Норма питания в 1 год. Детство - это праздник! Соте из макарон и брокколи

Прошел целый год с того дня, как в вашей жизни и вашем доме появился крохотный комочек счастья. Что же это такое - ребенок в 12 месяцев, каким он стал и что его ждет впереди? Закончилось беспокойное время младенчества, он вырос, сделал свои первые шаги и успел уже проявить свой характер. Научился хмурить брови и заливисто смеяться, освоил первые навыки общения и уже многое умеет делать самостоятельно. Что же дальше, чему теперь учить годовалого ребенка, каким должен быть его вес, чем кормить, как правильно развивать – на эти вопросы мы и постараемся дать ответы.

Физическое развитие годовалого малыша

Первое, что, конечно же, волнует маму - физическое развитие малыша. Задумываясь, как развит ее ребенок, она невольно сравнивает его с другими детьми: худенький или полненький, крепко стоит на ножках или еще неуверенно. Чтобы развеять возникающие сомнения, обратимся к среднестатистическим показателям.

Заглянув крохе в ротик, мы увидим там 12 крепких молочных зубов. Если их меньше, не переживайте - развитие ребенка к 12 месяцам часто идет по индивидуальному плану. Обеспечьте в рационе малыша витамин D, фосфор и кальций - зубки вырастут.

Вес колеблется между 10 и 11 килограммами (последняя прибавка перед взвешиванием составляет не менее 350 граммов). Таким образом, ребенок к 1 году должен набрать около 7 килограммов. Посмотрим на рост. Для ребенка 12 месяцев он должен составлять 72-77 сантиметров, за последний месяц прибавка в росте должна равняться 1,5 сантиметрам. Заметим, что после годика его физические параметры будут меняться медленнее, ведь малыш начнет больше двигаться.

Новые самостоятельные действия

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Как правило, ребенок в 1 год начинает ходить. Расширяются и другие его действия, связанные с окружающей обстановкой. Вертикальное положение обогащает физические навыки крохи, а ум великого исследователя толкает к их применению.


В годик кроха активно изучает окружающий мир: он уже не так сильно зависит от мамы, поэтому за ребенком нужно следить - он может оказаться где угодно
  • Твердо стоять на ножках и делать первые шаги (рекомендуем прочитать: ). Если ваш ребенок стоит плохо и охотнее ползает, стоит показать его педиатру. Врач установит причину подобного поведения и даст полезные рекомендации. Возможно, вам придется пройти курс специального массажа. Серьезного повода для волнения нет, но желательно, чтобы к годику ребенок уверенно становился на ноги.
  • Человечек в 12 месяцев пытается освоить залезание на диван и сползание с него. Учится подниматься и спускаться по ступенькам лестницы. Если залезает он легко, то при спускании может проявиться страх, основанный на сформированном инстинкте самосохранения. Помогите крохе, подскажите, как сделать это правильно, чтобы в дальнейшем не развить в ребенке фобию.
  • Самостоятельность проявляется и в желании самому держать ложку. Малыш может перекладывать ее из одной руки в другую, пробует брать ею кашу или пюре, учится кушать сам.
  • Среди новых навыков появляются такие, как зачерпывание воды, открывание шкафов, дверей, ящиков, снятие бус через голову, разрывание бумаги на кусочки. Купаясь, он может брызгаться не только руками, но и ножками. Научившись твердо стоять, он может попробовать вылезти из ванны. Никогда не оставляйте его одного во время купания.

Познание через подражание и активное участие

Подражание взрослым для годовалого ребенка – естественный процесс познания мира. Если вы делаете по утрам зарядку, малыш будет повторять за вами гимнастические упражнения, пойдет за папой на кухню и станет помогать ему что-нибудь ремонтировать. Здесь важно, чтобы пример был правильным и полезным.

