Патриотизм начинается с любви к малой родине. Патриотизм начинается с детства — образовательная среда

Были времена, когда слова «патриотизм» и «патриот» воспринимались чуть ли не как ругательства. Но со временем общество стало понимать истинные значения данных слов. Что сегодня обозначает региональный патриотизм?

Развитие общества в последние два десятилетия показывает, что люди начинают возвращаться к корням некоторых понятий бытия любой нации, любого этноса, да и самого человека. С чего начинается патриотизм? Имеет ли он какое-то материальное воплощение? Или можно выйти на улицу, бить себя в грудь и говорить, что, мол, я патриот?

Патриотизм начинается с собственного дома, улицы, села или города. Потом по мере осознания человека эти границы расширяются до регионального, до общероссийского уровня. А в чем-то, в каких-то сферах, это входит и в общечеловеческий уровень. Например, понятия «добро» и «совершение добра» не всегда имеют границ, особенно в науке. Человек самоотверженно трудится и открывает нечто, которое полезно не только для своей родины, но и для человечества.

Конкретно говоря о российском и региональном патриотизме, считаю, что их нужно прививать детям, начиная с малых лет.

Сегодня иной раз говорят: «Ребенку 11-13 лет. Что ему растолковать? Рано еще». Уверен, что в этом возрасте уже не воспитывать, а перевоспитывать надо. Патриотизм – это не абстрактное понятие, это отношение человека к окружающей среде, людям. Надо воспитывать с самых малых лет, в чем-то даже с детского сада. И в составной части должно быть именно воспитание именно на трудовых навыках.

К большому сожалению, этот аспект за последние два-три десятилетий выпал не только в общественном сознании, но и в школьном образовательном аспекте. Патриотизм сам по себе не возникает, его надо сформировать. Для патриотизма у человека должны быть какие-то ориентиры.

Иногда у меня спрашивают, есть ли среди якутов националисты? Я задаю в противовес другой вопрос: «А вы считаете якутский этнос нормальным этносом?» Тогда некоторые опешат. Националисты есть в любом этносе. Я знаю пару десяток человек с такими крайними взглядами в Якутске. Но сказать, что у якутов есть массовый национализм – нельзя. Поэтом нужно четкое разграничение – политический этнорадикализм был, есть и очевидно некоторое время, по мере созревания общества, еще может быть. Отдельные националисты были, есть и будут. Но общество не должно ориентироваться на подобных людей.

Павел Казарян – доктор исторических наук, профессор Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В преддверии праздника Великой Победы 9 мая мы вспоминаем то тяжелое для нашей страны и всего мира время. Помимо смелости, воли, мужественности и самопожертвования, преодолеть все тяготы и сокрушить врага нашим соотечественникам помогла сильная любовь к Родине. На этой неделе мы обратились к нашим парламентариям с вопросом: с чего же начинается такое исключительное социальное чувство как патриотизм?

Игорь Морозов , член Комитета Совета Федерации по международным делам:

Патриотизм начинается с любви к родному дому, к тому, что отец и мать вкладывали в тебя с детства. Это, в том числе, и гордость за свою малую Родину, за всё то, что тебя окружает во взрослой жизни. Я говорю о возможностях, которые человеку для самореализации предоставляют общество и государство.

Ольга Ковитиди , член Совета Федерации от Республики Крым:

Я родом из прошлого века, где была замечательная песня «С чего начинается Родина…». Так вот, патриотизм включает в себя все те понятия, которые упоминаются в тексте этой песни. Но, в первую очередь, патриотизм начинается с осознания того, что завтрашний день может не наступить, если мы не будем беречь свою семью, Родину и веру. Три этих понятия знаменуют нашу жизнь, а потому являются самыми важными для каждого человека.

Виктор Рогоцкий , член Комитета Совета Федерации по экономической политике:

В основе патриотизма - любовь к Родине, к родительскому дому, к тому месту, где ты живёшь. Патриотизм зиждется на любви к своим близким. Следующая составляющая - это работа, которую должны проводить общество, государство, общественные организации в направлении воспитания патриотических чувств и уважения к своей стране. Мы любим не ту родину, где жить сытно, а ту, где жить интересно и есть уважение людей к друг другу, где граждане ощущают возможность раскрыть свои таланты. И, кстати, чтобы любить жизнь, нужно быть патриотом!

