Если ребенок начал воровать что делать. Что делать, если ребенок ворует: советы родителям. Хочется – перехочется

Тема воровства актуальна во многих семьях. Воруют даже самые воспитанные дети. Эта проблема мало изучена, факт кражи может быть выявлен и в благополучной семье.

Чувства родителей: шок, неловкость и стыд - это первая реакция. Часто проблему замалчивают, скрывают. Ребёнка упрекают, пророчат криминальное будущее или вовсе подвергают физическим наказаниям. На самом деле в большинстве случаев не все так страшно. Именно от реакции старших членов семьи напрямую зависит, повторится поступок или нет, закрепится ли он в сознании маленького человека.

В три года малыш начинает отделять своё "я" от родителей. Развивается самосознание, понимание "мое - чужое".

Возраст является доказательством того, что он понимает плохой поступок. Хотя бывают случаи, когда в пять лет кроха отдаёт отчет своим действиям, а в семь не осознаёт, что присвоил чужое. Все индивидуально, требует пристального внимания и квалифицированной помощи.


Взял без спроса вещь: причины

Асоциальное поведение часто встречается у без ответственных, слабовольных детей, которым не привили ценности, не объяснили разницу между своим и чужим. Не забывайте, первые учителя - родители, и только после - общество.

Если отпрыск попал в плохую компанию, чтобы доказать свой авторитет, он способен на многое. Если дома до его увлечений и проблем нет дела и он отвергнут, ребенок идёт искать утешения на улице.


Разбираемся в мотивах, если ребенок ворует и в школе, и дома

  • Угрызения совести велики, но желание обладать чужим гораздо сильнее.
  • Неудовлетворенность - психологическая и/или материальная. (Возможно, его представления о необходимом отличаются от ваших).
  • Недостаточные представления о нравственности и силе воли.

На противоправный поступок способен человек любого возраста. Если он хочет чего-то очень сильно, может уступить, оправдывая собственную слабость, придумывая разные отговорки. Такие кражи имеют единичный характер и остаются без последствий. Виновник мучается угрызениями совести, скрывает даже от родных, трофей не использует - выкидывает или прячет.


  • Если доброжелательные и откровенные малыши внезапно что-то крадут, им особенно необходима помощь. С помощью беседы родители должны исключить материальную выгоду и месть. Обычный сценарий: ребенок никак не может объяснить, почему так поступил. Родные расстраиваются, что виновник обманывает. Они ждут и даже требуют покаяния. Но чем агрессивнее методы, тем толще стена, и тем дальше вы от истины. Часто проблема воровства впервые проявляется в самом раннем возрасте. Тогда провинившегося наказывают, не выяснив сути, почему так произошло. И в 13-14 лет ситуация обостряется с новой силой.

Задумайтесь о собственных отношениях, негативные перемены (развод), вражда и холод - все влияет на вашу кроху. Начните с себя, улучшайте атмосферу в доме. Мало желания изменить своего отпрыска, нужно взять в руки себя, меньше кричать и проявлять больше любви.


  • Месть. Вещи пропадают у одноклассников, к которым присутствует зависть. Такие "трофеи" прячут, никакой материальной выгоды. С помощью противоправных действий школьник повышает свою значимость в собственных глазах. Конечно, в школе он не популярен. Если вы узнали в данном пункте своё чадо - хвалите его. За все, за любой хороший поступок, хвалите безмерно, ему этого не хватает. Установите доверительные отношения. Не устанавливайте материальную оценку за достижения, никаких денег за отметки. Вашему чаду не достает эмоциональной близости и уверенности в собственных силах, а не денег.
  • Нравственное воспитание. Виновник не думает, как сильно расстраиваются другие, его не волнуют возможные последствия. Так бывает, когда маленькому человеку не объясняли, что он взял без спроса и хозяин очень расстроится. Полезно читать, а после обсуждать тематические сказки и рассказы. Особенно это эффективно в 6-7 лет.

Ни в коем случае не оставляйте его одного с поступком, не упрекайте и не лишайте любви. Пусть он знает, что все можно исправить, подайте руку помощи, научите нести ответственность, помогите реабилитироваться.


Что делать, если вор пойман?

А если не пойман, то не обвиняйте, и даже когда за руку поймали, контролируйте свою речь. Обвинениями, особенно беспочвенными, можно зародить комплекс неполноценности, иногда для этого хватает одного инцидента. Невосполнимый ущерб будет нанесен его личности. Пусть малыш знает, что может все исправить, это сохранит его уверенность в себе.

После проступка ожидается продолжение, в каждом поступке мерещится хищение, это толкает к новым преступлениям. Непонимание и неприятие домочадцами ведёт к озлоблению. И присваивание вещей уже становится не только местью, но и способом удовлетворения материальных потребностей.


Не обвиняйте своего малыша в краже, а спокойно объясните ему всю значимость проблемы

Особенности 7 лет

Помните, что дети 5-7 лет - не преступники, они не воруют осознанно - просто берут. Детка думает, что имеет право на все, до чего может дотянуться. Все в этом мире "моё", пока домочадцы не покажут границы дозволенного. Дети, которым не говорят, что правильно, не чувствуют вины, только получают облегчение от обладания желаемым.

Если вы поймали ребёнка на краже в 7 лет, решайте эту проблему с любовью, предложите ему свою помощь. Пересмотрите своё отношение, заверьте в любви. Проявленное терпения поможет быстрее справиться с проблемой.