  • Тактильный способ изучения предметов сохраняется у маленького человечка 1 года. Кроме того, он все еще старается попробовать на вкус то, что взял в руку. Теперь, когда он может самостоятельно перемещаться по дому, внимательно следите за тем, что попадается ему на глаза и в руки - уберите подальше мелкие и опасные вещи, чтобы ребенок не смог их проглотить или засунуть себе в нос и уши.
  • Долгое время обозревая мир из положения лежа или у мамы на руках, к годику бывший младенец готов стать центром вселенной. У ребенка 12 месяцев развитие идет бурными темпами (см. также: ). Ему хочется во всем принять участие, он хочет быть полноправным действующим лицом. Если ему что-то запрещают или куда-то не пускают, кроха способен показать характер и высказать свое недовольство сердитым ворчанием или криком. Тут он тоже копирует вас.
  • Важный предмет личной гигиены ребенка 12 месяцев – ночной горшок. Большинство родителей знакомят с ним малыша раньше, если же вы еще не приучили ребенка к нему, воспользуйтесь рекомендациями, данными на нашем сайте.

Прямо в доме малыша подстерегает не меньше опасностей, чем на улице, поэтому родители должны принять меры: купить заглушки на розетки, убрать из нижних ящиков острые предметы, лекарства

Речь, эмоции и поведение

Достигнув годовалого возраста, ребенок расстается с простейшими звуками речи типа «агу» и «гу-гу», и осознанно пытается произносить слоги и отдельные слова. При условии нормального развития он может порадовать вас 5-10 легкими словечками из собственного лексикона. Главное его желание при этом - чтобы мама и папа его поняли. Научитесь понимать свое чадо, тем более что при нехватке слов ребенок может дополнить свою речь жестами.

Кроме того, он правильно озвучивает то, что видит: мама у него будет «ма», а машинка «дыр» или «ши». Разбирается он и в тех словах, что говорят ему взрослые: на замечание о предмете, что это «кака», ребенок выбросит его из рук. Если ваше чадо упорно молчит, обратитесь к видеоурокам доктора Комаровского. В них подробно выясняются причины такого молчания и даются советы, как исправить положение.

Увеличивается у малыша 1 года и потребность в эмоциональном выражении своих желаний и поступков. Речь дополняется слезами и смехом, испугом и радостью. Если малыш видит чужого, он может заплакать, а знакомый человек вызывает у него радостные эмоции. Хорошо реагирует на музыку, любит потанцевать под нее, если крепко стоит на ножках.

Маме следует понять, что перед ней уже человек, а не младенец. Научитесь хвалить мальчика или девочку за хорошее поведение, говорите им «спасибо», подавая личный пример вежливости. Запаситесь развивающими играми и побольше читайте малышу, чтобы в его речи появлялись новые слова.

Чем кормить ребенка в 1 год?

Рацион малыша состоит из продуктов, рекомендованных для питания ребенка в годовалом возрасте. Исключение составляет питание детей, у которых отмечены аллергические реакции на определенные продукты. Непозволительно кормить ребенка 12 месяцев пряностями, шоколадом, копчеными продуктами, колбасами, острой пищей. Пришла пора - малыша надо приучать самостоятельно управляться с ложкой. Впрочем, доктор Комаровский советует сохранить в меню ребенка молочную смесь для годовалого возраста, но и ее лучше давать не из бутылочки, а наливая в мисочку.


Годовалый малыш может потихоньку переключаться на взрослую пищу, однако не вредную, а полезную, которая поможет ему активно полноценно развиваться

Особое внимание уделите консистенции пищи, так как ребенок должен развивать жевательный рефлекс. Замените пюре тушеной картошкой или овощами. Нежные мясные и рыбные котлетки также включите в рацион малыша. Следите, чтобы он не откусывал большие куски. Можно давать хлеб, печенье, фрукты. Сохраните и интервалы между кормлениями в 3,5-4 часа. Давайте крохе только свежеприготовленные блюда: все, что постояло день в холодильнике, в пищу ребенку не годится.

Здоровье и личная гигиена

Посещение педиатра с ребенком в 1 год – это обязательная процедура. Врач проводит физиологические измерения (рост, вес, объем грудной клетки и окружность головы), берет анализы. Специалисты (ортопед, невролог, хирург) проверяют малыша по своим направлениям. Обязательно посетите офтальмолога и стоматолога, чтобы не упустить никаких мелочей в развитии ребенка. Личная гигиена малыша состоит из.

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.

Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.


Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.


Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.


Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

Меню ребенка в 1 год должно включать многокомпонентные блюда, так как организм уже способен переваривать и усваивать более сложные блюда. Этому будет способствовать развитие зубиков, а к году их прорезалось в среднем уже 8! Также развитие ферментной системы пищеварительного тракта позволяет и деткам и их мамам переходить на более взрослое меню. Однако не следует забывать и о разнообразии в продуктах, а также в способе и форме подачи еды. Блюда, которые кушают малыши в один год, должны быть вкусными, полезными и интересными, побуждая их проявлять интерес к новым продуктам.

Вводить прикорм можно начинать с 5-6 месяцев, ребенок с удовольствием будет знакомиться с новыми продуктами, и к году его пища уже достаточно разнообразна. Рацион годовалого ребенка отличается от взрослого способом приготовления и определенным набором разрешенных продуктов. Чем можно кормить годовалого ребенка, и как составить меню на неделю, каждый день, поговорим в этой статье.

Оптимальное меню

Несомненно, в рационе питания годовалого ребенка входят те же продукты, которые он кушал до 1 года. Меню малышей включает каши, овощи и фрукты, творог и кефир, мясо, а также рыбу. Питание ребенка от 1 года будет теперь сочетать вышеперечисленные продукты, в примерное меню на день для своего карапуза нужно включать несколько сочетаний готовых блюд - рацион ребенка теперь значительно расширяется.

  • В питании ребенка после года грудное молоко и смеси также присутствуют. Однако постепенно они заменяются другим полным кормлением - завтраком, обедом, полдником и ужином.
  • Объемы порций к годику увеличиваются, а консистенция пищи постепенно приближается к «взрослому» варианту.
  • Ребенок после года активно растет, также активно развиваются и его жевательные мышцы, и этому надо способствовать, приготавливая пищу более крупной консистенции, перемолотые пюрешки должны исключаться из рациона годовалого ребенка.
  • В рацион питания карапуза после 1 года смело можно вводить мясо: кролик, молодая говядина, постная свинина, курица. Нужно обратить внимание как на качество самого мяса и его свежесть, так и на поставщика.
  • Для малыша в 1 год, питающегося маминым молочком, очень важно сохранять прикладывания к груди, но их становится значительно меньше, также необходимо предлагать и кисломолочные продукты - детский кефирчик, творожок.
  • Супы в меню ребенка не зажариваются, а первый мясной бульон обязательно сливается после закипания.
  • Рацион питания ребенка складывается в основном из отварных, запеченных и тушеных продуктов, с небольшим содержанием сахара и малым содержанием соли.

Перечень продуктов, необходимых в 1 год

Калорийность ежедневного рациона карапуза должна быть не менее 1300 ккал. Меню ребенка в 1.5 года сохраняется таким же. Однако следует учитывать подвижность и активность чада: для одних требуется меньше калорий, другие карапузы требуют добавки. Тем не менее, в меню для годовалого ребенка обязательно должны присутствовать следующие продукты:

  • молоко - 400 мл. (в том числе и мамино);
  • кисломолочные продукты - до 200 г., из которых 50 г. творога и 150 г. кефира;
  • каши - 200 г.;
  • мясо - 60 г.;
  • рыба - 60 г.;
  • хлеб - 10 г.;
  • печенье детское - 15 г.;
  • фрукты - 110 г.;
  • овощи - 200 г.;
  • сок фруктовый - 100 г.;
  • печень - 20 г.;
  • яйцо - 20 г.

Из этих продуктов составляется примерное меню ребенка. При выборе овощей и фруктов нужно особенно учитывать сезонность. Как говорит известный доктор Комаровский, лучше предлагать ребенку фрукты и овощи по сезону. В них и витаминов больше и пользы для растущего организма тоже больше.

В ежедневное меню для годовалого малыша не нужно умещать все вышеперечисленные продукты одновременно. Рыба, печень, яйцо даются дважды в неделю.

Рацион меню

Периодичность кормления малыша 1 года -1.5 лет - 6 раз в день, сохраняются ранние утренние кормления грудью или смесью, перед сном уже можно предложить кефир. Основными приемами пищи в меню годовалого ребенка на каждый день становятся завтрак, второй завтрак (ланч), обед, полдник и ужин. Не следует забывать и о втором ужине. Сытый ребенок ночью спит крепче. Далее рассмотрим меню для 1-летнего ребенка.