Людмила Козлова , заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике:

Патриотизм начинается с семьи каждого из нас, когда ребёнку с рождения с любовью внушают чувство уважения к стране, в которой он живёт. Дальше человек попадает в социум, и там тоже работа не должна прекращаться. То есть детский сад, школа, институт обязаны проводить патриотическую работу.

Важно понимать, что истинный патриот не тот, который критикует жизнь в своей стране и прикрывает эту критику болью за Отечество, а тот, кто много не кричит, а целенаправленно старается изменить ситуацию к лучшему.

Александр Селянин , и.и. председателя Законодательного Собрания Республики Карелия:

Патриотизм, по моему глубокому убеждению, начинается с уважения к родителям и любви к своей малой Родине. Только на такой нравственной основе патриотизм будет искренним чувством, а не пустой идеологической схемой. Знакомство с культурой, героической историей, традициями своих родных и своего края - вот основа основ в воспитании настоящих граждан.

Кстати, противники патриотизма как общественно значимого для нашей страны явления часто цитируют англичанина Самуэля Джонсона, заявившего в полемике, что «патриотизм - это последнее прибежище негодяя». Но при этом забывают, что в своем словаре он дает короткое и исчерпывающее определение слова «патриот» - «тот, чьей руководящей страстью является любовь к своей стране». А под негодяями он имел ввиду политиканов, прикрывающих свои корыстные интересы высокими словами о патриотическом долге.

Олег Нилов , член Комитета Госдумы по транспорту, фракция «Справедливая Россия»:

Патриотизм начинается с того примера, который ребёнку подают родители, деды и прадеды. В России это всегда чувствовалось наиболее остро. Патриотизм - это интересы твоей Родины, которые ты чтишь и защищаешь. Патриотизм - это врождённое чувство, которое находится в генах и также же естественное, как и любовь. Патриотизм - главное оружие нашего народа, а в основе этого оружия - правда и справедливость!

Ольга Сенаторова , член Комитета Госдумы по вопросам семьи женщин и детей, фракция «Единая Россия»:

Для меня патриотизм начинается с уважения и любви к тем местам, где прошло детство, где я гуляла с родителями, училась, первый раз влюбилась, разочаровалась. В основе патриотизма, конечно, находится ещё и уважение к традициям твоего народа, и, конечно, уважение к старшему поколению.

Это ощущение не приходит сразу, ему предшествует долгая совместная работа родителей и школы над воспитанием бережного отношения к исторической правде относительно твоей страны.

Франц Клинцевич , заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, фракция «Единая Россия»:

Я считаю, что патриотизм начинается с поступков. Так около года назад мой сын подошел ко мне и сказал: «Папа, мне нужны все твои ордена, я хочу повесить их на стену в спальне у твоих внуков. Хочу, чтоб дети смотрели на них, гордились тобой и помнили огромную историю страны!» Честно, мне было очень приятно и неожиданно. Я думаю, что это есть лучшая иллюстрация того, с чего должен начинаться патриотизм.

Подготовила Ксения Редичкина

Президент Владимир Путин предложил обдумать идею о том, чтобы при вступлении в гражданство приносилась присяга. По мнению президента, можно изучить «опыт некоторых зарубежных государств, когда есть клятва, присяга, другой торжественный акт, которым человек подтверждает свое намерение стать гражданином нашей страны, соблюдать ее законы, традиции, уважать эти традиции, историю и так далее».

В преддверии Дня России «Левада-центр» провел социологические исследования, согласно результатам которых, 67% россиян гордятся своим гражданством (в 2015 году гордость за государство испытывали 71% опрошенных). Социологи выявили основные поводы для гордости за Россию: 40% респондентов гордятся ее лесом и нефтью, а также историей, еще 37% – армией, а 29% граждан сказали, что испытывают гордость за культурное наследие страны.

Депутат Госдумы РФ Федот Тумусов в своем блоге высказал мнение об источниках патриотизма. «Патриотизм начинается не с гордости за свою страну. Патриотизм начинается со стыда и желания что-то в этой стране исправить», считает парламентарий, добавив, что женщину можно любить такой, какая она есть, а Родину – такой, какая она должна быть.

К слову, вспоминается, как однажды в 2009г. на церемонии вступления в должность главы Сергиево-Посадского муниципального района глава Дмитровского района Валерий Гаврилов обозначил «партиотические рамки» для СМИ и граждан: первым запрещено использовать слово «кризис», вторые должны «объединяться».

Если, согласно тому же опросу, системой отечественного здравоохранения гордятся 2% граждан, экономикой - 3%, образованием - 5%, то « в чем же повод для гордости … и какая заслуга нас в том, что мы россияне или в том, что у нас есть нефть и Кремль? Что именно мы сделали для этого?», - - спрашивает депутат Тумусов. При этом «мы сами влияем на медицину, образование и экономику. И вот тут поводов для гордости не находится».

С другой стороны, не значит ли это, что, сознание того, что в стране множество недостатков, не дает нам повод ею гордиться и вынуждает скрывать свое происхождение, находясь заграницей? Разве нам нельзя гордиться, скажем, славными фактами истории страны, культурными и научными достижениями россиян, живших до нас?

Федот Тумусов считает, гордость за страну «должна начинаться с гордости за свою семью». Впрочем, с этим как раз не поспоришь.

Президент Путин в феврале 2016г. сказал, что у нас не может быть другой национальной идеи, кроме патриотизма. Патриотизм определяют как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность «пожертвовать ради нее своими интересами». Какой еще пример проявления такой любви, кроме Великой Отечественной войны, мы сегодня знаем? Да и то зачастую молодежи он известен по салюту и парадным празднованиям Дня Победы, в то время немало ветеранов до сих пор не обеспечены жильем..

Воспитание патриотизма неотъемлемо от знания прошлого страны, полагает глава Минобразования Ольга Васильева и этим поясняет идею введения обязательного ЕГЭ по истории: «Иначе это не страна, это не народ». Должен ли ЕГЭ становится аргументом «прививки патриотизма» и не отобьет ли он окончательно интерес к истории, на экзамене по которой, скажем, школьники из подмосковного Одинцово набирают 49 баллов, тогда как по английскому - 72?

В чем проявляется сегодня патриотизм? По выражениям части школьников, это «подобрать бумажку, лежащую на тротуаре», «платить налоги и не нарушать законы», «заботится о своем городе и стране», «не предавать страну», «вести бизнес для развития страны». А вы как думаете?

Мнения экспертов


основатель проекта «Союз Призывников России».

Я считаю, что патриотизм, в первую очередь, начинается в семье. Когда родители воспитывают своего ребенка и прививают любовь к своей семье, в первую очередь, уважение к старшему поколению, любовь к своему селу, городу, области, ну и России в целом. И непосредственно с этого начинается патриотизм. Кроме того, он должен быть не абстрактным, а реальным, и он должен заключаться в делах. Может быть, вы пару слов скажете о ваших проектах, которые вы сейчас воплощаете в жизнь?

В последнее время на каждом углу мы только и слышим: «Патриотизм, патриотизм». И на самом деле, чем чаще это слово говорить, люди не станут от этого больше любить свою малую родину и Родину в целом. Непосредственно наш проект – это «Союз призывников России». Его задача, в том числе, Многие, наверное, знают, что наша организация появилась не по инициативе органов власти, представительной либо исполнительной. А непосредственно по инициативе рядовых, сержантов срочной службы для того, чтобы заниматься подготовкой к службе в армии, мы следим за соблюдением условий содержания военнослужащих по призыву. Наша сила именно в том, что мы знаем вообще, что творится в каждой воинской части, с помощью наших же СПР-овцев, членов «Союза призывников России», которые проходят службу по всей России. И, соответственно, мы делаем все для того, чтобы было как можно больше мотивов служить в Вооруженных силах Российской Федерации, а первый мотив – это трудоустройство военнослужащих запаса на российский предприятия.

Это очень актуальный вопрос – 83% действующих военнослужащих обеспокоены тем, на что они будут дальше жить. И сейчас, буквально с этого года, у нас новое направление – мы занимаемся, так скажем «дембельским бизнесом». Это отслужившие ребята, которые хотят стать предпринимателями, и мы оказываем юридическое и бухгалтерское сопровождение фирмы – как что сделать, с чего начать. И на сегодняшний день у нас уже есть опыт, у наших сторонников зарегистрированы и на полную катушку работают три бизнеса. И непосредственно на этой идеологии службы в Вооруженных силах Российской Федерации мы и даем правильные ориентиры молодым людям старших классов в средних специальных учебных заведениях и в высших учебных заведениях.