Для вас это знак о том, что школьник чувствует себя обделенным, нелюбимым, а связь с родителями слабая. Любовь и признание - это базовая потребность каждого человека. Их недостаток повлечет за собой серьёзные проблемы с адаптацией в социуме. Желание быть популярным гораздо сильнее страха наказания. Именно в 6-7 лет мальчики и девочки становятся зависимы от отношений со сверстниками. Например, отпрыск может завоевывать расположение друзей, покупая им сладости, а деньги красть у вас. В этом случае научите его дружить, придумайте, как можно заинтересовать одноклассников.


Дружеская, доверительная домашняя атмосфера поможет быстрее справиться с проблемой

Особенности отрочества

В 8, 9 и 10 лет воровство появляется из-за недостаточно развитой силы воли. Он просто не может удержаться, хотя и присутствует стыд за поступки. В 8 лет уже есть ответственность за себя, дети становятся более независимы. Желание влиться в коллектив, быть в группе сверстников очень сильное. Им кажется, что они обделены, если у одноклассников есть что-то, чего нет у них. Тогда кражи происходят из-за необходимости быть "как все" или чтобы посоревноваться с товарищами. В этом случае ребёнок может воровать не только дома, но и в магазинах.

Советы родителям:

  • Развивайте в своём чаде самостоятельность, пусть малыш ставит себе цели и учится их достигать.
  • Дайте больше свободы, пусть сам выполняет то, что ему уже по силам.
  • Обсудите семейный бюджет. Придите к компромиссу, например, откажитесь от чего-то, чтобы накопить на нужную для ребёнка вещь.
  • Предложите ему собственный заработок. Например, разносить газеты или рекламу, пару часов помогать по дому и получать за это дополнительные деньги.


Подросток

В подростковый период воровства среди детей больше всего. Ведь именно в этот период жизни их ждёт много изменений, физических, социальных и психологических. В этом возрасте к перечисленным причинам прибавляется давление сверстников (возможно, даже принуждение).

Вообще, с подростком ситуация гораздо серьезнее, чем с малышами. Его не возможно силой оградить от "плохого" круга общения, а уговоры могут привести к противоположному результату, он просто не будет вас слушать.

Идеальный вариант - создавать круг общения в раннем детстве. Например, это могут быть дети ваших друзей, одноклассники или дети с общими интересами. Когда друзья уже есть, вы можете ненавязчиво познакомиться со всеми. Приглашайте в гости, если возможно, познакомьтесь с родителями.

Если ситуация вышла из-под контроля, случаи воровства происходят чаще, и вы замечаете другие сложности в общении с ребёнком - это повод обратиться к специалисту, к психологу.


Если ситуация с подростком начала выходить из-под контроля, следует сразу обратиться к психологу

Профилактика: что делать, чтобы предотвратить

В качестве профилактики помогут:

  • Доверительная беседа - поделитесь своими переживаниями, обсудите проблемы.
  • Направьте активность на интересы - спорт, рисование, фотография. Он встретит единомышленников на занятиях, почувствует себя счастливым, занятым и нужным.
  • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой - это золотое правило для каждого человека. Оно научит сопереживать и задумываться о чувствах других людей.
  • В каждом возрасте должны быть обязанности, по силам, разумеется. Можно отвечать за поливку цветов или за поход в магазин. Решать вам, но постепенно он будет брать на себя все больше ответственности.



Кражам - нет!

  • Страх наказания и сочувствие к жертве многих людей удерживает от противоправных действий. Самый важный урок морали для наших детей - это семья. Именно поведение близких, собственный пример матери и отца, учит расставлять приоритеты.
  • Не давайте волю злости - этим вы лишаете своего малыша уверенности, а в будущем лишите его нормальных взаимоотношений с людьми.
  • Побои, физические наказания, да ещё с угрозами сдать в полицию - ожесточат, озлобят детей, они будут жить в полной уверенности, что порочны.
  • Разделите ответственность, покажите, что вас его поступок огорчает, но в то же время дайте понять, что не бросите в беде. Лучшее лекарство - разговор по душам, обсуждение ваших чувств.
  • Доберитесь до сути, выясните настоящие причины происходящего. За произошедшим может скрываться серьезная проблема.
  • Не приказывайте, ищите выход вместе. Конечно, украденное необходимо вернуть. Но отпрыск может рассчитывать на вашу поддержку. Отнесите вещь вместе, в крайнем случае подложите её незаметно владельцу.
  • Искушение. Не храните деньги на видных местах. Научите правильно распоряжаться собственными средствами.
  • Похвала за честность. Ребёнок принёс потерянную игрушку - поищите владельца. Расскажите, как будет рад малыш, что её вернули. Дайте понять, что именно такой реакции вы и ожидали, никакой другой быть не могло.


Врёт: как отучить

Ложь - это признак кризиса в доверии между любимой крохой и родителями. Нужно понять, какую из потребностей пытается удовлетворить крошка с помощью лжи. Это может быть развитое воображение, недостаток внимания или страх перед наказанием, страх что разлюбят родители.