Завтрак

В зависимости от того, во сколько просыпается ваш малютка, и прикладываете ли вы его к груди по пробуждению, планируется завтрак. Постепенно, когда первое грудное кормление или бутылочка со смесью заменяется полноценным завтраком, Это могут быть каши, на разведенном коровьем молоке, или же козьем. Также для приготовления каши можно использовать смесь, если у ребенка наблюдается непереносимость белка молока, лактозы.

Включаем каши: гречка и рис (обладают наименьшей аллергенностью), овсянка, кукурузная, пшенная. Варим каши в пропорции 200 г. жидкости (молоко, вода) и 2 ст. л. крупы. Развариваем минут 15. Манка менее полезна, так как помимо рафинированного глютена, на который у некоторых деток аллергия, полезного в ней очень мало.

Кашки украшаем кусочками фруктов, или же их натираем на терочку для разнообразия вкусов.

Дважды в неделю можно давать годовалому ребенку омлет из 1 яйца (куриное или 2 перепелиных) на пару, с добавлением молочка. В омлет можно пробовать добавлять свежий укроп для красоты и хорошей работы животика. Следует отметить, что добавляя в еду свежую зелень, мы увеличиваем витаминосодержание еды, а также благотворно влияем на процесс пищеварения.

К каше можно предложить слабый чай или компот из фруктов, сухофруктов. Хлебушек также нужно предлагать за завтраком. Только учитываем свежесть и качество хлеба. Ржаной и рафинированно белый давать не стоит. Один и второй вызовут вздутие и газы у малыша. Пусть это будет вчерашний хлеб, не батон, а простой белый хлеб.

Второй завтрак (ланч)

Вторым после завтрака кормлением пренебречь не удастся! Ваш активный ребенок будет просить кушать, и в этот прием пищи очень хорошо давать йогурт с фруктами, или же фруктовое пюре. Именно фрукты простимулируют пищеварительный тракт к приему пищи в обед, повысят содержание желудочного сока и просто повысят аппетит, с которым у многих деток бывают проблемы.

Очень полезно при этом запеченное яблоко. Только нужно следить за аллергической реакцией на красные яблоки, а лучше покупать желтые и зеленые.

Можно добавлять к ланчу печенье. Но не крекеры, а диетическое печенье, типа Марии. Или же любое детское, несдобное нежирное печенье.

Часто второй завтрак попадает на время прогулки. Выхода два: либо брать с собой баночку с едой, что не всегда удобно, либо использовать покупные фруктовые и йогуртово-фруктовые пюре, упакованные специальным образом в герметичную упаковку, что особо важно в каких-либо поездках. При таком варианте и руки чистые, и ребенку интересно пробовать новый способ кормления. Да и к тому же, так весело и вкусно кушать на улице!

Обед

Пришло время, когда вы вернулись с прогулки, и настало время обеда. Накормить годовалого малыша днем можно как супчиком, так и сочетанием первого и второго блюда.

По опыту многих мам, есть рекомендации в приготовлении более густого и сытного супа на обед. Рецепт супа будет основываться на вашей фантазии и хорошей переносимости всех цветных овощей ребенком. Но если мы готовим суп на мясном бульоне, то, естественно, первый бульон сливается, а второй заправляется мясом и овощами, нарезанными мелкими кубиками, которые варятся вместе до готовности.

При варке овощного супа, в конце приготовления нужно добавить столовую ложечку постного масла - это может быть, как и оливковое масло, так и подсолнечное хорошего качества. Однако следует отметить, что бульон на костях ребенку в 1 год варить нельзя. Это ведет к повышенной секреторной выработке желудка и поджелудочной железы.

В качестве второго блюда выступают несладкие каши без молока и овощные пюре, в соотношении с мясными или рыбными блюдами, не забываем о печени (говядина, курица). Несомненно, в детском меню отсутствуют поджарки, специи и большое количество соли.

Летом разрешается давать ребенку на обед овощной салат. Если подать его, красиво украсив в виде детского персонажа, то такие салаты не только улучшат пищеварение ребенка, но и его настрой на кормление. Только пробовать вводить новое блюдо нужно медленно, по одному новому овощу добавляя в рацион годовалого малыша и наблюдая за реакцией организма на новый продукт в течение дня.

Полдник

Полдник малютки в один год постепенно вытесняет кормление грудным молоком или смесью на другие молочные продукты - молочную кашу, творог с фруктами, сырники или творожную запеканку. Также можно предлагать ребенку компотик, печенье с молоком.

Молоко цельное коровье вводится в рацион очень аккуратно. Реакция у деток на него индивидуальная, и если с переносимостью все нормально, то молоко сначала разводится водой, в чистом виде может вызывать колики в животике.

Ужин

Придя с вечерней прогулки, (по прошествии 5-ти часов после обеда) планируется ужин. Соблюдая режим кормления и бодрствования ребенка в 1 год, следует учитывать, чтобы ужин не был слишком поздним. Примерное меню для ребенка на ужин чаще всего совпадает со вторым обеденным блюдом.

На ужин для малыша можно приготовить овощное рагу, кашу (без молока) с тефтелями или уже кусочками мяса или рыбы. Не следует забывать добавлять капельку растительного масла в овощное рагу, если это рагу варилось. Так мы избавим ребенка от запоров, и его кишечник будет работать как часы!

Второй ужин

При грудном вскармливании перед сном нужно предлагать ребенку мамино молочко. При искусственном - это будет смесь, а еще лучше кисломолочная смесь или простой детский кефир. Для болеющего малыша количество приемов пищи может быть увеличено на 1. Питание перед сном должно быть легким, но привычным.

Если ваш ребенок часто будит вас по ночам, просит покушать, то уже самое время отучать его от ночных кормлений, предлагая ему или молочко или водичку из бутылочки, так как пищеварительная система растет и перестраивается на «взрослый лад», что в будущем станет залогом успешной его работы и здоровья вашего малыша.

Меню на каждый день - таблица

Рацион 1-летнего ребенка уже достаточно разнообразен. Ниже приводится таблица с примерным меню годовалого ребенка на неделю, рецепты которого достаточно просты в приготовлении. С помощью наших рекомендаций вы можете составить удобный для себя вариант блюд для вашего малыша.

Расписав, что приготовить ребенку в 1 год, вы сможете заранее купить необходимые продукты, сэкономив себе время, которое вы с удовольствием уделите своему малышу.

День недели / Время Завтрак / 9:00 Второй завтрак / 11:00 Обед / 13:00–14:00 Полдник / 16:00 Ужин / 19:00 Второй ужин / 21:00
Понедельник Овсяная молочная каша Запеченное яблоко Суп гречневый с мясными фрикаделями Кефир с печеньем Запеченный творог с фруктами Грудное молоко, смесь, кефир
Вторник Рисовая молочная каша Бананово-яблочное пюре Суп-пюре из овощей с тефтелями из рыбы, курицы, картофельное пюре Творожок с фруктами Овощное рагу, компот Грудное молоко, смесь, кефир
Среда Гречневая молочная каша Йогурт с печеньем Суп с домашней лапшой и курицей, овощное пюре Молочко с булочкой Рис с паровыми овощами Грудное молоко, смесь, кефир
Четверг Омлет на пару, чай Молочко с булочкой Борщ, овощное рагу, мясные котлеты на пару Йогурт с фруктами Гречневая каша с тефтелями Грудное молоко, смесь, кефир
Пятница Пшенная молочная каша Запеченное яблоко Рисовый суп, картофельная запеканка с молотой говядиной Творожная запеканка Пюре из брокколи с куриным молотым мясом Грудное молоко, смесь, кефир
Суббота Кукурузная молочная каша Фруктовое пюре Рыбный суп с рисовой крупой, овощное пюре Фруктовый салатик с йогуртом Овощное рагу с фаршем Грудное молоко, смесь, кефир
Воскресенье Омлет на пару, чай Йогурт с фруктами и печеньем Перетертый овощной суп, пшенная каша с паштетом из печени Фруктовое пюре с творогом Кукурузная каша и котлеты из говядины на пару Грудное молоко, смесь, кефир

  • Очень важно соблюдать режим питания. При соблюдении этого нехитрого правила, ребенок будет с удовольствием есть вашу еду, так как сам организм в определенное время будет того требовать.
  • Для годовалого ребенка очень важен ритуал приема пищи. Пусть на столе будут красиво разложены приборы, салфетки, хлеб. Разрешите малышу вам помочь в раскладывании этих предметов. Садитесь кушать вместе с ним, если он может кушать уже хоть что-то сам.
  • Разложите игрушки рядом с вашим малышом, и они тоже будут принимать участие в трапезе.
  • Не исключайте непонравившийся продукт из питания, только незаметно подмешивайте его в другие блюда, так вы не будете лишать его необходимых ему питательных веществ.
  • Ваш малыш в 1 год может показать вам, что он не голоден, отказываясь от еды. Не стоит паниковать, можно либо сдвинуть режим кормления, когда ребенок действительно проголодается. Либо уменьшить объем порции для ребенка. Или же убрать одно из кормлений.
  • Стоит учесть, что при кормлении, например, обедом, нужно подавать блюда поочередно, чтобы по окончанию первого блюда карапуз увидел второе, но не раньше, иначе переборов не избежать.
  • Перекусы хлебушком и печеньками - ничего хорошего не сулят. Сбитый аппетит и режим питания - настоящая головная боль родителей. Поэтому не позволяйте никому из близких подкармливать малыша между кормлениями.

Самое главное - сохраняйте доступным питьевой режим. Важность этого пункта особо отмечает доктор Комаровский в своих интервью. Дети могут и не сказать, что хотят пить, попросту забыв, заигравшись, а потом напиться перед едой, пропустив обед. Предлагайте воду постоянно между кормлениями. Но и во время еды можно дать ребенку чуть-чуть попить водички или компотика.

Взрослеющий ребенок в течение года уже становится полноценным участником родительской трапезы, а питание ребенка после 1 года не должно пугать мам разными меню, рецептами и продуктами. Ведь это время так скоротечно, а наша помощь для малыша, который готовится шагнуть во взрослую жизнь - бесценна.

Берегите своих детей! Кормите их вкусной, здоровой и разнообразной пищей. И вскоре вы будете с особым трепетом вспоминать этот переходный период взросления вашего ребенка!

Ребенок переступил свой первый серьезный рубеж, отпраздновал первый день рождения. Годик – это время, когда малышей отучают от груди или смеси, время, когда стоит пересмотреть принципы питания. Рацион годовалого малыша становится разнообразнее, в него уже входят многие взрослые продукты, карапуз уже знаком со многими овощами, фруктами, мясом и даже рыбой. В этом возрасте пищу уже модно давать не только в виде пюре, но и готовить мелкими кусочками. Ведь у ребенка уже есть зубки, которыми он её может разжевать.

Дети в этом возрасте продолжают интенсивно развиваться, им необходимо большое количество энергии. Именно поэтому стоит внимательно относиться к продуктам и их качеству, следить за тем, чтобы у ребенка в рационе были все необходимые элементы.

Из чего составлять меню

Итак, каши по-прежнему остаются на первом месте в меню ребенка. Это незаменимый источник медленных углеводов, которые дают карапузу энергию. Также в каше содержится растительный белок и витамины группы В. Меню здесь достаточно разнообразное, вы можете предложить малышу гречневую, овсяную, кукурузную, рисовую или пшеничную каши. Возможно, также давать мультизлаковые продукты.

Если раньше вы варили кашу на воде, то после года можно поменять её на молоко. Но стоит убедиться, что у ребенка нет аллергии на лактозу.

Продукты из молока в годовалом возрасте играют большую роль для роста малыша. В них содержится кальций, фосфор, белок, натрий, хлор. Полезные элементы кисломолочных продуктов помогают организму поддерживать баланс электролитов.

За день ребенку необходимо выпивать до стакана кефира или до 300 мл живого йогурта. Важно, выбирать именно натуральный йогурт, так как он не проходит тепловую обработку и сохраняет в себе микроорганизмы, способствующие хорошей микрофлоре кишечника.

