Президент засекретил от населения обсуждение налоговой реформы. Противоречивая пенсионная реформа в россии

Пенсии не будет - именно так можно начинать любую статью о пенсионной реформе. После очередного обострения дискуссии стало понятно, как именно власти собираются лишить граждан возможности не работать в старости и сколько всем нам придется заплатить за эту сомнительную привилегию.

Слаб человек: сколько ему ни говори, что пенсии не будет, он все равно втайне надеется, что правительство что-нибудь да придумает. Свидетельства идущего в правительственных недрах мыслительного процесса появляются регулярно, а перед майскими праздниками их образовался целый ворох: стали известны детали разработанной Минфином и Центробанком , РБК сообщил о предложении Минтруда отказаться от накопительной части и ликвидировать досрочные пенсии, «Ведомости» выяснили, что Минэкономики предпочло бы реформировать солидарную часть пенсии, вернуть накопительную и повысить пенсионный возраст.

В обнаружившемся разнообразии мнений нет ничего плохого: в конце концов, наличие у правительства размышлений подтверждает факт его существования. Хотя с аппаратной точки зрения это и может вызывать тревогу: позиции ведомств не согласованы, а логика трехлетнего бюджетного планирования, к которой правительство намеревалось вернуться в этом году, предполагает, что с планами на послевыборный 2019 год надо определяться уже сейчас. Если эти планы не учесть в ближайшем бюджете, их того и гляди придется отодвигать на 2020-й.

Но гражданину, размышляющему о будущей пенсии, важнее учитывать другое. Все документы, ставшие достоянием СМИ, официально являются неофициальными: как пояснила пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова,

«Эти документы становятся официальными только после того, как вносятся в правительство, а это происходит после совещания у профильного вице-премьера. Такого совещания не было. Соответственно, все, что сейчас обсуждается, так и остается лишь предложениями».

Участие населения в обсуждении не предполагается: официальный представитель Минфина Светлана Никитина заявила агентствам, что «было бы неправильно с нашей стороны обсуждать непроработанные и не обсужденные всесторонне предложения». Какое бы решение ни было принято, граждане будут просто поставлены перед фактом. И этот факт в любом случае окажется неприятным: светлого будущего ни одно из предложений не обещает.

Принудительные сбережения

Начнем с того, что о формировании обязательной накопительной пенсии, три года как замороженном, можно будет, по всей вероятности, забыть вовсе. Сохранение этого механизма (с распределением платежей между работником и работодателем) предусмотрено только в предложениях Минэкономики, тогда как и Минтруд, и Минфин с ЦБ предлагают ее ликвидировать. В этом случае все собираемые по ставке 22% пенсионные взносы пойдут в ПФР, а граждане, если захотят, смогут откладывать на пенсию сами. Причем это еще не значит, что государство собирается оставить формирование этих накоплений без внимания.

Предложенная Минфином и ЦБ концепция индивидуального пенсионного капитала предполагает введение дополнительного платежа на эти цели, который работодатели будут перечислять сразу в НПФ (это приведет к росту административной нагрузки на организации, признают авторы документа). Работники при желании смогут зафиксировать ставку этого платежа на любом комфортном уровне. При ставке от 0% до 6% зарплаты сумма платежа не будет входить в базу для расчета взноса в Пенсионный фонд и НДФЛ, и сохранность этих средств будет гарантирована АСВ. На суммы сверх 6% налоговые льготы и гарантии распространяться не будут.

Материалы по теме: Лидером пенсионного рынка станет Центробанк?

Принципы бюджетной экономии

Красиво упаковать предложения, связанные со страховой пенсией, будет куда сложнее, если вообще возможно. Во-первых, исчисление пенсионных прав останется балльным, а правила их индексации если будут меняться, то только с целью сделать эту индексацию по возможности скромной. По мнению Минэкономики, размер индексации должен определяться не уровнем инфляции (как было до 2016 года), а доходами ПФР. Индексацию на уровень прогнозируемой инфляции плюс 1% предлагается рассматривать в качестве максимально допустимой, но не обязательной. Минфин, представители которого ранее высказывали сходные идеи, эту мысль почти наверняка поддержит, хотя в его предложениях речь идет о сокращении индексации только в 2017 году.

Во-вторых, тарифы страховых взносов наверняка вырастут. Минфин еще несколько месяцев назад высказывал идею отменить порог (сейчас - 796 тыс. руб. в год), на сумму сверх которого взносы в ПФР начисляются по ставке 10%. Минтруд предлагает два альтернативных варианта, ничуть не более привлекательных. В первом зарплаты сверх порога облагаются по ставке 8,75%, а ставка взноса с меньших сумм увеличивается до 26%. Во втором сохраняется общая ставка в 22%, а ставка для больших зарплат постепенно, по 2 % в год, вырастает до 20%.

Под вопросом судьба льготных ставок, установленных для ряда отраслей (в частности, IT) и резидентов некоторых проектов (как «Сколково») и особых экономических зон. Минтруд, как пишет РБК, предлагает оказывать им господдержку «не за счет системы обязательного пенсионного страхования», а Минфин, указывают «Ведомости»,- отменить компенсацию ПФР выпадающих из-за этих льгот доходов. В этих условиях отмена льгот может оказаться решением, которое устроит оба министерства. Кроме того, вырасти могут взносы для индивидуальных предпринимателей: Минтруд предлагает в течение пяти лет постепенно увеличить базу для уплаты ИП взносов с одного до двух МРОТ в месяц, при ставке в 26% плюс 1% от доходов свыше 300 тыс. руб. в год.

Одновременно минимальный стаж, необходимый для получения права на страховую пенсию, в Минтруде предлагают увеличить с 15 до 30 лет. А досрочные пенсии - здесь у министерств разногласий нет - ждет реформирование почти до полной ликвидации. Из граждан, получающих пенсию в ПФР, право на досрочный выход на пенсию сохранят только работники вредных и опасных производств, причем платой за это, по предложению Минтруда, станет двукратное увеличение ставки дополнительных тарифов. На вредных производствах ставка составляет сейчас от 2% до 7% в зависимости от оценки условий, а предлагается - 5-11%, на опасных ставка вырастет с 8% до 15%. У врачей, учителей и творческих работников досрочных пенсий не будет. Требуемый для назначения им пенсии стаж увеличится до 40 лет (в 2017-2020 годах - на три месяца в год, с 2021 года - на шесть). Здесь, кстати, можно увидеть намек на будущее развитие дискуссии - порог стажа может быть увеличен для всех.

Материалы

Суть новой программы в том, что денежные отчисления в размере 6% от зарплаты и более будут принадлежать пенсионеру, и их можно будет не только унаследовать, но и частично снять. Это совершенно новый подход, который позволит повысить не только финансовую грамотность населения, но и сознательность граждан по поводу построения своего будущего, а также активизирует приток инвестиций на финансовый рынок.

Программу анонсировал первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов. Он уточнил, что первоначально взносы могут быть ниже 6%: так инвестиции граждан будут автоматически идти в добровольную систему, и процент отчислений будет постепенно увеличиваться до 6%. Льгота по НДФЛ (максимум для 6% взносов) является приятным стимулом, который, как рассчитывают авторы программы, поможет привлечь население к участию в новации.

Новое предложение имеет ряд преимуществ по сравнению с дискредитированной накопительной системой, но, как всегда, есть и недостатки. Так, по мнению социального блока, накопительная система показывала недостаточно сильные результаты по доходности. Новая добровольная система также не дает ответ на главный вопрос: будет ли гарантирован доход выше инфляции? Если речь идет о наделении граждан возможностью самостоятельно выбрать управляющую компанию, то вряд ли кто-то сможет гарантировать доходность.

Сейчас выбрать компанию можно через официальные рейтинги, которые публикуются ежегодно. Например, наивысшая среднегодовая доходность у «Оборонно-промышленного фонда им. В.В. Ливанова» (12,1%), «Европейского пенсионного фонда» (12%), «НПФ «Сургутнефтегаз» (11,3%) и «НПФ «Образование и наука» (10,4%).

Еще один важный вопрос: что будет с деньгами пенсионеров в случае банкротства управляющей компании? Если сейчас в банковской системе наметился тренд на укрупнение, как во всех развитых странах, то, возможно, регулятор ограничит круг аккредитованных управляющих компаний по размеру активов.

Пока планируется, что инвестиции будут осуществляться автоматически, а значит, «молчуны» непроизвольно попадают в программу. Но насколько это справедливо по отношению к инертному населению - взять и автоматически начать снижать их заработную плату?

Международный опыт

Самая развитая система пенсионного страхования по праву находится в США, где у населения есть три способа накопить на старость. Это взносы работодателей, коллективные взносы самих граждан с места работы и возможность открытия индивидуального пенсионного счета. Согласно системе, работающее население обеспечивает пенсиями людей, достигших пенсионного возраста. Два варианта самостоятельного накопления пенсионных средств (коллективные взносы или индивидуальная программа) дают человеку возможность выбора. Такие программы характерны для стран, где население привыкло вкладывать средства в фондовый рынок.

Еще одна достойная внимания система пенсионного страхования работает в Чили, где 10% от своих доходов граждане самостоятельно перечисляют в управляющие компании, а государство обеспечивает пенсиями только в минимальном размере. Такая система позволяет направлять все пенсионные деньги в накопительные программы на фондовый рынок.

В Европе, несмотря на высокие налоги, уровень пенсий один из самых высоких в мире. Так, в Норвегии государство выплачивает пенсии из фонда, вкладывающего деньги в активы по всему миру и пополняемого за счет нефтяных доходов. В Великобритании государство гарантирует пенсию в размере до 20% от доходов, плюс граждане могут при желании вкладываться в разнообразнейшие пенсионные программы. Во Франции государство гарантирует пенсионеру доход в 50% или более от зарплаты за последние 11 лет работы (есть верхний и нижний порог выплат), а также разрешает инвестировать как через отраслевые фонды и работодателей, так и по индивидуальным программам.

Ранее созданная в России накопительная система соответствует международному опыту, равно как и новая добровольная. Согласно мировой практике, эти две схемы отнюдь не противоречат, а, наоборот, должны дополнять друг друга. Именно поэтому, если решить проблему доходности и сохранности средств, населению можно будет предложить оба продукта.

Пенсионный возраст

Новая программа накоплений граждан способна снизить давление на государственный пенсионный фонд: если население сможет обеспечить себя достойной пенсией самостоятельно, то от государства требуется меньше. Кроме того, можно проследить связь между новой системой и необходимостью повышения пенсионного возраста: если гражданин сознательно откладывает на свою пенсию, значит, он заинтересован работать как можно дольше, дабы увеличить свои накопления.

В России один из самых низких в мире порогов выхода на пенсию - 60 лет для мужчин и 55 для женщин. В США это, соответственно, 67 и 65 лет, во Чили - 60 и 65 лет, Японии - 65 и 65 лет, в Норвегии - 65 и 65 лет. В странах ЕС, согласно новым реформам, пенсионный возраст тоже будет постепенно увеличиваться, что позволит сократить дефицит пенсионных фондов.

Пенсионная реформа

Пенсионная реформа должна быть основана на текущем уровне финансовой грамотности населения и ставить во главу угла интересы простых граждан. Именно поэтому необходимо гарантировать сохранность средств и доходность выше инфляции. Один из способов это сделать - облигации «инфляция плюс» и страхование: такая мера способна действительно привлечь население в программу.

Еще один маневр остается у государства в связи с вычетом НДФЛ: наиболее приемлемым представляется проведение отчислений в программу добровольного пенсионного страхования за счет вычета по НДФЛ. В противном случае большинство граждан, вероятно, сделают выбор в пользу сохранения текущей заработной платы: с 2014 г. реальные располагаемые доходы населения начали падать (-0,7% в 2014 г., -4,3% в 2015 г., -26,9% по результатам по данным Росстата за 1 квартал 2016 г.). Тот же Росстат отчитывается, что средняя заработная плата за 1 квартал 2016 г. составила 26 300 руб. Для населения с низкими доходами 6% от зарплаты - существенная сумма, идущая на оплату базовых нужд, поэтому, вероятность, что население решит с ней расстаться, крайне низкая.

Для более обеспеченного населения, которое, теоретически, могло бы позволить себе добровольные отчисления, вероятность прихода в программу также не слишком высока. Население уже получает налоговую льготу при инвестировании на ИИС, а предыдущие пенсионные реформы, к сожалению, сделали людей менее лояльными к нововведениям. Кроме того, вопрос направления вложений средств по-прежнему остается открытым.

Что делать?

Во-первых, не стоит вводить автоматическое подключение людей к новой системе: гражданин должен тщательно разобраться в вопросе и перейти в программу по собственной воле. Во-вторых, для финансового рынка предпочтительно возвращение накопительной системы, а добровольную желательно оставить в качестве дополнительной инвестиционной возможности для граждан. В противном случае управляющие компании просто не получат эти 6% отчислений. И наконец, регулятор должен выйти с решением ключевых вопросов, касающихся добровольных пенсионных накоплений: в чем будет преимущество по доходности, как эти средства будут защищены и куда их можно будет вложить.

Пенсионное обеспечение является одним их краеугольных камней удовлетворенности электората политикой властей, поэтому она должна всесторонне учитывать и защищать интересы малообеспеченного населения. Верным шагом со стороны регулятора и Минфина было дать рынку вводные данные и вынести вопрос на обсуждение, а не поставить общество перед фактом. Именно благодаря публичному обсуждению у программы есть все шансы стать максимально совершенной.

Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.

  • Новые правила, введенные с января 2015 года, основываются на влиянии заработной платы и продолжительности страхового стажа на .
  • Кроме того, более по желанию гражданина также повлияет на размер его будущей выплаты в сторону увеличения.

Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный .

Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.

Суть проводимой реформы в 2015 году

С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:

  • фиксированной выплатой;
  • страховой пенсией;
  • накопительной пенсией.

Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах , а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при .

Важным новшеством стала и возможность : формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.

Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.

Формирование страховой и накопительной пенсии

Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты , из которых 6% - солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.

Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам :

Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.

Гражданам старше 1966 года рождения устанавливается . Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.

До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:

  • разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
  • новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
  • новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
  • введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;

Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» .

Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений , что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:

  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» ;
  • № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» .

Расчет пенсий по новому закону

Введенный в нашей стране с 2015 года пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:

  • остался неизменным в 60 лет для и в 55 лет для ;
  • чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
  • продолжительность составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
  • каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.

Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:

СП = ФВ + ИПК х СПК,

  • СП - сумма страховой пенсии;
  • ФВ - размер фиксированной суммы;
  • ИПК - сумма накопленных баллов;
  • СПК - стоимость одного коэффициента.

ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.

Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды , такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.

Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года , будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.

Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет .

Пенсионная реформа в 2018 году в России

В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения :

  • был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
  • с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
  • продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.

Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. - это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.

Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?

Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.

Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства , но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
  • Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.

Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году .

Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.

По новым правилам с января 2017 года следует:

  • повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
  • повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена - до 70 лет, для остальных - до 65 лет;
  • увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.

Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года .

Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан . Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.

С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют , своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.

Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.

Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии

В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.

Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.

Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году , при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.

«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений . Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую

Радикальные меры по спасению казны каждую неделю разрабатывает Минфин. Политика «из крайности в крайность» стала обычным явлением в ведомстве и на этот раз затронула тему страховых взносов. Чего и следовало ожидать, так как уже с 1 января 2017 года контроль за выплатами в пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования переходят под крыло налоговиков. Однако, идеи ведомства по изменению расчетов этих сборов не так уж страшны и революционны.

26% страховых: много или мало?

Минфин предлагает ввести единую ставку по страховым взносам и зафиксировать ее на уровне 26%. Постепенно снижая, начиная с 29% в 2017 году и 28% - в 2018 году. Сейчас социальные платежи рассчитываются по замысловатой схеме: в ПФР - 22% до 796 000 руб., и свыше этой суммы еще 10%, в ФСС - 2,9% до 670 000 руб., и свыше этой суммы - 0%, в ФОМС - 5,1%. 212-ФЗ , в котором подробно описаны принципы, методика расчета страховых взносов и категории льгот теряет силу с 1 января 2017 года. И выборочно переходит в Главу 34 НК . Возможно, в преддверии перехода за страховыми взносами в ведомство налоговиков, Минфин задумался о налогоплательщиках и решил изобрести поблажки, а соответствующие правки в Налоговом кодексе не заставят ждать. Попробуем развеять мифы относительно новой арифметики страховых платежей.

Миф №1: Фиксированная ставка меньше существующей и сократит выплаты в фонды

Приведение к общему знаменателю сотрет зарплатные границы, на которые опираются сейчас все расчеты. Но озадачит новыми головоломкам те компании, сотрудники которых получают зарплату сверх установленных пределов. Соответственно, страховые платежи с зарплаты свыше 66 334 руб./месяц увеличатся примерно на 3%-7%.

Что касается граждан, со средним уровнем заработной платы (на июнь 2016 года по данным Росстата - 38 447 руб.), то здесь на страховых взносах работодатели сэкономят.

Поэтому, создается двоякая ситуация: и переплачиваем и экономим одновременно. Но данное условие не касается категорий льготников, которые пока никто не отменял. Однако, чиновники в лице Минфина видят целесообразность и выгоду в возможной реализации новой методики расчета. И, на первый взгляд, явное снижение до 26%, на самом деле приведет к увеличению взносов за высокооплачиваемых специалистов.

Миф №3: Сотрудникам с высокой оплатой труда придется платить зарплату в конвертах

Логичное развитие событий, с одним-единственным «НО»:

Раз «страховые налоги» на дорогой персонал увеличатся более чем на 1 пункт, компании начнут искать пути их минимизации… И вернутся назад к старым-добрым зарплатам в конвертах, с которыми уже который год борется правительство. Получается, план «выхода из тени» Минтруда накроется медным тазом.

НО, не стоит забывать, что выплаты в фонды переходят под контроль ФНС. Поэтому увильнуть от налоговиков не удастся. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что появится новое поле для проверок, и карать фискальная служба будет по всей строгости НК. Согласно 122 статье НК за несвоевременную уплату или неуплату страховых оштрафуют на 20% и 40%. Также, раз страховые взносы станут «полноценными налогами», чиновники рассматривают меры наказания за уход от уплаты в особо крупных размерах в соответствии с УК РФ. Новый повод лишний раз подергать бизнесменов принесет плоды уже в следующем году: эффективность ФНС превысит в разы нынешнюю работу фондов. Поступления в бюджет страховых стремительно взлетят, появится новая арбитражная практика, бизнес станет искать пути ухода от 26-процентного сбора… Но увеличится ли размер пенсий и разного рода социальных выплат, станет ли бесплатная медицина действительно бесплатной и доступной?

Миф №3: Белая зарплата «дорогих» сотрудников снизится

Пожалуй, самое страшное и хаотичное последствие - бардак на рынке труда. Независимо от того, на какой отметке остановится процент страховых взносов. Опека ФНС заставит компании сделать выбор:

  • либо в пользу щедрых выплат персоналу и не менее щедрых взносов в пользу социального обеспечения;
  • либо в материальном «равенстве» между рядовым менеджером и управленцем, и экономии для организации;
  • либо использовать законные методы оптимизации страховых взносов .

А о делении зарплаты на «черную» и «белую» придется забыть навсегда. Кому захочется платить штрафы в 40-кратном размере и попасть под статьи Уголовного кодекса?


Мария Морозова

Юрист, налоговый консультант юридической компании «Туров и Партнеры»:

С 2017 года исчисление и уплату страховых взносов будет регулировать Налоговый кодекс, а Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ утратит силу. Исключение составят — взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В первой части кодекса изменения коснулись порядка администрирования. Страховые взносы приравнены к налогам и сборам. Во второй части Налогового кодекса появилась новая глава 34 . Закон был подписан Президентом 3 июля 2016 года.

Что же собственно нам ожидать от этой реформы? В значительной части положения новой главы 34 НК РФ полностью повторяют Федеральный закон № 212-ФЗ . Прежними остались нормы, касающиеся плательщиков, тарифов, объекта обложения и базы для начисления страховых взносов. Предполагалось, что одна из целей изменений — снижение административной нагрузки на плательщиков. Соответственно, будет только один контролирующий орган, который сможет проводить комплексные проверки как в отношении налогов, так и в части взносов, что снизит нагрузку на финансовые подразделения компаний. Но по факту число контролирующих органов не сократится. Страхователи будут представлять расчеты в инспекцию по месту учета. Часть плательщиков смогут по желанию отчитываться в электронном виде. Налоговые органы будут взыскивать недоимки по взносам и соответствующие пени и штрафы, которые образуются на 1 января 2017 года. При этом расчеты на страховые вычеты проверять будет ФСС. А ежемесячный отчет по форме СЗВ-М плательщики по-прежнему обязаны представлять в ПФР. Налоговики и фонды будут обмениваться информацией и уведомлять друг друга о постановке плательщиков на учет. Хочу обратить ваше внимание, что риски связанные с выплатой зарплаты в конвертах значительно увеличиваются. Налоговики будут доказывать, что администрирование взносов им отдали не зря, а учитывая их полномочия, следует готовиться к ужесточению проверок. ФСС также не захочет отставать и усилит контроль за расходами. Причина возврата взносов налоговикам после семи лет администрирования их фондами — недостаточная эффективность. А значит, можно ожидать, что в следующем году инспекции сразу ринутся на проверки. Нужно будет отразить, что показатели собираемости страховых взносов повысились. А как вы знаете налоговики могут проверять три предшествующих года. Налоговые органы смогут производить выемку документов, допрашивать и проводить опросы плательщиков и их сотрудников, взыскивать недоимки и приостанавливать операции по счетам. К проведению выездных проверок в части взносов налоговики смогут по запросу привлекать сотрудников следственных и оперативных органов. К взносам будут применять и нормы кодекса о налоговых санкциях. За несвоевременную уплату или неуплату страховых взносов оштрафуют на 20 и 40 процентов от этой суммы (ст. 122 НК РФ) . Так же напоминаю, что сейчас в разработке находится законопроект, который предусматривает уголовную ответственность за неуплату взносов.

Упрощенцы, которые осуществляют социально значимые виды деятельности, могут применять пониженные тарифы по страховым взносам (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ) . Но здесь есть неприятные ограничения.Можно будет применять УСН, если остаточная стоимость основных средств не превышает 150 млн рублей. Сейчас этот лимит равен 100 млн. А лимит по доходу составит 120 млн за год. Индексировать пороговые суммы дохода в течение четырех следующих лет не будут.

Но начислять страховые взносы по пониженным тарифам смогут только те упрощенцы, у которых доходы за налоговый период не превысят 79 млн рублей (в общем случае лимит — 120 млн руб.). Требование о 70-процентной выручке по льготируемому виду деятельности сохранили.

Подведем итог. Контролирующих органов станет больше, отчетности станет больше, проверки станут жестче. Соответственно платить зарплату в конвертах станет намного опаснее. Лучше использовать легальные методы экономии зарплатных налогов и не находится в постоянном страхе.

Белый бизнес, как итог всех налоговых реформ

Бизнес подведут к чистоте и легальности, ответственности управленцев как за компанию в целом, так и за каждого сотрудника в отдельности. Поэтому, используйте грамотные способы оптимизации, посредством заключения договоров гражданско-правового характера, и привлекайте к сотрудничеству ИП. Это поможет сэкономить и на страховых взносах, и на НДФЛ. Также можно создать обслуживающую компанию, деятельность которой попадает под льготу по уплате страховых взносов на основании главы 34 НК .

Главный стимул участвовать в пенсионной реформе Минфина — налоговые стимулы работодателям и работникам по налогу на прибыль и НДФЛ. В обсуждаемой правительством терминологии речь идет о «формировании пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала в системе негосударственного пенсионного обеспечения» (ИПК), с концепцией которого удалось ознакомиться «Газете.Ru».

Работодателям предложен налоговый вычет по налогу на прибыль.

По этому налогу суммы, уплачиваемые работниками в ИПК, но не превышающие 6% от зарплаты каждого, «при определении базы по налогу на прибыль принимаются к вычету в составе расходов на оплату труда», — говорится в документах Минфина. Причем работодатель сможет вычесть из налога на прибыль больше, чем заплатит работник: первые шесть лет с момента вступления работника в пенсионный план ИПК повышающий коэффициент составит 1,03. В последующие годы он увеличится до 1,06.

Работникам за участие в ИПК предлагаются налоговые вычеты из НДФЛ.

Речь идет о том, что гражданин сможет получить вычет «в полном объеме, но не более 6% от заработной платы плательщика в год». Отметим, что из документов Минфина следует, что гражданин получит право оплачивать взносы не только за себя, но и за близких родственников, а эти платежи также попадут в вычет в рамках обозначенной квоты.

Концепцией предусмотрено, что для работников, у которых суммы взносов удерживаются из зарплаты, вычет предоставит работодатель по основному месту работы. Самостоятельным плательщикам вычет предоставляется при представлении налоговой декларации.

Идеи о повышении ставки НДФЛ с 13 до 15% для отказников от ИПК, которые на прошедшей неделе источники приписывали министру экономического развития Максиму Орешкину, в концепцию Минфина не включены.

Как это заработает

Ключевым элементом управления новой системой окажется Центральный администратор (ЦА).

Организационно-правовая структура ЦА в материалах Минфина не разъясняется, но полномочия этой организации вполне сопоставимы с возможностями Пенсионного фонда. Эта организация займется «ведением агрегированной базы пенсионных счетов» и будет выполнять функции агента НПФ. ЦА получит и право на администрирование взносов, уплачиваемых участниками. При изменении участником тарифа уплаты взносов, смене НПФ и передаче накоплений, поддержке системы гарантирования, выверке данных будет использоваться агрегированная база пенсионных счетов ЦА. Типовые пенсионные правила и типовые правила финансирования пенсионного плана ИПК установит Центральный банк. Предусмотрено и создание системы гарантирования пенсионных прав.

Сама система будет построена на добровольно-принудительной основе.

В момент ее запуска всем гражданам, имеющим действующий трудовой договор или договор гражданско-правового характера на срок не менее трех месяцев и зарегистрированным работодателем в пенсионном плане ИПК, ЦА выставит две оферты. Одна — о выборе НПФ. Другая — о выборе схемы уплаты взносов.

Предполагается, что финансовую основу пенсионного плана ИПК будут составлять взносы участников по ставке от 0 до 6%. Кроме того, участник сможет зафиксировать или изменить ставку взносов. Предусмотрена и возможность приостановить уплату взносов на срок до пяти лет — «в любой момент по заявлению». «По умолчанию ставка взносов будет ежегодно плавно возрастать с 0 до 6%», — говорится в документах Минфина. А перечисление взносов может осуществляться как самим участником, так и его работодателем.

Каждый новый работник при поступлении на работу по трудовому договору будет автоматически регистрироваться работодателем в пенсионном плане ИПК также через ЦА.

Размер пенсионных выплат по ИПК будет напрямую зависеть от объема сформированных накоплений. Предлагается обеспечить пожизненные пенсионные выплаты, а в случае недостаточности накоплений они будут заменены на срочные. Кроме того, гражданам предлагается разрешить изымать часть средств досрочно «при наличии определенных обстоятельств». Но в случае досрочного снятия средств не на пенсионные цели они будут облагаться НДФЛ.

Кто платит за реформы

Впрочем, из системы ИПК можно будет выйти в любой момент — тогда пенсионные права гражданина будут обеспечены лишь обязательной страховой системой. В концепции Минфина нет намеков, как трансформируется страховая пенсионная модель в долгосрочной перспективе. Уже сейчас страховые накопления выражены не в реальных деньгах, а в пенсионных коэффициентах. В материалах Минфина указано, что в случае начала реформы с 2019 года стоимость пенсионного коэффициента к 2035 году уменьшится всего на 23 коп.

На уровень пенсионных накоплений и уровень оплаты труда окажут влияние параллельная пенсионной налоговая реформа и реформа страховых взносов. Ненефтегазовый налоговый маневр также предъявлен Минфином для широкого обсуждения с начала предстоящей недели.

В феврале в интервью «Газете.Ru» министр финансов Антон Силуанов говорил о том, что он отодвинул пенсионную реформу на более поздний срок потому, что считает «более правильным увязать эту реформу с предложениями по налоговой системе». «Тогда у нас появятся налоговые преференции для тех, кто будет участвовать в системе добровольного накопления на пенсию», — отметил тогда министр.

В пятницу, 10 марта, президент «Опоры России» Александр Калинин сообщил RNS, что Минфин предлагает рассматривать основным вариантом налогового маневра «увеличение НДС с 18 до 22% и снижение ставки страховых взносов до 22%». Источники в правительстве подтвердили «Газете.Ru», что именно эти параметры Антон Силуанов уже обсуждал 9 марта с руководителями деловых объединений. По словам источников, повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год.

Снижение ставки страховых взносов на фонд оплаты труда с 30 до 22% приведет к потерям бюджета около 1,7 трлн руб. Частично эти потери будут компенсированы за счет предлагаемой Минфином унификации тарифа взносов в ПФР и ФСС.

Сегодня в ПФР уплачивается 22% от начисленной до уровня 796 тыс. руб. годовой зарплаты. Доходы сверх этой суммы облагаются по ставке 10%. Ставка взноса в ФСС составляет 2,9%, но взимается только с зарплаты в размере 718 тыс. руб. в год. Льготные пороги как раз и исчезнут в результате этой унификации, которая коснется прежде всего высокооплачиваемых работников с зарплатами до 200 тыс. руб. и выше. А платить высокие зарплаты работодателям окажется неудобно. Такие зарплаты, по подсчетам Минфина, только у 2% занятых в формальном секторе, рассказывает другой чиновник, знакомый с дискуссией.

По его словам, для бюджета такой маневр наиболее выгоден. Также просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов.

Допдоходы оценены в сумму около 200 млрд руб. в год, в том числе и за счет экономии страховых взносов, которые должна уплачивать бюджетная система за своих работников.

Таким образом, одним из эффектов налоговой реформы окажется перераспределение бюджетных средств на выполнение майских 2012 года указов президента по увеличению зарплат отдельным категориям граждан. Источники в правительстве говорят о перераспределении около 150 млрд руб.

В Минфине главным эффектом налоговой реформы называют обеление «серых» зарплат, которые выплачиваются в конвертах или зарабатываются самозанятыми. Объем «серых» зарплат оценивается от 5 трлн до 10 трлн руб. в год. Дополнительный бонус предприятиям, работающим «в белую», — выравнивание конкурентоспособности с неформальным сектором.

Но безоговорочно принимать реформы Минфина бизнес не спешит. «При увеличении НДС фискальная нагрузка на предприятия с высокой добавленной стоимостью увеличится почти на 25%, к примеру, для предприятий машиностроения. Мы считаем, что для компенсации должен быть возвращен инвестиционный вычет по налогу на прибыль для предприятий с высокой добавленной стоимостью», - сказал Калинин.

Другие возражения Антон Силуанов сможет выслушать уже в понедельник,13 марта: в этот день в 10.00 в Москве откроется налоговый форум, который проводится в рамках Недели российского бизнеса и который начнется с обсуждения этих реформ.

Обсуждение в правительстве окажется более сложным и длительным — в пятницу в Минэкономразвития подтвердили получение предложений Минфина, сообщив, что ведомство изучает их.

Минтруд в настоящий момент внимательно изучает проект концепции индивидуального пенсионного капитала от Минфина и ЦБ. «Проект концепции по ИПК в данный момент поступил в министерство и находится на рассмотрении», - сообщили в пресс-службе агентству ТАСС в пятницу. Ранее представители Минтруда отказывались подробно комментировать предложения, изложенные в концепции, поскольку, по словам министра труда и социального развития РФ Максима Топилина, видели их только на слайдах.