Вам помогут следующие действия:

  • Разрешите внутренний конфликт, помогите исправить ситуацию. Станьте союзником, научите решать назревающие проблемы.
  • Не пытайтесь полностью контролировать ребенка. Тотальный контроль вызовет желание отстраниться, протестовать и лгать ещё больше.
  • Разделяйте явь и вымысел. Предложите вместе сочинить сказку, если у малыша бурная фантазия. Убедитесь, что он понимает разницу между реальностью и сказкой.
  • Показывайте все на собственном примере. Не давайте пустых обещаний, не обманывайте. Вы - пример для своих детей, хорошо, если он положительный.
  • Не давите на подростка, расширьте его личные границы. Выделите "кредит" доверия. Пусть он почувствует себя независимым.
  • Воровство и ложь - это разные итоги во многом схожих проблем. Часто они сопровождают друг друга. В любом случае и то, и другое является серьёзным сигналом для родителей. Не пускайте ситуацию на самотёк: вы и ваши дети имеют право быть счастливыми, самодостаточными людьми.

Возьмите за правило не наказывать за правду. Обсудить ситуацию, объясните, как нужно было поступить. Подчеркните свою безусловную любовь и готовность прийти на помощь в любой ситуации.


Советы психологов родителям, когда ребенок ворует деньги у родителей, смотрите в следующих видео.

Так получилось, что мне несколько раз пришлось столкнуться с проблемой воровства у младших школьников и подростков. Признаюсь честно, первый раз выслушав жалобы родителей, я испугалась и стала думать, кому бы из коллег «подкинуть» этих проблемных клиентов. Но профессиональное любопытство взяло верх над чувством собственной некомпетентности, и я начала собирать необходимые материалы.

Собирать информацию пришлось буквально по крупицам. Проблема детского воровства мало изучена психологами, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Особенно мало информации о такого рода сложностях в поведении благополучных детей. О малолетних правонарушителях, поставленных на учет в милиции, или клиентах психиатров (которые, кстати, обладают большим количеством клинического материала) кое-что раздобыть можно.

Поскольку эта тема довольно актуальна, я хочу предложить обобщенный и дополненный психологический опыт работы с такими запросами.

Свидетельство аморальности?

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь.

Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных. Мало того что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.

Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража».

Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что поступают плохо.)

Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего мальчика, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения так же принадлежат ему, как и его маме.

Три причины

Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.

Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его), то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж — как повезет, какая компания попадется. Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.

Я условно выделяю три основные причины детского воровства:

— Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
— Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
— Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Хочется – перехочется

В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил правило: все найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Сколько же человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу — мы никогда не узнаем. О таких проступках редко рассказывают даже самым близким людям.

Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.

Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен совершить как дошкольник, так и подросток.

Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.

В-третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.

Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется». При этом человек не считает, что совершает нечто предосудительное. Ему, конечно, было бы очень неловко, если бы его застали «на месте преступления». И, скорее всего, ему неприятна мысль, что кто-то вот так же может покуситься на его собственность.

Реакция на травму

Наиболее серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве.

Обычно в процессе разговора с родителями выясняется, что в раннем детстве ребенок уже совершал кражу, но тогда с ним «разобрались» домашними средствами (к сожалению, часто очень унизительными для ребенка). И только в подростковом возрасте, когда воровство начинает выходить за пределы семьи, родители понимают, что ситуация выходит из-под контроля, и обращаются за помощью к психологу.

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

Мой собственный опыт подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то прежде всего обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе (естественно, о кражах в наших разговорах речь не заходила).

Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл — покайся, проси прощения, и тогда мы будем пытаться наладить отношения. В результате между ним и близкими вырастает стена, ребенок представляется им монстром, не способным к раскаянию.

Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Одного мы не можем понять: кража — крик о помощи, попытка достучаться до нас.

Способ самоутверждения

Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).

Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она совершала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе. Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она поверяла все свои горести и радости. Причинами ее воровства были родительская холодность по отношению к ней и, как следствие этого, ревность и желание отомстить родительскому любимчику — младшему брату.

Тяжелый случай

Хочу рассказать о двух случаях из своей практики, в которых мне так и не удалось почти ничего сделать.

Восьмилетний мальчик крал у одноклассников «плохо лежавшие» игрушки и деньги. Но он не пользовался ими, а прятал в укромном месте, которое потом было обнаружено учителем. Такое его поведение было похоже на месть, как если бы он хотел наказать окружающих его людей.

В процессе психологической работы с ним и его семьей выяснилось, что дома у мальчика не все благополучно. Отношения в семье были холодные, отчужденные, практиковались физические наказания. Мальчик не мог рассчитывать на поддержку в трудной ситуации, даже его успехам радовались формально: соответствует стандартам — и хорошо. Все поощрения сводились к материальным, давались деньги или покупалась какая-либо вещь.

Отношения между родителями были напряженными, видимо с частыми конфликтами, взаимными обвинениями. Старшую сестру (кстати, очень одаренную) ни папа, ни мама не любили, считая ее причиной своей неудачной семейной и профессиональной жизни.

Это дала понять мне мама, сказавшая во время одной из бесед: «Если бы не она, я бы не стала жить с этим человеком, а занялась бы интересным делом».

Мальчик был очень способный, начитанный, наблюдательный, но непопулярный. В классе у него был один приятель, по отношению к которому мальчик занимал доминирующую позицию: придумывал, во что им играть, чем заниматься, в играх был главным.

Вообще, было похоже, что ребенок не умеет общаться на равных. Ему не удавалось завести дружбу со сверстниками, не было ни доверия, ни любви в отношениях с учителями.

Чувствовалось, что он тянется к людям, ему одиноко, но он не умеет строить теплые, доверительные отношения. Все строилось на основе страха, подчинения. Даже с сестрой они были союзниками в противостоянии родительской холодности, а не любящими родственниками.

Кражи дома он совершал, чтобы досадить родителям, а в классе, чтобы сделать плохо окружающим, чтобы не одному ему было плохо…

О другом случае мне рассказала учительница.

Во втором классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники) и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников.

Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Учительница не знала, что и подумать.

Однажды, когда все ребята были на физкультуре, она, заглянув в пустой класс, увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику.

Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса начала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию, что «учеба не самое главное», и считали, что учителя излишне придираются к их дочке.

Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка.

О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, поскольку правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен и в учебе, и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.

Для меня эти случаи оказались наиболее сложными, потому что родители были готовы менять что-то в ребенке, но не желали признавать необходимость изменить свои отношения и меняться самим.

Все, что смогли сделать для этих детей учителя и психологи, это, отчаявшись достучаться до родителей, постараться обеспечить доброжелательное отношение к ним со своей стороны и помочь им избегать конфликтов с одноклассниками, повысить их статус.

Пробелы в воспитании

Хочу отметить, что все дети, о которых я рассказываю, производили впечатление несамостоятельных, инфантильных, во всем контролируемых родителями.

Возможно, всех воришек отличает недостаточное развитие воли. Но если описанные категории детей понимали, что совершают нечто предосудительное, то некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь ни о том, как это выглядит в глазах окружающих, ни о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая «кражи», дети не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим «обидчикам».

Подобное поведение детей является следствием серьезного пробела в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.

Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Например, моя практика показывает, что на детей 6–7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». Напомню содержание этого рассказа.

Мальчик-дошкольник своровал с колхозного поля огурцы за компанию со своим старшим приятелем. Приятель, однако, огурцы домой не понес, так как опасался наказания, а отдал их все мальчику. Мама мальчика очень рассердилась на сына и велела отнести огурцы обратно, что тот после долгих колебаний и сделал. Когда мальчик отдал огурцы сторожу и узнал, что нет ничего страшного в том, что один огурец он съел, ему стало очень хорошо и легко на душе.

Именно на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы, следует обращать особое внимание ребенка.

Кстати, в этом же рассказе поднимается еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. На что мама говорит, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын — вор.

На мой взгляд, такая «шоковая терапия» не всегда столь эффективна и довольно опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав вместо раскаяния и желания исправиться отчаяние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже.

«Не пойман — не вор»

Одноклассницы Маша, Катя и Алена из параллельного класса рассматривали магниты для доски на столе учителя. Потом они пошли играть. Через некоторое время воспитательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола их учительницы.

Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница настаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.

Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выручила ее классная руководительница, доброжелательным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке. Свою настойчивость воспитательница объяснила нелегким характером Алены, которая вечно нарушает дисциплину, со всеми ссорится, очень упряма.

На мой взгляд, и родители, и учителя, и воспитатели должны всегда исходить из правила: никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если кроме него это сделать было больше некому (исключение — когда вы застали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения).

Иногда даже одного разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

Однажды я работала с тринадцатилетней девочкой. Ее близкие были уверены, что она ворует деньги у отчима. Оказалось, что все кражи совершал брат отчима, старавшийся свалить вину на девочку (он даже инсценировал пропажу денег из своего кармана). И родные верили, что виновата девочка, потому что в пятилетнем возрасте она украла у мамы деньги и накупила на них угощений своим друзьям.

Но однажды истинный вор все-таки просчитался, все раскрылось. Девочка была «реабилитирована» в глазах родных. Однако в отношении детской души закон «лучше поздно, чем никогда» не работает. И никто не может сказать, какой невосполнимый ущерб был нанесен личности подростка несправедливыми обвинениями, ситуацией, когда все, кроме мамы (что, правда, уже немало), были настроены против ребенка, не верили ему.

На пути осуждения и наказания

И не только возможность несправедливого обвинения должна удерживать взрослых от «называния вещей своими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огурцы», о котором мы уже говорили. Наверное, самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а сознание, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не любит.

Хорошо хоть мама оставила ему возможность искупить свою вину, иначе воздействие отчаяния и безысходности было бы губительным для детской души. Это разрушило бы его уверенность в себе, создало у ребенка чувство собственной порочности.

Работать с таким ребенком крайне сложно, и подобная рана может никогда не затянуться. Кстати, сами дети в процессе обсуждения рассказа высказывали мнение, что мама поступила правильно, на ее месте они поступили бы так же. Подобная категоричность свидетельствует о том, что, попав в похожую ситуацию, они будут искренне думать, что более не заслуживают родительской любви.

Идя по пути осуждения и наказания, родители тем самым закрепляют за ребенком репутацию вора. Даже если проступок был единственным, родные уже видят на ребенке печать порочности, в каждой его шалости и неудаче им мерещится зловещий отблеск прошлого. Они ожидают, что дальше будет еще хуже, и стоит ребенку оступиться, как они почти с облегчением восклицают: «Вот оно, пожалуйста! Мы знали, что так все и будет, чего еще можно от него ожидать?!»

Создается впечатление, что ребенка как бы подталкивают к противоправному поведению. Маленький человек, попавший в ситуацию непонимания и неприятия, может озлобиться, его кражи могут уже иметь совсем иной — криминальный смысл.

Сначала это будет попытка отомстить обидчикам, почувствовать свое превосходство над ними, а затем уже может стать и способом удовлетворения материальных потребностей.

Советы психолога

Как удержаться от кражи?

Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.

Я предложила учащимся первых и вторых классов послушать рассказ о мальчике Вите, которого другой мальчик, Темка, звал воровать яблоки у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью).

На глазах у Вити Темку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с собой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Темкой.

Затем я спрашивала у ребят: почему Витя не идет воровать яблоки? 27% опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39% - что сочувствовал тому, кого собирались обворовать, 34% указали на моральные соображения (Вите стыдно, он знает, что воровать нехорошо, и т.д.).

Результаты этого небольшого опроса (всего ответили 40 учащихся) показывают, что страх возмездия не является единственной и значимой причиной, удерживающей от совершения кражи даже 7–8-летних детей.

В любимой мною в детстве сказке «Айболит» попугай Карудо выкрал у Бармалея ключ от темницы, чтобы спасти своих друзей. На мой детский взгляд — поступок, сопряженный с риском и вызывающий восхищение. Став взрослее, мы можем понять и оправдать того, кто совершает кражу от безысходности, ради спасения своих близких (например, от голода).

Но ни обследование чужих сумок и карманов, ни попытки нажиться за чужой счет оправданы нами быть не могут. Все это надо быть готовым объяснить своим детям.

Но самое важное — какой пример мы подаем своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких. Об этом всегда надо помнить.

От этого не скрыться

Напоследок мне хотелось бы затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства.

Воровство — это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают — и ничего?»

Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло).

Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.

Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. (Для меня лично было шоком, когда меня обворовали в Библиотеке им. Ленина, потом мне сказали, что там это обычное явление).

Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество.

Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

Советы родителям

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?

Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.

Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.

Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.

Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить…

Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».

Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. Психолог Ле Шан советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».

Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».

В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.

В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.

Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей.

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.

Самое главное — ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция — словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Несколько слов о профилактике

Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье - за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.

Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. А из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст.

Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи — это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста — это черта характера.

Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.

И снова всем здравствуйте! Мы уже довольно много разобрали тем, связанных с поведением наших детей, от которого порой краснеем и бледнеем. Сегодняшний разговор – не исключение.

Приходилось ли вам слышать: «Ваш ребёнок ворует!»? А может вы стали подмечать, что в кошельке как-то странно тают деньги? Хорошо, если с таким инцидентом в вашей семье не сталкивались. Но бывают случаи, что и в благополучный дом вдруг стучится беда, обжигающая стыдом. Что делать если ребенок ворует?

План урока:

У стыдной проблемы есть возраст

Предлагаю не обсуждать тех детей, которые встают на путь воровства по примеру старших, воспитываясь в неблагополучных семьях. Трудно рекомендовать что-либо таким родителям, для которых присвоить чужое – в пределах правил.

Наш объект исследования – ребёнок домашний, у которого, с одной стороны, вроде всё есть, а с другой стороны, оказывается, чего-то для полного счастья не хватает. Вступает послушное чадо в ряды воришек, зачастую прекрасно осознавая, что совершает непристойный поступок и при этом дружит со своей совестью. А когда он начинает понимать, что «такое хорошо и что такое плохо»?

Как быть, если трёхлетнее чадо без пригляда родителей зацепило в магазине с полки заветный чупа-чупс и довольное, уверенное в себе шурует мимо кассы? Понимает ли ребёнок, что в этот момент совершает плохой поступок или это для него норма? В таких случаях никому не приходит в голову сразу клеить малышу штамп «вор».

Понимание того, как разделять «моё» и «чужое» обычно появляется после трёх лет. В этот период развивается самосознание, до него мы пытаемся достучаться, когда находим в кармане детской куртки чужого робота, добровольно подарить которого хозяин игрушки ну никак не мог.

Уличали ли вы своих детей, что они таскают конфеты, запрятанные от них подальше?

Наши следопыты нюхом чувствуют, где таится заветный кулёчек и с каждой новой попыткой стащить то, что запрещено, становятся аккуратней, тщательно заметая следы. Пакетик завязывается на тот же самый «морской» узел, кладётся точно туда же, откуда был приватизирован на время.

Называем ли мы это воровством? Наверное, да, ведь в таких случаях часто укоряем сладкоежку, что брать без спроса нехорошо, приводим примеры воришек из сказок и берём честное слово, что такое не повторится. Но в таких случаях мысли не возникает, что это может послужить поводом для более серьёзных проблем.

Причём, чем старше становятся наши дети, тем чаще такие поступки начинают ассоциироваться у нас с кражей. И возраст здесь становится той самой причинно-следственной связью между мотивом и преступлением, когда чужие вещи присваиваются осознанно.

По-серьёзному, по-взрослому, начинают воровать подростки, обычно объектом служат деньги у родителей, и это становится семейной проблемой, решить которую можно, «не вынося сор из избы».

Гораздо хуже, если объектом «для шестого пальца» станут вещи одноклассников в школе. Тут «шила в мешке не утаишь». Придётся вместе с родителями учеников и педагогами искать причины, почему именно ваш ребёнок так поступил.

Несколько ответов на одно «почему?»

Психологи говорят, что каждый первый когда-либо что-либо брал чужое без спроса, проще говоря, становился воришкой. На время или насовсем, но брал и становился. И если вы сейчас готовы утверждать, что у вас такого не было, скорее всего, вы плохо пошуршали в памяти.

Несвоевременное родительское «чужого брать нельзя» даёт почву для роста будущего воровства, которое сводится к трём основным зачем:

  1. потому что вопреки бунтующей совести есть навязчивое желание владеть понравившейся вещью,
  2. потому что сложилась психологическая неудовлетворённость,
  3. потому что не хватает силы воли и не привиты нравственные ценности.

Ну о-о-очень хочется!

Необузданное желание поиметь у себя именно вот это, и ты не устоял! В этих поступках признаются редко, да и случаются они обычно раз-два и не повторяются. И главные отличия у такого поведения – понимаю, что нехорошо, но искушение берёт верх над разумом. Поддаться на провокацию помогают соблазны – оставленные на виду привлекательные вещи или деньги, и тогда ребёнок с бесконтрольным желанием на «хочу» не может сказать «нет».

При этом детский мозг находит всяческие оправдания осознанному поступку. Если вы ползали по чужим садам и огородам – это как раз тот повод сказать, с вами случалось такое мелкое воровство, которое пусть и называют зачастую обычным хулиганством.

Краду для самоутверждения

Обратить на себя внимание можно разными способами. Зачем дети крадут у родителей деньги? Да часто просто чтобы удивить друзей, накупить им конфет и наестся до отвала. Или приобрести заветный гаджет, чтобы понтануться, говоря подростковым языком, перед сверстниками – вот, смотрите, у меня тоже есть! Покупая друзей, обделённые вниманием дети повышают значимость в обществе.

Свобода выбора

Вот скажите, диктует ли нам, взрослым, в магазине кто-нибудь, покупать новую вещь или нет. Мы, конечно же, решаем сами: берём кошелёк и с чувством удовлетворённости несём приобретённую новинку домой. А что делать детям, когда на просьбу карманных денег они получают в ответ: «У тебя всё есть, зачем тебе. Я тебе куплю!»

Но ведь для подросшего ребёнка это важно – тратить самому, даже пусть на всякую ерунду. И он начинает искать, где взять немножко денег, пытается отчаянно накопить, а если не получается, может и позаимствовать.

Психологически неудовлетворён

Как часто дети делают что-то назло или из мести. Чем не повод отомстить родителям, у которых нет на него времени, забрав часть денежных средств. А почему бы не взять вещь у одноклассника и стать для семьи плохим?! Пусть их вызовут к директору и ругают, как они ругают дома меня! Избыточный контроль тоже может стать причиной краж – такой способ ребёнок выбирает в качестве протеста.

Мишень для вымогательства

Не нужно исключать, что иногда воровать деньги из дома подростки начинают для старшеклассников. Угрозы и запугивание – причина недостойного поступка.

За компанию

Попав в непростое окружение, которое подворовывает и вымогает деньги у других, подростки совершают кражи за компанию, чтобы не прослыть слабаком и пройти «проверку».

Пробелы воспитания

Вы улыбаетесь, когда малыш из детсада притащил чужую игрушку – какое недоразумение! Спустя какое-то время он принёс что-то поважнее – какой предприимчивый! Ожидайте плоды своих улыбок – ребёнок привык, что чужое брать можно.

По горячим следам

Какие наши первые действия, когда юный воришка попался? Крики, вопли, требование всё рассказать и признаться в том, что было и не было. А вот совет психолога совершенно другой: главное – спокойствие, без паники!


Как избежать воровства?

  1. Во-первых, прививайте понятие своего и чужого как можно раньше, не забывая объяснять про ответственность: взял чужое – верни, что-то испортил – возмести ущерб, кого-то обманул – расскажи правду.
  2. Во-вторых, всегда живите по формуле: «Люби и доверяй», давая понять, что ребёнок – это часть вашей жизни. Задушевные беседы чаще проливают свет на проблему и позволяют предотвратить непоправимое.
  3. В-третьих, давайте детям карманные деньги в том количестве, в каком считаете нужным. При этом научитесь разумно отказывать, когда «наглость не знает границ».

И, конечно, как всегда в любой детской проблеме оглядывайтесь на себя. Любите заглянуть в детский личный дневник или прошерстить его телефон, не уважая чужую собственность? Чего же вы ждёте взамен?

Время от времени приносите с работы «завалявшуюся» пачечку бумаги или ставшие вдруг бесхозными дырокол или степлер? Не удивляйтесь, что рано или поздно ребёнок начнёт таскать из школы «ничьи» ручки и карандаши.

А вы сталкивались с детским воровством? Или может в юности грешили этим сами? Хотелось бы услышать ваши истории в комментариях, ведь пути из сложных ситуаций проще искать сообща.

На новости блога не забыли подписаться? Хорошо! Теперь вы точно не пропустите выход новых интересных статей)

Отличной погоды в доме вам!

Евгения Климкович!

Родители, впервые уличившие чадо в воровстве, испытывают различные чувства: гнев, недоумение, раздражение, стыд… Они не понимают, что толкнуло ребенка на такой поступок, и какой промах в воспитании был допущен.

Стоит сразу отметить, что в нашей статье речь пойдет об осознанном воровстве. Первый опыт присвоения чужих игрушек, заколок и прочих мелочей в 3-4-летнем возрасте не в счет – малыш пока не ощущает границ между «мое» и «чужое». К 4-6 годам у него уже формируется понимание принадлежности, однако умение держать под контролем свои порывы все еще отсутствует. Ввиду вышесказанного обвинять ребенка в краже можно, если он уже перешагнул 6-летний рубеж. В этом возрасте дети идут в школу, становятся более самостоятельными, независимыми от родителей в психологическом плане и часто руководствуются в своих действиях примером сверстников.

Однако кражи тоже бывают разными. Если ребенок позаимствовал без разрешения мяч у соседского мальчика, такой поступок заслуживает наказания, но не является катастрофой. Совсем иначе обстоят дела, если по его вине из маминого кошелька начинают пропадать купюры крупного (или не очень) номинала. Сегодня мы поговорим о том, что толкает ребенка воровать деньги у родителей и как правильно себя вести, оказавшись в такой ситуации.

Почему ребенок ворует деньги: основные мотивы

  1. Дефицит общения с родителями. Восполнять недостаток родительского внимания дети могут всеми возможными способами: начиная от капризов и истерик в младенчестве и заканчивая воровством в более старшем возрасте. Нередко ребенок ворует деньги из родительского кошелька со злости, пытаясь таким образом отомстить взрослым;
  2. Необходимость самоутверждения. Как и в первом случае, корень проблемы лежит в дефиците внимания со стороны родителей, а точнее – отсутствии работы с чадом в сфере развития, поведения в коллективе, самовосприятия и т.д. В итоге единственным, по мнению ребенка, способом доказать значимость собственного «Я» становится кража;
  3. Искаженное восприятие добра и зла. Многие удивятся, но ситуации, когда маленький человек на самом деле не понимает, что совершает нехороший поступок, тоже имеют место. Оказывается, не все родители в доступной форме объясняют своим детям разницу между «хорошо» и «плохо»;
  4. Недостаток либо полное отсутствие карманных денег. Некоторые сочтут это неприемлемым, но детям старше 10-12 лет необходимо иметь карманные деньги – некоторую сумму, которой они могли бы распоряжаться на свое усмотрение. Разумеется, лучше, чтобы ребенок «заработал» на личные расходы, однако возможны исключения;
  5. Личный пример старших. Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. Если ребенок ворует деньги у родителей, не исключено, что предпосылкой для этого стал наглядный пример карманничества (между супругами, соседями и т.д.). Аналогичный эффект могут произвести горячо любимые детьми и подростками фильмы об ограблениях и захватывающих приключениях преступников, их совершивших;
  6. Школьная дедовщина либо «покупка» места в коллективе. К сожалению, подобные факты все чаще становятся причиной детского воровства. Иногда ребенок, не имея другой возможности завоевать уважение одноклассников, вынужден добиваться признания среди сверстников если не деньгами, то всевозможными подарками (жевательная резинка, брелоки и прочая ерунда). Куда более серьезно дело обстоит, если у чада вымогают деньги старшеклассники, и у него не остается выбора, кроме как воровать их у родителей.

Как отучить ребенка воровать деньги дома?

Независимо от причин, вызвавших желание взять чужое, детское воровство нужно пресекать в зачатке. Сначала рассмотрим, чего делать не следует:

  • Не бросайте деньги на виду в открытом доступе – это провоцирует ребенка пойти на кражу;
  • Не вешайте на него ярлыков, обзывая вором и негодяем, ибо «как корабль назовешь…»;
  • Не зацикливайтесь на плохом. Инцидент уже произошел, и упрекая человека за то, что он оступился, вы не исправите ситуацию;
  • Не обсуждайте проблему с посторонними. Этим вы позорите не только ребенка, но и себя, выставляя в нелестном свете собственные воспитательные методы;
  • Не устраивайте судилища и воздержитесь от угроз. Это приведет только к тому, что малыш замкнется в себе и затаит на вас еще большую обиду.

Итак, как отучить ребенка воровать деньги?

Совет №1: Пересмотрите семейные ценности

Самое время тщательно изучить взаимоотношения со своим чадом. Возможно, вы уделяете недостаточно внимания вопросам воспитания и общения. Чем живет ваш ребенок? Что его гнетет и мучает? Если вы затрудняетесь дать ответ, поговорите по душам – это поможет вам наладить контакт и узнать друг друга ближе.

Совет №2: Научите ребенка копить деньги

У вашего чада, как и у любого человека, есть личные потребности. Однако семейный бюджет ограничен, и как бы вам ни хотелось, исполнить все желания и капризы ребенка невозможно. Доступно разъясните, что деньги на желанную покупку следует откладывать. Например, разрешите ему оставлять сдачу себе после самостоятельного похода в магазин.

Совет №3: Отказывайте правильно

Безапелляционное «нет» может стать причиной настоящей душевной травмы. В силу своего возраста ребенок не может понять всех этих «взрослых заморочек», связанных с тяжелым финансовым положением и необходимостью экономить. Ваша задача – объяснить, что в семье принято планировать покупки, и сегодняшний отказ означает, что он получит желаемое немного позже;4.6 из 5 (37 голосов)

Детское воровство широко распространено, и даже обеспеченные родители, уделяющие достаточное количество внимания своим детям, могут узнать, что их ребенок что-то украл.

Дети крадут по множеству различных причин, основными из которых являются месть, стремление получить желаемое во что бы то ни стало, недостаток воспитания, желание выглядеть более интересным в глазах окружающих благодаря наличию дорогой игрушки.

Общие сведения о детском воровстве

В обществе распространено стремление называть мелкое воровство, включая детское, клептоманией, что является ошибкой .

Клептомания — психическое заболевание, которое встречается сравнительно нечасто.

Клептоману крайне сложно сдержать порыв украсть что-либо, а благодаря воровству он чувствует удовольствие и снимает нервное напряжение.

Порывы украсть что-либо у клептомана усиливаются, если в его жизни произошло что-то психотравмирующее .

При этом такой человек может прекрасно осознавать, что поступает неправильно. Большинство клептоманов пытаются бороться с болезнью при помощи психиатров и психотерапевтов.

Наиболее часто клептомания встречается в 30-40 лет. В детском возрасте это заболевание — большая редкость. Поэтому детское воровство стоит называть именно воровством, а не клептоманией.

Украсть может даже тот ребенок, который не испытывает недостатка в игрушках и вкусной еде, но чаще воруют дети из неблагополучных семей , которые регулярно испытывают чувство собственной неполноценности, глядя на счастливых сверстников, одетых в красивую одежду и приносящих в коллектив интересные игрушки.

Активное желание воровать у таких детей может сочетаться с другими девиантными особенностями, например с повышенной агрессивностью.

Почему дети воруют?

Зачем дети воруют? Основные причины детского воровства:


В крайне редких случаях ребенок ворует потому, что его об этом попросил важный взрослый, например кто-то из родителей, или в тех случаях, когда взрослый четко ему сказал, что воровать — хорошо, полезно. Это касается небольшого процента маргинальных семей.

Фактором, увеличивающим вероятность, что ребенок захочет украсть, являются финансовые проблемы в семье . Однако даже ребенок из крайне нуждающейся семьи вряд ли совершит кражу, если его родители дали ему четкие моральные установки насчет этого.

Поэтому этот фактор может ощутимо увеличивать вероятность лишь при наличии дополнительных, таких как отсутствие должного воспитания, жизнь с токсичными или маргинальными родителями, негативное влияние друзей, знакомых.

Если ребенок что-то украл и Вам следует отреагировать немедленно (то есть Вы только что это выяснили), важно:

Когда Вы и ребенок окажетесь в спокойной обстановке, тогда нужно переходить к полноценному обсуждению ситуации . Задайте вопросы, связанные с произошедшим.

Скорее всего, ребенок не сможет рассказать все в подробностях, будет плакать и может вовсе замолчать, не сказав ничего по делу.

Это нормально: он переживает произошедшее, чувствует себя беспомощно и расстроен. Важно в этот момент не сорваться на него.

  1. Если предмет из магазина находится в надлежащем состоянии, его следует немедленно вернуть и объясниться с продавцом вместе с ребенком. Важно, чтобы ребенок принес извинения.
  2. Если продавец не хочет принимать товар обратно либо товар находится в плохом состоянии, важно проговорить с ребенком этот момент: объяснить ему, что теперь придется заплатить за то, что он украл. Если у ребенка есть карманные деньги , именно их нужно использовать для оплаты, чтобы он осознавал потерю.

Ребенок украл у родителей — советы :

Если ребенок взял деньги для кого-то, важно разобраться в этой ситуации и при необходимости обратиться в полицию (в случае, если речь идет о вымогательстве).

Как бороться с проблемой?


Как наказать ребенка за кражу?


Если ребенок ворует регулярно, а увещевания и мягкое наказание не работают, необходимо обратиться к специалисту по детской психологии .

Как отучить от пагубной привычки?

  1. Проблему важно решать комплексно, в случае необходимости — подключать психолога. Необходимо выяснить причины воровства и работать с ними.
  2. На каждую причину нужно найти конструктивное решение. Если ребенку не хватает карманных денег, обсудить с ним варианты. Если в семье откровенная нехватка финансовых средств, спокойно, без истерик и агрессии объяснить ему сложившуюся ситуацию.

    При этом, если ребенка все это время отстраняли от ответственности и взаимоотношений с деньгами, он может не понять объяснений родителя, ведь деньги для него особой ценности не получили.

  3. Если ребенка слишком сильно опекали, от этого необходимо отступать. Постепенно расширяйте зону его ответственности, давайте больше поручений. Если ребенок достаточно взрослый и , заведите его, но обозначьте, что основной уход за ним лежит на ребенке.
  4. Не оставляйте деньги открыто, если ребенка уже замечали на воровстве. Не усиливайте соблазн взять.

Как объяснить малышу, что воровать нельзя?

  1. Приводите примеры, показывайте и обсуждайте контент, затрагивающий тему воровства. К примеру, можно использовать картинки, изображающие различные события, касающиеся воровства. Пусть ребенок опишет то, что видит на картинке, и выскажет мнение. Если в сказке или мультфильме была показана тема воровства, следует узнать у него мнение (кто из героев поступил хорошо, а кто плохо).
  2. С раннего возраста важно постараться объяснить ему, что значит «свое», а что «чужое». Неоднократно напоминайте ему о разнице между своим и чужим, особенно в подходящих ситуациях (например, если маленький ребенок взял чужую игрушку на детской площадке).

Если ребенок уже попадался на воровстве, помочь ему изменить установки может детский психолог. Важно обратиться к нему, особенно если ребенок воровал неоднократно.

Почему дети воруют? Мнение психолога: