Что такое духовная жизнь личности. Понятие духовной жизни. «Сила» и «слабость» духовного развития

Понятие духовной жизни

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности и .

Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей , а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его и .

В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Духовное производство

Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.

Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя. Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от материального производства? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом положительных свойств. Главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендуют, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают . Наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Духовность человека

Духовность человека

Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и , науку и , искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности , как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей , к которым стремится личность:

  • истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;
  • добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;
  • красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Человек руководствуется в силу своей образованности и воспитанности множеством ценностей, созданных предшествующими поколениями. Истинное богатство человека заложено в его духовном мире .

Духовность России

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием больших денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери как ценности дли поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важны для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту. Именно с помощью культуры формируются уникальные, неповторимые черты .

В чем состоит духовная жизнь человеческой личности? Духовная жизнь относится к категории нематериальных ценностей, без которых жизнь человека становится пустой и никчёмной. Не случайно самый высокий накал страстей – боль тяжёлой утраты или огромную радость – человек испытывает не телом, а душой.

Именно духовность, трактуемая Википедией как «совокупность проявлений духа», ставит человека на самую высокую ступеньку эволюционной пирамиды, выделяя его из мира прочих живых обитателей нашей планеты.

Однако уровень духовного развития личности – величина сугубо индивидуальная. Далеко не каждый человек достигает его вершин. Развитая личность руководствуется высокими помыслами и стремится к достижению идеальных целей, совершая поступки, соответствующие её духовному уровню.

В это же самое время человек с низким уровнем духовного развития, руководствующийся удовлетворением лишь самых примитивных физиологических потребностей, не способен ни понять, ни оценить красоты мира, его окружающего. Внутренняя жизнь такого человека примитивна и скучна.

8 уровней духовного развития человека - описание в видео:

Духовная жизнь человека: основные составляющие

Так в чем же состоит духовная жизнь каждой человеческой личности? Внутренний мир человека, часто именуемый его микрокосмом, относится к числу целостных и в то же самое время противоречивых явлений.

Главными составными частями этого микрокосма являются:

Духовная жизнь человека неотъемлема от его мировоззрения, представляющего собой целостную систему взглядов на окружающее пространство и взаимоотношения с ним.

Подразделяемое на разные типы, мировоззрение бывает:

  1. Житейским (или обыденным). Его формирование базируется на личном опыте и происходит в результате влияния жизненных обстоятельств.
  2. Религиозным. В его основу кладется система религиозных взглядов, убеждений и представлений верующего человека.
  3. Научным. Базируясь на достижениях передовой научной мысли, оно является отражением научных представлений о мире и обогащено результатами последних достижений науки.
  4. Гуманистическим. Этот тип мировоззрения скорее цель, нежели реальность. В нем объединены представления о социальном равенстве и справедливости, нравственных идеалах, экологической безопасности с наиболее ценными чертами научного мировоззрения.

Духовная жизнь отдельно взятого человека неразрывно связана с духовной сферой жизни всего человеческого общества.

Каждая новая человеческая личность, вступая в общество с уже сформировавшимся духовным фондом, непременно должна пройти путь освоения всех духовных ценностей, сосредоточенных в нём.

Основные элементы духовной жизни общества

В чём состоит духовная жизнь человеческого общества? Она распространяется на все уровни и типы общественного сознания:

  • научного;
  • политического;
  • религиозного;
  • нравственного;
  • эстетического;
  • правового.

В соответствии с этим духовная жизнь человеческого общества условно разделяется на четыре основных составляющих.

  • Религия.

Суть этого явления можно кратко охарактеризовать как общность церкви, специфических догм, мифов, обрядовых и культовых отправлений.

  • Мораль.

Под этим понятием подразумевается принятая в человеческом обществе целая система правил поведения, основанная на представлениях человека о добре и зле, социальной справедливости, плохом и хорошем. Все эти правила могут отражать как самостоятельные внутренние убеждения человека, так и действия, предпринятые под давлением общественного мнения.

  • Искусство.

Эта особенная форма общественного разума представляет собой систему художественных образов, появившихся как итог творческого переосмысления предметов и явлений окружающей действительности.

  • Наука.

Философия трактует её как теоретически систематизированные знания, полученные в ходе научных изысканий и облечённые в абстрактно-логическую форму теорий, законов, терминов и гипотез.

Что такое духовное производство?

Потребности духовного плана (в отличие от потребностей материальных) не закладываются в генетическую программу развития индивидуума и не появляются у него после момента рождения. Они могут сформироваться и получить развитие лишь в ходе длительной социализации его личности.

Уникальной особенностью духовных потребностей является полное отсутствие границ их роста. Единственным сдерживающим началом духовного совершенствования личности является один лишь объём духовных ценностей, к определённому моменту накопленных человеческим обществом, а также желание самого человека способствовать их приумножению.

Чтобы удовлетворить свои духовные потребности, самые одарённые представители человеческого общества занимаются духовным производством. Продуктом такого производства становятся:

  • Творческие идеи.
  • Всевозможные теории и гипотезы.
  • Художественные образы.
  • Духовные ценности.
  • Общественные связи между целыми группами индивидов.
  • Самосовершенствование личности самого человека, вовлечённого в процесс духовного развития.

Основными видами духовного производства являются:

  1. Институт религии.
  2. Просвещение и наука.
  3. Культура и искусство.

Духовный мир человека и его конституционные права

Духовная жизнь каждой личности является продуктом её практической деятельности и неотъемлема от духовной практики всего человеческого общества.

Что составляет духовный мир каждого человека? Это - единый комплекс из знаний, веры, чувств, переживаний, способностей, потребностей и целей.

Духовный мир каждой человеческой личности уникален и неповторим. Каждая личность по-своему реагирует на явления и предметы окружающего пространства, поскольку у каждой личности свои механизмы мышления, памяти и восприятия, разная степень воображения, свой круг общения, интересов и потребностей, увлечений и интересов.

Неприкосновенность духовного мира каждого человека, отнесённого к частной сфере, закреплена в 23 статье Конституции Российской Федерации. Согласно этой статье личность имеет право не впускать посторонних в свою частную жизнь, поскольку в ней гарантируется право на её сокровенность, а также на сохранение личных и семейных секретов.

Каким образом взаимосвязаны конституционные права и духовная жизнь каждого индивидуума, являющегося гражданином Российской Федерации?

  • Будучи активным членом общества, каждая личность имеет свою систему представлений, складывающихся благодаря усилиям собственного интеллекта, наличию эмоций и оценок, которые не могут не побудить к определённым действиям. Так формируется позиция личности относительно места, отведённого ей в этом мире, а Конституция закрепляет эту позицию, даруя каждому индивидууму право на свободное высказывание своих убеждений.
  • Самым тесным образом связано оно с целым рядом других прав, гарантирующих свободу совести, а также свободу мысли и слова. Любые попытки навязать индивидууму взгляды, умаляющие любое из перечисленных прав, являются незаконным вторжением в его личную жизнь. Соблюдение же этих прав предоставляет каждой личности возможность духовного самовыражения в любой сфере жизни.

При желании любой индивидуум может заниматься творческой, экономической или политической деятельностью.


Занимаясь своим духовным самосовершенствованием, индивидуум тем самым способствует обогащению не только собственного внутреннего мира, но и духовной сути окружающих его людей.

В чём суть духовности человека?

Почему внутреннюю суть человека называют духовной, а не просто интеллектуальной? Прежде всего потому, что духовность – понятие более широкое.

  • любовь;
  • добросердечие;
  • оптимизм;
  • убеждённость;
  • чувство самоуважения и личного достоинства;
  • признание достоинства и чести других людей.

Человек, достигший высокого уровня духовного развития, стремится понять мотивы поступков других людей, видит достоинства их внутреннего облика, принимает во внимание индивидуальные особенности каждого человека, включая и несомненные достоинства, и недостатки, свойственные его личности.

Ни один младенец, появившийся на этом свете, не отличается богатством своего внутреннего мира. Каждый индивидуум волен формировать свой внутренний облик по собственному усмотрению. Зачастую путь к духовному совершенству сопряжён с множеством трудностей и страданий.

Именно состояние души делает индивидуума счастливым или несчастным, определяет его физическое самочувствие, создает предпосылки для успехов или неудач.

Подводя итоги всему, сказанному выше, мы приходим к неизбежному умозаключению о том, что между категориями духовности и нравственности можно поставить знак равенства.

Безнравственная личность – даже обладающая высоким уровнем интеллектуального развития и самым блестящим образованием – не может похвастаться богатством своего внутреннего духовного мира.

митр.
  • свящ.
  • архиеп. Сергий (Королёв)
  • игумен Борис (Долженко)
  • свящ. Илия Гумилевский
  • свт.
  • Духо́вная жизнь есть новая жизнь уверовавшего в человека, порождаемая Божественной Святого Духа при согласии свободной человеческой .

    Духовная жизнь названа духовной по двум причинам. Прежде всего, она появляется, возрастает и совершенствуется только через благодатное действие Святого Духа Божьего. Далее, потому что в ней принимает участие дух человеческий. Из соединения Духа Божьего и духа человеческого и происходит духовная жизнь, в которой Дух Божий подает саму жизнь, а дух человеческий восприемлет.

    Начало полноценной духовной жизни полагается в таинстве , где человеку обильно подается благодать для духовного возрождения. В таинстве крещения в христианине закладывается благодатное семя духовной жизни, развить которое зависит как от , так и от произволения человека. Если человек «свободным произволением посвятит себя Богу и желательным, радостным и благодарным восприятием усвоит себе обретенную в себе благодатную силу» , то духовная жизнь «станет собственною человеку, явится в полном своем виде» (св. ).

    Духовная жизнь человека слагается из Божественной благодати и человеческой свободы. От человека требуются усилие воли в борьбе с и стяжании . От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в сотрудничестве Бога и человека. Духовная жизнь протекает в , поскольку в ней (в ее и ) пребывает и подается сама Божественная благодать.

    Это деятельность людей, связанная с производством и потреблением духовных (т.е. идеальных, в отличие от материальных) ценностей.

    Культура является существенной характеристикой жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Культура - это основной отличительный признак, разделяющий человека и животный мир. Культура является специфически человеческой сферой деятельности. В процессе своей жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. В связи с этим не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой «меру человеческого в человеке».

    Термин «культура» произошел от латинского слова cultura , что в переводе означает - возделывание, воспитание, развитие. В самом общем смысле под культурой понимают совокупность видов и результатов производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества. Наука, изучающая культуру, называется культурологией . Как правило, выделяют материальную культуру (то, что сделано руками человека) и духовную культуру (то, что создано человеческим разумом).

    В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов .

      Познавательный, знаково-символический элемент - знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

      Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве заместителей других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

      Ценностно-нормативная система . Она включает в себя социальные ценности и социальные нормы.

      Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

      На основе социальных ценностей формируются социальные нормы. Социальные нормы рекомендуют или требуют соблюдение определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе.

      Выделяют неформальные и формальные социальные нормы.

      Неформальные социальные нормы - это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых люди должны придерживаться без принуждения (этикет, обычаи и традиции, обряды, хорошие привычки и манеры). Соблюдение неформальных норм обеспечивается силой общественного мнения (осуждение, неодобрение, презрение).

      Формальные социальные нормы - это специально разработанные и установленные правила поведения, за несоблюдение которых предусматривается определенное наказание (Воинский устав, юридические нормы, правила пользования метро). За соблюдением формальных социальных норм следят государственные органы.

    Культура - постоянно развивающаяся система. Каждое поколение привносит свои, новые элементы, как в материальную, так и в духовную сферу.

    Субъектами (творцами) культуры являются :

    Выделяют три уровня культуры (рис. 4.1
    ).

    Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу - профессиональными творцами. Это «высокая литература», «кино не для всех» и т.д. Она ориентирована на подготовленную аудиторию - высокообразованную часть общества: литературоведов, киноведов, завсегдатаев музеев и выставок, писателей, художников. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

    Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это сказки, легенды, народные песни и танцы, народные промыслы, тосты, анекдоты и т.д. Функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Зачастую произведения народного творчества существуют и передаются устно из поколения в поколение. Этот уровень культуры адресован широким слоям населения.

    Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Это телесериалы, книги популярных авторов, цирк, блокбастеры, комедии и т.д. Этот уровень культуры адресован всем слоям населения. Потребление продуктов массовой культуры не требует специальной подготовки. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

    Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры (рис. 4.2
    ).

    Доминирующая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

    Часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей, например, национальная, молодежная, религиозная.

    Вид субкультуры, которая противостоит доминирующей, например, хиппи, эмо, уголовный мир.

    Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство .

    Основные направления искусства:

    • живопись, скульптура;

      архитектура;

      литература и фольклор;

      театр и кино;

      спорт и игры.

    Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы.

    Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ) .

    СМИ - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т.д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. Но законодательство налагает определенные запреты на эту свободу.

    Запрещается:

      1) использование в программах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей;

      2) пропаганда порнографии, насилия и жестокости, национальной розни;

      3) распространение информации о способах разработки и местах приобретения наркотиков и психотропных препаратов;

      4) использование СМИ в целях совершения уголовных преступлений;

      5) разглашение сведений, содержащих государственную тайну.

    Культура играет огромную роль в общественной жизни. К ее функциям относятся:

    В каждом обществе складывается своя, неповторимая культура. В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три подхода :

    Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако чрезмерно активное заимствование несет опасности потери культурной самобытности. Открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, подъему ее на более высокую ступень развития, с другой - к ее культурному истощению за счет унификации и стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру.

    Сущность морали

    Мораль возникла еще в первобытном обществе. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых к человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение: они распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.

    Понятие «мораль» произошло от латинского слова moralis , что в переводе означает «нравственный». Синонимом морали является понятие нравственность .

    Это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу в целом. Мораль изучает особая наука - этика .

    Моральные нормы - это опирающиеся на общественные оценки убеждения и привычки людей, идеалы добра, зла, справедливости и т.п. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации «так, а не иначе». В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных, частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. Поэтому через моральные нормы могут оцениваться как цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

    Выделяют светскую и религиозную мораль.

    Светская мораль - отражает потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, это отражение традиций и нравов общества в целом.

    Религиозная мораль - совокупность нравственных понятий и принципов, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер.

    Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций .

      Регулятивная функция - регулирует поведение людей в обществе, контролирует нижнюю границу человеческих отношений, за которой наступает ответственность перед обществом. Моральная регуляция отличается от правовой регуляции тем, что влияние первой определяется принципами, действующими изнутри самого человека, право же - является внешней надстройкой.

      Воспитательная функция - готовит человека к жизни в обществе, выступает одним из видов социализации подрастающего поколения. Моральное воспитание продолжается всю жизнь от момента формирования сознания человека через самовоспитание в период зрелости. Если в детстве ребенок получает первичные моральные представления, то в дальнейшем он самостоятельно развивает их, превращая в свой нравственный мир.

      Коммуникативная функция - создает нормативную основу человеческого общения (этикет, правила общения, правила приличия).

      Познавательная функция - позволяет познавать и оценивать человеческие качества.

    В этой связи отметим, что моральное знание - это знание о должном, справедливом, о том, что находится под абсолютным запретом, о добре и зле.

    Таким образом, мораль - это и характеристика личности, ее главных качеств. В тоже время, это и характеристика отношений между людьми, вся совокупность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своей жизни.

    Религия как феномен культуры

    Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой и образованием) форм духовной культуры и важнейшим фактором человеческой истории.

    Слово «религия» произошло от латинского religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа. - это мировоззрение и мироощущение, которое основывается на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. такого начала, которое находится за пределами естественного знания, и недоступно пониманию человека.

    В структуре религии можно выделить следующие элементы .

    Религия играет огромную роль в общественной жизни. Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. В качестве наиболее существенных функций религии выделяют следующие.

      Мировоззренческая функция - объясняет человеку явления окружающего мира и его устройство, указывает на то, в чем состоит смысл человеческой жизни.

      Компенсаторная функция - дает людям утешение, надежду, опору, снижает тревожность в различных ситуациях риска. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

      Воспитательная функция - воспитывает и обеспечивает связь поколений.

      Коммуникативная функция - осуществляет общение людей, прежде всего в культовой деятельности.

      Регулятивная функция - религиозная мораль регулирует поведение людей в обществе.

      Интегративная функция - способствует объединению людей, объединяя их мысли, чувства и стремления.

    Существуют различные формы религиозных верований .

    Интернациональными, мировыми, вселенскими, монотеистическими религиями, получившими широкое распространение среди разных народов, являются буддизм, христианство и ислам. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Этнические, национальные перегородки, свойственные религиям древности, были заменены перегородками религиозными. Космополитический характер буддизма, христианства и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару и превратиться в мировые религии.

    В буддизме существуют: - человек по своей сути грешен, ему остается уповать на милосердие и волю Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам.

    Для ислама и христианства свойственен фатализм - убеждение в том, что судьба человека и все его действия и поступки предопределены Богом, записаны в «Книге судеб».

    В Конституции РФ, в статье 28, законодательно закреплена свобода совести и вероисповедания - человек вправе сам выбирать себе религию или быть атеистом.

    Контрольные вопросы

      Дайте определение понятию «культура».

      Назовите уровни культуры.

      Какие виды культуры Вы знаете?

      Что в обществознании понимают под моралью?

      Какие виды морали Вы знаете?

      Охарактеризуйте понятие «религия».

      Какие формы религиозных верований Вы знаете?

      Дайте характеристику мировым религиям.

    Что такое духовная жизнь. Существует множество трак­товок того, что такое духовная жизнь отдельного человека или общества в целом. Но понятно, что содержанием духов­ной жизни человека выступает его духовное развитие.

    Определим духовное развитие человека так - это про­цесс обогащения его внутреннего мира достижениями ду­ховной культуры общества, направленный на реализацию высоких идеалов гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др.

    Духовная культура в широком смысле - совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обы­чаи, традиции, язык.

    Она включает формы общественного сознания и их во­площение в литературные, архитектурные и другие памят­ники человеческой деятельности. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «обще­ственное сознание» pi «духовная культура». В узком пони­мании она содержит не любые достижения нематериальной культуры, а лишь образцы высокой, духовно значимой для общества системы ценностей, идей и идеалов.

    Из предыдущего материала учебника вы узнали, что с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой - духовный мир человека. Его характеризует устремление человека к решению так называемых вечных вопросов бытия, связанных с жизнью и смертью и смыслом человеческого существования. Ответы на них пытаются дать - каждая со своей стороны - прежде всего философия и религия.

    Проблема смысла жизни. Проблема смысла жизни по-разному решается не только философскими течениями, но и религиями. Буддизм утверждает, что человек живёт для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться; в христианстве и исламе - это восхождение человека к Богу.


    Под духовной жизнью некоторые люди подразумевают выполне­ние различных религиозных практик, таких, как богослужение, молит­вы, медитации, молитвенное пение и танцы, а также чтение священ­ных писаний. На Руси существовала особая духовная практика, заимствованная у византийских христиан. Её именуют исихией (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешённость), или молчальни- чеством, а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединённым местом для проведения особой духов­ной практики, связанной с преображением человеческого духа че­рез аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредото­ченности, единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии пещерное затворничество не пре­вратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных сторонников.

    Во второй четверти XIV в. формируется новая форма подвижни­чества - пустынножительство. Большинство монахов уходит в лес­ные дали, создаются многочисленные скиты (вероятно, от греч. ske- tis - название обители в Египте) - кельи отшельников в отдалении от монастырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали на­зываться общежития беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустынножительного иночества был Сер­гий Радонежский (1321 - 1391), один из наиболее известных духов­ных наставников русского народа.

    Духовная сфера человека состоит из двух начал - этиче­ского (нравственность, мораль) и эстетического (красота, прекрасное). Оба начала составляют фундамент культуры, а она покоится на твёрдом основании ценностей. Качества ду­ха - это воля, свобода, творчество, познание. Они подразу­мевают неприятие грубости и хамства, сквернословия, ку­рения, алкоголизма, пристрастия к материальным вещам и алчность.

    Духовные размышления или духовные вопросы означа­ют прежде всего несиюминутные, отрешённые от мате­риальных забот о повседневном существовании, бытовых удобствах и от земных помыслов, будь то карьера или ста­тусные почести.


    Система ценностей. Частью духовной культуры является система ценностей, т.е. то, как люди придают моральное зна­чение определённым элементам культурной среды. У различ­ных народов ценностные категории и представления могут столь разниться, что крайне желаемое и позитивное среди членов одного общества презирается и отвергается в другом. То, что у одного народа считается священным или морально обязательным, у другого может считаться кощунственным и аморальным.

    Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое доб­ро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.

    Ценности не подвергаются сомнению, они служат этало­ном, идеалом для всех людей.

    Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Одни индивиды привержены ценностям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других - моральная бе­зупречность, для третьих - политическая карьера. Ценно­сти представляют собой разделяемые вами совместно с дру­гими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.



    Роль ценностей в человеческом обществе огромна. Они ре­гулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями-регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Одна из глав­ных функций ценностей - служить мотивом поведения. Че­ловек стремится добыть то, в чём нуждается, что ценит, соот­ветственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причём ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Ценности выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

    Человек без духовной жизни не существует. Такие каче­ства и устремления человека, как чувство красоты, стрем­ление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, устремлённость к благу, мужество и бесстра­шие, чувства заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия, относятся к проявле­ниям духовной жизни.

    Для 14-15-летних подростков характерно стремление к философским рассуждениям о смысле жизни, о смерти, о своём предназначении. Примерно в это время подросток на­чинает критически оценивать своих родителей, замечать невидимые ранее недостатки, протестовать против их обра­за жизни. Существует мнение, что, чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испыты­вает потребность примкнуть к какой-либо группе и вполне удовлетворяется обществом одного-двух духовно близких друзей-ровесников или своим собственным.

    Связь духовности с религией. Духовное - по своему ис­ходному значению подразумевает общение с духами. Для европейской цивилизации высшим проявлением духовного является общение со Святой Троицей и теми атрибутами, которые сопровождают отправление христианской рели­гии.

    Связь духовности с религией самая что ни на есть пря­мая. Ведь латинское слово religare означает духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Вот почему выдающийся русский философ С. Франк отмечал: «Духовная жизнь - связь человеческой души со сверхчело­веческими началами, воплощёнными в Боге».

    Чем была бы европейская цивилизация без Библии? Чем была бы западная культура без католичества, индийская - без её религий, русская - без православия, арабская - без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, что приводит творчество к деградации и омерт­вению.

    В дореволюционной России многие храмы и монастыри, как пра­вило, не ограничивались только богослужениями, они были, по сути, центрами духовной жизни, осуществляли такие виды деятельности, как образовательная (церковно-приходские школы); просветитель­ская (воскресные школы для детей и взрослых, общества трезво­сти, издание православной литературы и т. д.); благотворительная (содержание детских приютов, уход за больными и т. д.). В конечном счёте всё это было направлено на воцерковление людей, на их ду­ховное воспитание и образование.

    Мир духов, или духовный мир, иначе называется сакраль­ным, т. е. священным. Священным именуется всё, что ценит­ся обществом превыше всего и служит образцом высоконрав­ственного поведения. Таким образом, духовное неразрывно связано с этическим. Но, кроме того, духовное тесно связано и с эстетическим, которое воплощается в искусстве.

    Духовное и эстетическое. Искусство явилось на свет не сразу. Хотя наскальная живопись возникла 15 тыс. лет на­зад, вначале искусства как такового не было, были ремёсла, например гончарное, предметы которого украшались. Были статуэтки матери-богини, которые сегодня хранятся в луч­ших музеях мира. Но они не являлись ещё искусством в подлинном смысле слова.

    Искусство как сфера возвышенного, которое позволяет вознестись человеческому духу, появилось в Античную эпоху и получило расцвет в эпоху Возрождения. Из техники украшения сугубо бытовой утвари искусство превратилось в область духовной деятельности только после того, как са­мо обратилось к изображению духов - языческих либо хри­стианских. С тех пор оно само очистилось и возвысилось.

    Сегодня сфера духовного очень широка и разнообразна. В неё включают всё, что заслуживает именовать фундамен­тальным, возвышенным, непреходящим. Духовное проти­воположно земному как нетленное тленному, бессмертное преходящему. Учение И. Ньютона вечное и непреходящее, оно фундаментальное и возвышенное. А сочинения алхи­миков или псевдоучёных - преходящи и тленны. Они хотя и созданы человеческим духом, но останутся индивидуаль­ным достоянием, быть может, индивидуальным заблужде­нием или предрассудком.

    Роль духовных потребностей. Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине пирамиды А. Маслоу. Кажется, что до них дело доходит после того, как удовлетворены все иные потребности. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отличала неистребимая да духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. Нашей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не
    менее народное творчество не иссякало, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители, развитие духовной сферы обще­ства происходит в целом независимо от экономического бла­гополучия.

    Оговорка «в целом» не случайна. Речь идёт об общей тен­денции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные се­мьи или группы населения, картина усложняется. Когда че­ловек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.