Опять же, на своем опыте, на опыте наших ребят, много молодых людей, которые росли беспризорниками либо в неполных семьях, либо в тех семьях, где о патриотизме вообще не говорили. И, соответственно, отслужив в армии, опять же, оговорюсь, в нормальных воинских частях, которых, надо отметить, большинство сегодня в России, с такими же патриотически настроенными командирами, которые показывают в первую очередь вживую, собственный пример любви к Отечеству.

Как в воинских частях бывает? Звучит гимн России, все, кто его слышит, стоят по стойке «смирно» и просто его молча слушают. Это уже стоит многого. В России по нашим данным (и я тоже так считаю), самыми большими патриотами считаются военнослужащие. Есть отдельные не лучшие стороны, но, в принципе, если взять в общем офицеров России и других военнослужащих, и, конечно, ветеранов Великой Отечественной войны и детей погибших в той войне, – их пример и есть самый важный в деле воспитания патриотизма.


учитель обществознания и истории, депутат комитета по образованию Мосгордумы

Патриотизм – это субстанция, за последние 20-25 лет, к сожалению, очень много звучавшая в разных контекстах, значение которых опять же по-разному воспринимаются и теми, кто произносит, и теми, кто слушает. Если понимать патриотизм как любовь к собственной Родине, но все-таки любовь с открытыми глазами, со способностью смотреть на все, что было в ее истории и позитивного, и негативного, и того, чем можно гордиться, и того, что, увы, приходится с горечью признавать, то это действительно определяет отношение и к истории. И как к дисциплине, школьному предмету, и как к науке в том числе.

Это не просто набор фактов, из которых можно составить какую-то нужную картину, а это некая последовательность очень значимо обусловленных событий, важных явлений, конкретных ярких личностей, деятельностью их, которая и предопределила современный ход истории. В этом плане нет же той истории, которая вдруг переиначивается, есть просто провалы в ее изучении, есть проблемы в изучении и в ее публичной трактовке. Это действительно трудность, с которой нужно понимать, как бороться.

Мне говорят: вы знаете, в Санкт-Петербурге, накануне 6 июня, дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, была опрошена почти тысяча молодых людей от 16 до 25 лет. «Кто из великих людей родился 6 июня?»

12% дали правильный ответ. Что сказать. Я просто подумал, когда подобный опрос был во Франции накануне дня рождения Вольтера, задавали такой же вопрос, – всего 2% французов ответили верно. Так что у нас лучше обстоит дело. Но речь же не об этом.

Когда мы одновременно говорим я бы не делал эти понятия тождественными. То есть знание истории важно, необходимо, это залог некоего восприятия прошлого, а патриотизм – это на самом деле отношение к тому пространству, в котором ты живешь. И воспитывается оно от самых малых аспектов, от того, что закладывается еще в семье, до того, что делается, конечно же, и в школе, и в детских садах – это вопрос отношения к своей самой микроскопической Родине. Ответственность за то, что ты делаешь каждый конкретный отдельный момент времени, как ты общаешься с теми, кто вокруг тебя, насколько ты следишь, как ни странно для маленького ребенка, над пространством, в котором проживаешь, готов ли ты в него вложить частичку своего труда и уважать также и труд тех, кто делает этот мир хоть капельку лучше. Вот с этого маленького начинается понятие патриотизма и любви к пространству малому и большому, в котором ты находишься.

А дальше – больше. Дальше – это любовь к родному слову, дальше – это любовь к искусству, которое почему-то именно здесь зародилось и здесь получило такое высокое развитие. Через, конечно же, принятие какого-то личного участия, через привитие любви, через какие-то шаги, в которых ребенку становится небезразлично. А дальше он просто не мыслит себя иначе, потому что это становится частью его естества.

Конкретные шаги – каждая школа имеет какой-то ресурс через тот кредит доверия, которые есть, все-таки есть значимые взрослые учителя, которые должны организовывать и интересные познавательные экскурсии, и совместное обсуждение прочитанных книг, может быть, просмотр фильмов и многие другие активы, которые действительно в хороших школах реализуются. Другая проблема, связанная с этим – то, что это не повсеместно.


Главный редактор газеты «Ваши 6 соток», председатель Московского межрегионального Союза садоводов, телеведущий Первого канала, заместитель председателя Совета по земельным отношениям при губернаторе МО.

Не могу сказать, что мне очень нравится слово «патриот». Как-то оно слегка затаскано, и как-то у нас получается, что . Поэтому я считаю, что лучше не в словах и названиях разбираться, а делать нормальные дела и не бравировать еще этим.

Как в той байке: старушку перевел через дорогу, и потом ходит всю неделю, рассказывает, какой он молодец, тем более, что старушка не хотела переходить и сопротивлялась. Знаете, как меня бабушка учила? Меня бабушка учила тому, что если ты делаешь что-то хорошее, то это уже плюс и для страны, и для тебя, и для семьи.

Давайте на секунду отвлечемся. Сейчас я на детской площадке присел, там подростки 15-ти лет матерятся – просто уши вянут. Детская площадка. Раз сделал замечание, два сделал замечание, потом, извините, чуть в морду не дал, потому что «два раза вам сказал, почему это делаете?» Вот тогда они только поняли, а остальные все сидят, мимо ушей пропускают. Вот патриотичный это поступок или непатриотичный? Не знаю.

А еще я обязательно делаю замечание, когда выкидывают мусор из машин, окурки бросают. Вот едет такой «патриот», у него на антенне ленточки георгиевские привязаны, там «На Берлин» – и окурки швыряет из окошка. Слушайте, а вы кто? Патриоты? Начните хотя бы с этого, с мелочи, хотя бы не сорите там, где вы живете, на своей Родине, на своей улице.

Вот, в общем-то, с этого надо начинать, а не с каких-то там символов. А то символами обвешиваются, а при этом гадят и хамят, и матом ругаются... Очень хочется жить в стране, где можно спокойно походить по улицам, где уши не вянут от мата, где нет мусора, где безопасно и хорошо.

Оба моих дедушки были в Берлине: один на танке, другой в пехоте, и знаете, почему я так к окуркам отношусь? Дедушка, мамин папа, когда с палочкой один раз шел, чуть этой палкой не стукнул какого-то там человека, который просто бросил окурок на цветы. Говорит: «Что же ты делаешь, ведь за тобой кто-то должен будет это поднять, что ты у себя в родном городе устраиваешь помойку, свалку?» Вот так.

Буквально на прошлой неделе я принял участие в детской «Зарнице». Замечательная игра, в общем-то, никакая не военизированная, как пытались меня упрекнуть в соцсетях, – это именно игра на выживание в лесу, на умение разжигать костер, надеть противогаз, чтобы спасти свою жизнь в случае чего. Было очень занятно, я просто помню лица этих ребят, там были по 12-13-15 лет, все были просто счастливы. И вот чувствовалось, что им это нравится, что это не времяпровождение у компьютера, а действительно что-то такое, настоящее, что-то даже государственное, потому что из них растут мужчины. Которые будут, если надо, защищать Родину, мужчины, которые будут строить дома, мужчины, которые будут сажать деревья, и так далее, то есть это наше будущее.

Не очень не хочется, чтобы будущее строили какие-то сопляки, которые отмазались от армии, у которых девиз – «коси и забивай».
Мне не хотелось бы, чтобы за моим поколением пришли такие люди, и чтобы они потом жили в нашей стране в большинстве. Пусть это будут люди нормальные, чтобы любили свою страну, работали в стране, чтобы страна была богатой. Просто надо работать и не свинствовать – с чего мы начали разговор.

К инициативе главы Минобразования Ольги Васильевой о введении у меня двоякое отношение. С одной стороны, история – мой любимый предмет, единственный, по которому у меня с по десятый класс были пятерки. С другой стороны, надо понимать, что история у нас постоянно подвергается какому-то цензурированию: эти у нас были герои, а белые были враги; теперь, вроде, белые – друзья, и так далее.

Вообще-то хорошо бы было отделить историю от государства и от чиновников, чтобы ее преподавали историки, а не спецы Минобразования, которое, скорее всего, будет политизировать факты и в «нужном русле» в очередной раз переписывать. Вот это не нравится. Вообще история – это величайшая наука, которая помогает все-таки учиться на чужих ошибках, а не на своих.

Ташкент, Узбекистан (сайт) -- Сегодня институт махалли занимает важное место в нашем обществе. Органы самоуправления решают самые насущные вопросы социально-экономического развития страны, обеспечения правопорядка, воспитания молодежи.

Институт махали сегодня это не только основное звено, обеспечивающее участие граждан в принятии политических решений, но и единственная система, способная повысить активное участие молодежи в социальной жизни страны и воспитать духовно развитое поколение.

За годы независимости значительно возрос авторитет махалли, ее влияние на процесс патриотического воспитания молодежи, укрепление семейных уз, развитие традиционных ремесел, сохранение культурного наследия нашего народа. В процессе организации воспитания молодёжи отводится особое внимание формированию в у них чувства патриотизма. Поскольку Патриотизм – считается высоким человеческим достоинством, выражающим гордость личности за свою нацию, свою родину, переживание за её сегодняшний день и веру в светлое будущее. В формировании у молодёжи несравненна и роль военно-патриотического воспитания. Реализация этих направлений и создание необходимых условий, предполагает разработку принципиально новых подходов, внедрение которых будет способствовать качественному созданию основ воспитания патриотизма, готовности к достойному служению своей стране.

В связи с этим, и принимая во внимание важность вопросов патриотического воспитания молодежи, формирования у граждан активной гражданской позиции и стойкого иммунитета от негативного воздействия чуждых идей, укрепления чувства ответственности за судьбу Родины, связи армии и народа Министерством обороны совместно со сходами граждан махаллей и другими общественными организациями проводятся различные мероприятия, направленные на доведение до населения цели и задачи проводимых реформ в национальной армии, о созданных условиях для военнослужащих и членов их семей, льготах, предоставляемых военнослужащим.

Проводимые мероприятия способствуют показу открытости и гласности деятельности Вооруженных Сил, повышению чувства уважения населения к защитникам Родины, укреплению у подрастающего поколения чувства любви к отчизне, глубокого уважения к военной службе, сообщает пресс-служба Министерства обороны Республики Узбекистан.

Одно из таких мероприятий с участием группы военнослужащих, ветеранов, учащейся молодежи, а также членов Общественного совета при обороном ведомстве состоялось в махалле имени Абдуллы Кадири, Учтепинского района города Ташкента. На мероприятии, под названием “Патриотизм – начинается с махалли”, особо отмечалось о достигнутах успехах военнослужащих во время военной службе, происходящих изменениях и создаваемых благоприятных условиях для несения службы.

Необходимо отметить, что данные мероприятия позволяют не только выявить настроение военнослужащих и отношение населения к происходящим реформам, измененияь в Вооруженных Силах, но и определению доброго внимания народа к своей армии. В итоге укрепляются узы, связывающие армию и народ во-едино, растет чувство гордости за Вооруженные Силы страны.

Военнослужащие-призёры конкурса «Отличники войсковой разведки» III Армейских международных игр и международного конкурса «Кембрийский патруль», который прошел в Великобритании рассказали учащимся о своих достижениях.

Военно-патриотические песни в исполнении солистов Центрального ансамбля песни и танцев Вооруженных Сил Республики Узбекистан придали мероприятию праздничное настроение.

01.12.2017

По инициативе Общественной палаты молодежи Гражданской ассамблеи края состоялся круглый стол на тему: «Система патриотического воспитания: проблемы и пути решения».
В дискуссии приняли участие депутат Государственной Думы РФ Юрий Швыткин, руководитель агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития края Сергей Егоров, представители органов исполнительной власти края, представители учреждений края, реализующие мероприятия по патриотическому воспитанию, педагоги и студенты, представители общественности.
Цель заседания - обсуждение условий для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания, формирования социальной активности молодежи Красноярского края.
Татьяна Калиновская, председатель Общественной палаты молодежи Гражданской ассамблеи края, модератор обсуждения, сказала: «Патриотизм – это нравственная основа государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. В крае выстраивается система межведомственного взаимодействия в рамках реализации патриотической деятельности».
Юрий Швыткин, депутат Государственной Думы РФ отметил: «Обсуждение сегодняшней темы находит отражение и на федеральном уровне. Сейчас в ГД РФ вносится законопроект «О патриотическом воспитании», в котором будут даны четкие определения, что такое патриотизм, какие организации вовлечены в данный процесс, и какие подходы существуют для реализации государственной политики в области патриотического воспитания».
Юрий Швыткин также отметил, что готов принять предложения от общественности края, чтобы впоследствии включить их в федеральный законопроект.
Участники заседания считают, что основными задачами в этом направлении являются: укрепление материально-технического оснащения муниципальных молодежных центров, участвующих в патриотическом воспитании молодежи края, осуществление добровольческой деятельности и повышение уровня социальной активности подрастающего поколения.
Из доклада руководителя агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития края Сергея Егорова следует, что региональная власть стремится к проведению единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан, обеспечивает достижение целей путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов госвласти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Как отметили участники, в крае действует система патриотического воспитания граждан: создан краевой Совет по патриотическому воспитанию молодежи под председательством Губернатора Красноярского края, приняты и реализуются целевые программы, нормативные правовые акты в данной области, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания.
В ходе обсуждения отмечалось, что возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний, сборов и соревнований. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи.
Иван Воробьев, член Совета Гражданской ассамблеи края подчеркнул, что в Красноярском крае активно проводится работа поисковых отрядов, как одна из форм патриотического воспитания молодежи. «Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель школы – она такой была, есть и будет. Одно дело – собирать информацию из документов и архивов, а другое – побывать на местах боёв сибирских дивизий и своими глазами увидеть, где шла война. С замиранием сердца слушают ребята рассказы о работе тех, кто, занимается поиском пропавших без вести советских солдат и сами хотят как можно скорее приступить к такой работе. Сложно представить более эффективные методы патриотического воспитания».
Виктория Елизова, директор КГБУК «Дом офицеров» рассказала о консолидации общественности и государства в вопросах патриотического воспитания. Она отметила, что в общественном пространстве края создана и развивается система патриотического воспитания и гражданского образования, ведущими субъектами которого являются образовательные и общественные организации разного уровня, в том числе организации системы кадетского и женского гимназического образования, учреждения дополнительного образования.
Андрей Бардаков, член Совета Гражданской ассамблеи края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской Епархии Русской православной церкви отметил роль русской православной церкви в системе патриотического воспитания.
Бардаков сказал: «Патриотизм начинается с самого детства. Важнейшим аспектом воспитания подрастающего поколения является его духовно-патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание не может рассматриваться вне контекста основных ориентиров общества и государства. Речь не идет о создании новых идеологических продуктов. Напротив – речь о признании актуальности базисных духовных и нравственных ценностей России, как многовековой цивилизации. И трудно переоценить важность этой темы в отношении становления еще не обретших собственного стержня юных поколений».
Как считают участники мероприятия, для дальнейшего развития системы патриотического воспитания в крае необходимы повышение уровня его организационно-методического обеспечения, совершенствование профессиональной подготовки организаторов и специалистов в данной сфере, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активное привлечение к этой работе средств массовой информации, более широкое использование возможностей сети Интернет.
Валерий Васильев, член Общественной палаты РФ, член Совета Гражданской ассамблеи края отметил необходимость усилить работу регионального штаба «ЮНАРМИИ» в муниципалитетах края для патриотического воспитания молодежи. Также общественник предлагает совершенствовать систему взаимодействия агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития края с общественными организациями в вопросе патриотического воспитания молодежи края.
Для решения обозначенных проблем участники круглого стола рекомендовали Законодательному Собранию продолжить работу по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих государственную поддержку гражданско-патриотического воспитания на территории края. Профильным министерствам и ведомствам предложено активно использовать постоянные экспозиции и выставки музеев для ознакомления учащихся с историей и культурой России и Красноярского края. Также рекомендовано создать систему моральной и материальной поддержки педагогов, добившихся выдающихся успехов в гражданско-патриотическом воспитании и содействовать формированию экспертного сообщества в сфере патриотического воспитания.