Незаменимым остается творог, давать его можно каждый день порцией до 70 гр или можно увеличить его количество, но давать через день. Творог ребенок может кушать в обычном виде или разбавленным. Детишки любят блюда творожные блюда, они не только полезные, но и вкусные.

В один год малышу уже можно предложить твердый сыр, но лучше его чередовать с употреблением творога. Сыр предлагается в натертом виде, можно посыпать им привычные для малыша блюда: макароны или запеканки.

В блюда нужно класть сливочное масло, оно способствует лучшему усвоение продуктов, а также помогает при расщеплении жирорастворимых витаминов. Однако общее количество масла в день не должно превышать 12 гр.

Обратите внимание, что детям не подходят взрослые молочные продукты. Всё, что вы даете ребенку должно иметь на упаковке знак, указывающий, что продукт изготовлен по стандартам детского питания.

Хлеб ребенку лучше давать белый, так как ржаной батон может вызвать брожение в желудке и, как следствие, колики. Норма хлеба в день составляет 100 гр.

Один – два раза в неделю карапузу можно предложить немного макарон, не стоит делать порцию больше 30 гр, её будет тяжело переварить.

После года ребенку впервые можно предложить бульоны. Овощные супа малыш мог уже пробовать, теперь же их можно делать на легких бульонах из курицы или индейки, телятины. Заправить супчик можно овощами, крупами или макаронами. Первое блюдо на овощном бульоне можно дополнить фрикадельками собственного приготовления.

Пюре из фруктов и овощей были в рационе малыша ещё в самом начале прикорма, их значительная роль в питании ребенка не ушла, зато появилась возможность расширить меню. Если у вашего чада нет аллергии, то в списке разрешенных овощей теперь есть: брокколи, цветная капуста, тыква, кабачок, морковь, зеленый горошек, свекла, помидор, картошка и фасоль.

Часть овощей содержит в составе много клетчатки, если их плохо проварить, то плоды могут послужить причиной кишечных колик.

Список фруктов и ягод также очень широк, но важно помнить, что такие ягоды, как клубника и малина часто вызывают диатез. Если же отрицательной реакции на них нет, то смело давайте малышу ими полакомиться. Также в число разрешенных фруктов добавляются: абрикос, персик, вишня. Летом идеально использовать дачные плоды. Жесткие фрукты лучше превращать в пюре, а мягкие плоды можно резать тонкими кусочками. Суточная доза фруктов и ягод должна составлять примерно 200-250 гр. Знакомить малыша с новым продуктами продолжайте постепенно, вводите их в состав уже знакомых блюд.

Не стоит забывать про мясо и субпродукты. В рационе питания ребенка в год должно обязательно присутствовать до 80 гр. мяса. Можно давать его в виде котлеток на пару, тефтелек или запеканок. Куриная и телячья печень также необходимы малышу, они несут в себе большую ценность, так как содержат витамины А, В, D, цинк, железо, йод и другие минералы. Детки быстро привыкают к вкусу этого продукта и с удовольствием едят блюда из него.

Пару раз в неделю стоит давать малышу рыбу, её можно предложить в виде супа, котлет или тушеных кусочков филе.

Ещё один кладезь полезных витаминов и элементов – это куриное яйцо. Его модно давать ребенку до 3х раз в неделю в виде омлета, добавлять их в небольшом количестве в котлеты или сырники. Желток можно предлагать малышу отдельно, а вот белок давать в чистом виде пока не стоит, в нём содержится слишком много холестерина, который плохо усваивается маленьким организмом.

Не забывайте про питьевой режим. В меню малыша могут быть соки, компоты чаи. Но они не могут заменить обычную воду, поэтому её нужно давать ребенку каждый день.

Соль и сахар лучше не использовать при приготовлении детских блюд, если же необходимость в них есть, то используйте минимальную порцию.

Меню для годовалого малыша

Советов по питанию очень много, также как много правил, которые стоит соблюдать. Чтобы хоть как – то уложить их в голове и понять чем же всё-таки кормить вашего ребенка, мы предлагаем вам таблицу с примерным рационом.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Завтрак Вермишель с молоком и сыром и кусочек белого хлеба Овсяная каша с яблоками Пшеничная каша с грушей Каша манная с морковью Пудинг с грушей Печеные яблоки с творогом Омлет с молоком
Обед Суп пюре из тыквы с курицей, паровые котлетки из индейки с овощным пюре Гороховый суп и суфле из кролика Суп овощной, рыбные фрикадельки, сок Суп из шпината и ленивые голубцы Сырный суп, паровые котлеты из курицы и кабачковые оладья Суп – пюре из цветной капусты, тушеная печень Суп с вермишелью, тушеные овощи
Полдник Чай с печеньем Пудинг или стакан молока Яблочное пюре и печенье Простокваша с печеньем Свежие фрукты, чай из шиповника Кефир и яблоко Молоко с булочкой
Ужин Творог, перед сном можно дать 150 гр. кефира Чай, запеченные яблоки с сухофруктами Творог с морковным пюре, молоко Пудинг из банана Гречневая каша Картофельное пюре и кисель Кабачки тушеные в сметане

Общее количество еды для малыша в день должно составлять примерно 1,2 литра. При этом стоит распределять приемы пищи в следующей пропорции:

  1. На завтрак откладывать ¼ суточного рациона.
  2. На обед 35 %.
  3. На полдник всего лишь 15%.
  4. На ужин также ¼ всего объема.

Согласно нормам Минздрава в год дети должны употреблять в день примерно 200 гр. углеводов, 50 гр. белков и столько же жиров.

Что остается под запретом

Несмотря на то, что меню ребенка стало, несомненно, шире, всё же остается достаточно большое количество запретов. К главным из них относятся:

  1. Колбасы и сосиски, в этих продуктах почти нет мяса, зато вот опасных для маленького организма добавок достаточно.
  2. Сладкие газированные напитки, лимонады должны полностью исключаться из рациона ребенка.
  3. Фрукты семейства цитрусовых лучше вводить в более старшем возрасте.
  4. Грибы являются слишком тяжелой пищей для маленького организма.
  5. Шоколад – яркий аллерген, к тому же он раздражает нервную систему малыша.
  6. Консервы и полуфабрикаты также должны целиком отсутствовать в меню.
  7. Орехи тяжело перевариваются детским организмом, к тому же их сложно разжевать.

Вы узнали примерный план питания годовалого ребенка, как вы видите, рацион его может быть весьма разнообразным, все зависит лишь от вашего времени и фантазии.

Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

От 1 до 1,5 лет ребенок любит :

  • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
  • Вставать и садиться;
  • Играть, сидя на корточках;
  • Ходить по лестнице;
  • Залезать на диван, кресло;
  • Подражать вашим действиям;
  • Возражать, говоря “нет»;
  • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
  • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
  • Отвечать на простые вопросы;
  • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
  • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
  • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
  • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
  • Играть с песком, с водой;
  • Кушать самостоятельно.

Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

  • Ваше внимание;
  • Время для совместной игры;
  • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
  • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
  • Детский устойчивый стульчик и столик;
  • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
  • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
  • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
  • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
  • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
  • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
  • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
  • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
  • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
  • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
  • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
  • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
  • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
  • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

  • Использовать в речи слова;
  • Использовать предложения из 2 -3-х, а затем и более слов;
  • Бегать, помогать по дому;
  • Утверждать “мое”;
  • Наблюдать за старшими;
  • Приходить, когда его зовут;
  • Залезать на все предметы;
  • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
  • Переносить и приносить предметы;
  • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
  • Сортировать предметы;
  • Копать и размешивать;
  • Класть предметы на место;
  • Черкать на бумаге;
  • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
  • Завинчивать и отвинчивать.

Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

  • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
  • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
  • Сумку для ношения предметов;
  • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
  • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
  • Книжки с простыми знакомыми сказками;
  • Простой конструктор, простые пазлы;
  • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
  • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
  • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :

  • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
  • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
  • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

Ориентиры для развития

Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .

Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

Физическое

  1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) .
  2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, прыгуны)
  3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с , пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
  4. В рамках развития слуха малыша второго года можно
  5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

  1. В этом возрасте очень актуальны , в том числе описание и из методики Шичида;
  2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует.

Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .