Сформированность у детей навыков самообслуживания в доу. Методика формирования навыков самообслуживания. Когда лучше всего заниматься

Как сформировать устойчивые навыки самообслуживания у ребенка ? Этот вопрос возникает каждый раз, когда воспитатель в садике жалуется, что малыш долго одевается, забывает вымыть руки перед едой, неправильно обувается, не справляется с завязыванием шнурков и т.д.

Начинать обучение ребенка самообслуживанию нужно уже в один-три года. К моменту зачисления в детский сад малыш должен чувствовать себя вполне уверенно за столом, на прогулке, на занятиях. Именно поэтому нужно поощрять стремление ребенка к самостоятельности. Пусть попробует расстегивать и застегивать пуговицы сначала при помощи имитации, потом на своей одежде, умываться, есть ложкой.

Первоначально эти попытки будут неуклюжими, но не отступайте, продолжайте поддерживать малыша и хвалить его за достижения. За промахи ругать не стоит, ведь ребенок старался!

Что должны уметь дети и как научить их этому?

Учим ребенка умываться

Простейший алгоритм, который всем кажется самим собой разумеющимся, относится к первым навыкам самообслуживания у ребенка . Терпеливо объясняем малышу, как нужно делать:

  • Приподнять рукава одежды, чтобы не замочить их
  • Взять мыло и тщательно намылить кисти рук, чтобы они стали похожими на «белые перчатки»
  • Удалить мыло под струей воды
  • Закрыть глаза и аккуратно обмыть лицо. Зажать одну ноздрю и высморкаться, потом то же проделать с другой ноздрей
  • Ополоснуть руки
  • Снять полотенце с вешалки, аккуратно промокнуть лицо (не растирать!), затем руки
  • Посмотреть в зеркало и улыбнуться себе

Вода, вода, водичка,

Умой-ка мое личико!

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Чтоб смеялся роток

Да кусался зубок!

Приговаривая слова этого шутливого стихотворения, взрослый направляет действия ребенка и помогает достичь наилучшего результата.

Учим пользоваться носовым платком

Наши предки придавали большое значение тому, как пользоваться носовым платком. Кавалеры частенько носили при себе не один, а два тончайших платка: один для дамы, которая, быть может, окажется в затруднительном положении, а та, в свою очередь, роняя платок, показывала, что готова принять знак внимания от кавалера.

Те галантные времена давно минули, но носовой платок остается незаменимым аксессуаром. Вот что нужно объяснить ребенку:

  • В кармашке рубашки, платья, пальто всегда должен находиться свежий носовой платок
  • Если появилась необходимость воспользоваться им, нужно вспомнить о нем, а не пытаться задействовать вместо этого рукав или ладонь
  • Используя платок, не надо разворачивать его полностью или сминать перед тем, как убрать на место. Этот навык формируется постепенно, но на него необходимо обращать внимание

Учим ребенка правильно вести себя во время приема пищи

Многие родители встречаются с проблемой: детки, которым уже исполнилось три, четыре года и более, просят покормить их, требуют за столом много внимания. Понимая, что это неправильно, взрослые продолжают идти на поводу у чад и придумывают различные уловки: включают телепрограмму, читают, развлекают разговорами, лишь бы они поели.

Среди прочих навыков самообслуживания у ребенка все, что связано с приемом пищи, особенно важно, ведь ни в садике, ни в школе, ни в детском оздоровительном лагере никто из взрослых не станет возиться с теми, кто ест медленно, слишком разборчив, капризен.

Если вы хотите сформировать правильный навык, то обращайте внимание на следующие моменты, которые в случае выявления требуют коррекции:

  • Привычка садиться за стол с недовольной миной и словами «Я суп (манную кашу, творог, омлет и т.д.) не люблю», «Опять какую-то гадость сварили!» и подобными
  • Громкое чавканье, неумение (или нежелание) : перемешивание чая вилкой, попытка слизнуть масло с ножа и т.д.
  • Баловство во время приема пищи, желание отвлечься, поговорить с набитым ртом
  • Порочная практика отказа от нормального обеда в пользу «кусочничества»
  • Попытка ставить родителям условия: «Включи мультик, тогда поем!»

Психологи говорят, что трудности с формированием правильных навыков самообслуживания у ребенка чаще всего связаны с желанием родителей как можно дольше опекать своих детей и с непониманием самих взрослых, как должен выглядеть и применяться тот или иной навык. Так что стоит запастись терпением, изучить методическую литературу и постараться облегчить ребенку жизнь, научив его заботиться о себе.

Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребёнок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Но самообслуживание для маленького представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30

Тема: « Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста».

Воспитатель Домбровская Оксана Сергеевна

2012-2013 учебный год.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,

которые умеют делать, у которых все удаётся и спорится,

которые не потеряются ни при каких обстоятельствах,

которые умеют владеть вещами и командовать ими.

А.С.Макаренко

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Радость труда - одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей - наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. Главная задача трудового воспитания в раннем возрасте - формирование правильного отношение детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка.

Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребёнок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Но самообслуживание для маленького представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности.

Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах:

− индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);(Приложение А)

− групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Тип проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта: октябрь 2012 года- февраль 2013года.

Актуальность проекта:

Формируя у детей навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно.

В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что даёт возможность усложнять требования, например, учить их завёртывать рукава.

Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться. По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные.

Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

Повседневные упражнения позволяют научить детей есть быстрее, опрятнее.

Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребёнка со взрослым.

Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают устанавливать с ними тесный контакт, вызывают у них доверие к взрослому.

Цель проекта заключается в разработке последовательности формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков с использованием дидактических игр, игровых упражнений, элементов сюжетно-ролевых игр для детей раннего возраста.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).

2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать культурно- гигиенические навыки пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

Обеспечение проектной деятельности.

Методическое: « Программа воспитания и обучения в детском саду», М. В. Васильева;

Методическое пособие: E. В. Моржина

Дидактическое: книги, иллюстрации, игры;

Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, родители, дети раннего возраста.

Предполагаемый результат:

Систематизация конспектов занятий для детей раннего возраста.

Оформление консультаций для родителей по теме проекта.

Речевое развитие в соответствии с требованием программы.

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

Цель

Методы

1 группа методов

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

− Показ действия.

− Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

− Метод приучения (систематические упражнения).

− Целенаправленное наблюдение (наблюдение положительно влияет на формирование навыка).

− Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.)

2 группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

− Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

− Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.).

− Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Этапы проекта:

Подготовительный этап

Сбор литературы по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Разработать конспекты занятий и проведение режимных моментов.

Основной этап:

- Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми

Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач

Дидактические игры, систематические упражнения(Приложение Д)

Рассматривание книг, иллюстраций

Рассказывание потешек (Приложение Г)

Заключительный этап:

  1. Анкетирование родителей.(Приложение Е)
  2. Оформление фотостенда «Я сам».
  3. Подведение итогов работы над проектом.
Работа с ребенком:

– совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;

– частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);

– педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;

– ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;

– ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на стуле лежат вещи в нужном порядке);

Работа с родителями:

Создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением фотоматериалов);

Обсуждение содержательной стороны понятия "навыки самообслуживания", необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой.

Консультации: (Приложение Б)

«8 шагов к горшку».

«Формирование у ребенка культурно- гигиенических навыков в детском саду и дома».

« Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания».

« Приучаем к порядку ребенка от двух до пяти».

« Памятка для родителей».

Родительское собрание:

Цель: Формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей навыков самообслуживания и педагогическое просвещение родителей по теме собрания.

Мини-выступление: Одна из задач воспитания детей раннего возраста - воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту и навыков самообслуживания. Что бы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности.

Заключение

Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

Диаграмма

Особенности формирования навык самообслуживания детей раннего возраста.

Список литературы

1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст]:

популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ

2. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.

3. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.

Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое

пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.

4. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.

5.Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: 1997.

6.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.,1997.

7. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,1997.

8. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М.,1997 .

9. E. В. Моржина

«Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома»

Приложение А

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук .

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.

На основе уже знакомых дидактических игр, игровых упражнений, обыгранных на кукле педагогу легче строить свою работу дальше. Педагог моет себе руки и подробно обговаривает свои действия. Затем дети вместе с педагогом обговаривают действия взрослого, повторяя всю последовательность выполнения действий. Затем дети выполняют действие самостоятельно. В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Готовясь к завтраку или к обеду, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребёнок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к ребёнку, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи.

В одевании и раздевании дети первоначально проявляют большую беспомощность. Воспитатель учит малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определённую последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании картинок.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки опрятности :

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

− носовым платком;

− полотенцем;

− горшком;

− расчёской;

− салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи :

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Учимся умываться

  • Завернуть рукава одежды
  • Взять мыло и намылить руки – сделать белые перчатки
  • Смыть мыло под струей воды
  • Вымыть лицо (взрослый называет каждую его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз обмыть руки водой
  • Снять полотенце
  • Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются)
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»

Учимся пользоваться полотенцем

Предложить ребенку

  • Снять полотенце с крючка
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
  • Поменять руки местами

Все действия сопровождаются оживленным разговором с малышом и, при необходимости, показом.

Учимся пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать его по назначению
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман
  • Обращать внимание на чистоту носового платка

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования
  • Исключить возможность пользования чужой расческой

Учимся пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду)
  • подводить малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица

Приложение Б

Памятка для родителей

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

Старайтесь использовать игровую ситуацию.

Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

8 ШАГОВ К ГОРШКУ

  1. Купите горшок! Он должен быть привлекательным для малыша, удобным и устойчивым. Раз упав с горшка, ребенок больше не захочет на его садиться. Пусть малыш его изучит! Разрешите крохе потрогать горшок, рассмотреть, посидеть на нем, пошвырять, наконец. Объясните, что горшок - это его собственность.
  2. Поставьте горшок на виду у ребенка. Лучше в той комнате, где он обычно играет.
  3. Если малыш относится к горшку настороженно, не торопитесь. Пусть ребенок сначала привыкнет к новой вещи, а потом уже начинайте обучение.
  4. Сначала регулярно высаживайте малыша на горшок ОДЕТЫМ на несколько минут ОДИН раз в день. После того, как ребенок привык сидеть на горшке в одежде, посадите его без подгузника. И не держите кроху на горшке насильно.
  5. Если малыш спокойно сидит на горшке и не пытается с него слезть, сажайте его после того, как он «сходит» в подгузник. Памперс меняйте в тот момент, когда кроха на горшке, а использованный подгузник кладите в горшок.
  6. Теперь ловите момент! Сажайте малыша на горшок несколько раз в день: утром после сна, после еды и перед сном, перед прогулкой и после нее. Вы успели сориентироваться, и ребенок «сходил» в горшок? Похвалите кроху. Кстати, в магазинах есть музыкальные горшки. Как только в такой горшок попадает влага, он играет веселенькую мелодию.
  7. Разрешите малышу некоторое время разгуливать по дому без подгузника. И если кроха самостоятельно попытается сесть на горшок, похвалите его!
  8. Не пытайтесь высаживать малыша на горшок по ночам до тех пор, пока он не научится пользоваться им днем и контролировать себя.

Приучаем к порядку ребенка от двух до пяти лет

Уже с двух лет следует начинать приучать ребенка к труду. В этом возрасте детки сами стремятся помогать родителям, им хочется повторять за взрослыми. Поэтому, именно в этом возрасте можно научить детей помогать, не заставляя их это делать, а следуя их желанию. В возрасте трех лет дети уже обращают внимание на беспорядок в доме, поэтому, если их не учить убирать за собой, из них могут вырасти неряхи.

Очень хорошо в воспитании ребенка действует правило доверия, которое основано на поощрении стремления ребенка помогать вам. Пусть ваш малыш протрет пыль. Если вы попросите его сделать это, то он с гордостью и желанием справится с порученным ему заданием. Ведь не секрет, что именно в этом возрасте детки любят подражать своим родителям. Можно подарить ребенку игрушечную бытовую технику. Тогда ваш малыш сможет пропылесосить комнату с помощью игрушечного пылесоса, тем более к такому пылесосу даже мусор прилагается. Так что, все будет как по-настоящему.

Приучаем к порядку постепенно

Это правило постепенности заключается в том, что процесс воспитания и приучения к труду происходит ступенчато и естественно, от менее сложного к более сложному. Можно превратить уборку в игру, тогда ребенку будет интересно это делать.

Также для того, чтобы ваш малыш научился убирать за собой, используйте правило складирования . Должно быть специальное место, куда ребенок будет складывать игрушки, свои вещи.

В возрасте шести лет дети воспринимают уборку не как игру, а именно как труд. Поэтому, многих очень трудно заставить убрать что-то за собой или навести порядок в доме. Теперь намного сложнее, чем в маленьком возрасте, будет заставить ребенка трудиться.

Для начала можно попробовать использовать правило дружелюбия , согласно которому вы без ругани и криков постараетесь объяснить вашему ребенку, что он уже достаточно взрослый для того, чтобы помочь вам убрать в доме. Можно даже право выбора оставить за ребенком: какую именно работу он будет выполнять. Пусть ребенок выберет сам, будет ли он мыть посуду, или пропылесосит в комнате.

Кроме этого, воспользуйтесь правилом планирования , пусть у вашего ребенка будет распорядок дня, в котором будет место труду.

И конечно же, не стоит забывать о том, что нужно покормить живность в доме, выбросить мусор или сделать другие посильные для ребенка обязанности.

Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания
(рекомендации для родителей)
Учитывая, что навыки у детей только формируются, старайтесь облегчить ребенку выполнение действий и предупредить нежелательные формы поведения.
Хвалите малыша за все. Пусть он будет уверен в том, что он «самый-самый». Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей.
Не бойтесь перехвалить своего ребенка. Если похвала оправдана, она пойдет только на пользу.
Не забывайте о возможностях ребенка. Важно - любой, даже маленький труд должен приносить малышу удовлетворение.
Прививайте детям навыки самообслуживания с учетом возрастных особенностей.
Помните:
-все навыки формируются постепенно;
-лучший пример для подражания - взрослый;
- у малыша есть свои вкусы и привычки;
- в игре обучение проходит легче.
Избегайте:
- необоснованного поторапливания и одергивание детей;
- публичного осуждения малыша за неумения;
- излишнего заигрывания и развлечения во время еды, умывания и т.д.;
-затягивания по времени процесса еды, одевания и т.п.

Как развить у ребенка навыки самообслуживания.

В раннем детстве необходимо прививать детям навыки самообслуживания. Если заниматься с ребенком, то к 3 годам он уже сможет многие вещи делать самостоятельно, без помощи взрослых. Таким образом, уже в раннем возрасте можно развить в ребенке такие качества, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность.

Прежде всего, ребенка надо научить мыть руки, одеваться, складывать одежду, аккуратно есть, пользоваться ложкой.

Чтобы ребенок быстрее усвоил то, чему вы хотите его научить, сопровождайте свои объяснения примерами.

Например, медленно покажите ему, как завязывать шнурки или застегивать пуговицы. Попросите ребенка повторить то же самое. Если у него не получается, сделайте то же самое еще раз. Дождитесь, пока ребенок научится завязывать шнурки самостоятельно.
Когда вы учите ребенка одеваться, напомните ему, что перед тем как надеть колготки, их надо собрать и натягивать на носок, а не просовывать сразу всю ногу; объясните, на какую ногу надо обувать соответствующий ботинок; где у майки лицевая сторона и изнаночная и как правильно определить, где перед.
При этом поощряйте ребенка, если он справляется. Дети очень ценят одобрение, оно вселяет им чувство уверенности в себе и в свои способности. Однако не стоит усердствовать. Чрезмерная похвала может отрицательно сказаться на характере. Если ребенок один в семье, отметьте, что он сделал правильно, подчеркните, что уметь себя обслуживать необходимо.
После переодеваний не забудьте напомнить ребенку аккуратно сложить вещи в шкаф или повесить их на вешалку, покажите, в каком отделе хранится белье, носки, майки.

Для того чтобы ребенок научился владеть ложкой, используйте игровой момент. Например, возьмите две куклы и обыграйте ситуацию так, будто одна кукла показывает другой, как держать ложку.

Научить ребенка пользоваться вилкой сложнее и требует больше времени и терпения. Разрешите ребенку пользоваться вилкой за столом, и примерно через месяц ребенок научится ею пользоваться.

Хорошим способом приучить ребенка аккуратно есть - сервировать стол. Положите белую скатерть, дайте ребенку белую салфетку, и он сразу станет внимательнее. Если вдруг ребенок испачкает салфетку, замените ее на другую. Ему станет неудобно и впредь малыш будет есть аккуратнее. За столом поставьте хлеб на стол и дождитесь, пока ребенок сам попросит вас передать ему его. Напомните ему поблагодарить вас за услугу.

Ребенок должен сам умываться и вытирать руки. Покажите ему, как пользоваться мылом, как потом тщательно промыть руки водой, чтобы смыть пену, встряхнуть руки перед раковиной, чтобы вода от рук не попадала на окружающих. Напомните, что руки надо насухо вытирать, чтобы не появилось раздражение.
Подобные, простые на первый взгляд, манипуляции воспитывают в детях упорство и дисциплинированность. Освоенные навыки помогут ребенку справляться самому и в детском саду, способствуют формированию самостоятельного мышления и даже помогут в общении, если кому-то из его друзей потребуется помощь.
Так, привитие ребенку навыков самообслуживания полезно и необходимо не только в быту, но и в процессе становления личности и формирования основных качеств характера.

Приложение Г

Потешки при умывании

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А водичка булькает

А водичка пениться

Катенька помоется,

Причешется, оденется.

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз

Ты не трогай, Катенька

Мыльной ручкой глаз.

Водичка серебристая

Струиться из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Водичка серебристая,

ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала».

«Водичка серебристая,

зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг сверкало».

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться.

В ручейке вода струиться

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

Потешки при одевании

Моя Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

Надеваем шапочки,

Надеваем курточки,

Застегиваем пуговички,

Один, два, три, четыре, пять

Мы готовы все гулять.

Ой, забыли мы про туфельки.

Обуем туфельки на ножки.

Эту на правую ножку,

Эту на левую ножку.

Наденем на ножки

Новые сапожки,

Пустим по дорожке.

Будет Катенька ходить,

Сапожки новые носить.

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу.

Гулять хочу.

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ.

Ручками Хлоп-хлоп-хлоп.

Потешки на прогулке

Ночью выпал первый снег.

Я оделась раньше всех.

Я санки качу,

Гулять хочу.

Покатились санки вниз,

Крепче Катенька держись!

Ты сиди, не упади –

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно,

А нет то, разбиться можно.

На горочке нашей

Детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша

И Катенька есть.

Крепче стал мороз никак,

Мы замерзнем стоя так.

Чтоб согреться поскорей,

Будем прыгать веселей.

Потешки «на сон грядущий»

Ходит Сон по хате,

В сереньком халате,

А Сониха под окном -

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

Ты, цыпленочек, усни.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисята спят на горочках,

Зайцы спят на травушке, утки – на муравушке,

Детки спят по люлечкам,

Спят-поспят, всему миру спать

велят.

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Потешки после сна

Колокольчик ледяной,

Он всегда, везде со мной,

«Просыпайтесь!»- говорит,

«Закаляйтесь!» - всем велит.

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают,

Ура, я проснулся(лась).

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Вставай, мой Юрочка.

На ковре котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем,

С добрым утром, с новым днем.

Вот как славно мы живем.

ПОТЕШКИ ПРО ГОРШОК.
Это кто тут рано встал
И к горшочку побежал?
Это Ваня-молодец
Настоящий удалец!
***
Мы с тобой пойдем гулять
Будем прыгать и скакать.
Что же ты забыл, дружок?
Сесть на Ванечкин горшок.
Молодец, теперь скорей
Побежали до дверей.
***
Здравствуй, Миша!
Я – горшок.
Я любимый твой дружок.
Маме ты скажи «пись-пись»
И скорей поторопись!
***
Горшок-дружок
Как тебя зовут, дружок?
А меня зовут «Горшок»!
Я спасаю всех детей
От разных неприятностей.
Если будем мы дружить,
Будешь ты сухим ходить!
Ты гуляй, играй, читай,
Но про меня не забывай!
Посиди, не торопись,
Сделай мамочке сюрприз!

Приложение Д

Дидактическая игра « Одеваем куклу на прогулку»


Программное содержание : Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.
Материал: кукла, коробка с одеждой.
Ход игры:
Перед детьми сидит кукла Катя. На столе красивая коробка с вещами.
Воспитатель говорит и показывает:
-В коробке Катина одежда.
Достает пальто и говорит:
-Это пальто.
Дети повторяют за воспитателем. Воспитатель называет цвет пальто (дети повторяют).
Воспитатель достает шапочку:
-На, Катя, шапочку. Ее надевают на голову.
Дети поочередно достают из коробки колготки, кофточку. Воспитатель начинает одевать Катю на прогулку.
Воспитатель:
-Сначала наденем кофточку.
Вместе с детьми воспитатель последовательно одевает колготки, кофту, шапку, пальто.
Куклу выносят в раздевалку. Она смотрит как дети начинают одеваться на прогулку. Некоторым детям воспитатель (кукла) напоминают последовательность одевания, поощряют самостоятельные действия детей.
Кукла с детьми идет гулять.

Дидактическая игра: Рассматривание одежды куклы Кати.

Одевание куклы на прогулку.

Цели: Уточнить представления детей об одежде, назначении вещей;

Учить запоминать последовательность одевания на прогулку.

Задачи: Обучаем правильно одеваться, учим в процессе.

Развиваем навыки назначения вещей представление об одежде.

Закреплять последовать одевания одежды.

Ход занятия: Здравствуйте ребята! К нам сегодня в гости пришла кукла Катя! Скажем Кате "Здравствуй Катя!" Катя с вами тоже здоровается. Ребята посмотрите Катя с собой принесла еще какую то коробочку.

Катя, а что у тебя в коробочке? Катя говорит, что у нее там одежда и просит разобраться, помочь ей одеться на прогулку.

Воспитатель достает пальто. Дети называют его, припоминают названия его деталей (воротник, рукава, пуговицы). Называют цвет пальто.

Воспитатель: "Саша, достань пожалуйста из коробочки шапочку, скажи, каким она цветом? Ребенок отвечает.

Сережа возьми одну вещь для Кати и скажи, что это?

Сережа: "Это кофта.

Воспитатель: "Молодец! Дети посмотрите, Сережа взял кофточку, Маша посмотри, какого она цвета?

Маша: Кофта красная.

Кто-нибудь из детей достает из коробки новую вещь, называет ее и передает Кате, повторяя вслед за педагогом: "На Катя, носочки!" "Посмотри Катя, какая красивая шапочка! Ее одевают на голову."

Вызываемые поочередно дети достают из коробки шапку, кофту, штанишки, носочки, ботинки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько вещей у Кати. Это все называется одежда. И кофта, и пальто, и штанишки- это все одежда.

Воспитатель: Давайте поможем Кате одеться на прогулку. Она хочет пойти погулять. Катя хочет сначала одеть пальто, правильно ли она делает? Лиза, скажи, что мы сначала должны ей одеть? Как вы думаете? Посмотрите на вещи.

Дети отвечают: Сначала кофточку, штанишки, ... .

Воспитатель: Давай Катя одень штанишки. (одеваем).

Какая у тебя теплая кофточка, а у вас тоже есть теплая кофточка?

А у тебя, Маша какого цвета кофточка?

Ребята, посмотрите, что же это такое?

Дети: Это сапоги.

Воспитатель: А сапоги у нас что? (сапоги- это обувь).

Куда мы их надеваем? (на ножки). Правильно, молодцы!

Что же у нас еще осталось? (куртка).

Вот Катя у нас уже оделась. Она готова к прогулке. Молодцы ребята, вы помогли Кате одеться.

Куклу выносят в раздевалку.

Дидактическая игра: «Купание куклы Тани»

Программное содержание: закрепить знания о личной гигиене; развивать самостоятельность; приобщать к здоровому образу жизни; воспитывать желание помогать друг другу.

Программное содержание: Кукла Таня, вода, полотенце, мыло, зеркало, расчёска, панно с картинками.

Словарь: будем заниматься, будем купать Таню, вода, полотенце, мыло, зеркало, расчёска, имена детей.

Ход занятия:

Воспитатель: дети, посмотрите, кто к нам пришёл?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно. Кукла. Звать её Таня. Кукла Таня упала, замаралась.

Какие части тела она замарала?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Таня, покажи нам лицо. Дети оно грязное?

Дети: ответы детей.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Таня, покажи нам руки. Дети они грязные?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Таня, покажи нам ноги. Дети они грязные?

Надо её искупать. Давайте поможем.

Грязь – очень опасна для здоровья!

Дети: ответы детей.

Воспитатель: вспомним, что для этого нам необходимо.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно. Посмотрите на картинки воду, мыло, полотенце, таз, расчёску.

Воспитатель и дети: наливают в таз воды, раздевают куклу, аккуратно моют.

Приговаривают:

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды.

Затем вытирают Таню полотенцем. Одевают и причесывают.

Воспитатель: ребята молодцы, вы совершили хороший поступок, помогли Тане стать чистой, красивой. Это всё потому, что вы можете ухаживать не только за собой, но и помочь другим.

Таня говорит вам спасибо и до свидания.

Дети: прощаются (до свидания).

Дидактическая игра: «Чайная посуда. Угощаем кукол чаем».

Цели: расширить представление о посуде, закрепить и уточнить знания детей об основных цветах спектра, умение узнавать и называть их, группировать предметы по цвету; расширить словарный запас, учить выполнять поручения, развивать речь.

Планируемые результаты: проявляет интерес при рассматривании предметов чайной посуды, группирует предметы по цвету, выполняет простейшие поручения в игровой ситуации «Угостим кукол чаем», стремиться действовать самостоятельно во время свободных игр, самостоятельно или после напоминания употребляет в речи слова выражающие просьбу, благодарность, приветствие.

Материалы и оборудования: набор чайной посуды четырех цветов (красная, зеленая, желтая, синяя, поднос, игрушечный стол и стулья для кукол, куклы в одежде четырех цветов, чашки и печенье по количеству детей, чайник с чаем.

1. Организационный момент.

Воспитатель сообщает детям что сегодня к ним в гости придут куклы.

Воспитатель. Дети, а как мы встретим наших гостей – кукол? (поздороваемся)

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. Правильно дети. А ещё нужно пригласить гостей за стол и напоить их чаем.

2. Основная часть. Рассматривание чайной посуды, подбор посуды по цвету.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а стол то к приему гостей у нас не накрыт (показывает на пустой стол). Давайте расставим посуду для чаепития.

Воспитатель выносит поднос с чайной посудой, совместно с детьми накрывает стол для кукол, проговаривая и показывая предметы посуды, помогает подобрать предметы посуды по цвету.

Вот поставим синее блюдце. Какую поставим чашку? (синюю)

Поставим красное блюдце. А к нему какую поставим чашку? (красную)

Вот ещё желтая чашечка. Найдите к ней блюдце.

А вот зеленая чашечка. Подберите к ней блюдце.

Воспитатель. А что ещё нужно чтобы пить чай (чайник, ложечки, сахарница и т. п.)

Ответы детей.

Раздается стук в дверь. В группу входит помощник воспитателя с куклами. Куклы здороваются, дети отвечают так, как показывает воспитатель.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости вместе со Светланой Владимировной пришли куклы Катя, Таня, Маша и Матвей. Давайте посадим их за стол.

Дети сажают кукол за стол. Воспитатель помогает детям сказать вежливые слова (проходите, садитесь, пожалуйста) .

Воспитатель. Дети, посмотрите какие красивые платья у наших кукол. У куклы Тани синее платье. Давайте ей дадим синюю чашку с блюдцем.

Дети подбирают посуду для кукол в соответствии с цветом их одежды.

Куклы пьют чай. Дети угощают их, употребляя вежливые слова с помощью воспитателя.

Воспитатель. Нашим куклам пора уходить. Давайте попрощаемся с ними.

Дети. До свидания! Приходите к нам еще.

Младший воспитатель уходит вместе с куклами.

Рефлексия.

Воспитатель. Дети, а давайте мы тоже попьем с вами чай. А то мы устали после приема гостей.

Дети. Давайте.

Воспитатель накрывает вместе с детьми столы. Дети вместе с воспитателем пьют чай.

Дидактическая игра: «Научим Машу – растеряшу убирать вещи».

Программное содержание: Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания. Расширять и закреплять в игровой форме знания о предметах ближайшего окружения (знать название мебели и одежды). Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке аккуратно складывать снятые вещи. Вызвать у детей эмоциональный отклик на происходящее, желание принять участие в инсценировке.

Материалы: обстановка кукольного уголка: кровать, стул, стол, коляска для куклы, платяной шкаф, кукла Маша, разбросанная повсюду одежда куклы Маши

Ход занятия:

Воспитатель - Ребята, а кто это у нас спит в кроватке? (ответы детей)

Воспитатель- Это девочка Маша. Посмотрите, дети солнышко уже давно проснулось, а Маша все спит. Давайте ее разбудим. Скажем все вместе: «Маша просыпайся, Маша, поднимайся!»

Дети будят Машу. Маша просыпается, открывает глаза.

Маша - Нечего делать – надо просыпаться, надо подниматься, надо носки надевать.

Воспитатель - Оглянулась Маша - а носок- то нет!

Маша - Где же, где мои носки? Обыщу все уголки. Их на стуле нет и под стулом нет, на кровати нет, под кроватью - нет…

Воспитатель - Ах ты, Маша- растеряша! Потеряла носки! Ищешь, ищешь не найдешь, не разыщешь - так пойдешь. Надо вещи убирать - не придется их искать. Ребятки, давайте поможем Маше найти носочки.

Дети вместе с воспитателем ищут носки.

Воспитатель - Посмотри, Маша, да вот же они у куклы в коляске!

Маша - Вот надену я носки, а них и башмаки.

Воспитатель - Заглянула Маша под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет! Стала Маша башмак искать.

Маша- Под кроватью - нет, на кровати нет, и за шкафом нет, и под шкафом нет….

Воспитатель - Ах ты, Маша- растеряша! Теперь башмак потеряла! Ищешь, ищешь не найдешь, не разыщешь - так пойдешь. Надо вещи убирать - не придется их искать. Дети, поможем Маше найти башмак?

Дети вместе с воспитателем ищут башмак.

Воспитатель - Посмотри, Маша, да вот же твой башмак на столе стоит. Надевает Маша башмаки и приговаривает:

Маша - Вот надену башмаки, а потом и платье, и пойду гулять я.

Воспитатель-А платья тоже нет нигде!

Маша – В чем пойду гулять я? Потерялось платье!

Воспитатель - Ищет Маша платье.

Маша - И на стуле нет, и под стулом нет…Платьице хорошее, куда оно положено?

Воспитатель – Но тут Маша увидела свое платье.

Маша – Платьице хорошее на полочку заброшено!

Воспитатель – Ну ты Маша-растеряша! Разве можно так разбрасывать свои вещи. Наши детки маленькие, но уже умеют сами раздеваться и убирать свои вещи аккуратно. Правда, ребятки?

Давайте покажем Маше, как нужно раздеваться и убирать свою одежду, чтобы потом ее не пришлось искать?

Дети вместе с воспитателем идут к стульчикам и начинают раздеваться. Машу сажают на стульчик.

Воспитатель – Сиди, Маша и учись у наших ребяток. Дети, что нужно сначала снять?

Ответы детей.

Воспитатель – Правильно, сначала снимем тапочки, сандалики.

Дети снимают, если необходимо воспитатель помогает.

Воспитатель - Теперь снимем носочки. Нужно их вывернуть на лицевую сторону.

Дети выполняют, воспитатель помогает.

Воспитатель - Куда мы положим носочки? Правильно на тапочки или и сандалики. Молодцы! А куда мы поставим тапочки и сандалики? Правильно под стульчик. Теперь дети снимайте шортики и юбочки. Молодцы, ребятки. Куда нужно повесить одежду? Правильно на спинку стула. А сейчас я помогу детям снять футболки. Куда вы их повесите? Правильно, тоже на спинку стула. Молодцы, ребята! Быстро разделись и аккуратно убрали всю одежду. Посмотри, Маша, какой у нас порядок!

Маша - Да, ребятки хоть и маленькие, но убрали всю одежду. Им не нужно будет искать носочки и тапочки. Все вещи на своих местах. Я теперь тоже буду аккуратно убирать свою одежду. Спасибо вам ребятки, научили.

Воспитатель - И мы надеемся, что Маша больше не будет растеряшей. Ну, а нам с вами, ребятки, перед сном нужно еще умыться. Проводиться игра – самомассаж:

Мыли мылом ушки

Мыли мылом ножки

Мыли мылом наши

Ладушки-ладошки.

Целый день работали

Целый день трудились

Сильно утомились наши

Ладушки-ладошки

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко

Вот какие ладушки

Ладушки-ладошки!

Дидактическая игра:
Чтение потешки «Водичка, водичка»
Программное содержание : Учить слушать потешку и подговаривать слова. Вызвать радость от слушания и радость от действий с водой и куклой. Развивать умение самостоятельно умываться. Воспитывать навык опрятности.
Материал : Кукла, тазик, полотенце.
Ход занятия
На игрушечной кроватке спит кукла катя.
Воспитатель:
-Кукла Катя пора вставать.
Дети помогают будить куклу.
Воспитатель:
-Давайте дети попросим водичку помочь нам умыть и развеселить Катю.
Дети просят:
-Водичка, помоги Нам!
Воспитатель подносит куклу к тазику, льет водичку.
Воспитатель:
-с-с-с - полилась вода.
Воспитатель умывает куклу и медленно читает потешку «Водичка». Некоторые дети подговаривают слова. Воспитатель поощряет детей, одобряет их желание прочесть потешку вместе с ним.
После умывания дети помогают вытереть куклу. Воспитатель обращает их внимание на то, как у куклы заблестели глазки, зарумянились щечки. Дети показывают, где у Кати глазки, щечки, ротик, хором повторяют за воспитателем слова потешки – блестели, горели, смеялся.
Воспитатель читает потешку еще раз и приглашает 1-2-х детей тоже умыться – Водичка, умой (Саше, Даше) личико – просит воспитатель. Дети подставляют руки под воду, умываются. Затем вытирают лицо своими полотенцами.
Воспитатель одевает куклу после умывания и предлагает детям с ней поиграть.

Дидактическое упражнение «Причешем куклу»
Программное содержание: Учить отображать часто производимые взрослыми действия (причесывание). Развивать навыки самообслуживания. Воспитывать опрятность. Использовать потешку для расширения словаря.
Материал: кукла, петушок, расческа.
Ход игры
На столе у воспитателя сидит кукла в красивом платье, петушок и лежит расческа.
-Дети, к нам в гости пришла кукла Катя. Она сама не может причесаться. Давайте ей поможем.
Чтобы причесать куклу нам нужен гребешок (расческа). Давайте попросим его у Петушка.
Воспитатель читает потешку:
Петушок, петушок,
Подари свой гребешок.
Ну пожалуйста, прошу-
Я кудряшки причешу.
Петушок дарит детям расческу. Дети поочередно подходят и пытаются причесать куклу. Воспитатель помогает.
Педагог читает потешку еще раз и предлагает причесать кого-нибудь из детей.
Воспитатель показывает детям красивую причесанную куклу. Дети показывают Петушку, как они причесались сами его гребешком и причесали куклу.
Воспитатель, кукла и дети благодарят Петушка и просят его остаться поиграть.

Приложение Е

Анкета для родителей

Фамилия Имя ребенка

Навыки самообслуживания у детей раннего возраста

Критерии самообслуживания

Самостоятельно

С помощью взрослого

Следит за собой (опрятность)

Старается быть аккуратным в быту

Может кушать самостоятельно

Может пользоваться носовым платком

Может раздеваться

Может одеться

Складывает свои вещи

Может убрать за собой игрушки

Моет и вытирает руки

Ходит в туалет

Просит ли помощи, если что-то не получается?


Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

I группа методов

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

  • ? Показ действия.
  • ? Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
  • ? Метод приучения (систематические упражнения).
  • ? Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
  • ? Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т.д.)

II группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

  • ? Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
  • ? Рассматривание иллюстраций, картин (» Дети моют руки», «Дети обедают» и т.д.).
  • ? Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Лекция 4

Раздел 2. Содержание трудового воспитания дошкольника

Тема 2.1. Содержание труда по самообслуживанию

ПЛАН

2. Методика формирования навыков самообслуживания. Младший возраст.

3. Методика формирования навыков самообслуживания. Средний возраст.

4. Методика формирования навыков самообслуживания. Старший возраст.

5. Руководство самообслуживанием.

Вопросы:

1.Раскройте содержание труда по самообслуживанию в дошкольном возрасте.

2. В чем заключаются основные методические приемы по формированию навыкам самообслуживания в каждой возрастной группе?

Самостоятельная работа студента

1. Разработать для детей схему мытья рук.

Литература:

1. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В. Г. Нечаевой. Изд-во «Просвещение», М., 1974 г. – С.28-35.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью , в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания.

Умывание, одевание и т. д. могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, характеризующимися большим однообразием, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию.

При правильно организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большей мере в младших группах детского сада.

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневно выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют определенные трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива и осознают себя как часть этого коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом.

Самообслуживание - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться лишь путем кропотливой систематической работы детского сада и семьи.

В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него .

Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся - можно идти на прогулку, убрал игрушки - можно садиться заниматься.

Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

Для ребенка 3 лет каждый из этих процессов привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворяет его потребность в деятельности и выступает как задача, которую надо решить самому: надеть ботинки, зашнуровать их правильно, застегнуть пуговицы на пальто, пристегнуть резинку. Выполняя эти действия, ребенок напрягает усилие воли, все его внимание поглощено этим процессом.

Трехлетняя Галя вытирает руки после умывания, с усилием трет полотенцем ладошки, потом вытирает каждый палец. Она внимательно следит за тем, что делает, не разговаривает, не смотрит по сторонам. Когда воспитательница обращает внимание Гали на то, что один конец полотенца опустился до пола, Галя перестает вытирать руки, подбирает полотенце, а потом с той же сосредоточенностью продолжает вытирать руки.

"Слава, возбудимый, рассеянный мальчик, надевает чулки. Он поглощен этой работой, не обращает внимания на то, как сидящий с ним рядом Саша стучит ботинками, он не отвечает на вопрос Ларисы, которая стоит перед ним и несколько раз его спрашивает: «А ты нашу Таню знаешь?»

Совсем иначе ведут себя дети средней группы. Одеваясь, они разговаривают между собой, замечают, что делают другие.

Валя, собираясь на прогулку, зашнуровывает ботинки, при этом разговаривает с сидящей рядом Любой, замечает, что у сидящего напротив Виталика упал шарф, и говорит ему об этом, затем спрашивает воспитательницу, можно ли ей сегодня открыть сарайчик с игрушками. Она действует свободно, уверенно. Привычные действия не требуют напряжения внимания.

Дети 6-7 лет, принимая участие в бытовых процессах, чувствуют себя очень уверенно. Так, Толя, не отвлекаясь, быстро оделся сам и помог младшей сестре одеться. При этом он все время учил ее: «Надо все делать самой. Ты уже большая. Надевай вот так платье. А застежка у платья должна быть спереди. Правильно». Его движения быстры, навыки прочны, действия осознанные.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка . Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Являясь главным содержанием трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста, самообслуживание постепенно уступает свое место другим видам труда, однако значение его велико и на ступени старшего дошкольного возраста.

Методика формирования навыков самообслуживания.

Младший возраст

Формируя у детей младших групп навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Дети, приученные к чрезмерной опеке, доставляют педагогу немало хлопот. Однако если воспитатель терпеливо добивается поставленной цели, помогает ребенку тогда, когда он не в состоянии справиться сам, то удается на протяжении полутора-двух месяцев добиться значительных результатов.

Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Воспитатель учит детей совершать действия в определенной последовательности. Взрослый показывает одному-двум детям, как это делается: «Посмотрите, дети, как я умываюсь, - чисто и аккуратно», - говорит воспитатель, сопровождая каждое свое действие пояснением.

Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время воспитатель проявляет большую активность, чем ребенок. Подведя малыша к умывальнику, воспитатель говорит: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом взрослый незаметно для ребенка помогает ему аккуратно и чисто умыться.

Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что дает возможность усложнять требования, например учить их завертывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения отдельными детьми этим навыком, воспитатель привлекает их к помощи сверстникам, предъявляет более высокие требования к качеству умывания.

Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно.

По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть.

Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

Очень важно, чтобы маленькие дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Для этого нужно, чтобы приемы воспитателя обязательно сопровождались словом, объяснением.

Воспитатель закрепляет у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками: «Что же ты не вымыл руки после игры? Как ты будешь держать хлеб, ложку, салфетку? Сразу все запачкаешь. Скорее вымой руки, а мы все посмотрим, какие они чистые». К 3 годам эта привычка может быть сформирована.

Чтобы достигнуть положительного результата в воспитании у детей самостоятельности во время умывания, надо учитывать опыт, накопленный каждым ребенком. Некоторые дети, придя в первую младшую группу из яслей, уже имеют навыки самообслуживания. Это значительно облегчает работу воспитателя. Конечно, и этим детям нужна помощь взрослых, контроль, напоминание. Их воспитатели ставят в пример: «Посмотрите, как Толя хорошо умывается и вытирается». Другие дети стараются подражать ему .

Культурно-гигиенические навыки формируют у детей и в процессе питания: умение самостоятельно и аккуратно есть,- правильно и аккуратно держать ложку и т. д.

Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель показывает, как следует пользоваться хлебом, съедая второе блюдо.

Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к малышу, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Все это надо делать незаметно, не отвлекая других детей от еды. И тут воспитатель ставит в пример детей, которые правильно ведут себя за столом, аккуратно, самостоятельно едят.

Воспитатель организует систематический контроль за правильным пользованием салфеткой.

В одевании и раздевании дети 3-го года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности. Педагог объясняет няне, как нужно учить малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду.

Обучая всему этому ребенка, взрослый одновременно побуждает его активно участвовать в самом процессе одевания: надеть носки, рейтузы, валенки, достать из шкафа пальто и др. Помогать раздеваться следует в первую очередь тем детям, которые больше всего в этом нуждаются.

Ребенок слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое. В следующий раз воспитатель помогает больше другому ребенку, а вчерашнего подопечного проверяет. Когда дети станут самостоятельнее, взрослый предлагает им помочь друг другу расстегнуть сзади пуговицы, зашнуровать ботинки, поставить обувь на место.

Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании сюжетных картинок (например, картинка «На прогулку»).

По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель постепенно переходит от непосредственной помощи им к напоминанию действий. Главное, воспитатель постоянно отмечает успехи детей: «Витя сегодня оделся первый, и посмотрите, как аккуратно».

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить) и в кукольный театр. Содержание таких игр воспитатели могут придумать сами, используя факты из жизни детей группы. Малыши смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами все это выполняют; «Я сама умею одеваться», «А я правильно умываюсь, не лью воду на пол» и т. д.

Особое воздействие на чувства детей оказывают художественные произведения (А. Барто «Девочка чумазая» и др.). Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс легким и приятным, можно использовать песенки, потешки.

Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребенка со взрослым. Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают устанавливать с ними тесный контакт, вызывают у них доверие к взрослому.

Большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми. В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей.

Воспитатель вместе с Верой (2 года 1 мес.) и Сашей (2 года 2 мес.) рассматривают картину, на которой изображен мальчик во время умывания.

Воспитатель. Кто это? (Показывает на действующее лицо.) Правильно, мальчик. А что он делает?

Саша. Моет... вот... ручки.

Воспитатель. Да, мальчик моет руки. Посмотрите, он подставил ладошки под воду и трет их вот так (делает круговые движения руками). Покажите, как мальчик моет руки.

Дети шлепают ладошками по тыльной части рук и произносят: «Вот так, вот так».

Воспитатель. Мальчик моет руки, и они будут чистые. А мама его похвалит: «Ах, какой хороший у меня сыночек! Он сам моет руки!»

Наблюдая, как другие выполняют ту или иную работу по самообслуживанию, воспитатель задает вопросы, побуждающие детей обращать внимание на способ реализации трудовой задачи . Например, показ настольного кукольного театра «Игрушки куклы Тани» (Содержание его просто. У Тани много игрушек: кубики, посуда, животные. Она их бережет, после игры убирает на место.) воспитатель закончил вопросами (от лица куклы): «Есть ли у вас, дети, игрушки? Убираете ли вы их после игры, как это делаете?» В заключение воспитатель обобщает ответы детей - беречь игрушки, самим наводить порядок.
Важное значение для воспитания навыков самообслуживания и самостоятельности имеет наблюдение за этим видом труда других детей .

Воспитатель привлекает внимание ребят к внешнему виду Сони (2 года 4 мес):

- Дети, посмотрите на ноги Сони и скажите, туфельки у нее расстегнуты?
- Нет, - слышатся голоса детей.
- Давайте спросим Соню, кто помог ей застегнуть пуговички, - продолжает воспитатель.
- Полина Ивановна (няня), - отвечает Соня.
- Славная у нас няня, добрая, внимательная, - заключает педагог.- Она нам помогает.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.


Похожая информация.


Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности.

Что включает в себя самообслуживание детей дошкольного возраста (5-7 лет)?

В этом возрасте должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены:
1. Прием пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.
2. Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки);
3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помочью щетки, пользоваться носовым платком по мере необходимости.
4. Навыки опрятности: умение пользоваться горшком, туалетом;
5. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.

  1. Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению ребенка.
    2. Чтобы ребенок мог принять участие в этих процессах, он должен усвоить определенные действия и их последовательность.
    Приведем пример:
    Каждое утро (а так же после прогулки и вечером) ребенок должен умываться (мыть лицо, руки, шею, уши). Сначала нужно хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши. После умывания следует вытереться насухо чистым полотенцем. У ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце осталось чистым после того, как ребенок вытерся, значит, он умылся хорошо.
    3. В процессе прямого обучения скажите ребенку кратко и четко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребенок смотрит на вас.
    4. При необходимости покажите ребенку это действие сами. Показ должен быть неторопливым, четким и последовательным.
    5. После объяснения и показа, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие.
    6. Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, поддерживайте его, спокойно говорите о том, что необходимо сделать именно сейчас («Давай есть медленно», «Говори, пожалуйста, тише»)
    7. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, семейного отношения к чистоте и опрятности.
    8. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, оборудование).
    Например: в шкафах необходимо выделять для ребенка нижние полки для удобства, отдавать предпочтение одежде без лишних застежек и легких в одевании, это касается и обуви.
    9. Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам. К вечеру дети устают и их действия становятся медленными.
    10. Важно при формировании любого навыка, обучать детей определенным действиям, при этом делать эти действия, неоднократно повторяя.
    Например, одевание штанишек может выглядеть так:
    - сядь на стульчик;
    - возьми штанишки обеими руками за поясок;
    - подними ножку и вдень ее в одну штанину;
    - поставь ножку на пол;
    - подними вторую ножку и вдень ее в другую штанину;
    - встань и подтяни штанишки обеими руками.
    11. Главное условие при формировании навыков самообслуживания - это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка - они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.
    12. При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
    Воспитание навыков самообслуживания у детей - это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.