Как развить эрудицию у ребенка, но при этом не превратить его в заучку и ботаника? Учимся и играем: личностное развитие ребенка. Полноценная школа по развитию эрудиции

О методиках, которые не просто передают знания, а делают это в живой игровой форме

Все родители хотят гордиться своим ребенком, видеть его успешным и интересным человеком. В современном мире это невозможно без развитой эрудиции: нужно обладать большим объемом знаний в самых разных областях. Но как вырастить ребенка действительно умным и при этом коммуникабельным, всесторонне развитым, не усаживая его за учебники на круглые сутки? С этим вопросом мы обратились к руководителю школы развития эрудиции у детей «Эврика» Рустаму Назипову.

Назипов Рустам Салаватович — руководитель Школы развития эрудиции у детей «Эврика»

«ВОЛШЕБНЫЕ» СПОСОБЫ ЗАПОМНИТЬ ЗА ОДНО ЗАНЯТИЕ 30 СТРАН

Рустам Салаватович, что дает эрудиция современным детям?

— Надо понимать, что эрудиция — это не просто объем знаний в памяти. Это основа для коммуникабельности, лидерских качеств и стратегического мышления. Во-первых, эрудированному ребенку проще находить друзей: всегда приятно общаться с интересным человеком, который может поддержать разговор на любую тему. Эрудированному ребенку проще учиться в школе и вузе: он положительно выделяется на фоне других детей, его замечают преподаватели. В дальнейшем ему проще работать и вести бизнес: зная больше, можно существенно опережать конкурентов. Представьте, что ваш ребенок знает страны, столицы, флаги всех государств, по первым нотам угадывает произведения классиков, знаком с работами известных художников, понимает, как устроены различные интересные вещи — от гироскутера до космического корабля, — а также знает всех исторических деятелей разных стран мира, основные события, даты и так далее. Как вы считаете, поможет это ребенку в будущем?

С какими трудностями можно столкнуться, повышая уровень эрудиции у ребенка?

— Самое главное — не превратить ребенка в заучку и ботаника. Для этого нужно использовать методики, которые не просто передают знания, а делают это в живой игровой форме. Именно такую задачу я ставил сотрудникам своего НИИ при разработке программ для Школы развития эрудиции. И нам это удалось: занятия не надоедают детям — напротив, очень нравятся. Ребята максимально вовлечены в процесс, совсем не устают и периодически замечают, что каким-то «волшебным» образом, не напрягаясь, за одно занятие запомнили, например, столицы 30 стран. И все это благодаря эффективным техникам обучения.

ПОЛНОЦЕННАЯ ШКОЛА ПО РАЗВИТИЮ ЭРУДИЦИИ

— Вы сказали, что разработкой занимался НИИ. Что это за институт?

— Кроме прочего, я являюсь руководителем научно-исследовательского института «Эврика», который уже почти два года занимается разработкой методик эффективного обучения. Изначально мы создавали методики по развитию памяти, внимания, логики и других навыков, подготовили и издали более 30 книг для самостоятельной работы. Чуть позже, исходя из запросов читателей, решили открыть полноценную школу по развитию эрудиции, которая работает как раз по этим методикам.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия в школе.

— Перед тем как записаться на занятие, ребенок вместе с мамой или папой, бабушкой или дедушкой проходит собеседование. Методист определяет текущий уровень ребенка, мотивацию, цели. На основе этой информации педагог принимает решение, действительно ли наше обучение подойдет ребенку. Если да, то мы подбираем для него группу по возрасту и уровню, а также удобный график. Занятия проходят два раза в неделю, каждое посвящено определенной теме. Помимо основных занятий, мы периодически проводим интеллектуальные игры между группами. Это позволяет детям обрести уверенность в себе и завести новых друзей.

Как вырастить умного ребёнка? Попробуем найти ответ в личном опыте тех, кто уже сумел воспитать детей с выдающимися интеллектуальными способностями.

Новосибирский школьник Максим Борисов – финалист телеигры «Самый умный». На протяжении нескольких лет он принимает участие в проекте, удивляет зрителей своей эрудицией и глубокими знаниями.

В этом интервью мама Максима, Татьяна Юрьевна отвечает на вопросы, есть ли у неё какие-то собственные секреты обучения, с какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей и как школа может убить интерес к знаниям.

— Многие мамы, вдохновившись идеями раннего развития, учат малышей с двух месяцев читать, с трёх - считать, в надежде, что в школе ребёнок будет показывать выдающиеся результаты. У вас есть собственные секреты воспитания?

— В ситуации с Максимом процентов восемьдесят заложено генетикой, я в этом уверена абсолютно. Потому что когда совершенно независимо от твоих усилий ребёнок в три года, ещё не умея толком говорить, начинает читать бегущую строку, по-другому это невозможно объяснить. Есть такое выражение «природа отдыхает», я думаю, природа отдохнула на мне, потому что мне всё доставалось с трудом – и отличная учёба в школе и всё остальное.

А у Максима как-то всё легко и само по себе, с малолетства. Первая книжка, которую он начал читать - толстенный справочник товаров, в нём маленькие картинки и подписи к ним. Он сидел и листал их до бесконечности. Начал показывать буквы, ещё когда не умел говорить. Читать стал сразу словами. До сих пор не понимаю, как это всё происходило, но о том, что слова делятся на слоги, он узнал, только когда пошёл на подготовительные занятия к школе.

Читал он всегда очень много. Каждый день мне нужно было вернуться домой с работы с какой-нибудь книжкой, любой, даже самой маленькой. С малолетства он включал в речь какие-то фразы из книг. Так однажды в песочнице, когда я забирала его домой, он громко произнёс: «Друзья, смеркается, не пора ли нам по домам!». Мамочки рты пораскрывали, дети вообще не поняли, о чём это он.

Никаких специальных методик или занятий у нас не было. Он был самым обычным, далеко не идеальным, очень шумным ребёнком. Даже если он читал книги, он тут же бегал, одновременно могло быть открыто три книги.

Действительно необычно то, что память у ребёнка феноменальная, этого не отнять. Но это всё было дано природой. И я думаю, что большинству детей по определению очень много природой отпущено. Просто кто-то из родителей в силу занятости сажает ребёнка в три года за компьютер, и он там пропадает навсегда. А кто-то не сажает. У нас, так получилось, компьютер появился уже в классе седьмом. Поэтому всё детство Максим читал книги, в основном энциклопедии.

И, как ни странно, нашим другом был телевизор. Ребёнок смотрел на всё широко открытыми глазами. Тогда появились первые познавательные каналы, вроде Animal Planet, смотрел их и мультфильмы. Он впитывал всё в себя, как губка. Единственное, что нам оставалось, это не мешать, а помогать: покупать бесконечные книжки, игрушки, кассеты.

В четыре года мы стали учить Максима английскому, на шахматы записали. Если ребёнок быстро всё схватывает, надо было его чем-то занимать.

Мы самые обычные люди. Я не знаю, откуда у него всё это, природой дано. Я до сих пор, когда мне нужно до него достучаться, говорю: «Тебе столько отмеряно, что если ты это не будешь использовать, Господь тебя накажет».

— Получается, как будто он сам всему научился?

— Далеко не всё было гладко. Были проблемы с любыми занятиями, связанными с мелкой моторикой. Он не брал в руки карандаши и ручки, не хотел писать, а я насильно не заставляла. Ему не была интересна лепка или конструкторы. До сих пор, всё что нужно делать руками, не любит.

С почерком проблемы. Когда мы поступали в первый класс, на тестировании психолог попросила нарисовать рисунок на тему «я пошёл в школу». Максим пыхтел долго, приносит рисунок: на листке наискосок какой-то заборчик. Вгляделись и видим, он написал «я пойду в школу» одной строчкой. Не нарисовал, а записал фразой, так как понял. Он через буквы и фразы воспринимает этот мир.

И при этом терпеть не мог писать сочинения. Я до сих пор помню его первое сочинение в школе. Дали задание на дом: написать текст из пяти предложений про осень. Написал, подхожу, читаю: «Осень. Тихо. Падают листья. Иногда идёт дождь. Какая прекрасная пора

— Может быть, это чувство юмора такое тонкое!

— Да какое там чувство юмора! Нет, лень двигатель прогресса. Вообще я никогда не заставляла его особо что-то делать, не хочешь рисовать - не рисуй, возьми книжку почитай. И особых проблем никогда не было. Главное, чтобы было чем заняться. Это был главный «гундёж»: давай что-нибудь поделаем, давай поиграем. Это так трудно, с такими детьми надо постоянно разговаривать, не отмахиваться. Вот мы гуляем по зоопарку четыре часа, домой приходим, укладываю спать, сажусь рядом, и он просит рассказать ему о том, как мы с ним ходили в зоопарк. Представляете, сижу час и рассказываю: «Мы с Максимом сегодня ходили в зоопарк, он там видел медведя, ел мороженое…». Зачем ему это надо было?

— И всё-таки о раннем развитии детей, вы «за» или «против»?

Мне все мои друзья говорят, что я «балованая мать». Потому что мне кажется, что все дети такие. Со мной спорят, а я пытаюсь доказать: они все талантливые, просто вы этого не замечаете.

Моё убеждение: если что-то не дано, не стоит мучить ребёнка. Не надо мамочкам реализовывать в детях собственные амбиции, надо просто остановиться, посмотреть и послушать своего ребёнка. Да, он не станет никогда ни счетоводом великим. Но, может быть, у него руки золотые, и его нужно вовремя отдать в художественную школу. Не мучить его с чтением, а купить карандаши и краски, позволить изрисовать ваши обои, и, может быть, это и будет для него самым лучшим. И дальше в нём эти способности развивать, пускай даже он при этом будет иметь самый средний интеллект.

Другой ребёнок любит спорт, и пока он маленький, ведите его в фигурное катание или в бассейн. Пускай он не станет знаменитым спортсменом, но с малолетства будет в нём заложено стремление к лидерству. Но здесь, конечно, нужно всегда быть в напряжении, чтобы это стремление к лидерству не привело к чему-то плохому. Это трудно, это работа. Мало наклеить табличек, следуя методикам, пока он маленький. Гораздо сложнее воспитывать детей, когда они начнут подрастать. Они становятся такими неуправляемыми.

Нужно прийти к пониманию того, что дети нам ничего не должны. А мы вот обязаны, потому что мы их дали им жизнь. Я не говорю, что их нужно одеть в самое лучшее или накормить самым вкусным, нет, мы должны им в плане отношений.

— То есть, по вашему мнению, наблюдать и поддерживать достаточно, чтобы из ребёнка вырос умный и успешный человек?

— Я убеждена, чтобы ребёнок правильно развивался, нужны три составляющие .

Первое , это, конечно, поддерживать то, что дала природа, помогать развивать.

Второе - окружение, оно имеет огромное значение. Человек - создание не статичное, он постоянно меняется и либо дотягивается до уровня тех, кто умнее и успешнее, либо становится хуже, чем есть, равняясь на окружающих людей. Всё зависит от того, кто рядом. Я иногда завидую семьям академиков: показывают их в каких-то программах, за спиной - книжные стеллажи во всю стену. Представляете, как такая среда сама по себе воспитывает!

Ну и третья, очень важная составляющая - педагоги. Прежде чем повести ребёнка в школу, не надо смотреть на её регалии и престиж. Сходите и посмотрите в глаза учителям младших классов, и вы сделаете правильный выбор.

Нам очень повезло с первой учительницей, они отлично с Максимом сошлись по темпераменту, она его понимала и заинтересовала учёбой. Он из школы не хотел уходить! Он очень любил выступать у доски и расстраивался, когда его не спрашивали. Она умела найти подход и объяснить, что он не один в классе и у доски должны отвечать все, а не только он. Потом тоже были очень хорошие учителя. Максим любил выступать на научно-практических конференциях. Однажды делал проект по экологии, и учительница всместе с ним ходила на улицу брать у прохожих интервью: «Что вы думаете насчёт загрязнения окружающей среды?». В итоге удивительная работа получилась.

А на следующий год была другая учительница, просто дала книжек почитать. И на этом как-то интерес утих. Педагоги играют очень важную роль.

В средней школе вообще интерес к учёбе пропал. Вместо любимой учительницы пришла педагог старой формации, которая говорила, что «он звездит». В итоге они не нашли общий язык. А я понимала, что он не охладел к информации, а просто исчез живой интерес к учёбе и школе. Я считаю, что это проблема нашего образования, среднее звено в школе провальное, 30% детей «теряются» как раз в этот период.

— В нашей стране «одарённые дети» – особая категория школьников. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов и возможностей, чтобы такие дети могли разивать свои таланты?

— В моём понимании, возможности есть, но их нужно уметь разглядеть и правильно использовать. Проходят олимпиады, конкурсы, но нужно о них вовремя узнать и найти подходящие. Многое зависит от школы. Есть ли там учителя-энтузиасты, заинтересованные в продвижении своих учеников. И конечно, от родителей, которым тоже нужно быть в теме, интересоваться. Для начала нужно захотеть заниматься развитием своего ребёнка.

— На сайте программы «Самый умный» постоянно повторяют, что «умным быть модно». Вы согласны с этим утверждением?

— Согласна абсолютно. Если применять терминологию наших детей, то есть «ботаники», а есть умные. Вот «ботаники» как раз не умные, а просто заучки. А умным быть даже не столько модно, сколько важно. Мне кажется, сейчас довольно много таких детей, которые совсем не такие, как наше поколение. Они просто фантастические дети, с необыкновенным интеллектом, невероятным объемом знаний, информационные ходячие энциклопедии. Это люди новой формации. И мне кажется, именно они принесут что-то новое в нашу жизнь.

Они, мне кажется, изначально рождаются уже с каким-то запасом знаний, только потом одни вспоминают больше, а другие меньше. Они обсуждают темы, которые требуют широкого кругозора. Когда встречаются с ребятами из телепроекта, обсуждают не шмотки или путешествия, а спорят на какие-то сложные темы, апеллируя к фактам, датам, фамилиям, которые я даже и не слышала никогда. Если у тебя нет этого запаса знаний, о чём и с кем ты будешь разговаривать? А так им интересно общаться друг с другом. Так что, мне кажется, не надо сейчас грешить на детей.

Но при всём при этом, они такие конформисты. Они умеют говорить то, что хотят слушать, то, что от них ждут. Главное, чтобы отстали. Приведу пример. У нас полугодие заканчивается, а пятерок Максим получил не достаточно, на мой взгляд. Едем в машине, он мне говорит: «Мам, я понимаю, я полгода ваньку валял, не учился. Всё, надо со следующего полугодия взяться за ум». Я всё слушаю, когда он замолчал, говорю: «Ты мне всё это говоришь, чтобы я сама не тратилась на эти речи?». То есть он сказал всё то, что я по этому поводу думаю. Как-то умеют они приспосабливаться, чётко знают, чего от них хотят и «на тебе, мама».

— А на самом деле хотят чего-то другого?

— Вот вы знаете, самое страшное, что на самом деле они ничего не хотят. Вернее, они не знают, чего хотят. Мы, их родители, выросли во времена, когда нас отпускали гулять с ключами от квартир на шее, был один на всех во дворе велосипед. Мы к моменту рождения наших собственных детей ещё сами не наигрались в игрушки, и поэтому, как только появилась возможность, стали буквально закидывать их всем. У них всё есть, им нечего хотеть.

Мы о чём мечтали? Чтобы во всём мире был мир, чтобы не было войны, потому что бабушки и дедушки наши воевавшие были ещё живы и это было нам близко. Мы живо обсуждали историю девочки, которой доктор пообещал выздоровление, если она соберет тысячу бумажных журавлей, и искренне хотели, чтобы эта девочка не умерла. Я нисколько не придумываю, так большинство из нас думали. Мы переживали за угнетённых в Африке, про которых нам рассказали на уроках политинформации и радовались, что живём в Советском Союзе, и у нас такого нет.

Поймите, это не ностальгия. Просто у современных детей такого нет, они этого хотеть не могут по определению. Нет идеи как таковой. О чём они могут мечтать? Чтобы наша экономика стала лучше? Да вряд ли. Обладать каким-то запасом знаний? Да их и так полно. Это хорошо, если ребёнок, например, в детстве нашёл собачку раненую и понял, что всю свою жизнь посвятит животным, и все его мечты и планы вокруг этого строятся. А если не нашёл своё?

Сегодня им не надо соревноваться, они все одинаковые. Вот мы, наше поколение, почему такие: всё берём и берём, потому что мы начали с одного уровня жизни и всё время достигаем чего-то. А у них и так всё есть, они сытые. Они отдыхают за границей. Мы не олигархи, но даже семья со средним достатком может позволить себе отправить ребёнка, например, учиться языку в летний зарубежный лагерь. Есть возможности. Я недавно сына спрашиваю: «Хочешь в Австралию на лето?» – такое ощущение, что в Тогучинский санаторий я ему предложила поехать.

Они очень просто относятся к деньгам. Даже если один разговаривает по айфону, а другой по простому телефону, они всё равно одинаковые, и им хорошо. У Максима и ребят, с которыми он общается, совершенно нет «вещизма», заставить купить новые джинсы невозможно, ему не надо.

Я недавно была в Австрии, и меня там поразили люди: они тоже ничего не хотят! У них всё хорошо, у них чистые, незамутнённые тревогой лица. И у них всё просто: если он сын пекаря, то будет пекарем всю жизнь. И ему от этого хорошо, у него достаток, он социально защищён, он печёт вкусные булки, которые нравятся людям, у него достойный образ жизни. Может быть, и наши дети к такому отношению к жизни постепенно идут.

Максим, при всём своём развитом интеллекте, выдаёт хороший, но средний результат. Мне-то надо лучше, мне надо больше пятёрок, чтобы на все олимпиады ходил и побеждал! А он всё время: «А зачем?». На все предложения «Мне не надо, мне и так хорошо».

— Вы не боитесь, что при таком отношении к жизни, при всех великолепных данных ребёнок просто не найдёт себя?

— Когда я над этим задумываюсь, меня это, конечно, тревожит. С одной стороны, он, конечно, амбициозен. С другой – не хочет ничего никому доказывать и очень ленив, по моим меркам.

Мне говорят: «Ты много хочешь от него». Но я уверена, чем выше планка, тем лучше. Пусть он не допрыгнет до неё, но он прыгнет явно выше, чем если заранее опустить планку. Так бы ходил легко и перешагивал.

Я понимаю, что тот уровень жизни, который мы сейчас имеем, он обеспечит без особого труда. В нашей стране нехватка кадров катастрофическая, это я вам как предприниматель говорю, у меня свой маленький бизнес. Если человек что-то из себя представляет, то можно вырасти. Пахать, конечно, нужно, но успехов можно добиться любому человеку, и без «богатого папы». Разница лишь в том, что стартовые возможности у всех разные, кто-то начинает с хорошей финансовой подушки, а кто-то с нуля.

А может быть, и не нужно стремиться быть олигархом. Если он не добьётся каких-то особых успехов, я к этому готова. Я просто знаю цену этих успехов. Я хочу, чтобы у меня был счастливый и здоровый ребёнок, и чтобы он дожил до старости. Главное, чтобы бревном на диване не лежал. Может быть, так должно быть, что лучше заниматься в жизни тем, что нравится, не напрягаясь. И может быть, Максим будет счастлив работать экскурсоводом в музее или обсерватории, тут вам и благодарные слушатели, и есть, где показать свои знания. Я для себя решила: всё что я могла ему дать, я в него вложила, а дальше, как будет. Главное, чтобы был счастлив.

Интеллект
является основой,
базой для эрудиции

Это только с глупым человеком никаких особых вопросов не возникает. А вот с умным - всегда непросто. И для начала, попробуйте определить его ум одним словом.

К примеру, всезнайку, способного объяснить что угодно, часто называют интеллектуалом. Иногда – эрудитом.

Для многих эти понятия настолько близки, что употребляются просто как синонимы. И это весьма распространенное заблуждение, приводящее к родительской ошибке.

В наш информационный век эрудированные дети далеко не редкость.

Именно они, краса и гордость родителей, поражают окружающих сведениями из самых разных областей: безошибочно называют столицы государств, не путаются в многочисленных марках заграничных автомобилей.

Будучи поставлены на возвышение, читают длинные стихи на семейных праздниках, мальчики приводят в восторг слушателей знаниями из истории, а девочки – из мира моды и так далее.

Таким образом, эрудиция просто подменяет интеллект, что в корне неверно.

Интеллект – это общий уровень развития всех познавательных способностей человека: восприятия, внимания, мышления, памяти и воображения.

Эрудиция - широта познаний человека в различных областях жизни. Проще говоря, набор информации, которой человек оперирует. В то время как интеллект – инструмент, с помощью которого информация добывается, обрабатывается, хранится и используется.

С помощью внимания и восприятия ребенок видит и чувствует нечто новое, мышление и воображение принимают деятельное участие в обработке новой информации, память услужливо хранит все вновь приобретенное, и уже снова мышление помогает использовать полученное, освоенное и хранимое в повседневной жизни.

Вот и выходит, что быть по-настоящему эрудированным человеком невозможно без развитого интеллекта. Здесь не стоит вопрос что первично. Интеллект является основой, базой для эрудиции. Именно поэтому следует уделять пристальное внимание целенаправленному развитию интеллекта ребенка.

Сразу возникает вопрос: как это делать? Здесь на помощь педагогам и родителям придут различные развивающие пособия: , лото, конструкторы, настольно-печатные игры и прочее. Например, наши тетради – это единая система всестороннего развития интеллекта у ребенка. С их помощью дети легко осваивают навыки чтения, письма и счета, уверенно ориентируются в часах и календаре, да вообще чувствуют себя уверенно в большом окружающем мире.

Познавательные процессы нуждаются в постоянной тренировке. С этой задачей великолепно справятся «Фигуры Буракова». Это эффективный тренажер интеллекта, где вы найдете десятки увлекательных упражнений разного уровня сложности. Более подробно об этом смотрите .

Все в жизни взаимосвязано. Развивающийся интеллект ребенка сам начинает искать необходимые объемы информации. Повышается интеллект – растет эрудированность. И для этого роста как нельзя кстати подходят разные детские энциклопедии, атласы, путешествия, посещение музеев и выставок, просмотр познавательных передач, чтение книг.

Простой и важный вывод из всего сказанного: нельзя, да и невозможно противопоставить интеллект и эрудицию. Одно зависит от другого, одно на другое влияет и подталкивает к совершенствованию. Невозможно сделать выбор в пользу чего-то одного. Если говорить в общих чертах, умный человек – это эрудированный интеллектуал. Именно так и должен развиваться ребенок.

Тимур Тепленин и Анастасия Балыкина

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!

Как вырастить умного ребенка – вопрос, интересующий каждого современного родителя. Если вы хотите, чтобы ваш малыш добился успеха в жизни и стал умным человеком, необходимо приложить максимум усилий. И начинать придется с самого рождения. Обнимая, играя со своим чадом, разговаривая и читая ему книги, вы закладываете основы для его интеллектуального развития. Предлагаем вашему вниманию 12 шагов по воспитанию умного ребенка.

1. Любите вашего ребенка. Когда вы проявляете нежные чувства, обнимаете, целуете вашего ребенка, вы не только передаете ему ощущение безопасности и покоя, но и помогаете развивать его мозг. Исследования американских ученых показали, что любовь матери физически влияет определенные области мозга, которые отвечают за эмоции, память, стрессоустойчивость и обучение.

2. Говорите с ребенком . Это развивает речевые навыки малыша. Также слушайте ребенка, когда он говорит. Тем самым вы поощряете желание общаться и совершенствуете его речь. Почаще задавайте ему открытые вопросы, например: «Что ты сегодня делал в детском саду?» Такие вопросы помогают ребенку осмыслить то, что он знает, и дают понять, что его мнение имеет значение. Используйте в речи неизвестные малышу слова. Он обязательно догадается, что они означают, если их употребить несколько раз в знакомом контексте.

3. Читайте ребенку книги. Начинайте читать, даже если он еще не понимает слов. Это не только даст ему фору в развитии языковых навыков, но и привьет интерес к чтению. Начав читать еще в дошкольном возрасте, ваш ребенок хорошо подготовится, чтобы в дальнейшем хорошо разбираться в литературе, истории и математике. Предложите вашему малышу уютно устроиться на диване и почитать с вами. Храните книги на полках и журнальном столике. Маме в копилку:

4. Пусть ваш ребенок играет. Несерьезная, казалось бы, возня с игрушками создает основу для его интеллектуальных, социальных, физических и эмоциональных навыков. А когда ваш малыш играет в коллективные игры, он учится обмениваться идеями, впечатлениями, чувствами и опытом с другими детьми.

5. Поощряйте физические упражнения. Занятия физкультурой не только делают вашего ребенка сильным и спортивным, но и развивают интеллект. Упражнения увеличивают приток крови к мозгу. Кровь, в свою очередь, доставляет кислород и глюкозу, в которых нуждается головной мозг для повышения внимания и умственной концентрации. А прыжки со скакалкой укрепляют вестибулярный аппарат, что совершенствует пространственное мышление.

6. Сделайте музыку частью жизни ребенка. Исследования показывают, что прослушивание музыки не только улучшает память и внимание малыша, но и снижает стресс, который пагубно влияет на развитие ребенка. А обучение игре на музыкальном инструменте помогает формировать абстрактно-логическое мышление.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Будьте положительным примером. Дети учатся, глядя на взрослых. Если ваш ребенок видит, что вы читаете, рисуете картины, занимаетесь музыкой или любым другим творческим занятием, он станет подражать вам.

8. Ограничьте просмотр телевизора. Вашему ребенку не следует смотреть телевизионные программы до двух лет. Если малыш проводит слишком много времени у голубого экрана, то он устраняется от выполнения более важных для интеллектуального развития действий: игры, общения со сверстниками и чтения книг.

9. Кормите ребенка правильно. Чтобы вырастить ребенка умным, недостаточно только духовной пищи. Богатая белком диета (яйца, рыба, мясо и орехи) улучшает внимание, скорость реакции и мыслительные процессы малыша. Углеводы, которые находятся в злаках и фруктах, дают его мозгу топливо. Очень важны для полноценного развития витамины и минералы. А вот обработанные углеводы (содержатся в конфетах, выпечке, гамбургерах, пакетированные соки) не лучшим образом влияют на концентрацию внимания, сосредоточенность и уровень активности.

10. Обеспечьте ребенку полноценный сон. Здоровый сон так же нужен малышу, как вода и прием пищи. Родители тех дошкольников, которые спят меньше нормы, рискуют столкнуться с истериками, нервными срывами. Также у детей могут ухудшиться внимание, память и даже зрение. Во сне ребенок не только отдыхает физически, но и набирается сил для активной умственной работы. Поэтому с самого раннего детства нужно приучать малыша к правильному режиму сна и бодрствования.

11. Помогите ребенку развить упорство и выдержку. Твердость характера – это склонность преследовать долгосрочные цели, трудолюбие и выносливость. Иногда упорство важнее, чем врожденный талант или интеллект. Расскажите, как вы добивались поставленной цели, несмотря на неудачи и разочарования.


12. Выбирайте «умные» компьютерные игры. К сожалению или счастью, информационные технологии и гаджеты все прочнее входят в нашу жизнь. Выбирайте для ребенка такие компьютерные игры, которые могут научить его буквам, математике, музыке и многому другому. Они также развивают координацию рук и глаз и подготавливают к завтрашним технологиям. Что еще более важно, малыш усваивает это, пока играет. Но не забывайте, что ни один современный гаджет не заменит ребенку общения с вами и сверстниками.

Не жалейте времени на ребенка, если хотите, чтоб он вырос умным и способным!

Как приятно папе и маме, когда воспитательница в детском саду или учительница в школе хвалит их ребенка или выражает благодарность за его воспитание. И как досадно слышать о плохом поведении, непослушании, низких способностях своего чада к какому-либо предмету или занятию.

Дорогие родители! Если ваш ребенок, мягко говоря, не отличается сильными умственными способностями, то виноваты в этом Вы. Да, конечно это не одна, но, несомненно, самая главная причина такого положения дел. Все кроется в банальной нехватке времени для своего малыша.

Чтоб понять, в чем суть вопроса, давайте уделим немного внимания особенностям физиологии человека и научным доводам в этой отросли. До трех лет в детском мозге формируется более 1000 миллиардов нейронных связей, а это в два раза больше, чем у взрослого. В возрасте до 10 лет детский мозг имеет очень высокую плотность. А вот начиная с одиннадцати - он постепенно избавляется от неиспользованных «проводов», и неразбериха нервных связей со временем упорядочивается.

Еще во время перинатального (внутриутробного) развития определенное количество клеток мозга образует целую сеть связей с иными клетками в организме. В результате таких процессов центральная нервная система - это и есть мозг, управляет работой всех жизненно необходимых функций организма, например: дыхание, сердце.

А все остальные нейронные связи ждут соединения. Суть роботы клеток в мозге как раз и предполагает создание таких соединений. Каждая клеточка пускает импульсы другим во всем организме и, соответственно, имеет возможность принимать, посылаемые ей. Одна клетка способна поддерживать около 10 тысяч связей, которые передаются благодаря специальным химическим веществам, одним из которых является серотонин. Вот эту невероятно сложную сеть порой называют «электрической схемой» мозга.

Новейшие исследования в этой отросли, доказывают, что временем, когда образовывается наибольшее количество синапсов (другими словами, связей между клетками) является возраст от самого рождения и до десяти лет включительно.

Благодаря многократному повторению определенных связей, они становятся уже не временными, а постоянными. Например, для того чтоб ребенок был отменным оратором, его следует приучать к речи, начиная с пеленок. Вероятность того, что малыш в будущем станет эмоционально чутким человеком, повышается при условии, что первый его лепет был принят улыбками, радостью, а не в коем случае не безразличием. Игра для маленького человека имеет огромнейшее значение, так как благодаря ней, он адаптируется в социуме. Следственно, нехватка ее ведет к проблемам социальной адаптации.

Учится человек продолжает вся жизнь, но в детском возрасте предпосылок для этого во много раз больше.

Поэтому самый правильный способ помочь сформировать необходимые нервные связи у деток - это окружить их нежной любовью, заботой, вниманием, обеспечить безопасность и благоприятные условия для развития.

Наши дети очень нуждаются во внимании, людях, которые разговаривают с ними, читают, поют, а не просто иногда мелькают перед глазами.

Игра - это главное повседневное занятие для ребенка дошкольного возраста. Но для этого ему часто нужен партнер. Замечательно, если им являются родители, так как это способствует не только всеобщему развитию малыша, но и дальнейшему взаимопониманию между ними.

Рассмотрим игры, которые приемлемы для годовалых детей.

К одному году жизни дети любят толкать всяческие предметы. Им приносит удовольствие понимание того, что это именно они приводят в действие какую-то вещь, заставляют ее двигаться. Игры, связанные с толканием, дают возможность детям ощущать свою власть, силу над предметами. Это незаменимый способ для развития уверенности в самом себе и координации движений. Возьмите пару нетяжелых предметов, например: машинку с колесиками, мягкую игрушечку и тому подобное. Произносите «раз, два, три, толкаем!» и сделайте это. Продолжайте счет, побуждая малыша повторять Ваши действия.

Заботу и ласку любят все живые существа. Одним из способов развить такие качества в маленьком человеке, является следующий. Сядьте со своим ребенком на пол, захватив с собою парочку его любимых игрушек. Возьмите одну из них, пожалейте, приговаривайте нежные слова. Нужно, чтоб ребенок это видел и слышал - учился быть вежливым. Потом то же проделайте, взяв на руки малыша. Потом дайте игрушку ему и побуждайте к подобным действиям. Если ребенку не будет хватать заботы и ласки в детские годы, с него может получиться жестокий человек или такой, что не умеет быть нежным с другими.

Поупражняйтесь в пении любимых песен тоненьким голоском. Приласкайте детеныша и спойте ему песенку обычным голосом, а вслед за этим - высоким. Слова, произносимые фальцетом, очень концентрируют внимание, поэтому это хороший способ продемонстрировать на сколько важна речь в жизни.

Детки очень любят игру «раз, два, три, бум». Для этого следует посадить малыша на руки к себе и произнести эту фразу, а потом нежно, аккуратно прижать свой лоб к головке ребенка. После, каждый раз приговаривая слова, и прижимайте к себе щеки, локти, подбородок, коленки, уши, ножки маленького. В процессе такого общения у него вырабатываются необходимые для роста, гормоны. Это еще раз подтверждает то, насколько важна Ваша любовь.

Когда ребенок начнет пытаться ползать - поощряйте это занятие. Оно развивает и укрепляет мышечную структуру. Если детки начинают ходить или ползать очень рано - это абсолютно нормально, просто специальные минералы в мозге выработались раньше.

Известная всем с детства игра в «ку-ку» не только горячо любима для многих малышей и малышек, но и предельно необходима для развития мозга. Играть можно в несколько способов: закрывая руками глаза; прячась за дверью и выглядывая; нарисовав на большом пальце руки мордашку и пряча ее в кулачке; заслоняясь полотенцем и другие. Игра в «прятки» способствует образованию тысяч ассоциаций, а также их дальнейшему закреплению.

Развивать словарный запас, мышление можно с помощью чтения книг. Также ребенок привыкает к Вашему голосу. Прививается любовь к литературе с самого маленького возраста.

Ритмически стуча по ладошке, ножке и других частях тела, Вы помогаете развивать своему ребенку чувство такта, ритма, слух. Также попутно можно приговаривать, к примеру «Кую, кую сапожок, подай, бабка, молоток. Не подашь мне молоток, не подкую сапожок!»

Чтобы научить малыша ориентироваться в пространстве, можно прочитать ему стишок:

Кто поздно ложится,
Будет маленьким,
А кто рано ложится,
Вырастет большим.

При произнесении слова «маленьким» опускайте ручки вниз к ножкам, и поднимайте вверх, к слову «большим».

Купите игрушки, что рассчитаны для развития мелкой моторики рук, ног. Например, клоун, выскакивающий с коробки, когда его крутишь за ручку.

Таким образом, ребенок просто нуждается в заботе, внимании и развитии. Поэтому то, на сколько малыш будет умен и какие будет иметь способности зависит от Вас! Не жалейте времени на него в раннем детстве, чтобы потом не сетовать на плохую успеваемость вашего чада во время учебы.

Разговаривайте со своими детьми, окружайте их своим присутствием в достаточном количестве и радуйтесь их успехам и достижениям.

Терпения Вам и удачи!