

Развивать речь детей средствами театра: через игры - подражания, имитации, инсценировки, игры - драматизации.

Способствовать переходу театрализованных игр в самостоятельную деятельность.

Поддерживать стремление ребенка включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и неречевыми (мимика, жесты, движения, позы и т.п.).

3. Предполагаемый результат

Активное участие ребенка в играх - инсценировках, драматизациях, в театрализованных играх, в пальчиковых играх.

Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх.

Проявление эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно - художественные произведения, песенки, потешки.

Первичное освоение режиссерской театрализованной игры: настольного театра, театра игрушек, плоскостного, пальчикового.

4. Реализация постановленных задач

Поскольку дети, посещающие группу - малыши, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит педагогу.

Вначале показываю детям сказку, используя различные виды театра, сама читаю текст. В работе использую русские народные сказки по возрасту, русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т.п. Например, такие как: «Кисонька - мурысонька», «Курочка - рябушечка», «Мишка - косолапый», «Коза рогатая», «Котя - котичек - коток», «Собачка - тучка», «Как у нашего кота», «Петушок, петушок…», «Тень - тень - потетень…», «Два веселых гуся», стихи А. Барто, З. Александровой «Мой мишка», сказки Маршака, В. Сутеева и другие, соответствующие возрасту детей.

После показа сказки идет совместная работа с детьми. Мы обсуждаем сказку с тем, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка).

Затем привлекаю детей к инсценировке либо полностью, например «Курочка Ряба», «Репка», либо фрагментов сказки («Колобок», «Заюшкина избушка»).

Провожу с ребятами различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия, например: покажи, как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т.д.

Применяю упражнение: “Расскажи стихи руками”. (Картотека различных театрализованных игр есть в приложении.)

По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используем маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми.

Если все сделано правильно, дети заинтересованы, то игра переходит в самостоятельную деятельность. Здесь я либо вношу театр по сказке и даю детям для игры, либо после нашей совместной деятельности я предоставляю детям все атрибуты, игрушки, и они также играют самостоятельно.

Часто бывает, что дети сами повторяют все, что мы делали вместе, либо импровизируют, любят играть, используя маски - шапочки различных животных.

Есть дети в группе, которые могут взять настольный театр по сказке и полностью воспроизвести ее, при этом другие малыши садятся вокруг и смотрят сказку.

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитываю интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра. Кому - то нравится играть с пальчиками, кому - то импровизировать под музыку. Кто - то любит надевать маски и придумывать подвижные игры.

Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Мы используем театрализованную деятельность в непосредственной образовательной деятельности либо как элемент, либо все занятие может быть выстроено в театрализованной форме. (Приложение)

Элементы театрализации использую в подвижных играх. В группе есть картотека игр, связанных со сказочным сюжетом. (Приложение) Например «Репка», «Колобок» - несколько вариантов игр, «Заюшкина избушка».

Другой вариант: на руку надевают куклу би - ба - бо и играют в подвижные игры «Коза рогатая», « Дети и волк», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы» и др.

Театрализацию можно использовать во всех режимных моментах: в утренней гимнастике («Гимнастика с доктором Айболитом», «Зверобика» - подражание различным животным, гимнастика с персонажем); при умывании, одевании на прогулку можно учить, например, Хрюшу правильно умываться, одеваться.

Театрализованная деятельность находит отражение в праздниках, развлечениях, как групповых, так и музыкальных, физкультурных.

На праздник 8 марта мы, как правило, готовим с детьми либо театрализацию сказки, либо какие то сценки, показывая родителям успехи и достижения детей. Так, в 2011 году показали сказку «Теремок на новый лад» на утреннике к 8 МАРТА. В 2012 году провели представление «Петрушкин цирк», где в различных сценках были задействованы все дети. А в 2013 году на 8 марта подготовили театрализованное развлечение «У солнышка в гостях».

Развлечение "Петрушкин цирк"

Маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядно. Поэтому наш театральный уголок постоянно пополняется. На данный момент у нас в группе есть такие виды театра:

ВИДЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

ТЕАТР ИГРУШКИ:

Три медведя

Рукавичка

Театр овощей

НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР:

1) Театр плоскостной картинки:

Теремок

2) Театр на фланелеграфе:

- «Сорока - белобока»

- «Курочка ряба»

СТЕНДОВЫЙ:

1) Магнитный:

- «Лис и мышонок»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Теремок»

- «Кто колечко найдет»

ТЕАТР НА РУКЕ:

Варежковый, перчаточный

Пальчиковый

Би-ба-бо

ТЕАТР МАСОК

ТЕАТР «ЖИВОЙ КУКЛЫ»

Кроме того, мы используем оборудование из театральной комнаты, различные виды театра, костюмы, шляпы. В группе оформлен уголок ряженья (элементы костюмов, шляпы, бусы, юбки, платочки, фартуки и т.д.)

Дети у нас в группе хоть и маленькие, но мы взаимодействуем с окружающими:

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ РОДИТЕЛИ

ФИЛАРМОНИЯ

ДЕТИ - СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

В первую очередь это, конечно, родители. Они помогают в оформлении и пополнении предметно - развивающей среды в группе, в частности и театрального уголка: изготовлении различных видов театра, атрибутов, костюмов. Кроме того, консультирую родителей по вопросам, связанным с театрализованной деятельностью детей. У нас в детском саду появилась традиция: проведение тематической Недели театра и книги.

В рамках этой недели проводим с родителями игровые тренинги, конкурсы, выставки. Так, в марте 2011г. проводился творческий конкурс «Шляпы, шляпки, шляпочки». Для желающих родителей и старших дошкольников проводила мастер - класс по изготовлению шляп, присутствовало 10 человек. В детском саду проводилась выставка шляп, которую посетили и родители, и школьники, и просто жители села.

На фото: в театрализованной комнате.

В этом 2011-2012 учебном году проводился конкурс «Домашний театр». Были изготовлены разные виды театров, ширмы для показа сказок. Родители проявили выдумку, фантазию, мастерство.

Кроме этого, в дни открытых дверей привлекаем родителей к совместным театрализованным играм с детьми.

Мы с детьми посещаем театральную комнату в нашем детском саду, играем там, смотрим постановки, подготовленные для малышей старшими дошкольниками и школьниками. (Например, сказку «Муха - цокотуха» показали дети старшей группы, «Теремок» и «Рукавичка» - школьники). Дети смотрели с большим удовольствием.

На фото: "Школьники со спектаклем у нас в гостях"

Кроме того, посещаем спектакли городских театров, которые приезжают к нам ДОУ.

В феврале 2012 года мы с малышами нашей группы подготовили номер «Танец маленьких цыплят» и показали его в рамках Благотворительного концерта в ДК Шухободи. А в апреле 2013 года вышли на сцену с номером «Неваляшки».

Просмотр сказки Вологодской областной филармонии.

Выступление в ДК с номером "Неваляшки"

Репетиция номера "Цыплята" в Доме Культуры Шухободь

Результаты работы.

Для проверки результатов своей работы по теме использовала диагностику уровня развития речи детей и оценила результаты театрально - игровой деятельности детей.

Уровень развития речи

2010 - 2011 учебный год

Начало года

Высокий уровень - 2 ч. (13%)

Средний уровень - 5 ч. (34%)

Низкий уровень - 8 ч. (53%)

Конец года

Высокий уровень - 4 ч. (27%)

Средний уровень - 9 ч. (60%)

Низкий уровень - 2 ч. (13%)

Уровень развития речи вырос в 2 раза, т.е. улучшился. Низкий процент дали те дети, которые часто болели, мало посещали детский сад.

2011 - 2012 учебный год

Начало года

Высокий уровень - 2 ч. (13%)

Средний уровень - 4 ч. (24%)

Низкий уровень - 10 ч. (63%)

Середина года (декабрь 2011г.)

Высокий уровень - 2 ч. (13%)

Средний уровень - 4 ч. (24%)

Низкий уровень - 10 ч. (63%)

Из диаграмм видно, что речь детей также улучшилось по сравнению с началом года и к середине года в 2 раза вырос средний уровень.

Диагностика театрализованной деятельности

Умения детей оцениваются на пройденном материале. Педагог оценивает дикцию, жесты, мимику, движения детей в знакомых им этюдах, наблюдает за ними в играх- драматизациях. Педагог также оценивает умение детей общаться с куклой, наблюдает, как они справляются с ролями в кукольном спектакле. Оценка результатов театрально - игровой деятельности детей проводится по направлениям:

Этюдный тренаж (мастерство актера)

Дикция (потешки, чистоговорки)

Жесты («Расскажи стихи руками», выразительность жестов)

Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера)

Движения (этюды с музыкальным сопровождением)

Игры - драматизации

Желание участвовать в играх - драматизациях

Умение общаться с партнером

Способность импровизировать при создании образа

Этюды с куклами, игрушками

Желание играть с куклой, игрушкой

Умение общаться с партнером, используя куклы настольного театра

Способность создавать образ, используя куклу.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2010 -2011 УЧ.ГОД

Низкий уровень - 34% (5 ч.) Низкий уровень - 0%

Средний уровень - 66% (10 ч.) Средний уровень - 37% (6 ч.)

Высокий уровень - 0% Высокий уровень - 63% (9 ч.)

2011 - 2012 УЧ.ГОД

Низкий уровень - 81% (13 ч.) Низкий уровень - 0%

Средний уровень - 19% (3 ч.) Средний уровень - 56% (9 ч.)

Высокий уровень - 0% Высокий уровень - 44% (7 ч.)

6.Оценка результативности

Итак, результаты очевидны. Уровень театрализованной деятельности детей при соответствующих занятиях значительно возрастает.

Улучшается уровень развития речи детей. Исходя из полученных результатов, считаю работу по театрализованной деятельности очень перспективной. И поскольку тема эта интересна как мне (педагогу), так и детям, то хочется ее продолжать. Единственный минус - это то, что дети в группе меняются каждый год и поэтому невозможно отследить усложнение театрализованной деятельности. Приходится каждый год начинать заново всю работу.

Тем не менее, планов у меня много и многое еще можно добавить и в предметно - развивающую среду и по занятиям театрализацией с детьми.

Перспективно применение театрализованной деятельности с детьми младшего возраста и с точки зрения ФГТ, поскольку дает возможность интегрировать различные образовательные области: музыку, здоровье, познание, коммуникацию, социализацию, труд, безопасность, физическую культуру.

Работу по развитию речи детей средствами театра буду продолжать.

Развитие речи через театральную деятельность

Для развития детей раннего дошкольного возраста существует несколько способов развития речи. Одним из этих способов является способ развития речи через театрализованную игру.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Театрализованные игры имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. В чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В сюжет, возможно, вносить изменения, новые сюжетные линии, новых героев, менять концовку.

Какие же существуют виды театрализованных игр? В одних дети представляю спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действую как режиссер; разыгрывают литературное произведение, героев которых изображают с помощью игрушек, озвучивая их роль. Спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскими фигурами или так называемые стендовые театрализованные игры. В последнем дети на фланелеграфе, магнитной доске или экране, с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стеновых игр является теневой театр.

Так же часто дети выступают как актеры-кукловоды. В такой игре используются два рода кукол с разным устройством и разной техникой вождения. В наши дни чаще используются куклы типа русской театральной игрушки - петрушка (бибабо). У этих игрушек перчаточный принцип устройства: кукла полая внутри надевается на руку. Спектакль показывается из-за ширмы; кукловод держит куклу над головой, поэтому они имеют еще название - верховые. Так же сейчас используют марионеток. Их водят по сцене, дергая за нитки или веревочки, закрепленные на планках.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали .

Какое же значение имеет театрализованная деятельность?

помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

совершенствует артикуляционный аппарат;

формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

дети получают эмоциональный подъём;

способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

позволяет формировать опыт социального поведения;

стимулирует активную речь.

Для достижения максимального эффекта от театрализованных занятий педагог должен выполнить ряд задач:

анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

разработка программы;

определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Для детей также ставятся задачи:

воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Рассмотрим методы и приемы для создания театрализованной игры. Сюда можно отнести моделирование, ситуацию «проживания», ассоциации, проведение аналогий, музыкотерапию, знаковую систему обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения), коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание), просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей, словесное рисование и пр.

Занятия должны содержать следующие элементы:

пластические и мимические этюды;

загадки и скороговорки;

артикуляционная гимнастика;

подвижные игры, игры со словами и без слов;

упражнения на воображение;

упражнения на расширение словарного запаса;

тренировка интонации;

формирование разговорной речи;

тренировка речевого дыхания;

обыгрывание эпизодов, инсценирование сказок, стихов и пр.

показ театрализованных представлений .

Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:

учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Обращаться к потешкам, шуткам, стихотворениям, в том числе к тем, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был, - Шил сапожки? - Шил»)

воспитывать у детей интерес к театральной деятельности. Создавать ситуации, когда персонажи театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи. Воспитатель, вовлекая детей в разыгрывание знакомых сказок, применяя различные виды театра, используя элементы костюмов, атрибутов, вызывает у малышей большой интерес играть в сказку.

уделять серьезное внимание подбору литературных произведений.

Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характерами. Более всего сюда подходят сказки. Их легко обыграть, т.к. они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей. Главный акцент должен делаться не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

О приемах педагогического руководства театрализованными играми имеется много рекомендаций в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Так, например, Жуковская советует педагогу преподнести детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Для обогащения детей художественными средствами передачи образа необходимо ставить этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные угадывают, какое произведение представлено. Также можно ставить этюды по фрагментам музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно - творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтом хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фото или видеокамеры. Просматривая снимки и видео, дети обмениваются мнениями и впечатлениями, что также положительно сказывается на развитии речи.

Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Только в этом случает можно добиться успеха .


Муниципальное образовательное учреждение

«Узнезинская средняя общеобразовательная школа»

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка .

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи , ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Также театральная деятельность тесно связана с другими областями детской деятельности.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.

По профилю знаний: групповой проект.

По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проблемы.

Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.

2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».

3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.

4. Неумение детей взаимодействовать друг с другом в игре.

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность.

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру.

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение) .

3. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

4. Развитие связной, выразительной речи.

Срок реализации проекта:

Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры-импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники.

Реализация проекта:

В начале проекта воспитателем был проведён опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр? » и исследовательское наблюдение детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду! », проведено анкетирование родителей о важности театрализованной деятельности для расширения словарного запаса.

Практическая работа осуществляется по трем направлениям:
1 « Развивающая среда»,
2 « Дети»,
3 « Взрослые».

Первое направление – формирование предметно-развивающей среды: создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

    настольный театр театр резиновой игрушки театр мягкой игрушки плоскостной театр пальчиковый театр костюмы декорации театр конусной игрушки теневой театр театр «перчаток» и др.

Второе направление – это работа с детьми: творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:

    сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.
    Презентация для детей разных видов театров - теневой театр, настольный, театр на фланелеграфе, театр на ложках, пальчиковый театр и театр на ладошке, театр миниатюрных кукол (киндер-сюрприз). Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра.
    Обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе. Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита). Репетиции с детьми для дальнейшего показа настоящим зрителям: детям и родителям

Третье направление - « Взрослые»: работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

    выставка театров разного вида; создание выставок игрушек сделанных своими руками; конкурс афиш, пригласительных билетов; совместное выступление детей и их родителей; выступление кукольного театра. Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов, мастер – класс по изготовлению театров. Посещение спектаклей для детей, фотовыставки с утренников с участием детей и воспитателей и родителей.

Специфическими приемами в процессе развития коммуникативных навыков (навыков развития речи) являются:

Показ и рассматривание предмета.
То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения . Выполнение действий с предметом.
Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и как следствие развитию взаимоотношений детей. Просьбы, поручения.

Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что прежде всего, необходимо в общению детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.

Вопросы-ответы.
Данный прием используется для активизации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника. Общение через игрушку.

Создает непринужденную обстановку в группе, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, вызывает повышение познавательного интереса детей.

Предположительный результат проекта:

1. Разработка перспективного плана

Цель: обмен опытом.

Нельзя оспорить, что речь является особой деятельностью, являющейся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Она существует в двух формах: диалогической и монологической. Речь – это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет множество функций: – коммуникативную, познавательную, экспрессивную, исследовательскую и планирующую.

Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Для реализации этой цели, её источником является театрализованная деятельность, которая помогает осуществить следующие задачи:

– ознакомление с художественной литературой;

– развитие связной речи;

– формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;

– развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;

– воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;

– подготовка детей к обучению грамоте.

Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность: выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение от лица персонажа.

Театрализованная игра даёт возможность работать над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя: вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза).

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, необходимо использовать знакомые любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движение).

Работу по организации театрализованной игры лучше проводить в три этапа:

  1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений.
  2. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»).
  3. Самостоятельная, творческая деятельность детей.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры – драматизации и режиссерские игры.

В играх – драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

– ролевые диалоги на основе текста;

– инсценировки произведений;

– игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

– игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.

Мы используем настольный, плоскостной, пальчиковый, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

В нашей группе театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем специальные игры на развитие мимики, пантомимы. Например,

– съешьте кислый лимон (дети морщатся);

– рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);

– встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);

– покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

– покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;

– полетим как птицы;

– волк крадется за зайцем.

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» – каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например:

В чистом поле дом стоит,

Возле дома курица:

«Куд-ку-дах! Куд-ку-дах!

Все ею любуются!

По дороге кот бежит

Ни на кого не глядя.

Спотыкается, дрожит,

Испугался дяди!

Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – улетел в небеса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.

Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.

При пересказе произведения добиваемся того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.

При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «У Медведя во бору», «Гуси – гуси», «Кошки-мышки», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

Уразова О.В. – старший воспитатель

СП – «Детский сад «Одуванчик»

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица.

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

« Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»

В.Сухомлинский

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Цель:

Создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Актуальность:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе театрализованной деятельности я решаю следующие задачи:

Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Социально – эмоциональное и нравственное развитие детей.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей .

Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

картотека мнемотаблиц

игровые упражнения; («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос») физкультминутки; игры упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу») упражнения у зеркала. И результат этой работы мы видим в театрализованных постановках, которые наши юные артисты показывают своим сверстникам и малышам.

Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Результатом проекта стало инсценирование детьми сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Проигрывания отрывка из сказок

Прослушивания сказок, потешек, стихотворений.

Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами

Разучивание чистоговорок.

В своей работе я используем все вышеперечисленные формы организации театрализованной деятельности.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

Дети приобретают уверенность в себе.

Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

Дети умеют строить диалог.

Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

Дети умеют распределять между собой обязанности.

Дети могут запомнить и описать любимого героя.

Дети сочиняют этюды по сказкам.

Результатом работы стали постановки спектаклей:

«Заюшкина избушка», «Муха –Цокотуха на новый лад», «Теремок», «Колобок на новый лад», а я предлагаю вашему вниманию видео ролик инсценированной сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Итак . Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады